Генеральный бюджет это

Тема 9. Планирование и бюджетирование.

Планирование деятельности предприятия.

Статические и гибкие бюджеты.

1.Планирование деятельности предприятия.

Планирование — одна из важнейших функций управления, представляющая собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем для использования ресурсов и получения доходов.

Назначение планирования состоит в том, чтобы предвидеть проблемы деятельности предприятия до того, как они возникнут, исключить вероятность поспешных решений, имеющих сиюминутную целесообразность. Планирование как особый тип процесса принятия решений охватывает деятельность всего предприятия в целом. Основная цель планирования — определение необходимых для деятельности предприятия производственно-финансовых операций, их конкретизация во времени и по подразделениям предприятия, определение необходимого размера ресурсов и источников финансирования, обеспечивающих реализацию поставленных целей деятельности.

Процесс планирования неразрывно связан с процессом контроля. Без контроля планирование становится бессмысленным. Планирование наряду с контролем является одной из функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем.

В основе планирования и контроля лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация, необходимая для планирования, собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета.

Различают: текущее (краткосрочное) планирование — сроком до 1-го года (разработка смет, бюджетов) и перспективное планирование — сроком более 1-го года (обычно разрабатываются на 3—5 лет, а в электроэнергетике и добывающих отраслях промышленности и на 20 лет).

При планировании деятельности предприятия речь пойдет о краткосрочном (или сметном) бюджетировании.

Основными элементами планирования являются:

— прогнозирование и подготовка текущих программ;

— бюджетное планирование (бюджетирование).

Прогнозирование состоит в подготовке долгосрочных программ. Программы — это основные направления деятельности, которые предприятие определило для реализации своей стратегии. Программы должны включать альтернативные планы, разработанные для различных вариантов вероятных условий. Процесс прогнозирования состоит в формировании новых стратегических программ, их корректировке (пересмотре), обосновании текущей программы. Текущие программы реализуются на основе разработки множества бюджетов текущей деятельности, где в количественной форме формируется годовой план по прибыли, а также ежемесячный план оперативной деятельности.

Бюджетирование — это распределенная система согласованного управления деятельностью подразделений предприятия. Ключевыми моментами бюджетирования являются координация, адресность и оценка затрат. Бюджетирование базируется на системе бюджетов.

Смета (или бюджет) представляет собой финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий, его также называют прогнозом будущих финансовых операций.

Согласно определению Института дипломированных бухгалтеров по управленческому учету США, бюджет — это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

Использование бюджета создает следующие преимущества для организации:

помогает контролировать производственную ситуацию;

создает объективную основу оценки результатов деятельности организации в целом и ее подразделений;

координирует деятельность руководителей различных подразделений организации;

создает основу для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей.

Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом. который состоит из следующих этапов:

планирование, с участием руководителей всех центров ответственности, деятельности организации в целом, а также ее структурных подразделений;

определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;

обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;

корректировка планов, с учетом предложенных поправок.

В отличие от финансовой отчетности (ф.№ 1, ф.№ 2 и др.), форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.

Информация, содержащаяся в бюджете, должна быть предельно точной — определенной и значащей для ее пользователей.

Этот документ может:

содержать лишь данные:

о доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированы;

разрабатываться в любых единицах измерения — как стоимостных, так и натуральных;

составляться как для организации в целом, так и для ее подразделений — центров ответственности, что позволяет скоординировать их действия.

Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности, процесс разработки идет как снизу вверх, так и сверху вниз.

Бюджет может разрабатываться на годовой основе (с разбивкой по месяцам) и на основе непрерывного планирования (когда в течение 1 кв. пересматривается смета 2 кв. и составляется смета на 1-й кв. следующего года, т.е. бюджет все время проецируется на год вперед).

В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов:

а) генеральный и частные;

б) гибкие и статические.

Генеральный бюджет

В настоящее время осуществляются лишь контроль и оценка деятельности предприятия в целом. С этой целью разрабатывается генеральный бюджет предприятия. Данные бюджета и отчета о его выполнении, являясь основными отчетными документами перед учредителями, позволяют выполнять поверхностный анализ хозяйственной деятельности организации без оценки эффективности работы отдельных структурных подразделений — аптек и аптечных пунктов. Разработка и анализ бюджета возложены на экономиста, затрачивающего основную долю своего рабочего времени на сбор необходимой информации. Тем не менее, цифры бюджета, как правило, оказываются нереалистичными. Фактически эта информация используется при принятии управленческих решений. Контролю со стороны руководства подвергаются лишь показатели выполнения плана по товарообороту, который ежемесячно доводится до аптек.  [c.91]

На стадии планирования бухгалтер-аналитик участвует в разработке частных бюджетов предприятия (подробнее см. гл. 5), которые затем сводятся им в общий (генеральный) бюджет, представляемый на утверждение руководству. При разработке производственного бюджета (производственной программы предприятия ) благодаря деятельности бухгалтера-аналитика обеспечивается сопряженность в работе отдельных цехов, участков и бригад, предотвращается появление так называемых узких мест в производственном процессе. Он участвует в обсуждении производственной программы предприятия. в оценке предложений по капитальным вложениям. выявляет наиболее рентабельные виды продукции, рекомендует потенциальные рынки сбыта и оптимальные цены. Современный бухгалтер-аналитик в равной мере должен владеть методами оперативного бухгалтерского учета, финансового анализа и финансового планирования.  [c.36]

В результате составления генерального бюджета создаются  [c.295]

Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей  [c.295]

Несмотря на единую структуру, состав элементов генерального бюджета (особенно его операционной части) во многом зависит от вида деятельности организации. В связи с этим можно выделить такие основные его типы, как  [c.296]

Генеральный бюджет торговой организации  [c.296]

Генеральный бюджет торговой организации состоит из операционного и финансового бюджетов (рис. 5.1). Как видно из представленной на рисунке схемы, оба бюджета содержат ряд частных бюджетов, которые связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены.  [c.296]

Рис. 5.1. Генеральный бюджет торговой организации

Генеральный бюджет это

Генеральный бюджет производственного предприятия  [c.298]

Генеральный бюджет производственного предприятия также состоит из операционного и финансового бюджетов (рис. 5.2). Как и в случае торговой организации, все частные бюджеты здесь также взаимосвязаны.  [c.298]

Рис. 5.2. Генеральный бюджет производственного предприятия

Генеральный бюджет это

Пример. Швейное предприятие АО Красная игла занимается пошивом дамских костюмов и платьев, используя два вида тканей — шерсть и фланель. Учетной политикой предприятия для оценки потребленных материалов предусмотрен метод ФИФО. Руководству предприятия необходимо было разработать генеральный бюджет на 2002 г.  [c.301]

Процедура составления генерального бюджета заключается в разработке операционного и финансового бюджетов. Рассмотрим каждый из них.  [c.304]

Для определения совокупных затрат на производство необходимо рассчитать себестоимость единицы продукции. складывающуюся из затрат материалов, труда и накладных расходов. Поэтому следующий этап подготовки генерального бюджета — это составление частных бюджетов бюджета затрат материалов, бюджета затрат труда и бюджета накладных расходов.  [c.306]

Составлением прогнозируемого баланса заканчивается работа над генеральным бюджетом и начинается его предварительный анализ. Генеральный бюджет показывает руководству АО, как его планы скажутся на финансовом состоянии организации. Если в результате составления бюджета  [c.317]

Другими словами, первый вариант генерального бюджета редко оказывается окончательным. После корректировки планов действий предприятия в целом и его отдельных подразделений вносятся изменения в генеральный бюджет и вновь анализируется влияние планов предприятия на его финансовое состояние. В этом смысле процессы планирования и составления бюджета сливаются в один процесс управления.  [c.318]

Нулевой уровень анализа прибыли предполагает сравнение фактически достигнутых результатов с данными статического бюджета, рассчитанного на конкретный уровень деловой активности организации. Иными словами, в статическом бюджете доходы и расходы планируются исходя только из одного уровня реализации. Все частные бюджеты, входящие в состав генерального бюджета, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета, исходя из определенного запланированного уровня реализации. Бюджет АО Красная игла. речь о котором шла выше, является статическим.  [c.319]

Показатели Генеральный бюджет Факт Отклонения от генерального бюджета Благоприятное (Б), неблагоприятное (Н)  [c.320]

Показатели Генеральный бюджет (статический) Соответствующий показатель в расчете на единицу проданной продукции Гибкий бюджет на объем продаж 7000 ед. Факт  [c.321]

Так, генеральным бюджетом, в расчете на объем продаж 9000 шт. планировалось 90 000 руб. прямых материальных затрат (см. табл. 5.30). Это означает, что удельные прямые материальные затраты составляют  [c.322]

Аналогичным образом постоянные затраты корректируются на фактически достигнутый объем реализации и полученную выручку. Например, генеральным бюджетом АО Альфа. рассчитанным на 9000 шт. комплектующих изделий. определен объем реализации в 279 000 руб. (см. табл. 5.30). Это означает, что предполагаемая цена реализации одного изделия должна составить  [c.323]

Таким образом, неблагоприятное отклонение фактической прибыли от ее значения по гибкому бюджету (8770 руб.) и неблагоприятное отклонение прибыли по гибкому бюджету от ее значения по статическому генеральному бюджету (18 400 руб.) в сумме дают неблагоприятное отклонение фактических финансовых результатов от результатов, предусмотренных статическим бюджетом (27 170 руб.) (см. табл. 5.30). Причем отклонение в 18 400 руб. вызвано исключительно различиями в объемах реализации.  [c.325]

Каков порядок разработки генерального бюджета Какова его конечная цель  [c.341]

Какой частный бюджет является отправной точкой в процессе разработки генерального бюджета  [c.341]

Операционный бюджет — часть генерального бюджета, включающая план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) бюджеты (сметы), отражающие статьи расходов и доходов организации.  [c.487]

Генеральный бюджет обеспечивает как оперативное, так и финансовое управление. Провалы в бизнесе часто происходят из-за слабости одного из них. В этой главе мы делаем акцент на том, как учетные системы используются в оперативном управлении. так как о финансовых бюджетах имеется множество публикаций. В приложении 5А дается пример расчета бюджета денежных средств.  [c.97]

Данный подход особенно широко распространен при составлении генерального бюджета предприятия в процессе оперативного планирования (год, квартал, месяц).  [c.413]

Рис. 10.2. Генеральный бюджет хозяйствующего субъекта

Генеральный бюджет это

Государственные финансы. До распада Федерации Французской Экваториальной Африки бюджетная система состояла из генерального бюджета и местных бюджетов территорий. С 1 июля 1959 г. в связи с прекращением существования Федерации генеральный бюджет ликвидирован и все его доходы и расходы переданы в местные бюджеты.  [c.595]

С позиции количественных оценок планирование текущей деятельности заключается в построении генерального бюджета, представляющего собой систему систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов (рис 1.2, [38]).  [c.17]

Глава 6. Генеральный бюджет и учет затрат по центрам ответственности  [c.7]

Генеральный бюджет и учет затрат по центрам  [c.248]

С позиции количественных оценок планирование текущей деятельности заключается в построении так называемого генерального бюджета (master budget), представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов (рис. 10.2). Операционные бюджеты имеют отношение к планированию и выполнению текущей производственной деятельности они важны прежде всего для линейных руководителей финансовые бюджеты имеют относительно большую значимость для топ-менеджеров и руководителей финансовой службы.  [c.413]

С позиции количественных оценок планирование текущей деятельности заключается в построении так называемого генерального бюджета (master budget), представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов (рис. 3.2). Процесс построения таких бюджетов в долго- и краткосрочной перспективе называется бюджетированием. Безусловно, аналитику вряд ли придется участвовать в разработке и составлении всех из выделенных на схеме бюджетов, однако он должен понимать содержание каждого из них и их взаимоувязку. Кроме того, в ходе составления операционных бюджетов при необходимости выполняются прогнозные расчеты финансового характера, результаты которых служат основой для построения прогнозной финансовой отчетности. по сути, являющейся основным результатом текущего финансового планирования. Поэтому рассмотрим в общих чертах логику и смысловое содержание каждого блока представленной схемы.  [c.154]

Генеральный бюджет — это всестороннее предстапленне разработанных менеджерами операционных и финансовых бюджетов на будущий период времени (обычно на год) через систему показателей, которые суммируются в финансовых бюджетах. Он охватывает управленческие решения как в области операционной деятельности так ц финансовой, В этой книге основное внимание уделяется тому, как учет помогает менеджерам принимать решения по операционной деятельности, Поэтому в этой главе особое значение придается операционному бюджету. Менеджеры подразделений тт р од ажп производства, логистики тратя т значительную часть времени на подготовку бюджета и на анализ его выполнения,  [c.249]

Смотреть страницы где упоминается термин Генеральный бюджет

Это наилучшее средство для поиска информации на сайте

Понятие бюджетирования. Виды бюджетов. Генеральный бюджет

Под бюджетированием в бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования. Соответственно бюджет (или смета) – план. Планирование – это особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а охватывает деятельность всего предприятия. Процесс планирования неразрывно связан с контролем (статический и гибкий бюджеты). Без контроля планирование становится бессмысленным. Планирование наряду с контролем является одной из функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем. Различают текущее (краткосрочное) планирование – сроком до одного года и перспективное – сроком более 1 года. Обычно перспективные планы разрабатываются на 3 – 5 лет, а в электроэнергетических и добывающих отраслях промышленности – на более длительный период (20 лет).

Согласно определению Института дипломированных бухгалтеров по управленческому учету США, бюджет – количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый для определенного периода времени, обычно показывающий плановую величину дохода, которая должна быть достигнута, и расходы, которые должны быть понесены в течение планового периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели. В результате его составления становится становится ясно, какую прибыль получит предприятие при одобрении того или иного плана развития.

Бюджетирование – это процесс формирования бюджетов, направленный на приведение в соответствие возможностей организации с условиями рынка и контроля за их выполнением.

В зависимости от поставленных задач, различают следующие виды бюджетов:

– генеральные и частные;

– гибкие и статические.

Бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия, называется генеральным, цель которого – объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами. В результате составления генерального бюджета создаются: прогнозируемый баланс, план прибылей и убытков, план движения денежных средств.

Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей:

1 Операционный бюджет – часть генерального бюджета, включающая план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации.

2 Финансовый бюджет – часть генерального бюджета, включающая бюджеты капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс.

В отличие от финансовой отчетности форма генерального бюджета не стандартизирована, его структура зависит от объема планирования, от размера организации и от степени квалификации разработчиков. При составлении плана прибылей и убытков, движения денежных средств и прогнозируемого баланса используются типовые формы – Ф-1, Ф-2, Ф-4.

Структура генерального бюджета производственного предприятия представлена на схеме 11.

Схема 11 – Генеральный бюджет производственного предприятия

Первый шаг в планировании генерального бюджета – это составление бюджета продаж. Он определяется не столько производственными возможностями предприятия, сколько возможностями сбыта рынка. Здесь учитывается влияние следующих факторов:

– стабильность поставщиков, покупателей;

– сезонные и другие колебания спроса;

При планировании объема продаж используются различные методы: статистические прогнозы с применением математических методов; экспертные оценки специалистов отдела сбыта и другие. Исходя из бюджета продаж, разрабатывается производственный бюджет, на основании которого составляют бюджет закупок материалов, бюджет по труду, бюджет общепроизводственных расходов. Далее готовят бюджет управленческо-сбытовых расходов. Конечной целью работы над операционным бюджетом является разработка плана прибылей и убытков (Ф-2).

Финансовый бюджет: его цель – разработка прогнозируемого баланса. Он составляется с использованием данных плана прибылей и убытков, бюджета капитальных вложений, прогноза движения денежных средств. После составления прогнозного баланса необходимо его проанализировать: рассчитать коэффициенты, характеризующие ликвидность, платежеспособность организации, ее финансовое состояние. Если рассчитанные коэффициенты не удовлетворяют установленным нормативам, то необходимо провести дополнительную работу по переработке генерального бюджета.

Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности и, как правило, процесс разработки идет снизу вверх. Бюджет может разрабатываться на годовой основе с разбивкой по месяцам на основе непрерывного планирования (когда в течение первого квартала пересматривается смета второго квартала и составляется смета первого квартала следующего года, т.е. бюджет все время проецируется на год вперед).

Несмотря на единую структуру, состав элементов генерального бюджета (особенно его операционной части) во многом зависит от вида деятельности организации.

Более подробная классификация бюджетов

б) оперативные – квартал, месяц;

в) скользящие – по окончании отчетного периода к исполненному бюджету добавляется следующий, при необходимости скорректированный по фактическим результатам деятельности организаций (скользящее бюджетирование);

г) прогнозный – более года.

2 По назначению:

3 По уровню детализации:

а) основные (генеральные или мастер-бюджеты) – по организации в целом;

б) частные (специальные) – по центрам ответственности, по проектам, по бизнес-процессам.

4 По уровню анализа:

а) статический (жесткий, нулевой и первый уровень анализа);

б) гибкий (второй уровень анализа);

в) детализирующий отклонения (третий уровень анализа).

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Генеральный бюджет и его составляющие

Структура генерального бюджета

Генеральный бюджет — это всестороннее представление разработанных менеджерами операционных и финансовых бюджетов на будущий период времени (обычно на год) через систему показателей, которые суммируются в финансовых бюджетах.

Он охватывает управленческие решения, как в области операционной деятельности, так и финансовой. Менеджеры подразделений продаж, производства, логистики тратят значительную часть времени на подготовку бюджета и на анализ его выполнения.

Терминология, используемая для описания бюджетов, различается в организациях. Во многих компаниях финансовые бюджеты включают бюджет прибыли и убытков, бюджет движении денежных средств и бюджетный баланс. В некоторых организациях, таких как Hewlett-Packard, бюджетирование — это определение заданных параметров. Во многих организациях, например Nissan Motor Company и Owens-Coming, финансовый бюджет представляется как план по прибыли.

Бюджеты являются основной характерной чертой большинства систем управления организацией и контроля. Проводимые финансовыми аналитиками обзоры деятельности крупнейших промышленных компаний: США, Австралии, Голландии, Японии и Великобритании показывают интересное сходство и различия в составлении бюджетов. Применение генеральных бюджетов широко распространено во всех компаниях. Так, разработка генерального бюджета в компаниях США — 91%, Японии — 93%, Австралии — 100%, Великобритании и Голландии — также по 100%.

Различия возникают в других аспектах. Американские менеджеры и главные бухгалтеры предпочитают активное участие менеджеров подразделений в составлении бюджетов. Самой важной целью бюджетирования они считают расчет прибыли на инвестированный капитал.

В отличие от них японские менеджеры и главные бухгалтеры предпочитают менее интенсивное участие линейных менеджеров, а важнейшей целью определяют доходы от продаж. Обзоры австралийских и японских компаний свидетельствуют о том, что составление бюджетов играет важную роль в управлении компанией. Хорнгрен, Ч. Т. Управленческий учет. пер. с англ. / Ч. Т. Хорнгрен, Дж. Фостер, Ш. Датар.-

10-е изд. — CПб. Питер, 2005. — С.252

Таким образом, в зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов:

а) генеральный и частные;

б) гибкие и статические.

Бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия, называется генеральным.

Его цель — объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами.

В результате составления генерального бюджета создаются:

-план прибылей и убытков;

-прогноз движения денежных средств.

Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей:

операционного бюджета — включающего план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации;

финансового бюджета — включающего бюджеты капитальных вложений, движение денежных средств и прогнозируемый баланс.

В отличие от финансовой отчетности (баланса, формы № 2 и др.), форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.

Информация, содержащаяся в бюджете, должна быть предельно точной, определенной и значимой для ее пользователя. Этот документ может:

1) содержать лишь данные:

в) о доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированы;

разрабатываться в любых единицах измерения — как стоимостных, так и натуральных;

составляться как для организации в целом, так и для ее подразделений — центров ответственности, что позволяет скоординировать их действия.

На рисунке 1 представлен генеральный бюджет и его структура.

С точки зрения последовательности подготовки документов для составления основного бюджета выделяют две составных части бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования:

1. Подготовка операционного бюджета;

2. Подготовка финансового бюджета.

Оперативный бюджет включает в себя бюджетный (прогнозный) отчет о прибылях и убытках, который в свою очередь формируется на основе таких бюджетов, как бюджет продаж (бюджет доходов), производственный бюджет (с детализацией в отдельных бюджетах по всем основным элементам производственных затрат), бюджет товарно-материальных запасов и бюджеты коммерческих и общих и административных расходов.

План продаж определяется высшим руководством на основе исследований отдела маркетинга. Бюджет объема продаж и его товарная структура, предопределяя уровень и общий характер всей деятельности предприятия, оказывают воздействие на большинство других бюджетов, которые по существу исходят из информации, определенной в бюджете продаж.

Бюджет коммерческих расходов.

В этом бюджете детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбытом продукции и услуг в будущем периоде. За разработку, а затем исполнение бюджета коммерческих расходов, может нести ответственность отдел продаж.

Рис. 1. Структура генерального бюджета предприятия

После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении определяется количество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов. На основе информации о желаемом уровне запасов готовой продукции на конец периода, о наличии продукции на начало бюджетного периода и о количестве единиц продаж разрабатывается производственный график.

Бюджет закупки/использования материалов

В этом бюджете определяются сроки закупки, виды и количества сырья, материалов и полуфабрикатов, которые необходимо приобрести для удовлетворения производственных планов. Использование материалов определяется производственным бюджетом и предполагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материалов на оценочные закупочные цены на эти материалы, получают бюджет закупки материалов.

Бюджет трудовых затрат

Этот бюджет определяет необходимое рабочее время в часах, требуемое для выполнения запланированного объема производства, которое рассчитывается умножением количества единиц продукции или услуг на норму затрат труда в часах на единицу. В этом же документе определяются затраты труда в денежном выражении умножением необходимого рабочего времени на соответствующие часовые ставки оплаты труда.

Бюджет общепроизводственных расходов

Этот бюджет представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде. Этот бюджет имеет две цели:

1) интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанных руководителями по производству и его обслуживанию и

2) аккумулируя эту информацию, вычислить нормативы этих расходов на предстоящий учетный период для распределения их в будущем периоде на отдельные виды продукции или другие объекты калькулирования затрат.

Бюджет общих и административных расходов

Представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, и необходимых для поддержания деятельности в целом по предприятию в будущем периоде. Разработка этого бюджета необходима для обеспечения информации, которая требуется для подготовки бюджета денежных средств, а также для целей контроля этих расходов. Эта информация также необходима для определения финансового результата деятельности предприятия в планируемом периоде. Большинство элементов этого бюджета составляют постоянные затраты.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках

На основе подготовленных периодических бюджетов необходимо разработать прогноз себестоимости реализованной продукции, используя данные бюджетов использования материалов, затрат труда и общепроизводственных расходов. Информация о доходах берется из бюджета продаж. Используя данные об ожидаемых доходах и себестоимости реализованной продукции и, добавив информацию из бюджетов коммерческих затрат и общих и административных расходов, можно подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках.

Следует отметить, что составление именно этого отчета является последним шагом при подготовке оперативного бюджета.

Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде. Финансовый бюджет включает в себя бюджет капитальных вложений, бюджет денежных средств предприятия и, подготовленные на их основе совместно с бюджетным отчетом о прибылях и убытках, бюджетные бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств. Его составление должно показать финансовое состояние предприятия после выполнения запланированных мероприятий, поэтому по сути составление финансового бюджета в конечном счете сводится к составлению прогнозного бухгалтерского баланса на конец планируемого периода.

Бюджет капитальных вложений

Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на бюджет денежных средств, затрагивая вопросы расходов на приобретение или строительство, а также выплаты процентов за кредиты, на прогнозный отчет о прибылях и убытках, на прогнозный бухгалтерский баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов. Следовательно, все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет.

Бюджет движения денежных средств

Бюджет денежных средств состоит из двух частей — ожидаемые поступления денежных средств и ожидаемые платежи и выплаты. Для определения ожидаемых поступлений за период используется информация из бюджета продаж, данные о продажах в кредит или с немедленной оплатой, данные о порядке сбора средств по счетам к получению. Также планируется приток денежных средств и из других источников, таких, как продажа акций, продажа активов, возможные займы, получение процентов и дивидендов и т.д.

Суммы ожидаемых платежей берутся из различных периодических бюджетов. Ответственный за подготовку бюджета денежных средств должен знать, какие затраты на материалы и рабочую силу предусмотрены за период, какие товары и услуги необходимо приобрести, а также будут ли они оплачены сразу же или возможна отсрочка платежа. В этой связи очень важно знать политику платежей и выплат предприятия.

Помимо регулярных текущих расходов, денежные средства также могут быть использованы на приобретение оборудования и других активов, на возврат займов и других долгосрочных обязательств. Вся эта информация должна быть собрана для того, чтобы подготовить правильный бюджет денежных средств.

Бюджет компании рассчитывается по всей совокупности операционных и финансовых бюджетов (кроме бюджета капиталовложений), при этом оценивается прогнозное финансовое состояние компании.

Если результирующие финансовые показатели, рассчитанные на основе системы бюджетов компании (такие, как ликвидность, прибыль, рентабельность и др.), неудовлетворительны, то реализуется сценарий «что — если» для оценки влияния основных параметров бюджетов и заложенных при планировании нормативов при их изменении.

Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности, процесс разработки, как правило, идет снизу вверх.

Бюджеты обычно составляются на определенный период времени (например, на месяц, квартал, год и т. д.). Временные периоды должны выбираться исходя из целей бюджетирования. Чаще всего для бюджетирования применяется годовой период.

Годовой бюджет разбивается по кварталам и месяцам. В течение года запланированные данные на год часто пересматриваются. Например, в конце первого квартала бюджет на следующие три квартала корректируется из-за получения новой информации. Компании часто используют скользящие бюджеты. Скользящий бюджет — это бюджет на период определенной длительности. Когда заканчивается текущий месяц, квартал или год, к нему прибавляются следующий месяц, квартал или год. Таким образом, бюджет всегда включает определенное число периодов. Хорнгрен, Ч. Т. Управленческий учет. пер. с англ. / Ч. Т. Хорнгрен, Дж. Фостер, Ш. Датар.- 10-е изд. — CПб. Питер, 2005. — С.254

Расчет каждого бюджета компании производится в определенных форматах. Все бюджеты компании составляются на основе прогноза объема продаж. При составлении бюджетов затрат используется группировка затрат на переменные и постоянные. Бюджет предприятия является результатом поиска управляющей системой лучшего варианта решения по использованию ограниченных ресурсов и документирует цели, которые экономический субъект желает достичь. Указанные задачи, если они ясны, привлекательны и достижимы, служат мотивирующим фактором, а их достижение выступает в качестве критерия оценки выполненной работы.

Бюджет предприятия

Бюджет — количественное воплощение плана. характеризующее доходы и расходы за определенный период. В результате его составления становится ясно, какую прибыль получит предприятие при принятии того или иного плана развития.

Бюджетом называется расчетная и ограничительная смета доходов и расходов на определенный период. Являясь важнейшим инструментом организации и регулирования предстоящей деятельности, бюджет представляет собой результат свободно принятого решения, утверждаемый и подлежащий исполнению. Сущностью бюджетного метода заключается в том, что вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия состоит в балансировании доходов и расходов, четком определении мест их возникновения и закреплением за индивидуальным или коллективным исполнителем.

Финансовое планирование может быть эффективным только при правильной оценке всех категорий расходов и доходов, вносимых в бюджет.

Бюджеты могут составляться для: фирмы, предприятия, подразделений.

В зависимости от того к какой категории расходов и доходов применяется бюджетный расчет на фирме составляются различные формы бюджета: операционный, финансовый, инвестиционный. Последовательность формирования бюджета определяется руководством фирмы.

Техника составления бюджета

Техника составления бюджета, применительно к практике отечественных предприятий, предусматривает следующие шаги:

  1. Составляется бюджет продаж с учетом уровня спроса на продукцию предприятия. географии сбыта, категории покупателей, сезонных факторов и т.п. Это первый и самый ответственный шаг, так как оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты.
  2. Производится расчет коммерческих расходов, учитывая типы продукции, типы покупателей, виды реализации и т.п. Большую часть коммерческих расходов составляют затраты на продвижение товаров на рынки, рекламу, транспортировку и т.д.
  3. Составляется бюджет производства в котором обязательно учитываются производственные мощности, увеличение или уменьшения производственных запасов, величина внешних закупок сырья и материала.
  4. Рассчитываются управленческие расходы. Бюджет управленческих расходов включает все расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью фирмы, т.е. затраты на содержание управленческих отделов, освещения, отопление офисов, услуги связи.
  5. Балансовый отчет (прогнозный) характеризует финансовое состояние предприятия на конкретную дату и показывает финансовые средства предприятия, фирмы.
  6. Составление бюджета потока денежных средств является одним из самых важных и сложных шагов в бюджетировании, так как отдельно рассчитывается движение денежных средств по основной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Бюджетирование на предприятии

Процесс бюджетирования на предприятии объединяет работу по составлению оперативного, финансового и общего бюджетов, управлению и контролю за выполнением бюджетных показателей.

Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом. который состоит из таких этапов, как:

  • планирование с участием всех подразделений;
  • определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;
  • обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;
  • корректировка планов с учетом предложенных поправок.

В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов:

  1. Генеральные и частные.
  2. Гибкие и статические.

При оперативном планировании необходимы разработка целей и постановка задач, которые основываются на текущих показателях. В этом случае проявляется преимущество бюджета, с помощью которого осуществляется не только планирование, но и контроль проводимых мероприятий.

Преимущества использования бюджета

Планирование, как стратегическое, так и тактическое позволяет контролировать производственную ситуацию. Бюджет, являясь составной частью плана, содействует четкой и целенаправленной деятельности предприятия, служит основой для оценки выполнения плана центрами ответственности, что создает объективную основу для деятельности организации в целом и ее подразделений.

Основные функции бюджета:

  1. Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации. Составление бюджета основано на уточнении и детализации стратегических планов на заданный бюджетом период.
  2. Коммуникация и координация различных подразделений предприятия и видов деятельности. Этот вид функций предполагает объединение интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию для достижения намеченных целей.
  3. Ориентация руководителей всех рангов на достижение задач, поставленных перед их центрами ответственности.
  4. Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины. В качестве основы для оценки выполнения плана центрами ответственности лучше использовать именно бюджетные данные, а не отчетные данные прошлых лет.
  5. Повышение профессионализма менеджеров. Составление бюджетов способствует детальному изучению деятельности своих подразделений и взаимоотношений центров ответственности на предприятии.

Контрольно-аналитическая работа на предприятии состоит в осуществлении систематического контроля над исполнением бюджетов предприятия. Для осуществления контроля над исполнением бюджетов используется двухуровневая система: нижний уровень — контроль над исполнением бюджетов структурных подразделений; верхний уровень — контроль за исполнением консолидированного бюджета.

Элементы системы контроля:

  • объекты контроля — бюджеты структурных подразделений;
  • субъекты контроля — структурные подразделения, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов;
  • предметы контроля — бюджетные показатели и анализ отклонений бюджетных показателей от фактических;
  • методы контроля — использование математического аппарата (расчет относительных и абсолютных показателей), построение прогнозных моделей, анализ статистических показателей и т. д.

Проведение контроля предполагает подготовку отчетов по анализу и обоснованию фактических отклонений от бюджетных, а также расчет основных финансовых показателей в случае их изменения в зависимости от отклонений, таких, как:

Виды бюджета предприятия

Общий бюджет(основной, генеральный бюджет) — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий частные бюджеты и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.

В результате составления генерального бюджета создаются:

  • прогнозируемый баланс;
  • план прибылей и убытков;
  • план движения денежных средств.

Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей: операционного и финансового бюджетов.

Наиболее широко используется структура генерального бюджета с выделением операционного и финансового бюджетов.

Операционный бюджет (текущий, периодический, оперативный) — система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции организации.

Составление общего бюджета начинается именно с операционного бюджета. Основой для него служат бюджеты:

  • продаж (отгрузка готовой продукции и полуфабрикатов, поступления денежных средств);
  • производства;
  • производственных запасов;
  • прямых затрат на материалы;
  • общепроизводственных расходов;
  • прямых затрат на оплату труда;
  • коммерческих расходов;
  • управленческих расходов.

Финансовый бюджет состоит из бюджета движения денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного (агрегированного) баланса.

В отличие от финансовой отчетности (формы № 1, 2 и др.), форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.

Помимо указанных бюджетов целесообразно подготовить еще и такие плановые документы, как:

  • бюджеты движения товарно-материальных ресурсов;
  • бюджет по движению дебиторской и кредиторской задолженности;
  • бюджет развития;
  • инвестиционный бюджет.

На основе данных финансово-экономической стратегии предприятия прежде всего формируются целевые установки на заданный период планирования (год, месяц). Эти установки могут доводиться до отдела маркетинга, производственных подразделений, планово-экономической службы и т. д. Руководители служб должны обеспечить выполнение целевых установок.

На следующем этапе разрабатывается бюджет продаж.

Работа по составлению бюджета предполагает несколько этапов:

  1. Подготовка прогноза и бюджета продаж.
  2. Определение ожидаемого объема производства.
  3. Расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции.
  4. Расчет и анализ денежных потоков.
  5. Составление плановых финансовых отчетов

Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и соответственно о выручке от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования и самым сложным этапом.

Объем реализации определяется не только производственными возможностями предприятия, но и факторами конъюнктуры:

  • деятельностью конкурентов;
  • общим положением на национальном и мировом рынках;
  • политикой ценообразования;
  • сезонными колебаниями спроса и поставок;
  • объемом платежеспособного спроса;
  • результативностью рекламы;
  • качеством продукции и т. д.

Расчет объема реализации осуществляется на основе статистических методов использования экономико-математических моделей, а также на основе экспертных оценок.

На базе бюджета продаж формируются бюджеты, характеризующие затраты на производство и реализацию продукции или на внедрение нового технологического процесса (бюджет закупки сырья и материалов, бюджет по труду и т. п.). Для составления этих бюджетов необходимо:

  1. определить объем затрат;
  2. сгруппировать затраты с учетом специфики процесса производства и изменений объема реализации продукции;
  3. вычислить нормативы (стандарты) общепроизводственных, коммерческих и административных расходов на предстоящий период;
  4. определить, сколько единиц продукции или услуг необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и требуемый уровень запасов;
  5. на основе оперативных бюджетов составить бюджетный отчет о прибылях и убытках (информация берется из бюджета продаж).

Бюджет движения денежных средств (ДДС) предприятия состоит из доходной и расходной частей.

Доходный раздел бюджета движения денежных средств прогнозируется на основе плана продаж (реализации продукции) и плана денежных поступлений из прочих источников.

Расходный раздел бюджета ДДС прогнозируется на основе:

  • бюджета производства;
  • бюджета материальных затрат, составленного в соответствии с производственной программой;
  • бюджета оплаты труда;
  • плана-графика взносов во внебюджетные фонды;
  • плана-графика налоговых выплат;
  • плана-графика погашения кредитов;
  • бюджета общепроизводственных и управленческих расходов;
  • бюджета себестоимости готовой продукции;
  • бюджета прочих расходов.

Бюджет денежных средств предприятия

  • остатки денежных средств на балансовых счетах на начало планируемого периода;
  • выручка от реализации продукции (услуг);
  • выручка от прочей реализации;
  • внереализационные доходы;
  • кредиты и займы;
  • бюджетные средства;
  • средства, поступающие из внебюджетных фондов;
  • закупки материальных ресурсов;
  • оплата труда ;
  • взносы во внебюджетные фонды;
  • налоговые платежи в бюджетную систему;
  • выплаты по займам и кредитам (включая проценты);
  • общепроизводственные расходы;
  • отчисления в денежные фонды (потребления, накопления и резервный);

Гибкие и статические бюджеты

В статическом бюджете доходы и расходы планируют исходя только из одного уровня реализации, что предполагает определенный уровень производства.

Гибкий, или переменный, бюджет — это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т. е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации в релевантном диапазоне.

Формула гибкого бюджета — это определение общих бюджетных затрат для любого объема реализации.

В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные.

Гибкий бюджет = (переменные затраты на единицу · количество произведенных единиц) + бюджетные постоянные затраты

Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т. е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.

  • Генеральный бюджет это Экономика фирмы
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *