Вторая технологическая революция

Вторая технологическая революция: основные черты и последствия

Главная тенденция развития экономики в конце XIX в. — переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции самостоятельных предприятий, к монополии. Основа перехода — изменения в производительных силах, вызванные бурным развитием науки и техники, то есть вторая технологическая революция, которая развернулась в последней четверти XIX в. и продолжалась до мирового экономического кризиса конца 20-х — начала 30-х годов XX в.

Причина второй технологической революции — изменение энергетической базы производства. На смену паровой энергии приходит электричество, начинается электрификация производства, создаются новые производства: электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт.

· 1885г. — построен первый автомобиль (Даймлер, Бенц). Использование двигателя внутреннего сгорания на транспорте и в военной технике, механизация с/х. В 80-е годы XIX в. была изобретена паровая турбина, а в результате ее соединения в единый агрегат с динамо-машиной был создан турбогенератор.

· Развитие химическая промышленность (появление искусственных красителей, пластмассы, искусственного каучука), были разработаны новые эффективные технологии получения серной кислоты, соды и т.п.

· Развитие металлургии (разработка новых способов получения стали, удешевивших и увеличивших производство. Переход из «железного» в «стальной» век). В металлургии в результате использования конвертеров Бессемера и Томаса в важную подотрасль выделилось сталелитейное производство; получили развитие электрическая сварка, ковка, и плавка металлов. На заводах Г. Форда в 1912–1913 гг. впервые был применен конвейер.

· Рост машиностроения из-за увеличения выплавки стали, создаются условия для усиленного ж/д строительства и развития океанского судоходства.

· Электрификация ж/д транспорта, появление танкеров и дирижаблей, развитие авиации. Возникли новые отрасли промышленностиэлектрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт.

· Появление в военной области автоматического стрелкового оружия, отравляющих веществ, увеличение мощности взрывчатых веществ.

· 1895г – изобретение радио (Попов), использование телефонной связи.

· Отраслями-лидерами на рубеже веков стали: нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника, новые виды транспорта.

· Ускорение технического прогресса, быстрое расширение промышленного производства способствовали оформлению экономического неравенства стран и смене мирового лидера (1- США, 2- Германия, 3- Англия).

· Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую пром-ть.

· Появление новой формы организации капитала — акционирования, что позволило создавать крупные по размерам производимой продукции предприятия. В США — железнодорожном транспорте. В Германии — горную и металлургическую промышленность, строительство и железные дороги. В Англии рост акционерных обществ приходится на 1885–1905 гг. когда для привлечения сбережений населения было разрешено выпускать мелкие акции номиналом до 1 фунта стерлингов. Во Франции акционерные компании возникли в 70-е годы XIX в. сначала в металлургической и военной.

· Усложнение хозяйственной жизни способствовало расширению форм собственности, появлению и развитию государственной(за счет средств госбюджета и национализации частных предприятий), кооперативной (основе добровольного объединения капиталов и средств производства мелких товаропроизводителей; служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей) и муниципальной собственности(с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы) в городах и сельской местности).

· Укрупнение производства, усложнение структуры экономики обусловили переход к монополии (простейшие формы монополии – корнер, пул, ринг, конвенция; более зрелые – картель, синдикат, трест, концерн, холдинг).

· Мелкие банки оттеснялись и поглощались крупными, включались в единый «концерн» посредством скупки или обмена акций между банками, системы долговых отношений. Банковский капитал срастался с промышленным в финансовый капитал. в США, где банки, финансируя различные компании, устанавливали над ними контроль, подчиняли их путем скупки акций, направляли своих представителей в правления трестов, а иногда образовывали новые тресты. Дж. Моргана: крупнейшие корпорации в энергетике и электротехнике («Дженерал электрик»), телеграфно-телефонной связи (АТТ), автомобилестроении («Дженерал моторз») и др. Морган создал первую в мире компанию с миллиардным оборотом – «Юнайтед стейтс стил», под контролем которой оказалось 3/5 производства американской стали. Нередко и промышленники превращались в банкиров. Например, П. Рокфеллер, нажив огромные прибыли в нефтяном бизнесе, использовал их для создания «Национального городского банка Нью-Йорка», ставшего основой современного «Чейз Манхэттен бэнк».

· формирование мирового хозяйства. Важнейшим звеном системы стали биржи крупнейших городов мира, ежедневно регистрирующие изменения мировых цен под влиянием мирового спроса и предложения.

· В начале XX в. когда развитие монополий фактически уничтожило конкуренцию в рамках государства, она сохранялась на мировом уровне как конкуренция за сферы влияния. На мировом уровне использовались любые методы конкурентной борьбы – от снижения цен за счет их повышения на внутреннем рынке до промышленного шпионажа. В конкурентную борьбу активно включалось государство, менявшее таможенные пошлины и железнодорожные тарифы в интересах монополий.

· В сельском хозяйстве:фермерский путь, который особенно ярко проявился в США и Канаде, и прусский путь капиталистической эволюции помещичьих хозяйств.

· Формирование мирового хозяйства сопровождалось территориальной экспансией – созданием колониальных империй и подчинением независимых государств. В последней четверти XIX в. развернулась борьба индустриальных государств за территории в Азии, Африке, на Тихом океане.

Таким образом, в конце XIX в. завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и Северной Америке. Это была зона ускоренного, «передового» развития капитализма, его «первый эшелон». Восточная Европа, включая Россию, а в Азии – Япония, вставшие на путь реформ, представляли зону «догоняющего развития». Эпоху структурных и институциональных изменений в начале XX в. определяли понятием «империализм»

Вторая технологическая революция

Первой технологической революцией считается промышленный переворот, начавшийся в Англии в 1760-е гг. Вторая технологическая революция началась в последнюю треть XIX в. и продолжалась до первой мировой войны (1914-1918). Характерным для этого периода являлось и то, что произошел переход от капитализма эпохи свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Важнейшими технологическими достижениями, изменившими отраслевую структуру, выступили:

— двигатели внутреннего сгорания, резиновые и пневматические шины, электромоторы, легированные стали;

— замена нефтью угля в качестве главного топливного ресурса: керосин для освещения, бензин для двигателей внутреннего сгорания;

— динамо-машины, генераторы переменного тока, трансформаторы, гидроэлектростанции, лампочки накаливания, электросвязь (телефон, радио);

— производство искусственных (анилиновых) красителей, производство минеральных удобрений – нитратов, фосфатов, новый способ получения соды, целлулоид, фотопленка, производство взрывчатых веществ;

— изобретение пневматического тормоза и вагоноцистерн, электрификация железнодорожного транспорта, танкеры, дирижабли.

Наряду с ведущими отраслями промышленности, текстильной, угольной, черной металлургией, парового транспорта, возникли новые отрасли– нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника,электрохимия, электрометаллургия,электрический транспорт. Вторая технологическая революция привела к изменению отраслевой структуры промышленности – приоритетное значение получили отрасли тяжелой промышленности.

8.2. Монополизация рыночной экономики

Структурные сдвиги в промышленности обусловили качественные изменения в характере капиталистического рынка: перерастание свободной конкуренции в монополию или олигополию. Причинами монополизации рынка были стремление предпринимателей к извлечению максимума прибыли за счет вытеснения конкурентов и вызванное структурными сдвигами резкое возрастание минимальных размеров капитала необходимых для создания предприятия. В отраслях тяжелой промышленности действовал эффект масштаба: снижение средних издержек производства за счет значительного увеличения размеров предприятия и доли на рынке.

Применение новых способов выплавки стали, развитие производства алюминия, нефтепродуктов, красителей, автомобилей было экономически выгодным лишь при крупных масштабах производства. Развитие коммунального хозяйства: энергоснабжения, электрического освещения, городского транспорта, телефонной связи было целесообразно лишь в условиях естественных монополий. Географическая локализация запасов промышленного сырья и институт частной собственности позволяли предпринимателям монополизировать ресурсы. Важнейшим способом ограничения конкуренции стало развитие патентного права. Также создание барьеров для вступления в отрасль и блокирование соперничества других фирм достигались посредством разного рода махинаций и конкурентной агрессии (шантаж, коррупция и т.д.).

Привлечение дополнительных капиталов достигалось посредством выпуска акций и создания акционерных обществ. Помимо акционерной появились и другие формы собственности: государственная, кооперативная, муниципальная.

Структурные сдвиги в промышленности в конце XIX в. обусловили не только концентрацию производства, но и централизацию капитала. Потребности крупных предпринимателей в заемных средствах для расширения производства и обновления основного капитала, рост операций по выдаче ссуд способствовали централизации банковского капитала. Все большее значение получало долгосрочное кредитование производства, и банковский капитал срастался с промышленным в финансовый капитал.

Процессы монополизации наиболее интенсивно протекали в США и Германии, вышедших к началу XX в. на первое и второе место в мире по уровню промышленного развития. В США наибольшее распространение получили такие формы монополистических объединений, как пулы и тресты, в Германии — картели и синдикаты.

Пулы стали возникать в США на почве соглашений фирм по воздействию на цены, размежеванию сфер влияния на рынке, совместной продаже товаров и взаимном использовании прав на патенты. Пулы не признавались законом и были непрочны и недолговечны.

Картели – это соглашения об условиях сбыта товаров с установлением для каждого участника квоты объемов производства и сбыта. Картели стали быстро распространяться в Германии после кризиса 1873 г. Предприятия в составе картелей сохраняли производственную и коммерческую самостоятельность.

Синдикаты означали централизацию сбыта и распределение центральной конторой заказов среди участников, утрачивавших коммерческую самостоятельность. Крупнейшим синдикатом Германии был Рейнско-Вестфальский угольный синдикат, контролировавший почти 95% добычи угля в стране.

Трест представлял собой слияние предприятий, утративших производственную и коммерческую самостоятельность и превратившихся в акционеров треста, подчиненных единому управлению. Первый трест в США – нефтяной – возник в 1882 г. вследствие поглощения фирмой Дж.Д. Рокфеллера «Стандард Ойл» около 40 более мелких компаний. Другим крупнейшим трестом США стал стальной трест Э.Карнеги. Возникли также свинцовый, такелажный, льняной, табачный, сахарный, винокуренный и другие тресты.

В 1890 г. в США был принят первый антитрестовский закон. Картели, синдикаты, тресты были одноотраслевыми предприятиями. Но концентрация производства и капитала и проникновение банков в крупную промышленность привели и к образованию многоотраслевых монополистических объединений – концернов, ядром которых были крупные промышленные корпорации или банки. Возникновение концернов обозначило переход монополистического комбинирования в стадию диверсификации производства и капитала.

Диверсификация капитала вскоре вышла за рамки собственно диверсификации производства, приведя к созданию конгломератов – финансового объединения предприятий, не имеющих технологической близости и производственных связей. Она была связана с подчинением различных промышленных корпораций контролю крупнейших банков, превращением крупнейших банкиров в финансовую олигархию. Например, под контроль банка Дж. Моргана попали крупнейшие корпорации в энергетике и электротехнике («Дженерал электрик»), телеграфно-телефонной связи (АТТ), автомобилестроении («Дженерал моторз») и др. Морган создал первую в мире компанию с миллиардным оборотом – «Юнайтед стейтс стил», под контролем которой оказалось 3/5 производства американской стали.

Вторая технологическая революция и переход промышленного капитализма в монополистическую стадию изменили соотношение сил в мировой экономике. Англия утратила своё промышленное превосходство и уступила индустриальное первенство не только в мире, но и в Европе. Английская промышленность в новых условиях стала отставать: в ее структуре все еще преобладала легкая промышленность, а тяжелая, хотя и развивалась более быстро, но значительно медленнее, чем в США и Германии. Банковский капитал в Англии по степени концентрации и централизации опережал промышленный. Вывоз капитала в колонии, компенсировал утрату промышленной гегемонии. Лондон оставался мировым финансовым центром.

Франция еще более отстала от США и Германии. Сказывалась узость сырьевой базы, уголь и железную руду приходилось ввозить. Во французской промышленности ведущее место занимали традиционные отрасли, хотя отмечались отдельные достижения в новых отраслях (автомобильная, алюминиевая). Концентрация производства была незначительной. По темпам концентрации и централизации банковского капитала Франция обгоняла другие страны. Французский финансовый капитал был централизован вокруг Французского банка. Увеличив ссудные операции за границей, французский капитализм приобрел ростовщический характер.

Рост масштабов производства, наращивание объемов производимой продукции неизбежно требовали расширения рынка. Выросло значение внешней торговли. С 1891 по 1910 г. экспорт вырос на 77% в США, 52 – в Англии, 107 – в Германии, 54% во Франции. Вся международная торговля за этот период увеличилась в 1,5 раза. Укрепление и расширение международных экономических связей положило начало формированию мирового хозяйства как единого механизма, связывающего все регионы земли. Активизировалось мировое движение не только товаров (внешняя торговля), но и рабочей силы (эмиграция и миграция) и капитала.

Экспорт капитала осуществлялся в различных формах: государственные и коммунальные займы, прямые инвестиции, кредиты. Первая форма наибольшее развитие получила во Франции. Помимо процентов с займа страна-экспортер получала, как правило, дополнительные выгоды.

В начале XX в. конкуренция сохранялась на мировом уровне как конкуренция за сферы влияния. На мировом уровне использовались любые методы конкурентной борьбы – от снижения цен за счет их повышения на внутреннем рынке до промышленного шпионажа. В конкурентную борьбу активно включалось государство, менявшее таможенные пошлины и железнодорожные тарифы в интересах монополий.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве определило два варианта хозяйствования: фермерский путь( США и Канада) и прусский путь капиталистической эволюции помещичьих хозяйств. Однако для Европы характерно сочетание обоих путей развития капитализма в аграрном секторе. Результатом стал рост товарности сельскохозяйственного производства на основе более высокой производительности труда и эффективной агротехники.

Формирование мирового хозяйства сопровождалось территориальной экспансией – созданием колониальных империй и подчинением независимых государств. В последней четверти XIX в. развернулась борьба индустриальных государств за территории в Азии, Африке, на Тихом океане. К началу XX в. в основном был завершен территориальный раздел мира. Крупнейшие африканские страны стали английскими колониями: Нигерия, Кения, Танганьика. Англия оккупировала Египет и Судан, на юге континента создала колонию Родезию. Франция завладела Тунисом, Западной частью Центральной Африки, Мадагаскаром. Германии достались земли, так называемой германской Восточной и Юго-Западной Африки (Того, Камерун). В сферу экспансии капитала попали многие формально независимые государства в Азии, Африке и Латинской Америке.

Таким образом, в конце XIX в. завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и Северной Америке. Это была зона ускоренного, «передового» развития капитализма. Восточная Европа, включая Россию, а в Азии – Япония, представляли зону «догоняющего развития». Эпоху структурных и институциональных изменений в начале XX в. определяли понятием «империализм» (от лат. imperium – власть).

©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Тема 16. Вторая технологическая революция.

3. Соотношение сил в мировой экономике.

В последней трети Х1Х в. и в предвоенные годы ХХ в. в мире произошла вторая технологическая революция.

Она радикально изменила отраслевую структуру производства и его энергетическую базу.

Технический переворот произошёл в базовых отраслях тяжелой промышленности – металлургии и машиностроении. Были механизированы трудоёмкие процессы загрузки доменных печей и разливка чугуна. Передел чугуна в сталь потребовал новой эффективной технологии и был осуществлен в 1870 – 1880 гг. С.Томасом (Англия) и П.Мартеном (Франция). Это позволило увеличить выплавку стали в мире за 30 лет (1870 – 1900) в 212 раз и довести до 65,4 млн т. В это время разработана электроплавка стали, получен алюминий из электролита, изобретен дюралюминий.

Это определило значительный рост машиностроения. Первенствующие позиции в нем заняли станкостроение и приборостроение, определяющие уровень механизации производства. Укрупнение предприятий, разделение технологического процесса на большое количество простых операций привело к выпуску стандартизированных изделий. Стандартизированное, массовое, поточное производство с применением конвейера впервые получило законченный вид в автомобилестроительной промышленности США (заводы Г.Форда 1912 – 1913 гг.).

К принципиальным изменениям в энергетической базе производства привело изобретение паровых турбин: реактивной (1884 – 1885) Ч. Парсонсом (Англия) и активной (1889) К.Лавалем (Швеция). В итоге пар был заменён электричеством, началась электрификация производства, сложилась современная технология получения, передачи и приёма электроэнергии. В скором времени паровая турбина была объединена в единый агрегат с динамомашиной и был создан турбогенератор. Возникают новые отрасли техники и промышленности – электрохимия и электрометаллургия.

Новое направление технического прогресса – электрификация производства – существенно повысило уровень производительности труда в промышленности. Электричество стало использоваться для освещения улиц, общественных зданий, частных квартир, для приведения в движение городского (трамвай) и пригородного транспорта.

В этот период были изобретены двигатели внутреннего сгорания, которые работали от энергии, получаемой при сгорании газов бензина (Н.Отто) и нефти (Р.Дизель). В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г.Даймлер, К.Бенц). Автомобилестроение не только расширило возможности сухопутного сообщения, но и дало толчок развитию нефтяной, алюминиевой и других отраслей промышленности, обогатило структуру тяжелой индустрии.

Традиционные виды транспорта также получили развитие: возросла мощность, сила тяги и быстроходность паровозов. С 1860 по 1900 г. мировая железнодорожная сеть увеличилась в 4 раза, особенно интенсивно она росла в США, Германии, России. Железные дороги становятся главными путями сообщений и оказали воздействие на размещение производительных сил, внутреннюю и внешнюю торговлю. На морском транспорте парусные суда заменялись паровыми, усовершенствовались конструкции пароходов.

Многократно увеличилась экономическая значимость нефти: её добыча стала возрастать быстрыми темпами: с 1870 по 1890 гг. она увеличилась более чем в 20 раз и достигла уровня в 20 млн т.

Получила развитие и химическая технология: на основе разработок Л.Бакеланда (Бельгия) были созданы искусственные материалы, промышленность перешла к производству пластмасс, искусственных красителей, минеральных удобрений, в 1915 г. Германия начала производить метилкаучук.

Успехи химического производства и механизация сельского хозяйства позволили повысить в аграрной сфере производительность труда. С конца Х1Х в. стали широко применяться минеральные удобрения, силосование кормов. Получили всё большее распространение земледельческие машины (сеялки, жнейки, сеноуборочные машины), механические двигатели с электроприводом, был сконструирован и вышел на поля трактор (в 1890, США), появились новые приёмы агрикультуры (опытные поля).

Появились новые средства связи – телефон, телеграф. Протяжённость телеграфных линий во всех странах мира за последние 20 лет Х1Х в. увеличилась почти втрое, в 1895 г. А.Попов изобрёл радио. Они обеспечили возможность получения быстрой и точной информации о состоянии рынков, соотношении спроса и предложения товаров, о ценах на все виды товарной продукции. Как и транспортные средства, средства связи способствовали образованию мирового рынка, усилили конкуренцию и борьбу на рынке.

В итоге всех этих перемен определился главный показатель развития любой национальной экономики. От производительности труда стало зависеть качество жизни всей нации, и она становилась в долгосрочной перспективе наиболее объективным показателем экономической эффективности народнохозяйственного комплекса.

В этот период прогресс техники приобрёл значение научно-технического прогресса.

Значение ведущих отраслей первой промышленной революции не уменьшилось. Но вместе с тем резко выросло значение новых отраслей-лидеров.

Таким образом, вторая технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности: ведущее место заняли отрасли тяжелой промышленности, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность.

Вторая технологическая революция и развитие мировых производительных сил (конец XIX — начало XX вв.)

Общая тенденция экономического развития. На рубеже XIX-XX вв. главной тенденцией развития экономики стал переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных государственных и частных предприятий, к капитализму, который базируется на многих формах монополии или олигополии.

Изменения в производственных отношениях, которые привели к этому переходу, вызванные бурным развитием науки и техники. В историю период конца XIX — начала XX в. вошел как время второй технологической революции (первая — промышленный переворот), которая продолжалась до Первой мировой войны (1914-1918).

В этот период кардинально изменились основы научного мышления, переживало расцвет естествознание, шел процесс формирования единой системы наук. Тесная взаимосвязь науки с техникой обусловило постепенное превращение науки в непосредственную производительную силу общества.

На рубеже XX в. возникали крупные научные институты, лаборатории, созданные на мощной технической базе. Появилась отдельная звено — научно-исследовательская деятельность, задачей которой стало доведение теоретических решений до технического воплощения, в том числе исследовательско-конструкторские разработки, производственные, технологические и другие исследования. Этот процесс революционных преобразований в области науки впоследствии охватил технику и технологию, что способствовало необычно высоким темпам роста объема мирового промышленного производства (суммарная выплавка стали с 1870 по 1900 г. выросла в 20 раз).

Электрика и электротехника. Важное значение имели изменения в энергетической базе производства и транспорта: паровую энергию было заменено электрической, началась электрификация, сложилась технология получения, передачи и приема электроэнергии. В 1867 г. немецкий изобретатель В. Сименс сконструировал электромагнитный генератор с самозбудником, который давал возможность с помощью вращения проводника в магнитном поле получать и вырабатывать электрический ток. В 70-х годах было изобретено динамо-машину, ее можно было использовать не только как генератор электроэнергии, а и как двигатель, который преобразует электрическую энергию в механическую. Через десять лет в США Т. Эдисон изобрел первый современный генератор (1883). В 1891 г. он создал трансформатор, а это решило проблему передачи электроэнергии на значительное расстояние. Промышленные предприятия перестали быть привязанными к энергетической базы. Производство электроэнергии организовали на особых предприятиях — электростанциях.

Внедрение в производство электродвигателей способствовало увеличению скорости станков, повышению производительности труда и создавало предпосылки автоматизации производства. В 1884 г. английский инженер Ч. Парсонсон изобрел многоступенчатую паровую турбину, а в результате ее объединение в единый агрегат с динамо-машиной было создано турбогенератор. В 1896 г. на Ніагарській гидроэлектростанции установили изобретенную перед тем гидравлическую турбину. Возникли новые отрасли промышленности — электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания, работающие на энергии, которую получали при сгорании паров бензина (Н. Отто) и нефти (Г. Дизель). В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц). Двигатель внутреннего сгорания стал широко применяться во всех отраслях промышленности и транспорта, ускорив механизацию сельского хозяйства. В 1906 г. в США с такими двигателями начали выпускать тракторы. Применение их в отдельных хозяйствах американских фермеров началось в 1907, p. массовое же производство освоили лишь в годы Первой мировой войны.

Одной из ведущих отраслей стала электротехника. Российский ученый В. Лодыгин изобрел лампу накаливания с угольной стержнем в стеклянной колбе (1873), а Г. Яблочков — электродуговую лампу (1875), что способствовало распространению электрического освещения. Его начали применять на крупных предприятиях, в крупных городах. Впоследствии конструкцию ламп накаливания изобретатели многих стран усовершенствовали. Так, В. Лодыгин разработал лампу с металлической нитью, в том числе с вольфрамовой. Электрическое освещение постепенно начала вытеснять газовое.

В конце XIX в. получила широкого развития такая отрасль электротехники, как техника средств связи. Совершенствовалась аппаратура проводной телеграфа, началось использование телефонной связи (изобретатель телефона — американец А. Белл, 1876 г.). Первую телефонную станцию построили в 1877 г. в США, в начале 80-х годов они появились почти во всех городах европейских стран. В 1889 г. А. Строуджер запатентовал автоматическую телефонную станцию. С 1895 г. распространялось использование радио, которое сконструировал российский ученый В. Попов.

Металлургия и транспорт. Высокие темпы развития производительных сил нуждались в модернизации старых отраслей промышленности, прежде всего горной металлургии. Именно здесь вводили технические новинки, меняли конструкцию и размер доменных печей. В результате использования конвертеров Г. Бессемера (Англия, 1856) и С. Томаса (Англия, 1878) в важную отрасль выделилось сталеплавильное производство. Получили развитие электрическая сварка, ковка и литье металлов. В 80-х годах было введено электролитический метод получения алюминия, что позволило развивать цветную металлургию. С 1878 г. таким же методом начали получать медь.

Рост объемов производства товаров требовало увеличения скорости перевозки их, а это способствовало развитию и совершенствованию транспорта. В дорожное строительство все больше проникала сталь (железнодорожные рельсы, мосты). «Эру стальных мостов» открыл построен в 1874 г. в США через реку Миссисипи арочный мост возле м. Сент-Луис. Совершенствовалась конструкция пароходов. С 1903 г. началось строительство судов с двигателями внутреннего сгорания — теплоходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства — нефтеналивные танкеры (судна). В 1896 г. немецкий конструктор Г. Зельферт применил для дирижаблей двигатель внутреннего сгорания, работающий на жидком топливе. Первые шаги делала авиация, широкое развитие которой стал возможным после установки на самолетах легких и компактных бензиновых двигателей. В 1903 г. в США братья В. и О. Райт совершили четыре полеты на самолете с двигателем внутреннего сгорания. Сначала самолеты имели спортивное значение, впоследствии их стали использовать в военном деле, а позже — для перевозки пассажиров и грузов.

В эпоху НТР благодаря промышленному производству автомобилей с 90-х годов появился новый вид транспорта — автомобильный. Успеха внедрения автомобилей способствовало изобретение ирландского инженера Дж. Денлоп — резиновые шины (1895). На заводах Г. Форда в 1912-1913 гг. впервые применили конвейер. Высокие темпы развития автомобилестроения способствовали широкому строительству шоссейных дорог.

Технология и организация производства. В период второй технологической революции значительного развития приобретает химическая промышленность. Химические методы обработки сырья проникают практически во все отрасли производства. Началось производство искусственных (анилиновых красителей). В таких отраслях, как машиностроение, электротехническое производство, текстильная промышленность, стали широко применять химию синтетических волокон — пластмассы, изоляционные материалы из искусственного волокна, искусственного каучука и др. В 1869 г. американский химик Дж. Хайєт получил целлулоид, в 1906 г. Л. Бакеланд добыл бакелит, затем было получено карболіт и другие пластические массы, которые сразу внедряли в производство. Основой для производства нітрошовку стали разработки французского инженера Г. Шардона (1884). Исследования 1899-1900 гг. российского ученого И. Кондакова дали возможность получить искусственный каучук из углеводов. Были разработаны новые эффективные технологии получения серной кислоты, соды и т.п. предложены методы изготовления аммиака — основы для азотных соединений, необходимых в производстве красителей, минудобрений и взрывчатых веществ. В сельском хозяйстве начали широко применять минеральные удобрения.

Проблему удовлетворения растущей потребности в жидком топливе на новых видах транспорта решил крекинг-процесс — метод разложения нефти при высоких давлениях и температурах. Он обеспечил повышенный выход бензина, и в 1916 г. в США это были внедрены в промышленное производство. Еще в 1903-1904 гг. российский химик О. Фаворский открыл метод производства жидкого топлива из твердого топлива. Промышленное же изготовления легкого топлива из угля осуществил немецкий инженер Ф. Бергиус, что имело важное экономическое и военное значение для Германии, в которой не было природных нефтяных ресурсов.

В производственную сферу проникала автоматизация производства в легкой, полиграфической и других отраслях промышленности. Началась автоматизация станков, широко внедрялась в другие производства поточная система, которая возникла в консервном и спичечному производствах. Особенно важную роль в развитии машиностроения отыграл изобретение конвейера. Благодаря его внедрению в производство уже в 1914 г. на заводах Форда составления одного автомобиля длилось лишь 1,5 часа.

Внедрение поточного производства изменило характер заводского оборудования в машиностроении. Вводили специализированные станки для изготовления деталей — винтов, болтов, шайб и т.д. В текстильной промышленности в 1890 г. появился автоматический ткацкий станок.

Значительный шаг был сделан в военном оснащении: автоматизация стрелкового оружия и артиллерии (1883 г. — пулемет Максимова, несколько типов автоматических винтовок), появление бронеавтомобилей, производство взрывчатых средств, широкое использование средств воздухоплавания и авиации. С 1915 г. самолеты вооружают пулеметами, появляются самолеты-бомбардировщики, создают большие надводные корабли (панцирники), становится реальным подводное плавание.

Первая мировая война требовала большого количества оружия и оснащения. Если количество изобретений периода промышленного переворота выражалось двузначным числом, то в эпоху технологической революции — четырехзначным. Больше всего изобретений запатентовал американец Т. Эдисон (более 1000).

Результаты технологической революции. Основные последствия технологической революции такие:

1. Промышленный переворот XVIII-XIX вв. дал толчок становлению машинной индустрии, вызвал изменения в социальной структуре общества: создание двух новых классов — буржуазии и наемных рабочих, утверждения господства буржуазии. В отличие от него результатам второй технологической революции стали изменения в технике и технологии производства, реконструкция машинной индустрии, превращение науки на непосредственный фактор производства. Поэтому эту революцию называют не промышленной, научно-технической. Она обеспечила резкий рост производства: за 1850-1900 гг. добыча угля увеличилось в 10 раз, нефти — в 25, выплавка стали за 1870-1900 гг. возросла более чем в 50 раз.

2. Вторая технологическая революция обеспечила появление многих новых отраслей промышленного производства, которых раньше не знала история: электротехнической, химической, нефтеперерабатывающей, автомобилестроительной и др.

3. Происходила не только диверсификация отраслей и подотраслей (машиностроение: производство локомотивов, автомобилей, самолетов, кораблей — речных и морских, трамваев и т.п.).

4. Изменения в технологии производства, применение новых материалов и быстрое развитие новых отраслей и машиностроения обусловили изменения в структуре черной металлургии, вследствие чего значительно вырос спрос на сталь.

5. Технологическая революция вызвала изменения в мировой отраслевой структуре промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Эти изменения привели к усилению концентрации производства, стали преобладать крупные предприятия. Такие структурные сдвиги вызвали резкий рост размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечения дополнительных капиталов достигалось путем выпуска акций и создания акционерных обществ.

6. В результате второй технологической революции вместо индивидуальной частной формы собственности основной становится акционерная, в сельском хозяйстве — фермерская: два варианта хозяйствования — американский (США и Канада) и прусский. Для Европы было характерно сочетание обоих путей развития капитализма в аграрном секторе. Развивались также кооперативная и муниципальная формы собственности. В 1913 г. в США на предприятиях, которые принадлежали акционерным обществам (28% всех предприятий), работало 80% рабочих. В Германии создания акционерных обществ охватило прежде всего горную и металлургическую промышленность, строительство и железной дороги. С разрешением выпуска мелких акций номиналом до 1 фунта стерлингов в 1895-1905 гг. происходит значительный рост акционерных обществ в Англии. Несколько медленными темпами этот процесс осуществлялся во Франции. Кооперативная собственность возникла на основе добровольного объединения капиталов и средств мелких товаропроизводителей и служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей. Основными видами кооперации, которые возникли до 1914, p. были потребительская, кредитная, сельскохозяйственная, жилая. К началу Первой мировой войны Россия, в состав которой входила значительная часть украинских земель, занимала первое место в мире по числу участников кооперативного движения (24 млн человек), объединенных в 63 тыс. кооперативов. В Западной Европе 120 тыс. кооперативов объединяли 20 млн человек, в США в 600 кооперативах находилось 70 тыс. человек.

Монополизация производства. Муниципальная собственность и хозяйство возникли в городах и в сельской местности в последней трети XIX в. в связи с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы). Государственная собственность в конце XIX — начале XX в. формировалась двумя основными путями: за счет госбюджета (более распространенный в странах Старого света) и в результате национализации частных предприятий (преимущественно в странах переселенческого капитализма). Завершением этой цепочки изменений стало образование монополистических союзов — монополий, как в области производства, так и в области капиталов (финансовых источников).

Капиталистическая монополия — это объединение капиталов, что возникает на основе высокого уровня концентрации производства и капитала для сосредоточения производства и сбыта значительной части продукции отрасли, установление монопольных цен и обеспечения стабильных сверхприбылей. Простейшими формами монополий является пул, конвенция, корнер, ринг; более зрелыми — картель, синдикат, трест, концерн.

Причины монополизации такие:

1) рост минимальных размеров капиталов;

2) стремление предпринимателей получить максимум прибыли за счет вытеснения конкурентов и установления барьеров для вхождения в отрасль;

3) предоставление правительством какой-либо одной фирме привилегий на поставку газового топлива, электроэнергии, телефонных услуг (естественные монополии) в связи с развитием коммунального хозяйства;

4) развитие патентного права, различные махинации и злоупотребления вплоть до прямого шантажа и разбоя.

Постепенно менялась роль банков в экономике — из пассивного посредника в платежах банк превратился в активного участника рынка. Происходили концентрация и централизация банковского дела. Сами банки часть капиталов вкладывали в промышленность, выступая уже как организаторы производства. Образовался финансовый капитал. Особенно интенсивно этот процесс проходил в США, где банки, финансируя компании, устанавливали над ними контроль, подчиняя их путем скупки акций, направляя своих представителей в правление трестов, а иногда образуя новые тресты. Примером может служить деятельность банка Ж. Моргана, под контролем которого оказались огромные корпорации в энергетике и электротехнике («Дженерал электрик»), телеграфно-телефонной связи (АТТ), автомобилестроение («Дженерал моторс») и др. Морган создал первую в мире компанию с миллиардным оборотом — «Юнайтед стейтс стил», под контроль которой было взято 3/5 американского производства стали. Промышленники часто превращались на банкиров. Например, Т. Рокфеллер, нажив огромные прибыли в нефтяном бизнесе, использовал их для создания Национального городского банка Нью-Йорка, который стал основой современного «Чейз Манхэттен-банк».

Из числа наиболее влиятельных банкиров и предпринимателей в процессе усиления финансового капитала образовалась финансовая олигархия.

Возросло значение внешней торговли. Увеличение масштабов производства потребовало расширения рынка. Международная торговля с 1891 по 1910 г. увеличилась в 1,5 раза. Укрепление и расширение международных экономических связей положило начало формированию мирового хозяйства как единого механизма, который объединял все регионы земли. Важным звеном системы стали бирже крупных городов мира, которые ежегодно регистрировали изменения мировых цен под влиянием мирового спроса и предложения. Международный обмен превращался в необходимое условие дальнейшего развития производства и рынка. Активизировался мировой движение не только товаров (внешняя торговля), но и рабочей силы, капитала.

Экспорт капитала осуществлялся в различных формах: государственные и коммунальные займы, прямые и портфельные инвестиции, кредиты. Наибольшего развития государственные и коммунальные займа вступили во Франции, яйу называли мировым ростовщиком. Кроме процентов, страна-экспортер имела, как правило, дополнительные выгоды. Например, Франция, предоставляя заем Турции на 2,2 млрд франков, получила концессию на строительство железных дорог, установила контроль над важнейшими турецкими морскими портами, оказывая влияние на деятельность главного банка страны — Оттоманского. Турция фактически превратился в полуколонию страны-кредитора.

Ведущей страной прямых и портфельных инвестиций была Великобритания, капиталовложения которой до 1900 г. за рубежом составили 20 млрд долл. Франция вывезла 10 млрд долл. Германия — 5 млрд, США — 0,5 млрд долл. к тому же страна еще и оставалась должником Европы.

Развитие монополий в начале XX в. практически уничтожил государственную конкуренцию. Она сохранилась на мировом уровне как конкуренция за сферу влияния. Примером может служить конкуренция двух крупнейших электрических компаний мира — американской «Дженерал электрик» и немецкой АЕГ. Вторая, обладая капиталом в 1,5 млрд марок, была огромным предприятием по производству различной продукции — от кабелей и изоляторов до автомобилей и летательных аппаратов. В 1907 г. эти компании заключили договор о разделе рынков: «Дженерал электрик» получила для своей продукции рынки США и Канады, АЕГ — Европы и части Азии. На мировом уровне использовались любые методы поощрения на внутреннем рынке, вплоть до промышленного шпионажа. Монополиям способствовала государство, которая меняла таможенные и железнодорожные тарифы в их интересах.

Конкуренция за сферы влияния сопровождалась территориальной экспансией. В последней четверти XIX в. борьбу за территории в Азии, Африке и Тихом океане вели индустриальные государства: Великобритания, Франция, США, Япония, Бельгия, Голландия, Португалия, Испания. За 1884-1900 pp. Великобритания приобрела 3,7 млн кв. миль с населением 57 млн человек, Франция — соответственно 3,6 млн кв. миль и 36 млн человек, Германия — 1 млн кв. миль и 16 млн человек. На начало XX века группа государств в основном завершили территориальный раздел мира.

Следовательно, изменения в технике и технологии производства и в развитии производительных сил, вызванные второй технологической революцией, создали материальные предпосылки для образования монополий и перехода от капитализма промышленной стадии и свободной конкуренции к монополистической стадии. Сначала эпоху структурных институциональных изменений в начале XX в. определяли понятием империализм (от латинского імрегіим — власть), позже распространился срок монополистический капитализм. Проявление и регулярная цикличность экономических кризисов в конце XIX — начале XX века. (1873, 1883, 1893, 1901, 1902 и др.) способствовали процесса монополизации экономики. Разорение мелких и средних предпринимателей в период кризисов способствовали концентрации и централизации производства и капитала. Их уровень в странах не был одинаковым, но в конце XIX — начале XX в. монополия как форма организации производства и капитала заняла господствующее положение.

На этом историческом этапе изменяется лидерство стран мира: ведущие места по промышленным развитием занимают молодые капиталистические страны — США и Германия, значительно продвинулась Япония, тогда как прежние лидеры — Великобритания и Франция — отстают. Центр мирового экономического развития с Важнейшими перемещается в Северную Америку. Первой державой мира на долгое время становятся Соединенные Штаты Америки. Мощный экономический рывок Германии дает возможность Бисмарку в 70-80-х годах XIX в. начать борьбу за гегемонию в Европе. Этим обусловлен курс на милитаризацию страны.

В конце XIX в. в Европе наметились основные контуры коалиций, которые противостояли друг другу. Завершилось оформление их в начале XX ст. что привело европейский мир, его народы до Первой мировой войны.

Вторая технологическая революция и развитие мировых производительных сил

Раздел 2. Результаты технологической революции

Раздел 3. Монополизация производства

электротехника экономический революция транспорт

В последние десятилетия 19 века, на протяжении жизни одного поколения, произошли необычайно масштабные и глубокие изменения в развитии науки и техники, оказавшие беспрецедентное влияние на весь характер хозяйственной жизни. Именно масштаб и глубина их воздействия на экономику позволяют без преувеличения говорить о подлинной революции.

Преобразования, произошедшие за исследуемый период конец XIX — начало XX вв. коснулись самых разных отраслей материального производства и сферы услуг, сказались на структуре занятости, отразились в ключевых характеристиках технологических процессов и формах организации производства. Такой скачок в развитии мирового промышленного потенциала связан с произошедшей в рассматриваемый период научно-технической, революции. Все вышеперечисленные факторы подтверждают актуальность выбранной мной темы.

Цель моей работы — рассмотреть подобные технологические, информационные и экономические изменения в период конец XIX — начало XX вв.

Раздел 1. Общая тенденция экономического развития

1.1 Научная революция

На рубеже XIX-XX вв. главной тенденцией развития экономики стал переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных государственных и частных предприятий, к капитализму, который базируется на многих формах монополии или олигополии.

Изменения в производственных отношениях, которые привели к этому переходу, вызванные бурным развитием науки и техники. В историю период конца XIX — начала XX в. вошел как время второй технологической революции (первая — промышленный переворот), которая продолжалась до Первой мировой войны (1914-1918).[3,c.38]

В этот период кардинально изменились основы научного мышления, переживало расцвет естествознание, шел процесс формирования единой системы наук. Тесная взаимосвязь науки с техникой обусловило постепенное превращение науки в непосредственную производительную силу общества.

На рубеже XX в. возникали крупные научные институты, лаборатории, созданные на мощной технической базе. Появилась отдельная звено — научно-исследовательская деятельность, задачей которой стало доведение теоретических решений до технического воплощения, в том числе исследовательско-конструкторские разработки, производственные, технологические и другие исследования. Этот процесс революционных преобразований в области науки впоследствии охватил технику и технологию, что способствовало необычно высоким темпам роста объема мирового промышленного производства (суммарная выплавка стали с 1870 по 1900 г. выросла в 20 раз).

1.2 Электрика и электротехника

Важное значение имели изменения в энергетической базе производства и транспорта: паровую энергию было заменено электрической, началась электрификация, сложилась технология получения, передачи и приема электроэнергии. В 1867 г. немецкий изобретатель В. Сименс сконструировал электромагнитный генератор с самовозбуждением, который давал возможность с помощью вращения проводника в магнитном поле получать и вырабатывать электрический ток. В 70-х годах было изобретено динамо-машину, ее можно было использовать не только как генератор электроэнергии, а и как двигатель, который преобразует электрическую энергию в механическую. Через десять лет в США Т. Эдисон изобрел первый современный генератор (1883). В 1891 г. он создал трансформатор, а это решило проблему передачи электроэнергии на значительное расстояние. Промышленные предприятия перестали быть привязанными к энергетической базы. Производство электроэнергии организовали на особых предприятиях — электростанциях.[1,c.187]

Внедрение в производство электродвигателей способствовало увеличению скорости станков, повышению производительности труда и создавало предпосылки автоматизации производства. В 1884 г. английский инженер Ч. Парсонсон изобрел многоступенчатую паровую турбину, а в результате ее объединение в единый агрегат с динамо-машиной было создано турбогенератор. В 1896 г. на Ниагарской гидроэлектростанции установили изобретенную перед тем гидравлическую турбину. Возникли новые отрасли промышленности — электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания, работающие на энергии, которую получали при сгорании паров бензина (Н. Отто) и нефти (Г. Дизель). В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц). Двигатель внутреннего сгорания стал широко применяться во всех отраслях промышленности и транспорта, ускорив механизацию сельского хозяйства. В 1906 г. в США с такими двигателями начали выпускать тракторы. Применение их в отдельных хозяйствах американских фермеров началось в 1907, p. массовое же производство освоили лишь в годы Первой мировой войны.

Одной из ведущих отраслей стала электротехника. Российский ученый В. Лодыгин изобрел лампу накаливания с угольной стержнем в стеклянной колбе (1873), а Г. Яблочков — электродуговую лампу (1875), что способствовало распространению электрического освещения. Его начали применять на крупных предприятиях, в крупных городах. Впоследствии конструкцию ламп накаливания изобретатели многих стран усовершенствовали. Так, В. Лодыгин разработал лампу с металлической нитью, в том числе с вольфрамовой. Электрическое освещение постепенно начала вытеснять газовое.

В конце XIX в. получила широкого развития такая отрасль электротехники, как техника средств связи. Совершенствовалась аппаратура проводной телеграфа, началось использование телефонной связи (изобретатель телефона — американец А. Белл, 1876 г.). Первую телефонную станцию построили в 1877 г. в США, в начале 80-х годов они появились почти во всех городах европейских стран. В 1889 г. А. Строуджер запатентовал автоматическую телефонную станцию. С 1895 г. распространялось использование радио, которое сконструировал российский ученый В. Попов.

1.3 Металлургия и транспорт

Высокие темпы развития производительных сил нуждались в модернизации старых отраслей промышленности, прежде всего горной металлургии. Именно здесь вводили технические новинки, меняли конструкцию и размер доменных печей. В результате использования конвертеров Г. Бессемера (Англия, 1856) и С. Томаса (Англия, 1878) в важную отрасль выделилось сталеплавильное производство. Получили развитие электрическая сварка, ковка и литье металлов. В 80-х годах было введено электролитический метод получения алюминия, что позволило развивать цветную металлургию. С 1878 г. таким же методом начали получать медь.

Рост объемов производства товаров требовало увеличения скорости перевозки их, а это способствовало развитию и совершенствованию транспорта. В дорожное строительство все больше проникала сталь (железнодорожные рельсы, мосты). «Эру стальных мостов» открыл построен в 1874 г. в США через реку Миссисипи арочный мост возле м. Сент-Луис. Совершенствовалась конструкция пароходов. С 1903 г. началось строительство судов с двигателями внутреннего сгорания — теплоходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства — нефтеналивные танкеры (судна). В 1896 г. немецкий конструктор Г. Зельферт применил для дирижаблей двигатель внутреннего сгорания, работающий на жидком топливе. Первые шаги делала авиация, широкое развитие которой стал возможным после установки на самолетах легких и компактных бензиновых двигателей. В 1903 г. в США братья В. и О. Райт совершили четыре полеты на самолете с двигателем внутреннего сгорания. Сначала самолеты имели спортивное значение, впоследствии их стали использовать в военном деле, а позже — для перевозки пассажиров и грузов.[4,c.342]

В эпоху НТР благодаря промышленному производству автомобилей с 90-х годов появился новый вид транспорта — автомобильный. Успеха внедрения автомобилей способствовало изобретение ирландского инженера Дж. Денлоп — резиновые шины (1895). На заводах Г. Форда в 1912-1913 гг. впервые применили конвейер. Высокие темпы развития автомобилестроения способствовали широкому строительству шоссейных дорог.

1.4 Технология и организация производства

В производственную сферу проникала автоматизация производства в легкой, полиграфической и других отраслях промышленности. Началась автоматизация станков, широко внедрялась в другие производства поточная система, которая возникла в консервном и спичечному производствах. Особенно важную роль в развитии машиностроения отыграл изобретение конвейера. Благодаря его внедрению в производство уже в 1914 г. на заводах Форда составления одного автомобиля длилось лишь 1,5 часа.

Внедрение поточного производства изменило характер заводского оборудования в машиностроении. Вводили специализированные станки для изготовления деталей — винтов, болтов, шайб и т.д. В текстильной промышленности в 1890 г. появился автоматический ткацкий станок.

Значительный шаг был сделан в военном оснащении: автоматизация стрелкового оружия и артиллерии (1883 г. — пулемет Максимова, несколько типов автоматических винтовок), появление бронеавтомобилей, производство взрывчатых средств, широкое использование средств воздухоплавания и авиации. С 1915 г. самолеты вооружают пулеметами, появляются самолеты-бомбардировщики, создают большие надводные корабли (панцирники), становится реальным подводное плавание.

Первая мировая война требовала большого количества оружия и оснащения. Если количество изобретений периода промышленного переворота выражалось двузначным числом, то в эпоху технологической революции — четырехзначным. Больше всего изобретений запатентовал американец Т. Эдисон (более 1000).[1,c.218-231]

Раздел 2. Результаты технологической революции

Основные последствия технологической революции такие:

1. Промышленный переворот XVIII-XIX вв. дал толчок становлению машинной индустрии, вызвал изменения в социальной структуре общества: создание двух новых классов — буржуазии и наемных рабочих, утверждения господства буржуазии. В отличие от него результатам второй технологической революции стали изменения в технике и технологии производства, реконструкция машинной индустрии, превращение науки на непосредственный фактор производства. Поэтому эту революцию называют не промышленной, научно-технической. Она обеспечила резкий рост производства: за 1850-1900 гг. добыча угля увеличилось в 10 раз, нефти — в 25, выплавка стали за 1870-1900 гг. возросла более чем в 50 раз.

2. Вторая технологическая революция обеспечила появление многих новых отраслей промышленного производства, которых раньше не знала история: электротехнической, химической, нефтеперерабатывающей, автомобилестроительной и др.

3. Происходила не только диверсификация отраслей и подотраслей (машиностроение: производство локомотивов, автомобилей, самолетов, кораблей — речных и морских, трамваев и т.п.).

4. Изменения в технологии производства, применение новых материалов и быстрое развитие новых отраслей и машиностроения обусловили изменения в структуре черной металлургии, вследствие чего значительно вырос спрос на сталь.

5. Технологическая революция вызвала изменения в мировой отраслевой структуре промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Эти изменения привели к усилению концентрации производства, стали преобладать крупные предприятия. Такие структурные сдвиги вызвали резкий рост размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечения дополнительных капиталов достигалось путем выпуска акций и создания акционерных обществ.

6. В результате второй технологической революции вместо индивидуальной частной формы собственности основной становится акционерная, в сельском хозяйстве — фермерская: два варианта хозяйствования — американский (США и Канада) и прусский. Для Европы было характерно сочетание обоих путей развития капитализма в аграрном секторе. Развивались также кооперативная и муниципальная формы собственности. В 1913 г. в США на предприятиях, которые принадлежали акционерным обществам (28% всех предприятий), работало 80% рабочих. В Германии создания акционерных обществ охватило прежде всего горную и металлургическую промышленность, строительство и железной дороги. С разрешением выпуска мелких акций номиналом до 1 фунта стерлингов в 1895-1905 гг. происходит значительный рост акционерных обществ в Англии. Несколько медленными темпами этот процесс осуществлялся во Франции. Кооперативная собственность возникла на основе добровольного объединения капиталов и средств мелких товаропроизводителей и служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей. Основными видами кооперации, которые возникли до 1914, p. были потребительская, кредитная, сельскохозяйственная, жилая. К началу Первой мировой войны Россия, в состав которой входила значительная часть украинских земель, занимала первое место в мире по числу участников кооперативного движения (24 млн человек), объединенных в 63 тыс. кооперативов. В Западной Европе 120 тыс. кооперативов объединяли 20 млн человек, в США в 600 кооперативах находилось 70 тыс. человек. [5,c.56-85]

Раздел 3. Монополизация производства

Муниципальная собственность и хозяйство возникли в городах и в сельской местности в последней трети XIX в. в связи с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы). Государственная собственность в конце XIX — начале XX в. формировалась двумя основными путями: за счет госбюджета (более распространенный в странах Старого света) и в результате национализации частных предприятий (преимущественно в странах переселенческого капитализма). Завершением этой цепочки изменений стало образование монополистических союзов — монополий, как в области производства, так и в области капиталов (финансовых источников).

Капиталистическая монополия — это объединение капиталов, что возникает на основе высокого уровня концентрации производства и капитала для сосредоточения производства и сбыта значительной части продукции отрасли, установление монопольных цен и обеспечения стабильных сверхприбылей.

Причины монополизации такие:

1) рост минимальных размеров капиталов;

2) стремление предпринимателей получить максимум прибыли за счет вытеснения конкурентов и установления барьеров для вхождения в отрасль;

3) предоставление правительством какой-либо одной фирме привилегий на поставку газового топлива, электроэнергии, телефонных услуг (естественные монополии) в связи с развитием коммунального хозяйства;

4) развитие патентного права, различные махинации и злоупотребления вплоть до прямого шантажа и разбоя.[1,c.365]

Постепенно менялась роль банков в экономике — из пассивного посредника в платежах банк превратился в активного участника рынка. Происходили концентрация и централизация банковского дела. Сами банки часть капиталов вкладывали в промышленность, выступая уже как организаторы производства. Образовался финансовый капитал. Особенно интенсивно этот процесс проходил в США, где банки, финансируя компании, устанавливали над ними контроль, подчиняя их путем скупки акций, направляя своих представителей в правление трестов, а иногда образуя новые тресты.

Из числа наиболее влиятельных банкиров и предпринимателей в процессе усиления финансового капитала образовалась финансовая олигархия.

Возросло значение внешней торговли. Увеличение масштабов производства потребовало расширения рынка. Международная торговля с 1891 по 1910 г. увеличилась в 1,5 раза. Укрепление и расширение международных экономических связей положило начало формированию мирового хозяйства как единого механизма, который объединял все регионы земли. Важным звеном системы стали бирже крупных городов мира, которые ежегодно регистрировали изменения мировых цен под влиянием мирового спроса и предложения. Международный обмен превращался в необходимое условие дальнейшего развития производства и рынка. Активизировался мировой движение не только товаров (внешняя торговля), но и рабочей силы, капитала.

Экспорт капитала осуществлялся в различных формах: государственные и коммунальные займы, прямые и портфельные инвестиции, кредиты. Наибольшего развития государственные и коммунальные займа вступили во Франции, яйу называли мировым ростовщиком. Кроме процентов, страна-экспортер имела, как правило, дополнительные выгоды. Например, Франция, предоставляя заем Турции на 2,2 млрд франков, получила концессию на строительство железных дорог, установила контроль над важнейшими турецкими морскими портами, оказывая влияние на деятельность главного банка страны — Оттоманского. Турция фактически превратился в полуколонию страны-кредитора.

Ведущей страной прямых и портфельных инвестиций была Великобритания, капиталовложения которой до 1900 г. за рубежом составили 20 млрд долл. Франция вывезла 10 млрд долл. Германия — 5 млрд, США — 0,5 млрд долл. к тому же страна еще и оставалась должником Европы.

Развитие монополий в начале XX в. практически уничтожил государственную конкуренцию. Она сохранилась на мировом уровне как конкуренция за сферу влияния. Примером может служить конкуренция двух крупнейших электрических компаний мира — американской «Дженерал электрик» и немецкой АЕГ. Вторая, обладая капиталом в 1,5 млрд марок, была огромным предприятием по производству различной продукции — от кабелей и изоляторов до автомобилей и летательных аппаратов. В 1907 г. эти компании заключили договор о разделе рынков: «Дженерал электрик» получила для своей продукции рынки США и Канады, АЕГ — Европы и части Азии. На мировом уровне использовались любые методы поощрения на внутреннем рынке, вплоть до промышленного шпионажа. Монополиям способствовала государство, которая меняла таможенные и железнодорожные тарифы в их интересах.

Конкуренция за сферы влияния сопровождалась территориальной экспансией. В последней четверти XIX в. борьбу за территории в Азии, Африке и Тихом океане вели индустриальные государства: Великобритания, Франция, США, Япония, Бельгия, Голландия, Португалия, Испания. За 1884-1900 pp. Великобритания приобрела 3,7 млн кв. миль с населением 57 млн человек, Франция — соответственно 3,6 млн кв. миль и 36 млн человек, Германия — 1 млн кв. миль и 16 млн человек. На начало XX века группа государств в основном завершили территориальный раздел мира.[2,c.487]

Следовательно, изменения в технике и технологии производства и в развитии производительных сил, вызванные второй технологической революцией, создали материальные предпосылки для образования монополий и перехода от капитализма промышленной стадии и свободной конкуренции к монополистической стадии. Сначала эпоху структурных институциональных изменений в начале XX в. определяли понятием империализм (от латинского имрегиим — власть), позже распространился срок монополистический капитализм. Проявление и регулярная цикличность экономических кризисов в конце XIX — начале XX века. (1873, 1883, 1893, 1901, 1902 и др.) способствовали процесса монополизации экономики. Разорение мелких и средних предпринимателей в период кризисов способствовали концентрации и централизации производства и капитала. Их уровень в странах не был одинаковым, но в конце XIX — начале XX в. монополия как форма организации производства и капитала заняла господствующее положение.

На этом историческом этапе изменяется лидерство стран мира: ведущие места по промышленным развитием занимают молодые капиталистические страны — США и Германия, значительно продвинулась Япония, тогда как прежние лидеры — Великобритания и Франция — отстают. Центр мирового экономического развития с Важнейшими перемещается в Северную Америку. Первой державой мира на долгое время становятся Соединенные Штаты Америки. Мощный экономический рывок Германии дает возможность Бисмарку в 70-80-х годах XIX в. начать борьбу за гегемонию в Европе. Этим обусловлен курс на милитаризацию страны.

В конце XIX в. в Европе наметились основные контуры коалиций, которые противостояли друг другу. Завершилось оформление их в начале XX ст. что привело европейский мир, его народы до Первой мировой войны.

1. Бор М.З. История мировой экономики. — М. Прогресс, 2001.

2. Агапова И.И. История экономики: курс лекций, М. Юристь, 2002.

3. Лойберг М.Я. История экономики. М. ИНФА, 2006

4. Г.Б. Поляк, А.Н. Маркова. История мировой экономики, 2002

5. Медовой А.И. Экономические и социальные проблемы развивающихся стран. — М. 1994.

Размещено на Allbest.ru




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *