Гигиеническое обучение и воспитание населения

Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения

Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:

снижение распространенности курения;

улучшение качества питания;

увеличение физической активности;

смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;

снижение потребления алкоголя;

профилактика употребления наркотиков;

Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

Профилактические мероприятия бывают первичные и вторичные.

Первичные – когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей. При проведении первичной профилактики первостепенной значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, эндокринных, нервно-психических и т.д.), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией, нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами.

Вторичные профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения. Вторичная профилактика – это в основном целевое санитарно-гигиеническое воспитание в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний. К вторичной профилактике относятся курсы профилактического лечения и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение и т.д.).

И первичные и вторичные меры профилактики направлены на формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

Виды медицинских профилактических услуг:

профилактическое консультирование отдельных пациентов;

профилактическое консультирование групповое;

профилактические медицинские осмотры;

профилактические оздоровительные услуги (физиотерапевтические, массаж, гимнастика, занятия различными видами физической культуры, сан-кур оздоровление и т д.);

Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения и пропаганда здорового образа жизни:

Все средства вместе.

Гигиеническое обучение и воспитание, пропаганда здорового образа жизни осуществляется на популяционном уровне с использованием различных форм и методов обучения, не требует значительных физических затрат.

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.

Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения.

Лекция проводится врачами МО или фельдшерами на объектах (вне МО). Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов. Лекция является массовым средством гигиенического обучения и воспитания, характеризуется наибольшей емкостью переработанной лектором информации. За небольшой период времени лектор должен изложить новый большой материал. Обычно для чтения лекции предполагается большая аудитория.

Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы бесед могут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участие слушателей. Беседа предполагает активное участие слушателей. Задача ведущего беседы заключается в том, чтобы сделать ее интересной путем наводящих вопросов, вовлекать слушателей в общий разговор.

Доска вопросов и ответов – это форма заочных консультаций.

Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.

Круглый стол, часы вопросов и ответов – это групповая форма работы гигиенического воспитания, основанная на обсуждении конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями. В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т.д.).

Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию. Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.

Санбюллетень — это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также эпидемиологической обстановки. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика».

Санбюллетенъ состоит из 2-х частей—текстовой и иллюстрированной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок шириной 13—15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов.

Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.

Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них — основной — должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.

Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.

Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом. Он лучше смотрится, если окантован рамкой. Эмблема Красного Креста и чаши со змеей не рисуются. Название «Санбюллетень» и номер выпуска присутствовать не должны, так как санитарный бюллетень не является периодическим изданием.

В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1—2 раз в квартал.

Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.

Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья – массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний. Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.

Массовая оздоровительная компания – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:

• согласование организации уголка с руководством данного учреждения;

• определение перечня работ и необходимых строительных материалов (стенды, планки, крепежные «рельсы», кнопки, клей, ткань и т. д.);

• выбор места —желательно такого, где постоянно или часто бывает масса людей;

• подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, выставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по гигиеническому воспитанию района.

Современные формы работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения включают комплекс методов обучения, что способствует повышению степени усвоения информации (например, обсуждение в группах (50%) + использование наглядных пособий (30%) = 80% усвоения материала).

3. Планирование, организация и контроль проведения гигиенического обучения на примере организации школ здоровья .

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Развитие Школ здоровья для пациентов позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения – обеспечение партнерства врача и пациента в достижении качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Направление. Гигиеническое воспитание населения

Основные принципы охраны здоро­вья:
1) соблюдение прав человека и гражданина в обла­сти охраны здоровья;
2) приоритет профилак­тических мер в области охраны здоровья граждан;
3) доступность медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) от­ветственность органов государственной власти и уп­равлений предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Учреждения и организационные принципы работы сформированы по трем направлениям: лечебно-про­филактическое, охрана материнства и детства, сани­тарно-эпидемиологическое. На современном этапе здравоохранение РФ представлено четырехуровневой системой лечебно-профилактической помощи.
Первый уровень — учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь населению в городах и сельской местности. Это поликлиники, врачебные амбулатории, участковые сельские больницы, женские консультации, фельдшерско-акушерские пункты, а также служба скорой медицинской помощи. Главный принцип их работы — оказание амбулаторно-профилактической и консультативной помощи на оп­ределенном территориальном участке.
Второй уровень условно можно обозначить как ме­дицинскую помощь в учреждениях города или района. Это преимущественно учреждения больничного типа: центр, районная больница, городские больницы, ро­дильные дома общего профиля, учреждения реабилитационно-восстановительного назначения, стациона­ры дневного пребывания.
Кроме того, функционируют специализированные диспансеры, ведущие динамическое наблюдение за хроническими больными: противотуберкулезные, он­кологические, кожно-венерологические, психоневро­логические.
Третий уровень — региональные медицинские уч­реждения республиканского, краевого, областного значения. Наиболее типичные учреждения — круп­ные многопрофильные больницы, в которых оказыва­ется медицинская помощь по 20-30 специальностям, а также специализированные акушерские стационары (для женщин с невынашиванием и резус-конфликт­ной беременностью, с экстрагенитальной патологией и пр.). На базе этих учреждений функционируют спе­циализированные центры (центры реанима­ции, интенсивной терапии, реабилитации и восстано­вительного лечения, перинатальной медицины и др.).
В крупных городах создана сеть консультативно-диагностических центров (КДЦ), оснащенных новей­шей аппаратурой, позволяющей применять современ­ные медицинские технологии.
Четвертый уровень — учреждения федерального и межрегионального значения, оказывающие наи­более сложные и дорогостоящие виды медицинской помощи. Они функционируют в составе научных центров МЗ, Академии медицинских наук, клиник медицинских ВУЗов, федеральных клинических уч­реждений.
Руководство здравоохранением осуществляется высшим органом государственной власти — Минис­терством здравоохранения РФ, в регионах — террито­риальными органами управления здравоохранением. Финансируется здравоохранение из федерального бюджета и бюджетов регионов.
Охрана здоровья женщин и детей.
Очевидно, что истоки многих заболеваний возни­кают в детском возрасте. Поэтому в нашей стране со­здана и функционирует уже много лет стройная систе­ма «Охраны материнства и детства».
«Охрана материнства и детства» это комплекс­ная система государственных, общественных и меди­цинских мероприятий, направленных на снижение заболеваемости среди детей, достижение высокого уровня здоровья детей, снижение материнской и дет­ской смертности.
Контроль за состоянием здоровья школьников.
Контроль за состоянием здоровья учащихся класса осуществляет классный руководитель совместно с ме­дицинским работником. В классном журнале на по­следней странице обобщаются сведения о здоровье учащихся в течение учебного года в форме следующих показателей:
Индекс здоровья— процент не болевших детей в течение учебного года (в норме 70-80%, фактичес­ки —17-30%).
Количество часто болеющих детей (более 3-4 раз в году).
Количество детей с хроническими заболеваниями и перечень этих заболеваний (особенность последних лет — увеличение числа «взрослых болезней»: хрони­ческий гастрит, язвенная болезнь желудка, гипертони­ческая болезнь и др.).
Ежегодно миллионы детей и подростков проходят медицинский осмотр. Цель этих осмотров — выявле­ние лиц, нуждающихся в лечебных и оздоровительных мероприятиях. Кроме того, они дают возможность оп­ределить потребность в медицинских кадрах и сети ле­чебно-профилактических учреждений (ЛПУ). В сово­купности их результаты дают характеристику состоя­ния здоровья всего подрастающего поколения. При этом задача врача заключается не только в кон­статации заболеваний и назначении лечения, а и в оп­ределении способности каждого ребенка или подрост­ка полноценно выполнять присущие ему социальные функции. Эта способность определяется уровнем до­стигнутого развития, нормальным функционировани­ем основных органов и систем, достаточной адаптаци­ей к условиям окружающей среды. Исходя из такого понимания здоровья, нельзя гру­бо делить всю детскую популяцию на «здоровых» и «больных», считая показателем здоровья только от­сутствие болезней. Широко распространенное поня­тие «практически здоров» — антинаучно с медицин­ской точки зрения и даже вредно, т. к. не мобилизует врача на фиксацию и необходимую коррекцию незна­чительных и преморбидных состояний.
Перед здравоохранением и медицин­ской наукой стоят сложные задачи, прежде всего разработ­ки комплекса мер общественной и индивидуальной профилактики. Научными исследованиями доказана экономическая эффективность профилактических мер, направленных на предупреждение возникнове­ния заболеваний и защиту населения от влияния отри­цательных факторов измененной окружающей среды.

Ги­гиена (греч. Hygieinos — здоровье) является наукой о здоровье населения. Это одна из древних наук. О раз­витии гигиены в античном мире свидетельствуют трак­таты Гиппократа «О воздухе, воде и почве» и особенно «О здоровом образе жизни». Современная гигиеничес­кая наука изучает влияние разнообразных факторов окружающей среды, учебной и производственной дея­тельности на здоровье человека, его работоспособ­ность и продолжительность жизни.

Она включает ряд самостоятельных дисциплин, в том числе школьную гигиену (так называлась гигиена детей и подростков). Данный раздел гигиены изучает взаимодействие растущего организма и факторов окру­жающей среды с целью разработки гигиенических нор­мативов, направленных на охрану и укрепление здоро­вья подрастающего поколения. Одной из задач школь­ной гигиены является гигиеническая сертификация объема и содержания учебно-воспитательных про­грамм образовательных учреждений, оценка функцио­нального состояния организма учащихся в зависимости от объема недельной учебной нагрузки, режима обуче­ния, использования новых методов преподавания.

Многочисленные исследования последних лет по­казывают, что около 25 — 30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в со­стоянии здоровья. Среди выпускников школ уже бо­лее 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напра­шивается вывод, что школа здоровья детям не прибав­ляет, а даже наоборот. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков — проблема комплекс­ная, и сводить все аспекты ее только к школе было бы неправильно. Но в тоже время анализ структуры заболеваемости школьников убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет частота встречаемос­ти таких заболеваний, как болезни дыхательных пу­тей, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевания глаз, пограничные нервно-психи­ческие расстройства.

Что же следует понимать под термином «профилак­тика»?

Профилактика — это система мер (коллективных и индивидуальных), направленных на предупрежде­ние или устранение причин, вызывающих заболева­ние, различающихся по своей природе.

Идеи профилактики заболеваний наряду с диагностикой и лечением, как составных частей медицинской науки, зародились в глубокой древности и заключались обычно в соблюдении правил личной гигиены, здорового образа жизни.

В последние годы профилактика приобретает ог­ромное значение и особое звучание в связи с тем, что лечение бо­лезни — это очень дорогое «удовольствие» и предупредить заболевание, сделать все, чтобы сохранить здоровье человека на многие годы, легче, проще и надежнее, чем вылечить болезнь.

В последние десятилетия в мире появились ранее неизвестные заболевания. Такие, например, как ВИЧ-инфекция, вирус бешенства коров, птичий грипп, хламидиоз; инфекционный гепатит и многие другие. Вернулись и старые болезни. Например, туберкулез, о котором в недавнем прошлом стали забывать, сибирская язва и др.

В настоящее время различают первичную, вторич­ную и третичную профилактику заболеваний.

Первичная профилактика — это система меропри­ятий, направленная на устранение причин возникно­вения болезней. Первичная профилактика призвана предупредить возникновение заболеваний Задача первичной профилактики — улучшение состояния здоровья детей и взрослых на протяжении всего жизненного цикла. Базой первич­ной профилактики является опыт формирования средств профилактики, рекомендации по здоровому I образу жизни, народные традиции и обряды поддержания здоровья, соблюдение гигиенических норм и правил. Для школьного учителя — это в первую оче­редь выполнение всех норм и правил школьной гигие­ны, которые регламентированы гигиеническими тре­бованиями к условиям обучения школьников в различ­ных видах современных общеобразовательных учреждений: Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.2.-1178-03). Мероприятия по повышению специфи­ческой и неспецифической резистентности организма детей также относятся к системе мер первичной про­филактики. Это и система закаливания, и календарь профилактических прививок.

Вторичная профилактика — это система меропри­ятий, направленная на предупреждение прогрессирование имеющегося забо­левания, на раннее выявление доклиничес­ких признаков заболеваний (на стадии предболезни), показателей наследственной предрасположенности людей, выявление факторов риска заболеваний и про­гнозирование риска, а также своевременное проведе­ние лечебно-оздоровительных мероприятий с целью предупреждения развития болезни. Роль учителя на этом этапе заключается в активном участии в проведе­нии ежегодных медицинских осмотров школьников и выполнении рекомендаций медицинской комиссии.

Третичная профилактика — это предупреждение рецидивов заболеваний у больных в общепопуляционном плане. Основная задача этого вида профилакти­ки — предупреждение инвалидности и реабилитация больных детей и взрослых.

Акцент должен делаться на первичной профилак­тике, т. е. формировании установки на здоровый образ жизни, так как предупредить заболевание значительно легче, чем вылечить.

Выделяют также профилактику индивидуальную (лич­ную) и общественную, т. е. действия индивидуума и общества для профилактики заболевания.

Мерами первичной и вторичной профилактики являют­ся медицинские, гигиенические, социальные, социально-эконо­мические и др.

Средствами медицинской профилактики являются пропаганда здорового образа жизни, диспансеризация и т. д. Одними из главных являются гигиениче­ское воспитание и санитарное просвещение.

Основным направлением развития профилактической полити­ки отечественного здравоохранения является разработка и выпол­нение многочисленных программ по профилактике. в том числе и программы ВОЗ «Здоровье для всех к 2000 году». Приоритетными из них должны стать программы формирования здорового образа жизни. Главными в профилактике являются участковые (семейные) врачи, медицинские сестры, учителя, работники детских дошкольных уч­реждений, сотрудники средств массовой информации (СМИ). Имен­но с ними должны контактировать социальные работники в плане профилактики заболеваний.

Педагогическое воздействие на личность другого человека — вот главный механизм, с помощью которо­го учитель может изменить ситуацию со здоровьем на­селения России: быть самому здоровым, быть пропа­гандистом здорового образа жизни, знать и уметь ка­кими методами, секретами можно продлить свое благосостояние, как преодолеть профессиональные и бытовые трудности и вести активный образ жизни.

В России асоциальное поведение является причи­ной смерти почти каждого третьего россиянина. Пси­хическая травма, вызывающая патологический стресс, нередко провоцирует инфаркт и инсульт. Лучшей пер­вичной профилактикой психических травм и здоровья в целом является воспитание интеллигентного челове­ка. И в этом деле роль учителя неоспорима.

Роль учителя усматривается и в других направлени­ях: учитель может эффективно повлиять на уменьше­ние смерти даже той, в основе которой лежит не толь­ко асоциальное поведение. Известно, что сердечно-со­судистым заболеваниям предшествует атеросклероз, который на 50% обусловлен неправильным пищевым поведением. Обучение школьников основам рацио­нального и диетического питания — путь к снижению сердечно-сосудистых заболеваний.

Медико-гигиеническое воспитание, цели, задачи, принципы.
Основополагающим принципом здравоохранения является его профилактическая направленность. Важнейшим разделом профилактической работы является формирование здорового образа жизни.
Медико-гигиеническое воспитание – часть государственной системы здравоохранения, включающая распространение медицинских и гигиенических знаний, формирование ЗОЖ и привитие населению гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и активного долголетия.
Основной целью медико-гигиенического воспитания населения является формирование знаний и умений самостоятельно принимать решения по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
В настоящее время имеется разрыв между гигиеническими знаниями и поведением людей. Поэтому назрела необходимость превращать знания в навыки. Определяя направление этой работы, надо говорить не о санитарном просвещении, а о гигиеническом обучении и воспитании.
Важнейшие задачи учреждений здравоохранения по гигиеническому обучению и воспитанию населения:
1) Формирование ЗОЖ у населения.
2) Пропаганда гигиенических и мед. знаний
3) Популяризация достижений мед. науки
4) Воспитание сознательного отношения населения к охране и укрепления здоровья.
Работа по гигиеническому обучению и воспитанию и ФЗОЖ обязательна в каждом ЛПУ. Это составная часть профессиональных обязанностей всех медицинских работников независимо от специальности и занимаемой должности.
В основе работы по гигиеническому обучению и воспитанию лежат следующие принципы:
1. Государственный характер – государство финансирует деятельность учреждений по гигиеническому обучению и воспитанию населения, обеспечивает развитие материально-технической базы, подготовку кадров, правовую основу деятельности учреждений службы.
2. Научность – соответствие медицинских и гигиенических знаний современному состоянию науки и практики.
3. Массовость – участие всех мед. работников, вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций.
4. Доступность – при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть доступна для понимания.
5. Целенаправленность – работу следует проводить по выбранному направлению дифференцированно с учетом различных групп населения.
6. Оптимистичность – для достижения эффекта важно подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями.
7. Актуальность – выбор направления работы должен быть актуальным в данный момент времени.

© 2015-2017 lektsii.org.

Гигиеническое воспитание и обучение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения Российской Федерации

Кафедра гигиены с курсом питания человека

Дисциплина: «Основы профилактической медицины»

Исполнитель: Рыбкин Александр Алексеевич

Преподаватель: Костина Наталья Николаевна

Гигиеническое образование и воспитание — отрасль медицинской науки и здравоохранения, разрабатывающая вопросы теории и практики повышения санитарной культуры населения.

Гигиеническое воспитание и обучение населения надо ставить на уровень национальных задач. Темп жизни современного человека слишком высок, чтобы подвергать здоровье риску получения инфекционно-воспалительных заболеваний. С опасностью и риском для здоровья мы сталкиваемся не только при вирусных эпидемиях и пандемиях, но и при воздействии механических и вибрационных факторов (шум в метро, резкие звуковые сигналы автомобилей и тех рекламных объявлений, которые мы слышим практически ежеминутно в магазинах и на улицах).

В Федеральном Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ гигиеническое воспитание и обучение граждан определено как одна из главных составляющих комплекса организуемых и проводимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Законом также установлен обязательный характер гигиенического воспитания и обучения граждан с целью повышения санитарной культуры населения, профилактики заболеваний и распространения знаний о здоровом образе жизни. Наиболее актуальным и эффективным направлением гигиенического воспитания и образования является профессиональная гигиеническая подготовка должностных лиц и работников организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, воспитанием и обучением детей, от уровня санитарной культуры которых, соблюдения ими требований соответствующих санитарных правил и гигиенических нормативов зависит здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие всего населения. Зачастую незнание санитарных правил и норм приводит к негативным последствиям, в том числе к массовым инфекционным заболеваниям, пищевым отравлениям. Поэтому профессиональная гигиеническая подготовка с последующей проверкой знаний (аттестация) — важное профилактическое мероприятие, включенное в Российское Законодательство, а именно ст.11, 29, 36 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями от 30.12.2001г. 10 января, 30 июня 2003г. 22 августа 2004г. 09.05. 2005г.) № 52-ФЗ от 30.03.1999г. ст. 23, п.2. ст. 30 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от 02.01.2000г.

? снижение распространенности курения;

? улучшение качества питания;

? увеличение физической активности;

? смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

? соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;

? снижение потребления алкоголя;

? профилактика употребления наркотиков;

? улучшение качества окружающей среды.

Гипотеза: пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

Гигиеническое воспитание и обучение населения

Большинство взрослых и образованных людей считают, что соблюдение правил личной гигиены сводится к мытью рук перед едой и чистке зубов после каждого приёма пищи. Это, конечно, невозможно оспорить. Но гигиена, фактически, распространяется на все сферы нашей жизни. Поддержание санитарно-гигиенического состояния жилища является необходимым залогом здорового состояния желудочного-кишечного тракта и дыхательно-легочной системы. В этом плане тоже стоит проявлять бдительность. Избыточное употребление моющих средств, частое применение аэрозолей-освежителей воздуха должно подчиняться определённым нормам.

Не следует использовать избыточное количество этих веществ, поскольку они могут вызвать аллергию и бронхо-легочные заболевания, особенно у детей, способствовать возникновению астмы и усугубить тяжесть ее течения. Поверхностно-активные вещества, содержащиеся во всех моющих средствах, в больших количествах могут повредить здоровью. Прибавьте к этому еще и средства для мытья посуды, непременно содержащие ПАВ, которые трудно смыть струей проточной воды. Получается, что неумеренное использование санитарно-гигиенических и моющих средств способно провоцировать развитие некоторых заболеваний. Гигиена способствует сохранению здоровья, но при этом во всем нужно знать меру. Личная гигиена тела также имеет свои особенности.

Применяя шампуни и гели для мытья тела слишком часто, мы лишаем кожу ее естественной защитой и, таким образом, существенно ослабляем иммунитет организма. Еще один аспект гигиенического воспитания и обучения населения — это гигиена состояния рабочего места. При работе за компьютером полезно ставить дополнительный источник света, использовать специальные приспособления для поддержки кисти руки, на которую падает большая нагрузка в течение рабочего дня, приобретать эргономичные клавиатуры и мыши. Обязательно после 45 минут, проведенных за работой, необходимо вставать для небольшой физической зарядки. Дело в том, что ягодичные мышца и мышцы бедра являются самым опасным в плане тромбообразования местом. Если человек стал замечать боли в мышцах, необходимо сделать допплерографию и выяснить состояние артерий и вен. Часто у работников интеллектуального труда варикозное расширение вен развивается незаметно и начинает причинять серьезные беспокойства только тогда, когда болезнь уже требует оперативного вмешательства.

Гигиеническое воспитание и обучение детей

Гигиеническое воспитание и обучение детей происходит фактически все время. Дети, во-первых, видят пример домашнего и социального поведения взрослых и принимают его за образец. Во-вторых, необходимые знания о гигиене они получают в школе, где обучение гигиеническим навыкам в разных сферах жизни является неотъемлемой частью школьной программы. С детства детям необходимо развивать представление о психогигиене, поскольку здоровым человеком может быть признан только человек в состоянии физического и психического благополучия.

Детям нужно с раннего возраста приучаться к мирному разрешению конфликтов, пониманию важности компромисса и взаимных уступок. Не следует оказывать чрезмерное психологическое давление на ребенка, скорее, нужно его мотивировать на успешность во всех важных для человека сферах жизни. Привыкнув к психическому насилию взрослых, дети начинают бессознательно переносить это отношение на самих себя. Так вырастают взрослые, не любящие себя и не верящие, что их за что-то можно любить. Психогигиена порой важнее соблюдения санитарно-гигиенических норм.

Гигиеническое воспитание в школе

Безусловно, необходимо проводить гигиеническое воспитание и в школе, проводить специальные сообщения от врачей и медиков для получения внеклассных знаний. Также необходимо привлекать учащихся к защите собственного здоровья, его укрепления, а также к поддержанию чистоты дома, в классах.

Со стороны школы должны быть проведены мероприятия, которые улучшают и развивают навыки гигиены у детей. Исходя из возрастных данных детей, каждый навык должен доступно объясняться, также должна быть доступно объяснена мотивация выполнения. И, конечно, должны быть условия для воспитания навыков — мыло, щетки, умывальник и тому подобное.

Главная работа, конечно, должна происходить в младших классах, впрочем, не стоит её игнорировать и в классах средних и старших. На это должны быть направлены все учительские усилия. Если развить гигиенические навыки в младших классах и благополучно игнорировать их развитие в классах более старших, то полученные ранее навыки уходят, а на смену им появляются уже антигигиенические привычки.

Самый лучший способ донесения материала по гигиене — это школьный урок. Следует пользоваться многочисленными методиками, которые рекомендованы в дидактических материалах.

Особое внимание следует приложить на уроках охраны здоровья для начальных классах, на которых провести обучения пользования зубной щекой, а также навыками ежедневного умывания и других гигиенических процедур. Они весьма полезны и продуктивны, дети вовлечены в процесс, они наглядно сочетают теорию с практикой. Если говорить о формах работы, то они могут быть в виде лекций, бесед, чтений, демонстраций, в форме кружков и так далее.

К процедуре воспитания также следует привлекать врачей, которые могут проводить специальные гигиенические беседы с учителями и также быть участниками воспитательных мероприятий, начиная от организации, планировки до непосредственного участия. Также важно в педкабинетах создать уголок по школьной гигиене.

Методы и средства гигиенического образования и воспитания

В гигиеническом образовании и воспитании используется устная, печатная, изобразительная и смешанная пропаганда.

Ведущим, наиболее эффективным, является метод устной пропаганды. Он более прост в организационном отношении, не требует больших материальных затрат, дает возможность более конкретно подготовить материал с учетом специфики аудитории и т. д. При этом методе используются две группы средств: непосредственный контакт с аудиторией (лекции, беседы, краткие информационные выступления, консультативный групповой прием населения, дискуссии, вечера вопросов и ответов), выступления по радио, телевидению и др. при которых непосредственный контакт с аудиторией отсутствует.

Печатная пропаганда — распространенный метод, имеющий много преимуществ. Главное из них — возможность большого тиражирования литературы. Это способствует широкому охвату населения и возможности многократного использования материала, текстов, что позволяет лучше его изучить и запомнить. Основными требованиями к печатной пропаганде являются конкретность и наглядность.

Средства печатной пропаганды делятся на: а) выпускаемые издательствами (книги, брошюры, памятки, листовки, печатные лозунги, плакаты, статьи в газетах и журналах); б) создаваемые медицинскими работниками своими силами в коллективах (доска вопросов и ответов, фотостенд, санитарная стенная газета, рукописные лозунги, санитарный бюллетень, статьи для многотиражных газет).

Изобразительная пропаганда — эффективный метод, в арсенале которого имеется большое разнообразие используемых средств. При этом применяются натурные (демонстрация микроскопических препаратов, предметов ухода за больным, за ребенком, средства оказания первой помощи, приборов, аппаратов и т. д.), объемные (муляжи, макеты, модели, скульптуры, барельефы и др.) и плоскостные (рисунки, диаграммы, плакаты, фотолистовки) объекты.

Плоскостные изобразительные средства благодаря наглядности и доходчивости обладают большой силой воздействия. Это особенно характерно для плакатов. Они могут быть агитационными, рассчитанными на быстрое восприятие зрителем, так как в них используются яркие краски, крупные выразительные изображения, лаконичный текст, и пропагандистскими, в которых больше текста, меньше рисунков; они рассчитаны на сознательное осмысление текста, а, следовательно, на более быстрое выполнение при необходимости содержащихся в плакате советов и рекомендаций.

К плоскостным изобразительным средствам относятся, например, фотолистовки, сочетающие фотографии, рисунки и тексты, помещенные на цветном или черно-белом фоне. К этой группе средств относятся диапозитивы, слайды.

Комбинированная (смешанная) пропаганда — самая эффективная и массовая. Массовость обеспечивается за счет охвата большого числа людей, а эффективность — одновременного воздействия на слуховой и зрительный анализаторы, что способствует хорошему восприятию. Средствами комбинированной пропаганды являются театральные постановки, кинофильмы (научные, художественные, документальные), выставки (стационарные и передвижные), диафильмы, телевизионные передачи. Телевидение дает широкие возможности для гигиенического образования и воспитания, использования различных форм и методов: передавать лекции ведущих специалистов, демонстрировать кино — и телефильм, брать интервью или проводить беседу за круглым столом с учеными, организаторами здравоохранения и т. д.

Для правильного выбора методов и средств гигиенического образования и воспитания необходимо знать конкретную ситуацию. Изучая ситуацию, необходимо, прежде всего, оценить аудиторию, т. е. число людей, которые будут воспринимать информацию. Так, например, для большого контингента целесообразно прочитать лекцию, для небольшой группы более эффективным средством окажется проведение коллективной беседы, диспута, вечера вопросов и ответов и т. д. Проведение работы с отдельными людьми требует индивидуального подхода.

Следует оценить, насколько однороден или неоднороден состав аудитории. В зависимости от этого намечается план построения беседы или лекции. Учитываются также готовность людей выполнить те или иные советы, рекомендации, уровень их гигиенических знаний и др.

Важным фактором является психологическое воздействие средств и методов гигиенического образования и воспитания. Поэтому, оценивая ситуацию, необходимо учитывать психологическую настроенность аудитории к работе и, если есть необходимость, изменить ее в положительную сторону. медицинский санитарный гигиенический

Необходимо научить население пользоваться только санитарно-просветительной и научно-популярной литературой, разъяснить, что, не имея медицинского образования, не следует читать медицинские учебники, книги, журналы, предназначенные для студентов-медиков и медицинских работников, так как это может привести к неверному толкованию своего состояния и нервно-психическим нарушениям.

Проблемы, которые охватывает гигиеническое образование и воспитание, чаще всего бывают многоплановыми и комплексными, поэтому медикам необходимо контактировать со специалистами других, немедицинских, отраслей науки. К здоровью человека имеют непосредственное отношение проблемы, выходящие за рамки медицинской компетенции, например психологический климат в трудовом коллективе, взаимоотношения в семье, состояние жилищного строительства, общественного питания, качество коммунально-бытовых услуг, транспортное обслуживание и т.д. Умение профессионально и правильно осветить эти вопросы является залогом успеха в проведении работы по гигиеническому образованию и воспитанию.

Организация гигиенического воспитания и обучения в системе Роспотребнадзора

Гигиеническое обучение декретированных контингентов не является новым видом работы для организаций Роспотребнадзора. Подготовку в объеме программ санитарного минимума получали все профессиональные группы, деятельность которых представляла опасность в плане распространения заболеваний среди населения.

Однако появление стихийного рынка и предприятий с негосударственной формой собственности изменило контингент как руководителей и должностных лиц, так и работников. Среди них оказалось много людей без базового образования или работающих не по специальности, мигрантов из стран СНГ и жителей дальнего зарубежья, которые не имели профессиональных гигиенических знаний и навыков. Резко возрос процент работников, особенно среди руководителей организаций, которые имели неудовлетворительные результаты аттестации. Существующая на тот период система медицинского обслуживания и гигиенического обучения оказалась не готова к работе в новых условиях. Она требовала реформирования, создания новых нормативно-правовых актов, определения единых требований к медицинским осмотрам и гигиеническому обучению, создания механизма контроля знаний и достоверности и качества медосмотров, создания защищенной системы учетной и отчетной документации.

В настоящее время органы и учреждения Роспотребнадзора осуществляют свою деятельность в области гигиенического воспитания и обучения по всем трем стратегическим направлениям:

? информационному — пропаганда эколого-гигиенических знаний и здорового образа жизни;

? образовательному — разработка, реализация и оценка эффективности образовательных программ для различных групп населения;

? координационному — координация деятельности различных государственных органов и учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, самого населения, направленная на поддержку политики укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни.

Реализуя эти направления, определенные Концепцией, учреждения Роспотребнадзора в области гигиенического обучения и воспитания населения должны решать соответствующие профессиональные задачи:

? определение стратегии в области гигиенического воспитания населения на основе анализа состояния здоровья населения и факторов, его определяющих;

? организация и проведение гигиенической подготовки профессиональных групп и декретированных контингентов;

? осуществление работы по формированию здорового образа жизни населения, профилактике инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, пропаганде эколого-гигиенических знаний;

? осуществление воспитательной, педагогической и научно-практической работы.

Для успешного решения поставленных задач и дальнейшего совершенствования работы в области гигиенического обучения и воспитания населения в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ФГУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» созданы отделения (кабинеты) гигиенического обучения и воспитания, что закрепляется соответствующими изменениями в уставах этих организаций.

Штатное расписание отделения определяется Главным врачом территориального органа (ФГУЗ), однако в его состав должны входить зав. отделением, врач(и), методист, средние медицинские работники.

Руководителем подразделения составляется «Положение об отделении (кабинете) гигиенического обучения и воспитания», которое утверждается главным врачом учреждения.

Положение должно содержать следующие разделы:

? Общие положения, в которых раскрываются административно-правовые вопросы деятельности подразделения.

? Основные задачи подразделения, которые определяются законом 52-ФЗ, Концепцией, другими нормативно-правовыми актами.

? Виды деятельности в соответствии с поставленными задачами.

? Принципы осуществления хозяйственной деятельности.

? Права и обязанности персонала, включающие деятельность по всем направлениям работ, предусмотренным Концепцией и законодательством, включая большую методическую работу, направленную на совершенствование деятельности других подразделений ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по гигиеническому воспитанию.

Однако анализ материалов о деятельности учреждений Роспотребнадзора в области гигиенического воспитания свидетельствует о том, что она в значительной степени сосредоточена на профессиональном гигиеническом обучении. В этом направлении достигнуты определенные успехи: создаются «учебные центры» — образовательные структурные подразделения дополнительного профессионального образования в составе центров Роспотребнадзора, расширяется контингент обучаемых, совершенствуются программы обучения, вводится компьютерное тестирование, создаются библиотеки профессиональной литературы, большинство врачей и средних медицинских работников, участвующих в проведении занятий, получили сертификат по специальности «Гигиеническое воспитание». Вместе с тем обращает на себя внимание, что часть программ носит в основном противоэпидемическую направленность и не уделяет внимания вопросам пропаганды здорового образа жизни, профилактики профессиональных заболеваний, социально значимых инфекций, эколого-зависимых заболеваний.

Что касается второго направления — гигиенического воспитания населения, то следует отметить, что эта работа не всегда носит систематизированный характер. Для того чтобы работа по гигиеническому воспитанию населения была эффективной, она должна строиться на результатах систематического наблюдения за образом жизни, распространенностью вредных привычек, заболеваемостью, демографическими показателями в конкретном регионе. Следовательно, отделение гигиенического воспитания должно работать совместно с отделением социально-гигиенического мониторинга. Оно должно дополнять его наблюдениями за образом жизни, выявляя степень влияния образа жизни на здоровье населения и определяя риски, связанные с нездоровым образом жизни. Это позволит выделять группы риска и вести в них целенаправленную работу по гигиеническому воспитанию.

Кроме того, большой организационной работы требуют создание системы всеобщего непрерывного гигиенического обучения населения и проведение курсовой подготовки специалистов смежных областей знаний (работников лечебно-профилактических учреждений, педагогов, психологов, социальных работников, представителей администрации территорий, средств массовой информации др.) для плановой систематизированной профилактической работы с различными группами населения.

Отделение гигиенического воспитания ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» работает по перспективным, годовым и квартальным планам, сотрудники отдела составляют индивидуальные планы работы ежемесячно.

Профессиональное гигиеническое обучение специалистов и руководителей

Одним из основных видов деятельности Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» в области гигиенического обучения и воспитания населения является профессиональная гигиеническая подготовка должностных лиц и работников организаций, которая осуществляется на основании Положения «О государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 24 июня 2000 г. 554) и Приказа МЗ РФ. 229 от 29 июня 2000 г. «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников» (зарегистрирован Минюстом России 20 мая 2000 г. 2321).

Целью образовательной деятельности организаций Роспотребнадзора является обучение основам санитарного законодательства Российской Федерации, гигиеническим требованиям к продукции и производству работ, правилам личной и общественной гигиены должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды. Сюда же входят воспитание и обучение детей, коммунальное и бытовое обслуживание населения. Все это способствует повышению культуры обслуживания населения, предотвращению заноса и распространения массовых инфекционных заболеваний, профилактике пищевых отравлений, сохранению здоровья и благополучия населения. Численность профессиональных контингентов, подлежащих профессиональной гигиенической подготовке, сегодня составляет около 10% населения страны.

Учитывая, что здоровье человека на 50% зависит от его образа жизни, на 20% — от неблагоприятных экологических факторов, «Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г.» предусматривала в качестве одного из основных и приоритетных направлений деятельности профилактику нарушений здоровья. Важными разделами профилактической работы являются повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, формирование у населения навыков здорового образа жизни.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что хорошо организованная пропаганда медико-гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

Для того чтобы добиться эффективности в реализации государственной политики в области охраны здоровья населения, необходимо прежде всего воздействие на индивидуальные привычки людей, на их мировоззрение с целью формирования личной заинтересованности и ответственности за сохранение собственного здоровья, здоровья членов своей семьи, отдельных профессиональных групп и общества в целом.

В целях повышения уровня здоровья населения России необходимо создать систему всеобщего непрерывного гигиенического обучения и воспитания населения, которая должна:

? предоставлять человеку возможность повышать свою гигиеническую культуру в течение всей жизни;

? предусматривать максимальный охват населения медико-профилактической работой;

? обеспечивать высокое качество профессиональной подготовки участвующих в этой работе специалистов медицинского и немедицинского профиля.

3. Общая гигиена: А.М. Большаков, И.М. Новикова — М. Медицина, 2002. — 384 с: ил. (Учеб. лит. Для студентов мед. вузов) ISBN 5-225-04373-9

5. Общая гигиена: учебное пособие / А.М. Большаков, В.Г. Маймулов [и др.]. — 24е изд. доп. и перераб. — 2009. — 832 с.

6. Гигиена / Румянцев Г.И. (ред.) — ГЭОТАР-Медиа, 2001. — 472 с. ISBN: 5-9231-0038-Х

7. Гигиена и экология человека / Матвеева Н.А.(ред.) — Академия, 2005. — 304 с. ISBN: 5-7695-1849-9

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Определение необходимости проведения санитарно-просветительной работы среди населения на данном этапе развития современного общества. Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений. Изучение требований к санитарному бюллетеню.

курсовая работа [318,8 K], добавлен 04.04.2015

Системы и формы здравоохранения. Врачебная этика и деонтология. Гигиеническое обучение и воспитание. Показатели рождаемости, смертности и заболеваемости населения. Медико-социальные проблемы. Тенденции инвалидности в РБ. Организация медицинской помощи.

шпаргалка [365,9 K], добавлен 01.11.2011

Краткая характеристика учреждения здравоохранения. Организационная работа поликлиники. Структура деятельности участковой медсестры. Формы медицинской учетной документации. Санитарно-просветительная работа. Этико-деонтологические аспекты деятельности.

отчет по практике [63,6 K], добавлен 26.11.2013

Планирование здравоохранения как отрасли экономики. Обоснование потребности населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании. Экономические методы планирования деятельности медицинского учреждения.

курсовая работа [30,3 K], добавлен 01.09.2011

Гигиеническое воспитание детей. Санитарно-профилактическая работа с родителями. Гигиеническая подготовка техперсонала. Медицинское обслуживание в дошкольном учреждении. Оздоровление и лечение детей, имеющих хронические заболевания в спецучреждениях.

реферат [31,7 K], добавлен 21.10.2009

Приоритеты государственной политики и регламентация деятельности в сфере здравоохранения. Источники финансирования отрасли. Поставщики услуг здравоохранения. Виды медицинской помощи. Развитие первичной медико-санитарной помощи, диспансеризация населения.

презентация [349,5 K], добавлен 14.07.2014

Периоды становления советского здравоохранения. Государственный характер и профилактическое направление. Здравоохранение в период Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства. Единство медицинской науки и практики здравоохранения.

реферат [48,7 K], добавлен 09.06.2015

Значение санитарно–просветительской работы среди населения. Система специфических мероприятий, направленных на предотвращение заболеваемости, укрепление здоровья и продление творческого долголетия людей. Обязанности медицинских сестер диспансеров.

курсовая работа [1019,9 K], добавлен 23.03.2015

Роль школьной медсестры-менеджера в приобщении подростков к санитарной культуре, закреплении привитых ранее санитарно-гигиенических навыков. Наличие и развитость гигиенической культуры у детей. Влияние условий пребывания в школе на уровень здоровья детей.

курсовая работа [40,2 K], добавлен 29.12.2007

Стоматологическое здоровье жителей Красноярского края как значимый фактор состояния здоровья населения. Расписание стоматологического отделения. Направления деятельности медицинской сестры ортопедического отделения. Санитарно-просветительная работа.

отчет по практике [24,3 K], добавлен 11.07.2011

Организация гигиенического образования и воспитания населения

Гигиеническое обучение и воспитание населенияОсновами законодательства РФ об охране здоровья граждан закреплен приоритет профилактических мер в укреплении и охране здоровья населения.
К числу важнейших профилактических мероприятий относится:
1. Гигиеническое обучение и воспитание населения для формирования здорового образа жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.
2. Профилактика заболеваний.
3. Создание и функционирование сети центров медицинской профилактики
4. Создание федеральных научно-исследовательских институтов медицинских проблем формирования здоровья.
Таким образом, гигиеническое образование и воспитание населения является одним из разделов профилактической работы.

Основными направлениями гигиенического образования и воспитания населения являются:

1. пропаганда здорового образа жизни;
2. разработка, реализация и оценка эффективности программ гигиенического обучения и воспитания для различных групп населения;
3. координация деятельности различных государственных органов, учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, самого населения, направленной на поддержку политики укрепления здоровья и формирования ЗОЖ.
Поскольку основные факторы, определяющие состояние здоровья населения, связаны с образом жизни и окружающей среды, то необходимо:
1. Формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в области жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими знаниями, создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью, вырабатывать умение и навыки ЗОЖ и предупреждение заболеваний.
2. Создавать природную и социальную окружающую среду по принципу «делать более здоровый выбор более легким выбором».
В этом случае основными задачами гигиенического обучения и воспитания являются:
1. снижение распространенности курения и употребления табака;
2. улучшение качества питания;
3. увеличение физической активности;
4. смягчение влияния повреждающих психо-социальных факторов и повышения качества жизни,
5. соблюдение населением мер личной и общественной профилактики;
6. снижение потребления алкоголя;
7. профилактика употребления наркотиков и наркотических средств;
8. улучшение качества окружающей среды и минимизация повреждающего действия антропогенных факторов.
Санитарное просвещение – специальная область медицинской науки и здравоохранения, имеющая целью формирование знаний и поведения, направленных на обеспечение здоровья индивидуума, коллектива, общества.
Санитарное просвещение является обязательным разделом деятельности каждого ЛПУ, профессиональной обязанностью каждого медицинского работника.

Методы и формы санитарного просвещения:
1. Устные методы (беседа, лекция, диспут, вечер вопросов и ответов, индивидуальная консультация).
2. Печатные методы (книги, журналы, листовки, памятки, буклеты, стенная печать).
3. Изобразительные методы (плоскостные — фото, плакаты, таблицы; объемные — макеты, муляжи, модели; натуральные — предметы).
4. Смешанные методы (урок «Уголок здоровья», кино, эстрада, театр).
Для организационно-методического руководства медицинским персоналом по вопросам предупреждения заболеваний, сохранения и укрепления здоровья в России сформирована специализированная сеть структурных подразделений службы медицинской профилактики:
• в республиках, краях, областях, автономных образованиях: республиканские, краевые, областные, окружные центры медицинской профилактики; в городах и сельских районах: городские, районные центры (отделы) медицинской профилактики;
• в лечебно-профилактических учреждениях: кабинеты (отделения) медицинской профилактики.
Центр медицинской профилактики является самостоятельным практическим учреждением здравоохранения, главным учреждением службы медицинской профилактики и укрепления здоровья.

Основные задачи центра медицинской профилактики
1. определение общих направлений в первичной и вторичной профилактике заболеваний, а также приоритетов в пропаганде медицинских и гигиенических знаний, исходя из анализа показателей заболеваемости населения, демографических данных, состояния экологической и эпидемиологической обстановки;
2. выявление и оценка причинно-следственных связей между здоровьем населения, его образом жизни и разработка на этой основе профилактических мероприятий и практических рекомендаций по коррекции поведения различных групп с целью оздоровления;
3. координация работы органов и учреждений здравоохранения, образования, культуры, других ведомств и организаций по вопросам профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни в рамках Федеральных комплексных и целевых программ охраны и формирования здоровья населения.
В соответствии с основными задачами центр медицинской профилактики осуществляет: организационно-методическую, учебную, пропагандистскую, научно-практическую, консультативно-оздоровительную деятельность.
Структура центра медицинской профилактики:
• организационно-методический отдел с методическим кабинетом;
• редакционно-издательский отдел;
• кино-фотолаборатория;
• консультативно-оздоровительный отдел.

Добавить комментарий

Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения

Гигиеническое воспитание и обучение населения. Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения.

Гигиеническое воспитание – обучение населения – санитарное просвещение, является одним из главных направлений профилактической медицины и проводится в большей или меньшей степени во всех странах мира.

ВОЗ трактует – это специальная область медицинской науки и здравоохранения, которая формирует знания и поведение, направленные на обеспечение здоровья человека, коллектива, общества.

Задачи санитарного просвещения – убедить человека:

1. Принимать решения, направленные на улучшение индивидуального и коллективного здоровья и условий окружающей среды.

2. Научиться здоровому образу жизни и соблюдать его.

3. Использовать находящиеся в его распоряжении службы здравоохранения.

По данным ВОЗ здоровье населения зависит более чем на 50% (47-55%) от образа и условий жизни. Ведущая роль – от образа жизни. Образ жизни непосредственно влияет на здоровье, тогда как, социальные условия опосредованно, через образ жизни – деятельность, поведение, психологическую обстановку и другие проявления образа жизни.

ЗОЖ (здоровый образ жизни) – это повседневное поведение людей, направленное на улучшение и сохранение здоровья, повышение защитных сил организма, и в конечном итоге продолжительности жизни, полноценное выполнение человеком его социальных функций.

Особенно важной стороной образа жизни является медицинская активность – поведение человека по отношению к своему здоровью, выполнение медицинских рекомендаций, гигиеническая и медицинская грамотность.

Гигиеническое воспитание – это средство охраны и улучшения здоровья, a не просто пассивное знание гигиенических правил. С его помощью здоровье должно формироваться с детства. Важно выработать гигиенически и медицински грамотную и прочную психологическую установку на рациональное, способствующее здоровью поведение, на активное формирование ЗОЖ .

Необходимо изменить общественное мнение. добиться перехода от привычного, зачастую не правильного отношения к ЗОЖ. формирование которого должно выражаться в привитии и закреплении навыков, умений и жизненных стереотипов. охватывающих рациональную организацию труда и отдыха, досуга, питания, физическую активность, личную гигиену, отказ от вредных привычек, психологическую, сексуальную и экологическую грамотность. формирование здоровой семьи, т.е. в снижении и нивелировании факторов риска.

Убеждение здесь мало эффективно. Усилия медиков. на которых сейчас возлагается основная обязанность по формированию ЗОЖ у населения, хотя и играют значительную роль в гигиеническом воспитании человека, являются малоперспективными, т.к. задача эта межведомственная. В решении ее должны участвовать государство, общественные организации. Это важнейшее и обязательное условие формирование ЗОЖ.

Во многих индустриально развитых странах успех в жизни во многом определяется состояние здоровья человека и его заболевание всегда связано с большими материальными затратами.

Культ моложавости и здоровья стал неотъемлемой частью бытия граждан многих стран. Результаты известны – десятки миллионов рядовых американцев расстались с вредными привычками (врачей в США, Германии, Англии, Швеции уже не встретишь курящими), внесли коррективы в рациональное питание, приступили к систематическим занятиям физической культурой. В итоге – снижение показателей смертности, увеличение средней продолжительности жизни до 75-80 лет.

A в нашем обществе приоритет принадлежит больному человеку. общественные фонды распределяются прежде всего среди больных. Инициатива депутата Госдумы о дополнительном 3-х дневном отпуске тем, кто не болел в течении года и не уходил на больничный лист.

Россияне в современных условиях недостаточно ориентированы на укрепление своего здоровья. На сегодня

12% жителей России регулярно занимаются оздоровлением, физической культурой и спортом, что значительно меньше, чем в большинстве развитых стран мира. В России насчитывается > 30 млн. человек злоупотребляющих спиртными напитками,

> 2млн. регулярно принимают наркотики, более 45% или 65 млн. – курильщики.

В решении вопросов охраны здоровья населения особая роль отводится средним медицинским работникам. Неотъемлемой составной частью их деятельности, частью специальной, становится сегодня формирование ЗОЖ, сохранение и укрепление здоровья через ЗОЖ, переориентация с преимущественно лечебной на лечебно-профилактическую деятельность.

По данным немецких ученых, потенциал поведения в профилактике: сердечно-сосудистых заболеваний составляет 60-80%, сахарного диабета – 50-80%.

Наше население не знает, что значит вести ЗОЖ в социальном и личностном плане. Человек не ощущает своего здоровья, не знает величины его резервов, заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. К сожалению, нет моды на здоровье. Многие люди всем своим образом жизни и поведением идут не к здоровью, a от него, т.е. к болезни..

Перестройку в сознании людей. в их отношении к здоровью, медицинским работникам надо начать с себя. Средние медицинские работники не только словом, но и делом, поступками, всем своим поведением должны агитировать за то, что входит в понятие ЗОЖ.

Исследования показывают, что только 22,9% (против 32,5% у членов семьи) занимаются утренней гимнастикой, 50,4% — регулярно употребляют алкоголь, 25% своевременно обращаются за медицинской помощью, остальные занимаются самолечением.

Пропаганду ЗОЖ необходимо осуществлять по 2 главным тематическим направлениям.

1. Пропаганда факторов, способствующих сохранению здоровья (гигиена труда, отдыха, питания, оптимальный двигательный режим, физкультура и спорт, закаливание, гигиена жилища, быта, личная гигиена, сексуальная культура, демографическая культура, медицинская активность и др.)

2. Пропаганда профилактики факторов, пагубно влияющих на здоровье (борьба с пьянством, курением, наркоманией и токсикоманией, самолечением, знахарством, увлечением альтернативной медициной).

Получение медицинских и гигиенических знаний зависит от методов и средств гигиенического воспитания.

Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения

Методы по виду передачи информации:

1. Метод устной пропаганды.

2. Метод печатной пропаганды.

3. Метод изобразительной пропаганды.

Метод устной пропаганды – его средства. беседы, дискуссии, курсовые занятия, телепередачи.

Метод печатной пропаганды – средства. книги, брошюры, сан.бюллетени, памятки, плакаты, листовки, лозунги.

Метод изобразительной пропаганды – средства. выставки, демонстрационный материал, слайды, диафильмы, технические устройства.

Формы гигиенического воспитания:

1. Индивидуального воздействия: индивидуальная беседа, индивидуальное консультирование, индивидуальный инструктаж.

2. Воздействия на группу лиц: беседа, беседа за круглым столом, дискуссия, клубы здоровья, игра, курсовое гигиеническое обучение.

3. Массовой коммуникации: лекция, радиопередача, демонстрация фильмов, использование печатных изданий.

Вопросы к занятию №5

Гигиеническое воспитание и обучение населения. Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения.

1. Гигиеническое воспитание, обучение – санитарное просвещение. Задачи санитарного просвещения.

2. Образ жизни и его влияние на здоровье.

3. ЗОЖ – задача межведомственная.

4. Роль медицинских работников в решении вопросов охраны здоровья населения.

5. Направления пропаганды ЗОЖ.

6. Методы, формы, средства гигиенического воспитания населения.

Экономическая сущность инвестиций — Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем.
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ — На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона.
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях — Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента.
Схема построения базисных индексов — Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) — относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления.
Тема 11. Международное космическое право — Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию.

©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *