Гипотезу о происхождении человека выдвинул

Гипотезы о происхождении человека

Гипотезы о происхождении человека

Антропологи выдвигают различные гипотезы о происхождении человека.

Единого мнения нет, если не считать мифа о сотворении Адама и рассказов о пришельцах.

Как нас учили несколько десятков лет, человеком обезьяну сделал труд, но непонятно одно: почему некоторым обезьянам пришла охота трудиться, а другие ленились?

Антрополог из Пенсильванского университета Хэнсел Стэдмэн, сравнив геномы человека, взятые во всех частях света, с геномами различных человекообразных обезьян, обратил внимание на различия в гене, который содержит информацию о челюстных мышцах.
У человека по сравнению с приматами есть дефект, который, по всей видимости, отвечает за слабое звено в строении скул. Мощные скулы горилл и шимпанзе имеют особые наросты, за которые цепляются челюстные мышцы, а у человека, при всех прочих достоинствах, этих наростов нет и в помине. Профессор выдвинул такую гипотезу: мощные мышцы плотоядных приматов при прожёвывании твёрдой пищи стягивали череп, будто тисками. В результате череп не мог расти – мозгу просто не было места. Получается, что челюстные мышцы мешали приматам становиться умнее. Мутация гена ослабила челюстные мышцы и дала свободу черепу. В итоге человеком стала вовсе не та обезьяна, которая первой взяла в руки палку, а та, у которой первой отвисла челюсть.

Скептики не в восторге от такой гипотезы. Во-первых, говорят они, мозг высших приматов заканчивает формироваться к трём годам, а наросты, которые отличают примата от человека, формируются позже. Ещё противоречие: мутация изученного гена произошла 2,4 млн. лет назад, но еще 1,8 млн. лет назад объем мозга у гоминидов был совсем маленьким. Наконец, кто сказал, что череп отвечает за развитие мозга? Доныне считалось, что за всё в ответе мозг.

Пока ученые спорят, можно указать на такой неопровержимый факт: 2,5 млн. лет назад первым взял в руки палку наш предок homo habilis (человек умелый), но приплода он не дал, зашёл в тупик эволюции и бесследно вымер, хоть и любил трудиться.

Посему более распространена другая гипотеза. Первые гоминиды (австралопитеки), проживавшие в Африке, 3-4 млн. лет тому назад встали на ноги и вышли из тропических лесов в саванну, где на двух ногах было удобнее преследовать дичь.

2 млн. лет назад появился homo erectus, человек прямоходящий. 800 тысяч лет назад в Африке возник еще один гоминид – homo antecessor, человек-предшественник. Разные ветви гоминидов дали начало неандертальцам и кроманьонцам, которые появились всего около 40 тысяч лет назад.
Именно двуногость, по многим теориям, привела к решительным морфологическим изменениям наших пращуров. Антропологи насчитывают у человека 26 анатомических различий, которые позволяют ему бегать и никогда не встречаются у приматов. По этой причине антропологи при изучении древних останков в первую очередь обращают внимание на тазобедренный сустав. Если он приспособлен для прямохождения, значит, это предок человека. Большинство ученых считает, что отличия в строении черепа, шеи, верхнего плечевого пояса стали следствием прямохождения, – это позволило мозгу развиваться интенсивно и обеспечить человеку гениальность по сравнению со всеми братьями нашими меньшими.

Гипотезы о происхождении человека

Антропологи выдвигают различные гипотезы о происхождении человека.

Единого мнения нет, если не считать мифа о сотворении Адама и рассказов о пришельцах.

Как нас учили несколько десятков лет, человеком обезьяну сделал труд, но непонятно одно: почему некоторым обезьянам пришла охота трудиться, а другие ленились?

Антрополог из Пенсильванского университета Хэнсел Стэдмэн, сравнив геномы человека, взятые во всех частях света, с геномами различных человекообразных обезьян, обратил внимание на различия в гене, который содержит информацию о челюстных мышцах.
У человека по сравнению с приматами есть дефект, который, по всей видимости, отвечает за слабое звено в строении скул. Мощные скулы горилл и шимпанзе имеют особые наросты, за которые цепляются челюстные мышцы, а у человека, при всех прочих достоинствах, этих наростов нет и в помине. Профессор выдвинул такую гипотезу: мощные мышцы плотоядных приматов при прожёвывании твёрдой пищи стягивали череп, будто тисками. В результате череп не мог расти – мозгу просто не было места. Получается, что челюстные мышцы мешали приматам становиться умнее. Мутация гена ослабила челюстные мышцы и дала свободу черепу. В итоге человеком стала вовсе не та обезьяна, которая первой взяла в руки палку, а та, у которой первой отвисла челюсть.

Скептики не в восторге от такой гипотезы. Во-первых, говорят они, мозг высших приматов заканчивает формироваться к трём годам, а наросты, которые отличают примата от человека, формируются позже. Ещё противоречие: мутация изученного гена произошла 2,4 млн. лет назад, но еще 1,8 млн. лет назад объем мозга у гоминидов был совсем маленьким. Наконец, кто сказал, что череп отвечает за развитие мозга? Доныне считалось, что за всё в ответе мозг.

Пока ученые спорят, можно указать на такой неопровержимый факт: 2,5 млн. лет назад первым взял в руки палку наш предок homo habilis (человек умелый), но приплода он не дал, зашёл в тупик эволюции и бесследно вымер, хоть и любил трудиться.

Посему более распространена другая гипотеза. Первые гоминиды (австралопитеки), проживавшие в Африке, 3-4 млн. лет тому назад встали на ноги и вышли из тропических лесов в саванну, где на двух ногах было удобнее преследовать дичь.

2 млн. лет назад появился homo erectus, человек прямоходящий. 800 тысяч лет назад в Африке возник еще один гоминид – homo antecessor, человек-предшественник. Разные ветви гоминидов дали начало неандертальцам и кроманьонцам, которые появились всего около 40 тысяч лет назад.
Именно двуногость, по многим теориям, привела к решительным морфологическим изменениям наших пращуров. Антропологи насчитывают у человека 26 анатомических различий, которые позволяют ему бегать и никогда не встречаются у приматов. По этой причине антропологи при изучении древних останков в первую очередь обращают внимание на тазобедренный сустав. Если он приспособлен для прямохождения, значит, это предок человека. Большинство ученых считает, что отличия в строении черепа, шеи, верхнего плечевого пояса стали следствием прямохождения, – это позволило мозгу развиваться интенсивно и обеспечить человеку гениальность по сравнению со всеми братьями нашими меньшими.

Гипотезы происхождения человека: общепринятые и альтернативные теории

Гипотезу о происхождении человека выдвинул Как появились люди? Казалось бы, сегодня ответ на этот вопрос знает каждый – ученые предоставляют весомые доказательства теории эволюции, согласно которой человек произошел от обезьяны. Однако существуют и другие гипотезы происхождения человека Происхождение человека: множество гипотез Гипотезу о происхождении человека выдвинул. Доказательств у них обычно нет, но сами идеи интересны хотя бы своей смелостью.

Гипотезу о происхождении человека выдвинул

Основные теории происхождения человека

Гипотезу о происхождении человека выдвинул Долгие века на вопрос, откуда взялись люди, успешно отвечала религия. Идея о создании человека богом, как и любые другие религиозные идеи, не нуждалась в доказательствах, а требовала только веры. Наука в былые времена была не слишком развита, а люди были не очень хорошо в массе своей образованны, поэтому идея о божественном происхождении вполне всех устраивала.

Однако со временем теологическая теория происхождения человека перестала быть единственной – у нее появились конкуренты. Первые заявления о том, что человек мог произойти от обезьяны, вызывали в обществе протест. Но когда Чарльз Дарвин опубликовал свой знаменитый труд о происхождении видов, у креационизма (идей о божественном происхождении) появился серьезный конкурент.

По мнению Дарвина и его последователей, человек произошел от древней обезьяны (так называемого «общего предка» современных обезьян и современных же людей) в результате естественного отбора. Для более или менее комфортного существования предкам человека требовалось быть умнее и хитрее остальных видов. Лишь хитростью могли победить первобытные люди хищников, поскольку не обладали ни достаточно внушительными зубами, ни достаточно острыми когтями, ни умением достаточно быстро бегать.

Собственное несовершенство первобытные люди были вынуждены компенсировать использованием различных орудий и хитростью. Соответственно, человек стал первым биологическим видом, где выживали не самые зубастые и быстрые, а самые умные и хитрые. Это привело к активному развитию человеческого мозга – появлению Homo Sapiens, человека разумного.

Сегодня теория эволюции известна всем от мала до велика. Но это не значит, что вопрос о происхождении человека полностью закрыт. Кого-то теория эволюции не удовлетворяет полностью, и выдвигаются альтернативные гипотезы, объясняющие возникновение рода человеческого.

Гипотезу о происхождении человека выдвинул

Гипотезу о происхождении человека выдвинул Одна из самых популярных альтернативных гипотез происхождения людей – «космическая». Ее сторонники считают, что своей жизнью на земле человечество обязано инопланетянам. При этом есть разные версии относительно того, каким именно образом инопланетные гости поспособствовали развитию человечества.

Некоторые считают, что люди – прямые потомки инопланетян. Возможно, те случайно оказались на Земле и не смогли ее покинуть, а возможно, приехали специально из-за какой-то катастрофы на своей родной планете. По мнению других, люди были тем или иным способом созданы инопланетянами – то ли от скуки, забавы ради, то ли в качестве домашних животных, то ли в качестве рабов. В дальнейшем по какой-то причине инопланетяне Инопланетяне: как мы их себе представляем Гипотезу о происхождении человека выдвинул утеряли интерес к созданному ими человечеству, а может быть, выжидают, когда люди достигнут определенного уровня развития и будут способны к инопланетным контактам.

Теории внеземного происхождения появились сравнительно недавно – когда люди стали задумываться о межзвездных путешествиях, и когда появились какие-то гипотезы о том, что человечество во вселенной не одиноко. Доказательств у подобных теорий нет, по крайней мере, пока нет возможности изучить инопланетян или хотя бы поинтересоваться их мнением на этот счет.

Некоторые «космические» теории близко соприкасаются с теорией эволюции. Согласно им, с других планет на Землю были занесены микроорганизмы, которые в дальнейшем приспосабливались к жизни на планете, постепенно изменяясь, пока не возникли мелкие млекопитающие, обезьяны и человек. В то же время распространена гипотеза, что человек был завезен на Землю в уже «готовом» виде, и никак после этого не изменялся. Эта теория уже близка к креационизму, то есть идее создания человека какими-то высшими силами. Поскольку креационизм подразумевает, что подобное более никогда не происходило, теория не может быть проверена в принципе.

Гипотезу о происхождении человека выдвинул

Очередные разумные существа

Есть мнение, что люди – вовсе не первые разумные существа на планете. Согласно теории Эрнста Мулдашева, на Земле в разные времена жили разные разумные расы, причем одна цивилизация приходила на смену другой. Люди – это пятая разумная раса на планете. Эрнст Мулдашев – офтальмолог, но прославился он именно этой теорией происхождения человека Теории происхождения человека: на любой вкус, но без доказательств Гипотезу о происхождении человека выдвинул. Идея, что до людей на Земле существовали другие разумные расы, объясняет многие необъясненные прежде факты, например, древние сооружения, которые люди того времени никак не могли построить из-за недостаточно развитых технологий. Если технологии эти достались в наследство от предыдущих разумных рас, то это многое объясняет.

Сочинения Эрнста Мулдашева очень убедительны, и многие, прочитавшие их, становятся большими поклонниками профессора медицины, который решил посвятить себя антропологии. Идея, что прародителями современного человечества были могучие атланты, кажется многим гораздо более привлекательной, чем традиционная теория о родственных связях с обезьянами. Однако, что касается доказательств этой теории, то с ними дело обстоит уже не так хорошо. Ни одна из экспедиций, в которых участвовал Эрнст Мулдашев, не смогла найти подтверждений его теории.

Сам профессор утверждает, что отсутствие доказательств еще не говорит о том, что та или иная теория не соответствует истине – доказательств теории относительности Теория относительности Эйнштейна: пора на свалку? Гипотезу о происхождении человека выдвинул тоже немного, что не помешало сделать ее основой множества научных изысканий. Но мир науки с этим категорически не согласен, поэтому теория о происхождении современного человека от иных, более совершенных земных рас, учеными всерьез не принимается.

В статье выдвигается альтернативная гипотеза происхождения человека и мироздания, которая даёт иные углы зрения на наше существование, расширяет границы представлений о самих себе и мироздании, побуждает иначе взглянуть на границы своей ответственности.
Последовательно обосновывается возможность данной гипотезы, её значение для человечества. Ставятся вопросы нового уровня.

Наука – это то, чего не может быть.
А то, что уже есть – это научно-технический прогресс.
В.Андроникашвили

На протяжении всей истории люди задаются вопросами о происхождении человека, жизни на земле, возникновении мироздания, конечной цели бытия. Однако за время своего существования человечество практически не продвинулось в поиске ответов на эти вопросы, вынуждено мириться с неизвестностью, жить в непонимании и невежестве. Как известно, на сегодняшний день не существует единой и общепризнанной теории происхождения человека, которая была бы подкреплена неопровержимыми фактами. Обычно рассматривают три основные устоявшиеся теории, объясняющие возникновение человека на земле. Первая теория – религиозная (с конца XIX столетия стал популярен термин креационизм), рассматривающая основные формы органического мира (жизнь), человечество, планету Земля, а также мир в целом, как непосредственно созданные Творцом или Богом. Вторая теория – эволюционная, согласно которой все ныне существующие виды организмов произошли от ранее существовавших путем длительного их изменения, и человек — это потомок обезьян. Данное предположение о том, что у людей были обезьяноподобные предки, не подкреплено самым убедительным доказательством — наличием окаменелых останков переходных форм от древних человекообезьян к современным людям, что является веским доводом для тех, кто не разделяет эту гипотезу. Третья теория – космическая (или теория внешнего вмешательства). Приверженцы этой теории утверждают, что всё живое на нашу планету занесено из космического пространства, а появление людей на Земле, так или иначе, связано с деятельностью иных цивилизаций. Каждая из перечисленных теорий имеет свои недостатки и пробелы, не является строго доказанной и порождает вопросы, на которые нет ответов.

Трудно сказать, появлялись ли принципиально новые идеи, способные изменить наше представление о реальности, т.к. альтернативы, противоречащие укоренившимся картинам мира, обычно не пропускаются в широкие массы. Несмотря на это, потребность в новых ответах остаётся актуальной. Человечество нуждается в свежих идеях, способных дать иные углы зрения на наше существование, расширить границы представлений о самих себе и о мироздании, дать возможность увидеть новые направления нашего дальнейшего пути. В данной статье предлагается рассмотреть иной взгляд на наше происхождение, а именно концепцию о парадоксальном создании нашего мира и человечества самими людьми. Парадокс здесь заключается в том, что создать их предстоит во времени будущем. Как говорил Альберт Энштейн, «Если в первый момент идея не кажется абсурдной, она безнадежна». Допущение того, что ответственность за создание мира и человека лежит на самом человеке, что людям предстоит сотворить этот мир, сложно как представить, так и осмыслить. Хотя порой вопросы: «Кто, если не сам человек? Кто кроме нас самих может позаботиться о собственном существовании и существовании мироздания?» уже не кажутся настолько абсурдными.

Гипотеза о том, что именно человек смог и сможет создать наш мир, и самого себя, а возможно и участвует в создании непрерывно, переворачивает общепринятые представления о мироздании и погружает нас в странную новую реальность. Эту гипотезу можно сравнить с очками. Если мы одеваем их, множество вещей, вопросов и проблем предстают перед нами в совершенно ином свете. Они позволяют увидеть новые горизонты, иначе взглянуть на проблему конечной цели и смысла существования, задаться вопросами нового уровня, в том числе и к самому себе. Что в свою очередь иногда бывает важнее возможности в настоящее время доказать верность самой гипотезы.

Как известно, теория имеет место быть, если не доказано обратное. Учитывая громадные пробелы в изучении тайн времени, жизни, человека, говорить, что данное предположение невозможно — нельзя. Космолог Стивен Хокинг, долгие годы пытающийся найти новый закон физики, опровергающий возможность перемещения во времени, так и не смог доказать выдвинутую им гипотезу сохранения хронологии. Поэтому в настоящее время физики вынуждены достаточно серьёзно отнестись к этой возможности. Физик Кип Торн из Калифорнийского технологического института писал: «Когда-то путешествия во времени были исключительной прерогативой писателей-фантастов. Серьезные ученые избегали их как чумы — даже когда писали под псевдонимом романы или тайком читали их. Как изменились времена! Теперь в серьезных научных журналах можно обнаружить ученый анализ путешествий во времени, принадлежащий перу выдающихся физиков-теоретиков… Откуда такая перемена? Просто мы, физики, поняли, что природа времени — слишком важная тема, чтобы отдавать ее на откуп писателям-фантастам».

Возможно, со временем люди смогут прийти к пониманию того, как можно в будущем создавать прошлое, быть вне времени или присутствовать в разные времена. По крайней мере, сейчас уже происходят попытки осмыслить это посредством написания фантастики. Это демонстрируют такие фантастические произведения как «Уравнение Януса» писателя Стивена Спрюлла, фильмы «Патруль времени», «Интерстеллар».
Существует также множество подтверждений того, что наш мир создан именно по разумному замыслу, а не случайно. Об этом свидетельствуют, например, разнообразные физические параметры, обеспечивающие возможность жизни на земле. Если бы они отличались хоть на небольшую величину, то жизнь не могла бы существовать. В частности, определённая скорость вращения Земли вокруг своей оси — 1670 км/час, даёт возможность всей поверхности планеты в оптимальном режиме прогреваться и охлаждаться в течение суток. Если бы Земля вращалась чуть медленнее, то это приводило бы к большей продолжительности дня и ночи и к колоссальным перепадам температур. Другой параметр – расстояние от Солнца до Земли, как раз такое, которое обеспечивает пригодный для жизни интервал температурных колебаний от +60°С до –90°С при средней температуре +15°С. Если бы это расстояние было больше всего на 1%, Земля превратилась бы в ледник, а если меньше на 2%, все живое бы сгорело. Только определённое расстояние от Земли до Луны обеспечивает океанские приливы и отливы для очищения прибрежных вод и обогащения их кислородом. Если бы Луна была больше и находилась к нам ближе, это вызывало бы такие катастрофы как ураганы, затопления, разрушение гор.

Ещё одним свидетельством сотворения мира по замыслу, является присутствие в нём математической точности. Скрытый математический порядок и гармония существуют даже в хаосе, что наглядно демонстрируют нам фракталы — окружающие нас повсюду структуры, состоящие из частей, каждая из которых подобна целому, и повторяется при уменьшении масштаба. Весь наш мир фрактален – всё в нём до бесконечности дробится на части, приблизительно подобные целому. Это и облака, и морские раковины, раковины улиток, кроны деревьев, кровеносная и альвеолярная системы человека, животных, кристаллы, снежинки, цветная капуста, береговые линии и пр.

Случайно, естественным путём, не мог развиться даже мельчайший первоэлемент – клетка, Вероятность этого – один шанс из десяти в четырёхмиллионной четыреста семьдесят шести тысячной двести девяносто шестой степени, что согласно математикам относится к сфере невыполнимого. Сэр Фред Хойл — известный британский астроном и космолог, астрофизик, автор более чем двадцати научных и научно-популярных книг, проанализировав количественную сторону биологической теории эволюции, пришел к выводу, что ее скорость слишком мала, чтобы за несколько миллиардов лет создать совершенство жизни. В своей притче о боинге, он говорил, что вероятность того, что самый простейший организм случайно собрался из разрозненных химических элементов такая же, как если бы после урагана, сам собой собрался бы авиалайнер «Боинг-747». до этого лежавший на свалке в разобранном до последнего винтика виде.

Если человек сам создал самого себя и землю для своего пребывания, то, вероятно, должны быть и свидетельства его более раннего присутствия на земле. Сравнительно недавно в свет вышел бестселлер «Запрещённая археология: неизвестная история человечества». Его авторы, проведя тщательное исследование истории палеантропологических открытий, собрали в нём необычайно большое количество убедительных фактов и археологических свидетельств, которые указывают на то, что люди анатомически подобные современным существовали сотни миллионов лет назад. Эти научные доказательства, касающиеся истории происхождения человека, несколько столетий были оставлены без внимания, замалчивались, признавались за ошибки или мистификации, так как противоречили официально принятым доминирующим среди ученых взглядам на историю древности и истоки происхождения человечества. Обнаруженные сотни человеческих останков, следов и артефактов подвергают сомнению взгляды Дарвина, однако открывают возможность для изучения альтернативных теорий, в том числе для предложенной в данной статье гипотезы.

Профессор У. А. Томас в своей теореме социальных наук утверждал, что «Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям». Это означает, что невозможность в настоящий момент доказать истинность выдвинутой теории, не имеет значения, если люди воспринимают её как реальную. Обличение гипотезы в образ мечты и образ совершенства, открывает новые перспективы и создаёт то самое будущее, определённый этой гипотезой путь в жизни. Очень часто именно писатели, в том числе и фантасты, предвосхищали события будущего, вдохновляли других, создавая образы реальности, которые со временем реализовывались. Известно, что в 18 веке роман Иоганна Вольфганга Гёте «Страдания юного Вертера» вызвал целую волну подражающих самоубийств в Германии. Психоанализ З. Фрейда породил множество случаев психоза, описанного им. Жюль Верн спровоцировал многие научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе появление акваланга, телевидения, видеосвязи и прочее, По этому поводу Оливер Уенделл Холмс (младший) говорил, что «Сознание, растянутое под влиянием новой идеи, никогда уже не вернется к прежним размерам».

Постоянно сталкиваясь с абсурдностью существования, не понимая, зачем люди появились на этот свет, не желая остаться лишь звеном в цепочке поколений, человек вынужден всё время искать и создавать свои личные смыслы. Любимые люди, дети, дело жизни могут обеспечить нам эти смыслы, но даже при наличии таковых, человек не перестаёт испытывать нужду в целях высшего порядка, в причастности к тайнам бытия, в ощущении важности своей жизни. Осознание возможности сделать свой уникальный вклад в создание нашего мира, ответственности за судьбу мироздания даёт людям именно такую глобальную цель и толчок к развитию, а также ответ на вопрос о предназначении человечества. Кроме того, данная гипотеза поднимает ряд необычных вопросов и наталкивает на важные размышления. Такие как: «Могут ли люди быть настолько гениальными, чтобы сотворить живой мир? Как далеко человек может зайти в развитии своих возможностей? И если бы у вас был выбор, стали бы вы прилагать личные усилия для создания нашего мира?»

Наверное, у многих религиозных людей, появится соблазн увидеть в данной гипотезе попытку свергнуть Бога и занять его место. На самом деле это не так, к самовозвеличиванию это не имеет никакого отношения. Да и можно ли к этому пути относиться как к привилегии? Прежде всего, это предъявление требований к себе, стремление сделать столько, сколько в наших силах. А ни это ли и есть богоугодное дело?

Возможно, и в этой области эта идея поднимает новые вопросы, такие как: Что есть человек? И что есть Бог? В чём их отличия? И мог ли Бог быть человеком? Восприятие Бога как совершенства, означает, что он не делает усилия, чтобы быть совершенством. Если он таков сам по себе, то значит все, что он делает – делается само собой, легко. Но это не так, что демонстрирует новый и ветхий завет. Поэтому вопросы остаются вопросами. Данная гипотеза не противоречит перечисленным трём теориям (разве, что конкретному утверждению о происхождении человека от обезьяны), а допускает пересечение с каждой из них. Однако следует заметить, что привычные идеи о мироздании и происхождении человека так долго принимались нами как сами собой разумеющиеся и бесспорные, что мы утратили остроту нашего зрения, перестали не только видеть сами, но даже делать попытки присмотреться. Идеи о человеке как первопричине мира, о необходимости сотворения мира им самим является своеобразной провокацией, которая побуждает усомниться в привычных взглядах на нас самих и наш мир, вновь раскрыть свои глаза, позволить появиться иным возможностям, иначе взглянуть на границы своей ответственности. Какое, собственно говоря, у нас есть основание полагать, что кто-то другой за нас самих создал нам мир и надеяться на других? Только то, что мы привыкли воспринимать время хронологически, думаем о времени как о линейной последовательности событий и считаем это очевидным? А, если это представление о времени после какого-нибудь научного открытия изменится, как изменилось представление о том, что земля плоская, и стоит на четырёх слонах и черепахе. Готовы ли мы уже сейчас взять на себя чуть больше ответственности за своё существование? Задаться этими вопросами и серьёзно отнестись к ним? Требовать от себя хоть немного больше, чем обычно, быть инициативнее, чем ранее.

© Огурцова Юлия, 2016 г. Все права защищены.

Навигация по записям

Гипотезы происхождения человека

СОДЕРЖАНИЕ: Гипотезы происхождения человека Вопрос о происхождении человека до сих пор остается одной из самых сложных проблем в эволюционной теории. Сходство человека с обезьянами отмечалось уже в древние времена, хотя это наблюдение ни в коей мере не приводило

Гипотезы происхождения человека

Вопрос о происхождении человека до сих пор остается одной из самых сложных проблем в эволюционной теории. Сходство человека с обезьянами отмечалось уже в древние времена, хотя это наблюдение ни в коей мере не приводило

тогда к идее о его происхождении от более низко организованных существ.

Первая гипотеза о происхождении человека была разработана Ж.-Б- Ламарком в его труде «философия зоологии» (1809). Им впервые были развиты представления о естественных факторах, определивших появление человека,— прямохождение, особенности питания, общественная жизнь, высказано предположение о происхождении человека от обезьяны. Гипотеза Ламарка, будучи в основном умозрительной, не имела успеха, но она оказала известное влияние на натуралистов, которые в дальнейшем занимались проблемой антропогенеза.

Большой вклад в разрешение проблемы происхождения человека сделал Ч. Дарвин. В своих работах он обобщил огромный материал, накопившийся к 70-м гг. XIX в. и доказал, что человек принципиально не отличается от других видов организмов и его эволюция идет под действием уже известных факторов — изменчивости, наследственности, борьбы за существование и естественного отбора. Представления Дарвина о происхождении человека не были умозрительными догадками, а подтверждались многочисленными доказательствами. Свои взгляды он изложил в работах «Происхождение человека и половой отбор» и «О выражении эмоции у человека и животных» (1872). В самом общем виде приводимые им доказательства У животного происхождения человека можно разбить на три группы: 1) сходство в строении человека и других животных; 2) сходство зародышей человека и животных; 3) наличие рудиментарных органов.

Дарвин считал, что наличие рудиментарных органов заслуживает особого внимания при разрешении вопроса о происхождении человека, так как они свидетельствуют об относительном характере целесообразности, что является неизбежным следствием эволюционных преобразований предков. Анализируя пути эволюции человека, Дарвин рассматривал роль упражнения на эволюцию органов, соотносительную изменчивость, половой отбор, преимущества вертикального положения тела, формирование руки, развитие мозга и членораздельной речи. Однако ему не удалось правильно ответить на все вопросы о происхождении человека и некоторым из них он дал ламаркистскую трактовку, говоря о прямом воздействии среды на

органы предков человека, определившей их развитие, о влиянии упражнения на эволюцию органов и т. д. Эти неточности не умаляют значения его теории, так как основным фактором эволюции человека он считает естественный отбор, а все остальные играют вспомогательную роль.

Следует отметить, что согласно современным представлениям человек в системе животного мира занимает определенное положение. Он относится к хордовым, так как имеет некоторые признаки этого класса, например наличие в процессе развития хорды, полой нервной трубки, зародыш в области глотки имеет жаберные щели, двустороннюю симметрию тела.

С подтипом Позвоночные человека объединяет развитие позвоночного столба, развитый головной мозг, наличие двух пар конечностей, сердца на брюшной стороне тела.

Человек относится к млекопитающим, так как имеет все признаки этого класса: внутриутробное развитие, диафрагму, млечные железы, зубы трех родов (коренные, клыки, резцы), три слуховые косточки в среднем ухе и ушные раковины. Кроме того, все системы внутренних органов человека схожи с органами млекопитающих.

Развитие детеныша у человека происходит внутри организма матери, а плод питается через плаценту. Это сближает его с подклассом Плацентарные. Как и у приматов, у человека конечности хватательного типа, первый палец противопоставлен остальным, на пальцах имеются ногти, одна пара сосков молочных желез. В процессе развития происходит смена молочных зубов постоянными.

По строению и физиологическим особенностям к человеку ближе всего стоят человекоподобные. Они имеют плоские ногти, развитый головной мозг, два верхних и два нижних резца, незамкнутые хрящевые кольца, трахеи, заметна редукция обонятельных долей мозга.

С группой высших узконосых человека сближает наличие дуг, петель и замкнутых фигур в пальцевых узорах кисти, редукция хвостового отдела позвоночника. Их грудина образована единой костью. Высшие узконосы имеют характерный узор жевательной поверхности зубов, большое число извилин на полушариях головного мозга, полное перекрытие мозжечка полушариями головного мозга, характерные черты группы крови А, В, О, АВ и значительное поредение волосяного покрова.

Семейство людей включает единственный ныне живущий род и вид — человек разумный, который имеет следующие признаки: объем мозга свыше 900 см3 прямохождение и расположение внутренних органов в соответствии с таким способом передвижения, развитие седалищных и икроножных мышц, некоторые изменения в гортани, связанные со способностью произносить членораздельные звуки, отсутствие гребней на черепе, специфическое расположение волос на теле. В прошлом этому виду предшествовали другие роды (австралопитеки, питекантропы, синантропы) и другой вид — неандертальцы.

Согласно палеонтологическим данным, около 30 млн лет назад появились парапитеки и проплиопитеки — древнейшие приматы. Парапитеки дали начало современным гиббонам и орангутангам, а также вымершей ветви древесных обезьян — дриопитекам. В эволюции дриопитеков наметились три линии: одна привела к современной горилле, другая — к шимпанзе, третья — к австралопитеку, а от него — к человеку. Родство гоминид с шимпанзе и гориллами подтверждается анализом гемоглобинов человека и человекообразных обезьян.

Останки австралопитеков (южных обезьян) обнаружены в Южной Африке, Южном Китае, Индонезии. Австралопитеки имели много признаков, сходных с признаками древнейших людей. Зубной ряд у них был ровным, клыки не выдавались, отсутствовали промежутки между клыками и смежными с ними зубами. Объем черепной коробки был несколько больше, чем у шимпанзе, и не превышал объема черепа современных горилл (435— 650 см3). Строение скелета австралопитеков позволяет предполагать, что они ходили на двух ногах, рост их не превышал 150 см. Это противоречит гипотезе, согласно которой человек произошел от гигантских форм. По мнению большинства ученых, австралопитеки были одним из этапов эволюции гоминид, но еще не достигли уровня человека. Они не могли делать орудия труда, у них не было речи, поэтому нет оснований относить их к древнейшим людям. Австралопитеки дали начало более прогрессивной форме, названной человек умелый. Возраст костных остатков этой формы определяется в 2 млн лет. Человек умелый был способен делать настоящие орудия труда из камня.

В процессе становления человека различают три фазы: древнейшие люди, или архантропы, древние люди, или палеоантропы, и современные люди, или неоантропы.

Древнейшие люди жили 2 млн — 500 тыс. лет назад. Первая находка останков древнейшего человека была сделана на острове Ява в 1891 г. Эту форму ископаемых гоминид назвали питекантропом — обезьяночеловеком. К данной группе относятся синантроп (китайский человек) и гейдельбергский человек (названия по месту находки).

Строение скелета питекантропов существенно не отличается от скелета современного человека. Их рост достигал 170 см, а руки могли выполнять сложные манипуляции. Объем черепа, например, у сицантропа достигал 850_ 1220 см3 и имел асимметрию левой и правой части мозга. Это позволило сделать заключение о том, что они могли делать орудия труда и пользоваться огнем. Известно, что преобладающее пользование правой рукой приводит к некоторой асимметрии мозга, при этом левая доля мозга, в которой находятся двигательные центры правой части тела, несколько увеличивается по сравнению с правой. Исследования показывают, что питекантропы — более прогрессивная по сравнению с австралопитеками группа гоминид, обладавших большим сходством с человеком. В связи с этим антропологи считают питекантропа эволюционным звеном, соединяющим австралопитека с современным человеком.

Древние люди — неандертальцы — появились примерно 150 тыс. лет назад. Некоторые фрагменты скелета неандертальца были обнаружены в 1856 г. в Германии в долине Неандерталь, откуда и пошло название «неандерталец». Древние люди занимают промежуточное положение между древнейшими и первыми современными людьми. Рост неандертальцев, достигал 158 см, тело было коренастым, с массивным скелетом, черепом удлиненной формы с хорошо выраженными надглазничными валиками и покатым лбом. Объем черепной коробки был равным 1400 см3, но мозг его был, по-видимому, недостаточно развит, особенно лобные доли. Неандертальцы жили в пещерах, использовали огонь, умели изготовлять каменные орудия труда и были всеядными. Остается пока открытым вопрос о наличии у них второй сигнальной системы, т. е. речи.

Многие антропологи утверждают, что в конце четвертичного периода (примерно 40—50 тыс. лет назад) потомки неандертальцев дали начало кроманьонскому человеку, прямыми потомками которого являются современные люди. Фрагменты скелета кроманьонца впервые были найдены вблизи деревни Кроманьон во Франции. Кроманьонцы были выше неандертальцев (180 см). Строение их черепа практически не отличается от такового у современного человека, а наличие характерного выступа на нижней челюсти свидетельствует о том, что кроманьонец был способен к членораздельной речи. Кроманьонцы для изготовления орудий труда широко использовали камень, кость, рог, применяли копья и гарпуны во время охоты. Долгое время считалось, что возраст человека не превышает 1 млн лет. Последние палеонтологические данные свидетельствуют о том, что древнейшие люди появились около 2,5—3 млн лет назад. Прародиной человека принято считать Африку, так как именно здесь найдено большинство остатков предков человека и свидетельств его деятельности.

Историческое развитие гоминид и человека совершалось под влиянием тех же факторов, что и остальных представителей живой природы. Однако при описании эволюции человека необходимо иметь в виду, что происхождение человека — уникальное событие, при котором осуществился переход к новой форме движения материи — общественной или социальной. Это был огромный скачок, качественно отделивший человека от мира животных.

Эволюционные преобразования предков человека, обусловленные давлением естественного отбора, явились биологическими предпосылками возникших впоследствии социальных закономерностей. Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876) показал, что именно труд выделил человека из животного мира и всегда был общественной деятельностью, а сам процесс труда стал мощным фактором, изменяющим природу человека. Он отмечал также, что под влиянием труда и речи совершенствовались мозг и органы чувств человека, развивалась речь. Самым важным, по мнению Энгельса, было то, что человек заставил природу служить ему и научился господствовать над ней. В этом и состоит существенное отличие человека от остального животного мира, обусловленное его трудовой деятельностью.

Основные этапы, определяющие качественные преобразования предков человека, следующие: 1) появление вертикального положения тела; 2) развитие навыков по использованию орудий труда; 3) совершенствование мозга и появление речи.

Естественно, что все особенности, характеризующие человека, возникли не сразу, а на протяжении нескольких миллионов лет. Так, прямохождение, освободившее руки для труда, возникло на ранней стадии развития австралопитеков. Увеличение массы головного мозга шло также не менее нескольких миллионов лет. Однако на последних этапах развития мозга происходило не нарастание массы, а некоторая конструктивная перестройка этого органа, связанная с развитием социального начала в человеческой психике. Самым существенным в развитии человека явилось возникновение трудовой деятельности, производство орудий труда. Это событие—качественный скачок, поворотный момент истории биологической (филогенеза) к истории социальной.

Своеобразие эволюции человека заключается атом, что постепенно биологические эволюционные факторы теряют свое ведущее значение и уступают место социальным факторам. Накапливался опыт изготовления орудий труда, совершенствовались сами орудия. Рука становилась не только органом труда, но и изменялась как продукт труда. Благодаря стадному образу жизни, у предков человека развивались сложные формы общения, вначале в виде мимики, жестикуляции, звуков. Все это способствовало совершенствованию высшей нервной деятельности предков человека. Огромное .значение в становлении человека сыграло использование в пищу мяса. Помимо высокой питательности мясной пищи, наличия в ней определенных незаменимых аминокислот, которых нет или очень мало в растительных продуктах, использование мяса стимулировало развитие охоты, а впоследствии и разведение домашних животных. Это в свою очередь усиливало взаимосвязи внутри группы и развитие общества.

С биологической точки зрения ныне живущее человечество представляет собой один вид, структурными единицами которого являются расы и популяции. При сравнительном изучении морфологических особенностей представителей различных рас заметна чрезвычайная изменчивость по ряду признаков (цвет кожи, рост, форма черепа, пропорции тела и др.). Совершенно очевидно, что все эти признаки и различия не являются принципиальными. Биология размножения, уход за потомством в существенных чертах одинаковы у различных рас. Межрасовые браки всегда плодовиты, и потомство часто оказывается гетерозисным, с повышенной жизнеспособностью. Все районы соприкосновения различных рас одновременно являются и их смешением. Даже искусственно воздвигаемые преграды социального порядка, направленные на сохранение «чистоты» расы, не могут остановить этот процесс и препятствовать образованию промежуточных типов.

Нельзя смешивать два понятия — раса и нация. В нации людей объединяет общность языка, территории, экономического уклада. Раса же представляет собой совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождение которой связано с определенным ареалом. Особенности рас развились как адаптации к окружающим условиям в тот момент, когда человек был полностью зависим от них, и эти особенности носят чисто количественный характер.

В настоящее время на Земле проживает около 5 млрд человек, говорящих более чем на 2,5 тыс. языках и разделяющихся на 3 или 5 больших рас. В первом случае это экваториальная (негроавстролоидная), евразийская (европеоидная), азиатско-американская (монголоидная) расы, во втором — негроидная, австралоидная, европеоидная, монголоидная, американская расы. — Благодаря постоянному смешению рас (межрасовым бракам), происходит сглаживание морфологических различий между ними. Это позволяет выделить внутри рас еще около 30 антропологических типов или вторичных рас: индо-средиземноморскую, балтийскую, индейскую, малайскую, австралоидную и др.

Реакционная сущность расизма и социал-дарвинизма.

Расизм — антинаучное учение о расах, основой которого является утверждение физической и психической неполноценности низших и превосходства высших рас. Расизм утверждает биологическую неравноценность различных рас с целью оправдания политики расовой дискриминации, политики угнетения и порабощения одного народа другим.

Сторонники расовой теории утверждают, что между расами существует различие в способности овладения языком, культурой, научными достижениями. Это ложное мнение, поскольку наука не имеет фактических доказательств подобных утверждений. В настоящее время имеются сведения о причинах различия рас. Например, пигментация кожи более интенсивна во влажных тропиках, чем в сухих и холодных районах. Выступающие части тела и его поверхность в целом меньше у рас, живущих в холодном климате, что связано с терморегуляцией. Узкая глазная щель и богатая сальными железами кожа у монголоидов — приспособление к жизни в степях и пустынях. Географическая изменчивость у человека особенно наглядна, когда представители одной расы живут в раз- личных географических районах, например индейцы с Огненной Земли и из долины Амазонки. Представители белой расы являются мутантами, у которых в результате мутаций синтез пигмента происходит лишь частично. Эта особенность оказалась приспособительной в умеренных и северных широтах. Она способствует синтезу витамина D при нехватке ультрафиолета и коррелирует с пониженной восприимчивостью к простудам.

Современное человечество представляет собой единый биологический вид, расы которого объединены одинаковым уровнем физического и психического совершенства. Вид человека разумного — самый многочисленный вид на нашей планете, насчитывает миллиарды особей и включает большое количество рас и популяций. Человек является необычайно полиморфным видом. Он занял на Земле практически все возможные для себя экологические ниши, а социальные факторы сделали его минимально зависимым от условий окружающей среды. Следовательно, в настоящее время исключено непосредственное влияние условий существования на какую-либо популяцию человека. Большая подвижность, его независимость от внешних условий делают невозможной полную географическую изоляцию популяций человека. В результате этого все части земного шара со всеми его климатическими зонами заняты одним видом человека. Внутренняя целостность генетической системы человека постоянно укрепляется. Эволюция человека осуществляется в рамках микроэволюционных преобразований, которые будут происходить всегда, и пока нет оснований предположить возможность каких-либо макроэволюционных изменений у человека.

К расистским теориям примыкает социальный дарвинизм, сторонники которого в качестве определяющих факторов общественной жизни рассматривают биологические принципы борьбы за существование и естественного отбора. Социал-дарвинисты рассматривают социальное неравенство в обществе как следствие биологической предопределенности, возникающей в результате естественного отбора людей.

Процесс очеловечения высшей породы обезьян начался более двух миллионов лет назад на обширной территории Юго-Восточной Африки. Великий философ, друг и соратник Карла Маркса — 9 Фридрих Энгельс, изучая первобытное общество, писал: «Труд создал самого человека».Научившись трудиться, обезьяна постепенно превратилась в первобытного человека. Новое существо отличалось от своих обезьяньих предков более совершенным мозгом, выпрямленной походкой и особым развитием кисти руки, позволяющей держать камни и палки. Первых людей условно именуют «умелыми людьми».

Начальный период истории человечества называют каменным веком, потому что главные орудия труда делались из камня. Ученые подразделяют его на следующие эпохи: древний каменный век (палеолит), средний каменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и медно-каменный век (энеолит).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *