Движение как способ существования материи

Движение как способ существования материи. Движение и покой.

Движение – способ существования материи.

Движение является способом существования материи, её атрибутом, то есть неотъемлемым свойством любого бытия. В философии движением считается всякое изменение. Ещё в древности рядом мыслителей была высказана идея о движении как черте всего сущего. Достаточно вспомнить знаменитое высказывание Гераклита: «Всё течёт, всё изменяется». Однако в античной традиции, напомним, существовала и противоположная тенденция, которая рассматривала движение как что-то ущербное, свойственное не столько бытию, сколько его противоположности. Так, иллюзорным и несовместимым с бытием считали движение представители элейской школы (Парменид, Зенон). Платон рассматривал всё подвижное, изменчивое как несовершенное, ущербное бытие. В философии, начиная с 18 в. утверждается представление о движении как неотъемлемом сущностном свойстве бытия. Это относится как к материалистическим, так и ко многим идеалистическим учениям. Французские материалисты 18 в. (П. Гольбах, Д. Дидро и др.) обосновали тезис о том, что движение не привносится в материю извне, а является изначально присущей материи характеристикой.

Открытия в естествознании 19 – 20 вв. подтвердили правоту представлений о движении как неотъемлемом свойстве материи. Следует согласиться с тезисом, что всё движется. Обычно мы противопоставляем движение и покой. Однако на самом деле состояния покоя не существует. С объектами, которые мы с обыденной точки зрения называем покоящимися, всё равно происходят некие изменения, может быть, незаметные нам. Покоем мы называем малую степень движения, которая именно в силу своей незначительности нами не замечается. Можно сказать, что движение абсолютно, а покой относителен. Покой является лишь моментом движения, в котором процессы изменения менее всего выражены.

Виды движения подразделяются по формам материальной организации бытия (механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное).

1. Механическое движение (перемещение тела в пространстве) является самым простым видом движения. В обыденном языке мы движением называем именно механическое движение.

2. Физическое движение. К нему относятся более сложные процессы, относящиеся к сфере изучения физики, в частности, тепловые и электромагнитные процессы.

3. Химическое движение. К химическому движению причисляются всевозможные химические реакции, то есть превращения веществ (окисление, нейтрализация, образование щелочей и солей и т.д.).

4. Биологическое (органическое) движение. Примерами этого вида движения являются физиологические процессы (движение крови по организму, дыхательные движения, обмен веществ), эволюционные процессы (генетические мутации, появление новых животных и растительных видов, сопровождающееся вымиранием прежних видов), распространение растений, миграции животных и пр.

5. Социальное движение, включает в себя все процессы, связанные с изменениями в обществе. К социальному движению относится, например, совершенствование производительных сил, научные открытия и технические изобретения; реформы и революции, развитие религии и художественной культуры, войны и так далее.

Таким образом, материя не может существовать без движения, как и движение без материи. В.И.Ленин в работе материализм и эмпириокритицизм показал, что отрыв движения от материи, означает в конечном счете признание лишь движения мысли, ибо движение самого по себе, без своего носителя не существует. Попытка мыслить движение без материи, писал он, протаскивает мысль, оторванную от материи, а это и есть философский идеализм.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи и их взаимосвязь

Существование любой материи возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Так атом существует лишь потому, что происходит взаимодействие между ядром и электроном, живые организмы существуют благодаря взаимодействию составляющих их молекул, клеток; общество существует благодаря обмену деятельностью между людьми.

Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Изменение в ф. обозначается понятием движения . Д любое изменение материей форм, свойств, внутреннее неотъемлемое свойство материи (ее атрибут). Понимание Д, как атрибута материи появляется уже в 17 в. но Д понимается как перемещение (механистический материализм) – механическое движение, которое вызывается внешней силой. Т.е. материя должна была быть приведена чем-либо или кем-либо в движение, и материалисты прибегали к идее Бога (Бог – часовщик, который запустил часы и умер). Т.е. Бог вводится как первотолчек (деизм). Если предположить, что где-то существует материя отдельно от энергии, то мир трактуется исходя из объективного идеализма; если же допустить существование движения без материи, что мир трактуется исходя из субъективного идеализма. После открытия дефекта массы, а также определении зависимости энергии от массы и скорости (E=m*c^2), получалось, что масса, которую считали мерой материи, переходит в энергию, т.е. материи нет, есть энергия. Это привело к появлению нового направления – энергетизм (Освальд).

Но с позиции ДМ, масса является лишь одним из свойств материи. Д. – способ существования материи, быть – значить быть в движении, изменении. В мире нет неизменных вещей, свойств и отношений. Д несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне. Движение материи есть самодвижение, в том смысле что тенденция к изменению состояния присущи самой реальности. Движение и абсолютно и относительно сразу. Абсолютно оно во всеобщности, в том, что оно не имеет ни начала, ни конца. Любое конкретное движение относительно. Д внутренне противоречиво: оно есть единство изменчивости и устойчивости. движения и покоя. Любое изменение структурных элементов, свойств, отношений осуществляется при сохранении определенных моментов, а каждое сохранение происходит через Д. В потоке не прекращающегося движения присутствуют моменты устойчивости. проявляющиеся в сохранении состояния Д. Обрести абсолютный покой означает перестать существовать. Все относительно покоящееся причастно к какому-либо движению. Покой всегда имеет только видимый и относительный характер. Тела могут покоиться только по отношению к какой-либо системе отчета. Покой – это не отсутствие движения, это сохранение определенного ритма движения. В соотношении покоя и движения, устойчивости и изменчивости, ведущим является движение, изменчивость. Это проявляется в том, что состояние покоя создается предыдущим движением и ликвидируется процессом движения.

Выделяют два основных типа движения:

1) Д, при сохранении устойчивости, качества предмета. Все предметы изменяются (Гераклит: «в одну и туже реку нельзя войти дважды, ибо на входящего каждый раз текут новые воды»), но при этом может сохранятся, воспроизводиться некоторый набор признаков, который позволяет говорить о данном предмете, как определенном предмете, т.е. сохраняющем свое качество (качество – характеристика предмета, процесса, представляющего определенность данного предмета или явления со стороны его существенных свойств).

2) Д, связанное с переходом от одного качества к другому. Это м.б. и разрушение предмета, либо его усложнение. Процессы, связанные с преобразованием качества, которые развертывают потенциальные возможности характеризуются как развитие .

Первая классификация дана Энгельсом. Он выделил 5 форм:

1. Химическое – процессы взаимодействия веществ.

2. Физическое (тепловое) – хаотическое движение молекул

3. Механическое – перемещение тел в системе координат.

4. Биологическое – все процессы от возникновения мира включая развитие видов.

5. Социальное – все процессы от возникновения человека, включая весь исторический процесс.

Но Энгельс не знал микромира. Поэтому добавляется ещё один вид движения – Движение элементарных частиц, вследствие которого образуются атомы.

Классификация дается по принципу усложнения в строгой последовательности. Формы движения возникают друг на друге. Основные связи – структурная и генетическая. Заключается в том, что высшие формы Д включают в себя низшие. Высшие формы могут возникнуть только там и тогда, когда есть все низшие. Высшие формы состоят из низших, но объяснить высшие низшими невозможно. Высшие – это новая система, в которой появляются новые законы.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Движение как способ существования материи

· Способом существования бытия выступает движение.

Движение – это особый диалектический процесс, сочетающий в себе противоположные составляющие: устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность, единство и иерархическую соподчиненность. В философии движение понимается как всеобщий и важнейший атрибут мироздания, включающий в себя все процессы изменения, которые происходят в мире: в природе, обществе, познании или мышлении.

Движение — это способ существования материи, т.е. материя существует только как движущаяся материя. Понятие движения обозначает любые взаимодействия и изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Движение — это изменение вообще. Движению присущи такие свойства: объективность, всеобщность, неуничтожимость, абсолютность и относительность. Абсолютность означает признание единства и нераздельности материи и движения. Естественно-научным основанием этого положения выступает закон сохранения и превращения энергии. Относительность движения означает, что оно существует не как движение «вообще», а как изменение конкретных материальных явлений. Отдельные формы движения не являются вечными, они ограничены исторически (во времени) и локально (в пространстве).

Движение не исключает моментов покоя. Покой — это состояние движения, которое не нарушает качественной специфики предмета, его стабильности. Направленные и необратимые качественные изменения системы называются развитием.

· (по формам.) Существуют пять основных форм движения материи, выделенных еще Ф.Энгельсом:

а) Механическая форма — это перемещение различных тел в пространстве. Примеры: падение камня, полёт птицы.

б) Физическая форма – это изменение физических свойств предметов. Примеры: таяние льда, электризация тела.

в) Химическая форма – это различные химические превращения, изменение химического состава веществ. Примеры: ржавление железа, образование оксидов.

г) Биологическая форма – это процессы, проходящие в живых организмах. Примеры: рост и развитие организма, обмен веществ.

д) Социальная форма – это различные процессы и явления в обществе. Примеры: общение людей, процесс образования какого-либо государства.

Названные формы движения органически связаны между собой, и каждая последующая из них как бы вытекает из предыдущей, основывается на ней, но тем не менее к низшей форме не сводится. Попытки такого сведения сложных форм движения к простейшим нередко имели место в истории философии и получили название «редукционизм» (например, упрощение социальных форм движения до уровня биологических имеет место в биологизаторских концепциях).

Эта классификация к настоящему времени устарела. В частности, сейчас неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. По этой причине современная классификация форм движения материи включает˸

— пространственное перемещение (квантово-механическое);

— электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;

— гравитационную форму движения; сильное (ядерное) взаимодействие;

— слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);

— химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);

— геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах — материках, слоях земной коры и т. д.);

— космическая форма движения, изучаемая астрофизикой;

— биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т. д.;

— социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе);

В составе каждой основной формы движения материи имеется несколько небазовых, а пространственное перемещение (механическое движение атомов, молекул, макроскопических и космических тел, распространение волн, движение элементарных частиц) равно как электромагнитные и гравитационные взаимодействия, присущи материальным телам всœех структурных уровней.

Взаимосвязь форм движения материи такова, что каждая более высокая форма движения предполагает всœе низшие, но не сводится к этим формам. К примеру, животным свойственны биологические и физико-химические закономерности. Человеку также, но еще помимо этих закономерностей и социальные, а биологические и физико-химические имеют здесь подчинœенный характер.

Движение как «изменение вообще» подразделяется не только по своим основным формам, но и по типам.

· Количество — это внешняя определенность предмета (его величина, объем, размер, темп и т.д); это изменение, происходящее с предметом, без коренного его преобразования (например, идущий человек).

· Качество — это коренное преобразование внутренней структуры предмета, его сущности (например, куколка-бабочка, тесто-хлеб).

· Особый тип движения — развитие . Под развитием понимается необратимое, поступательное, количественно-качественное изменение предмета или явления (например, жизнь человека, движение истории, развитие науки).

· Может иметь место усложнение структуры, повышение уровня организации предмета или явления, что обычно характеризуется как прогресс .

· Если же движение происходит в обратном направлении — от более совершенных форм к менее совершенным, то эторегресс .

· Каузальная связь явлений. сущ. каузальность. -и, ж. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. каузальный. прил.Причинный (в философии ).

Причинно-следственная (каузальная) связь между предме­тами и явлениями устанавливается при наличии ряда условий.

· Действие одного строго определенного предмета или явле­ ния (которое рассматривается как причина) предшествует изменениям в другом предмете или явлении (которое рас­ сматривается как следствие).

· Такая связь между предметами или явлениями носит неслучайный характер и постоянно воспроизводится в одних и тех же условиях.

· При установлении такой связи отсутствуют влияния дру­ гих предметов и явлений, которые могут быть другой воз­ можной причиной предмета или явления, которые высту­ пают следствием.

В основе установления эмпирических причинно-следст­венных связей лежит индуктивный метод научного познания (см. выше). Этот метод опирается на два правила, которые были сформулированы Дж. Миллем. Эти правила лежат в основе организации научного эксперимента.

· «Правило согласия»: если два различных комплекса фак­ торов (причин) вызывают один и тот же эффект (следст­ вие), то он обусловлен факторами, общими для этих комп­ лексов.

· «Правило различия»: если группа факторов при наличии фактора Xвызывает эффект У, а та же группа факторов без фактораXприводит к исчезновению эффекта У, то, следо­ вательно, У обусловлен факторомX.

Корреляционной связью называют важнейший частный случай статистической связи, состоящий в том, что разным значениям одной переменной (факторной) соответствуют различные средние значения другой (результативной).

Корреляционная связь между признаками может возникать разными путями:

1) причинная зависимость результативного признака (его вариации) от вариации факторного признака;

2) связь между двумя следствиями общей причины. Классический пример, приведенный А. Чупровым, крупнейшим рос. статистиком ХХв. прямая зависимость между убытками от пожара и числом пожарных команд в городе определена общей причиной их количества – размером города;

3) взаимосвязь признаков, каждый из которых и причина, и следствие. Такова, например, корреляция между уровнями производительности труда рабочих и уровнем оплаты 1 ч труда (тарифной ставкой).

o Связь в философии — расположенность друг подле друга; естественная и одновременно разумная принадлежность друг другу; причина возникновения, образования понятий.

o Отношение, философская категория, выражающая характеррасположения элементов определённой системы и их взаимозависимости; эмоционально-волевая установкаличности на что-либо, т. е. выражение её позиции; мысленное сопоставление различных объектов илисторон данного объекта.

o Взаимоде́йствие — философская категория, отражающая процессы воздействия объектов (субъектов) друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.

Взаимодействие — объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.

Движение как способ существования материи.

Учение о движении в философии разрабатывается на протяжении всей ее долгой истории.

Гераклит выделяет некие основы движения:

Огонь — это вечно воспламеняющееся и вечно угасающее начало.

Единство и борьба противоположностей. Противоположности – это качества предмета, которые его обуславливают, но с другой стороны друг друга вытесняют, то есть находятся в борьбе.

Движение в миру существует в различных формах, но на разных этапах развития науки и философии существовали теории, которые абсолютизировали одни формы движения и игнорировали другие.

Пример: теория круговорота – согласно этой теории все изменения в мире сходятся к прохождению одних и тех же стадий и завершаются возвратом в исходную точку. Пифагорийцы утверждают, что каждые 760 тысяч лет все в мире возвращается в свое исходное состояние и вновь начинается с начала.

В философии Нидше есть теория о «вечном возвращении».

Пример: связана с многими учеными (Галилей, Ньютон, Лаплас, Вопс), все формы движения сводили к движению механическому.

Механицизм – это сведение высших более сложных форм движения к низшим, а так же объяснение высших форм на основе закономерностей низших форм.

Материалисты разрабатывают идею атрибутивности движения – движение является внутренним, необходимым и неотъемлемым свойством материи, это способ бытия материи.

В конце 19 века на основе открытий в физике появилось и стало развиваться новое направление как энергетизм.

Движение в широком смысле – понимается как любое изменение, как способ существования материи, ее атрибут.

Движению присуще особое свойство:

Единство абсолютного и относительного.

Движение объективно – осуществляется оно независимо от сознания людей, и движение всегда есть изменение какой либо реальности, нет чистого движения как чистой материи.

Движение абсолютно – это означает что материя не может быть реальностью без движения, движение есть способ ее существования, из этого следует что движение так же как и материя неуничтожимо. В тоже самое время движение является и относительным. Абсолютная природа движения проявляется только через конкретные формы материи. И в этом смысле движение является единством абсолютного и относительного. Каждая отдельная форма материи не только находится в состоянии движения, но это движение осуществляется в какой либо конкретной форме.

Пример: превращение элементарных частиц друг в друга. Это может быть изменением электромагнитного поля. Обмен веществ в живых организмах.

Противоречивый характер движения. Любое изменение предполагает свое состояние покоя. Изменение абсолютно, а покой относителен. Это утверждение не означает что движение возможно без покоя.

Противоречивый характер движения проявляется так же, в единстве прерывности и не прерывности. В единстве эволюции и революции. В единстве качественных и количественных изменений.

Энгельс выделил 5 основных форм движений:

Движение как способ существования материи
Главная | О нас | Обратная связь

Движение как способ существования материи

Движение является единственным способом существования материи, её неотъемлемым свойством. Материя может существовать только в движении, проявляет себя через движение. Абсолютно все предметы и явления находятся в движении. Движение — это любое изменение состояния системы, начиная с простого механического перемещения и заканчивая социальными процессами.

Движение характеризуется рядом существенных черт: материальность, объективность, абсолютность (т.е. всё находится в движении), относительность (т.е. движение различается по отношению к разным системам отсчёта), противоречивость.

Покой – это временное сохранение предметом своих основных характеристик, например, сохранение своего устойчивого положения относительно других предметов. Но покой не означает полное отсутствие всякого движения. В любых предметах продолжается внутреннее движение. Предметы, покоящиеся в одной системе отсчёта, движутся в другой. Т.е. движение абсолютно, а покой относителен.

Многообразные процессы и явления материального мира различаются по уровню сложности. В ХIX в. Энгельс выделил пять форм движения, и эта классификация сохраняется до сих пор: механическое – изменение положения тела (или его частей) относительно других тел; физическое – изменение физических характеристик системы (температуры, плотности, заряда и т.д.); химическое – процессы превращения веществ, биологическое – процессы, свойственные только биологическим системам от макромолекул до биосферы; социальное – процессы, связанные с осознанной деятельностью человека.

Между формами движения материи существуют строгие взаимосвязи. 1)Каждая более сложная форма движения материи исторически развилась из менее сложных (кроме механического и физического). Классификация форм движения – это лестница, по которой материя поднималась в своём развитии. 2) более сложные формы движения включают в себя все предшествующие, менее сложные. 3) более сложные формы движения материи качественно не сводятся ни к одной из менее сложных форм, ни к их сумме. Поэтому, например, с помощью биологических законов нельзя объяснять социальные явления.

Частный случай движения – развитие. Если движение это любое изменение, то развитие – это качественные, направленные, необратимые изменения. Направленность означает накопление изменений. Частным случаем развития является прогресс – это развитие, которое сопровождается усложнением структуры объекта и выполняемых им функций. Связь прогресса и регресса частично описывается Вторым началом термодинамики, согласно которому любая изолированная система развивается только в одном направлении – от порядка к хаосу. На основе этого закона в 19 веке появилась гипотеза тепловой смерти Вселенной. Но очевидно, что в природе также распространены процессы, идущие с уменьшением энтропии. Эти процессы были описаны только во второй половине 20 века и получили название «самоорганизация».

В природе борются порядок и хаос. С одной стороны, всё существующее стремится к разрушению и гибели, нет ничего вечного. С другой стороны возникают сложные структуры, способные прогрессировать. Самоорганизация – это спонтанный переход открытой неравновесной системы от простой, беспорядочной формы к более сложной и упорядоченной. Это универсальное свойство материи самоусложняться. До 20 века это свойство материи или отрицалось, что вело к метафизичности, или объяснялось идеалистически. Синергетика – теория самоорганизации, с позиции материализма описывает рождение порядка из хаоса.

3. Пространство и время как формы существования материи. Форма – это упорядоченность содержания. Пространство и время – это всеобщие формы существования материи, т.е. вся материя упорядочена в пространстве и времени. Материя не может существовать вне пространства и времени, как содержание не может быть без формы. Пространство – это порядок одновременного сосуществования материальных объектов. Время – порядок смены событий, последовательность состояний. Пространство и время имеют как общие, так и различные черты. Общие черты: материальность, объективность, абсолютность (т.е. вся материя упорядочена в пространстве и времени), относительность (т.е. метрические свойства пространства и времени могут различаться в разных системах отсчёта), противоречивость, безграничность.

Различия между пространством и временем состоят в следующем:

1) быть в пространстве, значит существовать одно рядом с другим (протяжённость), а быть во времени, значит существовать одно вслед за другим (длительность). 2) пространство имеет три измерения, а время – одно. 3) в пространстве равноправны все направления, а время необратимо течёт только в одном направлении.

В философии до 20 века существовали два подхода к объяснению связи между материей, пространством и временем. Согласно первому подходу П-В существуют независимо от материи и носят абсолютный характер. Пространство – это пустота, чистая протяжённость. Время – чистая длительность. Свойства П-В абсолютны, всегда и везде одинаковы, не зависят от характера материальных процессов. Этот подход соответствует обыденным представлениям человека о П-В и лежит в основе классической механики, созданной Галилеем и Ньютоном.

Согласно второму подходу П-В неразрывно связаны с материей и не могут существовать самостоятельно, как не может существовать пустая форма без содержания. Этот подход защищали многие философы, но высшее выражение он получил в диалектическом материализме. Из этого подхода следовали парадоксальные выводы. Если П-В – это характеристики материи, то их свойства должны меняться, в зависимости от характера материальных процессов. Физическим доказательством этой философской теории стала теория относительности А. Эйнштейна. СТО (1905) доказывает зависимость пространства и времени от взаимного движения материальных тел. ОТО (1916) – доказывает зависимость П-В от распределения гравитационных полей. Тела, создающие сильные поля тяготения, искривляют пространство, делают его неевклидовым. Чем сильнее поле тяготения, тем медленнее в нём течёт время по сравнению с временем вне поля.

Таким образом, в 20 веке победил диалектико-материалистический подход к П-В. Исчезает представление об абсолютных П-В, единых для всей Вселенной. Взамен появляется представление о бесконечном множестве материальных тел, с каждым из которых связано собственное П-В. Это значит, что П-В не существуют отдельно от материи, а являются характеристиками материальных процессов, формами существования материи. Это также значит, что не существует пустоты. Эйнштейн писал: «…раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то П и В остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время».

4. Развитие Вселенной и проблема единства мира. Человека окружают многообразные предметы, процессы, явления с различными и даже противоположными свойствами. Но за всем этим многообразием скрывается единство мира.

Идеалисты видят основу единства мира в каком-то духовном начале. Сторонники религии – в боге. Субъективные идеалисты считают, что единство мира – только в сознании человека. Материалистическая философия и естествознание доказывают: 1) единство мира в его материальности. В мире нет другой субстанции, кроме материи, т.е. ничто не может существовать отдельно и независимо от материи. 2) Единство и целостность мира проявляется в наличии всеобщих взаимосвязей. Материальный мир – это единая система, в которой каждый элемент связан с другими. 3) Единство мира – в наличии всеобщих законов. 4) Единство мира – в единой истории его развития.

Наука 20 века углубила представления о диалектических взаимосвязях и развитии материального мира. Развиваться способны не только живая природа и общество. Развитие есть и в неживой природе. Вселенная не всегда была такой как сейчас. Она имеет историю, у которой было начало, и будет конец. История Вселенной – это единая цепочка превращений, в начале которой неупорядоченная материя, а на вершине – возникновение разума. Вероятно, возможен и дальнейший прогресс.

Исходным состоянием Вселенной многие учёные считают физический вакуум. Это было нестабильное энергетически невыгодное состояние материи, обладавшее симметрией, но стремившееся к распаду. Около 13,7 млрд. лет назад произошёл «большой взрыв» – фазовый спонтанный переход вакуума к более устойчивому, но асимметричному состоянию. В первые мгновения нарушение симметрии проявилось в разделении вещества и поля. Вакуум отдавал энергию, расходуя её на рождение частиц вещества и квантов поля. Вселенная стремительно расширялась, температура падала. Остывая, материя продолжала усложняться: из единого поля выделяется гравитационное поле, поле сильного взаимодействия, разделяются кварки и лептоны, разделяется электромагнитное и слабое взаимодействие, рождаются протоны, нейтроны, ядра атомов и наконец сами атомы. Начинаются химические процессы, т.е. появляется химическая форма движения. Формируются звёзды и галактики. На Земле возникает биологическая форма движения. На её основе появляется разум, как свойство самой высокоорганизованной материи – коры головного мозга человека. Появляется социальная форма движения.

В настоящее время Вселенная продолжает расширяться с возрастающей скоростью. Вещество Вселенной расширяется в пространстве вакуума. Причина расширения в современную эпоху – это антигравитация космического вакуума. Бесконечное расширение Вселенной приведёт к распаду галактик, гибели звёзд, наступит «тёмная» эпоха. Но гибель Вселенной не означает уничтожения материи. Вечная материя, по всей видимости, способна бесконечно развиваться, создавая и разрушая миры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *