Гуманистические основы конституционного строя

Гуманистические основы конституционного строя РФ

Не человек создан для государства, а государство для человека – таков теперь главный принцип их отношений. В этом состоит гуманистическая сущность Конституции и всего нового конституционного права России. При этом акцент делается не на коллективном пользовании правами, как это было свойственно тоталитарному государству, а на индивидуальном выборе образа действий. Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Отделить такую ограничительную, а по существу правозащитную, деятельность государственных органов от соблюдения прав и свобод человека часто бывает очень трудно, но без такой четкой границы деятельность государства грозит выродиться в произвол.

Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к институту гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с конкретным государством, которая ведет к установлению взаимных прав и обязанностей, и прежде всего обязанности государства защищать права и свободы данного лица в полном объеме. Разница между правами человека и правами гражданина, может быть, не столь и велика, но только гражданство предоставляет права в сфере осуществления государственной власти (например, право избирать и быть избранным в органы государственной власти). Преимущества гражданства также в обязанности государства защищать своих граждан за пределами страны. Следовательно, правовой статус, который предоставляется гражданством, наполнен гарантиями, реализация которых во многом зависит от должностных лиц государства. Это превращает институт гражданства в важную часть проблемы «человек – государство» и ставит его основные положения в разряд основ конституционного строя.

Суверенитет народа. Демократическое правовое государство исключает дискриминацию по национальному признаку и обеспечивает гражданам всех национальностей право на реализацию своих национальных культурных интересов. Политические формы для этого – автономия, федерация или конфедерация.

Конституция РФ дает достаточные основания для разрешения противоречия «двух суверенитетов». В ст. 3 говорится: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ». Народ, следовательно, понимается как единый и неделимый субъект – источник права. Любая нация реализует свои национальные интересы в рамках этого понятия, она безусловно полновластна и защищена от любой формы дискриминации, а тем более угнетения со стороны кого бы то ни было. Однако это не означает, что любая нация вправе создать свое государство, суверенитет, по смыслу ст. 3 Конституции, принадлежит не отдельным частям населения, а российскому народу в целом, а следовательно, любые сепаратистские решения окажутся в противоречии с Конституцией. Необходимо учитывать, что понятие «многонациональный народ» радикально меняет свое содержание в демократическом обществе с правовым государством.

Осуществление власти народа происходит в двух формах: 1) непосредственно, 2) через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Право на участие в осуществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами РФ (ст. 32 Конституции).

Народное волеизъявление служит базисом деятельности всех ветвей государственной власти, оно интегрировано в право. Разумеется, народ более непосредственно определяет законодательную власть, поскольку представительные органы напрямую избираются гражданами. Однако воля народа остается системообразующим фактором также для исполнительной и судебной властей, поскольку они формируются выборными представительными органами или выборным главой государства.

Таким образом, предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно. Она носит многоплановый характер и гарантируется закрепляемыми в Конституции правами граждан, а также соответствующими полномочиями выборных органов государства.

Гуманистические основы конституционного строя Российской Федерации

Человек, его права и свободы — высшая ценность. Конституция РФ в ст. 2 провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства». Этот принцип является центральным в системе основ конституционного строя.

Основные характеристики данного принципа:

1) права и свободы человека — высшая ценность, исходный момент, вокруг которого строится вся остальная регламентация общественных отношений, в том числе государство. В случае несоответствия прав человека и других ценностей, признаваемых и защищаемых государством, приоритет отдается правам человека;

2) содержание данного принципа раскрывается через систему прав и свобод человека и гражданина, отраженную в гл. 2 Конституции и законодательстве Российской Федерации. При этом, согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установленный в ней перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;

3) права и свободы человека принадлежат человеку и носят естественный, неотъемлемый и неотчуждаемый характер. Они не устанавливаются государством, их существование признается им, государство гарантирует, соблюдает и защищает права и свободы человека. Это положение также означает, что ни государство, ни народ на общенациональном референдуме не может отобрать у человека какое-либо из его естественных прав;

4) все люди равноправны и имеют одинаковый объем естественных прав и свобод;

5) установление пределов прав человека производится законодателем путем регулирования и ограничения этих прав. Регулирование, в отличие от ограничения, предполагает не только установление границ прав и свобод, но и гарантий их осуществления. Основной предел установлен в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Ограничение прав и свобод человека, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, может производиться только путем издания федерального закона (то есть субъекты Российской Федерации не могут вторгаться в регламентацию правового статуса человека и гражданина) и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства

21 №21. Основы конституционного строя РФ: конституционные характеристики Российского государства (Россия— правовое, социальное и светское государство).

Правовое государство — такой способ организации государства, при котором оно подчинено праву, а главной целью его деятельности является обеспечение прав и свобод человека.

Традиционно выделяется несколько основных признаков (принципов) правового государства:

1) господство права;

2) обеспеченность прав и свобод человека;

3) разделение властей.

Основным принципом, выражающим сущность правового государства, является господство (верховенство) права. Верховенство права выражается в нескольких моментах:

1) единство права и закона. Законы и деятельность государства и его органов должны быть правовыми, то есть соответствовать естественным правам и свободам человека. Статья 18 Конституции РФ определяет, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;

2) верховенство Конституции, ее прямое действие. Статья 15 Конституции РФ устанавливает, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ;

3) соблюдение надлежащей правовой процедуры принятия законов. Правом принятия законов обладают только законодательные органы государственной власти. Законы в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения;

4) соблюдение иерархии источников права. Верховенством в этой системе обладает Конституция РФ, а также в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Далее следуют иные источники права Российской Федерации.

Принцип обеспеченности прав и свобод человека и гражданина корреспондируется с главным принципом основ конституционного строя — приоритетом человека, его прав и свобод как высшей ценности и выражается не только в номинальном признании и закреплении в законодательстве основных прав и свобод человека, но и в реальном их действии. Можно назвать несколько признаков, характеризующих обеспеченность прав человека:

1) непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, возможность применения судами непосредственно конституционных норм, в которых закреплены права и свободы, для защиты нарушенных прав;

2) наличие в законодательстве эффективных и адекватных содержанию прав и свобод механизмов их реализации;

3) наличие различных форм защиты нарушенных прав: административной, судебной (суды общей юрисдикции и конституционные суды).

Принцип разделения властей будет рассмотрен как отдельная основа конституционного строя России.

Гуманистические основы конституционного строя
Главная | О нас | Обратная связь

Вопрос № 17. Гуманистические, экономические и политические основы конституционного, строя РФ

Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государ-ства следовать конституционным порядкам — иначе существование основного закона ли-шается смысла. Однако в понятии «конституционного строя» включает нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное — государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву. Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится ре-альностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.

Порядок, при котором соблюдается права и свободы человека и гражданина, а гос-ударство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, поми-мо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов орга-низации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя». Общество свободных людей (гражданское общество) как бы указывает государству на его обязанность служить человеку и предъявляет опре-деленные требования в отношении организации и пределов государственной власти.

Значение гл. 1 Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формулируется гуманистическая направленность конституционного строя, содержатся гарантии от этатизма, т. е. установления тотального государственного контроля за обще-ственной жизнью. Принципы организации государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последних главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др.).

Очень важное указание содержится в ч. 2 ст. 16, где говорится, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

Из содержания норм, входящей в главу «Основы конституционного строя», прежде всего, следует обязанность государства охранять общественные устои, вытекающие из свободы людей. Таким образом, не государство регламентирует общественную жизнь, становясь над ней, а общество предъявляет требования к государству. В этой главе также закрепляется форма правления и общие гарантии против узурпации власти. Из суммы подобного рода норм-принципов обычно складывается ответ на вопрос, является ли то или иное государство конституционным или нет.

Конституция Российской Федерации не только объявляет положения гл. 1 основа-ми конституционного строя, но и закрепляет невозможность их изменения иначе, как в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией. Согласно ст. 135. основы конституционного строя не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это может сделать только Конституционное Собрание, созываемое на основе федерального конституционного закона, и только в случае, если предложение о пересмотре будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Такое намеренное усложнение порядка пересмотра гл. 1 служит одной цели: сделать основы конституционного строя как можно более стабильными.

Нормы-принципы, включенные в главы «Основы конституционного строя», со-ставляют определенную систему. Они могут быть разделены на четыре основные группы:

— гуманистические основы конституционного строя;

— основные характеристики Российского государства;

— экономические и политические основы конституционного строя;

— основы организации государственной власти.

Именно потому, что эти нормы-принципы закрепляют только основы конститу-ционного строя, многие из них затем раскрываются и даже как бы дублируются в раз-личных главах Конституции.

Под гуманистическими основами конституционного строя следует понимать та-кие его основополагающие принципы, которые закрепляют ведущую роль граждан в государственном строительстве. Человек, гражданин, народ — таковы главные действую-щие лица, которыми и во имя которых создается конституционный строй.

Государство не может учреждать политическую систему, ибо она в своей основе создается свободной инициативой граждан. В тоже время свободу и здесь требуется ре-гулировать и охранять, и вмешательство государства в политические отношения ограни-чено этими целями.

Современное развитое общество в отличие от Х1Хв. перестало быть односторон-не капиталистическим? в него встроены многие структуры, заимствованные из доктрины социализма, вследствие чего это общество справедливо стали считать смешан-ным. Экономический и социальный прогресс в этом обществе достигается при не-пременном соблюдении нрав и свобод человека и гражданина.

Сказанное объясняет, почему Конституция России относит закрепление опре-деленных экономических и политических принципов к основам конституционного строя и отвергает понятие «общественного строя». Это те принципы, которые охраняются и гарантируются новым государством во имя прочности существования свободного гражданского общества.

Экономические принципы: рыночная экономика, право на собственность, идеологическое и политическое многообразие, свобода общественных объединений.

Гуманистические основы конституционного строя.

Под гуманистическими основами конституционного строяследует понимать такие его основополагающие принципы, которые закрепляют ведущую роль граждан в государственном строительстве. Человек, гражданин, народ – таковы главные действующие лица, которыми и во имя которых создается конституционный строй.

Человек, его права и свободы – высшая ценность.

Гуманизм – своеобразный суперпринцип всего конституционного строя. Его закрепление ст. 2 Конституции России свидетельствует о решительном отказе от тоталитарного подхода к проблеме «человек – государство», при котором человек превращался в винтик большой государственной машины. Государство не только не считало себя обязанным охранять права и свободы человека, но ущемляло и отвергало их во имя навязываемых идеологических целей. Главной целью жизни провозглашалось служение государству и общественным интересам, что на деле оборачивалось установлением диктатуры.

Новая российская государственность радикально меняет отношения личности и государства. Не человек создан для государства, а государство для человека – таков теперь главный принцип их отношений. В этом состоит гуманистическая сущность Конституции и всего нового конституционного права России.

Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирования. т. е. не нуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы.

Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции. Исторически она возникла в ходе борьбы народов против феодального абсолютизма ( XVII—XVIIIвв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть, а впоследствии было использовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия.

Суверенитет народа, или народный суверенитет, – это первоисточник власти. Воля народа является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной власти. В силу естественного права, заложенного в понятие народного суверенитета, народ вправе оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения конституционного строя.

Применяются различные формы как прямого, так и опосредованного осуществления власти народа: свободные выборы, референдум, развитая система органов местного самоуправления, контроль деятельности исполнительных органов, обеспечение независимости судов и другие.

Таким образом, предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно. Она носит многоплановый характер и гарантируется закрепляемыми в Конституции правами граждан, а также соответствующими полномочиями выборных органов государства.

Таким называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство – важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Важнейшими признаками демократического государства являются реальная представительная демократия и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Представительная демократияосуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа.

Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью.

В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было, и в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство – Российскую Федерацию.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина – другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.

Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, которые не являются политически независимыми государствами – в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.

Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированы в ст. 5 Конституции РФ.

Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно сложиться фактически как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество. Правовое государство – это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И в то же время можно выделить его основные признаки, тем более что в Конституции РФ это понятие не раскрывается.

1. Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву. «Все, что не запрещено, то дозволено» – важнейший принцип правового государства.

2. Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод . Должна быть обеспечена реальная независимость суда от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.

3. Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам . Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.

4. Приоритет международного права . Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность нормам международного права происходит своеобразная унификация национальных правовых систем на самом высоком уровне, гарантий прав и свобод человека и гражданина, демократии и социального прогресса. Этим объясняется включение данного принципа в конституции многих государств.

Указанные признаки правового государства являются только основными.

Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это не стремление к уравниловке за счет отказа от свободы (как это было в социалистическом государстве), напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и т. д.). Социальное государство как бы исправляет формализм понятий «свобода» и «равенство», помогая людям непредприимчивым и бедным.

Функции социального государства широки, и ч. 2 ст. 7 Конституции РФ дает некоторую их расшифровку.

К сожалению, в конституционный текст не включена формула «социально ориентированная рыночная экономика», это, безусловно, существенно помогало бы становлению социального государства.

Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает ее в некоторых положениях:

• никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

• религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Светский характер государства также означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияние на принятие государственных решений. Подобные ограничения вполне объяснимы для многоконфессиональной страны, каковой является Россия, а также многонациональным составом государственного аппарата, что требует от государства соблюдения строгого нейтралитета по отношению к конфессиям.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

2. Основы конституционного строя рф

В первой главе Конституции РФзакрепляются основы конституционного строя Российской Федерации. К ним относятся принципы, которые присущи каждому демократическому государству. В их число входит демократизм, выражающийся в народном суверенитете, принцип разделения властей, идеологическое и политическое многообразие, признание и гарантирование местного самоуправления, провозглашение правового государства. Россия является федеративным, социальным, светским государством.

В понятие «конституционный строй» включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина; все право соответствует конституции; государство действует в соответствии с конституцией.

Таким образом, конституционный строй не сводится к существованию конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.

Конституционный строй – порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы составляют содержание главы 1 Конституции РФ. Основы конституционного строя можно разделить на 4 основные группы:

основные характеристики Российского государства;

основы организации государственной власти;

экономические и политические основы.

Конституционное право зарубежных стран обычно не пользуется термином «основы конституционного строя», при этом признавая ценность, важность категории «конституционное государство». Такой специальной главы нет в конституциях США, ФРГ, Японии. В конституциях некоторых стран встречаются краткие главы: «Основные принципы» (Италия), «Общие положения» (Швейцария), «О суверенитете» (Франция). Но даже, если в конституциях нет специальных глав об основах конституционного строя, нормы-принципы, относящиеся к понятию основ конституционного строя, присутствуют в разных главах конституции, в специальных законах или признаются судебной практикой во всех цивилизованных странах.

1. Гуманистические основы конституционного строя.

1) Человек, его права и свободы – высшая ценность (ст.2)

Не человек создан для государства, а государство для человека. В этом состоит гуманистическая сущность конституции и всего конституционного права России. При этом акцент делается не на коллективном пользовании правами, как это было в тоталитарном государстве, а на индивидуальном выборе образа жизни.

Выражение «высшая ценность» – это не правовая, не юридическая, а нравственная категория. Но когда, она попадает в конституционный текст, она превращается в правовую, т.е. в обязательное правило для всех членов общества.

Последующие главы Конституции (глава 2 «Права и свободы человека и гражданина») подчинены этому принципу, раскрывают и детализируют его.

Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к:

признанию прав и свобод человека и гражданина (закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также прав и свобод, вытекающих из естественного права);

соблюдение – воздержание государственных органов от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы; создание условий для их реализации людьми;

защита – действие судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения; создание соответствующих правовых гарантий.

2) Суверенитет народа (ст.3)

Понятие суверенитета, означающее верховную власть, независимость, было разработано в 16 в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти. Сегодня оно используется в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия.

Как уже было отмечено выше в соответствии со ст. 3 Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Следовательно, народ понимается как единый и неделимый субъект – источник права. Народ вправе оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения конституционного строя. Чтобы поставить преграду попыткам узурпации власти и ущемления воли народа, Конституция фиксирует четкий принцип: «Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону»(ч. 4 ст.3) .

Осуществление власти народом происходит в 2-х формах:

через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *