Государственные кадастры природных ресурсов

Государственные кадастры природных ресурсов и объектов

Государственные кадастры природных ресурсов и объектов – это свод эконокомических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей.

На основе кадастров проводится основная оценка природного ресурса, его продажная пена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы.

Данные, содержащиеся в кадастрах, являются основой для Припяти решения о предоставлении природного ресурса в пользование.

Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям.

Виды государственных кадастров:

1) кадастры природных ресурсов:

— государственный земельный кадастр — содержит систему необходимы сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и народно хозяйственной ценности земли. Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, при их изъятии и предоставлении, пр. определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценю хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятии связанных с использованием и охраной земель. Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследований и изысканий;

— государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых;

— государственный лесной кадастр;

— государственный водный кадастр;

— государственный кадастр объектов животного мира;

— государственный кадастр особо охраняемых природных территории;

2) кадастры территории:

— Территориальные кадастры природных ресурсов и объектов.

В РК соответствии с Законом РК «Об охране окружающей природной среды» ведутся Крас­ная книга РК.

Красная книга РК является официальным документом подтверждающим свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подви­дов популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов (объектов животного и растительного мира), обитающих (произрастаю­щих) на территории РК, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РК.

Ведение Красной книги РК включает:

— сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира;

— организацию мониторинга состояния объектов животного и растительного мира;

— создание и пополнение банка данных по объектам животного и растительного мира;

— занесение в установленном порядке в Красную книгу Российской Федерации (или исключение из нее) объектов животного или растительного мира;

— подготовку к изданию, издание и распространение Красной книга РК;

— подготовку и реализацию предложений по специальным мерам охраны, включая организацию особо охраняемых природных территорий и генетических банков с целью сохранения объектов животного и расти тельного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации; выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанной с использованием объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РК;

— выдачу разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Рк.

Основанием для занесения в Красную книгу РК или изменения категории статуса того или иного объекта животного или растительного мира служат данные об опасном сокращении его численности и (или) ареала, о неблагоприятных изменениях условий существования этого объекта или другие данные, свидетельствующие о необходим, мости принятия специальных мер по его сохранению и восстановлению.

Основанием для исключения из Красной книги РК или изменения категории статуса того или иного объекта животного им, растительного мира служат данные о восстановлении его численности и (или) ареала, о положительных изменениях условий его существование или другие данные, свидетельствующие об отсутствии необходимости принятия специальных мер по его сохранению и восстановлению, а так же в случае его безвозвратной потери (вымирания).

5.4. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов

Государственными кадастрами природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы. Важно, чтобы данные о качественных характеристиках природных ресурсов, содержащиеся в соответствующих кадастрах, служили основой при принятии решения о предоставлении природного ресурса в пользование.

Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям.

Государственный земельный кадастр. Состав данных, которые должны быть получены при ведении земельного кадастра, определяется ст. 110 Земельного кодекса РСФСР. Эти данные включают: количество земель, распределение их по категориям, качественный состав земель, их распределение по использованию, собственников земли, владельцев, пользователей, арендаторов.

Данные кадастровой оценки земель применяют при планировании использования земель, распределении по целевому назначению, их предоставлении и изъятии, при определении платежей на землю, для оценки степени рационального использования земель.

Ведение государственного земельного кадастра возложено на органы Государственного комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. Ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других целях.

Его ведение возложено на Министерство природных ресурсов РФ. Состав данных, которые должны содержаться в кадастре, определяется Законом РФ «О недрах» (ст. 30 и 32). Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождений, содержать геолого-экономическую оценку каждого месторождения, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

Данный вид кадастра ведется на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонд геологической информации, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды.

Наряду с ведением кадастра с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации их запасов, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 31 Закона «О недрах»).

В Законе «О недрах» имеется также ст. 27, посвященная геологической информации о недрах, в соответствии с которой информация о геологическом строении недр, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр.

Государственный лесной кадастр ведет Федеральная служба лесного хозяйства России. В соответствии со ст. 69 Лесного кодекса РФ государственный лесной кадастр содержит систему сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов, подразделении лесов на группы и категории защитности, экономическую оценку лесов.

Данные кадастра используются для определения экономического и экологического значения лесов, выбора лесосырьевых баз для заготовки древесины, проведения лесовосстановительных работ, замены малопродуктивных лесов высокопродуктивными лесными угодьями.

Государственный водный кадастр ведется в соответствии со ст. 79 Водного кодекса РФ. Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Он ведется в России по единой системе и основывается на данных государственного учета вод. Водный кодекс обязывает водопользователей представлять в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда данных, подлежащих включению в водный кадастр.

Данные государственного водного кадастра являются основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов и должны представляться в порядке, установленном законодательством РФ.

Ведение государственного водного кадастра осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда с участием государственного органа управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и государственного органа управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам).

Специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в водном кадастре, в порядке, установленном водным законодательством Российской Федерации.

Наряду с ведением государственного водного кадастра ВК РФ (ст. 75) предусматривает ведение водохозяйственных балансов, которые представляют собой расчетные материалы по сопоставлению потребности в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами. Водохозяйственные балансы предназначены для оценки наличия и степени использования водных ресурсов по бассейнам водных объектов и соответствующим территориям субъектов РФ и используются для планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны водных объектов. Составление водохозяйственных балансов осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Государственный кадастр объектов животного мира предусмотрен ст. 14 Федерального закона «О животном мире». Этот вид кадастра содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые сведения.

Ведется в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Количественный и качественный учет животных охотничьего фонда ведет Управление охоты и охотничьего хозяйства Минсельхозпрода России. Учет рыбных запасов в количественном и качественном показателях во внутренних водоемах ведет Комитет по рыболовству РФ.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в соответствии со ст. 4 Закона «Об особо охраняемых природных территориях», а также постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий». Он включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме их особой охраны, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Этот вид кадастра имеет целью оценку состояния природно-заповедного фонда, определение перспектив развития сети данных территорий, повышение эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов. Ведется органами Госкомэкологии России.

Как особую разновидность кадастра редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных можно рассматривать Красную книгу РФ.

Наряду с кадастрами отдельных природных ресурсов и объектов, в экологическом законодательстве предусмотрено ведение территориальных кадастров природных ресурсов и объектов. Оно регулируется Временным положением о порядке формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов, утвержденным приказом Минприроды России от 17 августа 1995 г. Территориальные кадастры содержат предоставляемые или удостоверенные специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды сведения о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их первичной (базовой) социально-экономической оценке во взаимоувязке с экологической ситуацией на территории субъекта Федерации и составляющих его районов.

Система комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов формируется для обеспечения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления достоверной информацией о состоянии природно-ресурсного потенциала в России.

Работу по формированию территориальных кадастров природных ресурсов и объектов на подведомственной территории организуют органы исполнительной власти субъектов РФ. Для этого они могут создавать территориальные кадастровые центры. По решению государственных органов управления субъектов Федерации функциями ведения таких кадастров могут наделяться управления (департаменты) по природопользованию в составе правительств и администраций, комитеты по экологии и природопользованию Минприроды России, другие государственные учреждения и организации, к компетенции которых относятся указанные вопросы.

Сведения для формирования и ведения территориальных кадастров природных ресурсов и объектов предоставляются по ресурсам недр, по поверхностным водным ресурсам, по лесным ресурсам, по почвенным ресурсам, по водно-болотным угодьям (в том числе международного значения), по гидробиологическим ресурсам, по ресурсам промысловых видов животных, по ресурсам используемых видов дикорастущих растений, грибов, а также по редким и исчезающим видам биоты (биота – комплекс живых организмов, обитающих на данной территории), по климатическим ресурсам, по интегральной оценке экологического состояния территории, по особо охраняемым территориям, по природным объектам рекреационного и культурно-исторического значения.

Информация территориальных кадастров природных ресурсов и объектов хранится на машинных носителях и адаптирована для пользования лицами, принимающими решения в области:

• обеспечения управленческих решений в эколого-ресурсной сфере на уровне субъектов Российской Федерации и ниже;

• проведения функционального зонирования территории для установления экологически обоснованных режимов и регламентации по ее использованию;

• организации и реорганизации размещения производительных сил;

• реализации инвестиционных целевых программ развития отдельных территорий;

• изменения структуры и базы налогообложения в регионе;

• ресурсосбережения, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

• обеспечения санитарной и экологической безопасности;

• разграничения компетенции по распоряжению природными объектами между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления;

• приватизации природных объектов.

Государственные кадастры природных ресурсов, регистры, реестры

Одной из главных форм учета и социально-экономической оценки природных ресурсов являются их кадастры, под которыми понимается совокупность сведений о количественном и качественном состоянии этих ресурсов, их экологической и экономической цене. Правовой основой их ведения являются природоресурсные и другие кодексы (Земельный, Водный, Лесной, Градостроительный), а также ряд федеральных законов («О мелиорации земель», «Об оценке земли», «О недрах», «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об отходах производства и потребления»). К сожалению, в новом Законе «Об охране окружающей среды» упоминание о кадастрах природных объектов и ресурсов отсутствует, хотя в ст. ст. 5, 6 и 69 все же есть упоминание о ведении государственного учет; объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и учета особо охраняемых природных территорий.

Тем не менее, в соответствии с действующим российским законодательством, государственные кадастры природных объектов и их ресурсов ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям. Их ведение возлагается на соответствующие государственные (муниципальные) природоохранные и иные органы.

В настоящее время в Российской Федерации ведутся следующие кадастры: земельный; водный; лесной; месторождений и проявлений полезных ископаемых; объектов животного мира; природно-заповедных объектов; лечебно-оздоровительных ресурсов природы к прочие. Для каждого из них устанавливается своя структура и порядок ведения, а также специально уполномоченный в этой области государственный орган.

Земельный кадастр. Основные положения о земельном кадастре содержатся в Земельном кодексе РФ, в законах «О государственном земельном кадастре», и «О землеустройстве», «О разграничении государственной собственности на землю», примерно в десятке постановлений Правительства РФ и еще более, чем в десяти ведомственных нормативных документах в основном Росземкадастра, собранных в специальных сборниках. Этими актами и документами устанавливается распределение земли по категориям, кадастровое деление территории России, правила оформления кадастрового плана земельных участков и постановки их на учет, принципы государственной кадастровой оценки земли, инвентаризации сведений о земельных участках. Кроме того, в них определено, что, государственный земельный кадастр, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и связанную с ними недвижимость ведутся по единой схеме на всей территории Российской Федерации, являясь основой для создания эффективной системы платежей за землю, регулирования всех операций с землей, защиты прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость. Ведение государственного земельного кадастра возложено на Федеральную службу земельного кадастра (Росземказастр) Российской Федерации, его территориальные органы.

Водный кадастр. Правовой основой его ведения является Водный кодекс Российской Федерации, в частности, его ст.79. Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Этот кадастр ведется в Российской Федерации также по единой системе и основывается на данных государственного учета вод.

Предоставление водопользователями в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда данных, подлежащих включению в государственный водный кадастр, является обязательным.

На основе государственного водного кадастра осуществляется государственное управление в области использования и охраны водных объектов. Ведение кадастра осуществляется специально уполномоченными на это государственными органами — МПРиЭ России и Росгидрометом.

Порядок ведения водного кадастра определяется водным законодательством Российской Федерации. В рамках водного кадастра производится паспортизация рек и озер, имеющих экологическое, экономическое, рекреационное значение. Специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в государственном водном кадастре, в порядке, установленном водным законодательством РФ.

Лесной кадастр. Правовой статус государственного лесного кадастра определен Лесным кодексом РФ, в частности, его ст. ст. 67-68. Он содержит в себе перечень сведений о количественном и качественном состоянии лесов России по их видам (сосна, ель, береза, пихта, лиственница, кедр, дуб, бук и др.), по категории защищенности (особо охраняемые леса первой группы, прочие леса первой группы, леса второй, третьей группы), по видам лесных пользований (основным — заготовка древесины и живицы, побочным — сбор грибов и ягод, сенокошение, пастьба скота, раскорчевка пней, заготовка лекарственного сырья и т.п.), по воспроизводству лесов.

Кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. Его правовой режим определен Законом Российской Федерации «О недрах». В Ст. 30 этого Закона сказано, что государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения. Он необходим для разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется федеральным органом управления государственным фондом недр (МПР России). Он формируется на основе геологической информации, предоставляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу. Порядок предоставления такой информации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Кадастровые данные необходимы в момент проведения конкурса (аукциона) на разработку разведанного месторождения полезных ископаемых. При этом размер начальной ставки платежа за пользование недрами, предлагаемый собственником недр (в лице государственного органа) определяется с помощью кадастровой информации о выставленном на конкурс месторождении.

Кадастр объектов животного мира ведется на основании Федерального закона «О животном мире», в ст. 14 которого определено, что государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные. Он ведется в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания.

Своеобразным кадастром природных ресурсов служит Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Включение вида в Красную книгу означает повсеместное его изъятие из хозяйственного оборота и полный запрет на какое-либо использование. Она ведется МПР России. Порядок ведения Красной книги определяется Правительством Российской Федерации, так же как и ведение государственного кадастра объектов животного мира. При этом на ведомственном урс этот порядок соответствующим образом конкретизируется.

Кадастр природно-заповедных объектов ведется на основании Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (ООПТ) включает сведения о статусе этих территорий, их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, о природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Данный кадастр составляется для оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

Порядок ведения государственного кадастра ООПТ устанавливается Правительством России, а правила разрабатываются специально уполномоченным в этой сфере органом — МПРиЭ (ранее Госкомэкологии и Рослесхоз) России. Этот же орган и ведет его. По ООПТ регионального значения, являющимся собственностью субъектов РФ, — кадастр ведется органами исполнительной власти этих субъектов, а по особо охраняемым природным территориям местного значения, являющимся собственностью муниципальных образований, — органами местного самоуправления.

К прочим кадастровым документам следует отнести документы учета опасных производственных объектов (ОПО) и в том числе предприятий-Загрязнителей окружающей среды, опасных веществ и отходов — по составу и токсичности, а также разрешений на их ввоз, учетные формы для горных отводов и лицензий на водопользование, зоологических коллекций и биологических добавок к пище.

К природным лечебным ресурсам относятся: минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний, организации отдыха. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Все это должно быть учтено в государственном реестре, ведение которого возложено на специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган (Минздрав России).

Еще одним ведомством, имеющим отношение к реестрам (регистрам) в сфере охраны окружающей среды, является Госгортехнадзор России, который ведет Реестр опасных производственных объектов. Это же ведомство занимается Реестром (регистром) горных отводов совместно с МПРиЭ России. Данное Министерство имеет отношение и к регистрации зоологических коллекций, распорядительных лицензий на водопользование, а также ввозимых в Россию ядовитых веществ.

Формы государственного статистического наблюдения и отчетности.

Объектом статистического наблюдения в сфере охраны окружающей среды («экологической статистики») являются окружающая среда в целом, ее природные и антропогенные компоненты, оказывающие неблагоприятное воздействие на природу и человека. Цель экологической статистики обеспечить государственные и муниципальные органы экологического управления, всех юридических лиц (хозяйствующих субъектов), общественных объединений и граждан достоверной и систематизированной информацией экологического характера для принятия соответствующих решений.

Для достижения этой цели необходимо решение комплекса задач: определение способов и организация получения учитываемой информации (ее сбор, обработка и анализ); разработка системы показателей и методов их исчисления; характеристика наличия, качества, состояния, размещения (территориальная привязка) природных ресурсов, источников воздействия на ОС и ущербов, ей наносимых, эффективности природоохранных мероприятий, а также прямых и косвенных последствий антропогенной деятельности для природы и здоровья, жизнедеятельности людей.

Государственное статистическое наблюдение ведется под руководством Государственного комитета РФ по статистике (Роскомстата), осуществляющего межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики совместно с иными специально уполномоченными в области охраны окружающей среды государственными органами, которым учитываемую информацию предоставляют как юридические лица-природопользователи, так и государственные органы по принадлежности. Министерство природных ресурсов РФ (МПР) начинает играть ведущую роль в экологическом учете ему (в соответствии с указом Президента РФ №867 от 17.05.2000 г.) переданы функции Рослесхоза по учету лесопользования и функции Госкомэкологии России по учету вредных воздействий (выбросов, сбросов и отходов) на окружающую среду.

Роскомстат и его территориальные подразделения собирают экологически значимую информацию по утверждаемым этим государственным комитетом формам статистического наблюдения, которых в сфере природопользования и охраны ОС сегодня насчитывается более 60, из них число приоритетно используемых — около 30 (в зависимости от отрасли природопользования или вида деятельности хозяйствующего субъекта).

Понятие, виды и значение государственных кадастров природных ресурсов.

Одной из главных форм учета и социально-экономической оценки природных ресурсов являются их кадастры, под которыми понимается совокупность сведений о количественном и качественном состоянии этих ресурсов, их экологической и экономической цене. Правовой основой их ведения являются природоресурсные и другие кодексы (Земельный, Водный, Лесной, Градостроительный), а также ряд федеральных законов («О мелиорации земель», «Об оценке земли», «О недрах», «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об отходах производства и потребления»). К сожалению, в новом Законе «Об охране окружающей среды» упоминание о кадастрах природных объектов и ресурсов отсутствует, хотя в ст. ст. 5, 6 и 69 все же есть упоминание о ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и учета особо охраняемых природных территорий.

В настоящее время в Российской Федерации ведутся следующие кадастры: земельный; водный; лесной; месторождений и проявлений полезных ископаемых; объектов животного мира; природно-заповедных объектов; лечебно-оздоровительных ресурсов природы и прочие. Для каждого из них устанавливается своя структура и порядок ведения, а также специально уполномоченный в этой области государственный орган.

Земельный кадастр. Основные положения о земельном кадастре содержатся в Земельном кодексе РФ (14), в законах «О государственном земельном кадастре», и «.О землеустройстве», «О разграничении государственной собственности на землю), примерно в десятке постановлений Правительства РФ и еще более, чем в десяти ведомственных нормативных документах в основном Росземкадастра, собранных в специальных сборниках. Этими актами и документами устанавливается распределение земли по категориям, кадастровое деление территории России, правила оформления кадастрового плана земельных участков и постановки их на учет, принципы государственной кадастровой оценки земли, инвентаризации сведений о земельных участках. Кроме того. в них определено, что государственный земельный кадастр, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и связанную с ними недвижимость ведутся по единой схеме на всей территории Российской Федерации, являясь основой для создания эффективной системы платежей за землю, регулирования всех операций с землей, защиты прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость. Ведение государственного земельного кадастра возложено на Федеральную службу земельного кадастра (Росземказастр) Российской Федерации, его территориальные органы.

Водный кадастр. Правовой основой его ведения является Водный кодекс Российской Федерации, в частности, его ст.79. Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Этот кадастр ведется в Российской Федерации также по единой системе и основывается на данных государственного учета вод.

Кадастр объектов животного мира ведется на основании Федерального закона «О животном мире», в ст. 14 которого определено, что государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные. Он ведется в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания.

Своеобразным кадастром природных ресурсов служит Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Включение вида в Красную книгу означает повсеместное его изъятие из хозяйственного оборота и полный запрет на какое-либо использование. Она ведется МПР России. Порядок ведения Красной книги определяется Правительством Российской Федерации, так же как и ведение государственного кадастра объектов животного мира. При этом на ведомственном уровне этот порядок соответствующим образом конкретизируется.

Кадастр природно-заповедных объектов ведется на основании Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». В ст. 4 Закона сказано, что государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (ООПТ) включает сведения о статусе этих территорий, их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, о природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Данный кадастр составляется для оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

Государственный кадастр отходов. В соответствии со ст. ст. 19 и 20 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Эти сведения составляют основу Государственного кадастра отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Государственный кадастр отходов ведется МПР России по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется Правительством Российской Федерации. Правила инвентаризации объектов размещения отходов, отнесения отходов к конкретному классу опасности и их паспортизации, учета в области обращения с отходами, а также порядок предоставления информации индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, также разрабатываются МПР России.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Кадастры природных ресурсов

Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.

Кадастр природных ресурсов — это систематизированный свод сведений количественных, качественных и территориально-адресных показателей, характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая экономическую оценку, а также характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов.

Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.

Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые компоненты отраслевых кадастров:

1) государственную регистрацию природо-пользователей;

2) количественной учет природных ресурсов;

3) бонитировку природных ресурсов;

4) экономическую оценку природных ресурсов. Основными принципами формирования этой системы являются обеспечение требований комплексного природопользования, полной достоверности количественного и качественного учета природных ресурсов, распределение их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала.

Для составления кадастра используются данные инвентаризации природных ресурсов. которая представляет собой выявление и периодический учет количества, качества, динамики запасов и изменений в процессе эксплуатации различных видов природных ресурсов.

В практике имеют место следующие виды кадастров природных ресурсов:

земельный кадастр — свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель, включает данные регистрации землепользователей, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель;

водный кадастр — систематизированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях;

лесной кадастр — систематизированный свод сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда;

кадастр месторождений полезных ископаемых — свод сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, условия разработки месторождения, геолого-экономическую оценку месторождения, а также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых;

промысловый кадастр — свод данных о тех или иных объектах промысла, содержащий их качественную и количественную характеристику, сведения о динамике восстановления, допустимых нормах изъятия; к промысловым кадастрам относят кадастр охотничьих и рыбных ресурсов.

Кроме того, создан кадастр особо охраняемых территорий. содержащий сведения о территориях с особым режимом использования (заповедниках, заказниках, национальных парках).

К кадастрам следует отнести Красную книгу — список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов, а также Зеленую книгу — свод данных о редких, исчезающих и типичных растительных сообществах, нуждающихся в особой охране.

Кадастры составляются на основе данных государственного учета, порядок которого устанавливается Правительством РФ. Порядок организации, ведения и финансирования кадастров регулируется законодательствами РФ и субъектов РФ.

Наиболее разработанными являются земельный и водный кадастры.

Основные проблемы существующей системы отраслевых ресурсных кадастров заключаются в следующем:

1) обособленность различных кадастров не позволяет проводить комплексную оценку природно-ресурсного потенциала, а следовательно, существующая система кадастров не может обеспечить управление природопользованием на территориальном уровне;

2) требуют серьезной разработки кадастры ресурсов растительного и животного мира, кадастры рекреационных и заповедных территорий;

3) несопоставимость отраслевых кадастров по содержанию, кругу показателей, отсутствие оценок эффективности использования конкретного ресурса.

Новый элемент кадастрового учетакомплексный территориальный кадастр природных ресурсов (КТКПР ) призван преодолеть указанные недостатки.

Кроме того, КТКПР должен содержать в себе дополнительную систему сведений:

о правовом режиме природных ресурсов и природно-ресурсного потенциала в целом,

о распределении природных ресурсов по собственности, пользователям и арендаторам, составу природно-ресурсного потенциала, его количественным и качественным характеристикам, включая ценность природных ресурсов.

Особое место в КТКПР занимает количественная оценка природно-ресурсного потенциала, поскольку природно-ресурсный потенциал любой территории является основой ее экономического развития, позволяя решать текущие и долгосрочные задачи по выходу из социально-экономического и экологического кризиса.

Целью КТКПР является обеспечение органов государственной власти и управления достоверной информацией и средствами контроля, необходимыми для обеспечения рационального природопользования и охраны природно-ресурсного потенциала региона.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *