Технология коллективного взаимообучения

ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМООБУЧЕНИЯ

К личностно ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А.Г. Ривина (1877–1944) и его учеников. Методики А.Г.Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащихся в парах сменного состава».

Главными особенностями групповой работы учащихся на уроке являются следующие:

1. класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

2. каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

3. задания в группе выполняются тем способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

4. состав групп непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы.

Групповая деятельность учащихся на уроке по работам В.В.Котова складывается из следующих элементов:

· предварительной подготовки учащихся к выполнению группового задания, постановки учебных задач, краткого инструктажа учителя;

· обсуждение и составления плана выполнения учебного задания, определения способов его решения, распределение обязанностей;

· работы по выполнению учебного задания;

· наблюдения учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся;

· взаимной проверки и контроля за выполнением задания в группе;

· сообщения учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общей дискуссии в классе под руководством учителя, дополнений и исправлений, дополнительной информации учителя и формулировки окончательных выводов;

· оценки работы групп и класса в целом.

Технологии коллективного взаимообучения, в т.ч. и КСО, позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям учеников, различному уровню сложности содержания обучения, специфическим чертам каждой школы и обслуживаемого ею социума, поэтому их можно отнести к личностно ориентированным педагогическим технологиям.

Преимущества коллективных способов обучения:

· в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

· в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

· каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

· повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

· отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

· формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

· обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, что обеспечивает более прочное усвоение.

Групповые формы обучения, как уже ранее рассматривалось (в разделе «Теория обучения») на занятии целесообразно разделить на звеньевые, бригадные, кооперативно-групповые и дифференциальные группы (подбираются педагогом в зависимости от учебных возможностей, обучаемости, сформированных учебных навыков, скорости протекания познавательных процессов и по другим основаниям).

Варианты работы в парах :

1. статическая пара. которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» – «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных ученика, сильный и слабый при условии взаимного расположения. Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя. Определено, что когда человек обучает других, он запоминает до 95% изучаемого;

2. динамическая пара. выбирают четверых учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п. то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;

3. вариационная пара. в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результами каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Групповая форма работы наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественно-научным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка, на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач, при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов. Все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.

СРАВНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ (КСО) И ГРУППОВОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ (ГСО)

В современной школьной практике используются групповая и парная работа.

Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, постоянной поддержке учителя, его оперативной помощи. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной деятельности идеальна.

Групповая форма несет в себе также ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономичный и эффективный путь его изучения. В результате этого слабые ученики могут с трудом усваивать изучаемый материал. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке групповая форма организации работы дает ожидаемые положительные результаты, несет в себе запланированный эффект.

Самый большой недостаток групповой формы организации учебного процесса заключается в том, что она не является коллективной в настоящем смысле этого слова. Коллективная работа, возникающая на базе дифференциальной групповой работы, должна иметь определенные признаки. Среди них такие, как:

· восприятие данного учителем задания через призму коллективной ответственности и получение соответствующих социальных оценок;

· возложение организации выполнения задания на плечи самого класса;

· разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет ему лучше проявить себя в общей деятельности;

· взаимный контроль и ответственность перед классом (Х.И.Лийметс).

Отсюда следует, что далеко не всякая работа является коллективной по существу, поскольку по характеру она становится сугубо индивидуальной.

При общеклассной организации почти исключается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь, распределение обязанностей и функций. Все ученики делают одно и то же.

Коллективное обучение – это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена, и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе, влияет на атмосферу в классе.

КСО не новая современная форма обучения. Этот способ применялся в 20 – 30-е гг. ХХ в. в системе ликвидации безграмотности. Бесспорны его преимущества, однако широкое распространение сдерживается сложности его организационно-методического обеспечения.

Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.

Технология коллективного взаимообучения

К личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А. Г. Ривина и его учеников. Методики А. Г. Ривина имеют различные названия:

«коллективное взаимообучение», «коллективный способ Обучения (КСО)», «работа учащихся в парах сменного состава».

Преимущества ксо

в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний

каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на Микроклимате в кол­лективе;

формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и спо­собностей, достоинств и ограничений;

обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увели­чивает число ассоциативных связей, что обеспечивает более прочное усвоение.

Варианты работы в парах

статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняю­щихся ролями «учитель» — «ученик»; так могут заниматься два слабых уче­ника, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;

динамическая пара: выбирают четверых учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т. п. то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;

вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четы­ре порции учебного содержания.

Определено, что когда человек обучает других, он запоминает до 95% изу­чаемого.

Модуль — целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.

Технология модульного обучения

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, ин­тегрируя в себе всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Наиболее полно основы модульного обучения разработаны и изложе­ны П. Ю. Цявичене.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с помощью) достигает конкретных целей в процессе работы с модулем. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением.

Содержание обучения представляется в закономерных самостоятельных комплексах (информационных боках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.

Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объём знания, но и на уровень его усвоения.

Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с учащимися, дозировать помощь, изменить формы общения учителя и ученика.

Технология коллективного взаимообучения
Главная | О нас | Обратная связь

Технология коллективного взаимообучения (КСО)

У истоков данной технологии стоял А.Г.Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы, а в 1930 открыл неформальный, «дикий» вуз в г.Киеве, в котором в течение трех лет качественно обучал будущих инженеров. Его методика получила несколько названий: оргдиалог (организационный диалог), сочетательный диалог, талгенизм (талант и гений). Идеи А.Г.Ривина были подвергнуты забвению, и только в послевоенные годы, сквозь препоны и преграды, выстраиваемые официальной педагогикой и консервативной системой управления образованием, эти идеи реализовал на практике и развил в целостную систему В.К.Дьяченко, а также М.А.Мкртчян, А.Г.Границкая и др.

Теоретические основы технологии коллективного взаимообучения (КСО) сформулированы В.К.Дьяченко. Рассматривая обучение как частный случай общения, он выделяет четыре формы обучения

1. Индивидуальная – учащийся работает самостоятельно по заданию, инструкции преподавателя.

2. Парная – «учитель — ученик», «ученик – ученик» (один говорит – другой слушает).

3. Групповая – «учитель – ученики», «ученик – ученики» (один говорит – все слушают). По мнению В.К.Дьяченко, к групповой форме относится не только работа в малой группе, но и фронтальная форма обучения.

4. Коллективная – «половина учеников говорит – половина слушает). К коллективной форме автор относит только работу в парах сменного состава. Групповые формы работы не являются в строгом смысле слова коллективными формами, так как в них, как правило, интенсивно работают наиболее активные учащиеся.

Исторически сложившиеся способы обучения включают отдельные или максимум три формы обучения. И только КСО позволяет реализовать все существующие организационные формы.

Организационная структура учебного процесса в исторически сложившихся способах обучения (по М.Мкртчяну).

1. Опосредованное 2. Парная 3. Групповая 4. В паре сменного состава

1. Индивидуальная 2. Парная 3. Групповая 4. Коллективная

ИСО=1+2 оргформы ГСО =1+2+3 оргформы КСО= 1+2+3+4 оргформы

ИСО – индивидуальный способ обучения. ГСО – современный групповой способ обучения, сложившийся в условиях классно-урочной системы.

Коллективное взаимообучение осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся. Для этого обучающийся должен:

1) изучить новую тему или выполнить задание самостоятельно (индивидуальная работа);

2) объяснить тему или порядок выполнения задания другому обучающемуся; выслушать объяснение другого учащегося или выполнить данное им задание (работа в паре);

3) найти нового партнера и осуществить действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава);

4) отчитаться в выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма).

Таким образом, КСО позволяет реализовать потенциалы индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся.

Принципы КСО: завершенности; непрерывной и безотлагательной передачи знаний; всеобщего сотрудничества и взаимопомощи; обучения в соответствии со способностями каждого учащегося; разделения и делегирования учебных заданий; педагогизации отношений.

1. Учебный материал (тексты, задания) делится на элементы, части. Каждая часть задания должна быть относительно самостоятельна, то есть выполнима независимо от остальных заданий данного раздела. Определяются цели деятельности, устанавливаются ее правила, распределяются функции, формируются группы, предъявляются схемы, алгоритмы деятельности, маршрутные листы, устанавливающие порядок работы учащихся, таблицы учета выполненных заданий.

2. Осуществляется индивидуальная работа учащихся над своей частью задания. На данном этапе наиболее реализуется обучающая и контролирующая функции преподавателя. «Запуск» считается состоявшимся, когда проверены результаты работы каждого учащегося. Проверка результатов проводится учащимися-консультантами и в условиях групповой работы.

Организуется в малых группах (по 4, 6, но не более 12 человек, исходя из возможностей смены партнеров). Существует несколько видов пар:

· статическая пара – совместно работают учащиеся, сидящие рядом

· динамическая парапара сменного состава. наиболее удобна работа посредством смены партнеров в четверке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров (рис. 1).

Рис.2. Алгоритм работы в вариационной паре.

Необходимо определить маршрут работы учащегося (с кем и в какой последовательности он будет работать), минимизировать время на поиск партнера с помощью цветовых сигналов или карточек разного цвета (один цвет – один и тот же материал).

ЭТАП 3. Работа в малых группах. Проработав определенную тему в парах сменного состава, учащийся выступает перед МГ. Данный этап может осуществляться в нескольких вариантах в зависимости от цели работы:

1. Подготовка малой группы к индивидуальной работе по теме. Группа слушает докладчика, который объясняет, как работать над этой темой, и разбирается в ней.

2. Уточняющая, коррекционная работа в малой группе. Ученик выступает перед группой, которая уже изучила данную тему. После выступления группа задает ему вопросы, побуждая отстаивать свои знания, «защищать» данную тему. В результате происходит более глубокая ее проработка, обсуждение проблемы (групповая дискуссия).

3. Работа в «тройке» проводится для внимания всех учащихся. Один учащийся выступает в роли «учителя», два других – « ученики», все остальные учащиеся наблюдают, анализируют. Основная задача – освоение методики изложения и объяснения учебного материала. По окончании работы осуществляется анализ обучающей деятельности «учителя».

Таким образом, технология коллективного взаимообучения не исключает, а предполагает групповые формы работы, но они не должны занимать большую часть времени.

Частные методики КСО:

Технология коллективного взаимообучения Технология коллективного взаимообучения

Теоретическое обоснование методики А. Г. Ривина, которая имеет различные названия: организованный диалог, сочетательный диалог, талгенизм (от слов таланты и гении), коллективное взаимообучение (КВО), коллективный способ обучения (КСО), работа учащихся в парах сменного состава, в значительной меро — заслуга его учеников и последователей: В. К. Дьяченко, М. Д. Брай-Термена, А. С. Соколова и др.

Еще Я. А. Коменский в «Великой дидактике» оценивал обращенную мысль как катализатор мышления. Он писал: «Если нужно — откажи себе в чем-нибудь и плати тому, кто тебя будет слушать» и еще «Многое спрашивать, усваивать, учить других — тайны великой учености». Современная психология утверждает: мышление развивается через речь, следовательно КСО по праву входит в пакет развивающих педагогических технологий. Работа в парах сменного состава по определенным правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Основные преимущества КСО:

1) в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логических мышления к понимания;

2) в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

3) Участвуют все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, вербальная;

4) каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

5) повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

6) отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

7) формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

8) обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Среди возможных негативных последствий КСО наибольшие опасения учителей вызывают шумовые помехи в процессе оргдиалога. Эти опасения в современном варианте технологии снимаются специальными тренингами по выработке оптимального режима общения, позволяющего учащимся слышать друг друга и не мешать другим. Кроме того, по закону Вебера-Фелнера длительное раздражение перестает ощущаться по истечении непродолжительного времени.

Проектирование обучающей системы:

— подготовка учебного материала состоит в отборе учебных текстов, дополнительной и справочной литературы по теме урока (или цикла уроков), расчленении учебного содержания на единицы усвоения (в авторском варианте — смысловые абзацы), разработке целевых заданий, в том числе и домашних;

— ориентация учащихся включает несколько этапов:

1) подготовительный, имеющий целью сформировать и отработать необходимые общеучебные умения и навыки, а именно: а) ориентацию в пространстве; б) умение слушать партнера и слышать то, что он говорит; в) работа в шумовой среде; г) поиск нужной информации, использование листков индивидуального учета; д) умение переводить образ в слова и слова в образ. Эти умения отрабатываются- в ходе специальных тренинговых занятий.

2) ознакомительный, имеющий различные модификации, общим элементом которых является усвоение «правил игры», сообщение целевых установок, указание на характер проработки и способов учета результатов учения;

— ход учебного занятия, в зависимости от возраста, содержания, объема отведенного учебного времени, избранного варианта методики Ривина, может протекать по-разному. Наиболее характерный для этой системы способ имеет следующие стадии: 1) каждый ученик прорабатывает свой абзац (это может быть буква, слог, слово, предложение, часть текста, описание, характеристика, пункт или параграф учебника, статья, историческим документ и т.д.); 2) обмен знаниями с партнером, который протекает по правилам ролевой игры «учитель-ученик», причем смена ролей обязательна; обучающий предлагает свой вариант заглавия абзаца, его план, отвечает ни поставленные вопросы, предлагает контрольные вопросы или задания и т. п. эта стадия заканчивается обменом абзацев; 3) проработка только что воспринятой информации и поиск нового партнера для взаимообучения и т. д.

Учет выполненных заданий ведется либо в индивидуальной карточке, либо в групповой ведомости, где указаны все учебные элементы и фамилии участников оргдиалога. Практическая реализация КСО показывает целесообразность «погружения» учащихся в тему на время, которое необходимо для протекания обучающего цикла, т. е. необходимой совокупности действий обучающего и учащегося, которая приводит последнего к усвоению определенного фрагмента содержания с заранее заданными показателями. Оргдиалог протекает продуктивно и динамично не только на одном уроке или с одним классным коллективом. Увеличение числа участников коллективного взаимообучения увеличивает вероятность отыскания в любой момент партнера для работы.

Знаете ли Вы:

Технология коллективного взаимообучения

Название технологии имеет синонимы: организованный диалог, работа в парах сменного состава. При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную.

В ней (по желанию) объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик». Так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.

Такую технологию я обычно применяю на уроках при работе над ошибками, которая проводится после проверки контрольных. Сильные учащиеся, сделав работу над ошибками, «берут шефство» над слабыми учениками и выступают в роли учителя, консультанта. В данном случае оказывается помощь слабым учащимся, но и сильные получают возможность проверить свои знания, оттачивают речь, рассуждают.

Работа в статистически парах даёт положительный результат на уроке после объяснения нового материала, когда каждый ученик класса имеет возможность сам объяснить новый материал и услышать его ещё раз, при этом внимание будет обращено на ошибки и недочёты.

На уроке русского языка по теме «Правописание не с причастиями» после объяснения новой темы я раздала учащимся карточки с заданием, которое помогло им: 1) лучше усвоить материал, 2) запомнить правило, 3) проверить своё умение применять теорию на практике, а взаимопроверка помогла выявить допущенные ошибки и получить объяснение от соседа по парте (консультанта). Также ребята сами оценили свою работу до и после взаимопроверки. Карточки были двух уровней сложности.

Впишите не на месте точек. Впишите в скобки цифру соответствия правилу.

Ещё .…убранные поля ( )

1.Не раздельно: краткое причастие

2.Не раздельно: есть зависимые слова

….сделанная, а отложенная работа ( )

Выбирают четырёх учащихся, предлагают им задание, имеющее четыре части. После подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т. е. с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп, а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям собеседника.

В ней каждый из четырёх членов группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Подготовка к занятию при такой технологии заключается в отборе учебного материала, дополнительной и справочной литературы, распределении и содержании единиц усвоения, разработке целевых заданий. Подготовка к занятию при такой технологии заключается в отборе учебного материала, дополнительной и справочной литературы, распределении и содержании единиц усвоения, разработке целевых заданий. Преимущество технологии коллективного взаимообучения заключается в том, что в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания. В процессе взаимного общения включается память, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе; повышает ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда. Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребенку учиться. Это задача личностно-ориентированной педагогики, где ценят не только результат, но и сам процесс учения. Это возможно в рамках учебного проекта, где большая роль отводится самостоятельной работе учащихся.

Разновидности групповых технологий

Я апробировала такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм.

Кооперативное обучение — это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Элементы кооперативного обучения: положительная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества. Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

§ постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

§ раздача дидактического материала;

§ планирование работы в группе;

§ индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;

§ обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);

§ сообщение о результатах работы группы;

§ общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная — выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода работы, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы учащихся на уроке, в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику Групповая дискуссия — это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет: дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме

Эффективными средствами запуска дискуссий являются задания «ловушки9quot;. В опыте моей работы накопилось несколько типов таких заданий, специально предназначенных для упражнения детей в инициативном учебном сотрудничестве. Это задания:

воспитывающие критичность мышления ребенка:

§ задания, различающие ориентацию ребенка на задачу и на действия учителя. Учитель задает вопрос и, работая вместе с классом, присоединяется к неверному детскому ответу. Детям предоставляется открытый выбор: либо сразу повторить ответ учителя, либо попробовать ответить самостоятельно. Для ребенка это ситуация, когда необходимо постоянно сопоставлять свою собственную точку зрения с любой другой, в том числе и учительской. Это воспитание привычки ни с кем не соглашаться просто так, не подумав.

§ задачи, не имеющие решения.

тренирующие в обнаружении границы собственных знаний:

§ задания, имитирующие позицию учителя.

§ задания, которые учат детей рассматривать знакомый предмет с особой, нестандартной позиции.

формирующие умение запрашивать у учителя необходимую информацию:

§ задания с недостающими данными.

§ для воспитания привычки «спрашивания9quot; необходимы задания, в которых спрашивают дети, а отвечает учитель.

Все эти задания требуют совершенно определенной атмосферы урока: атмосферы дискуссии, спора, рассуждения, доказательств, совместного поиска истины.

Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощаться идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

В своей работе я использую такие разновидности групповых технологий, как групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, проводим нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение класса на группы (урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие и т.д.)

Групповой опрос. Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Он может быть организован как после уроков, так и на самом уроке. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель.

Структура группового опроса сходна со структурой группового занятия с тем лишь различием, что соотношение вводной, основной (опрос учащихся в группах) и заключительной части в данном случае составляет пропорцию 1:8:2. Такой опрос, организованный в классе, ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу.

Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.

Общественный смотр знаний. В системе различных форм групповой познавательной деятельности общественный смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период.

Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений учащихся. В период подготовки класс разбивается на группы по 4-6 человек во главе с консультантом. Если в классе уже сформированы группы (для групповых занятий), целесообразно их оставить в том же составе. Вся подготовка к смотру практически ведется в этих группах.

Для более полной подготовки учитель заранее составляет перечень вопросов, задач, практических, графических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время.

Учитель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляя через них деятельностью групп.

Общественный смотр знаний открывает председатель жюри, смотру придается приподнятый, торжественный характер. Учащиеся приходят в праздничной форме. Помещение украшается, делается выставка работ учащихся и учебно-методических материалов и т.д. Расстановка столов (парт) в помещении (классе) необычна. Члены жюри рассаживаются за столами так, чтобы были видны доска и класс. Впереди один ряд столов оставляется свободным — для самостоятельно работающих учащихся. Они сидят по группам со своим консультантом.

После торжественного открытия приступает к своим обязанностям ведущий общеклассного смотра, у которого есть план смотра с указанием видов работ (письменных, устных, графических, решения задач, задания на смекалку и т.п.) и список учащихся.

Часть учеников выполняют работу у доски, часть — сидя за отдельными столами, часть отвечают с мест. После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить и уточнить его. Все ответы и поправки также учитываются. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему. На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная работа (короткий диктант, текст, перфокарты или простые задачи, требующие для выполнения немного времени). В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки (по типу известного КВН).

Результаты общественного смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие работу групп. Итоги общественного смотра знаний предаются гласности, обсуждаются в педагогическом коллективе школы, а также в органах информации.

Учебная встреча обычно проводится при повторении изучаемого материала как на уроке, так и во внеурочное время. Учебная встреча может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему учебной встречи намечает учитель или учебный актив класса (на классном собрании, а иногда прямо на уроке утверждается ее тема и время).

Так же, как и при общественном смотре знаний, организация учебной встречи состоит из подготовки и самой встречи. Ведет учебную встречу учитель.

Встреча протекает следующим образом. Ведущий задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Учащиеся из той же команды могут дополнить его. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона. Ведущий и члены жюри могут задавать и дополнительные вопросы. Одновременно несколько учеников вызываются к доске, к столу для выполнения письменных (графических) работ. Учебная встреча отличается от общественного смотра знаний своим рабочим характером. Это по существу обычный текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты.

Диспут. Разновидностью учебной встречи является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, — сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции.

Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. В ходе дискуссии он следит за соблюдением правила ведения дискуссий:

— Я критикую идеи, а не людей.

— Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

— Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.

— Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.

— Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.

— Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

— Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

Очень велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, репетировать очередность выступлений и, главное, заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца.

Диспут не требует ни выставления отметок, ни принятия решений. Поэтому его цель — научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре показать ученикам истинность той или иной позиции.

Нетрадиционные уроки . К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.

Примеры: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированы урок и др. При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочно время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету — это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.

Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.

Я апробировала диагностику способов учебного сотрудничества. Полученные результаты позволяют оценить роль групповой формы работы детей в формировании учебных умений; в частности учебной самостоятельности, умения активно учиться у взрослого и друг у друга, а также сделать вывод о том, что именно этот фактор обучения оказывает наиболее существенное влияние на становление инициативности детей в учебных отношениях. При этом учебная самостоятельность в построении учебных отношений тем выше, чем больше у детей опыт учебного сотрудничества друг с другом. Также я считаю, что качество обученности наших учащихся — это результат введения учебного сотрудничества детей.

Мною накоплен большой материал, позволяющий отследить успешность проделанной работы. Это анкеты детей и родителей, творческие работы детей, раздаточный дидактический материал, методические разработки учителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *