Государственное регулирование цен

Государственное регулирование цен

Может ли государство вмешиваться в ценовую политику при рыночной экономике? Ответ на этот вопрос будет положительным, однако стоит уточнить несколько важных моментов. Государственное регулирование цен должно обеспечиваться лишь там, где оно необходимо. В других областях будет оптимален свободно функционирующий рыночный механизм. В этой статье мы попробуем объяснить цели и механизмы вмешательства государства в ценовую политику.

Как известно, рыночная экономика развивается не так стихийно, как кажется. Иногда она корректируется для того, чтобы еще более эффективно справляться со своими основными задачами. Итак, перечислим цели государственного регулирования:

  • в некоторых областях экономики возникает естественная монополия. В этих случаях свободная конкуренция неэффективна, а иногда и вовсе невозможна. Для того чтобы конкуренты естественных монополий не повышали цены, стоимость товаров и услуг устанавливается на государственном уровне. Таким образом, снижается инфляция, и вырабатываются оптимальные условия для стабильного экономического роста. Стоит заметить, что области естественных монополий зафиксированы в федеральных законах;
  • государственное регулирование цен необходимо для снижения социальной напряженности;
  • подобная мера способствует усилению национальной конкурентоспособности на международных рынках;
  • происходит стимулирование различных модернизаций;
  • основная цель – это стабилизация социальных структур и оптимизация развития страны в экономической сфере.

Государственное регулирование цен обычно применяется в таких областях, как почта, «акцизные9raquo; товары, телеграфы, таможенная политика, услуги ЖД, налогообложение, медицина. Косвенно затрагиваются такие сферы, как кредитование, субсидирование.

Существуют разные механизмы регулирования экономики. Попробуем перечислить основные из них:

  • наблюдение со стороны специальных органов. Цель – установление повышения стоимости потребительской корзины для того, чтобы определить индекс номинального роста пенсий и заработных плат;
  • косвенное влияние. К примеру, отменяются или вводятся таможенные ограничения, изменяется налогообложение;
  • вмешательство в процесс. Государство санкционирует рост издержек производства. За этой мерой неизбежно следует повышение цен;
  • влияние на стоимость услуг и товаров в областях естественных монополий. Аналогично государство устанавливает цены в тех сферах, где оно является основным покупателем. К примеру, это строительство, товары для армии, вооружение;
  • прямое воздействие. В частности, это государственные субсидии, которые значительно снижают производственные издержки. Следовательно, рост цен замедляется или вовсе останавливается. Кроме того, существует государственная политика, напрямую влияющая на стоимость «акцизных товаров», которые подлежат косвенному налогу ;
  • влияние на внешнеторговые цены. Осуществляется путем снижения или освобождения от налогов или же предоставления специальных кредитов и субсидий;
  • фиксированные льготные цены на продукцию, произведенную в секторе экономики, принадлежащем государству. К примеру, это энергия, почтово-телеграфные и ЖД тарифы;
  • государственное регулирование цен может проявляться в виде установления пределов повышения стоимости продукции. Подобный механизм используется только в крайних случаях, к примеру, при обострении напряженности в обществе;
  • передача контроля над ценами международным органам. К примеру, установление стоимости на черные металлы Европейским объединением стали и угля, фиксация цен на сельскохозяйственную продукцию в Европейском сообществе.

Государственное регулирование цен

Вредные привычки, которые мешают вам избавиться от жира на животе Если вы хотите стать стройнее, вам нужно узнать, какие привычки могут помешать вам добиться такой цели.

Государственное регулирование цен

Время бить тревогу: 11 признаков, что ваш партнер вам изменяет Измена — это самое страшное, что может случиться в отношениях двух людей. Причем, как правило, все происходит не как в фильмах или сериалах, а гораздо.

Государственное регулирование цен

Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.

Государственное регулирование цен

Неожиданно: мужья хотят, чтобы их жены делали чаще эти 17 вещей Если вы хотите, чтобы ваши отношения стали счастливее, вам стоит почаще делать вещи из этого простого списка.

Государственное регулирование цен

Эти 10 мелочей мужчина всегда замечает в женщине Думаете, ваш мужчина ничего не смыслит в женской психологии? Это не так. От взгляда любящего вас партнера не укроется ни единая мелочь. И вот 10 вещей.

Государственное регулирование цен

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

Государственное регулирование цен

Государственное регулирование цен – это система мероприятий, проводимая правительственными органами, направленная на сохранение или изменение существующих уровней цен на отдельные товары и общего уровня цен для устранения экономических и социальных противоречий. Государственное регулирование цен – объективная необходимость в современных условиях, поскольку:

непосредственно связано с проблемой формирования, распределения и перераспределения доходов различных социальных слоев и групп населения, и от его эффективности в значительной степени зависит социальная стабильность в народном хозяйстве,

выполняя стимулирующую функцию, цены влияют на развитие производства,

от динамики цен, их равновесия зависит вопрос, какие товары и услуги производить, как и для кого их производить,

с проблемой цен органически связана проблема инфляции (дефляции), экономического цикла. Механизм государственного регулирования цен состоит из:

определения задач и целей,

изучения спроса на товар,

оценки средних издержек производства,

анализа поведения различных противодействующих сторон,

выбора метода ценообразования,

окончательных выводов относительно государственного вмешательства в ценообразование (в частности, возможное установление окончательной цены). Государственное регулирование цен не исключает свободы выбора потребителей в приобретении необходимых им товаров и услуг. При этом оба элементы механизма ценообразования (рынок и государственное регулирование) ориентируются на достижение таких целей:

обеспечение равновесия между предложением товаров и их потреблением, формирование равновесной цены,

покрытие общественно необходимых затрат производства,

стимулирование научно-технического прогресса и повышение качества продукции, создание условий для внедрения новой техники и технологии, что положительно влияет на рациональное использование ресурсов производства,

обеспечение высокого жизненного уровня населения,

стимулирование интеграционных процессов и взаимовыгодного международного разделения труда, повышение эффективности внешнеэкономических связей.

Государственное регулирование цен Рыночный ценовой механизм отключен в случае государственного регулирования цен. Возможны два варианта. 1. Установление ВЕРХНЕЙ границы цен, выше которой продавать продукцию запрещается. При этомустановленный потолок цен, естественно, ниже равновесного уровня. В странах с рыночной экономикой такая мера применяется в периоды острого товарного дефицита (например, во время войны), когда свободные рыночные цены для большинства населения недоступно высоки. Подобное регулирование позволяет потребителям приобретать товары первой необходимости, которые они не смогли бы купить по равновесным ценам. Однако здесь сразу возникает цепочка НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ (рис). Нарушение рыночного саморегулирования вызывает а) устойчивый дефицит товаров, б)необходимость государственного нормирования дефицитной продукции для потребителей (например, через карточную систему), в) растет контролирующий бюрократический аппарат, г) появляются нелегальные черные рынки, фальшивые карточки и т. п. 2. Второй вариант — установление НИЖНЕЙ границы цен. Эта мера обычно применяется, когда государство хочет обеспечить достаточный уровень доходов определенным производителям (чаще всего фермерам). В данном случае установленная правительственная минимальная цена, напротив, выше цены равновесия. Это поддерживает фермеров, но опять-таки порождает негативные последствия. Выключение рыночной саморегулировки ведет к а) образованию устойчивого излишка продукции (завышенная цена стимулирует предложение, одновременно сужая спрос). Государство венуждено б) ограничивать производство (например, диктуя пределы посевных площадей и выплачивая компенсации за незасеянные поля), либо в)закупать излишки продукции (тем самым субсидируя фермеров). При этом возникает проблема хранения, использования или ликвидации закупленной излишней продукции. Таким образом, государственное регулирование цен выключает механизм рыночного саморегулирования. Если свободно устанавливающиеся цены автоматически согласуют спрос с предложением, то регулируемые цены этогоне делают. Образуются дефициты или излишки продукции, и обществу приходится справлятся с порождаемыми ими проблемами.

Билет 1. Структура нац. экон-ки. Сферы, сект. отрасли, комплексы .

Сфера – область или предел распр. чего-либо. Различ. больш. кол-во сфер деят-ти предств. собой деят-ть по удовлетв. потребн. явл-ся основой жизни общ-ва. Может быть представл. совокуп. отраслей, видов деят-ти, кот. характ-ся общими существ. признаками.

Сфера производ-ой деят-ти –произв. товаров; сфера сервиса — произв. услуг.

Особо след. выделить инстуциональн. сферу, представл. совокупн. институциональн. единиц (хоз. субъектов) владеющ. активами и имеющ. право на провед хоз. операции. Могут быть физич. и юридич. лицами и делятся на хозяйствующие и не хозяйствующие, кот. выполн. свою задачу по уставу

Сектора – область хоз. деят. и часть экономики.

По институционал. единицам радел. на госуд-ый, корпоративн. частный, некоммерческий и т.д.

По видам продукции: добывающий, обрабатывающий, услуги и др.

Отрасль – совокупн. предпр. и организ. объед. общностью выпускаемой продукции, технолог. произв-ва и профессион. навыками работников. Различают:

1.Чистую отрасль – совокупн. всех произв-в, выпускающ. один и тот же продукт.

2.Хозяйств. отрасль – такая, кот. учит. по профильному продукту, т.е. >50% должен сост. осн. продукт.

3.Админмистр. отрасль – предпр. кот. наход. в ведении одного министерства.

Отрасли представл. в соотв. с классификацией МСОК.

Билет 3. Классификация предпр .

Предпр. отлич друг от друга по ряду признаков, поэтому они классифиц.:

-по отраслевому принципу;

-по структуре производства;

-по мощн. произв. потенциала.

Классификация по структуре:

1.узкоспециализир. предпр. (произв. небольш. номенклатуру продукции).

2.многопрофессиональные (выпускает широкий ассортимент продукции разл. назначения)

3.комбинированнное (один продукт превращ. в др. по технологич. цепочке в одном производстве).

По размеру предпр. различ. мелкие, средние, крупные.

4.Ст-ть основных фондов

К малым предпр. относятся:

-в промышленносте, на траспорте (до 100 чел.)

— в опт. торговле (50 чел)

-в научн.-технологич. сфере (60 чел)

-в рознич. Торговле, бытовом обслуж. (30 чел.)

-в ост. Отраслях и видах деят.-ти (50 чел.)

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН это:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН — вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования с целью перераспределения прибыли между различными группами предпринимателей. Г. р. ц. может осуществляться прямыми и косвенными методами. К прямым методам относятся лимитирование цен и их субсидирование из средств государственного бюджета. Косвенные методы Г. р. ц. включают использование средств налоговой политики, финансирование научно-исследовательских работ, дифференцированную кредитную политику, государственные заказы частным компаниям и т.д.

Экономика и право: словарь-справочник. — М. Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004 .

Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН» в других словарях:

Государственное регулирование цен — вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования с целью перераспределения прибыли между различными группами предпринимателей. По английски: State price adjustment См. также: Регулирование экономики Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Государственное регулирование цен — (англ. state regulation of prices/costs) упорядоченное, рассчитанное на достижение определенных целей воздействие государства на процесс рыночного ценообразования. Г.р.ц. может осуществляться прямыми и косвенными методами. К прямым методам… … Энциклопедия права

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН — вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования с целью перераспределения прибыли между различными группами предпринимателей. Г.р.ц. может осуществляться прямыми и косвенными методами. К прямым методам относятся лимитирование цен и… … Юридическая энциклопедия

Государственное регулирование цен — см. Регулирование ценовое … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Государственное регулирование цен — (англ. state regulation of prices/costs) упорядоченное, рассчитанное на достижение определенных целей воздействие государства на процесс рыночного ценообразования. Г.р.ц. может осуществляться прямыми и косвенными методами. К прямым методам… … Большой юридический словарь

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН — – непосредственное участие государства в установлении розничных цен … Краткий словарь экономиста

Государственное регулирование цен — – вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования с целью перераспределения прибыли между различными группами предпринимателей … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

Государственное регулирование цен — вмешательство государства в процессы рыночного ценообразования в целях перераспределения прибыли между различными группами предпринимателей … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

Эластичность и государственное регулирование цен — на рынках труда, капитала, жилья, сельскохозяйственной продукции, транспортных и коммунальных услуг является грубым методом вмешательства в рыночные механизмы. Иногда государство устанавливает фиксированные цены, превышающие цены равновесия… … Словарь по экономической теории

  • Ценообразование. Учебник. Гриф МО РФ. Слепов В.А. Учебник состоит из двух частей: теоретической и практикума. В теоретической части комплексно, системно рассмотрены два ценовых блока —национальное ценообразование (теория и методология… Подробнее Купить за 749 руб
  • Ценообразование. Учебник. Гриф МО РФ. Слепов В.А. Учебник состоит из двух частей: теоретической и практикума. В теоретической части комплексно, системно рассмотрены два ценовых блока национальное ценообразование (теория и методология… Подробнее Купить за 681 грн (только Украина)
  • Государственное регулирование цен в зарубежных странах. Учеб. пособие. Гриф УМО. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». М.Ю. Лев. Рассматриваются теоретические и законодательные основы государственного регулирования цен в промышленно развитых странах. Анализируется практика проведения государственной ценовой политики в… Подробнее Купить за 531 руб

Другие книги по запросу «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН» >>

Методы государственного регулирования цен

Основные недостатки рынка. Необходимость и цели государственного регулирования цен.

В предыдущей лекции рассмотрены особенности формирования свободных цен. Отмечено, что свободные цены в условиях совершенной конкуренции — атрибут рынка в идеальных условиях.

В реальной жизни более распространены несовершенная конкуренция, олигополия, монополия. В связи с этим рыночные системы функционируют в неидеальных условиях, что порождает целый ряд проблем, которые рынок решить не может.

Какие это проблемы? Какие недостатки присущи современным рыночным системам?

Основные недостатки рынка:

1. Преимущества крупномасштабного производства ведут к монополизму и ослаблению конкуренции.

2. Значительная дифференциация доходов населения.

3. Неспособность учитывать коллективные потребности (оборона, связь, медицина и т.д.), внешние эффекты (охрана окружающей среды).

4. Препятствие производству необходимых обществу, но не прибыльных товаров и услуг.

5. Не обеспечивается полная занятость и стабильный уровень цен.

Для устранения этих недостатков рыночных систем осуществляется государственное регулирование экономики, в частности, государственное регулирование цен.

Государственное регулирование цен осуществляется с различными целями:

1) с целью стимулирования или ограничения развития отдельных отраслей, производств;

2) с целью борьбы с инфляцией;

3) с целью поддержания определенных пропорций между отраслями и сферами народного хозяйства;

4) с целью осуществления структурной перестройки;

5) с целью поддержания жизненного уровня населения;

6) с целью ограничения монополий и развития конкуренции и другими.

Характеристика государственного регулирования цен в странах с развитой рыночной экономикой и в России.

В странах с развитой рыночной экономикой широко используется государственное регулирование цен. Так, в США государство контролирует около 10% цен, в Японии — 20, Швейцарии — 50 и т.д.

В России до 1992 г. регулировались государством все (100%) цены, после либерализации цен намечено довести уровень государственного регулирования до 3%.

Степень государственного регулирования цен в отдельных странах и в разные периоды различна.

Она зависит от следующих факторов: 1) общего состояния экономики, 2) степени ее монополизации, 3) конкретной конъюнктуры в отдельных отраслях, 4) от целей экономической политики, проводимой различными государствами.

Степень государственного регулирования цен тем больше, чем сложней экономическая ситуация в стране. При устойчивом развитии экономики и незначительной инфляции государственное вмешательство в ценообразование осуществляется в значительно меньшей степени, чем это даже предусматривается законодательством.

Чем более монополизирована экономика, тем выше степень ее государственного регулирования, включая такой инструмент борьбы со стагфляцией, как контроль зарплаты и цен (стагфляция = стагнация (падение) производства + рост цен (инфляция).

Российская экономика отличается высокой степенью монополизма: по оценкам ряда экономистов она монополизирована на 80-85%. Для сравнения: в США на 200 крупнейших корпораций обрабатывающей промышленности, которые составляют 0,06% от общего числа фирм (356 тыс.), приходится 50% объема продаж.

Законодательная база государственного регулирования цен.

Большинство стран с развитой рыночной экономикой имеет законодательные акты, определяющие права и роль государственных органов в регулировании цен, права и обязанности производителей в установлении цен и права потребителей.

Так, в Австрии государственное регулирование осуществляется на основе закона о ценах, в Греции действует кодекс рыночного регулирования, утвержденный указом президента.

В Дании ценообразование регулируется законом о конкуренции, который включает в себя ранее действовавшие закон о ценах и прибыли и закон о деятельности монополий и конкуренции. В Норвегии вопросы цен регулируются законом о контроле за ценами, прибылью и ограничением монополии.

В Российской Федерации в настоящее время действуют Закон, Указ Президента и постановления Правительства о государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию естественных монополий.

Уровни (органы) регулирования цен

В разных странах цены регулируются на разных уровнях: парламентом, правительством, ведомствами и другими органами. Например, в Австрии по тем товарам, по которым существует государственная монополия (табак, соль, услуги связи и железнодорожного транспорта) цены устанавливаются решениями парламента; на спиртные напитки — министерством финансов. Рынок молока, зерна, мяса регулируется через специально созданные организации: Молочный фонд, Зерновой фонд, Комиссию по животноводству и производству мяса. В пределах этих фондов повышенная прибыль одних хозяйств может изыматься и передаваться хозяйствам с повышенными издержками.

В России регулируемые цены устанавливаются федеральными и региональными органами исполнительной власти.

Следует подчеркнуть, что сельское хозяйство пользуется ценовой поддержкой во многих странах. Так, в США на пшеницу, рис, кормовое зерно, хлопок, арахис, табак существуют залоговые цены, обеспечивающие фермеру минимальный доход. При неблагоприятной конъюнктуре фермер может сдать свою продукцию в залог по этим ценам. Если в дальнейшем конъюнктура улучшается, он может получить залоговую продукцию обратно и продать ее по более высоким рыночным ценам.

Не менее важную роль в США играет целевая цена, которая носит расчетный характер и определяет нижний уровень дохода типового фермерского хозяйства. Если рыночные цены опускаются ниже целевой, фермерам выплачивается компенсационная ценовая надбавка. В США большое внимание уделяется также ценовому паритету (соотношению) цен промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Как правило, государственное регулирование цен распространяется на три группы продукции:

— первая — определяющая структуру народных “базовых” отраслей хозяйства (топливо, энергетика, транспорт, связь);

— вторая — определяющая стоимость жизни (продовольствие, жилье);

— третья — требующая внешнеэкономических преференций (льгот).

Основные виды регулируемых цен

Виды регулируемых цен рассмотрим по их классификации. В таблице представлены признаки выделения и виды регулируемых цен.

Государственное регулирование цен

Глава 1. Рыночное ценообразование и его регулирование: теоретические аспекты

1.1 Система ценообразования в современной рыночной экономике

1.2 Государственное регулирование цен: необходимость, причины и цели

1.3 Методы и способы государственного регулирования цен

Глава 2. Государственное регулирование цен на товарных рынках

2.1 Особенности государственного регулирования цен в развитых странах

2.2 Контроль за ценообразованием в России на различных товарных рынках

2.3 Нормативно-правовая основа государственного регулирования цен в РФ

2.4 Пути совершенствования государственного регулирования цен в России

Список использованной литературы

ценообразование регулирование контроль

Регулирование экономики государством является одним из наиболее актуальных вопросов для сегодняшней России. Очевидно, что ее экономика нуждается в кардинальном изменении структуры производства с целью ликвидации структурных “перекосов”, формирования конкурентоспособного рынка. На практике такая задача неосуществима без вмешательства государства в регулирование инвестиций, занятости, без участия государства в перераспределении ресурсов.

В настоящее время правительство России обозначило в качестве одного из основных направлений своей социально-экономической политики реструктуризацию отраслей естественных монополий. Это крайне важный вопрос, изменения в этих сферах затрагивают наиболее насущные потребности всего населения страны, поэтому не подлежит сомнению, что политика государства в данном направлении должна быть тщательно продуманной и обоснованной, а каждое решение взвешенным.

Предметом рассмотрения данной работы является государственное регулирование цен. Такой выбор обусловлен тесной взаимосвязью реструктуризации естественных монополий и тарифного регулирования экономики (это более подробно будет освещено в работу в дальнейшем), так как именно в отраслях естественных монополий и применяется государственное регулирование цен.

1.1 Система ценообразования всовременной рыночной экономике

Система ценообразования в современной экономике очень сложна. И классифицируются цены по разным признакам. По отраслям экономики они делятся на оптовые (в промышленности), закупочные (в сельском хозяйстве), сметные (в строительстве), тарифы (на транспорте), таксы (в сфере обслуживания), розничные (в сфере торговли с населением).

Оптовые цены — те цены, по которым реализуется продукция крупными партиями.

Розничные цены — те, по которым товары продаются индивидуальным покупателям в относительно небольших объемах.

По способу формирования или по признаку степени свободы цены делятся на следующие группы.

Свободные рыночные цены — формируются в зависимости от состояния рынка, под воздействием спроса и предложения. Они абсолютно свободны от непосредственного вмешательства государственных органов. Переход от фиксированных государственных к свободным рыночным ценам называется либерализацией цен. Некоторые экономисты к этой категории цен причисляют и договорные цены. Другая часть ассоциирует договорные цены с контрактными.

Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на:

— базовые (для экономики данной страны) ресурсы;

— социально значимые товары.

Система государственных цен состоит из двух элементов:

а) фиксированные или твердые цены, жестко устанавливаемые

б) регулируемые цены.

Фиксированные цены устанавливаются на местах органами исполнительной власти (администрациями). Как правило, они распространяются на некоторые товары первой необходимости (хлеб, молочные продукты, сахар и т.д.) При этом товаропроизводители получают дотации из бюджета для возмещения затрат, которые не покрываются за счет фиксированных цен. Изменение такой цены в какую-либо сторону производителем или продавцом товара преследуется по закону.

Регулируемые цены — их величина определяется госорганами с учетом изменения экономической конъюнктуры, но это воздействие ограничено и чаще всего состоит в установлении предельного уровня цены на определенные группы товаров. Применяются и другие методы регулирования.

Контрактные цены — величина этих цен устанавливается предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В ряде случаев в контракте фиксируется не абсолютная величина цен, а их верхний или нижний уровень, либо их соотношение с государственными, рыночными, мировыми. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие возникновения каких-либо особых обстоятельств. Некоторые экономисты именно к этому типу цен относят и договорные.

Различный уровень цен на однотипные товары вызывает необходимость использования мировых цен — денежного выражения интернациональной стоимости (ценности) блага. Мировые цены — это те, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Они всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте и без ограничений административного характера. По мере развития международной специализации труда роль мировых цен возрастает, поскольку они оказывают активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ориентиров. В мировой цене могут найти отражение такие факторы, как условия транспортировки данного товара, объем покупки (оптовая или розничная) и т.д.

Особую разновидность мировых цен представляют трансфертные цены — внутрифирменные цены, применяемые транснациональными корпорациями в сделках между собственными подразделениями, находящимися в разных странах. Данные об этих ценах составляют, как правило, коммерческую тайну.

Наряду с описанными видами цен в экономической практике применяется ряд других их характеристик, основанных на самых разнообразных признаках. Важное значение имеет базисная цена — цена, которая принимается за основу сторонниками торговой сделки при установлении окончательной цены, зависящей от конкретных показателей качества товаров или определенных временных факторов с учетом инфляции.

Демпинговые цены — это искусственно заниженные цены. Цели их применения могут быть самые разные: ради выживания фирмы, ради вытеснения с рынка конкурента и т.д.

В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследовательских целях, наряду с текущими используются сопоставимые или неизменные цены. Использование таких цен объективно необходимо в связи с процессом инфляции.

В этих же целях иногда применяют реальные цены, которые представляют собой цену в денежном выражении относительно общего уровня цен. В ходе принятия потребительских решений покупателя интересуют и относительные (сравниваемые) цены, т.е. цена данного товара по сравнению с ценой некоторого другого родственного товара или того же товара в другом регионе.

В процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства вновь осваиваемой продукции, товаров, услуг, материалов, полуфабрикатов, энергии используются проектные цены.

В более широком плане все виды цен, определяемые посредством расчетов, называются расчетными, а цены — ожидаемыми.

В экономике рыночного типа широко используются прогнозные цены — на их основе планируется деятельность фирм, разрабатываются проекты и программы, составляются государственные планы-прогнозы, именуемые индикативными планами.

Биржевые, аукционные, комиссионные цены определяются конкретными формами рынков, на которых они образуются.

Ряд цен на товары и услуги фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов, т.е. указателей цен. Величины цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными.

Особенности конкретных хозяйственных задач, многообразие отраслей в экономике, сфер действия цен, субъектов обслуживания, времени действия определяют не только совокупность действующих цен, но и различия в их структуре.

Наиболее распространенным в практике ценообразования является определение структуры цены по затратам производства (издержкам). Это означает, что цена должна включать затраты на производство товара, т. е. валовые издержки производства и издержки обращения. Кроме того, она обязана обеспечивать прибыль и от производственной, и от реализационной деятельности предпринимателя, которая также должна войти в цену.

Фактическая себестоимость — полные издержки плюс прибыль — составляет основу оптовой цены.

Производители реализуют свою продукцию торговым организациям по так называемой отпускной, договорной цене, которая, кроме указанных выше элементов, включает акцизы (косвенные налоги на некоторые предметы потребления). Розничная цена товара складывается из оптовой или отпускной цены (в торговле потребительскими товарами) плюс торговая надбавка, идущая на содержание торговых организаций.

Ценообразование на основе затрат имеет серьезнейший недостаток — включение в себестоимость самых разнообразных элементов, не имеющих зачастую к ней отношения, что ведет к росту затрат. Кроме того, такой подход к ценообразованию не стимулирует предприятия к рациональному, экономному использованию ресурсов. При затратном характере ценообразования выигрывает производитель, но проигрывает покупатель, да и вся экономика становится менее оптимальной. Во многом неэффективность административно-плановой экономики определялась именно затратным характером директивного ценообразования. Сегодня установление цены на базе издержек является в определенной мере устаревшей стратегией. Однако она и сейчас остается одним из наиболее часто практикуемых, хотя и неэффективных подходов к ценообразованию.

В мировой практике существует и так называемое параметрическое ценообразование, в условиях которого структура цены отражает прежде всего качество товара. При определении цены по этому методу выделяется базовый образец товара, цена на который известна. Затем устанавливается совокупность свойств, качественных признаков, по которым оцениваемая продукция отличается от базовой (полезный объем и вес, мощность, надежность, эстетичность, современность, комфортность, ресурсоемкость и др.). Численное значение каждой из этих характеристик называется параметром качества.

Цена устанавливается путем выявления, на какую величину параметры оцениваемого товара отклоняются от образца с учетом того, что изменения могут быть и в положительную, и в отрицательную стороны. Параметрическая модель ценообразования представляется довольно перспективной для экономики любого типа, но ее практическое применение весьма сложно и требует самой серьезной подготовки. Субъективное восприятие полезности и ценности отдельных свойств товаров для потребителя, отсутствие универсальных подходов к оценке качества препятствуют распространению этого метода.

1.2 Государственное регулирование цен: необходимость, причины и цели

Государственное регулирование рынка и цен — это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними. Таким образом, государственное регулирование цен можно представить как попытку государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом.

Необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования обусловлена тем, что свободно функционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективность экономической деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государства заключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.

Используя для решения экономических задач регулирующую функцию цены, государство принимает участие в перераспределении чистого дохода между отраслями и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группами населения. Государство также должно участвовать в процессе ценообразования (прямо или косвенно) для защиты интересов национальных товаропроизводителей.

Государственное регулирование цен можно рассматривать как одно из направлений макроэкономического регулирования экономики.

Цели государственного регулирования цен состоят в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса.

Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

1.3Методы и способы государственного регулирования цен

Государственное вмешательство в ценообразование осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчислений в другие фонды. В результате этого в целых отраслях возникает ситуация, когда «издержки подпирают цену», т.е. расчетные (а не действительные) издержки производства вследствие объявленных правительством льгот оказываются на всех предприятиях настолько высокими, что повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.

Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.

Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий — ценовые — предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.

Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами «контрактные цены», которые затем становятся базовыми для отрасли.

Эффективным средством регулирования цен является НДС. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.

Особым направлением государственной экономической политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах экспортные субсидии[3], предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и косвенные. При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно отнести: регламентированнее порядка определения издержек и норм прибыли, блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничение нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, различного рода дотации, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.

К косвенным относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкурентной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства, различного рода соглашений между государством и предпринимателями о «разумной» политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены, осуществление инвестиций с целью снижения издержек и цен на государственных предприятиях.

Вместе с тем, государство использует и такие косвенные методы, как «цены вмешательства», «цены поддержания», введение количественных ограничений на импорт, установление «рекомендательных» цен, проведение закупок и буферные запасы во время спада цен и распродажа товаров из запасов в периоды роста цен и др.

Государственное регулирование цен осуществляется в различных формах на основе «социального партнерства». Одной из таких форм является контроль за ценами на потребительские товары, входящие в базовую корзину. Розничная цена на эти товары должна быть стабильной и не может повышаться предприятиями розничной торговли. Государство же субсидирует эти товары, обеспечивая производителям и торговле среднюю норму прибыли.

Наблюдение за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. Дело не только в том, что с него исторически началось государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные мероприятия в этой области. Наблюдением за ценами занимаются специальные статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям руководства правительства, международных организаций.

Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров — изменение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налогами, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они не служили.

Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию, производимую на государственных электростанциях, железнодорожных и постово-телеграфных тарифов — пример фиксации цен на товары и услуги государственного сектора.

Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности.

Фиксирование цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе — типичное средство административно-хозяйственного регулирования. Оно применяется редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспектах. Фиксирование цен используется в основном в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.

От контроля над ценами кто-то выигрывает, а кто-то и проигрывает. По логике вещей это предполагает, что проигрывают как раз производители — они получают низкую цену и некоторые прекращают деятельность в рамках отрасли промышленности. Некоторые потребители, но далеко не все, выигрывают. Потребители, которые могут приобрести товар по менее низкой цене, явно в выигрыше.

В двух случаях государственное вмешательство может увеличить общее благосостояние производителей и потребителей на конкурентном рынке. Во-первых, когда действия потребителей либо производителей приводят к издержкам или выгоде, не являющимся частью рыночной цены. Такие издержки или выгоды называют внерыночными эффектами, потому что они являются внешними по отношению к рынку. Примером внерыночного эффекта служат издержки общества в связи с загрязнением окружающей среды производителями промышленных химикатов. Без государственного вмешательства у такого производителя не будет стимула учитывать социальные последствия и общественные издержки от загрязнения окружающей среды.

Трудности рынка — второй случай, когда государственное вмешательство может благоприятно сказаться на состоянии свободно функционирующего конкурентного рынка. Трудности рынка означают, что рыночные цены не отражают истинного положения потребителей и производителей. Например, трудности на рынке могут возникнуть, когда потребители не получают достаточной информации о качестве или происхождении товара и, следовательно, не могут правильно принять максимизирующие полезность решения о покупке. В таком случае государственное вмешательство[5] может оказаться желательным.

Без внерыночных эффектов или трудностей рынка рынок, несомненно, ведет к установлению цены и объема производства, максимизмрующих благосостояние. Таким образом, можно сказать, что государственное вмешательство не всегда плохая вещь.

Глава 2. Государственное регулирование цен на товарных рынках

2.1 Особенности государственного регулирования цен в развитых странах

Государство в зарубежных странах активно участвует в процессе ценообразования, регулирования цен и контроля над ними, причем решает эти задачи разнообразными методами, с учетом особенностей развития рыночной экономики в каждой из этих стран.

Теперь, для лучшего понимания механизма регулирования цен подробнее познакомимся с опытом таких развитых стран как Франция, Япония и США.

Не смотря на действие принципа свободного установления цен в условиях рыночного хозяйства роль государства сводится к прямому регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги либо к осуществлению контроля за ценами в условиях конкуренции.

Государственный сектор в экономике Франции занимает небольшой удельный вес в ВНП и включает отрасли-монополисты (например, газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт), а также некоторые отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (например, национальный и коммерческие банки, страховые компании и отдельные фирмы). В первом случае государство устанавливает все экономические параметры деятельности отраслей-монополистов, в том числе объем инвестиций, оплаты труда и цены на готовую продукцию, во втором — государство оказывает минимальное воздействие на экономические параметры хозяйственной деятельности этих отраслей, побуждая их к конкуренции с частным сектором. Такая специфика экономики Франции предопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразования.


Следует отметить, что Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен, который частично сохранился до нашего времени.


Хотя в Японии в целом проводится курс на невмешательство государства в процесс ценообразования и действует обычный механизм формирования цен в зависимости от спроса и предложения, государство не отказывается полностью от воздействия на цены.


В Японии действует Антимонопольный закон (1947), запрещающий заключение соглашений о контроле над ценами между фирмами-производителями и сбытовыми компаниями. Особое внимание в Японии уделяется ценообразованию на продукты сельскохозяйственного производства. Так, в Японии действуют законы о регулировании рынка продовольственных товаров, о стабилизации цен на продукты животноводства. Без вмешательства государства в ценообразование разорилась бы большая часть фермерских хозяйств, затраты которых значительно выше, чем во многих развитых странах. С применением административных методов регулируется примерно 20% потребительских цен, в том числе цены на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты. Кроме того, таким же методам воздействия подвержены тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, цены на воду, а также на образование и медицинское обслуживание. Для установления или изменения тарифов, например на электроэнергию, требуется санкция министра.


Законодательная основа американской экономики, сложившаяся еще в XVIII-XIX вв. и сегодня составляет правовую основу государственного регулирования цен в США . Всего в США государством регулируется до 10% цен. Особого внимания заслуживают методы государственного регулирования цен на продукты аграрного комплекса. Система регулирования фермерских цен в США введена в практику в 1933 г. с принятием Закона о регулировании сельского хозяйства. В США государственные цены реализации и поддержки устанавливаются на пшеницу, кукурузу, рис, соевые бобы, хлопок, регулируются цены на молоко. В рамках федеральных сельскохозяйственных программ фермеры, занимающиеся выращиванием зерновых, получают от министерства сельского хозяйства США займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать по рыночным ценам и расплачиваться за займы частью выручки. Если же рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных Конгрессом, фермер может сдать урожай государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заем и получая выручку. Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности.


Государственное регулирование цен изменяется в зависимости от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных ситуациях — в периоды ускорения инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой перестройки экономики — и ослабевает по мере выхода страны из кризиса.

2.2Контроль за ценообразованием в России на различных товарных рынках

Структура рынка — это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, легкость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.

Существуют разнообразные варианты сочетания элементов рыночной структуры, другими словами, возможны разные модели рынка, в зависимости от которых предприниматели либо вступают в конкурентную борьбу, либо нет. При однотипности мотива экономического интереса предпринимателей — максимизации прибыли — результаты конкурентной борьбы могут быть различными, что зависит от характера конкуренции 1 .

1 Конкуренция (от позднелат. — сталкиваться) — борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров. Конкурировать — соперничать, сталкиваться, участвовать в конкуренции.

Обычно выделяют четыре типа рынка: совершенная (чистая) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия (табл. 1). Совершенная конкуренция и чистая монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) модели рыночных структур, которых в реальной практике не существует.

Монополистическая конкуренция и олигополия характерны для большинства рынков.

Рынок чистой конкуренции характеризуется следующими показателями:

? наличием множества фирм, ни одна из которых не может оказать значительного влияния на уровень текущих цен, поскольку каждой принадлежит небольшая доля рынка;

? однородностью и взаимозаменяемостью конкурирующих товаров;

? отсутствием ценовых ограничений.

В условиях чистой конкуренции для фирмы спрос полностью эластичен от цены. Это объясняется тем, что на рынке действует большое количество фирм, причем ни одна из них не контролирует достаточно заметной доли рынка. При расширении объема производства фирма, как правило, цену не меняет. Зависимость между спросом и ценой на рынке свободной конкуренции для отрасли — обратно пропорциональная, т.е. снижение цены способствует увеличению спроса, а кривая спроса монотонно убывает. Если предложение товаров в отрасли возрастет, то цена снизится, причем для всех фирм, независимо от объема их производства.

Таким образом, в условиях чистой конкуренции ни одна фирма на рынке не играет в ценообразовании заметной роли, а цены складываются под воздействием спроса и предложения. Фирмам приходится ориентироваться на сложившийся уровень цен. Однако и в данной ситуации известны случаи кратковременного воздействия на конъюнктуру рынка. Для этих целей используют стратегию «случайного» снижения цен, суть которой состоит в установлении максимально высоких цен и последующем их медленном снижении до уровня рыночных. За тот небольшой период, когда цены были высокими, фирме удается продать какое-то количество товаров и тем самым увеличить свой доход.

Рынков чистой конкуренции очень много: сюда, помимо сельского хозяйства, следует отнести международный рынок пшеницы, леса, руд цветных металлов.

Рынок монополистической конкуренции состоит из многих фирм, предлагающих свои товары по ценам, колеблющимся в большом диапазоне. Продукция не вполне взаимозаменяема и различается не только по физическим характеристикам, качеству, оформлению, но и по потребительским предпочтениям. Разница между изделиями оправдывает широкий диапазон цен. Рынку монополистической конкуренции присущи три характерные черты: острая конкурентная борьба между фирмами; дифференциация товаров, выпускаемых фирмами-конкурентами за счет различий как по потребительским свойствам, так и по предоставляемым неодинаковым дополнительным услугам; сравнительная легкость проникновения на рынок. Особенность маркетинга в этих условиях состоит в выявлении специфических потребностей покупателей разных сегментов рынка. Большую роль при этом играют реклама изделия, присвоение товарам марочных наименований.

В условиях монополистической конкуренции фирма определяет цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, устанавливаемые конкурентами, а также собственные издержки производства. При этом используются разные стратегии ценообразования.

Наиболее распространенная стратегия — установление цен по географическому принципу, когда продукция, изготовляемая фирмой, реализуется потребителям в различных частях страны по разным ценам. Для этого используются разные варианты установления цены. От этой стратегии отличается стратегия определения цен в рамках товарной номенклатуры.

Стратегия цен «выше номинала» может быть использована при сильном дифференцированном покупательском спросе. Покупателям с высоким уровнем доходов фирма предлагает товары категории «люкс» по очень высоким ценам. Для прочих покупателей выпускаются обычные товары, реализуемые по сниженным ценам. Эта стратегия требует от фирмы, использующей ее, строгого контроля за конкурентами.

Олигополистическая конкуренция возникает между немногими крупными фирмами, товары которых могут быть как однородными и взаимозаменяемыми (сталь, одежда, пластмассы), так и отличными друг от друга (электротехника, автомобили). На такой рынок новой фирме проникнуть крайне сложно. В этих условиях каждый участник чутко реагирует на маркетинговую деятельность конкурентов и очень осторожно относится к изменению цены на свою продукцию.

В условиях олигополистической конкуренции применяется множество стратегий ценообразования. Одна из них — координация действий при установлении цен; эта стратегия существует в двух формах: принятие «соглашения о ценах» и осуществление «параллельной ценовой политики». В некоторых странах заключение соглашения о ценах запрещено законом. «Параллельная ценовая политика» — это по существу та же координация цен. Она заключается, например, в том, что компании калькулируют издержки производства по унифицированным статьям и затем, прибавляя определенную норму прибыли, устанавливают цену. Под действием рыночных факторов цены всех компаний меняются в одной и той же пропорции и в одном и том же направлении.

На рынке чистой монополии господствует только один продавец. Это может быть частная фирма или государственная организация. Используя государственную монополию, можно резко увеличить потребление товара теми группами населения, которые не в состоянии его купить за полную стоимость (цена устанавливается ниже себестоимости), или установить высокую цену для ограничения потребления продукта.

Частная фирма-монополист сама устанавливает цены на свою продукцию, нисколько не ориентируясь на ценовую политику других фирм. Между тем из опыта США, где монополии разрешены (например, в таких отраслях, как электроэнергетика), известно, что повышение тарифов должно быть согласовано с местными властями.

Обладая большой свободой в установлении цен, фирма все же определяет оптимальный уровень цены, исходя из спроса на свою продукцию. Ценовые стратегии, осуществляемые фирмой, строятся на принципе ценовой дискриминации. Следуя этому принципу, фирма продает товар или услугу по разным ценам, независимо от различий в издержках. Дискриминационные цены существуют в разных формах. Их дифференцируют:

? по группам покупателей — разным группам покупателей один и тот же товар или услуга продается по разным ценам (иногда предоставляется бесплатно);

? по варианту товара или услуги — разные варианты товаров и услуг продаются по различным ценам без учета разницы в затратах;

? по территориальному принципу — товар реализуется в разных местах и по разным ценам, несмотря на то, что издержки, связанные с доставкой, одинаковы;

? по времени — цены на товар и услуги различны по сезонам, месяцам, дням недели и даже времени суток; так, плата за междугородные телефонные переговоры в ночное время ниже, чем в дневное, в выходные дни ниже, чем в рабочие.

Стратегия множественных цен основана на том, что фирма-монополист назначает для каждой группы покупателей максимально высокую цену. Однако в некоторых развитых странах эта стратегия запрещена законом.

Стратегия сегментации рынка базируется на неоднородности спроса покупателей в пределах отдельного сегмента или на различных рынках. Эта стратегия реализуется посредством предоставления скидок покупателям другого рынка. Большая часть продукции продается на первом рынке по ценам, возмещающим все затраты и обеспечивающим определенную прибыль. На втором рынке (иногда за границей) тот же товар реализуется по сниженным ценам.

В случае, если второй рынок находится за пределами страны, где расположена фирма-монополист, политика этой фирмы называется демпингом. Правительства большинства стран ограничивают ввоз дешевых товаров, подрывающих развитие национальной промышленности.

Фирме-монополисту не всегда выгодно прибегать к установлению высокой цены; этим она может привлечь конкурентов или вызвать государственное регулирование цен, что приведет к потери части покупателей.

Выбирая ту или иную стратегию цен, фирма должна учитывать следующие факторы:

? цены на продукцию часто приходится пересматривать;

? в ценах недостаточно учитывается информация о спросе, конкурентах, покупателях и т.п.;

? большая часть товара реализуется на распродаже в конце сезона по сниженным ценам;

? спрос на товары эластичен;

? большая часть покупателей чувствительна к цене и привлекается низкими ценами конкурентов.

В реальной экономике не существует ни одного типа рынка в чистом виде. Фирма может одновременно выступить с одним своим товаром на рынке чистой монополии, а с другим — на высококонкурентном рынке; в недрах олигополии возможно появление как монополий, так и свободной конкуренции. Сам по себе анализ типа рынка не может дать готовых рецептов установления цен. Однако такие исследования необходимы для определения принципов ценообразования в зависимости от соотношения спроса и предложения

2.3 Нормативно-правовая основа государственного регулирования цен в РФ

Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен и тарифов осуществляет Правительство РФ, Федеральные органы исполнительной власти.

— Природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ (кроме реализуемого организациями — производителями газа, не являющимися аффилированными лицами открытого акционерного общества «Газпром», акционерных обществ «Якутгазпром», «Норильскгазпром», «Камчатгазпром» и «Роснефть — Сахалинморнефтегаз», а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), сжиженный газ для бытовых нужд (кроме реализуемого населению)

— Продукция ядерно-топливного цикла

— Электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии (мощности), тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации

— Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам

— Продукция оборонного назначения

— Алмазное сырье, драгоценные камни

— Перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте

— Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении)

— Услуги в транспортных терминалах, портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей

— Услуги ледокольного флота на трассах Северного морского пути

— Аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов

— Услуги в аэропортах

— Отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации

— Водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации

— Этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации.

Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен и тарифов осуществляет органы исполнительной власти субъекта РФ.

— Снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов

— Наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях

— Торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты)

— Перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации

— Перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси

— Перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах

— Перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

— Транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, в последние годы существенно сокращен. Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.

Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т.д.), с тем, чтобы не допускать их необоснованного завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета.

Правительство РФ (орган общей компетенции) в соответствии с Законом «О Правительстве Российской Федерации» разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. Кроме того, полномочия Правительства РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) нашли отражение в других федеральных законах. Так, в силу ст. 5 Федерального закона № 41-ФЗ » О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»:

устанавливает основы, ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации;

формирует сводный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации; определяет вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями за пределы территорий субъектов Российской Федерации, электрическую энергию (мощность), поставляемую коммерческими организациями на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности), электрическую энергию (мощность), поставляемую, в том числе на экспорт, с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) его субъектам;

утверждает нормативно-методическую основу деятельности органов государственного регулирования тарифов;

обеспечивает организацию финансирования деятельности и развития Единой энергетической системы, России.

Минэкономразвития в области ценообразования осуществляет следующие функции:

разрабатывает предложения о совершенствовании ценового регулирования в отраслях, где применяется государственное регулирование цен (тарифов), прогнозирует динамику цен, участвует в осуществлении контроля за применением государственных регулируемых цен (тарифов);

обеспечивает государственное регулирование и регистрацию цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также организационно-методическое руководство и систематический контроль за установлением и применением этих цен;

предоставляет федеральным органам исполнительной власти информацию о расчетных мировых ценах на важнейшие товары, (работы, услуги) российского экспорта и импорта;

контролирует внешнеторговые цены, по контрактам, заключенным в счет государственных внешних заимствований Российской Федерации, в счет погашения задолженности по кредитам, предоставленным иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, а также в отношении отдельных видов товаров, на экспорт и/или импорт которых установлены государственная монополия или количественные ограничения;

подготавливает предложения о совершенствовании системы, ценообразования, осуществляет мониторинг внутренних цен;

осуществляет через управления Госторгинспекции государственный контроль за порядком при изменениях цен по отдельным группам товаров.

На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, а на уровне муниципальных образований — органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики (управления, комитеты или отделы по ценовой политике).

Органы ценообразования субъектов Российской Федерации:

осуществляют регулирование цен на местных рынках;

обеспечивают реализацию на местном рынке единой политики и законодательства по ценообразованию;

устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке;

осуществляют контроль за ценами.

На территории Российской Федерации функции органов ценообразования осуществляют (в пределах своей компетенции) и другие органы исполнительной власти. В их числе следует назвать, в первую очередь, федеральную и региональную энергетические комиссии

2.4 Пути совершенствования государственного регулирования цен в России

Эффективность государственного регулирования цен (тарифов) напрямую связана с правовой организацией управления. В течение последних 15 лет формировалась современная правовая основа государственной ценовой политики, создавались органы ценового регулирования, определялись перечни регулируемых цен.

Отсутствие единого нормативного правового акта, четко разграничивающего полномочия органов регулирования цен (тарифов) и контроля, приводит к дублированию их полномочий и нерациональному использованию финансовых, человеческих, временных и иных ресурсов. Это отрицательно сказывается на качестве ценового регулирования, приводит к банкротству хозяйствующих субъектов, цены на товары и услуги которых подлежат государственному регулированию, к отсутствию инвестиций в соответствующих отраслях экономики и является тормозом в социально-экономическом развитии страны.

Для устранения существующих негативных явлений необходимы в первую очередь совершенствование системы управления в рассматриваемой сфере, разработка четкой правовой регламентации административного ценообразования, повышение качества и эффективности работы органов исполнительной власти, деятельность которых является составной частью ценовой политики государства.

Следующее направление совершенствования системы управления в сфере ценообразования в России — это изменение системы органов регулирования цен (тарифов).

Ряд полномочий органов управления, по сути, дублируется. Приведем пример. ФСТ России устанавливает предельные (минимальные и максимальные) уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе экспертизы материалов, представленных сетевыми организациями в ФСТ России, и предложений региональных органов управления. Позже экспертизу этих же материалов проводят региональные органы управления при установлении фиксированного тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В результате по одним и тем же материалам проводится двойная экспертиза и принимается два нормативных правовых акта (об установлении предельных уровней тарифов и об установлении тарифов) и, как следствие, происходит дублирование полномочий федеральных и региональных органов управления, а также двойные затраты ресурсов. В такой же последовательности происходит государственное регулирование тарифов на тепловую энергию.

Ситуация осложняется, если по результатам экспертизы региональных органов управления требуется превышение установленного ФСТ России предельного максимального уровня тарифов. Тогда материалы, представленные организациями, и экспертное заключение регионального органа управления повторно направляются в ФСТ России для проведения экспертизы и принятия решения о согласовании превышения предельного максимального уровня тарифов, установленного ФСТ России.

Учитывая изложенное, имеется необходимость в повышении эффективности управления в сфере государственного регулирования цен (тарифов) путем исключения органов исполнительной власти субъектов РФ из системы органов регулирования цен (тарифов) и создания территориальных органов ФСТ России с наделением их соответствующими полномочиями, фиксированной численностью и вертикальным подчинением.

Такой вывод косвенно подтверждается пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. №1003 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по тарифам», в соответствии с которым реализация части полномочий ФСТ России осуществляется в пределах установленной Правительством РФ предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов ФСТ России. Указанное Постановление Правительства РФ до настоящего время действует, но территориальные органы ФСТ России не созданы.

Создание таких органов позволит повысить эффективность форм и методов управления в сфере ценообразования и как следствие — защитить интересы производителей продукции, товаров, услуг от неоправданного вмешательства государства в их хозяйственную деятельность, а также обеспечить потребителей необходимым количеством товаров, продукции и услуг установленного качества по доступным ценам.

Одним из главных объектов государственного регулирования являются — цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Исходя из вышесказанного следует отметить, что:

— Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких фирмах цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам;

— Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара;

— Цена является инструментом коммерческой политики предпринимателя, поэтому выбор методов и правил свободного ценообразования организации предопределяется основными целями ее коммерческой политики;

— В соответствии со статьей 71 (пункт «ж») Конституции РФ основы ценовой политики относятся к предметам исключительного ведения Федерации;

— Публично-правовые основы ценообразования охватывают как государственное, так и муниципальное управление. Оба вида публичного регулирования цен должны осуществляться в единых формах, соответствующих экономическому единству Федерации;

— Порядок определения рыночной цены для целей налогообложения достаточно подробно изложен в п. 3-11 ст. 40 НК РФ;

— Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен;

— Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *