Культура общества

ГЛАВА 1 Место культуры в обществе 5

ГЛАВА 2 Основные социальные функции культуры 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных запросов и потребностей. Прежде всего, общество нуждалось в закреплении и передаче духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей.

Общество, таким образом, процессу созидания ценностей придало устойчивый и преемственный характер. В обществе стало возможным накопление ценностей, культура стала приобретать кумулятивный характер развития. Кроме того, общество создало возможности для публичного создания и использования ценностей, что привело к возможности более быстрого их понимания и апробирования другими членами общества.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть мысль, что понятие «культура» относится к числу тех общеисторических категорий, которые имеют силу для всех эпох. Культура возникает вместе с появлением на земле человечества, и каждый шаг человека по пути общественного прогресса был одновременно шагом вперед в развитии культуры, каждая историческая эпоха, каждая особая форма общества обладала своей, только ей свойственной культурой.

Культура и общество не могут существовать друг без друга. Это внебиологические формы совместной жизнедеятельности людей. Несмотря на их тесную связь, между ними существуют и различия. Если применять деятельностный подход, то общество следует рассматривать как коллективный субъект деятельности, а культура будет выступать как способы, средства и результаты деятельности (т. е. как технико-технологическая и предметно-продуктивная сторона деятельности).

Если понимать общество как продукт взаимодействия людей, то культуру можно рассматривать как качественную сторону этого взаимодействия, взаимоотношений между людьми. Общество всегда представляет собой результат социальных отношений, и в этом смысле оно неизменно. А культурное начало в нем (т. е. качество этих отношений), напротив, динамично, изменчиво. Особенности социальной системы определяются ее культурной основой: сложившимися в обществе ценностями, нормами, обычаями, традициями, религиозными верованиями, уровнем образованности, менталитетом. Таким образом, культура — это качественная сторона общественных отношений, достигнутый уровень развития общества.

Глава 1.Место культуры в обществе

При самом общем взгляде на общество видно, что оно совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного (в том числе и от высокоорганизованных человекообразных обезьян — антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства.

Общество — это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются, в сущности, их отношениями к природе, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другу.

Место и роль культуры в обществе велики. Она взаимодействует с экономикой, политикой, правом, этикой, моралью, определяет их содержание.

Общество создает условия для социального развития человека, т. е. человека как личности. Личность несет печать конкретной культуры и конкретного общества. Кроме того общество создает условия для массового использования ценностей культуры, а следовательно, порождает потребности в тиражировании и репродуцировании артефактов, что, в свою очередь, превращается в процессы воспроизводства культуры. Понятно, что вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.

Культура своими нормами и ценностями входит во взаимодействие с другими системами саморегуляции в обществе, такими, как политика, право и т. п. но в отличие от них регулятивы культуры амбивалентны и могут использоваться на принципах свободного выбора

Развитие интересов и потребностей личности может стимулировать изменение ценностей культуры, и тогда они подвергаются реформированию или даже замене. Общество в данной ситуации может играть роль как стимулирующего, так и подавляющего фактора. В целом здесь возможны три типичные ситуации: первая, когда общество менее динамично и менее открыто, чем культура. Культура будет предлагать ценности, оппозиционные по смыслу, а общество будет стремиться их отторгнуть. Сдерживается прогрессивное развитие культуры, общество догматизирует имеющиеся ценности и в целом возникают неблагоприятные условия для развития личности. Возможна и обратная ситуация, когда общество в силу политических или социальных потрясений изменяется, а культура не успевает с обновлением норм и ценностей. Для личностного развития вновь нет оптимальных условий. И, наконец, возможно гармоничное, сбалансированное изменение общества и культуры. В этих условиях возможно конструктивное, непротиворечивое и гармоничное развитие личности

Культура служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие, как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Культура выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях. Каждое конкретное общество на протяжении веков создавало суперкультуру, передающуюся через поколения.

Культура в обществе представляется:

1) как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественным творчеством, принятыми нормами поведения и т.д.;

2) как общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути «от дикости к цивилизованности»;

3) как сумма общественных достижений (включая технологии, отношения и представления), благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации;

4) как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающих одно общество от другого (или различные части общества — социально-статусные, профессиональные), способствующая его интеграции и придающая ему самобытность; и, наконец;

5) как духовное измерение всякой деятельности, в котором формируются ее мотивы, принципы, правила, цели и смыслы. В этом последнем понимании культура предстает как духовный компонент совокупного производства, обеспечивающий поддержание и изменение этого производства и общественных отношений в целом.

Культура выражает способы (или средства, механизмы) жизнедеятельности людей, результаты этой деятельности в материальной и духовной сферах, но не собственно социальные отношения.

Культурное богатство личности зависит от включения ценностей в личную деятельность и от того, насколько общество стимулирует этот процесс, насколько оно способствует ему. В личности ценности культуры превращаются в поведение, культура живет в личностном поведении человека. Общество создает условия для этого, а они могут в различной степени как соответствовать, так и не соответствовать превращению ценностей культуры в акты поведения личности. Общество развивается в режиме поиска все более благоприятных условий для формирования личности как активного субъекта культуры, как творца и носителя ценностей культуры.

Глава 2.Основные социальные функции культуры

Культура как целостное явление выполняет определенные функции по отношению к обществу.

1. Адаптивная функция культуры . Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде, природным и историческим условиям его обитания. Слово адаптация (от лат. adaptayio) означает прилаживание, приспособление. Всякий вид живых существ адаптируется к среде своего обитания. У растений и животных это происходит в процессе биологической эволюции благодаря изменчивости, наследственности и естественному отбору, посредством которых функционируют и генетически передаются из поколения в поколение особенности органов тела и механизмы поведения, обеспечивающие выживание в заданных условиях внешней среды (его экологической нише). Адаптация человека происходит по-иному. Человек в силу особенностей своей биологической эволюции не имеет закрепленной за ним экологической ниши. У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования. Поэтому он не в состоянии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную, культурную среду. Биологическая незавершенность, неспециализированность, неприспособленность человеческого рода к определенной экологической нише обернулись способностью осваивать любые природные условия путем формирования искусственных условий своего существования — культуры. Развитие культуры дало людям ту защиту, которой не снабдила их природа: возможность накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (продовольствием, теплом, жильем) коллективной безопасности сообщества (оборона), индивидуальной безопасности членов сообщества, их имущества и законных интересов (правоохранительная система) и т.д. В конечном счете, вся созданная человеком материальная культура, социальная организация, система экономических, политических и социальных отношений выполняют адаптивную роль.

2. С адаптивной функцией тесно связана интегративная функция культуры, обеспечивающая социальную интеграцию людей. При этом можно говорить о разных уровнях социальной интеграции. Наиболее общим уровнем социальной интеграции является формирование оснований, их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидарности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.

Ко второму уровню социальной интеграции следует отнести обеспечение культурой основных форм интегрированного существования сообществ людей. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общества распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, образцов поведения, характерных для данной культуры. На этой основе осуществляется консолидация и самоидентификация людей, формируется чувство принадлежности к данной социальной общности — чувство «мы»;

Однако солидарность между «нашими» может сопровождаться настороженностью и даже неприязнью по отношению к «чужим». Формирование групповой солидарности предполагает существование представителей кругов — «они». Поэтому функция по интегрирования имеет своей обратной стороной дезинтеграцию людей, которая может вести к самым негативным последствиям. История свидетельствует, что культурные различия между сообществами нередко становились причиной противостояния и вражды.

Культура общества

У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет учреждений культуры. Но у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира, – система убеждений и ценностей.

Среди отечественных ученых, широко исследующих проблемы культуры, также нет единства в понимании содержательной стороны культуры. Одни из них понимают культуру общества как интегративное явление, качественно характеризующее все сферы общества, все виды общественной жизнедеятельности людей и продукты последней через меру воплощения в них в конкретных исторических формах сущностных сил человека. Другие рассматривают культуру шире, как весь мир в целом, существующий в непосредственном единстве с человеком.

Рассматривается культура и как качественное состояние общества на каждом этапе его развития, более конкретно и полнее выражающееся в достигнутом уровне развития производительных сил, производственных отношений, материального и духовного производства, науки, искусства, образования, воспитания и т.д.

Культура и общество. Культура и природа.

Передача культурных ценностей и норм от поколения к поколению есть культурное воспроизводство. Духовное производство – особая форма духовной деятельности, выделившаяся в отдельную сферу, «отрасль» производства.

Воздействие культуры общества на личность осуществляется не прямо и непосредственно, а через посредство культурной среды, в которую включена личность.

Под культурной средой понимается совокупность вещественных и личностных факторов, непосредственно окружающих человека и активно влияющих на его деятельность по потреблению и созиданию культурных ценностей

Культура – это проявление деятельностно-практического единства человека, общества и природы. Соответственно уровень ее развития определяется степенью единства общества и природы.

К основным функциям культуры можно отнести следующие:

1. Познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает как способ, метод ценностного освоения действительности. Освоение действительности воплощается в практической деятельности людей (в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности). Отсюда логически вытекает другая функция культуры – практически –преобразовательная.

2. Практически-преобразовательная. Призвана организовать, определить содержание и направленность практической деятельности людей.

3. Регулятивная, нормативная. Культура посредством социальных норм, ценностей, традиций, знаний создает устойчивые социальные условия жизни людей, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе и той или иной социальной группе. Поэтому большинство исследователей случайное, спорадическое не относят к культуре.

4. Коммуникативная. Основой ее является язык, общение. Они помогают индивидам, группам, обществам понять друг друга. Проблемы понимания получили глубокую разработку в социально-экономических работах представителей герменевтики (от греч. – истолкование, разъяснение). В социологии эти взгляды получили развитие и конкретизацию в «понимающей социологии».

5. Культура выполняет функцию социализации человека. Она является важнейшим средством его становления как члена общества, субъекта деятельности, общественных отношений. Культура воспитывает ответственность к внутреннему, нравственному ограничению. Вместе с тем в процессе социализации формируется индивидуальность, неповторимость личности.

6. Гедонистическая. Культура выступает средством развлечения, удовлетворением эстетическим и моральным.

Начиная с XVIII в. в отношении к культуре можно выделить две линии: первая — позитивный взгляд на культуру, вторая — антикультурная.

Просвещенческие концепции культуры. Эти концепции возникли и активно развивались европейскими мыслителями (А.Вольтер, Дж.Вико, Ш.Л.Монтескье, И.В.Гёте, И.Г.Гердер, Ф.Шиллер) в русле Просвещения. В культуре они видели внутреннее духовное богатство человека, основанное на его постоянном стремлении к истине, добру, красоте.

Эволюционистский подход к культуре. Во второй половине XIX в. в объяснении природы культуры и других социальных явлений широкое распространение получил эволюционизм. Он нашёл своё обоснование в работах социологов О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, этнографов Э.Тайлора и Л.Моргана и других крупных учёных того периода.

Основные идеи классического эволюционизма сводятся к следующему:

1. Как естественные, так и общественные явления подвержены постоянным, регулярным или частным изменениям.

2. В ходе этих изменений общество отходит от первоначального примитивного или упрощённого состояния и приобретает более сложный и дифференцированный характер. По содержанию эволюция означает рост рационального начала в обществе. В соответствии с этим устраняется хаос, конфликтность, предрассудки и слепая вера.

3. Стадии эволюции можно выстроить в шкалу от “дикости” и “варварства” до высшей ступени цивилизации. Эту высшую ступень неизменно воплощает в себя новейший Запад.

4. В ходе эволюции постоянно совершенствуются все стороны жизни общества, в том числе искусство, мораль, верования и культы. Всякие перемены в морали, литературе, искусстве по логике эволюционизма ведут к лучшему, означают развитие как усложнение, обогащение по содержанию, форме и т.д.

5. Те или иные элементы раннего состояния могут до поры до времени сохраняться в качестве пережитков.

6. Источниками эволюции являются различные безличные силы, которые сами по себе не меняются и действуют постоянно.

7. Основное направление эволюции общества и его культуры на ранних этапах — это адаптация к внешним условиям, а позднее — овладение этими условиями и их подчинение, переход на более высокий уровень существования.

Диффузионизм. В начале XX в. в противовес эволюционизму ряд социологов и этнологов развили концепцию диффузионизма.

Такой подход позволил изучать процесс распространения культуры из одного центра в другой, взаимодействия культур, раскрыть механизм освоения достижений других народов.

Марксизм о культуре. Под культурой в широком смысле слова марксизм понимал всю совокупность материальных и духовных ценностей, без которых человек не может жить и развиваться как социальный субъект. Культура — всё то, что создано и создаётся в результате его умственного труда и что составляет как бы “вторую природу”, отличающуюся от естественно протекающих природных процессов и явлений, характеризующихся тем, что люди изменяют, воспитывают сами себя.

Структурно-функциональный подход рассматривал культуру как подсистему целостной социально-культурной структуры.

В ней каждый элемент выполняет как бы служебную роль в общей системе регуляции.

Основные постулаты функционализма:

1. Существует общее функциональное единство общества. Оно выражается во взаимосвязи социальных и культурных структур.

2. Культура представляет собой интегрированную целостность, в которой каждый элемент отвечает определённой потребности всей целостности, выполняя конкретную часть работы.

3. Дифференциация функций поддерживается дифференциацией структур, складывающихся в упорядоченную систему.

4. Именно постоянное поддержание всех элементов культуры (производственные навыки, ритуалы, нормы и т.д.) обеспечивает единство общества.

Леворадикальные и авангардистские концепции. Эти концепции широко распространены в сегодняшней общественной мысли. Основное их содержание — острая критика современного западного общества, его сложившейся социальной структуры и культуры, отрицание институциональной науки.

В центр они ставят проблему отчуждения человека от общества, природы и самого себя.

Наличие множества концепций культуры есть подтверждение тому, что культура, являясь целостным социальным явлением, образуется из бесконечного многообразия составляющих её элементов и отношений. В этой связи, видимо, правильно считать, что невозможно создать некую универсальную концепцию культуры.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

/ Материалы для ОЗО / Культура и общество. Культура и человек

Культура и общество

1. Обращаясь к анализу взаимоотношений культуры и общества можно выделить следующее: культура и общество — системы до такой степени близкие, что их содержание нередко или вообще не различается, или представляется таким образом, что одна понимается как часть, раздел, аспект другой. Это происходит потому, что отношения культуры и общества не являются их противостоянием, подобно отношению «культура – природа». И культура, и общество являются формами вне биологического исверх биологического бытия; и культура, и общество имеют общее происхождение и общую историю. Друг без друга культура и общество не существуют, именно поэтому ученые часто используют выражение «социокультурные формы».

Вместе с тем культура и общество не тождественны — они различны, причем несходство определяется не объемом, а модальностью. Если воспользоваться известным представлением онтологии, что существует три модуса бытия — вещи, свойства и отношения, то человеческое общество естьсистема социальных отношений, а культура —единство взаимопревращающихся друг в друга вещей, свойств и отношений: действительно, она является нам, прежде всего, каксвойство человека — его ненаследуемая, прижизненно вырабатываемая способность преобразовывать мир, а вместе с ним и самого себя; затем оказываетсяотношением — духовным, практическим и практически-духовным отношением человека к преобразуемому им миру и к другим людям, во взаимодействии с которыми и проявляется его активность; и наконец, культура воплощается в плодах этой деятельности — «второй — очеловеченной — природе», т.е. в мире вещей.

Культура и общество живут по внеприродным, внебиологическим, внегенетическим законам, но эти законы разные: общество живёт по закону смены одного состояния другим, культура – по закону накопления ценностей, делающему возможным функционирование в одну и ту же эпоху созданий прошлого и современности. Однако они всегда активно взаимодействуют друг с другом. Общество предъявляет к культуре определенные требования. И культура влияет на жизнь общества, и на направление его развития.

Таким образом, эти системы различны, в известной мере, автономны и развиваются каждая по своим законам. Мы будем исходить из того понимания общества и его соотношения с культурой, которое вытекает из системного анализа бытия. Человеческое общество есть реальнаяи всегда конкретная среда функционирования и развития культуры.

2. Каково взаимоотношение культуры и общества в самом человеке?

Общество и культура встречаются здесь в ходе воспитания личности, делая этот процесс двусторонним: одновременно и социализацией и культурацией индивида. В современной педагогической практике нет осознания различия приобщения индивида к обществу и культуре и это вызывает необходимость анализа данных процессов и «социализация» и «инкультурация». Субстратой общественного бытия является социальность, понимаемая как «система отношений между людьми в их совместной жизнедеятельности » 1. Субстрата культуры может быть определена понятием «культурность », обозначающим единство духовного и материального начал в многообразии его конкретных форм бытия 2 .

Как мы уже говорили, различны модусы общества и культуры, и законы их развития. Культура, в отличие от общества существует «не в одной модальности, ав трех ,субстратно отличающихся друг от друга и взаимопревращающихся в процессе ее функционирования:человеческой, деятельностной и предметной » 3. Совокупность тех качеств, которые формирует в индивиде, на основе его природной данности, культура и естьчеловеческая модальность. Логично назвать процесс формирования и развития этих качествкультурацией.

Между обществом и культурой существует функциональное различие: маркирующим качеством общества являетсяуправление, в отличие от культуры, особенность которой –общение. Диалог порожден культурой и реализуется «механизмами культуры. Напомню принципиальное отличиезаконов развития общества и культуры. Во-первых, возникновение «новой формы культуры не приводит к уходу в небытие старой ее формы, тогда как новая социальная структуразаменяет уходящую в небытие прежнюю… », т.е социальные отношения смертны, как и их носители 4. В процессе социализации индивид может овладеть системой социальных отношений только своего времени. тогда как культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных – прошлых, настоящих и будущих – культур (В.С. Библер) и «овладение культурой распространяется на весь накопленный человечеством в его истории опыт…» 5. Соответственно, каждый индивид выбирает из необозримого объема культурного наследия то, что отвечаетего ценностным установкам. Для того, чтобы «прочитать» содержание культурного качества любого предмета культуры, человек должен овладеть многообразием языков, изобретенных культурой. Именно поэтому масштаб «культурации» каждого индивида несравненно шире, чем масштаб его социализации.

Таким образом, если социализация делает человека исполнителем определенных социальных ролей, отвечающих потребностям конкретного типа общественного устройства и конкретной национально-своеобразной модификации типа общества, то культурация «несет индивиду ценности, порожденныевсеми народами во все времена, ибо они опредмечены в памятниках культуры и предоставляются ею во всеобщее пользование» 6 . Естественно освоить все необозримое культурное наследие не дано ни кому и свобода выбора и возможности развития индивидуации в процессе культурации несомненно шире, нежели в процессе социализации. Социализация нивелирует человека, а культурация способствует рождению уникальности, ибо «мера культуры …не только и не столько “надприродный”, сколько и “надсоциальный ” или “сверхсоциальный” феномен, представляющий собой совершенно иной уровень организации человеческой жизни, чем общество как социальный организм» 7 .

Культура и человек

Современный экономический пророк Америки Ричард Флорида, в статье «Как кризис изменит Америку», пишет: «Главным источником национального богатства являются не полезные ископаемые и не промышленное производство, а творческий потенциал населения, его творческая энергия».

Понятия: человек, личность, индивид

Качества человека, сформированные культурой: интеллект, духовность, свобода, творчество.

Приступая к рассмотрению вопроса о соотношении культуры и человека, необходимо, прежде всего, предостеречь от частой теоретической ошибки — отождествления понятий «человек» и «личность». «Человек» обозначает родHomosapiens, т.е. общие свойства данного вида живых существ, а«личность» — единичного представителя этого вида, индивида. При этом «личность» не является синонимом «индивида» — не всякий индивид является личностью: принципиальное различие содержания данных понятий состоит в том, что индивидом человек рождается, а личностью становится (или не становится) в силу определенных объективных и субъективных условий. «Индивид» — понятие, характеризующее отличительные черты каждого конкретного человека, животного и даже молекулярного соединения (в естествознании используется понятие «химический индивид»), тогда как«личность» — понятие, неизвестное ни химии, ни биологии, поскольку оно обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни, разумеется, во взаимодействии с его врожденными анатомо-физиологическим и психологическими качествами.

Таким образом, нужно различать проблемы ≪культура и .человек≫ и ≪культура и личность≫. Содержание первой — вневременное, внерегиональное и внесоциальное, оно состоит в выявлении роли человека как творца культуры.и роли культуры как творца человека или, точнее, всего человеческого в человеке. Содержание второй проблемы *— конкретно-историческое, социально-историческое и регионально-специфическое, особенно актуальное в современных условиях в нравственном, эстетическом, художественном, педагогическом отношениях. Это заключается в установлении особых качеств, которые порождают в культуре самосознание личности и потребность ее самовыражения, т.е. тех качеств личности, которые формирует в ней современная культура.

Мы будем рассматривать общие закономерности взаимоотношений культуры и бытия человека в его родовых качествах (разъяснить). Определяющими качествами человека и как творца культуры и как творения культуры являются: интеллект, духовность, свобода, творческий характер деятельности.

Интеллект – такой уровень работы психики, который достигается только человеком. Интеллект – феномен культуры, ибо он формируется в процессе практической деятельности человека. Ребёнок от рождения обладает психикой, но интеллект формируется у него в процессе инкультурации – обучении речи, счету, чтению, общению со взрослыми и далее в ходе образования в школе, вузе. Именно интеллект вывел человечество из темной первобытности на высокий уровень цивилизации. Интеллект лежит в основе познания мира и претворения приобретаемых знаний в практические действия. Основа интеллекта – рациональная, развитие интеллекта связано с историей науки и образования.

Рядом с интеллектом и во взаимосвязи с ним в истории культуры сформировалась и другая синтетическая энергия человеческой психики – энергия духа. Основа духа – эмоциональная, история духовности связана с историей религии и искусства. Дух проявляется в отношении человека к другим людям, а затем ко всей реальности, когда ее явления и предметы уподобляются человеку и оцениваются с человеческих позиций.

Так, трезво-прагматическое, научное отношение к природе основывается на знании того, что у нее нет ни души, ни языка и т.п.Духовное же восприятие природы предполагает обратное. Такое видение воплощено в знаменитом стихотворении Ф.И. Тютчева:

Не то, что мните вы, природа —

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

в таких, например, строках М.Ю. Лермонтова:

У Казбека с Шат-горою

Был великий спор,

| И звезда с звездокз говорит.

Духовность в отношении к природе составляет свойство истинной поэзии. И именно благодаря духовному, поэтическому переживанию изображаемых предметов, как, например, на полотнах Ж. Б. Шардена и В. Ван Гога, И. Машкова и К. Петрова-Водкина, живописный натюрморт становится подлинным произведением искусства, а не подобием рекламного щита овощного магазина. Такое восприятие, сформированное культурой, само становится феноменом культуры и формирует культуру зрителя и читателя. Натуралистический иллюзионизм (≪Как живое!≫ — восхищается человек с неразвитым эстетическим сознанием) лишен художественной ценности, потому что изображение предметов на картинах такого рода не одухотворено, чисто ≪технологично≫.

Духовные чувства, установки, потребности не врожденны индивиду, а вырабатываются прижизненно. Человек унаследовал от своих предков агрессивность как инстинкт жизнеобеспечения, поскольку уничтожение, убийство ради поедания является биологическим законом бытия — в первоначальной форме он проявился в травоядении, т.е. в уничтожении животными растений, в развитом виде — в убийстве и пожирании одними животными других. Он же действует при противоборстве самцов за самку и за предводительство в стаде. Биологический закон заключается, следовательно, во власти силы, ограничиваемой лишь запретом на убийство в пределах каждого вида. Особенностью человеческого бытия, ставшей одним из маркирующих признаков культуры, явилось подавление агрессивности путем табуирования определенных форм поведения внутри родоплеменной общины, преодоления каннибализма и вытеснения военного способа разрешения межплеменных противоречий мирными соглашениями, достигавшимися в ходе диалогов вождей за символической ≪трубкой мира≫. Однако силовые, методы — войны, бунты, революции — были основным и наиболее действенным средством разрешения социальных, а нередко и идеологических (религиозных) противоречий на протяжении всей человеческой истории и остаются таковыми по сей день — столь сильным оказалось биологическое наследие. В противовес им культурой ≪изобретены

≫ мирные, бескровные дипломатические и реформистские, т.е. диалогические, способы достижения целей, которые применяются все шире и все более успешно и в наше время представляют собой альтернативу самоуничтожению человечества. Их суть состоит в вытеснении нравственно-духовным отношением человека к человеку отношения потребительского, прагматического, экономического и политического, расистского и националистического. Духовная активность человека была необходимым условием объединения людей, потребовавшегося после утраты ими генетически-инстинктивной регуляции поведения. Без неё человечество не могло бы объединиться ни в пространстве, ни во времени, т.е. ни в совместных действиях, ни в бескорыстной передаче накопленного опыта следующим поколениям. В невозможности оставаться в рамках внутреннего мира индивида, в нацеленности на объединение людей, проявилось важное отличие духовности отинстинктивности. Духовная сфера культуры началась с функционирования человеческого словесного языка, который закрепился в качестве основного средства обмена интеллектуальной информацией, ≪существующей для другого, и лишь тем самым для меня самого≫ (К. Маркс и Ф. Энгельс).Действие названного принципа — существования для других — имеет не узкий лингвистический и не более широкий семиотический, а общекультурологический масштаб, ибо всякая духовная активность, какими бы средствами она ни осуществлялась, объективно и имманентно, независимо от того, осознается ли это самим действующим лицом, является действием-для-других, а потому требует ≪овнешнения≫ и, следовательно, материализации. Духовная активность человека была необходимым условием объединения людей. Духовная сфера культуры началась с функционирования человеческого словесного языка (направленность на Другого).

Свобода. Еще один потенциал культуры. Биологическая форма жизни не знает свободы, это свойство не нужно ни растению, ни животному. Человек «приговорен к свободе». Свобода и ответственность. Свобода как бремя. Бегство от свободы.

Жизнь не выбирает себе мира, жить — это очутиться в

мире окончательном и неразменном, сейчас и здесь. Наш мир — это предрешенная

сторона жизни. Но предрешенная не механически. Мы не пущены в мир, как пуля

из ружья, по неукоснительной траектории. Неизбежность, с которой сталкивает

нас этот мир — а мир всегда этот, сейчас и здесь, — состоит в обратном.

Вместо единственной траектории нам задается множество, и мы соответственно

обречены. выбирать себя. Немыслимая предпосылка! Жить — это вечно быть

осужденным на свободу, вечно решать, чем ты станешь в этом мире. И решать

без устали и без передышки. Даже отдаваясь безнадежно на волю случая, мы

принимаем решение — не решать. Неправда, что в жизни «решают

обстоятельства». Напротив, обстоятельства — это дилемма вечно новая, которую

надо решать. И решает ее наш собственный склад (Ортега).

Творчество. Человек «приговорен к творчеству». Созидательная деятельность человека становится творчеством потому, что её программы генетически не кодируются, а вырабатываются каждым человеком в процессе его жизни в культуре, и не являются повторением одного и того же образца, а всякий раз в той или иной степени обновляются, видоизменяются, совершенствуются.

1Каган М.С. Указ. соч. С.257.

2Каган М.С. Указ. соч. С. 129.

3Каган М.С. Указ. соч. С. 171.

4Каган М.С. Указ. соч. С. 263.

5Культурология С. 73.

6Каган М.С. Философская теория ценности С. 179

7Ларин Ю.В. Онтологика культурыС. 120

Общество и культура

November 21, 2012

Культура – это сложная система, имеющая много уровней развития. С одной стороны, мы видим, что это накопленные людьми ценности, с другой – человеческая деятельность, которая опирается на опыт поколений. Таким образом, становится очевидным, что общество и культура находятся в неразрывной взаимосвязи, потому что одно понятие невозможно без наличия другого.

В современном обществе понятие культуры имеет несколько трактовок:

  1. Достижения человечества в разных сферах жизни.
  2. Способ организации социальных отношений.
  3. Степень развития личности и ее приобщение к открытиям в различных областях знаний.

Дело в том, что есть такое понятие, как духовная культура общества, которая существует параллельно с материальной. Она характеризуется как совокупность достижений, которые существуют в коллективном и индивидуальном сознании людей. Реализуется через такие формы, как миф, религия, искусство, философия и наука. Заметим, что духовная культура не может существовать изолированно, потому что ее признаки мы можем найти во всех сферах жизни личности.

Дело в том, что общество и культура – это два плана рассмотрения человеческой жизни. Когда мы определяем виды связи между этими двумя понятиями, мы параллельно отвечаем еще на несколько вопросов. Так, во-первых, что лежит в основе способа человеческой деятельности? Ответ звучит так: определенный облик социума, который сформирован исторически под влиянием многих факторов. Что касается второго вопроса, суть его такова: где и в какой мере проявляется культура? Здесь же мы видим множество ее ответвлений и видов: экономическая, организационная, правовая, религиозная, нравственная и многие другие.

Заметим, что культура и духовная жизнь общества находятся в тесном переплетении, ведь человек по-разному интерпретирует свое творческое начало, а его реализация возможна только посредством использования существующих культурных форм. Дело в том, что каждая из них обладает специфической системой, смысловой и символической, в которой определенным образом выражается структура человеческого бытия.

Когда же речь идет о социальном субъекте, мы говорим о его общем потенциале, который был накоплен в результате длительного периода жизнедеятельности и развития. Любая культура обладает своими специфическими характеристиками, которые ее отличают от всех остальных.

Общество и культура – это две динамичные системы, развитие которых обусловлено мировыми событиями и закономерными изменениями в жизни общества. Так, под социумом понимается создание модели единения людей, а также использование для этого определенных способов. Это буквальный план существования субъектов. Культура же – духовный план, основанный на том, как они взаимодействуют и чему подчиняются, исходя из опыта предыдущих поколений.

Если мы рассматриваем ее в различных сферах человеческой жизни, нужно говорить об отдельных ее планах и видах. Так, прежде всего, стоит проанализировать нравственную ее форму, которая развилась после того, как ушел в прошлое миф и человеку пришлось научиться себя контролировать и поступать сознательно, а не бессознательно, потому что его поступки были запрограммированы свыше.

Моральная сторона – это свод правил, в котором объединены силы человека, развитие его способностей и получение определенных возможностей. Мораль имеет два уровня: низший (человек ориентируется на соблюдение правил путем подражания и копирования поведения других), средний (реализация моральных принципов, подтверждаемая общественным мнением) и высший (уровень самоконтроля, в котором все поступки оцениваются с точки зрения совести).

Общество и культура переплелись давно в единую систему, потому сейчас нужно изучать эти два понятия вместе.

Культура общества

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально.

Культура общества

7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

Культура общества

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

Культура общества

Неожиданно: мужья хотят, чтобы их жены делали чаще эти 17 вещей Если вы хотите, чтобы ваши отношения стали счастливее, вам стоит почаще делать вещи из этого простого списка.

Культура общества

Эти 10 мелочей мужчина всегда замечает в женщине Думаете, ваш мужчина ничего не смыслит в женской психологии? Это не так. От взгляда любящего вас партнера не укроется ни единая мелочь. И вот 10 вещей.

Культура общества

11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели? По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.

Культура общества это:

Культура общества это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми на протяжении веков, достигнутый человечеством уровень исторического развития, степень цивилизованности общества, интеллектуального, духовного развития, гуманистического мировоззрения.

Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. — Ставрополь: изд-во СтГМА. Т. Б. Сергеева. 2009 .

Смотреть что такое «Культура общества» в других словарях:

Правовая культура общества — качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития социального. Если правосознание является компонентом сознания … Элементарные начала общей теории права

КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия

Культура политическая — совокупность элементов и феноменов сознания, культуры в целом, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечи­вающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса.… … Политология. Словарь.

культура — КУЛЬТУРА (от лат. culture возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Культура Финляндии — вобрала в себя как наследие тех языческих времён, когда почитались «духи природы» и «силы земли», так и возникшие позже христианские обычаи и праздники … Википедия

Культура Древней Греции — Культура Древней Греции  это совокупность достижений в области материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период его образования, расцвета и упадка. Содержание 1 Мифология 2 Философия 3 Искусство … Википедия

КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ — система исторически сложившихся политических традиций, убеждений, ценностей, идей и установок практического политического поведения, обеспечивающая воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности. В политической науке этот… … Философская энциклопедия

КУЛЬТУРА — (от лат. возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеч. поведения и деятельности, обретенных знаний,… … Энциклопедия культурологии

культура — ы, ж. culture f. <, лат. cultura. 1. Разведение, выращивание (растений). Сл. 18. Реченный садовник. деревам и цветам, которыя к украшению садов принадлежат, имена знает, и в культуре их. искусство имеет. 1747. МАН 8 575. Здесь <на… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Культура Японии — сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа на японский архипелаг с материка и зарождения культуры периода Дзёмон. Современная японская культура испытала сильное влияние стран Азии (в… … Википедия

  • Культура России и русское православие. Т. С. Георгиева. Известно, что исключительно важными факторами, во многом определяющими развитие всех сфер общества, являются духовные ценности, ментальность народа, его культура. Огромное влияние на… Подробнее Купить за 669 руб
  • Культура России и русское православие. Т. С. Георгиева. Известно, что исключительно важными факторами, во многом определяющими развитие всех сфер общества, являются духовные ценности, ментальность народа, его культура. Огромное влияние на… Подробнее Купить за 527 грн (только Украина)
  • Культура индивидуализма. Яцино Малгожата. Книга Малгожаты Яцино «Культура индивидуализма»-это философско-социологическое исследование феномена индивидуализма, вдохновленное идеями столпа постструктурализма в социологии П. Бурдье. В… Подробнее Купить за 391 руб

Другие книги по запросу «Культура общества» >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *