Государственное регулирование рыночной экономики

Государственное регулирование рыночной экономики

По мере развития рыночной экономики, развития производства и общества возникали и обострялись экономические и социальные проблемы такого масштаба, которые не могли быть разрешены рыночной экономикой автоматически, в порядке саморегулирования.

Государственное вмешательство в рыночную экономику необходимо для обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе, для снижения риска или преодоления негативных последствий деятельности отдельных экономических субъектов или блоков экономической системы.

Объектами государственного воздействия на экономику должны быть сферы, отрасли и условия, где возникают ситуации и проблемы, не решаемые рыночными методами. Основными среди них являются :

· экономический цикл и отдельные его фазы;

· секторальная. отраслевая и региональная структуры рынка;

· условия накопления капитала;

· научные исследования и поисковые работы;;

· социальные отношения в обществе и социальное обеспечение;

· обучение и переподготовка кадров;

Государственная политика по преодолению негативных последствий циклического развития рыночной экономики состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость.с этой целью капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема экономики могут возникнуть иные угрозы. рассасывание товарных запасрв, рост импорта и ухудшение платежного баланса страны, превышение спроса на рабочую силу над предложением, и отсюда — чрезмерный рост заработной платы и цен (инфляция). в такой ситуации задача государственного регулирования — притормозить рост спроса, капиталовложений и производства. В перспективе это позволит уменьшить глубину и продолжительность очередного спада производства, инвестиций и занятости.

Регулирование отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений. При этом такая поддержка может оказываться отраслям и территориальным единицам, находящимся в затяжном кризисе, в других случаях — поощряется и поддерживается становление и развитие перспективных отраслей и видов производств — носителей научно-технического прогресса, в третьих — могут напрямую поддерживаться отрасли изначально нерентабельные, но социально важные.

Важнейшим объектом государственного регулирования является накопление капитала. Производство и капитализация прибыли всегда являлись главной целью в рыночной экономике, и государство заинтересовано в поощрении накопления. Это приводит к росту национального дохода и экономического потенциала страны, стимулирует инвестиции, соответствует экономическим интересам субъектов хозяйствования. Возрастают экономические ресурсы, которые могут задействоваться для более успешного регулирования экономического цикла и влияния на структуру производства.

Регулирование занятости населения понимается как поддержание нормального с точки зрения рыночных пропорций соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребности экономики в квалифицированных работниках, заработная плата которых является достаточной мотивацией к труду. Принципиально важно, чтобы соотношение между спросом и предложением не вело к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, ведущее к быстрому росту численности безработных, снижению потребительского спроса, снижению поступлений налогов, росту расходов на пособия и серьезным социальным последствиям.

По способам воздействия государства на участников рыночных отношений все инструменты государственного вмешательства можно разделить на административные и экономические.. Использование государством административных или экономических способов отличается по отдельным странам и в разные периоды экономического развития.

Там, где уровень экономического развития высокий, необходимая степень регулирования рынка может быть достигнута только экономическими средствами. И наоборот, где степень развитости экономической системы невысока, где имеются искажения в рыночной системе, более эффективным является административное (юридическое, властное) вмешательство государства в рыночные отношения.

Общий перечень возможных направлений государственного вмешательства в экономику является довольно развернутым. Это следующие напраления:

· навязывание «правил игры» субъектам экономических отношений;

· создание государственного сектора экономики и управление им;

· разработка и реализация программ развития экономики;

· борьба с искусственной монополией и регулирование естественных монополий;

· контроль над ценами и заработной платой;

· регулирование учетной ставки;

· установление сроков, норм и методов амортизации;

· стимулирование внешнеэкономической деятельности фирм и компаний;

· защита интересов национального капитала (таможенная политика, льготы, гарантии, квоты)..

Таким образом, государство, являясь важным субъектом рыночных отношений, одновременно выступает и регулятором функционирования экономической системы. Это придает рыночной системе дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а зачастую и более эффективной..

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

4. Объекты и субъекты государственного регулирования рыночной экономики. стр. 5

5. Функции государственного регулирования. стр. 7

6. Заключение. стр. 10

7. Список литературы. стр. 10

Экономический порядок характеризуется разделением в определенной форме между государством и отдельными личностями прав принятия экономических решений – особенно прав принятия решений относительно производства и прав принятия решений относительно удовлетворения потребностей

Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо.

Все экономисты сходятся в понимании того, что «невидимая рука» рынка должна дополняться видимой рукой государства.

Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики России, порождает негативные последствия.

Государство должно гарантировать надежное соблюдение законов, дать гаран­тии своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений прозрачной. В свою очередь, бизнес должен гарантировать прозрачность для власти финансовых потоков, дать социальные гарантии работникам. Только это сможет существенно улучшить положение в рыночной экономике.

Место и роль государства в экономике.

Государственное регулирование экономикиэто процесс воздействия государства на хозяйствующие субъекты, деятельность этих субъектов и конъюнктуру рынка для создания нормальных условий функционирования рынка. Государственное регулирование экономики является сложным процессом, который включает в себя разработку экономической политики, ее положений и выбора методов ее проведения.

В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль.
Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма. Кроме того, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Методы государственного регулирования

Для современной рыночной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования. Различаются административные, правовые, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирования.

К административным методам относится, в частности, выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность, установление квот на экспорт и импорт, квот для молодежи при создании новых рабочих мест, контроль над ценами, качеством продукции, доходами и др.

Государственное правовое регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими.

Прямое экономическое регулирование реализуется в форме безвозвратного адресного финансирования секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий. К нему относятся субвенции и субсидии, которые включают различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (общенационального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы. Прямые формы регулирования способствуют выравниванию финансового положения отдельных звеньев хозяйства. В то же время они искажают реальное соотношение цен и издержек, реальную конкурентоспособность предприятий, снижая тем самым действенность рыночных регуляторов. Вместе с тем государство использует методы прямого регулирования в сферах и отраслях, конкурентоспособность которых по тем или иным причинам не может быть обеспечена только при посредстве рыночного механизма. Это — сектора, где решаются крупномасштабные стратегические задачи (фундаментальная наука, оборона, образование); где частные инвестиции связаны с высокими рисками и на их основе неосуществимы или трудно осуществимы долгосрочные и наиболее дорогостоящие проекты (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, другие наукоемкие отрасли); где общественная выгода значительно превышает выгоду отдельных предприятий или влечет за собой дополнительные расходы (например в сфере экологии).

К косвенным формам экономического регулирования относится регулирование объема денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов и ставки процента, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и др. Косвенные формы государственного регулирования, в отличие от прямых форм регулирования, задействуют экономические стимулы и открывают простор для действия механизмов рыночного регулирования. Так, снижение налога на прибыль предприятия, так же как и ставки процента за кредит, ведет к расширению производства в соответствии со спросом.

Объекты и субъекты государственного регулирования рыночной экономики.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов — это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, видам деятельности при аналогичных доходах, профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные работники и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие и текстильщики и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную политику. Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственным аппаратом, регулирующим хозяйство.

Выразители хозяйственных интересов. В разных странах с рыночным хозяйством носители экономических интересов объединены в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров, аптекарей и т.п. Одни из этих союзов насчитывают миллионы членов (например, профсоюзы), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

Самые могущественные выразители хозяйственных интересов – это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие на государственную экономическую политику. У выразителей хозяйственных интересов есть печатные издания, значительные финансовые ресурсы, центры подготовки кадров и связи с общественностью. Союзы предпринимателей и профсоюзы построены по отраслевому и территориальному признакам, все местные и отраслевые союзы иерархически подчинены общенациональным центрам, которые, в свою очередь, входят в международные региональные и мировые объединения.

Рекомендации, советы, консультации, меморандумы, различные каналы влияния этих выразителей хозяйственных интересов на органы государственного экономического регулирования — это вторая линия связи хозяйственных интересов с ГЭП.

Выразителями социально-экономических, политических, религиозных, культурных, экологических, специфических региональных интересов являются политические партии. В отличие от выразителей экономических интересов, которые заявляют, от чьего имени они выступают, политические партии часто действуют под знаменем общенациональных интересов.

Партии тесно связаны с выразителями и носителями экономических интересов. Во всем мире социал-демократические партии тесно связаны с профсоюзами, а союзы предпринимателей поддерживают консервативные, христианско-демократические, либеральные партии.

С точки зрения оценки перспектив ГЭП важнейшее значение имеет изучение социально-экономических разделов программ партий, реально претендующих на победу на следующих парламентских выборах. Тогда эти партийные программы могут стать основой правительственной программы или ее составной частью (в случае формирования коалиционного правительства).

Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в ГЭП.

Исполнителями хозяйственных интересов (субъектами ГРЭ) являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов ГРЭ; все более независимыми в осуществлении ГРЭ от законодательной власти становятся исполнительные органы.

Интересным с точки зрения изучения механизма ГРЭ является слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создается орган из представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися. Организуются комитеты, советы по поддержанию или развитию отдельных отраслей из представителей министерства экономики и отраслевых союзов предпринимателей.

Тема 21. Государственное регулирование рыночной экономики

21.1. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Экономика и экономическая политика

Государство – это политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти. Государство – это основное орудие политической власти в обществе.

Государственное регулирование экономики – воздействие государства в лице органов власти на экономические объекты, процессы и участвующих в них лиц. Оно осуществляется, чтобы придать экономическим процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов.

Государственное регулирование в широком смысле слова включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль. Государственное регулирование имеет место как в централизовано управляемой экономике, так и в рыночной экономике, но формы регулирования существенно различаются. В централизованной экономике упор делается на директивное планирование и администрирование, а в рыночной – на бюджетирование, налогообложение, кредитование, государственные закупки, законодательные ограничения.

Конкретные исторические условия и особенности развития каждой страны накладывают свой отпечаток на характер и уровень экономической деятельности государства. Она меняется по мере повышения степени зрелости господствующих (системообразующих) производственных отношений.

Обратимся к изучению возможности и необходимости государственного регулирования рыночной экономики. Начиная изложение, следует, прежде всего, четко разгра­ничить экономическую роль государства в условиях свобод­ной конкуренции или свободного рынка и экономическую роль государства в условиях регулируемой рыночной эко­номики.

В системе свободного рынка не остается места любым типам монополий, исключены инфля­ция, безработица, перепроизводство. Хотя на практике дело обстоит значительно сложнее. Особое значение здесь имеет экономическая роль государства в регулировании рыночных отношений.

Возможности свободного рынка отнюдь не безграничны. Он не в состоянии гарантировать решение всех социально­-экономических проблем современного общества. В данном случае речь идет не о недостатках, а именно об ограничен­ности возможностей рынка, особенно применительно к современным экономическим условиям. Поэтому в тех облас­тях, где свободный рынок не может дать результата, необ­ходимо экономическое вмешательство государства.

Начнем довольно с абстрактной модели экономики, характеризующейся полным господством свободной конку­ренции. Казалось бы, в ней государство не осуществляет свои функции. Но это не так. Даже в стерильной экономике свободного предпринимательства остаются, по крайней мере, три следующие проблемы, которые неподвластны рыночному механизму:

1) государственное регулирование внешних эффектов. Рынок охватывает не все социально-экономические отноше­ния участников макроэкономической системы. Деятельность и производителей, и потребителей порождает внешние (а не только внутренние) эффекты, которые непосредственно мо­гут не иметь денежной меры. Например, имеется промыш­ленное предприятие, которое, участвуя в рыночной конкуренции, попутно загрязняет окружающую среду. С этим внешним эффектом рынок ничего поделать не может. Без участия государства здесь не обойтись.

Анализ внешних эффектов впервые в экономиче­ской науке начал А. Пигу. Учет внешних эффектов дает ос­нование разграничить частные и социальные затраты, а также ре­зультаты производства. Частные затраты и результаты ха­рактеризуют рыночное пространство, а их равенство – ры­ночное равновесие. Равенство социальных затрат и резуль­татов отразит уже не просто рыночное, а псевдорыночное равновесие. Последнее равновесие шире рыночного, по­скольку оно устанавливается совместными усилиями государства и обычного механизма спроса и предложения;

2) государственное регулирование потребления обще­ственных товаров. Свободный рынок позволяет людям удовлетворять только те потребности, которые выражаются через спрос. Но есть и другие потребности, которые нельзя измерить в деньгах и превратить в спрос. Как быть с ними? Речь идет, прежде всего, о товарах и услугах коллективного пользования. И особенно о таких, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения – это нацио­нальная оборона, охрана общественного порядка, государ­ственное управление, единая энергетическая система, наци­ональные сети коммуникаций и др.

Предоставление населению общественных товаров становится одной из функций государства в экономике сво­бодной конкуренции;

3) обеспечение государством экономики нужным количе­ством денег. Рынок сам по себе не способен решить эту про­блему.

В итоге мы получаем представление о хозяйственном механизме свободного предпринимательства. Выделяют два его ведущих звена – свободный рынок и государство. При этом смысл экономической деятельности государства состо­ит в том, чтобы дополнять рынок, решать те проблемы, пе­ред которыми он пасует. Если без участия государства не обходится даже экономика свободной конкуренции, то тем более оно необходимо в современном рыночном хозяйстве.

Если обратиться к экономической действительности, то обнаружатся новые области жизни, в которых механизм рынка не дает нужных обществу эффектов. Поэтому можно увидеть иные мотивы участия государства в хозяйственных процессах. Например, рыночное распределение товаров не обеспечивает благосостояния всех членов общества. С точки зрения рынка справедливыми считаются высокие доходы преуспевающих фирм и низкие доходы фирм-банкротов. С позиций рыночной этики тут все абсолютно справедливо. К тому же есть еще инвалиды, старики, дети.

Чисто рыночное распределение не гарантирует некото­рый стандарт благосостояния, достойное существование. Но без соблюдения прав человека нет ни демократического об­щества, ни соответствующей ему экономики. То, что спра­ведливо в распределении благ с точки зрения рынка, часто несправедливо в общечеловеческом смысле. Для обществен­ного признания этого факта в странах с развитой рыночной экономикой понадобилось немало времени. Этот процесс за­вершился расширением экономических функций государ­ства. И оно активно включилось в перераспределение дохо­дов. Острые социальные конфликты были ослаблены.

Приведем еще один пример. Рынок не гарантирует соблюдения права на труд, даже для тех, кто может и хочет работать. В рыночной экономике неизбежна безработица. Это ставит перед государством немало сложных проблем. Поэтому государство регулирует рынок рабочей силы с целью поддержания полной занятости, сокращения безрабо­тицы. Хотя полного решения этой проблемы оно никогда не достигает. Даже командно-идеологические методы переме­щения трудовых ресурсов – не лучший вариант решения проблем занятости.

Рынок не может обеспечить стратегические прорывы в области науки и технологии, глубокие структурные преоб­разования производства. Он не дает необходимого эффекта при осуществлении крупных инвестиций. Речь идет о фун­даментальной науке, о капитальных вложениях в новейшие отрасли, которые будут выпускать продукцию пока что с неопределенной нормой прибыли. Здесь не обойтись без вмешательства государства. Именно оно стимулирует науч­но-технический прогресс и осуществляет структурную по­литику.

Исторические, национальные, демографические и другие нерыночные факторы формируют региональные проблемы. Для их решения также требуется вмешательство государства, нужна региональная политика. Регулирование на на­циональном и межгосударственном уровнях является обяза­тельным условием эффективного развития мировой экономики.

Любая экономика (как рыночная, так и не рыночная) подвержена инфляции и монополизму. Поэтому рыночное хозяйство нуждается в проводимой государством антиин­фляционной и антимонопольной политике.

В этой связи следует обратиться к анализу взаимосвязи экономики и экономической политики.

Экономика в переводе с греческого означает искусство управления домашним хозяйством. В современных условиях понятие экономика охватывает:

1) совокупность производственных отношений исторически определенного способа производства, экономический базис общества;

2) народное хозяйство страны (макроэкономику и микроэкономику), включающее соответствующие отрасли и виды производств, или его часть;

3) отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

Экономику данного способа производства характеризует система производственных отношений с обусловленными ею целью развития производства, формами его организации, методами хозяйствования. Основу экономики образуют отношения собственности на средства производства, характеризующие социальный тип и форму присвоения результатов производства. Определяющим фактором развития экономики являются производительные силы.

Экономика, или экономический базис, образует основу всех других общественных отношений и играет решающую роль в развитии общества. Экономика – это реальный базис, на котором возвышаются юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. С углублением международного разделения труда формируется мировая экономика.

Экономика, как народное хозяйство, формируется в результате углубления общественного разделения труда и обобществления производства. Она представляет собой взаимосвязанную систему отраслей, видов производств и территориальных комплексов.

Развитие территориального разделения труда ведет к образованию в рамках экономики взаимосвязанных между собой экономических регионов, территориально-производственных комплексов или других составных ее частей.

Экономика непосредственно связана с политикой. Политика есть концентрированное выражение экономики. Политика в переводе с греческого означает государственные или общественные дела (от слова polis – государство).

Политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, нациями, классами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Самое существенное в политике – это устройство государственной власти. Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение, прямо или косвенно, связано с социальными интересами, проблемой власти.

Политика детерминирована движением экономики и выступает как надстройка над экономическим базисом общества. Экономические интересы, в конечном счете, выступают как социальная причина политических действий. Характер взаимоотношений между экономикой и политикой рельефно выражен в классических формулах:

1) политика есть самое концентрированное выражение экономики;

2) политика не может не иметь первенства над экономикой.

Относительная самостоятельность политики открывает широкие возможности для прогрессивных воздействий на экономический процесс и вообще на ход истории.

Различают внешнюю и внутреннюю политику. Это различие правильное и необходимое, но в известной мере условное. В целом внешнеполитический курс государства определяется характером его внутренней политики. Вместе с тем внешнеполитическая обстановка существенно влияет на внутреннюю политику. В конечном же счете и внешняя, и внутренняя политика решают одну задачу – обеспечивают сохранение и упрочение существующего государственного строя.

Важнейшей составной частью общей политики является экономическая политика. Экономическая политика – это система экономических мероприятий, осуществляемых государством в интересах господствующего социального слоя.

Государственная экономическая политика – генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. Складывается из бюджетной, структурной, инвестиционной, ценовой, финансово-кредитной, внешнеэкономической, социальной, институциональной политики, а также политики в области труда и занятости.

Социальное содержание экономической политики, ее идея, цели и средства достижения определяются характером общественного строя, господствующими отношениями собственности. На экономическую политику, вырабатываемую стоящей у власти политической партией, оказывают влияние многие факторы: соотношение политических и социальных сил в стране; степень развития социальных конфликтов и социальной напряженности в стране и на международной арене; состояние мира и войны.

Зарождение экономической политики относится к периоду возникновения государства. При рабовладельческом и феодальном строе экономическая политика ограничивалась, как правило, взиманием налогов и регулированием денежного обращения. В современных условиях экономическая политика представляет собой механизм социально-экономического и политического маневрирования и регулирования воспроизводства.

Экономическая политика подразделяется на экономическую стратегию и экономическую тактику.

Экономическая стратегия представляет собой курс экономической политики, рассчитанной на долгосрочную перспективу и предусматривающей решение крупномасштабных экономических и социальных задач. Экономическая стратегия разрабатывается применительно к крупным историческим этапам в развитии общества. Экономическая тактика конкретизирует стратегические установки, кон­центрирует внимание на решении неотложных задач, на преодолении возникающих узких мест.

Цели и задачи экономической политики осуществляются на практике через систему мер, к которым относятся программирование экономики, развитие государственного сектора, выплата субсидий, разработка и осуществление антиинфляционных мероприятий, совершенствование кредитно-финансовой деятельности, развитие межгосударственных монополистических организаций. В реализации экономической политики особое значение имеет экономическая деятельность государства, выполнение им своих общих и экономических функций.

Государственное регулирование экономики

Основные направления экономической деятельности государства. Одним из важнейших направлений деятельности государства в современной рыночной экономике является регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики — это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества.

Государственное регулирование экономики направлено на достижение следующих целей:

• создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма

• обеспечение устойчивых темпов роста;

• регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно технической революции;

• обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;

• решение экологических проблем.

Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства. Некоторые из них отражены на рис. 12.1. Рассмотрим каждое из них более подробно.

Государственное регулирование рыночной экономики

Одной из важных функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности . Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных

документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом, отдельных ее субъектов. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.

Создание общественных благ — другое важное направление государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.

Мировая практика свидетельствует, что рынку свойственна тенденция к монополизации, которая приводит к подрыву основ свободной конкуренции, диктату производителей над потребителями, а вследствие этого — к стагнации. Проведение антимонопольной политики , направленной на борьбу с монополизмом, защиту принципов свободной конкуренции может быть выполнено только государством. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство.

Рыночный механизм не в состоянии решить проблему

регулирования внешних или побочных эффектов. Внешний эффект

— это эффект, оказывающий влияние на фирмы и потребителей при производстве товаров и услуг. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Загрязнение окружающей среды в связи со строительством железных дорог является отрицательным внешним эффектом. Пример положительного внешнего эффекта представляет строительство оросительной системы одним фермером, в результате, которого улучшается качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций. В современной экономике регулирование внешних эффектов берет на себя государство. Надо отметить, что существуют различные точки зрения на решение проблемы внешних эффектов и участие в этом вопросе государства.

А. Пигу, английский экономист, основатель теории государства всеобщего благоденствия, обосновывает налоговый путь разрешения этого вопроса, предполагающий активную роль государства в решении проблемы внешних эффектов.

Р.Коуз, американский экономист, теоретик неоклассической школы, выступает за расширение рыночных отношений для преодоления внешних эффектов. Р. Коуз вводит понятие трансакционных издержек . Это издержки, связанные не с производством как таковым, a c соответствующими ему затратами (поиском информации о ценах, о контрагентах хозяйственных сделок, издержках заключения хозяйственного договора, контролем за его исполнением и т. д.). Р. Коуз считает, что регулирование внешних эффектов наиболее эффективно на основе частных соглашений собственников.

Вопрос о том, как разрешить проблему компенсации внешних издержек, тем не менее, остается одним из самых сложных в экономической науке. Это особенно справедливо для тех случаев, когда трудно установить ответственность субъекта, что характерно для большинства ситуаций с возникновением внешних эффектов. Кто, например, должен нести ответственность за кислотные дожди и озоновые дыры в атмосфере?

Задача, очевидно, состоит в разумном сочетании государства и рынка, с целью сближения общественных и частных издержек. Как справедливо отметил известный американский экономист К. Д. Эрроу, определение трансакционных издержек в различных условиях и при различных системах распределения ресурсов должно стать основным вопросом исследования по теории общественного благосостояния.

Создание инфраструктуры экономики – другое важное направление государственного регулирования экономики. Эффективная экономика требует наличия соответствующей инфраструктуры — комплекса организаций, обеспечивающих условия воспроизводства. Выделяют несколько видов инфраструктуры:

Курсы Forex — это хорошая для Тебя подготовиться к удачной работе на бирже Forex!

• производственная (сеть энергоснабжения, транспорта и связи);

• институциональная (государственный аппарат управления);

• социальная (учебные, медицинские, культурные заведения);

• информационная (совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий).

В современной рыночной экономике государство является не только координатором и контролером, но и предпринимателем. Оно занимается особым видом предпринимательства государственным предпринимательством . Под ним понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, a c другой стороны, как особый общественный предприниматель. В отличие от частного предпринимателя государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал. Государство ведет предпринимательскую деятельность на базе государственного сектора экономики.

Перераспределение доходов — это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики. Существуют различные формы перераспределения доходов, некоторые из которых показаны на рис. 12.2.

Государственное регулирование рыночной экономики

Государственная закупка товаров и услуг представляет форму государственного потребления. Такой способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта, получение прибыли. Эта форма перераспределения доходов способствует решению проблем занятости, благосостояния.

Важными каналами перераспределения доходов являются государственные кредиты и субсидии . Они предоставляются государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов.

Налоговое перераспределение доходов — это косвенный метод регулирования доходов. Он подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты с других. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей. Например, налоговые льготы используются для привлечения иностранных инвестиций, развитие малого бизнеса и др.

Рыночной экономике присуща неравномерность, цикличность развития, которая сопровождается потерей работы, расслоением населения по доходам. Государство берет на себя функцию по выплате пособий безработным, семьям с детьми, инвалидам и иным группам населения, нуждающимся в социальной помощи. Государство поддерживает социальные программы, обеспечивающие доступность населения к образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре и спорту.

Государство в социально ориентированной рыночной экономике выполняет также такую необходимую функцию, как макроэкономическая стабилизация экономики . Эта мера государственного регулирования направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством фискальной и денежной политики. К основным мерам, направленным на достижение макроэкономической стабилизации, относятся: изменение государственных расходов, налогов и др.

Фискальная политика — это сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения определенных макроэкономических целей. Если экономика действует ниже своих возможностей, то государство проводит расширительную фискальную политику. Она осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к росту бюджетного дефицита. Для преодоления инфляционных разрывов используется ограничительная фискальная политика, которая предполагает сокращение правительственных расходов и рост налоговых ставок.

К мерам государственного регулирования экономики относится также поддержка малого бизнеса. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочих мест. Государство оказывает поддержку развитию малого бизнеса посредством налоговой, кредитной политики, оказания услуг (образовательных, консультационных и др.).

Государство осуществляет регулирование не только внутренней, но и внешнеэкономической деятельности . Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит либо политику либерализации, либо протекционизма. Государственное регулирование внешней среды происходит с помощью комплекса мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы и нетарифные меры регулирования.

Одной из функций государства в социально ориентированной рыночной экономике является поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно технической и инновационной политики.

Современная экономика базируется на проведении эффективной научно технической и инновационной политики. Неотъемлемым ее признаком является постоянное создание новой техники, технологий, являющихся результатом достижений научно технического прогресса. Развитие изобретательства, появление пионерских и крупных изобретений являются существенным фактором инновации. В США государство финансирует более половины фундаментальных исследований, практически полностью создание наиболее сложных и дорогостоящих установок фундаментальной науки. Государство берет на себя значительную часть расходов на проведение НИОКР (научно исследовательских и опытно конструкторских работ). Особенно активно государство принимает участие в финансировании НИОКР, связанных с военным производством. В России в условиях ограниченности государственного бюджета наметилась опасная тенденция к сокращению объема финансирования фундаментальной науки, что ставит под угрозу сохранение интеллектуального потенциала общества.

Обеспечение экологической безопасности важная функция государства в социальной рыночной экономике. Вторая половина XX века показала, что экстенсивное развитие экономики сопровождается рядом отрицательных последствий. Одними из них являются разрушение экосистем, потери части ВВП. Ежегодные потери только от атмосферных загрязнений в 70 x годах составили во Франции 0,7—0,9% ВВП, в Италии — 0,7%, в Великобритании — 1,7—2,3%, в США — 2,2—2,9% ВВП. Общий ущерб, нанесенный окружающей среде в результате хозяйственной деятельности, например, в европейских странах оценивается в 3—5% ВВП. Такие потери приводят к негативным экономическим, финансовым и социальным последствиям. Их можно устранить или снижением темпов экономического развития, или осуществлением комплекса мер по экологизации производства. Для современной экономики приемлемым является второй путь. Его реализация предоставляется государству. Оно организует систему контроля, оценки и слежения за изменениями состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий. Государство создает сеть стационарных станций наблюдения, с помощью авиакосмических средств контроля над изменениями параметров, характеризующих состояние среды. Государство посредством законов, налоговой политики ведет оперативное управление охраной окружающей среды, принуждая предпринимателей к соблюдению природоохранных мер. Государство контролирует эксплуатацию природных ресурсов, устанавливает запреты и ограничения на производство некоторых продуктов, административные санкции за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм.

Пределы государственного вмешательства в экономику. Несмотря на то, что государство берет на себя функции по устранению негативных социально экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное

функционирование рыночного механизма. Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение им несвойственных функций способствуют огосударствлению экономики, изменению экономической системы.

Регулирование экономики

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.

Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условий для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи). Последнее крайне ограничивало объем ресурсов, направленных на решение первой задачи. Социально-политическая организация общества позволяла это делать, т.е. выделять на непосредственные нужды общества очень ограниченный объем ресурсов, что наряду с другими факторами вело к незаинтересованности значительной части общества в эффективном труде. Наше государство формировалось и функционировало как унитарное. Этому соответствовали и экономические отношения — господство общественной собственности (юридически), которая фактически была государственной. За государством было закреплено право распоряжения производственными ресурсами.

Противоречие между объявленными целями и реальностью, неэффективное использование труда и ресурсов породили необходимость переориентации в развитии общества на цели удовлетворения непосредственных интересов людей, на децентрализацию управления, на изменение форм собственности, переход к рыночным отношениям. Первоначально эта трансформация замышлялась в целях обновления производства, структурных изменений технического перевооружения, использования НТП обеспечения более высокого уровня ресурсосбережения, поиска новых форм и методов управления. В конечном итоге цель преобразований заключалась в повышении эффективности народного хозяйства.

На практике поставленные задачи решались путем разгосударствления и приватизации, резкого ограничения роли государства в непосредственном управлении и возложения всех этих задач на товаропроизводителей. Такие кардинальные изменения могут быть осуществлены без существенного ущерба для основной части населения только при условии наличия детальной взаимоувязанной программы трансформации, тщательно продуманного механизма ее реализации, поэтапной передачи функций управления от одного собственника другому без временного разрыва в обеспечении функционирования производства. При этом экономическая политика в переходный период значительно отличается от экономической политики в стартовом и финальном положении всего периода трансформации. Мировой опыт показал, что принципы и методы косвенного, непрямого воздействия на развитую экономику эффективны именно тогда, когда она сформирована уже как рыночная, а не как переходная экономика.

Приведенные выше положения подчеркивают необходимость взвешенного отношения к вопросам макроэкономического регулирования, государственного управления процессом трансформации. Этот процесс включает в себя не только преобразования политической структуры, но и весь комплекс проблем изменений. Он должен завершиться глубокой структурной перестройкой хозяйства, ориентированной на потребности людей в новых условиях жизни общества.

Снижение социальных и иных издержек переходного периода связано с глубоким осознанием всеми членами общества характера изменений, целей и задач трансформации. Кроме этого, необходим огромная организационная работа по согласованности всех элементов преобразования общества, обеспечения гарантий по всем аспектам его безопасности.

Все это подчеркивает необходимость активной роли государства, всех его институтов в созидательном, а не разрушительном процессе. В этот период государство не может уйти из экономики. Потребность в его деятельности как гарантии стабильности и благополучия в настоящем и будущем возрастает. Тип экономики, который сложится в будущей России, пока не ясен. Но ограничительные контуры, рамочные характеристики известны.

Методы государственного регулирования рыночной экономики.

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым рыночная система предъявляет различные требования.

Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т. д.), всеобщий административный контроль над ценами и т. п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.

Во-вторых, влиять на рынок как самонастраивающуюся систему можно в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.

В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.

Административные методы

Такие методы характерны, прежде всего, для централизованно управляемой экономики. Государственное регулирование в тех условиях осуществляется в формах доведения предприятиям директивных плановых заданий, централизованного распределения материально-технических, финансовых, кредитных и других ресурсов, жесткой регламентации деятельности предприятий, ограничивающих возможность принятия ими самостоятельных решений.

Административные методы используются и в рыночной экономике. Государственное регулирование рыночной экономики административными методами определяется необходимостью решения макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества. Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям или организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. Таковыми объектами являются военные, энергетические, заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, образования, культуры, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, выполняющие другие общегосударственные функции. Такие объекты обычно находятся в государственной или муниципальной собственности. Следует однако отметить. что в условиях рыночной экономики действие административных методов государственного воздействия резко сокращается. меняется их содержание и задачи. которые они решают .

Административные методы включают: финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-технических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д.

Финансовая поддержка из госбюджета осуществляется обычно в форме дотаций, субвенций, субсидий. Дотация — это денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из государственной системы. Дотации из бюджета предоставляются государственными предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности. Например, дотации могут выдаваться для покрытия предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия.

Другими словами, если на товар устанавливается дотация, то это означает, что одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая часть — государством. Таким образом, цена потребителя снижается.

Дотации из бюджета могут выдаваться из средств вышестоящих бюджетов нижестоящими для их окончательного сбалансирования.

В последнее время дотации вытесняются новым видом финансовой поддержки нижестоящих бюджетов — субвенциями. Субвенция — это фиксированный объем государственных средств, которые выделяются безвозмездно национально- государственным и административно-территориальным образованиям для финансирования целевых расходов из бюджетов.

Субвенции подразделяются на текущие и инвестиционные. Право на получение текущих субвенций имеют территории России. у которых доли бюджетных расходов. необходимых для финансирования общегосударственных социальных расходов, превышают среднюю по России. Территории, бюджеты которых недостаточны для финансирования закрепленных за ними капитальных общегосударственных вложений. обладают правом на инвестиционные субвенции.

Дотация особая форма связи — финансовой и экономической — между отдельными звеньями бюджетной системы и служит в основном для поддержания сбалансированности бюджета. В отличие от субвенций субсидии не подлежат возврату в случае их не использования или использования не по назначению. Это дает возможность получателям субсидий осуществлять маневрирование полученными финансовыми ресурсами.

Административные методы предполагают использование мер по рационированию, лицензированию, квотированию, контролю над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и другим. Такие меры нередко имеют силу приказа.

Административные методы предполагают также введение обязательных стандартов. за невыполнение которых государство принимает соответствующие санкции. Стандартами могут быть экологические, санитарные и другие обязательные нормы. В частности, в рыночной экономике прямое административное воздействие со стороны государственных органов выражается в запрещении коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых национальных ресурсов, применение вредных технологий, производство товаров и услуг, несущих угрозу здоровью человека.

Во многих странах государство использует правовые и государственные рычаги с тем, чтобы заставить бизнес инвестировать капитал в восстановление природной среды, развитие проблем районов, ограничение роста перегруженных крупно городских систем. Иными словами, государство берет на себя ответственность за обеспечение неотъемлемого права человека на жизнь в условиях окружающей среды, которое постоянно нарушалось как системой свободной конкуренции, так и рыночной экономикой в целом.

Правовые и административные рычаги используются государством и для вмешательства в трудовые отношения — путем создания законов о труде и с помощью административных и судебных органов, разрешающих конкретные трудовые конфликты. Во многих странах созданы министерства труда для надзора за соблюдением трудового законодательства, осуществления посредничества в трудоустройстве, введении трудовой статистики. Существуют также специальные органы для урегулирования трудовых конфликтов, например, в США — это Национальное управление по трудовым отношениям и федеральная служба посредничества и примирения. В ряде стран существует система принудительного арбитража, например, в Австралии и Новой Зеландии. Там специальные административные органы устанавливают условия труда в обязательном порядке. В ФРГ, Англии, Франции, Бразилии и других странах созданы трудовые суды, которые решают трудовые конфликты. Для борьбы против забастовок широко используется судебный аппарат. 11 « Государственное регулирование экономики» Ю.П. Лубенев.

Отметим, что работающие на рынок государственные предприятия в режиме рыночной конкуренции нельзя отождествлять с теми, которые были в системе директивного планирования и фондового снабжения. При ориентации на рынок предприятия осуществляют свое воспроизводство за счет собственных источников, а их связь с государственным бюджетом приобретает другой характер. Главным образом они ограничиваются уплатой налогов, а финансовая поддержка (субсидии и кредиты) осуществляется лишь в меру участия в осуществлении экономической стратегии государства.

В отличие от командной экономики, в условиях рыночных отношений выделяют финансовую помощь для проведения экономического оздоровления предприятий на договорной основе, учитывавшей взаимную ответственность сторон. В прежней же системе хозяйствования финансовая помощь оказывалась в виде безвозмездных дотаций, не связанных ни с какими требованиями и ответственностью.

Об использовании государственных субсидий как эффективного рычага регулирования рынка и стимулирования производства свидетельствует, регулирования рынка, и стимулирования производства свидетельствует, например, опыт США. Так, в этой стране в бюджете на 1993\94 год на аграрный сектор было ассигновано 63 млрд. долларов, в том числе на прямые субсидии фермерам — 20 млрд. 22 «Государственное регулирование экономики» Ю.П.Лубнев За счет правительственных субсидий в США финансируется вся научно- исследовательская работа в области сельского хозяйства, результаты этой работы доводятся до каждой фермы, предоставляются фермерам льготные кредиты на внедрение наиболее эффективной для каждой почвенно-климатической зоны агротехники. В результате американские фермеры, составляющие всего четыре процента населения страны, не только кормят свой народ, но США ежегодно экспортируют сельскохозяйственной продукции на сотни млрд. долларов.

На новой основе реализуются и государственные программы. Государственные заказы для выполнения программ выдаются на конкурсной основе с последующим заключением контракта .

К административным методам государственного регулирования относят и антимонопольные меры. Например, в США за соблюдением антимонопольного законодательства строго следят правительственные органы, комиссии конгресса. Они расследуют случаи нарушения законов и злоупотреблений со стороны частных и государственных компаний и отдельных лиц в том. что касается цен, качества товаров и услуг, воздействия производственной деятельности на окружающую среду и т. п. Так. только регулированием банков и рынка ценных бумаг занимаются четыре федеральных органа.

К ним относится бюджетное, налоговое, кредитно- денежное регулирование.

Для экономического воздействия государству необходимы значительные финансовые ресурсы, которые формируются в госбюджете. Политика изменения государственных доходов и расходов главным образом для борьбы с экономическими спадами получила название бюджетной или фискальнойполитики. Во время спада правительство увеличивает расходы на так называемые государственные программы, например, выделяет средства на постройку и запуск космического корабля. Это позволит множеству фирм, связанных с разработкой и производством космической техники, получать крупные государственные заказы, т.е. правительство закупит значительную часть их продукции. Эти фирмы смогут нанять новых рабочих и в свою очередь закажут сырье и оборудование другим фирмам. В результате производство, занятость и инвестиции начнут увеличиваться во всей экономике.

Еще одним направлением бюджетной политики может быть увеличение или сокращение государственных доходов посредством налогов. Налоги являются основным источником государственных доходов, в результате которых образуется госбюджет.

Налоговое регулирование включает увеличение или снижение совокупных налоговых поступлений, смену форм обложения, изменение налоговой структуры, дифференциацию льгот и скидок, отсрочку платежа налога, аннулирование налоговой задолженности, изменение сферы распространения налогов и т.д.

Важнейшим методом налогового регулирования является применение дифференцированного подхода в налогообложении предприятий. Речь идет о введении скидок и льгот для отдельных отраслей, регионов, предполагающих использование высвобождающихся средств на указанные правительством цели.

Экономисты вывели зависимость между величиной налоговых ставок, инвестиционной активностью товаропроизводителей и налоговых доходов государства. Эта зависимость получила название теории Лэффера. В соответствии с этой теорией рост налоговых ставок имеет предел. за которым начинается, падение деловой активности, а значит, сокращение доходов бюджета. По мнению западных экономистов, оптимальный размер налогов в сумме составляет 30%.

Бюджетная политика в западных странах хорошо работала во время второй мировой войны и в первые послевоенные десятилетия(40-60 годы). Она оказалась эффективной в борьбе против сильных экономических спадов. Однако выяснилось, что бороться с инфляцией только одними средствами бюджетной политики очень трудно. Скажем, тратить деньги и сокращать налоги во время спада для правительства оказалось намного легче, чем делать обратное в ходе подъема: нельзя отменить многие начатые государственные программы потому только, что спад уже закончился. Увеличение налогов тоже всегда непопулярно. В итоге дефицит госбюджета становится постоянным, а это способствует инфляции. В 70-80 -е годы, когда она стала главной опасностью, бюджетная политика уступила первенство кредитно- денежному регулированию.

Суть кредитно-денежного регулирования состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь — на потребительский и инвестиционный спрос. Строго говоря, денежная политика оказывает воздействие на величину денежной массы, а кредитная политика — воздействует на уровень процентных ставок. На практике их различить весьма трудно, ибо денежная масса и ставка процента неразрывно друг с другом связаны. Так, при уменьшении процентной ставки количество выданных банками займов возрастает, а это означает рост денежной массы посредством кредитной эмиссии.

Из увеличения же денежной массы следует, что деньги становятся менее редким благом, и цена их использования, т. е. процентная ставка снижается. Поэтому экономисты обычно речь ведут о кредитно- денежной политике как о едином целом.

В этой политике важнейшее значение имеет процентная ставка. Если она очень высока, обращаться за кредитом невыгодно. Поэтому, чтобы увеличить совокупный спрос, правительству хорошо бы снизить ставку процента. Однако это не в его силах: ссуды выдают частные банки, не подчиняющиеся правительству.

Тем не менее, у государственных органов есть возможность воздействовать на данный процесс. Например, изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк в состоянии уменьшить или увеличить количество денег, которые банки могут дать взаймы. Так, если в стране экономический спад, Центральный банк может снизить эту норму ,тогда частные смогут увеличить выдачу займов. Предложение займов, значит, и цена их, возрастет, т. е. процентная ставка должна будет уменьшиться, что станет способствовать росту совокупного спроса и оживлению экономики.

Если же, напротив, в стране усиливается инфляция, норма обязательных резервов увеличивается. А чем выше норма обязательных резервов. тем меньший размер кредитной эмиссии. Это будет сдерживать рост массы в обращении, а значит, и способствовать снижению уровня инфляции.

Есть и другие способы воздействия государства на частные банки. Иногда собственных вкладов банку не хватает, чтобы дать взаймы выгодным заемщикам. Тогда банки имеют право взять кредит Центрального банка, чтобы увеличить свои резервы и предоставить займы клиентам. Но за этот кредит тоже надо платить. Поэтому Центральный банк может понизить или повысить процентную ставку по своим займы частным коммерческим банкам, и таким образом повлиять на величину процента, под который они будут ссужать деньги своим клиентам.

Таким образом, с помощью экономического воздействия на экономическую конъюнктуру проводиться либо инфляционная политика — кредит расширяется путем снижения ставки и расширения выпуска государственных облигаций, либо дефляционная — кредит снижается путем повышения ставки и расширения выпуска облигаций. Например, руководство Федеральной резервной системы США (ФРС), которая выполняет функции Центрального банка, в 1994 году в порядке борьбы с инфляцией шесть раз повышало ставку учетного процента ФРС. 11 «Государство и экономика» Шалихалов Ф.А.

В последние десятилетия государства осуществляют активное антимонопольное. В частности, многие страны Западной Европы устанавливают плановые ориентиры эмиссии денежной массы в зависимости от роста национального дохода — 3-5 % в год. Для преодоления инфляции центральные банки намечают сокращение эмиссии денег и повышения учетных ставок.

Для балансирования рынка товаров и услуг национальной промышленности от иностранной конкуренции используются количественные квоты на импорт и экспорт, таможенные пошлины, экспортные субсидии, косвенные налоги и т. д.

Экономические и административные методы взаимосвязаны. Так, любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. Например, денежная система ощутит влияние ставки межбанковского кредита, не раньше, чем будет принято административное решение о ее повышении. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы. Прибегая к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д. Приходится приспосабливаться и потребителям — изменять структуру текущего спроса, а также соотношение между его объемом и суммой сбережений.

В то же время экономические и административные методы противоположны. Экономические методы не сужают свободу выбора субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения. Когда, допустим, государство использует для регулирования экономики ставку процента по своим долговым обязательствам, владелец денежного дохода видит в этом признак того, что к доступным ему вариантам выгодного размещения сбережений (банковский вклад, покупка ценных бумаг частных корпораций, приобретение недвижимости и т.д.) прибавился еще один. И тут все зависит от умения государства привлечь обладателя сбережений на свою сторону, чтобы достичь целей регулирования.

Напротив, административные приемы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю. Это случается там, где администрирование выходит за эк. Обоснованные границы, обретает черты тотальности, перерождается в административно-командную систему. Тогда контроль становится всеобъемлющим, охватывая весь хозяйственный процесс — производство и его структуру, издержки, цены, качество продукции, заработную плату, прибыль и ее распределение и т.п.

Вместе с тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую свободу, вполне оправданы, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов и рыночного хозяйства в целом. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

Во-первых, жесткий государственный контроль монопольных рынков.

Во-вторых, регулирование внешних эффектов и их последствий для окружающей среды. В этой сфере экономические регуляторы недостаточны и неэффективны, так как если погублено озеро или лес, то никакие финансовые санкции их не воскресят. Необходимы административные меры: консервация части национальных ресурсов, исключающая их коммерческую эксплуатацию, выделение природоохранных зон, в которых недопустимы определенные виды производственной деятельности, прямое запрещение использования экологически вредных технологий.

В-третьих, разработка экологических стандартов, гарантирующих населению экологически безопасную жизнь, национальных стандартов и других, а также контроль за их соблюдением.

В-четвертых, определение и поддержание минимально допустимых параметров благосостояния населения — гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработице и т.п.

В-пятых, защита национальных интересов в системе мирового хозяйства, например, лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала.

В странах с развитой рыночной экономикой административные методы давно превратились в неотъемлемую часть хозяйственного механизма, и нигде не ставится задача заменить их чем-то другим. Мировая и отечественная практика свидетельствуют о том, что администрирование опасно, когда не имеет экономического обоснования. Напрочь отвергать его — значит, неточно представлять себе устройство современной рыночной экономики.

Хотя мировая хозяйственная практика знает немало комбинаций различных методов регулирования их внутренняя структура, как правило, остается неизменной. Одни методы (как экономические, так и административные) выполняют в экономике роль несущей конструкции, направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов. Предназначены для гашения негативных эффектов, неизбежно сопровождающих государственное регулирование рыночной экономике.

Подобные документы

Государственное регулирование экономики суть, понятие и характеристика. Административные методы государственного регулирования экономики. Государственные заказы и контракты в системе государственного регулирования экономики их описание.

реферат [20,8 K], добавлен 12.01.2009

Инструменты государственного регулирования экономики: на административные, экономические, правовые, их сущность. Динамика развития экономики в России. Основные показатели социально-экономического развития Калужской области на плановый период 2016-2017 г.

курсовая работа [1,2 M], добавлен 25.06.2015

Экономические функции государства. Теоретические концепции государственного регулирования национальной экономики. Основные формы и методы вмешательства государства в экономику Российской Федерации. Инструменты и методы государственного регулирования.

реферат [23,6 K], добавлен 01.12.2010

Функции государства в современной экономике. Методы государственного регулирования. Государственные инвестиции и развитие предпринимательства. Правовые, административные и экономические методы воздействия на экономику. Прогнозирование и планирование.

презентация [1,4 M], добавлен 03.06.2016

Сущность государственного регулирования экономики, его цели и задачи. Функции, инструментарий и методы государственного регулирования. Этапы взаимодействия рыночной экономики и государства. Возможности и противоречия государственного регулирования.

курсовая работа [40,4 K], добавлен 11.06.2010

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики и его основные методы: административные, экономические и правовые. Кейнсианская и неоклассическая теории. Роль государства в формировании социально ориентированной модели экономики Беларуси.

курсовая работа [212,6 K], добавлен 07.12.2011

«За» и «против» государственного регулирования сегодня. Инструментарий денежно-кредитной политики и функции Центрального банка. Цели и методы государственного регулирования экономической сферы. Государственное регулирование экономики на примере России.

курсовая работа [231,3 K], добавлен 19.01.2016

Принципы, формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Финансовое регулирование национальной экономики. Регулирование накопления капитала и его инвестирования. Регулирование трудовых отношений и социальной сферы.

реферат [27,6 K], добавлен 10.09.2012

Понятие, необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики. Его задачи, субъекты и объекты, методы и инструменты, экономические границы. Эволюция теоретических взглядов на роль государства в развитии национальной экономики.

курсовая работа [55,0 K], добавлен 12.10.2013

Сущность государственного регулирования экономики на макроуровне, анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь. Формы, методы и основные сферы государственного влияния: кредитно-денежное и бюджетное регулирование; функции бюджета.

курсовая работа [535,8 K], добавлен 07.11.2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *