Конституционный суд рф состоит из судей

§ 2. Статус судьи Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Положение ст. 2 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» о том, что все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией, относится и к судьям Конституционного Суда РФ. Судьи Конституционного Суда РФ независимы, несменяемы, неприкосновенны и т.д.
Вместе с тем применительно к членам Конституционного Суда имеются особенности в порядке их назначения, сроках полномочий, полномочиях, организации работы, которые определяются Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Судьи Конституционного Суда РФ не избираются, а назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, представленных Президентом РФ. Назначенного на должность судьи Конституци

онного Суда Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге (ст. 10).
Срок полномочий членов Конституционного Суда — 15 лет (ч. 1 ст. 12). Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ — 70 лет[239]. Председатель Конституционного Суда РФ и его заместитель избираются на три года. По истечении этого срока они подлежат переизбранию. Полномочия же самого Суда определенным сроком не ограничены. Назначение на должность судьи Конституционного Суда РФ на второй срок не допускается. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, текст которой отражает специфику осуществляемых этими судьями полномочий: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более» (ч. 2 ст. 10 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий.
Для членов Конституционного Суда установлены более высокий возрастной ценз — не менее 40 лет и другие квалификационные требования — стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, признанная высокая квалификация в области права, включая моральный ценз — наличие безупречной репутации.
По сравнению с другими судьями должность судьи Конституционного Суда обусловлена большим числом правовых запретов: они не могут быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, они не только не могут принадлежать к политическим партиям и движениям, но и поддерживать их материально. Им запрещена всякая политическая деятельность, в том числе участие в политических акциях, политическая пропаганда и агитация, участие в избирательных кампаниях, присутствие на съездах и конференциях политических партий и движений и т.д. Судьи Конституционного Суда не могут входить в руководящий состав не только политических партий, но и любых других политических объединений (ст. 11).

Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение в вопросе, который изучает, принят к рассмотрению или может стать предметом рассмотрения Суда. Этот запрет обусловлен интересами беспристрастного рассмотрения дел, по сути дела, лишает судей Конституционного Суда возможности публично размышлять о проблемах Конституции, участвовать в публичных дискуссиях. Комментируя свое избрание на пост Председателя Конституционного Суда РФ, В.Д. Зорькин обратил внимание на два важных аспекта: если право называют математикой свободы, то в этом смысле судьи Конституционного Суда РФ должны ощущать центр свободы в виде Конституции РФ; вмешиваться в политику недопустимо ни для Конституционного Суда, ни для судьи, а сама она должна быть облечена в право1.
Закрепляя несменяемость судей Конституционного Суда, Закон (ст. 17) устанавливает основания приостановления их полномочий. Это допускается лишь по двум основаниям: если в отношении судьи возбуждено уголовное дело или он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, а также в случае болезни судьи, лишающей его способности выполнять свои обязанности.

Такая акция осуществляется по решению Конституционного Суда, принимаемому не позднее месяца со дня выявления указанных оснований.
Временное отстранение судьи Конституционного Суда от исполнения им своих обязанностей, каковым по сути является приостановление его полномочий по указанным основаниям, исключает возможность его участия в заседаниях Конституционного Суда, а также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие- либо документы и иную информацию. Однако это не лишает его других гарантий, установленных законом и, как правило, не препятствует получению заработной платы и иного вознаграждения за труд (кроме случаев, когда он подвергнут аресту).
Что касается прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ, т.е. его полного отстранения от исполнения должностных обязанностей, оно может быть сделано по следующим основаниям: нарушение порядка назначения на должность судьи (производится Советом Федерации по представлению Конститу

ционного Суда); истечение срока полномочий судьи; личного письменного заявления об отставке до истечения срока полномочий; утрата судьей гражданства РФ; вступивший в законную силу обвинительный приговор в отношении судьи; совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи (производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда, принятому большинством не менее 2/з от общего числа судей); продолжение, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершение действий, не совместимых с должностью судьи; неучастие в заседаниях Суда и уклонение от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин; признание недееспособным, безвестно отсутствующим или объявление в установленным порядке умершим; смерть судьи.
Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.
Наличие того либо иного основания для прекращения полномочий судьи констатирует сам Конституционный Суд РФ. Принятое им решение направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии (ст. 18).
Судья Конституционного Суда неприкосновенен. Он не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Суде, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении своими полномочиями.
За совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении норм закона, Федерального закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики, на судью Конституционного Суда (по решению Суда) может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или прекращения полномочий судьи (ст. 15).
Снятие неприкосновенности с конституционных судей вправе произвести только сам Конституционный Суд. Занимая особое место в судебной системе, Конституционный Суд не имеет организационно отделенных органов судейского сообщества (собрания судей, съезды и советы судей, квалификационные коллегии), а функции и полномочия последних выполняет он сам. Назначен
ным на должность судьи Конституционного Суда указом Президента РФ присваиваются квалификационные классы[240].
Независимо от сроков пребывания в должности все судьи Конституционного Суда имеют равные права. Им предоставлены значительные материальные гарантии независимости — материального и социального обеспечения, уровень которых не может быть ниже аналогичных гарантий судей иных федеральных судов[241], а также гарантий безопасности, соответствующих их высокому статусу.

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации <269gt;.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

<269gt; Редакция части 2 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 6 февраля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации ( www.pravo.gov.ru ), 2014, 6 февраля, N 0001201402060001).

Открыть полный текст документа

Конституционный Суд РФ

Конституционный Суд РФ – основной орган правовой охраны конституции РФ

  1. Порядок формирования и организация Конституционного Суда РФ
  2. Компетенция Конституционного Суда РФ
  3. Решения Конституционного Суда РФ

Российской Федерацией избрана австрийская (европейская) модель конституционного контроля. в соответствии с которой ведущее место в системе мер правовой охраны Конституции принадлежит специализированному судебному органу – Конституционному Суду РФ (до 1990 г. в России на конституционном уровне закреплялась модель парламентского (несудебного) конституционного контроля).

Порядок формирования и организация Конституционного Суда РФ

Статус Конституционного Суда РФ определяется в ст. 125 Конституции РФ. основным же актом в этом вопросе является Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Это первый в истории России федеральный конституционный закон, принятый на основе Конституции РФ 1993 г. Закон является кодифицированным актом в сфере конституционного судопроизводства. он содержит как материальные, так и процессуальные нормы. Статус Конституционного Суда, закрепленный действующим законодательством, по многим параметрам существенно изменился по сравнению со статусом Конституционного Суда РФ. учрежденного в 1990 г.

В состав Конституционного Суда РФ входят 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения по кандидатурам на должности судей Конституционного Суда Президенту РФ могут вноситься членами Совета Федерации. депутатами Государственной Думы. законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. высшими судебными органами (Верховным Судом РФ. Высшим Арбитражным Судом РФ, самим Конституционным Судом РФ ), федеральными юридическими ведомствами (в частности, Министерством юстиции РФ), всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями (в действующем составе Конституционного Суда РФ большинство судей – известные ученые-юристы).

Для назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ кандидат должен отвечать следующим требованиям: гражданство РФ ; возрастной ценз – не менее 40 лет; наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее 15 лет; безупречная репутация; признанная высокая квалификация в области права .

Судья Конституционного Суда РФ может быть назначен на должность однократно на срок 15 лет. Предельный возраст судьи – 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ обладает достаточно высоким статусом, многие составляющие которого усилены по сравнению с общими положениями статуса судьи в Российской Федерации. Так, для судей Конституционного Суда РФ установлены более сложный порядок привлечения к юридической ответственности. отличающиеся набор оснований и порядок досрочного прекращения полномочий, более высокие материальные и социальные гарантии, более жесткие требования к содержанию принципа несовместимости и т. п.

Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ состоит из двух палат составом десять и девять судей соответственно, при этом решение любой из палат является решением Конституционного Суда. Сложная структура специализированных судебных органов конституционного контроля имеет место в большинстве государств. где к полномочиям этих органов отнесено рассмотрение конституционных жалоб. Персональный состав палат определяется не Советом Федерации при назначении судей, а путем жеребьевки, при этом состав палат не является неизменным – он должен изменяться не реже чем каждые три года. Для руководства деятельностью Конституционного Суда сами судьи из своего состава на пленарном заседании сроком на три года избирают Председателя, заместителя Председателя и судью – секретаря Конституционного Суда (ограничений по количеству переизбраний в пределах общего срока полномочий судьи для данных должностных лиц нет). Полномочия этих должностных лиц Конституционного Суда РФ можно обозначить как организационно-управленческие: в заседаниях Суда при рассмотрении конкретных дел они обладают теми же процессуальными правами, что и другие судьи. В палатах Конституционного Суда РФ постоянных председателей нет – обязанности председательствующего на заседаниях палаты исполняют судьи, входящие в состав соответствующей палаты, поочередно. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной палаты.

Компетенция Конституционного Суда РФ

Главным в уяснении статуса Конституционного Суда РФ является вопрос его компетенции (юрисдикции). Раскрывая этот вопрос, не следует ограничиваться только положениями ст. 125 Конституции РФ. необходимо исходить также из положений ст. 3 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», иных федеральных конституционных законов, а также правовых позиций, содержащихся в решениях самого Конституционного Суда. В компетенции Конституционного Суда РФ можно выделить следующие группы полномочий:

  1. проверка конституционности правовых актов в порядке абстрактного конституционного контроля (нормоконтроля);
  2. проверка конституционности законов в порядке конкретного конституционного контроля;
  3. разрешение споров о компетенции;
  4. официальное толкование Конституции РФ;
  5. дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления ;
  6. иные полномочия.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ Конституционный Суд РФ обладает правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения.

В первой группе полномочий важным является вопрос о предмете и пределах конституционного контроля. Конституционный Суд проверяет конституционность следующих правовых актов:

1. Акты федерального уровня – федеральные законы, нормативные акты Президента РФ. Совета Федерации. Государственной Думы и Правительства РФ. Необходимо обратить внимание на следующее. Во-первых, термин «федеральные законы» следует толковать расширительно, понимая под ним и федеральные конституционные законы (в практике Конституционного Суда РФ есть дела, связанные с рассмотрением положений Федеральных конституционных законов от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 27.09.2002 № 5-ФКЗ «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон „О референдуме Российской Федерации“9raquo; и др.). Во-вторых, Конституционный Суд РФ рассматривает только нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ и палат Федерального Собрания РФ. Акты ненормативного характера (индивидуальные правовые акты) конституционному контролю в Конституционном Суде РФ не подлежат. В-третьих, не подлежат рассмотрению в Конституционном Суде РФ иные, кроме перечисленных (в частности, ведомственные), нормативные акты.

2. Акты регионального уровня – конституции, уставы, законы и иные (в том числе и подзаконные) нормативные правовые акты субъектов РФ. Здесь принципиальным является положение о том, что конституционному контролю в Конституционном Суде РФ подлежат не все указанные региональные нормативные правовые акты. а лишь изданные по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, акты, изданные органами государственной власти субъектов РФ по предметам собственного ведения, Конституционный Суд РФ рассматривать не вправе. Кроме того, несмотря на отсутствие прямого предписания, следует исходить из того, что контролю в Конституционном Суде РФ подлежат только акты, изданные высшими органами государственной власти субъектов РФ.

3. Внутрифедеративные договоры. т. е. договоры между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти. Речь здесь идет о договорах публично-правового характера, связанных прежде всего с разграничением властных полномочий (например, споры, вытекающие из договоров имущественного характера, подведомственны арбитражным судам). Пока в практике Конституционного Суда РФ подобных дел не было.

4. Не вступившие в силу международные договоры РФ. Объектом конституционного контроля являются не все международные договоры РФ, а лишь подлежащие ратификации или иному утверждению федеральными органами государственной власти (речь идет прежде всего о межгосударственных договорах).

Завершая характеристику первой группы полномочий Конституционного Суда РФ. следует отметить, что, во-первых, все указанные акты проверяются Конституционным Судом РФ исключительно на соответствие Конституции РФ – проверка этих актов на соответствие, в частности федеральным конституционным законам и федеральным законам, относится к юрисдикции общих и арбитражных судов. Во-вторых, проверка конституционности данных актов может быть осуществлена в порядке абстрактного конституционного контроля, т. е. вне связи с применением оспариваемого акта в конкретном деле.

Основанием для проверки Конституционным Судом РФ правовых актов в порядке абстрактного конституционного контроля является запрос, правом на который обладают: Президент РФ; Совет Федерации; Государственная Дума; группа численностью 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы; Правительство РФ; Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ; органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, в Постановлении от 18.07.2003 № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Гражданского процессуального кодекса РФ и Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Конституционный Суд РФ сделал вывод о возможности обращения в Конституционный Суд с запросом о проверке соответствия Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ в порядке абстрактного нормоконтроля Генерального прокурора РФ.

В отличие от абстрактного конкретный конституционный контроль связан с проверкой Конституционным Судом оспариваемого акта только в связи с его применением в конкретном деле (равно как и в том случае, если оспариваемый акт, по мнению заявителя, подлежит применению в конкретном деле). Предметом такого контроля Конституция РФ и Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» называют только закон (как федерального, так и регионального уровней). Однако, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.01.2004 № 1-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Гражданского процессуального кодекса РФ изложена правовая позиция, в соответствии с которой если имеет место прямая нормативная связь постановления Правительства РФ с федеральным законом и если эти акты применены или подлежат применению в конкретном деле в неразрывном единстве, то Конституционный Суд может признать допустимым как запрос суда в связи с рассматриваемым им конкретным делом, так и жалобу гражданина на нарушение конституционных прав и свобод, в которых оспаривается конституционность как федерального закона, так и нормативного акта Правительства РФ .

Основанием рассмотрения Конституционным Судом РФ дела в порядке конкретного конституционного контроля может быть конституционная жалоба либо запрос суда. Жалоба может быть как индивидуальной, так и коллективной, т. е. поданной группой граждан, объединениями граждан (включая юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации ). Кроме того, с жалобой в Конституционный Суд РФ могут обратиться иные органы и лица, которым федеральное законодательство предоставляет право обращаться в суд в интересах граждан (в частности, органы прокуратуры). Обязательным условием допустимости жалобы является то, что оспариваемый акт должен затрагивать конституционные права и свободы, т. е. права и свободы, предусмотренные непосредственно в Конституции РФ, а не права, предусмотренные исключительно отраслевым или корпоративным законодательством. С запросом в Конституционный Суд РФ в рассматриваемом аспекте может обратиться суд (судья) любого уровня системы общих и арбитражных судов. При этом обращение в Конституционный Суд РФ (с приостановкой производства по делу) в случае сомнения в конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, является не правом, а обязанностью соответствующего суда.

Раскрывая полномочие Конституционного Суда РФ по разрешению споров о компетенции, необходимо иметь в виду следующее. Субъектами обращения в Конституционный Суд РФ в данном случае являются только органы публичной власти: он не разрешает споры между гражданами, между юридическими лицами, между гражданином и организацией, между организацией и государством и т. д. Правом обращения в Конституционный Суд РФ за разрешением спора о компетенции наделены не все властные институты, а только органы государственной власти федерального и регионального уровней. Органы местного самоуправления доступа в Конституционный Суд не имеют. Споры о компетенции возможны как в «горизонтальном аспекте», т. е. между органами государственной власти одного уровня – между федеральными органами государственной власти (например, между Президентом РФ и Советом Федерации, между Правительством РФ и Государственной Думой и т. п.) или между высшими государственными органами субъектов РФ, в том числе и одного субъекта РФ (например, между мэром Москвы и губернатором Московской области, между мэром Москвы и московской городской Думой и т. п.), так и в «вертикальном аспекте» – между государственными органами разных уровней (например, между Правительством РФ и законодательным собранием Красноярского края, между Президентом РФ и губернатором Свердловской области и т. п.). Предметом обращения в таких спорах может быть только разрешение противоречия в позициях сторон о принадлежности (нарушении, неосуществлении) конституционного полномочия тому или иному государственному органу. Конституционный Суд РФ не разрешает хозяйственные споры между органами государственной власти, споры о подсудности или подведомственности дел судам и пр. Формой обращения в Конституционный Суд РФ за разрешением спора о компетенции является ходатайство соответствующего федерального или регионального органа государственной власти. Кроме того, с таким ходатайством в Конституционный Суд может обратиться Президент РФ в порядке реализации предусмотренного ч. 1 ст. 85 Конституции РФ полномочия по осуществлению согласительных процедур для разрешения разногласий между соответствующими органами государственной власти.

Конституционный Суд РФ – единственный в стране орган, наделенный полномочием по официальному толкованию Конституции РФ (аутентичное толкование Основного Закона практически невозможно в силу того, что Конституция РФ принята гражданами России путем всенародного голосования). Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о толковании обладают: Президент РФ; Совет Федерации; Государственная Дума; Правительство РФ; органы законодательной власти субъектов РФ. Толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом РФ. является обязательным для всех государственных органов, органов местного самоуправления. юридических и физических лиц. При этом речь идет не о казуальном толковании Конституции (т. е. толковании Основного Закона в связи с реализацией Конституционным Судом РФ иных своих полномочий), а о толковании Конституции в качестве самостоятельного полномочия Конституционного Суда, реализованного на основании специального запроса о толковании.

Участвуя в предусмотренной ст. 93 Конституции РФ процедуре отрешения Президента РФ от должности, Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. С запросом в Конституционный Суд РФ обращается Совет Федерации после того, как соответствующее обвинение выдвинула Государственная Дума, а Верховный Суд РФ дал заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления. В случае принятия Конституционным Судом РФ решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения дальнейшее рассмотрение обвинения прекращается.

К иным полномочиям Конституционного Суда РФ относятся те, которые предусматриваются федеральными конституционными законами и внутрифедеративными договорами. В качестве примеров здесь можно привести предусмотренное Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 № 5 «О референдуме Российской Федерации» полномочие Конституционного Суда РФ по проверке конституционности документов и материалов, представленных в связи с реализацией инициативы проведения федерального референдума; полномочие по осуществлению обязательного конституционного контроля международного договора Российской Федерации с иностранным государством о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, предусмотренное Федеральным конституционным законом от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

При осуществлении любого полномочия Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Не все из рассмотренных полномочий Конституционного Суда РФ могут быть реализованы в заседаниях палат. Исключительно в пленарных заседаниях проверяется конституционность основных законов субъектов РФ, даются толкование Конституции РФ и заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Кроме того, в пленарных заседаниях принимаются послания Конституционного Суда РФ. решаются вопрос о выступлении с законодательной инициативой и организационные вопросы (выборы председателя, заместителя председателя и секретаря, формирование персонального состава палат, принятие регламента и т. п.).

Конституционный Суд РФ осуществляет главным образом последующий конституционный контроль, т. е. осуществляет проверку уже вступивших в силу правовых актов. Однако предусмотрено осуществление и предварительного конституционного контроля, в частности, проверка конституционности не вступивших в силу международных договоров, инициативы проведения референдума. При этом конституционный контроль, осуществляемый Конституционным Судом РФ. преимущественно инициативный (факультативный). Поводом к рассмотрению дела является соответствующее обращение в Конституционный Суд с запросом, ходатайством или жалобой (конкретная форма зависит от субъекта и предмета обращения); Конституционный Суд не вправе осуществлять производство по делу по собственной инициативе. В то же время есть примеры и обязательного конституционного контроля: дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, проверка конституционности международного договора о принятии в состав России нового субъекта РФ или материалов по реализации инициативы проведения общероссийского референдума.

Решения Конституционного Суда РФ

Видами решений Конституционного Суда РФ являются постановление, заключение и определение. Постановление – основной вид итогового решения Конституционного Суда. Именно постановления принимаются при осуществлении большинства полномочий Конституционного Суда РФ. при проверке конституционности правовых актов, разрешении споров о компетенции, толковании Конституции РФ. Заключение дается Конституционным Судом в единственном случае – при рассмотрении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. В остальных случаях принимаются определения.

Правовая природа решений Конституционного Суда РФ предопределяется их общеобязательным (нормативным) и прецедентным характером. Решения Конституционного Суда РФ обязательны не только для заявителей и органа, издавшего акт, признанный неконституционным, но и для всех государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц; они окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после провозглашения. Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. При этом общие и арбитражные суды, равно как и сам Конституционный Суд РФ. вправе и обязаны подтверждать неконституционность положений нормативных актов, аналогичных тем, которые ранее были признаны не соответствующими Конституции РФ Конституционным Судом, признавать их недействующими. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Обратная сила решений Конституционного Суда РФ проявляется в том, что правоприменительные решения, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном порядке, если в самом акте Конституционного Суда не указано иное, например нецелесообразность пересмотра вынесенных ранее судебных решений. Для реализации решений Конституционного Суда РФ в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусмотрены определенные обязанности и сроки для государственных органов и должностных лиц по приведению актов в соответствие с Конституцией РФ, а за неисполнение решений Конституционного Суда РФ – соответствующая ответственность.

Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. 2010

Конституционный суд РФ: функции, структура, основные принципы деятельности

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля. самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 ФКЗ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации » с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г.).

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, один из которых является председательствующим и один – его заместителем.

Эти судьи избираются на пленарном заседании Конституционного Суда сроком на 3 года, тогда как общий срок полномочий судей составляет 15 лет.

Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ .

Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший 40-летнего возраста, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, а также обладающий признанной высокой квалификацией в области права .

Судьи Конституционного Суда РФ независимы и обладают неприкосновенностью.

Структура Конституционного Суда РФ включает в себя две палаты, одна их которых состоит из 10, а вторая из 9 судей Конституционного Суда. Палаты на каждом своем заседании избирают из своего состава председательствующего, который исполняет свои обязанности по руководству в рамках этого заседания.

Принципы деятельности Конституционного Суда:

  1. независимость судей Конституционного Суда РФ ;
  2. коллегиальность рассмотрения дел;
  3. гласность судебного заседания (допускается трансляция заседаний Конституционного Суда РФ );
  4. состязательность и равноправие сторон (этот принцип для конституционного судопроизводства условный, так как решения выносятся на основании документов и собственно сторон нет).

Конституционный Суд РФ вправе: 1) разрешать дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов. Указов Президента РФ, актов Правительства РФ ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в законную силу международных договоров РФ; 2) разрешать споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ; 3) давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления ; 4) выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 5) давать толкование Конституции РФ (по запросам Президента РФ, Совета Федерации. Государственной Думы. Правительства РФ. органов законодательной власти субъектов Федерации); 6) проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, разрешаемом судом по жалобам граждан и запросам судов; 7) осуществлять иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Решения конституционного суда РФ

В целях осуществления конституционного контроля за соответствием Конституции РФ правовых актов различных органов государственной власти РФ и субъектов РФ Конституционный Суд РФ вправе по вопросам своей компетенции выносить постановления по делам о толковании статей Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ является единственным источником официального толкования Конституции РФ и иных федеральных законов РФ. Именно он принимает акты (постановления Конституционного Суда РФ ), подлежащие применению на территории всей России, разъясняющие конституционные нормы и иные нормативные акты органов государственной власти РФ и ее субъектов.

Решения Конституционного Суда РФ. чтобы они обладали перечисленными свойствами (обязательными, правомочными), должны быть приняты в установленном законом порядке, т. е. решение Конституционного Суда РФ считается принятым, если на заседании присутствовало не менее от общего числа судей Конституционного Суда РФ и за решение проголосовало большинство от числа присутствующих судей.

Конституционный Суд РФ выносит свои определения на основании запросов, которые должны содержать информацию о фактическом деле, по которому применялся проверяемый акт и обстоятельства, в результате которых возникли сомнения в соответствии этого акта Конституции РФ.

В этом случае Конституционный Суд РФ разрешает исключительно вопросы права, т. е. акты Конституционного Суда РФ не устанавливают фактическую сторону по запросам, а только соответствие нормативных актов, использованных в конкретном деле, нормам Конституции РФ.

Постановления Конституционного Суда РФ могут содержать 2 вида решения: 1) нормативный акт соответствует полностью или в части Конституции РФ; 2) нормативный акт не соответствует полностью или в части Конституции РФ.

В этих случаях правовые последствия для этих нормативных актов различны.

В первом случае проверяемый акт в соответствии с решением Конституционного Суда РФ остается действующим полностью или в части, не противоречащей Конституции РФ, а значит, подлежит в соответствующей части применению судами и иными субъектами правоотношений на всей территории РФ либо отдельного субъекта РФ (если проверке подвергался нормативный акт органов государственной власти субъектов РФ), т. е. вынесенное решение суда (либо правовой акт, вынесенный органами власти) признается правомерным, а его правовые последствия обязательными для заинтересованных лиц.

В случае же, если проверяемый нормативный акт (или его отдельные положения) признан Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ (неконституционным), то в соответствующей части (либо полностью) он утрачивает юридическую силу и не подлежит применению, а, соответственно, юридические последствия, порождаемые этим актом, должны быть отменены и восстановлено первоначальное положение заинтересованных сторон.

Только Конституционный Суд РФ имеет право отменять действие законов и подзаконных актов органов власти РФ и субъектов РФ по причине их несоответствия Конституции РФ и тем самым осуществлять конституционный контроль за исполнением законодательства и правомерностью вынесения решений органами власти на федеральном и региональном уровнях.

Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России. 2010

Конституционный суд РФ как судебный орган конституционного контроля

Конституционный Суд РФ (КС РФ) является судебным органом конституционного контроля .

Функции (основные направления деятельности) Конституционного суда РФ (ст. 125 Конституции РФ ):

1. Разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов. нормативных актов Президента РФ. палат Федерального Собрания РФ. Правительства РФ. конституций (уставов) субъектов РФ. а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ. изданных по вопросам исключительного ведения РФ и вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти. не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешение споров о компетенции между органами государственной власти (РФ между собой, РФ и субъектов РФ, субъектов РФ между собой).

3. Проверка конституционности закона, примененного либо подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.

4. Официальное толкование Конституции РФ (только по запросам Президента РФ. палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ).

5. Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене либо совершении иного тяжкого преступления (только по запросу Совета Федерации ).

6. Реализация права законодательной инициативы (по вопросам ведения Конституционного суда РФ ) – ст. 104 Конституции РФ .

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей (ч. 1 ст. 125 Конституции РФ ). Судьи Конституционного суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, приводятся к присяге Председателем Совета Федерации. Судьи делятся на 2 палаты (10 и 9 судей, председатель и заместитель председателя – в разных палатах), персональный состав палат определяется жеребьевкой (ст. 20 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ »). Из своего состава на пленарном заседании Конституционного суда РФ судьи Конституционного суда РФ выбирают Председателя Конституционного суда РФ. его заместителя, а также судью-секретаря. Ряд вопросов (в частности, разрешение дел о соответствии Конституции РФ конституций (уставов) субъектов РФ, официальное толкование Конституции РФ, решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой) решаются только на пленарном заседании Конституционного суда РФ. Остальные вопросы могут быть рассмотрены на заседании палаты Конституционного суда РФ .

Конституционный Суд РФ финансируется на основании отдельной статьи федерального бюджета, сам занимается своим организационно-техническим и иным обеспечением.

Кушнир И.В. Конституционное право Российской Федерации. 2010

Конституционный суд Российской Федерации

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Из своего состава судьи избирают Председателя Конституционного Суда РФ. его заместителя и секретаря.

В составе Конституционного Суда Российской Федерации выделяют две палаты, включающие десять и девять судей. Судом проводятся пленарные заседания, на которых рассматриваются наиболее важные вопросы. Возглавляет Конституционный Суд России Председатель, который руководит подготовкой пленарных заседаний, созывает их, председательствует на них, представляет Суд в отношениях с другими государственными органами. общественными объединениями, осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного суда России. Председатель издает приказы и распоряжения.

Конституционный Суд РФ рассматривает следующие дела:

2) о соответствии Конституции РФ договоров. заключаемых органами государственной власти РФ с органами государственной власти субъектов РФ или между органами государственной власти субъектов Федерации, а также не вступивших в силу международных договоров РФ.

Право запроса в Конституционный Суд РФ по названным делам предоставлено Президенту РФ, Совету Федерации, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительству РФ, Верховному Суду РФ. Высшему Арбитражному Суду РФ, а также органам законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

К ведению Конституционного Суда РФ отнесено рассмотрение индивидуальных или коллективных жалоб граждан на нарушение их конституционных прав и свобод путем применения неконституционных нормативных правовых актов .

Конституционный Суд разрешает споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами власти Федерации и субъектов Российской Федерации;
  • между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы и может внести в Государственную Думу проект закона по предметам своего ведения. Так, например, Конституционный Суд России выступил автором и инициатором Федерального конституционного закона, регулирующего порядок его организации и деятельности.

Важным является полномочие Конституционного Суда России давать толкования Конституции Российской Федерации. Значительная часть статей Конституции России уже подвергалась толкованиям данного органа. Так, например, Конституционный Суд России дал толкование статей Конституции Российской Федерации о порядке изменения статей глав с 3 по 8 Конституции России. Позднее указанное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации было положено в основу Федерального закона «О порядке внесения поправок к Конституции Российской Федерации» от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ.

Конституционный Суд Российской Федерации участвует в отрешении Президента РФ от должности.

Бошно С.В. Правоведение. 2002

Конституционный Суд РФ

В его задачи входит: разрешение дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов Правительства. таких же актов органов исполнительной власти субъектов РФ (по вопросам, отнесенным к ведению РФ или к совместному ведению РФ и ее субъектов); разрешение споров между федеральными органами исполнительной власти. между ними и органами исполнительной власти субъектов РФ ; рассмотрение жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан .

Правовой основой его деятельности является ст. 125 Конституции. а также Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации » от 21 июля 1994 г. (СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447).

Результатом рассмотрения дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов названных ранее органов исполнительной власти может быть признание их не соответствующими Конституции, что влечетза собой их отмену в установленном порядке. Они не могут применяться органами и должностными лицами.

Право на обращение в суд по указанному основанию принадлежит Президенту РФ. Правительству, органам исполнительной власти субъектов РФ. Палаты Федерального Собрания также наделены таким правом.

Судом рассматриваются споры о компетенции на основе ходатайств любого участника спора, т.е. соответствующего органа исполнительной власти. В основе такого рода споров, как правило, мнение заявителя о том, что издание правового акта тем или иным органом исполнительной власти нарушает установленное Конституцией РФ разграничение компетенции, например, между органами исполнительной власти РФ и такими же органами субъектов РФ. Конституционный Суд либо подтверждает полномочия органа на издание правового акта, либо отрицает их. В последнем случае акт утрачивает силу со дня принятия судом решения.

Правом на обращение в Конституционный Суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод имеют граждане. чьи права и свободы нарушены тем или иным законом, а также их объединения.

Фактически обжалуется закон, и предметом разбирательства по жалобе является оценка его конституционности. Однако конкретно обжалуются действия или правовые акты органов исполнительной власти (должностных лиц), применяющих обжалуемый закон.

Итоговое решение суда по жалобе может признать закон или его отдельные положения не соответствующими Конституции. В таком случае дело по применению данного закона подлежи пересмотру компетентным органом (должностным лицом).

Конституционный Суд полномочен также рассматривать и разрешать дела о конституционности правовых актов Президента РФ .

Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти. предприятий и учреждений, должностных лиц, граждан и их объединений. Обжалованию они не подлежат и вступают в силу немедленно после их провозглашения.

Тем не менее нельзя не отметить, что в известной степени роль суда пассивна, так как ему не предоставлены полномочия по самостоятельному возбуждению входящих в его компетенцию дел. Он начинает действовать только тогда, когда есть соответствующие ходатайства, запросы или жалобы.

Козлов Ю.М. Административное право. 2000

Конституция Российской Федерации (РФ) | ст 125

Статья 125. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. 2.

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации*(26).

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Судебная практика по статье 125 Конституция РФ:

Исключение составляют нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такой акт (его часть) признается судом недействующим с момента вступления решения в законную силу.

Вышеизложенное не препятствует истцу обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации как орган конституционного контроля (статья 125 Конституции Российской Федерации, статья 18 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации») с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод.

Федеральные законы проверяются на соответствие Конституции Российской Федерации, что в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации и части 3 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Кроме того.

Рассмотрение требований об оспаривании нормативных правовых актов принятых Президентом Российской Федерации, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации в силу ст. 125 Конституции Российской Федерации относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 251 ГПК РФ не подлежат рассмотрению в суде заявления об оспаривании нормативных правовых актов.

При таких данных вывод судьи о том, что рассмотрение требований об оспаривании нормативных правовых актов, принятых Президентом Российской Федерации в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации и части 3 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверка же федеральных законов на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации в силу ст. 125 Конституции Российской Федерации относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

Правовые нормы, связанные со статьёй 125 Конституция РФ:

Конституционный суд

Конституционный суд РФ — Отдельный орган судебной власти

Конституционный суд РФ занимает особое место в судебной системе РФ. Его организация и деятельность регламентируется Конституцией РФ и ФКЗ о Конституционном суде РФ. В соответствии со статей 125 Конституции «Конституционный суд – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть по средствам конституционного судопроизводства». Конституционный суд состоит из 19 судий, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению президента и вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей общего количества судей. Полномочия конституционного суда не ограничены определённым сроком.

Функциями Конституционного суда являются:

1. Разрешение дел о соответствии Конституции: федеральных законов и нормативных актов президента РФ, совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ.

Конституций и уставов субъектов федерации, а также их законов, изданных по вопросам, относящихся ведению РФ и совместному ведению РФ и её субъектов.

Договоров между органами власти РФ и субъектов РФ, а также договоров между органами власти и субъектами. Не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешает споры о компетенции а) между федеральными органами государственной власти РФ б) между органами государственной власти РФ и субъектов РФ в) между высшими органами государственной власти и субъектов РФ

3. Разрешает вопросы по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего к применению в конкретном деле

4. Дает толкование Конституции

5. Дает заключение о соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения президента РФ в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения

7. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами

Конституционный суд решает вопросы только права.

Правовой статус судей конституционного суда. Судьей конституционного суда может быть назначен гражданин РФ в возрасте не младше 40, имеющий высшее образование и стаж работы в юридической сфере не менее 15 лет, обладающей признанной высокой квалификацией в области права.

Предложения о кандидатах на должность судьи конституционного суда могут вноситься президенту РФ, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, органами власти субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, а также научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначение на должность в срок не позднее 14 дней с момента получения представления президента РФ.

Председатель и его заместители назначаются на должность советом федерации по представлению президента сроком на 6 лет из судей конституционного суда. Судья конституционного суд считается назначенным, если за него проголосовали большинства от общего числа членов совета федерации в индивидуальном порядке — тайным голосованием. Срок полномочий судьи конституционного суда не ограничен отпрядённым сроком, но возраст пребывания 70 лет. Если судья достигает 70 лет, и он принимает участие в процессе его полномочия продолжаться (пролонгируется) до принятия решения. При рассмотрении дела судья конституционного суда не вправе излагать свою точку зрения до момента разрешения дела. Полномочия судьи кон суда могут быть приостановлены только по следующим основаниям:

1. Если в отношении судьи возбуждено уголовное дело или он привлечён к ответственности по обвинению в другом деле.

2. Судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности. Прекращение полномочий допускается только в следующих случаях:

1. Виды нарушения порядка назначения на должность судьи конституционного суда.

2. Достижения судьи предельного возраста пребывания в должности судьи

3. Личное письменное заявление судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

4. Утрата гражданства РФ

5. Вынесение в отношении судьи обвинительного приговора вступившего в законную силу приговор

6. Совершение судьей поступка порочащего честь и достоинство судьи

7. Продолжение судьей, не смотря на предупреждения со стороны конституционного суда занятий или совершения действий не совместимых с его должностью.

8. Неучастие судьи в заседаниях конституционного суда или уклонения от голосования свыше 2ух раз подряд без уважительных причин

9. Признание судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу

10. Признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу

11. Объявление судьи умершим решением суда, вступившим законную силу

12. Смерть судьи

Полномочия судьи могут быть прекращены в виду его не способности по состоянию нездоровья и иным уважительным причинам в течение длительного времени ( не менее 9 месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

Прекращение полномочий судьи конституционного суда осуществляется по решению конституционного суда, которое направляется президенту и в совет федерации и является официальным уведомлением об открытие вакансии.

Судья конституционного суда неприкосновенен и он не может быть привлечен к ответственности за мнение, выраженное им при рассмотрение дела в конституционном суде, кроме как в случаях, если приговором суда, вступившим в силу, не будет установлена его вина в преступном злоупотребление своими полномочиями. За совершение дисциплинарного проступка на судью решением конституционного суда может быть возложена дисциплинарное взыскание( предупреждение или прекращение полномочий). К административной ответственности судья конституционного суда привлекается на основании решения судебной коллегии в составе 3х судей верховного суда по представлению Ген. Прокурора. Вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении судьи или привлечении в качестве обвиняемого по другому делу решает председатель следственного комитета РФ с согласия конституционного суда.

Правила производства дел в Конституционном суде. Конституционный суд рассматривает и разрешает дела в заседаниях конституционного суда с проведение слушаний, а в случаях указанных в законе и без проведения слушаний. В заседаниях разрешаются все вопросы, относящиеся к компетенции конституционного суда, а также принимаются послания конституционного суда и его регламент, решения о приостановление или прекращение полномочий судьи рассматриваются вопросы о награждение судьи государственной наградой, присвоение почетного звания, а также об обращение к президенту с ходатайству о даче им согласия на принятие судьей конституционного суда награды или иного знака отличия иностранного государства.

Без проведения слушаний разрешение дел осуществляется в заседаниях конституционного суда. Производство в конституционном суде проводится на принципах независимости, коллегиальности, гласности, устности судопроизводства, непрерывности судебного процесса, языка судопроизводства, состязательность и равноправие сторон. Поводом к рассмотрению дела являются обращения в конституционный суд в форме запроса, ходатайства или жалоб. Обращения направляются в конституционный суд в письменной форме и подписываются управомочёнными лицами. Участники процесса являются стороны (заявитель. органы(лица) издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверки, органы компетенция, которых оспаривается) их представители, свидетели, эксперты и переводчики. Стороны обладают равными процессуальными правами. Они могут знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы, заявлять ходатайства и т.д. Стороны обязаны являться по вызову конституционного суда давать объяснения и отвечать на вопросы. Не явка сторон не препятствует рассмотрению дела, кроме случаев указанных в законе. Итоговое решение по делу принимается в закрытом совещании в ходе, которого судьи вправе излагать свою позицию по рассматриваемому вопросу, время на рассмотрение дела неограниченно. Решение принимается открытым голосованием путем поименного опроса судий. Председательствующий голосует последним.

Решения конституционного суда считается принятым, если за него проголосовало большинство из тех, кто принимал участие в голосовании. Если голоса разделились поровну по вопросам проверки конституционности нормативного акта или договора, решение считается принятым в пользу конституционности акта. Спор о компетенции принимается большинством голосов. Решение о толковании конституции принимается большинством, не менее двух третьих от общего числа судей. Судья не вправе воздержаться от голосования или уклониться от голосования. Итоговое решение именуются постановлением, а решение, принимаемое по вопросу о соблюдение выдвижения обвинением, президенту именуется заключение, все остальные акты именуются определениями. Решения конституционного суда окончательны и не подлежат обжалованию. Они не требуют утверждения их каким-либо другим органам и подлежат исполнению. Местом пребывания конституционного суда является Санкт-Петербург, но он может провести заседание в другом месте.

Дисциплинарное судебное присутствие – это самостоятельный федеральный судебный орган, который состоит из 6 членов. 3 судьи верховного и 3 судьи высшего арбитражного судов.

Членами ДСП может быть судья в возрасте от 40 до 65 лет, имеющий стаж работы судьи в верховном судье или высшем арбитражном суде не менее 5 лет. Не могут быть членами ДСП председатели высших судов и их заместители, а также судьи, входящие в состав высшей квалификационной коллегии судьи и совет судей России. Члены ДСП избираются на Пленумах высших судов тайным голосованием на конкурсной основе, не менее 2х претендентов на одну вакансию. Вносить предложение о кандидатах могут все судьи высших судов, в том числе и самовыдвигаться. Избранными в состав ДСП считаются судьи, получившие большинство голосов судий, присутствующих на пленумах. Срок полномочий членов ДСП 3 года, но не более 2х раз подряд. Они осуществляют свои полномочия без освобождения должности судьи, но на период заседания ДСП они освобождаются от исполнения обязанностей по отправлению правосудия. В компетенцию ДСП входит:

1. Рассмотрение жалоб граждан, судейские полномочия которых досрочно прекращены решениями квалификационных коллегий судей за совершение ими дисциплинарных поступков на указанные решения квалификационных коллегий.

2. Рассмотрение обращений председателей высших судов о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение ими дисциплинарных проступков, в тех случаях, когда коллегии судей было отказано в удовлетворение представлений председателей федеральных судов за совершение дисциплинарных проступков.

2 полномочия ДСП:

1) Рассмотрение обращений председателей Вер. И В. Арб. Суда на решение о досрочном прекращении полномочии судей за совершение дисциплинарных проступков в тех случаях, когда квалификационная коллегия судей … о прекращении полномочий судей за совершение или дисц. Проступков.

2) Производство в ДСП осуществляется в порядке, предусмотренном ГПК с учетом особенностей предусмотренных ФКЗ о дисциплинарном судебном присутствии. Основание для рассмотрения заявления, жалобы или обращения является поданный в свое время этот процессуальный документ. Дело может быть рассмотрено не менее чем пятью членами ДСП. Судопроизводство ведется на русском. В открытом судебном заседании. С участием секретаря, который ведет протокол в письменной форме. В рассмотрение дела принимают участие как заявители (лица, направившие жалобу или обращение), так и заинтересованные лица(квалификационные коллегии судей, а также судьи, в отношение которых отказано в прекращение полномочий судьи. Неявка в судебное заседание лиц участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела и не заявивших ходатайства об отложение судебного заседания не является основанием, препятствующим рассмотрения дела. По результатам рассмотрения жалоб и обращений может быть приняты одно из следующих решений:

1. Об удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии судей

2. Об удовлетворения обращения и прекращение полномочий судьи, также может быть принято решение об отказе в удовлетворение жалобы или обращения.

Решение принимается открытым голосованием большинством голосов членов ДСП в условиях закрытого совещания. При равенстве голосов жалоба считается удовлетворенной, а обращение отклоненным. При этом никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Решения ДСП принимается именем РФ, вступает в законную силу немедленно и не подлежит обжалованию. Решения ДСП публикуются в вестнике Верховного суда.

Правовой статус судей он регламентирован ФК законами о конституционном суде, об арбитражных судах, о военных судах, о судах общей юрисдикции, федеральном законе о статусе судьи. Некоторые элементы содержаться в главе 7 Конституции РФ (ст.119).

Закон содержит следующие требования к кандидатам на должность судьи:

Положительные цензы: 1. Гражданство РФ; 2. Наличие высшего юридического образования, полученного в ВУЗ, имеющим государственную аккредитацию. 3. Достижение определённого возраста: А) для кандидатов в мировые судьи, судьи районных судов, гарнизонных военных судов, арбитражных судов субъектов федерации, конституционные и уставных судов субъектов Федерации не менее 25 лет. Б) для кандидатов в судьи верховных судов республик, областных и приравненных судов, окружных и флотских военных судов, апелляционных судов и федеральных судов округов не менее 30 лет. В) для кандидатов в судьи верховного суда и высшего арбитражного суда не менее 35 лет. Г) для кандидатов в судьи конституционного суда не менее 40 лет.

(2 ценз) Стаж работы по юридической специальности: Для судей районных судов, мировых судей, гарнизонных военных судов, арбитражных судов субъектов федерации и конституционных и уставных судов РФ не менее 5 лет. Для кандидатов в судьи областных и соответствующих судов, окружных и флотских военных судов, арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов не менее 7 лет. Для кандидатов в судьи верховного и ВАС не менее 10 лет. Для кандидатов в судьи КС не менее 15 лет.

Отрицательный ценз: не могут быть кандидатами на должность судьи следующие лица:

1) Подозреваемые или обвиняемые в совершение преступления

2) Имеющие или имевшие судимость либо лица, уголовное преследование которых прекращено по не реабилитирующим основаниям

3) Имеют гражданство иностранного государства, либо вид на жительство на территории иностранного государства

4) Лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными

5) Лица, состоящие на учете наркологическом или психическом в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств

6) Имеющие иные заболевание препятствующие осуществлению полномочий судьи. Перечень заболеваний устанавливается решение советом судей РФ

Федеральном Законом могут быть установлены и дополнительные требования к кандидатам на должность судьи, в частности судьей КС может стать лицо, имеющее высокую квалификацию в области права.(кандидат или доктор юридических наук) Законодателю предлагается также установить в законе прохождение кандидатами психодиагностического обследования. Помимо этих требований кандидаты на должность судьи проходят соответствующий отбор, он включает в себя следующие этапы:

1. Сдача квалификационного экзамена. Экзамен сдается лицами, не являющимися судьями за исключением лиц, которые имеют ученую степень (кандидата или доктора юр. наук) и которым присвоено почетное звание заслуженный юрист РФ. Результат экзамена действует в течение 3 лет, после его сдачи.

2. Получение рекомендации от квалификационной коллегии судей субъекта федерации или высшей квалификационной коллегии судей. Претендент обращается в квалификационную коллегию с заявлением и прилагает необходимые документы (копии паспорта, документ об образовании, трудовую книжку, справка об отсутствие судимости). Квалификационная коллегия может направить эти документы для проверки в соответствующий правоохранительный орган. По результатам проведенной проверки квалификационная коллегия вправе рекомендовать лицо на должность судьи, либо отказать ему в этом.

3. Получение согласия председателя соответствующего суда (того суда, где открылась вакансия). В случае согласия председателя суда он направляет представление о назначении председателю верховного суда или высшего арбитражного суда. В случае несогласия с рекомендацией квалификационной коллегии судей он возвращает это решение с обоснованием своего несогласия для повторного рассмотрения квалификационной коллегии судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия двумя третями голосов подтверждает свое решение, то председатель суда обязан внести представление о назначение.

4. Рассмотрение документов председателями верховного суда и высшего арбитражного судов, которое потом направляю свое представление Президенту РФ.

5. Рассмотрение документов комиссией при президенте по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов и подписание указов Президентом РФ. Это касается всех федеральных судей, за исключением судей верховного суда России, высшего арбитражного суда РФ и КС РФ. Они назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Вновь назначенные судьи принимают присягу в торжественной обстановке и им выдается соответствующее удостоверение, подписанное президентом РФ.

Особенностями обладают элементы правового статуса мировых судей и судей конституционных судов (уставных судов субъектов РФ). Мировые судьи либо назначаются на должность законодательным (представительным) органом РФ, либо избираются населением соответствующего участка мирового судьи. (нигде не применяется данный порядок).

Правовой статус судьи, понятия и элементы.

Правовой статус – правовое положение судьи, закрепленное в законе. В него включаются следующие элементы:

1. Осуществление судебной власти на профессиональной основе;

2. Все судьи обладают единым статусом и различаются только компетенцией (статус конституционных отличается от других) ;

3. В зависимости от стажа работы, занимаемой должности, профессиональной подготовке судьи ему присваиваются квалификационные классы с высшего по пятый. Судьям присваивается высший квалификационный класс;

4. К судьям предъявляются определенные требования и ограничения, они не вправе занимать иные гос. должности, а также должности муниципальной службы. Они не вправе принадлежать политическим партиям. Они не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности. При этом эта деятельность не должна финансироваться только за счет средств иностранных государств и международных организаций. Они не вправе заниматься предпринимательской деятельностью как лично, так и через доверенных лиц;

5. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и ФЗ;

6. Судьи никому не подотчётны и вмешательство в их деятельность влечет уголовную ответственность.

… остальное смотри в тетради в теме «Правовой статус судьи»

Направления деятельности прокуратуры.

Деятельность прокуратуры неоднородна, это связано с наличием двух факторов:

1. Обширность действующего законодательства

2. Обширность круга поднадзорных субъектов

В следствии это выделяются две группы направлений деятельности прокуратуры:

2. Ненадзорное направление

1. Надзор за соблюдением Конституции и исполнения законов федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ(Законодательными и исполнительными), органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, субъектами осуществление контроля в местах ограничения и лишения свободы, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организация, а также за соответствие с законом издаваемые ими правовые акты. Называется Общий надзор Прокуратуры.

2. Надзор за соблюдение прав и свобод человека и гражданина вышеуказанными субъектами

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разысканную деятельность, дознание и предварительное следствие

4. Надзор за исполнением законов судебными приставами. Не смотря на то, что в законе существует данное направление, в нем нет ни одного полномочия в этой сфере и это связанно с тем. Что существует 3 подразделения судебных приставов: 1. Судебные приставы-исполнители, приставы-дознаватели, приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов. Исходя из этого, прокурор применяет либо полномочия в сфере общего надзора, либо полномочия надзора за расследованием преступления.

5. Надзор за исполнением законов администрации органов и учреждений исполняющих наказания и применяющих назначаемое судом меры принудительного характера, администрациями место содержания задержанных и заключенных под стражу. (надзор за исполнения закона в местах ограничения и лишения свободы)

1. Участие в рассмотрение в судах и арбитражных судах различных категорий дел.

2. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

3. Составление планов органами, контролирующими малого и среднего бизнеса

4. Проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов

5. С первого января 2012 создание банка данных по преступности в РФ. Этот процесс должен быть завершен к 15 году. Статья 51 Закона о прокуратуре

6. Ведение административного расследования, издание правовых актов и т.д.

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

Принципы – это руководящее начало, положенное законодателем в основу регулирования организации и деятельности прокурорской системы. Они подразделяются на 3 группы. 1. Общие, они свойственны всему аппарату государства в целом. 2. Специфические прокурорские. Они свойственны только органам прокуратуры. 3.Отраслевые. Это принципы того процесса, в котором прокурор принимает участие (уголовного процесса, гражданского процесса, арбитражного процесса, и административного)

Общие принципы. Их 2: Принцип законности и принцип гласности.

Принцип законности нашел отражение в статье 15 Конституции России, где указывается, что все органы государства должны соблюдать Конституции и законы. Применительно к прокуратуре принцип законности имеет две стороны. Внешняя сторона, она предопределяет назначение прокуратуры. (надзор за исполнением законов). Внутренняя сторона, она предопределяет законность действий самих прокуроров. То есть их действия должны быть законны. Принцип гласности. Он указан в статье 4 Федерального Закона о Прокуратуре (пункт 2). Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специального охраняемой законом тайне (семейная, гос, коммерческая, банковская…). Элементов принципа гласности является создание в Генеральной прокуратуре, в прокуратурах субъектов федерации и приравненных специальных подразделений по взаимодействию со сми.

Элементом принципа гласности является информирование органами прокуратуры федеральных органов власти, органов власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, а также населения о состоянии законности и правопорядка, а генеральный прокурор докладывает об этом лично совету федерации.

2ая группа. Специфические.

Принцип независимости. Он заключается в том, что органы прокуратуры действуют независимо от иных органов власти и управления в соответствии с действующими законами. Этот принцип имеет две стороны: 1. Органы прокуратуры не подчиняются каким-либо органам власти и управления за исключением федерального собрания и президента РФ. Это обеспечивается следующими гарантиями: А. создание и деятельность политических партий и иных организаций в органах и учреждения прокуратуры не допускается и прокуроры со своей служебной деятельности не связанные решениями политических партий. Б. Прокуроры не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. В. Вмешательство в осуществление прокурорского надзора недопустимо и воздействие в какой-либо форме на прокурора любых субъектов с целью повлиять на принимаемые решения, а также не исполнение законных требований прокурора влечет за собой соответствующую ответственность, уголовный кодекс и статья 17.7 несоблюдение законных требований прокурора. Г. Никто не вправе без разрешения надзирающего прокурора разглашать материалы проверок проводимых органами прокуратуры до их завершения.

Органы прокуратуры не подчиняют себе какие-либо органы. Прокуратура осуществляет только надзор, а не управление. Обнаружив нарушение закона прокурор, как правило, не вправе его сам устранить, только вправе направить акт реагирования соответствующему субъекту. Это принцип независимости!

Принцип централизма. Каждый нижестоящий орган подчиняется вышестоящему (внутренняя сторона), а все органы прокуратуры подчиняются совету федерации и президенту РФ, которые и решают вопрос о назначении генерального прокурора. Закон не допускает создание органов прокуратуры, не входящих в систему прокуратуры РФ. Принцип единства прокурорского надзора. Он означает существование единой прокуратуры с едиными целями, задачами, полномочиями и правовыми средствами. Принцип единоначалия. Он означает, что все решения прокурор принимает единолично, руководствуясь только законом. Это обеспечивается двумя гарантиями: 1. Надлежащий подбор руководящих прокурорских кадров. 2. Наличие коллегий в органах прокуратуры.

В генеральной Прокуратуре РФ, главной военной прокуратуре, в прокуратурах субъектах федерации и в приравненных создаются коллегии, которые являются совещательными органами при соответствующим прокуроре. Состав коллегий включены: прокурор (председатель коллегии), его заместители( под должности), а также иные прокурорские работники, назначаемые прокурором (председателем коллегии). На заседаниях коллегии обсуждаются наиболее важных вопросы деятельности прокурорского органа, решение коллегий проводятся в жизнь приказами соответствующего прокурора.

Система органов прокуратуры. В систему органов прокуратуры включены органы и учреждения прокуратуры. Органы прокуратуры непосредственно выполняют надзорную функцию. А учреждения прокуратуры способствуют им в этом. (академия генеральной прокуратуры и ее структурные подразделение, редакция журнала «Законность» и др.). Органы прокуратуры они состоят из 3 звеньев.

Высшее –Ген. Прокуратура РФ. В Генеральной прокуратуре созданы управления, гл. управления и отделы ( на правах управлений и в составе управлений) по основным направлениям прокурорско-надзорной деятельности.

Среднее звено — прокуратура субъектов федерации. Они возглавляются прокурорами субъектов федерации, которые назначаются генеральным прокурором по согласованию с субъектами РФ, которые определяется самими субъектами Федерации.

Прокуроры имеют заместителей, которые также назначаются генеральным прокурором. В структуре прокуратуры субъекта федерации имеются управления и отделы по основным направлениям деятельности.

Низшее звено – прокуратура города и района и приравненные. Их возглавляют соответствующие прокуроры, которые назначаются ген. прокурором. В этих прокуратурах е создаются структурные подразделения, за исключением прокуратур городов, где могут создаваться отделы.

Это территориальные органы прокуратуры.

Специализированные органы прокуратуры.

Военная прокуратура. Ей посвящен раздел 6 Федерального Закона о прокуратуре. Возглавляет систему органов военной прокуратуры –главный военный прокурор – заместитель ген. Прокурора. Это система трёхзвенная:

Высшее звено – главная военная прокуратура – структурное подразделение генеральной прокуратуры.

Второе звено – военная прокуратура военного округа, флота. (Мск военная прокуратура, военная прокуратура военных войск и приравненная)

Третье звено – военная прокуратура гарнизона она приравнивается к прокуратуре района или города.

На органы военной прокуратуры возлагается надзор за исполнением законов органами военного управления и должностными лицами вооруженных сил РФ и других министерств и ведомств, где законом предусмотрена военная служба. Это внутренние войска мвд, фсб, служба внешней разведки, служба охраны, войска мчс и т.д.)всего 8 ведомств. В соответствии с законам они принимают участие в рассмотрение в судах и арбитражных судах различных категорий дел. Они осуществляют надзор за исполнением законов военными подразделениями следственного комитета и органами военной контр разведки ФСБ, надзор в местах ограничение и лишение свободы для военнослужащих.

Транспортная прокуратура. Она имеет свою структуру и не подчиняется прокуратурам субъектов федерации. Состоит из двух звеньев. Транспортная прокуратура на правах субъектах федерации – Уральская транспортная прокуратура. Второе звено – тп на правах города. Свердловская транспортная прокуратура. На тп возлагается надзор за соблюдением законов в сфере ж/д, водного, воздушного, за исключением муниципального и автомобильного транспорта(автобусы, троллейбусы, такси) органами внутренних дел на транспорте, таможенными органами и органами межгосударственного авиационного комитета.

На эти прокуратуры возлагается надзор за исполнением законов в ЗАТО (закрытые административно территориально образования) и на закрытых объектах РОСТатома России.

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *