Грамматическая норма

Грамматические нормы на страже культуры языка

November 6, 2012

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему носители одного языка понимают друг друга? Почему мы точно определяем, что иностранцы говорят с акцентом? Наконец, почему за орфографические или любые другие ошибки учителя в школе ставят «двойки9raquo;?

Нет? Тогда представьте такую ситуацию. Вместо того чтобы написать (или произнести) фразу «Лошадь била копытом», я напишу (или скажу) «Вашоть вило поктубам». Абсурд, правда? А почему вы точно знаете, что это абсурд?

Да потому, что я нарушила абсолютно все грамматические нормы русского языка. Нормативность языка — это то, что дает возможность носителям одного языка понимать друг друга, грамотно передавать свои мысли.

Строго говоря, нормативность — это свод правил, которые жестко регламентируют произношение, грамматику, правописание. Нормы — образец единообразного, признанного обществом употребления всех элементов языка. Это понятие не придумано учеными: единообразность формируется веками, она отражает развитие народа, развитие общества. Источниками нормы считаются произведения классиков литературы, творения современных писателей и публицистов, общепринятое употребление элементов языка, исследования лингвистов.

Как мы определяем, является ли данное употребление того или иного составляющего языка нормативным? По характерным чертам. Во-первых, все языковые нормы обладают устойчивостью, общеупотребительностью, распространенностью, обязательностью, соответствием возможностям языка. Во-вторых, все нормы закреплены в словарях, определены правилами.

Синтаксические, орфоэпические, орфографические, грамматические нормы русского языка помогают ему сохранять свою самобытность, целостность, охраняют от потока исковерканных, диалектных, просторечных или жаргонных выражений, выполняют общекультурную функцию.

В русском языке различают такие типы норм:

  • Общий стандарт для письменной и устной речи (лексические, синтаксические, грамматические нормы).
  • Нормы письменной речи (орфография, пунктуация).
  • Нормы устной речи (произношение, интонация, ударения).

Грамматические нормы — это правила, распространяющиеся на синтаксис, словообразование, морфологию. Они подробно описываются в «Русской грамматике».

Словообразовательные нормы определяют, как именно должны образовываться слова в языке, каким образом должны соединяться их части. Например, словообразовательные грамматические нормы указывают на недопустимость употребления производных слов с новым аффиксом вместо уже существующих. Например, можно говорить «подоконник9raquo;, «глубина9raquo;, «описание9raquo;, но нельзя: «подконик9raquo;, «глубизна9raquo;, «описывание9raquo;).

Грамматические нормы требуют правильного употребления форм слова, точного использования склонений, падежей, кратких форм, степеней сравнений. Распространенной ошибкой считаются выражения типа «более красивейший», «мой туфля», «отличная шампунь», «шелковый подклад» и пр.

Синтаксические нормы учат, как правильно строить предложения и словосочетания, как соотносить части предложения друг с другом, как правильно согласовывать слова. Например, сегодня огромное количество журналистов, комментаторов, а следом за ними и простых людей разучились правильно употреблять деепричастные обороты и деепричастия. Они должны относиться в предложении к глаголу, дополняя его (Я шел (как?), напевая веселую песенку ). На деле же очень часто их присоединяют к другому слову. Классический старый пример: «Подъезжая к перрону, у меня слетела шляпа ». Так и хочется спросить: «Это шляпа к перрону подъезжала?» А вот более новая цитата: «Выйдя замуж за Николая, никто из наследников не родился живым ».

Орфоэпические, орфографические, грамматические нормы языка — непререкаемый закон, нарушения которого ведут к утрате культурного значения языка.

Грамматическая норма

Вся правда о том, как коллаген действует на организм Коллаген, по мнению некоторых, — это волшебный эликсир, который помогает избавиться от морщин, а также укрепляет волосы и ногти. Но действительно ли о.

Грамматическая норма

Непростительные ошибки в фильмах, которых вы, вероятно, никогда не замечали Наверное, найдется очень мало людей, которые бы не любили смотреть фильмы. Однако даже в лучшем кино встречаются ошибки, которые могут заметить зрител.

Грамматическая норма

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.

Грамматическая норма

9 знаменитых женщин, которые влюблялись в женщин Проявление интереса не к противоположному полу не является чем-то необычным. Вы вряд ли сможете удивить или потрясти кого-то, если признаетесь в том.

Грамматическая норма

Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.

Грамматическая норма

10 очаровательных звездных детей, которые сегодня выглядят совсем иначе Время летит, и однажды маленькие знаменитости становятся взрослыми личностями, которых уже не узнать. Миловидные мальчишки и девчонки превращаются в с.

Одним из главных признаков литературного языка является его нормированность, т. е. наличие норм. Языковая норма — это образец, это то, как принято говорить и писать в данном языковом обществе в данную эпоху. Норма определяет, что правильно и что — нет, она рекомендует одни языковые средства и способы выражения и запрещает другие. Например, нельзя говорить колидор, следует — коридор, нельзя произносить звонит — только звонит. Языковые нормы объективно складываются в процессе языковой практики членов общества. Нормы могут изменяться с течением времени, но все же на протяжении длительного времени они стабильны. Соблюдение норм облегчает использование литературного языка. Нормы пронизывают все ярусы литературного языка.

Выбор темы реферата «Грамматические нормы русского языка и их нарушение» обусловлен тем, что грамматическая правильность речи русского языка для каждого грамотного русского человека связана соблюдением в ней грамматических норм. Знание основных типичных грамматических ошибок является залогом того, что при построении высказываний в устной и письменной речи наименее вероятна возможность их совершения. Потому изучение грамматических норм и основных ошибок их нарушения особенно актуально не только в преподавании русского языка, но и в повседневном общении любого грамотного русского человека. Правильное употребление речевых оборотов в соответствии с грамматическими номами русского языка делают речь изысканной, правильной и выразительной.

Анализ типичных ошибок, допускаемых учащимися в процессе выполнения различных упражнений по русскому языку, показывает, что одним из наиболее слабых мест является выполнение заданий, связанных со знанием грамматических норм русского языка.

Таким образом, целью написания данного реферата является рассмотрение основных грамматических норм современного русского языка и типичных ошибок их нарушения.

В работе рассмотрены словообразовательные, морфологические и синтаксические грамматические нормы употребления слов, словосочетаний и предложений в современном русском языке и проанализированы основные ошибки, связанные с нарушением этих грамматических норм.

Грамматические нормы современного русского языка

Грамматические нормы современного русского языка можно разделить на три категории:

Со словообразованием связаны две большие проблемы:

1) соблюдение норм или правил образования слов;

2) выбор того или иного слова, в составе которого есть оценочные морфемы, в соответствии с конкретной ситуацией общения.

Первая проблема относится к области культуры речи, вторая в большей степени относится к стилистике.

Морфологические нормы определяют правильность образования и употребления форм слова. Например, нормативна форма родительного падежа множественного числа много чулок, сапог, но носков, нельзя говорить местов, делов, не следует изменять несклоняемые существительные: в новом палъте, неверно: более лучше (просто — лучше) или самый умнейший (умнейший или самый умный).

Морфологические нормы касаются всех частей речи русского языка. Род имен существительных относится к постоянным признакам, поэтому зачастую нарушения грамматических норм связаны именно с неправильным употреблением имен существительных в определенном роде. Определить род существительного несложно, достаточно правильно подобрать к нему местоимение (он, она, оно).

Существуют также морфологические нормы склонения имен существительных, где четко определяются варианты падежных окончаний. Основными грамматическими нормами вариантов падежных окончаний являются следующие:

1) стандартными окончаниями им.п. мн.ч. сущ. м.р. являются -ы (-и), нестандартными (- (-я), -е), например: кроты, кони, снега, стулья.

2) в форме род.п. неодушевленные им. сущ. м.р. в ед.ч. имеют окончание -у (-ю), что чаще всего встречается у слов с вещественным значением и у собирательных существительных в значении количества от части целого, например: насыпать песку/песка.

3) форма на -у стойко держится во фразеологических сочетаниях, например: с глазу на глаз.

4) уменьшительные формы с ударением на окончании употребляются преимущественно с формой -у, например: коньячку, творожку.

5) нулевое окончание названий единиц измерения (ватт, эрг); названий овощей, плодов, пищи, измеряемые массами (баклажан, мандарин, гранат); названия лиц по принадлежности к национальности (авар, осетин, цыган); названия лиц по принадлежности к воинским подразделениям (гусар, гардемарин); названия парных предметов или предметов, состоящих из нескольких частей (валенок, клипс, чулок); некоторые существительные, имеющую форму только мн.ч. (брызг, литавр, косм).

6) выраженное нулевое окончание, например: дяди, тети, ясли и т.п.

7) другие случаи.

Определены нормы вариантов окончаний имен существительных в форме именительного падежа множественного числа, например: конструктор-конструкторы, фронт-фронты, якорь-якоря.

Существуют нормы фразеологического сочетания и сочетания с формами на -у в предложном падеже, например: не хватит пороху, час от часу, не в ладу с сердцем, на каждом шагу.

Определены грамматические нормы окончаний существительных мужского рода на твердый согласный в родительном падеже множественного числа, например: бермуды-бермудов, манжеты-манжет, греки-греков, эвенки-эвенков.

Определенную группу имен существительных, употребляемых с определенными грамматическими нормами, составляют существительные с окончаниями существительных м.р. ж.р. ср.р. с основой на мягкий согласный, Ж, или шипящий согласный в родительном падеже множ.ч. например: гусля-гуслей, сплетня-сплетен, ложа-лож, шестерня-шестерен.

Существуют нормы склонения собственных имен существительных: фамилий и географических названий, в частности склонения фамилий. Например, иноязычные и русские фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются, если относятся к мужчинам и не склоняются, если относятся к женщинам: к Олегю Финкелю и Марии Финкель. К этой же группе грамматических норм следует отнести нормы склонения географических названий. К примеру, географические названия типа Шереметьево (в Шереметьеве), Комарово (Комарове) имеют нормой склоняемые и несклоняемые варианты, но не склоняются, если находятся при родовых названиях (от порта Ванино) или наименования заключены в кавычки (например, около фермы «Головлево»)

Существуют грамматические нормы употребления имен прилагательных. Полная форма прилагательного чаще всего указывает на постоянный признак предмета, а краткая — на временный. Например: она образованная и она образованна. Краткая форма выражает признак более категорично, чем полная: он умный — он умен.

Определены также грамматические нормы склонения имен числительных. Например, при склонении сложных числительных, обозначающих сотни и десятки и заказнчивающихся на -сот или — десят в именительном падеже, каждая часть склоняется как простое числительное (пятидесяти, семьюдесятью). Также существуют нормы употребления собирательных существительных. К примеру, в случаях их употребления с личными местоимениями: нас двое, их было пятеро.

Также существуют грамматические нормы образования личных форм глаголов. К примеру, у глаголов бдеть, защитить, убедить и т.п. не образуется форма 1л. ед.ч. У некоторых глаголов (например, ехать) не образуется форма повелительного наклонения. Глаголы должны согласовываться с существительными в числе. Употребляя глагол, необходимо следить за глагольным управлением. Определенные трудности возникают при образовании форм прошедшего времени некоторых глаголов. Так, например, глаголы на -нуть в указанной форме имеют грамматические варианты: вникнул — вник, сохнул-сох. Однако, в последнее время наблюдается тенденция к утере суффикса -у.

Грамматические нормы образования причастий содержат, к примеру, норму о том, что страдательные причастия прошедшего времени не образуются от глаголов на — (а) нуть: толкануть,садануть от глаголов облобызать, осиротить и т.п.

Тоже самое касается норм об образовании деепричастий. Деепричастия не образуются, к примеру, от бесприставочных глаголов несовершенного вида, заканчивающихся на -нуть: сохнуть, мерзнуть, виснуть, липнуть и т.п. Действие, выраженное деепричастием, должно относится к тому же лицу (предмету), к которому относится действие, выраженное глаголом-сказуемым.

Синтаксические нормы регулируют образование словосочетаний и предложений, например, при управлении: нельзя говорить показывает о том. (показывает ч т о?), уверенность в победу (в победе), настал предел терпения (терпению), оплачивайте за проезд (оплачивать ч т о?); Посмотрев этот фильм, мне стало грустно (Посмотрев этот фильм, я загрустил. Или: Мне стало грустно, после того как я посмотрел этот фильм).

Знание грамматических норм и правил построения словосочетаний и предложений и внимательное отношение к собственной речевой культуре позволяет избежать в речи синтаксических ошибок. Словосочетание — это сочетание двух и более слов знаменательных частей речи, в котором есть главное (ые) и зависимое (ые) слово (а). Словосочетания не являются средством общения. Они лежат в основе предложения, которое служит средством коммуникации. Предложение именно преднназачено для выражения какого-либо сообщения, побуждения или вопроса.

Таким образом, мы рассмотрели основные группы грамматических норм современного русского языка. Незнание грамматических норм, приводит к тому, что неправильное употребление тех или иных речевых оборотов нарушает грамматический строй язык. Рассмотрим наиболее распространенные случаи ошибок, связанные с нарушением грамматических норм русского языка.

17. Грамматические нормы

Знание грамматики и ее законов обязательно для каждого человека, говорящего на том или ином языке. Грамматика – это учение о слове и синтаксическом строе языка. Слово – основной объект морфологии, а словосочетание, предложение и сложные синтаксические единицы — объект изучения синтаксиса. В морфологию входит учение о частях речи. Она рассматривает смысловые и формальные особенности слов, принадлежащих различным разрядам, разрабатывает критерии и правила классификации слов по частям речи, определяет круг слов каждой части речи, устанавливает систему этих частей речи, изучает особенности слов и выявляет закономерности их взаимодействия. Синтаксис как область грамматического строя языка объединяет в себе те единицы, которые непосредственно формируют сообщение, следовательно, он изучает особенности построения фраз, создания текстов, правила образования и функционирования разнообразных конструкций.

Грамматика представляет собой четкое организующее начало в языке. Грамматические нормы – это совокупность грамматических правил, по которым строится наша речь. Знание грамматики – это знание правил изменения слов в потоке речи, знание норм сочетаемости, законов объединения слов в предложение.

Грамматические нормы подразделяются на две: морфологические (образование форм различных частей речи) и синтаксические (образование синтаксических единиц). В центре морфологии стоит слово с его грамматическими изменениями и грамматическими характеристиками, сфере же синтаксиса принадлежат те языковые единицы, которые непосредственно служат для общения людей и непосредственно соотносят сообщаемое с реальной действительностью. Закономерности употребления форм слов непосредственно связывают морфологию с синтаксисом. Сосредоточенность в синтаксисе таких языковых средств, без которых невозможно осуществить общение, определяет отношение синтаксиса к морфологии.

18. Нормы употребления имен существительных

Нормы употребления имён существительных, связанные с особенностями категории рода. Знать, к какому роду относится имя существительное, необходимо для того, чтобы правильно изменять его по падежам, сочетать с другими словами в предложении. По родовой принадлежности выделяются: — имена существительные мужского рода: век; корабль (Р. п. – корабля). врач (Р. п. – врача). герой (Р. п. – героя) ; юноша, староста; городище (от город – м. р.) ; путь; ведущий; — имена существительные женского рода: книга; тень (Р. п. – тени). печь (Р. п. – печи) ; гостиная; — имена существительные среднего рода: окно, развитие; имя, время, темя; дитя; животное. — имена существительные общего рода: умница, грязнуля; Женя, Валя; — имена существительные, род которых определить невозможно (слова, не имеющие формы единственного числа). мемуары, шахматы, Кордильеры. При определении рода несклоняемых заимствованных нарицательных существительных необходимо учитывать следующее: — к мужскому роду относятся: а) одушевлённые существительные, обозначающие животных: азиатский зебу; б) одушевлённые существительные со значением лица (в зависимости от реальной соотнесённости с полом). известный атташе; в) неличные существительные, род которых определяется по родовому понятию: бенгали, пушту, суоми, урду, фиджи, хинди (язык) ; сирокко, торнадо (ветер) ; сулугуни (сыр) ; шимми (танец) ; г) неличные существительные, на определение рода которых влияют различные аналогии: га (влияние слова гектар) ; кофе (мужской род во французском языке (языке-источнике)) ; пенальти (влияние русского синонимического сочетания «одиннадцатиметровый штрафной удар») ; — к женскому роду относятся: а) одушевлённые существительные со значением лица (в зависимости от реальной соотнесённости с полом). очаровательная мадам; б) неличные существительные, род которых определяется по родовому понятию: бере (груша). иваси (рыба). кольраби (капуста). салями (колбаса). цеце (муха) и др. ; — к среднему роду относятся: а) неодушевлённые существительные: уютное кафе, вкусное какао; б) субстантивированные слова, т. е. перешедшие в имена существительные из других частей речи: приветливое «здравствуйте». многократное «ура». наше завтра; — к общему роду относятся: а) одушевлённые существительные со значением лица (их называют двуродовыми). мой визави оказался интересным рассказчиком – моя визави оказалась интересной рассказчицей, их протеже не оправдал надежд – их протеже не оправдала надежд. Род несклоняемых заимствованных собственных существительных определяется по роду нарицательного слова, которое обозначает родовое понятие: современный Хельсинки (город – м. р.). живописный Капри (остров – м. р.). труднодоступная Юнгфрау (гора – ж. р.). полноводная Миссисипи (река – ж. р.). красивое Эри (озеро – ср. р.) ; Би-Би-Си проинформировала (Британская радиовещательная корпорация – ж. р.). Некоторые несклоняемые фамилии относят к общему роду (называют также двуродовыми). Иван Седых, Галина Седых.

2.3.Грамматическая норма современного русского языка

Грамматические нормы включают в себя нормы морфологические, проявляющиеся на уровне слова и связанные со словоизменением, и синтаксические (на уровне словосочетания и предложения).

2.3.1. Морфологические нормы регулируют выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Несмотря на устойчивость письменной традиции, морфология продолжает претерпевать различные изменения, основная тенденция которых – уменьшение количества вариантных пар в морфологическом строе языка.

В русском языке наблюдается взаимодействие и смешение типов склонений и спряжений, воздействие территориальных диалектов, стремление освободиться от омоформ, даже колебание грамматического рода (рельс или рельса?).

Происходит уподобление параллельных форм слова, влияние на них продуктивных грамматических категорий. Например, притяжательные прилагательные с суффиксом – ин– в родительном и дательном падежах прежде имели формы с кратким окончанием (мамин, бабушкин, у мамина стола, к бабушкину креслу ). Сейчас они активно вытесняются полными формами: у маминого стола, к бабушкиному креслу.

В литературном языке XIX века равноправно употреблялись варианты: зеркалец и зеркальцев, одеялец и одеяльцев, полотенец и полотенцев. Нормой употребления таких слов стала форма с нулевой флексией: зеркалец, одеялец, полотенец. Колебания встречаются только у шести слов: волоконце, донце, копытце, корытце, полотенце и щупальце.

По сравнению с языком XIX века значительно сузилась сфера употребления инфинитивов на – сть: нанесть оскорбление, принесть удовольствие, свесть знакомство и т. д. Нормативными стали формы инфинитива на – сти: нанести, принести, свести, цвести, приобрести и т. д.

Важно учитывать также грамматическую зависимость выбора вариантов. Например, слово народ сохраняет форму на – у в сочетаниях со словами: много, мало, уйма, тьма и т. д. народу. Но в остальных случаях нормативной в родительном падеже является форма на – а: из народа, среди народа и т. п.

Вариантность форм родительного падежа сохраняется в определенных синтаксических конструкциях: не до жиру, ни слуху, ни духу, дать маху, спору нет и т. д.

При разграничении дублетных форм надо руководствоваться смыслом: туристические лагеря и общественно‑политические лагери, образа (иконы) и образы (изображения; литературные характеры), нажать на тормоза и тормозы общественного развития и т. д.

Колебания происходят в грамматическом роде многих слов, которые недавно были неологизмами: широкая авеню и широкое авеню, крепкий кофе и крепкое кофе.

По формальному признаку считается, что все несклоняемые существительные, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду, кроме слов: кофе, сирокко – мужской род, кольраби, солями – женский род. Слово «такси», ассоциируясь то с автомобилем, то с машиной, использовалось то в женском, то в мужском роде, теперь нормой является средний.

Согласно правилу грамматический род аббревиатур определяется по стержневому слову: ВАК – женского рода (высшая аттестационная комиссия), МПГУ – мужского рода (Московский педагогический государственный университет). Однако теперь аббревиатуры, оканчивающиеся на твердый согласный, стали опознаваться как слова мужского рода (МГТС, МИД ), а например, слово РОЭ (реакция оседания эритроцитов ) – среднего. Причиной этого является внутреннее противоречие между этимологической и морфологической мотивированностью рода, а также трудность расшифровки словосочетаний.

Пока нет грамматических правил о нормах употребления сложносоставных слов. Например, кафе‑столовая открылось или открылась? Н.М. Шанский 2 предлагает делить дефисные образования на две группы: сложные составные слова (платье‑костюм, встреча‑банкет ) и сложные слитные слова (шефповар, яхтклуб, плащ‑палатка, генерал‑лейтенант ). Признаком первых является расчлененность восприятия слова и склоняемость первой части (диплом инженера‑электрика, у телефона‑автомата, в кресле‑кровати ), вторых – смысловая слитность компонентов слова и неизменяемость первой части при склонении (к премьер‑министру, от генерал‑полковника, на альфа‑распаде и др.). Характерным для развития этих языковых единиц является стремление к смысловой слитности и к утрате склоняемости.

Конкурирующими формами родительного падежа множественного числа являются сочетания типа «сто граммов» или «сто грамм», а также таких слов как «апельсинов – апельсин», «носков – носок». Рассматриваемые варианты, оказывается, обнаруживают зависимость от значения падежа и характера словосочетаний. Принято говорить: пять мандаринов, запах апельсинов, ящик из‑под помидоров, но в то же время разговорной нормой являются формы сто грамм, килограмм апельсин, тонна помидор.

Синтаксические нормы регулируют выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений.

Синтаксические нормы по сравнению с морфологическими менее изучены и разработаны, тогда как в речи немало трудностей, связанных с выбором форм управления и согласования: отзыв о диссертации или на диссертацию, контроль на производстве или за производством, способны на жертвы или к жертвам и т. д.

Многие ошибки в форме управления объясняются неразличением близких, но не тождественных по смыслу слов: «Важно различать друзей от врагов» (ошибка вызвана смешением глаголов «различать» и «отличать» ); «уверенность в победу» (ошибка вызвана влиянием конструкции «вера в победу» ). Часто говорят «преимущество над кем (чем )» и «превосходство перед кем (чем )» вместо правильных: преимущество перед кем (чем ) и превосходство над кем (чем ). Следовательно, чтобы избежать ошибок в форме управления, следует различать не только лексическое значение слов, но и грамматическое содержание той или иной конструкции.

В современной речи наблюдается распространение конструкций с винительным падежом. Так, например, утратили управление дательным падежом глаголы: благодарить, бранить, журить, поносить, судить, терпеть, укорять, хвалить и др. Ср. «вы презираете отцам» (А.С. Пушкин). Вытеснен винительным падежом и родительный: «не можете ли вы одолжить мне карандашика» (И.С. Тургенев). Родительный же падеж употребляется лишь в устойчивых выражениях: ждать у моря погоды, ждать как манны небесной и т. п.

Наблюдаются колебания и в употреблении количественных числительных с предлогом «по». Еще в конце XIX века говорили и писали: по пяти, по семи, по двадцати. Теперь: по пять, по семь, по двадцать. Однако числительные «два», «три», «четыре», «двести», «триста», «четыреста» продолжают употребляться в винительном падеже, как и раньше: по два, по три и т. д.

Новое употребление «ждать автобус» (а не автобуса ), «ждать праздник» (а не праздника ) складывалось под влиянием аналогии со стороны таких словосочетаний, как «встречать автобус», «продолжать праздник». И все же становление новой формы управления с винительным падежом происходит избирательно. Мы говорим: он ищет дорогу, но он ищет славы.

Одним из характерных изменений нормы является замена беспредложных сочетаний предложными. Так, например, без предлога в XIX веке употреблялись глаголы бежать (избегать), трепетать, следить, надеяться и др. «Все трепетало страшной заразы» (А.И. Герцен). «Нет надобности… следить развитие действия» (Н. Добролюбов). Нормой же современного языка является: трепетать перед кем (чем ), следить за кем (чем ), надеяться на кого (на что ) и т. д. В XIX в. глагол «писать» употреблялся с предлогом: «Я к вам пишу – чего же боле?» (А.С. Пушкин), «Письмо к ученому соседу» (А.П. Чехов). В наши дни наблюдается беспредложная конструкция «письмо кому», а не «к кому».

Другое изменение связано с вытеснением дательного падежа формой родительного. Было: свидетель происшествию, событию. Стало: свидетель происшествия, события. Однако употребление дательного падежа при слове «изменник» поддерживается изменением соотносительного глагола «изменять» (кому, чему). Предпочтительнее форма дательного падежа и в сочетаниях со словами «клятва», «убеждения», «дело»: изменник убеждениям, клятве, делу.

При выборе правильной грамматической формы для согласования слов рекомендации многих грамматик существенно расходятся с реальной речевой практикой. Как правильнее сказать, если речь идет о женщине: врач выписал лекарства или выписала? Из устной речи перекочевали в газеты, журналы и художественную литературу конструкции: врач пришла (ушла, сказала, поставила диагноз, предложила и т. д.). То же относится и к словам: секретарь, бухгалтер, донор, юрист, корректор, кассир и др.

Однако если речь идет о профессиях и должностях, остающихся «уделом» мужчин, то здесь даже при обозначении лиц женского и мужского пола сохраняется согласование по мужскому роду: командир приказал, капитан вышел и т. п.

В современном языке наблюдаются также колебания в выборе предлога. Постоянно конкурируют предлоги «е» и «по». Во времена Чехова принято было «говорить в телефон», сейчас – «по телефону». Сложен выбор из двух вариантов: «на Кубани» и «в Кубани», «в Сибирь» и «на Украину», «в Карпаты» и «на Карпаты». Общая тенденция – предлог «на» вытесняет предлог «в», хотя чаще говорят: «на кухне», чем «в кухне».

«Предлогом‑агрессором» называют «по», который стал вытеснять предлоги «для», «за», «о». Если раньше писали и говорили: «ателье ремонта», «программа литературы», то теперь– «ателье по ремонту», «программа по литературе». Дело в том, что предлог «по» сокращает цепочки зависимых существительных в родительном падеже без предлога. Интересен в этом плане пример A.M. Пешковского: «Дом племянника жены кучера брата доктора». Но иногда лучше сказать без предлога: «Магазин готового платья», чем «Магазин по продаже готового платья».

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)

Культура речи как раздел филологической науки, как нормативность речи и речевое мастерство.

История развития риторики и культуры речи, как научной дисциплины.

Ведущие аспекты культуры речи — нормативный, этический, коммуникативный. Типы речевой культуры носителей литературного языка.

Основные признаки литературного языка. Классификация функциональных разновидностей языка (Д.Н. Шмелева).

Понятие языковой нормы. Языковые единицы, имеющие варианты.

Языковые единицы, находящиеся за рамками литературного языка.

Общая характеристика коммуникативных качеств речи, классификация Б.Н. Головина.

Правильность как основное коммуникативное качество речи.

Нормы произношения и ударения. Причины появления акцентологических вариантов.

Морфологические и синтаксические нормы.

Нормы словообразования. Детские неологизмы, авторские окказионализмы.

Точность как коммуникативное качество речи.

Логичность как коммуникативное качество речи. Логичность предложения и логичность текста.

Богатство как коммуникативное качество речи. Тавтология и плеоназм.

Чистота как коммуникативное качество речи. Условия реализации.

Уместность как коммуникативное качество речи. уместность ситуативная и контекстуальная.

Выразительность как коммуникативное качество речи Фигуры и тропы.

Реализация коммуникативных качеств речи в процессе профессионального общения дефектолога.

Овладение техникой речи: овладение речевым дыханием, голосом, хорошей дикцией и орфоэпическим произношением.

Воспитание речевого голоса. Способы выработки необходимых голосовых качеств.

Дыхание и его тренировка.

Способы выработки ясной и четкой дикции.

Устная и письменная формы речи. Восприятие (слушание) и продуцирование (говорение). Рефлексивное и нерефлексивное слушание.

Основные правила слушания собеседника.

Вербальные и невербальные средства общения.

Риторика как наука, искусство, учебный предмет. Этапы развития риторики.

Риторические навыки и умения (отбор литературы, изучение литературы, составление плана, написание текста речи, самообладание перед слушателями, ориентации во времени).

Этапы подготовки речи.

Ораторская речь, ее роды и виды. Культура полемической речи.

Речевой этикет: понятие, речевые нормы.

Официально-деловой стиль, его жанровое разнообразие, языковые формулы.

Научный стиль, речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, приемы унификации языка служебных документов.

Язык и стиль распорядительных, инструктивно-методических документов, правила оформления документов.

Публицистическая речь: языковые особенности, жанры.

Речевая коммуникация. Этапы речевого действия.

Нормы и стиль педагогического общения.

Особенности построения публичного выступления дефектолога с целью проведения просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями.

1Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М. 1981. – с. 73.

2Н.М. Шанский. В мире слов. – М.,1978.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Грамматические нормы, о которых пойдет речь в данном разделе,представляют сложность для изучения, потому что в русском языке морфологические и синтаксические правила нередко допускают исключения. Несоответствие некоторых фактов языковой модели провоцирует ошибки, которые мы постараемся предупредить, рассказав о трудных участках в грамматике русского языка.

К грамматическим нормам традиционно относят нормы морфологические и синтаксические. Рассмотрим их последовательно.

Морфология. как известно, — это наука о частях речи, поэтому морфологическими нормами считаются правила, связанные с постоянными и непостоянными грамматическими категориями разных частей речи, которые отражаются, в частности, на закономерностях образования форм слова в русском языке. Сложность данного типа норм обусловлена разветвлённостью грамматической системы нашего языка: почти все знаменательные части речи в русском языке изменяются, имеют свой набор форм – свою парадигму. Например, в парадигме обычного склоняемого существительного – 12 форм (умножьте 2 на 6 – 2 числа на 6 падежей), относительного или притяжательного прилагательного – 24 формы (изменяемыми категориями у прилагательного будут род, число и падеж). В парадигме глагола будет порядка 100 форм. Поразительно, как искусно мы умеем оперировать всеми этими формами в речи! Для иностранца создание грамматически верного спонтанного высказывания на русском языке будет показателем высокого уровня коммуникативной компетенции. Однако ошибаются в грамматике не только иностранцы, но и носители языка, поскольку строгой, «математической» логики в формообразовании в русской речи нет.

Затруднения при образовании форм слова могут быть связаны разными причинами. Прежде всего с вариантностью норм современного русского языка: например, форма им. падежа мн. числа существительного мужского рода диспетчер образуется с помощью окончания –ы: диспетчеры. в то же время у другого подобного существительного, также называющего профессию, — инспектор есть в данной форме два равноправных варианта: инспектора и инспекторы. Другая причина морфологических ошибок кроется в нерегулярности образования некоторых форм, существовании неполных парадигм: так, нельзя сказать Я побежду или Я победю. потому что в парадигме глагола победить нет формы 1 лица ед. числа будущего времени. Вместо названных неправильных форм следует использовать аналитический оборот одержу победу. Нередко в речи срабатывает «закон экономии», выражающийся в том, что носители языка предпочитают более краткие формы языкового выражения, стремясь к экономии времени и усилий. Из-за этого некоторые формы практически исчезают из разговорной речи, в частности в последнее время всё реже фиксируется в устных текстах правильное склонение количественных числительных: фразе Диск с пятьюстами восьмьюдесятью четырьмя песнями большинство предпочтет неверное Диск с пятьсот восьмидесяти четырьмя песнями.

Прокомментируем некоторые грамматические трудности, становящиеся прогнозируемыми зонами ошибки.

Определение родовой характеристики имен существительных нередко становится проблемным вопросом. При решении этой грамматической «задачи» необходимо следовать следующей логике:

1) род склоняемых существительных определяется по их окончанию. Традиционно окончания -А/-Я закреплены за существительными женского рода (исключения – существительные, называющие лиц мужского пола: папа, дядя, Саша, Женя ; существительные общего рода, которые могут быть использованы для номинации и мужчины, и женщины: невежа, малютка, сирота ; разносклоняемые существительные среднего рода: знамя, пламя, племя. Существительные среднего рода обычно имеют окончания -О/-Е (к исключениям отнесем слова, образованные от сущ. мужского рода с помощью экспрессивных суффиксов и сохраняющие родовую характеристику производного слова: домишко, заборище ). Нулевое окончание в существительных с твердым согласным на конце слова – признак существительных мужского рода: город, канал, пиджак. В некоторых случаях, когда существительное мужского рода, которое обозначает профессию, занимаемую должность, выполняемую работу, может использоваться для называния лиц женского пола, оно может быть согласовано по женскому роду: Профессор Купина предложила обсудить этот вопрос на заседании кафедры; Допустившая ошибку кассир была уволена. Трудности в определении рода возникают у существительных с нулевым окончанием и мягкой согласной на конце слова (например, существительные шампунь, тюль, толь, рояль относят к мужскому роду, вермишель, мозоль, фасоль, мышь – к женскому). У таких существительных род нужно запомнить.

2) определение рода у заимствованных неизменяемых существительных во многом зависит от того, одушевленное это существительное или неодушевленное. Большинство неизменяемых неодушевлённых существительных относятся к среднему роду (радио, тире, жюри, болеро, шоссе и т.д.). Но есть отступления от ведущей закономерности: колебания в роде возникают под влиянием родовых характеристик близких по значению склоняемых слов или общих названий определённых смысловых групп. Запомните исключения:

1. К мужскому роду относят названия нескольких ветров (сирокко, торнадо, солано), название новой денежной единицы евро;

2. Вариантная норма (м.р./ с.р.) фиксируется в названиях нескольких танцев (липси, сиртаки, шимми), названиях нескольких спиртных напитков (бренди, мартини); спортивном термине пенальти; слове кофе (форма среднего рода – неравноправный вариант, допустимый лишь в разговорной речи).

3. К женскому роду относят слова кольраби авеню салями: влияние родовых номинаций женского рода — капуста, улица, колбаса.

3) Одушевлённые несклоняемые существительные, называющие лиц, не могут относиться к среднему роду. Обычно это слова мужского (конферансье, денди, рефери) или женского рода (мадам, пани, миледи). Несколько слов из этой парадигмы относятся к существительным общего рода (протеже, хиппи, визави).

4) Одушевленные несклоняемые существительные, называющие животных, обычно относятся к мужскому роду (пони, какаду), хотя некоторые допускают согласование по мужскому и женскому рода (например, слово кенгуру), если по условиям контекста требуется указать на самку животного. Ряд подобных существительных относят только к женскому роду под влиянием родовой характеристики общих определений: иваси, колибри, киви-киви, цеце – рыба, птица, муха.

5) Несклоняемые собственные имена, называющие географические объекты, относятся к тому же роду, что и нарицательные существительные, обозначающие соответствующее родовое понятие: зимний Хельсинки (город – слово м.р.), величавая Миссисипи (река – слово ж.р.), пострадавший от урагана Миссисипи (штат – слово м.р.).

6) Родовая характеристика сложносокращенных слов зависит от типа аббревиатуры. У звуковых изменяемых аббревиатур с твердым согласным в конце слова род определяется по форме слова (слово вуз склоняется как существительное мужского рода). У остальных аббревиатур род определяется по стержневому слову (УрГУ – слово мужского рода, потому что определяемым словом в развернутом наименовании этого высшего учебного заведения является существительное мужского рода «университет»; КПСС – слово женского рода, ключевое слово – «партия»).

Задание 1. Определите родовую характеристику данных склоняемых существительных, составьте с ними словосочетания по модели «прилагательное + существительное».

1) Антресоль, аэрозоль, бандероль, вермишель, гастроль, мозоль, моль, пароль, рояль, табель, толь, тюль, фасоль, шампунь.

2) бригадир, бродяга, врач, депутат, директор, доцент, жертва, зануда, коллега, левша, продавец, растяпа, руководитель, судья, умница.

Задание 2. По какому роду следует согласовать слова с существительными, называющими женщин по профессии, должности? Проверьте себя по «Словарю грамматических трудностей русского языка».

1) В прошлом году заведующий общежитием Г. А. Чернышева (расселил — расселила) одну часть крыла в связи с аварийным состоянием здания. 2) «Переговоры о снятии запрета уже ведутся», — (заявил – заявила) свердловский министр торговли Вера Соловьева. 3) Я сама (бывший – бывшая) инженер. 4) В редакции (появился – появилась) новый журналист Анна Озерова. 5) Автор Е. Калугина, уже (знакомый – знакомая) читателям по женским романам, неожиданно для всех написала детектив. 6) Знаменитый композитор Александра Пахмутова (отметил – отметила) свой день рождения. 7) Выдающийся тренер Татьяна Тарасова, (празднующий – празднующая) юбилей, признается, что у ней не было любимчиков среди учеников.

Задание 3. Определите родовую характеристику данных несклоняемых существительных, составьте с ними словосочетания по модели «прилагательное + существительное».

Авеню, авокадо, алиби, ассорти, атташе, беби, бигуди, боа, болеро, боржоми, бра, буржуа, видео, виски, гран-при, гризли, горилла, декольте, дефиле, дзюдо, динго, жабо, импресарио, инженю, инкогнито, какаду, каноэ, кашне, кафе, кенгуру, киви, коала, колибри, колли, кольраби, коммюнике, кофе, леди, ноу-хау, падре, пенальти, пенсне, пони, попурри, портмоне, протеже, пюре, рантье, ранчо, сабо, сальто, сари, соло, спагетти, суоми, табу, такси, татами, тореро, травести, трио, фламинго, фойе, хачапури, хиппи, цеце, шимпанзе.

Задание 4. Определите родовую характеристику несклоняемых имен собственных и аббревиатур, составьте с ними словосочетания по модели «прилагательное + существительное».

Айова, Борнео, Дели, Калахари, Каратау, Килиманджаро, Колорадо, Монако, Онтарио, Сухуми, Таватуй, Токио, Турку,

БАМ, вуз, ГАИ, ГКЧП, ГОСТ, ДПС, загс, ЕС, ЛДПР, МГУ, МИД, МХАТ, ОАЭ, РУВД, РФ, СНГ, УрФО, ФИФА, ФСБ, ЦУМ.

Задание 5. Прочтите предложения, взятые из современной российской периодики. Обратите внимание на обозначение родовой характеристики существительных с помощью зависимых слов. Проследите закономерности грамматического согласования со словами, переданными в латинской графике. При необходимости внесите редакционную правку.

1) Напиток будет специально приготовлен чайным сомелье. 2) При заказе суши вторую вы получаете в подарок. 3) Недалеко от Екатеринбурга расположен ГЛК «Лиственная». 4) Для маленьких гостей – детская игровая комната с заботливой baby-sitter и веселым детским меню. 5) Команда английских «селебритис» играла очень жестко. 6) Я боялся, что меня, бизнесмена, будут воспринимать как «богатого буратину». 7) В самом Boing нападают на А380, отрицая, что он – самый экономичный «слон» на свете. 8) Лучше всего авиастроение себя чувствует, когда в нем существуют две конкурирующие фирмы. Когда McDonnell Douglas проиграла (и была в результате куплена «Боингом»), её место занял европейский Airbus. 9) Романтическую лав-стори сплели в авантюрным романом. 10) Наша чайна-таун, — отрекомендовали нам район жители центра. 11) Из её репортажа и вправду можно было бы сделать рейтинговое реалити-шоу. 12) Французские коммандос десантировались прямо в Индийский океан. 13) У большинства из них в детстве был McDonald`s, дешевая PlayStation первого поколения и летний отдых в Турциях-Египтах. 14) «Нирвана» — своего рода городское фэнтези, где мрачная атмосфера создана при помощи нарочито ярких, кислотных красок. 15) Проблему общего нездоровья городской среды обсуждали в рамках первой Московской биеннале архитектуры. 16) 24 июня в Большом зале консерватории главный баритон страны Дмитрий Хворостовский выступит в парном конферансе с американской сопрано Сондрой Радвановски. 17) Вот и АвтоВАЗ, давно и безуспешно искавший себе партнера с достатком, опытного, знающего, но без лишних претензий, наконец выбрал ту же Renault. 18) Адрес этого сумочного Эльдорадо сообщается московским жрицам моды только по секрету и только на ухо ближайшим подругам. 19) Человеческий фактор – это главная проблема современных Сочи. 20) В этом году США уже извинялись: недавно государство впервые признало свою вину перед индейцами. 21) НАТО просто не смогло поймать Караджича, но неприкосновенности ему никто никогда не гарантировал. 22) Однажды поехал я в областную ГИБДД ставить новую машину на учет. 23) Официальная позиция властей такая: все ГИБДД честное, а взяточники — досадное и редкое исключение. 24) Это сравнимо с бюджетами крупнейших мировых телесетей, таких, как британская ВВС с её корпунктами по всему миру и бюджетом с $6 млрд.

Определенную трудность представляет употребление форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода. У большинства таких существительных данная форма образуется с помощью окончания -Ы/ -И (балы, столы, врачи, кони ). Однако ряд существительных мужского рода образует именительный падеж множественного числа с ударным окончанием –А/ -Я (берега, города, тополя, стулья). В СРЯ наблюдается активная тенденция к образованию форм на –А/ -Я, особенно у двусложных существительных с начальным ударным слогом (свитера, токаря, дизеля ). Ярче всего эта тенденция проявляется в профессиональной речи, в названиях механизмов, инструментов (грейдер, скрепер, стопор ). Возникает явление вариантности, конкуренции форм. Активность процесса привела к тому, что нормативные справочники многие формы мн. числа с окончанием –А/ -Я расценивают как один из вариантов, существующий в пределах литературной нормы (инспектора/ы. инструктора/ы. слесаря/и, токаря/и ). Но некоторые распространённые в речи неправильные варианты даются с запретительной пометой (неправильно: бухгалтера, диспетчера, шофера ). В ситуации, когда словарь фиксирует вариантность нормы, в справочнике обычно фиксируется, в каких случаях стоит употреблять ту или иную форму. Так, формы, отличающиеся друг от друга окончаниями, могут иметь разную стилистическую окраску (договоры – книжное, договора – разговорное). Реже фиксируется смысловое различие (соболи – животные, соболя – меха).

Задание 6. Образуйте от слов, связанных с профессиональной сферой общения, форму именительного падежа множественного числа. Проверьте себя по «Орфоэпическому словарю русского языка» п/р Р.И.Аванесова.

Адрес, брокер, бухгалтер, вексель, вектор, вензель, взвод, выговор, герб, дилер, директор, диспетчер, договор, доктор, допуск, икс, инженер, инспектор, инструктор, каталог, квартал, китель, кондуктор, корпус, лектор, ордер, отгул, отпуск, офицер, профессор, рапорт, редактор, ректор, род, сектор, слесарь, сторож, табель, тендер, токарь, том, трактор, тренер, цех, шофер, штемпель, юнкер.

Задание 7. Образуйте от слов, связанных с бытовой сферой общения, форму именительного падежа множественного числа. Проверьте себя по «Орфоэпическому словарю русского языка» п/р Р.И.Аванесова.

Бант, возраст, грифель, год, гроздь, дед, джемпер, дизель, кабель, катер, корм, кран, крендель, кузов, лагерь, лекарь, лифт, месяц, обод, орден, плинтус, повар, погреб, полюс, порт, почерк, прожектор, сват, свитер, скорость, сорт, соус, тенор, тон, торт, шампуры, щенок, якорь.

В формах родительного падежа множественного числа существительных мужского рода в речи в результате действия закона экономии речевых усилий нередко возникают вариантные формы: конкуренция возникает между окончаниями –ОВ/-ЕВ, -ЕЙ и нулевым окончанием.

Следует запомнить, что с нулевым окончанием образуют формы род. п. мн. ч. названия некоторых народов (прежде всего слова с основой на Р и Н: башкир, грузин, румын, цыган, магикан ); названия родов войск (партизан, солдат. НО: гусар и гусаров , драгун и драгунов ); названия парных предметов (преимущественно обуви: ботинок, валенок, мокасин, сапог, чулок, НО: гольфов, пимов, ботиков, чёботов и др).

С окончанием –ОВ/ -ЕВ образуют формы род. п. мн. ч. названия единиц измерения (граммов, килограммов, литров, метров, градусов, часов. как вариантные даются счетные формы с нулевым окончанием: грамм, килограмм, карат, микрон и др.); названия плодов (помидоров, огурцов, мандаринов, бананов. вариантные формы только баклажан / баклажанов ).

Задание 8. Образуйте от данных существительных, связанных с профессиональной сферой общения, формы родительного падежа множественного числа, укажите наличие вариантов.

Амперы, арбитражи, аэропорты, байты, банкноты, буряты, гектары, граммы, грузины, гуцулы, дела, джоуль, железы, казны, киловатты, килограммы, киргизы, комментарии, места, области, омы, осетины, партизаны, рентгены, солдаты, судьи, турки, эсеры.

Задание 8. Образуйте от данных существительных, связанных с непрофессиональной сферой общения, формы родительного падежа множественного числа, укажите наличие вариантов.

Ананасы, апельсины, бакенбарды, баклажаны, бананы, ботинки, брызги, валенки, джинсы, каймы, кеды, клавиши, козыри, кочерги, кухни, мечты, носки, петли, плечи, полосы, помидоры, простыни, рельсы, сапоги, свечи, серьги, скатерти, ставни, стебли, стержни, тапочки, тёти, туфли, челюсти, чулки, яблоки, ясли.

Важным элементом речевой культуры молодого специалиста является умение правильно употреблять в своей речи формы имен и фамилий. Сложностей со склонением обычных фамилий на –ов, -ин, -ский у носителя языка обычно не возникает, однако можно допустить ошибку со склонением фамилии иностранной.

В соответствии с правилами русского языка, склоняются все мужские русские и иноязычные фамилии. заканчивающиеся на согласный звук, кроме фамилий на -ых, -их. Разумович – к Разумовичу, Иглесиас – об Иглесиасе, но Белых – о Белых. Аналогичные женские фамилии не склоняются. у Татьяны Арнтгольц, с Кондолизой Райс, о Дженифер Лопез.

Из фамилий, оканчивающихся на гласные буквы, не склоняются ни мужские, ни женские, кроме тех, что оканчиваются на безударные -а, -я. от Жан-Жака Руссо. но с Францем Кафкой; у Нелли Фуртадо, но к Эдите Пьехе). Исключением из исключения являются фамилии на -а, -я с предшествующим согласным –и : музыка Поля Мориа, фильмы с участием Энди Гарсия .

Из фамилий на ударное склоняются только славянские: у фермеры Лопаты. другие остаются неименными: романы Золя. Однако существует тенденция склонять и нерусские фамилии на ударное . если они принадлежат русскому человеку: фильм Александра Митты.

Задание 9. Проверьте корректность употребления имен собственных в данных контекстах.

1) Будущий кумир молодежи родился в Ленинграде, в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой и инженера Роберта Максимовича Цой. 2) Известность к Дарье Волге пришла после съемок в сериале «Петербургские тайны». 3) Искусству Эдгар Дега присуще сочетание фантастичного и прозаичного. 4) Благодаря почти маниакальной одержимости дилетанту Шлиману удалось то, чего не смогли сделать профессиональные археологи. 5) Пять голов на счету Лукаш Подольски в Кубке УЕФА. 6) Шоумен Александр Цекало с женой Викторией Галушкой устроили торжество по случаю бракосочетания во французском городе Биаррице. 7) А под вечер оделся потеплее, хотя на дворе стояла совсем летняя погода, и поплелся к Коваленкам. 8) Пауло Коэльо — один из популярнейших в наше время писателей, занимающий сегодня целые полки в магазинах наравне с Харукой Мураками и Джоном Фаулзом.

Система склонения числительных характеризуется многообразием словоизменительных типов, каждый из которых охватывает небольшое количество слов, и наличием ряда уникальных форм. Поэтому для большинства этих слов парадигма склонения приводится в словарях полностью.

Вспомним, что выделяют следующие разряды числительных: 1) количественные (один, два, три ), 2) порядковые (первый, второй, третий ), 3) собирательные (двое, трое, четверо ); 3) дробные (одна десятая, три восьмых ). Основные проблемы возникают с использованием в устной и письменной речи количественных и собирательных числительных.

Количественные числительные по морфемному основанию можно разделить на простые (пять, восемь ), сложные (шестьдесят, девятнадцать ) и составные (сорок три, пятьсот одиннадцать ). Склоняя сложные числительные, на основе которых, кстати, могут формироваться составные, нужно помнить, что изменяются обычно обе части слова (пятьдесят – пятьюдесятью ).

Задание 10. Вспомните склонение числительных: образуйте формы шести падежей у следующих составных числительных:

947, 2631, 5552, 3187, 4890, 7369.

Задание 11. Прочитайте предложенные предложения, проследите за соблюдением морфологических норм при склонении числительных.

1) В России потребление алкогольной продукции на душу населения в начале XXI века составляет 86,92 литра в год. 2) Около 10700 спортсменов из 205 стран мира планируют принять участие в соревнованиях в Пекине. 3) Ответственность по ст. 327 Уголовного кодекса РФ наступает также за сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков путем продажи, обмена либо безвозмездного их отчуждения (см. комментарий к ч.1 ст.326). 4) Максимальная скорость самолета доходила до 250 км/ч у земли и 240 км/ч на высоте 4000 м. 6) Программа поддерживает 48-разрядную адресацию логических блоков, позволяя работать с большими дисками. 7) Согласно исследованию Knight Frank, в 2000 году русские купили дома и квартиры в Англии на сумму, превышающую 93 млн фунтов, в 2004 году сумма выросла до 396 млн. В 2006 году они потратили 799 млн фунтов, доведя общую сумму, если считать с 2000 года, до 2,2 млрд фунтов. 8) Здесь собрано более 6380 сочинений по литературе, написанных школьниками из разных уголков нашей страны. 9) Он начал революцию с 82 бойцами.

Собирательные числительные корректно использовать только с несколькими типами слов: 1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: двое друзей, трое сирот ; 2) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое саней, трое ножниц, четверо суток ; 3) с существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении «человек»): двое детей, трое ребят, трое молодых людей, четверо незнакомых лиц ; 4) с личными местоимениями мы, вы, они. нас двое, вас трое, их было пятеро. Не рекомендуется использовать с существительными, называющими лиц женского пола (к примеру, сочетание пятеро учениц неверно).

Собирательные числительные оба, обе в мужском и среднем роде в косвенных падежах имеют в основе гласную о. а в женском роде – гласную е. оба друга. но обе подруги ; обоих друзей. но обеих подруг. Склоняются собирательные числительные так же, как прилагательные во множественном числе: троих, троим, троими, о троих; обеих, обеим, обеими, об обеих.

Задание 12. Вычеркните слова, с которыми нельзя употреблять собирательные числительные. Оставшиеся слова поставьте нужный падеж.

1) Двое (подруги, котята, джинсы, дети). 2) Трое (собаки, сани, пятиклассницы, часы). 3) Семеро (сутки, козлята, певицы, ребята). 4) Обе (девочки, мальчики, руки, стены). 5) Обоими (уши, глаза, стены, дома).

Задание 13. Оцените правильность использования числительных в речи. Отредактируйте предложения, в которых вы обнаружили ошибку.

1) Удивительные приключения пережили двое новорожденных медвежат из тофаларской тайги.2) Их семья состояла из отца, матери и пятерых дочерей. 3) Теперь портной мог купить ткань на две пары брюк. 4) В ходе перестрелки в Каспийске ранены трое прохожих. 5) Самолет был задержан на пятеро суток. 6) Трое греческих генерал-лейтенантов будут претендовать на пост Главы Национальной Гвардии Кипра. 7) На этой неделе австрийские хирурги сообщили о проведенной ими пересадке обеих рук. 8) Парковка на обоих сторонах улицы отныне запрещена. 9) В память навсегда запало, как все трое сестёр играли за этой доской. 10) Я стала опекуном обоих внуков — Алеши (13 лет) и Юлечки (4 годика) Горевых.

Грамматические ошибки нередко возникают при образовании форм прилагательных. Чаще всего проблемы возникают с качественными прилагательными, которые помимо традиционных 24 падежных форм имеют в своей парадигме ещё и краткие формы, а также степени сравнения.

В процессе образования кратких форм прилагательных нередко наблюдаются следующие явления, провоцирующие появление ошибок в речи:

1) передвижения ударения в парадигме (глуп, глупá, глýпо, глýпы и доп. глупы );

2) появление или утрата беглых гласных (вéчен, вéчна, вéчно, вéчны );

3) образование вариантных форм мужского рода на –ен- и –енен- (искусствен и искусственен );

4) расхождения в значениях краткой и полной формы (ср: большой – велик );

5) отсутствие или неупотребительность полных форм (рад. но не радый );

6) отсутствие или неупотребительность кратких форм (давний. но не давен ).

При образовании степеней сравнения также следует учитывать возможность следующих трудностей:

1) передвижения ударения (вáжный – важнéе, важнéйший );

2) чередование согласных и гласных в основе (тихий – тише, тишайший );

3) нестандартное образование формы (плохой – хуже, худший );

4) вариантные формы (бойкий – бойчéе и бóйче );

5) отсутствие или неупотребительность форм степеней сравнения (юный. но не юнее, юнейший ).

Задание 14. Проследите по орфоэпическому и грамматическому словарю закономерности образования кратких форм мужского рода у следующих прилагательных:

Бедственный, безнравственный, безответственный, безукоризненный, бессмысленный, болезненный, вдохновенный, воинственный, высоконравственный, действенный, дерзновенный, драгоценный, дружественный, единственный, естественный, злонамеренный, искренний, искусственный, медленный, мужественный, непосредственный, неприкосновенный, несравненный, откровенный, подлинный, посредственный, постепенный, преемственный, родственный, семейственный, сокровенный, соответственный, торжественный.

Задание 15. Исправьте ошибки, допущенные в употреблении форм прилагательных.

1) Я не представляю себе, что какой-нибудь тренер из более старшего поколения поднял бы такой вопрос. 2) Значимейший офис НК «ЮКОС9quot; куплен «Роснефтью9quot; у ООО «Прана9quot;. 3) После разгона ТСЖ люди попадут в еще худшие руки. 4) Он принес сборной России четвертую медаль наивысшего достоинства на Играх в Пекине. 5) Эта победа осталась самой ярчайшей в истории российского спорта. 6) Он был остр на язык. 7) Авиация – самый лучший, хотя и дорогой, способ передвижения. 8) Вам будут представлены все самые последнейшие технологии, изобретения, уникальные методики. 9) Ленин и Троцкий были ловчайшими, энергичными деятелями, сумевшими вовремя использовать беспомощность правительства Керенского. 10) Как светл праздник Пасхи Христовой!

Используя в речи местоимения. стремитесь к соблюдению качества ясности речи, контролируйте появление ситуации двусмысленности. Нередко местоимение, замещая в контексте полнозначные слова, может быть по смыслу соотнесено с несколькими объектами, о которых шла речь выше.

Задание 16. Прочитайте предложения, при необходимости отредактируйте их.

1) Жаркий Таиланд, магический остров Бали, таинственная Индия и фееричная Малайзия ждут своих охотников за приключениями. 2) Уже сегодня западные финансисты призывают своих политиков к отказу от требования сочетать инфляцию ниже 2% с темпами роста в 3-4%. 3) После того как свидетель жениха чересчур активно приударил за одной гостьей, та обратилась за помощью к её брату. 4) Бывший хозяин «Альпика-Сервис» Петр Федин продал компанию «Газпрому», и теперь он отвечает за подготовку склона к Играм. 5) В результате травмы получили водитель «Нивы» и два его пассажира. 6) Квалифицированные преподаватели с высшим и специальным образованием этой школы «Урал-Драйв» готовят водителей категории «В» (легковые автомобили). 7) Долгое время на пути e-ticketing стояло налоговое законодательство, согласно которому электронный билет не может быть бланком строгой отчетности. Но в результате внесенных в него поправок и дополнений ситуация изменилась. 8) Сестра поступила в цирковую труппу, она скоро уезжает на гастроли. 9) Сергей Михалков был женат на женщине старше него на пятнадцать лет. 10) Старшая сестра попросила младшую подать ей её кружку.

Вторая разновидность грамматических норм — синтаксические нормы. т.е. правила, регулирующие порядок и связь слов в предложении и словосочетании.

Обратимся прежде всего к трудностям, которые могут возникнуть с закономерностями синтаксического порядка на более простом уровне. Для этого необходимо вспомнить типы синтаксических связей, которые могут возникать в словосочетаниях. Прежде всего выделяют словосочетания сочинительные (дождь и снег ) и подчинительные (дождь со снегом ). Как правило, трудности возникают с моделированием подчинительных словосочетаний, в которых одно слово зависит от другого. Синтаксическая сочетаемость в этом случае предполагает правильный выбор грамматических форм сочетающихся слов.

Типы подчинительных синтаксических связей на уровне словосочетания известны из школьной программы: это согласование, управление и примыкание. При согласовании зависимое слово ставится в ту же форму, что и главное (твой мир, совершенные технологии, гладкая кожа ). В словосочетаниях с управлением главное слово требует при себе зависимого, стоящего в определенной падежной форме (расположение слов, изучать синтаксис ). При примыкании зависимое слово не меняет свою форму, синтаксическая сочетаемость формируется порядком слов и интонацией (звонко рассмеяться, шагать не спеша ). Как показывает анализ речевого материала, большинство грамматических ошибок допускается в словосочетаниях с управлением: нередко зависимое слово в таких контекстах стоит не в той предложно-падежной форме, которую требует главное слово.

Перечислим несколько проблемных зон в грамматическом управлении :

1) Частотной ошибкой оказывается употребление предложной конструкции вместо беспредложной (оплатите за проезд вместо нормативного оплатите проезд).

2) Глаголы речи, мысли и чувства при себе требуют зависимого существительного в форме предложного падежа с предлогом О (реже ПРО): думаю о сестре, сообщил о неизбежном, скучаю о доме. Грубым нарушением является форма «предлог ЗА + винительный падеж»: его поведение говорит за то, что он не прав.

3) С административно-географическими наименованиями (названиями городов, районов, областей, республик, стран) употребляются предлоги В и ИЗ: в Ирбит – из Ирбита, в Сибирь – из Сибири, в Германии – из Германии. С названием гор употребляются предлоги НА и С: на Урал – с Урала, на Алтай – с Алтая. При названии предприятий употребляется предлог НА (на радио, на заводе), при названии учебных заведений – предлог В (в колледже, в академии).

4) Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются только с дательным падежом (благодаря хорошему здоровью, согласно уставу, вопреки неудачам). Предлоги ввиду, вследствие управляются родительным падежом (ввиду опоздания поезда, вследствие травм).

Задание 17. Составьте словосочетания с типом связи «управление», где предложенные слова были бы главным словом. Отметьте, в какой форме стоит зависимое слово.

Адресовать, апеллировать, беспокоиться, внушать доверие, выставка, говорить, жаловаться, заведующий, заплатить, игнорировать, иметь в виду, избегать, обвинить, остановить, отзыв, отличать, отплатить, отражаться, отчитываться, потребность, превосходство, предназначать, препятствовать, привлечь внимание, разочарован, рецензия, скучать, смириться, тенденция, удостоить, уклоняться, управлять, характерен

Задание 18. Требуют ли редакционной правки данные предложения? В случае необходимости исправьте ошибки, порассуждайте о причинах их появления.

1) 20-й километр по Киевскому шоссе. 2) Сделай лучшее бритье от Gillette ещё более комфортным. 3) Улица Вайнера – самая посещаемая улица города, излюбленное место для отдыха горожан и гостей города. 4) Спецпредложения от лучших туроператоров по всему миру. 5) Двухэтажный коттедж с балконом, вид которого выходит на сосновый лес. 6) Необходимо оплатить за излишний вес. 7) Экспозиция состоит из больших мозаик из бисера, стекляруса и мрамора. 8) Те же михалковские «12» продвигаются у нас себе как «умное» кино, и их показывают вовсе не в одном зале. 9) Показалось, что вы легко победили над соперником. 10) Квота театров для своих гостей, нашим партнерам, квоты Союза театральных деятелей, квота для прессы, гости фестиваля. 11) Отец Клеменс сам вывел гибрид итальянского мандарина с одним из видов иволистной бигардии. 12) Обыграв чеха, он расплатился со своим обидчиком афинской Олимпиады. 13) Саутину уже 34, а он продолжает не просто выступать, а вкалывать как стахановец, принося стране медального угля. 14) Его называли человеком-легендой за спортивные достижения по прыжкам с шестом. 15) Затянувшееся согласование этого документа ставит крест на улучшении процедур по ОСАГО. 16) Мотивировки о необходимости создания ОРХЛ были обкатаны еще в процессе подготовки проекта ЕАХЛ. 17) Предположить о том, что можно с 8-го места прыгнуть на верхнюю ступень пьедестала почета, было невозможно. 18) Совет должным образом не зарегистрировал свои отделения и не платил налоги с доходов от коммерческой деятельности (в частности с преподавания английского). 19) Глядя на новости, я плакала. 20) Зрители запасались кричалками, рисовали плакаты в поддержку своей команде. 21) Нашлись и те, кто ставил подпись в согласии с изменением названия проспекта Ленина. 22) Умение находить компромиссные решения по таким вопросам ведет к сплочению семьи. 23) Родственная любовь служит для нас образцом для любви ко всем людям. 24) Возможен к установке на уже имеющиеся окна. 25) Уже подготовлены поправки в 25 существующих законодательных актов. 26) Золотую медаль досталась Илье Ильину из Казахстана, набравшему сумму — 406 кг.

Задание 19. Вспомните правила правописания и грамматического управления, связанные с производными предлогами, исправьте ошибки, допущенные в данных предложениях.

1) Это примечательное событие произошло по истечению 40 секунд в матче США-Новая Зеландия. 2) Она шла подобно принцесса. 3) Бывший премьер напомнил, что в отличии от Евроатлантики регион почти никак не структурирован в военно-стратегическом плане. 4) Всоответсвии с цыганским ритуалом мужчины и женщины сидели на свадебном банкете отдельно. 5) В завершении праздничного концерта несколько слов сказал и сам дирижер, польщенный честью работать с Уральскими коллективами. 6) В 2000 году сам дом, флигели и конюшню снесли в течении двух дней. 7) Самое главное – стаж, при наличие которого на работу устроиться гораздо проще. 8) Расчет больничного листа ведется согласно приказа Минздравсоцразвития России от 10.07.2006 г. 9) Благодаря простуде он месяц провел дома. 10) Будьте терпеливы по отношении к друзей. 10) Цветные карандаши приготовляются теми же приемами, как и черные, исключая прокаливание.11) Сообразно нашим прогнозам, величина рынка теплоизоляционных материалов сообразно всем группам в совокупности на ближайший год составит почти 11 %.

Грамматические нормы на уровне предложения регулируют порядок и синтаксические связи между частями конструкции.

В русском языке порядок членов предложения считается свободным. Это значит, что в предложении нет места, строго закрепленного за тем или иным его членом. Прямой порядок слов характерен для научной и деловой речи, обратный (инверсия) активно используется в публицистике и художественных произведения, а также становится приметой разговорной речи. Порядок слов в русском предложении позволяет выделить ценную для адресата информацию: обычно мысль разворачивается от известного, знакомого к неизвестному, новому. Нарушение порядка слов в предложении может привести к двусмысленности.

Задание 20. Отредактируйте предложения, устранив ошибки в порядке слов в предложениях.

Как сообщила нам девушка, взявшая трубку, по имени Людмила, один рождественский гусь будет стоить примерно 3000 рублей. 2) Мы можем вам предложить два дома, большой на 20 днем и 12 ночью человек и маленький на 6 человек. 3) Зато на Берлинском кинорынке, одном из самых крупных в мире, состоялось историческое событие — был заключен договор о плотном кинематографическом сотрудничестве и копродукциях между Россией и Германией, который теперь должен быть подписан на государственном уровне Ангелой Меркель и Владимиром Путиным. 4) К началу Первой мировой войны там варили уже 3,4 млн ведер пива в год 4-х сортов. 5) При нападении на инкассаторов на улице Удальцова в Москве сегодня утром, по предварительным данным, ранены трое случайных прохожих. 6) Опытный автослесарь проведет шиномонтажные (замена, подкачка колес) и профилактические работы Вашего автомобиля (замена масел, фильтров и многое другое). 7) Получили тюремные сроки в России за два года более 100 членов «СС» по приговору суда, причем 40 из них – в Москве за последние полгода. 8) Палата представителей одобрила законопроект, еще раз специально ЦРУ запрещающий применять пытки. 9) Ведь он заявил, что покинет пост тренера сборной ещё до начала Олимпиады. 10) УВД г. Каменска-Уральского набирает на вакантные должности милиционеров и милиционеров-водителей для службы в конвойном подразделении лиц, отслуживших в ВС РФ, годных по состоянию здоровья, имеющих образование не ниже среднего, не судимых, рост не менее 170 см. 11) Новая 100-миллиардная банкнота Зимбабве стоит больше на Интернет-аукционе eBay как редкая купюра, чем на улицах Хараре: в столице страны за неё можно получить лишь буханку хлеба, а на сайте eBay – почти $80. 12) Это город будущего, здесь люди стремятся создавать что-то новое, здесь возникает много идей у людей, способствующих развитию города. 13) На ст. Егоршино злоумышленнику не удалось похитить чугунные слитки из вагона, весом в 180 кг.

Традиционно грамматическую сложность представляют предложения с деепричастным оборотом. Чтобы не допустить ошибку при употреблении этой обособленной конструкции, нужно помнить, что деепричастный оборот в составе предложения должен обозначать дополнительное действие подлежащего. Если же субъект речи не выражен подлежащим, употребление деепричастного оборота стилистически ошибочно (получив информацию о маршруте путешествия, решение о поездке было принято нами моментально ). Поэтому нужно следить, чтобы действия, обозначаемые сказуемым и деепричастием, относились к одному лицу или предмету, которые выступают в предложении в роли подлежащего

Исправить подобную ошибку можно несколькими способами:

1. Оставить неизменным деепричастный оборот, но перестроить основную часть предложения, изменив субъект действия, т.е. введя новое подлежащее. Подлежащим должен быть субъект, совершающий действия, выраженный сказуемым и деепричастием (Получив информацию о маршруте путешествия, мы приняли решение о поездке моментально).

2. Устранить деепричастный оборот, превратив его в придаточное предложение, чаще всего с союзом КОГДА (Когда мы получили информацию о маршруте путешествия, то приняли решение о поездке моментально) или в отглагольное существительное с зависимыми словами (После получения информации о маршруте путешествия, мы приняли решение о поездке моментально).

Задание 21. Исправьте, где нужно, ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.

Выполняя заказ ОАО «Сибнефть-ННГ9quot;, на промысловых дорогах был сделан текущий ремонт покрытия и обочин дорог. 2) Столкнувшись с бандитами, он окажется на краю гибели. 3) Сделав аппаратный педикюр, для вас 5 минут загара в солярии в подарок. 4) Попробовав однажды эту процедуру, вам захочется вновь окунуться в этот океан положительных эмоций! 5) Достигнув перекрестка, появился олень, закрыв при этом мне обзор, и я не увидел другой машины. 6) Проиграв два сета, я думаю, что Гонсалес был обречен. 7) Приблизительно в такой ситуации и оказалась Русанова, живущая несмотря на неюный возраст в общежитии, занимаясь постановкой на очередь для получения жилья как малоимущая. 8) Многие актеры думают, что, только появившись на сцене, у них сразу же все должно получиться 9) «Реал» легко может прибавить, и, даже сравняв, «Зениту» все равно не светит положительный результат. 10) Забронировав номер на нашем сайте, Вы сможете обеспечить себе лучшую цену без посредников на номер в отеле. 11) Мне больше нравится общаться, глядя собеседнику в глаза.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *