Тжс

Понятие «Трудная жизненная ситуация».

Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

[Российская Федерация. Законы. Об основах социального обслуживания в РФ: федеральный закон: (принят 10 декабря 1995 г. ; в ред. 22 августа 2004 г.)]

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации — это дети:

— оставшиеся без попечения родителей;

— дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии ;

— дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

— дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

— дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

— дети — жертвы насилия;

— дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

— дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

— дети, проживающие в малоимущих семьях;

— дети с отклонениями в поведении;

— дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи

[Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ: федеральный закон: (принят 24 июля 1998 года; в ред. от 30 июня 2007 г.)].

Основные причины девиации подростков:

1. Биологические факторы. Выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской.

— генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

— психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

— физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

2. Психологические факторы. в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии. неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.

Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

3. Социально-педагогические факторы. Выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации.

Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи.

Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:

— дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку. а с другой – провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи – одни правила поведения, для общества – совершенно другие;

— нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раз дельного проживания детей и родителей;

— асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родите лей, проявлениями маломотивированной «семейной жестокости» и насилия.

Жестоким обращением (оскорблением, пренебрежением называют широкий спектр действий, наносящих вред ребенку со стороны людей, которые его опекают или заботятся о нем. Эти действия включают мучения, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущие физический ущерб для ребенка.

Жестокому обращению дети подвергаются в семье, на улице, в школе, детских домах, больницах и других детских учреждениях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Это приводит к осознанию ребенком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно – ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и социальной адаптации.

4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

5. Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма9raquo;, падения нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Неудивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

Трудная жизненная ситуация

Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина ( инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.  [1]

В трудных жизненных ситуациях периодически оказываются или длительное время находятся десятки миллионов людей — взрослых и детей, и отсутствие государственного механизма, способного помочь им решить возникшие проблемы, крайне отрицательно сказывается на психологическом микроклимате, порождает у населения чувство незащищенности и равнодушия государства к своим гражданам, снижает гуманистический потенциал общества.  [2]

Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.  [3]

Клиент социальной службы — гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации. которому в связи с этим предоставляются социальные услуги.  [4]

Клиент социальной службы — человек или семья, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в связи с этим в социальном обслуживании.  [5]

Социальный работник сможет оказать действенную помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. лишь глубоко овладев практическими навыками и умениями. Кафедра уделяет большое внимание этому вопросу. Объектами прохождения практики студентов определены органы государственного и муниципального управления, система организаций и учреждений Министерства труда, занятости и социальной защиты населения, Госкомитета РБ по делам молодежи, учреждения Министерства внутренних дел и Министерства здравоохранения РБ, школы, подростковые центры, профильные социальные учреждения, со многими из которых кафедра работает в тесном контакте.  [6]

Поддержание социального функционирования может обеспечиваться социально-психологической реабилитацией и поддержкой женщин в трудной жизненной ситуации. мероприятиями по переподготовке или переобучению их более нужным профессиям, консультациями или иной правовой помощью для защиты их прав.  [7]

Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого основания социальной помощи, как трудная жизненная ситуация. Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр.  [8]

Стресс — это совокупность защитных реакций организма, напряжение, возникающее в трудных жизненных ситуациях. динамическое состояние, которое обусловлено наличием трудностей или препятствий, осложняющих достижение желаемых результатов. Стресс имеет тенденцию накапливаться. Чтобы преодолеть стресс необходимо выявить его причины.  [9]

Специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации ( далее — учреждение), осуществляет социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. в первую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  [10]

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.  [11]

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию — беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие.  [12]

Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.  [13]

На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, а также другие лица, в том числе инвалиды, несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации. не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание, предусмотренных в части четвертой статьи 20 настоящего Закона.  [14]

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.  [15]

Страницы:    9ensp;9ensp;1  9ensp;9ensp;2

Поделиться ссылкой:

3.2. Понятие «трудная жизненная ситуация»

Конкретное состояние социальной проблемы описывается через понятие социальной ситуации. Социальные ситуации складываются вследствие интеграции особенностей социальной среды и личности, которая воспринимает эти особенности и своеобразно их интерпретирует, поэтому важно различать типы социальных ситуаций, изучать специфику поведения человека в них, механизмы их восприятия личностью, воздействие ситуаций на социум, чтобы иметь возможность находить оптимальные пути дальнейшего социального движения. В науке социальные ситуации рассматриваются с точки зрения ситуационного подхода (Л.С.Выготский, Б.Ф.Ломов, Л.И.Анциферова, Ю.Н.Емельянов, Т.М.Дридзе и др.), направленного на анализ социального бытия как череды дискретных и взаимосвязанных социальных ситуаций, частью которых является человек с его деятельностью.
Принято различать исторические, социокультурные и жизненные ситуации, в зависимости от их внешних, объективных проявлений в определенной цивилизации, культуре, микросреде. В теории социальной работы рассматриваются в первую очередь жизненные ситуации индивидов.
Жизненные ситуации — это совокупность значимых для человека событий и связанных с ними потребностей, ценностей и представлений, влияющих на его поведение и мировоззрение в конкретный период жизненного цикла.
Среди жизненных ситуаций выделяют устоявшиеся (или нормальные) и трудные (или проблемные). Проблемные ситуации возникают тогда, когда нарушается упорядоченность течения жизни человека, и он не может решить ту или иную проблему с помощью привычных схем поведения. При этом источник жизненной трудности обнаруживается как в собственных действиях индивида, так и во влиянии окружающей среды.
Специалисты указывают на ряд признаков, свидетельствующих о наступлении трудной жизненной ситуации: неадекватность алгоритмов привычного социального поведения; нарушение текущей социальной деятельности; неопределенность перспектив развития событий; возникновение новой системы требований к субъекту, возникновение стрессовых состояний человека (54. С.49).
Соответственно, человек в такой ситуации не может полноценно функционировать и ему приходится изменять свое поведение. Это требует от индивида повышенной социальной активности при выборе стратегии, средств и способов деятельности, направленной на достижение желаемого результата. Необходимость сделать выбор создает напряженность в жизненной ситуации, которая выражает собой противоречие между различными интересами субъекта, а также между интересами его самого и других людей.
В научной литературе трудную жизненную ситуацию характеризуют как ситуацию социальной нестабильности, определяя ее как кризисную, стрессогенную, переломную, экстремальную, неопределенную и критическую.
Задание
Дайте определение социального стресса, основываясь на знаниях, полученных при изучении курсов психологии и основ социальной медицины.
В трудной жизненной ситуации одновременно взаимодействуют несколько факторов:
— поведенческий, указывающий на отсутствие сформированных моделей поведения в данной ситуации;
— когнитивный, показывающий недостаток знаний, умений и навыков для нормальной жизнедеятельности в ней;
— витальный, заключающийся в субъективном ощущении невозможности существовать в этой ситуации;
— экзистенциальный, указывающий на «экзистенциальный вакуум», ревизию системы ценностных ориентаций и дискретность образа «Я9raquo;;
— вероятностно-прогностический, состоящий в оценке вероятности ситуации жизненной трудности до ее возникновения как минимальной (7. С.57-58).
В теории социальной работы общепринятым является более узкое определение трудной жизненной ситуации, в котором подчеркивается аспект оценки ситуации и взаимодействия субъекта и объекта социальной работы при попытке преодолеть жизненные трудности и их последствия.
Трудная жизненная ситуация — это ситуация, объективно нарушающая социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности, и субъективно воспринимаемая им как «сложная9raquo;, вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для решения своей проблемы.
Структура трудной жизненной ситуации включает в себя участников связанных с ней событий; деятельность, которая в ней осуществляется; времен- нь*е и пространственные аспекты ситуации; ее переживание и интерпретацию объектом жизненной трудности. Следовательно, необходимо обращать внимание на объективные факторы трудной жизненной ситуации, вызванные внешними обстоятельствами, влиянием социальной среды и ближайшего окружения человека (одним из основных факторов является длительное или постоянное существование индивида на доход ниже прожиточного минимума); и ее субъективные факторы, указывающие на восприятие трудности, связанное с социально-психологическими особенностями личности. Результатом действия этих факторов выступает объективная и субъективная невозможность человека удовлетворить свои потребности (4. С.59-65).
В результате возникновения трудной жизненной ситуации в жизнедеятельности индивида обнаруживаются деформации, появившиеся на основе социальных, психологических и физических травм. В этом случае люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, вне зависимости от факта обращения в социальные службы, становятся объектами социальной работы: инвалиды, пенсионеры, лица с девиантным поведением, неполные семьи и т.д. (49. С.16-17; 88. С.35-36). При работе с клиентом специалист анализирует трудную жизненную ситуацию и пытается совместно с ним выявить варианты решения проблемы и возможность реализовать наиболее оптимальный сценарий, оценивая в процессе деятельности достигаемые результаты.
Задание
Вернитесь к разделу 1.3. и дайте подробную характеристику объектов социальной работы.
Трудные жизненные ситуации в социальной работе можно классифицировать на основе ряда критериев. Так, выделяют:
— по характеристикам субъекта — индивидуальные, групповые, семейные и иные ситуации;
— по возрастному критерию — ситуации детского, подросткового, юношеского и др. возраста;
— по психологической реакции на ситуацию — ситуации с адекватной, мобилизующей реакцией и с неадекватной, демобилизующей реакцией;
— по уровню адаптации к ситуации — ситуации с активной, пассивной и приспособленческой адаптацией и т.д.
Проблемная жизненная ситуация всегда связана с необходимостью тем или иным образом адаптироваться к ней — это заключается в успешном или неуспешном преодолении жизненной трудности с последующей стабилизацией ситуации. В результате может быть сформирована как активная жизненная позиция человека, свидетельствующая о его социальной ответственности, так и противоположная по содержанию — пассивная, или иждивенческая позиция.

Тжс

Рис. 4. Модель адаптации к трудной жизненной ситуации

При разработке данной схемы была использована, несколько видоизменена и экстраполирована на другие объекты социальной работы модель адаптации безработных к трудной жизненной ситуации, предложенная А.И.Деминым и И.П.Поповой. Эти авторы выделяют неконструктивные и конструктивные способы адаптации к трудной жизненной ситуации.
К неконструктивным способам относят:
— защитное, «избегающее9raquo; поведение, когда человек старается не замечать ситуации жизненной трудности;
— хаотичный поиск, когда выбор стратегии поведения осуществляется без осмысления ее последствий;
— поиск в условиях ограниченной информированности, когда источники информации о различных путях решения проблемы недоступны или отличаются низким качеством;
— продуктивное иждивенчество, когда индивид использует ресурсы своего окружения, не пополняя их собственной деятельностью.
К конструктивным способам относят:
— целенаправленное использование ресурсов межличностной сети, когда выбор стратегии поведения осуществляется на основе создания референтного круга общения;
— конкретизацию целостного образа «Я9raquo;, когда индивид стремится осознать и в дальнейшем использовать личностные ресурсы;
— накопление опыта поведения в социальной сфере, когда личность формирует «репутационную9raquo; стратегию деятельности;
— отношение к трудной жизненной ситуации как к совокупности шансов, когда контекст ситуации «достраивается9raquo; и выявляется ее альтернатива (18. С.35-46).
Следует помнить, что вследствие сложности и быстроты социальных изменений в современном социуме даже успешное разрешение трудных жизненных ситуаций не гарантирует клиента от их повторения, поэтому в практике социальной работы важно стимулировать обращение людей к конструктивным способам адаптации к трудной жизненной ситуации. В этом случае на основе развития способностей клиента социальных служб к самоорганизации и одновременно оказания ему помощи специалистом по социальной работе формируется адаптивная компетентность в конкретной жизненной ситуации, которая позволяет человеку в дальнейшем решать сложные проблемы самостоятельно.

Трудная жизненная ситуация это:

Смотреть что такое «Трудная жизненная ситуация» в других словарях:

трудная жизненная ситуация — Ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности,… … Справочник технического переводчика

трудная жизненная ситуация — 2.1.5 трудная жизненная ситуация: Ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Трудная жизненная ситуация — 4) трудная жизненная ситуация ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица,… … Официальная терминология

Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места… … Словарь юридических понятий

Рекомендации: Рекомендации по проектированию центров социальной помощи семье и детям — Терминология Рекомендации: Рекомендации по проектированию центров социальной помощи семье и детям: безнадзорный несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 52495-2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 52495 2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения оригинал документа: 2.1.6 адресность: Принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Социальная работа — Социальная работа  профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет… … Википедия

ТЖС — трудная жизненная ситуация термин, употребляемый социальными работниками ТЖС типовая жилая секция … Словарь сокращений и аббревиатур

Tomb Raider (игра, 2013) — Эта статья описывает компьютерную игру, находящуюся в разработке. После выпуска игры сведения, приведённые здесь, могут оказаться неверными, и содержание статьи может значительно измениться … Википедия

Внимание! Трудная жизненная ситуация.

Человек это тот, кто постоянно решает проблему жизни/

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологической литературах. Федеральный закон № 122 «Об основах социального обслуживания населения», принятый Государственной Думой РФ 22.10.1994г. дает следующее определение данному понятию: трудная жизненная ситуацияситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую человек не может преодолеть самостоятельно.

Сущностная особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал.Такую помощь должны оказать родители.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации :
— Дети, оставшиеся без попечения родителей;
— Безнадзорные и бездомные дети;
— Дети-инвалиды;
— Дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии);
— Дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий ( в том числе дети — вынужденные переселенцы и дети-беженцы);

-Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
— Дети — жертвы насилия;
— Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
— Дети, находящиеся в специальных воспитательных учреждениях для детей с девиантным (отклоняющимся от нормального) поведением;

-Дети, проживающие в малоимущих семьях;
— Дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Для всех трудных жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни и возникновение необходимости изменений. Помощь в преодолении данных ситуаций могут оказать учреждения участвующие в исполнении закона РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорностии правонарушений несовершеннолетних».

Семья уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма. В быту, в личной жизни она способна давать людям то, что в обществе дают высшие идеалы и принципы жизненного устройства, открытые человечеством.

Но для семей, где воспитываются подростки – правонарушители, типичен постоянный разлад между родителями (пьянство, ругань, ссоры, драки). Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков. Положение подростков в таких семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основным методом наказания подростков, дополняющим оскорбления, брань, и угрозы, являются телесные наказания. Неслучайно побеги, хулиганство, грубость подростков возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательства на их личность. В основном, в семьях просто не умеют правильно воспитывать детей из-за низкого культурного уровня, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как занятость, болезнь и пр.

Анализ отношения “трудных” детей с окружающей действительностью, характер их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками убеждает, что лишь недостатки семейного воспитания, несогласованность позиции образовательного учреждения и семьи становятся ядром конфликтной ситуации, которая кладет начало нравственной деформации личности подростка.

Трудновоспитуемость сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации: прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он может успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Одним из важнейших принципов я социально-педагогической реабилитации является опора на положительные качества подростка. Для преподавателя недопустимо категорическое осуждение “трудного”, высказывание окончательных мрачных прогнозов типа “из такого-то все равно толку не будет” или “он законченный преступник”, “он все равно кончит в тюрьме” и т. д. Умение видеть положительное в поведении ребенка, умение опираться и развивать это хорошее – важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.

Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные обучающиеся, имея хроническую неуспеваемость по предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, часто создают весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности подростка. Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в формировании профессиональных навыков в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний.

Указывая на комплексный характер воспитательно-профилактических мер, на необходимость дальнейшей развития деятельности органов профилактики, культурного развития семьи, своевременного привлечения медицинской помощи, расширения сети специальных учебно-воспитательных учреждений, рассчитанных на детей с различными нервно-психическими отклонениями и патологиями, нужно подчеркнуть, что ведущая роль в предупреждении трудновоспитуемости отводится мерам общего социально-педагогического характера. То есть, совершенствованию системы образования и воспитания подрастающего поколения, оздоровлению ближайшего окружения детей и подростков и прежде всего условий их семейного воспитания.

На рост правонарушений, насилия и асоциального поведения в молодежной среде оказывает влияние множество факторов. Данная проблема является очень серьезной и должна решаться совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и общественности. В «Губернском профессиональном колледже» организованно взаимодействие со службами и ведомствами системы профилактики для координации всей работы в этом направлении. Партнерские отношения преподавателей и мастеров п/о со всеми заинтересованными службами и ведомствами, сотрудничество с ними способствуют успеху профилактической работы, и работе по защите прав ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

Социальный педагог: Иванушко Т.А.

1. Федеральный закон № 122 «Об основах социального обслуживания населения», принятый Государственной Думой РФ 22.10.1&94г;

2. Федеральный закон Российской Федерации № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года ;

3. Федеральный закон Российской Федерации № 120-Ф3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних » принятый Государственной Думой РФ от 21.05.1&99г;

4. Гомонова С.И. «Проблемы «трудных» подростков, пути их предупреждения и решения» Москва из-во «1 сентября»;

5. Александрова А.Л Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодёжи: Материалы международной научной конференции (6-8 декабря 2005 г.): В 2-х т. Т.1. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005. 223 с. с.34-35;

6. Т.И.Шульга «Работа с неблагополучной семьей» из-во «Дрофа»2007г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *