Государственный строй россии в 17 веке

России формируется абсолютная монархия. Она характеризовалась следующими признаками: вся полнота государственной власти концентрируется в руках одного лица, возникает профессиональный бюрократический аппарат; создается сильная

постоянная армия, отсутствуют сословно-представительные органы и учреждения. Однако у российского абсолютизма были свои существенные особенности:

• абсолютизм в России сформировался в условиях развития крепостной, а не развития капиталистических отношений и отмены феодальных институтов, как это было в Европе;

• социальной подоплекой русского абсолютизма было дворянство и служилый состояние, тогда как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами;

• становление абсолютизма в России сопровождалось внешней экспансией, вмешательством государства во все сферы общественной жизни. Во главе государства стоял монарх, которому принадлежала высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он также был главнокомандующим армии, а с подчинением церкви государству — главой церкви. Согласно тогдашним идеологическим установкам, глава государства изображался «отцом народа», который знает чего хотят его дети, а потому он имеет право их воспитывать, поучать и наказывать. В 1722 г. был издан указ, согласно которому монарх получал право назначать своего наследника. Юридическим источником закона стала признаваться воля монарха.

Боярская Дума в конце XVII в. из органа, которому наряду с царем принадлежала вся полнота власти, превращается в судебно-управленческий орган, осуществлял надзор за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. В 1701 р.функции Боярской Думы были переданы Ближний канцелярии, которая координировала работу центральных органов управления, ее чиновники объединились в совет и получили название Консилииминистрив. После образования в 1711 г. Сената Боярскую Думу был ликвидирован.

Сенат состоял из девяти сенаторов и обер-секретаря, назначаемых императором. По структуре Сенат состоял из присутстеия (общего собрания сенаторов) и канцелярии (возглавлялась обер-секретарем и состояла из столов: разрядного, тайного, губернского, приказного и др.). К компетенции Сената относились: судебная и организационная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. Сначала решения принимались коллегиально и только единогласно, а с 1714

большинством голосов. Контроль за деятельностью Сената осуществлял сначала генерал-ревизор, а позже — обер-секретарь. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате в 1722 г. вводились должности генерал-прокурора (фактически был главой Сената) и обер-прокурора (возглавляли департаменты Сената). После смерти Петра I роль Сената как высшего органа управления начинает уменьшаться. Влияние Сената усиливается вновь в 1744 г. Тогда он имел четыре департамента: духовных, финансовых, торгово-промышленных и судебных дел. В царствование Ивана Антоновича йАнны Леопольдивиш значение Сената вновь уменьшается, а при Елизавете Петровне-растет. При Екатерине / / Сенат становится высшим судебно-административным органом, который состоял из шести департаментов. С 1801. Сенат окончательно становится высшей судебной инстанцией.

В 1726 г. для решения важных вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный Тайный совет, получившая законодательные полномочия и рассматривала жалобы на действия Сената, подбирала кандидатуры сенаторов. Этот орган управления был ликвидирован в 1730 Его место занял Кабинет министров, который сначала выполнял совещательные функции при императрице Анне Иоан иене, а с 1735 получает законодательные полномочия. Состав Кабинета министров составлял три человека. Ликвидирован был в 1741 p. Вместо него создается другой центральный орган, который решал вопросы государственного управления — Кабинет ее Величества (императрицы Елизаветы Петровны). Позже он назывался Императорским советом (прнПетриИИГ), Советом при высочайшем дворе (при Екатерине II). Все время он сохранял за собой значительные полномочия в различных сферах государственного управления.

Центральными органами управления были и приказы (в 1699 г. их было 44). У1718-1720 pp. вместо них были созданы коллегии, в состав которых относились: президенты, вице-президенты, четыре советника, четыре асессоры (заседатели), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик, подьячие. В декабре 1718г. был утвержден реестр коллегий. Важнейшими «государственными» коллегиями были три: Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел. Финансовыми вопросами ведали: Камер-коллегия (отвечала за доходы государства), Ревизион-коллегия (контролировала сбор и расход казенных средств). Существовали и другие коллегии: Коммерц-коллегия (торговля), Берг-коллегия (гирничасправа), Мануфактур-коллегия (легкая промышленность), Юстиц-коллегия (судебная система) и т.д..

В процессе создания новых органов управления возникли новые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советник, асессор и др. Штаты и придвирни должности были приравнены к офицерским рангов. Служба становится профессиональной, а чиновники-привилегированным сословием.

Указом от 1708 вся территория России разделялась на восемь губерний. В 1714г. их становится одиннадцать. Во главе губерний стояли губернаторы, в руках которых сосредоточивалось административная, судебная и военная власть. В 1713 г. с целью поставить деятельность губернатора под контроль дворянства были введены ландрат (советники, от нем. «Пандрат», «панд» — страна и «рат»-советник), которые вместе 3 губернатором образовывали коллегию по 8, 10 или 12 человек в зависимости от размера губернии, для управления им. Губернии делились на уезды, возглавляемые комендантами. В 1712-1715 pp. административно-территориальное деление гласил: вся территория государства делилась на губернии, губернии-на провинции, провинции-на уезды (ликвидированы в 1715 p.). С 1719 г. территория государства делилась на 45 провинций, которые были основными единицами управления и состояли из дистриктив (округов). У1775 г. было осуществлено губернскую реформу, согласно которой основной административной единицей, объединяла центр империи и ее округа, была губерния во главе с губернатором. При последнем существовал коллегиальный орган — губернское правление, находилось под наблюдением Сената. Состав правления такой — губернатор и два советника. Губернское правление выполняло следующие функции: общее управление губернией, публикация законов, указов и распоряжений императора, надзор за их выполнением, наложение ареста на имущество, рассмотрение жалоб и др. В XVII-WIM веках создается регулярная армия.

Конце XVII в. были расформированы стрелецкие полки и прекратило свое существование дворянское конное ополчение. В 1687 г. был создан «потешные» полки (Преображенский и Семеновский), ставшие ядром новой армии. В 1699-1705 pp. в России была введена рекрутская система комплектования армии. Рекрутской повинности подлежало все налоговое мужское население. Служба была пожизненной. Солдаты набирались из крестьян и мещан, офицеры-из дворян. Для подготовки офицеров были открыты военные никогда: бомбардиров (1698 p.), Артиллерийские (1701, 1712 pp.), Морская академия (1715р.) и др. Управление армией сначала осуществляли приказы (Разрядный, Военных дел, артиллерии, провиантской др.), а впоследствии — Сенат, Военная коллегия (1719р.), Адм иралтейська коллегия (1718 p.). Армия делилась на полки, полки-на эскадроны и батальоны, а те, в свою очередь, — на роты.

Развивается система карательных органов. Борьбу с антифеодальными выступлениями конце XVII в. вели приказы (Разбойное, Тайных дел, Преображенский). В 1718 г. возникает Тайная канцелярия. После ликвидации Тайной канцелярии (1726) и Преображен-ского приказа (1729 p.) Их полномочия переходят сначала в Сенат и Верховной Таем ной совета, а затем — в Канцелярии тайных сыщешь дел (1731 p.). После ее ликвидации в / 762р. было создано Тайную экспедицию Сената, находилась под контролем императрицы Екатерины II.

В начале XVIII в. в структуре государственного аппарата возникает новый орган — полиция, в своей деятельности опиралась на старост улиц и десятников (избирались из числа купцов и ремесленников). К компетенции полиции относились: охрана порядка, борьба с преступностью, городское благоустройство, вылов беглых крестьян, противопожарные мероприятия.

Государственный строй россии в 17 веке
Загрузка.

Вас приветствует сайт «Мир науки». На нашем образовательном сайте Вы сможете найти огромное количество шпаргалок, рефератов, конспектов, семинаров, лекций и прочих учебных материалов практически по всем учебным предметам! Все учебные материалы собирались такими же учащимися, как и Вы, уважаемые посетители. Именно поэтому, каждый конспект, каждая лекция и семинар несет в себе огромную информационную нагрузку и полностью раскрывает свою тему! Если Вам необходимы другие рефераты или конспекты, воспользуйтесь формой поиска на нашем образовательном сайте! Все материалы, которые предоставлены на нашем сайте носят исключительно научный характер и не заинтересованы или принятия какой-либо стороны, ведь наука ставит перед собой цель в повышение комфортности жизни человека и достижении новых, неизведанных ранее целей. Мы искренне рады каждому нашему посетителю и мы будем удовлетворять Вашу жажду к знаниям и дальше!

БиологияФизикаХимияЭкономикаГеография
МикробиологияТеоретическая механикаГеография БелоруссииГеография УкраиныГеография Молдавии
Растительность мираЭлектротехникаГеография ГрузииГеография АрменииГеография Азербайджана
География КазахстанаГеография УзбекистанаГеография КиргизииГеография ТуркменистанаПриродоведение
География ТаджикистанаГеография Эстонии

Государственный строй России в XVII в. Система приказов

XVII в. — количество приказов доходило до 80. Попытка правительства упорядочить систему приказов — подчинение нескольких приказов одному лицу. XVII в. — период усиления самодержавной власти и зарождение абсолютизма (вторая половина столетия): прекращается созыв земских соборов, падает значение Боярской Думы. Алексей Михайлович подавляет попытку патриарха Никона сделать церковь независимой от светской власти.

Вооруженные силы. Дворянское ополчение в XVII в. все более утрачивало свои боевые качества. Это было обусловлено следующим: чем крепче становилось дворянское землевладение, чем более поместья превращались в вотчину, тем менее оказывались заинтересованы дворяне в военной службе. 30-е годы XVII в. — закупив в Голландии оружие, правительство решило сформировать постоянные солдатские полки из добровольцев, так называемые полки «нового строя». Постепенно эти полки стали формировать насильно, требуя на службу царю определенное количество «даточных людей». Таким образом, была заложена основа будущих рекрутских наборов.

15. В ходе Церковного раскола XVII века можно выделить следующие ключевые события:
1652 г. — церковная реформа Никона
1654, 1656 гг. — церковные соборы, отлучение и ссылка противников реформы
1658 г. — разрыв между Никоном и Алексеем Михайловичем
1666 г. — церковный собор с участием вселенских патриархов. Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам.
1667-1676 гг. — Соловецкое восстание.
И следующие ключевые фигуры, повлиявшие прямо или косвенно на развития событий и развязку:
Алексей Михайлович,
Патриарх Никон,
Протопоп Аввакум,
боярыня Морозова

Православный раскол стал одним из ведущих событий в российской истории. Раскол 17 века был вызван сложными временами того времени и несовершенством взглядов. Великая смута, накрывшая тогда державу, и стала одной из причин церковного раскола.
Церковный раскол 17 века повлиял как на мировоззрение, так и на культурные ценности народа. История раскола берёт своё начало с 1666 года, ведь в те времена массовые волнения были вызваны нестабильностью, запретом на использование старообрядческой литературой и пр. Все эти события и стали причинами церковного раскола.
Русский раскол – значимое событие в истории церкви. Раскол православной церкви стал следствием тяжёлых времён, которые переживала великая держава. Смутное время не могло не отразиться на ситуации в России и истории раскола церкви.
Человек, который повлиял на церковный раскол – Никон. Это патриарх, который вступил на свой пост в 1652 году и немного позднее начал реформу, повлекшую раскол 17 века. Негодования масс в связи с ней и вызвали столь бурную реакцию и впоследствии православный раскол. Первыми противниками раскола Никона стали его бывшие друзья, которые ранее были его единомышленниками и участвовали в «кружке ревнителей благочестия». Однако во взаимоотношениях произошёл раскол: Никон стал на путь реформы взглядов народа всей державы.
На первый взгляд может показаться, что причины раскола лежат только в основе никоновской реформы, однако это не так. Так, только выйдя из смутного времени, перед началом истории раскола Россия всё ещё переживала бунтарские настроения, что и явилось одной из причин раскола. Были и другие повлекшие протесты причины церковного раскола Никона: Римская Империя перестала быть единой, и сложившаяся политическая ситуация также повлияла на возникновение православного раскола в будущем.
У реформы, ставшей одной из причин церковного раскола 17 века, были следующие принципы:
1. Причины церковного раскола возникли, в частности, из-за запрета старообрядческих книг и введения новых. Так, в последних вместо слова «Исус» начали писать «Иисус». Конечно, эти нововведения не стали главным подспорьем для возникновения церковного раскола Никона, однако вкупе с другими факторами стали провокаторами церковного раскола 17 века.
2. Причиной раскола явилась и замена 2-перстного креста 3-перстным. Причины раскола спровоцировала и замена коленных поклонов на поясные.
3. У истории раскола было и другое подспорье: так, крестные ходы стали проводиться в обратном направлении. Эта мелочь вместе с другими подтолкнула к началу православного раскола.
Таким образом, предпосылкой к возникновению церковного раскола Никона была не только реформа, но и волнения, и политическая ситуация. История раскола имела серьёзные последствия для людей.

16.Городские восстания (1648,1662)

1. В 1645 г. после смерти Михаила царем стал его сын Алексей Михайлович (до 1676). В начале правления молодой царь находился под сильным влиянием своего бывшего воспитателя боярина Бориса Морозова. По его совету в 1648 г. царь женился на Марии Милославской, а сам Морозов взял в жены ее сестру. Новые царские родственники, пользуясь своим положением, принялись с жадностью брать взятки. Особенно отличился глава Земского приказа Леонтий Плещеев, который за взятки освобождал людей от тюрьмы.

2. В 1646 г. правительство во главе с Морозовым увеличило в 4 раза налог на соль, тяжесть которого непосильным бременем легла на трудовые массы города и деревни. Соль была консервантом, сохранявшим долгое время солонину и рыбу. Эффект от введения соляного налога получился самый неожиданный: народ перестал покупать соль, гнила рыба, портилось мясо, выросла контрабандная продажа соли. Доходы казны существенно сократились. Соляной налог отменили, но при этом сократили жалованье стрельцам, пушкарям, приказньм. Купцы требовали отмены льгот для иностранцев. Посадские люди выступали против существования ТбелыхУ слобод, не плативших налоги. Недовольство было всеобщим, восстания прокатились по городам Козлов, Воронеж, Курск и др. Но самым крупным было восстание в Москве.

3. 1 июня 1648 г. на окраине Москвы царь был остановлен большой толпой москвичей и челобитчиков, собравшихся с разных концов страны. Они жаловались на несправедливость судей (Плещеева и Морозова), требовали ликвидации ТбелыхУ слобод и снижения тягла. Народ был разогнан.

На следующий день восставшие разгромили 30 домов московской знати: боярина Морозова, Плещеева, а инициатора налога на соль Никиту Чистого изрубили на куски, бросив останки в кучу навоза. Царь пошел на ТжертвуУ. По его приказанию палач вывел Плещеева из Кремля, и он был растерзан толпой. Боярин Морозов пытался бежать из Москвы, но его вернули и вскоре сослали (царь заступился за родственника перед народом).

4. Соляной бунт был необычен тем, что правительство, видя широкий размах городских восстаний, пошло на уступки:

o было прекращено взимание недоимок по налогам;

o стрельцам выдано повышенное жалованье;

o сменены судьи в приказах;

o дано согласие на созыв Земского собора, который 1 сентября 1648 г. начал свою работу и в январе 1649 г. принял Соборное уложение. По своему содержанию оно было крепостническим и отражало победу дворянства. Были отменены Турочные летаУ и установлен бессрочный сыск беглых крестьян. Собственностью феодала становились не только крестьянин и его семья, но и его имущество. Было признано право передачи поместья по наследству, если сыновья будут служить так же, как и отец. Оно закрепляло крепостное право, ликвидировало ТбелыеУ слободы, была ограничена пошлиной торговля иностранных купцов.

5. Принятие Соборного уложения обострило борьбу трудового люда города и деревни. Основные социальные противоречия не были решены. В 1650 г. произошли восстания в Новгороде и Пскове.

6. В 1662 г. вновь произошло восстание в Москве, получившее название Тмедного бунтаУ. Его участники — московские посадские люди, стрельцы, солдаты. Причина была в следующем. В 60-70-х годах XVII в. Россия вела войны с Польшей и Швецией. На содержание войска тратилось до 67% государственных средств. Правительство стало выпускать медные деньги, приказав употреблять их по курсу серебряных. Но налоги собирались только серебряными. Медных денег было выпущено столько, что они сильно обесценились, стали расти цены, появились фальшивые деньги. В 1663 г. за один серебряный рубль давали 15 медных (в 1662 г. — 8 медных). Служилые люди отказывались брать медные деньги, солдаты и стрельцы бежали из полков, из-за неурожая начался голод. Все это привело к Тмедному бунтуУ.

7. 25 июля 1662 г. в Москве на Лобном месте читали ТворовскиеУ (анонимные) письма, в которых перечислялись изменники, причастные к чеканке Тпреступных денегУ. Называли боярина Милославского, князя Ртищева, купца Шорина. Огромная толпа бунтовщиков направилась в Коломенское, где находился царь. Алексей Михайлович пообещал разобраться, толпа двинулась в Москву, где грабила дома ненавистных бояр. К вечеру народ вновь потребовал встречи с царем, требуя расправы с изменниками. Но к этому моменту в Коломенское прибыли стрельцы, царь уже не разговаривал с повстанцами, а приказал Трубить их до смертиУ. Безоружную толпу погнали к берегу Москвы-реки. Было убито до тысячи человек, многих утопили в реке, около 2 тысяч человек были арестованы, 150 — повешены, а остальных заклеймили. В 1663 г. медные деньги отменили и вернулись к серебряным.

Б. Восстание Степана Разина (1670-1671)

1. Но через несколько лет после Тмедного бунтаУ началось крупнейшее социальное выступление под руководством донского казака Степана Разина. Его причиной стало Соборное уложение 1649 г. окончательно закрепостившее крестьян, усилившее феодальную эксплуатацию. Выросли натуральный и денежный оброки, барщина достигла 4 дней в неделю в страдную пору. В Поволжье появились крупные вотчины бояр Морозовых, Милославских, Черкасских, где повинности крестьян были очень высоки. Ухудшилось положение стрельцов, были введены налоги на торговлю, ремесло, уменьшено жалованье, ожесточились наказания.

2. В это время на Волге было много так называемых Тгулящих людейУ, т. е. ушедших из своих мест или от непосильного гнета, или в поисках вольных заработков. Проживавшие здесь нерусские народности — татары, мордва, башкиры — тоже находились в тяжелом положении.

3. После 1649 г. и отмены Юрьева дня началось широкое бегство крепостных крестьян в основном в казачьи области Дона, откуда казаки никогда не выдавали беглецов: ТС Дона выдачи нетУ. Казаки охраняли южные границы России, получали царское жалованье деньгами, хлебом и порохом, занимались рыбной ловлей и охотой. Они также получали доход от набегов (Тза зипунамиУ) на Турцию, в Крым и Персию. Здесь устанавливались казачьи порядки: отсутствие помещиков и воевод, выборность атаманов, важные решения принимали общие сходы. Но и среди казаков уже выделялись богатые (домовитые) и бедные (голытьба). Предвестником крестьянской войны стал поход казаков во главе с Василием Усом с Дона до Тулы в 1666 г. Они разгромили многие имения, убивали помещиков. Правительство срочно бросило против восставших войска, и казаки отступили к Дону. Особенно обострилась ситуация после окончания войны с Польшей (1667) — на Дон устремились тысячи беглых, начался голод. Чтобы добыть средства к существованию, бедные казаки объединялись в ватаги и грабили торговые суда. Во главе крупной ватаги встал казак Степан Разин.

4. Весной 1667 г. собрав отряд в тысячу человек, Разин на Волге совершал нападения на купеческие и царские караваны судов. Спустившись вниз по Волге, отряд Разина морем дошел до устья Яика и овладел укрепленным Яицким городком. Спустя почти год двухтысячный отряд, уже имевший артиллерию, подошел к берегам Ирана, пограбил западные берега Каспийского моря — владения персидского шаха. В июне 1669 г. Разин нанес сокрушительное поражение флоту шаха. Из 70 легких стругов, специально снаряженных шахом для борьбы с разинцами, в целости остались только три. Были захвачены Баку, Фарабад и Дербент. В августе 1669 г. разинцы направились к устью Волги, где раздали щедрую милостыню. Несмотря на то что в Астрахани была многочисленная рать и на рейде Каспийского моря стоял первый русский военный трехъярусный корабль ТОрелУ, царские воеводы не рискнули вступить в бой с казаками Разина — они боялись, что многие царские ратники, а тем более Тчерные люди городаУ, перейдут на сторону Разина, если дело дойдет до битвы. Послав Разину грамоту, в которой казакам прощалось их воровское прошлое, и обещав им свободное возвращение домой, воеводы впустили богато разукрашенные струги повстанцев в Астрахань. Толпа простого народа встретила их бурными приветственными возгласами. Поднявшись по Волге, захватив Царицын, Разин вскоре вернулся на Дон. Здесь он начал возводить свой центр — Кагальницкий земляной город. Зимой 1669/70 г. Разин стал готовиться к новому походу, но не за добычей, а против бояр московских, Тбояр-изменниковУ, и для того, чтобы Тдать всем волюУ.

5. В начале 1670 г. казацкое восстание начинает перерастать в крестьянскую войну. В ней принимают участие крепостные крестьяне, холопы, донские и волжские казаки, работные люди, городская беднота, чуваши, татары и другие народы Поволжья. Тысячи людей бегут к атаману Разину, придавая новую окраску выступлению казацкой голытьбы. В рассылаемых Разиным посланиях народ призывался к восстанию за волю, землю, хорошего государя.

6. В апреле 1670 г. Разин захватил Царицын и ввел там казацкое управление. Число разинцев достигло 10 тысяч. В конце июня 1670 г. Разин штурмом взял Астрахань, где управление было также организовано по казацкому образцу. Летом 1670 г. война, начатая Разиным, достигла наибольшего размаха на Волге, были взяты Саратов, Самара, осажден Симбирск. Как пламя огромного пожара, война перекинулась в глубинные районы России, полыхали Дон и Слободская Украина.

7. Правительство было обеспокоено успехами Разина и в августе 1670 г. сформировало отряд стрельцов и служилых людей (60 тысяч). В октябре 1670 г. разинцы были разбиты под Симбирском, Разин ранен и отвезен друзьями на Дон. Еще в течение нескольких месяцев восстание продолжалось в Поволжье и на Слободской Украине, там действовал брат Разина — Фрол. В начале 1671 г. основные очаги восстания были подавлены, а в апреле Разин вместе с братом были схвачены домовитыми казаками и выданы правительству. Разина подвергли пытке и в июне 1671 г. четвертовали в Москве на Лобном месте.

8. В ходе кровавой войны казачество пыталось свергнуть государственный строй в России, утвердить вольное правление. Но, если даже предположить, что восставшие захватили бы власть в центре, ликвидировали ненавистных бояр, уничтожили приказы и т. п. они не смогли бы создать новое, справедливое общество по образцу и подобию казацкой вольницы. Казаки жили за счет захвата и раздела чужого имущества. Страна не могла бы жить по таким порядкам. Однако никакого другого порядка восставшие не знали и не могли знать. Поэтому в конечном счете государственное правление неизбежно установилось бы в старых формах. Но светлая память о славном борце за волю и ТправдуУ, о защитнике обиженных, обещавшем бесправному и нищему народу свободную и сытую жизнь, о храбром крестьянском атамане и политическом деятеле России XVII в. Степане Разине глубоко хранится в сердце и памяти народа.

17. Внешняя политика России в XVII в. Расширение территории Российского государства Главными задачамивнешней политики в XVII в. стали:

1) возвращение потерянных в ходе Смуты земель;

2) дальнейшее расширение территории страны на восток;

3) получение выхода к морям – Азовскому, Черному или Балтийскому.

В 1632 г. по решению Земского собора началась война за возвращение Смоленска. Из‑за хозяйственного разорения страны и отсталости государственной и военной организации Россия не сумела одержать решительную победу в этой войне. По Поляновскому миру, подписанному в 1634 г. Речь Посполитая возвращала России лишь город Серпейск и признала царя Михаила Федоровича Романова государем Руси. Польский король Владислав отказывался от претензий на российский престол.

В 1648 г. на Украине началась национально‑освободительная борьба против Речи Посполитой. Во главе борьбы встал выдающийся государственный деятель и полководец Богдан Хмельницкий. Россия, внимательно наблюдая за ходом событий на Украине, оказывала ей дипломатическую, экономическую и военную поддержку. В апреле 1653 г. Хмельницкий обратился, и уже не в первый раз, к России с просьбой принять Украину в ее состав. В мае 1653 г. Земский собор в Москве принял решение о воссоединении Украины с Россией. 8 января 1654 г. состоялась Переяславская рада, утвердившая это решение. Украина получала права на широкую автономию в составе России. Речь Посполитая не согласилась с воссоединением Украины с Россией, поэтому России пришлось воевать с Польшей еще 13 лет (1654–1667). В 1667 г. было заключено Андрусовское перемирие с Польшей, по которому Россия получила Смоленские земли, Левобережную Украину с городом Киевом и Запорожье. Эти условия были окончательно закреплены в 1686 г. «Вечным миром» с Речью Посполитой.

В XVII в. продолжалось освоение Сибири и Дальнего Востока. По рекам и берегам морей русские землепроходцы и мореходы шли на восток. В 1648 г. С. И. Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой, В. Д. Поярков, Е. П. Хабаров исследовали Амур и другие реки. В. А. Атласов пересек Камчатку. Приамурье входит в состав владений России. Коренное население Сибири и Дальнего Востока должно было вносить в государственную казну особую плату – ясак – соболиными и другими ценными мехами. В 1689 г. был заключен Нерчинский договор с Китаем, определивший границу между Россией и Китаем.

В 1687 и 1689 гг. состоялись два похода на Крым В. В. Голицына (ставленника Софьи), окончившиеся поражением русской армии. Петр I в 1695 г. потерпел поражение под Азовом, а в 1696 г. овладел им. Открылась возможность выхода в Черное море. Петр отправился в Европу с Великим посольством искать союзников в войне против Турции. Союз против Турции создать не удалось, но возникла возможность .борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю.

18. Реформы Петра 1

Внешняя политика Петра I

Главной целью внешней политики Петра I был выход к Балтийскому морю, который обеспечил бы России связь с Западной Европой. В 1699 г. Россия, вступив в союз с Польшей и Данией, объявила войну Швеции. На исход Северной войны, длившейся 21 год, повлияла победа русских в Полтавской битве 27 июня 1709г. и победа над шведским флотом при Гангуте 27 июля 1714 г.

30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому Россия сохранила завоеванные земли Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, часть Карелии и все острова Финского и Рижского заливов. Выход к Балтийскому морю был обеспечен.

В ознаменование достигнутого в Северной войне Сенат и Синод 20 октября 1721 г. наградили царя титулом Отца Отечества, Петра Великого и Императора Всероссийского.

В 1723 г. после полутора месяцев военных действий с Персией Петр I заполучил западный берег Каспийского моря.

Одновременно с ведением военных действий кипучая деятельность Петра I была направлена и на проведение многочисленных реформ, целью которых было приблизить страну к европейской цивилизации, повысить образованность русского народа, укрепить мощь и международное положение России. Очень много сделано великим царем, вот лишь основные реформы Петра I.

Реформа государственного управления Петра I

Вместо Боярской думы в 1700 был создан Совет Министров, заседавший в Ближней канцелярии, а в 1711 г. — Сенат, который к 1719 г. превратился в высший государственный орган. С созданием губерний многочисленные Приказы прекратили свою деятельность, их заменили Коллегии, которые подчинялись Сенату. В системе управления также действовала Тайная полиция – Преображенский приказ (ведал делами государственных преступлений) и Тайная канцелярия. Оба учреждения находились в ведении самого императора.

Административные реформы Петра I

Областная (губернская) реформа Петра I

Крупнейшей административной реформой местного управления было создание в 1708 г. 8 губерний во главе с губернаторами, в 1719 г. их число увеличилось до 11. Вторая административная реформа поделила губернии на провинции во главе с воеводами, а провинции – на дистрикты (уезды) во главе с земскими комиссарами.

Городская реформа (1699-1720 гг.)

Для управления городом были созданы Бурмистерская палата в Москве, переименованная в ноябре 1699 г. в Ратушу, и магистраты, подчинявшиеся Главному магистрату в Петербурге (1720 г.). Члены Ратуши и магистратов избирались путем выборов.

Главной целью сословной реформы Петра I было оформление прав и обязанностей каждого сословия – дворянства, крестьянства и городского населения.

Политический строй России в 17 веке

Политический строй России претерпел в течение XVII в. значительные изменения, вступив на путь формирования абсолютизма.

1. Земские соборы

После окончания Смуты на российском престоле оказалась новая династия, нуждавшаяся в укреплении своего авторитета. Если великие князья и цари из династии Рюриковичей могли утверждать исконность и божественное происхождение своей власти (как это делал Иван IV в переписке с Курбским), то Романовы, избранные на престол, могли опереться лишь на поддержку «земли». Именно поэтому в первые десять лет их правления Земские Соборы заседали почти непрерывно. Однако по мере укрепления власти и упрочения династии Земские соборы созываются все реже и решают, главным образом, внешнеполитические вопросы. В середине XVII века Земский собор был созван в связи с Соляным бунтом. Итогом его деятельности стало Соборное Уложение 1649 г. Земский собор 1653 г. решавший вопрос о принятии Украины под власть Москвы, оказался последним. В дальнейшем созывались лишь представители отдельных слоев населения.

В последние годы в науке все чаще высказывается мнение о том, что значение Земских соборов в российской истории преувеличено, что участие посадских людей в них было нерегулярным, а черносошных крестьян — эпизодическим. Многие историки полагают, что соборы являлись не столько сословным представительством, сколько своеобразными информационными совещаниями, позволявшими власти узнать о настроениях в стране. В связи с этим поставлено под сомнение определение российской монархии XVII в. как «сословно-представительной».

2. Боярская Дума

Царь правил, опираясь на совещательный орган — Боярскую Думу. Царские указы начинались словами «Великий государь указал и бояре приговорили». Дума состояла из бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Все члены Думы назначались царем. В Думе постепенно увеличивалась доля дворян и дьяков, то есть выходцев не из аристократии, а из служилых людей среднего ранга и посадских. Общая численность Думы росла, что отрицательно сказывалось на ее работоспособности. Ряд важных дел стал решаться в обход Думы, на основе обсуждения лишь с некоторыми приближенными. Созданный при Алексее Михайловиче приказ Тайных дел вообще не контролировался Думой, а подчинялся непосредственно царю.

3. Приказная система

Роль приказов в системе управления XVII в. возросла. Число приказов увеличилось. В течение всего столетия их известно более 80, а к концу его сохранилось более 40.

Приказы делились на временные и постоянные. Постоянные приказы делились на дворцовые (управляли царскими вотчинами и обслуживали царский двор), патриаршие (управляли церковными вотчинами и личным имуществом патриарха) и государственные. Государственные приказы делились на территориальные (Сибирский, Казанский, Малороссийский и др.) и функциональные (общегосударственные).

К функциональным приказам относились Посольский (ведал сношениями с иностранными государствами), Поместный (ведал поместными раздачами и земельными сделками), Разрядный (ведал дворянской службой, проводил воинские смотры, определяя годность служилых людей), Разбойный приказ (занимался борьбой с разбоями и государственными преступлениями).

Существовал ряд общегосударственных финансовых приказов, в том числе — приказ Большой Казны, ведавший торговлей и промышленностью, чеканкой монеты.

Большая группа общегосударственных приказов занималась военными вопросами: Стрелецкий, Пушкарский, Рейтарский приказы ведали соответствующими родами войск, Пушечный — литьем пушек и ядер, Оружейная палата — изготовлением холодного оружия.

С развитием приказной системы возросла численность приказных людей. В 1640 г. их было менее 900, а к концу XVII в. — более 3 тыс. Работавшие в приказах дьяки и подьячие были выходцами из посадских, духовенства, купечества. Их карьера зависела не от знатности, а от личных заслуг. Формировался профессиональный управленческий аппарат — чиновничество.

Приказная система была несовершенна. Функции многих приказов переплетались. Так, областные приказы сами собирали налоги на подведомственной территории, хотя сбор налогов относился к компетенции финансовых приказов. Многие приказы осуществляли суд, хотя судебные функции принадлежали Разбойному приказу. Судопроизводство не было отделено от управления. Множество приказов и неразбериха с их обязанностями порой не позволяли разобраться в делах, порождая знаменитую «приказную волокиту». И все же рост приказной системы означал развитие управленческого аппарата, служившего прочной опорой царской власти.

Государственный строй России в конце XVII-XVIII веков

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

По дисциплине: «История государства и права России»

На тему: «Государственный строй России в конце XVII-XVIII веков»

1. Государственная реформа первой четверти XVIII века

2. Местное управление в начале XVII века

3. Военная реформа

4. Развитие государственной системы во второй четверти XVIII века

Установление абсолютизма в России. Бюрократический аппарат. Перемены в государственном строе в конце XVII в. первой четверти XVIII в. были подготовлены всем предшествующим развитием страны: ростом производительных сил в области сельского хозяйства и ремесла, становлением единого всероссийского рынка, зарождением мануфактурного производства и т. п.Тем не менее, в силу неблагоприятных внешнеполитических условий (постоянная борьба с внешними врагами, отсутствие выхода к открытым морям) в XVII в. стала особенно сказываться отсталость Русского государства в сравнении с наиболее развитыми государствами Западной Европы, вступившими на путь капиталистического развития (Англия, Голландия, частично Франция).Монархия с Боярской думой, рыхлым аппаратом приказов и воевод не могла разрешить сложные внутри- и внешнеполитические задачи. Необходимо было укреплять государственный строй путем преобразования высшего, центрального и местного аппарата и армии, превращения главы государства — самодержавного царя — в носителя абсолютной (неограниченной) власти.

В результате реформ в области управления сложилась система бюрократических государственных учреждений: Сенат, Синод, Кабинет и коллегии — в центре, губернаторы, воевода, комиссары и другие органы — на местах. Основные кадры чиновников в этом аппарате занимали помещики-дворяне. Это была «чиновничье-дворянская монархия»

Итак, цель данной контрольной работы — рассмотреть государственный строй России в конце XVII-XVIII вв.

1.Государственная реформа первой четвертиXVIIIвека

Правовой статус дворянства был существенно изменён принятием Указа о единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько последствий:

1) юридическое слияние таких форм собственности, как вотчина и поместье привело к возникновению единого понятия «недвижимая собственность». На её основе произошла консолидация сословия.

2) установление института майората (наследование недвижимости только одним старшим сыном), не свойственного русскому праву. Его целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. Реализация нового принципа приводила, однако, к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или гражданской линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян (оно было упразднено уже в 1731 г.);

3) превратив поместье в наследственное землевладение, Указ вместе с тем нашёл новый способ привязать дворянство к государственной службе — ограничение наследования заставило его представителей служить за жалование. Очень быстро стали формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.

Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах (1722 г.). Её принятие свидетельствовало о целом ряде новых обстоятельств:

1) бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими критериями для продвижения по службе. Признаком бюрократии, как система управления, являются: вписанность каждого чиновника в чёткую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции.

2) сформированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчёркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чина восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство.

3) Табель о рангах уравнивал службу военную со службой гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими пятнадцатилетнего возраста имели достаточно высокий чин. Такая юридическая фикция была, несомненно, обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии;

4) подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей осуществлялось часто в принудительном порядке (за уклонение от учёбы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак)И.А.Исаев История государства и права России. Курс лекций:-М. Издательство БЕК, 1994 г. стр. 255.

Реформы высших органов власти и управления, проведенные в первой четверти XVII в. принято подразделять на три этапа:

1) 1699-1710 гг. Для этого этапа характерны лишь частичные преобразования в системе высших государственных органов, в структуре местного самоуправления, военная реформа;

2) 1710-1719 гг. Ликвидация прежних центральных органов власти управления, создание новой столицы, Сената, проведение первой областной реформы;

3) 1719-1725 гг. Происходит образование новых органов отраслевого управления для коллегий, проводится вторая областная реформа, реформа церковного управления, финансово-налоговая реформа, создается правовая основа для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.

2.Местное управление в началеXVIIвека

Местное управление осуществлялось на основе старой модели: воеводское управление в системе областных приказов. В процессе петровских преобразований в эту систему стали вноситься изменения. В 1702 г. вводится институт воеводских товарищей, выборных от местного дворянства. В 1705 г. этот порядок становится обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией.

В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства: учреждались восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В 1713-1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати.

Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губернатор (Петербургская и Азовская губернии), объединившие в своих руках всю административную, судебную и военную властьЛ.Н.Чистяков. История отечественного государства и права. Ч.I: учебник/Под ред. проф. О.И.Чистякова. — М. Издательство БЕК, 1999 г. стр. 360.

В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трёхзвенная система местного самоуправления и администрации: уезд-провинция-губерния. Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контролировать нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из местного дворянства.

Вторая областная реформа была проведена в 1719 г. Суть её заключалась в следующем: одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций. Во главе этих единиц были поставлены также губернаторы, вице-губернаторы или воеводы.

Делились провинции на округа-дистрикты. Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора, Юстиции, Вотчинная) располагали на местах собственным разветвлённым аппаратом из камериров, комендантов, казначеев. Важную роль выполняли также местные конторы, как камерирских дел (раскладка и сбор податей) и рентеренказначейства (приём и расходование денежных сумм по указам воеводы и камериров).

В 1718-1720 гг. прошла реорганизация органов городского самоуправления, созданных в 1699 г. вместе с Ратушей — земских изб и земских бурмистров. Были созданы новые органы — магистраты, подчинённые губернаторам. Общее руководство осуществлял Главный магистрат. Система управления стала более бюрократической и централизованной. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ратуши.

3. Военная реформа

Военная реформа была одним из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVII в. После неудачных походов на Азов (1695-1696 гг.) прекратило свое существование дворянское конное ополчение. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра 1 — Преображенский, Семеновский и Бутырский. Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стрелецких подразделений и их расформирование.

С 1699 г. начинается формирование рекрутской системы набора в армию. Из числа владельческих крестьян, дворовых и посадского населения были сформированы два полка. К 1705 г. было собрано уже двадцать семь полков, набор осуществлялся по установленным рекрутским округам. С 1723 г. на основе переписи была введена система подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. было проведено пятьдесят три рекрутских набора, давших двести восемьдесят четыре тысяч солдат). Закреплённый порядок позволил сформировать многочисленную, хотя и плохо обученную армиюИстория государства и права России: учебник для ВУЗов/под ред. С.А.Чибиряева. 2001 г.- с. 258.

Монарх являлся источником всей исполнительной власти и главой всех государственных учреждений. Присутствие монарха в определенном месте прекращало действие всей администрации, и власть автоматически переходила к монарху. Все учреждения империи должны исполнять указы и постановления монарха. Публичные государственные дела получила приоритет перед делами частными.

Монарх утверждал все основные должности, осуществлял производство в чины (в соответствии с Табелью о рангах), стоял во главе орденской и наградной системы империи.

Монарх являлся верховным судьёй и источников всей судебной власти. Он мог решать любые дела, независимо от решения любых судебных органов. Его решения отменяли любые другие. Монарху принадлежало право помилования и право утверждения смертных приговоров. Монарх мог решать дела, не урегулированные законодательством и судебной практикой — достаточно было его воли.

Царь был верховным главнокомандующим армии, ведал формированием полков, назначением офицеров, устанавливал порядок и план боевых действийИстория государства и права России: учебник для ВУЗов/под ред. С.А.Чибиряева. 2001 г.- с. 258.

абсолютизм бюрократический реформа самоуправление

4.Развитие государственной системы во второй четвертиXVIIIвека

После смерти Петра I роль Сената, как центрального органа управления, начинает снижаться. С 1711 по 1718 г. Сенат являлся коллективным регентом, заместителем государя в решении всех вопросов государственного управления, главой исполнительной власти (в отсутствии государя).

В 1718 г. начинает создаваться система коллегий, взявших на себя отраслевое управление. Власть Сената переносится на координацию их деятельности, а сам он превращается в совещательный орган при государе.

С 1722 г. Сенат фактически приобретает функции ревизионной коллегии, возглавив систему контрольных органов.

В 1726 г. создается Верховный Тайный совет, сосредоточивший в своих руках решение всех вопросов внутренней и внешней политики. Верховный Тайный совет стал рассматривать жалобы на действия Сената и подбирать кандидатуры сенаторов. При таком соседстве Сенат превратился в одну из коллегий.

Верховный Тайный совет приобретает законодательные полномочия, законы подписываются либо императрицей (Екатериной I) либо Верховным Тайным советом.

В 1730 г. этот оран управления упраздняется, и в 1731 г. его место занимает Кабинет министров. Кабинет министров фактически возглавил исполнительную власть в стране, сосредоточив всё государственное управление. Сенат, к этому времени состоявший из пяти департаментов, сотрудничал с Кабинетом, осуществляя его решения.

В 1741 г. Кабинет министров упраздняется, и Сенат вновь превращается в высшее политическое учреждение, активно включившись в управление государством. В том же году, однако, создаётся другой центральный орган, решающий вопросы государственного управления — Кабинет её величества, возглавляемый секретарём императрицы (Елизаветы Петровны).

В 1762 г. Петром III учреждается Императорский совет, состоявший из восьми человек, который в 1769 г. заменяется Советом при высочайшем дворе, сосредоточивший свою деятельность на внутренней политике и включавший всех руководителей центральных органов управления. Совет просуществовал до 1801 г. затем заменён Непременным Государственным советом.

С 1763 г. Сенат превращается в высшее административно-судебное учреждение, состоящее из шести департаментов: первый ведал государственными финансами и секретным делопроизводством, второй — собственно судебными делами (надзором, обобщением практики, кадровым подбором, пересмотром дел), третий ведал делами провинций (администрацией, финансами), четвёртый — военными делами, пятый — местной администрацией, шестой — местными судами.

С 1801 г. Сенат фактически и окончательно превращается в высшую судебную инстанцию.

Столь частые изменения в структуре высших органов власти и управления были обусловлены борьбой двух начал власти: бюрократического и личного. Укрепление абсолютной монархии питало каждое из этих начал — власть монарха становилась неограниченной, но она должна была опираться на мощный бюрократический аппарат, который в свою очередь всё более начинает работать на себя. Законы бюрократии приводили к тому, что аппарат стремился стать господствующим. В этой коллизии монарх был вынужден обращаться к «верным людям», узкому кругу лиц, которым он перепоручал власть.

Постоянно действующими оставались полицейские учреждения, образованные ещё в 1718 г.

В 1729 г. была создана Канцелярия конфискации, организующая и обеспечивающая конфискационные акции по приговорам суда). В 1730 г. образуется Должный приказ, целью которого было проведение полицейских действий в отношении должников, неплательщиков и банкротов.

Непосредственно розыскные функции в 1730 г. были сосредоточены в Сыскном приказе, в 1733 г. создаются полицмейстерские камеры. Полицейская система сложилась к этому времени в следующем виде: губернатор, коменданты, генерал-полицмейстер, обер-полицмейстер, воеводы, сотские, земские комиссары, магистраты и ратуши — все эти органы в той или иной мере выполняли полицейские функции.

С 1755 г. полицейские функции в уездах стали выполнять исправники и нижние земские суды.

В городах полицейское управление сосредоточилось у городничих, в Санкт-Петербурге и Москве — у обер-полицмейстеров.

В 1782 г. в городах начали создаваться специальные полицейские органы — управы благочиния. В их состав вошли: городничие (в столицах — полицмейстеры), приставы по уголовным делам, приставы по гражданским делам, два выборных ратмана.

В компетенцию управы благочиния входили: наблюдение за порядком, соблюдение законов, проведение решений губернского правления, судебных палат и других судов, пресечение нарушений, осуществление дознания и розыска, задержание преступников и даже решение мелких уголовных дел (на сумму до двадцати рублей). Городские тюрьмы находились в ведение полицейских органов.Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций времён до начало ХХ в. Пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учеб.заведений / под ред. В.И.Уколовой — 2-е изд. — М. Дрофа, 1998 — 400 с. крат.

С 1775 г. стали создаваться смирительные дома, в которых содержались лица, подвергнутые заключению в административном (не судебном) порядке и обвинённые в «непотребном и невоздержанном житии».

Подводя итог данной работы, следует отметить, что Российское государство XVIII века существенно отличалось от отсталой в хозяйственном, военном и культурном отношении России XVII столетия наличием более развитой промышленности, централизованными и упорядоченными административными учреждениями, первоклассными армией и флотом, светскими школами и общим подъёмом науки и культуры.

Русское государство XVII века не имеющее регулярной армии и флота, в XVIII веке превращается в государство, обладающее одним из лучших в мире флотом и современной армией, которые позволяют абсолютизму вести активную внешнюю и внутреннюю политику, в результате которой существенно изменилось геополитическое положение России. Из государства с ограниченной территорией, государства, не имеющего выхода к морям, Россия превращается в государство, которое заняло первостепенное место в международной жизни в Европе и Азии, в государство, без участия которого не решается ни один важный вопрос европейской политики.

После петровских реформ для России нового времени уже не было другого пути развития, чем тот, что был задан Петром. Активная внешняя политика, мощная регулярная армия и флот, развитая торговля и промышленность, ориентированная прежде всего на нужды обороны, поощрение развития национальной культуры и образования — все эти аспекты политической доктрины Петра стали признанной целью послепетровских правительств.

Расширение привилегий дворянства, укрепление феодального землевладения, развитие крепостного права привело к обострению противоречий между крестьянами и помещиками, которые вылились в антикрепостнические выступления крестьян, казаков, работных людей конца XVIII века. Размах борьбы заставил правительство немедленно реагировать и провести ряд мероприятий, укреплявших силу, гибкость и карательные функции самодержавно-крепостнического аппарата.

1. И.А.Исаев История государства и права России. Курс лекций:-М. Издательство БЕК, 1994 г. стр. 255.

2. Л.Н.Чистяков. История отечественного государства и права. Ч.I: учебник/Под ред. проф. О.И.Чистякова. — М. Издательство БЕК, 1999 г. стр. 360.

3. История государства и права России: учебник для ВУЗов/под ред. С.А.Чибиряева. 2001 г.- с. 258.

4. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций времён до начало ХХ в. Пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учеб.заведений / под ред. В.И.Уколовой — 2-е изд. — М. Дрофа, 1998 — 400 с. крат.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Вечевое управление городов Древней Руси — Новгород. Северо-Восточная Русь и начало Московского государства (в XIII-XV вв.). Земское управление. Земские реформы в XVI-XVII вв. Сословность и бюрократизация местного управления (в первой четверти XVIII в.).

реферат [50,1 K], добавлен 12.07.2008

Политико-административные реформы первой четверти XVIII века, основные идеи петровских преобразований и особенности перехода от традиционной к рациональной модели государственного управления. Преобразования в системе высшего и центрального управления.

аттестационная работа [89,5 K], добавлен 15.05.2010

Общая характеристика правления Петра I. Начало царствования Петра I. Становление абсолютной монархии в России. Государственные реформы Петра I. Сущность военной реформы. Финансовая реформа государства. Реформа центрального и местного управления.

реферат [38,9 K], добавлен 03.11.2008

Феодальные пережитки, незавершенность реформы 1861 г. положение крестьян в России в начале ХХ века как предпосылки для проведения аграрной реформы. Политико-правовые принципы П.А. Столыпина; содержание, законодательное оформление и последствия реформы.

курсовая работа [105,7 K], добавлен 07.05.2012

Историко-правовой анализ государственных реформ первой четверти XVIII в. как начала перестройки органов власти и управления. Формирование нового государственного аппарата управления при Петре I, его централизация, реформы органов власти и управления.

курсовая работа [44,4 K], добавлен 08.09.2009

Историко-теоретические основы формирования местного самоуправления в дореволюционной России и в СССР. Сущность административной реформы в Российской Федерации. Главные особенности обеспечения государственной поддержки местного самоуправления области.

курсовая работа [40,9 K], добавлен 10.12.2012

Государство и право в период первой русской революции и конституционной реформы. Свод основных государственных законов 1906 года. Изменения в праве в начале ХХ века. Государственно-правовые реформы П.А. Столыпина и чрезвычайное законодательство.

презентация [447,6 K], добавлен 23.02.2014

Экономическое и политическое положение России в конце 19-начале 20 века. Аграрная реформа, сущность и содержание. Методы и итоги реформы. Реформирование образования. Создание земств. Судебные новации. Реформы в промышленности. Оживление промышленности.

курсовая работа [41,0 K], добавлен 30.10.2008

Государственный и политический строй России. Изменения в общественном строе России в начале XX века. Политическая ситуация в России. События первой русской революции. Оформление конституционной монархии. Источники и развитие права в начале XX в..

контрольная работа [22,5 K], добавлен 18.10.2008

Русский город второй половины XVIII века как административная единица. Краткая история формирования системы городского самоуправления в России. Предпосылки проведения Городской реформы 1785 года. Особенности нового городского общественного управления.

курсовая работа [41,0 K], добавлен 13.05.2013

В. И. Ленин определял государственный строй России как «самодержавие. с боярской Думой и боярской аристократией». Советские историки рассматривают XVII век как время, в которое феодальная сословно-представительная монархия постепенно переходила к монархии абсолютной. Окончательно этот процесс завершился в результате реформ Петра I. когда сформировалась, по определению В. И. Ленина, чиновничье-Дворянская монархия XVIII века.

Социальной базой самодержавия были служилые феодалы — дворяне, которые в XVII в. уже занимали руководящее место в государстве. В результате бурного роста помещичьего землевладения, поощряемого правительством, дворянству принадлежала большая часть земли и крестьянских дворов. Опираясь на дворянство, цари из династии Романовых усиливали свою самодержавную власть. С одной стороны, они старались ликвидировать или хотя бы ослабить сословно-представительные учреждения (Боярская дума, Земский собор), которые ограничивали самодержавие, а с другой — укрепляли бюрократический государственный аппарат и постоянную армию. Крупные шаги по усилению самодержавия были сделаны царем Алексеем Михайловичем (1645 — 1676).

Боярская дума перестала быть чисто сословным органом бояр-вотчинников и княжеской аристократии. Она пополнялась за счет приближенных царя, не относившихся к родовитому боярству, «думных дворян» и «думных дьяков». В 70-х годах из 97 членов Боярской думы 27 были представителями дворянства и приказной бюрократии. В полном составе дума собиралась редко, только для торжественных церемоний или приема послов. А большинство вопросов управления решалось в «Ближней», или «Комнатной думе», куда входили доверенные лица Алексея Михайловича, даже не имевшие «думного чина». Часто Алексей Михайлович принимал важные решения единолично, после совета со своим ближайшим окружением. Роль Боярской думы в системе управления государством падала.

Постепенно прекратился созыв земских соборов. Последними земскими соборами, сыгравшими важную роль, был собор 1649 г. утвердивший Соборное уложение, и собор 1653 г. решавший вопрос о воссоединении Украины с Россией. Во второй половине XVII в. деятельность земских соборов замирает.

Укреплению самодержавия способствовала отмена в 1682 г. местничества, что ликвидировало монополию княжеско-боярской знати на замещение высших государственных и военных должностей. Разрядные книги, которыми регулировались местнические споры, были сожжены, а боярам было указано «у всяких дел и в городах быть без мест».

XVII век справедливо называли «веком приказов». и х насчитывалось до 80. Приказная бюрократия — думные дьяки, дьяки и подьячие — превратились в много численное и влиятельное сословие. Разветвленная сеть Приказов контролировала все стороны жизни страны. Приказы были ведомственными и территориальными, государственными и дворцовыми, а над всей приказной системой при Алексее Михайловиче был поставлен особый Приказ тайных дел. По словам современника, «в тот приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают», через него царь «государство свое правит по своей воле». При царе Федоре Алексеевиче (1676 — 1682) приказная система была реорганизована. Приказов стало меньше, но функции их были разделены более четко. В местном управлении учреждались «разряды», т. е. большие военно-административные округа (Смоленский, Казанский), во главе которых стояли приближенные царя. Складывание централизованной бюрократической системы подготавливало переход к абсолютной монархии.

Значительные изменения были произведены в армии. На смену поместной дворянской коннице и стрельцам пришли полки «иноземного строя» — постоянное войско, которое набиралось из добровольцев или «даточных людей», проходило военное обучение под командованием офицеров-иностранцев, поступивших на службу к царю (отсюда название — полки «иноземного строя»). Для нового войска были составлены воинские уставы. В 1647 г. издан устав «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей». Во второй половине XVII в. «солдатские» и «рейтарские» (кавалерийские) полки составляли наиболее боеспособную и большую часть армии. В 80-х гг. в Дворянском ополчении и в стрелецких полках насчитывалось 51 тыс. а в солдатских и рейтарских полках — 60 тыс. человек. Русская постоянная армия приобретала черты, свойственные вооруженным силам абсолютной монархии.

Эволюция государственного строя России подготовила государственные, административные и военные ре формы Петра I. Отец будущего преобразователя, царь Алексей Михайлович, был дальновидным и деятельным правителем, лично принимал участие в управлении государством, сам читал челобитные и другие документы, составлял или редактировал важнейшие указы. Дореволюционные историки называли его «тишайшим государем», но это неверное представление. Алексей Михайлович избегал внешних эффектов, но принимал рискованные решения и жесткие меры в борьбе с политическими противниками. Он жестоко подавлял народные выступления, которых было много в годы его правления. При Алексее Михайловиче Россия провела несколько успешных войн, значительно расширивших территорию государства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *