Государство и экономика

Вопрос 2. Государство и экономика.

Государство как главная политическая сила в обществе всегда играло значительную роль в экономике. В XVIII–XIX веках с установлением господства рыночной экономики в передовых странах мира среди ученых-экономистов утвердилось мнение о том, что роль государства в экономике должна быть минимальной. Государству отводилась роль «ночного сторожа» капитализма или же роль «попечителя общественного интереса», а законы рынка сами должны отрегулировать экономические процессы общества. До начала ХХ века в странах Западной Европы и США государство почти не вмешивалось в экономическую жизнь общества.

Однако рыночная модель экономики выявила и свои негативные стороны. Законы рынка, действуя стихийно, порождают монополизм, безработицу, перепроизводство товаров и экономические кризисы, во время которых еще более усугубляется положение незащищенных слоев общества. Обеспечивая сиюминутную выгоду, рынок не позволяет правильно оценить долгосрочные проекты, связанные с социальным обеспечением, с использованием невоспроизводимых природных ресурсов.

Свести к минимуму отрицательные последствия рыночных форм хозяйствования – задача государства. Сегодня в развитых странах мира государство становится все более активным участником рыночных отношений. Оно берет на себя решение тех задач, которые свободный рынок решить не в состоянии: 1) перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций; 2) перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом; 3) оказание материальной поддержки тем гражданам, которые не по своей воле утратили рабочие места; 4) организация производства общественных услуг, предоставляемых государством всем гражданам (бесплатное образование, оборона, строительство железных дорог, освещение улиц, благоустройство городов, охрана памятников истории и культуры).

Важнейшим направлением современных государств является обеспечение стратегических прорывов в области науки и технологии; с этой целью развитые государства инвестируют огромные средства на проведение фундаментальных научных исследований, производят капиталовложения в новейшие отрасли хозяйства.

И, наконец, обязанностью именно государственных органов является разработка и принятие действенных мер по антимонопольной и антиинфляционной профилактике.

Для решения вышеперечисленных задач современные государства используют законодательство и экономические методы. Государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рынка, поддерживать мелкий и средний бизнес, препятствует появлению предприятий-монополистов.

Важнейшим рычагом является финансово-экономическое регулирование в форме налогов. Налог – это определенная сумма денег, которую каждому производителю товара, получателю дохода, владельцу того или иного имущества, необходимо уплатить государству. Увеличивая или уменьшая ставки налогов с населения, предпринимателей, предприятий, государство может способствовать расширению производства или тормозить его; за счет налогов, поступающих в бюджет, государство может поддерживать развитие образования, науки, увеличивать пособия инвалидам, безработным, сиротам.

Однако мировой опыт подсказывает: чем меньше налоговый гнет на экономику, тем быстрее она развивается.

Государственные органы разрабатывают программы и прогнозы на несколько лет вперед, анализируют варианты равновесия между отраслями, между производством и потреблением. На этой основе даются рекомендации товаропроизводителям, принимаются решения о льготных кредитах и субсидиях. С середины ХХ века такое «косвенное планирование» рыночной экономики утвердилось во всех развитых странах Запада.

С другой стороны, государство должно соблюдать меру в использовании экономических методов регулирования рынка, вот почему основной принцип государственного регулирования можно выразить фразой: «Не навреди рынку».

Государство и экономика

Ни одну экономическую систему, даже систему свободной рыночной конкуренции, нельзя назвать абсолютно свободной, поскольку она не может работать без вмешательства государства. Ведь именно государство берет на себя ответственность за организацию денежного обращения в стране, за удовлетворение потребностей определенных категорий населения, за компенсацию или ликвидацию отрицательных эффектов поведения участников рыночной игры. Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования, поскольку, действуя стихийно, законы рынка слишком часто не только дают положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработица и др. К тому же рыночная система не в состоянии обеспечить реализацию такого неотъемлемого социально‑экономического права человека, как право на стандарт благосостояния, т. е. на получение таких доходов, которые могли бы обеспечить индивиду достойное существование вне зависимости от форм и результатов его экономической деятельности. От рыночного механизма не приходится ожидать и соблюдения других социально‑экономических прав человека, в частности, права на труд для тех, кто может и хочет работать. По целому ряду объективных причин в экономике рыночного типа неизбежной является безработица в ее различных видах: структурная, региональная, технологическая, скрытая.

Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX — начале XX в. когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1&29‑1933 гг. в мире разразился экономический кризис, следствием которого было падение объемов производства и массовая безработица. Кризис 1&29‑1933 гг. заставил ученых‑экономистов пересмотреть многие из положений экономической теории.

В 1936 г. английский экономист Джон Кейнс выпустил в свет книгу, которая называлась «Общая теория занятости, процента и денег», в которой доказывал, что проблемы, с которыми в период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть решены только в том случае, если рыночная экономика будет регулироваться государством. Вмешательство последнего поможет свести к минимуму отрицательные последствия, вызываемые действием рыночных законов. Кейнс фактически произвел переворот в «классической экономике», сделав вывод о том, что только активная финансовая политика государства, которая бы способствовала стимулированию спроса, может справиться с массовой безработицей. Во время Второй мировой войны эта точка зрения стала господствующей во всем мире, и взгляды Кейн‑са оказали огромное влияние как на мировую экономическую мысль, так и на практику организации хозяйственной жизни в различных странах.

Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они берут на себя решение тех задач, которые свободный рынок решить не в состоянии: перераспределение общественных доходов, регулирование рынка рабочей силы, оказание материальной поддержки тем людям, которые не по своей воле утратили рабочие места и не сумели найти себе другую работу. Заботятся государства и о занятых, устанавливая для них минимальный уровень заработной платы, т. е. такой уровень, который бы позволил им выжить.

Другим направлением деятельности современных государств является обеспечение стратегических прорывов в области науки и технологии, что особенно важно в современных условиях развития НТП.

Наиболее развитые государства инвестируют огром ные средства на проведение Фундаментальных научных исследований, производят капиталовложения в те новейшие отрасли хозяйства, которые будут вы пускать продукцию с не совсем ясными пока перспективами спроса.

Наконец, поскольку сегодня является очевидным тот факт, что ни одна экономика — ни рыночная, ни командная — не имеет врожденного иммунитета, по крайней мере, против двух тяжелых хронических болезней — инфляции и монополизма, то обязанностью именно государственных органов является разработка и принятие действенных мер по антиинфляционной и антимонопольной профилактике. Для решения вышеперечисленных задач современные государства используют определенные методы государственного регулирования экономической жизни.

Государственное регулирование экономики в условиях рынка представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально‑экономической системы к изменяющимся условиям. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики обычно определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Задачей государственного регулирования экономики является установление компромисса между многочисленными и разнообразными интересами субъектов экономики в целях достижения максимального общественного блага в рамках существующего социально‑экономического строя.

Все используемые государством методы воздейст‑вия на экономику можно разделить на несколько групп. Первую группу составляют правовые методы. которые заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство. с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий‑монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к застою и загниванию. Также правительства различных стран принимают законы, направленные на укрепление мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

Ко второй группе относятся финансово‑экономические методы — прежде всего налоги. Налоги играют активную роль в перераспределительных отношениях, серьезно влияя на производство. Поднимая или снижая размер налогов, государство либо способствует его развитию, либо сдерживает темпы экономического роста.

Государство оказывает определенное влияние на экономику и при проведении своей денежно‑кредитной политики. Главную ответственность за проведение последней, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью госбанк или ограничивает, или, наоборот, расширяет возможность получения предпринимателями кредита на развитие производства.

Также государство помогает товаропроизводителям, вводя определенные таможенные пошлины. Пошлиной называется специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой — защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает

Правительство РФ при защите отечественных произ‑водителей автомобилей).

Еще одним важным инструментом государствен ного регулирования экономики является государ ственная собственность (так называемый государственный сектор). Государственный сектор представляет собой некоторое дополнение рыночного механизма, действующее там и в такой мере, где и в какой степени сам этот механизм не справляется или недостаточно быстро и эффективно справляется с глобальными или частными экономическими задачами. Государственный сектор создается в результате строительства государством различных хозяйственных объектов, а также выкупа у частных владельцев предприятий, недвижимости, пакетов акций и целых отраслей. Переход хозяйственных объектов из частной собственности в государственную называется национализацией. Национализация служит мощным инструментом стабилизации рыночной экономики страны в критические периоды ее развития. В странах, где доля государственной собственности в национальной экономике значительна, она неизменно используется в целях выравнивания экономического цикла и поддержания занятости населения. В условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения в экономику сокращаются, государственные предприятия, напротив, не сокращают производство. Более того, именно в эти периоды они стремятся обновлять основные фонды, противодействуя таким образом спаду производства в других отраслях промышленности и росту безработицы. Структура государственного сектора не является неизменной: после создания или реорганизации с переоснащением нерентабельных или малорентабельных, но необходимых для хозяйства страны объектов последние приватизируются, т.е. переходят из государственной собственности:в частную. Государство же переключается на новые объекты и сферы, где активность частного капитала недостаточна.

Наконец, в рыночном хозяйстве распространены и различные типы планирования: на уровне отдельных предприятий, регионов и даже всей экономики в целом. Программы последнего вида создаются государством.

Государственной экономической программой называется комплекс иерархически соподчиненных целей, важных для развития хозяйства страны, а также совокупность средств их достижения в установленные сроки. Разработка и осуществление таких программ называется государственным экономическим программированием.

Программы бывают обычные и чрезвычайны Чрезвычайные программы разрабатываются и осу‑ществляются во время критических ситуаций (например, при стихийных бедствиях). Некоторые из этих программ являются превентивными, т. е. призванными предотвратить надвигающиеся нежелательные последствия. По времени действия государственные программы подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Особое место среди государственных программ обычно занимают государственные программы национализации и приватизации. Уровень государственного программирования в разных странах различен, но само государственное программирование экономики существует практически во всех странах с рыночной экономикой.

Таким образом, в современных капиталистических странах государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.). Наиболее развитой механизм государственного регулирования экономики сложился в странах Западной Европы (Франция, ФРГ, Италия, Скандинавские государства и др.), Японии, ряде быстро развивающихся государств Юго‑Восточной Азии и Латинской Америки Особенно важную роль государственное регулирование экономики играет в развивающихся странах, создающих независимую национальную экономику, и в бывших социалистических государствах, осуществляющих переход от планового хозяйства к рыночному.

Несмотря на очевидную эффективность государственного регулирования экономики, опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным — экономику нельзя держать в полном подчинении у государства. Вот почему основной принцип государственного регулирования экономики часто выражается фразой «не помешай рынку». В экономической истории имеется множество примеров, когда государство, полагаясь исключительно на административные методы управления экономикой, не только было не в состоянии решить насущные проблемы, но и способствовало их усугублению. С другой стороны, государство должно соблюдать меру и в использовании экономических методов регулирования рынка, поскольку некоторые из них, например налоговая или денежная политика, по силе своего влияния на экономику вполне могут быть сравнимы с централизованным планированием. Так, в конце 70‑х гг. во многих государствах правительства фактически утратили чувство меры в применении экономических методов регулирования, и это привело к серьезной деформации ряда рыночных процессов. Платой за неосмотрительность стал рост безработицы, переплетенный с инфляцией и расстройством денежной системы.

Таким образом, вмешательство государства в современную экономику является необходимым. Основные направления его экономической деятельности могут быть сведены к следующим: 1) разработка, принятие и организация выполнения рыночного законодательства (правовой основы рынка);

2) обеспечение сохранности рыночного механизма и создание условий для его нормальной работы, сглаживание структурных и региональных диспропорций в экономике, организация экологически безопасного производства;

3) гарантированное осуществление справедливого распределения доходов.

Современный рынок предъявляет к экономической деятельности государства довольно жесткие и специфические требования. Везде, где деятельность государства соответствует этим требованиям, она способствует укреплению рыночного механизма, улучшению состояния государственных финансов и обеспечению социально‑экономических прав членов общества.

Государство и экономика

Функции государства – поддержание общественного порядка и стабильности, использование имеющихся возможностей для экономического развития, защита безопасности страны. Государство как политическая система осуществляет управление обществом, всех его сфер.

Для реализации социальных и культурных программ, развития науки и образования важную роль играет государственный бюджет, который формируется за счет системы налогов от экономической деятельности.

Государство обладает правом выпуска денежных знаков и золотовалютными резервами для поддержания социально-экономического развития общества. Государство обладает экономической собственностью, в которую входят некоторые крупные предприятия, банки и т.д.

Экономическая политика – система экономических мер и действий, проводимых государством с целью развития экономики страны, улучшения благосостояния и уровня жизни населения, ускорения экономического роста и др.

Виды экономической политики:
инвестиционная – это финансирование и долгосрочное кредитование государством различных отраслей народного хозяйства. Инструменты: субсидии, государственные кредиты;
денежно-кредитная – это регулирование Центральным Банком денежного обращения и кредита;
внешнеэкономическая – государственная политика, проводимая с целью привлечения иностранного капитала, развития собственного конкурентоспособного производства и внедрения отечественной продукции на иностранные рынки, развития внешнеэкономических связей, осуществления совместных проектов и т. д. ;
социальная – это деятельность государства, связанная с созданием жизненных благ и услуг для улучшения условий жизнедеятельности людей;
фискальная – это государственная политика в области налогообложения, государственного бюджета, проводимая с целью обеспечения занятости населения и поддержания стабильного уровня инфляции.

Каждый из видов располагает системой методов или инструментов воздействия на экономику.

Инструменты внешнеэкономической политики:

законодательное установление таможенных пошлин, обменных курсов валют;
использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.

Инструменты социальной политики:

регулирование минимальных ставок оплаты труда;
установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.

Инструменты фискальной политики:

изменение налоговой структуры;
изменение налоговых ставок;
изменение величины госрасходов.

Совокупность этих методов регулирования экономики можно подразделить на:

прямые (административные);
косвенные (экономические).
Прямые (административные) методы регулирования базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Это квотирование, контроль за ценами, доходами, лицензирование, установление госзаказов, тарифов, нормативов, стандартов, гарантированного минимального уровня заработной платы, пособия по безработице. Особенно большое место занимают правовые меры (законы).

Косвенные (экономические) методы регулирования базируются на денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, валютной, внешней политике.

Системное (комплексное) использование методов государственного регулирования экономики называется макромаркетингом.

Государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости и ситуации на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.).

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми

Остались рефераты, курсовые, презентации? Поделись с нами — загрузи их здесь !

Помог сайт? Ставь лайк!

Государство и экономика

3. Государственные органы, регулирующие корпоративную деятельность

4. Международно-правовое регулирование бизнеса

5. Прямой государственный контроль над корпоративной деятельностью

Вопрос о соотношении государства и экономики относится к числу наиболее дискуссионных и сложных.

Экономические функции современного государства сложились в процессе длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. Активизация экономических функций государства способствовала изменению ранее сложившихся представлений о причинах его возникновения. На смену идее о том, что в основе государства лежит общественный договор (Ж. — Ж. Руссо), пришло представление о нем как о «большом акционерном обществе».

Общественные потребности и общественные интересы индивидов, с одной стороны, и масштабы ограничения индивидуальных свобод и индивидуальных интересов, с другой, — анализ именно этого фундаментального противоречия лежит в основе многих теорий о государстве, о его экономических и социальных функциях, о формах и особенно пределах государственной вовлеченности в экономическую жизнь и, следовательно, о соотношении рынка и государственного регулирования экономики.

Практика современных промышленно развитых государств показывает, что государство оказывает довольно сильное влияние на бизнес. Среди проявлений такого воздействия укажем следующие: предписание относительно вступления в договор, введение мер судебного или административного контроля, фиксация обязательных договоров, контролируемых договоров, правил о недобросовестной конкуренции, об ограничительной хозяйственной практике и др.

Государство и бизнес — величины взаимосвязанные и взаимозависимые. Бизнес должен быть регулируемым, и связано это с противоречивыми свойствами, которые ему присущи.

В принципе, бизнес, которым занимаются коммерческие корпорации, дело благородное. Однако он может иметь и негативные последствия для общества, поскольку каждая корпорация руководствуется, прежде всего, своими интересами.

1. Государство и экономика: их взаимоотношение

О том, что определенное вмешательство в экономику — это норма жизни каждого государства, говорилось множество раз, причем представителями разных экономических течений. Исключительную роль в формировании инструментария государственного вмешательства и регулирования сыграл мировой экономический кризис 1929-1933 гг. В условиях, когда объем производства упал почти вдвое, замерла международная торговля, миллионы людей оказались безработными, государства были вынуждены взять на себя широкие экономические полномочия в борьбе с кризисом. Иначе говоря, пришло понимание того, что рыночный механизм развития необходимо дополнять мерами государственного регулирования.

Теоретическим обоснованием этого вмешательства стала работа известного английского экономиста Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Идеи книги на долгие годы определили характер механизма государственного вмешательства в экономику. Опираясь на доводы, которые выглядели особенно доказательно потому, что основывались на фактах Великой депрессии (так обществоведы именуют период экономического кризиса 1929-1933 гг.), Кейнс пришел к выводу о том, что самокорректирующаяся экономика и саморегулируемый рынок — иллюзии и что только государство может помочь избежать стагнации, хаоса, катастрофических спадов производства, а стало быть, и социальных катаклизмов. Главной задачей Дж. М. Кейнса было показать, каким образом инструменты государственного хозяйствования — налоги и расходы, а также денежная система — могут использоваться для стабилизации экономики.

Западные экономисты обосновывают возникновение и развитие экономических функций государства и, соответственно, самого государства как экономического субъекта двумя причинами:

1) у членов общества всегда существовали общественные потребности социального и экономического плана, которые рынок не способен был удовлетворить;

2) само общество никогда не было однородным, и именно государственные структуры, облеченные властью, призваны были сгладить, примирить, ограничить, подчинить во имя общественного равновесия и блага противоречивые интересы различных классов, групп людей.

Так, например, Дж. С. Милль предлагал различать функции, которые выполняет государство, на необходимые и необязательные. К числу необходимых он относил функцию государственного регулирования экономики. Он подчеркивал, что государство, отказываясь от предпринимательства и занимаясь только его регулированием, способствует выполнению важнейшей цивилизационной задачи — деловому воспитанию народа. У народа, не привыкшего к самостоятельной деятельности во имя общего интереса, писал он, у народа, который обычно ожидает от своего правительства соответствующих указаний и распоряжений по всем вопросам, представляющим общий интерес, способности развиты лишь наполовину, а его образование неполно в одной из главных своих сторон.

Определенный вклад в развитие теории, определяющей пределы государственной «вовлеченности», связывают с именами шведских экономистов К. Викселя и его последователя А. Линдаля. Отталкиваясь от неоклассической теории полезности, они сформулировали условие равновесия между частным и государственным секторами экономики: если общество предпочитает получать больше услуг от государства, тогда оно должно «уплатить» и соответствующую цену в виде налогов.

Активизация экономических функций государства способствовала изменению ранее сложившихся представлений о причинах его возникновения. На смену идее о том, что в основе государства лежит общественный договор (Ж.-Ж. Руссо), пришло представление о нем как о «большом акционерном обществе». Такой подход с особой очевидностью проявился по отношению к японской модели хозяйства, что нашло отражение в формуле «Япония — единое АО». С этих позиций открытие новых возможностей и возрастание роли государства непосредственно зависит от удельного веса государственной собственности в совокупном капитале, обусловливается множественностью стоящих перед ним задач по защите внутреннего рынка, связывается с выполнением социальных функций. Активно осуществляя экономические и социально-политические функции, государство в данном случае ведет себя подобно хозяйствующему субъекту, владеющему «контрольным пакетом акций». Оно не только обеспечивает общие условия хозяйствования и направляет развитие хозяйственной системы, но, располагая «контрольным пакетом акций», присваивает через налоговую систему значительную часть вновь созданной стоимости. В свою очередь индивиды и социальные группы, физические и юридические лица, выплачивая налоги и неся другие повинности, приобретают свою долю в «общественном дивиденде» в виде социальных услуг, льгот, трансфертных платежей от государства.

2. Негативные последствия бизнеса

В принципе, бизнес, которым занимаются коммерческие корпорации, дело благородное. Однако он может иметь и негативные последствия для общества, поскольку каждая корпорация руководствуется, прежде всего, своими интересами. Общественные интересы у нее как бы на втором плане. Иногда же в силу объективных причин, например отсутствия информированности о тех или иных общественных процессах, интересы общества с позиции отдельной корпорации даже невозможно распознать. Государство, предвидя возможные отрицательные последствия бизнеса, стремится их предотвратить и поэтому вынуждено вмешиваться в экономическую жизнь общества.

Дальнейшее развитие промышленности приведет ко все большему усилению государственного вмешательства в экономику. Думается, что это процесс объективный. Можно назвать тому несколько причин.

Во-первых, человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов нарушает баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на земле, делая их непригодными для людей. Экологические проблемы — пожалуй, самые серьезные проблемы, которые порождаются бизнесом, выходят сегодня на первый план. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть. Государство же обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями.

Во-вторых, немаловажна и экономическая сторона предпринимательства: человечество все время идет по одной и той же дороге, присваивая, используя, преобразуя природные ресурсы.

Но они не беспредельны, восполнить их общество не может. Сейчас нельзя, как во времена общего кризиса (1929 г.), жечь, топить, закапывать товары. Лучше умерить производство, просчитав заранее нужный объем. Контроль за использованием природных ресурсов под силу только государству. Им же могут быть осуществлены и соответствующие меры: введение льгот за сокращение производства, выдача лицензий и т. п.

В-третьих, политические причины не позволяют государству играть роль пассивного наблюдателя. За прошедшие века оно показало себя как надежный социальный институт. Но его прочность зависит от экономики. Экономический упадок, в том числе и катаклизмы, которые возможны при полном отсутствии регуляторов, делают неустойчивой саму политическую власть. Государство вынуждено заниматься экономическим прогнозом и заранее принимать меры против дисбаланса в экономических отношениях. Рухнет экономика — рухнет и государство. Общество погрузится в хаос.

В-четвертых, провозгласив принцип всеобщего равенства, но не имея пока экономических возможностей для его осуществления, государство обязано позаботиться об инвалидах, престарелых, малоимущих, одиноких, больных, малолетних, безработных и т. д. Оно должно взять на себя неблагодарную миссию — изъять часть произведенного продукта у наиболее обеспеченного слоя общества — предпринимателей и распределить ее среди малообеспеченных слоев населения (пособия по безработице, бесплатные обеды, ночлежки, детские дома, система индексации заработка и т. п.). Кроме того, неуправляемый бизнес может породить резкое имущественное расслоение, что само по себе способно вызвать политический взрыв.

В-пятых, бизнес все более и более использует сложную технологию. Порой даже незначительные отступления от нее могут принести существенный вред обществу, поставить под угрозу жизнь людей или создать опасность для их здоровья (виды технологии, в наибольшей мере связанные с риском, используются, например, при производстве медикаментов, при перевозке воздушным транспортом, при выработке энергии на атомных электростанциях). Следовательно, нужен жесткий контроль за теми его сферами, где со всей очевидностью просматривается угроза безопасности населения.

И, наконец, положение любого государства в мире заставляет его прогнозировать свою экономическую политику (это опять-таки не под силу отдельно взятым корпорациям, какими бы крупными они ни были). Участие в мировом разделении труда, принадлежность к тому или иному блоху, политической ориентации вынуждает государство вводить, скажем, такие меры, как экономические санкции, запрет на экспорт (что влияет на производство), лицензии, пошлины и т. д.

государство экономика корпоративный

3.Государственные органы,регулирующие корпоративную деятельность

Предпринимательство в целом не имеет какого-либо механизма саморегулирования, который позволял бы ему успешно функционировать и проявлять социальную жизнеспособность. Это не под силу даже корпоративной экономике. Она не может самостоятельно создать такую структуру подчиненности, в которой многочисленные и разнообразные процессы удерживались бы в рациональных рамках. Дело в том, что механизм, предназначенный для одного сектора экономики, не может обеспечить функционирование экономики в целом. Отсюда потребность в системе государственных средств управления, поддерживающих всю систему бизнеса.

Административный сектор экономики включает в себя министерства, госкомитеты, агентства, комиссии и тому подобные органы. Он наиболее часто подвергается нападкам: дерегуляция совершенно справедливо считается сегодня одним из самых важных вопросов. И не только у нас. Вспомним, что администрация Рейгана выиграла выборы 1980 г. именно под флагом борьбы с бюрократией. Ученых и политиков тревожит быстрый рост административных учреждений. Некоторые смотрят на этот процесс, как на развитие раковой опухоли. Но надо отметить, что рост бюрократии — это общемировой прогресс, обусловленный тем, что бизнес обретает все большие масштабы. Необходимость управления им, его прогнозирование — главная задача государства в области предпринимательства. Определение правил игры на рынке, обеспечение достижения общественных результатов (экономический рост, снижение инфляции, безработицы) — функции государства. Бюрократия находится в сердце современного управления. Кое-кто, возможно, скажет, что она высасывает жизненно важные соки из общественного организма. Скорее всего, это так, но кто возьмется ответить положительно на вопрос о том, может ли общество обойтись без бюрократии?

Государство и бизнес — величины взаимосвязанные и взаимозависимые. Каковы же оптимальные отношения между ними? Кратко их можно охарактеризовать следующим образом. Не должно быть государственной монополии на хозяйствование, но и не может быть рационального предпринимательства без государства. Присутствие государства в экономическом процессе необходимо, поскольку есть функции, которые способно выполнять только оно. Характер отношений между государством и бизнесом можно определить как партнерство. Партнерские отношения между государством и бизнесом сковывают свободу как одной, так и другой стороны. Но общеизвестно, что свободы нет и не может быть без несвободы. Последняя оформляет жизнь, создает необходимый структурно-функциональный каркас. Однако без свободы нет жизни. Покушающийся на свободу идет против жизни. Применительно к предмету нашего рассмотрения можно сказать, что государство, не терпящее свободы предпринимательства, обречено. Но обречен и не признающий государство субъект предпринимательской деятельности.

В государственном регулировании должна быть мера. Какая? Это может показать только общественная практика. Вместе с тем ясно одно: корпорации должны быть самостоятельны в своих решениях, но принимать собственные решения с учетом определенных рамок, устанавливаемых государством. Равным образом и государство не может быть абсолютно свободным при принятии решений. Есть сферы и ситуации, в которые его вмешательство недопустимо. Не дело чиновника, например, вмешиваться в изготовление лекарства, его обязанность — проконтролировать безопасность препарата.

Государственное регулирование может быть как положительным фактором, так и отрицательным, замедляющим процесс социального развития, подавляющим интерес производителей к высокоэффективной деятельности. Именно этот процесс уловила М. Тетчер в 70-х гг. в Англии. Идея «ограниченного правительства», т. е. правительства, отказавшегося от борьбы за расширение участия в делах управления и вместо этого ограничившего сферу своих полномочий, стала определяющей в ее политике. Результаты осуществления этой идеи оказались видны через 10 лет: начала справедливости или, как говорят сами англичане, социалистические начала были потеснены, открылся простор для частной инициативы, эффективность производства повысилась. Обратимся теперь к практике регулирования корпоративного предпринимательства со стороны государства, к практике зарубежной, поскольку в России такой опыт слишком мал, богатый он лишь по части удушения предпринимательства.

Например. В булочных Бельгии стоимость хлеба была увеличена на 1 франк за батон. Подорожание небольшое, но процедура его проходила сложно. Особая комиссия по ценообразованию и контролю при министерстве экономики полгода досконально изучала ходатайство владельцев хлебопекарен, просивших о разрешении поднять цену на два франка. В конце концов согласие дали, удовлетворив просьбу только наполовину. Надо отметить, что во всех странах Западной Европы есть специальные учреждения, которые, хотя и называются по-разному (офис цен, служба контроля за торговлей, комитет конкуренции), но выполняют одну и ту же функцию: зорко следят за состоянием внутреннего рынка. Административные учреждения, как компасом, руководствуются индексом цен на все основные товары и продукты: цены должны неизменно соответствовать размерам доходов населения. Это называется корректировкой уровня жизни во избежание несоответствия доходов населения его расходам. Государственные органы в пределах своей компетенции могут вмешиваться в любую коммерческую деятельность. Главный инструмент воздействия на коммерсантов — рекомендации, совет.

Если же рекомендации остаются без внимания, взимается солидный штраф. Государственные офисы и управления осуществляют и еще одну важную функцию — контроль за тем, чтобы уровень заработной платы не был ниже установленного минимума. Все это вместе взятое образует выверенное равновесие доходов населения и цен в странах Западной Европы.

Во Франции государство вмешивается в регулирование вопросов, касающихся цен, внешней торговли, предоставления кредитов, следит за конкуренцией, обеспечением занятости трудоспособного населения. Регулирование осуществляется с помощью делегированного законодательства, в создании которого участвуют министерства экономики, сельского хозяйства, промышленности, транспорта, внешней торговли, финансов и др.

В США бизнес более мощный, чем в Западной Европе, и соответственно там у него существует более мощная опора. Вот лишь некоторые административные органы, регулирующие предпринимательство: комиссия по безопасности потребительских товаров, комиссия, регулирующая деятельность страховых компаний, комиссия по пищевым продуктам и медикаментам, комиссия по ценным бумагам и биржам, национальный совет по трудовым отношениям, ведомство социальной защиты, комиссия содействия равной занятости, ведомство профессиональной безопасности, ведомство пенсионного планирования, ведомство защиты окружающей среды, ведомство по добыче и переработке нефти и газа и др.

В России еще не накоплен достаточный опыт поддержки и регулирования предпринимательской деятельности. Правда, в последнее время в системе государственного аппарата создаются соответствующие органы. Так, например, была создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Правительстве Российской Федерации. Ее цель — создание механизма регулирования фондового рынка. Комиссия призвана стать гарантом защиты интересов акционеров, а также предотвращения злоупотреблений на фондовом рынке. Активизирует свою деятельность в последнее время и Антимонопольный комитет.

4. Международно-правовое регулирование бизнеса

В конце 70-х гг. Организация Объединенных Наций пришла к выводу о необходимости регулирования бизнеса и в международном масштабе. Внимание ООН было, прежде всего, обращено на` главную опасность, которую порождает бизнес, — монополистическую деятельность, или, другими словами, на ограничительную деловую практику, оказывающую неблагоприятное воздействие на международную торговлю и отнюдь не содействующую улучшению международных экономических отношений. Этому была посвящена Конференция ООН по торговле и развитию, принявшая комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой (резолюция Генеральной ассамблеи ООН 1981 года). Сначала о терминах, используемых в указанном документе. Ограничительная деловая практика — это действия предприятии, которые путем злоупотребления господствуют на рынке, ограничивают доступ к рынкам или иным путем сдерживают конкуренцию.

Господствующее положение на рынке — это такая ситуация, при которой предприятие, действуя либо самостоятельно, либо совместно с несколькими предприятиями, обладает возможностью контролировать соответствующий рынок определенного товара и услуг.

Предприятия — фирмы, товарищества, корпорации, компании, их отделения и филиалы, ассоциации, физические, юридические лица и любые их сочетания, независимо от способа их создания или принадлежности, занимающиеся коммерческой деятельностью.

Конференция рекомендовала государствам в борьбе с монополизмом использовать следующие методы: вводить в законодательство антимонопольные нормы, направленные на создание, поощрение и защиту конкуренции; контролировать концентрацию капитала; содействовать нововведениям; защищать социальное благосостояние в целом; защищать интересы потребителей; ограничивать деятельность транснациональных компаний; сделать эффективными судебные и административные процедуры контроля за злоупотреблениями в деловой практике; улучшить процедуру получения информации от предприятии об их работе; государствам, у которых имеется большой опыт борьбы с монополизмом, отвечать на соответствующие запросы других государств или оказывать им помощь по их просьбе.

Предприятиям же прямо запрещалось: участвовать в соглашениях о ценах, в тайных торгах по ним, в соглашениях о распределении рынков; выделять квоты на продажу и производство; заключать соглашения об отказе вести дело, поставлять продукцию потенциальным импортерам; не препятствовать деятельности конкурентов, например устанавливать цены ниже себестоимости или дискриминационные цены; коллективно договариваться об отказе в допуске к заключению соглашения или вступлению в ассоциацию; поглощать совместные предприятия или использовать другие формы приобретения контроля над предприятиями.

За нарушение этих запретов предусматривались соответствующие санкции: потеря репутации надежного партнера по международным соглашениям, что чревато издержками экономического, политического характера; отказ в защите дипломатического представительства (т. е. правительства) за рубежом; отказ в получении субсидий и др.

ООН адресует требования и рекомендации не только предприятиям и государствам. Она также определяет международные меры, выполнение которых возлагает на себя. К числу таких мер относятся: предоставление услуг экспертов для разработки антимонопольных законов, организация курсов с целью передачи опыта, составление справочника законодательных актов, передача странам этих справочников, а также книг, документов и других материалов по данному вопросу, проведение международных конференций, семинаров, распространение обзоров, исследований в этой области. Упомянутый комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой 1981 года исходил из того, что создание и сохранение экономических условий необходимы для свободной торговли, которая обеспечивает оптимальное распределение хозяйственных ресурсов, понижает цены, повышает качество товаров и услуг и способствует научно-техническому прогрессу в интересах общества в целом.

5. Прямой государственный контрольнадкорпоративной деятельностью

Согласно законодательству Российской Федерации государство само может иметь в собственности предприятия, которые называются унитарными, и заниматься предпринимательской деятельностью. Управление этими предприятиями возлагается на исполнительные органы Российской Федерации либо на исполнительные органы ее субъектов. Доля государственной собственности пока еще довольно велика и ее дальнейшее уменьшение является первоочередной задачей на современном этапе. Владея предприятиями, государство само же и контролирует их деятельность. Однако в своем деле нельзя быть судьей. Именно это приводит к неэффективности государственной формы собственности. И тем не менее приходится констатировать, что одним из основных видов контроля за бизнесом остается пока владение предприятиями и организация их деятельности. Унитарные предприятия доминируют на транспорте, в энергетике, в добывающей промышленности, в сфере информатики, связи, космоса, обороны и т. п.

Другой вид прямого контроля государства за бизнесом — контроль за размещением и строительством предприятий. Отличительной чертой производственного строительства является то, что его продукция (здания, сооружения) неподвижна и используется в основном там, где и производится. В сфере бизнеса действует механизм саморегулирования, и если бизнесменом допущена ошибка в размещении своего производства; она будет в конечном счете исправлена: продукция предприятия не найдет спроса и оно обанкротится. Но жертв, как со стороны предпринимателей, так и со стороны людей, вовлекаемых ими в производство, можно избежать при условии, что государственные органы, располагающие большей, чем бизнесмены, информацией, будут контролировать размещение предприятий. Это позволит государству одновременно осуществлять структурную политику, регулировать территориальные пропорции, заботиться о развитии инфраструктуры, о социальной политике и т. д. Другое дело — как, какими методами осуществлять этот контроль: жесткими (выдача лицензий, разрешений на строительство, заключение контрактов со строительными фирмами и т. п.) или мягкими (дача рекомендаций на размещение производств и др.).

Государство может контролировать бизнес и путем финансового участия, а также финансовой помощи. Это могут быть собственные капиталовложения (они, как показывает практика, главным образом направляются на развитие инфраструктуры), а также дотации, инвестиции, выдаваемые как частному сектору, так и государственным предприятиям. Однако дотационная, инвестиционная политика должна тщательно продумываться, и не только ответственными за это органами, но и научными коллективами, с перепроверкой их рекомендаций независимыми экспертами.

Прямая обязанность государства — осуществление экологического контроля за корпоративной деятельностью. Он может включать в себя следующие действия: непосредственное осуществление государством мер природоохранительного характера, экономическое стимулирование и поддержка природоохранительной деятельности предприятий частного сектора (выдача субсидий, займов, кредитов на эти цели по пониженным процентам, предоставление налоговых льгот и т. д.), нормативное регулирование природоохранной деятельности (установление экологических нормативов, ограничений, платежей за загрязнение окружающей среды, штрафов за нарушение природоохранного законодательства и др.) и наконец, практическая реализация этих норм (инспектирование предприятий, наложение штрафных санкций).

Санитарный контроль — контроль за производственной безопасностью труда — один из видов прямого контроля государства сферой предпринимательства. Особое внимание здесь должно быть уделено решению вопроса о субъектах контроля. С одной стороны. их должно быть много, по крайней мере, следует избежать ситуации, когда один орган монополизирует тот или иной участок контроля, как это имеет место с санитарным надзором, полностью находящимся в руках санитарно-эпидемиологических органов: монопольное решение не всегда идет на пользу делу. С другой стороны, ведомственная разобщенность в контроле тоже может стать своего рода тормозом. Пример тому — производственный травматизм — предмет совместного ведения Министерства экономики, если предприятие входит в его подчиненность, Министерства труда, прокурорского надзора, а также надзора со стороны профсоюзных органов. Хотя наблюдающих инстанций много, положение дел в этой области далеко не благополучное.

В одном ряду с экологическим, санитарным контролем стоит и пожарный надзор, осуществляемый специальным органом, входящим в систему МВД. Нельзя недооценивать его роль в нашей стране, где основную массу производственных фондов составляют государственные предприятия, а также корпорации, в которых государство принимает основное участие, и убытки, возникающие ох пожаров, сказываются на богатстве, принадлежащем всему обществу. В странах с рыночной экономикой о сохранности своего имущества заботятся, прежде всего, собственники предприятий.

Государство контролирует качество продукции, особенно пищевой и медикаментов. Высокое качество продукции и услуг повышает жизненный уровень населения, всегда связано с обновлением продукции и совершенствованием производства, ростом его эффективности. Бывает, что корпорация выпускает и некачественный товар. И хотя справедливо считается, что покупатель — лучший контролер и плохой товар он брать не будет, при существующем товарном голоде корпорация вполне способна реализовывать некачественную продукцию. Даже заплатив штраф, она имеет возможность сбыть ее по другим каналам и с лихвой перекрыть размер штрафных санкций. Поэтому контроль за качеством продукции лучше осуществлять путем выдачи подтверждающих стандарт свидетельств, лицензий на выполнение того или иного вида деятельности.

Лицензии используются не только во внутренней, но и во внешней торговле. Это — получаемые от государственных органов специальные разрешения на ввоз, вывоз, транзит определенного количества товаров, свободное перемещение которых не допускается. Российская специфика такова, что пока чаще выдаются лицензии на вывоз природных ресурсов.

При осуществлении контроля за качеством продукции, а также экологического, санитарного, пожарного контроля есть опасность блокирования научно-технического развития. Прямые запреты, установление усложненной процедуры опробования новинок ведут к увеличению их стоимости и невыгодности внедрения. Указанные виды надзора выступают тормозом и тогда, когда в регулирующих их нормативных актах содержатся противоречия, не_ ясности, излишне жесткие стандарты и т. п. Одним словом, здесь необходимо точно знать меру.

В качестве одного из видов прямого контроля государства за корпоративной деятельностью можно назвать установление трудового и социального законодательства. Успех предпринимательства во многом зависит от внутренних ресурсов человека — его творческого потенциала, способности к изобретательству, гибкости управления ею, а также от правового положения и социального обеспечения работника. Но принадлежат эти человеческие ресурсы всему обществу, поэтому к ним необходимо относиться бережно, Вот почему в нормах права устанавливаются пределы в использовании рабочей силы: минимальные заработная плата и отпуска, максимальный рабочий день, ограничения на право увольнения работников, обязанность выплаты денежных компенсаций, пособий по случаю нетрудоспособности. В этом же ряду следует отметить и установление квот приема на работу инвалидов, охрану труда женщин, подростков, соблюдение правил техники безопасности.

Антимонополънъьй контроль — важный аспект прямого государственного регулирования. Сложность его осуществления заключается в том, что само государство является у нас главным монополистом, имеет в собственности гигантские предприятия, порой единолично обеспечивающие потребителей той или иной продукцией. Основная масса государственных предприятии такнсе может быть названа монополистами, поскольку доля их продукции или услуг на рынке нередко превышает 35% (см. ст. 4 Закона Российской Федерации от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). К таковым относятся предприятия металлургические, машиностроительные и др. Но разве не является монополистом телевизионная мастерская или фабрика химчистки, единолично или с помощью сети своих филиалов выполняющая соответствующие услуги для жителей всего города, разве два или три хлебозавода, существующие в городе, не могут договориться о цене отпускаемого хлеба? И так почти во всех сферах жизнедеятельности.

В условиях товарного голода, плохого транспортного обслуживания, ненадежности регулирования торговли даже самый малый производитель, а то и просто спекулянт может стать монополистом на местном рынке. Покупатели берут все, что им предлагают, по любой цене и любого качества, тем более что рубль значительно уступает в стабильности доллару. Поэтому пока доля государственной собственности не снизится и окончательно не уступит свое место частной собственности, все разговоры об антимонопольном контроле для нас будут иметь теоретическое значение.

Не случайно и Закон, о котором идет речь, имеет во многом декларативный характер и на практике применяется редко: государству нет смысла штрафовать или возлагать материальную ответственность при осуществлении процедуры банкротства на самого себя.

В странах же с развитой рыночной экономикой за нарушение антимонопольного законодательства суды применяют суровые санкции: налагают огромные штрафы, выносят решения о ликвидации (роспуске) фирм, предписывают продажу составных частей корпораций, запрещают слияние предприятий и т. д. Сурово карается и осуществление антиконкурентных форм борьбы. Недобросовестным поведением конкурентов, согласно закону ФРГ 1957 г. «О запрете ограничений конкуренции», признается:

— воздействие на клиента путем обмана и введения в заблуждения недостоверной информацией;

— подделка чужих товарных знаков;

— доставка незаказанных товаров, ставящая получателя в неприятное и затруднительное положение;

— сравнительная реклама с элементами критики в адрес конкурента, когда под видом объективности информации рекламирующий присваивает себе право быть своим собственным судьей; — утверждение, распространение сомнительных сведений о конкуренте;

— бойкот, т. е. происходящее по инициативе третьих лиц изолирование хозяйственного субъекта от привычных деловых отношений;

— сбивание цен при разрешенных законом единых картельных ценах, к примеру на книги и журналы.

Западные страны настолько преуспели в деле борьбы с монополизмом, что там раздаются голоса, что пора бы поумерить пыл этой сфере. Причина состоит в том, что повышение качества товаров все более зависит от внедрения сложных научных идей, требующих крупного производства. Запреты же приводят к тому, что либо производства перемещаются в другие страны, либо новинки не внедряются вообще. Однако знания очень мобильны и легко пересекают границы, да и вообще могут быть воспроизведены в любой стране. Это обстоятельство следует иметь в виду на будущее и нам в процессе совершенствования антимонопольного контроля в России.

Контроль за ценами государство также может взять на себя, Но практика регулирования цен ушла в прошлое. Стало ясно, что такой контроль просто отодвигает повышение цен на более поздний период и порождает открытые и скрытые формы инфляции. Здесь целесообразнее использовать политику доходов, к примеру, устанавливать максимальные пределы роста цен и заработной платы. Высказываются предложения и о замораживании цен и зарплат. Все это во власти государства, тем не менее экономисты должны просчитать, будет ли ощутимый эффект от подобных мер,

Однако есть области деятельности, в которых государство обязано не просто контролировать, но и регулировать цены: транспортные тарифы, тарифы на связь, коммунальные услуги, продукция топливно-энергетического комплекса и многое другое. Об этом говорит опыт всех стран с рыночной экономикой.

Ответственность перед вкладчиками. Россию не обошла стороной и такая болезнь рыночной экономики, как манипулирование инвестициями. Финансовые пирамиды — это один из способов мошенничества, при котором деньги, полученные от более поздних вкладчиков, используются для выплаты долгов ранним инвесторам. Дело по защите интересов вкладчиков уже сдвинулось с места: принято постановление Правительства о создании соответствующей государственной структуры — Комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках при Президенте Российской Федерации. Однако финансовый механизм защиты пока не отработан. Хорошо, если бы это было сделано н самое ближайшее время.

Из вышеназванных направлений, по которым осуществляется прямое государственное регулирование, следует, что государство и бизнес — не противники и тем более не враги, как это может показаться на первый взгляд. Одна из целей государства заключается в том, чтобы способствовать процветанию бизнеса, поскольку от успехов корпораций зависит процветание города, района и страны в целом.

Таким образом, видно, что государство и бизнес — величины взаимосвязанные и взаимозависимые.

Государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве — это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособлении существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Итак, разные подходы позволяют по-разному объяснить объективно существующий процесс государственного регулирования экономики, который с развитием общества становится все более интенсивным.

Государственное регулирование может быть как положительным фактором, так и отрицательным, замедляющим процесс социального развития, подавляющим интерес производителей к высокоэффективной деятельности. За нарушение этих запретов предусматривались соответствующие санкции: потеря репутации надежного партнера по международным соглашениям, что чревато издержками экономического, политического характера; отказ в защите дипломатического представительства (т. е. правительства) за рубежом; отказ в получении субсидий и др.

Прямая обязанность государства — осуществление экологического контроля за корпоративной деятельностью. При осуществлении контроля за качеством продукции, а также экологического, санитарного, пожарного контроля есть опасность блокирования научно-технического развития.

Как видим, прямой контроль государства над корпоративной деятельностью достаточно обширен и оправдан, так как сферы, на которые он распространяется, затрагивают жизненно важные общественные интересы. И именно те страны, где государственный патернализм был выше, осуществили переход к рыночной экономике с гораздо большей легкостью, поскольку там использовались более мощные инструменты.

1. Конституция РФ, принятая общенародным голосованием 12. 12. 1993 г.

2. Конашина Т. В. Корпоративное право, М. Юристъ, 2005. — 378 с.

3. Карнеги Д. Питер Л. Паркинсон С. Блох А. Ваше преуспевание в ваших руках. М. 1993. С. 279.

4. Катин В. Свободное общество защищается // Независимая газета. 1993. 18 авг.

5. Фридман Л. Введение в американское право. М. 1992. С. 97-98.

Размещено на Allbest.ru

Тема 5. Экономика и государство

1. Фиаско рынка и функции государства.

2. Экономическая политика. Фиаско государства.

Ресурсы, объекты, формы, методы, концепции и инструменты государственного регулирования экономики.

Литература

Абалкин Л. Роль государства и борьба с экономическими догмами// Экономист. 1998. № 9.

Андрианов В. Государственное регулирование и механизм саморегуляции в рыночной экономике (мировой опыт и Россия)// Вопросы экономики. 1996.№9.

Балацкий Е.В. Проблемы оценки масштабов и эффективности государственного участия в экономике// Вестник Моск. Ун-та. Экономика. 1997. № 6.

Безруков В. Косарев А. Формирование системы государственного регулирования: опыт Франции// Экономист. 1991. № 5.

Дудкин В. Саморегулирование и регулирование рыночной экономик// Экономист. 1998. № 5.

Илларионов А. Бремя государства// Вопросы экономики. 1996. № 9, С.4-7.

Ионов М. Роль государства в экономике// Экономист. 1995. № 8.

Коуз Р. Фирма, рынок, право. Нью-Йорк, 1991. — 191 с.

Кушлин В. Государственное регулирование: цели, теоретические модели, практика// Экономист. 1995. № 2.

Лившиц А. Государство в рыночной экономике// Российский экономический журнал. 1992. № 11-12, 1993. № 1.

Макконнелл К. Брю С. Экономикс. Т.1, гл.5,6. С.81-104.

Миронов В. Роль государства в современной экономике// Вопросы экономики. 1997. № 11.

Мовсесян А. О стратегии государственного регулирования// Экономист. 1998. № 10.

«Новый курс» Рузвельта: предпосылки, логика, результаты // Вопросы экономики. 1992. № 11.

Ноув А. Государство и рынок в ХХ веке: о книге В. Мау «Реформы и догмы» (1914-1929)// Вопросы экономики.1994. №5. С.153-160.

Осадчая. Государство и рынок (мировая экономика)// Общество и экономика. 1997. № 3-4. С.3-25.

Пороховский А.А. Рыночное развитие и государство (взгляд из России на американский опыт)// США: экономика, политика, идеология. 1997. № 7. С.5-15.

Пороховский А. Экономически эффективное государство: американский опыт. Вопросы экономики. 1998. N 3. С. 81-89.

Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики// Экономист. 1997. № 6. С. 3-24.

Соколинский В.М. Государство и экономика. М. 1995.

Соколинский В.М. Государство и экономика// Вопросы экономики.1998. №4.

Устиян И. Кейнсианство — докторина регулируемой рыночной экономики// Экономист. 1996. № 9.

Хейне П. Экономический образ мышления. М.,1991. С.441-482, 81-104.

Швырко Ю. Государственное регулирование экономики// Экономист. 1996. № 8.

Ширяева Л. Мамедова Н. Неоклассическая модель государственного регулирования рыночных отношений// Российский экономический журнал. 1992. № 4.

Ясин Е. Функции государства в рыночной экономике// Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 13-23.

1. Фиаско рынка и функции государства.

Центральными вопросами современной экономической теории являются: роль рыночного механизма, эффективность тех или иных форм макроэкономической политики, цели, формы, масштабы государственного вмешательства в хозяйственную жизнь.

Рынок — одно из величайших достижений человеческой цивилизации. К настоящему времени он прошел испытание временем и сумел убедительно продемонстрировать свою огромную жизненную силу. История не знает ни одного примера эффективно функционирующей национальной экономики без высокоразвитых, гибко перестраивающихся рыночных механизмов. Однако речь здесь идет о современном рынке, рынке как одном из атрибутов любой эффективной модели социально-экономического развития общества, а не как об ее всеохватывающей характеристике. Не менее важным атрибутом всякой модели экономического строя современного общества является государство. Мировым опытом подтверждено, что не может быть динамично развивающейся, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государственных институтов.

В центре внимания темы «Экономика и государство» в курсе макроэкономики находится государство как один из активных участников экономической жизни, строящейся на основе рынка. Проводимый в данной теме (и последующих связанных с нею темах) анализ роли и функций государства призван предложить правительству аналитические разработки и расчеты способов снижения инфляции и безработицы, вариантов экономического роста, путей наилучшего разрешения социальных проблем, методов стабилизации денежного обращения и финансовой системы, а также многое другое. Именно такая прикладная макроэкономика, наконец, дает обоснование наилучшей степени государственного присутствия в экономике той или иной страны.

И подход, и понятийный аппарат, и исследовательский инструментарий в предлагаемых ниже темах теоретической и прикладной макроэкономики соответствуют условиям современной смешанной экономики, в которой государство находится в положении партнера и конкурента частных фирм и несет ответственность за производство специфических материальных благ и услуг. Такая постановка вопроса предполагает, что, с одной стороны, государство не претендует на роль некоего творца экономического порядка, а с другой — оно не ограничивается выполнением функций «ночного сторожа». Это прививает экономисту взгляд на государство, свободный как от чрезмерной восторженности, так и от предубеждения.

При обосновании необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего использует теорию фиаско («осечки», «провалов», недостаточности, несостоятельности) рынка. Признавая неоспоримые преимущества свободной рыночной экономики перед экономикой командной, экономическая теория в то же время подчеркивает, что и рыночная система не справляется с решением целого ряда вопросов или решает их недостаточно эффективно. Способность нерегулируемого рынка обеспечивать общее равновесие и высокую эффективность производства все же весьма ограниченна. Даже развитой рыночной экономике присущи и общее неравновесие, и неэффективность. Такие ситуации в теории и носят название «рыночных провалов». Они характерны и для условий совершенной конкуренции — «идеального» рынка, и тем более для развитой рыночной экономики, в структуре которой представлены монополии и олигополии.

Фиаско рынка — ситуация, при которой рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль правительства заключается в том, чтобы корректировать провалы рынка. При этом каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства.

Разновидности рыночного фиаско:

1. Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда товаров. Возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии) — это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Внешние, побочные эффекты возникают, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товаров и услуг, перемещаются к индивидам или группам, не являющимся покупателями или продавцами, т.е. не выступающим непосредственными участниками рыночной сделки.

Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента обусловливает издержки других. Возникающие в результате этого у третьих лиц не компенсируемые издержки называются издержками перелива. Наиболее очевидные из этих издержек связаны с загрязнением окружающей среды: промышленные стоки целлюлозно-бумажного комбината устремляются в водоемы, и издержки перелива несут потребители воды, купальщики, рыбаки. Тем самым производители переносят часть своих издержек на население. Издержки фирм оказываются меньше, чем если бы они их не переносили. Кривая предложения в подобных случаях включает не все реальные издержки по производству товаров. В результате равновесный объем продукта при данном спросе на него оказывается выше его оптимального уровня, и ресурсы поступают в производство данного товара в чрезмерном количестве. Сходные примеры возникновения отрицательных экстерналий — выбросы из труб сталеплавильного завода, шум самолетов во Внуково, работа сапожника в соседней квартире, гибель ваших пчел от орошения ядом растений, танцевальный зал во дворе дома и т.п.

Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, то есть имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

Внешние эффекты могут быть не только отрицательными, связанными с издержками, но и положительными, связанными с выгодами — для частных лиц или общества в целом. Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим. Например, установление раннего диагноза, проведение прививок означают выгоду не только непосредственному потребителю услуги, но и обществу, которое тем самым экономит на последующем лечении запущенной болезни. Выгоды от образования достаются не только самим учащимся — в виде возросшего дохода -, но и всему обществу, которое приобретает универсальную рабочую силу, более производительный труд, сокращение преступности, расходов на благотворительность, рост политической активности и т.п. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с оптимальным объеме, то есть имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Достижение равновесия требует принятия правительством комплекса экономических и административных мер по урегулированию проблемы непропорционального распределения ресурсов, связанной с издержками или выгодами перелива. Для того, чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние. В качестве решения данной проблемы А. Пигу предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог — это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами. Корректирующая субсидия — это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами. В первом случае объем производства блага сокращается, во втором — увеличивается. В результате происходит перераспределение доходов через госбюджет по принципу: специальное налогообложение соседей фермера, построившего дорогу, и передача финансовых средств инициатору строительства. Или, иначе, насорил — заплатишь столько, чтобы всегда нашлись желающие за тобой убирать. Это — налог Пигу. Если он не введен государством, то возникает несправедливость, пагубно влияющая на инициативу предпринимателей; ухудшается окружающая среда; обостряются проблемы больших городов; усиливаются региональные диспропорции и т.д.

Таким образом, в случае отрицательных экстерналий производится дополнительное налогообложение экономического агента, в случае экстерналий положительных, напротив, стимулируется его деятельность — либо в форме прямых субсидий, либо в форме налоговых льгот. При этом предпочтительнее первое, т.е. наделение потребителей покупательной способностью, могущей быть использованной только на приобретение конкретного товара или услуги, с которыми связано возникновение выгод перелива (продовольственные талоны, например).

Корректирующие субсидии могут быть предоставлены как производителям благ с положительными внешними эффектами, так и их потребителям. В первом случае получение субсидий сокращает издержки фирм, побуждая тем самым их к наращиванию объема выпуска социально значимой продукции. А во втором – расширяется способность покупателей приобретать данные блага. При этом потребительские субсидии должны быть нацелены прежде всего на те слои населения, у которых эластичность спроса по доходу относительно выше: получив от государства дополнительные средства, они быстрее других наращивают потребление услуг образования, здравоохранения, культуры и т.п.

Примером нейтрализации положительных экстерналий может служить, например, прямое субсидирование инновационной деятельности фирм путем заключения с ними контрактов на определенный вид оплачиваемой государством исследовательской деятельности. Кроме того, в законодательстве США предусматривается скидка с налога в 20 % от суммы затрат корпораций на НИОКР по сравнению со средним уровнем за 3 предшествующих года. С другой стороны, для устранения отрицательных экстерналий применяются и методы прямого административного воздействия (например, установление предельных норм выброса вредных веществ в атмосферу, запрещение коммерческой эксплуатации части не воспроизводимых национальных ресурсов). Если же выгоды перелива чрезвычайно велики, то правительство может просто взять на себя финансирование определенных отраслей или даже превратить их в собственность государства.

Корректирующие налоги и субсидии не могут полностью решить проблемы внешних эффектов. Во-первых, на практике довольно трудно точно исчислить величину издержек и выгод. Во-вторых, корректирующие налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, отнюдь не всегда поступают потребителям данных благ. Все это предопределило критику корректирующих налогов и субсидий и попытки нахождения принципиально новых путей решения проблемы. Они связаны прежде всего с работами лауреата Нобелевской премии в области экономики Р. Коуза. Он полагает, что наличие положительных и отрицательных внешних эффектов не требует государственного вмешательства в тех случаях, если:

а) четко определены права собственности (в том числе даже на невещественные объекты — тишину, чистый воздух и т.п.). Рассмотрим в качестве примера следующую ситуацию: владелец лесного участка хочет очистить лес от старых хвойных деревьев, но в лесу расположен курорт на озере, и владельцу курорта хвойный лес просто необходим для стимулирования притока отдыхающих. Взаимовыгодным компромиссом в этом случае может стать соглашение между данными субъектами, по которому владелец курорта ежегодно или единовременно выплачивает владельцу леса (отказывающемуся в этом случае от вырубки леса) определенную сумму средств. Если же компромисс не будет достигнут, то оба они теряют: владелец курорта от сокращения притока отдыхающих, а владелец леса — от недополучения возможных доходов. Таким образом, в трактовке Р. Коуза обострение проблемы внешних эффектов порождено более недостаточным развитием института частной собственности, чем несовершенством регулирующей деятельности государства.

б) сформирован рынок прав на побочные эффекты (например, прав на загрязнение окружающей среды). Пример: ведомство, защищающее природу, определяет предельно допустимый уровень загрязнения реки в 1000 тонн в год и реализует 1000 прав на загрязнение по 1 тонне каждое. Рост населения и предприятий в данном регионе может привести к увеличению спроса на загрязнение при том же предложении прав, что поднимет цены на данные права и побудит конкурирующие фирмы во избежание роста издержек производства использовать более «чистые» технологии. Если местное отделение партии защитников окружающей среды («зеленых») решит улучшить экологическую ситуацию в регионе, оно может выкупить часть лицензий с тем, чтобы изъять их из обращения. В результате этого цена лицензий опять-таки повысится, что явится залогом улучшения здесь экологической ситуации.

Наряду с данным государство может использовать и другие пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду. Например, им могут быть законодательно установлены нормы (стандарты) по вредным выбросам, превышение которых фирмами влечет за собой крупный штраф или уголовное преследование. Однако практика установления таких нормативов имеет недостатки: в определенных пределах они разрешают бесплатно сбрасывать вредные вещества; при установлении единых для страны норм не учитывается разная степень остроты экологических проблем в разных регионах; стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.

Государство может также ввести для фирм плату за выбросы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно свидетельствует опыт применения ее в ФРГ. Однако полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, в такой системе нет. Поэтому отстаиваемая Р. Коузом продажа с аукционов прав на загрязнение природной среды выступает наилучшим способом защиты среды обитания.

В США государство с 70-х гг. проводит активную работу по компенсации отрицательных внешних эффектов, издержки перелива все в большей степени трансформируются во внутренние издержки производства фирм. Это достигается использованием как административно-правовых (принятие законов о чистой воде, чистом воздухе, об ограничении шума), так и экономических регуляторов. К числу последних следует отнести прежде всего введение рыночных лицензий на ограничение некими экологическими нормативами выбросов отходов в окружающую среду, которые выступают объектов свободной купли-продажи. В результате формируется рынок прав на причинение внешних издержек. Следует особо подчеркнуть, что приобретение потенциальным загрязнителем данного права не ликвидирует его постоянной заинтересованности в максимальном сокращении объема выбросов в окружающую среду, поскольку в этом случае он легко сможет продать «остаток» своей лицензии (причем не исключено, что по более высокой цене, чем купил ранее). А если им внедрена какая-либо безотходная технология, то возможна компенсация части произведенных на нее затрат за счет выгодной продажи самой лицензии. И это, безусловно, несравненно более эффективный механизм защиты окружающей среды сравнительно с административным контролем за масштабами сбросов отходов всеми фирмами региона.

2. Рынок не обеспечивает производства общественных благ в достаточном объеме. Для их определения необходимо разделить товары индивидуального и общественного (коллективного) потребления. Первые из них производятся на основе рыночной системы. Эти товары, во-первых, делимы, а потому доступны индивидуальным покупателям. Во-вторых, они подвержены действию принципа исключения: только тот, кто платит равновесную цену, получает продукт. От них заметно отличаются общественные товары и услуги, которые рыночная система вообще не намерена производить. Они, во-первых, неделимы и, следовательно, не могут быть проданы индивидуальным покупателям. Во-вторых, на них не распространяется действие принципа исключения: не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования общественными благами. Известно, что рыночный механизм удовлетворяет лишь те потребности людей, которые выражаются через платежеспособный спрос. А потребность в общественных благах через спрос часто выразить невозможно: не у всех имеются достаточные средства, и не каждый человек захочет их тратить именно на эти цели.

Классический пример общественного товара — маяк. Он строится, если выгоды от его создания (уменьшение кораблекрушений) превышают связанные с этим затраты. Но выгода одного мореплавателя не способна окупить столь дорогостоящего строительства. В то же время невозможно исключить всех моряков из пользования данным благом. В результате возникает проблема «фрирайдера», безбилетного пассажира («зайца»): люди могут пользоваться выгодами потребления некоторого продукта, не неся издержек на его производство. Поскольку принцип исключения здесь неприменим, постольку частные предприятия не имеют достаточных стимулов к производству общественных благ. Аналог — национальная оборона, охрана общественного порядка, дорожная разметка, регулирование паводков, борьба с насекомыми и т.п.

Существует немало неделимых товаров, к которым принцип исключения вполне может быть применен: улицы и автомагистрали, полицейская и пожарная охрана, библиотеки и музеи, профилактическое медицинское обслуживание и др.). Однако такие квазиобщественные блага в цивилизованном обществе также частично финансируются правительством в связи с их высокой социальной значимостью. В современном обществе развитие системы высшего образование, здравоохранения, обеспечивающее высокое качество рабочей силы, жизненно необходимо не только населению, но и государству. Поэтому правительству необходимо воздерживаться как от всеобщей национализации данных сфер, так и от их развития на чисто рыночной основе. Выходом является параллельное функционирование доступных для всех государственных объектов социально-культурной сферы наряду с частными (которые, впрочем, тоже пользуются определенной поддержкой правительства).

К категории квазиобщественных могут быть отнесены и те неделимые блага, которые государство не может в полном объеме направить по частным рельсам – но уже не в связи с выгодностью долгосрочных государственных инвестиций в человеческий капитал (как, допустим, в случае с образованием), а по причине высоких трансакционных издержек, связанных с их доведением до потребителей. Наглядным примером таковых могут служить некоторые виды страхования, связанного с производственной деятельностью людей – по старости или же на случай безработицы. Не секрет, что затраты крупных государственных страховщиков, функционирующих в этих сферах (даже если отвлечься от факта их большей надежности), на рекламу, содержание штата страховых агентов и др. обычно оказываются значительно ниже по сравнению с издержками множества конкурирующих между собой частных страховых компаний. А потому в интересах более эффективного использования ограниченных финансовых ресурсов в ряде случаев целесообразно обеспечить функционирование данных видов страхового бизнеса в пределах государственного сектора экономики.

Варианты финансирования общественных и квазиобщественных благ могут быть следующие:

а) сосредоточение производства этих благ непосредственно на государственных предприятиях, финансируемых за счет средств федерального и местных бюджетов;

б) выступление государства в роли посредника между потребителями и производителями общественных благ. При помощи определенного механизма налогообложения ресурсы из сферы производства товаров индивидуального потребления перемещаются в сферу производства общественных и квазиобщественных благ. Спрос на индивидуальные товары в результате обложения фирм и домохозяйств соответствующими налогами понижается, и это уменьшает их спрос на производственные ресурсы, которые в результате перемещаются правительством в производство общественных благ. Например, налоги на доходы корпораций и на личные доходы высвобождают ресурсы из производства инвестиционных и потребительских товаров в производство управляемых ракет, военных самолетов, строительство школ и автомагистралей. Направления такого сознательного изменения структуры ВНП, виды и объемы производства различных общественных благ определяются в демократическом государстве политическими методами, прежде всего путем голосования в парламенте.

3. Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, появляются монополии. Крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, делают цены и заработную плату жесткими, негибкими, малоподвижными, особенно в сторону снижения. В связи с этим одной из задач государства становятся защита конкуренции и антимонопольное регулирование экономики.

4. Рыночная экономика, особенно в условиях существования бумажно-денежного обращения не обладает иммунитетом против болезней инфляции, а также и безработицы. Это вызывает необходимость проведения правительством политики стабилизации экономического цикла, т.е. политики, направленной на достижение одновременно двух макроэкономических целей — полной занятости и стабильного уровня цен. Осуществляя антициклическое регулирование, государство тем самым реализует политику занятости и антиинфляционное регулирование экономики.

5. Рынок признает только один вариант распределения доходов, единственный критерий справедливости такого распределения. Справедливым здесь признается любой доход, полученный в результате участия субъектов в свободной конкуренции на рынках товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и т.п. В связи с этим в равной мере справедливыми признаются высокие доходы победителей и низкие (а порой и просто нулевые) доходы неудачников конкурентной борьбы (банкротов, безработных и др.). Однако такое распределение является несправедливым в общечеловеческом смысле. Чисто рыночное регулирование порождает неоправданную дифференциацию доходов, которые оказываются в зависимости не только от количества и качества труда и даже не только от вложенного капитала, предпринимательского таланта, но и от везения, стечения обстоятельств, текущей общехозяйственной конъюнктуры. Для противодействия этому и поддержки тех членов общества, которые в силу разного рода причин (возраст, низкий уровень способностей, состояние здоровья и т.п.) не способны результативно участвовать в конкуренции и являются малоимущими, правительство — через систему прогрессивного налогообложения, установление прожиточного минимума и законодательное определение минимальной заработной платы, ценовое регулирование (например, через поддержание на приемлемом уровне цен на сельхозпродукцию, продаваемую фермерами), механизм трансфертных платежей, определенную политику в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п. — берет на себя задачу перераспределения доходов и богатства с целью уменьшения их дифференциации в рамках проводимой социальной политики. Тем самым в той или иной мере поддерживаются нормы этики и справедливости в обществе.

6. Рыночный механизм, стимулирующий эффективное использование уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, побуждающий к стихийной миграции производственных ресурсов из менее прибыльных отраслей в более прибыльные, не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики. Не секрет, что рынок не дает эффекта применительно к развитию отраслей и производств, в которых существует длительный срок окупаемости, высокая степень риска и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли, или же когда требуется реализация крупномасштабных инвестиционных проектов. В связи с этим задачей государства становится стимулирование научно-технического прогресса и проведение структурной политики (политики изменения структуры ВНП) и других компонентов политики экономического роста. Родившийся в США, а реализованный в Западной Европе и Японии термин «промышленная стратегия» предполагает, как видим, еще более активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь. Постепенное становление постиндустриального общества сопровождается сегодня возникновением новых функций государства в данной области: принятие им на себя обязательств в области образования, формирования и поддержки новых направлений фундаментальной науки, создания специальных зон для разработки современных технологий и т.д.

7. Рынок не обеспечивает своевременного разрешения региональных проблем, периодически обостряющихся в тех или иных странах под влиянием комплекса исторических, национальных, демографических и иных нерыночных факторов. И это требует проведения государством его соответствующей региональной политики. Будучи тесно взаимосвязанной с политикой структурной, региональная политика государства также реализуется при помощи государственных инвестиций, разнообразных финансовых стимулов, создающих привилегированные условия для отдельных отраслей и регионов страны — либо тех традиционных, которые по ряду причин оказались в глубоком и затяжном кризисе, либо тех новых, которые являются носителями научно-технического прогресса. В качестве примеров положительной роли государства в данном направлении за последние десятилетия можно привести преодоление трагедии Великих озер в Соединенных Штатах Америки или очистку Рейна, который еще совсем недавно был «сточной канавой» Европы. Рынок привел к экологической катастрофе, а наводить порядок пришлось с помощью государства.

8. Непременным условием здорового развития мировой экономики является регулирование на межгосударственном уровне: проводя внешнеэкономическую политику, правительство осуществляет контроль над международной миграцией товаров, капиталов и рабочей силы, оказывает воздействие на валютные курсы, организует таможенную систему и т.п. Так, регулируя курс национальной валюты, правительство способно кардинальным образом переориентировать потоки импортируемых и экспортируемых товаров, изменяя таможенные пошлины, оно способно либо поддерживать отечественных товаропроизводителей, либо ввергнуть их в водоворот международной конкуренции.

Определение выявленных мировым хозяйственным опытом разновидностей рыночного фиаско, а затем и уточнение связанных с ними функций правительства позволяет зафиксировать минимальную и максимальную границы государственной интервенции в социально-экономическую жизнь. Минимально необходимой границей правительственного вмешательства является регулирование внешних эффектов, производство общественных благ, поддержка конкурентной среды наряду с самой организацией денежного обращения — словом, выполнение функций, необходимых в экономике свободной конкуренции, которая, как будет показано ниже, вовсе не исключает некоторой — минимальной — активности государства в хозяйственной сфере. Верхней же, максимально допустимой границей государственного вмешательства является устранение всех перечисленных выше проявлений фиаско рынка. За данной объективно очерченной границей правительству в экономике делать нечего. И если выход за нее все же состоялся, то неизбежны губительные деформации рыночных механизмов, а значит, замедляющее экономический рост снижение эффективности производства. В конце концов, от подобной деформации страдают те социальные группы, ради которых государство пошло на превышение пределов разумного по своим масштабам регулирования экономики. И раннее или позднее осознание этого обстоятельства делает неминуемым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.

Как видим, теория рыночного фиаско связывает необходимость государственного регулирования экономики с наличием у рыночного механизма определенных недостатков, несовершенств. Однако не следует абсолютизировать факт ориентации экономической роли государства исключительно на несовершенства или пороки рынка. Ведь при подобной постановке вопроса вроде бы получается, что после отладки рыночного механизма, нахождения его идеальной модели роль государства сводилась бы в пределе к нулю. Между тем существуют некие обстоятельства, которые определяют роль государства не просто как компенсатора несовершенств рынка, а имеющего функции, относящиеся к его исключительной прерогативе: соблюдение баланса общественных интересов, поддержание социальной стабильности, защита национальных интересов при проведении как внутренней, так и внешней политики и т.п. Помимо этого правительство обеспечивает правовую базу и общественную атмосферу, способствующую эффективному функционированию рыночной системы: защищает права собственности (в том числе и интеллектуальной), обеспечивает свободу предпринимательства и выбора, стимулирует деловую активность, обеспечивает законность и правопорядок в хозяйственной сфере, регулирует взаимоотношения между трудом и капиталом, между предпринимателями и наемными работниками, выступает в роли арбитра в отношениях между субъектами экономической системы. Важнейшей функцией, неким каркасом экономической роли государства является разработка хозяйственного законодательства и обеспечение (что наиболее значимо) неукоснительного соблюдения принятых законов всеми гражданами страны, включая самих государственных служащих. Так, разрабатывая уголовное законодательство, направленное против убийств, краж, насилия, государство создает более стабильную ситуацию в стране и тем самым улучшает функционирование рыночной экономики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *