Гипотетический императив

Этика Канта. (Категорический императив и гипотетический императив).

В «Критике практического разума» Кант излагает теорию этики.

Практический разум в учении Канта — единственный источник принципов морального поведения; это разум, перерастающий в волю.

Этика Канта автономна и априорна, она устремлена на должное, а не на сущее. Её автономность означает независимость моральных принципов от внеморальных доводов и оснований. Ориентиром для кантовской этики являются не фактические поступки людей, а нормы. вытекающие из «чистой» моральной воли. Это этика долга . В априоризме долга Кант ищет источник всеобщности моральных норм.
Императив — правило, которое содержит «объективное принуждение к поступку». Нравственный закон — принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления — императива.

® Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки эффективны для достижения определённых целей (например, удовольствия или успеха).
Принципы морали восходят к одному верховному принципу

® Категорический императив. — верховный моральный принцип, предписывающий поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели (например, требование честности).

Категорический императив гласит :

«поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом » [варианты: «поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»];

«поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству » [вариант формулировки: «относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда как к цели и никогда — только как к средству»];

принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы «: следует «совершать всё, исходя из максимы своей воли как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю, устанавливающую всеобщие законы».

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других. Существование человека «имеет в себе самом высшую цель. »; «. только нравственность и человечество, поскольку оно к ней способно, обладают достоинством», — пишет Кант.
Долг есть необходимость действия из уважения к нравственному закону.
В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:
-человек как явление;
-человек как вещь в себе.
Поведение первого определено исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Поведение второго должно подчиняться категорическому императиву, высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться и практическими интересами, и моральными принципами. Возникают две тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу, и так возникает «антиномия практического разума».

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Гипотетический императив

Категорический императив Иммануила Канта.

Нравственный закон как объективный принцип воли, который дается разумом, должен был бы быть единственной (и в этом смысле самоочевидной, “естественной”) основой поведения всех разумных существ. Однако человек – не просто разумное существо. Он является несовершенным разумным существом. Это значит, что человеческая воля руководствуется не только разумом, представлениями о законах. На нее действуют и сами законы. Человеческая воля испытывает также воздействие склонностей, интересов, случайных обстоятельств. Человеческая воля вынуждена сообразовываться не только с разумом. Поэтому нравственный закон в случае человеческой воли выступает как принуждение, как необходимость действовать вопреки тем многообразным субъективным эмпирическим воздействиям, которые эта воля испытывает. Он имеет форму принудительного веления – императива.

Если представить, что есть существа, которые в своей разумности совершенны и обладают святой волей (например, ангелы), то они также руководствовались бы нравственным законом, каким руководствуется человек, обладающий доброй волей. Для них, однако, этот закон был бы единственным мотивом действия, у них не было бы поводов отступать от него, и потому он не приобретал бы для них форму императива.

Другое дело – человек, существо слабое, несовершенное. Для него нравственный закон может иметь силу только как принуждение, или императив. Императивы – это формулы отношения объективного (нравственного) закона к несовершенной воле человека.

Для того, чтобы описать специфическую императивность нравственности, все императивы человеческого поведения подразделяются на два больших класса: одни из них повелевают гипотетически, другие категорически.

1. Гипотетическим Кант называет такой императив, который делает зависимым высказывание от условия, выражающегося мысленно в структуре «если — то» (без необходимости обязательного выражения этого в языке). Здесь он снова различает два вида императива.

-Например, в следующем высказывании: Если ты хочешь совершить путешествие в другие страны, ты должен экономить. Он называет их также императивами искусности (ловкости), т.к. они требуют дара находчивости в достижении определенной, поставленной самим собой цели.

-Императивами ума он напротив называет такие, у которых цель устанавливается всеми людьми, но средства для достижения этой цели выбираются индивидуально. Здесь речь идет о волевой цели.

2. Категорическим, по Канту, высказывание является тогда, когда оно делается без зависимости от каких-либо условий. Например, высказывание: Не присваивай никогда чужой собственности. Волевые цели, сформулированные в гипотетическом императиве, не являются конечными, высшими волевыми целями. Категорический императив служит для того, чтобы обозначить последние волевые цели как обязанности.

Если хочешь Х, ты должен сделать Y! Цель выбирается свободно, средства для реализации вытекают из определенной зависимости от цели. Цель здесь также не оправдывает средства!

Цель = хотеть стать счастливым — определена. Ищут средства для реализации, которые могут быть различными у каждого человека исходя из его жизненного опыта

©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

ТОП 5 активных страниц!

Императивы — это что такое? Определение нравственного, гипотетического, категорического и экологического императива

Гипотетический императив

10 очаровательных звездных детей, которые сегодня выглядят совсем иначе Время летит, и однажды маленькие знаменитости становятся взрослыми личностями, которых уже не узнать. Миловидные мальчишки и девчонки превращаются в с.

Гипотетический императив

Топ-10 разорившихся звезд Оказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями.

Гипотетический императив

10 самых «фотогеничных» нарядов Вы прекрасно себя чувствуете в своем любимом свободном платье или огромном вязаном свитере и наслаждаетесь жизнью. Однако все меняется, как только вы.

Гипотетический императив

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально.

Гипотетический императив

5 привычек, которые гарантируют, что вы не достигните успеха в жизни Наши ежедневные привычки делают из нас тех, кем мы являемся. Какие-то из них способны привести нас к успеху, а другие, напротив, гарантируют неизбежны.

Гипотетический императив

11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели? По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.

(Гипотетический и категорический императивы]

Все императивы, далее, повелевают илигипотетически, ликатегорически. Первые представляют практическую необходимость возможного поступка как средство к чему-то другому, чего желают (или же возможно, что желают) достигнуть. Категорическим императивом был бы такой, который представлял бы какой-нибудь поступок как объективно необходимый сам по себе, безотносительно к какой-либо другой цели.

Существует императив, который, не полагая в основу как условие какую-нибудь другую цель, достижимую тем или иным поведением, непосредственно предписывает это поведение. Этот императив категорический. существенно хорошее в этом поступке состоит в убеждении, последствия же могут быть какие угодно. Этот императив можно назвать императивом нравственности .

В отношении счастья невозможен никакой императив, который в строжайшем смысле слова предписывал бы совершать то, что делает счастливым, так как счастье есть идеал не разума, а воображения. Если я мыслю себе гипотетический императив вообще, о я не знаю заранее, что он будет содержать в себе, пока мне не дано условие. Но если я мыслю себекатегорический императив, то я тотчас же знаю, что он в себе содержит.

Существует только один категорический императив, а именно: поступай только согласно такой максим, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.

[Отличие максимы от объективного принципа поступков]

Максима есть субъективный принцип [совершения] поступков, и ее должно отличать отобъективного принцип, именно от практического закона. Максима содержит практическое правило, которое разум определяет сообразно с условиями субъекта (чаще всего с его неведением или же его склонностями), и, следовательно, есть основоположение, согласно которому субъектдействует.

[Принцип нравственности не может быть эмпирическим)

ведь в нравах подлинная и неизмеримо высокая ценность безусловно доброй воли как раз в том и состоит, что принцип [совершения] поступков свободен от всех влияний случайных причин, которые могут быть даны только опытом.

[Человек не средство, а цель сам по себе]

Человек и вообще всякое разумное существо существует как цель сама по себе, ане только как средство для любого применения со стороны той пли другой воли; во всех своих поступках, направленных как на самого себя, так и на другие разумные существа, он всегда должен рассматриватьсятакже как цель.

[НИКОГДА НЕ ОТНОСИТЬСЯ К ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ КАК К СРЕДСТВУ]

Практическим императивом, таким образом, будет следующий: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству .

[ЧЕЛОВЕК ПОДЧИНЕН ТОЛЬКО СВОЕМУ СОБСТВЕННОМУ И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ВСЕОБЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ]

Все понимали, что человек своим долгом связан с законом, но не догадывались, что он подчинен только своему собственному и тем не менеевсеобщему законодательству и что он обязан поступать, лишь сообразуясь со своей собственной волей, устанавливающей, однако, всеобщие законы согласно цели природы.

Я буду называть это основоположение принципомавтономии воли в противоположность каждому другому принципу, который я причисляю поэтому к гетерономии.

ИМПЕРАТИВ ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ это:

Смотреть что такое «ИМПЕРАТИВ ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ» в других словарях:

ИМПЕРАТИВ ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ — англ. imperative, hypotketic(al); нем. Imperativ, hypothetischer. Предписание, требование, имеющее силу лишь при определенных условиях. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Императив — Императив ♦ Imperatif Приказ, но обращенный к себе самому; не противоположность свободе, а необходимость, накладываемая свободой. Повиноваться суверену или Богу – это одно (приказ); повиноваться только себе – совсем другое (императив).… … Философский словарь Спонвиля

ИМПЕРАТИВ — (от лат. imperativus повелительный), требование, приказ, закон. У Канта в «Критике прак тич. разума» общезначимое нравств. предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетич. И. имеет силу лишь при определ. условиях,… … Философская энциклопедия

ИМПЕРАТИВ — (от лат. imperativus повелительный) требование, приказ, закон. У И. Канта в Критике практического разума общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при… … Большой Энциклопедический словарь

Императив — (от лат. imperativus повелительный) требование, приказ, закон. У И. Канта в «Критике практического разума» общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при… … Политология. Словарь.

императив — а; м. [лат. imperativus повелительный] 1. Книжн. Безусловное, настоятельное требование, повеление. Нравственный и. Категорический и. 2. Грамм. Повелительное наклонение. Глагол в форме императива. * * * императив (от лат. imperativus … … Энциклопедический словарь

Императив (философия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Императив. Императив (лат. imperativus)  требование, приказ, закон. С появлением кантовской «Критики практического разума» императив  это общезначимое предписание, в… … Википедия

Императив — В Викисловаре есть статья «императив» Императив (лат. imperativus  повелительный, от лат. impero  повелеваю): Императив (философия)  общее нравственное предписание; у Ка … Википедия

ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ — (hypothetical imperative) термин Канта, относящийся к совету о действиях и имеющий следующую форму: Если Вы желаете достичь X, сделайте Y. Такой совет, основанный на эмпирическом доказательстве, является не обязательным, а факультативным, и… … Большой толковый социологический словарь

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ — (от лат. imperativus повелительный), термин, введённый Кантом в «Критике практического разума» (1788) и обозначающий,в отличие от условного «гипотетич. императива», основной закон его этики. Имеет две формулировки: «. поступай только… … Философская энциклопедия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *