Конституционное право это

Конституционное право

Конституционное право это

Понятия «конституционное право» и «государственное право»

Конституционное право обычно рассматривается юридической наукой в трех аспектах: (1) как отрасль права. существующая в любом государстве и являющаяся ведущей публичной отраслью его правовой системы; (2) как юридическая наука. изучающая одноименную отрасль права, составляющие ее нормы, формирующиеся на их основе конституционно-правовые отношения и тенденции их развития; (3) как учебная дисциплина. система знаний, основанная на достижениях науки и отрасли используемых для подготовки специалистов высшей квалификации в области юриспруденции.

Поскольку конституционное право — ведущая отрасль российского права, его нормы являются базовыми как для публичного, так и для частного права. Поэтому конституционное право, являясь отраслью публичного права, закрепляет в своем содержании важнейшие принципы других отраслей права, и в этом смысле, его можно относить, как отметил О.Е. Кутафин, к публично-частному праву 1 Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М. Юристъ. 2001. С. 44. в предмете которого сходятся публичные и частно-правовые интересы.

В Российской Федерации, как и в некоторых зарубежных государствах, наряду с термином «конституционное право» используется и другой — «государственное право». В главном их содержание совпадает 2 Например, Е.И. Колюшин данные понятия рассматривает как синонимы, так как по своему содержанию понятия «конституционное право» и «государственное право» идентичны // Колюшин Е.Н. Конституционное право России: Курс лекций. М. Городец. 2006. С. 14, 15. хотя имеются различия, в основном по предмету и объему регулируемых отношений.

Так, например, исследователи, изучающие государственное право, акцентируют внимание в первую очередь на том, что государственно-правовые нормы закрепляют основные принципы, которые определяют устройство государства и гражданского общества. В них выражаются прежде всего качественная характеристика государственной организации общества, такие ее начала, как форма правления, форма государственного устройства, принадлежность власти, субъекты государственной власти и способы ее реализации, общие основы функционирования всей системы политической организации общества 3 Государственное право Российской Федерации: Курс лекций для юридических институтов и факультетов / Под ред. О.Е. Кутафина. Т. I. М. 1993. С. 8.

Ученые, использующие понятие «конституционное право», в первую очередь ориентируют предмет исследования на систему норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия индивида, общества и государства, связанные с осуществлением публичной власти и призванные обеспечить легитимность этой власти, если она существует и действует в интересах человека, в рамках и на основе права. Таким образом, конституционное право в их представлении является системой правовых норм, обеспечивающих и гарантирующих реализацию и защиту основных прав и свобод человека, развитие демократических общественных институтов, построение и функционирование государства и его институтов 4 Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая. Ю.И. Лейбо. Л.М. Энтина. М. 2000. С. 8.

Другие авторы, наоборот, не склонны идеализировать доминирование прав и свобод человека в конституционном праве и считают, что положения ст. 2 Конституции Российской Федерации могут оставаться либо лозунгом 5 »В связи с современным лозунгом приоритетности прав человека (а это именно лозунг, ибо он легко превращается в формулу «помоги себе сам») вмешательство в современное бытие любого жителя априорно связано с боязнью нарушения его прав». См. Бабурин С.Н. Голик Ю.В. Капитонов С.А. Роль государства в современном мире // Актуальные проблемы современного российского государствоведения: сб. научных трудов. Вып. 1 / Под общ. ред. С.Н. Бабурина. М. Изд-во РГГЭУ, 2008. С. 16. либо попыткой узаконить двойной стандарт. В.И. Якунин считает, что

система двойных стандартов, во всяком случае, на уровне Конституции РФ, должна быть переосмыслена. Речь, естественно, не идет об отрицании принципа прав человека в качестве высшей ценности. Но данная идеологема, являющаяся универсальной для большинства стран мирового сообщества, должна быть дополнена и другими, связанными с национальной, исторически сформировавшейся, спецификой России.

Статья 2 Конституции предлагает неолиберальную трактовку высших государственных ценностей. В предлагаемом ценностном ряду «человек, его права и свободы», как отмечено выше, не нашлось места для самой России. Безусловным является то, что ее независимость должна быть также отнесена к базовым конституционным ценностям, причем приоритетным по отношению к прочим 6 Якунин В.И. Государственная идеология и национальная идея: конституционно-ценностный подход // Государство и право. 2007. № 5. С. 7.

Вместе с тем некоторые авторы утверждают, что в ст. 2 Конституции государство рассматривается как техническое или служебное средство для удобства граждан. В действительности же оно выступает как высшая неподконтрольная инстанция, а граждане — как взаимозаменяемые винтики. Более того, бесконтрольные чиновники, заняв надправовую позицию, чувствуют себя не служащими, а командующими. Здесь стоит отметить, что, наверное, к таким заявлениям необходимо подходить критически, а использование категории партийных съездов 30-х годов «винтики» в отношении граждан российской Федерации, совершенно недопустимо, как и недопустимо не видеть концептуальный и доктринальный характер второй статьи Основного Закона с граны, он редел и вше го суть всего правового регулирования общественных отношений общества и государства именно через высшие ценности человека, его права и свободы.

Применительно к России до революции 1917 г. ученые использовали понятие государственное право 7 Несмотря на то, что для юридической школы России конца XIX в. — начала XX в. был характерен широкий подход к предмету, поскольку вместе с государственным устройством рассматривались права подданных, основные начала государственного властвования, вопросы организации верховной власти, государственных органов, самоуправления и соотношения его с местным управлением. применяя термин конституционное право для иностранных государств, где благодаря ученым англосаксонской правовой семьи эта терминология получила широкое распространение, а государственный строй отличался разделением властей, прямым «народоправством» и народным представительством.

Большинство отечественных дореволюционных государствоведов считали, что предмет государственного права является однородным. Например, Н.М. Коркунов, И. Андреевский, А.Д. Градовский содержание предмета государственного права сводили к отношениям государственного властвования. Хотя А.С. Алексеев, например, считал, что предмет государственного права охватывает не только отношения властвования, но и правовое положение граждан 8 Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб. 1409. Т. 1. С. 48; Андреевский И. Русское государственное право. СПб.; М. 1866; Градовский А.Д. Общее государственное право. СПб. 1885; Алексеев А.С. Русское государственное право. М. 1897. С. 8.

Термин государственное право использовался и советской правовой школой, хотя мотивы были другие. Приоритет отдавался «всеохватывающему» государству, коллективу, классу, партии. Человек в этой системе рассматривался как «винтик», «зубчатое колесико», «приводной ремень» (по терминологии тех лет) в системе «всеохватывающего» общества, основанного на классовых ценностях. Кроме того, государственное право было значительно политизировано, советские конституции в большей мере имели ценность идеологического и политического документа, нежели юридического 9 Данную позицию в свое время выразил профессор М.А. Рейснер, указав, что, «в отличие от конституции буржуазной демократии, наша конституция построена на началах не правовой законности, а целесообразности», и далее: «Наша наука о конституции преимущественно не юридическая, а политическая» (см.; Рейснер М.А. Лекции на ускоренных курсах АГШ РК Красной Армии в 1918/1919 г. М. 1919. С. 148).

Возвращение к понятию конституционного права в России произошло в годы перестройки во второй половине 1980-х и в начале 1990-х гг. когда во главу угла были поставлены вопросы о правах человека и их защите, о демократизации общества, разделении властей, верховенстве закона, подчинении государства праву, о формах непосредственного волеизъявления народа.

Конечно, нельзя как отождествлять, так и искусственно разрывать проблемы конституционные и государственные, тем более их противопоставлять. Разрешить их возможно только в тесном взаимодействии и в органической взаимосвязи. В их сочетании в какой- то степени реализуется конституционная идея, закрепленная в норме действующей Конституции России: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью ».

Тем не менее, спор отечественных ученых о содержании названных терминов длится несколько десятилетий (с 1970-х годов), но до сих пор по данному вопросу нет единого мнения. Сторонники понятия «конституционное право» приводили аргументы в его защиту. Смысл их состоит в том, что еще в советское время учебники по государственному праву соответствовали Конституции СССР, что термин «государственное право» не отражает специфики отрасли, потому что любая правовая норма, к какой бы отрасли права она ни относилась, устанавливается государством, и в этом смысле каждое нормативное предписание государственного органа может быть отнесено к государственному праву.

Сторонники сохранения наименования отрасли и науки «государственное право» настаивали на том, что дискуссия носит концептуальный характер, определяет содержание и объем предмета правового регулирования отрасли права, исторически сложившейся именно как государственное право и имеющей свои традиции в обществе. В то же время Н.А. Богданова полагает, что современная тенденция расширения предмета государственно-правового регулирования за счет включения в него понятий, связанных с различными аспектами устройства и функционирования гражданского общества, направленных на его ограждение от вмешательства государства, является доводом в пользу наименования соответствующих науки и отрасли конституционным правом. При этом расширяются границы его регулирования и изучения. Они выходят за рамки традиционного предмета государственного права, смещая акценты в понимании роли государства в цепочке «государство — общество — человек». Исходным и важнейшим ориентиром признается человек, его права и свободы, а общество рассматривается как основное звено между человеком и государством.

Своеобразный компромиссный подход предлагает Е.И. Колюшин, считающий, что по своему содержанию понятия «конституционное право» и «государственное право» идентичны, поэтому наиболее удачным применительно к России представляется термин «конституционное (государственное) право». Тем самым подчеркивается преемственность развития и снимается напряжение, вызванное политическим противопоставлением этих понятий 10 Колюшин Е.Н. Конституционное право России: Курс лекций. М. Городец, 2006. С. 14, 15.

В процессе дискуссии ни одной из сторон не удалось доказать свою правоту, поскольку речь фактически шла скорее о споре терминов, а не о содержании отрасли. К тому же аргументы в пользу того, что в России еще не сложился конституционный строй и нет реального приоритета прав и свобод человека, постепенно теряют свое значение в связи с очевидностью современной тенденции к соблюдению прав человека, к экономическим и социально-культурным переменам в российском обществе, к компромиссу и сотрудничеству государственных органов различных уровней между собой и с системой местного самоуправления. Видимо, поэтому сегодня подавляющее большинство учебников носит название «Конституционное право России», что, по мнению И.А. Конюховой, свидетельствует о трансформации взглядов российской школы государствоведения и более прочном утверждении доктрины конституционализма 11 Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть: Курс лекций. М. 2006. С. 36. Так же назвал учебник и С.А. Авакьян, подчеркнув при этом, что конституционное и государственное право исходит от государства, и предмет отрасли здесь тождественен. Пределы регулирования отраслью права общественных отношений зависят не от ее названия, а от характера этих отношений и объективной потребности только в установлении их правовых основ либо также и в детальном правовом оформлении 12 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 т. 4-е изд. перераб. и доп. Т. I. М. 2010. С. 56.

Потребление памяти: 0.5 Мб

/ Конституционное право

Понятие, предмет и метод конституционного права

1)Понятие, предмет и методы конституционного права

2)Конституционно правовые нормы и институты

3)Конституционно- правовые отношения, их субъекты

4)Источники конституционного права РФ, понятия, виды

1.Конституционное право — это одна из отраслей системы права РФ. Отрасль — самостоятельная часть правовой системы, совокупность правовых норм регулирующих определённым методом однородные, общественные отношения. В юридической науке основными критериями деления на отрасли является предмет и метод правового регулирования.

Конституционное право РФ — это ведущая отрасль российского права представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих основы конституционного строя РФ, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления

Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения. Метод правового регулирования это приёмы, способы воздействия на составные государства с помощью правовых норм. Предметом конституционно — правового регулирования являются общественные отношения обусловленные конституционным строем, которые представляют собой такое устройство общественной жизни при котором признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина, а государственная власть осуществляется за счёт гос власти. Предметом конституционного права являются общественные отношения возникающая в связи с закреплением и регулированием. 1)Основ конституционного строя российского государства, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства,идеологического многообразия, верховенство конституции

2)Взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан, прав и свобод человека и гражданина.

3)Федеративного устройства в России, состава и компетенции её субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения, верховенство федеральных законов над правовыми актами России.

4)Организации и функционирования системы органов власти РФ:Президента, Федерального собрания, правительство органов судебной власти.

Методы конституционно правового регулирования — это способы при помощи которых регулируются конституционно правовые отношения. Существует 2 метода правового регулирования: 1)Диспозитивный 2)Императивный. В завивсимости от того, какой из указаных методов приемущественно используется той или иной областью права делятся на публичное и частное.В облостях публичного права восновном используется императивный метод, а в облостях частного права диспозитивный метод. Диспазитивный метод характерен для регулирования общественных отношений связанных с правами и свободами человека и гражданина, но только в сфере пользования этими правами.

2.Конституционно правовые нормы — это обще обязательные правила поведения установленные государства в целях охраны и регулирования которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются государством. По сравнению с нормами других отношений права они отличаются- содержанием,источниками, своеобразием видов норм,учредительным характером предписаний, особым механизмом реализации, специфическим характером субъектов на регулирование отношений которых они обращены и особенностями структуры. Классификация конституционно правовых норм по основаниям: по характеру содержащихся в них предписаний — а) управомочивающие нормы — это нормы закрепляющие право субъектов, осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их полномочий, б) Обязывающие нормы — закрепляют обязанность субъектов соотносить своё поведение, свои действия с установками данных норм.в) Запрещающие — это нормы содержащие запреты на совершение определённых действий в них предусмотренных, 2)По степени определённости содержащихся в них предписаний-а)Императивные — это нормы усмотрения субъекта в применения установленного в них правила,б)Диспазитивные — это нормы которые предусматривают возможности выбора варианта действия.3) По назначения в механизме правового регулирования: а)материальные- это нормы предусматривающие содержания действия по правовому регулирования общественных отношений,б)Процессуальные — это нормы определяющие порядок в которых они должны быть реализованы.

Совокупность норм конституционного права регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу называется конституционно правовым институтом

3.Специфика конституционных отношений состоит в следующем: 1)Их отличает особое содержание, особая сфера отношений, составляющая предмет конституционного права.2) Особый субъектный состав.3) Значительное разнообразие видов правоотношений. Наиболее классический вид правоотношений — конкретные конституционно правовые отношения, в которых чётко определены субъекты их взаимные права и обязанности. Они возникают на основе норм правил поведения. Другой вид — это правоотношения общего характера в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установленны конкретные права и обязанности. Такие отношения возникают на основе реализации норм — принципов, норм — деклораций и норм — целей. Особым видом правоотношений являются правовые состояния. Классиикация конституционно правовых отношений: а) По сроку действия различаются постоянные и временные отношения, б) По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные правоотношения. в) По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные отношения. Возникновению, прекращению, или изменению, правоотношения предшествует юридический фактор — событие или действие. Субъекты конституционного права- это участники конституционно правовых отношений, круг субъектов очень широк: ими могут быть все на кого правовые нормы данной отрасли возлагают обязанности и предоставляют права.

4.Каждая отрасль права имеет свои специфические источники, т.е. внешние формы выражения правовых норм. В общей теории права изучают следующие источники права — 1.Правовые обычаи. 2.Судебные прециденты. 3.Нормативно — правовые акты. 4.Нормативные договоры. Судебный прицидент — решение суда высшей инстанции для вынесения решения судами низшей инстанции. В странах континентальной правовой системы решающее значения имеют нормативно правовые акты. Решения судов не является законотворческими. Главный источник права — это конституция, на втором месте ФКЗ.Зарубежом практикуются конституционные и органические законы. Конституционный закон — закон вносящий изменения в конституцию, органические законы — законы которые принимаются по вопросам прямопредусмотренные конституцией.Фкз принимаются по вопросам предусмотренным конституцией РФ. ФКЗ считается принятым не менее 3/4 депутатов федерального собрания(квалификационное большенство). Принятый закон должен быть подписан призидентом и обнародавон в народе. ФКЗ(о конс суде РФ от 21 июля 1994г), (о референдуме), (о арбитражных судах 1995 г), (о судебной системе), (о уполномоч. по правам человека в РФ 1997 г), (о правительстве в РФ 1997 г). (о военных судах РФ), (о гербе РФ), (о флаге), (о гимне), (о черезвычайном положении), (о порядке принятия в РФ и создания в её составе нового субъекта), (о военном положении), (о изменении конс. прав. отношения в РФ). Источниками констиуционного права являются обычными законами которые называются ФЗ. Они принимаются простым большенством голосов от общего числа депутатов гос думы и подлежат одобрению таким же большинством голосов в Федерального Совета. Президент имеет право вета. Силу ФЗ имеют так же законы вступившие в силу ещё до вступления в действие конституции РФ(Закон РФ о гражданстве в РФ). Среди подзаконных нормативных актов большое значение имеют указы президента РФ (Указ президента о поэтапной конституционной реформе РФ 1993г). Деятельность вновь введённого института полномочного представителя президента РФ в федеральных округах.Источниками конс права в РФ являются так же акты палат РФ, это постановления принимаемые по вопросам их компетенции и регламенты устанавливающий внутренний устрой и регламнт деятельности палат.Нормативные договоры(Международные и внутригосударственные). В соответствии с ч 4 ст 15. А если международным договором установлены иные правила чем предусмотренные законом то используют правила международного договора. Договор РФ и республики Татарстан — о разграничении предмета ведения и взаимном делегированием полномочий между органами гос власти РФ и органами гос власти республики Татарстан. В романо — германской правовой системе суд. решения не признаются источниками права,за ними признаётся только право толкования. В рф правом официальным толкованием конституции признаётся только конс суд, он даёт толкование только по запросам президента РФ,гос думы, федерального собрания, правительства РФ. Особое место среди источников конституционного права занимает декларации:Декларация о гос суверенитете. К числу источников действующих только на третории субъектов рф относится только конституции республик и уставы других субъектов РФ.

Система конс права — это совокупность состовных частей и элементов конс права характеризующее его внутреннее строение и обособляющее его от других отраслей права. Общие принципы конс права — это основные принципы конс права, в соответствии с которыми строится система правовых норм и котор придают этой системе единую напрвленность. В системе конс права выдиляют институты которые составляют состав элементы общества: 1.Основы конс строя, 2.Основы правового статуса человека и гр,3.Федеративное устройство власти,4.Система гос власти и система местного самоуправления. Между конс правовыми институтами существует правовая форма взаимодействия в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого. При характеристике системы конс права важное значение имеет вопрос о её соотношении с системой конституции являющейся основным источником конс права. Система отраслей охватывает всю совокупность конституционно правовых норм, а система конституц. часть правовых норм.

Источники конституционного права — правовые акты по средствам которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно правовые нормы. Среди источников конституционного права следует выделять правовые акты действующие на всей терретории РФ и акты имеющие сферу действия только на терретории конкретного субъекта РФ или терретории на которой осуществляется местное самоуправление

Конституционное право: понятие, предмет и метод правового регулирования, место в системе российского права

Конституционное право — это отрасль российского права. представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы взаимоотношений человека и государства, устройства государства и организации государственной власти путем закрепления в Конституции РФ и конституционном законодательстве основ конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, основ организации системы государственной власти и местного самоуправления.

Предмет регулирования конституционного права — общественные отношения, имеющие публично-властный характер (то есть их объект – публичная власть). Отношения публично-властного характера складываются во всех сферах жизни общества, но нормы конституционного права регулируют данные сферы в разном объеме.

Общественные отношения . составляющие предмет конституционного права, имеют свои характерные особенности, позволяющие выделить их из всей совокупности общественных отношений, регулируемых правом:

— Отношения, регулируемые конституционным правом, возникают во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной, нравственной.

— Конституционное право регулирует не все общественные отношения в этих сферах, а только базисные, фундаментальные отношения, составляющие основу построения всей правовой системы, других отраслей права. Данные отношения являются своеобразным «каркасом9raquo;, соединяющим в единое целое все многообразие правовых норм разных отраслей права, определяя основные задачи и принципы их функционирования, направленность их воздействия на общественные отношения.

Регулирование устройства государства и организации государственной власти осуществляется через:

— Установление основных принципов устройства государства и организации государственной власти в числе основ конституционного строя — базовых положений, определяющих дальнейшее регулирование государственных институтов;

— Установление формы государственного устройства: Россия, как известно, является федеративным государством, поэтому одним из наиболее важных аспектов регулирования российской государственности является упорядочение отношений Федерации и ее субъектов, определение предметов их ведения и полномочий. Этот комплекс отношений и соответствующих им норм охватывается институтом федеративного устройства;

— Установление системы органов власти, разграничение этой системы по горизонтали (разделение властей) и по вертикали: система органов государственной власти (федеральной и региональной) и система местного самоуправления и его органов.

Особое место занимает Конституция Российской Федерации, которая является источником конституционно-правового регулирования .

Метод правового регулирования – совокупность приемов, способов регулирования общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.

На современном этапе политического развития нам известны группы методов конституционно-правового регулирования:

— Метод властеотношений, предполагающий наделение одного субъекта конституционно-правовых отношений властными полномочиями. На другого субъекта возлагается обязанность выполнения велений субъекта. обладающего властными полномочиями.

— Методы дозволения, обязывания и запрета.

Метод дозволения носит управомочивающий характер, наделяет субъекта набором прав. Правонаделение характерно для гражданского права.

Метод обязывания носит обязывающий характер – то есть наделяет субъекта обязанностями, иногда может выражаться в наделении компетенцией или обязанностью нормоустановления. Прием характерен, к примеру, для административного права.

Метод запрета указывает на запрещение определенного вида поведения, в данном случае норма права устанавливает препятствие. В основном, метод характерен для уголовного права.

— Метод установления конституционно-правовой ответственности и санкций конституционного права для тех субъектов, кто не исполняет или ненадлежащим образом исполняет предписания конституционно-правовых норм.

— Императивный (субъект не имеет выбора, лишь подчиняется) и диспозитивный (субъект имеет выбор) методы.

Основными признаками конституционно-правового метода регулирования являются :

— широкое использование властеотношений, отношений подчинения одного субъекта другому в сфере отношений, определяющих устройство государства и организацию государственной власти;

— ограничение полномочий субъектов конституционного права, наделенных властными полномочиями, строго установленными правовыми пределами, в рамках которых они осуществляют свою деятельность. В качестве способов воздействия используются позитивное обязывание (например, обязанность Президента РФ приносить присягу при вступлении в должность — ст. 82 Конституции РФ) и запрещение (например, запрещение Государственной Думе принимать федеральные законы, которые противоречили бы федеральным конституционным законам, -ст. 76 Конституции РФ);

— использование диспозитивных начал, выражающихся в том, что на их основе возникают отношения с равным положением участников.

Своеобразие метода конституционно-правового регулирования определяется двумя основными моментами. Во-первых, конституционное право является частью публичного права, для которого характерен императивный метод регулирования общественных отношений, основанный на субординации (подчинении) между участниками общественного отношения. Во-вторых, как уже отмечалось, конституционное право регулирует определенный (базовый) слой отношений во всех сферах жизнедеятельности общества. Поэтому естественно, что разнообразные отношения должны регулироваться различными способами правового регулирования. Таким образом, метод конституционно-правового регулирования сочетает в себе черты императивного и диспозитивного методов.

Метод правового регулирования в конституционном праве преимущественно обязывающий (нормоустановительный) характер. Дозволения и запреты используются постольку, поскольку инструментально необходимы для поддержания обязывания. Дозволения и запреты являются так называемыми субсидиарными (дополнительными) приемами.

Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов.

Первичным звеном системы отрасли права всегда выступает правовая норма. Совокупности конституционно-правовых норм, регулирующие относительно самостоятельные блоки общественных отношений, называются конституционно-правовыми институтами. Необходимо отметить, что система конституционно-правовых институтов также представляет собой сложную систему: более крупные институты объединяют в себе более мелкие, а те, в свою очередь, также подразделяются на институты.

Основными критериями выделения конституционно-правовых институтов, их отграничения друг от друга выступают несколько признаков:

— Круг общественных отношений, на регулирование которых направлены нормы правового института;

— Специфика правовых норм института, а также правовых отношений, возникающих под воздействием этих норм;

— Круг источников, содержащих нормы правового института.

В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

— Основы конституционного строя;

— Основы правового статуса человека и гражданина;

— Федеративное устройство государства;

— Систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Различия, отражающие специфику каждого из названных институтов, можно проводить:

— по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.;

— по особенностям механизма действия конституционно-правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;

— по степени конкретной направленности конституционно-правового регулирования. Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других – конкретно регулируют те или иные общественные отношения;

— по субъектному составу. Нормы одних институтов адресованы к конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы других – ко всем субъектам права, ко всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотношений, конкретное выражение их правообязанностей;

— по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны Конституции, конституционного строя, в других – конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий;

— по специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других – преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;

— по видовому характеру норм соответствующего конституционно-правового института. В одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других – нормы конкретного регулирующего действия;

— по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конституционно-правовых норм. Нормы некоторых конституционо-правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно-правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно-правового регулирования;

— по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. Общая целенаправленность конституционно-правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не формулируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;

— по функциям, присущим каждому конституционно-правовому институту. Они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;

— по принципам, свойственным каждому из конституционно-правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех норм данного института.

Указанные специфические особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

В юридической литературе по конституционному праву не выработано единого подхода к делению отрасли конституционного права на правовые институты. Наиболее принятой является их классификация исходя из строения Конституции как основного источника конституционного права.

Так как главным критерием разделения отрасли на институты является существование в ее рамках относительно обособленных и групп общественных отношений — объектов конституционно-правового регулирования, система конституционного права выглядит следующим образом :

— Основы конституционного строя России.

— Основы правового положения человека и гражданина в Российской Федерации.

— Федеративное устройство России.

— Избирательное право России.

— Система высших органов государственной власти РФ.

— Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

— Система судебных органов государственной власти РФ.

— Конституционно-правовые основы местного самоуправления в России.

Многие институты конституционного права имеют межотраслевой характер и регулируются нормами других отраслей права. Например, в регламентации института избирательного процесса принимает участие административное право; институт общественных объединений широко регулируется также гражданским правом.

Систему конституционного права можно построить и по другому основанию, выделив в нем две большие части: материальное конституционное право и процессуальное конституционное право.

Нормы материального конституционного права определяют содержание правового регулирования тех или иных общественных отношений.

Нормы процессуального конституционного права направлены на воплощение в жизнь материальных норм путем установления процедуры их реализации.

В процессуальном конституционном праве можно выделить несколько видов процесса:

— Законодательный процесс — совокупность правовых норм, регулирующих порядок инициативы, рассмотрения, принятия, вступления в силу законодательных актов;

— Избирательный процесс — порядок организации и проведения выборов как формы реализации избирательных прав граждан;

— Производство по делам о гражданстве — порядок рассмотрения и разрешения дел, связанных с приобретением и прекращением гражданства Российской Федерации;

— Конституционное судопроизводство — порядок осуществления Конституционным Судом правосудия по конституционным делам.

Конституционное право является одной из отраслей российской правовой системы, но занимает среди них особое место. Конституционное право традиционно занимает ведущее место в системе отраслей национального права. предопределяя содержание иных отраслей права. Это определяется несколькими моментами:

Предметом конституционного права являются общественные отношения, в которых выражаются основные принципы общественного и государственного устройства:

— Основной источник конституционного права — Конституция РФ — акт, содержащий нормы, имеющие учредительный характер;

— Конституционное право определяет основы конституционного строя Российской Федерации, то есть те основополагающие принципы, которым должно соответствовать построение государства, ориентиры для строительства системы правовых норм, в рамках которых существует правовое, конституционное государство. Основы конституционного строя лежат в основе функционирования любой отрасли права;

— Конституционное право закрепляет основные права человека и гражданина, определяет общую правосубьектность индивида в рамках нашей правовой системы. Эта общая правосубьектность является общей предпосылкой конкретных правоотношений, устанавливаемых на основе норм других отраслей права;

— Конституционное право устанавливает федеративное устройство Российской Федерации, разделение полномочий между Федерацией и ее субъектами, определяя источники той или иной отрасли права, возможность регулирования определенных областей общественных отношений нормами федерального или регионального права, их совокупности;

— Конституционное право закрепляет основы организации государственной власти и местного самоуправления, компетенцию высших федеральных органов власти, принципы организации региональных органов власти, учреждая круг субъектов, представляющих государство в общественных отношениях, регулируемых различными отраслями права;

— Конституционное право регламентирует правотворческий процесс — процедуру создания норм права — исходных элементов любой отрасли права, закрепляет виды источников, в которых могут содержаться правовые нормы.

В целом. конституционное право является первичной отраслью национального права, так как устанавливает процесс воспроизводства всех отраслей права, в том числе и себя самого.

Конституционное право Российской Федерации является ядром системы российского права. Основополагающее значение данной отрасли в системе права объясняется важностью конституционных правоотношений.

4.1. Понятие конституционного права, его предмет, метод и источники

Конституционное право — это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права, потому что, во-первых, общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права, выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституционное право ведущее по своему источнику — конституции; в-третьих, нормы конституционного права определяют основные принципы правового регулирования в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права. Эти нормы находят свое развитие и конкретизацию в специальных отраслях права. Именно поэтому считают, что конституционное право составляет ядро системы права.

Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст. 58 Конституции РФ «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»). В конституционном праве известен также метод дозволения, применяемый в основном к регулированию статуса граждан или для определения полномочий государственных органов (например, ст. 34 Конституции РФ » Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом деятельности»). В конституционном праве применяется и метод запрещения (например, ст. 50 Конституции РФ «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление»).

Субъекты конституционного права:

2) предприятия, учреждения, организации (государственные и негосударственные);

3) государственные органы;

4) органы местного самоуправления;

5) общественные объединения;

6) территориальные образования.

Источники конституционного права:

1) Конституция (Основной Закон);

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ » О гражданстве Российской Федерации»);

4) законы субъектов федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);

5) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права.

Особенности норм конституционного права:

1. Большинство норм конституционного права носит обобщенный характер.

Они излагаются на уровне принципов. Например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

2. Как правило, нормы конституционного права не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция, но лишь несколько статей Конституции РФ содержат санкцию.

3. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права. Они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права. Исключение составляют нормы международного права, которые имеют приоритет по отношению к нормам конституционного права с точки зрения свободы личности, прав человека и гражданина.

4. Нормы конституционного права носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта конституционного права.

Особенность норм конституционного права в том, что применять их могут только государство или муниципальные органы. Граждане могут ими только пользоваться.

Виды норм конституционного права:

1) нормы-принципы (содержат общие положения правового регулирования, например, гл. 1 Конституции РФ);

2) нормы — исторические справки (эти нормы содержатся в преамбуле Конституции РФ и указывают на незыблемость существующих отношений);

3) нормы программного характера (эти нормы содержат в себе установки на перспективу развития общества);

4) констатирующие нормы (закрепляют существующие на момент принятия конституции отношения);

5) устанавливающие нормы (определяют порядок формирования органов государства и круг их полномочий, а также определяют основные права и свободы граждан).

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т.е. в этих отношениях могут участвовать либо все субъекты конституционного права, либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации государственной власти.

Конституционно-правовые отношения образуют систему конституционного права, состоящую из совокупности правовых институтов, которые располагаются в определенной последовательности и находятся во взаимодействии друг с другом.

Правовой институт конституционного права – это определенная часть конституционных норм, регулирующих отдельные разновидности общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

Конституционное право состоит из следующих правовых институтов:

1) государственного и общественного устройства;

2) правого положения личности в обществе (права и свободы граждан);

3) политического многообразия и многопартийности;

6) гражданства и др.

Таким образом, система конституционного права характеризуется объективными критериями деления отрасли на отдельные структурные подразделения, в основе которых лежат реальные общественные отношения.

Конституционное право

Конституционное право – это правовая отрасль, призванная регламентировать формирование в стране государственной власти, основные формы ее осуществления, взаимоотношения между гражданином и государством и прочими, участвующими в правовых взаимоотношениях, лицами. Таким образом, предметом регулирования являются отношения в обществе. С одной стороны, взаимоотношения поддаются нормативно-правовому влиянию, с другой же стороны – данное влияние необходимо в социальных интересах.

Общественные взаимоотношения, которые регулирует конституционное право, обладают характерными особенностями. Это позволяет выделить их из всего комплекса взаимоотношений правового регулирования.

Конституционное право призвано регулировать отношения, возникающие во всех сферах общества: экономической, политической, нравственной, социальной. При этом регулирование осуществляется только базисных (основных, фундаментальных) взаимоотношений, которые составляют основу структуры правовой системы, прочих правовых отраслей. Эти взаимодействия считаются неким «каркасом9raquo;, который соединяет все функциональное многообразие и направленность влияния в единое целое.

Базисные отношения, которые регулирует конституционное право, касаются двух объемных областей. В первую очередь, это принципы, по которым строятся взаимоотношения государства и гражданина, а во вторую – принципы устройства госвласти и государства.

В первом случае регулирование осуществляется закреплением приоритета человека в структуре общественных ценностей, а также соблюдением, признанием, защитой и сохранением его неотъемлемых и естественных прав. Таким образом, принадлежащие гражданину с момента рождения права наделяются качественно новой характеристикой – их защищает сила государства. Регулирование вышеуказанных взаимоотношений отражается в основах правового статуса гражданина и человека, законодательного строя страны. Эти институты включает в себя конституционное право.

Регулирование формирования госвласти и госустройства осуществляется посредством установления основных положений, определяющих последующее регулирование институтов государства, установления формы устройства. Как известно, Россия является государством федеративным. В связи с этим, упорядочение взаимоотношений субъектов и Федерации считается одним из наиболее значимых аспектов регулирования.

Конституция страны занимает отдельное место. Она является предметом регулирования и, вместе с этим, его источником.

— императивный, предписывающий поступать согласно определенного образа;

— диспозитивный, предоставляющий выбор среди вариантов поведения;

— метод дозволения применим в случае, когда субъекты конституционного права наделяются определенными полномочиями;

— метод запрещения, пресекающий определенные действия;

-метод обязывания предполагает возложение определнных обязанностей;

— субординации (подчинения вышестоящим органам нижестоящих);

При рассмотрении конституционного права в качестве отрасли, метод являет собой совокупность юридических средств и приемов осуществления правового регулирования в общественных отношениях, которые составляют весь предмет вышеуказанного права.

Специалисты при этом выделяют два основных метода: диспозитивный (частно-правовой) и императивный (публично-правовой), а в их рамках – три способа: обязывание, дозволение и запрет. Преобладающей формой в регулировании общественных взаимоотношений считается способ обязывания.

Конституционное право это

9 знаменитых женщин, которые влюблялись в женщин Проявление интереса не к противоположному полу не является чем-то необычным. Вы вряд ли сможете удивить или потрясти кого-то, если признаетесь в том.

Конституционное право это

10 очаровательных звездных детей, которые сегодня выглядят совсем иначе Время летит, и однажды маленькие знаменитости становятся взрослыми личностями, которых уже не узнать. Миловидные мальчишки и девчонки превращаются в с.

Конституционное право это

Никогда не делайте этого в церкви! Если вы не уверены относительно того, правильно ведете себя в церкви или нет, то, вероятно, поступаете все же не так, как положено. Вот список ужасных.

Конституционное право это

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.

Конституционное право это

Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.

Конституционное право это

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *