Конструктивная деятельность

Конструктивная деятельность дошкольника

Предпосылки конструктивной деятельности закладываются уже в раннем возрасте. Ребенок овладевает предметными действиями, у него развивается зрительно-двигательная координация, происходит отделение действия от предмета и себя от своих действий.

Конструирование всегда предполагает решение определенной конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определенной логикой. Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение. Стул должен быть таким, чтобы на него можно было усадить матрешку, а мост таким, чтобы по нему могла проехать машина. Хотя постройка создается не для практического использования, в ней воспроизводятся основные элементы и функции реального сооружения.

В раннем детстве важным для развития конструктивной деятельности является умение наделять постройки определенным содержанием. Этому умению малыша учит взрослый. Если ребенок построил мост, взрослый тут же отмечает: «Какой красивый, высокий мост. По нему поедет машина (или пойдет кукла)», — и побуждает ребенка совершать соответствующие игровые действия.

В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности. конструирование-изображение и строительство для игры. Если ребенок увлечен самим процессом конструирования, часто даже не используя постройки в игре, а снова и снова создавая новые, если конструировать его побуждает интерес не к результату, а к процессу его получения, то конструирование сближается с изобразительной деятельностью.

Конструирование, побуждаемое игровым мотивом, сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь оно подчиняется практическому назначению постройки, а при ее создании необходимо учитывать ряд важных условий. Например, построенный корабль должен вмещать всех матросов.

В то же время детское строительство имеет свою специфику. У взрослого каждый элемент конструкции выполняет строго фиксированную функцию и тесно связан с другими в единое целое, а детская постройка может не отвечать всем требованиям, предъявляемым к определенному сооружению. Не включая всех элементов, постройка напоминает реальную только общей формой. Кроме того, в игре назначение постройки может меняться в зависимости от сюжета.

Выделяют такие виды конструирования:

1. По образцу (готовая постройка, схема, чертеж, план, рисунок);

2. По условиям – требованиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция (например, надо построить домик для матрешки, а матрешка имеет определенный размер);

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов, значение которой состоит в следующем:

1) Дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

2) Позволяет определить способы конструирования. В анализе образца и выборе способов его построения дошкольнику помогает не само по себе зрительное восприятие, а специально организованная познавательная деятельность. Ребенок обследует не только основные свойства предметов (форму, пропорции, величину и пр.), но прежде всего их специфические конструктивные качества (устойчивость, равновесие, протяженность и др.).

3) На ее основе ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

Умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого. В 3-4 года ребенок не только называет предметы, но и выделяет их основные части, указывает некоторые детали. В 4-5 лет он достаточно хорошо различает основные части по величине и форме, устанавливает их расположение относительно друг друга. В 5-6лет дошкольник может провести самостоятельный анализ образца или конструкции: выделить части, определить их назначение и пространственное расположение. Он находит интересные конструктивные решения и планирует этапы создания собственной конструкции на основе проведенного анализа. В 6-7 лет ребенок анализирует конструкцию предмета с практической точки зрения. Выделяя части, он устанавливает функциональное назначение каждой из них, определяет соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывает ситуации, в которых конструкция будет использоваться.

Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создает основу для конструктивного творчества дошкольника.

Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и воли. Успешность зависит от умения удержать цель деятельностиисамостоятельно ее ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом.

Творчество в конструировании наблюдается уже у младших дошкольников (например, в выборе объекта для постройки, в новом использовании известных сооружений). На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы постройка подчинялась требованиям ситуации. У старших дошкольников показателями творчества в конструктивной деятельности выступают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета для придания устойчивости сооружаемой постройки.

Вопросы для самопроверки

1. О каких сторонах детской психики может рассказать детский рисунок? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

2. Как развивается рисование дошкольника?

3. Назовите основные функции изобразительной деятельности дошкольника.

4. О каких сторонах детской психики может рассказать детский рисунок?

5. Как развивается рисование ребенка?

6. Охарактеризуйте основные виды конструирования в дошкольном возрасте.

§ 2. Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Детское конструирование означает процесс сооружения построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения.

Конструирование всегда предполагает решение определенной конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определенной логикой. Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение. Стул должен быть таким, чтобы на него можно было усадить матрешку, а мост таким, чтобы по нему могла проехать машина. Хотя постройка создается не для практического использования, в ней воспроизводятся основные элементы и функции реального сооружения. В раннем детстве важным для развития конструктивной деятельности является умение наделять постройки определенным содержанием (Е.В.Зворыгина). Этому умению малыша учит взрослый. Если ребенок построил мост, взрослый тут же отмечает: «Какой красивый, высокий мост. По нему поедет машина (или пойдет кукла)», — и побуждает ребенка совершать соответствующие игровые действия.

В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры (А.Н.Давидчук).

Если ребенок увлечен самим процессом конструирования, часто даже не используя постройки в игре, а снова и снова создавая новые, если конструировать его побуждает интерес не к результату, а к процессу его получения, то конструирование сближается с изобразительной деятельностью.

Конструирование, побуждаемое игровым мотивом, сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь оно подчиняется практическому назначению постройки, а при ее создании необходимо учитывать ряд важных условий. Например, построенный корабль должен вмещать всех матросов. В то же время детское строительство имеет свою специфику. У взрослого каждый элемент конструкции выполняет строго фиксированную функцию и тесно связан с другими в единое целое. А детская постройка может не отвечать всем требованиям, предъявляемым к определенному сооружению. Не включая всех элементов, постройка напоминает реальную только общей формой. Кроме того, в игре назначение постройки может меняться в зависимости от сюжета.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

Аналитико-синтетическая деятельность позволяет определить способы конструирования. В анализе образца и выборе способов его построения дошкольнику помогает не само по себе зрительное восприятие, а специально организованная познавательная деятельность. Ребенок обследует не только основные свойства предметов (форму, пропорции, величину и пр.), но прежде всего их специфические конструктивные качества (устойчивость, равновесие, протяженность и др.).

На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

Умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого. В 3-4 года ребенок не только называет предметы, но и выделяет их основные части, указывает некоторые детали. В 4-5 лет он достаточно хорошо различает основные части по величине и форме, устанавливает их расположение относительно друг друга. Старший дошкольник может провести самостоятельный анализ образца или конструкции: выделить части, определить их назначение и пространственное расположение. Он находит интересные конструктивные решения и планирует этапы создания собственной конструкции на основе проведенного анализа. В 6-7 лет ребенок анализирует конструкцию предмета с практической точки зрения. Выделяя части, он устанавливает функциональное назначение каждой из них, определяет соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывает ситуации, в которых конструкция будет использоваться.

Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создает основу для конструктивного творчества дошкольника.

Творчество в конструировании наблюдается уже у младших дошкольников (например, в выборе объекта для постройки, в новом использовании известных сооружений). На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы построй ка подчинялась требованиям ситуации. У старших дошкольников показателями творчества в конструктивной деятельности выступают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета и новизна приемов для придания устойчивости сооружаемой постройке.

Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

— дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;

— дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;

— расширяется область творческих проявлений.

Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. — М. 1976.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. — М. 1990.

Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. — М. 1981.

Парамонова Л. Ударовских Г. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей (старший дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание. -1985. — №7. — С.

Полуянов Ю.А. Дети рисуют. — М. 1988.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

Конструктивная деятельность.

Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

При правильно организованной деятельности дети приобретают:

1 конструктивно-технические умения:

  • сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.;
  • делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.;

2 обобщенные умения:

  • целенаправленно рассматривать предметы,
  • сравнивать их между собой и расчленять на части,
  • видеть в них общее и различное,
  • находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей,
  • делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:

  • речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко;
  • дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

  • трудолюбие,
  • самостоятельность,
  • инициатива,
  • упорство при достижении цели,
  • организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

  • умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
  • работать дружно, не мешая друг другу.

Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.
Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д.

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.
Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на раавитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

Виды конструктивного материала

При обучении детей конструктивной деятельности в детском саду используются строительный материал, конструкторы, бумага, бросовые и природные материалы. Вид материала определяет и вид конструирования:

  • конструирование из строительного материала,
  • конструирование из бумаги,
  • конструирование из природного материала и т. д.

Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). Он делится на мелкий (настольный) и крупный. Во время занятий материала всего должно быть больше, чем требуется для данной постройки (и по элементам, и по количеству), чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу.
Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель использует и разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т. д. Дети дошкольного возраста, создавая предметы окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью — домик для зайчика, мост для транспорта и пешеходов и т. д. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей. Хранить строительный материал удобнее всего в специальных шкафчиках с отделениями для каждого вида деталей, при этом материал всегда должен быть уложен строго по формам, чтобы дети могли быстро взять любую из них. Раскладывание материала по формам не только облегчает работу с ним, но и способствует ускорению запоминания названий этих форм.

Конструкторы для детей.

Дети старшего дошкольного возраста в свободное от занятий время используют также различные конструкторы — деревянные, пластмассовые, металлические и керамические. Они позволяют создавать подвижные конструкции, но отличаются достаточно сложными способами крепления деталей.
Под руководством воспитателя дети осваивают новые для них способы соединения, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам. При этом особое внимание обращается на специальную отработку у детей умения соединять детали при помощи гаек и гаечных ключей, так как это требует участия мелкой мускулатуры руки, которая у дошкольника еще несовершенна.
Перед тем как давать конструкторы детям, воспитатель должен сам тщательно изучить методические указания по сборке, приложенные к каждому из них, и продумать, что детям нужно подробно объяснить, а что они будут делать сами. Наборы строительного материала и конструкторы даются не все сразу, а постепенно, по мере их освоения детьми. После того как дети под руководством воспитателя освоят тот или другой конструктор, его помещают вместе с настольными играми или в уголке ручного труда, и дети используют его в своей самостоятельной деятельности.

Бумага, природный и бросовый материалы.

Эти материалы широко используются в детском саду (как отдельно, так и в сочетании друг с другом) для изготовления различных поделок и игрушек, что является не только полезным, но и интересным занятием для детей.
Детям дают различные сорта бумаги: плотная настольная, писчая, глянцевая, полуватман, а также тонкий картон.
Разнообразие природного материала (шишки, желуди, ветки, семена, трава и т.д.) и легкость обработки позволяют широко использовать его в работе с дошкольниками.
Воспитатель вместе с детьми своевременно заготавливают природный материал и пополняют его запасы в течение всего года. Косточки от фруктов (слив, абрикосов, персиков), тщательно промытые и просушенные, собираются в любое время, а вот семена ясеня, клена — только зимой.
Каждый вид материала хранится в отдельной коробке или пакете. При создании поделок используются дополнительные материалы: бумага, картон, пластилин, проволока, спички; клей — казеиновый, синтетический, декстриновый и инструменты — нож, ножницы, шило, иголка.

О НАС
Для чего мы сделали это?

Конструктивная деятельность

Нам некогда искать нужную информацио о детях на разных сайтах. Мы ценим свое и ваше время.

Мы решили собрать на Logoped-forum.ru лучших специалистов, у которых занимались наши дети, дети наших знакомых, и рекомендованных нашими посетителями. А также создать странички где можно не только прочитать полезное о детях, но и пообщаться родителям со специалистами, обсудить проблемы своих детей. Добро пожаловать на Logoped-forum.ru.

Развитие конструктивных навыков у детей подготовительной группы

муратова елена
Развитие конструктивных навыков у детей подготовительной группы

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие. Одним из основных видов является конструирование и ручной труд. Конструирование(от латинского слова construere) означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций. в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Занятия конструктивной деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми. Кроме того, конструктивное творчество выполняет терапевтическую функцию. отвлекает детей от грустных мыслей. событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника. Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Конструктивная деятельность ребенка — достаточно сложный процесс. ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Это одна из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста. она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования — это техническое и художественное. К техническому конструированию относятся конструирование из строительного материала, деталей конструктора. К художественному конструированию относятся конструирование из бумаги. картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.) материалы. В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание детей. развиваются умения анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус. Формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость, умение налаживать деловые отношения). Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к успешному обучению в школе. У детей формируются обобщенные представления о предметах. Конструктивная деятельность развивает умение тесно связывать приобретённые знания с их использованием. Можно выделить следующие задачи в обучении и руководстве конструктивной деятельностью детей. 1. Воспитывать у детей необходимые умения и навыки конструирования. 2. Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности. об их внешнем виде, структуре, об основных частях,их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которым они работают. 3. Научить работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач.

4. Воспитывать детей самостоятельность в работе, творческую инициативу. 5. Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять её на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем. 6. Необходимо также использовать богатые возможности конструктивной деятельности для воспитания у детей чувства коллективизма в работе. В процессе совместного выполнения конструкции ребята должны оказывать помощь друг другу, доброжелательно откликаться на просьбы товарищей, быть чуткими и внимательными к их работе. 7. Конструктивная деятельность требует аккуратного пользования материалами. С самых первых дней обучения необходимо, чтобы дети выполняли соответствующие правила. перед занятием раскладывали материал в удобном порядке, после занятия или окончания игры не разрушали, а разбирали постройки, собирали неиспользованный материал (коробки, кусочки, бумагу, природный материал) и аккуратно, в определенном порядке укладывали его на постоянное место хранения. Порядок на рабочем месте -необходимое условие для успешного выполнения любого задания, воспитание у детей организованного труда, эстетических чувств. Для успешного развития конструктивных навыков детей в группе должна быть организованна развивающая среда для конструктивной деятельности. Мелкий и крупный строительный материал, настольные, дидактические игры, различные виды конструкторов. подобран природный материал. Конструктивная деятельность детей встречается в непосредственно – образовательной деятельности – это и ФЭМП, лепка, аппликация, конструирование грамота. Но для того чтобы повысить у детей интерес к конструированию. необходимо организовывать игры и в самостоятельной деятельности. Игры детей с конструктором – это их самое любимое занятие. В ходе игр с «Конструкторами » у детей развивается пространственное. математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. С помощью такой работы, доступной ребенку, можно научить его прогнозировать, предвидеть, представлять, как изменится поделка-постройка, если ее переделать по-другому, добавить новые элементы. Дети с большим интересом конструируют из счётных палочек. геометрических фигур. Данные игры для ребенка открывают новые возможности самостоятельной деятельности, что стимулирует активный самостоятельный поиск способов воплощения замысла и позволяет комбинировать части в различных сочетаниях, развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Конструирование с бумагой развивает у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Занятия с бумагой благотворно сказываются на развитии детей. помогают в развитии мелкой моторики. развитии речи. к тому же очень интересны детям. Также можно широко использовать природный материал в качестве конструирования. Собирать вместе с детьми на прогулке листья, семена растений, камни. Привлекать к сборке природного материала и родители попросить принести шишки, ракушки, мох и т. д. для изготовления поделок.

При взаимодействии с родителями использовать разные формы работы. консультации. папки – передвижки, при организации совместных дел проводить с участием родителей выставки, изготовление поделок, детско-родительские занятия, развлечения. родительские собрания.

В подготовительной группе наиболее важной задачей является подготовка детей к школе. Для детей этого возраста конструирование является одним из интересных занятий. У них уже есть опыт в познании окружающей действительности, осознанное отношение к технике, к архитектурным памятникам. Они уже в состоянии дать элементарную эстетическую оценку различным сооружениям, предметам архитектуры. Стараются быть более организованными в работе, умеют считаться с требованиями коллектива, быть дисциплинированными, контролировать свою деятельность. Для этой группы. как и всех других групп. занятие конструированием тесно связано с игрой. Основное внимание обращается на более сложные формы обследования предметов с целью формирования обобщенных представлений о группах однородных предметов и установлении связи формы с теми функциями, которые эти предметы выполняют в жизни, а также для овладения обобщенными способами действия. Обследование здесь направленно и на то, чтобы дети могли видеть предметы в разных пространственных положениях и представить последовательность процесса конструирования. В этой группе предъявляют большие требования, чем в предыдущих, к умению детей планировать свою работу. Они должны представить, какой будет постройка, прежде чем выполнить ее, обдумать и выбрать нужный материал. Дети должны знать, что для успешной работы необходимо. — четко представлять предмет, его строение, пространственное положение; -иметь хорошие технические навыки ; -видеть последовательность операции, необходимых для изготовления поделки, конструкции. Воспитатель так должен вести занятие, чтобы у детей появился интерес к приобретению знаний. Для этого, обучая ребят конструированию. он должен во время прогулок знакомить их с различными видами транспорта, зданиями, мостами, обращая внимание не только на общую структуру, способы скрепления частей, но и различные варианты, одних и тех же сооружений и строений, на художественные, архитектурные достоинства. Дети должны комментировать увиденное, анализировать свою работу и работу товарищей. Обучение детей коллективному труду – одна их важных задач воспитания у них чувства товарищества. Для этого педагог предлагает ребятам вместе обдумать замысел, подобрать материал, распределить работу между собой и ответственно относиться к участию в общей работе. Особое внимание следует уделять организованности в работе, трудолюбию. Ребята привыкают к порядку, когда сами заранее готовят материал к занятию, самостоятельно убирают все на место после окончания работы. В подготовительной группе большое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей. Они уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу. Конечно, и в этой группе используют образец. выполненный воспитателем из материала, с которым дети работают. Например, нужно показать, как работать с природным материалом, что можно сделать из него, каковы приемы работы с ним, способы скрепления, придания выразительности образу и т. д. но в этой группе уже можно показать общие приемы, которые пригодятся для изготовления разных игрушек, а не конкретного предмета. Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов. могут на равных конкурировать со взрослыми, опережая последних в нестандартности решений. Исходя из выше изложенного, педагог должен ставить перед собой задачу поддержать и развить интерес детей к конструированию. открытиям, созданию чего-либо своими руками, стремление познать окружающий мир, активизировать мыслительную деятельность детей средствами конструирования .

Публикации по теме:

Презентация на тему «Помогаем каждый день, ведь трудиться нам не лень!» Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных.

Ручной труд в детском саду Ручной труд в детском саду – это всевозможные занятия, зафиксированные в программе по обучению детей дошкольного возраста. Всевозможные занятия.

Консультация по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме:
Конструктивная деятельность дошкольников

Модельно-конструктивная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Особенности конструктивной деятельности старших дошкольников Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно – технической деятельностью взрослых.

А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребёнка с игрушками- материалами, из которых он конструирует, « ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру»

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

-Конструирование из бумаги, картона, и других материалов;

— Конструирование из природного материала.

Каждый вид конструирования в детском саду имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребёнок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.

Задачи конструирования в подготовительной группе:

  1. Воспитывать у детей необходимые умения и навыки конструирования.
  2. Дать детям знания о предметах, отражаемых в конструктивной деятельности их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах с которыми они работают.
  3. Научить детей работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач.
  4. Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.
  5. Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять её на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем. Не прибегать к механическому подражанию приемам работы товарищей, ранее усвоенному способу, который в данном случаи не может быть применен.
  6. Необходимо также использовать богатые возможности конструктивной деятельности для воспитания.

Обучение детей коллективному труду- одна из важных задач воспитание у детей чувства товарищества. Для этого педагог предлагает детям вместе обсудить замысел, подобрать материал подобрать работу между собой и ответственно отнестись к участию в общей работе. Особое внимание следует уделять воспитанию организованности в работе, трудолюбию. Дети привыкают к порядку, когда сами заранее готовят материал к занятию, самостоятельно убирают всё на место после окончания работы.

Основные приемы обучения

  1. Показ воспитателем приёмов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции но и построение занятий, общий порядок работы.
  2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнять без показа приёмов работы.
  3. Показ отдельных приёмов конструирования или технических приёмов работы которыми дети овладевают для последующего использования их при построек, конструкций, поделок.
  4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно ещё овладеть.
  5. Помощь и взаимопомощь.

Значение конструктивной деятельности:

* Способствует развитию сенсорных и мыслительных способностей детей;

*развивает планируемую мыслительную деятельность;

*способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений;

*играет большую роль в воспитании первоначальных навыков в коллективе;

*воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать что- приятное;

*Имеет большое значение для воспитания эстетических качеств: формируется не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему миру- дети начинают чувствовать красоту природы.

Условия для реализации конструктивной деятельности.

Обучение конструированию требует особого внимание в организации игровой среды. Воспитателю необходимо подобрать материал соответствующий задачам развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста. Материал должен быть разнообразным: напольным и настольным, различные виды конструкторов, различные наборы. Материал должен быть также привлекательно оформленным и соответствовать возможностям детей.

В подготовительной группе занятия конструированием тесно связанны с игрой. Игра возникает по инициативе детей, часто продолжаются в течении нескольких дней; в ходе их дети совершенствуют свои постройки, игрушки. Поэтому очень важно, чтобы в группе были созданы условия для сохранения игрушек и построек, сделанных дошкольниками. Важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительно-конструктивных игр детей седьмого года жизни является руководство педагога при сохранении творческой самодеятельности детей, развитии их интереса к технике, обучении способам перевода плоскостного изображения в объемную постройку. Дети старшего возраста более самостоятельны, по собственной инициативе подбирают игровые коллективы, могут самостоятельно планировать последовательность строительно-конструктивной игры и осуществлять предварительный сговор. Наличие конструктивных умений позволяет им строить по наглядному образцу, по собственному замыслу, по заданной теме, по условиям, модулям. В подготовительной группе предъявляют большие требования, чем в предыдущих, к умению детей, к умению детей планировать свою работу. Они должны представить, какой будет постройка, прежде чем выполнить её; обдумать и выбрать нужный материал. Дети должны знать, что для успешной работы необходимо: чётко представлять предмет, его строение, пространственное положение; иметь хорошие технические навыки: видеть последовательность операций, необходимых для изготовления подделки, конструкции.

Воспитатель так должен вести занятия, чтобы у детей появился интерес к приобретению знаний.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструктивная деятельностьСтроительно-конструктивные игры дошкольников – один из видов творческой деятельности детей.

В с татье рассказано о строительно — конструктивной игре. как виде творческой деятельности детей.;об особенностях игр со строительным материалом; о значение строительно-конструктивн.

Конструктивная деятельностьОсобенности конструктивной деятельности дошкольников.

В данной статье раскрывается значимость детского конструирования.

Конструктивная деятельностьКонсультация на тему: «Разнообразие форм совместной деятельности по развитию конструктивных способностей дошкольников».

Конструктивная деятельностьКонструктивная деятельность дошкольников

Конструктивная деятельность детей в средней группе.

Конструктивная деятельностьКонсультация для родителей «Особенности конструктивной деятельности дошкольников»

Консультация для родителей «Особенности конструктивной деятельности дошкольников».

Конструктивная деятельностьХудожественно – конструктивная деятельность дошкольников

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы.

Конструктивная деятельность дошкольников.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *