Государственное регулирование занятости

Государственное регулирование занятости населения: функции и методы

Политика занятости в условиях реформирования экономики сводится к объективной оценке и согласованию общественных и лич­ных интересов участников производственных отношений и обоснова­нию путей наиболее эффективного использования физических и твор­ческих способностей трудоспособного населения.

Исходя из этих задач определены следующие функции регулирования:

Ориентирующая, состоящая в научно обоснованном выборе приоритетных целей, определении основных направлений разви­тия занятости населения;

Социальная, которая заключается в определении обществен­ных и личных потребностей граждан в различных видах обществен­но полезной деятельности и возможностей их удовлетворения;

Упреждающая, назначение которой состоит в предвидении и описании возможных негативных последствий в сфере занятости и принятии тех или иных управленческих решений.

Государственное регулирование занятости населения мож­но определить как совокупность принципов, методов и инструмен­тов воздействия государства на процессы формирования, распре­деления, обмена и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности ее функционирования и удержание без­работицы в пределах социально допустимого уровня. В условиях формирования рыночной системы хозяйствования управление за­нятостью населения приобретает качественно новое содержание.

Система государственного регулирования представляет со­бой сложный механизм, включающий комплекс разнообразных форм и методов воздействия государства на процессы занятости насе­ления.

По характеру влияния на трудовую деятельность методы го­сударственного регулирования делятся на:

Прямые методы непосредственно определяют состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов, реализуясь в создании фондов и разработке специальных программ занятости; установлении систем оплаты труда и форм договорных отношений и т.д.

Основными прямыми регуляторами являются: го­сударственный заказ (тренд), квоты, лицензии, прямое бюджет­ное финансирование, целевые государственные программы.

Кос­венные методы создают заинтересованность субъектов хозяйство­вания в определенных действиях и реализуются преимущественно через механизмы налоговой и кредитной политики.

По форме участия государства в регулировании занятости можно выделить следующие методы:

В последнее время некоторые экономисты в качестве самостоятель­ной формы стали выделять социально-психологические методы .

Наиболее важным является законодатель­ное регулирование занятости населения. Оно включает регламен­тацию отношений между работодателями и работниками по пово­ду найма, увольнения, оплаты и условий труда на основе закреп­ления в законодательном порядке организационных форм обеспе­чения занятости населения, а также их отношений с государственными структурами и органами самоуправления раз­личных уровней, предусматривает установление правового поло­жения субъектов на рынке труда, закрепление льгот и гарантий для отдельных категорий населения. Законодательное регулиро­вание, прежде всего, основано на Конституции РФ, которая юридически закрепляет право граждан на труд, вы­бор профессии, рода занятий и работы. Правовой базой регули­рования трудовых отношений являются Трудовой кодекс, нормативно-законо­дательные документы по оплате и охране труда, договоры подряда, трудовые соглашения. Основным законодательным актом по регу­лированию занятости населения выступает закон «О занятости населения в РФ».

Центральное место в системе государственного регулиро­вания принадлежит экономическим методам, которые реализуют­ся через систему налоговых, денежно-кредитных механизмов, бюд­жетное финансирование, государственные ограничения (лицензии, квоты, госзаказы) и др. Экономический механизм регулирования занятости населения основан на формировании материальной базы обеспечения государственных гарантий в сфере трудовых отно­шений. Для создания благоприятных экономических условий, без которых невозможно решение проблемы повышения эффективнос­ти занятости, государство должно проводить соответствующую налоговую и денежно-кредитную политику, обеспечивающую ста­бильность экономической среды, активизацию структурной пере­стройки производства и стимулирующую расширение малого пред­принимательства. Необходимо обеспечить равные возможности и доступ для предприятий всех форм собственности к ресурсам, рынку сбыта товаров, кредитам, новым технологиям и т.д. Эконо­мическое регулирование должно базироваться, прежде всего, на инвестиционной, финансово-кредитной и налоговой политике, на­правленных на стимулирование создания новых рабочих мест, повышение качества и мобильности рабочей силы, развитие малого и среднего бизнеса.

Оно включает следующие элементы:

· Инвестирование в экономику и человеческий капитал, на­правление капитальных вложений для расширения сферы прило­жения-труда в приоритетных ее отраслях;

· Совершенствование налоговой политики, разработка сис­темы льгот в целях расширения хозяйственной деятельности и занятости населения;

· Льготное кредитование субъектов хозяйствования для сти­мулирования создания новых рабочих мест;

· Трансформация форм собственности на основе разгосу­дарствления и приватизации предприятий;

· Создание рыночной инфраструктуры;

· Реформирование системы оплаты труда в направлении уси­ления ее воспроизводственной и стимулирующей функций;

· Устранение резкой дифференциации в доходах и повыше­ние уровня социального обеспечения различных категорий насе­ления.

Социальные механизмы государственного управления на­правлены на формирование системы защиты трудовых прав граж­дан в условиях структурной перестройки экономики и реализации механизма банкротства предприятий, развитие социального парт­нерства, содействие обеспечению занятости лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, и обеспечение социальной защиты населения на основе создания системы стра­хования от безработицы.

Следует отметить, что социально-экономические регулято­ры оказывают в основном косвенное воздействие на процессы в сфере занятости и способствуют преимущественно расширению спроса на рабочую силу.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И

СНИЖЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И

Основные направления государственного регулирования занятости

и снижения безработицы

В развитых странах с рыночной экономикой государство не оставляет рынок труда целиком во власти стихии. Наряду с рыночными механизмами действует и механизм государственного регулирования. Важное значение имеют централизация и децентрализация. Однако существует необходимость выработки и общей концепции политики занятости.

Многолетний зарубежный опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм саморегулирования не способен решить проблемы рынка труда и развития человека. Для выработки стратегии развития человеческих ресурсов необходимо государственное вмешательствоБабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. — М. Финансы и статистика, 2007. — С. 218.

К числу фундаментальных по своему значению в экономике процессов, воздействие на которые не может остаться в стороне от государства, относятся трудовые процессы. Использование труда как определяющего фактора производства интересует государство с позиций достижения его высокой производительности, отдачи, предопределяющей величину производимого валового внутреннего продукта. Государство заинтересовано и в определенной мере отвечает за обеспечение трудовой занятости и озабочено наличием безработицы. Государство призвано регулировать рынок труда, воздействовать на спрос и предложение рабочей силы, держать в поле зрения проблемы оплаты труда. Все это вместе свидетельствует о том, что управление занятостью, регулирование трудовых отношений составляют неотъемлемую часть государственного управления экономикой.

Государственное регулирование занятости представляет обширный спектр методов и инструментов государственного воздействия на труд, рынок труда, оплату труда, трудовые отношения в целях повышения результативности и привлекательности, улучшения условий труда, удовлетворения потребностей в труде, обеспечения рациональной занятости, ограничения безработицы и социальной поддержки безработных. Способы и механизмы регулирования занятости со стороны государства существенным образом зависят от характера общественно-политической и социально-экономической системы страны, состояния и развития рыночных отношений, их распространения на трудовую деятельность.

Наряду с законодательством о труде, действующим в условиях рыночных отношений, устанавливающим общие правила, условия, нормы отношений между нанимателями и нанимаемыми, в экономике рыночного типа используется система саморегуляции трудовых процессов, перемещения трудовых ресурсов, занятости. Такая система основывается на создании социально-экономической среды, условий жизнедеятельности и труда, которые оказывают необходимое воздействие на работников.

В этом свете превратно представление о рыночной экономике как о системе свободного, самопроизвольного, нерегулируемого извне найма и увольнения работников с установлением цены рабочей силы на основе только согласования спроса и предложения, т.е. свободной рыночной цены. В действительности имеется множество внешних и внутренних регуляторов как в самой среде трудовой деятельности, так и в системе трудоустройства, сдерживающие такие социально опасные явления рыночной экономики, как конкуренция между работниками и безработица.

Современная концепция занятости включает в себя следующие факторы: добровольная занятость, гибкость рынка труда и мобильность рабочей силы, существование «естественной» безработицы, необходимость социального партнерства, регулируемость рынка труда.

Под проблемой занятости населения понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление государством определенной политики занятости, создание условий рациональной занятости представляет одну из значимых задач государственного управления.

Концепция занятости базируется на следующих основных принципах.

1. Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством.

2. Ответственность государства за реализацию права граждан на труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществлять.

При переходе к рыночной экономике меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора ее формы и вида. Иначе говоря, правительство должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней. В условиях рынка государству гораздо труднее выполнить первое условие по сравнению со вторым. Благодаря принятию в России законодательства о занятости, Трудового кодекса возникла правовая база, соответствующая рыночным принципам функционирования системы занятости.

Рыночные начала в формировании трудового сектора экономики тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими. Наряду с личным волеизъявлением людей имеют место объективные обстоятельства и условия, не зависящие от их воли и желаний. Существуют общественные потребности, реальные возможности, сложившаяся структура производства, спроса на определенную рабочую силу. Нельзя, наконец, абстрагироваться от малоприятного, но часто наблюдаемого факта несоответствия запросов работников их личным трудовым качествам.

Государственное регулирование занятости различается не только по странам, но и в одной стране в разные временные периоды. Меры государственного воздействия на рынок труда на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях различаются в условиях стабильно сформировавшейся рыночной экономики, в чрезвычайной ситуации для развитой рыночной экономики и в переходный период в условиях становления смешанной экономики, что характерно сейчас для России.

Конечно, при всех различиях есть и ключевые положения, на которых строится механизм государственного регулирования рынка труда, общий арсенал средств для стран рыночной экономики.

Необоснованные трудовые претензии не могут быть удовлетворены даже в самом демократическом обществе, и рыночная экономика не представляет исключения. Более того, в рыночной экономике отторжение людей, не обладающих квалификацией, знаниями, желанием добросовестно трудиться, от доходных объектов труда способно носить более обостренный характер, быть выраженным резче, чем в централизованной экономике. Это нисколько не умаляет заботы государства о трудоустройстве людей, обеспечении занятости.

Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда. Активная политика занятости включает в себя комплекс государственных действий, направленных на искоренение глубинных причин вынужденной безработицы. Данная безработица представляет собой разницу между безработицей фактической и естественной (соответствующей уровню полной занятости) Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. — М. КНОРУС, 2006. — С. 243.

Основная цель активной политики — всемерное содействие в трудоустройстве потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны как спроса на труд, так и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий:

1) содействие трудоустройству через государственные и коммерческие службы трудоустройства (деятельность последних нормативно регламентируется и контролируется государством, в том числе посредством лицензирования);

2) развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки как упредительной и профилактической меры содействия занятости через программы обучения и путем стимулирования участия работодателей в программах профессиональной подготовки и переподготовки, например, посредством налоговых льгот, квотирования финансовых ресурсов компании, выделяемых на обучение, и рабочих мест, частичной выплаты государством зарплаты работнику во время обучения;

3) организация общественных работ, включая работы по строительству и благоустройству городов, защите земли, уходу за больными, престарелыми;

4) содействие самозанятости и предпринимательству через предоставление кредитов и субсидий, налоговые льготы для вновь созданных компаний, консультационная помощь и обучение предпринимателей;

5) содействие занятости социально слабозащищенных групп населения (женщины, молодежь, инвалиды, пожилые, длительно безработные) путем первоочередного направления на переобучение; целевое квотирование и бронирование рабочих мест, предоставление дополнительных гарантий при найме и увольнении, субсидий и налоговых льгот для компаний, использующих труд данных категорий.

Из большого спектра проблем государственного регулирования занятости и рынка труда выделим его основные направления:

* регулирование развития системы рабочих мест;

* регулирование спроса на рабочие места;

* государственная политика в развитии системы образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. — М. Финансы и статистика, 2007. — С. 218.

Обобщая сказанное выше, выделим следующие ключевые направления государственного регулирования занятости:

— установление системы свободного выбора труда;

— законодательное регулирование рынка труда и трудовых отношений;

— установление минимального размера оплаты труда;

— функционирование государственных служб занятости;

— содействие созданию рабочих мест и обеспечению занятости социально уязвимых групп населения;

— выплата государственных пособий по безработице;

— государственное участие в организации системы первоначального обучения, переобучения, повышения квалификации, переподготовки кадров.

Государственное регулирование занятости

2.1 Цели, эффективность и качество экономического роста…….………. 10

2.2 Факторы экономического роста …………………………………………13

2.3 Типы экономического роста……………………………………………. 15

2.4 Государственное регулирование экономического роста…………….…18

3. Марксистская теория о занятости и безработице………………….…. 21

Занятость и ее виды

Занятость с точки зрения вещественного содержания – это деятельность людей, направленная на удовлетворение личных, коллективных и общественных потребностей и приносящая доход.

С точки зрения общественной формы занятость – это определенная совокупность социально-экономических отношений между людьми по поводу обеспечения трудоспособного населения рабочими местами, формирования, распределения и перераспределения трудовых ресурсов с целью их участия в общественно полезном труде и обеспечения расширенного воспроизводства рабочей силы. Эта совокупность социально-экономических отношений находит свое выражение в таких экономических категориях, как индивидуальная и коллективная трудовая деятельность, процесс труда, интенсивность и производительность, мобильность рабочей силы, общеобразовательная и профессиональная подготовка кадров, заработная плата и др.

Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы, система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.

Различают три основных вида занятости: полную, рациональную и эффективную. Полная занятость – это предоставление обществом всему трудоспособному населению возможности заниматься общественно полезным трудом, на основании которой осуществляется индивидуальное и коллективное воспроизводство рабочей силы и удовлетворение всей совокупности потребностей.

Рациональная занятость – занятость, которая имеет место в обществе с учетом целесообразности перераспределения и использования трудовых ресурсов, из половозрастной и образовательной структуры. Этот вид занятости не всегда бывает эффективным, поскольку осуществляется с целью улучшения половозрастной структуры занятости, привлечения к трудовой деятельности трудоспособного населения отдельных отсталых регионов.

Эффективная занятость – это занятость, которая осуществляется в соответствии с требованиями интенсивного типа воспроизводства, критериями экономической целесообразности и социальной результативности, ориентирована на сокращение ручного, не престижного и тяжелого физического труда.

Трудовая деятельность в зависимости от формы собственности осуществляется на государственных, коллективных и частных предприятиях. Частные, в свою очередь, делятся на индивидуальные, трудовые и частнокапиталистические. Преобладающее большинство трудоспособного населения в развитых странах мира работают в частном секторе.

Различают основную и специальную форму занятости. Основная форма регулируется трудовым законодательством, типовыми правилами внутреннего распорядка в отношении разных категорий работников. Специальные, или нетрадиционные формы занятости (работа на дому, по совместительству, индивидуальная и коллективная трудовая деятельность) используется в соответствии со специальными правовыми нормами. В США и Англии нетрадиционными формами занятости охвачено более 30% рабочей силы. В странах СНГ доминирует тип занятости, который отвечает технологическому способу производства, основывающемуся на ручном и механизированном труде. В структуре занятости преобладает промышленная и сельскохозяйственная деятельность с широким применением простого применения труда.

Развитые страны мира прошли этот этап в 40-50-е годы. Сегодня там преобладает информационный тип занятости, связанный со сбором, обработкой и предоставлением информации в сфере производства и обслуживания. Растут расходы на подготовку качественной рабочей силы в высокотехнических отраслях промышленности. В США проходят переподготовку 75-85% руководителей, специалистов, работников. В частном секторе ежегодно обучается почти треть работающих.

Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.

Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму.

Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы. Вот наиболее важные меры такого рода:

Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.

Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

Значительное сокращение количества незанятых мест за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, хотя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

Регулирование занятости заключается в мерах по поддержанию нормального соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных работниках, не должно приводить к необоснованному росту заработной платы и резкому снижению занятости Все меры в области регулирования занятости должны быть направлены на поддержание естественного уровня безработицы.

Государственное регулирование занятости

Регулирующая функция государства состоит в том, чтобы максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателей) и предложения трудоспособного населения. Причем сближение и сбалансированность необходимо обеспечить не только по количеству и качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне и на микроуровне. В силу регулирования занятости объектом микроуровня является предприятие, как первичное звено экономики, и город (населенный пункт), как первичное звено территории, жители которого характеризуются общностью интересов в реализации права каждого из них на трудовую деятельность.

Исходным пунктом правительственной стратегии занятости должен стать принцип предотвращения безработицы, а не принцип борьбы с безработицей.

Концепция государственной политики занятости должна базироваться на критериях экономической эффективности и социальной справедливости, ориентация на которые призвана решать задачи содействия занятости и защиты трудоспособных граждан от хронической и массовой безработицы. В свою очередь, воздействуя на решение задач в области занятости и социальной политики в целом, государство системой взаимосвязанных мер участвует в создании и поддержке необходимого для экономического возрождения социально-политического климата.

Таким образом, речь идет о формировании регулирующей функции государства в области занятости населения, которое не должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве населения, им следует охватить и сферу «занятого9quot; наемного труда (внутрифирменный рынок труда). Невнимание к этой сфере может сказаться на уровне занятости и безработицы, постоянно сводя на нет меры по трудоустройству незанятого населения, состав которого будет пополняться из среды занятого наемного труда.

Общая закономерность, действие которой в условиях перехода экономики к рыночным отношениям не вызывает сомнения, состоит в зависимости от уровня и динамики инвестиций.

Основная проблема при этом заключается не в необходимости резкого снижения гипертрофированно раздутого объема капитальных вложений, а в изменении источников финансирования, главным из которых был государственный бюджет, в сторону повышения роли негосударственного (акционерного, частного) капитала.

Для решения проблем занятости государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда.

Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется: появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности; привлечение внутренних и иностранных инвестиций; обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню развития материально-технической базы.

Для обеспечения занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до сих пор развивается преимущественно одно посредничество, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного спроса населения, отсутствия необходимых навыков, ограниченности возможностей получения соответствующих профессий.

Итак, в последнее время безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. [1]

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экономические науки

В данной статье рассмотрены проблемы занятости населения в Российской Федерации. А так же изучены методы применяемые органами власти для регулирования и стимулирования занятость населения.

Похожие материалы

В сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации рынок не может оказать автоматического влияния на процесс саморегулирования и трудоустройство населения. В России органами власти проводится регулирование занятости населения при помощи применения различных форм, средств и методов, которые прямо или косвенно воздействуют на население и стимулируют пробуждение их интересов в сфере самореализации человека, как одного из механизмов рыночной системы. Обеспечение населения рабочими местами является одной из приоритетных задач, которая стоит перед правительством РФ.

Российское законодательство о занятости и трудоустройстве представляет собой систему нормативных актов, основанную на Конституции РФ, которая в ст. 37 провозглашает свободу труда, а также право каждого на защиту от безработицы. Ведущую роль в этой системе играет Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

В целом правовой институт занятости населения имеет комплексный характер, так как включает нормы не только трудового, но и административного, финансового права, права социального обеспечения.

Государственная политика занятости выражает конституционные права граждан демократического государства на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, включая свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор видов деятельности. Государство не должно возлагать свое обязательство по формированию системы занятости населения на частный сектор экономики, а именно на малый, средний и крупный бизнес. Оно должно отвечать потребностям людей в сфере занятости, а также требованиям рыночной экономики, государство должно помогать в достижении баланса по предложению рабочей силы и рабочих мест, совершенствованию трудовой и интеллектуальной деятельности, а также государственными усилиями должно улучшаться вся система обучения и переквалификация трудовых ресурсов в сфере занятости.

Говоря о политике в сфере труда, отметим, что она должна решать определенные задачи, связанные с ликвидацией возникших дисбалансов и диспропорций в сфере занятости в процессе функционирования рыночной экономики. Её основной задачей является минимизация социально-экономических издержек безработицы и повышение мобильности и конкурентоспособности рабочей силы.

Государственное регулирование занятости населения можно определить как совокупность принципов, методов и инструментов воздействия государства на процессы формирования, распределения, обмена и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности ее функционирования и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. В условиях формирования рыночной системы хозяйствования управление занятостью населения приобретает качественно новое содержание.

По характеру влияния на трудовую деятельность методы государственного регулирования делятся на:

Прямые методы непосредственно определяют состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов, реализуясь в создании фондов и разработке специальных программ занятости; установлении систем оплаты труда и форм договорных отношений и т.д.

Основными прямыми регуляторами являются: государственный заказ (тренд), квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование, целевые государственные программы.

Косвенные методы создают заинтересованность субъектов хозяйствования в определенных действиях и реализуются преимущественно через механизмы налоговой и кредитной политики.

По форме участия государства в регулировании занятости можно выделить следующие методы:

  1. Законодательно-правовые.
  2. Социально-экономические.
  3. Административно-организационные.

В последнее время некоторые экономисты в качестве самостоятельной формы стали выделять социально-психологические методы.

Наиболее важным является законодательное регулирование занятости населения. Оно включает регламентацию отношений между работодателями и работниками по поводу найма, увольнения, оплаты и условий труда на основе закрепления в законодательном порядке организационных форм обеспечения занятости населения, а также их отношений с государственными структурами и органами самоуправления различных уровней, предусматривает установление правового положения субъектов на рынке труда, закрепление льгот и гарантий для отдельных категорий населения. Законодательное регулирование, прежде всего, основано на Конституции РФ, которая юридически закрепляет право граждан на труд, выбор профессии, рода занятий и работы. Правовой базой регулирования трудовых отношений являются Трудовой кодекс, нормативно-законодательные документы по оплате и охране труда, договоры подряда, трудовые соглашения. Основным законодательным актом по регулированию занятости населения выступает закон «О занятости населения в РФ».

Центральное место в системе государственного регулирования принадлежит экономическим методам, которые реализуются через систему налоговых, денежно-кредитных механизмов, бюджетное финансирование, государственные ограничения (лицензии, квоты, госзаказы) и др.

Экономический механизм регулирования занятости населения основан на формировании материальной базы обеспечения государственных гарантий в сфере трудовых отношений. Для создания благоприятных экономических условий, без которых невозможно решение проблемы повышения эффективности занятости, государство должно проводить соответствующую налоговую и денежно-кредитную политику, обеспечивающую стабильность экономической среды, активизацию структурной перестройки производства и стимулирующую расширение малого предпринимательства. Экономическое регулирование должно базироваться, прежде всего, на инвестиционной, финансово-кредитной и налоговой политике, направленных на стимулирование создания новых рабочих мест, повышение качества и мобильности рабочей силы, развитие малого и среднего бизнеса.

Оно включает следующие элементы:

  • Инвестирование в экономику и человеческий капитал, направление капитальных вложений для расширения сферы приложения-труда в приоритетных ее отраслях;
  • Совершенствование налоговой политики, разработка системы льгот в целях расширения хозяйственной деятельности и занятости населения;
  • Льготное кредитование субъектов хозяйствования для стимулирования создания новых рабочих мест;
  • Трансформация форм собственности на основе разгосударствления и приватизации предприятий;
  • Создание рыночной инфраструктуры;
  • Реформирование системы оплаты труда в направлении усиления ее воспроизводственной и стимулирующей функций;
  • Устранение резкой дифференциации в доходах и повышение уровня социального обеспечения различных категорий населения.

Социальные механизмы государственного управления направлены на формирование системы защиты трудовых прав граждан в условиях структурной перестройки экономики и реализации механизма банкротства предприятий, развитие социального партнерства, содействие обеспечению занятости лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, и обеспечение социальной защиты населения на основе создания системы страхования от безработицы.

Список литературы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.
  2. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2016) «О занятости населения в Российской Федерации».
  3. Гусов А.Ю. Занятость как социально-правовое явление // Труд и социальные отношения. — 2015. — № 1. — С. 110-114.
  4. Жеребин В.М. Модернизация экономики и занятость населения // Вопросы статистики. — 2015. — № 10. — С. 19-30.
  5. Кривошеев В.М. Проблемы эффективной занятости при переходе к экономике инноваций // Человек и труд. — 2013. — № 7. — С. 29-31.
  6. Нестерова А. Рынки труда в условиях экономического кризиса: варианты политики занятости // Журнал международного права и международных отношений. — 2012. — № 1. — С. 94-99.
  7. Низова Л.М. Безработица как индикатор государственного регулирования занятости населения // Журнал экономической теории. — 2014. — № 4. — С. 125-133.
  8. Панкратов П.Б. Государственная политика в сфере труда и занятости населения // Экономика и управление. — 2013. — № 11. — С. 47-52.

© NovaInfo.Ru, 2009–2017гг.

Под общей редакцией зав. кафедрой экономической теории ВВАГС, доктора экономических наук, профессора Г.Н. Власова и кандидата экономических наук, доцента А.М. Желтова.

Нижний Новгород, 1998

Занятость и безработица: вопросы теории и практики

К важнейшим макроэкономических показателям и условиям, характеризующим уровень и качество жизни, относится занятость. Под занятостью понимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу.

Проблема занятости населения — это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Согласно новому российскому законодательству о занятости населения безработными признаются граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться, и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы. То есть безработными счи­таются трудоспособные граждане, не достигшие пенсионного возраста, по независящим от них причинам лишившиеся заработка. Причем, лишь те из них, кому служба занятости не предоставила работу.

Безработица (будь то фрикционная, структурная или циклическая) характеризуется как численность взрослого трудоспособного населе­ния, которое не имеет работы и находится в поисках ее. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу. В ра­бочую силу включают всех, кто может трудиться и трудится, кто занимается домашним хозяйством, кто ведет самостоятельное дело, кто ищет работу. Сюда не входят, разумеется, те лица, которые не вошли в производство (или в трудовую деятельность) по возрасту — дети, или уже вышли из него по возрасту — пенсионеры, а также обучающаяся молодежь (школьники, студенты), инвалиды и военнослужащие. Одним словом, те, кто не мог и не должен был работать, а также те, кто не искал работу.

Отсюда следует вывод: добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы. В США например, 1/5 всей рабочей силы меняет работу каждый год.

Занятость остается полной при отсутствии циклической безра­ботицы: для достижения полной занятости в расчет не принимается фрикционная и структурная безработица.

Итак, полная занятость не означает отсутствия безработицы.

Не случайно, как принято в западной литературе, естественный уровень безработицы при полной занятости равен сумме фрикционной и структурной безработицы.

Для исчисления безработицы используются различные показатели, но общепринятым, в том числе и в Международной организации труда, является норма безработицы. Она определяется как отношение обще­го количества безработных к численности рабочей силы, выраженное в процентах. Экономисты Запада считают вполне нормальным и неиз­бежным явлением естественный уровень безработицы в пределах до 5—6 %. Если занятость рабочей силы составляет 94—95 %, то это и есть достижение полной занятости трудоспособного населения.

Что касается проблемы занятости в нашей стране, то государст­во сняло с себя обязанность каждому гарантировать рабочее место. В порядке компенсации определен статус безработного, открыта регистрация безработных, начата выплата пособий, организуется переобучение.

В России среди безработных более половины имеют высшее и среднее специальное образование. В общей численности безработных свыше 70 % женщин, 30 % молодежь в возрасте 16—29 лет. Около 1 млн. человек не желают работать и добывают средства к существо­ванию незарегистрированной коммерческой деятельностью или иными способами. При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на проблему занятости. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязан­ностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения свободного выбора формы и вида занятости, т.е. каждый человек вправе свободно избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решения об участии в ней.

Законодательством о занятости в РФ предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы, т.е. провозглашается демократический принцип добровольности труда. Запре­щается административное принуждение людей к труду. В настоящее время легализованы как законные общественно признанные формы трудовой деятельности: работы на дому, в домашнем хозяйстве, вос­питание детей, уход за престарелыми людьми и инвалидами и т.д.

Индивидуальный труд и предпринимательская деятельность приоб­ретают статус столь же общественно признанных форм, как и труд в общественном производстве. Законом предусмотрена профессиональная деятельность российских граждан за рубежом.

На принципах равнодоступности должны иметь место работы по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику.

Принципиальное значение различных форм организации труда со­стоит в том, что их раскрепощенность, свобода, гибкость соответ­ствуют духу и принципам рыночной экономики.

Законодательство о занятости населения предусматривает целый комплекс гарантий права на труд и мер по предложению (предоставлению) людям подходящей работы с учетом профессии, стажа, воз­раста, места жительства.

Остановимся на мировом опыте государственного регулирования занятости. В промышленно развитых странах широко используются различные виды социальной помощи безработным, а также различного рода субсидии.

Воздействие государственного регулирования в сфере занятости идет по следующим основным направлениям:

1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в госсекторе;

2) программы по подготовке и переподготовке рабочей силы;

3) программы содействия найму рабочей силы.

Государственными субсидиями поощряется частичная занятость или работа неполную рабочую неделю.

Для уменьшения безработицы практикуется «досрочный9quot; выход на пенсию. В США, например, в 80-е гг. период трудовой активности был сокращен для 23 % лиц предпенсионного возраста. В Англии было создано 750 тыс. рабочих мест за счет досрочного ухода на пенсию. Что касается социальной помощи, то она осуществляется несколькими путями: пособие по безработице, денежная поддержка и материальная помощь.

1. Пособие по безработице. Это наиболее крупное материальное вспомоществование. Его получают лица, зарегистрированные на бирже труда, имеющие определенный стаж работы и вносившие взносы в фонд по безработице. Кстати, фонд страхования по безработице формирует­ся из трех источников: обязательные взносы предпринимателей; взносы самих работников; дотации бюджета.

И тем не менее, пособие по безработице не обеспечивает прожиточного минимума. В силу целого ряда причин пособие получают, как правило, не более половины безработных. К тому же срок получения пособия по безработице ограничен: в ФРГ — 100 недель, Япония — 40, США — 30.

2. Денежная поддержка. Это второй этап финансовой помощи не имеющим работы. В одних странах она составляет твердую ставку (например, во Франции), в других, как и пособие по безработице, составляет определенную долю заработка (например, в ФРГ — это примерно 60 %). В некоторых странах, в частности, в США и Японии, денежная поддержка не осуществляется. В отличие от пособия по безработице денежная поддержка носит частичный, разовый характер.

3. Материальная помощь. Если тот или иной человек не работает и не может по какой-либо причине:

б) получать пособие и денежную поддержку;

в) срок получения пособия истек,

государство выделяет безработному и его семье: некоторые денежные средства; оплачивает некоторые коммунальные услуги: частично погашает квартплату; выдаются талоны на питание и т.д. Все это делается, чтобы поддержать безработного хотя бы на уровне прожиточного минимума.

Регулирование занятости — совокупность мер государственного прямого и косвенного воздействия на рынок труда с целью достиже­ния поставленных целей. Цели регулирования занятости отражают нормативное состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая актуальные проблемы.

Регулирование занятости имеет несколько уровней:

— общегосударственный уровень, где решаются кардинальные социально-экономические задачи общества, причем большинство принимаемых решений в той или иной степени отражаются на занятости;

— региональный уровень, находящийся в пределах компетенции местных властей и возможностей соответствующих бюджетов, где принимаются решения по вопросам регулирования рынка труда, включая вопросы сдерживания массового высвобождения работников, расшире­ния социальной помощи безработным и другое;

— локальный уровень, где осуществляются взаимоотношения субъектов рынка труда, конкретного человека с работодателем, Центром занятости, местными органами исполнительной власти.

На всех уровнях регулирование должно осуществляться на основе общеэкономической концепции социально ориентированной рыночной экономики. С этой целью необходимо решить две наиболее важные задачи регулирования занятости.

Первая задача заключается в определении долгосрочной перспек­тивы, предусматривающей стабилизацию общего спроса на труд, и уров­ней скрытой, частичной безработицы с их последующим снижением, при эффективном использовании занятых и более гибком спросе населения на рабочие места.

Вторая задача, ориентированная на краткосрочную и среднесроч­ную перспективы, предусматривает воспрепятствование массовому высвобождению потенциальных безработных и резкому увеличению реальной (открытой), в том числе застойной (длительной) безрабо­тицы. Здесь также предполагается взаимоувязанное высвобождение работников и создание новых рабочих мест с целью ограничения полного заблокирования процессов рационализации занятости.

Меры государственного воздействия на рынок труда должны быть оценены с позиции учета интересов работников и предпринимателей. Государственное регулирование занятости должно осуществляться по следующим основным направлениям:

1. Поддержка индивидуальных частных предпринимателей — ремесленничество, надомный труд и т.д. т.е. занятость, не требующая крупных затрат.

2. Создание в регионах частных бюро содей ствия занятости (без права признания ищущих работу в качестве безработных) для оказ ания со действия в трудоустройстве и самостоятельной занятости элитар­ ным клиентам (т.е. той профессионально подготовленной части насе ­ления, которая никогда не обратится в бюро по трудоустройству или за пособием). Создание таких бюро должно быть исключительным правом органов государственной власти субъектов Ф едерации.

3. Создание специальных предприятий для организации обществен­ ных работ (средства на оплату труда резервируются за счет регио нального фонда занятости, средства на материальные затраты — из региональных и местных бюджетов).

4. Организация переобучения работников, подлежащих сокращению, — без прекращения с ним и трудового договора.

5. Использование администрациями регионо в права на передач у части з емельного фонда всем желающих инвесторам (в том числе иностранным) под обязательство создать новые предприятия (новые рабочие места), материальная и финансовая поддержка их создания.

6. Принятие в особых случаях мер по развитию частной индиви­ дуальной деятельности.

7. Создание специальных предприятий для обеспечения надомного труда.

8. Соз дание предприятий для организации общественных работ по благоустройству, обслуживанию престарелых и т.д.

9. Создание новых казенных предприятий на базе определенных федеральными органами несостоятельных предприятий.

10. Обеспечение специальных программ внутренней миграции населения из кризисных районов.

Основными направлениями политики содействия занятости населе­ ния являются:

— преодоление неблагоприятных тенденций, связанных с падением инвестиционной активности, снижением объема производства, инфляцией;

— сдерживание массового высвобождения работающих граждан, прежде всего на градообразующих предприятиях;

— создание условий для раз вития з анятости в альтернативных негосударственных секторах экономики;

— обеспечение целевой поддержки и защиты гра ждан, находящихся под риском увольнения;

— осуществление дополнительных м ер содействия занятости слабо­защищенных категорий населения на рынке труда;

— смягчение последствий длительной безработицы.

В целях смягчения ситуации на рынке труда совм естным и дейст­ виям и социальных партнеров (органы государственной власти, мест­ ного самоуправления, различные фонды поддержки предприниматель­ ства, службы занятости, агентства Ф едерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий, торгово-про­мышленные палаты, ассоциации и конфедерации предприятий и пред­ принимателей, базовые учебные заведения) должны осуществляться следу ющие меры:

1. Определение приоритетов по созданию и сохранению рабочих мест по отраслям и территориям.

2. Разработка предложений по созданию и сохранению рабочих мест в ре гионах с критической ситуацией на рынке труда.

3. Организация и проведение социальной экспертизы раз рабаты­ваемых целевых инвестиционных программ по вопросам их влияния на создание и сохранение рабочих мест.

4. Подготовка предложений в законодательные органы по вопро­сам предоставления налоговых льгот предприятиям, сохраняющим и создающим экономически целесообразные рабочие места.

При оказ ании финансовой поддержки преимущества должны полу­чать предприятия, находящиеся на территориях с критической ситуа­цией на рынке труда, градообразующие, сохраняющие или соз дающие рабочие места для слабозащищенных групп незанятого населения.

Прогнозируемое ухудшение ситуации на рынке труда потребует от местных органов законодательной и исполнительной власти, служб занятости принятия дополнительных мер по обеспечению з анятости населения в экстремальных условиях на рынке труда, в числе которых:

— разработка программ экстренных краткосрочных мер по снятию социальной напряженности;

— проведение экспертизы финансового состояния предприятий и организаций, осуществляющих массовое высвобождение работников;

— приостановка процесса м ассового высвобождения работников или его поэтапное проведение;

— увеличение м асштаба общественных работ;

— организация опережающего обучения и переподготовки работни­ ков предприятия в период проведения реорганизационных и ликвида­ ционных процедур.

В числе мер, направленных на повышение эффективности работы, — укрепление социального партнерства органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзов и других социальных партнеров в решении проблем занятости населения.

Политика на рынке труда в предстоящий период будет направлена на обеспечение рациональной структуры занятости населения, дости­жение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест, предупрежде­ние м ассовой безработицы, создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест, развитие кад рового потенциала, совершенствование системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, рост мобильности трудовых ресурсов.

В этих целях намечается активизировать меры по структурной перестройке экономики, стимулированию роста объемов производства, поддержке отечественных производителей, оз доровлению финансового состояния предприятий. Общеэкономическую, бюджетную и кредитную политику предусматривается в большей степени ориентировать на пов ышение инвестиционной активности и реализацию важнейших целевых инвестиционных программ, на поощрение иностранных инвестиций для создания новых рабочих мест.

Современная ситуация на рынке труда значительно отличается от существовавшей в начале экономической реформ ы. За последние 4 года численность занятого населени я сокр атилась на 9 %. В настоящее врем я более 6,5 м лн. человек не им еют занятия, но активно его ищут. Почти 2 ,7 м лн. человек зарегистрированы в органах с лужбы занятости в качестве безработных, растет длительность без­ работицы.

Изм енилась отраслевая структура занятости, у меньшилось число работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности, несколько возросла заня­ тость в социально- культурных отраслях. В промышленности имеют место регрессивные структурные сдвиги в польз у добывающих отраслей. Отраслевы е структурные изменения выз вали обострение региональных проблем занятости. В 47 субъектах Российской Ф едерации безрабо­ тица превышает средний уровень по стране, в отдельных городах наблюдается массовая безработица.

Кардинально поменялась структура занятых по формам собствен­ности — в настоящее время треть работающих заняты в частном сек­ торе экономики. Более 4 млн. человек рабо тают неполное время или находятся в вынужденных отпусках. Во многом это связано со стрем­лением администраций предприятий и органов исполнительной власти субъектов Российской Ф едерации сдержать массовую безработицу. Ускоренно раз вивается вторичная и самостоятельная занятость, в том числе в теневом секторе экономики.

Осложняется положение с занятостью женщин и молодеж и. Для преодоления негативных явлений в сфере занятости и реше­ния поставленных з адач на федеральном и региональном уровнях предполагается осуществить:

— проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой по­литики, стим улирующей более полное использование имеющихся рабо­чих мест, развития малых предприятий, направлений капитальных вложений как в перспективно раз вивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

— разработку на основе прогнозов социально-экономического развития генеральной схем ы развития рабочих м ест;

— введения си стемы стимулирования развития предпринимательства малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности прежде всего в регионах с критической ситуацией на рынке труда;

— оптимизацию масштабов занятости в негосударственном секторе экономике;

— разработку специальных программ по стабилизации занятости в регионах с кризисной ситуацией на рынке труда, монопромышленных городах, районах Крайнего Севера.

Ф едеральными органами исполнительной власти совместно с орга­нами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и мест­н ого самоуправлени я будет обеспечено:

— дальнейшее развитие системы непрерывного образ ования, включая внутрипроизводственное обучение, расширение возможностей самообучения, поддержка опережающего обучения персонала, находя­ щегося под риском увольнения;

— поэтапное осуществление мер по смягчению социальных послед­ ствий долговременной (з астойной) безработицы;

— расширение структуры и видов общественных работ, условий их организации, проведения и финансирования с учетом качественного состава безработных и социально- экономических потребностей регио­нов;

— развитие гибких форм занятости;

— реформирование системы назначения и выплаты пособий по безработице, разработка мер, способствующих активному поиску ра­ боты, участию в общественных работах и профессиональной перепод готовке. При определении минимального размера пособия по безрабо­ тице отказаться от использования в качестве нормы минимального размера оплаты труда;

— повыш ение финансовой устойчивости Государственного фонда занятости населения Российской Ф едерации, расширение источников его формирования, введение нового механизм а перераспределения средств фонда. Субсидии из фонда занятости будут предоставляться предприятиям только для реализации програм м по обеспечению заня­ тости инвалидов, переквалификации работников перед их высвобожде­ нием, обучению молодежи без отрыва от производства, а также по поддержке лиц, не имеющих работы свыше 6 месяцев;

— осуществление мер по усилению социальной защиты работников, работающих в режиме неполного рабочего дня (недели) или находящих­ ся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с временной остановкой производства;

— разработка специальных программ, направленных на расширение занятости для отдельных социальных групп населения — молодежи, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов;

— внедрение в практику социальных планов предприятий, осуществ­ляющих массовое высвобождение работников, предусмотрев в них временное из менение условий и режимов труда, досрочный выход на пенсию, дополнительные социальные льготы для увольняемых.

Программа социальных реформ на период 1 996—2 000 годы.

Программа Правительства Р Ф » Реформы и развитие Российской экономики в 1995—1997 годы» .

Среднесрочная программа Правительства РФ на 1997—2000 годы » Структурная перестройка и экономический рост».

Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1 996—2 000 годы.

Социальная политика и рынок труда: вопросы теории и практики. — М., 1996.

Программа соде йствия зан ятости населения Нижегородской области на 1998 год.

Введение в рыночную эконом ику/ Под ред. А. Лившица и И. Никулиной. — М., 1994, гл. 14.

Учебник по основам эконом ической теории. — М., 1994, гл.16.

Эклунд К. Эффективная эконом ика. Шведская модель. — М., 1991, гл. II.

Экономика. Учебник/ Под ред. А. Булатова. — М., 1994, гл. 8.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *