Гигиеническая гимнастика

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Гигиеническая гимнастика, являясь средством физического вос­питания, решает задачи укрепления и сохранения здоровья чело­века, повышения жизнедеятельности организма в целом, поддер­живает бодрость, рождает хорошее настроение.

С точки зрения физиологического воздействия гигиеническая гимнастика тонизирует весь организм занимающихся и снимает общее утомление.

Гигиеническая гимнастика широко используется в условиях повседневного быта человека. Она способствует воспитанию полез­ных привычек (соблюдение гигиенических правил и режима дня, уход за телом), приобщает к систематическим занятиям физиче­скими упражнениями.

О пользе гигиенической гимнастики В. И. Ленин писал: «А глав­ное — не забывай ежедневной, обязательной гимнастики, застав­ляй себя проделать по нескольку десятков (без уступки!) всяких движений! Это очень важно».

Гигиеническая гимнастика доступна для людей всех возрастов. Она должна войти в повседневный быт каждого человека и незави­симо от возраста и профессии стать его потребностью.

В качестве средств гигиенической гимнастики используются ОРУ, прикладные и дыхательные упражнения в сочетании с ходь­бой, легким бегом и водными процедурами, массажем и закалива­нием организма.

Занятия гигиенической гимнастикой пропагандируются через печать, радио, телевидение, университеты физической культуры. Гигиеническая гимнастика проводится в режиме дня учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, учебных за­ведений профессионально-технического образования, специальных средних и высших учебных заведений, в Советских Вооруженных Силах, производственных коллективах и, наконец, в семейном быту.

Любые занятия гигиенической гимнастикой должны проводиться при обязательном соблюдении санитарно-гигиенических условий мест занятий. Помещения, где проводятся занятия, должны быть чистыми, хорошо проветриваемыми, с соответствующими темпера­турными условиями. Если занятия проводятся на открытом воздухе, на стадионе, спортивной площадке школы, площадке ЖЭКа, в зоне отдыха, лесопарке, в условиях сельской местности, то места заня­тий должны быть в стороне от загрязненных зон.

Гигиеническая гимнастика может проводиться утром, днем и вечером. Это определяет различную гигиеническую направленность комплексов упражнений.

Утренняя гимнастика (зарядка) применяется с целью быстрого достижения оптимальной дееспособности организма после сна; днем аналогичные упражнения выполняют для предупреждения или сня­тия утомления, противодействуя отрицательным влияниям бытовой гипокинезии; вечерние занятия способствуют снятию дневного на­пряжения, благотворно влияют на последующий ночной сон.

Все эти упражнения легко дозируются и не требуют особых воз­растных ограничений.

Во всех случаях занятия физическими упражнениями целесооб­разно сочетать с закаливающими процедурами.

Ценными средствами закаливания служат специальные воздуш­ные, солнечные ванны, пребывание на свежем воздухе в любую по­году, обтирания, купания.

В группах детского сада утренняя гимнастика решает оздоро­вительные и воспитательные задачи. Являясь неотъемлемым эле­ментом режима дня, она обязательна для каждого ребенка. Еже­дневное выполнение после пробуждения (через 5—7 мин) комплек­са специально подобранных 7—12 физических упражнений в тече­ние 10—15 мин активизирует деятельность организма, оказывает положительное воздействие на закрепление навыков правильной осанки, предупреждает плоскостопие. Участие в утренней гимнас­тике воспитывает у детей полезную привычку ежедневно по утрам проделывать физические упражнения.

Школьная гигиеническая гимнастика проводится до уроков, на уроках, на переменах, в режиме продленного дня. Гимнастика до урока (вводная) предусматривает выполнение 6—12 несложных уп­ражнений е течение 10—15 мин. Физкультминутка проводится на общеобразовательных уроках. Целесообразно выполнять 2 — 3 упражнения, которые снимают умственное утомление, восстанав­ливают работоспособность, помогают сохранять правильную осан­ку.

Школьники старше 10 лет должны самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики, как это предусмотрено нормати­вами и требованиями ГТО.

Утренняя гигиеническая гимнастика в режиме дня профессио­нально-технических училищ, средних специальных учебных за­ведений имеет гигиеническую и лечебно-профилактическую направ­ленность. Она содействует подготовке учащихся к учебному и про­изводственному процессу Зарядка проводится после сна, в тече­ние 30 мин.

В вузах она является одним из средств внедрения физической культуры в быт студентов. В армии утренняя физическая зарядка решает не только оздоровительно-гигиенические задачи, но и является средством ежедневной физической тренировки военнослу­жащих.

В содержание гигиенической гимнастики в основном входят ОРУ, применяемые в виде комплексов.

Для обеспечения эффективности занятий целесообразно органи­зовать предварительное разучивание упражнений (по радио, теле­видению и т. п.); введение новых упражнений в комплекс осуществ­лять постепенно, с таким расчетом, чтобы полностью он менялся раз в 10 —12 дней.

Содержание комплекса и последовательность расположения в нем упражнений, их дозировка зависят от возраста, физического развития и подготовленности занимающихся. Упражнения, вхо­дящие в комплекс, должны оказывать разностороннее воздействие на организм занимающихся и быть доступными.

При выборе упражнений для лиц старшего возраста следует учитывать их прикладную ценность для использования в повседнев­ном быту. Им следует избегать упражнений, требующих задержки дыхания, силового напряжения, положений тела вниз головой.

В начальном периоде занятий количество упражнений, включае­мых в утреннюю гигиеническую гимнастику, и повторение каждо­го из них должны быть минимальными. Постепенное количество упражнений и их дозировка увеличиваются. Каждое упражнение повторяется от 6 до 12 раз. Количество упражнений в комплексе может быть от 8до 15. Так, например, для мальчиков и девочек 10— 13 лет комплекс утренней гимнастики может состоять из 8—10 уп­ражнений. Мальчики повторяют каждое упражнение комплекса 4—6 раз, девочки — 3—5 раз. Для мальчиков и девочек 14—15 лет количество упражнений увеличивается до 12. При этом мальчикам рекомендуется повторять каждое упражнение 6—10 раз, девоч­кам — 4—8 раз.

Юношам 16—18 лет рекомендуется выполнять упражнения с различными отягощениями — гантелями.

Следует начинать упражнения с гантелями весом не более 2— 3 кг. Каждое упражнение повторяется 6—8 раз; после 2—3 меся­цев занятий количество повторений постепенно увеличивается до 10—12 и более.

В комплекс необходимо включать упражнения на формирование правильной осанки, а также специальные упражнения на дыхание.

При выполнении упражнений дыхание должно быть свободным, глубоким и ритмичным. При поднимании и разведении рук, выпрям­лении туловища следует делать вдох; при опускании рук, накло­нах и поворотах туловища, приседании — выдох.

При составлении комплексов вначале следует определить со­держание упражнений, а затем расположить их в определенном порядке с указанием количества повторений и методических ре­комендаций по их выполнению.

Упражнения необходимо располагать в комплексе, руководст­вуясь следующим:

а) занятия следует начинать с ходьбы с переходом на легкий бег (на месте или с передвижением). В процессе ходьбы и бега внимательно следить за осанкой. Голову держать прямо, плечи развер­нутыми;

б) комплекс начинается с выполнения упражнения на ощуще­ние правильнойосанки;

в) далее; следует 1—2 упражнения общего воздействия. Это, как правило, простые, малоинтенсивные упражнения, но включаю­щие в работу большие группы мышц всего тела. Они стимулируют деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной систем и обменные процессы.;

г) затем следуют упражнения для мышц рук, плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног. При этом должны включаться после­довательно разные части тела. Интенсивность выполнения упражне­ний в последующих сериях повышается, в работу включаются раз­личные группы мышц. Упражнения для туловища (наклоны, пово­роты) укрепляют мышцы живота, поддерживают и развивают под­вижность позвоночника;

д) далее выполняются 2—3 упражнения силового характера всеми частями тела (рук, мышц, живота и спины). После активных мышечных усилий необходимо выполнить 1—2 упражнения на рас­слабление мышц в сочетании с дыхательными упражнениями;

е) после следуют прыжки, укрепляющие мышцы ног, резко по­вышающие деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной си­стем. Прыжки с движениями рук предъявляют повышенные требо­вания к координации движений. После прыжков обязательно нуж­но переходить на энергичную ходьбу с постепенным замедлением темпа. 1—2 дыхательных упражнения позволяют привести орга­низм в более спокойное состояние;

ж) завершается комплекс упражнением для ощущения правиль­ной осанки. После выполнения комплекса следуют обтирание, душ, самомассаж.

Гигиеническая гимнастика

Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) — самое распространенное инфекционное заболевание в мире, к которому люди восприимчивы, независимо от возраста, пола и социального положения. В группу ОРВИ входят грипп, риновирусная, респираторно-синцитиальная, аденовирусная инфекции и другие острые воспалительные заболевания органов дыхания. ОРВИ опасны развитием осложнений (риниты, синуситы, отиты, пневмонии, менингиты). Особую опасность представляет грипп и его осложнения.

На дворе зима, период простуд и больничных. В магазинах снова будет бум на лимоны, а по телевизору пропагандная кампания по рекламе антипростудных препаратов. А как спасались от авитаминоза и постоянного насморка наши предки? Ведь тогда не было десятка видов порошков и таблеток от ОРВИ и гриппа. «На пару в бане сорок болезней выходит» — так говорили люди издавна.

Исследование, проведенное в США, показало: если человек болен простудой или гриппом, ему не нужно закрывать рот ладонью при чихании или кашле, чтобы не заразить окружающих. Вместо этого специалисты рекомендуют чихать, кашлять и сморкаться в рукава одежды. Сотрудники Университета Уэйк Форест установили, что микробы простуженного человека распространяются в радиусе двух метров от него в случае чихания и кашля.

Часто на небольшой дискомфорт в горле мы не обращаем особого внимания. Однако, если сухость и першение в горле не проходят в течение нескольких дней, не стоит беспечно относиться к таким симптомам, предупреждает врач-терапевт Медицинской сети «Добробут» Роза Дорошенко. Существуют инфекционные и неинфекционные причины этих симптомов.

Гигиеническая гимнастика

Гигиеническая гимнастика

Гигиеническая гимнастика («Г.Г.») — это система простейших упражнений, направленная на обеспечение оптимального текущего состояния организма человека. Может применяться практически во всех возрастных периодах и при любой подготовленности к физической нагрузке.

Необходимость использования Г.Г. в повседневной жизни диктуют те же условия, которые упомянуты выше не раз.

Широкий круг задач, которые можно решать с ее помощью, определяют место Г.Г. в системе физического воспитания и популярность среди населения. Вероятно, главной отличительной чертой ее следует признать общедоступность.

В процессе занятий Г.Г.:

  • осуществляется профилактика неблагоприятных воз действий на организм окружающей среды;
  • нормализуется работа основных функциональных систем;
  • улучшается работоспособность организма;
  • формируются базовые двигательные навыки;
  • воспитывается культура движений и поведения;
  • формируется «личная физическая культура» и потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, «тяга» к совершенствованию.

    Одной из главных отличительных черт Г.Г. является органическое сочетание используемых в ней упражнений с гигиеническими и закаливающими факторами.

    В занятиях Г.Г. стараются обеспечить комфортность, в значительной мере способствующую не только эмоциональному настрою, но и качеству оздоровительных воздействий. А они весьма разнообразны: от легких потягиваний до относительно трудных «отжиманий» в упоре лежа, от ласковых солнечных ванн до бодрящих обливаний холодной водой.

    Г.Г. имеет глубокие исторические корни. Системы упражнений, не требующих специальных приспособлений и оборудования, появились еще в XIX в. Эти упражнения называли «комнатной гимнастикой», за сравнительно короткое время они «давали телу равномерную и достаточно интенсивную нагрузку и воспитывали силу воли».

    Г.Г. прошлых столетий характеризуется наличием различных комплексов, которые были частными вариантами национальных гимнастических систем. Например, «система телесного развития» (Аттила, Сандов, Дебоннэ) состояла из упражнений для развития силы, для «удовольствия» и «вольные движения». Эти упражнения для домашних занятий включали свободные движения без отягощений, «осторожные» движения и пластические позы, а также упражнения с гантелями. Нужно отметить, что выбор упражнений был скрупулезным, поскольку считалось, что «не всякое упражнение полезно». Наибольшее распространение в то время имели системы Д. Шребера, И. Мюллера и И. Прошека.

    «Домашняя гимнастика для каждого пола и возраста» Д. Шребера была направлена на использование «свободных движений тела» с целью предупреждения различных заболеваний и недостатков развития. Комплекс включал 45 упражнений, подобранных по анатомическому признаку (для всех мышечных групп). Упражнения выполнялись плавно, в спокойном темпе, но с достаточным мышечным напряжением. Необходимым элементом занятий считались паузы для восстановления дыхания и пульса после каждого упражнения. Дозировка определялась по самочувствию и путем учета определенного количества повторений упражнения. Предлагался следующий режим: 1—2 раза в день по 15—30 минут. Такие условия использования упражнений должны были сочетаться с гигиеническими факторами: чистым проветренным помещением, здоровыми привычками.

    Система И. Мюллера — «15 минут ежедневной работы для здоровья» — была направлена на профилактику заболеваний, поддержание хорошего самочувствия и здорового образа жизни. Уже через 10 дней занятий предполагался положительный эффект воздействия упражнений. Комплекс включал 18 движений для различных суставов: быстрые сгибательно-разгибательные движения, повороты туловища — направленные на улучшение подвижности в суставах и увеличение суставных амплитуд движений. Отличительной чертой данной системы являлась «схема» последовательности и чередования упражнений: движения общеразвивающего характера — водные процедуры — самомассаж рук и ног. Кроме того, предлагались дополнительные упражнения «для красоты и хорошей осанки». Для регламентации упражнений предлагалась таблица соотношения продолжительности и количества повторений каждого упражнения, а также учет состояния дыхания и пульса. Сохранялись и традиционные требования гигиены.

    «Система гимнастики согласованных мускульных групп» И. Прошека рассматривалась автором как самостоятельные упражнения для развития тела и как дополнительные среди других разновидностей физических упражнений. Типичный комплекс включал: 14 упражнений для различных частей тела, 3 дыхательных упражнения на фоне расслабленных мышц и водные процедуры. Система предлагалась всем желающим, но особенно рекомендовалась людям с малоподвижным образом деятельности. При этом базовым считался принцип «одновременное и равное развитие силы и «силы воли».

    Режим занятий предполагал последовательное увеличение количества упражнений в течение 6 недель, соответственно должна была увеличиваться и продолжительность занятия. Максимальной нагрузкой считалось удержание силового напряжения в течение 5—6 сек с 10 повторениями. Эффект такой изометрической тренировки должен был проявиться через 1—2 месяца занятий, после чего комплекс упражнений следовало менять. При выполнении упражнений требовался контроль за дыханием; при этом движение (или напряжение) выполнялось на глубоком вдохе через нос и следующий акцент в дыхании — на выдохе.

    Несмотря на то, что описанные системы имели свои особенности, их объединяют следующие признаки:

    1) сочетание занятий упражнениями с соблюдением гигиенических норм;

    2) сочетание упражняющих движений с «правильным» дыханием при различном акцентировании его на вдохе или выдохе;

    3) использование достаточно строгой дозировки нагрузки и контроля за реакцией на нее организма;

    4) использование различных сочетаний упражнений и схем их чередования в зависимости от этапа (периода) занятий.

    С позиции современной науки и методики названные системы в определенной мере выглядят наивными. Тем не менее, и в наше время использование их базовых принципов с целью оздоровления — вполне приемлемо, а опыт — безусловно важен и полезен.

    В современной Г.Г. различают следующие виды:

    1) утреннюю гимнастику (зарядка);

    2) гимнастику в режиме рабочего дня (вводная, физкультпауза);

    3) вечернюю гимнастику (перед сном).

    Для них характерны общие требования и правила организации:

    • предварительное ознакомление или разучивание упражнений — в зависимости от степени их новизны и двигательного опыта занимающегося;
    • точная адресация упражнения (кому, зачем) требует индивидуального определения текущего состояния, а также физических, двигательных и функциональных возможностей организма. Это важно как для здоровых людей, так и для тех, кто имеет какие-либо отклонения в состоянии здоровья;
    • подбор упражнений всегда должен основываться на принципе доступности; в то же время они должны быть достаточно сложны и разнообразны, охватывать нагрузкой все звенья тела;
    • выполнение упражнений желательно сопровождать «подсказкой» наилучших вариантов исполнения — для чего, по возможности, использовать видеотехнику, или наглядный показ упражнения инструктором; особенно важно довести до занимающегося правильный образ перед его самостоятельным занятием;
    • следует создавать удобные условия для занятий: достаточность размера площадки для упражнения, соответствие одежды — не стесняющей движения и теплообмен, музыкальное сопровождение — как приятный фон или как лидер темпа и ритма;
    • при выполнении упражнений следует избегать больших задержек дыхания, исключать значительные силовые напряжения, ограничивать количество положений и движений, связанных с действиями «вниз головой».

    Источник: ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА. МЕНХИН Ю. В. МЕНХИН А. В. Ростов-на-Дону. 2002

    Реклама лікарського засобу. Перед застосуванням необхідно обов’язково проконсультуватися з лікарем і ознайомитися з інструкцією. Р.П. МОЗ України № UA/6493/01/01, UA/6493/01/02 від 28.04.12; № UA/12415/01/01 від 26.07.12. Виробник ПАТ «Фармак», 04080, м.Київ, вул. Фрунзе 63

    Внимание! Информация, опубликованная на сайте, предназначена только для ознакомления. Описанные методы диагностики, лечения, рецепты народной медицины и т.д. самостоятельно использовать не рекомендуется. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом, чтобы не нанести вред своему здоровью!

    COPYRIGHT 2009 Фармак© Amizon.ua © Все права защищены.

    Использование любых материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии ссылки на Amizon.ua. Для интернет-сайтов — обязательна прямая открытая для поисковых
    систем ссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного или частичного использования материалов.

    Утренняя гигиеническая гимнастика

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru

    Что такое утренняя гигиеническая гимнастика?

    Утренняя гигиеническая гимнастика—это комплекс упражнений, выполняемых ежедневно утром после сна. Этот вид гимнастики помогает организму быстрее активизироваться после сна и обрести бодрость.

    Гигиеническая гимнастика доступна и полезна всем, независимо от пола, возраста и физического состояния. Многие упражнения из комплекса утренней гимнастики полезны даже людям, имеющим отклонения от нормального физического развития.

    Приступая к утренним занятиям.

    Приступая к занятиям, человек должен помнить о том, что любые физические упражнения приносят пользу только тогда, когда их делают систематически, независимо от погоды и настроения. При ежедневных занятиях по утрам (по 15-20 минут) у занимающихся крепнет мускулатура, увеличиваются показатели жизненной емкости легких, улучшаются сон и аппетит, изменяются в лучшую сторону все физические показатели здоровья. Постепенно, по мере привыкания к нагрузкам, время занятий может быть увеличено до 30 минут и более.

    Каждый, кто начинает заниматься утренней гимнастикой, может сам себе подобрать необходимые упражнения. Упражнения могут корректироваться с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма. В зависимости от цели, которой вы добиваетесь (улучшение осанки, гибкости, подвижность суставов, развитие силы и выносливости), можно увеличивать или уменьшать количество упражнений для различных групп мышц.

    При самостоятельном подборе упражнений (особенно для начинающих) нужно предусмотреть разнообразие их по форме и воздействию на различные мышечные группы. Комплекс упражнений должен охватывать все мышцы тела,начиная от шеи и заканчивая ногами. Физическая нагрузка и динамика ее нарастания от занятия к занятию не могут быть для всех одинаковыми. Они строго индивидуальны в зависимости от возраста, пола, состояния общей физической подготовки. Каждый должен уметь научиться усложнять или наоборот, облегчать физические упражнения. Это достигается как изменением количества проделываемых упражнений, так и изменением степени их сложности. Утреннюю гигиеническую гимнастику НЕЛЬЗЯ превращать в тренировку. При малейшей усталости, появлении испарины надо обязательно отдохнуть и расслабиться. После приседаний или других интенсивных упражнений следует восстановить дыхание: спокойно пройтись, проделать несколько простейших движений, расслабить мышцы. Это позволит снизить нагрузку на сердце и сосуды.

    В подборе упражнений для утренней гигиенической гимнастики нельзя упускать один очень важный момент — интенсивность упражнений должна постоянно нарастать в течение первых 10 минут и снижаться к концу занятий.

    Физические упражнения, применяемые в утренней зарядке

    Поскольку организм после сна еще не полностью перешел к состоянию активного бодрствования, применение интенсивных нагрузок в утренней гимнастике не показано, по крайней мере, в начале занятия. Не целесообразно упражнениями утренней гимнастики доводить организм до состояния выраженного утомления, так как это отрицательно скажется на умственной и физической работоспособности в течение дня.

    Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений утренней зарядки:

    · Устранить некоторые последствия сна (отечности, вялость, сонливость и др.)

    · Увеличить тонус нервной системы

    · Усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других).

    Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений, часто встречающихся в жизни современного человека.

    В результате грамотного выполнения комплекса утренней гимнастики создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей зарядки исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие.

    Физические упражнения утренней гимнастики способствуют увеличению тока лимфы, усилению циркуляции межтканевой жидкости, увеличению венозного кровотока. Это обеспечивает устранение застойных явлений и отёчностей, часто развивающихся во время сна, особенно у людей среднего и пожилого возраста.

    Поскольку выполнение любых физических движений сопровождается повышенным выделением тепла, утренняя гимнастика приводит к умеренному повышению температуры тела. При повышении температуры ускоряются процессы обмена веществ, интенсифицируется деятельность всех органов, а так же увеличивается скорость передачи нервных импульсов, что в совокупности с другими изменениями облегчает процессы управления нервной системой различными функциями организма, увеличивает скорость и точность реакций, координацию движений, повышает все виды чувствительности, улучшает умственную работоспособность.

    Наиболее подходящие упражнения для утренней гимнастики:

    · Упражнения на потягивание

    · Различные виды ходьбы

    · Общеразвивающие упражнения (наклоны, повороты, приседания, выпады, вращения в суставах и др.)

    · Упражнения на растягивание (на развитие гибкости)

    · Бег трусцой и легкие прыжки.

    Дыхание во время физических упражнений должно быть правильным.

    В обычной жизни, мы даже не замечаем, как мы дышим, этот процесс происходит автоматически, да и как иначе, стоит прекратить дышать, и через короткое время мы просто погибнем.

    В процессе выполнения упражнений мы должны контролировать свое дыхание сознательно, чтобы занятия принесли максимальный эффект и не нанесли вреда организму. Если неправильно дышать, то можно нанести серьезный урон сердечно сосудистой системе.

    Если выполняются упражнения для развития гибкости — это различные наклоны, махи руками и ногами, скручивания и т.д. то дыхание (вдох) должно быть тогда, когда грудная клетка максимально расширяется. То есть, движения должны помогать легким, выталкивать воздух. Например, при разведении рук, когда грудь расширяется, следует сделать вдох. И, наоборот, при сведении рук воздух выдыхается, как бы выталкивается из сужающейся грудной клетки. А, например, во время бега, важно согласовать движение тела и дыхание.

    Основное требование — дыхание во время физических упражнений не должно быть рваным, оно должно плавно обеспечивать организм кислородом.

    Лицам, страдающим теми или иными видами заболеваний, целесообразно в комплекс утреней гимнастики включать специальные упражнения лечебной физической культуры. Эти упражнения следует выполнять после общей части занятия. Здоровому человеку начать комплекс гимнастики можно с упражнений на потягивание, затем выполнить различные виды ходьбы, потом — общеразвивающие упражнения на основные мышечные группы, закончить которые можно легким бегом или прыжками. Завершить комплекс гимнастики полезно дыхательными упражнениями.

    Условно различают следующие виды дыхательных упражнений:

    Статическими дыхательными упражнениями считаются такие, при которых дыхание осуществляется без одновременного движения конечностями и туловищем. Они чаще всего применяются в начале обучения правильному дыханию и для урегулирования повышенной деятельности сердечно-сосудистой системы.

    Динамическими называются дыхательные упражнения, осуществляющиеся одновременно с движением конечностями и туловищем, при обязательной полной согласованности амплитуды и темпа выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания. Если согласованность отсутствует, то движения тела не станут способствовать дыхательным движениям, которые, в свою очередь, будут нарушать динамику выполняемого упражнения. Выполняя упражнения, нельзя допускать задержки дыхания, оно должно быть свободным и спокойным.

    Вдох производится одновременно с выпрямлением туловища, подниманием верхних конечностей, отведением их в стороны и т. д. т. е. когда происходит расширение грудной клетки. Выдох делается при спадении грудной клетки в момент опускания верхних конечностей, сгибании туловища вперед, подтягивании нижних конечностей к животу и т. п.

    Динамические дыхательные упражнения способствуют наилучшему расширению грудной клетки в ее нижней части и осуществлению полноценного вдоха. При наклонах туловища в стороны с одновременным поднятием вверх противоположной наклону руки усиление дыхания наиболее выражено в нижней части грудной клетки со стороны поднятой руки.

    Специальные дыхательные упражнения направлены на получение конкретного терапевтического эффекта в том или другом случае нарушения функции дыхательного аппарата. Например, при затруднении выдоха у больных эмфиземой легких упражнение с нажиманием на грудную клетку руками при выдохе или направленное на борьбу со спаечным процессом при экссудативном плеврите глубокое дыхание при наклоне туловища в сторону.

    Гигиенические требования к организации занятий утренней гимнастикой

    утренняя гимнастика упражнение

    Гигиена- наука о создании условий для сохранения здоровья человека.

    Для занятий утренней гимнастикой предпочтительнее одежда из натуральных материалов (например, из хлопковых тканей). Натуральные материалы не затрудняют процессы испарения пота с поверхности кожи, и одновременно обеспечивают задержку тепла, выделяемого организмом, способствуя его согреванию после сна. Кроме того, одежда для занятий должна быть свободной, удобной, легкой, не стесняющей движения. Если занятие проходит на улице, аналогичные требования предъявляются и к обуви. При занятии в помещении на теплом чистом полу, обувь можно не надевать.

    Помещение для занятий должно быть относительно просторным, хорошо проветренным, чистым, с хорошим освещением.

    Занятия на природе

    В теплое время года зарядку можно проводить на улице. В этом случае организм испытывает на себе на только действие физических упражнений, но естественных природных факторов — солнца, воздуха, — которые оказывают закаливающий эффект. Здоровым людям, хорошо переносящим утренние нагрузки, можно выполнять зарядку на свежем воздухе не только в теплое время года, но практически в любую погоду. Особенно удобно выполнять зарядку на улице тем, кто держит дома собак — можно совместить утренний выгул животного с гигиенической гимнастикой.

    Упражнения утренней гимнастики лучше проводить под ритмичную, веселую музыку. Громкость музыки не должна быть слишком низкой, но и не должна быть слишком высокой, так как чрезмерно громкая музыка вызывает развитие охранительного торможения в нервной системе. Бодрая ритмичная веселая музыка увеличивает тонус нервной системы, поднимает настроение, вызывает желание двигаться. Она в существенной мере облегчает процессы пробуждения, снижая вялость после сна.

    Важно! Следует избегать использовать музыку, содержащую напряженные пугающие звуки, так как после сна, находясь в заторможенном состоянии, организм чрезвычайно чувствителен к подобным влияниям на уровне подсознательного восприятия. Для поддержания интереса к занятиям музыкальное сопровождение следует периодически менять.

    * Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно.

    * Упражнения должны выполняться с учетом закономерностей функционирования вашего организма и его индивидуальных особенностей.

    * Только грамотно составленный комплекс утренней зарядки приведет к достижению положительных результатов.

    * Утренняя гимнастика позволяет привести организм в рабочее состояние, придает бодрость и хорошее настроение, а так же улучшает самочувствие.

    * Повышает высокую умственную и физическую активность в течении дня, а так же эмоциональную устойчивость.

    * Является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики и в отдельных случаях — лечения заболеваний.

    * Зарядка увеличивает общий уровень двигательной активности человека, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

    Цель и задачи утренней гигиенической гимнастики — комплекса упражнений, выполнение которых после сна дает заряд энергии и позитивного настроения на целый день. Два типа физкультурной паузы. Комплекс упражнений для шеи, корпуса, ног, рук и плечевого пояса.

    реферат [25,1 K], добавлен 10.11.2016

    Одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры — утренняя гигиеническая гимнастика – зарядка. Характеристика и значение утренней гимнастики. Комплекс упражнений утренней гимнастики, их разновидности, суть и описание процесса их проведения.

    реферат [152,1 K], добавлен 01.03.2009

    Физиологические изменения в организме во время и после сна. Физические упражнения для утренней зарядки. Гигиенические требования к организации занятий утренней гимнастикой. Индивидуальный подход к подбору физической нагрузки для утренней зарядки.

    реферат [16,7 K], добавлен 24.07.2011

    Дыхание в процессе выполнения физических упражнений. Роль утренней гимнастики в жизни человека. Физическая нагрузка и возможности организма. Упражнения для поддержания подвижности в суставах и развития гибкости. Примерный комплекс утренней зарядки.

    реферат [11,8 K], добавлен 26.06.2011

    Значение утренней гимнастики для физического развития и укрепления здоровья дошкольников. Содержание и схема построения утренней гимнастики, варианты ее проведения. Особенности организации зарядки с детьми разных возрастных групп, комплекс упражнений.

    контрольная работа [37,7 K], добавлен 08.03.2015

    Утренняя гимнастика как комплекс физических упражнений, которые выполняются сразу после пробуждения. Главная цель утренней гимнастики. Оздоровительная, образовательно-развивающая гимнастика, положительное влияние на внутренние органы организма человека.

    реферат [14,2 K], добавлен 14.07.2015

    Особенности организации и методика проведения утренней гимнастики в разном дошкольном возрасте. Система игр, упражнений и занятий, направленная на формирование у детей положительного отношения к утренней оздоровительной гимнастике и желания ее выполнять.

    курсовая работа [36,2 K], добавлен 03.08.2013

    Значение физических упражнений для здоровья. Типы телосложения, их характеристика. Влияние образа жизни человека на его фигуру. Системы оздоровительной физической культуры. Утренняя гигиеническая гимнастика. Производственная и ритмическая гимнастика.

    презентация [3,0 M], добавлен 29.11.2015

    Утренняя гимнастика (зарядка) как наиболее распространенная и популярная форма физкультурных занятий. Основные виды упражнений (гимнастические, общеразвивающие, дыхательные и специальные). Характеристика механизмов влияния физических упражнений.

    реферат [48,0 K], добавлен 24.06.2013

    Влияние двигательной активности на продолжительность жизни: оздоровительный бег, ходьба на лыжах, плавание. Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики для людей среднего и пожилого возраста. Основные причины развития преждевременного старения.

    реферат [28,3 K], добавлен 26.12.2008

    Гигиеническая гимнастика

    Гигиеническая гимнастика

    Гигиеническая гимнастика — это система простейших упражнений, направленная на обеспечение оптимального текущего состояния организма человека. Может применяться практически во всех возрастных периодах и при любой подготовленности к физической нагрузке.

    Широкий круг задач, которые можно решать с ее помощью, определяют место гигиенической гимнастики в системе физического воспитания и популярность среди населения. Вероятно, главной отличительной чертой ее следует признать общедоступность.

    В процессе занятий гигиенической гимнастики:

    • осуществляется профилактика неблагоприятных воздействий на организм окружающей среды;
    • нормализуется работа основных функциональных систем;
    • улучшается работоспособность организма;
    • формируются базовые двигательные навыки;
    • воспитывается культура движений и поведения;
    • формируется «личная физическая культура» и потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями. «тяга» к совершенствованию.

    Одной из главных отличительных черт гигиенической гимнастики является органическое сочетание используемых в ней упражнений с гигиеническими и закаливающими факторами.

    В занятиях гигиенической гимнастики стараются обеспечить комфортность, в значительной мере способствующую не только эмоциональному настрою, но и качеству оздоровительных воздействий. А они весьма разнообразны: от легких потягиваний до относительно трудных «отжиманий» в упоре лежа, от ласковых солнечных ванн до бодрящих обливаний холодной водой.

    Гигиеническая гимнастика имеет глубокие исторические корни. Системы упражнений, не требующих специальных приспособлений и оборудования, появились еще в XIX в. Эти упражнения называли «комнатной гимнастикой», за сравнительно короткое время они «давали телу равномерную и достаточно интенсивную нагрузку и воспитывали силу воли».

    Гигиеническая гимнастика прошлых столетий характеризуется наличием различных комплексов, которые были частными вариантами национальных гимнастических систем. Например, «система телесного развития» (Аттила, Сандов, Дебоннэ) состояла из упражнений для развития силы. для «удовольствия» и «вольные движения». Эти упражнения для домашних занятий включали свободные движения без отягощений, «осторожные» движения и пластические позы, а также упражнения с гантелями. Нужно отметить, что выбор упражнений был скрупулезным, поскольку считалось, что «не всякое упражнение полезно». Наибольшее распространение в то время имели системы Д. Шребера, И. Мюллера и И. Прошека.

    «Домашняя гимнастика для каждого пола и возраста» Д. Шребера была направлена на использование «свободных движений тела» с целью предупреждения различных заболеваний и недостатков развития. Комплекс включал 45 упражнений, подобранных по анатомическому признаку (для всех мышечных групп). Упражнения выполнялись плавно, в спокойном темпе, но с достаточным мышечным напряжением. Необходимым элементом занятий считались паузы для восстановления дыхания и пульса после каждого упражнения. Дозировка определялась по самочувствию и путем учета определенного количества повторений упражнения. Предлагался следующий режим: 1—2 раза в день по 15—30 минут. Такие условия использования упражнений должны были сочетаться с гигиеническими факторами: чистым проветренным помещением, здоровыми привычками.

    Система И. Мюллера — «15 минут ежедневной работы для здоровья» — была направлена на профилактику заболеваний, поддержание хорошего самочувствия и здорового образа жизни. Уже через 10 дней занятий предполагался положительный эффект воздействия упражнений. Комплекс включал 18 движений для различных суставов: быстрые сгибательно-разгибательные движения, повороты туловища — направленные на улучшение подвижности в суставах и увеличение суставных амплитуд движений. Отличительной чертой данной системы являлась «схема» последовательности и чередования упражнений: движения общеразвивающего характера — водные процедуры — самомассаж рук и ног. Кроме того, предлагались дополнительные упражнения «для красоты и хорошей осанки». Для регламентации упражнений предлагалась таблица соотношения продолжительности и количества повторений каждого упражнения, а также учет состояния дыхания и пульса. Сохранялись и традиционные требования гигиены.

    «Система гимнастики согласованных мускульных групп» И. Прошека
    рассматривалась автором как самостоятельные упражнения для развития тела и как дополнительные среди других разновидностей физических упражнений. Типичный комплекс включал: 14 упражнений для различных частей тела, 3 дыхательных упражнения на фоне расслабленных мышц и водные процедуры. Система предлагалась всем желающим, но особенно рекомендовалась людям с малоподвижным образом деятельности. При этом базовым считался принцип «одновременное и равное развитие силы и «силы воли».

    Режим занятий предполагал последовательное увеличение количества упражнений в течение 6 недель, соответственно должна была увеличиваться и продолжительность занятия. Максимальной нагрузкой считалось удержание силового напряжения в течение 5—6 сек с 10 повторениями. Эффект такой изометрической тренировки должен был проявиться через 1—2 месяца занятий, после чего комплекс упражнений следовало менять. При выполнении упражнений требовался контроль за дыханием; при этом движение (или напряжение) выполнялось на глубоком вдохе через нос и следующий акцент в дыхании — на выдохе.

    Несмотря на то, что описанные системы имели свои особенности, их объединяют следующие признаки:
    1) сочетание занятий упражнениями с соблюдением гигиенических норм;
    2) сочетание упражняющих движений с «правильным» дыханием при различном акцентировании его на вдохе или выдохе;
    3) использование достаточно строгой дозировки нагрузки и контроля за реакцией на нее организма;
    4) использование различных сочетаний упражнений и схем их чередования в зависимости от этапа (периода) занятий.

    С позиции современной науки и методики названные системы в определенной мере выглядят наивными. Тем не менее, и в наше время использование их базовых принципов с целью оздоровления — вполне приемлемо, а опыт — безусловно важен и полезен.

    В современной гигиенической гимнастики различают следующие виды :
    1) утреннюю гимнастику (зарядка);
    2) гимнастику в режиме рабочего дня (вводная, физкультпауза);
    3) вечернюю гимнастику (перед сном).

    Для них характерны общие требования и правила организации :

    • предварительное ознакомление или разучивание упражнений — в зависимости от степени их новизны и двигательного опыта занимающегося;
    • точная адресация упражнения (кому, зачем) требует индивидуального определения текущего состояния, а также физических, двигательных и функциональных возможностей организма. Это важно как для здоровых людей, так и для тех, кто имеет какие-либо отклонения в состоянии здоровья;
    • подбор упражнений всегда должен основываться на принципе доступности; в то же время они должны быть достаточно сложны и разнообразны, охватывать нагрузкой все звенья тела;
    • выполнение упражнений желательно сопровождать «подсказкой» наилучших вариантов исполнения — для чего, по возможности, использовать видеотехнику, или наглядный показ упражнения инструктором; особенно важно довести до занимающегося следует создавать удобные условия для занятий: достаточность размера площадки для упражнения, соответствие одежды — не стесняющей движения и теплообмен, музыкальное сопровождение — как приятный фон или как лидер темпа и ритма;
    • при выполнении упражнений следует избегать больших задержек дыхания, исключать значительные силовые напряжения, ограничивать количество положений и движений, связанных с действиями «вниз головой».

    Список использованной литературы:

    1. Менхин Ю.В. Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 384 с. Подробнее.

    Гигиеническая гимнастика это:

    Гигиеническая гимнастика Специально подобранный комплекс упражнений, обеспечивающих повышение жизненного тонуса, активизацию кровообращения и предупреждающих развитие неблагоприятных последствий гиподинамии. Однако Г. г. не дает тренирующего эффекта, необходимого для повышения функциональных резервов организма, поэтому должна рассматриваться лишь как компонент двигательного режима человека.

    Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь. — М. Флинта. Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин. 2012 .

    Смотреть что такое «Гигиеническая гимнастика» в других словарях:

    гигиеническая гимнастика — higieninė gimnastika statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kompleksas kasdienių, paprastų fizinių pratimų, kuriems atlikti nereikia specialios įrangos. Higieninė gimnastika daroma bet kuriuo dienos metu 10–20 min. Iš ryto ji padeda … Sporto terminų žodynas

    групповая гигиеническая гимнастика — grupinė higieninė gimnastika statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Fizinių pratimų kompleksas, atitinkantis žmonių grupės, sudarytos pagal amžių, profesiją, darbo sąlygas, parengtumą ar kitus kriterijus, interesus, poreikius.… … Sporto terminų žodynas

    индивидуальная гигиеническая гимнастика — individualioji higieninė gimnastika statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Fizinių pratimų kompleksas, atitinkantis konkretaus žmogaus gebėjimus, poreikius ir sąlygas. Individualioji higieninė gimnastika daroma pavieniui.… … Sporto terminų žodynas

    УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА (УГГ) — важнейший вид гимнастики, являющийся доступным средством оздоровления и физического развития … Психомоторика: cловарь-справочник

    ГИМНАСТИКА — специально подобранные в правильно выполняемые физические упражнения с целью сохранения и укрепления здоровья. всестороннего и равномерного физического развития, формирования и совершенствования движений человека. Существуют также особые… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

    Гимнастика — (от греч. γυμναστική [gymnastike], от γυμνάζω [gymnazo] упражняю, тренирую; по другой версии от древнегреческого слова γυμνός [gymnos], то есть «голый», «обнаженный»)  один из наиболее популярных видов спорта и физической культуры. К… … Википедия

    ГИМНАСТИКА — (от греч. gymnos обнаженный) в современном понимании этого слова представляет ту или другую систему специально подобранных телесных упражнений, имеющих определенную целевую установку и определенное воздействие на организм. В зависимости от этого… … Большая медицинская энциклопедия

    гимнастика — ГИМНАСТИКА, и, ж Вид спорта, представляющий собой совокупность специально подобранных физических упражнений и методических приемов с использованием спортивных снарядов и предметов (спортивная, художественная гимнастика, спортивная акробатика), а… … Толковый словарь русских существительных

    гимнастика гигиеническая — Г. преследующая гл. обр. оздоровительные цели; наиболее распространенной формой Г. г. является зарядка … Большой медицинский словарь

    • Золотая книга народной медицины. Это уникальное по составу энциклопедическое издание рассчитано на читателей всех возрастов. Опыт врачевания духа и тела с древнейших времен до наших дней, накопленный человечеством и… Подробнее Купить за 360 руб
    • Беременность и 4 группы крови. Н. Н. Лавров. Главная особенность этой книги заключается в том, что наряду с разделами, посвященными таким важным составляющим женского здоровья, как нормальное течение беременности, предотвращение… Подробнее Купить за 40 руб
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *