Гимнастическая терминология

Тема: Гимнастическая терминология

1. Значение терминологии. …………. 12

2. Требования, предъявляемые к терминологии…………. 13

3. Правила гимнастической терминологии.…….……………………13

4. Термины общеразвивающих и вольных упражнений. 15

5. Термины упражнений на снарядах. ………….…. 17

6. Термины акробатических упражнений..………………. 19

7. Термины упражнений художественной гимнастики..…………….20

8. Правила и формы записи упражнений. ……………. 21

1. Значение терминологии

Специальной терминологией пользуются во многих областях знаний, в различной производственной, двигательной деятельности с целью краткого обозначения предметов, явлений, понятий, процессов.

В физическом воспитании, в частности в гимнастике, располагающей безграничным множеством применяемых упражнений, терминология играет очень важную роль. Она облегчает общение между преподавателями и учениками во время занятий, помогает упростить описание гимнастических упражнений при издании литературы по гимнастике. Гимнастическая терминология широко применяется на занятиях не только гимнастикой.

Наибольшее значение терминология приобретает в процессе обучения гимнастическим упражнениям. Краткие слова-термины оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков. Они способствуют лучшей настройке на выполнение упражнений, делают учебный процесс более компактным и целенаправленным, что подтверждается исследованиями.

Гимнастическая терминология — это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также правила образования и применения терминов, условных (установленных) сокращений и формы записи упражнений.

Под термином в гимнастике принято понимать краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия.

Как и в других областях, гимнастическая терминология совершенствовалась параллельно с развитием физического воспитания, и в частности гимнастики, так как все новое, что возникает в практической деятельности и в науке, неизбежно отражается в языке, обогащая его.

2. Требования, предъявляемые к терминологии

От слов общепринятой лексики термины отличаются точностью и специализированностью своего значения. Слова, становясь терминами, приобретают необходимую однозначность (вход, наклон, выпад, мост, спад, вис, упор и др.). При этом термины не только обозначают то или иное понятие, действие, но и уточняют его, отделяя от смежных.

К терминампредъявляются определенные требования:

1. Доступность. Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствованных из других языков слов, а также из интернациональных слов-терминов и полностью соответствовать законам словообразования и грамматике языка данного народа. В этом случае терминология будет доступной, а следовательно, жизненной и устойчивой. Нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится непонятной.

2. Точность. Термин должен давать ясное представление о сущности определяемого действия (упражнения) или понятия. Точность термина имеет большое значение для создания правильного представления об упражнении, что способствует более быстрому овладению им.

3. Краткость. Наиболее целесообразны краткие термины, удобные для произношения. Этому же служат и правила сокращений, облегчающие наименование и запись упражнений.

3. Правила гимнастической терминологии

Способы образования терминов — наиболее распространенный способ образования терминов — придание нового терминологического значения существующим, словам (переосмысливание). К таким терминам в гимнастике относятся, например, мост, вход, переход, выход.

Нередко термины образуются путем словосложения, например: разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки).

В качестве терминов используются корни отдельных слов, например: вис, упор, мах, сед.

Термины, обозначающие статические положения, образуются с учетом условий опоры, например: упор, упор на предплечьях, упор на руках; стойка на лопатках, стойка на голове, стойка на руках и положения тела (взаимное расположение его звеньев), например: вис, вис углом, вис согнувшись, вис прогнувшись.

Термины маховых упражнений образуются с учетом особенностей того или иного двигательного действия, например: подъем махом вперед из упора на предплечьях, подъем разгибом, подъем двумя или одной.

Термины прыжков и соскоков в спортивной гимнастике определяются в зависимости от положения тела в фазе полета, например: прыжок согнув ноги, ноги врозь. В художественной гимнастике — от положения тела и ног: закрытый, открытый, шагом, скачок, перекидной, выпадом, подбивной, кольцом и др.

Правила применения терминов – гимнастическую терминологию следует применять с учетом квалификации занимающихся. Так, при проведении производственной гимнастики, утренней гигиенической гимнастики и других форм оздоровительной гимнастики используют лишь основные термины общеразвивающих упражнений (ОРУ), дополняя их словами разговорного литературного языка.

Начинающим заниматься спортивными видами гимнастики необходимо овладеть терминологией одновременно с изучением упражнений.

Для подготовленных гимнастов и акробатов, преподавателей, тренеров терминология становится своеобразным специальным языком. Все термины целесообразно разделить на следующие группы:

1. Общие термины — для определения отдельных групп упражнений, общих понятий и т. п. Например: строевые упражнения, вольные и др.

2. Основные (конкретные) термины. позволяющие точно определить смысловые признаки упражнения. Например: подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, соскок, наклон, выпад и др.

3. Дополнительные термины. уточняющие основные и указывающие направление движения, способ выполнения, условия опоры и т.п. Например: разгибом, дугой, переворотом. Название упражнения, как правило, состоит из основного термина, выражающего его суть, и дополнительного термина, уточняющего движения, его последовательность.

Правила сокращений (опускание отдельных обозначений) – в гимнастике для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их деталей. Например, опускаются слова:

· “спереди”, “вперед” — при указании направления движения выполняются кратчайшим, единственно возможным путем (например, дугами вперед); при нахождении гимнаста передней стороной тела к опоре (например, горизонтальный вис без слова “спереди”);

· указание положения рук, ног, носков, ладоней, если оно соответствует установленному стилю;

· “туловище” — при наклонах;

· “нога” — при перемахах, движениях ногой в ОРУ, выставлениях ее на носок;

· “поднять”, “опустить” — при движении руками или ногами;

· “продольно”, “поперек” — в обычных положениях, наиболее свойственных тому или иному снаряду;

· “хват сверху”, как наиболее распространенный, “перемах внутрь” или положение внутри;

· “соскок” или “прыжок”, если по названию снаряда это очевидно;

· “прогнувшись”, если техника выполнения предопределяет это положение. Например, на брусьях: подъем махом вперед — махом назад соскок;

· “ладони внутрь” — в положении руки вниз, вперед, назад, вверх;

· “ладони книзу” — в положении руки в стороны или влево (вправо),

· “дугами вперед”, если руки поднимаются или опускаются движением вперед.

Исходное положение указывается только в начале упражнения.

Путь конечностей и тела указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим или обычным путем.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Гимнастическая терминология

К гимнастической терминологии, в частности к терминам гимнастических упражнений, предъявляются определённые требования, которые необходимо соблюдать.

От слов общепринятой лексики термины отличаются точностью и специализированностью своего значения. Слова, становясь терминами, приобретают необходимую однозначность.

Термин в гимнастике — этократкое, условное название какого-либо двигательного действия или понятия. При этом термины не только обозначают то или иное понятие или действие, но и уточняют его, отделяя от смежных.

Все гимнастические термины делятся на две группы: общие и конкретные термины.

Общие термины используются для обозначения общих понятий (элемент, соединение, комбинация) и определения отдельных групп упражнений (строевые упражнения, прикладные упражнения). Эти термины применяются для обобщения элементов одной группы с единой структурой при разработке учебных программ, методических рекомендаций и т. п.

Конкретные термины определяют смысловые признаки конкретных упражнений и делятся на основные (главные) и вспомогательные (дополнительные) термины.

Основные термины отражают структурные признаки определяемых действий, принадлежность к той или иной группе упражнений (подъём, спад, оборот, поворот, соскок и т. д.).

Вспомогательные (дополнительные) термины уточняют основные и указывают: способ выполнения упражнения (разгибом, силой, дугой); направление движения (вправо, влево, вперёд, назад и т. д.); условия опоры (на предплечьях, на голове и руках, на коленях, в стойке на руках и т. д.).

Название упражнений обычно состоит из основного и дополнительных терминов. На первое место ставится основной термин, уточняющий смысловой признак движения, затем вспомогательные термины, которые конкретизируют движение и последовательность действий при его исполнении.

Термины общеразвивающих упражнений

Исходные положения(И.П.) — стойки (термин «стойки» имеет и значение в качестве термина акробатических упражнений) или иные положения, из которых выполняются упражнения.

Гимнастическая терминология

Стойки: основная стойка (о.с. — стойка ноги вместе, руки вниз) соответствует строевой стойке (рис.1, а); стойка ноги врозь (рис.1, б); стойка ноги врозь правой (левой) (рис.1, в); стойка ноги врозь широкая (ноги разведены шире плеч); стойка ноги врозь широкая правой (левой); узкая стойка; скрестная стойка (рис.1, г); стойка на коленях; стойка на правом (левом) колене (рис.1, д); сомкнутая стойка (стопы сомкнуты); стойка правой (левой) вольно (шаг правой (левой) в стойку ноги врозь, руки за спину).

Наклон— термин, обозначающий сгибание тела. Различают: наклон вперёд (рис. 2, а); наклон прогнувшись (рис. 2, б); полунаклон (рис. 2, в); наклон вперёд-книзу (рис. 2, г); наклон назад; наклон назад касаясь (рис. 2, д); наклон в широкой стойке (рис. 2, е); наклон с захватом (рис. 2, ж); наклон вправо (влево); наклон к правой (левой) ноге.

Равновесие— устойчивое положение занимающегося на одной ноге. Различают равновесия: на правой (левой) (рис. 3, а); равновесие с наклоном (рис. 3, б (пунктирная линия)); боковое равновесие (рис. 3, в); заднее равновесие (с наклоном назад) (рис. 3, г); фронтальное равновесие (рис. 3, д); равновесие с захватом (рис. 3, е); равновесие шпагатом (рис. 3, ж); равновесие «крестом» и др.

Седы— положения сидя на полу или на снаряде. Различают: сед (рис. 4, а); сед ноги врозь (рис. 4, б); сед углом (рис. 4, в); сед углом ноги врозь; сед согнувшись (рис. 4, г); сед с захватом (рис. 4, д); сед на пятках или на правой (левой) пятке (рис. 4, е); сед на бедре; сед согнув ноги; сед в группировке; сед согнув ноги назад и др.

Гимнастическая терминология

Присед— положение занимающегося на согнутых ногах. Различают: присед (рис. 5, а); полуприсед (рис. 5, б); круглый присед (рис. 5, в); полуприсед наклонный (рис. 5, г); полуприсед с наклоном («старт пловца») (рис. 5, д); присед на правой (левой) (рис. 5, е) и др.

Выпад— движение (или положение с выставлением и сгибанием опорной ноги). Различают: выпад правой (левой) (рис. 6, а); наклонный выпад (рис. 6, б); выпад вправо с наклоном (рис. 6, в); глубокий выпад (рис. 6, г); разноимённый выпад (указывается нога и направление выпада — выпад левой вправо, рис. 6, д); выпад назад.

Упоры— положения, в которых плечи находятся выше точек опоры. Различают: упор присев (рис. 7, а); упор на правом колене (рис. 7, б); упор на правом колене одноимённый (поднята одноимённая опорной ноге рука) и разноимённый; упор стоя согнувшись (рис. 7, в); упор лёжа; упор лёжа на предплечьях (рис. 7, г); упор лёжа сзади (рис. 7, д) и др.

Гимнастическая терминология

Движения руками и ногами. Различают движения одновременные, поочерёдные и последовательные, а также одноимённые (правая рука начинает движение вправо), разноимённые (начало движения в противоположную сторону), параллельные (обеими руками), симметричные и несимметричные. Они выполняются в основных и промежуточных плоскостях прямыми и согнутыми руками. Во втором случае к термину добавляется термин «согнуть».

Например, согнуть руки назад (рис. 8, а), согнуть руки в стороны (рис. 8, б). Этот же термин добавляется при сгибании ног. Например, согнуть правую (рис. 8, в), согнуть правую вперёд (рис. 8, г), согнуть правую назад (рис. 8, д), согнуть правую в сторону (рис. 8, е).

Положения рук: руки на пояс, к плечам, за голову, перед грудью, скрестно (указывается какая рука сверху). Направление движения руками и ногами определяется по отношению к туловищу, независимо от его положения в пространстве. Движения руками: вверх, в сторону (вправо или влево), в стороны, назад, вперёд — в стороны, в сторону — книзу и др.

Положения ног— правую (левую) вперёд (в сторону, назад) на носок; правую (левую) вперёд (в сторону, назад) — книзу; правую (левую) вперёд (в сторону, назад); правую (левую) вперёд (в сторону, назад) — кверху; правую (левую) вперёд (в сторону, назад) согнуть.

Круг— движение руками, ногами, туловищем, головой по окружности, а также ногами (ногой) над снарядом.

При наименовании упражнений с предметами основным признаком служат положение предмета (его направление) и совершаемый им путь. Например, палку вверх или палку вперёд вертикально. Основные положения с гимнастической палкой: палку вниз (рис. 9, а); палку на грудь (рис. 9, б); палку вперёд-вверх (рис. 9, в); палку на голову; палку за голову; палку на лопатки и др.

Несимметричные положения с палкой принято называть следующим образом: палку к плечу (рис. 9, г); палку к плечу или на голову вправо (рис. 9, д); за голову вправо и др.; если палка и рука не составляют прямой линии, то называют так: правую в сторону, палку вверх (рис. 9, е). Другие способы удержания палки указываются дополнительно. Например: палку к плечу или на грудь правым концом кверху (рис. 9, ж).

УДК 796.41(076) ББК 75.6

Составитель: С.А.Александров, доц. канд. пед. наук.

Рецензенты: зав. каф. физ. воспитания и спорта, канд. пед. наук, доц. С.К.Городилин;

зав. каф. физ. воспитания ГСХИ, канд. пед. наук, доц. В.М.Куликов.

Рекомендован советом факультета физической культуры ГрГУ.

Гимнастическая терминология. Справ. по курсу

Г 48 «Гимнастика» /Сост. С.А.Александров. — Гродно: ГрГУ, 2000. — 43 с.

Справочник по «Гимнастической терминологии» состоит из двух разделов. В первом изложены вопросы гимнастической терминологии, ее значение, требования, предъявляемые к ней, правила и формы записи упражнений. Во втором представлены материалы по методике проведения строевых упражнений: исходные положения с инвентарем, разновидности фигурной маршировки, построений и перестроений.

Справочник предназначен для студентов специальности П020200 — Физическая культура и спорт.

УДК 796.41(076) ББК 75.6

© Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, 2000

В Республике Беларусь физическое воспитание подрастающего поколения, забота о здоровье и физическом развитии всего населения является делом государственной важности. Для дальнейшего роста физкультурного движения от специалистов в области физической культуры требуется постоянное повышение теоретических и методических знаний, совершенствование педагогических умений и навыков.

Справочник по курсу «Гимнастика» включает в себя термины общеразвивающих и строевых упражнений, описание техники использования различных положений рук, ног, туловища, а также передвижений и перестроений, что позволит исключить разночтение при проведении занятий. Сочетание текстовой и графической записи значительно облегчает процесс усвоения данного материала, дает возможность самостоятельно его изучить, чтобы затем повышать теоретические и методические знания, совершенствовать педагогические умения и навыки при использовании специальной литературы.

Настоящий справочник предназначен оказать содействие студентам в овладении гимнастической терминологией на уровне современных требований, что позволит проводить занятия по физической культуре на более высоком организационном и педагогическом уровне.

ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Значение терминологии

В энциклопедической трактовке терминология — это совокупность, система терминов какой-либо науки, области техники, вида искусства и т.д.

Специальной терминологией пользуются во многих областях знаний, в различной производственной, двигательной деятельности с целью краткого обозначения предметов, явлений, понятий, процессов. В физическом воспитании, в частности на занятиях физической культурой, терминология играет очень важную роль. Она облегчает общение между преподавателями

и учениками во время занятий, помогает упростить объяснение

и описание гимнастических упражнений.

В учебном процессе краткие слова-термины оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков, способствуют лучшей настройке на выполнение упражнений, делают учебный процесс более компактным и целенаправленным, что подтверждается исследованиями.

Гимнастическая терминология — это система специаль-

ных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря.

Терминология, как раздел лексики, тесно связана с содержанием данной науки, ее теорией и практикой.

Под термином в гимнастике принято понимать краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия.

Отечественная гимнастическая терминология со времени ее официального утверждения в 1933 г. сыграла важную роль в развитии гимнастики как научно-методической дисциплины. Принятые и применяемые до настоящего времени лексические принципы образования терминов, правила записи движений и положений, сокращение наименований позволили создать профессиональный язык гимнастики, дающий возможность полного обозначения любых гимнастических упражнений.

Требования, предъявляемые к терминологии

Создание современной гимнастической терминологии, осуществленное на базе словарного фонда родной речи, сделало ее понятной, удобной для изучения, доступной широким кругам специалистов физической культуры и спорта.

От слов общепринятой лексики термины отличаются точностью и специализированностью своего значения. Слова, становясь терминами, приобретают необходимую однозначность (вис, упор, мост, выпад, спад, наклон и др.). При этом термины не только обозначают то или иное понятие, действие, но и уточняют его, отделяя от смежных.

К терминам предъявляются определенные требования:

— доступность. терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствованных из других языков слов, а также из интернациональных слов-терми- нов, полностью соответствовать законам словообразования и грамматике языка; нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится непонятной;

— точность. термин должен давать ясное представление о сущности определяемого действия (упражнения) или понятия; точность термина имеет большое значение для создания правильного представления об упражнении, что способствует более быстрому овладению им;

— краткость: наиболее целесообразны краткие термины, удобные для произношения; этому же служат и правила сокращений, облегчающие наименование и записи упражнений.

Способы образования терминов

— путем словосложения (например: разновысокие брусья, далеко-высокие прыжки);

— путем переосмысления известных понятий (например: мост, вход, переход, шпагат, выход);

— от корней отдельных слов (например: вис, сед, кач, мах, упор);

— от названий статических положений с учетом условий опоры и положения тела (например: стойка на лопатках, стойка на голове, стойка на руках, упор на предплечьях, упор на руках, вис углом, вис прогнувшись, вис согнувшись, вис сзади, горизонтальный вис);

— от названий маховых упражнений с учётом особенностей того или иного двигательного действия (например: подъём разгибом, подъём двумя или одной ногой);

— от названий прыжков и соскоков в зависимости от формы движения в фазе полета (например: прыжок ноги врозь, согнув ноги, переворот, лёт).

— путем заимствования иностранных слов (например: рондат, фляк, сальто, курбет).

— аутотермины, то есть название новых оригинальных упражнений по фамилии первых исполнителей данного элемента (например: «петля Корбут», «перелёт Ткачёва», «вертушка Диомидова», «сальто Дельчева»).

Для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их деталей.

Обычно опускаются следующие слова:

Гимнастическая терминология

— вперед — при указании направления движения, если оно выполняется кратчайшим, единственно возможным путем;

— обозначающие положение рук, ног, носков, ладоней, если оно соответствует установленному стилю;

— туловище — при наклонах;

— нога — при перемахах, движениях ногой в ОРУ, постановкой ее на носок;

— поднять, опустить — при движении руками или ногами;

— продольно, поперек — в обычных положениях, наиболее свойственных тому или иному снаряду;

— хват сверху. как наиболее распространенный;

— соскок или прыжок. если по названию снаряда это очевидно;

— прогнувшись, если техника выполнения предопределяет это положение;

— ладони внутрь — в положении руки вниз, вперед, назад, вверх;

— ладони книзу — в положении руки в стороны или влево (вправо) ;

— дугами вперед. если руки поднимаются или опускаются движением вперед.

Исходное положение указывается только в начале упражнения.

Основные термины гимнастических упражнений*

Исходные положения (и.п.) — это положения, из которых выполняются упражнения (рис. 1-56).

Основная стойка (о.с.) соответствует строевой стойке. Из низких исходных положений переход в любое положение стойки обозначается термином встать.

Сед — положение сидя на полу или снаряде (рис. 68-75). Присед — положение занимающегося на согнутых ногах

Выпад — движение (или положение) с выставлением и сгибанием опорной ноги (рис. 63-67).

Упор — положения, в котором плечи выше точек опоры

Круг — движения руками, ногами, туловищем, головой по окружности.

* Рисунки даны в приложении на стр. 28

Наклон — термин, обозначающий сгибание тела (рис.85-89). Равновесие — устойчивое положение занимающегося на

одной ноге (рис.90-97).

Подскок — небольшое подпрыгивание на месте или с продвижением.

Хват — способ держания за снаряд.

Вис — положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата. Смешанные висы и упоры — это такое положение, при котором используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.) (рис.115-125).

Подъём — переход в упор из виса или более низкого упора в более высокий.

Спад — движение, противоположное подъёму. Медленный спад принято называть опускание.

Поворот — движение тела вокруг вертикальной оси. Оборот — круговое движение занимающегося вокруг

Мах — свободное движение относительно оси вращения. Кач — однократное маятникообразное движение занимаю-

щегося вместе со снарядом.

Соскок — спрыгивание со снаряда из виса или из упора. Прыжок — преодоление расстояния: высоты, длины, пре-

пятствия или снаряда в свободном полете после отталкивания ногами.

Опорный прыжок выполняется с дополнительной опорой (толчком) руками. Различают прыжок согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом.

Замах — предварительный мах ногами назад после толчка ногами.

Перекат — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры (без переворачивания через голову).

Группировка — согнутое положение тела (колени к плечам, локти прижаты, захват за голени).

Кувырок — вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову.

Переворот — вращательное движение тела с полным переворачиванием (с опорой руками, головой или тем и другим) с одной или двумя фазами полёта.

Рондат — переворот с поворотом кругом и приземлением на обе ноги.

Курбет — прыжок назад с рук на ноги.

Сальто — свободное переворачивание тела в воздухе.

Темповой подскок (вальсет) — небольшое подпрыгивание на маховой ноге, другая согнута вперёд, руки вверх.

Мост — дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре (рис.102-106).

Шпагат — сед с предельно разведенными ногами (с касанием опорой всей длиной той или другой ноги) (рис.107-109).

Полушпагат — аналогичное положение, но с согнутой ногой, находящейся впереди (рис.110-111).

Продольно — плечевая ось занимающегося параллельна оси снаряда.

Поперёк — плечевая ось занимающегося перпендикулярна оси снаряда.

Движения, совершаемые конечностями по отношению друг к другу, подразделяются на одновременные, поочерёдные, последовательные, одноименные и разноименные, волнообразные.

Одноименные — совпадающие по направлению со стороной конечности (руки, ноги).

Одновременные — выполняемые конечностями в одно и то же время.

Поочерёдные — выполняемые сначала одной конечностью (рукой или ногой), затем другой.

Последовательные — выполняемые одно за другим с отставанием одной конечности на половину амплитуды.

Волнообразные — соединение одновременных и последовательных движений в нескольких суставах, сгибание и разгибание в суставах ног, туловища и рук, которое совершается последовательно от одного сустава к другому.

Все движения туловища, конечностей и головы могут выполняться в трех основных плоскостях:

— в лицевой. проходящей по передней (или задней) стороне тела;

— в боковой. проходящей в переднезаднем направлении по отношению к телу занимающегося;

— в горизонтальной. проходящей по горизонтали по отношению к телу занимающегося (независимо от его положения).

Движения туловища, конечностей и головы могут также выполняться в промежуточных плоскостях:

— в наклонных. расположенных под углом 45 ° по отношению к основным;

— в косых. расположенных под углом 45 ° к наклонным плоскостям.

Глава 4 ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Специальной терминологией пользуются во многих областях знаний, в различной производственной, двигательной деятельности с целью краткого обозначения предметов, явлений, понятий, про­цессов.

В физическом воспитании, в частности в гимнастике, распола­гающей безграничным множеством применяемых упражнений, тер­минология играет очень важную роль. Она облегчает общение между преподавателями и учениками во время занятий, помогает

упростить описание гимнастических упражнений при издании лите­ратуры по гимнастике. Гимнастическая терминология широко при­меняется на занятиях не только гимнастикой.

Наибольшее значение терминология приобретает в процессе обучения гимнастическим упражнениям. Краткие слова-термины оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков. Они способствуют лучшей настройке на выполнение упражнений, делают учебный процесс более компактным и целе­направленным, что подтверждается исследованиями.

Гимнастическая терминология — это систе­ма специальных наименований (терминов), применяемых для крат­кого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также правила образования и применения терминов, условных (установленных) сокращений и формы записи упражнений.

Терминология, как раздел лексики, тесно связана с содержани­ем данной науки, ее теорией и практикой.

Под термином в гимнастике принято понимать краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия.

Как и в других областях, гимнастическая терминология совер­шенствовалась параллельно с развитием физического воспитания, и в частности гимнастики, так как все новое, что возникает в прак­тической деятельности и в науке, неизбежно отражается в языке, обогащая его.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТЕРМИНОЛОГИИ

От слов общепринятой лексики термины отличаются точностью и специализированностью своего значения. Слова, становясь тер­минами, приобретают необходимую однозначность (вход, наклон, выпад, мост, спад, вис, упор и др.). При этом термины не только обозначают то или иное понятие, действие, но и уточняют его, отделяя от смежных.

К терминам предъявляются определенные требования:

1. Доступность. Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствованных из других языков слов, а также из интернациональных слов-терминов и пол­ностью соответствовать законам словообразования и грамматике языка данного народа. В этом случае терминология будет доступ­ной, а следовательно, жизненной и устойчиЕОЙ. Нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится не­понятной.

2. Точность. Термин должен давать ясное представление о сущ­ности определяемого действия (упражнения) или понятия. Точ­ность термина имеет большое значение для создания правильного представления об упражнении, что способствует более быстрому

3. Краткость. Наиболее целесообразны краткие термины, удоб­
ные для произношения. Этому же служат и правила сокращений,
облегчающие наименование и запись упражнений.

Гимнастическая терминология

4.3. ПРАВИЛА ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

4.3.1. Способы образования терминов

Наиболее распространенный способ образования терминов — придание нового терминологического значения существующим словам (переосмысливание). К таким терминам в гимнастике отно­сятся, например, мост, вход, переход, выход.

Нередко термины образуются путем словосложения, например: разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки).

В качестве терминов используются корни отдельных слов, на­пример: вис, упор, мах, сед.

Термины, обозначающие статические положения, образуются с учетом условий опоры, например: упор (рис. 1,а), упор на пред­плечьях (рис. 1, б), упор на руках (рис. 1, в); стойка на лопатках (рис. 1, г), стойка на голове (рис. 1, д), стойка на руках (рис. 1, е) — и положения тела (взаимное расположение его звеньев), например: вис, вис углом (рис. 2, а), вис согнувшись (рис. 2, б), вис прогнув­шись (рис. 2, в).

Термины маховых упражнений образуются с учетом особеннос­тей того или иного двигательного действия, например: подъем ма­хом вперед из упора на предплечьях (рис. 3, а), подъем разгибом (рис. 3, б), подъем двумя или одной (рис. 3, в).

Термины прыжков и соскоков в спортивной гимнастике опреде­ляются в зависимости от положения тела в фазе полета, например: прыжок согнув ноги, ноги врозь в художественной гимнастике — от положения тела и ног: закрытый, открытый, шагом, скачок, перекидной, выпадом, подбивной, кольцом и др.

4.3.2. Правила применения терминов

Гимнастическую терминологию следует применять с учетом квалификации занимающихся. Так, при проведении производствен­ной гимнастики, утренней гигиенической гимнастики и других форм оздоровительной гимнастики используют лишь основные тер­мины ОРУ, дополняя их словами разговорного литературного языка.

Начинающим заниматься спортивными видами гимнастики не­обходимо овладеть терминологией одновременно с изучением упраж­нений.

Для подготовленных гимнастов и акробатов, преподавателей, тренеров терминология становится своеобразным специальным языком.

Все термины целесообразно разделить на следующие группы:

1. Общие термины — для определения отдельных групп упраж­нений, общих понятий и т. п. Например: строевые упражнения, вольные и др.

2. Основные (конкретные) термины, позволяющие точно опреде­лять смысловые признаки упражнения. Например: подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, соскок, наклон, выпад и др.

3. Дополнительные термины, уточняющие основные и указы­вающие направление движения, способ выполнения, условия опоры и т. п. Например: разгибом, дугой, переворотом. Название упраж­нения, как правило, состоит из основного термина, выражающего его суть, и дополнительного термина, уточняющего движения, его последовательность. В случае необходимости применяются поясняю­щие слова, подчеркивающие характер выполнения (например, дви­жение рукой делать резко, расслабленно, мягко).

4.3.3. Правила сокращений (опускание
отдельных обозначений]

В гимнастике для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их деталей. Например, опускаются слова:

«спереди», «вперед» — при указании направления движения, если выполняется кратчайшим, единственно возможным путем (на­пример, дугами вперед): при нахождении гимнаста передней сто­роной тела к опоре (например, горизонтальный вис без слова «спереди»);

указание положения рук, ног, носков, ладоней, если оно соот­ветствует установленному стилю;

«туловище» — при наклонах;

«нога» — при перемахах, движениях ногой в ОРУ, выставле­ниях ее на носок;

«поднять», «опустить» — при движении руками или ногами;

«продольно», «поперек» — в обычных положениях, наиболее свойственных тому или иному снаряду;

«хват сверху», как наиболее распространенный, «перемах внутрь» (или положение внутри);

Гимнастическая терминология

Гимнастическая терминология

«соскок» или «прыжок», если по названию снаряда это очевидно;

«прогнувшись», если техника выполнения предопределяет это положение. Например, на брусьях: подъем махом вперед — махом назад соскок;

«ладони внутрь» — в положении руки вниз, вперед, назад, вверх;

«ладони книзу» — в положении руки в стороны или влево (впра­во);

«дугами вперед», если руки поднимаются или опускаются дви­жением вперед.

Исходное положение указывается только в начале упражне­ния.

Путь конечностей и тела указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим или обычным путем.

ТЕРМИНЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ И ВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Исходные положения (и. п.)—стойки* или иные положения, из которых выполняются упражнения.

Стойки: основная стойка (о. с.) соответствует строевой стойке (рис. 4, а). Различают: стойку ноги врозь (рис. 4, б), стойку ноги врозь широкую, узкую, ноги врозь правой (рис. 4, в), скрестную (рис. 4, г), на правом (или левом) колене (рис. 4, д), а также сомкну­тую, при которой стопы сомкнуты, правой (левой) вольно.

При выполнении стоек на носках добавляется слово «на носках». Переход из стоек на коленях (а также из положений сидя, лежа и др.) в стойку на ногах обозначается термином «встать».

Седы — положения сидя на полу или на снаряде. Различают: сед (рис. 5, а), сед ноги врозь (рис. 5, б), сед углом (рис. 5, в), то же ноги врозь, сед согнувшись (рис. 5, г), сед с захватом (рис. 5, д), сед на пятках или на правой пятке (рис. 5, е), на бедре и др.

Присед — положение занимающегося на согнутых ногах (рис. 6, а), полуприсед (рис. 6, б), круглый присед, полуприсед (рис. 6, в), полуприсед с наклоном (рис. 6, г) и как вариант «старт пловца» (рис. 6, д), полуприсед, присед на правой или левой (рис. 6, е) и др

Вььпад — движение (или положение) с выставлением и сгибани­ем опорной ноги (рис. 7, а), наклонный выпад (рис. 7, б), выпад вправо с наклоном (рис. 7, в), глубокий выпад (рис 7, г), разно­именный выпад (указывается нога и направление выпада). Напри­мер, выпад левой вправо (рис 7, д).

Упоры —положения, в которых плечи выше точек опоры. Раз­личают: упор присев (рис. 8, а), упор на правом колене (рис. 8, б), то же одноименный (поднята одноименная опорной ноге рука) и разноименный; упор стоя согнувшись (рис. 8, в), упор лежа на предплечьях (рис. 8, г), упор лежа сзади (рис. 8, д) и др.

* Термин «стойка» имеет и другое значение. См. ниже. 32

Гимнастическая терминология

Гимнастическая терминология

Движения руками и но­гами. Различают движения одновременные, поочеред­ные и последовательные, а также одноименные (правая рука начинает движение вправо), разноименные (на­чало движения в противо­положную сторону), па­раллельные (обеими рука­ми), симметричные и не­симметричные. Они выпол­няются в основных и про-

межуточных плоскостях прямыми и согнутыми руками. Во вто­ром случае к термину добавляется слово «согнуть». Например, согнуть руки назад (рис. 9, а), согнуть руки в стороны (рис. 9, б). Этот же термин добавляется при сгибании ног. Например, согнуть правую (рис. 9, в), согнуть правую вперед (рис. 9, г), согнуть пра­вую назад (рис. 9, д), согнуть правую в сторону, то же, но колено в сторону (рис. 9, е).

Исходные положения рук: руки на пояс, к плечам, за голову, перед грудью, скрестно (указывается, какая сверху), за спину и др.

Направление движения руками и ногами определяется по отно­шению к туловищу независимо от его положения в пространстве.» На рис. 10 показаны движения руками: а — правую вниз, б — пра­вую в сторону-книзу, в — правую в сторону, в, з — руки в стороны, г —правую вверх-наружу, г, ж — руки вверх-наружу, д — пра­вую вверх, д, е — руки вверх, ж — левую вверх-наружу, з — ле­вую в сторону, з, и — руки влево, к — левую в сторону-книзу, л — левую вниз, а, л — руки вниз.

На рис. 11 показаны положения ног (в боковой плоскости): а — вперед на носок, б — вперед-книзу, в — вперед, г — вперед-кверху, д — назад на носок, в — назад-книзу, ж — назад.

Направления движений указаны на рис. 12. В лицевой плоскос­ти: а — книзу, б — кверху, в — внутрь, г, д — наружу. В боковой плоскости: а — вперед, б — книзу, в — кверху, г — вперед д, е — назад. В горизонтальной плоскости: а — внутрь, б — наружу, б — вперед, г — назад, д — вперед, е — назад.

Круг — движение руками, ногами, туловищем, головой по ок­ружности, а также ногами (ногой) над снарядом.

Наклон — термин, обозначающий сгибание тела. Различают: наклон (рие. 13, а), наклон прогнувшись (рис. 13, б), полунаклон (рие. 13, в), наклон вперед-книзу (рие. 13, г), наклон назад касаясь (рие. 13, д), наклон в широкой стойке (рис. 13, е), наклон с захва­том (рис. 13, ж).

Равновесие — устойчивое положение занимающегося на одной ноге. Различают равновесия: на правой (рис. 14, а), равновесие с наклоном (рис. 14, б), боковое (рис. 14, в), заднее (с наклоном на­зад, рис. 14, г), фронтальное (рис. 14, д), е захватом (рие. 14, е), шпагатом (рис. 14, ж).

При наименовании упражнений с предметами основным призна­ком служат положение предмета (его направление) и совершаемый им путь.

Основные положения е гимнастической палкой: палку вниз (рис. 15, о), палку на грудь (риа. 15, б), палку вперед-вверх (рис, 15, в), палку на голову, за голову, на лопатки и др.

Гимнастическая терминология

Гимнастическая терминология

Несимметричные поло­жения с палкой принято называть: палку к плечу (рис. 15, г), палку к плечу или на голову вправо (рис. 15, д), за голову вправо и др.; если палка и рука не составляют прямой линии, то называют так: правую в сторону, палку вверх (рис. 15, е). Другие способы удержания палки указыва­ются дополнительно. На-

пример, палку на грудь или к плечу правым концом кверху (рис. 15, ж).

Основные термины упражнений со скакалкой:

Подскок — небольшое подпрыгивание на месте или с продвиже­нием; двойной подскок — два пружинящих подскока: первый ос­новной, второй дополнительный (меньше по амплитуде).

Подскок петлей (рис. 16, а), подскок с правой на левую (рис. 16,6), (рис. 16, б) подскок с двойным вращением (двойное вращение ска­калки при одном подскоке), подскок меняя ногу (рис. 16, в), под­скоки с передачей скакалки и др.

ТЕРМИНЫ УПРАЖНЕНИЙ НА СНАРЯДАХ

Хват — способ держания за снаряд. Различают: хват сверху, снизу, разный, обратный, скрестный, широкий, узкий, сомкнутый, глубокий. Первый по правилу сокращений опускается.

Вис — положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата. Различают: висы простые, при которых держатся за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще всего ру­ками), и висы смешанные, при которых используется дополнитель­ная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.).

Висы простые: вис (рис. 17, а), вис на согнутых руках, вис сог­нувшись (рис. 17, б), вис прогнувшись (рис. 17, б) и др.

Висы смешанные: вис присев (рис. 18, а), вис стоя согнувшись (рис. 18, б), вис лежа (рис. 18, в), вис стоя (рис. 18, г). Иные поло-

Гимнастическая терминология

жения уточняются. Напри­мер, вис на согнутых ногах (рис. 18, 5).

Упор — положение зани­мающегося, в котором его плечи выше точек опоры (см. рис. 1). Различают упоры простые и смешанные. Упоры простые: упор, упор на пред­плечьях, на руках (см. рис. 1, а, б, в), упор на руках сог­нувшись (рис. 19, а), упор

сзади (рис. 19, б), упор углом (рис. 19, в). В случаях очевидного положения в упоре достаточно применять одно слово «угол». На­пример (на брусьях), подъем махом назад — махом вперед угел или перемахом правой (над правой жердью) угол; упор ноги врозь вне (рис. 19, г).

Упоры смешанные: упор присев на правой, левую назад (или назад на носок, рис. 20, а), упор лежа на согнутых руках, левую назад (рис. 20, б), упор стоя ноги врозь (рис. 20, в) и др.

Сед — положение сидя на снаряде. Различают: сед ноги врозь на брусьях (рис. 20, г), сед на бедре (рис. 20, д) и др.

Начало упражнения на снарядах принято определять терми­нами: с прыжка, с разбега, из виса, из упора, из упора на руках и др. В отдельных случаях для краткости можно сразу называть начальное движение (первый элемент). Например, размахивание (на перекладине) и подъем разгибом — оборот назад.

Подъем — переход в упор из виса или из более низкого упора в более высокий. Различают: подъем силой поочередно (рис. 21, а), подъем силой (рис. 21,6), махом одной подъем переворотом (рис. 21, б), то же махом или силой, подъем правой (левой) или двумя (рис. 21, г), подъем разгибом и др.

Спад — движение, противоположное подъему. Медленный спад принято называть опусканием.

Оборот — круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда (пе­рекладина, жердь и др.), выполняемое из упора. Различают: оборот вперед (назад) из упора ноги врозь, оборот вперед или назад из упора, большой оборот.

Поворот — движение тела вокруг вертикальной оси. Различают поворот махом вперед, назад, поворот в стойке и др.

Стойка — вертикальное положение гимнаста ногами кверху с опорой какой-либо частью тела. Различают: стойку на плечах, на руках, на одной руке и др. Способы выполнения стоек: силой, махом, согнувшись, прогнувшись и др.

Мах — свободное движение относительно оси вращения. (Спо­собы: силой, изгибами, с прыжка. Размахивание — мах, выполнен­ный несколько раз.

Мах дугой — переход из упора в вис дугообразным движением.

Кач — однократное маятникообразное движение занимающего­ся вместе со снарядом (обычно с кольцами). Несколько качей — раскачивание.

Выкрут — оборот тела вокруг горизонтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате. По направлению различают выкрут вперед и назад. При необходимости указывают мах, которым он выполняется.

Для обозначения маховых движений (махов) применяются тер­мины:

Перемах — движение ногой (ногами) над снарядом.

Круг — целостное (эллипсообразное) движение ногой (ногами). Различают: круг правой, круг правой влево, влево или вправо на­зад, круг с поворотом и др. Круг двумя, выполняемый с сомкнуты­ми прямыми ногами; круг поперек, крут прогнувшись и др.

Скрещение — два встречных перемаха. Разновидности скреще­ний уточняются. Например, скрещение согнув ноги, обратное скре­щение, скрещение с поворотом.

Вход — термин, обозначающий переход гимнаста из и. п. у сна­ряда круговым движением с поворотом вокруг опорной руки в упор на ручках. Может быть выполнен одной ногой (ее указывают).

Переход — смещение исполнителя вправо или влево на снаряде с перехватом руками (при выполнении того или иного элемента).

Выход — движение, противоположное входу, но на другую часть коня.

Перелет — перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с опусканием рук (углом, согнувшись, ноги врозь и др.), а также с одного снаряда на другой или с одной жерди на другую.

Соскок — спрыгивание со снаряда из виса или из упора. Разли­чают: соскок махом вперед, назад, то же с поворотами, дугой, обо­ротом, переворотом, выкрутом, сальто и др. А также согнув ноги, ноги врозь (из упора и из стоек на руках).

Прыжок — преодоление расстояния: высоты, длины, препятст­вия или снаряда — в свободном полете после отталкивания ногами.

Опорный прыжок выполняется с дополнительной опорой (толч­ком) руками. Различают: прыжок согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом и др.

Замах — предварительный мах ногами назад после толчка ногами.

4.6. ТЕРМИНЫ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ*

Перекат — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры (без переворачивания через голову). Различают: перекат вперед, в сторону, круговой перекат, перекат назад согнув­шись, выполняемый из седа.

Группировка — согнутое положение тела (колени к плечам, локти прижаты, захват за голени). Различают группировку лежа, сидя и в приседе, а также широкую группировку.

Кувырок — вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову. Различают: кувырок вперед, длинный кувырок, кувырок с прыжка с фазой полета до опоры руками, лет-кувырок, кувырок с поворотом, заканчиваю­щимся лицом в другую сторону, кувырок назад, кувырок назад в упор на колене, кувырок назад согнувшись, кувырок назад через плечо прогнувшись и др.

Переворот — вращательное движение тела с полным перевора­чиванием (с опорой руками, головой или тем и другим) с одной или двумя фазами полета. Различают: переворот в сторону, переворот с головы, переворот на одну ногу, переворот с прыжка и др.

Переворот назад — вращательное движение тела назад с опорой на руки. Выполняется также в стойку на руках, на голове и др.

Перекидка — равномерное вращательное движение тела с пол­ным переворачиванием (с опорой руками) без фазы полета. Выпол­няется с двух ног на две, а также с одной ноги и со сменой ног.

Рондат — переворот с поворотом кругом и приземлением на обе ноги.

Курбет — прыжок назад с рук на ноги.

Подъем разгибом — вскок на ноги, выполненный из упора

* Более сложные упражнения см. в учебниках «Спортивная гимнастика», «Спортивная акробатика».

Гимнастическая терминология

согнувшись (g лопаток). Его можно сделать в сед, в сед ноги врозь, на колени и т. д.

Поворот разгибом выполняется движением подъема в поворотом кругом в упор лежа (g поворотом на 360° указывается особо).

Сальто — свободное переворачивание тела в воздухе. Различа­ют: сальто вперед, маховое сальто (рис. 22), сальто назад, в сторону, а также сальто g полуповоротом, сальто е поворотом и др.

Темповой подскок — небольшое подпрыгивание на маховой ноге, другая согнута вперед, руки вверх. Применяется в качестве связующего элемента в прыжковой акробатике.

Мост — дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре. Различают: мост (рис. 23, а), моет на одной руке (рив. 23, б), мост на одной ноге (рис. 23, в), мост на предплечьях (рис 23, г), мост разноименный, например в опорой левой ногой и правой рукой (рив. 23, д), и др.

Шпагат — сед в предельно разведенными ногами (с касанием опоры всей длиной той и другой ноги). Различают: шпагат (рис 24, о), шпагат правой (рис. 24, б), левой (указывается нога, находя­щаяся впереди); одноименный (рис. 24, в), разноименный, шпагат о наклоном и др.

Полу шпагат — аналогичное положение, но с согнутой ногой, находящейся впереди (рис 24, г), полушпагат g наклоном (рис. 24, д), с наклоном назад и др.

Стойка — вертикальное положение тела ногами вверх. Разли­чают стойки: на лопатках (см. рис. 1, г), на голове (см. рис. \, д), на руках (см. рис. 1, е); в последнем случае стойка может быть уз­кой, широкой (кисти на половину ширины плеч), сомкнутой, на одной руке. Способы выхода в стойки принято кратко обозначать так: силой (руки сгибаются в локтевых суставах, ноги — в тазобедренных); перекатом (вращательным движением в по­следовательной опорой), махом (правой или левой ногой); согнувшись (руки прямые, тело сгибается в тазобедренных суставах); прогнувшись (руки сгибаются, а тело держится прогнутым); прыжком (на руки); переворотом на­зад и др.

В парных и групповых упражнениях применяются аналогичные термины, но указывается исходное и конечное положение каждого исполнителя (какой частью тела верхний акробат опирается на ту или иную часть тела нижнего). Например, вход о бедра, вход сзади или стойка на плечах в кистях лежащего партнера, стойка на коленях нижнего.

Для упражнений на батуте применяются специфические тер­мины.

Кач — отдача сетки после прихода на нее прыгуна.

Подскоки — (темповые прыжки), применяемые для увеличения взлета исполнителя. Остальные термины образуются в соответетвии с правилами гимнастической терминологии.

ТЕРМИНЫ УПРАЖНЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

Шаги — разнообразные виды передвижения. Различают: обыч­ный шаг, шаг с носка, на носках, острый шаг, выпадами, шаг гало­па, приставной шаг, переменный шаг, шаг польки и др.

Бег—передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полета. Названия бега аналогичны видам ходьбы.

Поворот — вращательное движение тела вокруг вертикальной или продольной оси. Различают: поворот переступанием (одноимен­ный, разноименный), на носках, скрестный, махом, спиральный, а также в приседе, в равновесии (с сохранением положения тела) и др.

Прыжок — свободный полет после отталкивания ногами. В за­висимости от амплитуды движения и положения тела в воздухе различают: прямой прыжок, согнувшись, прогнувшись, открытый, закрытый, шагом, скачок, перекидной, подбивной, выпадом, полу­кольцом (кольцом) и др.

Пружинное движение руками — целостное пружинное движе­ние со сгибанием во всех суставах. Выполняется в различных на­правлениях.

Волна — оложное целостное движение, состоящее из последо­вательного разгибания в одних суставах и сгибания в других. Раз­личают: волну вперед, вправо, влево (боковая волна).

Волна рукой — волнообразное движение рукой (руками), на-

чинающееся сгибанием руки (к себе) и опусканием кисти, затем раз­гибанием (от себя) с одновременным подниманием кисти. Положе­ние кисти принято именовать так: обычное (не указывается), кисть свободна, кисть расслаблена, кисть поднята.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

  1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНОЛОГИИ.ТРЕБОВАНИЯ К ТЕРМИНОЛОГИИ.
  2. ПРАВИЛА ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ.
  3. ПРАВИЛА СОКРАЩЕНИЙ.
  4. ТЕРМИНЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ И ВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.
  5. ТЕРМИНЫ УПРАЖНЕНИЙ НА СНАРЯДАХ.
  6. ТЕРМИНЫ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Орлов П.Н. Гимнастика. Учебник 1988 г.
  2. Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания: У.1987 г.
  3. Шлемин А.М. Гимнастика. Учебник 1989 г.
  4. Ж. Теория и практика физического воспитания М.1990-95 г.
  5. Филипович В.И. Теория и методика гимнастики. Учебник для физического воспитания М.1988 г.

Специальной терминологий пользуются в многих областях знаний и в различной производственной деятельности с целью краткого обозначения предметов, явлений понятий и процессов.

В физическом воспитании. в частности в гимнастике “где безграничное множество упражнений. Терминология играет важную роль. Она облегчает обшение между преподователями и учениками во время занятий помогает упростить описание гимнастических упражнений при издании литературы. Наибольшее значение терминология приобретает в процессе обучения гимнастическим упражнениям.

Краткие слова — термины оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков.

Гимнастическая терминология — это система специальных наименований (терминов) применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также правила образования и применения терминов, условных (установленных) сокрашений и формы записи упражнений.

Терминология, как раздел лексики, тесно связана с содержанием данной науки, её теорией и практикой.

Под термином в гимнастике принято понимать краткое условное название какого — либо двигательного действия или понятия.

Термины отличаются точностью и специализированностью своего значения. Слова, становясь терминами, приобретают необходимую обозначенность (вход, наклон, выпад, мост, спад, вис, упор и др.).

К терминам предъявляются определенные требования:

I. Доступность. Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствованных из других языков слов, а также из интернациональных слов-терминов и полностью соответствовать законам слово-образования в грамматике языка данного народа. Нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится непонятной.

  1. Точность. Термин должен давать ясное предстовление о сущности определяемого действия (упражнения) или понятия.

Точность термина имеет большое значение для создания правильного представления об упражнении, что способствует более быстрому овладению им.

  1. Краткость. Наиболее целесообразны краткие термины удобные для произношения. Этому же служат и правила сокращений, облегчающие наименование и запись упражнений.

Способы образования терминов.

Наиболее распространенный способ образования терминов придание нового терминологического значения существующим словам. К таким терминам в гимнастике относятся, например, мост, вход, переход, выход.

В качестве терминов используются корни отдельных слов, например: вис, упор, мах, сед.

Термины, обозначающие статические положения, образуются с учетом условий опоры например: упор, упор на предплечьях, упор на руках, стойка на лопатках, стойка на голове, стойка на руках и положения тела например: вис, вис углом, вис согнувшись, вис прогнувшись.

Термины прыжков и соскоков в спортивной гимнастике определяются в зависимости от положения тела в фазе полёта, например: прыжок согнув ноги, ноги врозь.

Все термины делятся на следующие группы:

1. Общие термины — для определения отдельных групп упражнений, общих понятий, например: строевые упражнения, вольные упражнения.

2. Основные (конкретные) термины, позволяющие точно определить смысловые признаки упражнения. Например: подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, соскок, наклон, выпад и др.

  1. Дополнительные термины — уточняющие основные и указывающие направление движения, способ выполнения, условия опоры и т.п.

Например: разгибом, дугой, переворотом.

Название упражнения, как правило, состоит из основного термина, выражающего его суть, и дополнительного термина, уточняющего движения, его последовательность. В случае необходимости применяются поясняющие слова, подчеркивающие характер выполнения (например, движения рукой делать резко, расслабленно, мягко).

Правила сокращений (опускание отдельных обозначений). В гимнастике для краткости принято не указывать целый ряд общепринятных положений:

— спереди — положение гимнаста передней стороной тела к опоре.

— вперед — указание о направлении движения, выполняемого кратчайшим путем, единственно возможное направление движения.

— указание положения рук, ног, носков, ладоней, если они соответствуют установленному стилю.

— туловище — при наклонах.

— ног — при перемахах.

— слова выставить, поднять, опустить и др. когда речь идёт о движении руками или ногами.

— продольно — поперек — в обычных положениях наиболее свойственных тому или иному снаряду. На перекладине, кольцах, брусьях разной высоты, коне опускается термин, продольно: на параллельных брусьях — термин “поперек”, “хват сверху”, перемах внутрь”.

— соскок или прыжок — если по названию снаряда это очевидно.

— “прогнувшись” если техника выполнения предопределяет это положение, например подъем махом вперед — махом назад соскок.

— “ладони внутрь” — в положении руки вниз, вперед, назад, вверх.

— “ладони книзу” — в положении руки в стороны или влево, вправо и т.п.

— “дугами вперед”, если руки поднимаются или опускаются движением вперед.

Исходное положения (и.п.) указывается только в начале упражнения. Путь конечностей и тела указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим или обычным путем; характер упражнения определяется лишь тогда когда отличается от обычного. Термин общеразвивающих и вольных упражнений. Исходные положения ног — стойки или иные положения, из которых выполняются упражнения.

Стойки: — основная, ноги врозь, то же но широкая, те же но узкая правом или левом колене. При выполнении стоек на носках добавляется слово “ на носках”. Переход из стоек на коленях ( а также из положений сидя, лёжа и др.) в стойку на ногах обозначается термином “встать”. Седы — положения сидя на полу или на снаряде. Различают сед, сед ноги врозь, сед углом, тоже ноги врозь, сед согнувшись, сед с захватом, сед на бедре, сед, сед на пятках, то же с наклоном и др. Присед — положение занимающегося на согнутых ногах, полуприсед с наклоном — старт пловца, присед на правой. Выпад — движение или положение с выставлением и сгибанием ноги, наклонный, выпад, выпад с наклоном, глубокий выпад. Упоры — положения в которых плечи выше точек опоры.

Различают: упор присев, упор на правом колене, то же одноименный (поднята одноименная рука) и разноименный, упор стоя, упор лежа на преплечьях, упор лежа сзади, упор лежа на бедрах, упор присев на правой и др.

Движения руками и ногами могут выполняться одновременно, поочередно, последовательно. Различают одноименные, параллельные, симметричные и несимметричные движения. Они выполняются в основном в промежуточных плоскостях прямыми и согнутыми руками. Во втором случае к термину добавляется слово “согнуть”. Например, согнуть руки назад, согнуть правую в сторону или обе. Этот же термин добавляется при сгибании ног, например: согнуть правую, согнуть правую вперед, назад или согнуть правое колено в сторону.

Основные исходные положения рук: руки на пояс, к плечам, за голову, перед грудью, на поясницу, перед собой, скрестно и др.

Направление движенияруками и ногами определяется по отношению к туловищу.

Круг — круговое движение руками, ногами туловищем и головой, а так же ногами (ногой) над с нарядами или его частью.

Наклон — термин обозначающий сгибание тела. Различают наклон, наклон прогнувшись наклон назад, наклон с захватом.

Равновесие — горизонтальное положение занимающегося в стойке на одной ноге, а также в висе или упоре, различают равновесия: на правой, с наклоном, боковое, заднее, фронтальное, с захватом, шпагатом, кольцом, на локте, крестообразное.

При наименовании упражнений с предметами основным признаком служит положение предмета (его направление и совершаемый им путь).

Термин упражнений на снарядах.

Хват — способ держания за снаряд. Применяются хваты: сверху, снизу, разный, обратный, скрестный, широкий, узкий, сомкнутый глубокий.

Вис — положение занимающихся на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата. Различают висы простые, когда занимающийся держится только руками или только ногами, и висы смешанные (с дополнительной опорой тела ног).

Висы — (простые) — вис на согнутых руках, вис согнувшись, вис прогнувшись, вис углом, вис сзади, горизонтальный вис. Висы смешанные: вис присев, вис присев спиной к стенке, вис стоя согнувшись, вис лежа, вис стоя.

Упор — положение занимающегося, в котором его плечи выше точек опоры, различают упоры простые и смешанные.

Упоры простые упор на предплечьях и руках, упор на руках согнувшись, упор сзади упор углом, упор ноги врозь вне.

Упоры смешанные — упор присев на правой, левую назад. Упор лежа боком на правой, упор лежа на левой, правая хватом за рейку.

Сед — положение сидя на снаряде, сед ноги врозь на брусьях, сед на бедре. Начало упражнения определяется терминами: с прыжка с разбега, из виса, из упора, или с первого элемента например, размахивание и подъем разбигом — оборот назад и т.д.

Подъём — переход в упор из виса или более низкого упора в более высокий. Различают: подъём силой поочередно, подъем силой, махом одной подъем переворотом.

Спад — движение противоположное подъему, медленный спад принято называть опусканием.

Оборот — круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда, выполняемое из упора. Пример, оборот вперед назад, большой оборот, тоже в висе сзади.

Поворот — движение тела вокруг вертикальной оси, различают повороты, махом вперед, назад, в стойке.

Крест — крестообразное положение гимнаста на кольцах: крест углом, боковой крест, крест в стойке на руках.

Стойки на снарядах: стойка на плечах, на руках.

Способы выполнения стоек: силой, махом согнувшись прогнувшись.

Кач — однократное маятникообразное движения гимнаста вместе со снарядом, кач, повторенный несколько раз называется раскачивание.

Мах — свободное движение тела относительно оси вращения.

Способ размахивания — силой, изгибами, с прыжка.

Размахивание — мах выполненный несколько раз.

Мах дугой — переход из упора в вис дугообразным движением. Например на перекладине: мах дугой с поворотом.

Выкрут — оборот тела вокруг горизонтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате. Выкрут вперед назад.

Маховые движения ногами обозначаются терминами: перемах, круг, скрещение и другие.

Перелет — перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с его отпусканием.

Соскок — спрыгивание со снаряда из виса или из упора. Различают: соскок махом вперед назад, то же с поворотами, другой, оборотами, выкрутом, переворотом, сальто.

Прыжок — преодолевание расстояния (высоты длины) или препятствия свободным полетом после отталкивания: прыжок прогнувшись, углом, боком, согнув ноги, ноги врозь, согнув ноги назад, переворот. Замах — предварительный мах ногами назад после толчка ногами.

ТЕРМИНЫ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ.

Перекат — вращательное движение тел а с последовательным касанием опоры (без переворачивания через голову): перекат вперед, в сторону, назад согнувшись выполняемый из стойки.

Группировка — согнутое положение тела (колени к плечам, локти прижаты, захват за голени). Различают группировку: лежа, сидя и в приседе.

Кувырок — вращательное движение тела с последовательной спорой и переварачиванием через голову. Различают кувырок вперед длинный кувырок, кувырок с прыжка сфазой полета до опоры руками, кувырок с поворотом, заканчивающийся лицом в другую сторону, кувырок назад, кувырок назад через плечо, кувырок назад через стойку на руках.

Переворот — вращательное движение тела с полным переворачиванием (с опорой руками, головой или тем и другим) Например: переворот в сторону, переворот на одну ногу, переворот с прыжка и др.

Переворот назад — вращательное движение тела назад с опорой на руки.

Перекидка — равномерное вращательное движение тела с полным переворачиванием (с опорой руками без фазы полёта).

Рондат — переворот с поворотом кругом с приземлением на обл. ноги.

Курбет — прыжок назад с рук на ноги.

Подъем разгибом — подъем выполненный из упора согнувшись (слопаток) на ноги. Выполняется в сед, в сед ноги врозь, на колени и т.д.

Сальто — свободное переворачивание тела в воздухе. Различают: переднее сальто, маховое сальто, заднее сальто, боковое, затяжное, сальто с поворотом (пируэт).

Подскок — небольшое подпрыгивание на маховой ноге, другая согнута вперед. Применяется в качестве связующего элемента в прыжковой акробатике.

Мост — дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре. Различают мост на одной руке, мост на одной ноге, мост на предплечьях, разноимённый мост.

Шпагат — сед с предельно разведенными ногами с касанием опоры всей длиной той и другой ноги.

Полушпагат — аналогичное положение, но с согнутой ногой находяшейся впереди.

Стойка — вертикальное положение тела ногами вверх. Различают стойки: на лопатках, на голове, на руках.

ПРАВИЛА И ФОРМЫ ЗАПИСИ УПРАЖНЕНИЙ.

В зависимости от цели применяют ту или иную форму записи: обобщенную, терминологическую, сокращенную или графическую. К правилам записи относится: порядок записи установленный для отдельных групп гимнастических упражнений.

Запись О Р У:

  1. Исходное положение, из которого начинается движение (И.п.).
  2. Название движения (наклон, поворот, мах, присед, выпад).
  3. Направление (вправо, влево, назад и т.п.).
  4. Если необходимо, конечное положение.

Цель — методического занятия по теме:“ Гимнастическая терминология” закрепление теоретических знаний, полученных на лекции, более углубленные знания с практическим воспроизведением основных терминов с демонстрацией и выполнением упражнений всеми занимающимися.

Задачи -четкое знание гимнастической, акробатической и хореографической терминологии. Формирование и закрепление знаний и умений у студентов по точно выполненному упражнению демонстратора или самой группой. Разработать, воспроизвести термины общеразвивающих упражнений, вольных упражнений, определить правило направления движения (руками, ногами, туловищем, головой). Термины круговых движений. Термины приседов, выпадов, упоров, равновесии, седов и т.д.)

Практическая запись упражнений: общеразвивающих, вольных упражнений с последующим разбором.

Разбор основных терминов на гимнастических снарядах, прыжков, акробатических упражнений, упражнений на батуте и правила записи их.

Методическое занятие проводится в гимнастическом зале. Сначала преподаватель разбирает необходимые теоретические вопросы, а затем при помощи демонстраторов и выполнением упражнений всей группой разбирается весь намеченный материал по гимнастической терминологии. При возможности необходимо дать выполнить упражнение всей группе занимающихся. Необходимо дать возможность студенту записать, выполнить и посмотреть как выполняется упражнение или движение по названной гимнастической терминологии. При разборе терминов необходима демонстрация показа и иллюстрирующего материала.

Для проведения занятия по гимнастической терминологии необходимы:

демонстратор на гимнастических снарядах, вольных упражнениях и общеразвивающих упражнений

зал с гимнастическим оборудованием

1.Напоминание студентам вопросов изложенных на лекции:

значение гимнастической терминологии

правила образования терминов для движения и статистических положений.

характеристика основных и дополнительных терминов.

правило применения терминов

правило и форма записи гимнастических упражнений

2.Запись студентами терминов:

-общеразвивающих упражнений, их демонстрация одним отделением при возможности всей группой;

-вольные упражнения — демонстрация;

-упражнения на гимнастических снарядах — демонстрация;

-прыжки без опорные — демонстрация;

-элементы художественной гимнастики -демонстрация;

В конце подводится итог, бегло проверяется усвоение знаний студентов гимнастических терминов, выборочно. Дается задание на дом для углубленного изучения данной темы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

При изучении данной темы нет необходимости останавливаться на теме “строевые упражнения”, “ходьба и бег”, так как эти темы выделены в отдельные разделы и изучаются на первом и втором курсах. Изучение терминологии начнем с общеразвивающих упражнений.

ПОЛОЖЕНИЕ РУК, НОГ, ТУЛОВИЩА И ДВИЖЕНИЕ ИМИ

(демонстрация, выполнение группой)

-основная стойка — О. C. -присед

-стойка — ноги врозь -присед наклонно

-стойка — ноги врозь шире -круглый присед

-узкая стойка -полуприсед

-стойка -ноги врозь правой -присед на правой

-стойка крест -присед на левой

-сомкнутая стойка, стойка пятками врозь -присед пружиня

-стойка на коленях

-стойка на правом(левом) колене

-выпад правой -выпад наклонно

-выпад вправо (влево) -выпад с наклоном

-выпад назад -глубокий выпад

-наклон -наклон с захватом

-наклон прямым туловищем — наклон касаясь

-наклон прогнувшись — пружинящий наклон

— полу наклон — наклон в широкой стойке

-наклон вперед — к низу -наклон расслабленно

ПОЛОЖЕНИЕ КИСТИ И ДВИЖЕНИЕ ЕЮ

-обычное положение -кисть расслаблена

-кисть в кулаке -пальцы врозь

-кисть свободна -пальцы согнуты

ПОЛОЖЕНИЕ РУК И ДВИЖЕНИЕ ИМИ

-разновидности положения рук — вправо(влево)

-асимметричные положения -круги, дуги

-положения по 45*

ПОЛОЖЕНИЕ НОГ И ДВИЖЕНИЕ

Седы и положения лежа

-сед -сед согнувшись

-сед ноги врозь -сед с захватом

-сед углом -сед на пятках

-сед на бедре -сед на пятках с наклоном

-упор стоя -упор лежа на бедрах

-упор лежа (спереди, сзади, боком) -упор лежа кольцом

-упор на коленях, на правом, левом (правой, левой)

-равновесие с наклоном -равновесие на колене

-боковое равновесие -равновесие на локте

-разноименное равновесие крестообразное равновесие

-фронтальное равновесие(с захватом) -равновесие шпагатом

УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ

-указывается положение предмета

-направление и совершаемый путь

УПРАЖНЕНИЯ С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ

-симметричные :палки вниз, палка вперед, палка на грудь, палки за голову, на лопатки, палку назад

-несимметричные: палку к плечу — положение во время передвижения

-палку вправо(влево) -руки вверх, палку вправо

-палку к плечу вправо(влево) -выкрут, выкрут с гимнастической

УПРАЖНЕНИЯ СО СКАЛКОЙ — демонстрация

-перешагивание -подскок вдвоем, втроем

-подскок -подскок с правой на левую

-двойной подской -подскок с левой на правую

-подскок крестом -подскок меняя ногу(маятник)

-подскок петлей -подскок с поворотом

-подскок с двойным вращением -подскок в приседе и

(запись и демонстрация) (выполнение группой)

-лазание в три приема, в два приема по канату

ПЕРЕПОЛЗАНИЕ -переползание на четвереньках

-перелезание с товарищем на спине

-переползание на получетвереньках -перелезание держа товарища под грудь

-переползание на боку -отползание

-переползание по пластунски — подползание

-переноска на спине захватом за ноги

-переноска на плечах

-переноска на плече

-переноска на руках -перенос под руки и ноги

-переноска сидящего на руках -переноска на сцепленных руках

-перенос с опорой спиной -переноска под спину и ноги

МЕТАНИЕ И ЛОВЛЯ

Бросок, ловля, подбрасывание, перебрасывание, передача.

-подъем силой -оборот

-подъем махом -выкрут

-мах(кач) назад -прыжки простые

-мах(кач) в сторону -прыжки опорные

-взмах -прыжки прямые

-перемах -прыжки боковые

Демонстрируется, выполняется группой

-вис присев -вис лежа сзади

-вис присев сзади -вис лежа ноги сзади

-вис присев на нижней жерди -вис лежа справа

-вис стоя -вис лежа на нижней

-вис стоя сзади -вис на левой (правой) опорой

-вис стоя согнувшись -вис прогнувшись с

-вис лежа -вис согнувшись с опорой

-вис углом -вис прогнувшись

-сгиб -вис прогнувшись правой(левой)

-вис на согнутых ногах -вис прогнувшись, ноги врозь

-вис на носках -вис сзади

-вис согнувшись -вис горизонтальный

-равновесие на пояснице -боковое равновесие

Демонстрируется выполняется группой.

-стойка на голове -стойка на правой левой) руке

-стойка на лопатках -стойка на одной жерди

-стойка на плечах -стойка на правой жерди

-стойка на плечах на дальней жерди -стойка на левой жерди

-стойка на предплечьях -с силой стойка на левой (правой) жерди

-стойка на руках -стойка на правом плече на верхней жерди

-махом стойка на руках -стойка на руках на нижней жерди

-силой стойка на руках -стойка на руках

-силой прогнувшись стойка на руках -стойка на правой руке разгибая левую

-согнувшись стойка на руках

-прогнувшись стойка на руках прямыми руками

Демонстрируются .Выполняются группой.

РАЗМАХИВАНИЯ И РАСКАЧИВАНИЯ

-мах вперед -размахивание изгибами

-мах назад -размахивание подтягиванием

-мах влево(вправо) -размахивание с прыжка

круговое движение -мах дугой

Демонстрируются, выполняются группой.

-подъем -подъем разгибом

-подъем силой поочередно -подъем разгибом

(после размах в висе)

-подъем силой из виса сзади -подъем махом вперед

-подъем силой прямыми руками -подъем махом вперед

из упора на руках

-подъем переворотом -подъем махом назад

Демонстрируется, выполняется группой.

-переворот -переворот вперед

-шпагат -шпагат с наклоном назад

-шпагат с наклоном -полушпагат

-мост -мост опусканием

-стойка на лопатках -стойка на голове

-стойка на груди -стойка на руках

УПРАЖНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

-шаги -приставной шаг

-обычный шаг -переменный шаг

-шаг с носка -шаг галопа

-шаг на носках -шаг польки

-мягкий шаг -вальсовый шаг

Демонстрируется, выполняется группой.

1.Что такое терминология и в частности гимнастическая.

2.Требования к терминологии.

3.Способы образования терминов.

4.Термины гимнастического многоборья.

5.Форма записи упражнений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *