Воспитательная система школы

Воспитательные системы школы на современном этапе

За долгую историю существования педагогики как науки и практики возникало множество воспитательных систем, основанных на различных философских, социологических и психолого-педагогических концепциях. В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, каждая из которые имеет свою теоретическую модель, основанную на конкретном философском учении.

Многообразные воспитательные системы различаются временным существованием, видом, моделью, путями внедрения. К таким воспитательным системам относятся: гуманистическая воспитательная система (школы № 825, система В.А. Караковского), «Педагогика общей заботы» как воспитательная система, «Педагогика успеха», Школа диалога культур, воспитательная система сельской школы, Вальдорфская школа, Воспитательные системы в социуме, Пионерская организация, Скаутизм как воспитательная система. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы [9].

Воспитательные системы вальдорфских школ. Вальдорфские школы существуют с начала XX в. и популярность этих школ неуклонно растет. Их главная идея заключается в том, что человек является отражением трех миров, единством трех тел — физического, духовного и душевного, Рудольф Штейнер, основатель этих школ, стремился создать школу, в которой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром, то есть автор системы выступал за свободное воспитание. Главный принцип, который является основой данной воспитательной системы, – принцип свободы, которая в свою очередь обязательно предусматривает ответственность. Школа выступает как социальный организм нового типа. Так, в ней нет директора. К решению всех важных вопросов привлекаются родители. Школа не имеет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная свобода в выборе содержания, форм и методов образовательного процесса.

Основными средствами обучения могут быть яркие, живые слова, ритмы, природные материалы, игры, творческой деятельности. Основная опора делается на индивидуальные особенности детей, их душевных переживания, которые выступают стимулом для развития и осознания своего «Я». Делается ориентация на развитие у детей способности изучать природу, воспринимать культуру и искусство. Одно из главных условий – обучение происходит без отметок в форме свободного общения [6].

Воспитательная система школ глобального образования. Эти модели были разработаны Р.Хенви и М.Боткиным, которые дополняют друг друга. Они рассматривают мир как единое целое, где благополучие каждого зависит от благополучия всех.

Роберт Хенви сформулировал такое определение, глобального образования — это совокупность следующих измерений: формирование непредвзятого взгляда на мир, осознание состояния планеты, осознание непрерывности мировых процессов, возможностей выбора.

По мнению М. Боткина, суть глобального образования состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, который обеспечивается инновационным подходом. В этом подходе выделяется два аспекта: предвосхищение и сопричастность. Предвосхищение — это способность преодолевать новые ситуации, предвидеть будущее и оценивать последствия своих действий или бездействий. Сопричастность – стремление к сотрудничеству, взаимопониманию.

Глобальное образование возможно только при существовании учебной программы и учебных планов, которые должны быть различны и обязаны дополнять друг друга.

Воспитательная система «справедливое сообщество». Эта воспитательная система появилась в школах США в 1960 г. Концепция была представлена Л.Кольбергам и основана на следующей идеи: нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление происходит постепенно. Справедливые сообщества — небольшие объединения педагогов и учащихся внутри обычной традиционной школы, в которой ученик и учитель имеет равное право голоса для решения всех поставленных задач. Основная идея данной системы — улучшение морального климата школы, которое возможно при соблюдении ряда условий: равное участие администрации, учителей, учащихся в создании правил и норм поведения; определение форм поощрения и наказания и т.д. Все это позволяет сбалансировать справедливость и коллективность, обеспечить эффективное развитие каждого ученика, не нарушая целостности школьного сообщества [10].

Воспитательная система общей заботы. Идея общей заботы была выдвинута ленинградским ученым И. П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в. В основу ее положены следующие принципы: сотрудничество, социально полезная направленность, романтизм. Идея находит свое отражение в методике коллективного творческого дела.

В организации коллективной творческой деятельности отмечаются несколько этапов: предварительная работа воспитателей; коллективное планирование, подготовка, подведение итогов.

Гуманистическая воспитательная система. Воспитательнаясистема школы № 825 г. Москвы, ориентированная на целостную педагогическую концепцию «Мы – школа», опирается на идеи коллективного творчества, комплексного подхода к воспитанию, интеграции педагогических воздействий. Ее основными особенностями выступают:

1) организационное строение, включающее педагогический совет (администрация, учителя, представители от старшеклассников) и большой совет (директор, педагоги, представители от каждого класса, начиная с шестого);

2) стиль взаимоотношений, основанный на заинтересованном обсуждении детских проблем, отсутствии грубости, резкого тона и т. д.;

3) ключевые общешкольные дела — традиционные мероприятия с творческим подходом;

4)различные внеклассные собрания с выездом за город [9].

Воспитательная система школы диалога культур. В основе — переход от идеи «образованного человека» к идее « человека культуры». Результатом воспитания должна быть базовая культура личности – нравственная, духовная, умственная, экологическая, физическая, коммуникативная и т.д. Методика воспитательной системы школы диалога культур основана на коммуникации, общении. В каждой идее, слове, образе происходит диалог разных культур, разных эпох, разных народов. Результатом совместного творческого поиска учителей и учащихся являются новые чувства, новые идеи, новые взаимоотношения [7].

Воспитательная система школы-комплекса. Школа-комплекс — относительно новый тип школы, отвечающий современным требованиям. Относительно новый потому, что опыт образовательно-воспитательных учреждений С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Ф. Ф. Брюховецкого, А.А.Захаренко, В. А. Караковского и многих других — это, в сущности, опыт создания школ-комплексов, только в разное время и в разных условиях. Интенсивное внимание в таких школах направлено не только на содержательную, психолого-педагогическую сторону, но и на организационную.

Школа-комплекс — образовательное учреждение, основанное на взаимодействии и сотрудничестве педагогов, детей, родителей, учреждений культуры, спорта, образования, производства. Причем не может быть единообразия, а все зависит от конкретных социально-педагогических условий, материально-технических и кадровых возможностей. Основой существования таких школ является четкая формулировка целей деятельности, освоение этих целей всеми субъектами деятельности, взаимосвязь этих целей; наличие квалифицированных кадров; создание отношений доброжелательности; предоставление детям свободы выбора видов деятельности и др [6].

Таким образом, в современных воспитательных системах можно увидеть, что в их основе лежат различные философские, социальные, психологические, педагогические теории и идеи, но их связывает общность суждений о ребенке, целостность взглядов на его личность. Сама воспитательная система может быть создана как отдельно, так и в рамках любой школы образовательного учреждения. Воспитательная система носит характер добровольности и может не охватывать всех педагогов и учащихся, так как это открытые системы, которые зависят от материальной и духовной среды. Воспитательная система создается и совершенствуется в целях личностного развития учащихся, а не просто для функционирования. И существует она только благодаря совместным усилиям педагогов, детей и их родителей.

Воспитательная система школы

Воспитательная система как социально-педагогический феномен имеет множество разновидностей (типов). Тип воспитательной системы определяется содержанием системообразующих видов деятельности. Так, в воспитательных системах школ, лицеев, гимназий единственным системообразующим видом может быть познавательная деятельность. В воспитательной системе учреждения дополнительного образования (центра детского творчества, молодежного объединения, клуба и др.) системообразующие виды деятельности определяются профилем учреждения. В школе при сельскохозяйственном предприятии одним из системообразующих видов деятельности является труд. Разновидность воспитательной системы зависит также от типа школы, ее месторасположения, количества учащихся, опыта работы педагогического коллектива, традиций и т. д. Кроме того, можно вести речь о воспитательной системе отдельных педагогов – классных руководителей или учителей-предметников.

Чаще всего в педагогической теории и практике речь идет о воспитательной системе школы, целесообразность создания которой обусловлено следующими факторами:

• интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса;

• расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательный процесс окружающей природной и социальной среды;

• экономией времени и сил педагогического коллектива за счет преемственности в содержании и методах осуществления воспитательного процесса;

• созданием условий для самореализации и самоутверждения учащихся, учителей, родителей за счет расширения деловых и межличностных отношений в коллективе.

Воспитательная система школы включает совокупность компонентов, в числе которых выделяют: 1) подсистему целей и идей; 2) общность людей, их реализующих; 3) подсистему деятельности и общения; 4) социальную и природную среду, освоенную школьным коллективом.

Первый компонент является главным детерминирующим и интегрирующим фактором становления, функционирования и развития воспитательной системы. Воспитательную систему школы невозможно представить без цели, поскольку при отсутствии целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет смысл, ведь ее сущностной характеристикой является целенаправленность. По меткому выражению В. А. Сухомлинского, в учебном заведении и стены могут воспитывать, но возможно, что и весь коллектив школы не будет способен к воспитанию, если педагоги будут действовать разрозненно и нецеленаправленно.

Наряду с целью коллектив учебного заведения определяет совокупность идей, на основе которых моделирует и строит свою жизнедеятельность. Данные идеи могут стать основными положениями Устава школы, принципами построения воспитательной системы, правилами Кодекса жизни в школе. Идеи могут быть сформулированы следующим образом:

• принцип творческого саморазвития личности;

• принцип гуманизации и демократизации воспитательных отношений;

• принцип опоры на интересы и потребности учащихся, педагогов, родителей и других участников образовательного процесса;

• принцип ориентации на общечеловеческие ценности и опоры на национальные, региональные и местные традиции.

Второй компонент воспитательной системы школы – это совокупный субъект воспитательного процесса, в качестве которого выступают члены сообщества детей и взрослых, реализующие вместе и раздельно цели воспитания и совместной жизнедеятельности. Характер и формы взаимодействия субъектов воспитательного процесса должны соответствовать уровню развития коллектива учебного заведения. Для этого надо учитывать неоднородность коллектива, в котором могут существовать следующие группы:

– инициативная, которая является генератором идей и организатором деятельности;

– сторонники инициаторов и «сочувствующие» им;

– отдельные группы или индивиды, которые отрицательно относятся к целям воспитательной системы и препятствуют ее построению;

– равнодушные ко всему происходящему личности.

Данные группы существуют не только в учительской, но и в ученической и родительской среде. Следовательно, для обеспечения эффективного функционирования воспитательной системы школы инициаторы должны использовать различные способы взаимодействия с этими группами.

Значение третьего компонента – подсистемы деятельности и общения – заключается в следующем. Успех функционирования воспитательной системы во многом зависит от правильного выбора системообразующей деятельности, способов и форм взаимодействия членов школьного коллектива в процессе совместных дел, степени личностной и общественной значимости совершаемой работы.

Воспитательная деятельность является системообразующей в том случае, если она отвечает ряду требований: а) выражает общую коллективную потребность и является личностно привлекательной в глазах если не всех, то большинства школьников; б) не формально, а естественно и реально соответствует главной цели и задачам воспитательной системы; в) связана с другими видами деятельности и имеет точно определенное место в целостном содержании воспитательного процесса; г) педагогический коллектив владеет технологией оптимальной реализации воспитательной деятельности; д) в данном коллективе есть материальная и кадровая база для успешной ее реализации.

Четвертый компонент воспитательной системы школы – это внутренняя и внешняя среда, освоенная школьным коллективом (воспитательная среда). Среда является жизненным пространством, в котором реализуются основные цели, задачи и замыслы участников воспитательного процесса. Следует помнить, что не вся окружающая школу социальная и природная среда является воспитательной, а лишь та ее часть, которая освоена школьным коллективом. Освоение воспитательной среды осуществляется несколькими путями, включающими:

– ознакомление школьников с окружающей средой в процессе целесообразного, концентрического, постепенного увеличения радиуса освоения и расширения знаний школьников о доступных объектах;

– педагогизацию окружающей среды за счет участия родителей и общественности в делах и управлении школой, обучения их психолого-педагогической грамоте;

– персонализацию среды, связанную с тем, что каждый индивид и каждая ученическая общность должны найти в окружающей среде свою излюбленную нишу, своих друзей, конкретные объекты для приложения своих сил;

– формирование у учащихся адекватного отношения к положительным и отрицательным явлениям окружающей среды.

Создание и развитие воспитательной системы школы состоит из нескольких этапов.

На этапе становления в существующую или вновь создаваемую школу вносится определенная идея, образ будущей школы. Определяется цель воспитательной системы, разрабатывается концепция ее создания: намечаются принципы деятельности педагогического и ученического коллективов, приоритетные и системообразующие виды деятельности, формы их организации. Основная цель первого этапа – отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников. В процесс создания системы вовлекается все большее количество педагогов, учащихся, их родителей, участвующих в совместной деятельности. Главная характеристика воспитательной системы школы на данном этапе – ее стремление к упорядоченности.

На этапе стабильного развития воспитательной системы школы развивается школьный коллектив, ведущей становится коллективная деятельность, формируется стабильное общественное мнение. Создаются органы само– и соуправления, отрабатываются наиболее эффективные педагогические технологии. Главная трудность педагогического управления школьной воспитательной системой на этом этапе состоит в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллективов.

Третий этап – окончательное оформление воспитательной системы школы – характеризуется тем, что школьный коллектив действует как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, совместной деятельностью, отношениями творческого сотрудничества. В центре внимания воспитательной системы находятся воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой личности, развитие демократического стиля руководства и отношений. Отмечается значительное повышение культуры педагогов-воспитателей, обретение ими гуманистической позиции, освоение технологий гуманистического воспитания. Система накапливает и передает свои традиции. Воспитательная система школы и среда активно и творчески взаимодействуют.

Четвертый этап – перестройка воспитательной системы школы – наступает, когда усиливаются дезинтеграционные явления, связанные с поиском нового, оригинального в жизни школьного коллектива. Причинами таких явлений могут быть дефицит новизны, усталость педагогов, стремление к обновлению жизни школы. Явление кризиса – естественный процесс в развитии системы, в ходе которого она вступает на новый этап послекризисного развития, где преобладающими вновь становятся интеграционные процессы.

Перестройка или обновление воспитательной системы может носить не только прогрессивный (развивающий), но и консервативный (разрушающий) характер. Ведущую роль в этом играют педагогическая концепция, которая лежит в основе системы, а также доминирующий вид деятельности, выступающий главным системообразующим фактором. Система меняется коренным образом в том случае, если вместе со сменой доминирующей деятельности меняются и педагогические концепции.

Система обновляется за счет инноваций, ведущих к ее изменениям. Однако новый этап может закончиться и развалом системы, когда после кризиса не последует очередного витка развития, а произойдет распад системообразующих связей. Развал воспитательной системы нередко связан с уходом из школы ее автора.

Успешность функционирования школы как воспитательной системы и эффективность ее движения от одного этапа развития к другому могут оцениваться на основе двух групп критериев. Первая группа критериев, позволяющая ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система, может быть представлена следующими показателями:

• упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы);

• наличие сложившегося единого школьного коллектива;

• интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.

Вторая группа критериев, дающая представление об уровне сформированности воспитательной системы и эффективности ее функционирования, может включать такие показатели:

– степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;

– общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт;

– уровень воспитанности учащихся.

Данные критерии условны, они могут конкретизироваться применительно к той или иной воспитательной системе школы.

Вопрос № 9 Составляющие воспитательной системы школы.

Составляющие воспитательной системы школы. Организаторы воспитательной работы в школе и их функции. Классный руководитель в воспитательной системе. Условия эффективности деятельности классного руководителя. Виды внеучебной деятельности детей как средство воспитания. Уровни воспитательных результатов в свете требования Программы воспитания и социализации обучающихся. Планирование воспитательной работы.

Составляющие воспитательной системы школы

Воспитательная система школы – это такой способ организации ее жизнедеятельности, который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов, их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей, совершенствование и изменение характера сложных связей между компонентами системы (И.А. Карпюк).

Воспитательная система школы имеет сложную структуру .

Ее компоненты . 1) цели, выраженные в исходной концепции (то есть совокупность идей, для реализации которых система создается); 2) деятельность, обеспечивающая ее реализацию; 3) субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъектов в некую общность; 4) среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

В структуре воспитательной системы школы (учреждения образования, детского объединения или организации) выделяют следующие компоненты. 1) теоретическая концепция (цели, задачи, принципы, совокупность педагогических идей, теорий, положительный педагогический опыт), для реализации которой создается воспитательная система; 2) содержание системы (научные знания, информация, ценности, достижения культуры и т.п.), в том числе системообразующая творческая, коллективная и личностно-значимая деятельность в сфере учения, труда, досуга и т.д. способствующая реализации целей и теоретических идей системы; 3) субъекты деятельности как ее участники и организаторы;4) развитые формы общения и гуманистические отношения; 4) управление. обеспечивающее интеграцию всех компонентов в целостную систему, а также ее развитие; 5) внутренняя и внешняя среда системы. освоенная ее субъектами.

Организаторы воспитательной работы в школе и их функции.

Организацией воспитательной работы в школе занимаются не только классные руководители . все учителя-предметники в процессе обучения, но и специально выделенные для этих целей лица. Это, прежде всего, заместитель директора по воспитательной работе (организатор воспитательной работы). Его функции . он осуществляет руководство педагогами: помощь в планировании воспитательной работы, ее организации и оценке результативности. Координацию всей воспитательной работы в образовательно-воспитательном учреждении. Способствует повышению квалификации воспитателей и раскрытию их потенциальных воспитательных возможностей.

Социальный педагог. Реализуемые им функции. он обеспечивает взаимодействия всех институтов социализации, активизирует воспитательные функции общества, семьи, личности. Помогает в установлении контактов между личностью и микросредой, семьей и социумом, между детьми и взрослыми. Социальный педагог, прежде всего, выявляет в образовательном учреждении неблагополучные семьи, сложных воспитанников, воспитанников, попавших в трудные условия. Он оказывает помощь семьям и всем детям, нуждающимся в защите прав и попечительстве.

Школьный психолог ( Психологическая служба). Функции: осуществляет диагностику индивидуального развития школьников, особенности развития отношений в детском коллективе. Осуществляет коррекционную работу в пределах своей компетенции. Также школьный психолог помогает учителям и воспитателям определить причины трудностей в установлении контактов с детьми, в решении тех или иных проблемных или конфликтных ситуаций.

Омбудсмен . Сравнительно новая должность. Функции заключаются в защите прав детей, их разъяснении и пропаганде. Омбудсмен не подчиняется администрации образовательного учреждения.

Классный руководитель в воспитательной системе

Классный руководитель – это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое ее директором для осуществления воспитательной работы в классе.

В настоящее время институт классного руководства существенно изменился, поскольку имеется несколько типов классного руководства: а) учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя; б) освобожденный классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции; в) классный куратор (попечитель), которому поручено наблюдение за какой-либо работой; г) тьютор (защитник, покровитель, опекун), осуществляющий контроль в условиях, когда учащиеся берут на себя ряд организаторских функций педагога.

Основными функциями классного руководителя являются:

• воспитательная (социальная защита ребенка);

• организаторская (работа по всем педагогическим аспектам жизнедеятельности класса и школы, формирование личности и коллектива, изучение учащихся);

• координирующая (установление позитивного взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса – педагогами, учащимися, родителями, общественностью);

• управленческая (контроль за динамикой развития личности и коллектива на основе ведения личных дел учащихся и других видов документации).

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Условия эффективности деятельности классного руководителя .

Под педагогическими условиямипонимаются обстоятельства, способствующие проявлению и развитию творческой индивидуальности классного руководителя, выработке им авторской педагогической технологии.

Эффективность деятельности классного руководителя зависит от личности самого воспитателя, от уровня его педагогической культуры, знания и понимания им основных социально-психологических проблем класса. От личных качеств воспитателя зависит стиль отношений с воспитанниками, система педагогических приемов и способов его взаимодействия с учащимися.

Классный руководитель успешно работает, если у него сформирована положительная Я-концепция, основанная на твердой уверенности в импонировании другим людям, уверенности в способности к тому или иному виду деятельности, чувстве собственной значимости (Р. Берне).

Выделяют 2 группы критериев (показателей) эффективности работы классного руководителя:

1 Группа. Результативные критерии. Они показывают, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции. Эти критерии отражают тот уровень, которого достигают школьники в своем соц. Развитии.

2 Группа. Процессуальные критерии. Критерии, которые позволяют оценить управленческие функции классного руководителя:

— как осуществляется педагогическая деятельность и общение педагога.

— как реализуется в процессе труда его личность.

— каковы его работоспособность и здоровье.

— какие процессы деятельности и процессы общения учащихся он организует.

Эффективным считается такой труд к.р. в котором высокие результаты или показатели имеют как процессуальные, так и результативные показатели. А самое главное являются позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и их взаимоотношение.

Виды внеучебной деятельности детей как средство воспитания.

Для научного анализа такая классификация представляет интерес, но для практической работы это неудобно, громоздко. К тому же здесь смешивают­ся понятия «система» и «технология», и часто оба эти слова обозначают в од них случаях методическую систему работы учителя (система обучения в на­чальной школе С. Н. Лысенковой или обучение литературе Е. Н. Ильина), в других случаях — виды обучения (например, технология проблемного обучения), инновационные модели авторских школ.

Из сказанного следует, что строгих теорий воспитательных или педа­гогических систем в педагогике пока нет, что затрудняет практическую работу. Тем не менее кратко, в общих чертах охарактеризуем некоторые известные воспитательные системы недавнего прошлого и современные системы.

Система А. С. Макаренко в 20—30-е гг. прошлого века в советской Ук­раине (официальное учреждение для несовершеннолетних правонарушите­лей — трудовая колония, затем коммуна). По существу, это школа-интер­нат, школа-комплекс, где подсистемами воспитания были обучение, труд, коллективная деятельность, самоуправление, клубная работа, — все тесно взаимосвязано. Системообразующими факторами можно считать настоя­щее производство и самоуправление всего коллектива воспитанников. В колонии был завод, выпускавший электроинструменты и фотоаппараты, на нем колонисты под руководством взрослых осуществляли весь произ­водственный процесс и получали начальное профессиональное образова­ние наряду с общим средним образованием в школе. Великим открытием А. С. Макаренко стало воспитание в коллективе, методика создания и раз­вития коллектива воспитанников. Ее главными особенностями были разновозрастные группы детей, система сменных командиров, поручений, от­ношения взаимной ответственности, совет командиров, общее собрание и многое другое, что стало классикой отечественной педагогики.

В те же 20—30-е гг. во Франции Селестен Френе создал педагогическую систему начальной школы в провинции, в «сельской местности». С. Френе в основном разделял принципы «свободного воспитания», школы труда, самоуправления начала XX в. Главное, вокруг чего организовывались и учеба, и воспитание, была школьная типография. В ней ученики набирали и издавали «свободные тексты», дидактические карточки и газету. Свобод­ные тексты — основной метод обучения в школе С. Френе: отчеты, сочине­ния учеников по учебным предметам, это и упражнения в языке, это и учебные тексты для младших поколений. С. Френе постоянным учебникам предпочитал особые дидактические карточки, где содержался материал, подлежащий усвоению, упражнения, задания. Каждый ученик с помощью учителя составлял свой набор карточек для занятий. Тексты, карточки, ти­пография активизировали учеников, уводили от зубрежки, будили интеллектуальную и социальную инициативу.

В школе С. Френе был школьный кооператив, своеобразный совет школы, орган самоуправления. Учащиеся занимались самообслуживанием, хозяйственной деятельностью, изготавливали предметы для школы и на продажу. Совет кооператива руководил всем порядком в школе, действовал на демократических началах. Каждую субботу проходило собрание коопе­ратива, где обсуждались вес вопросы жизни школы. В частности, это дела­лось с помощью своеобразной газеты Френе, в которой было четыре ко­лонки, где каждый мог сделать свою запись: «я критикую» — «хвалю» — «я хотел бы» — я сделал». Разбор записей, их коллективное обсуждение, поощрения и наказания, выносимые коллективом, были мощным сред­ством воспитания. В настоящее время во Франции имеется общество пос­ледователей С. Френе, работающих по его системе.

Примером того, как в обычной школе в наши дни на базе формально существующей системы можно создать и развивать своеобразную школь­ную систему, служит московская школа № 825 (директор В. А. Караковский). Особенностью воспитательной системы при се создании и системообра­зующей деятельностью был весенний коммунарский сбор — трехдневная жизнь за городом по нормам и законам коммунарского движения (см. выше). Сбор создавал особый эмоциональный настрой, там устанавлива­лось неформальное общение, отношения, атмосфера некоего идеального братства, идеальной жизни. В этом его главная цель — утверждение особых теплых отношений, установок, норм, ценностей.

Второй особенностью системы явились ключевые общешкольные дела в течение года, своего рода традиции: творческая учеба, праздник песни, праздник знаний. В дальнейшем внеурочная досуговая деятельность все теснее соединялась с учебным процессом. Взаимопроникновение учебной и внеучебной сфер школы стало еще одной характерной чертой воспитательной систе­мы школы В. А. Караковского. Формы этого объединения — познавательная игра «Робинзонада», дидактический театр, общественный экзамен, аукцион знаний, Ломоносовский месяц, включавший экспедицию в Холмогоры, науч­ную конференцию, межпредметные уроки, затем месяц Москвы и др.

Итак, коллективная творческая деятельность в разных формах внеуроч­ных и учебных занятий, вобравших в себя элементы неформальной, сво­бодной деятельности и теплого, дружеского общения педагогов и детей, со­здает основу воспитательной системы школы. Большую роль в ее жизни играет, конечно, личность генератора идей и организатора — директора, его сторонников и помощников из учителей и ученического актива, а так­же общая атмосфера, стиль общения, поведения, идеалы и ценности всего коллектива, бережно сохраняемые. Дополняют системы и органы управле­ния: Большой совет (представители всех классов), собирающийся 2—4 раза и год, постоянные и временные органы самоуправления, дежурные коман­диры. Система существует уже около 25 лет. Ее история позволяет анализи­ровать процесс развития, реформирования, преодоления кризисов школь-пой воспитательной системы.

Школа самоопределения (Москва, школа № 734, директор А. И. Тубелъский). В основе концепции данной системы лежат идеи гуманистической педагогики, личностно ориентированного образования, свободного воспитания. Коллектив понимает задачу школы как создание условий для выбора учениками содержания обучения, видов учебных и внеучебных занятий и даже учителя, для определения индивидуального пути и темпа обучения. Для этого в школе наряду с традиционной классно-урочной организацией обучения имеются «классы открытых студий»: несколько раз в неделю ученики посещают учебные занятия по выбору, можно выбрать и учителя и предмет. Это не только дает возможность варьировать содержание образования, но и меняет отношение к учебе, к себе, к окружению. Свободный выбор заставляет думать, оценивать, относиться ответственно к своему поведению.

Кроме того, старшеклассники некоторое время работают над индивидуальным проектом, посещая какое-либо предприятие, учреждение города, проходя своеобразную практику. Этот новый для нашей школы вид работы по замыслу педагогов должен обеспечивать условия для самореализации, социального развития учеников. В школе организуется также разнообразная внеурочная деятельность: трудовые объединения, пресс-группа, полит клуб, правовая группа — эти разновозрастные объединения тоже часто ра­ботают по коммунарской методике и служат сближению всего коллектива школы, расширению опыта учащихся.

Эта школа работает в режиме эксперимента, ее система развивается на основе инновационных подходов и дает пример того, как осуществлять нововведения, модернизируя образование.

В истории каждой системы важно увидеть ее своеобразие, неповторимость и еще более важно выделить принципиальные особенности, то, что можно тиражировать, следуя технологическому подходу в образовании.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое технология воспитания? В чем состоит технологический подход к воспитанию?

2. Технология и личность — в чем тут проблема и как она решается?

Назовите и охарактеризуйте виды деятельности воспитателя, техно логию работы классного руководителя.

Дайте характеристику технологии коллективной творческой дея тельности.

Воспитательная система школы

В 80-х годах в педагогической литературе появляется новое понятие «воспитательная система». Разработка теории воспитательных систем связана с именами таких ученых, как Караковский В.А. Новикова Л.И. Селиванова Н.Л, Сидоркин А.М. и др. Со временем это понятие становится в педагогике все более распространенным, привлекает внимание педагогов-практиков. По мнению В.А. Караковского, есть все основания считать, Что в ближайшее время оно будет ключевым в нашей педагогике. Эту же мысль подтверждает Н.Л. Селиванова, говоря о том, что в условиях рыночной стихии, эгоцентрических настроений в обществе, дезориентирующих школьников, гуманистическая воспитательная система является чуть ли не последним гарантом выживания и безопасности подрастающих поколений, так как объединение людей – это проверенный человечеством способ выживания в поворотные моменты истории.

В основу теории воспитательных систем принято определение, данное Х.И. Лийметсом, который рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных для этого.

Поэтому воспитательная система – это, с одной стороны, психолого-педагогическая система, с другой стороны, социально-педагогическая система, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный. Следовательно, воспитательная система более широкое понятие, чем педагогическая система, которая составляет ее основу.

В основе воспитательной системы школы лежит идея интеграции воспитания и обучения в целостный воспитательный процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей воспитания ребенка. Следовательно, дидактическая система школы, включающая цели, содержание образования, методы и формы его организации, система воспитательной работы как система воспитательных дел и управленческая система является подсистемами воспитательной системы.

По определению Л.И. Новиковой, воспитательная система школы – это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, отношения, материальная база, освоенная коллективом окружающий среда) и обладающая такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

Воспитательная система школы имеет сложную структуру, которая состоит из следующих компонентов: цели и идеи, выраженные в исходной концепции; общность людей, реализующих цели и идеи (субъекты деятельности); системообразующая деятельность, общение и отношения; среда, освоенная субъектами системы; финансово-материальная база воспитательной системы.

Цель как прогнозируемый результат возникает на основе согласования устремлений и желаний членов школьного коллектива, социального заказа школе, учета особенностей и возможностей школы и ближайшего окружения. Наряду с целью школьный коллектив определяет некоторую совокупность идей, на основе которых строит свою жизнедеятельность. Данные идеи могут стать основными положениями Устава школы, принципами построения воспитательной системы, правилами Кодекса жизни в школе.

Ядром воспитательной системы, по утверждению Л.И. Новиковой, является школьный коллектив, представляющий единство педагогического и ученического коллективов. Педагоги и дети – это субъекты воспитательной системы. Они конкретизируют стоящие перед школой цели, переводят их в ранг практических задач и осуществляют в процессе совместной деятельности. Создание и развитие системы и сплочение коллектива – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Школьный коллектив при этом не следует рассматривать как дифференцированное единство разных по своим функциям первичных объединений детей и взрослых (педагогов, родителей). Достижение такого единства – условие и результат развития воспитательной системы школы.

Третьим компонентом воспитательной системы школы является подсистема деятельности, общения и отношений.

Не всякая деятельность, организуемая в школе, имеет системообразующий характер. В школе важно определить и развивать те виды деятельности, которые наиболее полно отражают целевую установку систем, они и должны носить доминирующий характер. Это как бы композиционные центры системы, вокруг которых и происходят интеграционные процессы. Доминирующий не значит единственный, даже не всегда главный.

Выбор системообразующего вида деятельности зависит от:

— интересов и потребностей учащихся;

— особенностей педагогического коллектива;

— типа учебного заведения;

— традиций школы и окружающего социума;

— финансово-материальных возможностей школы.

Следует отметить, что системообразующая деятельность не исчерпывает

весь диапазон деятельности педагогов, учащихся и родителей. Существуют и другие виды деятельности, которые способствуют упорядочению и интеграции компонентов воспитательной системы.

Специфической особенностью школы как воспитательной системы является реализация в ее жизнедеятельности воспитательных комплексов как форм интеграции воспитательных влияний на личность.

В педагогике известны следующие виды воспитательных комплексов:

— ключевое общешкольное дело;

— воспитательный центр (межвозрастное объединение школьников, педагогов и родителей, которое возникает на основе какого-то общего интереса, но проводит разноплановую деятельность в школьном коллективе). Такими центрами становятся объединения клубного типа;

— социально-педагогический проект, представленная совокупность совместных дел педагогов, учащихся и их родителей.

Деятельность и общение детей, детей и взрослых порождают сетку отношений, которые в гуманистической системе могут принимать не всегда гуманистический характер. Они в первую очередь и определяют воспитательный потенциал системы, ее влияния на личностное развитие ребенка. Отношение – предмет особой заботы педагогов.

Воспитательная система — открытая система, в ее становлении, функционировании, развитии большую роль играет среда и как внешний фактор, и как внутренний компонент, входящий в структуру деятельности и педагогов. Открытая воспитательная система, взаимодействуя со своим социумом, с одной стороны, влияет на него, обогащается им, обретая устойчивость и способность к самоорганизации. А с другой – воспринимает через учеников и педагогов особенности среды, воспроизводит общественные идеи, предрассудки, оценки, способы поведения, реагирует по стихийные влияния улицы; порой ориентируется на весьма различные по своей сути педагогические теории. Но, в основном, воспитательная система взаимодействует со средой избирательно, так как развитие системы должно идти как педагогически организованный процесс.

Вместе с тем воспитательная система школы существует автономно в окружающем ее социуме. Чем более она развита, тем в большей степени ее целостность базируется на совместной деятельности педагогов и учащихся, на единстве их интересов, тем, следовательно, более независима от влияний внешней среды. Известно, что в условиях тоталитарного общества рождались и сравнительно долго жили гуманистические школы, а в демократической системе долго процветали школы авторитарные.

Последним компонентов воспитательной системы является финансово-материальная база системы, которую следует учитывать при определении целей воспитательной системы. Следует учитывать то, что процессы становления системы и развития материально-финансовой базы должны быть взаимообусловленными и сопряженными. Даже незначительные внутренние структурные изменения в системе должны быть связаны с преобразованием данного компонента.

В процессе создания и развития воспитательной системы решает ряд задач:

— формирование у детей целостной и научно-обоснованной картины мира;

— формирование гражданского самосознания;

— приобщение к общечеловеческим, нравственным ценностям;

— формирование самосознания, осознания собственного «я», возможность самопознания, самореализации, саморазвития.

Воспитательная система – не застывший, а постоянно развивающийся феномен. Источники развития системы находятся не только вне системы, сколько внутри ее. В развитии воспитательной системы можно выделить характеристики общего, особенного и единичного. Общим здесь будет то, что характерно для процесса развития любой социальной микросистемы. Особенно отличает воспитательную систему от других социальных систем того же уровня. Единично характеризует специфику конкретной системы. Общим для любых социальных систем является противоречие между хаосом и упорядоченностью в развитии. С одной стороны, развитие системы есть ее движение по направлению к целостности, к полной упорядоченности, с другой стороны, целостность, упорядоченность есть смерть системы, остановка в развитии.

Иначе говоря, воспитательная система хороша до тех пор, пока она находится в процессе становления, то есть ее еще нет. Процесс становления системы создает благоприятные возможности для проявления творчества, для принятия нестандартных решений, для реализации субъектности. Воспитательная система развивается быстрее, чем другие социальные системы, и никогда не достигает особенно высоких степеней целостности.

Процесс развития воспитательной системы противоречив и нелинеен. Самым нестабильным элементом системы, естественно, является субъект – человек, всегда стремящийся к свободе и независимости. Меняются поколения детей, причем каждое поколение должно ощущать себя субъектом развития системы, вносить в нее что-то свое новое.

В развитии гуманистической воспитательной системы В.А. Караковский выделяет следующие этапы:

I. этап – становление системы. На этом этапе идет формирование цели, отрабатываются главные ориентиры в организации воспитательного процесса, определяются системнообразующие виды деятельности, типы воспитательных комплексов.

Внутренние связи системы слабы.

II. этап связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. Утверждаются системнообразующие виды деятельности, отрабатываются эффективные формы и методы воспитания. Идет интенсивное развитие школьного коллектива. Организуется межвозрастное общение, коллектив сплачивается по вертикали, усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развиваются инициатива и самодеятельность. Это самый важный этап в развитии системы, определяющий, насколько она может состояться как воспитательный феномен.

III. этап, завершающий. Система функционирует в заданном режиме. Упорядочивается жизнь школы, в системе которой в каждый элемент занимает свое место; крепнут связи между элементами. Интегрируется учебный и внеучебный процесс. Школьный коллектив выступает как единое целое. Формируется «чувство школы». Заметно усиливается внимание ученического коллектива к личности. Доминирует педагогика отношений. Наблюдается процесс педагогизации ученической среды. У педагогов развивается новое педагогическое мышление, основанное на реализме, глубоком самоанализе и педагогическом творчестве. Возрастает интенсивность самоуправление и саморегуляции.

IV. этап – обновление и перестройка системы: либо революционным, либо эволюционным путем. «Кризис» системы введет к усталости в коллективе, дефициту новизны.

А.М. Сидоркин считает, в результате кризиса может произойти:

— смена ведущих видов деятельности;

— возникновение на базе прежней воспитательный системы новой, сохраняющей некоторые ценности и традиции старой системы;

— разрушение систем, если не следует новый виток развития.

Развитие воспитательной системы школы представляет собой естественный, закономерный процесс, движимый присущими объективными закономерностями. Но это не означает жесткого предопределения ее развития, оно может иметь много вариантов, которые далеко не всегда представляют педагогическую ценность.

Воспитательная система школы – это управляемая система. Управление процессами формирования, функционирования и развития воспитательной системы осуществляется на трех уровнях: социально-педагогическом, организационно-педагогическом и психолого-педагогическом.

Следует обратить внимание на то, что на всех трех уровнях управление является педагогическим, то есть оно осуществляется средствами профессиональной подготовки: убеждением, мотивацией. Эффективность педагогического управления зависит:

— от знания объективных закономерностей воспитания;

— от информационной обеспеченности воспитательного процесса;

— от диагностической и аналитической деятельности педагогов.

Управление воспитательной системой на социально-педагогическом уровне (управление извне) характеризует управленческую деятельность органов управления образованием, цель, которой – создание условий, благоприятных для возникновения, развития и совершенствования воспитательной системы школы.

Управление воспитательной системой на организационно-педагогическом и психолого-педагогическом (управление изнутри) означает выдвижение воспитательных целей, организацию совместной деятельности и общение детей, анализ и корректировку возникающих в их среде отношений, создание благоприятных для личностного развития школьников условий. Осуществляется такое управление главным образом через включение всех школьников в коллективные творческие дела, направленные на пользу школы и окружающей ее среды, через создание воспитывающих ситуаций и т.д.

Управление воспитательной системой школы осуществляется и через структурные компоненты школы как образовательного учреждения: школьные классы, кружки, спортивные секции, трудовые объединения. Особо важную роль может играть учебный класс, сохранивший собственную индивидуальность и органично включенный в школьную жизнь с учетом этой индивидуальности. Класс может стать связующим звеном между личностью (как школьника, так и педагога) и школой в целом.

Важную роль в развитии воспитательной системы могут играть учебные кабинеты, музеи, мастерские, когда они превращаются в творческие центры.

В практике получили широкое признание такие формы организации управления воспитательным процессом, как коллективные творческие дела, воспитательные центры, воспитывающие ситуации, коллективные и индивидуальные поручения, соревнования, конкурсы, смотры, площадки свободной творческой инициативы.

Управление воспитательной системой связано с созданием в школьной среде зон повышенного внимания, особой ответственности, зон упорядоченного поведения, свободной деятельности, нерегламентированного поведения. Важно учить детей адекватно вести себя в этих зонах.

Управление изнутри – процесс творческий. Формы, приемы и методы такого управления нельзя переносить из чужого опыта, из одной школы в другую.

Таким образом, управление воспитательной системой как интегрированной совокупностью составляющих ее компонентов (цели, деятельности, субъекта, отношений, освоенной среды) должно осуществляться: во-первых, системой как целым; во-вторых, каждым ее компонентом в отдельности с учетом его своеобразия и как частью целого; в-третьих, как управления взаимодействием компонентов, обеспечивающим личностное развития школьников.

Первое осуществляется через моделирование, ведущий метод управление инновационными процессами. Моделирование предполагает создание образа будущей воспитывающей школы в создании педагогов, родителей и учащихся. Моделирование должно происходить так, чтобы образ будущей школы воспринимался каждым отдельным школьником, педагогом как личностно значимый.

В управлении системой важную роль играют критерии оценки ее состояния. Критерии создаются не столько для оценки воспитательной системы школы, сколько для того, чтобы служить инструментом самооценки и самоанализа школьного коллектива.

К таким критериям относятся: критерии факта и критерии качества.

I. группа помогает ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система или нет.

II. группа помогает получить представление об уровне развития воспитательной системы, ее эффективности.

Подробное описание критериев вы найдете в книге «Воспитательная система школы: проблемы и поиски. – М. 1989.

Педагогическая практика прошлого и настоящего накопила огромный опыт функционирования гуманистических воспитательных систем, который доказывает то, что они могут стать важнейшими условиями развития личности школьника, решать многие проблемы в области воспитания.

Для известных в педагогике воспитательных систем характерны гуманистическая направленность, наличие педагогической концепции, преданность педагогов своему делу, их высокий профессионализм, творчество.

По мнению Л.И. Новиковой, можно выделить следующие признаки гуманистической воспитательной системы:

— наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми целостного образа собственной школы, представления о ее прошлом, настоящем и будущем, месте в окружающем мире, специфических особенностях;

— формирование здорового образа жизни, в котором преобладают познавательные ценности, мажорный тон, динамизм, чередование различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни);

— создание механизма интегрирования позитивных по содержанию фронтальных, групповых и индивидуальных воздействий, которым подвергается каждый учащийся;

— педагогически целесообразная организация среды школы, как внутренней(предметно-эстетической, пространственной, духовной), так и связей с внешней (социальной, природной, а также влияние на нее): важно не только то, что и как делает ребенок, но и в каких условиях происходит его деятельность;

— реализация защитной функции коллектива по отношению к межличностным связям, к личности, превращение школы в своеобразную общину, основанную на господстве гуманистических ценностей.

Богатый педагогический опыт функционирования воспитательных систем в образовательных учреждениях позволяет разделить их на 2 группы: классические воспитательные системы (западные и отечественные) и современные воспитательные системы.

К классическим отечественным системам можно отнести следующие образовательные учреждения: Первый кадетский корпус в Санкт-Петербурге, гимназию К. Мая, сельскую школу С.Л. Рачинского, школу в Царском Селе Е.С. Левицкой, воспитательные системы 20-х годов (С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, С.М. Риверса и Н.П. Шульмана, М.М. Пистрака и др.), школу В.А. Сухомлинского и др.

Классические западные воспитательные системы представлены такими образовательными учреждениями, как школа Саммерхил в Англии, первая Вальдорфская школа в Штутгарте в Германии, «справедливое сообщество» Л. Кольберга в США, школа Бруно Беттельгейма в США, «школа без принуждения» С. Френе во Франции и др.

Современные воспитательные системы созданы в образовательных учреждениях в 80-х годах и продолжают создаваться и по сей день. Многие из них известны педагогам страны, их опыт вызывает огромный интерес. Это школа В.А. Караковского в Москве, адаптивная школа Е.А. Ямбурга, школа самоопределения А.Н. Тубельского, Сахновская школа А.А. Захаренко, Московская гимназия на Юго-Западе, школа на Пудожской в Санкт-Петербурге и др.

Подробное описание воспитательных систем дано в книге: «Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня» / Под ред. Н.Л. Селивановой.- М. 1998.

Мы попытаемся дать краткую характеристику некоторых воспитательных систем, выделив их структурные компоненты.

Краткая характеристика гуманистических

воспитательных систем (на примере отдельных школ).

Основные идеи и цели




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *