Культура россии 17 века

Культура России XVII века

XVII век — последний этап в развитии древнерусской средневековой культуры и начальный период в развитии культуры нового времени. Переплетение старых, отживающих явлений и новых, нарождающихся и постепенно набирающих силу в общественно-культурной жизни России XVII в. было одной из самых характерных черт эпохи. По-прежнему новый год начинался с 1 сентября, а сутки, как и раньше, делились на дневные и ночные часы. Отсчет дневного времени начинался после восхода солнца — 1-й час, 2-й час и так далее. После захода солнца точно так же отсчитывали вечернее время. В зависимости от времени года количество дневных и ночных часов в сутках колебалось от 7 до 17. Соответственно были устроены часы, установленные на Спасской башне Московского Кремля. Они имели циферблат с 17 делениями, который вращался и подводил одну из цифр к неподвижно укрепленной на стене стрелке.

Церковь прилагала большие усилия, препятствуя обмирщению культуры. По требованию церкви, в 1648 г. царь Алексей Михайлович специальным указом запретил скоморошество и всякую игру на народных музыкальных инструментах. После этого в 40—60-е гг. прокатилась волна репрессий против скоморохов по всей стране. Их хватали и отсылали в Сибирь. Музы­кальные инструменты ломали, топили в реке или сжигали. Запрету подлежали игра в шахматы и катание на качелях. В 1652 г. было запрещено шатровое зодчество как несоответствующее церковным канонам. Художникам рекомендовалось писать иконы так, как писал их в конце XIV — начале XV в. Андрей Рублев. Пожелавший создать при своем дворе театр царь Михаил Федорович так и не смог этого сделать. А спектакли времен царя Алексея Михайловича проходили тщательную церковную цензуру. Церковь препятствовала распространению научных знаний. Московский патриарх Иоасаф писал:». Богомерзостен перед Богом всякий, кто любит геометрию. Духовный грех учиться геометрии и иностранным книгам. Проклинаю радости тех, которые занимаются астрономией. Следует любить простоту больше мудрости. Что вверх тебя, выше тебя — о том не думай, что непонятно для тебя — того не познавай. Тебе дано готовое учение — его и держись.” Однако борьба эта была безнадежной.

Время русского средневековья постепенно кончалось. Светские элементы постепенно, но неумолимо отвоевывали в обществе одну позицию за другой. Значительное расширение связей со странами Западной Европы меняло образ жизни, традиционное общественное мировоззрение и вызывало существенные перемены в культурной жизни страны.

Как и в предшествующее столетие, много сил и средств тратилось на обустройство государства, на изменение его внешнего облика. Только теперь темпы кирпично-каменного строительства заметно выросли. Оно ве­лось и в городах, и в крупных феодальных хозяйствах. Зданий из кирпича и камня в XVII в. построили в несколько раз больше, чем в XVI в. В культовых постройках большое распространение получили архитектурные комплексы, в которые входили церковь, трапезная и колокольня. Чаще, чем в XVI в. теперь строили гражданские кирпично-каменные здания. В 1675—1683 гг. было построено здание Приказов — первое административное здание в Московском Кремле из кирпича и камня. Обычным явлением постепенно становились каменные жилые дома. Б 1635—1637 гг. в Московским Кремле был построен Теремной дворец. В 1651 г. там жe были построены палаты боярина Милославского. В 1671 г. они были соединены каменным переходом с царским дворцом и получили название Потешного дворца. Позже в Москве появились двухэтажные палаты дьяка Аверкия Кириллова, палаты купца Чулкова. Каменные жилые дома стали строить в Ярославле, Курске, Калуге, Пскове и других городах страны. Эти дома часто имели верхние деревянные этажи, собственно в которых и жили. Нижние каменные этажи обычно использовались в парадных или хозяйственных целях. Это говорило о том, что хотя и входили в моду жилые каменные дома, русские люди все же предпочитали по традиции жить в деревянных помещениях. Среда обитания, основанная на глубоком понимании эстетических начал в природе, продолжала оставаться неотъемлемой частью бытия народа.

В XVII в. начинается строительство кирпично-каменных торговых и промышленных зданий. Так, в 40-е гг. был построен Гостиный двор в Москве, в 60—70-е гг. — Гостиный двор в Архангельске. В Москве также были построены из камня Пушечный и Хамовный дворы. Что касается крупных оборонительных кирпично-каменных сооружений, то они в этом столетии почти не возводятся. Более того, некоторым прежним боевым крепостям придается парадный, торжественный вид. Именно так стал выглядеть Мос- ковский Кремль после реконструкции его башен. Например, Спасская башня была украшена часами, белокаменными скульптурами и получила острое шатровое завершение. Хотя общее число кирпично-каменных построек в России XVII в. было значительным, они не изменили принципиально внешний облик огромной по территории державы. Основным строительным материалом до конца столетия и в городах, и тем более в селах оставалось дерево. Для жилых зданий использовали сосну, для культовых и оборонительных сооружений — более прочный дуб. Редкие памятники народного деревянного зодчества XVII столетия свидетельствует о том, что русские «древодели9quot; были прекрасными мастерами. Наиболее типичными жилыми постройками оставались срубные избы с сенями и клетями. Они часто украшались коньками, крылечками, резьбой. Богатые дома были двух- и трехэтажными. Их называли теремами или дворцами.

Переходный период в XVII в. переживала не только русская архитектура, но и изобразительное искусство. Впервые русские художники стали делить себя на иконописцев и живописцев. Живописцы пропагандировали новые эстетические вкусы в обществе, выступали за натуралистические методы изображения в искусстве. Наиболее ярко процесс обмирщения изобразительного искусства проявился в «парсуне9quot; (от лат. persiona —личность, т.е. портрет реального лица). Этот чисто светский живописный жанр получил особое развитие во второй половине XVII в. (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного царевича Петра). Лучшие парсуны были написаны в конце века. Это, например, портреты стольника В. Ф. Люткина, дяди и матери Петра I — Л. К. и Н. К. Нарышкиных. В них уже наметились черты русского портрета XVIII в. — внимание к внутреннему миру портретируемого, поэтизация образа, тонкий колорит. Всего за несколько десятилетий новый жанр в живописи прошел заметный путь — от полуиконописных парсун до вполне реалистических изображений. Реалистические устремления в изобразительное искусстве, как и в архитектуре, выражали становление нового, внерелигиозного мировоззрения.

Заметно светский характер приобретает литература. В значительной степени этому способствовали изменения, происходившие в развитии русского литературного языка. Рост образованности в демократических слоях населения, прежде всего городского, привел к усилению влияния на литературу устного народного творчества. Появляются первые чисто светские произведения, героями которых становятся вымышленные лица — выходцы из разных слоев российского общества. Внутренний мир обычного человека, его переживания, участие в семейных, общественных и государственных делах лежали теперь в основе сюжетов повестей и романов («Повесть о Савве Грудцыне», «Служба кабаку», «Повесть о Шемякине суде» и многие другие). Под влиянием народного творчества изменялись такие традицион­ные жанры древнерусской литературы, как жития. Так, «Житие протопопа Аввакума», «Повесть об Улиании Осорьиной», хотя и повторяют приемы житийных произведений, больше похожи на биографические повести.

К XVII в. относится начало профессионального стихосложения в России. Первым русским поэтом стал Симеон Полоцкий — монах, известный и талантливый поэт, драматург и проповедник. Он переложил на стихи «Псалтырь», написал ряд стихотворных произведений, прославлявших Русское государство и сильную власть монарха. Учениками и продолжателями русского поэтического творчества стали С. Медведев и К. Истомин. Развитие отношений со странами Западной Европы усилило приток переводной литературы, главным образом любовного и приключенческого содержания. Она поступала обычно из Чехии и Польши (например, «Повесть о Бове королевиче» или «Повесть о Василии Златовласом”).

В первой половине XVII в. русская православная церковь достигла наивысшего уровня в своем развитии. Однако с середины столетия роль церкви в духовной жизни страны постепенно начала ослабевать, что ярко проявилось в ходе реформ патриарха Никона, закончившихся расколом. Расширялся круг интересов российских жителей, росла потребность в зна­ниях, практических советах и примерах. Обычным делом становилось обу­чение детей не только чтению, письму и счету, но и иностранным языкам особенно важно было знать латинский, польский и греческий языки. Более широкое распространение получает печатная книга. В 1648—1649 гг. на складах Московского Печатного двора находилось 11 450 экземпляров книг, среди которых большинство составляли светские и учебные книги. Многие из книг, например буквари, переиздавались в XVII в. по нескольку раз. В 1627 г. была составлена «Книга Большому чертежу» — главное практическое руководство по географии и этнографии России. В 1648 г. издана «Грамматика9quot; Мелетия Смотрицкого, а в 1682 г. — таблица умножения. Большую популярность со второй половины века приобретает «Синопсис9quot; первый учебник по истории Русского государства. Книгу теперь можно было встретить не только в царской семье, но и в семьях посадских людей и купцов.

В XVII в. в России появляются школы, создававшиеся по примеру школ Украины и Белоруссии. В них изучали не только богословские дисциплины, но и риторику, иностранные языки, философию. В 1687 г. в Москве было открыто первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. В академии могли поступать люди «вского чина, сана и возрас­та». Выпускники академии пополняли кадры высшего духовенства и чиновников. Любителям западноевропейского образования и комфорта нелегко было служить и жить в суеверном и малоразвитом российском обществе XVII столетия. Порой их обвиняли в волшебстве, как, например, это случилось с Артамоном Сергеевичем Матвеевым. Известный русский боярин, дьячий сын, любимец царя, первый москвич, открывший в своем по-европейски убранном доме нечто вроде вечеров с целью поговорить, обменяться мыслями и новостями, с участием хозяйки и без попоек, устроитель придворного театра, А. С. Матвеев был обвинен в чародействе. На него показали, что будто бы он вместе с доктором Стефаном, запершись в палату, читал черную книгу и в это время к ним являлись нечистые духи. По этому доносу Матвеева сослали в заточенье с отнятием у него всех имений и боярского сана. Находясь в ссылке, боярин много раз писал царю, патриарху и знакомым боярам, но долго не мог добиться успеха. И все же, несмотря на трудности, новые явления в общественно-культурной жизни России XVII в. постепенно прокладывали себе дорогу, создавая тем самым условия для культурных и иных преобразований в грядущем веке.

/ ГОСЭКЗАМЕН / Шпоры / Культура России в XVII веке

Культура России в XVII веке

XVII в. — Смута, юридическое закрепощение крестьян, народные выступления, формирование абсолютизма, завершившего централизацию государства, церковная реформа и вызванный ее раскол. Важнейшим явлением стал рост национального самосознания в период Смуты.

XVII в. в истории русской культуры — это конец эпохи средневековья. В этот период возникает много новых явлений, так как происходит разрушение традиционного мировоззрения и все сильнее во всех сферах жизни проявляются светские начала. Такой процесс называется «обмирщением культуры». Обмирщение «проявилось:

в науке — как рост интереса к обобщению практического опыта;

в литературе — в формировании демократического, светского направления;

в архитектуре — в сближении облика культовых и гражданских построек на основе «дивного узорочья»;

в живописи — в постепенном разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций.

Развитие торговли, связанное с формированием всероссийского рынка, способствовало строительству каменных, промышленных, торговых и других помещений. Улицы мостились бревнами. В зодчестве господствовал шатровый стиль. Усилилось стремление к декоративности: церкви украшались цветными изразцами и фигурным кирпичом. В конце XVII в. оформлялся новый стиль в зодчестве: московское, или нарышкинское, барокко — многоярусность, цветной декор, симметричность композиции, декоративная резьба по белому камню, подчеркнутая устремленность здания вверх (церковь Покрова в Филях).

Процесс «обмирщения» затронул и живопись: «строгановские иконы» первой половине XVII в. впервые наряду с религиозной функцией несли усиленное эстетическое начало: виртуозный рисунок, полихромный колорит. Появилась светская портретная живопись — парсуны (персона). Художественным центром была Оружейная палата Кремля, где работал Симон Ушаков, сочетавший традиционные приемы иконописи с объемной свето-теневой лепкой формы. Реалистические устремления в искусстве отражали становление нового мировоззрения.

Основоположником русской драматургии и поэзии был С. Полоцкий (комедия «Притча о блудном сыне). Симеоном Полоцким была открыта государственная школа. В 1687 г. основана славяно-греко-латинское училище, позже академия — первое высшее учебное заведение в России.

В 1653—1656 гг. патриарх Никон провел церковно-обрядовую реформу, которая привела к расколу и возникновению старообрядческой церкви. Идеология раскола (старообрядчества) включала сложный спектр идей от проповеди национальной замкнутости и враждебного отношения к светскому знанию до отрицания посягательства государства на духовный мир человека.

Культура русского Просвещения и реформы Петра I

Начало XVIII в. стало новым этапом в развитии России, а его содержанием вызревание в недрах феодализма капиталистического уклада, формирование русской нации на базе великорусской народности. Оно ознаменовано реформами Петра I, которые завершились оформлением абсолютной монархии, развитием светской культуры, установлением широких контактов с Европой, европеизацией всех областей жизни, появлением новых отраслей культуры: науки, театрального дела, поэзии, журналистики, портретной живописи, новых ремесел (кораблестроение и др.) XVIII в. — время кардинального перелома, перехода от «древней» России к новой.

Основные черты этого периода:

дальнейшее обмирщение культуры;

развитие личностного начала;

европеизация, преодоление национальной замкнутости;

ускорение темпов и усложнение общественного развития.

Обмирщение характеризуется появлением светских школ (первые навигационная и артиллерийская (1701), медицинская школа, где учение приравнивалось к службе и учащиеся получали «кормовые» деньги), в том числе начальных (циферных) в губерниях (1714), где детей обучали арифметике и началам геометрии, грамматики. Дворян стали направлять учиться за границу, а специальный указ 1714 г. запрещал неграмотным дворянам жениться. В 1714 г. создается первая государственная библиотека, в 1719 г. открывается первый русский музей — Кунсткамера.

В живописи парсуны сменяются портретами (А. Матвеев «Автопортрет с женой», И. Никитин «Петр I»). Рост промышленности сопровождался подъемом естественных наук, технических изобретений.

Закономерным итогом петровских преобразований в сфере науки и просвещения стало открытие в Петербурге в 1725 г. В Петровское время впервые решающую роль стало играть личностное начало, деловые качества человека, а не его сословное происхождение.

Общая характеристика и этапы советской культуры.

Советская культура — это сложная диалектическая целостность, которая никогда не была единым монолитом. Здесь и официально признанная культура, и культура неофициальная, находящаяся в «тени», культура подполья, инакомыслия и оппозиции, культура зарубежья. Культура советского периода — выражение самосознания общества в его развитии. Можно выделить хронологические границы крупных этапов существования советской культуры: ♦ с 1917 г. до середины 50-х гг. — время постепенного усиления и закрепления тоталитарных общественных установок, огосударствления, алпаратизации всех сфер жизни, формирование и апогей культуры тоталитарного типа. В рамках этого этапа выделяются различные периоды:

время гражданской войны — раскол общества и деятелей культуры по их отношению к революции;

20-е гг. — равновесие противостоящих тенденций вкультуре, контакты России с русским зарубежьем;

30-е гг. — вытеснение независимо мыслящих деятелей культуры, закрепление тоталитарных установок вкультуре, массовые репрессии против интеллигенции;

годы Великой Отечественной войны — относительное раскрепощение культуры;

начало 50-х гг. всеохватная догматизация общественного сознания, апогей культуры тоталитарного типа;

со второй половины 50-х гг. до второй половины80-х — время постепенного противоречивого развития культуры, всестороннего кризиса тоталитарной культуры: возникновение различных направлений в культуре, сопротивления застарелым догмам, подавление инакомыслия и вместе с тем существенное повышение уровня культуры;

со второй половины 80-х гг. — время краха социализма, острой борьбы между сторонниками разныхпутей развития России и культуры, начало «гласности», снятия цензурных ограничений и существования культуры независимо от государственных установок, широкий плюрализм мнений, расширение влияния массовой и американской культуры на общественное сознание.

Культура советского периода не перечеркнула менталитет столетий. Архетип русского человека остался прежним. Культура советского периода — это особый феномен социокультурного мышления, психологии, сопряженной с русской двоичностью (красные, белые), с традицией политизации культуры, с безоглядным стремлением веровать даже на безрелигиозной почве, ориентации на государство и отечество, на харизматического лидера, пророка, отца народа. Это культура, сочетающая традиции Европы и восточной цивилизации.

Достижения и недостатки советской культуры

В советский период большое развитие получила российская наука: физика, атомная энергетика, ракетостроение, космонавтика, авиация вышли на передовые рубежи мировой науки и технологии. Серьезные успехи в советское время были достигнуты в области литературы, кино, музыки, живописи, скульптуры, балета. В области литературы Нобелевской премии были удостоены Б. Пастернак (1958 г.), М.А. Шолохов (1965 г.), А.И. Солженицын (1970 г.) и находившийся в эмиграции в США поэт И.А. Бродский (1987 г.). Культура советского периода внесла много яркого, неповторимого в отечественную и мировую культуру, прежде всего потому что по российской традиции поставила человека в центр своих поисков и надежд.

Навязывание обязательной коммунистической линии и понятной для широких масс социальной задачи способствовало рождению большого количества песен, кинофильмов, произведений, симфоний с отчетливо выраженной гражданской и патриотической тематикой: песни Дунаевского, Блантера, скульптура Мухиной («Рабочий и колхозница»), романы Шолохова («Тихий Дон» и «Поднятая целина») и др. вызывали патриотические чувства у широких масс. Но и появлялась спекуляция гражданской тематикой, формировался казенный стиль в кино, театрах, романах — культура была парализована деятельностью власти. Безудержный процесс политизации культуры в конечном счете привел к категоричности политизированных оценок сложных культурных явлений, их примитивизации, к подавлению инакомыслия и творческого новаторского подхода.

Но культура жила и заявляла о себе. В самые тяжелые времена постсталинизма на Западе вышли произведения, свидетельствующие о развитости творчества и духовности. Среди них «Архипелаг Гулаг» А. Солженицына (1974), «Верный Руслан» Г. Владимова (1975), «Жизнь и необыкновенные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича (1976), «Конец прекрасной эпохи» И. Бродского (1977), «Зияющие высоты» А. Зиновьева (1977), «Школа для дураков» С.Соколова (1976), «Ожог» В. Аксенова (1980), «Москва — Петушки» В. Ерофеева и др. Песни В. Высоцкого были духовной отдушиной для всей страны и духовным противоядием для эпохи застоя.

Культура России в XVII веке

Конспект по истории России

На протяжении XVII века в России шёл процесс обмирщения культуры — освобождения её от церковного влияния. Литература начала века отмечена повышенной публицистичностью, связанной с бурными событиями крестьянских волнений и польской интервенции. Наиболее известные произведения: «Сказание» Авраамия Палицина, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя Ивана Андреевича Хворостинина, «Повесть» князя Ивана Михайловича Катярева-Ростовского. Официальная версия событий Смуты содержится в «Новом летописце» 1630 года, написанном по заказу патриарха Филарета. Основная цель этого произведения — укрепить положение новой династии Романовых.

Основными жанрами литературы по прежнему остаются сказания, летописи, «жития», поучения. Однако, и в старых формах начинает проступать новое содержание. Показательно в этом отношении «Житие» протопопа Аввакума. Фанатически проповедуя старую веру, он тем не менее выступает как писатель и как личность. Аввакум описывает собственную жизнь и прославляет собственную личность, а это было бы сочтено грехом в предшествующее время.

Развивается и чисто народная литература — «Повесть о Горе-Злочастии», «Повести о Савве Грудцыне», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершёвиче», «Кялязинская челобитная». Герои этих повестей пытаются освободиться от церковных догм, в то же время житейские мудрости Домостроя остаются непреодолимыми.

Во второй половине XVII века активно развивается силлабическое стихотворство. Крупнейший представитель русской поэзии этого времени — Симеон Полоцкий. Он много сделал для развития поэтического жанра, был пропагандистом просвещения и преподавателем у царских детей.

Во второй половине XVII века (в 1672 году) при дворе царя Алексея Михайловича появился первый театр в России. Постановщиком и актёрами в первой его пьесе были иностранцы. Но вскоре роли стали играть и русские. Симеон Полоцкий создавал для театра стихотворные пьесы. Некоторые из них оказались настолько популярны, что были изданы отдельной книжкой.

В XVII веке существенные изменения коснулись зодчества. Основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево. Вершиной деревянного зодчества XVII века является роскошный царский дворец в Коломенском. Постепенно увеличивается объём строительства из кирпича — в основном это здания правительственных учреждений, торгово-промышленных предприятий. Началось использование многоцветных изразцов, фигурного кирпича, белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид. Достигло своего расцвета традиционное храмовое строительство. В XVII веке был построен грандиозный Ростовский кремль, в то же время завершается оформление монастырских ансамблей — Иосифо-Волоколамского, Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского.

В конце XVII века возникает новый стиль храмовой архитектуры — московское барокко. использовавшийся для строительства небольших церквей в усадьбах русских вельмож. Именно в этом стиле построена церковь Покрова в Филях.

В живописи XVII века заметен отход от условности средневекового искусства. Появляется ренессанская линейная перспектива, стремящаяся к реализму. Это особенно проявилось в творчестве Симона Ушакова, который на протяжении 30 лет возглавлял художественную деятельность в Русском государстве. Иконописный шаблонный «лик» уступает место в его творчестве живому лицу. Во второй половине XVII века развёртывается деятельность Оружейной палаты (в московском Кремле), ставшей своеобразной академией художеств. Здесь сосредотачивается много русских и иностранных художников.

В XVII веке происходит активное накопление практических знаний. Особенно велик вклад России в географическую науку. Благодаря переводу многих иностранных трудов в России популяризируется научное знание — достояние европейской науки. Появляются и отечественные книги, содержащие сведения по различным отраслям знаний, например «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» А.Михайлова. При измерении земельных площадей пользовались «Книгой сошного письма». В медицинской практике пользовались «Травниками», «Лечебниками», а в Аптекарском приказе составили «Фармакопею».

В этот период всё больше ощущается потребность в развитии наук и образования. Увеличивается количество библиотек. Открываются правительственные и частные школы, а также школы в некоторых монастырях. Целью обучения было, по преимуществу, овладение греческим и латинским языками. Издавались учебные пособия: «Букварь» Бурцева, «Грамматика» Смотрицкого и другие. В 1685 году открылась Московская Славяно- греколатинская академия — первое высшее учебное заведение в России.

Новые явления в культуре XVII века утверждались в острой борьбе с господствующим средневековым мировоззрением, которое защищала церковь. Церковные иерархи препятствовали расширению культурных связей с «латинствующей» Западной Европой. Патриарх Иоаким, например, добился закрытия первого придворного театра. Победа светского начала стала очевидной лишь в XVIII веке.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

Образование и культура в 17 веке: краткое описание

Образование и культура в 17 веке бурно прогрессировали. На это влиял рост городов, развитие торговли и ремесла. К тому же усилились культурные и политические отношения России с Беларусью и Украиной. А также произошло расширение связей со странами Западной и Центральной Европы, оттуда все больше стали проникать культура и научные знания.

Культура россии 17 века

В городах начали строить двух- и трехэтажные постройки, чаще сооружали каменные дома. Характерной особенностью строительства стала богатая декоративная отделка.

Образование и просвещение

Образование и культура в 17 веке в России хотя и развивались с небывалой скоростью, но большинство людей оставалось неграмотными, хотя среди горожан грамотных стало больше. В Москве печатались буквари, которые пользовались хорошим спросом. Появилось множество книг, переведенных на русский язык. Некоторые люди стали собирать и хранить книги.

Было уже недостаточно просто обучаться грамоте, арифметике и письму. Государственная и хозяйственная деятельность усложнялась, появилась потребность в образованных людях, которые владеют знаниями в разных областях. Но образование и культура в 17 веке встречали упорное сопротивление со стороны боярской знати и духовенства, которые были настроены консервативно. Между тем в Москве возникали все новые и новые частные школы. И в 1687 году в России первым высшим учебным заведением стала Славяно-греко-латинская академия.

С 1621 года для царя и его окружения выпускали рукописную газету «Куранты9raquo;, где описывались последние события, произошедшие в других странах. Книги, в которых сообщались светские знания, были доступны далеко не всем.

Культура россии 17 века

Знания в медицине основывались на опыте лечения. Хотя распространялись «травники9raquo; (описание лекарственных свойств растений) и переведенные учебники.

В 1678 году напечатана история Русского государства, повествование в «Синопсисе9raquo; начинается с древнего времени и вплоть до 70-х годов 17 века.

Расширение географии

Географические знания, так же как образование и культура в 17 веке, неуклонно развивались. Русские землепроходцы, такие как Семен Дежнев (совершил экспедицию к проливу между Северной Америкой и Азией в 1648 году), Е. Хабаров (составил карту земель по реке Амур в 1649 году, позже там образовались русские поселения), В. Атласов (провел обследование Курильских островов и Камчатки), внесли огромный вклад в расширение географии. Основываясь на всех этих знаниях, были разработаны карты Российского государства, Украины и Сибири.

Литература

Образование и культура в 17 веке в России обусловили возникновение новых жанров в литературе. Стали писать не только о богатых, но и о простых людях. Появилась сатира, объектами которой явились церковь и господа. В этом веке возникло стихосложение и драматургия. Симеон Полоцкий был их основателем, так как являлся автором пьес при дворе Алексея Михайловича.

Культура россии 17 века

В это время впервые записали пословицы, народные песни, поговорки. Фольклор прочно проник во все области культуры. Повсеместное распространение получила западная литература, переведенная на наш язык.

Монументальные храмы стали сменять небольшие посадские церкви, которые поражали игрой объемов и красок, нарядные, живые, покрытые множеством узоров. Под влиянием Беларуси и Украины в последние десятилетия 17 века в архитектуре распространился стиль московского барокко. Главной его идеей была пропорциональность всей композиции и пышная декоративная отделка. Большое внимание уделялось созданию колоколен и ярусов. Делая вывод, можно сказать, что образование и культура 17 века сказались и на внешнем виде городов, сделав их еще более красивыми.

Образование и культура в 17 веке способствовали развитию живописи. Художники начали проявлять свое внимание к человеческой личности. Хотя иконопись достигла небывалого доселе мастерства, возникла портретная живопись. Основателем ее является Симон Ушаков.

Культура россии 17 века

Оружейная палата стала центром изобразительного искусства, она находилась в Московском Кремле. В ней трудились как русские, так и иностранные художники. В своей работе они старались добиться большого сходства с натурой. В 70-х годах был создан «Титулярник9raquo; — это собрание портретов правителей, начиная от Рюрика и заканчивая Петром Алексеевичем, содержались там и портреты иностранных патриархов, царей, изобразили в нем также гербы разных стран.

Заключение

Начались перемены в России, изменилось образование и культура в 17 веке. 7 класс школы – это время, когда изучается этот пласт нашей истории, который стал переломным для русской культуры. Частые народные движения, войны, события Смутного времени дали понять народу, что он способен участвовать в своей судьбе. Миропонимание изменилось, расширился кругозор. Появилось движение вперед во всех областях, обнаружилась потребность в обучении и подготовке квалифицированных кадров.

Культура россии 17 века

«Магические» фразы, которые могут спасти даже неловкий разговор Как гласит одно из правил ораторского искусства, нет таких ситуаций, которые нельзя было бы улучшить с помощью удачно подобранной фразы.

Культура россии 17 века

Неожиданно: мужья хотят, чтобы их жены делали чаще эти 17 вещей Если вы хотите, чтобы ваши отношения стали счастливее, вам стоит почаще делать вещи из этого простого списка.

Культура россии 17 века

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

Культура россии 17 века

7 вещей, которые следует мыть и стирать каждый день Это может показаться еще одним пунктом в бесконечном списке ежедневных дел, но за этим кроется эффективный метод, который позволяет создать положитель.

Культура россии 17 века

Никогда не делайте этого в церкви! Если вы не уверены относительно того, правильно ведете себя в церкви или нет, то, вероятно, поступаете все же не так, как положено. Вот список ужасных.

Культура россии 17 века

11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели? По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.

Культура России в 17 веке [Русская]

Влияние Смутного времени на культуру

Смута разру­шила многие барьеры, отделявшие Россию от Запада. Она показа­ла военно-техническое превосходство западных соседей, заставила приступить к освоению их достижений. Вскоре после Смуты в Рос­сии опять появляется множество иностранцев — на сей раз всяко­го рода специалистов, приглашённых правительством. В Москве им была отведена для постоянного проживания особая территория — так называемая Немецкая слобода.

Огромное значение для преодоления культурной изоляции России имело воссоединение с Украиной. В Московское государство пере­селилось много учёных-монахов из украинских монастырей. Право­славные иерархи украинского происхождения заняли высокие посты в Русской церкви. В большинстве своём это были люди образован­ные, хорошо знакомые с внутренним устройством и культурой Речи Посполитой. Они были гораздо лучше большинства своих московских собратьев подготовлены не только к полемике с «латинством9raquo;, но и к восприятию достижений западноевропейской культуры.

Готовность воспринять духовный опыт других народов, даже взять его за образец проявилась и в церковной реформе патриарха Ни­кона. Исправление русских богослужебных книг и обрядов по грече­ским образцам разрушало традиционное представление об абсолютном превосходстве отечественных правил и обычаев над иностранными.

Рост личностного начала, интерес к достижениям «латинско9shy;го9raquo; и протестантского Запада исподволь подготавливали почву для стремительной европеизации русской жизни и русской культуры, предпринятой Петром Великим.

Образование в 17 веке в России

Подавляющее большинство населения России в 17 веке было неграмотным. В городах и богатых сёлах страны открывались «палаты учительные», где за плату грамот­ные люди из подьячих обучали «малых робяток». Знатные приглашали учителей домой. В Москве были школы, где учили греческому языку. латыни, грамматике и риторике, арифметике и геометрии, ис­тории и географии. Особые училища для подготовки грамотных чиновников суще­ствовали при московских приказах.

Образованному человеку было легче устроиться в новом мире. Количество гра­мотных стремительно росло. Однако священ­ники, чиновники, многие купцы и ремесленники по роду своих за­нятий должны были уметь читать и писать. В середине XVII в. в Москве священники были гра­мотны на 100 %, монахи и купцы — на 70 %, а горожане — на 20 %. К концу столетия в столице уже отсутствовали неграмотные дво­ряне и купцы, а многие из них владели иностранными языками. В среднем по России были грамотны (т. е. умели писать, читать, считать и петь по нотам) 96 % купцов, 75 % монахов и более 40 % посадских людей. При этом учились мальчики и девочки; среди чи­тателей книг было много женщин.

В XVII в. в России ещё не су­ществовало какой-либо системы учебных заведений. В 80-х гг. XVII в. открылась Славяно-греко-латинская академия. Возглавляли её учёные греки. Обучение начиналось на греческом, потом переходили на латынь. Изучались духовные и философские науки, логика. Для лучшего усвоения знаний устраивались диспуты.

Известно, что в 80-е гг. XVII в. уже каждый четвёртый житель московского по­сада был грамотным.

Прикладное искусство

Высокого уровня в XVII в. в России достигло прикладное искусство. Это — богато украшенное оружие; создание золотых и серебряных пред­метов и украшение их драгоценными камнями; резьба по дереву и художественное шитье. Вышивки украшались жемчугом, золотом, серебром и драгоценными камнями. Такой наряд был очень красив, но носить его было тяжело, потому что он много весил. Центром шитья была «Цари9shy;цына мастерская Палата». Большого худо­жественного уровня достигли золотошвеи мастерской Строгановых. Их шитье поражало сложностью узора, тонкостью работы, разнообразием швов, удлинённо­стью фигур. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

В XVII в. в народе России пользовались попу­лярностью представления скоморохов — актёров-комедиантов. Они были музыкан­тами, певцами, дрессировщиками (в ос­новном медведей), исполнителями коме­дийных и сатирических сцен из тогдашней жизни (высмеивали жадность, глупость, пороки людей). На ярмарках народ потешал также тради­ционный театр Петрушки.

Царь Алексей Михайлович любил театральные представления. Спектакли, которые смотрел царь со своими приближенными, бы­ли на библейские сюжеты. В селе Преображенском под Москвой построили «специальную хоромину«. Это был первый на Руси при­дворный театр. И уж совсем необычным стало то, что царь смотрел эти представления не один, а с семьёй. Правда, женщины не сидели рядом с мужчинами. Они могли наблюдать за театральным предста­влением из особого помещения.

Жизнь и быт

Картинки (фото, рисунки)

    • Культура россии 17 века
    Поручи. Москва. Вторая половина XVII в.
  • Культура россии 17 века
    Народные развлечения XVII в. кукольный театр, скоморохи. Гравюра А. Олеария
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *