Культура африки

Культура Африки

Культура африки

Культура Африки так же разнообразна, как и сам континент. Эта статья поведает лишь некоторую информацию об африканской культуре и познакомит Вас с этим красивым континентом.
У любой страны есть свои традиции, своя культура. Культура Африки выделяется среди культур всех остальных стран мира. Она настолько богата и разнообразна, что через весь континент меняется от страны к стране. Африка – единственный единый континент, который сочетает в себе разные культуры и традиции. Вот почему Африка очаровывает и привлекает туристов со всего мира. Культура Африки основана на африканских этнических группах и их семейных традициях. Все африканское искусство, музыка, литература отражают религиозные и социальные особенности африканской культуры.

Африка — собрание культур
Есть мнение, что человеческая раса зародилась на африканской земле 5-8 миллионов лет назад. Множество разных языков, религий и видов экономической деятельности развивались в Африке. Другие народы с разных частей света мигрировали в Африку, например, арабы приехали в северную Африку еще в VII веке. К XIX веку они перебрались в восточную и центральную Африку. В XVII веке здесь, у мыса Доброй Надежды, обосновались европейцы. А их потомки переехали уже в ныне существующую Южную Африку. Индийцы поселились в Уганде. Кении. Танзании и Южной Африке.

Народы Африки
В Африке много племен, этнических групп и общин. Популяция многих общин составляет миллионы, племен же насчитывается всего несколько сотен. Каждое племя тщательно соблюдает свои традиции и следует культуре.
Афар — племенной народ Африки, обосновался на Эфиопских землях. У Афар своя культура. Они, в основном, кочевники, живущие за счет домашнего скота. Афар – последователи исламской религии. Если будете двигаться в сторону высокогорного плато в Эфиопии, то встретите народ Амхара. Это фермеры, говорящие на своем языке. На их лексику и морфологию оказали влияние арабский и древнегреческий языки.
Республика Гана – обитель Англо-Эксе. В Гане живет шесть основных этнических племен: Акан (включая Ашанти и Фанти), Эве, Га и Адангбе, Гуан, Груси и Гурма. Племена танцуют ритуальные танцы под барабаны и даже имеют три военных части с целью защиты племенной африканской культуры. Народ западной Африки Ашанти верит в духов и сверхъестественные силы. Мужчины – полигамны, что считается проявлением благородства. Здесь говорят на таких языках, как чви, фанте, га, хауса, дагбани, эве, нзема. Официальным же языком в Гане считается английский.
Народ Баконго населяет территорию от Конго до Анголы вдоль атлантического побережья. Баконго производят какао, пальмовое масло, кофе, юрену и бананы. Скопление множества маленьких деревень образуют огромное племенное сообщество, члены которого являются непоколебимыми последователями культа духов и предков. Племя Бамбара — основное племя Мали – в основном, фермеры, занимающиеся земледелием и скотоводством. Племя Догон – тоже фермеры, известные своим искусным дизайном, резьбой по дереву и замысловатыми масками. Для своих танцев они надевают 80 различных масок, выбор которых зависит от праздника. Есть еще племя Фулани, или племя Мали, известные так же, как Фульфульде или Пеул. Фуланис – самое многочисленное кочевое племя в мире.
Путешествуя по северо-восточной Замбии. Вы встретите народ Бемба с очень тонкими религиозными убеждениями, основанными на поклонении верховному богу Леза. Люди Бемба верят в его магические силы, а также в то, что он награждает плодородием. Берберы – одно из старейших племен Африки. Берберы живут во многих африканских странах, их большая часть населяет Алжирию и Марокко. Берберы исповедуют ислам. Народ Аке живет на юге республики Кот-д’Ивуар, который верит в одного верховного Бога, у которого свое имя в каждой религии. На так называемом Берегу Слоновой Кости так же проживают и другие племена — Дан, Акан, Ани, Аовин, Бауле и Сенуфо.
Страну Малави называют «теплым сердцем Африки» за теплый климат и дружелюбный народ. Этнические группы Малави: самая многочисленная группа Чева, Ньянджа, Яо, Тумбука, Ломвэ, Сена, Тонга, Нгони, Нгонде, а также азиаты и европейцы.

Традиции Африки
Как Вы уже поняли, африканская культура смешалась в бесчисленном множестве племен и этнических групп. Арабская и европейская культура тоже привносит черты уникальности в общую культуру Африки. Поскольку самым важным аспектом культуры в Африке является семья, расскажем о семейных обычаях поподробнее.
Согласно одному африканскому обычаю народа Лабола, жених перед свадьбой должен заплатить отцу невесты, дабы возместить потерю дочери. По традиции оплата производится в виде скота, но в сегодняшние дни отцам невест возмещают ущерб деньгами. Эта традиция имеет очень древние корни, считается, что она помогает сплотить две семьи, в результате возникает взаимное уважение между семьями, более того отец невесты убеждается в том, что жених способен содержать и во всем обеспечивать его дочь.
Согласно многим традициям свадьбы играют в ночь на полную луну. Если луна светит неярко – это плохой знак. Родители невесты не празднуют свадьбу долгую неделю, так как для них это печальное событие. Полигамия присутствует во многих африканских культурах. Как только мужчина становится способным содержать всех своих женщин, ему можно жениться. Жены делят между собой домашние обязанности, воспитание детей, приготовление пищи и т.д. Считается, что полигамия сплачивает многие семьи и помогает заботиться о благосостоянии других. Семья – самая важная ценность африканской культуры. Члены большой семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу в трудную минуту, охотятся вместе и воспитывают детей.
С самого раннего возраста детям уже рассказывают о важнейших ценностях племени и воспитывают в них осознание важности семьи. Каждый член семьи занимается своим делом, обязанности распределяются согласно возрасту. Все работают на благо племени и вносят свой вклад согласно назначенным обязанностям и святым традициям и культуре Африки.
Возраст для обряда посвящения у каждого племени разный. Во многих племенах по достижении взрослого возраста мальчикам делают обрезание, а в некоторых племенах и девочкам. Обрезание или обряд очищения длится несколько месяцев и во время обряда запрещается кричать и плакать. Если обрезаемый кричит, значит он трус.

Языки Африки
В Африке говорят на сотнях диалектах и языках. Самые основные из них – арабский, суахили и хауса. Нет какого-то единого языка, на котором говорят в большинстве стран Африки, поэтому в одной стране может быть несколько официальных языков. Многие африканцы говорят на малагасийском языке, английском, испанском, французском, бамана, сесото и т.д. В Африке существует 4 языковых семьи, придающих стране разнообразие и единство одновременно – афро-азиатская, нигер-кордофанская, нило-сахарская, койсанская.

Еда и культура Африки
Еда и напитки Африки полностью отражают разнообразие культур и племенных традиций. Национальная африканская кухня включает традиционные фрукты, овощи, мясные и молочные продукты. Рацион простого деревенского жителя состоит из молока, творога и сыворотки. Кассава и ямс – корневые овощи, которые наиболее часто используются в приготовлении блюд. Средиземноморская кухня от Марокко до Египта полностью отличается от сахарской кухни. Народы Нигерии и западной Африки любят чили, а немусульманские народы имеют в рационе даже алкогольные напитки. Тей – известное медовое вино, популярный алкогольный напиток во всей Африке.
О культуре Африки можно говорить бесконечно. Африка – это огромный континент с множеством стран, где живут разные народы, каждый со своими уникальными традициями. Африка – колыбель цивилизации – мать разнообразия культур! Традиций и обычаев. Можно немного заблудиться в африканской дикой природе, но в богатых традициях Африки заблудитесь абсолютно. И Африку никому не сломить, это единственный континент, который несмотря на многочисленные трудности продолжает вдохновлять и очаровывать всех людей мира. Если решитесь отправиться в Африку, то будьте уверены, что едете туда с открытым умом и, самое главное, с открытым сердцем. И вы вернетесь домой с маленькой Африкой, навсегда поселившейся в уголке Вашего сердца. Эта статья лишь знакомит Вас с Африкой – живой энциклопедией для тех, кто хочет узнать больше о нашей красивой планете.

Российский турист был арестован на Мадагаскаре за то, что хотел пополнить свою коллекцию редких бабочек. Он был арестован в национальном парке, когда пытался поймать бабочку, занесенную в Красную Книгу. Не смотря на то, что местные крестьяне травят этих бабочек, чтобы они не портили посевы, турист.

Фломская железная дорога, Норвегия Петляющая через дикие горы Мюрдаль в Западной Норвегии, железная дорога Флом – это действительно интересный путь. Известная своими живописными видами и новейшими технологиями, эта железная дорога через туннели приведет Вас в долину Флом. Путь в 20 километров.

Итак, что же такое «странная пища»? На самом деле все люди рассматривают «странную пищу» по-разному. Например, для того, кто вырос в Таиланде приправа на основе топленого лошадиного жира не будет выглядеть так отвратительно, так как для европейца. В Таиланде люди спокойно едят такие вещи, которые.

Имя: ирина · Дата: 17:41 28.11.2010
классно написано и интересно

Имя: урааа · Дата: 19:52 28.11.2010
ну интересно

Имя: вика · Дата: 11:15 29.11.2010
очень прикольно и познавательно

Имя: Евгение · Дата: 18:48 09.12.2010
Спасибо огромное! Как раз то, что мне нужно для сообщения! Очень много интересного!

Имя: Виктория · Дата: 12:11 13.12.2010
Спасибо! Очень интересно. Я написала сообщенияпо географии.

Имя: Наталья · Дата: 16:34 19.12.2010
Спасибо за материал: логично, конкретно, лаконично и одновременно объёмно. Вы помогли мне создать презентацию на эту тему. Ещё бы иллюстраций побольше. Не нашла танцев и масок.
Но всё равно здорово!

Имя: Натуся · Дата: 11:27 17.02.2011
Вы мне очень помогли.

Имя: ага · Дата: 21:37 27.03.2011
спасибо помогли

Имя: эмиль · Дата: 11:13 20.05.2011
спасибо

Имя: camka · Дата: 10:56 28.02.2014
хочелось бы еще больше интересных традиций

Имя: Сергей · Дата: 07:12 04.01.2015
Довольно интересная информация. много полезного. достаточно много можно для себя выделить и взять на примету. Я вот интересовался информацией про культуру стран Африки и наткнулся вот на этот форум http://afroforum.ru/ может кому будет интересно. там тоже много полезной и занимательной информации .

Культура стран Африки южнее Сахары

В силу географических и исторических условий творчество африканских племён на большей части континента (Чёрная Африка) длительное время оставалось архаичным и не подвергалось воздействию извне. Исключение составляют лишь прибрежные территории южно-атлантического побережья, которые вступали в контакт с европейскими купцами и путешественниками.

Культура народов Западной и Центральной Африки уходит в глубину веков. Сохранившаяся наскальная живопись относится к Х-VIII вв. до н. э. Бронзовое литье, деревянная скульптура, изделия из керамики свидетельствуют о древней и богатой культуре народов, населяющих эти земли. До наших дней сохранились храмы и дворцы правителей средневековых государств Бенин, Ифе, Дагомея, Гана.

В недавнем прошлом страны Западной и Центральной Африки (за исключением Либерии, которая получила независимость в 1847 г.) были колониями Франции, Великобритании, Португалии, Бельгии, Испании. В период работорговли побережье Гвинейского залива получило печально известное название Невольничьего берега.

В центральных районах Чёрной Африки, в бассейнах рек Нигер и Конго, этническая культура развивалась изолированно и создала оригинальный художественный стиль. Наиболее распространены были ритуальные маски и скульптура, но они не мыслились как самостоятельное художественное произведение, а являлись частью магического обряда.

Традиционные культуры негритянских народов Африки (или Чёрной Африки) обладают своей спецификой, которая состоит в их ориентации на прошлое. Это значит, что традиционное африканское мышление выделяет только настоящее и прошлое, понимаемое, однако, иначе, чем в современной европейской культуре. Эти два измерения кенийский ученый Дж. Ибити назвал следующими терминами, взятыми из языка суахили: саса — теперь и залгапи — давно. Саса — это осознание человеком своего собственного существования, время, в котором он сам участвует или участвовал. Чем старше человек, тем длиннее период саса, оно содержит в себе прежде всего динамическое настоящее, ограниченное будущим и уже прожитым прошлым. Будущее имеет только краткую ценность, нет будущего «самого по себе», мышление о будущем является весьма короткой проекцией саса на текущие потребности. И если саса — это автономное микровремя, то залгани — макровремя, все, что было до текущего момента, «кладбище времени», по выражению Дж. Мбити. Однако данное эффектное определение не следует понимать буквально, в духе современной европейской культуры — ведь «кладбище времени» является живым, оно постоянно присутствует в африканском настоящем.

Только Нигерию населяют свыше 250 народностей и этнических групп. Большая часть населения живет на юго-западе страны и на побережье океана. Почти треть жителей страны живет в городах. На юге страны для сельской местности характерны большие деревни, занимающие обширные площади. Жилища окружены хозяйственными постройками и далеко отстоят друг от друга. От каждого дома ведет тропинка к центральной площади, которая служит в деревне и рынком, и местом собраний. Типы жилищ различны, чаще всего это глинобитные хижины, прямоугольные или круглые, с конусообразной крышей Львова Э.С. Культуры народов Тропической Африки вчера и сегодня: взаимодействие культур и тенденции развития. М. 2006. — С.127.

Афар — племенной народ Африки, обосновался на Эфиопских землях. У Афар своя культура. Они, в основном, кочевники, живущие за счет домашнего скота. Афар — последователи исламской религии. В Эфиопии, в северной части основной народ — народ амхара. Это фермеры, говорящие на своем языке. На их лексику и морфологию оказали влияние арабский и древнегреческий языки.

Республика Гана — обитель англо-эксе. В Гане живет шесть основных этнических племен: акан (включая ашанти и фанти), эве, га и адангбе, гуан, груси и гурма. Племена танцуют ритуальные танцы под барабаны и даже имеют три военных части с целью защиты племенной африканской культуры. Народ западной Африки ашанти верит в духов и сверхъестественные силы. Мужчины — полигамны, что считается проявлением благородства. Здесь говорят на таких языках, как чви, фанте, га, хауса, дагбани, эве, нзема. Официальным же языком в Гане считается английский.

Народ баконго населяет территорию от Конго до Анголы вдоль атлантического побережья. Баконго производят какао, пальмовое масло, кофе, юрену и бананы. Скопление множества маленьких деревень образуют огромное племенное сообщество, члены которого являются непоколебимыми последователями культа духов и предков. Племя бамбара — основное племя Мали — в основном, фермеры, занимающиеся земледелием и скотоводством. Племя догон — тоже фермеры, известные своим искусным дизайном, резьбой по дереву и замысловатыми масками. Для своих танцев они надевают 80 различных масок, выбор которых зависит от праздника. Есть еще племя фулани, или племя мали, известные так же, как фульфульде или пеул, фуланис — самое многочисленное кочевое племя в мире.

Путешествуя по северо-восточной Замбии, можно встретить народ Бемба с очень тонкими религиозными убеждениями, основанными на поклонении верховному богу Леза. Люди бемба верят в его магические силы, а также в то, что он награждает плодородием. Берберы — одно из старейших племен Африки. Берберы живут во многих африканских странах, их большая часть населяет Алжир и Марокко. Берберы исповедуют ислам. Народ аке живет на юге республики Кот-д’Ивуар, который верит в одного верховного Бога, у которого свое имя в каждой религии. На так называемом Берегу Слоновой Кости так же проживают и другие племена — дан, акан, ани, аовин, бауле и сенуфо.

Страну Малави называют «теплым сердцем Африки» за теплый климат и дружелюбный народ. Этнические группы Малави: самая многочисленная группа чева, ньянджа, яо, тумбука, ломвэ, сена, тонга, нгони, нгонде, а также азиаты и европейцы.

Африканская культура смешалась в бесчисленном множестве племен и этнических групп. Арабская и европейская культура тоже привносит черты уникальности в общую культуру Африки. Самым важным аспектом культуры в Африке является семья.

Согласно одному африканскому обычаю народа лабола, жених перед свадьбой должен заплатить отцу невесты, дабы возместить потерю дочери. По традиции оплата производится в виде скота, но в сегодняшние дни отцам невест возмещают ущерб деньгами. Эта традиция имеет очень древние корни, считается, что она помогает сплотить две семьи, в результате возникает взаимное уважение между семьями, более того отец невесты убеждается в том, что жених способен содержать и во всем обеспечивать его дочь.

Согласно многим традициям свадьбы играют в ночь на полную луну. Если луна светит неярко — это плохой знак. Родители невесты не празднуют свадьбу долгую неделю, так как для них это печальное событие. Полигамия присутствует во многих африканских культурах. Как только мужчина становится способным содержать всех своих женщин, ему можно жениться. Жены делят между собой домашние обязанности, воспитание детей, приготовление пищи и т.д. Считается, что полигамия сплачивает многие семьи и помогает заботиться о благосостоянии других. Семья — самая важная ценность африканской культуры. Члены большой семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу в трудную минуту, охотятся вместе и воспитывают детей.

С самого раннего возраста детям уже рассказывают о важнейших ценностях племени и воспитывают в них осознание важности семьи. Каждый член семьи занимается своим делом, обязанности распределяются согласно возрасту. Все работают на благо племени и вносят свой вклад согласно назначенным обязанностям и святым традициям и культуре Африки Львова Э.С. Культуры народов Тропической Африки вчера и сегодня: взаимодействие культур и тенденции развития. М. 2006. — С.166.

Современные формы искусства в странах Тропической Африки — в процессе становления. Современная африканская культура — это культура распадающегося традиционного родоплеменного общества — формирующегося индустриально-урбанистического. Приблизиться к уяснению того, что представляет собой современный художественный процесс в странах Тропической Африки, можно только в широком контексте проблем современного культурного строительства и тесно связанных с ними проблем аккультурации и модернизации личности.

В странах третьего мира, особенно там, где сохраняются родоплеменные уклады, общий кризис индустриализации, государственного и национального строительства усугубляется специфическими сложностями: большой этнической разнородностью, обособленностью отдельных этнических групп, отсутствием общего языка, религии, мировоззрения и других факторов консолидации.

В развивающихся странах Африки, как и повсюду в современном мире, сложность социальной стратификации порождает соответствующую дифференциацию в сфере культуры.

В традиционном искусстве различаются чистые, архаические формы, а также — маргинальные, переходные, которые в силу их местного происхождения, тесной связи с местной художественной спецификой можно назвать специфическими.

Там, где до наших дней сохраняются архаические пласты традиционной культуры, бытует синкретическое единство изобразительных, музыкальных, танцевальных, словесных художественных форм. Секретный язык мифологических текстов, архаический рисунок танца, полисемантичность изобразительных символов, специфический характер ритмов и самих музыкальных инструментов выражают сакральное начало, поддерживают строгую атмосферу ритуала.

Появление в религиозных церемониях развлекательных элементов — один из первых шагов на пути десакрализации традиционных обрядов. Следующий этап — все большая профессионализация художественной деятельности, постепенное превращение ее в городские ремесла.

Формы художественной деятельности, которые не принадлежат ни собственно родоплеменной культуре, ни индустриально-урбанистической цивилизации, то есть являются маргинальными, возникают на базе отдельных видов традиционного и современного профессионального искусства, трансформируя их применительно к новым условиям.

Сегодня в различных местах можно наблюдать все стадии этого процесса одновременно: художественная жизнь в странах Тропической Африки представляет единовременно сложный спектр соединительных, порождающих друг друга форм. Самодеятельные формы художественной культуры образуют своеобразный каскад, заполняющий лакуну между сакральным традиционным и профессиональным урбанистическим искусством, функционируя как своеобразный мост между традиционной культурой и индустриально-урбанистической цивилизацией. Маргинальные формы оказываются наиболее динамичными и жизнестойкими в условиях ломки традиционных стереотипов, нарастания и спада различных религиозных, идеологических, политических течений. В неоформленной стихии в большей степени, нежели в традиционном или урбанистическом искусстве, возрастает возможность появления адекватных форм современной африканской художественной культуры.

В Африке, после распада колониальной системы, вновь возникшие африканские государства столкнулись с проблемой создания и развития национальных языков и культур, а также сохранения этнокультурной идентичности своих народов в условиях доминирования языков бывших колониальных держав. Общее количество живых африканских языков, по данным 16-го издания каталога языков мира «Этнолог», составляет 2 110, что ставит её по этому показателю на второе место в мире после Азии, число языков которой — 2 322. Однако языковое разнообразие Африки намного выше, так как при почти таком же числе языков её население (по данным на 2009 г.) в четыре раза меньше, чем в Азии. Большинство африканских языков не имеют письменности и никогда не использовались в государственном управлении и образовании. В этих условиях языки бывших метрополий, в особенности английский, французский и португальский, продолжают оставаться государственными языками, в то время как большинство африканских языков, кроме самых распространённых, используются лишь на уровне местных общин. По данным Атласа языков мира, которым угрожает исчезновение, не менее 250 местных языков Африки находятся под угрозой исчезновения, а около 600 уже вымирают.

Политическая карта Африки и официальные языки большинства её государств отражают недавнее колониальное прошлое этого многоязычного континента. Хотя португальская колонизация Африки началась ещё в XV в. к 1880 г. времени колониального раздела Африки, колониальные державы контролировали только 10% её территории. Европейский экспансионизм в Африке в период с 1880 г. до начала Первой мировой войны в 1914 г. принял форму жёсткой конкурентной борьбы между соперничающими странами-захватчиками и протекал настолько поспешно, что вошёл в историю как «Гонка за Африку» (Scramble for Africa, или Wettlauf um Afrika). К началу Первой мировой войны раздел Африки был закончен, и на всём громадном континенте оставались независимыми только Либерия (под патронажем США) и Эфиопия. Движения за независимость после Второй мировой войны привели к распаду колониальной системы, завершившемуся в 60-х — 70-х гг. ХХ столетия. В настоящее время число независимых и суверенных государств в Африке составляет 53. Несмотря на то, что многие из них поменяли свои названия, большинство остались в пределах тех же границ, которые разделяли колониальные владения. Послеколониальное развитие африканских стран характеризуется крайней политической и экономической нестабильностью и межэтническими конфликтами. Условность границ, навязанных европейскими колонизаторами, приводит также к постоянным территориальным спорам, доходящим до военных конфликтов.

При общем числе африканских народов и этнических общностей, превышающем 2 000, большинство из них насчитывают по несколько тысяч и даже сотен человек и населяют несколько деревень. Языки и культуры таких народов особенно уязвимы и находятся на грани исчезновения. В то же время некоторые крупные и крупнейшие народы Африки насчитывают от одного до десяти и более миллионов человек каждый, и их языки могут широко использоваться во всех сферах жизни, кроме государственного управления и высшего образования.

Особенно отрицательно на языковом и культурном разнообразии на африканском континенте, большинство стран которого освободились от колониальной зависимости лишь во второй половине XX в. сказались процессы языковой и культурной глобализации. Преобладание языков бывших колониальных держав во всех сторонах общественной жизни африканских стран южнее Сахары ставит под угрозу языки и культуры как основные компоненты этнокультурной идентичности африканских народов. Исследователь вопросов этнокультурной идентичности И.В. Малыгина отмечает в качестве обратной стороны интеграционных и коммуникативных глобализационных процессов «снижение значимости национальных оснований идентичности личности, ослабление чувства принадлежности индивида к определённому государству, обществу и культуре» Малыгина И.В. Этнокультурная идентичность (онтология, морфология, динамика): Дис. д-ра филос. наук. М. 2005. — С.188.

На фоне чрезвычайного языкового разнообразия Африка южнее Сахары выглядит довольно однообразно в отношении официальных языков своих многоязычных государств. Кроме Эритреи и Эфиопии, которые, наряду с Либерией, были единственными странами в этом регионе, избежавшими колонизации, и Сомали, государством, испытавшим наименьшее колониальное влияние из-за нестабильности внутриполитической обстановки и соперничества колониальных держав, все страны Тропической Африки можно подразделить на три больших субрегиона в зависимости от языка государственного управления: англоговорящая Африка, франкоязычная Африка и страны португальского языка. Языковая карта Африки отражена в списке официальных языков самой крупной африканской межправительственной организации, Африканского союза, в состав которой входит 52 государства. Африканский союз, являющийся преемником Организации африканского единства, в Статье 11 Устава провозглашает в качестве своих официальных языков арабский, французский, английский, португальский и единственный африканский язык суахили. Самыми большими языковыми субрегионами являются англо- и франко-говорящие группы стран. В территориальном отношении и по числу стран франкоговорящий мир этого региона Африки несколько крупнее англоговорящего, хотя уступает по численности населения, так как включает малонаселённые районы Сахары. В шести из восемнадцати стран англоговорящего мира Тропической Африки английский язык разделяет статус официального с одним из наиболее распространённых местных языков, а в Южно-Африканской Республике, кроме английского и африкаанса, официальными признаны десять африканских языков. В странах франко-говорящего мира, кроме французского, статус официального также предоставлен другому языку в семи государствах, из них в трёх (Бурунди, Мадагаскар и Руанда) в качестве официального используется один из местных языков. В Чаде и на Коморских островах официальным, кроме французского, является также арабский язык. В пяти странах Тропической Африки статус официального языка предоставлен португальскому языку, из них самыми крупными являются Ангола и Мозамбик.

Сохранение языков бывших колониальных держав и предоставление им статуса официальных языков de jure или de facto даёт африканским странам ряд преимуществ. Все эти страны поддерживают тесные экономические связи как с бывшими метрополиями, так и с другими странами Африки и всего мира, с которыми они разделяют общий язык. Их официальные языки являются также официальными языками всех крупных международных наднациональных организаций, включая ООН и ЮНЕСКО. Все африканские страны являются членами сообществ, объединённых общим языком и общностью исторического развития, как бывших колоний одной из европейских держав. Самым крупным сообществом такого типа является Содружество наций (Commonwealth of Nations), представляющее собой межправительственную организацию из 53 независимых стран-членов, большинство из которых были частью Британской империи. Глава Содружества — английская королева, которая также является королевой шести стран — членов Содружества. Формально Содружество наций было учреждено ещё в 1931 г. Вестминстерским статутом (Statute of Westminster). После того, как бывшие колонии и доминионы стали независимыми государствами, сотрудничество между членами Содружества развивалось на основе равноправия и взаимной помощи в сферах культуры, спорта, экономики и образования. С этой целью в рамках Содружества действуют межправительственные организации, специализирующиеся в сотрудничестве и взаимной помощи в определённой сфере Белков П.Л. Африка: общества, культуры, языки (проблемы теории и методологии). М. 2006. — С.171-172.

Культура Африки

Культура африки

Исторические сведения. Древние царства Лунт, Куш и Аксум. Культуры Нок, Сао и Ифе. История и культура Ганы. Империя Мали. Богатства Сонгай. Культура Бенина. Государство Мономотапа (Мозамбик и Зимбабве, Замбия).

Деревянная посуда готтентотов и бушменов.

Поскольку по Древнему Египту и Средиземноморскому побережью Африки есть сведения в главах, посвященных культуре Древнего мира, в этом параграфе будет уделено внимание культурам народов, живших во внутренних областях этого континента, называемых обычно Африкой южнее Сахары.

В связи с тем, что подавляющее большинство африканских культур были бесписьменными и не имели собственных записанных исторических традиций, а также из-за господства европоцентристских и ориентализирующих взглядов в мировой исторической науке, долгое время Африку рассматривали как континент, не имеющий собственной истории. Однако уже с начала XX в. а особенно интенсивно с 50-х гг. когда в результате процесса деколонизации возникли независимые национальные африканские государства, началось серьезное изучение и реконструкция богатого исторического прошлого континента.

На многие традиционные культуры Африки сильно повлияло распространение ислама. По историческим причинам исламизация многих местных культур, протекавшая в разные эпохи в различных формах и с разной интенсивностью и глубиной воздействия, не была связана с их разрушением, а порождала в большей или меньшей степени синкретические формы религиозного сознания либо двоеверие.

Христианство в силу высокой степени конфессиональной и культурной нетерпимости оказало меньшее влияние на культуры Африки. В настоящее время сохранилось лишь несколько христианских политических образований: в Нубии и в Эфиопии — преемнице христианского Аксумского царства.

В XV—XVI вв. агрессия европейцев, которые искали морской путь в Индию, привела к тому, что большинство этих государств попали в зависимость к белым колонизаторам. В результате исконно африканские культуры постепенно либо затухали в своем развитии, либо совсем исчезали. До этого времени племена и народности Центральной и Южной Африки существовали на протяжении многих веков, не испытывая влияния мировых цивилизаций. Европейская колонизация сначала окраинных, а затем и глубинных районов этого континента изменила их путь развития. Первыми исследователями Африки в эпоху Великих географических открытий (XVI в.) стали португальцы, потом появились голландцы, их сменили французы и англичане. Спустя века ученым всего мира пришлось по крупицам восстанавливать культурное наследие народов Африки, все более убеждаясь в том, что они создали интересные, порой очень оригинальные произведения искусства.

Но до сих пор исследование прошлого Африки, культуры ее народов представляет особую трудность. Сложности исследователей, заключающиеся в том, что у многих африканских народов не было своей письменности, связаны с изучением устной исторической традиции, с выявлением всего, что сохранила народная память, а также свидетельства древних историков.

Первые люди в Африке появились около 3 млн. лет назад. Африканские племена научились у великой египетской цивилизации работать с золотом, использовать медь, олово, изготавливать бронзу.

Самая древняя известная нам страна называется Пунт. Она существовала уже до 2500 г. до н. э. поскольку правивший в это время в Египте фараон Сахура отправлял туда экспедицию. Пунт была расположена, вероятнее всего, в районе Африканского Рога, на восточном побережье, южнее Красного моря. Царица Хатшепсут, правившая в Египте в 1521—1501 гг. до н. э. также посылала в эту страну, называемую тогда египтянами Землей Бога, экспедицию. Пунт считалась родиной бога Гора, находившейся на востоке от Египта. О культуре и богатствах этой страны дает представление надпись, сделанная по наставлению Хатшепсут, под изображением сцены погрузки кораблей дарами от страны Пунт Египту на стенах храма Дер-эль-Бахри: «Погружаются корабли весьма тяжело вещами прекрасными чужеземной страны Пунт, всякими прекрасными растениями Земли Бога, грудой смолы мирры, эбеновым деревом и чистой слоновой костью, чистым золотом Аму, деревом тишепес и хесит, благовониями ихмут, ладаном, черной краской для глаз, павианами, мартышками, собаками, многочисленными шкурами леопардов, (местными) жителями и их детьми». * В надписях на стенах храма Дер-эль-Бахри упоминается не только Пунт, но и страна Куш, отдельные ее племена и даже божества.

* История Африки. Хрестоматия. М. 1979. С.13.

Некоторые особенности государственного строя Куша известны из надписи на стеле кушитского царя Аспелты, который правил с 593 по 568 г. до н. э. Стела стояла в храме Амона Напатского, находившегося у священной Чистой горы около Напаты, столицы царства Куш. Текст надписи говорит о том, что царь этой страны избирался войском, затем утверждался оракулом, власть передавалась от брата к брату; счет родства осуществлялся по материнской линии. *

Около 1000 г. до н. э. к югу от Египта образовались уже два могущественных государства: Куш со столицей в Напате и Аксумское царство (ныне территория северозападной Эфиопии) со столицей в Аксуме.

Известно, что в 751—664 гг. до н. э. кушитские цари, завоевав Египет, правили в нем. В 671 г. до н. э. столицу кушиты перенесли в Мероэ. Она была построена вблизи железных рудников. Здесь находился один из первых в Африке центров индустрии железа, находка которого (вместе с обнаруженными археологами другими древнейшими первичными центрами металлургического производства) свидетельствует о том, что африканцы научились добывать и обрабатывать этот важнейший для развития человечества металл практически одновременно с европейцами. На ее месте археологами XX в. были обнаружены гробницы, похожие на египетские пирамиды. Африканцы активно использовали железо, развивая кузнечное дело. Кузнецы царства Куш умели делать оружие. Африканцы делали много изделий из слоновой кости, продавали ее купцам из других стран. Об аксумских народах известно пока очень немного, достоверно лишь то, что Аксум в I тыс. до н. э. играл выдающуюся роль во внутриконтинентальных и внешних торговых и культурных связях Африки. Он был важнейшим центром в этнокультурных взаимоотношениях центра и периферии культурного мира древности, в частности, осуществлял посредничество в контактах разных регионов Африки со странами Красноморья и Аравии, преимущественно через Химьяритское царство.

Сегодня небольшой восточноафриканский городок Аксум расположен далеко от многолюдных экономических центров, жизнь кажется монотонной. Однако улицы Аксума, в отличие от других городов, поражают многочисленностью памятников прошлого: в начале нашей эры это был один из крупнейших торговых и культурных центров, слава о котором достигла Индии и Персии. Расцвет Аксума приходится на период III-VII вв. Именно в это время были заложены основы эфиопской культуры и государственности. В искусстве Аксума главное место занимали изделия из металла. Немецкие археологи обнаружили пьедестал бронзовой статуи, имевшей не менее 5 м в высоту. В Европе такие статуи начали отливать только в эпоху Возрождения. Металлургия Аксума тесно связана с ювелирным искусством.

Высокого мастерства достигли зодчие Аксума. Царские дворцы столицы ни в чем не уступали самым величественным архитектурным комплексам всех времен и народов. Каменный дворец Энда-Микаэль занимает площадь в 675 кв. м. Дворец Энда-Симеон построен позже. По площади он почти в два раза больше, чем Энда-Микаэль (1266 кв. м), и еще более торжествен. Но самый громадный дворец Аксума, несомненно, Таакха-Марьям. Здание, возведенное на ступенчатой платформе (площадью 9600 кв. м), имело сотни помещений на каждом этаже (предположительно было 8 этажей), общее количество комнат превышало тысячу. Узорчатый пол был выложен белыми и зелеными мраморными плитами или кирпичом. Внутренние стены украшались деревянными панелями из черного дерева, отделка была из разноцветного мрамора и бронзы. Двери, оконные решетки и частично потолки мастера покрывали резными рельефами из ценных пород дерева. Стены царского дворца украшались бронзовыми фигурками единорогов.

Знаки владений. Служат для обозначения именных территорий.

Наиболее удивительными памятниками Аксума являются величественные стелы (вертикальные каменные плиты). Самаям большая имела высоту 33,5 м (современное 12-этажное здание). Высота другой, которая стоит и поныне, — 24 м. Остальные несколько меньше: от 5 до 21 м.

Наряду с Пунтом, Кушем, Аксумом наиболее древними культурами являются Нок и Сао. Культура Нок существовала примерно с середины I тыс. до II в. до н. э. на территории между реками Нигер на севере и Бенуе на юго-востоке. Эта страна простиралась с запада на восток почти на 500 км, а с севера на юг — на 200 км.

С тех пор сохранились произведения мелкой пластики — в основном антропоморфные терракотовые головки. Женские, как правило, имеют высокий выпуклый лоб, большие глаза, выражающие испуг и любопытство. Полуоткрытый рот с чуть вывернутыми наружу губами говорит о принадлежности изображенного человека к негроидной расе. Черты мужского лица более жестки, и весь облик выражает крайнее напряжение, поскольку брови приподняты над широко раскрытыми глазами, ноздри раздуты, скулы резко очерчены. Формы терракотовых головок разнообразны: круглые, цилиндрические или конусовидные. Делали их, используя специальные формы, о чем говорят фактура изделия и качество обжига.

В 1949 г. в Лондоне открылась выставка «Традиционное искусство британских колоний». Там было представлено и самобытное искусство народов Африки. Среди произведений древнеафриканских мастеров была терракотовая статуэтка, которая озадачила специалистов, так как ничего подобного ранее никто не видел.

Оказалось, что эта скульптура более чем на тысячу лет старше уже известных бронзовых и терракотовых статуэток из Африки. Она принадлежала культуре, открытой в 1944 г. вблизи нигерийского селения Нок и названное по его имени. Произведения мастеров культуры Нок подтвердили правильность выводов о том, что традиционная скульптура Африки имеет глубокие корни.

Другой древней африканской культурой является Сао. В начале XX столетия в районе стыка границ современных государств — Нигерии, Камеруна, Нигера и Чада — археологи обнаружили ее остатки. Культура Сао возникла в конце I тыс. до н. э. и просуществовала почти тысячу лет. Культура получила название Сао — по имени народа, населявшего эту местность. При раскопках были обнаружены развалины древних городов и терракотовые статуэтки от 3 до 40 см в высоту. Мастера Сао достигли особого совершенства, создавая фигурки людей и животных, а также сказочных существ, соединяющих черты животного и человека. Сао было тесно связано и оказало сильное влияние на другие изобразительные традиции этого региона.

Традиции Нок унаследовала культура города-государства Ифе. В начале XX в. когда европейцам удалось проникнуть в глубь Западной Африки, на территорию, населенную народом йоруба, они описали многочисленные развалины древних построек — все, что осталось от былого величия некогда могучего древнего Ифе.

Принято считать, что расцвет государства Ифе (современная Нигерия) приходится на XI—XIV вв. Подлинную славу мастерам Ифе принесли изделия из терракоты. Терракотовые головы, выполненные в натуральную величину, отличаются виртуозной техникой изготовления и жизненностью образа.

Ифская бронзовая скульптура нередко изображает людей в полный рост. Толщина металла обычно не превышает 6 мм. На изготовление одной скульптуры мастер тратил несколько месяцев чтобы тщательно обработать форму.

Культура африки

Глиняные конические жилища африканцев Камеруна.

Культура африки

Основные черты ифской скульптуры — единство стиля, общность художественных принципов и приемов исполнения. Художник стремился передать состояние душевного покоя своих моделей вне зависимости от того, кого он изображал.

Ту, бог войны и оружия. Железо. Западная Африка.

Мостовые города Ифе были выложены черепицей в виде геометрических узоров. Различные по форме черепки укладывались в определенном порядке на основу из таких же черепков, вплотную поставленных на ребро во влажную глину. К ним добавляли также мелкий кварцевый булыжник.

Широкое распространение в Ифе получила и стекольная плавка — местные модницы украшали себя разнообразными многоцветными стеклянными бусами и кольцами. Особой популярностью пользовались зеленые, темно-красные, коричневые и голубые украшения.

Некоторые из современных традиционных культур Западного Судана генетически восходят к древним культурам африканских империй — Мали, Гане, Сонгаи.

Древнейшей империей в Африке южнее Сахары было государство Гана, которое сложилось около III в. на территории Западного Судана в верховьях рек Нигера и Сенегала и которое не совпадает с современной Ганой, расположенной в устье Вольты. Основой богатства империи были месторождения золота на юго-востоке и соли на севере. В 977 г. когда Гана достигла вершины своего могущества, арабский путешественник и учений Ибн Хау-каль писал: «Правитель Ганы — самый богатый человек на земле». Название страны происходит от титула верховного правителя — гана. Его влияние простиралось от Атлантики до Тимбукту на Нигере. Из арабских источников известно о сказочном богатстве Ганы и роскошной жизни ее властителей и придворных. Это богатство вызывало зависть и страх. Реальная опасность грозила империи со стороны исламской династии Альморавидов.

Основателем государства Альморавидов был Абдаллах ибн Ясин, пришедший с севера учить племена берберов Корану и удалившийся со своими приверженцами в некое подобие военизированной духовной обители — рибат, которая располагалась на реке Сенегал (в переводе с арабского Альморавиды — обитатели рибата).

В середине XI в. Абдаллах начал религиозную войну, Альморавиды прошли на север и там основали новую столицу Марракеш (Марокко). После кровавых боев они захватили в 1076 г. ганский торговый центр Кумби-Сале (на юге Мавритании), опустошили его и сожгли. Кумби-Сале был не просто важнейшим центром межрегиональной торговли (на пути в направлении север-юг), но также столицей будущей империи Мали. В результате этих событий не смену поклонению только традиционным богам пришла вера в Аллаха. Однако Аллах занял нишу верховного божества в местных религиозных системах, и местные божества стали иерархически подчиняться ему, сохраняя свои функции. Но преобразовать сознание людей, изменить исконные традиции народа было нелегко. Ганцы сопротивлялись разрушению той духовной культуры, которая складывалась в их стране веками. Через 10 лет им удалось освободиться от Альморавидов, но Гана уже не восстановила прежнего могущества и к 1240 г. была окончательно порабощена.

После империи Гана появилась империя Мали. Вожди племен, долгое время зависимые от Ганы, очень скоро приняли ислам. Во время правления легендарного властителя Сундьяты (1230-1253), которого прозвали Малийским Львом, империя Мали расширила свое влияние, уничтожила ганскую столицу и захватила область западнее территории современного Сенегала. Империя Мали существовала за счет посреднической торговли через пустыню Сахара и контролировала богатые залежи золота Вангары.

Больше всего Мали расширилось при мансе (верховном правителе, по характеру власти близком статуту « священного царя ») Канкане Мусе в первой половине XIV в. Он прославился в 1324 г. своим паломничеством в Мекку. Тогда он прошел через Каир с большим караваном нагруженных верблюдов и множеством рабов. Паломничество было организовано в первую очередь с целью установления культурных, экономических и дипломатических отношений с арабским миром. Муса хотел привлечь в свою страну купцов, строителей и мыслителей. Город Тимбукту превратился в важнейший торговый и культурный центр Западной Африки. В конце XIV в. империю Мали ослабили династические споры и постоянно усиливавшийся натиск племен моси с юга и туарегов с севера. В 1435 г. туареги захватили Тимбукту, государство Мали распалось, и на его место пришла новая империя с новой культурой сонгаев.

Сонгаи первоначально населяли область среднего течения Нигера. Их столица Гао, упомянутая уже в 890 г. располагалась в 350 км ниже по течению от Тимбукту. Гао — один из пунктов в конце древнейшего караванного пути, соединявшего Западный Судан со средиземноморским побережьем, важнейший торговый центр, известный еще античному миру. Сонгаи приняли ислам еще в XI в. с тех пор их духовная культура стала приобретать все более мусульманский облик.

Сонгаи, находившиеся долгое время в зависимости, лишь в XV в. при правителе сони * Эли, прозванном Великим, захватили и подчинили себе территории своих бывших угнетателей. Когда в 1492 г. сони Эли утонул в горной реке, власть в свои руки взял один из вождей племени сонинке — аския ** Мухаммед I, который основал мусульманскую династию сонгайской державы — династию Аскиев. В XVI в. государство достигло наибольшего расцвета. Аский опирался на военную мощь, сила которой держалась на хорошо обученном постоянном войске. Его сильные гарнизоны стояли по всей империи. У аскии была даже флотилия на реке Нигер. В 1497 г. Мухаммед I отправился в паломничество в Мекку в сопровождении 500 всадников и 1000 пеших. В империю он вернулся уже как эмир. Этот титул был дарован Мухаммеду аббасидским халифом и звучал он как Амир-ал-Муслимин, что означает «Государь верующих в стране Судана». Из Мекки Аский привез арабских ученых, медиков, архитекторов. Сонгайские города стали преобразовываться и постепенно превратились в большие центры культуры. Значительную роль в них стало играть образование. Исламская школа в Тимбукту почти приравнивалась к Каирскому университету.

**Аския- титул верховного правителя.

* Сони ( или Ши)- титул правителя.

Дорога к хижине фетишей. Центральная Африка.

Культура африки

Сонгай стал богатой империей, о количестве его золотых сокровищ ходили легенды, которые привлекали особое внимание другого народа Африки — марокканцев. В конце концов в XVI в. империю сонгаев завоевали завороженные легендами о золоте марокканцы. Вооруженные пушками испанские наемники, состоявшие на службе у марокканцев, захватили Гао и Тимбукту, разочарование у них появилось тогда, когда они не нашли золотоносных приисков, которые находились немного южнее. Они не смогли подчинить себе полностью Сонгай, поэтому вскоре утратили к нему интерес. Им помешало еще то обстоятельство, что расходы на содержание наемного войска превышали прибыль, которую они получали от империи. Однако сонгаи уже никогда не достигли прежнего могущества.

Гана, Мали и Сонгай были крупнейшими, но не единственными государствами западно- и центральноафриканского региона. Империя Канем-Борну возле озера Чад стала центром торговли между арабизированным севером, западноафриканскими империями и югом Африки. Древняя Канемская империя, исламизированная к XI в. достигла наивысшего развития в XII — начале XIII в. В конце XV в. центр был перенесен с северо-востока (Канем) на запад (Борну). Империя переживала новый расцвет. Династия Сейфува, основанная, согласно легенде, около 800 г. царствовала более 1000 лет. После казни последнего султана этой династии в 1846 г. империя начала разваливаться. Решающим фактором развития этого региона было распространение ислама.

Самым древним городом и политическим центром народа йоруба и государства Бенин был Ойо, но в 100 км от него располагался религиозный центр город Ифе. В середине XII в. принц народа йоруба Эвека, родом из Ифе, основал город-государство Бенин в приморских и горных областях западной Африки. В XVI в. территория дворца Бенина достигала по периметру почти 10 км и была окружена высоким трехметровым укреплением. Один голландский путешественник, посетивший Бенин, описывая дворец государя, сравнил его размеры с целым городом Харлемом.

Бенин стал центром работорговли, рабы там стоили так дешево, что во время ритуалов их приносили в жертву тысячами. Хорошо известны бенинские бронзовые рельефы и скульптуры. Техника литья бронзы была заимствована из Ифе, она развивалась в XV в. а в XVI в. достигла невероятных высот. Великолепные произведения мастеров нередко изображали европейцев (португальцев), которые посещали страну.

Бронзовые мужские головы отличались своеобразным изяществом. Они интриговали любителей искусства таинственностью своего происхождения.

Позднее стало известно, что эти удивительные произведения принадлежат западноафриканскому народу бини. Государство Бенин (южная часть современной Нигерии) возникло, по-видимому, еще в начале X в. а своего расцвета достигло в XV-XVII вв. Бенин славился искусными мастерами-металлургами, особенно бронзолитейщиками. Их работа ценилась местными владыками столь высоко, что за мастерами днем и ночью следила специальная охрана.

Наибольший интерес представляют бронзовые головы (не более 50 см в высоту) и рельефы, которыми украшали царские дворцы. Все детали рельефов отличаются тщательной проработкой. Фигуры изображенных на них людей не всегда пропорциональны, однако полны жизненности, внутренней силы, непосредственности. Здесь встречаются изображения царя и его сановников, сцены из дворцовой жизни, батальные сцены и т. п. Также на них изображены пантеры, птицы, хамелеоны и змеи — священные существа бенинского культа. Хамелеон и змея в восприятии бенинцев, очевидно, связывались с загробным миром. Встречаются изображения рыб и обезьян, которые относятся к числу популярных персонажей мифологического бестиария, использовавшихся в изобразительном искусстве.

Славился Бенин и резчиками по кости. Особенно удавалась его мастерам обработка слоновых бивней: их покрывали сюжетной резьбой, в которой фигурируют антропо- и зооморфные персонажи и символические знаки.

Одновременно с мелкими государствами йоруба и царством Бенин вдоль побережья Западной Африки, южнее устья Нигера до устья Конго образовалось еще несколько мелких государств, объединенных родственными связями. В их центре находилось королевство Конго. Правитель племен банту и бакенго под титулом маниконго (правитель Конго) царствовал в Мбанза-конго (Сан-Сальвадор). Когда в 1482 г. португалец Диего Као открыл устье Конго, он обнаружил там уже большое и развитое государство.

Маниконго получал доход от пошлин, внутренняя торговля в стране процветала еще до прихода европейцев. В 1490 г. в Конго прибыли первые португальцы, так как маниконго Нзинга Нкуву был готов сотрудничать с европейцами. Торговля развивалась все интенсивнее, хотя португальцы следовали исключительно своим экономическим интересам. Основными товарами, привлекавшими европейцев к странам конголезского бассейна, были золото, экзотические товары — продукты растительного или животного мира, и рабы, доставляемые из глубинных районов континента. В связи с разворачивающейся работорговлей стимулировались мощные миграционные, политогенетические и культурные процессы в прибрежных и глубинных районах. Важные сведения о работорговле и ее последствиях в этом огромном регионе Африки содержатся в европейских источниках, начиная с XVI в.

Не только в районе реки Конго и на восточноафриканском побережье существовало множество государственных образований, например Могадишо, Малинди, Момбаса или Килва, которые возникли под влиянием ислама и экономически ориентировались на Восток. Они экспортировали местные товары — золото и слоновую кость, а также рабов. Их главным рынком сбыта была Индия.

Про государства внутренней Южной Африки известно немного. Об уровне древних культур Юго-Восточной Африки свидетельствуют тысячи развалин и выработанные рудники. Сохранились сведения лишь о государстве Мономотапа. Так называли древнее моущественное государство в бассейне рек Замбези и Лимпопо (территория Южной Родезии) первые европейцы, создавшие легенду о Мономота-пе — стране золота. Название это возникло из искаженной записи титула правителя — Мвене Мутапа— «Господин рудников». Он правил на территории нынешних Мозамбика и Зимбабве, где сохранились остатки монументальных построек. Экономика этого государства была основана на добыче и обработке полезных ископаемых, но потом попала под влияние португальцев.

Культура африки

Постройка-фетиш, африканцев, архаический прототип храма

Культура африки

Африканское резное деревянное сиденье

«В 1868 г. англичанин Адам Рэндолс, путешествуя по южной Африке, обнаружил между реками Замбези и Лимпопо остатки больших сооружений, сложенных из грубо обработанных гранитных блоков. Так были открыты загадочные памятники древнеафриканской архитектуры, разбросанные по территории современных государств — Замбии, Зимбабве и Мозамбика. Как выяснилось позже, это все, что осталось от некогда могущественной южноафриканской «империи» — Зимбабве-Мономотапа.

Особое место в ее культурно-художественном наследии, безусловно, занимают изделия из благородных металлов, в первую очередь из золота. Искусные ювелиры изготовляли разные золотые украшения: бусы, браслеты, кольца и т. п. В 1932 г. недалеко от развалин Зимбабве — одного из главных «городов-крепостей» этой державы — были обнаружены изделия из золота (золотые бусы, браслеты, кусочки тонких золотых пластин, остатки фигурок носорогов и другое). Богатство было сказочным — одних только бус было обнаружено 12 тысяч.

Исследователей поразило высокое мастерство туземных ювелиров, изготовивших уникальные золотые пластинки, толщина которых равнялась примерно 0,1 мм. Чтобы создать такую тонкую и гладкую пластинку, требовались не только талант, время и терпение, но и достаточно высокий уровень технологии. Вряд ли современные золотых дел мастера могли бы проделать столь изощренную работу, пользуясь теми примитивными инструментами, какие были у древних африканцев. Не меньшее восхищение вызывает и высокое мастерство африканских резчиков по камню. Из мыльного камня — относительно мягкого материала — они чаще всего вырезали статуэтки быков с рогами в виде лиры, а также большие скульптуры хищных птиц, сидящих на высоких пьедесталах.

К концу XVI в. португальцы не только полностью вытеснили арабских купцов с побережья юго-восточной Африки, но и проникли в глубь африканского континента. В период с 1575 по 1666 г. им удалось завязать торговлю с зимбабвийцами, а затем втянуть их в войну с соседними племенами. Начался закат государства Мономотапа — крупнейшей цивилизации Юго-Восточной Африки. Сейчас от некогда могучего Зимбабве-Мономотапы остались лишь руины «городов». *

** История искусств. Энциклопедия. М. 1993. С. 603-604.

Сегодня в самой Африке, в зарубежных научных центрах и в нашей стране опубликовано огромное количество научных изданий и документов по истории культуры африканских народов. Африканистика стала самостоятельной наукой.

История возникновения моды на оформление причесок Африка Прически африканского населения, несмотря на примитивность их исполнения, были, весьма разнообразны и оригинальны, к чему располагают необычайно жесткие волосы жителей Африки, Форма причесок изменялась в зависимости от пода, положения в обществе, образа жизни. Самой распространенной была такая прическа; клок волос на макушке, прикрытый небольшим глиняным горшком круглой формы, остальные волосы тщательно сбриты. Кроме того, носили прически, напоминавшие иглы ежа: волосы на середине головы коротко подстригались и смазывались смолой, благодаря чему они торчали в разные стороны. Боковые пряди были значительно длиннее, их взбивали деревянным частым гребнем так, что они превращались в подобие шара. Носили прически и с несколькими горизонтальными и вертикальными проборами; при этом волосы коротко подстригались, рисунок был произвольным. Иногда прически были выражением прихоти, шутки или забавы. Народы Южной Африки старались подражать могучим буйволам и быкам. Поэтому они сооружали прически, напоминающие рога этих животных. Все волосы разделялись на две части, плотно скручивались в жгут, укреплялись вверх, вниз или в сторону. Встречалась прическа с валиком, который туго свертывали, покрывали куриным пометом, смешанным с золой. Диаметр валика достигал 6-7 см. Валик крепился по центру головы — от лба до шеи. Сооружали прическу, похожую на женскую шляпу или на виноградную лозу. При этом пользовались сажей, глиной, животным жиром и золой. Прически украшали раковинами каури, медными пластинами, перьями, пуговицами, деревянными палочками, плодами, цветами, лентами. Женские прически по сравнению с мужскими выглядели значительно проще. Часто женщины просто сбривали волосы на голове, иногда оставляя их в виде борозд или круга. Кроме того, заплетали многочисленные тонкие косички. Среди африканского населения была распространена косметика и раскрашивание тела — татуировка. Африканцы придавали большое значение искусству причесывания и постоянно совершенствовали его3. Прически индейцев Прически индейцев были чрезвычайно просты. Существовало два их типа: заплетенные косы и распущенные волосы. Мужчины носили волосы до плеч, подстригая на лбу челку. Даже во дворце не было удобных туалетных комнат, а если и были, то маленькие и плохо оборудованные. В них едва помещался небольшой столик, зеркало и таз с кувшином. Умывались через день. К концу недели на лице образовывался толстый слой помады. Женщины, девушки и даже мужчины румянились и подкрашивали губы. Рококо (первая половина XVIII в.) Этот художественный стиль принес изящество, легкость, воздушность, утонченную хрупкость и изнеженность. Прически на париках начинают постепенно уменьшаться. Носили прическу «кё»: подвитые волосы зачесывали на затылке в хвост черной лентой. Затем хвост стали убирать в мешочек из черного бархата. Такая прическа получила название «а-ля бурс». Затем появились прически, в которых височные пряди завивались и укладывались по-разному. Затылок был гладкий. Снизу затылочные волосы обматывали кожаными ремешками в виде крысиного хвоста или заплетали косичку. Женские прически были маленькие, при этом их обильно пудрили. Одной из них была прическа «графини Коссель». Красивые легкие локоны обрамляли передние и боковые части головы, тогда как задняя часть была гладкой. Локоны обрамляли только затылок11. В период Рококо были наиболее известны три французских мастера: Ласкер, Даж и Легро. Самым выдающимся из них был Легро, который разработал основы технологии парикмахерских приемов, а также внедрил в жизнь принцип, заключавшийся в том, что прическа должна соответствовать особенностям лица, форме головы, фигуре. Им же была открыта в Париже Академия, готовящая мастеров-парикмахеров (1757 г.). Во второй половине XV11I века прически становятся выше. Они представляют собой целые волосяные сооружения в полметра высотой. Для того чтобы выполнить такую прическу, нужно было прибегать к каркасам. Сверху на прическе укрепляли фигурки людей, кораблики. Трудно назвать другой стиль, который бы украсил прически больше, чем стиль рококо: золотые шпильки, нити жемчуга, банты с драгоценными подвесками, гребни из опала, оникса, чу га. Шпильки использовались в прическе десятками, а иногда и сотнями. Было модно украшать прическу живыми цветами, а чтобы они не увядали, внутрь вставляли флакон с водой. Декорировали прически гирляндами мелких шелковых цветов, длинными страусовыми перьями, перьями марабу. Придворные кавалеры и дамы стремились под белилами и пудрой скрыть свой возраст. Директория (1795-1799 гг.) В период Директории в моду входят женские прически, когда волосы ниспадают на плечи или закалываются произвольно. Для этого пользовались различными заколками для волос. Появляются утрированные и экстравагантные прически, в которых волосы были как бы в беспорядке, создавая впечатление непричесанности. Возникают прически «Невероятная», «Немыслимая». Это течение, названное классицизмом, с конца XVIII века стало оказывать свое влияние на весь уклад жизни и во Франции. Мода предпочитала греческий стиль, что привело к простоте и естественности причесок. Волосы ниспадали свободно, непринужденно, и зачастую закалывались только одной шпилькой, брошью или просто связывались узлом. Наряду с этим носили и укороченные волосы с разнообразными локонами, к тому же еще с украшениями в виде страусовых перьев, султанчиков, лент и звезд из блестящих камней. Толстая коса была универсальной девичьей при- ческой всех слоев населения того времени. Ношение распущенных волос и двух кос, так же как и их комбинирование с оставлением распущенных нескольких боковых прядей, встречалось реже. Распространенным стало вплетение в прическу золотых, серебряных и жемчужных ниток, а также цветных шнурков. Они представляли собой кусочки бересты, обтянутые тканью, главным образом, шелковой, и содержали цветные, золотые и жемчужные украшения треугольной формы. Украинские девушки всегда носили волосы открытыми, расчесанными впереди на центральный пробор. Распространенной прической, унаследованной от древнерусских традиций, были свободно распущенные длинные волосы. Наряду с такой прической часто заплетали косу, в большинстве случаев две, реже — одну. Каждый день, во время работы, косу укладывали вокруг головы венком. При этом в неё нередко вплетали золотые и серебряные нити или обматывали узкими лентами разноцветной ткани. На Правобережье девушки около основания косы часто прикрепляли несколько свободно свисающих лент из разноцветной узорной ткани. Иногда часть передних волос опускали немного на лоб (по обе стороны пробора), создавали спуск, концы которого прикрывали часть уха20. Постоянным головным убором девушек была лента из ткани, завязанная узлом вокруг головы сзади или спереди, но волосы на темени всегда оставались открытыми. Платков и косынок тогда не носили. Нарядным головным убором были веночки из колосков, цветов, ковыля и листьев. Их делали как из живых, так и из искусственных цветов, среди которых особенно популярными были мак, чернобривцы. Из этих веночков делали сложные и очень высокие свадебные головные венки, которые прикрепляли на твердых кругах и украшали не только цветами, но и перьями, лентами21. В Закарпатье к нижней части такого венка прикрепляли еще проволочный шнур или ремень с подвешенными к нему медными монетами. Замужние женщины по давним традициям собирали волосы и укладывали их вокруг головы заплетенными в круг или закрученными в узел. Нередко волосы, разделенные на две половины, наматывали вокруг веревочного кольца, которое размещали поверх головы. Часто под венок подкладывали твердый каркас из шнура, который придавал этому головному убору разнообразные формы. Такие венки были очень высокими и напоминали русские кички или кокошники. Делали венки круглыми и наполовину яйцевидной формы, цилиндрическими, расширенными кверху и даже седловидными. Их нередко присобирали в складки по длине и по бокам. Чепчики шили из разных материалов — полотна, шелка и даже из парчи. Поверх чепчиков, а иногда и просто поверх волос, надевали праздничную накидку. Не менее давняя типично западнославянская, как и чепчик, накидка представляла собой аналог древнерусского убруса — русского так называемого полотенечного головного украшения. Прямоугольный кусок белого материала шириной 60-70 см и. 5-2,5 м в длину наматывали вокруг головы разными способами, но почти всегда так, чтобы узел, который его связывал, был сзади и заканчивался длинными, почти до нижней части одежды, концами. Один конец намотки пропускался под подбородком. Концы намоток отделывались узорчатыми поперечными лентами22. Заметное место среди украинских женских головных убором. занимали шапки. Наиболее популярным видом шапок был «кораблик», любимый в кругах дворян, казацкой старшины и богатых мешан уже в XVI веке. «Кораблик» имел невысокий наголовок из шелка, бархата или парчи.

На африканском континенте находится более полусотни стран, в каждой из которых существуют собственные обычаи и традиции. Многие из этих обычаев сохранились с глубокой древности, некоторые обычаи принесли с собой белые люди, появившиеся в Африки, а еще часть представляют собой причудливый сплав традиционной африканской культуры с принесенными на континент традициями рабовладельцев и завоевателей. Это также относится и к свадебным обычаям африканского континента.Так на традиционной африканской свадьбе жених может появиться в совершенно обычном европейском костюме, а невеста в белом свадебном платье. В других случаях молодые выбирают традиционные свадебные наряды красного и золотистого цветов – цветов королей Африки. Но, как правило, в большинстве африканских стран люди стараются придерживаться свадебных обычаев, которые дошли до них из глубины времен, и по которым женились и выходили замуж их предки. В Африке по-прежнему невесту выбирают родители жениха, приглашая для этой цели сваху. Сваха же составляет список кандидатур молодых женщин, стараясь сделать так, чтобы будущая супруга соответствовала статусу и материальному положению семьи жениха. В некоторых странах за невесту по-прежнему платят выкуп. Где-то натуральными продуктами или скотом, где-то деньгами. Сумма может колебаться от 300$ до 1.500$, а вообще свадебные расходы достигают около 20.000$, именно поэтому мужчины стараются заключить брак не раньше, пока появится такая материальная возможность.Что же касается свадебных обычаев, то, например, в Гане невеста одевает свадебное платье, которое называется «kente». Платье это делается из плетеных нитей, отражает не только социальный статус девушки, но и религиозные, а иногда и даже политические убеждения. ВКении после свадьбы мужчине предстоит месяц ходить в женской одежде. Считается, что так он наиболее полно осознает всю тяжесть ведения домашнего хозяйства и станет терпимее к молодой супруге.Стандартная африканская свадьба длится неделю. Для того, чтобы церемония прошла без сучка без задоринки, приглашаюттолько самого надежного ведущего свадьбы. В процессе свадьбы невеста раздает гостям вареные яйца, а приглашенные в ответ оставляют молодым золотые монеты. Каждый свадебный день проходит под звуки там-тамов, что позволяет отогнать от всех участников торжества, но в первую очередь от молодоженов, завистливых злых духов. Завершается свадьба ритуальными танцами, в которых, как считается, происходит окончательное слияние молодых душ.

Культура Африки так же разнообразна, как и сам континент. Эта статья поведает лишь некоторую информацию об африканской культуре и познакомит Вас с этим красивым континентом. У любой страны есть свои традиции, своя культура. Культура Африки выделяется среди культур всех остальных стран мира. Она настолько богата и разнообразна, что через весь континент меняется от страны к стране. Африка – единственный единый континент, который сочетает в себе разные культуры и традиции. Вот почему Африка очаровывает и привлекает туристов со всего мира. Культура Африки основана на африканских этнических группах и их семейных традициях. Все африканское искусство, музыка, литература отражают религиозные и социальные особенности африканской культуры. Африка — собрание культур Есть мнение, что человеческая раса зародилась на африканской земле 5-8 миллионов лет назад. Множество разных языков, религий и видов экономической деятельности развивались в Африке. Другие народы с разных частей света мигрировали в Африку, например, арабы приехали в северную Африку еще в VII веке. К XIX веку они перебрались в восточную и центральную Африку. В XVII веке здесь, у мыса Доброй Надежды, обосновались европейцы. А их потомки переехали уже в ныне существующую Южную Африку. Индийцы поселились в Уганде,Кении,Танзаниии Южной Африке.Народы Африки В Африке много племен, этнических групп и общин. Популяция многих общин составляет миллионы, племен же насчитывается всего несколько сотен. Каждое племя тщательно соблюдает свои традиции и следует культуре. Афар — племенной народ Африки, обосновался на Эфиопских землях. У Афар своя культура. Они, в основном, кочевники, живущие за счет домашнего скота. Афар – последователи исламской религии. Если будете двигаться в сторону высокогорного плато в Эфиопии, то встретите народ Амхара. Это фермеры, говорящие на своем языке. На их лексику и морфологию оказали влияние арабский и древнегреческий языки. Республика Гана – обитель Англо-Эксе. В Гане живет шесть основных этнических племен: Акан (включая Ашанти и Фанти), Эве, Га и Адангбе, Гуан, Груси и Гурма. Племена танцуют ритуальные танцы под барабаны и даже имеют три военных части с целью защиты племенной африканской культуры. Народ западной Африки Ашанти верит в духов и сверхъестественные силы. Мужчины – полигамны, что считается проявлением благородства. Здесь говорят на таких языках, как чви, фанте, га, хауса, дагбани, эве, нзема. Официальным же языком в Гане считается английский. Народ Баконго населяет территорию от Конго до Анголы вдоль атлантического побережья. Баконго производят какао, пальмовое масло, кофе, юрену и бананы. Скопление множества маленьких деревень образуют огромное племенное сообщество, члены которого являются непоколебимыми последователями культа духов и предков. Племя Бамбара — основное племя Мали – в основном, фермеры, занимающиеся земледелием и скотоводством. Племя Догон – тоже фермеры, известные своим искусным дизайном, резьбой по дереву и замысловатыми масками. Для своих танцев они надевают 80 различных масок, выбор которых зависит от праздника. Есть еще племя Фулани, или племя Мали, известные так же, как Фульфульде или Пеул. Фуланис – самое многочисленное кочевое племя в мире. Путешествуя по северо-восточной Замбии, Вы встретите народ Бемба с очень тонкими религиозными убеждениями, основанными на поклонении верховному богу Леза. Люди Бемба верят в его магические силы, а также в то, что он награждает плодородием. Берберы – одно из старейших племен Африки. Берберы живут во многих африканских странах, их большая часть населяет Алжирию иМарокко. Берберы исповедуют ислам. Народ Аке живет на юге республики Кот-д’Ивуар, который верит в одного верховного Бога, у которого свое имя в каждой религии. На так называемом Берегу Слоновой Кости так же проживают и другие племена — Дан, Акан, Ани, Аовин, Бауле и Сенуфо. Страну Малави называют «теплым сердцем Африки» за теплый климат и дружелюбный народ. Этнические группы Малави: самая многочисленная группа Чева, Ньянджа, Яо, Тумбука, Ломвэ, Сена, Тонга, Нгони, Нгонде, а также азиаты и европейцы.

Традиции Африки Как Вы уже поняли, африканская культура смешалась в бесчисленном множестве племен и этнических групп. Арабская и европейская культура тоже привносит черты уникальности в общую культуру Африки. Поскольку самым важным аспектом культуры в Африке является семья, расскажем о семейных обычаях поподробнее. Согласно одному африканскому обычаю народа Лабола, жених перед свадьбой должен заплатить отцу невесты, дабы возместить потерю дочери. По традиции оплата производится в виде скота, но в сегодняшние дни отцам невест возмещают ущерб деньгами. Эта традиция имеет очень древние корни, считается, что она помогает сплотить две семьи, в результате возникает взаимное уважение между семьями, более того отец невесты убеждается в том, что жених способен содержать и во всем обеспечивать его дочь. Согласно многим традициям свадьбы играют в ночь на полную луну. Если луна светит неярко – это плохой знак. Родители невесты не празднуют свадьбу долгую неделю, так как для них это печальное событие. Полигамия присутствует во многих африканских культурах. Как только мужчина становится способным содержать всех своих женщин, ему можно жениться. Жены делят между собой домашние обязанности, воспитание детей, приготовление пищи и т.д. Считается, что полигамия сплачивает многие семьи и помогает заботиться о благосостоянии других. Семья – самая важная ценность африканской культуры. Члены большой семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу в трудную минуту, охотятся вместе и воспитывают детей. С самого раннего возраста детям уже рассказывают о важнейших ценностях племени и воспитывают в них осознание важности семьи. Каждый член семьи занимается своим делом, обязанности распределяются согласно возрасту. Все работают на благо племени и вносят свой вклад согласно назначенным обязанностям и святым традициям и культуре Африки. Возраст для обряда посвящения у каждого племени разный. Во многих племенах по достижении взрослого возраста мальчикам делают обрезание, а в некоторых племенах и девочкам. Обрезание или обряд очищения длится несколько месяцев и во время обряда запрещается кричать и плакать. Если обрезаемый кричит, значит он трус.

Культура и традиции Африки.

Культура африки В Африке очень разнообразна культура, так как и континент. Данная статья вас проинформирует не много про африканскую культуру.

Культура Африки очень сильно выделяется из всех стран. Африканский континент настолько разный, что меняется от страны до страны. В этой стране начисляется очень много культур и традиций. В принципе и этим она вызывает к себе большой интерес.

Африка живет на этнических группах и семейных традиций.

Африканское искусство, например как музыка, танцы в себе они имеют только особенность культуры Африки.

На африканской земле люди начали жить еще 8милионов лет назад. Очень много различных языков и религий зарождались именно в Африке.

С разных частей света начали приезжать на африканские земли. Например, арабы приехали в Африку еще в 7веке.

Через некоторое время они переехали в центр и на восток Африки. Их потомки перебрались в южную часть страны.

В Африке очень много племен. Популяция общин входит миллионы, а племен начислено всего сотни.

У каждого племени существуют свои традиции и культура.

Вы наверно уже поняли что их культура смешалась с многими племенами и группами. Но самым главным и важным для них является семья.

Как у всех странах в Африке после замужества муж должен полностью обеспечивать свою жену.

Если верить традициям, то свадьбу гуляют только при полной луне. Говорят, если луна будет гореть не ярко, то это плохой знак.

Африканская свадьба не празднуется долго, так как это мероприятие считается печальным событием.

Мужчина сможет, только тогда женится, когда он сможет обеспечить своих женщин.

У жен делятся все обязанности на пополам.В Африке можно сказать существует несколько официальных языков, это арабский, суахили, хауса.В Африканскую еду входит традиционно овощи, фрукты, мясо, и молочные продукты.

Народ из Нигерии предпочитают из еды чили, некоторые мусульманские народы вносят в свой рацион даже алкоголь. Спиртным напитком является только вино.

О культуре Африке можно говорить вечно, это очень загадочная страна, которая имеет много традиций и культур.

Африку можно считать колыбельной цивилизации.

Эту страну очень тяжело сломать, не смотря на все трудности она идет в перед с гордо поднятой головой и удивляет весь мир своей культурой.

Каждый, кто побывает, в Африке заберет собой в сердце не большой кусочек этой замечательной и интересной страны.

Африку можно смело назвать самой экзотической страной в мире.

Поделиться в соц. сетях

Культура африки

Культура африки

Культура африки

Культура африки

Культура африки

Культура африки

Культура африки

Культура африки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *