Теория правового государства

Становление теории правового государства

Теория правового государства это – синтез концептуальных идей и концепций о его природе, признаках, принципах как государства демократического, социального, в котором господствует право. Она явилась результатом всемирного прогрессивного развития учения о государственности в русле человеческого измерения и общесоциальной справедливости.

Зарождение теории правового государства берет свое начало с концептуальной политико-правовой идеи о торжестве справедливых законов в государстве.

Изначальной, функциональной, «сквозной» идеей, вошедшей в теорию правового государства является идея господства юридического закона, а не власти правителя.

Уже в VI в. до н. э. один из выдающихся древнегреческих мудрецов Солон своей знаменитой реформой воплотил идею соединения права и силы власти в господстве законов, изданных, по его словам, для простых и знатных наравне. По утверждению Аристотеля с Солона в Афинах началась демократия. Главным в законах Солон считал обеспечение компромисса.

Идея торжества закона, идея законности отстаивалась позднее Гераклитом. Гераклит утверждал, что народ должен сражаться за законы как за стены своего города, а под законами он понимал отражение естественных, вечных законов миропорядка. В таком ракурсе обосновывал господство закона и Сократ. Будучи убежденным в исключительной значимости законности, Сократ пожертвовал своей жизнью, отказавшись от побега из тюрьмы, в которой он ожидал исполнения вынесенного ему смертного приговора за нарушение закона.

Весьма характерной является эволюция во взглядах на соотношение государственной власти и закона выдающегося древнегреческого философа Платона. В своих поисках идеально устроенного государства Платон первоначально полагал, что таким должно быть государство, во главе которого стоит философ или философы, мудрость которых якобы позволяет им управлять обществом, не прибегая к изданию законов. Но впоследствии жизнь убедила Платона в том, что эффективно управлять людьми, обеспечивая прогрессивное развитие социума, возможно только на основании закона. «Я вижу близкую гибель того государства, – писал в своей книге «Законы» Платон, – где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги»[63].

Ученик Платона Аристотель, которого по праву считают величайшим мыслителем в истории политической и правовой мысли, полагал, что закон должен властвовать над всем, а там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя; господствующей силой в государстве должен быть закон правильный в основных своих положениях, и правитель – будет ли то одно лицо или несколько – должен простирать свою власть только на то, относительно чего закон не в состоянии высказать точных положений, потому что в общих выражениях нелегко определить ясно все случаи[64]. Современник Аристотеля Эсхил считал, что демократическая форма правления возможна только при соблюдении закона. Знаменитый римский мыслитель и государственный деятель Цицерон утверждал: под действие закона должны подпадать все.

Крупнейший средневековый мыслитель Фома Аквинский, построивший свое учение на теории греческих философов и римских юристов, исходил из того, что управляют мировым и общественным порядком именно законы, которые он делил на четыре категории: 1) вечный закон; 2) естественный закон; 3) человеческий закон; 4) божественный закон.

В учениях раннебуржуазных мыслителей Г. Гроция, Б. Спинозы, М. Воль­тера, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Т. Джефферсона, Т. Пейна, Дж. Лок­­ка получило углубленное обоснование необходимости осуществления государственной власти на основе справедливого закона.

В XIX в. идею законности обосновывали сторонники либерализма Б. Констан, Р. Моль, К. Велькер, В. Гумбольдт и др.

Необходимость обеспечения господства закона в обществе в XX веке отстаивали в своих трудах такие видные ученые-юристы, как А. С. Алек­сеев, П. Г. Виноградов, В. М. Гессен, И. Н. Лазаревский, Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич, С. А. Котляревский, Б. А. Кистяковский, П. И. Новго­род­цев, Н. И. Палиенко и др.

Вторым блоком идей, вошедших в теорию правового государства, является концепция естественного права. Концептуальные идеи о естественном праве возникли в античные времена в учениях многих древнегреческих и древнеримских мыслителей, прежде всего тех, кто отстаивал идею господства закона. Они отождествляли естественное право с действием естественных законов, законов природы, которым должны соответствовать законы, исходящие от государства. В эпоху средневековья учение о естественных законах, об иерархии законов обосновал Ф. Ак­винский.

Раннебуржуазные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк и другие создали классическую естественную школу права, согласно которой естественное право – это требования человеческого разума, коренящиеся в природе человека, и законы государства должны отражать эти разумные требования. В частности, Дж. Локк утверждал, что закон, установленный в обществе, представляет собой не любое предписание, а только такое, которое указывает человеку на поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу, преследующее не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Свобода людей по Дж. Локку заключается в том, чтобы иметь постоянные правила для жизни, общие для каждого, позволяющие ему следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещено законом, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека. Классическая естественная школа права была господствующей на протяжении двух столетий.

В XX в. естественная школа права возрождается в экзистенциалистском, неотомистском, герменевтическом, феноменологическом и других направлениях. Каждое направление по-своему интерпретирует естественное право, однако все они, в конечном счете, сходятся в том, что его истоками являются общечеловеческие ценности, коим и должны соответствовать нормы позитивного права. В отличие от прежней теории естественного права, считавшей естественные права человека неизменными, раз навсегда данными, некоторые нынешние ее сторонники полагают, что эти права изменяются в зависимости от складывающейся реальной ситуации и круг их может расширяться.

Третьим блоком политико-правовых идей, на основе которых постепенно формировалась теория правового государства, является концепция народного суверенитета. Впервые идею о принадлежности народу верховной власти высказал Мо-цзы – древнекитайский мыслитель в
V–IV вв. до н. э. В XIV в. итальянский ученый М. Падуанский обосновывает положение, согласно которому народ – единственный носитель суверенитета и верховный законодатель. Концепцию же народного суверенитета создал в XVIII в. Ж. Ж. Руссо. По Ж. Ж. Руссо суверенитет народа неотчуждаем, неделим, неограничен. И только народ вправе сам непосредственно осуществлять законодательство, воплощая в законах его общую волю.

Существенный вклад в становление теории правового государства внесли разработчики концепции разделения властей.

Идея разделения властей была высказана впервые Аристотелем, усматривающим в государстве три его элемента: законодательный орган, магистратуры, судебные органы. Затем она выразилась в позиции Полибия и Цицерона, выступивших за смешанную форму правления, сочетающую царскую, аристократическую и демократическую власти и тем самым взаимно уравновешивающую эти власти. В XIV в. М. Падуанский четко разграничил две власти – законодательную и исполнительную.

Концепция же разделения властей начала формироваться в учении Дж. Локка, выделившего законодательную, исполнительную и союзную (фе­деративную) власти. Создателем же доктрины разделения властей спра­ведливо признают Ш. Монтескье, разграничившего законодательную, испол­нительную и судебные ветви власти, доказавшего необходимость их взаимного ограничения во избежание злоупотребления каждой из них в отдельности путем соответствующих юридических сдержек и противо­весов[65].

Сторонники теории разделения властей по-разному их именуют, как и расходятся по количеству властей. С. Е. Десницкий различал законодательную, исполнительную, судебную, наказательную, гражданскую (городское самоуправление); И. Кант – верховную, исполнительную, судебную; Г. Гегель – законодательную, исполнительную, княжескую; Б. Кон­стан – королевскую, исполнительную, представительную (власть верхней палаты), власть, представляющую общественное мнение (нижняя палата), судебную, муниципальную.

В настоящее время подавляющее большинство исследователей ведут речь о трех основных ветвях власти – законодательной, исполнительной и судебной. Наряду с ними некоторые авторы выделяют еще контрольную, надзорную, муниципальную (местную). В частности, профессор Вюрцбургского университета А. Бланкенагель утверждает, что Конституционный суд ФРГ как орган конституционного контроля стал властью даже над парламентом[66].

Как бы завершающим звеном в разработке конструкции правового государства явилась концепция господства права, в которой различают две модели – англосаксонскую и немецкую. Англосаксонская модель исходит из того, что правление не может быть произвольным, а должно осуществляться в соответствии с законом, принятым с соблюдением предусмотренных процедур, устанавливающим права и обязанности граждан, их гарантии и никакой официальный статус не может защитить лицо от установленной законом ответственности, если оно нарушило предписанные права, нет никого, кто был бы выше его. Немецкий вариант обосновывает господство права в ракурсе различения права и закона.

Суть теории господства права, отличающейся от концептуальных идей господства закона, состоит в том, что она четко разграничивает право и закон, который может быть как правовым, так и неправовым, несправедливым, не соответствующим принципам права. Правовой закон воплощает в себе общесоциальную справедливость, общечеловеческие ценности и этим связывает государственную власть. Право выше государственной власти. Власть должна осуществляться в соответствии с правом. Наиболее видные разработчики этой теории – А. Дайси, П. Лабанд, О. Бэр, Л. Штейн.

Существенный вклад в создание теории правового государства внесли И. Кант, К. Велькер, Р. Моль, В. Гумбольдт, Л. Штейн, Г. Еллинек, Л. Дю­ги, М. Ориу и другие.

Впервые термин «правовое государство» сформулировал немецкий ученый К. Велькер в 1813 г. а в 1829 г. его соотечественник Р. Моль ввел это понятие в политико-правовой оборот. В Германии родоначальником учения о государстве считают И. Канта, который впервые употребил понятие «правовой закон» и государство определял как оъединение множества людей, подчиненных правовым законам, а целью государства считал торжество идеи права. Однако юридизированое определение государства было дано еще до нашей эры древнеримским мыслителем Цицероном. Он характеризовал государство как соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов. Затем в XVII в. нидерландский ученый Г. Гроций определил государство как совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы.

Правовое государство как юридическая конструкция выработано наукой права в XVIII–XIX вв. в период, когда складывалось конституционное устройство европейских стран.

В начале XX в. С. А. Котляревский подчеркивал: «идея правового государства вошла в обиход современных цивилизованных обществ» и «убеждение, что государство должно принять облик правового, остается непоколебимым»[67].

§ 2. Современные подходы в понимании
правового государства

В современной научной литературе правовое государство определяется неоднозначно, с различными акцентами в его сущностной харак­те­ристике. Одни авторы считают доминантным в правовом государстве верховенство закона, другие – государственный суверенитет народа, третьи – основные права человека, четвертые – отношение власти с индивидами на основе права. Правовое государство по В. Ф. Яковлеву – это образ жизни общества и его граждан, основанный на верховенстве закона; по В. С. Нер­сесянцу – правовая форма организации и осуществления государственного суверенитета народа; по П. М. Рабиновичу – государство, в котором юридическими средствами реально обеспечены максимальное осуществление, охрана и защита основных прав человека; по В. Д. Зорь­кину – правовое государство представляет собой разумный способ соединения начал власти и свободы под углом зрения гуманизма. Профессор Гейдельбергского института зарубежного публичного и международного права Т. Швайсфурт обозначает правовое государство как государство международного права. Член Федерального конституцион­но­го суда ФРГ профессор К. Хессе определил следующие характерные черты правового государства: 1) право-организующий фактор государства; 2) примат (верховенство) права; 3) гарантии прав и свобод; 4) уста­новление справедливых юридических институтов, обусловливающих со­ответствующую форму государства; 5) правовое государство должно быть социальным[68].

В учебниках по теории государства и права нового поколения правовое государство также трактуется неоднозначно. С точки зрения В. И. Хро­панюка, правовое государство – «такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права»[69]. С. А. Комаров полагает, что «правовое государство есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности»[70]. Н. В. Витрук утверждает: «Правовое государство есть организация и функционирование публичной (политической) власти, в том числе в ее взаимоотношениях с индивидами, на основе Конституции и законов в соответствии с требованиями права, существенным из которых есть признание и гарантирование неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина»[71]. С точки зрения А. В. Маль­ко, «правое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений»[72].

Правовое государство во многих ныне действующих конституциях современных государств, в том числе в Конституции Республики Беларусь, провозглашается как государство социальное.

Некоторые авторы утверждают, что понятие «социальное правовое государство» впервые употребил в 1929 г. немецкий государствовед Х. Хел­лер как альтернативу диктатуре буржуазии и диктатуре пролетариата. Однако о государстве социальном речь шла еще в конце XIX в. в книге немецкого ученого Л. Штайна «Настоящее и будущее правовой научно-государственной Германии». В этой работе подчеркивалось, что социальное государство «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано. способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве»[73].

Юридически понятие социальное правовое государство было закреплено в Конституции ФРГ 1949 г. и получило распространение в конституциях многих современных государств.

Социальное правовое государство – это государство, которое: 1) обеспечивает такое состояние в обществе, при котором взаимоотношения между классами, нациями, другими социальными группами не доводятся до гражданской войны, революции, социальных взрывов, социальных потрясений; 2) содействует обеспечению достойного уровня жизни всем своим гражданам; 3) проявляет особую заботу о социально незащищенных гражданах (инвалидах, престарелых, пенсионерах, одиноких, больных); 4) уделяет большое внимание проблемам образования, здравоохранения, досугу, быту людей. В социальном правовом государстве человек признается высшей ценностью.

Социальное правовое государство – это конституционная система правовых и политических институтов, реально обеспечивающих суверенные права народа и международно признанные права человека, баланс интересов всех социальных групп, личности и общества на основе господства права.

Правовое социальное государство – это новый, идеальный тип государства.

Становление и развитие социальных правовых государств в современном мире представляет собой закономерность в русле общечеловеческого прогресса.

Вопрос 1. Возникновение и развитие теории правового государства………. 5

Вопрос 2. Основные характеристики правового государства………………. 15 Вопрос 3. Становление правового государства в России……………………..25

Список использованных источников…………………………………………. 33

Актуальность темы . Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, Средневековья и современности. Разумеется, смысл и содержание идеи правового государства не были одинаковыми у различных философов, политических деятелей, юристов, историков. Все они по-разному понимали смысл правового государства: правовое государство  это государство закона, справедливости или законности. Вопросы правового государства широко обсуждаются и в наше время. Основная причина такого внимания заключается в том, что эта теория выражает идеи гуманизма. Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, установление и сохранение свободы, господство права и закона прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей и философов Древней Греции, Рима и других стран Древнего мира.

На сегодняшний день правовое государство является наиболее реальным типом государственного существования. В конституциях многих государств не содержится дефиниции правового государства, например в Конституции РФ, но в целом в теоретико-правовой науке сложилось некоторое единство относительно наиболее существенных признаков правового государства 1. В то же время в понимании правового государства нет единого мнения. Поэтому определить само понятие «правовое государство», показать его трансформацию на протяжении исторического развития общества является актуальным.

Цель данной работы . изучить все составляющие теории правового государства, развитие правового государства в России.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи :

рассмотреть возникновение и развитие теории правового государства;

изучить основные характеристики правового государства;

рассмотреть становление правового государства в России.

Методология. В данной работе используются следующие методы: анализ, синтез, индукция, дедукция и формально-юридический метод.

Теорию правового государства изучали многие ученые. Наибольший след оставили: М. И. Абдулаев, С. С. Алексеев, И. Ю. Козлихин, С. А. Котляревский, Е. А. Лукашева, А. В. Малько, М. Н. Марченко, В. С. Нерсесянц, В. Н. Хропанюк и др.

Вопрос 1. Возникновение и развитие теории правового государства

Становление, развитие и приведение в жизнь теории правового государства имеет долгую и интересную историю.

Представления о государстве как организации, осуществляющее свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С теорией правового государства связаны поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Философы античности, такие как Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, пытались выявить связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи.

Значительное влияние на формирование теоретических представлений и практики правовой государственности оказали политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии. Идею объединения силы власти и права в организации Афинского государства на демократиче­ских началах проводил в своих реформах уже в VI в. до н. э. древнегреческий архонт Солон.

Древнегреческий философ-идеалист Платон как ученик Сократа отталкивался от его идей в своей работе под названием «Государство». Он воплотил первый проект идеального государства как воплощение вечных идей правды и добра, а второй проект  в диалоге «Законы» 1. Идеальное государство, по мнению Платона, это смешанное государство, которое состоит из двух противоположностей: монархии и демократии. В идеале необходимо, чтобы либо власть монарха была ограничена свободой граждан, либо власть народа была ограничена определенными рамками. Как следствие, он получил умеренную форму государства.

Аналогичные идеи, заложившие основу правового государства, развивались в работах Аристотеля, ученика и критика Платона. По его мнению, государство  это сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни 1. Таким образом, Аристотель сформулировал этическое понимание государства. Он защищал права индивида и частной собственности. Аристотель отмечал, что в любом государственном строе имеется «три элемента»: первый  законосовещательный орган о делах государства, второй  магистратуры, третий  судебные органы 2. Именно Аристотель впервые предложил концепцию разделения властей  основу правового государства, которая в последующем была разработана другими учеными.

С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются взглядами политических и общественных деятелей Древнего Рима. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона: «О государстве», «О законах», «Об обязанностях». Цицерон, в отличие от Аристотеля, предложил юридическое понимание государства: «Итак, государство есть достояние народа, а народ  не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов» 3. Цицерон был сторонником естественного права. Он исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются по чьему-то желанию или велению, а принадлежит ему по самой природе. Благодаря Цицерону естественное право приобрело практическое значение в римском праве. Достижения Цицерона стали существенным открытиями по уяснению правового смысла государственности.

Идеи античных мыслителей оказали значительное и заметное влияние на сущность теории правового государства. Древние государственно-правовые взгляды и идеи прогрессивных философов того времени стали первоосновой всего последующего процесса развития теории правового государства. Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Главное место занимают проблемы правовой организации государственной жизни.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиции историзма изложили мыслители XVXVI веков Никколо Макиавелли и Жан Боден.

Макиавелли видел главной целью государства в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Рассматривая формы государства, он отдавал предпочтение республике, которая в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. По мнению Ж. Бодена, «государство  это правовое управление семьями и тем, что у них общее, суверенной властью» 1. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы человека.

Огромный вклад в развитие теории правового государства внесен мыслителями XVIII  XX вв. Ряд положений теории правового государства разработаны такими мыслителями, как Г. Гроций, Б. Спиноза, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Л. Монтескьё, Т. Джефферсон и другие. Я рассмотрю только некоторых из них.

Б. Спиноза был одним из первых, кто дал теоретическое обоснование демократического государства, связанного законами и обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественно тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только право на жизнь, но и удовлетворение его интересов 1.

Государство, по мнению Джона Локка, было создано для преодоления недостатков естественного состояния людей. Это произошло путем заключения общественного договора: «Люди вступают в соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся членом общества» 2. В трактовке Локка, жизнь, свобода и собственность  это триада естественных прав человека, которые и составляют основу правового государства. Для обеспечения триады естественных и неотчуждаемых прав человека, считал Локк, необходимо ограничить объем законодательной власти и разделить государственную власть. Локк выделяет три власти, которые должны действовать в государстве: законодательная, исполнительная и федеративная. Он считал, что разделение властей  это соподчинение властей, причем законодательная власть является верховной по отношению к исполнительной и федеративной.

Концепция неотчуждаемых естественных прав человека, разработанная Локком, была использована в проекте Декларации независимости США (1776), но в несколько другой редакции (жизнь, свобода, стремление к счастью) 1.

Монтескьё объяснял причины установления правовой государственности необходимостью политической свободы в гражданском обществе. Для предотвращения злоупотреблений властью необходимо строгое соблюдение законов всеми. Политическая свобода у Монтескьё означает установление законности и безопасности. Достигается это путем разделения властей на законодательную, исполнительную и, в отличие от Д. Локка, судебную, сосредоточенных в различных органах и взаимно ограничивающих и уравновешивающих друг друга. Его учение о разделении властей сыграло существенную роль в становлении концепции правового государства и конституционализма в форме конституционной монархии. В этой теории разделения властей, речь шла прежде всего о правовом ограничении монарха, по мнению Монтескьё, власть должна быть распределена между различными социальными слоями и представляющими их интересы государственно-властные институты 2. Монтескьё отрицательно относился к абсолютной монархии. Он считал, что абсолютная монархия и свобода граждан,  взаимоисключающие понятия. Монтескьё ценил больше всего свободу граждан. Для него свобода  это право делать все, что дозволено законами.

Политические и правовые идеи Монтескьё оказали огромное влияние на многие поколения теоретиков права, законодателей и политиков. Мысли Монтескьё о федеративной республике, о разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную были осуществлены создателями Конституции Америки 1787 года (Раздел 4 статьи 4) 1.

Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности внесли также И. Кант, Ж. Ж. Руссо, Гегель.

Кант выступил с философским обоснованием теории правового государства, в котором центральное место занимает человек, личность. Он понимал государство как объединение множества людей, подчиненных законам. Государство, утверждал Кант, это правовая организация, организационное и материальное выражение и средство обеспечения правил правомерного поведения, совокупность средств, институтов, обеспечивающих правовое регулирование 2. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве. Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воли народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли. В правовом государстве гражданин должен обладать возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона 3. Возможность правовой организации Кант связывал с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную  правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом. В соответствии с наличием или отсутствием принципа разделения властей он различает две формы правления: республику (это и есть правовое государство) и деспотию 1.

Под влиянием его идей в Германии сформировались направления, сторонники которого сосредоточили свое внимание на разработке теории правового государства. К числу наиболее интересных представителей этого течения можно отнести Роберта фон Моля, Карла Теодора Велькера, Отто Бэра и многих других. Благодаря их работе идеи правового государства обрели терминологическую определенность. Термин «правовое государство» (по-немецки  Rechtsstaat) ввел в оборот Р. Моль 2.

Ж. Ж. Руссо  французский политически и правовой мыслитель. В своей работе «Об общественном договоре» (1762), он развивает теорию договорного происхождения государства 3. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу. Смысл правового государства, по мнению Руссо, в том, чтобы власть не являлась извне 4. Идеал Руссо  непосредственная демократия без политических партий. Он считал, что единственно разумная форма правления  это республика. Позднее он конкретизировал свои взгляды на республику в проектах конституций для Корсики и Польши. Руссо написал «Проект Конституции для Корсики», предусматривающий учреждение республики, основанной на имущественном равенстве. Также сочинения Руссо содержат первую и самую точную характеристику проблемы человека в гражданском обществе. Она состоит в том, что человек гражданского общества не является чем-то единым и целым. С одной стороны он частный человек, а с другой  гражданин государства, так как отношение гражданского общества к государству представляет собой достаточно серьезную проблему 1 .

Идеи Ж. Ж. Руссо оказали большое влияние на многих политико-правовых деятелей. В Декларации прав человека и гражданина, Конституции 1791 г. Конституции 1793 г. есть прямые ссылки на положения, сформулированные Руссо. Его идеи повлияли на возникновение новых демократических институтов, как референдумы, народная законодательная инициатива, и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат и отзыв депутатов избирателями 2 .

Учения раннебуржуазных мыслителей прежде всего о неотчуждаемых правах и свободах человека и разделении властей оказали заметное влияние на конституционное законодательство и государственно-правовую практику многих европейских государств. Это влияние отчетливо проявилось во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. в американском Билле о правах. Статья 16 французской Декларации гласит: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции» 3. Билль о правах (1789-1791 гг.) закрепляет право народа на охрану личности, жилища и имущества от необоснованных обысков или арестов, презумпцию невиновности и др 4 .

Тема 13. Основы теории правового государства

2. Понятие правового государства

3. Принципы правового государства

4. Гражданское общество

13.1. Правовое государство в историко-правовой мысли

Правовое государство как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека является одним из существенных достижений цивилизации.

Становление теории и практики правового государства имеет долгую и трудную историю. Сам термин «правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно – в немецкой юридической литературе в начале XIX в. (работы Велькера К.Т. Р. фон Моля). Он получил широкое распространение и в России XIX в. (сторонники теории правового государства Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, И.А. Покровский и др.) В англоязычной литературе данный термин не используется; его эквивалентом в известной мере является термин «правление права» (rule of law).

Ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму.

Теоретические концепции правовой государственности были разработаны в трудах Д. Локка, Ш. Монтескье, Д. Адамса, Д. Мэдисона, Т. Джефферсона, И. Канта, Г. Гегеля, и опирались на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и правовой теории и практики.

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократических началах сознательно проводил в VI в. до н.э. Солон, один из семи греческих мудрецов.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) в своем проекте идеального государства говорит о разделении труда между тремя сословиями (философами, стражами и ремесленниками). Теория же разделения властей нового времени подразумевает в качестве одного из необходимых своих моментов развития представление о разделении труда в области государственной жизни. Однако идеи разделения властей у Платона нет, более того, с точки зрения теории разделения властей в Платоновской конструкции разделения труда отрицается факт разделения властей. Это вытекает из того, что именно первое сословие (философы) обладают всей совокупностью государственных, властных полномочий.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) отмечал, что во всяком государственном строе имеется «три элемента: первый – законосовещательный орган о делах государства; второй – магистратуры; третий – судебные органы». Эти элементы, по Аристотелю, составляют основу каждого государства. При всей значимости этой мысли Аристотеля он еще не говорит о концепции разделения властей в духе теории правового государства, для которой важно показать, что различие отдельных форм государственного строя обусловлено не только различной организацией каждого из названных элементов, но и характером отношений между этими элементами, способом разграничения их полномочий, мерой их участия в реализации всей совокупности властных полномочий государства в целом.

Для теории разделения властей более значимы те положения античных мыслителей, где речь идет о различении «правильных» (господство правового закона) и «неправильных» (произвольных) форм правления и о смешанной форме правления, преимущество которой сводится к сочетанию достоинств простых «правильных» форм правления. Так, по Аристотелю, правильные формы: монархия, аристократия и полития; неправильные формы: тирания, олигархия, демократия. В правильных формах правители руководят во имя общего благосостояния, при неправильных – только своего личного блага. У Полибия (210 – 128 г. до н.э.) правильные и неправильные формы правления сменяются по закону природы: царство (царская власть), тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия. Он отмечает неустойчивость отдельной простой формы правления, т.к. она воплощает одно начало, которое неизбежно вырождается в свою противоположность. Поэтому совершенной формой правления следует признать смешанную, содержащую в себе элементы трех правильных простых форм: царской власти, аристократии и демократии, в которой обеспечивается устойчивость государства, предотвращается переход к извращенным формам правления.

Политико-правовые концепции древнегреческих мыслителей, в том числе значимые в плане предистории теории разделения властей и правового государства, были восприняты и далее развиты древнеримскими авторами. Большим достижением была естественно-правовая трактовка государства как согласованного правового общения людей и «общего порядка», предложенная Цицероном (106 – 43 гг. до н.э.). Из его концепции вытекает необходимость соответствия законов государства требованиям естественного права. Только такие законы справедливы. Им формулируется важный государственно-правовой принцип: «под действие закона должны подпадать все». Правовое равенство граждан достижимо лишь при смешанной форме правления: царского правления, аристократии и демократии. Отмечается опасность крена в сторону того или иного начала смешанной формы государства и выступает за их взаимное равновесие путем равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий между ними. Таким образом, зарождаются предпосылки системы «сдержек и противовесов».

В период Средневековья также продолжается возникновение и развитие идей правового государства. Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.) – теолог, святой – говорил, что естественный закон требует также признания и уважения достоинства человека, созданного Богом по своему образу и подобию. Это положение о достоинстве человека, будучи фундаментальным принципом христианского гуманизма, в политико-правовом плане является одной из первых формулировок идеи неотчуждаемого естественного права человека. Фома Аквинский признает право народа (с согласия церкви) на насильственное свержение тиранической власти. В этом признании видится (хотя и в приглушенной форме) идея народного суверенитета.

Марсилий Падуанский (1275 – 1343 гг.) более отчетливо защищал идею народного суверенитета. Народ, по его мнению, — это источник всякой власти (и светской, и духовной), носитель суверенитета и верховный законодатель. М. Падуанский одним из первых в истории политической мысли обосновывает концепцию разделения в государстве законодательной и исполнительной власти на основе верховенства законодательной. Народный суверенитет – основа демократического принципа выборности всех должностных лиц и государственных органов, включая монарха.

Другими средневековыми юристами обосновывались такие идеи, как приоритет естественного права перед государством.

Учение о разделении властей Дж. Локк (1632 – 1704 гг.), Ш. Монтескье (1689 – 1755 гг.) сыграло существенную роль в становлении концепций правового государства. При этом исторически концепции разделения властей были развиты применительно к задачам конституционно-правового преобразования феодальной монархии в конституционную. Ш. Монтескье различает в каждом государстве три рода власти: законодательную, исполнительную, судебную. Для предотвращения злоупотреблений необходим механизм, который позволит властям взаимно сдерживать друг друга.

Новизна позиций буржуазных мыслителей состоит в том, что они рассматривают проблему политической свободы в ее отношении как к государственному строю, так и к отдельной личности. Первый аспект этих отношений находит свое выражение в теории разделения властей, включая свободу избирательного права, и выступает в качестве необходимой формы обеспечения второго аспекта свободы – гражданских прав и свобод, безопасности личности.

Важной вехой в развитии идей правовой государственности стала их разработка в трудах Канта (1724 – 1804 гг.) и Гегеля (1770 – 1831 гг.). По Канту, благо государства состоит в высшей степени согласованности государственного устройства с правовыми принципами, что представляет собой правовую организацию государства с разделением властей (законодательной, исполнительной и судебной). В соответствии с наличием или отсутствием принципа разделения властей он разграничивает две формы правления: республику (это и есть по существу правовое государство) и деспотию. Государство по Гегелю, это то же право, т.е. наиболее развитое и содержательно богатое право, вся система права, включающая в себя признание всех остальных прав личности, семьи, общества. Государство (правовое государство) – наиболее развитая действительность свободы.

Позитивистские концепции правового государства заключаются в том, что государство ограничивается правом, созданным им самим. Поэтому любое государство есть правовое государство. В таких концепциях, по существу, речь идет не о правовом государстве, а о «государстве законов» или государстве законности.

История развития философско-правовой мысли свидетельствует, что для правового государства необходимы не только господство права и правовых законов (нормативно-правовой аспект), но и надлежащая правовая организация самой системы государственной власти, учреждение различных государственных органов, четкое определение их компетенции, места в системе, характера соотношения между собой, способов формирования и т.д. (организационный, властно-институциональный аспект). Оба эти аспекта взаимосвязаны. Без надлежащей организации государственной власти не может быть ни господства права, ни правовых законов, ни их верховенства. С другой стороны, без соответствия праву соблюдения требований правового закона невозможна сама организация системы власти правового государства.

55. Теория правового государства.

Идеи о государстве, действующем на основе незыблемости и верховенстве закона, появились в обществе много тысячелетий назад. В частности мысль о необходимости подчинения государства в своей деятельности законам высказывали великие мыслители Древней Греции Платон и Аристотель.

Особенно активно идея правового государства стала разрабатываться в Европе в Новое время. Этапами этого развития являются возникновение и распространение идей народного суверенитета, естественно – правовой теории, договорной теории происхождения государства, идеи разделения властей.

Философское обоснование идей правового государства впервые встречается у И. Канта, который определял государство как союз множества индивидов, подчиненных правовым законам.

Но сам термин «правовое государство» появился достаточно поздно — в первой трети XIX века в трудах немецких ученых-юристов Велькера и Моля.

В дальнейшем идея правового государства была всесторонне развита, в первую очередь, европейскими учеными. В дореволюционной России данная идея нашла отражение в трудах таких известных ученых как П. И. Новгородцев, Н. И. Коркунов, Б. А. Кистяковский и другие. В советский период концепция правового государства была надолго отброшена. Ее активное возвращение совпадает с началом демократических преобразований в СССР.

В современной российской юридической науке под правовым государством понимается государство, основанное на ряде основополагающих принципов, к которым обычно относят верховенство права, наличие у человека прав и свобод и разделение властей.

Принцип верховенства права означает, что вся деятельность государства должна строиться на основе права и не противоречить ему. Особую роль при этом играют законы — нормативные акты, принимаемые высшими представительными государственными органами. Все наиболее важные, устойчивые отношения в обществе должны регулироваться законами, а все иные нормативные акты принимаются на основе и во исполнении законов. Кроме этого, этот принцип означает, что сами законы должны быть справедливыми, выражая интересы всего общества, а не каких- либо отдельных социальных групп.

Принцип наличия у человека прав и свобод означает, в первую очередь правовую его защищенность, а также наделение правами, свободами, в соответствии с современными международными стандартами, учитывающими национальные особенности различных государств.

Уже упоминаемый принцип разделения властей сегодня необходимо понимать не как механическое разграничение всей государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а как определенную систему (механизм) сдержек и противовесов, с одной стороны, сдерживающую произвол отдельных ветвей власти, а с другой – обеспечивающую их эффективность и функциональность.

uristinfo.net

Страница 1 из 3

16.1. Правовое государство и его признаки

Правовое государство — многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство представляет такую форму организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях, с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показал, что в тоталитарных государствах регулярно издавались юридические акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование было антиподом правового государства.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, объединяющее свободных граждан — носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство — это одновременно и социальное государство.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т.п. Духовная насыщенность государственной жизни в значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических отношениях.

Правовое государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство гарантирует свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение нарушает свободу других людей либо угрожает ей.

Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется вся гамма потребностей и интересов различных звеньев политической системы общества. Благодаря суверенитету координируются интересы государственных и негосударственных организаций, достигается их справедливое правовое равновесие и свободное развитие.

Рассмотрим теперь основные признаки правового государства.

1. Верховенство и господство права (в широком смысле) и закона (в более узком). Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права в жизни общества и государства — современный этап тысячелетних поисков сверхисточника для государственного нормотворчества. Его видели то в божественной воле, то в воле народа, то в экономическом базисе и т.п.

Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения (ч. 2 ст. 17), а только признает их, соблюдает и защищает их носителя •— человека, его права и свободы как высшую ценность (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст. 18). Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.

В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные сто-, роны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества (например, законы о собственности, о предпринимательстве, об акционерных обществах, об общественных объединениях, о свободе совести, о печати и Др.). Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не «совершенствовать», не «подправлять», не «изменять» их.

В то же время правовой закон не допускает своеволия законодателя. В законах должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления. Различного рода законодательные ограничения и запреты субъективного характера подрывают основы правового государства, сдерживают общественный прогресс.

Основной закон правового государства — конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Ее приоритет — неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство — это конституционное государство.

Верховенство закона, и прежде всего конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.

2. Принцип разделения властей. Данный принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой — под-законность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, выраженным в них.

Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она контролируется народом и специальных конституционными органами, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции:

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она выполняет функции подзаконной власти, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством ее подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин волен обжаловать любые незаконные^-действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве вершится только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой — его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как законодательными, так и исполнительными органами государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей-.

3. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития — третий признак правового государства. Он включает:

• приоритет прав и свобод личности;

В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, в пределах которой вмешательство государства недопустимо. Обязанность «невмешательства» государственной власти соответствует праву индивида требовать соблюдения этого. В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях фактическая свобода превращается в право свободы. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Реальное его проявление охватывается формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему дозволено».

Правовой характер свободы индивида выражается в различных сферах общественной жизни. В современном демократическом государстве объективное право свободы воплощается в субъективных правах личности, разнообразных по своему конкретному содержанию. Но главное в них — это права индивида на положительные действия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, свободное передвижение в пределах государственной территории и т.д. Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, объективными, социально-историческими, экономическими и духовными предпосылками.

Отношения между государством и гражданином должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутата); ответственность правительства перед представительными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Правовой характер взаимной ответственности государства и личности — важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Соблюдение правовых требований — юридическая обязанность всех, и прежде всего государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве.

4. Четкое разграничение функций общества и государства. По-. нятия государства и общества не тождественны, их следует различать.

Государство проявляет заботу об обществе или, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным. ‘

5. Взаимная ответственность личности и государства. Она проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в Конституции прав и свобод, своей безопасности со стороны государства, своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению.

В правовом государстве должны быть законодательно закреплены возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которые нарушили права и свободы личности или создали препятствия для их реализации либо на человека незаконно возложили обязанности или его незаконно привлекли к юридической ответственности. Если гражданин не получил защиты своих прав внутри государства, он может обратиться в международные организации по защите прав и свобод человека.

6. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права. В соответствии с Конституцией общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Отсюда следует, что они входят в систему права Российской Федерации. С учетом теории и практики международного права под общепризнанными принципами и нормами следует понимать принципы или нормы общего международного права, получившие всеобщее признание. К этому следует добавить, что каждая такая норма или принцип должны быть признаны обязательными и Российской Федерацией. Без такого признания они не могут стать частью ее правовой системы.

Источниками общепризнанных принципов и норм международного права по смыслу ст. 38 Статута Международного суда ООН являются1: международные конвенции (как общие, так и специальные), международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы, общие принципы права, признанные цивилизованными народами.

Исходя из этого, общепризнанные принципы и нормы международного права могут иметь договорно-правовую форму (например, Устав ООН), существовать в форме международного обычая (в частности, принцип свободы открытого моря). Некоторые из них носят смешанный характер, являясь для одних государств обычными, а для других — договорными нормами.

Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. Естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *