Конституционный статус президента рф

Конституционный статус Президента Российской Федерации

В России институт Президента был учрежден по результа­там референдума (всенародного голосования), проведенного 17 марта 1991 г. Статус Президента регулировался тогда За­коном РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР».

С принятием 12 декабря 1993 г. Конституции РФ статус Президента РФ определяется отныне главой 4 Конституции РФ «Президент Российской Федерации» и Федеральным за­коном от 31 декабря 1999 г. «О выборах Президента Россий­ской Федерации».

Президент России избирается гражданами России на ос­нове всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право участвовать в выборах Президента и в иные представительные органы государственной власти предоставлено всем гражданам РФ, за исключением граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащими­ся в местах лишения свободы по приговору суда. Равенство избирательного права предполагает отсутствие избиратель­ных цензов — государство гарантирует равенство всех граж­дан независимо от пола, имущественного и должностного положения, отношения к религии и пр. Один гражданин на­делен только одним голосом. Тайное голосование означает, что нет необходимости указывать свою фамилию или иные данные на бюллетени для голосования.

Выборы Президента осуществляются по единому феде­ральному избирательному округу, охватывающему всю тер­риторию России.

Управление государством не только важнейшая, но и ответственная должность, поэтому Конституция РФ устанавли­вает ряд требований (цензов), которым должен отвечать кан­дидат на пост Президента РФ:

1. Ценз гражданства;кандидат в Президенты РФ должен быть обязательно гражданином Российской Федерации; од­нако способ приобретения гражданства не имеет юридическо­го значения;

2. Ценз оседлости (т. е. требование постоянного прожива­ния на территории страны в течение определенного срока), который составляет не менее 10 лет;

3. Возрастной ценз (ограничение нижнего возрастного пре­дела) для кандидата на должность Президента РФ составля­ет не менее 35 лет; верхнего предела не предусмотрено.

Президент избирается сроком не четыре года. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Президент обладает неприкосновенностью. Это значит, что он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, принудительно доставлен в суд.

Компетенция Президента РФ.

Выражает его полномочия, совокупность прав и обязан­ностей, которыми наделен Президент, для выполнения сво­их функций:

1. Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

2. Президент в установленном Конституцией порядке при­нимает меры по охране суверенитета РФ;

3. Президент обеспечивает деятельность и взаимодействие органов государственной власти;

4. Президент РФ определяет направления внутренней и внешней политики государства;

5. Президент РФ представляет Россию внутри государст­ва и за рубежом;

6. Президент обладает неприкосновенностью.

В компетенцию Президента входит:

1. Назначение (с согласия Государственной Думы) предсе­дателя Правительства, утверждение предложения о струк­туре федеральных органов исполнительной власти, право председательствовать на заседаниях Правительства и др. В этом выражается его взаимодействие с исполнительной властью. Фактически Президент является главой исполни­тельной власти;

2. Право законодательной инициативы, право вето на за­конопроекты, обязанности подписания и обнародования фе­деральных законов, а также другие полномочиями, предос­тавленные ему ст. 83, 84 Конституции РФ; Президент как глава государства имеет определенные рычаги воздействия на законодательную власть; он принимает учас­тие в законотворческой деятельности Федерального Соб­рания;

3. Представление Совету Федерации кандидату­р на должность судей Конституционного суда, назначает фе­деральных судей, осуществление помилования; актом поми­лования является решение главы государства о смягчении наказания или полном освобождении от наказания; Прези­дент имеет также иные полномочия, предоставленные ему ст. 85, 125 Конституции; так выражается взаимодействие Президента с судебной властью;

4. Право назначать и освобождать своих полномочных пред­ставителей в регионах предоставлено Президенту как главе федеративного государства; Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами федеральной государственной власти и ор­ганами государственной власти субъектов Федерации; в этом выражается его взаимодействие с субъектами Федерации.

Со­гласно Указу Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» полномочный представитель Президента Российской Федерации в фе­деральном округе является должностным лицом, пред­ставляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа; полномочный пред­ставитель обеспечивает реализацию конституционных пол­номочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа; в настоящее время в России существует семь федераль­ных округов.

Центральный федеральный округ,включаю­щий Белгородскую, Брянскую, Владимирскую, Воронеж­скую, Ивановскую, Калужскую, Костромскую, Курскую, Липецкую, Московскую, Орловскую, Рязанскую, Смо­ленскую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую и Ярославскую области, а также г. Москву. Центром данного федерального округа является г. Москва;

5. Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ; вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение, а также чрез­вычайное положение с незамедлительным сообщением об этом парламенту; в этом выражаются полномочия Президен­та в области обороны и безопасности страны;

6. Осуществление руководства внешней политикой, ведение переговоров и подписание международных договоров и ратифи­кационных грамот также входит в компетенцию Президента.

Таким образом, Президент занимает центральное место в системе разделения властей, он обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти, является их связующим звеном. Президент координирует работу регионов, ведает во­просами безопасности и внешней политики государства.

Акты Президента РФ. Свои полномочия Президент реа­лизует через принятие нормативно-правовых актов, он из­дает указы и распоряжения. Указы — это решения Президента нормативного характе­ра, т. е. содержащие общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение и относящиеся к неопреде­ленному кругу лиц. Указы могут носить и индивидуальный характер, например, в форме указа оформляется решение о награждении государственными наградами. Распоряжения — это акты оперативного характера, имею­щие вспомогательное значение, они, как правило, не явля­ются нормативными, однако изредка бывают исключения.

Несмотря на то что Президент РФ является главой государ­ства, его указы и распоряжения носят подзаконный характер, т. е. не должны противоречить Конституции и законам. В этом заключается реализация принципа верховенства права.

Прекращение полномочий Президента Российской Феде­рации. Конституция предусматривает несколько оснований, по которым Президент РФ слагает свои полномочия: в обыч­ном порядке и досрочно. В обычном порядкаполномочия Президента прекращают­ся в связи с истечением срока, на который он был избран.

Досрочно полномочия Президента прекращаются в случае:

2. Стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3. Отрешения от должности.

Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия, еще детально не урегулирована законом. Отрешение Президента от должности (импичмент) — процедура привлечения к юридической ответственности. Основанием для отрешения является совершение, Президентом государственной измены или иного тяжкого пре­ступления. Перечень тяжких преступлений определяется Уго­ловным кодексом Российской Федерации.

Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, а также в случае досрочного прекращения Президентом своих полномочий обязанности Президента возлагаются на Председателя Пра­вительства РФ. Исполняющий обязанности Президента Рос­сийской Федерации не имеет права распускать Государствен­ную Думу, назначать референдум, а также вносить предло­жения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Выборы нового Президента должны состояться не позднее, чем через три месяца с момента досрочного прекращения исполне­ния полномочий предыдущим Президентом.

Конституционный статус президента рф
Главная | О нас | Обратная связь

Конституционный статус Президента РФ. Конституционный статус Федерального Собрания РФ

Пост главы государства существует во всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках — выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.

В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло выходить за установленные пределы, порождать своими действиями угрозу конституционным правам и свободам граждан.

Конституционный статус реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т.е. они не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, право предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства).

Пост Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991г. Окончательное оформление пост главы государства получил в Конституции Российской Федерации 1993 г.

Глава государства играет особую роль в механизме государства. Согласно статье 80 Конституции РФ, он является гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации; определяет направления внутренней и внешней политики; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент России обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Для этого он наделяется полномочиями (ст. 83, 84 Конституции РФ), дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти.

Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отрешения от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить в суд в качестве свидетеля. В статус Президента РФ входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента РФ как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его нахождения в них.

Указом Президента РФ от 5 августа 1996 года в качестве символов президентской власти установлены также Знак Президента РФ и специально изготовленный текст Конституции РФ. Установлен и порядок применения этих символов при вступлении в должность вновь избранного Президента РФ.

Президент России выбирается путем всеобщих, равных, прямых выборов тайным голосованием сроком на четыре года. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента России более двух сроков подряд.

Компетенция Президента РФ представляет собой совокупность полномочий по разрешению вопросов государственной и общественной жизни, установленных Конституцией РФ.

Президент России координирует деятельность всех ветвей власти, для чего ему предоставляются властные полномочия по отношению к другим государственным органам. Гарантиями демократического политического режима являются такие ограничения президентской власти: срок полномочий Президента России 4 года; избрание на должность путем прямых всенародных выборов; альтернативность выборов; ограничения в занятии поста одним лицом более двух раз; возможность отрешения от должности; конституционное правосудие по актам Президента Российской Федерации.

Президента России чаще всего называют гарантом самых значимых общественных ценностей: Конституции России, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета страны, согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Президент Российской Федерации, осуществляя названные направления своей деятельности, несет ответственность за действенность механизмов правовой защиты Конституции России и прав человека. Президент Российской Федерации наделен правом введения военного и чрезвычайного положения, что позволяет ему принимать эффективные меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, представляет Россию внутри государства и в международных отношениях.

Конституционный статус Президента Российской Федерации

Система органов государственной власти в России двухуровневая — включает, во-первых, органы государственной власти Российской Федерации (федеральные органы государственной власти) и, во-вторых, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (региональные органы государственной власти). Однако с учетом конституционного принципа единства системы государственной власти указанные уровни (подсистемы) не являются полностью изолированными.

Государственную власть на федеральном уровне осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и федеральные суды. На региональном уровне -органы государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемые субъектами самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя России и с достаточно жесткими предписаниями федерального законодательства (федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и др.).

Институт президента (от лат. praesidens — сидящий впереди) учрежден более чем в 150 государствах. В России этот пост впервые был учрежден в 1991 году — были приняты соответствующие законы и внесены изменения в Конституцию 1978 года. Однако с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года статус Президента РФ во многом принципиально изменился.

Действующая Конституция РФ, определяя Президента в качестве главы государства (ч. 1 ст. 80), не содержит однозначного ответа на вопрос, к какой из традиционных ветвей государственной власти он относится (это предопределяет и различие подходов, в частности обоснование существования самостоятельной — президентской, «арбитражной» и иной — ветви власти). Однако системный анализ иных конституционных положений (в частности, ст. 10 и ч. 1 ст. 11) и полномочий Президента РФ позволяет заключить, что де-факто глава государства включен в систему исполнительной власти (как и в большинстве государств мира).

Президент РФ избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Отправные положения, касающиеся выборов президента, содержатся в статье 81 Конституции РФ, а детализация — в федеральном законе от 10 января 2003 года «О выборах Президента РФ».

Активным избирательным правом на выборах Президента РФ обладают граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования 18 лет (за исключением недееспособных и находящихся в местах лишения свободы по приговору суда).

Требования к пассивному избирательному праву (к кандидату в Президенты РФ):

гражданство Российской Федерации (приобретенное по любому основанию)

возрастной ценз — не моложе 35 лет (предельного возраста законодательство не устанавливает; по прежней Конституции кандидат не мог быть старше 65 лет);

постоянное проживание в Российской Федерации не менее 10 лет (нет указания на необходимость непрерывного проживания в течение этого срока; кроме того, кандидат может проживать или находиться в период подготовки и проведения выборов Президента РФ за пределами территории Российской Федерации).

Выборы Президента РФ осуществляются по единому (общероссийскому) одномандатному избирательному округу. Для определения результатов выборов применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства — избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей (50% плюс один голос), принявших участие в голосовании. При этом порог явки избирателей для того, чтобы выборы были признаны состоявшимися, составляет 50% от числа избирателей, обладающих активным избирательным правом.

Если абсолютного большинства не получил ни один из трех или более кандидатов, то через 21 день проводится повторное голосование (2-й тур) по двум лучшим кандидатурам — получившим в 1-м туре наибольшее число голосов избирателей. Обязательного порога явки при повторном голосовании не устанавливается, и победитель определяется по мажоритарной системе относительного большинства — избранным считается кандидат, получивший больше, чем другой, голосов (но при условии, что количество голосов, поданных за него, больше количества голосов, поданных против всех кандидатов). Если выборы Президента РФ будут признаны несостоявшимися или недействительными, назначаются повторные выборы, которые должны состояться не позднее чем через четыре месяца.

Избранный Президент РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией результатов выборов. При вступлении в должность в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации (на практике круг присутствующих намного шире) Президент РФ приносит народу присягу, текст которой закреплен в части 1 статьи 82 Конституции РФ. Именно с момента принесения присяги приступает к исполнению полномочий избранный Президент РФ и прекращает их исполнение прежний Президент РФ.

Срок полномочий Президента РФ составляет четыре года, при этом одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух сроков подряд. Однако Президент РФ может прекратить исполнение полномочий и досрочно. Основаниями досрочного исполнения полномочий Президента РФ являются:

отставка (то есть добровольный уход с поста, являющийся бесповоротным юридическим фактом);

стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (конкретизации этого основания — условий и процедуры определения стойкой неспособности — ни Конституция РФ, ни специальное законодательство не содержит);

отрешение от должности.

Президент РФ обладает неприкосновенностью, однако при определенных обстоятельствах он может быть отрешен от должности, а после этого быть привлечен к ответственности (в том числе уголовной). Конституционно установленная (ст. 93) процедура отрешения Президента РФ от должности достаточно сложна. В основе досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ может лежать только государственная измена или совершение иного тяжкого преступления (следовательно, совершение других преступлений основанием для отрешения от должности не является).

Инициировать процедуру отрешения Президента РФ от должности может группа депутатов Государственной Думы, численностью не менее 1/3 установленного состава (не менее 150 депутатов). В случае поддержки предложения должным количеством депутатов Государственная Дума должна образовать специальную комиссию для установления обстоятельств совершения преступления, сбора доказательств и т. п. При наличии положительного заключения указанной комиссии Государственная Дума квалифицированным большинством (2/3 от установленного числа депутатов, то есть 300) голосов должна выдвинуть обвинение Президенту в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Данное обвинение должно быть подтверждено заключениями Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. При наличии положительных заключений высших судебных инстанций решение об отрешении Президента РФ от должности должен принять Совет Федерации. Это решение может быть принято квалифицированным большинством в 2/3 голосов от общего числа установленной численности палаты (119 голосов).

Причем решение Советом Федерации должно быть принято в 3-месячный срок с момента выдвижения обвинения Государственной Думой (если в этот срок решение не будет принято, то обвинение считается отклоненным). Таким образом, в процедуре отрешения от должности главы государства участвуют обе палаты парламента и две высших судебных инстанции.

В случае досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ (равно как и тогда, когда Президент РФ свои обязанности выполнять не в состоянии), их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

Конституционный статус Президента РФ

1 Президент РФ по Конституции: общие подходы

2 Конституционный статус Президента РФ

3 Компетенция Президента

Список используемой литературы

Принятие Конституции РФ 12 декабря 1993 года было призвано преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей государственной власти. Логика построения новой Конституции РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления.

Согласно ст.10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах.

Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

При этом конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек» и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Проблема заключается в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным содержанием и юридически, и фактически гарантировать общество от авторитаризма. Необходимые для этого правовые условия в действующей Конституции имеются. Как бы ни были широки полномочия Президента, они небеспредельные. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.

Президентская власть была призвана наладить государственное управление, исполнение законов. Ее самостоятельность по отношению к представительным органам, укрепление с помощью Президента исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость и создать предпосылки стабилизации обстановки в стране. Важно отметить следующее, что, направляя и обеспечивая деятельность всех государственных органов, Президент действует в рамках, установленных Конституцией Российской Федерации. Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:

1. Президент выступает как глава государства;

2. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;

3. Президент обладает законодательными полномочиями;

4. В сфере исполнительной власти Президенту также даны широкие полномочия. Изучая главу 4 настоящей Конституции можно сделать вывод, что Президент занимает самостоятельное главенствующее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть, (а это Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и его полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти, соблюдение Конституции, защиту прав и свобод человека, охрану государственного суверенитета.

1 ПРЕЗИДЕНТ РФ ПО КОНСТИТУЦИИ ОБЩИЕ ПОДХОДЫ

Действующая Конституция не только не дает таких приоритетов парламенту РФ — Федеральному Собранию, но и исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов страны. Это отразилось даже на очередности глав Конституции: гл. 4 «Президент Российской Федерации» предшествует гл. 5 «Федеральное Собрание».

Ранее Президент определялся как глава исполнительной власти и высшее должностное лицо в стране. Теперь, согласно ст. 80 Конституции, он «является главой государства». Называясь главой государства, Президент может быть номинальной фигурой, а ведущая роль в управлении государством принадлежит правительству. Однако в России избрана другая модель, согласно которой у нас не просто сильный, а суперсильный Президент.

В соответствии с Конституцией (ст. 80) Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

В чем наиболее ярко отражается модель сильного российского Президента? Можно выделить следующие факторы.

Президент избирается народом, следовательно, его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Так, согласно ст. 81 Конституции РФ, Президент избирается всеми гражданами России, обладающими активным избирательным правом, на всеобщих выборах. В силу этого он получает мандат доверия не от парламента, как например, в ФРГ или Италии, а от всего населения России.

Президент в России по конституционной модели не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти. Это хорошо видно из сопоставления ряда норм. Согласно ст. 10 Конституции, государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в РФ осуществляют

Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ (ст. 11). Таким образом, Президент тоже осуществляет государственную власть. Но какую из трех? Законодательную осуществляет парламент (ст. 94 Конституции), исполнительную власть РФ — Правительство РФ (ст. 110), судебная власть, естественно, принадлежит судам (гл. 7 Конституции).

Остается сделать вывод о том, что у Президента своя самостоятельная форма власти, которую некоторые исследователи окрестили президентской властью.

Исходя из сказанного, следует отметить, что только Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти — и федеральных, и субъектов РФ (ст. ст. 80, 85 Конституции). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не располагают.

4. Президент в целом независим от других органов государственной власти. Парламентские и судебные сдержки и противовесы в отношении президентской власти, а тем более контроль существуют в самых минимальных размерах. В сущности можно говорить об отсутствии конституционной ответственности Президента. Даже если представить, что Президент РФ совершит государственную измену или иное тяжкое преступление, служащее основанием для его отрешения от должности (ст. 93 Конституции), подобное отрешение будет весьма проблематичным, поскольку в Конституции не предусмотрена ответственность Президента за грубое нарушение не только самой Конституции, но и законов, и президентской присяги. Хотя формально парламент России в лице своих палат на основании ст. ст. 93, 102 Конституции может отрешить Президента от должности.

5. В свою очередь возможности самого Президента, особенно по отношению к парламенту, весьма внушительны: начиная от посланий Федеральному Собранию, внесения проектов законов, которые могут быть определены Президентом как первоочередные, права вето, предложения кандидатур должностных лиц, назначаемых палатами, и кончая правом роспуска нижней палаты — Государственной Думы и назначения внеочередных парламентских выборов (ст. ст. 84, 111, 117). Не стоит забывать и о том, что в верхней палате — Совете Федераций — Президент имеет сильное «лобби» в виде половины членов ее состава. Это руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, которые ранее в своем большинстве назначались Президентом РФ, теперь избираются населением, но все-таки как бы связаны с Правительством РФ и Президентом РФ, образно говоря, «корпоративной солидарностью».

6. По существующей конструкции у Президента есть право на свое законотворчество, то есть на принятие актов (прежде всего указов), которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы; по ряду вопросов законы вообще не принимаются, и регулирование осуществляется либо самостоятельно Президентом, либо по его поручению

Правительством РФ. Согласно ст. 90 Конституции Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Ни Совет Федераций, ни Государственная Дума не вправе их отменить. Но эти указы и распоряжения не могут противоречить Конституции и федеральным законам. При обнаружении такого противоречия Конституционный Суд полномочен аннулировать нормативные указы Президента, если сочтет, что они не соответствуют Конституции Российской Федерации.

7. Президент держит в руках все нити внутренней и внешней политики государства. Согласно ст. 86 Конституции он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты. Однако эти договоры не вступают в силу без их ратификации парламентом путем принятия законов обеими палатами (ст. 106 Конституции РФ).

8. Правительство РФ вполне можно назвать Правительством Президента РФ, поскольку Президент его полностью формирует, направляет его деятельность и в любой момент вправе отправить в отставку (ст. ст. 83, 111), хотя для назначения Председателя Правительства Президенту необходимо согласие Государственной Думы (ст. ст. 103, 111). Согласно ст. 117 Дума может также выразить недоверие Правительству, в связи с чем, Президент ставится перед дилеммой — объявить об отставке Правительства или не согласиться с решением Государственной Думы. Если же палата в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент обязан либо отставить Правительство, либо распустить Государственную Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ). При этом нельзя не отметить, что ряд членов Правительства, занимающих ключевые посты, работает под непосредственным руководством Президента (министры иностранных дел, обороны, внутренних дел и др.), Президент устанавливает также всю систему федеральных органов исполнительной власти.

9. В стране существует вертикаль исполнительной власти, включающая сверху вниз (или наоборот) все структуры, вплоть до главы сельского муниципального образования (несмотря на провозглашенное Конституцией РФ отделение органов местного самоуправления от органов государственной власти). Вершиной этой пирамиды можно считать Президента РФ. В субъектах РФ он имеет своих полномочных представителей.

10. В соответствии со ст. 87 Конституции Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Исключительно Президенту принадлежит право утверждать военную доктрину Российской Федерации, назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 83). Однако он обязан (ч. 2 ст. 87) при единоличном введении военного положения незамедлительно сообщить об этом Совету Федераций и Государственной Думе. Ему не принадлежит право объявления войны и заключения мира. Это исключительная компетенция Совета Федераций (ст. 106). К тому же парламент наделен правом утверждать федеральный бюджет, с помощью которого законодательная власть может влиять на вопросы субсидирования армии и флота. Именно в ведении Совета Федераций находится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил России за ее пределами (п. «г» ст. 102).

Конституция предоставила Президенту право вводить на территории России и в отдельных ее местностях чрезвычайное положение. Однако та же статья обязывает Президента незамедлительно сообщить об этом Совету Федераций и Государственной Думе. Именно законодательной власти принадлежит право санкционировать или отменить это решение Президента.

2 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ

Президент — как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает в качестве представителя государственной власти, высшего должностного лица государства. Действующая Конституция России ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Президент Российской Федерации наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но в тесном взаимодействии с ними. Президент Российской Федерации в соответствии со ст. 80 обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В Российской Федерации координационные функции возлагаются на Президента как главу государства. Для этого он наделен полномочиями (ст. 83, 84 Конституции), дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти. Такая координация хорошо видна, например, при решении важнейших для страны кадровых вопросов, назначение на высшие должности в государстве.

Президент взаимодействует с Государственной Думой и Советом Федерации и с Председателем Правительства. Безусловно соответствующие полномочия Президента — это и его обязанности, их исполнение является средством осуществления конституционных прав Государственной Думы и Совета Федерации, закрепленных в ст. 102 и 103 Конституции. Необходимость подобной же координации возникает и применительно к такому важному вопросу, как законодательная деятельность. В этом вопросе крайне важно использовать потенциал всех властей, соединить наработки и профессионализм исполнительной власти с возможностями депутатов высказывать решающее слово о судьбе законопроектов. Кроме того, через право вернуть Государственной Думе законопроект со своими замечаниями (право отлагательного вето) он имеет возможность известным образом отстаивать свою точку зрения по поводу содержания того или иного законопроекта. Президент не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, его полномочия основаны на Конституции. Он представляет собой единство государства и государственной власти в целом, а не какой либо отдельно. Президент является гарантом Конституции. Это очень важная президентская функция, она состоит в том, что основные направления внутренней и внешней политики нашего государства должны соответствовать Конституции и федеральным законам.

Президент обеспечивает должное исполнение конституционных законов всеми органами государства. Достигает этого Президент путем обращения к органам и лицам, нарушающим требования Конституции, так и через уполномоченные органы, например суды. Конституция отводит Президенту особую роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, он выступает гарантом прав и свобод, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в нашей стране. В сфере охраны суверенитета Президент наделен особыми полномочиями, например, он единолично принимает решения по введению военного или чрезвычайного положения на территории Российской Федерации. На Президента возложена очень важная функция в системе органов государственной власти. Он обеспечивает согласованную работу и взаимодействие органов государственной власти. При выполнении данной функции Президент выступает своего рода «арбитром», помогая разрешить противоречия между государственными органами. Это, прежде всего, относится к взаимоотношениям законодательной и исполнительной властей, а также федеральных органов государственной власти субъектов Федерации. Для разрешения разногласий Президент может использовать согласительные процедуры. Конституция наделила Президента Российской Федерации правом определения внутренней и внешней политики государства. Эти правомочия Президент реализует различными путями, так ему разрешено обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внешней политики. Характеризуя конституционный статус Президента РФ, необходимо помнить важную особенность его положения как главы федеративного государства. Он выполняет функцию «Президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе. Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, т.е. население избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент Российской Федерации, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т.е. общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент Российской Федерации как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик, входящих в Российскую Федерацию. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа.

Взаимодействие Президента и Парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.

3 КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА

президент конституционный статус

В статьях 83 и 84 Конституции изложена часть полномочий Президента Российской Федерации, ряд других его прав и обязанностей указаны в ст. 85-90 настоящей главы. В статье 83 определены полномочия Президента по отношению к Правительству:

1. Президент в соответствии с Конституцией назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Представление Президента по данному вопросу вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства либо в течении недели со дня отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства Государственной Думой;

2. Президент имеет право председательствовать на заседания Правительства, т.е. вести заседания Правительства, высказываться на них, он также определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в данном случае Президент выступает как глава исполнительной власти;

3. Президенту принадлежит право принятия решения об отставке Правительства в случаях: подачи Правительством заявления об отставке, выражения недоверия Правительству Государственной Думой, отказа Государственной Думы в доверии Правительству. Президент имеет право по собственной инициативу принять решение об отставке Правительства, в таком случае не требуется согласия Государственной Думы на освобождение Председателя Правительства. При подаче Правительством заявления об отставке Президент может не согласиться с этим заявлением и поручить ему продолжить выполнение обязанностей. Президенту дано право не согласиться с решением Государственной Думы о выражении недоверия Правительству или об отказе в доверии, но при повторном недоверии Государственной Думы Правительству Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу;

4. В особую группу можно выделить полномочия Президента, закрепленные в этой статье, назначать и освобождать должностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые посты на федеральном уровне:

а) назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Центрального банка Российской Федерации, членов Совета директоров Центробанка производится Государственной Думой, при этом Председатель Центрального банка назначается и освобождается по представлению Президента. При отклонении кандидатуры, предложенной на должность Председателя Центрального банка, Президент в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз;

б) назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, хотя эти лица и назначаются по предложению Председателя Правительства, но Президент оставил за собой все права персонального назначения лиц, входящих в состав Правительства.

в) Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации. Назначение этих должностных лиц осуществляет Совет Федерации. Он же по представлению Президента может освободить от должности Генерального прокурора. Президент России самостоятельно назначает судей других федеральных судов;

г) Президент формирует администрацию Президента, которая представляет собой государственный орган, создаваемый в целях обеспечения деятельности Президента. В Администрацию входят Руководитель Администрации, первые заместители, заместители Руководителя, помощники Президента, главные управления, полномочные представители Президента, аппараты Совета Безопасности и Совета Обороны, иные подразделения. Администрация Президента осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России;

д) в соответствии с Конституцией Президент назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента, которые представляют интересы Президента в федеральных органах государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также в российских иностранных и международных организациях;

е) Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных округов и др.), определяет основные направления военной политики государства, осуществляет руководство Вооруженными Силами России, другими воинскими формированиями и организациями. К полномочиям Президента относятся издание указов на военную службу, а также утверждение плана гражданской обороны Российской Федерации, им также утверждаются планы дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещение военных объектов. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности. Как Верховных Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями. Управление Вооруженными Силами России осуществляет Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил. Президент Российской Федерации вводит своим Указом военной положение на всей территории страны или в отдельных местностях и незамедлительно сообщает об этом обеим палатам Федерального Собрания. Указ Президента о введении военного положения подлежит утверждению Совета Федерации, который подтверждает юридическую силу Указа. Военное положение вводится Президентом в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии и представляет собой особый правовой режим жизнедеятельности государства. Во время военного положения органы государственной власти и местного самоуправления наделяются особыми полномочиями. Введение военного положения связано с определенными ограничениями прав граждан, государственная власть сосредотачивается в руках военных. В период действия на всей территории Российской Федерации военного положения Государственная Дума не подлежит роспуску.

ж) Президенту дано конституционное право назначать и отзывать дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. Назначению или отзыву дипломатических представителей предшествуют консультации с комитетами и комиссиями Федерального Собрания, которые Президент может учитывать, но обязательного характера они не носят. По данному вопросу Президент издает Указ.

з) Президент имеет полномочия по введению чрезвычайного положения. Целью введения чрезвычайного положения является обеспечение безопасности граждан и защита конституционного строя. Порядок введения чрезвычайного положения определен Законом Российской Федерации от 17 мая 1991г. «О чрезвычайном положении». Чрезвычайное положение вводится Указом Президента России в случаях попытки насильственного изменения конституционного строя, межнациональных конфликтов, массовых беспорядков, стихийных бедствий и др. С прекращением чрезвычайного положения утрачивают силу все акты, принятые в связи с введением чрезвычайного положения. Право Президента вводить на территории Российской Федерации или отдельных местностях чрезвычайное положение сопряжено с его обязанностью немедленно сообщать об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о чрезвычайном положении подлежит утверждению Совета Федерации;

и) Президент имеет право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти, как Российской Федерации, так и ее субъектов. Президент может применять согласительные процедуры, как по собственной инициативе, так и по инициативе законодательного или исполнительного органа государственной власти. В процессе проведения согласительных процедур, переговоров или иных форм согласования спорных вопросов Президент использует не только свои властные полномочия, но и свой авторитет. В ходе согласительных процедур стороны вырабатывают согласованное решение. В случае не достижения в ходе согласительных процедур, переговоров согласованного решения Президент может передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Президенту Российской Федерации дано конституционное право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если эти акты противоречат Конституции, Федеральным законам и международным обязательствам России. Такие акты не будут действовать до решения вопроса соответствующим судом. Сфера деятельности Президента в области внешней политики очень широкая и многоплановая. Президент полномочен вести переговоры и подписывать международные договоры на территории своей страны, так и во время пребывания в иностранном государстве. При этом глава государства не нуждается в специальных полномочиях, т.к. Президент обладает ими по должности. В данном случае необходимо знать, что международные договоры Российской Федерации подлежат ратификации Федеральным собранием (т.е. обе палаты принимают федеральный закон). Ратификация международного договора правомочным органом государства подтверждается ратификационной грамотой. Ратификационные грамоты нашего государства подписывает Президент и министр иностранных дел. Если в подписании договора участвуют две стороны — его участники обмениваются ратификационными грамотами. Как глава государства Президент принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей. Верительная грамота — это документ, который удостоверяет назначение определенного лица дипломатическим представителем. Грамота выдается и подписывается Главой посылающего государства и адресуется Главе Российского государства. Дипломатический представитель считается приступившим к выполнению своей работы с момента вручения верительной грамоты. Отзывная грамота направляется Президенту Российской Федерации главой государства, дипломатический представитель которого отзывается;

к) Президент уполномочен решать вопросы гражданства Российской Федерации. Под гражданством понимают устойчивую политико-правовую связь человека с государством, в силу которой на человека распространяется суверенитет этого государства, и он пользуется его защитой, и может участвовать в управлении государственными делами. Эта связь с государством создает взаимные права, обязанности и ответственность, а также основывается на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Согласно Закону «О гражданстве Российской Федерации» Президент решает вопросы:

— приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;

— принимает решения по вопросам восстановления гражданства;

— дает разрешение на выход из гражданства;

— разрешает гражданину Российской Федерации иметь двойное гражданство. До решения указанных вопросов Президентом они предварительно рассматриваются в Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. В компетенцию Президента входит также решение вопросов предоставления политического убежища, которое является суверенным правом государства- субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент имеет право предоставления политического убежища. Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения — награждение государственными наградами России. Президент также присваивает почетные звания Российской Федерации, утверждает статусы орденов и положения о медалях, издает указы об учреждении государственных наград и награждения ими. Президент Российской Федерации присваивает воинские звания маршалов, генералов и адмиралов. Для предварительного рассмотрения данных вопросов при Президенте создана комиссия по государственным наградам. Президенту предоставлено право помилования. Помилование — это акт верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от наказания или заменяет наказание на более мягкое. Актом помилования может быть снята судимость с лиц, уже отбывших наказание. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, т.е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц;

л) Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые по своим правовым свойствам делятся на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся указы и распоряжения — содержащие правовые нормы, будучи обнародованными они приобретают государственно-властный характер, т.е. становятся обязательными для исполнения всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами. Правовые нормы представляют собой общие правила поведения людей, т.е. относятся не только к тому или иному случаю, а предлагают возможность своего неоднократного применения. К индивидуальным относятся указы и распоряжения Президента, которые касаются конкретных отношений или лиц. Например, указы Президент о присвоении различных почетных званий конкретным деятелям науки, искусства и так далее. Такого рода указы не содержат каких-либо общих правил, т.е. юридических норм. Указы и распоряжения Президент Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории России. Издаваемые Президентом правовые акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Акты Президента, носящие нормативный правовой характер вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, если при принятии акта не установлен иной срок.

м) Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

1) неприкосновенность Президента связана с тем, чтобы создать ему все гарантии в течении срока его полномочий, т.е. в период своих полномочий Президент не может быть задержан, арестован и подвергнут обыску и личному досмотру;

2) неприкосновенность также распространяется на жилье и служебные помещения, которые Президент занимает, на используемые личные и служебные транспортные средства, вещи;

3) Президент не может подвергаться уголовной, административной и гражданской ответственности за правонарушения. Таким образом Конституция предоставляет Президенту абсолютную неограниченную неприкосновенность.

Одной из главных задач Президента нашей страны является охрана суверенитета Российской Федерации, ее целостности и независимости. При выполнении своих полномочий в решении этих вопросов Президент опирается на Совет Безопасности, статус которого определен Федеральным законом (Закон «Закон о безопасности» от 5 марта 1992г.). Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента в области обеспечения безопасности, рассматривает вопросы внутренней, внешней и военной политики и иные виды безопасности (экономической, общественной, экологической и др.). Постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности, который назначается на должность, и освобождается от должности Президентом. По важнейшим вопросам решений Совета Безопасности издаются Указы Президента России. Военная доктрина определяет военно-политическую деятельность нашего государства. Основные положения военной доктрины Российской Федерации представляют совокупность официальных взглядов по военным вопросам, в том числе по вопросам предотвращения войн, военных конфликтов, защиты жизненно важных интересов нашего государства. Предложения по военной доктрине разрабатываются Генеральным Штабом Вооруженных Сил. Основные положения военной доктрины гарантируют неукоснительное соблюдение Россией Устава ООН, международных норм, принципов и имеют оборонительную направленность. Статья 84 устанавливает полномочия Президента, которые относятся к его взаимоотношениям с законодательной властью. Президент Российской Федерации как глава государства с целью непрерывной работы государственной власти назначает выборы Государственной Думы. В Конституции определен срок полномочий Государственной Думы — четыре года. Днем выборов является первое воскресенье после истечения срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Срок со дня назначения Президентом выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев. Президент Российской Федерации назначает выборы депутатов Государственной Думы лишь в случаях, определенных самой Конституцией в статьях 111 и 117. Необходимо иметь ввиду, что Президент вправе распускать только одну палату Федерального Собрания. Роспуск другой палаты — Совета Федерации — Конституцией вообще не предусмотрен. Весьма сложной и ответственной является функция Президента Российской Федерации по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В отличие от ряда стран (Франция и др.) Президент Российской Федерации не называется в Конституции Российской Федерации «арбитром» во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто он стоит «над тремя властями», но по существу Президент Российской Федерации и есть арбитр, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент Российской Федерации вправе прибегать к согласительным процедурам и другим методам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов Российской Федерации и между различными субъектами Российской Федерации. В полномочия Президента входит и назначение референдума, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением воли народа. Общие положения проведения референдума, порядок его назначения, процедуры голосования и другие вопросы определяются федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995г. Президент обладает правом законодательной инициативы, ему принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу, причем, если законопроект носит срочный характер, он подлежит внеочередному рассмотрению на заседаниях Думы. Президент Российской Федерации наделен правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России. На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, придающая закону обязательную силу. Принятый федеральный закон в течении пяти дней направляется Президенту Российской Федерации, который в течении четырнадцати дней должен подписать и обнародовать закон. Президент вправе отклонить закон, что влечет за собой его повторное рассмотрение. В силу Конституции Президент не вправе отказаться подписать и обнародовать федеральный конституционный закон. Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самим законом не установлен другой порядок вступления их в силу. В том случае, если не соблюден порядок подписания и обнародования закона, такой закон не имеет юридической силы. В Конституции России установлено, что Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Эти послания не имеют силу закона, они носят характер установочных документов. Послания Президента рассматриваются на совместных заседаниях палат парламента. Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в субъекты Российской Федерации (это и есть право представительства «внутри страны»), и эти представители наделены полномочиями от имени всего государства. Выступая в сфере международных отношений, Президент Российской Федерации ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, принятые должностными лицами от имени Российского государства без поручения Президент Российской Федерации, могут быть дезавуированы (объявлены недействительными).

Полномочия Президента Российской Федерации с чрезвычайно высоки, его конституционный статус как главы государства наделяет его широкими полномочиями. Конституционный статус Президента России основан на учете мирового опыта организации президентской власти.

Вместе с тем устройство президентской власти в России весьма специфично, отражает российские условия политической жизни и не дает оснований говорить о меланхолическом копировании опыта какой-либо страны. Необходимо отметить, что сегодня России необходим этот институт власти, поскольку на нынешнем этапе развития нашего государства общество требует серьезных реформаторских преобразований во всех сферах деятельности. Учитывая то, что многие законы, срочно необходимые России сейчас блуждают в комитетах и комиссиях Парламента многие месяцы, а иные уже устаревают к моменту выхода, институт президентства необходим. Пока в России не сформировались прочные устои разделения властей, пока каждая из ветвей власти не укрепится профессионально, до тех пор нельзя говорить о России как о полноценном демократическом государстве. Вместе с тем следует отметить, что деятельность Президента нуждается в тщательном контроле со стороны всех ветвей власти. Ответственность Президента весьма высока и должна жестко контролироваться. Я считаю, что наше государство должно исторически прийти к тем демократическим устоям, которые провозгласила. Поскольку мировые цивилизации вынашивали свою демократию веками и тысячелетиями, поэтому нельзя сегодня говорить о том, что мы пришли к законченному типу развития общественных отношений. Главное придерживаться того пути, который избрали.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бельский К.С. «О функциях исполнительной власти». // Государство и право, 2007, №3, С.15.

2. Чиркин В.Е «Президентская власть» // Государство и право №5, 2008.

3. Конституция Российской Федерации: Энцикл. Словарь / Авт. коллектив: В.А. Туманов, В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин и др. — М. Большая Российская энциклопедия, 2005.

4. Закон «О референдуме Российской Федерации» / Собрание законодательства Российской Федерации, №42, 16.10.06 г. ст. 3821.

5. Закон «О гражданстве Российской Федерации» / «Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ», 6.02.08, №6, ст. 243.

6. Конституционное право. Учебник. Отв. ред. А.Е. Козлов — М. Издательство БЕК, 2006.

Размещено на Allbest.ru

Шпаргалка: Основы конституционного статуса Президента РФ, его положение в системе высших органов государственной власти

Содержание

1. Конституционный статус президента РФ 1

2. Порядок избрания Президента РФ 2

3. Полномочия Президента РФ 3

Список литературы 5

1. Конституционный статус президента РФ.

Согласно Конституции, Президент РФ является главой государства. Это выделяет президентскую власть в особое положение, как бы возвышает ее над тремя традиционными ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной.

Особое положение Президента определяется тем, что он как глава государства:

¨ определяет состав Правительства РФ;

¨ назначает и освобождает от должности членов Правительства;

¨ принимает решение об отставке Правительства;

¨ может председательствовать на заседаниях Правительства;

¨ в особых случаях, определенных Конституцией, распустить Государственную Думу.

Конституция РФ провозглашает Президента гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

В этом качестве Президент:

¨ может обратиться в Конституционный Суд РФ с ходатайством о признании неконституционными актов федеральных органов и субъектов РФ;

¨ как гарант прав и свобод личности Президент вправе использовать помилование граждан, осужденных судом за совершенные особо тяжкие преступления.

На Президента возложена охрана суверенитета России, независимости и государственной целостности РФ.

Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, т. е. выполняет координирующую функцию, обладая юридическими средствами воздействия на каждую из ветвей власти:

¨ на деятельность законодательной власти – осуществлением права законодательной инициативы, правом вето, правом роспуска Государственной Думы;

¨ на исполнительную власть – посредством назначения председателя Правительства, назначения и освобождения от должности заместителей председателя Правительства, федеральных министров, путем принятия решения об отставке Правительства, посредством отмены актов Правительства;

Что касается судебной власти, то она независима в своей деятельности от любых властей, но Президент предоставляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

2. Порядок избрания Президента РФ.

Срок полномочий Президента РФ – четыре года.

Избрание Президента осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет.

Одно и то же лицо не может занимать пост Президента более двух сроков подряд.

Выборы Президента назначаются Советом Федерации не позднее, чем за 4 месяца до дня выборов. Если же он прекращает свои полномочия досрочно, то выборы назначаются через 3 месяца после досрочного прекращения полномочий Президента.

Выборы главы государства проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России.

Право выдвигать кандидатов на пост Президента принадлежит:

¨ избирателям, образующим инициативную группу в количестве не менее 100 человек;

¨ избирательным объединениям, имеющим общероссийский характер и зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ избирательным блокам.

В поддержку выдвинутой кандидатуры в Президенты инициаторы должны собрать не менее 1 млн. подписей избирателей, причем на один субъект РФ должно приходиться не более 7% от требуемого числа подписей.

Определение результатов выборов Президента производится по мажоритарной системе абсолютного большинства: избранным считается тот кандидат, который получил больше половины голосов избирателей, принявших в голосовании.

Предусмотрен порядок вступления Президента РФ в должность. Он должен принести присягу, текст которой содержится в Конституции РФ. Присяга произносится в торжественной обстановке. На ней обязательно присутствие депутатов Государственной Думы и Совета Федерации, а также судей Конституционного Суда. С момента принесения присяги Президент считается вступившим в должность.

Конституцией РФ предусмотрено досрочное прекращение полномочий Президента РФ в следующих случаях:

1. Отставки Президента по собственному желанию

2. Стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия, которые подтверждаются специальной медицинской комиссией.

3. Отрешения в порядке импичмента.

Во всех случаях, когда Президент досрочно прекращает свои полномочия, его обязанности возлагаются на председателя Правительства.

3. Полномочия Президента РФ.

1. В сфере органов исполнительной власти, органов при Президенте РФ:

¨ назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

¨ принятие решения об отставке Правительства РФ;

¨ назначение на должность и освобождение от должности по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров;

¨ формирование Совета Безопасности РФ и руководство им;

¨ формирование Администрации Президента РФ;

¨ назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ по федеральным округам;

¨ назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;

¨ назначение и отзыв дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

2. В сфере организации и деятельности законодательной власти:

¨ назначение выборов Государственной Думы;

¨ роспуск Государственной Думы;

¨ внесение законопроектов в Государственную Думу;

¨ подписание и обнародование федеральных законов;

¨ обращение к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики РФ;

3. В сфере безопасности и обороны:

¨ Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами РФ;

¨ утверждение военной доктрины РФ;

¨ введение на территории РФ или ее частей военного положения в случае угрозы агрессии или агрессии, введение чрезвычайного положения с немедленным сообщением об этом обеим палатам Федерального Собрания.

4. В сфере судебной власти и прокуратуры:

¨ предоставление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов;

¨ внесение в Совет Федерации предложений о назначении на должность и освобождении от должности Генерального прокурора РФ.

4. В сфере внешней политики:

¨ ведет переговоры с другими государствами и подписывает международные договоры;

¨ принимает верительные грамоты дипломатических представителей;

¨ руководит внешней политикой РФ.

5. Решение иных некоторых вопросов:

¨ решение вопросов гражданства;

¨ предоставление политического убежища;

¨ награждение государственными наградами, присвоение почетных и высших воинских званий.

Выполняя указанные полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения. Эти акты не могут противоречить Конституции и российским законам, они обязательны для исполнения на всей территории РФ. Акты Президента носят подзаконный характер. Указы подлежат обязательному опубликованию, кроме содержащих государственную тайну.

1. Конституция Российской Федерации. М. 2000.

2. Морозова Л.А. Основы государства и права. Пособие для поступающих в вузы. – М. ООО «Издательство Новая Волна»: ЗАО «Издательский Дом ОНИКС», 1999.

3. Основы государства и права. Учебное пособие. Под общей редакцией доктора юрид. наук, профессора С.А. Комарова. – М. Манускрипт; Остожье, 1998.

Еще работы по государству и праву

Реферат по государству и праву

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *