Выразительность речи это

Выразительность речи

Выразительность речи — это такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; речь, обладающая этими особенностями, называется выразительной.

Показателями данного критерия являются:

– Хорошее знание выразительных возможностей языка;

– Использование разнообразных интонаций;

– Умение расставлять паузы;

– Умение вызвать реакцию у слушателя.

Когда мы придаем слову эмоциональную окраску, то благодаря этому мы выражаем свое отношение не только к предмету мысли, но и к нашему собеседнику.

– понятие, объясняемое в специальной литературе по-разному,например: синоним экспрессивности речи (Ахманова О.С.. 1966, с. &4; Матвеева Т.В.. 1986, с. 88); «такиеособенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя» (Головин Б.Н.. 1988, с. 182); «свойство речи обращать на себя внимание и запоминаться» (Хазагеров Г.Г.,Корнилова Е.Е.. 2001, с. 126); «способность текста привлекать внимание своей речевой организацией» (Хазагеров Т.Г. Ширина Л.С.. 1999, с. 215); «способность… речи «хорошо9quot;, «ярко9quot; выразить что-нибудь, темсамым привлечь внимание собеседника и удерживать его на всем протяжении этой речи» (Пекарская И.В. ,2001, с. 12); «коммуникативное качество речи», которое «характеризует эффективность коммуникативно-целесообразного проявления индивидуальности автора речи с помощью различных речевых средств» (Савова М.Р.. 1998, с. 2&); «приемы использования языка для достижения конечной цели – убедить,доказать» (Солганик Г.Я.. 1973, с. 38) и т.д.

В принятой нами системе терминов элокуции выразительность речи (высказывания, части текста илитекста в целом) определяется как совокупность таких качеств (прежде всего – точности (см.), логичности (см.), ясности (см.), экспрессивности (см.)), которые обеспечивают ее полноценное (максимальноприближенное к пониманию передаваемой информации) восприятие адресатом.

Качества речи, обусловливающие ее В. обладают неодинаковой степенью релевантности (значимости) иотчасти разными средствами выражения в функциональных разновидностях языка. Так, в оф.-дел. речиточность, не допускающая инотолкования, «проявляется прежде всего в употреблении специальнойтерминологии, в однозначности и безо́бразности нетерминологической лексики» (Кожина М.Н.. 1993, с. 179).А точность в речи художественной означает соответствие языковых средств эстетической задаче созданияобраза, т.е. их мотивированность худож. контекстом (Шмелев Д.Н.. 1964, с. 24–37).

Выразительность речи — это такое свойство речи, благодаря которому, используя выразительные средства, можно разбудить не только логическую, но также эмоциональную, эстетическую область нашего сознания. Выразительная речь действует на наши чувства сильнее, чем речь «механическая9quot;, однотонная. Это самое трудное для описания качество речи. Почему? Во-первых, потому что каждый из нас оценивает выразительность текста с позиции своего риторического идеала. Во-вторых, потому что выразительность — наиболее «ситуативное9quot; качество речи: в отличие от других качеств выразительность зависит от каждого параметра ситуации общения. В-третьих, выразительность находится в «сложных9quot; отношениях с другими коммуникативными качествами речи: она может усиливаться благодаря достоинствам речи, а может достигаться благодаря ее недостаткам (если это соответствует намерениям автора речи). В-четвертых, набор и соотношение средств выразительности в разных речевых стилях и жанрах существенно различаются. Степень выразительности, средства для достижения нужного эффекта зависят не только от индивидуальности автора и особенностей адресата речи, но и от ситуации общения, которая диктует выбор стиля и жанра высказывания. Выразительность речи отдельного человека зависит от нескольких условий: 1. Самостоятельность мышления, деятельность создания автора речи. Если думаешь только по шпаргалке, а чувствуешь по шаблону и стандарту, не удивляйся тому, что шпаргалочное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться робким росткам выразительности. 2. Неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет. Нередко лектор, журналист, или учитель, или административный руководитель — все они, попавшие в паутину равнодушия, говорят «без души», по шаблону, по образцу, не желая и не умея этот образец улучшить, изменить. Однако жизнь хочет отказа от равнодушия, хочет пытливости мысли и остроты чувства и требует поисков выразительности. 3. Хорошее знание языка, его выразительных возможностей. 4. Хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей. 5. Систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Знание должно перейти в навык. Следует внимательно читать образцовые тексты — художественные, научные, публицистические и иные. Полезно вслушиваться в речь людей, которые умеют выразительно говорить. Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, что шаблонно и серо. Навык самоконтроля необходим любому человеку, если он хочет постепенно улучшать свою речь вообще, а в частности — её выразительность. 6. Сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно, психологическая целевая установка на выразительность. Необходимо психологически настраивать себя на выразительность: «я изучу выразительные средства нашего языка (пословицы, поговорки, метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы и литоты и другие), овладею ими, приобрету навыки их использования в речи, научусь оценивать свою речь — выразительна ли она? — научусь устранять из речи все, что мешает выразительности». Учиться речевому мастерству следует у русских писателей, так как в их речи можно найти и правильность, и точность, и логичность, выразительность мыслей: «Становилось жарко; белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу; голова Машука дымилась, как загашенный факел; кругом его вились и ползали, как змеи, серые клочки облаков, задержанные в своем стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. Воздух был напоен электричеством. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно» (М.Ю. Лермонтов) «А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы. Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом. « (А.П.Чехов) Наверное, в таких случаях принято говорить, что тут нельзя изменить ни одного слова: так точно и определенно применено каждое.

Основные источники богатства и выразительности русской речи. Русский язык необычайно красив и богат. Многие помнят вдохновенное высказывание М. В. Ломоносова о русском языке: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка». Великий ученый, конечно, прав: прекрасен, могуч, красив русский язык. В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность нашего языка? Есть специальные языковые средства выразительности речи. Они очень разнообразны. Любой раздел языка: фонетика, лексика, грамматика — обладает ими. Первый критерий богатства речи — это количество слов, которые мы используем. У Пушкина, например, в обращении было более двадцати тысяч слов. Но о богатстве речи судят не только по количеству слов, а прежде всего по умению использовать эти слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску. Большинство слов русского языка многозначно, и это их свойство является источником выразительности речи (о многозначности и переносном употреблении слов см. билет № 13). Источником богатства речи являются также синонимические ряды слов (об употреблении синонимов в речи см. билет № 13). В фонетике такими средствами являются звуки, их подбор и сочетание (см. билет № 6), богатейшие особенности русской интонации (см. билет № 7). Русский язык выделяется среди других языков удивительным богатством словообразовательных морфем, прежде всего суффиксов. Одни придают слову пренебрежительную окраску (книженция, офицерье), другие — уменьшительно-ласкательную (сынишка, бабуля), в третьих отображена оценка (старичок и старикашка, старикан). Морфемы создают богатейшие возможности для образования слов различных частей речи, с помощью словообразовательных морфем конкретизируются значения однокоренных слов. Вот как писал об этом Н. Г. Чернышевский, в шутливой форме доказывая преимущество русского языка перед французским: «В споре о богатстве русского и французского языков мнения разошлись. Убедительнейшим аргументом в пользу превосходства первого оказались приставочные глаголы. — Мне кажется, что очень легко доказать богатство и превосходство русского языка перед французским. — Как? Что? Докажите! — закричало ему несколько голосов. — Да вот, господа! Про меня можно сказать, что я заплешивел. Этот глагол выражает начало, основание к дальнейшему следствию. Про Ивана Ивановича (он указал на своего приятеля) должно сказать, что он пооплешивел. Этот глагол, как вы сами понимаете, выражает, что Иван Иванович не совсем еще плешив, но порядочно подвинулся к своей цели. Петр Петрович (это был мнимый знаток русского языка и главный спорщик), конечно, не обидится и не станет спорить, если я скажу про него, что он оплешивел, так как этот глагол означает почти конченное событие. Про Сергея Ильича я имею полное право сказать, что он переплешивел, т. е. вдался в излишество по части волос, а если бы здесь был Трофим Петрович, то он, наверное, согласился бы со мною, что он уже отплешивел, т. е. исполнил все по этой части и ничего более уже сделать не может. Извольте перевести все эти глаголы на французский язык, и тогда я соглашусь, что он богаче русского».

Выразительность речи, или чем заинтересовать слушателя?

November 16, 2012

Как сделать так, чтобы привлечь внимание всех слушателей? Нужно придать речи выразительность и чистоту, а также разобраться в том, что такое культура речи и какими средствами она достигается. Как оказывается, это не так-то просто.

Выразительность речи – это такая ее особенность, благодаря которой поддерживается постоянное внимание и интерес слушателей и читателей.

Но таким образом преобразить свою речь может только человек, способный самостоятельно мыслить, обладающий яркой гаммой чувств, эмоций и переживаний. Именно эти качественные характеристики порождают у человека желание каким-то образом выразить и проявить себя. Потому он сделает все возможное, чтобы слушатели и читатели его поняли.

Выразительность речи для каждого индивидуальна. Она характеризует состояние человека в каждой конкретной ситуации. Очень ярким примером этого служат высказывания Остапа Бендера из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Каждое его изречение пестрит множеством оригинальных выражений и тем самым отличается оригинальностью, экспрессивностью и нестандартностью мышления.

Сами подумайте, если каждый из нас будет говорить одинаково, по шаблону, насколько скучным это будет занятием, причем не только для тех, кто слушает, но и для нас самих. Помните, что выразительности речи нельзя достичь только путем изучения специализированной литературы. Важно уметь слушать друг друга, черпать что-то новое из речи окружающих и, пропуская это через призму собственных эмоций и переживаний, интерпретировать все по-своему.

Выразительность речи нужна тем людям, у которых в результате внутренней духовной работы создается некий образ, нуждающийся в словесной интерпретации. Чем он богаче, тем ярче должна быть его словесная формулировка. Как правило, для этого используется множество художественных средств, среди которых различают эпитеты, метафоры, сравнения, параллелизм и прочее.

Помните, что умение человека владеть выразительными средствами языка и правильно их применять в той или иной ситуации является условием культурной речи. Однако здесь важно еще и соблюдать нормы литературного языка, а также найти правильное и доходчивое слово, способное и поразить слушателя, и быть ему понятным. А это – искусное умение. Потому существует понятие художественной речи, которое свойственно литературному произведению. Конечно же, на первый взгляд она может и не отличаться от общепринятой формы, однако, основная ее функция – эстетическая. Художественная речь всеми своими особенностями, мелкими деталями призвана реализовывать авторский замысел и раскрывать суть литературного произведения.

Заметим, что на различных этапах развития и становления литературы особенности художественной речи были различными. Она то строго регламентировалась (во времена классицизма), то полностью зависела от воображения писателя (во времена сентиментализма). Что касается современного положения вещей, сейчас приветствуется свобода творчества.

Заметим, что существование художественной речи не может быть без литературного языка. С одной стороны, она частично соответствует норме, потому что особенности литературного произведения этого требуют. С другой же, ее характерные особенности как раз начинают проявляться за пределами существующих догм и уставов. Потому для того, чтобы понять произведение, нужно ознакомиться с особенностями той эпохи, в которую оно было создано, чтобы почувствовать, где были осуществлены отступления.

Выразительность речи проявляется не только в поиске необычных и подходящих к месту слов. Нужно еще уметь грамотно подобрать нужную синтаксическую конструкцию.

Заметим, что основные элементы, помогающие «раскрасить9raquo; обыденности речи – это мышление, развитые речевые навыки, правильные фразы и интересные мысли.

Выразительность речи это

9 знаменитых женщин, которые влюблялись в женщин Проявление интереса не к противоположному полу не является чем-то необычным. Вы вряд ли сможете удивить или потрясти кого-то, если признаетесь в том.

Выразительность речи это

5 привычек, которые гарантируют, что вы не достигните успеха в жизни Наши ежедневные привычки делают из нас тех, кем мы являемся. Какие-то из них способны привести нас к успеху, а другие, напротив, гарантируют неизбежны.

Выразительность речи это

11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели? По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.

Выразительность речи это

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.

Выразительность речи это

Непростительные ошибки в фильмах, которых вы, вероятно, никогда не замечали Наверное, найдется очень мало людей, которые бы не любили смотреть фильмы. Однако даже в лучшем кино встречаются ошибки, которые могут заметить зрител.

Выразительность речи это

7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

Выразительность речи это:

– понятие, объясняемое в специальной литературе по-разному, например: синоним экспрессивности речи (Ахманова О.С.. 1966, с. &4; Матвеева Т.В.. 1986, с. 88); «такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя» (Головин Б.Н.. 1988, с. 182); «свойство речи обращать на себя внимание и запоминаться» (Хазагеров Г.Г. Корнилова Е.Е.. 2001, с. 126); «способность текста привлекать внимание своей речевой организацией» (Хазагеров Т.Г. Ширина Л.С.. 1999, с. 215); «способность… речи «хорошо», «ярко» выразить что-нибудь, тем самым привлечь внимание собеседника и удерживать его на всем протяжении этой речи» (Пекарская И.В.. 2001, с. 12); «коммуникативное качество речи», которое «характеризует эффективность коммуникативно-целесообразного проявления индивидуальности автора речи с помощью различных речевых средств» (Савова М.Р.. 1998, с. 2&); «приемы использования языка для достижения конечной цели – убедить, доказать» (Солганик Г.Я.. 1973, с. 38) и т.д.

В принятой нами системе терминов элокуции выразительность речи (высказывания, части текста или текста в целом) определяется как совокупность таких качеств (прежде всего – точности (см.), логичности (см.), ясности (см.), экспрессивности (см.)), которые обеспечивают ее полноценное (максимально приближенное к пониманию передаваемой информации) восприятие адресатом.

Качества речи, обусловливающие ее В. обладают неодинаковой степенью релевантности (значимости) и отчасти разными средствами выражения в функциональных разновидностях языка. Так, в оф.-дел. речи точность, не допускающая инотолкования, «проявляется прежде всего в употреблении специальной терминологии, в однозначности и безо́бразности нетерминологической лексики» (Кожина М.Н.. 1993, с. 179). А точность в речи художественной означает соответствие языковых средств эстетической задаче создания образа, т.е. их мотивированность худож. контекстом (Шмелев Д.Н.. 1964, с. 24–37).

Лит.. Шмелев Д.Н. Слово и образ. – М. 1&64; Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М. 1&66; Солганик Г.Я. Язык и стиль передовой статьи. – М. 1&73; Матвеева Т.В. Лексическая экспрессивность в языке. – Свердловск, 1&86; Капацинская Е.В. Определение выразительности и способы ее усиления // Проблемы экспрессивной стилистики. – Ростов н/Д. 1&87; Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М. 1&88; Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М. 1&93; Савова М.Р. Выразительность // Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. – М. 1&98; Хазагеров Т.Г. Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций; Словарь риторических приемов. – Ростов н/Д. 1&99; Пекарская И.В. Контаминация в контексте проблемы системности стилистических фигур русского языка: Автореф.дис. … д-ра. филол. наук. – М. 2001; Хазагеров Г.Г. Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека. – М. 2001.

А.П. Сковородников, Г.А. Копнина

Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М. «Флинта», «Наука». Под редакцией М.Н. Кожиной. 2003 .

Смотреть что такое «Выразительность речи» в других словарях:

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ — ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ. Совокупность таких качеств речи, как точность, логичность, ясность, экспрессивность, которые обеспечивают ее полноценное восприятие адресатом. Характеризует уровень коммуникативной компетенции в иностранном языке. Требования … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

выразительность речи — 1. Одна из полярных стилевых черт, присущая разным функциональным стилям, в которых она проявляется по разному. В научной речи выразительность – вторичное качество, направленное на то, чтобы убедить читателя или слушателя в правоте выдвигаемой… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

выразительность речи — ед. В теории культуры речи: один из критериев культуры речи такие особенности структуры и содержания речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей. В. р. бывает информационная (слушателя заинтересовывает сама сообщаемая информация) … Учебный словарь стилистических терминов

информационная выразительность речи — См. статью выразительность речи … Учебный словарь стилистических терминов

эмоциональная выразительность речи — См. статью выразительность речи … Учебный словарь стилистических терминов

РЕЧИ ФУНКЦИИ — (англ. speech functions) роль речи в общественной и индивидуально психической жизни человека. Различают 2 главные Р. ф. теснейшим образом связанные между собой. 1 я осуществление процесса общения между людьми (коммуникативная функция). 2 й… … Большая психологическая энциклопедия

выразительность — выразительность. Неотъемлемое качество речи культурного человека. Достигается за счет умелого использования фигур речи, образных выражений, употребления свежих слов, создания ярких словосочетаний и др … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ УСТНОЙ РЕЧИ — это интонационно и экспрессивно эмоциональное богатство речи (тропы), обеспечивающее глубину усвоения и длительность запоминания сказанного. Работа сводится к выработке привычки: пользоваться выразительными средствами на уровне слова, фразы,… … Политическая психология. Словарь-справочник

Выразительность — коммуникативное качество речи. По мнению Б. Н. Головина, «если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка <. > воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес… … Педагогическое речеведение

информационная модель выразительности речи — включает следующие компоненты: I. значение: одно из коммуникативных качеств речи; такие особенности речевой структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей или читателя; II. формы выразительности речи: 1) неязыковые типы:… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Выразительность речи

Выразительность речи это

Выразительность речи можно смело приравнивать к ее богатству, красоте внутреннего мира человека. Ведь широта его познания представлена именно словарным запасом и тем, насколько умело личность орудует в своих речах различными устойчивыми сочетаниями, стилистическими фигурами и пр.

Основные средства выразительности речи

Дабы придать речи красочности, яркости, живости, большей выразительности, применяют следующие способы:

  1. Синонимы. Всем известно, что они представляют собой близкие по значению слова (к примеру, собеседник — беседчик). Для чего их следует использовать? В первую очередь, для того, чтобы рассказ не напоминал нечто наподобие «масла масляного». Синонимы помогают избежать тавтологии в повествовании, придав тем самым чему-либо более точное описание.
  2. Омонимы. Девичья коса и коса, которой скашивают траву. Вот яркие примеры того, что являют собой омонимы (слова, которые отличаются по значению, но в написании совпадают один к одному).
  3. Антонимы. Их используют в случае противопоставлений: холодный – горячий, гнев – радость. Благодаря им лучше изображаются противоречия.
  4. Архаизмы. С целью придать своей речи некой торжественности, особенности, используются фразы или слова, давно вышедшие из обихода (серчать – злиться, черевички – туфли).
  5. Неологизм. Являют собой противоположность предыдущего понятия. Это нововведение не только добавляет выразительности речи, но и дает понять собеседнику, что рассказчик идет в ногу со временем (например, брэнд, девайс).
  6. Фразеологизмы. Являются устойчивыми по своему составу выражениями. В них нельзя менять порядок слов или пытаться изменить грамматическое строение. Их используют в качестве средства изобразительности мысли (например, «пан или пропал»).
  7. Метафора. Это разновидность троп, являющая собой тайное сравнение с чем-либо или кем-либо (железные нервы, ветреный человек).
  8. Олицетворение. Этот способ выразительности речи, придает ей еще и дополнительной образности. Здесь неодушевленные предметы превращаются в живые существа (ветер воет, облака плывут).
  9. Гипербола. Сознательное утрирование значения чего-либо, красоты или даже размера (не видеться сто лет, океан слез).
  10. Ирония. Куда ж в нашей жизни без иронии, одного из основных приемов выразительности речи? Дабы не обидеть собеседника, но при этом показать свое отношение к услышанному, увиденному, применяется эта скрытая насмешка. Ярким тому примером послужит фраза М. Жванецкого «Врачи так боролись за ее жизнь, что, увы, она смогла выжить».

Интонационная выразительность речи

Она проявляется в темпе сказанного, который классифицируют на быстрый, средний и медленный. Также в голосовой силе, речевой окраске, ритме и логическом ударении целого предложения.

Для того чтобы не только развить, но и улучшить его, следует попрактиковаться в нижеприведенных упражнениях:

  1. Во время произношения любого предложения, стоит попытаться передать разные чувства с помощью интонационного окраса (к примеру, солнце светит и всем детям радостно). Выразительность речи это
  2. Взять любимый стих. В зависимости от смысла каждой фразы, рекомендуется менять темп голоса, его высоту.
  3. Читать пьесы, произведения других жанров, делая упор на реплике героев. Их необходимо зачитывать, представляя, что сейчас стоишь на сцене, играешь в спектакле перед сотней зрителей.
  4. Не будет лишним придумать любые предложения и произнести их с самой разнообразной эмоциональной окраской (например, неужели во всем виновата она?).
  5. Дабы речь была выразительной, нужно следить за своим дыханием и дикцией .

Выразительность речи это

Деловая речь является частью деловой культуры, без которой невозможно эффективное общение и ведение дел. Эта статья расскажет о правилах деловой речи и способах ее развития.

Выразительность речи это

В этой статье мы поговорим о необходимости владения навыками устной деловой речи, без которых сложно вести деловые переговоры и добиваться поставленных целей в любой сфере, связанной с общением.

Выразительность речи это

Культура делового общения предполагает наличие навыков деловой речи. В этой статье мы расскажем о правилах деловой речи и об основных ее качествах.

Выразительность речи это

Деловой стиль речи является неотъемлемой частью не только делового общения, но и деловой культуры в целом. Эта статья расскажет о том, что из себя представляет деловой стиль речи и о его особенностях.

  • Выразительность и ее основные условия
  • Фонетические средства выразительности. Благозвучие речи
  • Лексика и фразеология как основной источник выразительности речи
  • Выразительные возможности грамматики.

Выразительность и ее основные условия

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение. Иными словами, выразительность речи – это такое коммуникативное качество, которое отражает намеренное усиление говорящим (пишущим) впечатления от сказанного (написанного).
Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлечённые из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены. Это придает говорящему (пишущему) уверенность, делает его речь убедительной, действенной. Если автор не продумывает как следует содержание своего высказывания, не осмысливает тех вопросов, которые будет излагать, его мышление не может быть самостоятельным, а речь − выразительной.
Выразительность речи зависит и от отношения автора к содержанию высказывания. Внутренняя убеждённость говорящего в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придаёт речи особую эмоциональную окраску.
При непосредственном общении существенны также взаимоотношения говорящего и слушающего, психологический контакт между ними, который возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности: адресант и адресат должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы: первый − излагая тему своего сообщения, второй − следя за развитием его мысли. В установлении психологического контакта важно отношение к предмету речи как говорящего, так и слушающего, их заинтересованность, неравнодушие к содержанию высказывания.
Кроме глубокого знания предмета сообщения, выразительность речи предполагает также умение донести знания до адресата, вызвать у него интерес и внимание. Это достигается тщательным и умелым отбором языковых средств с учетом условий и задач общения, что в свою очередь требует хорошего знания языка, его выразительных возможностей и особенностей функциональных стилей.
Средством тренировки речевых навыков является внимательное чтение образцовых текстов (художественных, публицистических, научных), пристальный интерес к их языку и стилю, внимательное отношение к речи людей, умеющих говорить выразительно, а также самоконтроль (умение контролировать и анализировать свою речь с точки зрения ее выразительности).
К выразительным средствам языка обычно относят тропы и стилистические фигуры. Однако выразительные возможности языка этим не ограничиваются; в речи средством выразительности способна стать любая единица языка всех его уровней (даже отдельный звук), а также невербальные средства (жесты, мимика, пантомимика).

Фонетические средства выразительности. Благозвучие речи

Как известно, звучащая речь является основной формой существования языка. Звуковой организацией речи, эстетической ролью звуков занимается особый раздел стилистики − фоника. Фоника дает оценку особенностям звукового строя языка, определяет характерные для каждого национального языка условия благозвучия, исследует разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи, учит наиболее совершенному, художественно оправданному и стилистически целесообразному звуковому выражению мысли.
Звуковая выразительность речи заключается в ее благозвучии, гармонии, в использовании ритма, рифмы, аллитерации (повторение одинаковых или сходных согласных звуков), ассонанса (повторение гласных звуков) и других средств.
В первую очередь фонику интересует звуковая организация поэтической речи, в которой значение фонетических средств особенно велико.
В нехудожественной речи фоника решает задачу наиболее целесообразной звуковой организации языкового материала, способствующей точному выражению мысли, так как правильное использование фонетических средств языка обеспечивает быстрое (и без помех) восприятие информации, исключает разночтения, устраняет нежелательные ассоциации, мешающие пониманию высказывания.
Для беглости понимания большое значение имеет благозвучие речи, т.е. такое сочетание звуков, которое удобно для произношения (артикуляция) и приятно для слуха (музыкальность). Одним из путей достижения звуковой гармонии считается определенное чередование гласных и согласных звуков. При этом в большинстве сочетаний согласных содержатся звуки [м], [н], [р], [л], имеющие высокую звучность.
Однако благозвучие речи часто может нарушаться. Причин этому несколько:
скопление согласных звуков: лист бракованной книги: [стбр]; конкурс взрослых строителей: [рсвзр], [хстр]. Обычно при стечении согласных в устной речи в таких случаях развивается дополнительная «слоговость9quot;, появляется слоговой гласный: [рубъл’], [м’этьр] и т.д.
скопление гласных звуков. Гласные порождают благозвучие только в сочетании с согласными. Стечение нескольких гласных звуков в лингвистике называется зиянием; оно искажает звуковой строй русской речи и затрудняет артикуляцию: У Тани и у Оли. [ииуо].
повторение одинаковых сочетаний звуков или одинаковых слов. Они производят крушение отношений (Н. Воронов); Индикация − это регистрация какой-либо информации; Проверка, проведённая комиссией, вызвала большие проблемы.
случайная рифма в прозаической речи: В связи с устранением замера зазора в разделе четвёртом подряд изъят; Когда стали думать, что делать, чтобы ликвидировать сырость в свинарнике, вспомнили вдруг о забытом запарнике.
Эстетическое восприятие текстов нарушается при потреблении в речи действительных причастий настоящего и прошедшего времени типа тащащийся, тащившийся, морщащийся, морщившийся, скрежещущий, так как они кажутся неблагозвучными.

Лексика и фразеология как основной источник выразительности речи

Выразительные возможности слова связаны прежде всего с его семантикой, с употреблением в переносном значении. Общее их название всех разновидностей переносного употребления слов − тропы (греч. tropos − поворот; оборот, образ).
Наиболее распространенными видами тропов являются метафора, олицетворение, эпитет, аллегория, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, перифраз. Типичная функция тропов декоративная, или изобразительная, иными словами, основное назначение тропов связывают с созданием образов.
Способность слова иметь не одно, а несколько значений узуального характера, а также возможность обновления его семантики, его необычного, неожиданного переосмысления и лежит в основе лексических образных средств. Новизной и свежестью ассоциативных связей, лежащих в основе метафорических переносов, характеризуется, прежде всего, поэтическая речь: Жизнь принюхивается ехидно музыкальной ноздрёй мустанга (А. Вознесенский); Отелившееся небо лижет красного телка (С. Есенин). Тропеизация в значительной степени характерна и для публицистической речи.
Особенно выразительна лексика с эмоционально-экспрессивной окраской. Она воздействует на наши чувства, вызывает эмоции: В этот раз душка Лапидус решил дать приём в честь московской серебряной молодёжи, экстравагантностью которой он так проникся на “Альбо-моде9rdquo; (из газет).
Выразительность речи достигается за счет мотивированного, целенаправленного столкновения слов различной функционально-стилевой и эмоционально-экспрессивной окраски: «Во-вторых, президент подписал пакет указов о “реальном переходе страны к рыночной экономике”. И вбил тем самым осиновый кол в госплановскую систему» (из газет).
В качестве средств выразительности используются полисеманты, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, лексика ограниченного употребления, архаизмы, неологизмы и т.д. Уста и губы −суть их не одна. И очи − вовсе не гляделки! Одним доступна глубина, другим … − глубокие тарелки (А. Марков).
Синонимы могут выполнять функцию сопоставления и противопоставления обозначаемых ими понятий. При этом внимание зачастую обращается не на то общее, что характерно близким предметам или явлениям, а на различия между ними: Никитину хотелось. не просто думать, а размышлять (Ю. Бондарев).
В качестве выразительного средства создания контраста, резкого противопоставления используются в речи антонимы. Они лежат в основе создания антитезы (греч. antithesis − противопоставление) − стилистической фигуры, построенной на резком противопоставлении слов с противоположным значением: Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого (пословица). Золотом платят за подлость. За мужество − только свинцом (Б. Мозолевский).
Немалыми выразительными возможностями обладают слова-паронимы. Намеренное “столкновение9rdquo; паронимов в одном контексте (парономазия) служит средством создания юмора, иронии, сатиры: Был культ личности, а сейчас культ наличности (из газет).
Ярким средством выразительности в художественной и публицистической речи являются индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы), привлекающие внимание читателя (или слушателя) своей неожиданностью, непривычностью. Например: Исчезла танкофобия. Наши солдаты бьют «тигров9quot; прямой наводкой (И. Эренбург).
Усиливают выразительность речи лексические повторы (геминация, диафора, диада, хиазм). Они помогают выделить в тексте важное понятие, глубже вникнуть в содержание высказывания, придают речи эмоционально-экспрессивную окраску: Вот поезд пропускает самосвалы, вот самосвалы пропускают поезд…Сады, сады, сады, сады, сады… Поля, поля, поля, поля, поля… (Б. Рахманин).
Живым и неиссякаемым источником выразительности речи являются фразеологические сочетания, характеризующиеся образностью, экспрессивностью и эмоциональностью, что позволяет не только назвать предмет или явление, но и выразить определенное отношение к нему: “Ахиллесова пята нашей экономики”, “Не по плечу чужая одежда” (названия публицистических статей).
Фраземы часто используются в трансформированном виде или в необычном лексическом окружении, что позволяет увеличить их выразительные возможности. Приемы использования и творческой переработки фразеологических оборотов у каждого художника слова индивидуальны и довольно разнообразны: замена одного из компонентов, расширение или сокращение состава, контаминация двух фразеологических единиц, употребление в прямом значении и др. “Цыплячья слепота”, “Две стороны пластинки”, “Обещанного Врубеля три года ждут”,9ldquo;Долгий ящик” (названия публицистических статей).
Увеличивает выразительные возможности фразеологизмов их способность вступать друг с другом в синонимические отношения. Сведение фразем в синонимический ряд или одновременное употребление лексических и фразеологических синонимов значительно усиливает экспрессивную окраску речи: Мы с вами не пара. Гусь свинье не товарищ, пьяный трезвому не родня (А. Чехов); Они целыми днями чешут языки, перемывают косточки ближним (из разговорной речи).

Выразительные возможности грамматики

Грамматические средства выразительности менее значительны и менее заметны по сравнению с лексико-фразеологическими.
Грамматические формы, словосочетания и предложения соотносятся со словами и в той или иной степени зависят от них. По этой причине на первый план выдвигается выразительность лексики и фразеологии, выразительные же возможности грамматики отодвигаются на второй план.
Основными источниками речевой выразительности в области морфологии являются формы определенной стилистической окраски, синонимия и случаи переносного употребления грамматических форм.
Разнообразные экспрессивные оттенки можно передать, например, употребляя одну форму числа имен существительных вместо другой. Так, формы единственного числа существительных в собирательном значении живо передают обобщенную множественность. Такое употребление форм единственного числа сопровождается появлением дополнительных оттенков, чаще всего − отрицательных: Москва, спаленная пожаром, французу отдана (М.Лермонтов).
Экспрессивность свойственна формам множественного числа собирательных имен, употребляемых метафорически для обозначения не конкретного лица, а типизированного явления:
Мы все глядим в наполеоны (А. Пушкин)
Молчалины блаженствуют на свете (А. Грибоедов)
Узуальное или окказиональное применение множественного числа существительных singularia tantum может служить средством выражения пренебрежения: На курсы вздумал бегать, электричество изучать, кислороды всякие! (В. Вересаев).
Богатством и разнообразием эмоциональных и экспрессивных оттенков характеризуются местоимения. Например, местоимения какой-то, некто, некий, употребленные при названии лица, вносят в речь оттенок пренебрежительности (какой-то врач, некий поэт, некто Иванов).
Неопределенность значения местоимений служит средством создания шутки, комизма: При жене его была астраханская селедка. Я думаю − с чего бы это даме с нашей вонючей селедкой по Европе таскаться? Резанул ей брюхо (не даме, конечно, а селедке), так оттуда, мама дорогая, бриллиант за бриллиантом − так и посыпались, будто тараканы (В. Пикуль “Честь имею”).
Особые экспрессивные оттенки создаются противопоставлением местоимений мы − вы, наш − ваш при подчеркивании двух лагерей, двух мнений, взглядов и т.д.:
Мильоны вас. Нас − тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами! (А. Блок);
Большими выразительными возможностями обладают глагольные категории и формы с их богатой синонимикой, экспрессией и эмоциональностью, способностью к переносному употреблению.
Возможность употребления одной глагольной формы вместо другой позволяет широко пользоваться в речи синонимическими заменами одних форм времени, вида, наклонения или личных форм глагола другими.
Появляющиеся при этом дополнительные смысловые оттенки увеличивает экспрессию выражения. Так, для обозначения действия собеседника могут употребляться формы 3-го лица единственного числа, что придает высказыванию пренебрежительный оттенок: Он еще спорит!; 1-го лица множественного числа Ну, как отдыхаем? − в значении ‘отдыхаешь, отдыхаете’ с оттенком сочувствия или особой заинтересованности; инфинитива с частицей бы с оттенком желательности: Тебе бы отдохнуть немного; Вам бы навестить его. Прошедшее время совершенного вида при употреблении в значении будущего выражает особую категоричность суждения или необходимость убедить собеседника в неизбежности действия: − Слушай, отпусти ты меня! Высади куда-нибудь! Пропал я совсем (М. Горький).
Немало экспрессивных форм наклонений: Пусть всегда будет солнце!; Да здравствует мир во всем мире. Дополнительные смысловые и эмоционально-экспрессивные оттенки появляются при употреблении одних форм наклонения в значении других. Например, сослагательное наклонение в значении повелительного имеет оттенок учтивого, осторожного пожелания: Ты бы сходил к брату; изъявительное наклонение в значении повелительного выражает приказание, не допускающее возражения, отказа: Завтра позвонишь!; инфинитив в значении повелительного наклонения выражает категоричность: Остановить гонку вооружений!; Запретить испытания атомного оружия!.
Усилению экспрессии глагола в повелительном наклонении способствуют частицы да, пусть, ну, же, -ка и др. Ну-ка, сладко ли дружище. // Рассуди-ка в простоте (А. Твардовский).
Выразительные возможности синтаксиса связаны прежде всего с использованием стилистических фигур (в самом общем определении фигуры − преобразования синтаксических структур): антитезы, градации, инверсии, параллелизма, эллипсиса, умолчания, полисиндетона, асиндетона, парцелляции, сегментации, анафоры, эпифоры и др.
Выразительные возможности “манипуляций9rdquo; с синтаксическими конструкциями, как правило, тесно связаны с наполняющими их словами, с их семантикой и стилистической окраской. Так, стилистическая фигура антитеза, как отмечалось выше, часто создается путем использования слов-антонимов, то есть лексической основой антитезы является антонимия, а синтаксической − параллелизм конструкции: Сильнее тот, кто меньше любит, Кто больше любит, тот слабей… Кто больше любит, тот богаче, кто меньше любит, тот бедней (В. Солоухин); Лёгкое дело − тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить − тяжёлое дело (В. Ключевский)
Нанизывание синонимичных слов может приводить к градации, когда каждый последующий синоним усиливает (либо ослабляет) значение предыдущего: Она [немка] была там, во враждебном мире, который он не признавал, презирал, ненавидел (Ю. Бондарев); Но подавляющее большинство экранных персонажей Леонида Неведомского олицетворяют собой порядочность, благородство, рыцарственность (из газет).
В основе анафоры и эпифоры лежат лексические повторы: Трубач играет гимн, трубач потеет в гамме, трубач хрипит своё и кашляет, хрипя (Б. Окуджава); Жил да был один кувшин, Он хотел достичь вершин, Но не смог достичь вершин, Потому что он кувшин (Н. Глазков).
Повтор служебных слов представляет фигуру полисиндетона, намеренный пропуск союзов − фигуру асиндетона: Ох, лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не заной, да комары, да мухи (А Пушкин); …вот уж по Тверской Возок несётся чрез ухабы. Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины, моды (А. Пушкин).
Еще со времен Древней Греции известен особый семантический тип словосочетаний − оксюморон, одни исследователи считают его тропом, другие − стилистической фигурой, состоящей в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горячий снег, безобразная красота, правда лжи, звонкая тишина). Оксюморон позволяет раскрыть сущность предметов или явлений, подчеркнуть их сложность и противоречивость. Например:
Охватило
Сладкое отчаяние
Боль восторга,
По глазам твоим,
Широко открытым,
Как прощанье,
Увидал себя я
Молодым.
(В. Федоров)
По меткому определению А. С. Пушкина, “язык неистощим в соединении слов”, следовательно, неистощимы и его выразительные возможности. Обновление связей между словами ведет к обновлению словесных значений. В одних случаях это проявляется в создании новых, неожиданных метафор, в других − в почти незаметном сдвиге словесных значений.
Такой сдвиг может создаваться не ближними, а дальними связями слов, отдельными частями текста или всем текстом в целом. Так построено, например, стихотворение А.С. Пушкина “Я вас любил”, являющееся образцом выразительности речи, хотя в нем использованы в основном слова, не имеющие яркой экспрессивной окраски и семантических коннотаций, и всего одна перифраза: Любовь еще, быть может, // В душе моей угасла не совсем.
Синтаксис русского языка, кроме того, располагает множеством эмоционально и экспрессивно окрашенных конструкций. Так, разнообразными модально-экспрессивными значениями характеризуются инфинитивные предложения, обладающие окраской разговорности: Вам не видать таких сражений (М.Лермонтов)
Эмоционально-оценочное отношение к содержанию высказывания можно выразить с помощью восклицательных предложений: Какой красивой кажется мне жизнь, когда я встречаю в ней беспокойных, неравнодушных, увлеченных, ищущих, щедрых душою людей! (В. Чивилихин); предложений с инверсией: Судьбы свершился приговор! (М. Лермонтов), сегментированных и парцеллированных конструкций: Зима – это так длинно, так бесконечно; Там, где мы будем жить, лес настоящий, не то что наша роща. С грибами, с ягодами (В. Панова) и др.
Оживляет повествование, позволяет передать эмоционально-экспрессивные особенности речи автора, ярче показать его внутреннее состояние, отношение к предмету сообщения прямая и несобственно-прямая речь. Она более эмоциональна, выразительна и убедительна, чем косвенная. Для примера сравним отрывок из рассказа А.П. Чехова “Дорогие уроки” в первой и второй редакциях:
(I) Воронов приказал просить, и меньше, чем через минуту, в кабинет вошла молодая, очень прилично и изысканно одетая барышня.
(II) − Проси, − сказал Воронов. И в кабинет вошла молодая, по последней моде, изысканно одетая барышня.
Выразительные возможности синтаксических (как и других) средств языка актуализируются благодаря различным стилистическим приемам использования их в речи. Вопросительные предложения, например, являются средством выразительности, если они не только содержат побуждение к получению информации, но и выражают разнообразные эмоционально-экспрессивные оттенки: Разве это утро?; Так ты не придешь?; Опять этот противный дождь?; пробуждают у адресата интерес к сообщению, заставляют задуматься над поставленным вопросом, подчеркивают его значимость: Далеко ли уплывешь на волне кризиса?
Привлечению внимания адресата и усилению воздействия речи на его чувства способствуют риторические вопросы, широко используемые в публичных выступлениях. По сути, риторический вопрос есть использование вопросительной грамматической конструкции во вторичной функции – функции сообщения: риторический вопрос заключает в себе отрицательный либо утвердительный ответ: Разве нет у нас творчества, бьющего через край? Разве у нас нет умного, богатого, гибкого, роскошного языка, более богатого и гибкого, чем какой-либо из европейских языков?
В практике ораторского искусства выработался особый прием использования вопросительных предложений − вопросно-ответный ход (говорящий ставит вопросы и сам на них отвечает): Как же эти обыкновенные девушки становились необыкновенными солдатами? Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии. И армия, в свою очередь, не была готова к ним, потому что в большинстве девушки шли добровольно (С. Алексиевич). Вопросно-ответный ход диалогизирует монологическую речь, делает адресата собеседником говорящего, активирует его внимание. Диалогизация оживляет повествование, придает ему выразительность.
В качестве средств речевой выразительности в определенной ситуации преднамеренно используются отступления от норм литературного языка: употребление в одном контексте единиц разной стилистической окраски, столкновение семантически несоединимых единиц, ненормативные образования грамматических форм, ненормативное построение предложений и др. В основе такого употребления лежит сознательный выбор языковых средств, базирующийся на глубоком знании языка.
Добиться речевой выразительности можно лишь при правильном соотношении основных аспектов речи − логического, психологического (эмоционального) и лингвистического, что определяется содержанием высказывания и целевой установкой автора.

Лекция, реферат. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

Выразительность речи это Никола Пуссен как выразитель идей французского классицизма

Жизнь и творчество живописца. Раннее творчество Пуссена. Пик гения: гармония между разумом и чувством. Кризис творчества художника. Влияние Пуссена на развитие искусства. Пуссен упорен в своем стремлении к гармоническому идеалу.

Выразительность речи это Художественное своеобразие и выразительные элементы представлений фольклорного театра «Петрушки»

Самобытность народного театра «Петрушки» как формы городского зрелищного фольклора России. Художественное своеобразие и выразительность, содержание и сюжетная основа, социальная и эстетическая сущность петрушечных представлений фольклорного театра.

Выразительность речи это Представители направления поп-арт и их методы выразительности

Модернистское изобразительное искусство. Средства массовой информации и реклама как основные темы поп-арта. Представители поп-арта: Роберт Раушенберг, Рой Лихтеншнейн, Ричард Гамильтон, Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Роберт Индиана и Клас Олденбург.

Выразительность речи это Средства выразительности театрального искусства

Понятие о декорационном искусстве как средстве выразительности театрального искусства. Основные средства выразительности театрального искусства: роль декораций, костюма, грима в раскрытии образа персонажей, визуально-оптическое оформление спектакля.

Выразительность речи это Атмосфера в спектакле

Атмосфера как часть выразительных средств. Понятие атмосферы. Способы создания атмосферы в спектакле. Как создают атмосферу режиссеры за кулисами и на сцене. Организация сценической атмосферы и решение пространства. Режиссерская экспликация спектакля.

Выразительность речи это Балет «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева

История создания балета «Ромео и Джульетта» — переломная веха в творчестве Сергея Прокофьева. Главные герои, образы, их характеристики. Тема Джульетты (анализ формы, средства музыкальной выразительности, приемы изложения музыкального материала).

Выразительность речи это Виды современного искусства

Развитие живописи, реалистические и модернистские течения. Язык и выразительные средства графики, скульптуры и архитектуры. Современные направления авангардизма. Особенности сюрреализма, андерграунда и поп-арта. Кинетизм как самостоятельное направление.

Выразительность речи это Искусство как явление культуры. Религия как явление культуры

Сущность искусства и его возникновение в человеческом обществе. Искусство как один из видов культуры, имеющий особую знаковую систему — выразительные средства разных видов. Религия — одна из древнейших разновидностей культуры, ее роль в жизни общества.

Выразительность речи это Культура речи и ее влияние на этику общения

Культура речи как область языкознания и умение использовать выразительные языковые средства в условиях общения. Основные источники и задачи культуры речи. Особенности речевой культуры и ее влияние на этику общения. Коммуникативный компонент культуры речи.

Выразительность речи это Особенности драматургии массовых театрализованных представлений

Введение в драму. Основы драматургии ТП. Драматургия ТП. Выразительные средства режиссуры, «Мизансцена». Основы системы Станиславского. Мастерство актера и режиссера. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической дейтельности.

Выразительность речи этоУчебники по данной дисциплине

Выразительность речи это Религиоведение. Курс лекций.
Выразительность речи это Искусство общения
Выразительность речи это Лекции по культурологии
Выразительность речи это Культурология — курс лекций
Выразительность речи это Лекции по истории русской драматургии
Выразительность речи это Мировые религии
Выразительность речи это Основы христианского вероучения. Учебник
Выразительность речи это Основы и ценностные христианства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *