Возникновение государственности у восточных славян

Билет 1. Возникновение государственности у восточных славян

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую). Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII-VIII вв. можно определить как «военную демократию». Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Это — равенство всех членов общества.

Правящий класс формировался из двух слоев: старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и из общинников, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины («верви», «мира») и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.

Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений и было обусловлено им. Родоплеменные отношения заменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

Структура общественного управления:

— народное собрание (вече), на котором решались все важнейшие вопросы управления;

— во главе союза племен стоял князь — военный предводитель, первоначально избираемый на народном собрании (позже его власть стала наследственной). Князь являлся высшим лицом в исполнительной власти племенного управления;

Тенденции в развитии общественных отношений:

— роль князя в управлении союзом племен увеличивалась;

— при князе формировалась дружина — особая организация, связанная не родовыми связями, а общностью военных и имущественных интересов и верностью военному предводителю — князю;

— роль народного собрания и совета старейшин уменьшилась, народное собрание превратилось в собрание воинов, которому князь и его дружина могли диктовать свою волю,

— при князе сформировался совет, в который входили разбогатевшие дружинники и представители родоплеменной знати.

Данные тенденции свидетельствуют о процессе преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы:

— появляется особая, не совпадающая с населением, отделенная от него публичная власть, располагающая специальным аппаратом управления, вооруженными силами (дружиной) и распространяющаяся на определенную территорию;

— формирование имущественного неравенства и частной собственности создает возможности сбора налогов (дани) в пользу государства.

Племенные союзы в военно-политических целях образовывали более крупные политические формирования — «союзы союзов», которые фактически являлись образованиями государственного типа.

В VII в. наиболее крупными союзами были: Куяба (с центром в Киеве), Артания (с центром в Рязани), Славия (с центром в Новгороде).

Билет№2.Феодальная раздробленность, города-государства. Московское княжество (ХII-ХV вв.);

· Феодальная раздробленность – закономерный этап в развитии общества. Эту стадию прошли и другие феодальные государства. Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях освоения территории страны и ее дальнейшего развития.

· В самостоятельных землях Руси развивалась экономика, например, накануне монгольского вторжения было уже около 300 городов, распространялось пахотное земледелие, совершенствовались орудия труда.

Однако раздробленность вызвала ослабление военного потенциала страны, что трагически сказалось во время монгольского нашествия на Русь.

· Причины феодальной раздробленности:

· Рост численности населения и военного потенциала в разных областях Руси стали основой для образования суверенных княжеств.

· Княжеские и боярские вотчины имели натуральный характер. Они стремились максимально удовлетворить свои потребности за счет внутренних ресурсов. Это, с одной стороны, укрепляло их суверенитет, а с другой – ослабляло власть великого князя.

· Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. Теперь князья боролись не за захват власти по всей стране, а за расширение границ своего княжества за счет соседей, заботились об укреплении своих земель.

· Дальнейшее экономическое развитие отдельных земель и княжеств вело к неизбежным социальным конфликтам. Для их разрешения была необходима сильная власть на местах. Местные бояре больше не хотели зависеть от центральной власти в Киеве. Главной силой разъединительного процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между боярством и местными князьями возникли противоречия, борьба за влияние и власть.

· Великий князь уже не имел ни сил, ни власти, достаточных для того, чтобы предотвратить или хотя бы остановить политический распад единого государства. Ослабление центральной власти привело к тому, что Киевская Русь распалась на ряд суверенных княжеств.

Великое княжество Московское

Выделилось из состава Владимирского великого княжества в конце XIII века как удел младшего сына Александра Невского — Даниила. В первые годы XIV века присоединило ряд сопредельных территорий и стало соперничать с Тверским княжеством. В 1328 году вместе с ордынцами и суздальцами разгромило Тверь, и вскоре московский князь Иван I Калита стал великим князем Владимирским. Впоследствии титул за редким исключением сохранялся за его потомством. После победы на Куликовом поле за Москвой закрепилось значение центра объединения русских земель. В 1389 году Дмитрий Донской передал великое княжение по завещанию своему сыну Василию I, что было признано всеми соседями Москвы и Ордой.

В 1439 году московская митрополия «всея Руси» не признала Флорентийскую унию греческой и римской церквей и стала фактически автокефальной.

После вокняжения Ивана III (1462) процесс объединения русских княжеств под властью Москвы вступил в решающую фазу. К концу правления Василия III (1533) Москва стала центром Русского централизованного государства, присоединив помимо всей Северо-Восточной Руси и Новгорода также смоленские и черниговские земли, отвоёванные у Литвы. В 1547 году великий князь Московский Иван IV был венчан на царство. В 1549 году был созван первый Земский собор. В 1589 году московская митрополия была преобразована в патриархию. В 1591 году в царстве был ликвидирован последний удел.

Вщижское, белоозерское, Переяславское.

Возникновение государственности у восточных славян

Предмет истории государства и права России

История государства и права России – наук и историческая и юридическая. Она есть часть истории российского общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей развития производительных сил, историей искусств и т.д. В тоже время она является юр.наукой, ибо объектами изучения являются государство и право.

Предметом науки является изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, а так же государственных органов и правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.

История ГиП близка к науке ТГП. Обе они изучают возникновение государства и права, основные этапы их развития. Но отличие их в том что, ТГП, вскрывая закономерности различных типов государства и права и соответствующих им правовым систем, абстрагируется от конкретных государств. А история ГиПР изучает не только закономерности, но и особенности конкретных государств и народов России и соответствующих им правовых систем в хронологической последовательности.

В отличие от отраслевых юр.наук история ГиПР изучает развитие государственно-правовых явлений в их целостности, единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.

Перед наукой стоит еще одна задача – разоблачение фальсификаторов истории государства и права нашей страны.

Становление древнерусского права

Возникновение государственности у восточных славян

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в соседскую. Известную роль играли неразвитые рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений славян в VII—VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения.

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей) и членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины и патриархального рабства тормозило процесс социальной развития.

Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных отношений. Они сменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования — «союзы союзов». Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (Киев), Славия (Новгород), Артания (Рязань). В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз «Русская земля». Центром объединения был Киев.

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян. Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в. это государство включало территории других славянских племен — древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян.

Территория Киевского государства сосредоточилась вокруг нескольких политических центров, некогда бывших племенными. Во второй половине XI — начале XII в. в пределах Киевской Руси стали образовываться достаточно устойчивые княжества-полугосударства: Киевская, Черниговская, Переяславская земли.

В IX—XI вв. в формировании древнерусской государственности определенную роль играл «варяжский элемент», вокруг которого в исторической литературе велась длительная полемика между сторонниками и противниками «норманнской теории» происхождения древнерусского государства. В этом процессе, несомненно, сказывалось влияние выходцев из Скандинавии и Балтии.

Новгород был древним племенным центром. Экспансию Новгород осуществлял, распространяя дань и суд на новые территории, но ее быстрый темп привел к большой раздробленности феодальных владений. В борьбе с Новгородом киевский князь Ярослав уступил ему Ладогу и Псков. С XI в. новгородская экспансия приостанавливается встречным движением из Полоцка и Смоленска.

К середине XII в.(Полозов) все территории «полугосударств», составлявших Киевское государство, сливаются воедино. Название «Русская земля», прежде относящееся только к южной Руси, распространяется на всю территорию государства, объединившего более 20 народов и племен.

7. Возникновение государственности у восточных славян. Теории происхождения Древнерусского государства.

Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они создали почву для образования трех ветвей славянства – западных, южных и восточных славян.

Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают уже в IV—VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Также отмечается единство законов, т. е. определенного правопорядка. Источники VII в. говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии – в районе Киевской земли, Славии – в районе озера Ильмень, Артании – либо Тмутаракань на Таманском полуострове, либо местность в бассейне Волги. Государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства.

Момент возникновения Древнерусского государстванельзя определить с достаточной точностью, разными историками это событие датируется по-разному, однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в. В германских хрониках с 839 г. упоминаются русские князья – хаканами.

Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. С этой даты традиция начинает отсчет русской государственности. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в Белоозере. Через некоторое время Рюрик объединил земли братьев под своей властью.

В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли. С этого времени восточнославянские земли объединяются в огромное по тем временам государство.

Норманнская – государство организовали варяги, призванные на княжение – Рюрик, Синеус и Трувор. Основа теории – «Повесть временных лет» Нестора, где упоминается призвание в Новгород на княжение Рюрика и его братьев. Такое решение было якобы вызвано тем, что славяне перессорились между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Варяги и установили на Руси государственный строй.

Антинорманнская – Древнерусское государство образовалось под влиянием объективных причин. Ряд других источников говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Норманны в тот исторический период находились на более низком уровне экономического и политического развития, чем славяне. Кроме того, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей, это есть результат сложного и долгого развития социальной структуры общества.

8. Второй Всероссийский съезд Советов и его решения.

25 октября (7 ноября) 1917 г. вошел в историю человечества как день победы Великой Октябрьской социалистической революции. В этот день победило вооруженное восстание рабочих и солдат под руководством большевиков в Петрограде. Так завершился период буржуазной монархии в России и началось ее продвижение по советскому, социалистическому пути, наполненному и великими свершениями и трагическими ошибками.

Законодательно переход власти в руки Советов был закреплен II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, работавшим в дни вооруженного восстания в Петрограде. Съезд принял обращение к «Рабочим, солдатам и крестьянам», написанное В. И. Лениным, в котором говорилось: «Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки».

В съезде приняли участие представители более 400 местных Советов в т. ч. из крупнейших промышленных центров России — Петрограда, Москвы, Киева, Одессы, Ревеля, присутствовали делегаты Украины, Прибалтики, Закавказья, Северного Кавказа, Средней Азии, Бесарабии. Из 649 делегатов съезда большевиков было – 390, эсеров – 160, меньшевиков – 72. Такая расстановка сил на съезде и предопределила его решения.

В обращении «Рабочим, солдатам и крестьянам!» не только закреплялся переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, но и намечалась программа первоочередных мероприятий Советской власти: установление мира для всех народов, безвозмездная передача земли крестьянам, демократизация армии, рабочий контроль на производством и т. д. Эта программа воплотилась в первых законодательных актах Советского государства, принятых на втором заседании съезда.

Декрет о мире, будучи декларацией, обращенной ко всем народам мира, одновременно провозглашал основы внешней политики Советского государства: немедленное прекращение войны; отказ от тайной дипломатии; отказ от аннексий и контрибуций и др.

Не получив от союзников ответа на свое обращение, Советское правительство 2 декабря 1917 года подписало договор о перемирии с Германией и ее союзниками.

Декрет о земле национализировал землю, т.е. установил, что вся земля переходит в монопольную собственность государства. Помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли с постройками и всем живым и мертвым инвентарем передавались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Крестьяне получали более 150 млн. гектаров земли, освобождались от многомиллионной арендной платы, расходов на покупку новых земель, от долгов Крестьянскому поземельному банку (около 3 млрд. руб.). Стоимость помещичьего инвентаря, переданного крестьянам, оценивалась в 300 млн. руб.

Итак, все граждане России, желавшие обрабатывать землю своим трудом, по этому декрету получали ее на праве пользования по принципу уравнительного землепользования.

Декрет о земле также предусматривал различные формы землепользования, выбор которых оставался за крестьянами: подворная, хуторская, артельная, товарищеская обработка земли и др. Крупные земельные участки с высококультурными хозяйствами (садами, питомниками и т. п.) разделу не подлежали и обращались в исключительное пользование государства или общин. Это же относилось к крупным животноводческим и птицеводческим и другим специализированным хозяйствам (конезаводы, племенные хозяйства и т.п.).

Съезд создал первое советское правительство – Совет Народных Комиссаров (СНК) и органы отраслевого управления – народные комиссариаты (комиссии): по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, почт и телеграфов, продовольствия, по делам национальностей и др.

Съезд избрал новый состав Центрального исполнительного Комитета, в который вошли первоначально большевики и левые эсеры, а представители от других партий вводились уже после съезда. Причем весь состав ЦИКа фактически был кооптирован.

Таким образом, II Всероссийский съезд Советов юридически оформил свержение власти буржуазии и помещиков и установление диктатуры пролетариата. Его решения положили начало слому старой государственной машины и коренным изменениям в общественном и политическом строе страны. Эта задача была решена уже в первые месяцы после Октября, когда был не только создан новый государственный механизм Российской республики, но и сложилась новая, Федеративная форма ее государственного единства.

4. Возникновение государственности у восточных славян

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада боль­шой семьи и перерастания родовой общины в сель­скую (соседскую). Известную роль в ходе образования госу­дарства играли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений славян в VII—VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль на­родного собрания как высшего органа власти; всеобщее во­оружение населения (народное ополчение).

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и членов общи­ны, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Нали­чие соседской общины («верви», «мира») и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.

Потоки расселения: обогнули Карпаты и вышли на Днепр; с юга Балтики к Ладоге.

Община влияла сильно.

Племенные союзы – думбы. 8в – города.

Образование государственности у восточных славян со­впало (и было обусловлено) с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они сменялись территори­альными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было об­разовано 14 племенных союзов, возникших как военные объ­единения. Организация и сохранение этих образований тре­бовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В каче­стве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

Племенные союзы в военно-политических целях объеди­няются в еще более крупные формирования — «союзы со­юзов». Центром одного из них стал Киев. В источниках упо­минаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения был Киев, где прави­ла полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда.

6. Образование Древнерусского государства

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.Не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось Древнерусское государство. И здесь мы сталкиваемся с так называемой норманской теорией.

Это древнейший летописный свод «Повесть временных лет». Летопись дает понять, что в IX в. наши предки жили в условиях безгосударственности, хотя прямо в ней об этом не говорится. Речь идет лишь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные — варягам, что последние однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Три варяжских князя пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик — в Новгороде, Трувор — в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус — в Белоозере.

Это событие и было принято считать моментом образования Русского государства.возражения. Во-первых, фактический материал, приводимый в «Повести временных лет», не дает оснований для вывода о создании Русского государства путем призвания варягов. Наоборот, как и другие источники, дошедшие до нас, она говорит о том, что государственность у восточных славян уществовала еще до варягов. Во-вторых, современная наука не может согласиться со столь примитивным объяснением сложного процесса образования любого государства. Государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества.

Тем не менее летописное упоминание было взято на вооружение еще в XVIII в. определенной группой историков, разработавших варяжскую версию образования Русского государства. В это время в Российской Академии наук работала группа немецких историков, которые истолковали летописное предание в определенном смысле. Так родилась пресловутая норманнская теория происхождения Древнерусского государства.Уже в то время норманизм встретил возражения со стороны передовых русских ученых, среди которых был и М. В. Ломоносов. С тех пор все историки, занимающиеся Древней Русью, разделились на два лагеря — норманистов и антинорманистов.

Главным опровержением норманской теории является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому даже позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли. Однако не варяжские князья организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Впрочем, некоторые авторы, начиная с М. В. Ломоносова, сомневаются в варяжском происхождении Рюрика, Синеуса и Трувора, полагая, что они могли быть и представителями каких- либо славянских племен. Зато момент объединения восточнославянских земель в одно государство известен достоверно. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две эти важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, созда

в громадное по тем временам государство.

В Древнерусское Киевское государство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным. Однако основу его составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов — русских (великороссов), украинцев и белорусов.

Норманнизм и антинорманнизм.

Норманнисты считают, что гос-стью Русь обязана исключительно Рюрику. Антинорманнисты считают, что варяги дали Руси только правящую династию. Предпосылки же гос-сти на Руси складывались под воздействием объективных причин в течение предшествовавшего призванию Рюрика времени. Одним из первых норманнистов был приглашенный в Российскую академию наук в XVIIIв. немецкий ученый Байер. Поддержал Байера и его коллега Миллер. Байера и Миллера раскритиковал М.В. Ломоносов (первый антинорманнист). Споры между норманнистами и антинорманнистами в XVIIIв. приобрели политический оттенок, причем гос-во поддержало, естественно, позицию М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов пошел дальше и даже стал отрицать скандинавское происхождение варягов. Однако на рубеже XVIII-XIXвв. норманнистов поддержали Шлецер и даже Карамзин. К XIXв. утвердилась компромиссная версия: признание скандинавского происхождения Рюрика, а также наличия предпосылок гос-сти в самой Руси до Рюрика. «Антинаучная» норманнская теория б

ыла «разоблачена» в 30-е гг. XXв. а в 90-е гг. XXв. (по теории маятника) уже антинорманнскую теорию чуть было не объявили «антинаучной» и «коммунистической» Во всяком случае, сейчас споры между норманнистами и антинорманнистами возобновились.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Восточные славяне в VI-VIII вв. составляли значительную часть населения Восточной Европы. Крупными восточно-славянскими племенными группами были поляне, древляне, ильменские славяне, дреговичи, кривичи, половчане, северяне, родимичи, вятичи и др. Славяне жили соседскими общинами, характерными для времени разложения первобытно-общинного строя, зарождения классов. В середине I тысячелетия основными занятием восточных славян было земледелие, наиболее развитое на юге (пашённое земледелие).

Возникновение государственности у восточных славян было подготовлено, прежде всего внутренними социально-экономическими процессами. В первой половине I тысячелетия в более развитых южных областях территории восточных славян начался процесс разложения первобытно-общинного строя. Начиная с VI в. он охватывает все основные восточно-славянские племена. По мере улучшения обработки земли, связанного с появлением плуга и железного сошника, с применением скота как тягловой силы, возрастала производительность труда. Необходимость в коллективном труде отпала. Родовая община стала ненужной, каждая семья вела хозяйство самостоятельно.

Появляются частная собственность на земледельческие орудия, хозяйство, продукт труда и частное пользование, и владение участком пахотной земли. Родовая община заменяется территориальной соседской общиной.

Развивается ремесло, всё большее значение приобретает торговля, особенно внешняя. Разделение труда, рост его производительности создавали возможность эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается процесс социального расслоения, выделение богатой верхушки, обогащавшейся за счёт эксплуатации соседей, военной добычи, торговли, а затем и использования рабского труда. Разорившиеся крестьяне попадали в зависимость к богатым землевладельцам, «большим» хозяевам (боярам).

Родоплемённые вожди, военачальники, их приближённые (дружинники) захватывали общинные земли, насильственно взимали с населения подати (дань), за долги обращали крестьян в рабство. В их руках оказывалась и значительная часть рабов из пленных.

Из родоплемённой знати и бывших богатых общинников складывается постепенно господствующий класс, эксплуатирующий не только рабов, но и рядовых крестьян-общинников.

Разложению первобытно-общинного строя и возникновению классового общества способствовали многочисленнее войны, ставшие средством обогащения путём захвата добычи и пленных, которых превращали в рабов. В связи с войнами росла зависимость рядовых крестьян-общинников от князей-военачальников, их дружин, которые обеспечивали охрану общин от внешних врагов. Ранее добровольно приносимая военачальникам дань становится обязательной, прекращается в подать. Кроме того, князья облагали данью покорённые соседние племена, что способствовало княжескому обогащению. Таким образом, социально-экономический строй восточного славянства во второй половине I тысячелетия н.э. характеризуется разложением первобытно-общинного строя, формирование классового общества, превращением родовых органов власти в органы экономически господствующего класса и, наконец, появлением государства.

Помимо внутренних социально-экономических процессов, большое значение имели и другие факторы – необходимость ликвидации конфликтов, возникавших с соседними племенами, ведение войн, организация торговых отношений, решение проблем, связанных с усложнением жизни, развитием различного рода противоречий.

Власть вождей племенных союзов, значительно увеличивалась, усиливалась, видоизменялась, получала новые формы для своего осуществления. Постепенно создавался специальный аппарат политической власти.

Государство восточных славян были раннеклассовыми по своей сущности, но с тенденцией развития феодальных отношений. Феодальные отношения ещё в полной мере не сформировались. Классы только зарождались, но родовая, военная власть, князья, дружинники и другие стремились захватить главное богатство – землю. Захватывая общинные земли крестьян и земли покорённых народов, знать, не сгоняла крестьян с земли, ранее им принадлежавшей, а заставляла их платить подати, превращая в зависимое население, обязанное оброком или барщиной новому собственники земли.

В то же время развитие производительных сил позволяло, сохранив крестьянину, его собственное хозяйство, получать от него доход. Тут можно отметить, что и рабов наделяли землёй, хозяйством и превращали, по существу, в крепостных-крестьян.

2.ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

В IX в. на территории восточных славян складывается единое крупное Древнерусское государство с центром в г. Киеве. Образованию этого государства способствовало развитие ремесел, техники обработки земли, торговых отношений, укрепившее связи между существовавшими государственными образованиями отдельных славянских племён.

Усилению объединительной тенденции способствовали и внешняя торговля(известный водный торговый путь «из варяг в греки»), сложные политические отношения с Византией, а также необходимость борьбы против половцев-кочевников, хазар и других племён, нападавших на восточных славян. Всё это требовало создания объединенных вооружённых сил, лучшей организации внешней торговли.

Важным фактором, стимулировавшим объединение, была определённая этническая общность славян, сходство языческих верований.

Однако главным было то обстоятельство, что киевский князь, имевший много земель, рабов, зависимых крестьян, а потому и сильную дружину, мог защитить власть имущих в условиях острой классовой борьбы, увеличивавшихся классовых противоречий. В Киевском княжестве процесс преобразования родовых органов в органы государственной власти произошёл раньше, нежели в других славянских землях. Создание в Киеве специальные органы власти могли играть роль централизованного управления, оказывать определённое содействие местным князьям.

Складывание крупного Древнерусского государства началось ещё в первой половине IX в. во второй половине IX в. под властью Киева объединились два крупнейших славянских государства – Киевское и Новгородское. Несколько позднее киевскому князю (великому, как он стал себя титуловать) подчинились все основные восточно-славянские земли. Древнерусское государство, образовавшись в IX в. просуществовало до середины XII в. Оно занимало огромную территорию с разнообразным по экономическим, этническим и культурным признакам населением: к концу X в. его земли простирались от устья Дуная до устья Волги и от предгорий Кавказа до Финского залива. Древняя Русь была одним из самых сильных государств Европы, имела дипломатические, торговые и иные международные отношения со многими западноевропейскими государства, победоносно воевала с Византией, неоднократно заставляя ее заключать договоры, по которым русским купцам на льготных условиях разрешалось торговать в Константинополе. Русские торговые корабли плавали по Чёрному и Каспийскому морям. Объединение восточных славян в единое государство обеспечило дальнейшее развитие их экономики, культуру, усилило военную мощь, помогло укреплению международных связей. Древняя Русь имела большое значение в развитии трёх народов (русского, украинского и белорусского), так как была первой ступенью в истории государственности их общего предка – древнерусской народности. Наибольшего расцвета Древнерусское государство достигло в XI в. во время княжения Ярослава Мудрого. Международные связи Руси того времени и взаимоотношения с другими государствами могут быть проиллюстрированы следующими факторами: одна из дочерей Ярослава Мудрого была замужем за французским королём, другая – за норвежским, третья – за королём Венгрии.

Древнерусское государство способствовало дальнейшему развитию феодального землевладения, усилению власти феодалов-землевладельцев, к угнетению феодально-зависимого населения.

3.ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО КАК РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ

По форме правления Древнерусское государство было типичной раннефеодальной монархией. Великий князь являлся старшим по отношению к местным князьям. Он владел самым большим и сильным княжеством. Взаимоотношения с другими князьями с другими князьями строились на основе договоров – крестных грамот, определявших права и обязанности великого князя, а также права и обязанности князей-вассалов.

В дальнейшем с укреплением феодального землевладения местные княжества усиливались, всё в меньшей степени нуждаясь в помощи великого князя. К середине XII в. новые политические центры настолько усиливались и обособились, что единое относительное централизованное Древнерусское государство перестало существовать. На его территории возникли многие самостоятельные княжества.

Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. На раннем этапе существования Древнерусского государства его функции заключались главным образом в организации вооружённых сил, командовании ими, в сборе дани, налаживании внешней торговли. Затем деятельность князя усложнилась – всё большее значение приобретала деятельность в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними отношениями. Доходы князя составлялись из феодальных повинностей с его собственных земель, дани, судебных пошлин, уголовных штрафов, других поборов (например, мыта – торговой пошлины).

Великий князь обязан был в своей деятельности опираться на совет крупных феодалов – бояр, духовенство. Совет не имел четко определённой компетенции. Вместе с князьями бояре решала важнейшие вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы.

После укрепления местных феодальных княжеств для решения вопросов, касавшихся всех русских земель, созывались феодальные съезды. Так, на съезде, состоявшемся в 70-годах XI в. обсуждались новые статьи Русской Правды (Правды Ярославичей). Для обеспечения единства русских земель в борьбе с кочевниками, половцами созывались Любечский (1097 г.), Долобский (1103 г.) феодальные съезды. На первом этапе существования Древнерусского государства ещё сохранялась десятичная система управления, когда десятские, сотские, тысяцкие получали некоторые функции государственного управления.

Система органов управления в дальнейшем в Древнерусском государстве определялась характером политической власти при раннем феодализме, которая являлась как бы атрибутом земельной собственности. Крупные земельные собственники самостоятельно осуществляли управления, суд, подавление эксплуатируемых. Государственный аппарат как бы совпадал с аппаратом управления доменом, вотчиной, хозяйством. Раннефеодальное государство не различало органов государственного управления и органов управления делами князя, его двором и хозяйством.

Основными чинами, ведавшими хозяйством князя и государственными делами, были дворцовые слуги. Наиболее важными из них были дворецкий, управлявший княжеским двором, воевода, возглавлявший вооружённые силы, конюший, обеспечивавший княжеское войско конями. В подчинении этих высших княжеских чинов находились различные слуги – тиуны. Такая система управления называлась дворцово-вотчинной.

Местными органами управления были посадники (наместники) в городах и волостели в сельской местности. Они являлись представителями князя в городе или волости: собирали дань, пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы. Великокняжеские наместники и волостели посылались не во все земли Древнерусского государства, а лишь на территорию домена великого князя. На землях местных князей суд и управление находились в руках посылаемых ими наместников и волостелей.

По мере развития феодальных отношений право управления, суда, сбора податей все в большей мере сосредоточивалось в руках крупных феодалов. Каждый крупный феодал имел свой аппарат власти и принуждёния – дружину, слуг.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *