Контрольный орган муниципального образования

Контрольный орган муниципального образования

Законодательством России предусматривается создание в муниципальных образованиях специальных контрольных органов, осуществляющих контроль за исполнением местного бюджета, порядком его подготовки и рассмотрения и за соблюдением установленного порядка управления и рас­поряжения муниципальной собственностью.

Статьей 38 Федерального закона «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в РФ» регламентировано, что контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установлен­ного порядка подготовки и рассмотрения проекта мест­ного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка уп­равления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Наименование конт­рольного органа определяется на местном уровне.

Наличие таких органов не является обязательным, но целесообразность их создания, особенно в крупных муниципальных образованиях, не вызывает сомнений. Поэтому в настоящее время такие органы во многих муниципальных образованиях уже созданы. Например, в соответствии со ст. 18 Устава г. Саратова городской Думой создается контрольно-счетная палата для осу­ществления контроля за исполнением бюджета горо­да, пользованием и распоряжением муниципальной соб­ственностью. Она действует на основании Положения о контрольно-счетной палате, утверждаемого городс­кой Думой. В соответствии с указанным Положением контрольно-счетная палата контролирует эффектив­ности и целесообразность расходов муниципальных де­нежных средств, использования иных видов муници­пальной собственности; определяет эффективность и це­лесообразность расходования муниципальных финан­совых средств и использования муниципальной собственности в результате решений, принимаемых органами местного самоуправления; контролирует за­конность и своевременность движения городских бюд­жетных средств; организует и осуществляет контроль хозяйственно-финансовой деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций с точки зре­ния целевого и эффективного использования муници­пальной собственности; организует и проводит конт­роль (проверки) производственно-финансовой деятельности иных экономических субъектов, получающих средства из городского бюджета либо пользующихся налоговыми и иными льготами и преимуществами, пред­ставленными органами городского самоуправления. Председатель Контрольно-счетной палаты избирается на должность из числа депутатов городской Думы и освобождается от нее решением городской Думы.

Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии уставом муниципального образования. Исходя из зако­нодательства очевидно, что формированием контрольно­го органа не может заниматься местная администрация, поскольку контроль в первую очередь должен осуществляться именно за ее деятельностью по исполнению местного бюджета и распоряжению муниципальной собственностью.

Органы местного самоуправления и должностные лица уместного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по во­просам, относящимся к их компетенции.

Законодатель установил гарантии гласности в деятельности контрольного органа, в частности результаты про­верок, осуществляемых этим органом, подлежат опубли­кованию (обнародованию). Порядок и сроки опублико­вания (обнародования) результатов проверок контрольно­го органа должны определяться на местном уровне представительным органом муниципального образования.

6. Избирательная комиссия муниципального образования

Согласно Федеральному закону «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в РФ» (ст.39) избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуп­равления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Избирательная комиссия муниципального образова­ния является муниципальным органом, который не вхо­дит в структуру органов местного самоуправления. Она обладает статусом юридического лица.

Порядок формирования и полномочия избиратель­ных комиссий муниципальных образований устанавли­ваются федеральным законом и принимаемым в соответ­ствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

Федеральным законом «Об обеспечении конституци­онных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» установлены система избирательных комиссий, принци­пы деятельности данного органа, статус членов этого органа и иные положения, связанные с организацией и деятельностью избирательных комиссий муниципальных образований.

Для подготовки и проведения выборов депутатов пред­ставительных органов местного самоуправления и вы­борных должностных лиц местного самоуправления в зависимости от численности населения муниципального образования могут образовываться следующие избира­тельные комиссии:

• избирательная комиссия муниципального образо­вания;

• окружные избирательные комиссии;

• территориальные избирательные комиссии;

• участковые избирательные комиссии.

При этом законом регламентировано, что образова­ние избирательной комиссии муниципального образова­ния обязательно.

Решения избирательных комиссий, принятые в пре­делах их полномочий, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного само­управления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц, а так­же нижестоящих избирательных комиссий.

Деятельность избирательных комиссий осуществля­ется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом реша­ющего голоса.

Подготовка и проведение выборов избирательными Комиссиями осуществляются открыто и гласно.

Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам либо принятое избирательной комиссией с превышением полномочий, подлежит отмене Вышестоящей избирательной комиссией иди судом.

В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты, их доверенные лица, супруги и также родственники кандидатов, лица, находящиеся у ах в непосредственном подчинении.

В состав избирательных комиссий могут входить члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, направленные кандидатами, избирателями, избирательными объединениями и общественными объединениями.

Избирательная комиссия муниципального образования в составе не менее семи членов комиссии формируется представительным органом местного самоуправления, а при его отсутствии главой муниципального образования или органом (должностным лицом) местного самоуправления, уполномоченным уставом муниципального образования либо решением .суда, из числа лиц, предложенных органами местного самоуправления, общественными объединениями, собраниями избирателей по месту работы, службы, учебы или жительства, не позднее чем за 75 дней до дня выборов и утверждается указанным органом местного самоуправления. В случае отсутствия управомочных органов местного самоуправления указанные действия осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложено исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов.

Председатель» заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии муниципального образования избираются членами комиссии тайным голосованием на первом заседании комиссии.

Избирательная комиссия муниципального образования:

1) регистрирует кандидатов, выдвинутых избиратель­ными объединениями и избирателями по избирательно­му округу, границы которого совпадают с границами муниципального образования;

2) регистрирует доверенных лиц кандидатов, выдви­нутых избирательными объединениями и избирателями по избирательному округу, границы которого совпадают с границами муниципального образования, выдает им удостоверения установленного образца;

3) дает разъяснения о порядке применения настоящего Положения и обеспечивает его единообразное применение;

4) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий и принимает решения по жалобам (заявлениям);

5) в случаях, предусмотренных законом, издает инст­рукции и иные акты по вопросам организации выборов;

6) осуществляет контроль законности проведения вы­боров;

7) устанавливает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирательных докумен­тов, порядок их хранения и образцы печатей избира­тельных комиссий;

8) распределяет выделенные средства на финансовое обеспечение выборов и контролирует их целевое исполь­зование;

9) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования;

10) устанавливает результаты голосования по изби­рательному округу, границы которого совпадают с гра­ницами муниципального образования, а также в целом по муниципальному образованию и публикует их, в печа­ти, обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архив муници­пального образования;

11) составляет списки лиц, избранных депутатами представительного органа местного самоуправления, оп­ределяет кандидата, избранного должностным лицом ме­стного самоуправления;

12) организует повторные выборы депутатов предста­тельных органов местного самоуправления;

13) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством РФ.

Что касается окружной избирательной комиссии, то она образуется в каждом одномандатном округе по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления, если число избирателей в округе превышает 10 тысяч человек. При проведении выборов должностного лица местного самоуправления, а также при образовании одного многомандатного округа для проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления в соответствии со статьей 4 настоящего Положения окружные избирательные комиссии не создаются.

Если окружные избирательные комиссии не образованы, их полномочия осуществляет избирательная комиссии муниципального образования.

Территориальные избирательные комиссии могут образовываться при выборах должностных лиц местного самоуправления по одному одномандатному округу, а также при образовании многомандатных округов для проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, если количество избирателей в округе превышает 100 тысяч человек. Если одновременно проводятся выборы должностного лица местного самоуправления и депутатов представительного органа местного самоуправления по одномандатным округам, территориальные избирательные комиссии не образуются, а их полномочия выполняют окружные избирательные комиссии.

Участковые избирательные комиссии создаются на каждом избирательном участке. Они формируются окружной или территориальной избирательной комиссией числа лиц, предложенных органами местного самоуправления муниципального образования, общественными объединениями, собраниями избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства, не позднее чем за 45 дней до дня выборов в составе не менее семи членов.

Решения избирательной комиссии муниципального образования в пределах ее полномочий являются обяза­тельными для исполнения окружными, территориаль­ными и участковыми избирательными комиссиями.

Следует иметь в виду, что» решения и действия (без­действие) избирательной комиссии муниципального об­разования в ходе выборов могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном федеральными законами и за­конами субъектов РФ. Решения и действия (бездействие) окружных, территориальных и участковых избиратель­ных комиссий могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального образования или в суд.

Избирательные комиссии в пределах своих полномо­чий рассматривают жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных ко­миссий и принимают по ним решения не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня и менее до дня выборов и в день выборов — немедленно.

Суды рассматривают жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий в ходе выборов и принимают по ним решения не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня и менее до дня выборов и в день выборов — немедленно.

Муниципальное право России

  • Понятие и сущность местного самоуправления
    • Понятие местного самоуправления
      • Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации
      • Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
      • Местное самоуправление как форма народовластия
    • Природа местного самоуправления
    • Понятие и система принципов местного самоуправления
    • Функции местного самоуправления
  • Муниципальное право России как комплексная отрасль права
    • Понятие, предмет и метод регулирования отрасли муниципального права
    • Система муниципального права
    • Муниципально-правовые нормы и отношения
    • Источники муниципального права
  • Муниципальное право как наука и учебная дисциплина
    • Понятие, предмет и методы изучения науки муниципального права
    • Источники науки муниципального права
    • Муниципальное право как учебная дисциплина
  • История развития местного самоуправления в России
    • Общая характеристика развития местного управления и самоуправления в России до 1775 г.
    • Введение дворянского самоуправления в 1775 г.
    • Организация сельского и волостного крестьянского самоуправления после отмены крепостного права в 1861 г.
    • Система и компетенция земских учреждений в дореволюционной России
    • Организация и компетенция городского самоуправления в дореволюционной России
    • Система Советов в постреволюционной России
    • Реформирование местного самоуправления в России на современном этапе
      • Основные направления и задачи реформы местного самоуправления в ходе осуществления административной реформы в Российской Федерации
        • Задачи, стоявшие перед законодателем в области административной реформы
        • Современные задачи в сфере законодательного регулирования местного самоуправления
  • Правовая основа местного самоуправления в России
    • Понятие правовой основы местного самоуправления
    • Нормы международных актов, действующие в сфере местного самоуправления
    • Конституция РФ 1993 г. и иные федеральные нормативные правовые акты в сфере местного самоуправления
    • Конституции (уставы) субъектов РФ и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации в сфере местного самоуправления
    • Устав муниципального образования и иные нормативные правовые акты местного самоуправления
  • Территориальные основы местного самоуправления в России
    • Понятие территориальных основ местного самоуправления
    • Территория и земли муниципального образования
    • Установление и изменение границ муниципальных образований
    • Преобразование муниципальных образований
    • Соотношение административно-территориального и муниципально-территориального устройства субъекта РФ
  • Финансово-экономическая основа местного самоуправления
    • Понятие и структура финансово-экономической основы местного самоуправления
    • Муниципальное имущество
    • Местные финансы
    • Местный бюджет
      • Местные налоги и сборы. Налоговые поступления в местные бюджеты
  • Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления
    • Общая характеристика правовых форм непосредственного волеизъявления граждан
    • Местный референдум
    • Муниципальные выборы
    • Иные формы непосредственного волеизъявления населения
  • Органы местного самоуправления
    • Понятие, признаки и система органов местного самоуправления
    • Представительный орган муниципального образования
    • Правовой статус главы муниципального образования
    • Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа муниципального образования, выборного должностного лица муниципального образования
    • Правовой статус исполнительно-распорядительного органа муниципального образования
    • Правовой статус контрольного органа муниципального образования
  • Муниципальная служба
    • Понятие муниципальной службы
    • Понятие муниципальной должности муниципальной службы
    • Правовой статус муниципального служащего
    • Прохождение муниципальной службы
  • Гарантии местного самоуправления
    • Понятие и система гарантий местного самоуправления
    • Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления
    • Судебная защита местного самоуправления
    • Деятельность государственных органов по обеспечению прав местного самоуправления
  • Компетенция местного самоуправления
    • Понятие компетенции местного самоуправления
    • Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
    • Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
  • Полномочия органов местного самоуправления в отдельных сферах
    • Полномочия органов местного самоуправления в финансово-экономической сфере
      • Полномочия органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью
    • Полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения прав и свобод личности и безопасности населения, охраны общественного порядка
    • Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования
  • Ответственность в системе местного самоуправления
    • Понятие, основания и виды ответственности в муниципальном праве
    • Муниципально-правовая ответственность субъектов правоотношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, перед государством
    • Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
    • Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • Организация местного самоуправления в зарубежных странах
    • Классификация основных моделей (систем) местного самоуправления в зарубежных странах
    • Англосаксонская модель местного самоуправления
    • Континентальная (романо-германская) модель местного самоуправления
    • Модель местного самоуправления смешанного типа

Контрольный орган муниципального образования

Правовой статус контрольного органа муниципального образования

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется

в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования (второй способ намного более распространен) в соответствии с уставом муниципального образования. Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию). Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

Создание контрольного органа муниципального образования не является обязательным. Например, по Уставу внутригородского муниципального образования Сокольники в городе Москве создание такого органа не предусматривается.

В то же время ст. 25 Устава г. Железноводска 1 Устав города-курорта Железноводска Ставропольского края (принят решением Совета города от 25 апреля 1998 г. № 193) (с изменениями от 4 августа 2000 г. 27 ноября 2001 г. II февраля 2004 г. 24 июня 2005 г. 21 июля 2006 г.) // СПС «Гарант». предусмотрено создание контрольно-ревизионной комиссии Совета г. Железноводска — контрольного органа города. Она формируется Советом города из числа депутатов Совета города на срок полномочий Совета города действующего созыва. В соответствии со ст. 41 Устава г. Ставрополя в целях контроля за исполнением бюджета г. Ставрополя, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета г. Ставрополя, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления иных полномочий по решению вопросов местного значения из числа депутатов Ставропольской городской Думы создается контрольный комитет Ставропольской городской Думы.

Потребление памяти: 0.5 Мб

Контрольный орган муниципального образования

Контрольный орган муниципального образования впервые определен Федеральным законом N 131-ФЗ в качестве самостоятельного органа муниципальной власти (если не считать ревизионных комиссий сельских и городских Советов, предусматривавшихся законодательством первых лет советской власти). Этот орган не имеет полномочий по решению вопросов местного значения, его полномочия — суть продолжение, развитие контрольных полномочий представительного органа. С формальной точки зрения, его нельзя причислить к категории органов местного самоуправления. Однако, по существу, роль такой структуры весьма важна и приобретает все большее значение в силу приближенности контроля к решению социально-экономических проблем муниципальной власти. Поэтому его наличие в структуре этой власти, как правило, закрепляется в уставе муниципального образования.

В Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Федерации и муниципальных образований» говорится, что правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности контрольно-счетных органов, не должны противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.

Контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетен представительному органу муниципального образования. Контрольно-счетный орган обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.

Деятельность контрольно-счетного органа не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий представительного органа.

Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица.

Представительные органы отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Деятельность контрольно-счетных органов основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

Контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе контрольно-счетного органа могут быть предусмотрены одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа.

Должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Федерации.

Срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа устанавливается муниципальным нормативным правовым актом и не должен быть менее, чем срок полномочий представительного органа.

В состав аппарата контрольно-счетного органа входят инспекторы и иные штатные работники. На инспекторов контрольно-счетных органов возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего муниципального финансового контроля в пределах компетенции соответствующего контрольно-счетного органа.

Штатная численность контрольно-счетного органа муниципального образования определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Права, обязанности и ответственность работников контрольно-счетных органов определяются настоящим Федеральным законом, законодательством о муниципальной службе, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Граждане, замещающие муниципальные должности в контрольно-счетном органе муниципального образования, не могут состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с председателем представительного органа муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.

Контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет: контроль за исполнением местного бюджета; экспертизу проектов местного бюджета; оценку, организацию и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию; оценку эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценку законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и иного имущества, находящегося в муниципальной собственности; контроль за состоянием муниципального долга и управлением им исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования; финансово-экономическую экспертизу проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ; анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовку предложений, направленных на его совершенствование; подготовку информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган и главе муниципального образования; участвует в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции; иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Контрольно-счетный орган муниципального района, помимо указанных полномочий, осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав данного муниципального района.

Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и унитарных предприятий соответствующего муниципального образования, иных организаций, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования; в отношении организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, предоставивших указанные средства в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.

Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий. При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет. При проведении экспертно-аналитического мероприятия контрольно-счетным органом составляются отчет или заключение.

Контрольно-счетные органы осуществляют свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно. Порядок включения в планы деятельности контрольно-счетных органов поручений глав муниципальных образований устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Требования и запросы должностных лиц контрольно-счетных органов, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления и муниципальными органами, организациями, в отношении которых осуществляется внешний муниципальный финансовый контроль.

Неисполнение законных требований и запросов должностных лиц контрольно-счетных органов, а также воспрепятствование осуществлению ими возложенных на них должностных полномочий влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Должностные лица контрольно-счетных органов не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых органов и организаций, а также разглашать информацию, полученную при проведении контрольных мероприятий, предавать гласности свои выводы до завершения контрольных мероприятий и составления соответствующих актов и отчетов.

Контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы местного самоуправления, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы местного самоуправления, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписания. Предписание контрольно-счетного органа должно быть исполнено в установленные в нем сроки. Неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания контрольно-счетного органа влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.

В случае если при проведении контрольных мероприятий выявлены факты незаконного использования средств местного бюджета, а также средств, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, контрольно-счетный орган в установленном порядке незамедлительно передает материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы.

Контрольно-счетные органы вправе вступать в объединения (ассоциации) контрольно-счетных органов Российской Федерации, объединения (ассоциации) контрольно-счетных органов субъекта Российской Федерации. В целях координации своей деятельности контрольно-счетные органы и иные государственные и муниципальные органы могут создавать как временные, так и постоянно действующие совместные координационные, консультационные, совещательные и другие рабочие органы.

Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации и контрольно-счетный орган муниципального образования по письменному обращению контрольно-счетных органов других субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут принимать участие в проводимых ими контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях.

Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации вправе осуществлять координацию деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований и организовывать взаимодействие с ними при проведении на территориях соответствующих муниципальных образований совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Счетная палата Российской Федерации вправе осуществлять координацию деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований и организовывать взаимодействие с ними при проведении Счетной палатой Российской Федерации на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Таким образом, предложения некоторых экспертов о создании единой соподчиненной «вертикали» контрольно-счетных органов разных уровней власти в проекте закона не получило поддержку. В то же время Закон подчеркивает необходимость координации деятельности всех контрольно-счетных органов, хотя и не раскрывает достаточно полно термин «координация».

48. Контрольный орган муниципального образования: понятие, порядок формирования, функции

ФЗ 2003 года не рассматривает контрольный орган МО в качестве структурного подразделения представительного органа МО, признавая за ним статус самостоятельного органа МО в структуре органов МСУ (закон не относит контрольный орган к числу обязательных органов, формируемых МО в соответствии с его требованиями).

Контрольный орган МО образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении; соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В уставах МО, предусматривающих создание контрольного органа, также содержатся нормы, определяющие его статус, его место в структуре органов МСУ.

Контрольный орган МО может именоваться контрольно-счетной палатой, ревизионной комиссией (наименование определяется в уставе МО); может формироваться на муниципальных выборах или представительным органом.

Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом МО, подлежат опубликованию (органы и должностные лица МСУ обязаны представлять в контрольный орган МО по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их ведению).

Контрольный орган МО может иметь статус юридического лица (в рамках возложенных на него задач он обладает организационной и функциональной самостоятельностью; финансовое обеспечение его деятельности гарантируется закреплением его расходов в бюджете МО).

Контрольный орган МО формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

49. Муниципальные нормативные правовое акты (мпа): понятие, виды, порядок принятия, вступления в силу и отмены

Статья 7ФЗ от 06.10.2003

МПА – документально оформленное решение, выражающее волю населения МО, органов и должностных лиц МСУ по вопросам местного значения, вопросам осуществления переданных органам МСУ отдельных государственных полномочий или по вопросам организации деятельности органов МСУ.

1) представляют собой документально оформленное решение, внешнее выражение воли населения МО, органов и должностных лиц МСУ;

2) одно из средств осуществления народом своей власти, обеспечивающее самостоятельное решение МО вопросов ;

3) принимаются непосредственно населением (на местном референдуме, сходе граждан), органами и должностными лицами МСУ;

4) обязательны для исполнения на территории МО;

5) за неисполнение МПА граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов МСУ несут ответственность в соответствии с ФЗ и законами субъектов РФ;

6) устанавливают либо изменяют общеобязательные правила или имеют индивидуальный характер и являются одним из важных элементов механизма правового регулирования общественных отношений;

7) виды, порядок принятия, официального опубликования и вступления в силу МПА определяются уставом МО в соответствии с ФЗ 2003;

8) не должны противоречить КРФ, ФЗ, иным НПА РФ, конституциям (уставам), законам и иным НПА субъектов РФ;

9) могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами и должностными лицами МСУ, принявшими соответствующий МПА, судом (в части, регулирующей осуществление органами МСУ отдельных государственных полномочий – уполномоченным органом государственной власти).

В систему МПА входят:

1) устав МО (принимается представительным органом МО квалифицированным большинством в 2/3 голосов и подлежит государственной регистрации; имеет прямое действие и применяется на всей территории МО);

2) правовые акты, принятые на местном референдум (сходе) граждан (являются актами высшей юридической силы, имеют прямое действие и применяются на всей территории МО), нормативные и иные правовые акты представительного органа МО;

3) правовые акты главы МО, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов МСУ и должностных лиц МСУ, предусмотренных уставом МО.

1) по юридической силе (устав и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в систему МПА);

2) в зависимости от субъекта, принявшего МПА (акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); органами и должностными лицами МСУ);

3) в зависимости от юридического содержания (нормативные акты (устанавливают, изменяют или отменяют общие правила поведения (нормы права)); индивидуальные акты (необходимость их принятия связана с осуществлением организационной, исполнительно-распорядительной и контрольной муниципальной деятельности));

4) в зависимости от характера вопросов, по которым принимаются МПА (местного значения; осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ; организации работы органов МСУ);

5) акты, проекты которых должны быть вынесены на публичные слушания (обсуждение) и акты, к проектам которых указанные требования не предъявляются (на публичные слушания выносятся проект устава МО, проект МПА о внесении изменений и дополнений в устав; проект местного бюджета).

Подготовка, принятие и вступление в силу МПА регулируются уставом МО, регламентами органов МСУ, другими НПА МО в соответствии с требованиями, содержащимися в ВЗ и законах субъектов РФ (МПА не должны противоречить законам, иным нормативным актам РФ и субъектов РФ, должны быть изданы полномочными органами в пределах их компетенции, в форме и порядке, предусмотренных для их принятия).

Представительный орган МО принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории МО, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа.

Глава МО издает постановления и распоряжения (если он – председатель представительного органа, то издает их по вопросам организации деятельности данного органа; если он – глава местной администрации, то издает их по вопросам местного значения, по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий (постановления), распоряжения по вопросам организации работы местной администрации).

Иные должностные лица МСУ издают распоряжения и приказы.

Соблюдение процессуальных правил при подготовке и принятии МПА устанавливается: на кого возлагается выработка проектов решений; в каком порядке и какими методами они вырабатываются; с кем и каким образом должны быть предварительно обсуждены и согласованы; кто вправе вносить на рассмотрение правомочного органа проект правового акта.

Проекты МПА могут вноситься депутатами представительного органа МО; главой МО; иными выборными органами МСУ; главой местной администрации; органами ТОС; инициативными группами граждан; иными субъектами правотворческой инициативы (инициативная группа граждан не может превышать 3% от числа жителей МО, обладающих избирательным правом).

Порядок внесения проектов МПА, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются НПА органа МСУ или должностного лица МСУ (в регламентах представительных органов устанавливаются требования к проектам – проект должен пройти правовую, финансовую экспертизу, обсуждение в комиссиях, предоставляться с пояснительной запиской) (в некоторых случаях проект должен быть согласован с местной администрацией; возможно обсуждение проекта гражданами; некоторые проекты (местного бюджета, структуры администрации) вносятся главой местной администрации), некоторые (о местных налогах, о расходовании средств из местного бюджета) – только по инициативе главы местной администрации или при наличии его заключения).

Проекты главы местной администрации готовятся по заданию главы, его заместителей, по предложению руководителей структурных подразделений (в регламентах устанавливается порядок подготовки правовых актов главы местной администрации).

Решения представительного органа принимаются путем проведения голосования (решение считается принятым, если за него подано большинство голосов; если вопрос имеет несколько решений – альтернативное или рейтинговое голосование).

Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами осуществляется путем прямого волеизъявления населения МО, выраженного на местном референдуме (сходе граждан) (принятие решения требует, чтобы в референдуме приняло участие более половины внесенных в списки для голосования, и чтобы за принятие проголосовало более половины принявших участие в голосовании).

МПА вступают в силу в порядке, установленном уставом МО (исключение – НПА представительных органов МСУ о налогах и сборах – вступают в силу в соответствии с НК РФ).

МПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина . вступают в силу после их официального опубликования (порядок их опубликования устанавливается уставом МО).

МПА, принятые органами МСУ, подлежат обязательному исполнению на всей территории МО .

Решение, принятое на местном референдуме, является обязательным (не нуждается в утверждении; подлежит регистрации в органе МСУ в порядке, установленном для регистрации НПА) (если для реализации указанного решения требуется издание МПА, орган МСУ или должностное лицо МСУ обязаны в течение 15 дней определить срок подготовки и принятия данного акта, срок не может превышать 3 месяцев).

МПА могут быть отменены или их действие может быть приостановлено:

1) органами и должностными лицами МСУ, принявшими соответствующий МПА;

2) судом, который может признать МПА недействующим (утратившим юридическую силу) (в случае его противоречия КРФ, ФЗ, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу МО);

3) уполномоченными органами государственной власти (в части, регулирующей осуществление органами МСУ переданных им отдельных государственных полномочий).

В особом порядке может быть изменено или отменено решение, принятое на местном референдуме (данное решение также может быть признано недействительным в судебном порядке).

Органы прокуратуры осуществляют надзор за соответствием МПА КРФ, ФЗ, конституции (уставу), законам субъектов РФ.

Органы и должностные лица МСУ, наделенные контрольными функциями . осуществляют контроль за соответствием деятельности органов и должностных лиц МСУ уставу и принятым в соответствии с ним НПА представительного органа МО.

4.6. Контрольный орган муниципального образования

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) создается в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Контрольный орган может формироваться на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Таким образом, контрольный орган может создаваться в двух основных формах: в качестве самостоятельного органа финансового контроля (если он формируется на муниципальных выборах) и в качестве органа контроля представительного органа местного самоуправления за бюджетно-финансовой сферой, аналогичного Счетной палате Российской Федерации на федеральном уровне.
Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат обязательному опубликованию (обнародованию), что может свидетельствовать о совмещении контрольным органом в себе функции административного межведомственного контроля и функции общественного контроля. При этом на органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления возлагается обязанность представлять в контрольный орган по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.
Следует напомнить, что Европейская хартия местного самоуправления также содержит нормы о необходимости административного контроля, чьей целью является обеспечение соблюдения Конституции РФ, федеральных и региональных законодательных актов в сфере местного самоуправления. Важными инструментами такого контроля являются не только контрольный орган муниципального образования, но и судебный контроль и прокурорский надзор, осуществляемые в соответствии с законодательством о суде и прокуратуре.

Вопросы для повторения

1. Опишите основные модели устройства системы исполнительной власти в субъектах РФ.
2. Какие существуют типы взаимоотношений между высшим должностным лицом субъекта и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта
3. Что входит в компетенцию Правительства Пензенской области?
4. Состав Правительства Пензенской области.
5. Перечислите функции Законодательного Собрания Пензенской области.
6. Охарактеризуйте статус высшего должностного лица субъекта РФ.
7. Что такое местное самоуправление?
8. Что входит в структуру органов МСУ и охарактеризуйте их статус.

1. Конституция Российской Федерации. — М. 1993 // СПС «Гарант9raquo;, 25.09.2007
2. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06. 10. 2003 г. № 131-ФЗ // СПС «Гарант9raquo;, 25.09.2007
3. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 22.05.2002 г. № 67-ФЗ // СПС «Гарант9raquo;, 25.09.2007
4. Закон Пензенской области от 22 ноября 2001 г. № 310-ЗПО «Устав Пензенской области»
5. Закон Пензенской области от 3 июня 2003 г. № 471-ЗПО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пензенской области»
6. Постановление Законодательного Собрания Пензенской области от 19 апреля 2002 г. N 3-1/3 ЗС «О Регламенте Законодательного Собрания Пензенской области третьего созыва»
7. Постановление Законодательного Собрания Пензенской области от 8 ноября 2006 г. N 1289-48/3 ЗС «О структуре Законодательного Собрания Пензенской области третьего созыва»
8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М. НОРМА, 2006, 520 с.
9. Бачило И.Л. Исполнительная власть в Российской федерации. Проблемы развития. — М. Юристъ, 2006, 290 с.
10. Институт губернатора в России: традиции и современные реальности. / Под ред. Н.С. Слепцова. — М. РАГС, 2006, 182 с.
11. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. — М. Юристъ, 2006, 540 с.
12. Конституционное право субъектов Российской Федерации. / Под ред. В. А. Кряжкова. — М. 2004, 510 с.
13. Кененова И.П. «Вертикаль исполнительной власти» и некоторые конституционноправовые проблемы современного цикла развития власти в России. // Государственная власть и местное самоуправление, 2007, № 3. С. 3-15
14. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. — М. 2005, 512 с.
15. Малый А. Ф. Органы государственной власти области: проблемы организации. — Архангельск, 2005, 206 с.
16. Якимов А.Ю. Субъекты административной юрисдикции. — М. 2004, 354 с.
17. В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. Муниципальная Россия. — М. Эдиториал УРСС, 2000
18. Шугрина Е.С. Муниципальное право. М. 2005.
19. Система муниципального управления / Учебник для вузов / п/р В.Б. Зотова. — М. ОЛМА- ПРЕСС, 2006.
20. С. Исупова, Э. Маркварт, О. Савранская. Рекомендации по формированию организационных основ местного самоуправления. Под общей ред. д-ра Э. Маркварта.- М. 2004.
21. Савранская О. О проблемах, связанных с организационно-правовым статусом органов МСУ по новому Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Вестник Центра правовой поддержки местного самоуправления, М. 2005.

1. Постоянные комиссии Законодательного Собрания образуются в целях:
а) утверждения нормативно-правовоых актов Законодательного Собрания
б) предварительного изучения вопросов, вносимых на рассмотрение Законодательного Собрания;
в) поддержки малого бизнеса.
2. Высшее должностное лицо субъекта РФ:
а) избирается населением;
б) назначается Президентом РФ;
в) получает должность по наследству.
3. Правительство субъекта РФ:
а) обеспечивает исполнение законодательства;
б) издает нормативно-правовые акты;
в) осуществляет контрольные функции.
4. Входит ли Губернатор Пензенской области в структуру Правительства Пензенской области:
а) да
б) нет
5. Заседания Правительства Пензенской области проводятся
а) еженедельно
б) не реже одного раза в месяц
в) раз в три месяца
6. Правительство Пензенской области возглавляет:
а) Губернатор Пензенской области
б) Вице-губернатор Пензенской области
в) Председатель Правительства Пензенской области
7. Могут ли участвовать в заседаниях Правительства Пензенской области представители Законодательного Собрания Пензенской области, Счетной палаты Пензенской области:
а) да
б) нет
8. Для обеспечения деятельности Губернатора Пензенской области как высшего должностного лица Пензенской области и Правительства Пензенской области Правительство Пензенской области в своей структуре создает:
а) Аппарат Правительства Пензенской области
б) Постоянные и временные комиссии Правительства Пензенской области
в) Рабочие группы
9. Согласно новому законодательству Законодательное Собрание Пензенской области будет состоять из:
а) 45 депутатов
б) 450 депутатов
в) 25 депутаов
г) нет верного ответа
10. По какой избирательной системе будет избираться Законодательное Собрание Пензенской области четвертого созыва
а) по пропорциональной
б) по мажоритарной
в) оба ответа правильные
11. Основной формой работы законодательного (представительного) органа субъекта РФ является
а) сессия
б) заседание
в) съезд
12. Местное самоуправление — это:
а) Особая форма публичной власти (народовластия)
б) Способ самоорганизации жителей для решения общих дел
в) Форма государственной власти на местах
г) деятельность жителей по решению вопросов местного значения (укажите все правильные варианты ответа)
13. Право на местное самоуправление:
а) возникает в силу и на основании Конституции и закона, поэтому население не вправе отказаться от его реализации
б) Возникает на основании волеизъявления населения, которое путем. референдума может отказаться от данного права
в) отнесено Всеобщей декларацией к основным правам человека и гражданина
14. Субъектами права на местное самоуправление являются:
а) Жители муниципального образования
б) Муниципальное образование в целом
в) Граждане РФ, являющиеся жителями муниципального образования
г) иное (указать, кто)
15. Органы местного самоуправления есть:
а) элемент системы государственной власти
б) Обособлены от государственной власти
16. Местное самоуправление отличается от территориального и иного общественно самоуправления тем, что:
а) Организуется на больших территориях
б) В него вовлечено большее количество людей
в) Вправе издавать общеобязательные правила и предписания
г) ничем
д) Иное (указать, что)
17. Принцип законности в деятельности местного самоуправления состоит в том, что:
а) Местное самоуправление действует исключительно в рамках законов
б) Местное самоуправление вправе издавать локальные нормативные акты и действовать в их соответствии
в) Местное самоуправление действует в рамках законов и принятых в соответствии с ними уставов и иных муниципальных нормативных актов
18. Местное самоуправление в соответствии с Федеральным Законом №131-ФЗ — это:
а) форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций
б) признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций
в) право и реальная способность местных властей регламентировать значительную часть общественных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения
19. Местное самоуправление в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления
— это:
а) форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций
б) признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций
в) право и реальная способность местных властей регламентировать значительную часть общественных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения
20. Европейская хартия местного самоуправления на территории РФ является:
а) Актом прямого действия
б) Международно-правовым актом, который подлежит реализации в актах российского законодательства
в) Актом рекомендательного характера, в котором содержатся стандарты- ориентиры
21. Укажите допустимые Федеральным законом № 131-ФЗ способы формирования органа местного самоуправления в поселении:
а) избранием жителями поселения на муниципальных выборах,
б) назначением главой поселения,
в) образованием представительным органом поселения,
г) избранием депутатами из своего состава,
д) назначением главой муниципального района,
е) назначением главой местной администрации.
22. Для структурной единицы, имеющей статус органа местного самоуправления, в уставе поселения должно быть указано:
а) должность лица, принимающего решение о создании данного органа,
б) наименование,
в) способ формирования органа,
г) собственная компетенция органа,
д) срок полномочий органа,
е) основания и порядок прекращения полномочий органа,
ж) размер территории, на которой действует орган,
з) подотчетность и подконтрольность органа.
23. Имеет ли структурная единица правовой статус органа местного самоуправления, если она не наделена собственными полномочиями по решению вопросов местного значения:
а) да
б) нет
24. Орган тарифного регулирования, является подразделением местной администрации и действует в соответствии с положением, утвержденным главой местной администрации. Обладает ли такой орган статусом органа местного самоуправления:
а) да,
б) нет.
25. Укажите механизмы, которые можно использовать для реализации нормы статьи 131 Конституции Российской Федерации: «Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно»:
а) прямое волеизъявление на местном референдуме,
б) прямое волеизъявление на сходе граждан (в муниципальном образовании с численностью населения менее 100 человек),
в) опосредованное волеизъявление через избранного на муниципальных выборах главу поселения,
г) опосредованное волеизъявление через выборных лиц — депутатов представительного органа.
26. Структура органов местного самоуправления в поселении считается определенной, если в уставе поселения установлены:
а ) система взаимоотношений каждого из этих органов с главой муниципального района,
б) перечень (наименования) действующих в этом поселении органов,
в) способ формирования каждого из этих органов,
г) компетенция каждого из этих органов,
д) система взаимоотношений с представительными органами соседних поселений,
е) система взаимоотношений и взаимодействия между органами внутри поселения.
27. Изменить структуру органов местного самоуправления в поселении можно только путем:
а) внесения изменений в устав муниципального района, на территории которого находится поселение,
б) внесения изменений в устав поселения,
в) внесения изменений в положения об органах, входящих в структуру органов местного самоуправления данного поселения.
28. Перечислите органы, которые должны обязательно входить в структуру органов местного самоуправления поселения:
29. Можно ли считать главу муниципального образования (поселения) единоличным органом местного самоуправления?
а) да,
б) нет
30. Какими признаками должны обладать иные органы и выборные должностные лица в структуре органов местного самоуправления:
а) они не входят в перечень обязательных органов в структуре,
б) они обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения,
в) они обязательно должны быть предусмотрены уставом муниципального образования,
г) все названные выше признаки должны быть присущи иным органам и выборным должностным лицам одновременно, входящим в структуру органов местного самоуправления
31. К формам прямого (непосредственного) волеизъявления граждан Конституция Российской Федерации относит:
а) референдум,
б) выборы,
в) другие формы.
32. К формам непрямого (опосредованного) участия населения в осуществлении местного самоуправления относятся:
а) отзыв депутата представительного органа поселения избирателями,
б) сход граждан,
в) конференция граждан,
г) территориальное общественное самоуправление,
д) публичные слушания,
е) опрос граждан,
ж) муниципальные выборы,
з) совет предпринимателей муниципального района,
и) товарищество собственников жилья многоквартирного дома.
33. Решения, принятые гражданами на местном референдуме, не имеют императивно властного характера, а требуют дополнительного подтверждения органами государственной власти:
а) да, не имеют,
б) нет, эти решения имеют императивно-властный характер.
34. Участие населения в осуществлении местного самоуправления не имеет публичновластного характера общественных отношений:
а) да, не имеет, оно является добровольным процессом самоорганизации граждан,
б) нет, имеет публично-властный характер, оно является обязательным.
35. Государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны содействовать населению как в непосредственном осуществлении местного самоуправления, так и в участии населения в осуществлении местного самоуправления:
а) да, обязаны,
б) нет, не обязаны.
36. Органы местного самоуправления в поселении вправе поддерживать и такие формы участия жителей в осуществлении местного самоуправления, которые не перечислены в федеральном законе:
а) да, вправе поддерживать любые формы,
б) нет, только те, которые перечислены в федеральном законе № 131-ФЗ.
37. На местный референдум может быть вынесен любой вопрос местного значения:
а) да,
б) нет.
38. Относится ли глава муниципального образования к обязательным органам в структуре органов местного самоуправления?
а) да,
б) нет.
39. Идентичны ли понятия «глава муниципального образования» и «глава местной администрации»?
а) да,
б) нет.
40. Глава муниципального образования как высшее должностное лицо муниципального образования вправе:
а) представлять МО (муниципальное образование) в отношениях с органами МСУ других МО,
б) органами государственной власти, гражданами и организациями
в) принимать решения о вхождении МО в состав другого МО
г) издавать в пределах своих полномочий правовые акты
д) без доверенности действовать от имени МО
е) требовать созыва внеочередного заседания представительного органа МО
ж) выступать с инициативой проведения внеочередного заседания
з) представительного органа государственной власти субъекта РФ
и) подписывать и обнародовать нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования
к) вносить изменения в устав МО
41. Возможно ли досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования в результате отзыва избирателями:
а) да,
б) нет.
42. Возможно ли досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования в случае негативной оценки его деятельности подразделением по работе с муниципальными образованиями администрации субъекта РФ:
а) да,
б) нет.
43. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет:
а) должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом МО
б) назначаемый субъектом РФ управляющий
в) только заместитель главы МО по экономическим вопросам
г) только заместитель главы МО по организационным вопросам
44. Главой местной администрации может являться:
а) глава МО, в случае его прямого избрания населением
б) глава МО, в случае его избрания из состава депутатов представительного органа
в) лицо, назначаемое по контракту
45. Глава местной администрации осуществляет свою деятельность:
а) на принципах единоначалия
б) на основании решений коллегии местной администрации
в) на основании решений подразделения по работе с муниципальными образованиями администрации субъекта РФ
46. Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждает:
а) конференция жителей поселения
б) подразделение по работе с муниципальными образованиями администрации субъекта РФ
в) представительный орган поселения
г) глава поселения
47. Члены конкурсной комиссии поселения назначаются:
а) представительным органом поселения
б) руководителем подразделения по работе с муниципальными образованиями субъекта РФ
в) главой поселения
г) конференцией жителей поселения
48. В муниципальном образовании какого типа возможно совмещение одним лицом полномочий:
— главы муниципального образования,
— председателя представительного органа муниципального образования,
— главы исполнительно-распорядительного органа (местной администрации):
а) в городском округе,
б) в муниципальном районе,
в) в городском поселении,
г) в сельском поселении.
49. Федеральный закон № 131-ФЗ позволяет избрание главы муниципального образования любого типа жителями на муниципальных выборах. Какие полномочия для него возможно закрепить в уставе городского поселения:
а) только главы муниципального образования,
б) только председателя представительного органа муниципального образования,
в) только главы исполнительно-распорядительного органа (местной администрации),
г) главы муниципального образования и председателя представительного органа муниципального образования,
д) главы муниципального образования и главы местной администрации,
е) главы муниципального образования, председателя представительного органа и главы местной администрации.
50. Федеральный закон № 131-ФЗ позволяет избрание главы муниципального образования любого типа представительным органом из состава депутатов. Какие полномочия для него возможно закрепить в уставе городского поселения:
а) только главы муниципального образования,
б) только председателя представительного органа муниципального образования,
в) только главы исполнительно-распорядительного органа (местной администрации),
г) главы муниципального образования и председателя представительного органа муниципального образования,
д) главы муниципального образования и главы местной администрации,
е) главы муниципального образования, председателя представительного органа и главы местной администрации.
51. Глава местной администрации поселения по Федеральному закону № 131-ФЗ может приобретать свои полномочия следующими способами:
а) получив предварительно полномочия главы поселения путем избрания всем населением на муниципальных выборах,
б) назначением главой муниципального района,
в) назначением по контракту, который заключается по результатам конкурса,
г) избранием из состава депутатов представительного органа поселения,
д) избранием из состава депутатов представительного органа муниципального района.
52. Относится ли контрольный орган поселения к категории иных органов в структуре органов местного самоуправления данного поселения?
а) да,
б) нет
53. Федеральный закон № 131-ФЗ предлагает два способа формирования контрольного органа поселения. Какие из перечисленных способов правильные:
а) избранием жителями поселения на муниципальных выборах,
б) избранием депутатами представительного органа поселения из своего состава,
в) назначением главой местной администрации,
г) назначением главой поселения,
д) назначением председателем представительного органа поселения,
е) образованием представительным органом поселения.
54. Перед кем несут юридическую ответственность единоличные и коллегиальные органы местного самоуправления:
а) перед населением муниципального образования,
б) государством,
в) физическими и юридическими лицами.
55. Могут ли решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан обжалованы в суд или арбитражный суд:
а) да,
б) нет.
56. Могут ли решения и действия (бездействие) единоличных и коллегиальных органов местного самоуправления обжалованы в суд или арбитражный суд:
а) да,
б) нет.
57. Каков статус избирательной комиссии муниципального образования:
а) она имеет правовой статус органа местного самоуправления, входящего в структуру органов местного самоуправления данного муниципального образования,
б) она имеет правовой статус муниципального органа, который не входит в структуру органов местного самоуправления данного муниципального образования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *