Конституционное право как учебная дисциплина

Конституционное право как учебная дисциплина

На современном этапе развития отечественной науки конституционного права огромное значение имеет её связь с учебной дисциплиной конституционного права. Отражение в содержании учебных курсов знаний и мнений, существующих в науке, даёт возможность не только укрепить теоретические знания студента, но позволяет сформировать профессиональные навыки юриста-практика: свободное оперирование различными точками зрения, ориентирование в нормативно-правовой базе и доктринальных источниках, умение вести диалог, доказывать свою точку зрения.

Учебная дисциплина «конституционное (государственное) право Российской Федерации» представляет собой определённую совокупность знаний из области науки, которая посредством различных методических приемов доводится до обучаемых. Наука конституционного права включает в себя всю совокупность знаний о конституционном праве, а учебная дисциплина охватывает лишь ту часть, которая необходима для подготовки обучающегося.

Предметом учебной дисциплины являются система конституционного права, его нормы, институты и источник; конституционно-правовые отношения. Задача учебной дисциплины: облегчить процесс усвоения студентами знаний по Конституционному праву Российской Федерации, оказать им помощь в изучении конституционного права как отрасли, при широком использовании научных разработок в данной сфере правового регулирования. Подготовка юриста в сфере конституционного права должна включать в себя три стратегических направления:

— глубокое и прочное овладение фундаментальными положениями теории конституционного права;

— работа с нормативными актами;

— участие в разрешении проблем, связанных с участием субъектов конституционного права в конституционно-правовых отношениях.

Ученый курс «Конституционное право» состоит из Общей части и Особенной части. В Общей части изучаются теоретические основы конституционного права: понятие и система конституционного права, источники, основы конституционно-правового статуса личности, основы конституционного строя, российский федерализм. В Особенной части рассматриваются организация и функционирование государственной власти и местного самоуправления.

Необходимо отметить, что любое учебное пособие по данной учебной дисциплине является только помощником студента в процессе изучения конституционного права, а не сборником непререкаемых истин. Учебник — субъективная переработка его авторов теории конституционного права и конституционных положений. Студенту-юристу надо больше ориентироваться на конституционное законодательство, изменение которого не всегда находит отражение в учебных пособиях и исследованиях правоведов. Необходимо также помнить, что профессионализм юриста заключается не только в знании нормативной базы, но и в глобальной теоретической подготовке, в способности сопоставлять свою точку зрения с другим мнением. Подобного профессионализма можно достичь, лишь познакомившись с исследованиями различных ученых.

Контрольные вопросы и задания:

1. Что такое конституционное право? Как соотносятся понятия «конституционное право» и «государственное право»?

2. Раскройте роль конституционного права в национальной правовой системе.

3. Назовите отношения, составляющие предмет конституционного права.

4. Назовите особенности метода правового регулирования конституционного права. От чего зависит его содержание в различных странах мира.

6. Назовите отличия науки конституционного права Российской Федерации от конституционного права Российской Федерации как учебной дисциплины.

7. Представьте, что Вам дали написать статью (очерк) в газету вашего ВУЗа о роли конституционного права Российской Федерации. Какие вопросы вы бы обязательно в ней отразили? Напишите статью.

8. Назовите основные этапы развития отечественной науки конституционного (государственного) права.

Конституционное право

Понятия, субъекты, объекты.

Источники конституционного права как отрасли права.

Понятие конституционного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины.

Конституционное право(как отрасль права) – совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с определением основ устройства общества и государства, основ правового положения личности, а также организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Предметом отрасли права является определённая сфера общественных отношений.

Методом отрасли права (правового регулирования) – совокупность приёмов и способов воздействия (регулирования) общественных отношений.

Конституционному праву свойственны методы:

Императивный – основан на предписаниях (т.е. указаниях, что необходимо сделать) и запретах (т.е. чего делать нельзя).

Диспозитивный – основан на дозволениях (т.е. указаниях возможности совершения действий).

Конституционное право(как наука) – совокупность научных теорий, взглядов, суждений по проблемам конституционного права.

Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук и относится к отраслевым наукам (т.е. изучает отрасль конституционного права).

Конституционное право(как учебная дисциплина) – состоит в изучении отраслей конституционного права при этом изучение осуществляется на основе теоретических разработок, составляющих содержание науки конституционное право.

Понятие, особенности и виды.

Конституционно-правовые нормы – правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения в сфере основ устройства государства и общества, основ взаимоотношений государства и личности, а также организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Конституционные нормы имеют ряд особенностей, отличающих их от других норм отраслей права.

Регулируют наиболее важные общественные отношения

Устанавливают правила поведения в самом общем виде, без детализации и конкретизации.

Конституционное право России

  • Конституционное право как отрасль Российского права
    • Понятие конституционного права как отрасли права
    • Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды
    • Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты и объекты
    • Конституционно-правовое принуждение
    • Система конституционного права
  • Конституционное право как наука
    • Наука конституционного права: понятие и предмет исследования
    • Источники и методология науки конституционного права
    • Развитие науки конституционного права
    • Конституционное право как учебная дисциплина
  • Источники конституционного права
    • Конституционные источники
    • Законодательные источники
    • Подзаконные и локальные источники
    • Судебные источники
    • Договорные источники
    • Международные источники
  • Конституция Российской Федерации
    • Конституции: понятие, сущность, функции
    • Виды конституций
    • Конституционное развитие российского государства
    • Конституция Российской Федерации: юридические особенности
    • Поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации
    • Осуществление Конституции и конституционное правосознание
  • Основы конституционного строя Российской Федерации
    • Понятие основ конституционного строя
    • Основные конституционные начала публичной власти в Российской Федерации
    • Конституционные принципы федеративного устройства
    • Основные конституционные начала общественного устройства
  • Обеспечение человеческого достоинства — главная цель конституционно-правового регулирования
    • Достоинство человека в контексте современной российской истории
    • Достоинство человека в ретроспективе философско-правовой мысли
    • Достоинство человека в отечественной политико-правовой мысли
    • Неотъемлемость и юридические свойства достоинства как субъективного права человека
  • Конституционное положение человека и гражданина: понятие, конструкция, содержание
    • Правовое и конституционное положение человека и гражданина
    • Юридическая конструкция и содержание конституционного положения человека и гражданина
    • Конституционные права, свободы, обязанности человека и гражданина
    • Условия реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина
    • Юридические гарантии конституционных прав и свобод
    • Принципы конституционного положения человека и гражданина
  • Отношения гражданства
    • Понятие российского гражданства
    • Принципы гражданства
    • Признание гражданства
    • Приобретение гражданства
    • Прекращение гражданства
  • Конституционный статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев
    • Иностранные граждане, лица без гражданства
    • Беженцы и вынужденные переселенцы
  • Право граждан на объединение
    • Право на объединение
    • Негосударственные организации
    • Некоммерческие организации
    • Общественные объединения
    • Способы учреждения, реорганизации и прекращения общественных объединений
    • Политические партии
  • Свобода совести, вероисповедания
    • Свобода совести, вероисповедания и конфессионально-публичное право
    • Религиозные объединения: понятие и виды
    • Способы учреждения, реорганизации и прекращения религиозных объединений
  • Свобода мысли и слова
    • Свобода мысли и слова: понятие и содержание
    • Конституционно-правовой режим гласности
    • Правовое положение средств массовой информации
  • Право граждан на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование
    • Общая характеристика права граждан на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование
    • Формы осуществления права граждан на публичные мероприятия
    • Реализация права граждан на публичные мероприятия
  • Конституционно-правовое положение национальных меньшинств в Российской Федерации
    • Национальные меньшинства в России
    • Международно-правовые основы статуса национальных меньшинств
    • Защита национальных меньшинств в российском праве
  • Теория государственного устройства
    • Понятие государственного устройства
    • Унитарные государства и унитарные государства с законодательно-территориальными автономиями
    • Федерация: понятие, виды
  • Юридическая природа Российской Федерации
    • Российская Федерация — суверенное — федеративное государство
    • Становление федерации в России и ее особенности
  • Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
    • Эволюция статуса субъектов Российской Федерации
    • Признаки субъектов Российской Федерации
    • Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации
    • Классификация субъектов Российской Федерации
    • Изменение состава субъектов Российской Федерации
  • Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
    • Понятие административно-территориального устройства
    • Становление и правовое регулирование административно-территориального устройства
    • Населенные пункты. Виды административно-территориальных единиц
    • Административно-территориальные преобразования. Административно-территориальный процесс
  • Система органов государственной власти в Российской Федерации
    • Понятие органа государственной власти
    • Система органов государственной власти
    • Виды органов государственной власти
  • Президент Российской Федерации
    • Понятие института президентуры. Место Президента в системе федеральных: органов государственной власти
    • Порядок занятия должности Президента
    • Компетенция Президента
    • Акты Президента
  • Федеральное собрание Российской Федерации
    • Из истории российского парламентаризма
    • Статус Федерального Собрания. Основы его организации и состав
    • Статус члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Институт неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
    • Внутренняя организация палат Федерального Собрания
    • Правовое регулирование роспуска Государственной Думы
  • Федеральный законодательный процесс
    • Законодательная компетенция федеральных органов государственной власти
    • Внесение законопроектов в Государственную Думу
    • Рассмотрение законопроектов Государственной Думой
    • Рассмотрение законов в Совете Федерации
    • Повторное рассмотрение законов, отклоненных Советом Федерации
    • Повторное рассмотрение законов, отклоненных Президентом
  • Правительство Российской Федерации
    • Правительство Российской Федерации — орган государственной власти
    • Правительство Российской Федерации в системе исполнительной власти
    • Состав Правительства, порядок его формирования и прекращения деятельности
    • Структура государственных должностей в Правительстве
    • Компетенция Правительства
    • Правовые акты Правительства
    • Организационно-правовые формы деятельности Правительства
  • Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
    • Право граждан на судебную защиту
    • Конституционные принципы организации и деятельности судебных органов
    • Система органов судебной власти
  • Конституционные основы прокурорского надзора в Российской Федерации
    • Место прокуратуры в системе государственных органов
    • Система органов прокуратуры
    • Принципы организации и деятельности прокуратуры, функции ее органов
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • Избирательное право и избирательные системы Российской Федерации
    • Понятие и значение выборов, их виды
    • Понятие и принципы российского избирательного права
    • Избирательные системы
    • Источники российского избирательного права
    • Тенденции развития избирательного права в Российской Федерации
  • Выборы Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
    • Выборы Президента Российской Федерации
    • Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  • Выборы в субъектах Российской Федерации
    • Процесс становления региональных избирательных систем
    • Избирательные системы субъектов Российской Федерации
    • Основные и дополнительные гарантии избирательных прав граждан
  • Референдум как форма народовластия
    • Понятие референдума и право граждан на участие в референдуме
    • Предмет референдумов
    • Порядок организации и проведения референдума
  • Конституционно-правовые основы местного самоуправления
    • Понятие и принципы местного самоуправления
    • Законодательные основы местного самоуправления
    • Территориальные и организационные основы местного самоуправления
    • Финансово-экономические основы местного самоуправления

Конституционное право как учебная дисциплина

Конституционное право как учебная дисциплина

Правоведение всегда и во всем мире считалось одной из фундаментальных областей гуманитарного образования. Конституционное право является одной из ведущих отраслей в системе права Российской Федерации. Местом конституционного права в ряду других отраслей права (соответственно юридических наук) обусловлено его значение в подготовке юристов.

Как учебная дисциплина конституционное право представляет собой определенную совокупность знаний из области науки, которые посредством различных методических приемов доводятся до обучаемых в пределах, необходимых для специалистов юридического профиля.

Наука конституционного права охватывает всю совокупность знаний, а учебная дисциплина содержит лишь ту их часть, которая необходима для подготовки юристов в области юриспруденции (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, юрисконсультов и др.). Если при ее изучении образуются пробелы, они не смогут быть восполнены в последующем при помощи какой-либо другой юридической дисциплины. Более того, без знания конституционного права изучение этих других юридических дисциплин становится проблематичным.

Нельзя стать юристом, не имея представления о правовых основах гражданского общества, конституционном статусе личности, государственном устройстве или системе государственных органов. Отмеченным и объясняется тот факт, что конституционное право изучается первым среди других юридических дисциплин.

В современных условиях конституционное право приобрело иное звучание, чем, скажем, 20 лет назад. Оно стало востребованным не только для определенной профессии. Без овладения конституционным правом невозможно реально участвовать в управлении государством, депутатской деятельности, различных демократических процессах.

Конституционное право способствует повышению общей правовой и государство вед чес кой культуры юристов, помогает оценивать любые явления с позиций политика, устанавливать приоритеты при решении тех или иных правовых вопросов, наделяет знаниями, без которых невозможно исполнение любых юридических обязанностей, государственных, управленческих функций.

Система конституционного права как учебной дисциплины практически идентична системе науки и выражается в соответствующей учебной программе, содержание которой распределяется по главам и разделам.

Все разделы курса конституционного права Российской Федерации по-своему важны, каждый имеет свое особое назначение. Так, учение о Конституции дает понятие о законодательных ценностях, о конституционных норм. Нельзя представить юридическую деятельность без знания правовых основ гражданского общества, прав, свобод и обязанностей граждан, вопросов территориальной организации государства и т.д. Иначе говоря, данная дисциплина призвана обеспечить будущих юристов фундаментальными знаниями, которые составят основу их деятельности в любой сфере.

Потребление памяти: 0.5 Мб

Конституционное право как учебная дисциплина

Конституционное право как учебная дисциплина. Наука консти­туционного права и соответствующий учебный курс, как уже отмеча­лось, с одной стороны, очень близки и во многом совпадают по содер­жанию, поскольку в основе учебной дисциплины лежит данная наука; а с другой — существенно отличны друг от друга, ибо решают качест­венно различные задачи своеобразными путями и методами. Отличие состоит прежде всего в том, что учебный курс конституционного права по своему содержанию носит значительно более узкий характер, неже­ли наука конституционного права. Ни один даже самый большой по выделенному количеству часов учебный курс не в состоянии вместить в себя весь огромный объем знаний, накопленный наукой конституци­онного права за столетия. По существу, в вузах изучаются лишь более или менее широкие основы конституционного права. Особенно нагляд­но большое различие в объемах знания между наукой и учебной дис­циплиной проявляется в том, что наука призвана заниматься консти­туционным устройством более двухсот стран мира, а в учебном курсе (даже если в нем выделяется его особенная часть) обычно речь идет лишь о 10—15 странах, характер и уровень развития конституционного строя которых наиболее полно и рельефно способен отразить совре­менное состояние конституционализма в мире.

Поскольку главной задачей науки является изучение действитель­ности ради получения нового научного знания, то и изложение мате­риала в ней носит исследовательский характер. В учебном курсе основ­ная задача иная — помочь слушателям овладеть уже добытыми наукой знаниями и методами, средствами их получения. Поэтому и способ изложения материала здесь носит более обобщенный и рафинирован­ный характер. Даже если взять общую часть курса конституционного права, в которой рассматриваются важнейшие конституционно-право­вые институты безотносительно к той или иной конкретной стране, то нетрудно заметить, что наука конституционного права анализирует их значительно более широко, полно и глубоко по сравнению с соответст­вующей учебной дисциплиной.

В заключение рассмотрения данного вопроса попытаемся хотя бы кратко и обобщенно ответить на вопрос: почему необходимо и важно изучать курс конституционного права? Во-первых, данный курс имеет большое познавательное значение. Он позволяет значительно расши­рить общий и профессиональный кругозор каждого его изучающего прежде всего за счет научного анализа таких важнейших вопросов жизни личности и общества, как народовластие, демократия и пути ее реализации, права и свободы человека и гражданина, гражданское об­щество, правовое государство, социальное государство, разделение властей, парламентаризм, авторитаризм, тоталитаризм, федерализм, автономия и местное самоуправление, гражданство, и многих других. Конечно, любой учебный курс, имея свою «нишу» в системе подготов­ки специалиста-юриста, расширяет кругозор слушателя, ибо несет новое для него знание. Но и при этом нельзя не видеть особой значи­мости курса конституционного права, определяемой в первую очередь значимостью объекта его изучения — конституций, конституционного права, регулирующих фундаментальные основы государственной и об­щественной жизни.

Во-вторых, изучение курса конституционного права имеет немалое практически-политическое значение. Известно, например, что в про­цессе разработки и принятия Конституции РФ 1993 г. очень важную роль сыграли анализ и обобщение зарубежного опыта развития консти­туционализма, особенно в передовых демократических странах, тем более что в истории самой России его почти не было. Это нашло свое прямое отражение как в структуре, так и в содержании многих разделов и статей нашей конституции. Был общепризнан и весомый вклад в разработку и принятие проекта этой конституции многих известных российских ученых-конституционалистов.

Возьмем теперь другую сторону дела. Очень часто граждане нашей страны многое теряют в своей жизни и практической деятельности только потому, что не знают или плохо знают свои права, свободы и обязанности, закрепляемые прежде всего в Конституции РФ и других конституционно-правовых актах. Изучение курса конституционного права позволяет устранить этот серьезный недостаток общественно-политической жизни, создает возможность более твердо и последова­тельно отстаивать законные права и интересы личности, бороться про­тив бюрократических и иных извращений демократии и гуманизма. Сравнительный анализ конституционно-правового устройства разных стран учит выработке правильной политико-правовой ориентации и оценке конституционных установлений как в своей, так и в других странах, что особенно важно для тех специалистов, работа которых проходит за рубежом или связана с выездами туда. Чрезвычайно важ­ное практическое значение изучение этого курса представляет для тех, кто уже занят или будет занят в сфере государственного управления и местного самоуправления, поскольку именно в нем концентрированно излагаются самые фундаментальные основы прав и свобод человека, статуса, компетенции и взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления и т.д. В этом отношении курс кон­ституционного права особенно тесно связан с курсами политологии и административного права.

В-третьих, трудно переоценить идейно-воспитательное значение изучения курса конституционного права. Оно состоит прежде всего в том, что овладение знанием этого курса направлено на серьезное по­вышение политико-правовой культуры слушателей и рост их граждан­ственности, на успешное формирование гражданского общества, пра­вового государства и демократического правосознания в нашей стране. В результате усвоения данного курса достигается лучшее понимание социальной ценности демократических политико-правовых институ­тов, что не может не сказаться положительно на повышении граждан­ской активности и инициативы, прежде всего молодежи и студентов. Особенно велик идейно-воспитательный потенциал изучения таких важнейших тем и проблем курса, как конституционно-правовой статус личности, правовые основы конституционного строя, государство и его политический режим, судебная власть и ее органы, местное управление и самоуправление и др.

Демократическое конституционное право. С конца 80-х гг. в.

Конституционное право как наука и учебная дисциплина

Наука конституционного права

Определение конституционного права как науки отличается от его определения как отрасли права. Если отрасль права – это совокупность норм, то наука — это совокупность различных теорий, взглядов, гипотез ученых по вопросам конституционного права как отрасли права. Иными словами, наука исследует состояние конституционного законодательства и высказывает свои рекомендации по приведению его с потребностями общественного развития, предлагая пути совершенствования. Если конституционное право как отрасль это всегда действующие нормы, которые применяются сегодня, то наука – это не только настоящее, это еще и прошлое, а отчасти и будущее. Другими словами, наука конституционного права изучает историю создания и действия норм, иные из которых в настоящее время уже не действуют. Кроме того, она дает рекомендации на будущее. Иногда они учитываются, иногда нет, но так или иначе влияют на реальное право, так как могут быть учтены не прямо, а опосредованно, не в данный момент, а спустя определенное время.

В качестве источников науки конституционного права выступают:

1) труды отечественных и зарубежных ученых в области конституционного права;

2) конституции и другие нормативные правовые акты;

3) практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.

Конституционное право как учебная дисциплина – это предмет преподавания в учебном заведении юридического профиля, в котором изучается:

основы отрасли конституционного права; основы науки конституционного права.

Между учебным курсом и наукой конституционного права есть определенная взаимосвязь, поскольку данные последней активно используются в процессе совершенствования преподавания конституционного права в соответствующих учебных заведениях. Вместе с тем, они имеют и существенные отличия, поскольку решают качественно различные задачи. Учебный курс конституционного права по своему содержанию является более узким – это учебники, учебные пособия, программа имеющие достаточно четкую структуру, систему и включающие в себя какие-то заранее сформулированные вопросы, ответы на которые должен дать студент, освоивший данный курс. Наука же представляет собой огромный объем знаний, накопленный за долгие годы – это огромное количество различных трудов ученых, целые библиотеки их исследований, монографий, статей. Особенно наглядно различие в объемах знания между наукой и учебной дисциплиной проявляется в том, что, если первая из них призвана заниматься конституционным устройством по сути всех государств мира, то вторая ограничивается изучением 10-15 стран, характер и уровень развития конституционного строя которых позволяет наиболее отчетливо уяснить существующее многообразие современного состояния конституционализма в мире.

Отличие между конституционным правом как наукой и учебной дисциплиной проявляется и в решаемых задачах. Наука стремится добыть новые знания в области конституционного права, ей присущ исследовательский характер изложения материала. В учебном же курсе слушатели овладевают уже добытыми наукой знаниями.

Записи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *