Государственная система обеспечения единства измерений

Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)

Вся метрологическая деятельность в Российской Федерации основывается на конституционной норме, которая устанавливает, что в федеральном ведении находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, и закрепляет централизованное руководство основными вопросами законодательной метрологии, такими, как единицы ФВ, эталоны и связанные с ними другие метрологические основы. В развитие этой конституционной нормы приняты законы «Об обеспечении единства измерений» и «О техническом регулировании», детализирующие основы метрологической деятельности.

Государственная система обеспечения единства измерений — это система обеспечения единства измерений в стране, реализуемая, управляемая и контролируемая федеральным органом исполнительной власти по метрологии — Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Ростехрегулирование является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии находится в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.

Деятельность по обеспечению единства измерения (далее — ОЕИ) направлена на охрану прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики путем защиты от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений во всех сферах жизни общества на основе конституционных норм, законов, постановлений Правительства РФ и НД.

В частности, деятельность по ОЕИ осуществляется в соответствии с:

— Конституцией РФ (ст. 71 р);

— Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» №102-ФЗ от 28.06.2008 г;

— постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг»;

— ГОСТ Р 8.000—2000 «Государственная система обеспечения единства измерений» и другими стандартами системы ГСИ, принимаемыми и утверждаемыми агентством Ростехрегулирование.

ОЕИ в стране осуществляется:

на государственном уровне;

на уровне федеральных органов исполнительной власти;

на уровне юридических лиц.

Цель государственной системы обеспечения единства измерений — создание общегосударственных правовых, нормативных, организационных, технических и экономических условий для решения задач по обеспечению единства измерений и предоставление всем субъектам деятельности возможности оценивать правильность выполняемых измерений.

Основные задачи ГСИ:

— разработка оптимальных принципов управления деятельностью по ОЕИ;

— организация и проведение фундаментальных научных исследований с целью создания более совершенных и точных методов и средств воспроизведения единиц и передачи их размеров;

— установление системы единиц величин и шкал измерений, допускаемых к применению;

— установление основных понятий метрологии, унификация их терминов и определений;

— установление экономически рациональной системы государственных эталонов;

— создание, утверждение, применение и совершенствование государственных эталонов;

— установление систем (по видам измерений) передачи размеров единиц величин от государственных эталонов средствам измерений, применяемым в стране;

— создание и совершенствование вторичных и рабочих эталонов, комплексных поверочных установок и лабораторий;

ГСИ состоит из следующих подсистем:

Правовая подсистема — комплекс взаимосвязанных законодательных и подзаконных актов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам деятельности по ОЕИ.

Техническая подсистема представлена совокупностью:

— межгосударственных, государственных эталонов, эталонов единиц величин и шкал измерений;

— стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

— стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов;

— средств измерений и испытательного оборудования, необходимых для осуществления метрологического контроля и надзора;

— специальных зданий и сооружений для проведения высокоточных измерений в метрологических целях;

— научно-исследовательских, эталонных, испытательных, калибровочных и измерительных лабораторий.

Организационная подсистема представлена метрологическими службами.

— Государственной метрологической службой (ГМС);

— справочными метрологическими службами (CMC);

— метрологическими службами федеральных органов исполнительной власти;

— метрологическими службами организаций (МСО).

—подразделения центрального аппарата агентства Ростехрегулирование, осуществляющие функции планирования, управления и контроля деятельности по ОЕИ на межотраслевом уровне;

— государственные научные метрологические центры;

— органы ГМС в субъектах РФ (на территориях республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, округов и городов) — ЦСМ.

Государственные научные метрологические центры представлены такими институтами, как ВНИИ метрологической службы (ВНИИМС, г. Москва), ВНИИ метрологии им. Д.И. Менделеева (ВНИИМ, г. Санкт-Петербург); НПО «ВНИИ физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ, пос. Менделеево Московской обл.); Уральский НИИ метрологии (УНИИМ, г. Екатеринбург) и др. Указанные научные центры не только занимаются разработкой научно-методических основ совершенствования российской системы измерений, но и являются держателями государственных эталонов.

В России функционирует более 90 ЦСМ (соответственно их метрологических подразделений), которые выполняют функции региональных органов ГМС на территориях субъектов РФ, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Агентство Ростехрегулирование осуществляет методическое руководство тремя государственными справочными службами: Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) и Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).

ГСВЧ осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию работ по обеспечению единства измерений времени, частоты и определения параметров вращения Земли. Об этой службе рядовой житель страны узнает два раза в год — при переходе на летнее и зимнее время. Потребителями измерительной информации ГСВЧ являются службы навигации и управления самолетами, судами и спутниками, Единая энергетическая система и пр.

ГССО обеспечивает создание и применение системы стандартных (эталонных) образцов состава и свойств веществ и материалов — металлов и сплавов, нефтепродуктов, медицинских препаратов, образцов почв, образцов твердости различных материалов, образцов газов и газовых смесей и др.

ГСССД обеспечивает разработку достоверных данных о физических константах, о свойствах веществ и материалов, в том числе конструкционных материалов, минерального сырья, нефти, газа и др.

Метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц могут создаваться в министерствах (ведомствах), организациях, на предприятиях и в учреждениях, являющихся юридическими лицами, для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений, осуществления метрологического контроля и надзора.

При выполнении работ в сферах, предусмотренных ст. 13 Закона об обеспечении единства измерений, создание МС для обеспечения единства измерений является обязательным. Так, МС созданы в Минздраве, Минатоме, Минприроде, Миноборонпроме и других федеральных органах исполнительной власти. МС функционируют в РАО ЕЭС России, РАО «Газпром», НК ЮКОС, НК «Лукойл». Права и обязанности МС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями органов управления или юридических лиц.

Если на достаточно крупных предприятиях (в законодательно утвержденных сферах) организуются полноценные МС, то на небольших предприятиях рекомендуется назначать лиц, ответственных за обеспечение единства измерений. Для ответственных лиц утверждается должностная инструкция, в которой устанавливаются их функции, права, обязанности и ответственность.

ГМС России в своей деятельности учитывает документы международных региональных организаций по метрологии.

4. Государственная система обеспечения единства измерений

Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) – это система обеспечения единства измерений в стране, реализуемая, управляемая и контролируемая федеральным органом исполнительной власти по метрологии – агентством Ростехрегулирование.

Единство измерений – состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью.

Деятельность по обеспечению единства измерений (ОЕИ) направлена на охрану прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики путем защиты от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений во всех сферах жизни общества на основе конституционных норм, законов, постановлений Правительства РФ и нормативных документов.

Деятельность по обеспечению единства измерений осуществляется в соответствии с:

законом РФ «Об обеспечении единства измерений»;

постановлением Правительства РФ от 12.02.94 №100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг»;

ГОСТ Р 8.000–2000 «Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения»;

другими стандартами системы ГСИ, принимаемыми и утверждаемыми агентством Ростехрегулирование.

ОЕИ в стране осуществляется:

на государственном уровне;

на уровне федеральных органов исполнительной власти;

на уровне юридических лиц.

Цель ГСИ – создание общегосударственных правовых, нормативных, организационных и экономических условий для решения задач по ОЕИ и предоставление субъектам деятельности возможности оценивать правильность выполняемых измерений.

Основные задачи ГСИ:

научные исследования по воспроизведению и передачи размеров единиц;

установление систем единиц, основных понятий и терминов метрологии;

создание и совершенствование эталонов и систем передачи размеров единиц;

аттестация методик выполнения измерений;

осуществление государственного метрологического надзора и контроля;

аккредитация метрологических служб;

информационное обеспечение по вопросам ОЕИ;

совершенствование и развитие ГСИ.

ГСИ включает в себя следующие подсистемы:

1) Правовая подсистема – комплекс взаимосвязанных законодательных и подзаконных актов по ОЕИ;

2) Техническая подсистема:

совокупность эталонов единиц величин;

совокупность стандартных образцов свойств вещества;

совокупность исследовательских, эталонных, измерительных, поверочных лабораторий;

3) Организационная подсистема:

государственная метрологическая служба;

иные государственные службы ОЕИ;

метрологические службы федеральных органов.

4.1. Правовая подсистема гси

Правовой основой обеспечения единства измерений служит законодательная метрология, которая представляет собой свод государственных актов и нормативно–технических документов различного уровня, регламентирующих метрологические правила, требования и нормы.

По состоянию на 2007 год нормативная база метрологии представлена более 2800 нормативными документами: 420 национальных стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р), 28 Российских правил по метрологии (ПР), 2186 рекомендаций государственных метрологических научных центров (МИ) и пр.

Основными правовыми актами по метрологии в России являются:

Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.93, № 4871–1 в редакции 2003 г.

РМГ 29–99. Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения.

МИ 2247–93 ГСИ. Метрология. Основные термины и определения.

ГОСТ 8.417–2002 ГСИ. Единицы физических величин.

ПР 50.2.006–94 ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения.

ПР 50.2.009–94 ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерения.

ПР 50.2.014–94 ГСИ. Аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений.

МИ 2277–94 ГСИ. Система сертификации средств измерений. Основные положения и порядок проведения работ.

ПР 50.2.002–94 ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм.

ПP 50.2.004–94 ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

ПР 50.2.017–95 ГСИ. Положение о российской системе калибровки.

Постановление Госстандарта России от 8 февраля 1994 г. № 8 «Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений» (зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 1994 г. №741).

Постановление Госстандарта России от 08.02.94 № 8 «Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций» (зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 1994 г. № 740).

Постановление Госстандарта РФ от 28 декабря 1995 г. N 95 «Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ» (зарегистрировано в Минюсте РФ 27 февраля 1996 г. № 1037).

Постановление Госстандарта РФ от 8 февраля 1994 г. № 8 «Требования к государственным центрам испытаний средств измерений и порядок их аккредитации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 13 июля 1994 г. № 635).

ИСО 10012–1:1992. «Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования. – Часть 1. Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования».

Основные положения Закона РФ «Об обеспечении единства измерений»

В 1993 г. принят Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». До того по существу не было законодательных норм в области метрологии. Правовые нормы устанавливались постановлениями Правительства. По сравнению с положениями этих постановлений Закон установил немало нововведений – от терминологии до лицензирования метрологической деятельности в стране. Установлено четкое разделение функций государственного метрологического контроля и государственного метрологического надзора; пересмотрены правила калибровки, введена добровольная сертификация средств измерений и др.

1) защита от недостоверных результатов измерений;

2) содействие научно–техническому и экономическому прогрессу на основе использования эталонов и результатов измерений гарантированной точности;

3) создание благоприятных условий для международных и межфирменных связей;

4) адаптации российской системы измерений к мировой практике.

Особенность Закона в отличие от зарубежных законодательных положений по метрологии заключается в том, что, несмотря на основные сферы его приложения – торговля, здравоохранение, защита окружающей среды, внешнеэкономическая деятельность – он распространяется на некоторые области производства в части калибровки средств измерений метрологическими службами юридических лиц с использованием эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин. Закон предоставляет право аккредитованным метрологическим службам юридических лиц выдавать сертификаты о калибровке от имени органов и организаций, которые их аккредитовали.

В отличие от зарубежных стран, где федеральные органы устанавливают только основы законодательства об ОЕИ, в РФ эти отношения регулируются лишь федеральными законодательными актами.

В статье 1 Закона приведены основные понятия, которые законодательно закреплены и принимаются для целей Закона. К ним относятся понятия единства и средства измерений, эталон, метрологическая служба, поверка и калибровка средств измерений, аккредитация на право поверки и др. Необходимо отметить, что эти определения соответствуют официальной терминологии Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ).

Статья 4 Закона определяет орган, который осуществляет государственное управление деятельностью по ОЕИ – ранее это был Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), который после выхода Закона РФ «О техническом регулировании» и реорганизации Правительства РФ с 2004 г называется Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). В этой же статье определена компетенция данного органа.

Статьи 6–8 Закона посвящены единицам величин и средствам и методикам выполнения измерений. В них указывается, что в РФ допускаются к применению единицы величин СИ. Но указано, что правительством РФ могут быть допущены к применению также и внесистемные единицы величин.

В статье 9 указано, что измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками выполнения измерений.

Статья 10 Закона определяет состав и компетенцию Государственной метрологической службы и иные государственные службы ОЕИ. Государственная метрологическая служба выполняет работы по ОЕИ в масштабах страны и включает:

государственные научные метрологические центры (ВНИИМ, ВНИИФТРИ, СНИИМ, УНИИМ и др.);

территориальные органы ГМС.

К иным государственным службам ОЕИ относятся:

Государственная служба времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ);

Государственная служба стандартных образцов состава и свойств вещества и материалов (ГССО);

Государственная служба стандартных справочных данных и физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).

Юридические и физические лица, а также государственные органы управления Российской Федерации, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско – правовую ответственность.

Административные взыскания, предусмотренные ст. 170 Кодекса РСФСР, могут применяться государственными инспекторами органов Госстандарта России в комплексе с мерами, установленными на случай нарушения метрологических правил и норм Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» (например, запрет применения непригодных средств измерений с одновременным наложением денежного штрафа на виновное лицо).

Гражданско–правовая ответственность наступает в ситуациях, когда в результате нарушений метрологических правил и норм юридическим или физическим лицам причинен имущественный или личный ущерб. Причиненный ущерб подлежит возмещению по иску потерпевшего на основании соответствующих актов гражданского законодательства.

К уголовной ответственности нарушители метрологических требований привлекаются в тех случаях, когда имеются признаки состава преступления, предусмотренные Уголовным кодексом. К ним могут быть отнесены: халатность, нарушение правил метрологии, выпуск или продажа товаров (услуг), не отвечающих требованиям безопасности. Уголовное дело может возбуждаться также по инициативе органов госнадзора Госстандарта РФ при соответствующих результатах проведенных проверок.

Государственная метрологическая служба подчиняется по вертикали только Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии, в рамках которого она существует обособленно и независимо.

Метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц (статья 11) создаются в необходимых случаях для выполнения работ по ОЕИ.

При выполнении работ в некоторых сферах деятельности в соответствии со статьей 13 Закона (здравоохранение, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности труда, торговые операции, оборона и др.) создания метрологических служб является обязательным.

1 РАЗРАБОТАН Управлением метрологии Госстандарта России,

Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы (ВНИИМС) Госстандарта России,

Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологии им. Д.И. Менделеева (ВНИИМ им. Д.И. Менделеева) Госстандарта России,

Всероссийским научно-исследовательским институтом физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ),

Техническими комитетами по стандартизации ТК 53 «Основные нормы и правила в области обеспечения единства измерений» и ТК 206 «Эталоны и поверочные схемы»

ВНЕСЕН Управлением метрологии Госстандарта России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 13 марта 2000 г. № 53-ст

3 В настоящем стандарте реализованы нормы Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2004 г.

Содержание

Государственная система обеспечения единства измерений

Основные понятия ГСИ


Единство измерений — состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы. Данное определение дано в ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ от 26.06.2008 N 102-ФЗ «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ» (принят ГД ФС РФ 11.06.2008).

Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) — это система обеспечения единства измерений в стране, реализуемая, управляемая и контролируемая федеральным органом исполнительной власти по метрологии — Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование, бывший Госстандарт).


Деятельность по обеспечению единства измерения направлена на охрану прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики путем защиты от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений во всех сферах жизни общества на основе конституционных норм, законов, постановлений Правительства РФ и нормативных документов (НД).


Обеспечение единства измерений в стране осуществляется:


· на государственном уровне;


· на уровне федеральных органов исполнительной власти;


· на уровне юридических лиц.


Цели и задачи ГСИ. Принципы обеспечения единства изм е рений


Цель государственной системы обеспечения единства измерений — создание общегосударственных правовых, нормативных, организационных, технических и экономических условий для решения задач по обеспечению единства измерений и предоставление всем субъектам деятельности возможности оценивать правильность выполняемых измерений.

Основные задачи ГСИ


· разработка оптимальных принципов управления деятельностью по обеспечению единства измерений;


· организация и проведение фундаментальных научных исследований с целью создания более совершенных и точных методов и средств воспроизведения единиц и передачи их размеров;


· установление системы единиц величин и шкал измерений, допускаемых к применению;


· установление основных понятий метрологии, унификация их терминов и определений;


· установление экономически рациональной системы государственных эталонов;


· создание, утверждение, применение и совершенствование государственных эталонов;


· установление систем (по видам измерений) передачи размеров единиц величин от государственных эталонов средствам измерений, применяемым в стране;


· создание и совершенствование вторичных и рабочих эталонов, комплексных поверочных установок и лабораторий;


· установление общих метрологических требований к эталонам, средствам измерений, методикам выполнения измерений, методикам поверки (калибровки) средств измерений и других требований, соблюдение которых является необходимым условием обеспечения единства измерений;


· разработка и экспертиза разделов метрологического обеспечения федеральных и иных государственных программ, в том числе программ создания и развития производства оборонной техники;


· осуществление государственного метрологического контроля: поверка средств измерений; испытания с целью утверждения типа средств измерений; лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений;


· осуществление государственного метрологического надзора: за выпуском, состоянием и применением средств измерений; эталонами единиц величин; аттестованными методиками выполнения измерений; соблюдением метрологических правил и норм; количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже;


· разработка принципов оптимизации материально-технической и кадровой базы органов Государственной метрологической службы;


· аттестация методик выполнения измерений;


· калибровка и сертификация средств измерений, не входящих в сферы государственного метрологического контроля и надзора;


· аккредитация метрологических служб и иных юридических и физических лиц по различным видам метрологической деятельности;


· аккредитация поверочных, калибровочных, измерительных, испытательных и аналитических лабораторий, лабораторий неразрушаюoего и радиационного контроля в составе действующих в Российской федерации систем аккредитации;


· участие в работе международных организаций, деятельность ко торых связана с обеспечением единства измерений, и в подготовке к вступлению России в ВТО;


· разработка совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти порядка определения стоимости (цены) метрологических работ и регулирования тарифов на эти работы;


· организация подготовки и подготовка кадров метрологов;


· информационное обеспечение по вопросам обеспечения единства измерений;


· совершенствование и развитие ГСИ.


Решение важнейших научно-технических задач, в том числе проблемы обеспечения качества продукции, в значительной степени зависит от достижения единства и достоверности измерений.


Существуют принципы обеспечения единства измерений, к основным из которых относятся:


· применение только узаконенных единиц физических величин (ФВ);


· воспроизведение ФВ с помощью государственных эталонов;


· применение узаконенных средств измерений, которые прошли государственные испытания и которым переданы размеры единиц ФВ от государственных эталонов;


· обязательный периодический контроль через установленные промежутки времени характеристик применяемых средств измерений;


· гарантия обеспечения необходимой точности измерений при использовании поверенных средств измерений и аттестованных методик выполнения измерений;


· использование результатов измерений только при условии оценки их погрешности с заданной вероятностью;


· систематический контроль за соблюдением метрологических правил и норм, государственный надзор и ведомственный контроль за средствами измерений.


Подсистемы ГСИ


ГСИ состоит из следующих подсистем:


· правовой;


· технической;


· организационной.


Правовая подсистема — комплекс взаимосвязанных законодательных и подзаконных актов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к следующим взаимосвязанным объектам деятельности по обеспечению единства измерений:


· совокупности узаконенных единиц величин и шкал измерений;


· терминологии в области метрологии;


· воспроизведению и передаче размеров единиц величин и шкал измерений;


· способам и формам представления результатов измерений и характеристик их погрешности;


· методам оценивания погрешности и неопределенности измерений;


· порядку разработки и аттестации методик выполнения измерений;


· комплексам нормируемых метрологических характеристик СИ;


· методам установления и корректировки межповерочных (рекомендуемых межкалибровочных) интервалов;


· порядку проведения испытаний в целях утверждения типа СИ и сертификации СИ;


· порядку проведения поверки и калибровки СИ;


· порядку осуществления метрологического контроля и надзора;


· порядку лицензирования деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту СИ;


· порядку аккредитации метрологических служб по различным направлениям метрологической деятельности;


· порядку аккредитации поверочных, калибровочных, измерительных, испытательных и аналитических лабораторий, лабораторий неразрушающего и радиационного контроля;


· терминам и определениям по видам измерений;


· государственным поверочным схемам;


· методикам поверки (калибровки) СИ;


· методикам выполнения измерений.


Техническая подсистема представлена совокупностью:


· межгосударственных, государственных эталонов, эталонов единиц величин и шкал измерений;


· стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;


· стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов;


· средств измерений и испытательного оборудования, необходимых для осуществления метрологического контроля и надзора;


· специальных зданий и сооружений для проведения высокоточных измерений в метрологических целях;


· научно-исследовательских, эталонных, испытательных, калибровочных и измерительных лабораторий.


Организационная подсистема представлена метрологическими службами.


Принятие и цели Федерального Закона «Об обеспечении единства измерений»


В 1993 г. принят Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». До того по существу не было законодательных норм в области метрологии. Правовые нормы устанавливались постановлениями Правительства. По сравнению с положениями этих постановлений Закон установил немало нововведений — от терминологии до лицензирования метрологической деятельности в стране. Установлено четкое разделение функций государственного метрологического контроля и государственного метрологического надзора; пересмотрены правила калибровки, введена добровольная сертификация средств измерений и др.

Метрология относится к такой сфере деятельности, в которой основные положения обязательно должны быть закреплены именно законом, принимаемым высшим законодательным органом страны.


Цели Закона состоят в следующем:


защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;


содействие научно-техническому и экономическому прогрессу на основе применения государственных эталонов единиц величин и использования результатов измерений гарантированной точности, выраженных в допускаемых к применению в стране единицах;


создание благоприятных условий для развития международных и межфирменных связей;


регулирование отношений государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений;


адаптация российской системы измерений к мировой практике.


Особенность Закона в отличие от зарубежных законодательных положений по метрологии заключается в том, что, несмотря на основные сферы его приложения — торговля, здравоохранение, защита окружающей среды, внешнеэкономическая деятельность — он распространяется на некоторые области производства в части калибровки средств измерений метрологическими службами юридических лиц с использованием эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин. Закон предоставляет право аккредитованным метрологическим службам юридических лиц выдавать сертификаты о калибровке от имени органов и организаций, которые их аккредитовали.


Содержание Закона и нормы, которые им устанавливаю т ся


Основные статьи Закона устанавливают:

организационную структуру государственного управления обеспечением единства измерений;


нормативные документы по обеспечению единства измерений;


единицы величин и государственные эталоны единиц величин;


средства и методики измерений.


Закон определяет Государственную метрологическую службу и другие службы обеспечения единства измерений, метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц, а также виды и сферы распределения государственного метрологического контроля и надзора. Отдельные статьи Закона содержат положения по калибровке и сертификации средств измерений и устанавливают виды ответственности за нарушение Закона.


Современный этап развития экономики в России вызывает трудности в реализации некоторых положений Закона (например, касающихся поверки и аккредитации соответствующих служб на право поверки, а также утверждения типа средств измерений), в связи с чем требуются дальнейшее совершенствование, актуализация, конкретизация законодательных положений.


Закон «Об обеспечении единства измерений» укрепляет правовую базу для международного сотрудничества в области метрологии, принципами которого являются:


поддержка приоритетов международных договорных обязательств;


содействие процессам присоединения России к ГАТТ/ВТО;


сохранение авторитета российской метрологической школы в международных организациях;


создание условий для взаимного признания результатов испытаний, поверок и калибровок в целях устранения технических барьеров в двусторонних и многосторонних внешнеэкономических отношениях.


Государственные инспекторы по обеспечению единства и з мерений.


Государственный метрологический контроль и надзор осуществляют должностные лица Госстандарта России — главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга (далее государственные инспекторы).


Осуществление государственного метрологического контроля и надзора может быть возложено на государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами, действующих в соответствии с законодательством Российской Федерации и прошедших аттестацию в качестве государственных инспекторов по обеспечению единства измерений.


Государственные инспекторы, осуществляющие поверку средств измерений, подлежат аттестации в качестве поверителей.


Государственные инспекторы, осуществляющие на соответствующей территории государственный метрологический контроль и надзор, вправе беспрепятственно, при предъявлении служебного удостоверения:


· посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся средства измерений независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;


· проверять соответствие используемых единиц величин допущенным к применению;


· поверять средства измерений, проверять их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу средств измерений;


· проверять применение аттестованных методик выполнения измерений, состояние эталонов, применяемых для поверки средств измерений; измерение единство величина закон


· проверять количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;


· отбирать образцы продукции и товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления надзора;


· использовать технические средства и привлекать персонал объекта, подвергаемого государственному метрологическому контролю и надзору.


При выявлении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право:


· запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;


· гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда средство измерений дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал;


· при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;


· представлять предложения по аннулированию лицензии на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;


· давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм;


· составлять протоколы о нарушении метрологических правил и норм.


Список литературы


Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)

Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) — государственное управление субъектами, нормами, средствами и видами деятельности по обеспечению заданного уровня единства измерений в стране. Деятельность по обеспечению единства измерений направлена на охрану законных интересов граждан и установлению правопорядка и экономики, а также на содействие экономическому и социальному развитию страны
путем защиты от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений во всех сферах общества.

Обеспечение единства измерений осуществляется на нескольких уровнях:

− государственном;
− уровне федеральных органов исполнительной власти;
− уровне юридического лица.

Основной целью Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) является создание общегосударственных правовых, нормативных, организационных, технических и экономических условий для решения задач по обеспечению единства измерений.

Основными задачами ГСИ являются:

− разработка оптимальных принципов управления деятельностью по обеспечению единства измерений;
− организация и проведение фундаментальных научных исследований с целью создания более совершенных и точных методов и средств воспроизведения единиц и передачи их размеров;
− установление системы единиц величин и шкал измерений, допускаемых к применению;
− установление основных понятий в метрологии, унификация их терминов и определений;
− установление экономически рациональной системы государственных эталонов, их создание, утверждение, применение и совершенствование;
− установление систем передачи размеров единиц величин от государственных эталонов средствам измерений, применяемым в стране;
− создание и совершенствование вторичных и рабочих эталонов, комплектных поверочных установок и лабораторий;
− установление общих метрологических требований к эталонам, средствам измерений, методикам выполнения измерений, методикам поверки (калибровки) средств измерений и всех других требований, соблюдение которых является необходимым условием обеспечения единства измерений;
− разработка и экспертиза разделов метрологического обеспечения федеральных и иных государственных программ, в том числе программ создания и развития производства оборонной техники; осуществление государственного метрологического контроля: поверка средств измерений;

— испытания с целью утверждения типа средств измерений, лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений;
− осуществление государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц физических величин, соблюдением метрологических норм и правил; разработка принципов оптимизации материально-технической и кадровой базы органов государственной метрологической службы;
− аттестация методик выполнения измерений;
− калибровка и сертификация средств измерений, не входящих в сферы государственного метрологического контроля и надзора;
− аккредитация метрологических служб и иных юридических и физических лиц по различным видам метрологической деятельности;
− аккредитация поверочных, калибровочных, измерительных, испытательных и аналитических лабораторий, лабораторий неразрушающего и радиационного контроля в составе действующих в Российской Федерации систем аккредитации;
− участие в работе международных организаций, деятельность которых связана с обеспечением единства измерений;
− разработка совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти порядка определения стоимости метрологических работ и регулирование тарифов на эти работы;
− организация подготовки и переподготовка кадров метрологов;
− информационное обеспечение по вопросам обеспечения единства измерений;
− совершенствование и развитие ГСИ.

Государственная система обеспечения единства измерений состоит из следующих подсистем:

− правовой,
− организационной;
− технической.

Структура Государственной системы обеспечения единства измерений представлена на рисунке 1.

Государственная система обеспечения единства измерений

Правовая подсистема – комплекс взаимосвязанных законодательных и подзаконных актов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам деятельности по обеспечению единства измерений.

Объектами деятельности по обеспечению единства измерений являются:

− совокупность узаконенных единиц величин и шкал измерений;
− терминология в области метрологии;
− воспроизведение и передача размеров единиц величин и шкал измерений;
− способы и формы представления результатов измерений и характеристики погрешности;
− методы оценивания погрешности и неопределенности измерений;
− порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений;
− комплекс нормируемых метрологических характеристик средств измерений;
− методы установления и корректировки межповерочных интервалов;
− порядок проведения испытаний в целях утверждения типа средств измерений и сертификации средств измерений;
− порядок проведения поверки и калибровки средств измерений;
− порядок осуществления метрологического контроля и надзора;
− порядок лицензирования деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений;
− типовые задачи, права и обязанности метрологических служб федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц;
− порядок аккредитации поверочных, калибровочных, измерительных, испытательных и аналитических лабораторий, лабораторий неразрушающего и радиационногоконтроля в составе действующих в Российской Федерации систем аккредитации;
− порядок аккредитации метрологических служб и иных юридических и физических лиц по различным видам метрологической деятельности;
− термины и определения по видам измерений;
− государственные поверочные схемы;
− методики поверки (калибровки) средств измерений;
− методики выполнения измерений.

Нормативная база ГСИ насчитывает более 2500 обязательных и рекомендательных документов, регламентирующих все аспекты в области метрологии. В их числе государственные и межгосударственные стандарты, правила по метрологии (ПР), методические инструкции (МИ), руководящие документы (РД), методические указания (МУ) и др.

К правилам (ПР) по метрологии относятся документы в области метрологии, устанавливающие обязательные для применения организационно-технические и общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ. К рекомендациям относятся документы в области метрологии, содержащие добровольные для применения организационно-технические и общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ, а также рекомендуемые − правила
оформления результатов этих работ.

Основным основополагающим документом в области обеспечения единства измерений является ГОСТ Р 8.000 «ГСИ. Основные положения».

Техническую подсистему составляют:

− совокупность государственных эталонов, эталонов единиц величин и шкал измерений;
− совокупность военных эталонов – резерва государственных эталонов;
− совокупность стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;
− совокупность стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов;
− средства измерений и испытательное оборудование, необходимы для осуществления метрологического контроля и надзора;
− совокупность специальных зданий и сооружений для проведения высокочастотных измерений в метрологических целях;
− совокупность научно-исследовательских, эталонных, испытательных поверочных, калибровочных и измерительных лабораторий и их оборудования.

Техническая основа состоит из 114 государственных эталонов, 76 установок высшей точности, около 15 млн. рабочих эталонов и средств испытаний, более 8000 типов стандартных образцов.

Организационная подсистема ГСИ – совокупность подразделений Госстандарта России, осуществляющих функции по обеспечению единства измерений.

Организационную подсистему ГСИ составляют следующие метрологические службы обеспечения единства измерений:

− Государственная метрологическая служба;
− иные государственные метрологические службы;
− метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц.

В Государственную метрологическую службу входят:

− подразделения центрального аппарата Госстандарта России, осуществляющие функции планирования, управления, контроля деятельностью по обеспечению
единства измерений на межотраслевом уровне;− государственные научно-метрологические центры;
− органы Государственной метрологической службы на территории республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, округов и городов.

К иным государственным службам обеспечения единства измерений относятся:

− Государственная служба времени и частоты и определения параметров вращения Земли;
− Государственная служба стандартных образцов состава веществ и материалов (ГССО);
− Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГССД).

Организационную, научную и практическую деятельность по обеспечению единства измерений осуществляют 11 научно-исследовательских метрологических институтов и центров, около 100 ЦСМ Госстандарта России, более 30 тыс. метрологических служб организаций и предприятий.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *