Консерватизм и неоконсерватизм

Консерватизм и неоконсерватизм

Консервативная (от лат. conserve — сохраняю, охраняю) идеология характеризуется ориентацией на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицанием революционных изменений и недоверием к й народным движениям. Она насчитывает 200 лет и сформировалась как реакция на политическую мысль и события. Великой французской революции, как антиреволюционная идеология, отстаивающая идею незыблемости установленных божественным разумом порядков. Создателями идеологии консерватизма являются английский мыслитель Э.Берк, французские общественные деятели Ж. де Местер и Л. де Бональд.

Термин «консерватизм9quot; впервые был употреблен в 1818 г. французским писателем Шатобрианом и в настоящее время используется в различных сферах человеческой жизнедеятельности — быту, семейно-брачных отношениях, искусстве, морали и т.д. Безусловно, консервативные взгляды и суждения за два столетия претерпели существенные изменения, но основные принципы и философское кредо остались прежними. По мнению английского профессора М.Оукшотта, это значит, что консерватор предпочитает «известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт — выдумке, действительное — возможному, ограниченное — безграничному, близкое — далекому, достаточное — изобилию, обычное — совершенному (Общая .и прикладная политология. М. 1997. С. 682).

Таким образом, консерватизм базируется на приоритете преемственности перед нововведениями, на признании незыблемости порядка вещей, сложившегося естественным образом, на иерархичности человеческого сообщества, на примате в жизни общества морали семьи, религии и собственности.

Эти основополагающие идеи и составили фундамент консерватизма, на который опираются его важнейшие принципы.

Прежде всего это нравственный абсолютизм, неизбежность и вечность нравственных идеалов и ценностей, которые совершенно не зависят от воли человека, а формируются общественно-экономическими и политическими институтами. В силу этого и политика не может быть освобождена от моральных предписаний.

Ведущим принципом консерватизма является отрицание неизбежности социального прогресса. Любые проекты лучшего общества, сколь бы заманчивыми они не были, таят в себе неизвестность и должны быть отвергнуты. Реформы признаются только как возможность избежать социальных потрясений.

Не менее важен принцип т р а д и ц и о н а л и з м а, который предполагает сохранение прошлого как основы единства поколений, гармонической совокупности обычаев, предрассудков и учреждений.

Характерен для консерватизма и политический реализм. Суть его в том, что истина заключена не столько в универсальных постулатах, сколько в конкретном опыте. Опыт и привычки оказываются лучшими ориентирами, нежели разум, логика и абстрактные понятия.

Один из важнейших принципов консерватизма — отрицательное отношение к идее равенства. Консерватизм не приемлет социального равенства исходя из естественной иерархии, элитарного характера управления. При этом речь идет об элитарной демократии, когда доминирует принцип «достойное — достойным».

Консерваторы также активно выступают против политизации людей. Отвергая примат политики в жизни человека, они считают более важным для человека его частные интересы. Политика — это сфера деятельности политических элит.

Консерваторы — последовательные сторонники местного самоуправления. В споре между центром и периферией они на стороне последней.

Консерватизм может быть различен в зависимости от его отношения к социальным изменениям. Выделяют консерватизм реакционный со стремлением повернуть вспять отжившие порядки, консерватизм статус-кво, когда усилия направлены на сохранение существующего, и консерватизм реформистский, где не только признаются, но и активно поддерживаются необходимые преобразования при сохранении позитивного содержания прошлого и настоящего.

Во второй половине ХХ в. социально-политические и экономические изменения в мире заставили консерваторов частично пересмотреть некоторые положения своей идеологии. Так возникает не консервативное течение, которое связывают с приходом к власти в США республиканцев во главе с Р.Рейганом, в Великобритании — консерваторов во главе с М.Тэтчер, в ФРГ — блока ХДС/ХСС во главе с Г.Колем. Виднейшими идеологами неоконсерватизма являются Дж.Белл (США), Р.Геген, Э.Юнгер, Г.Кальтербруннер (ФРГ), Р.Арон, А. де Бенуа (Франция).

Сильное влияние на формирование «консервативной волны» 70 — 90-х гг. оказали либеральные ценности. Современная консервативная идеология во многом близка либерализму. Эти две идеологии были идейными антагонистами только в эпоху становления и утверждения капитализма. Теперь же различия между ними не столь принципиальны. В главных своих идеях они смыкаются. Фактически это две стороны одной идеологии. Американские не консерваторы правы, когда отмечают, что не консерватор — это либерал, признающий значение традиций и социокультурных факторов общественного развития. Отсюда проистекает своеобразное сочетание в неоконсерватизме либерально-технократической приверженности прогрессу, свободе и экономическому росту с подчеркиванием старых, традиционных ценностей — семьи, культуры, морали, порядка, чувства долга и т.д.

Каковы же отличительные признаки неоконсерватизма.

Во-первых, он не отрицает полностью идею демократии. Он подчеркивает, что демократическое политическое устройство должно сочетаться с элитарным политическим руководством. Народ имеет право голоса, но он обязан считаться с тем, что верховная власть находится в руках лучших, наиболее способных и мудрых граждан.

Во-вторых, отдавая, как и прежде, предпочтение сильной власти и сильному государству, не консерваторы склоняются к тому, что его вмешательство в экономическую жизнь должно быть ограничено.

В-третьих, признавая бедность, страдание и несправедливость неизбежным злом, они выступают за осторожные и ограниченные социальные реформы. Не консерваторы — противники чрезмерного обложения налогами крупного капитала с целью перераспределения средств в пользу неимущих слоев населения. Эта идеология не приемлет уравнительного распределения, она требует сокращения государственных социальных программ. Индивид должен рассчитывать на свои собственные силы, а также на солидарную поддержку сограждан. Современное государство, по мнению не консерваторов, должно создавать равенство возможностей, но не равенство результатов. Социальный порядок реализуется прежде всего через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем.

Ярким примером политики не консерваторов явилась политика М.Тэтчер. Ее правительством была осуществлена целая система мер, направленных на обеспечение эффективного развития английской экономики: упразднение контроля над доходами, ценами и валютного контроля; снижение стандартной ставки подоходного налога с 33 до 30 %; приватизация государственных предприятий (с 1984 по 1987 г. в частную собственность была передана 1/3 собственности государства в промышленности). Государство отказалось от вложения средств в полую банкротившиеся предприятия. В такой обстановке смогли выжить лишь те фирмы, которые были способны поднять производительность труда и конкурентоспособность своих изделий.

В целом неоконсерватизм весьма успешно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям постиндустриального этапа развития общества, обеспечив себе тем самым устойчивые идейно-политические позиции в современном мире. В 80 — 90-е гг. консерваторы добились наибольшего экономического роста, высокой стабильности и морального обновления общества в ведущих странах Запада. Их идеологические принципы практическую деятельность поддерживают различные слои населения.

Консерватизм

Консерватизм — политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, траке, семье, собственности.

Ключевым в понимание консерватизма как политической идеологии является установка на защиту традиционных устоев общественной жизни. Возникнув в конце XVIII века в качестве негативной реакции европейской аристократии на Великую Французскую революцию и ее идеи, консерватизм сегодня ассоциируется с теми в политике, кто в наибольшей степени подпадает под понятие «правые9raquo;. Кто прославляет унаследованные от прошлого моральные установки и нормы, противодействует радикальным реформам, выступает за сохранение сложившегося порядка вещей.

В то же время было бы неверным отождествлять консерватизм с реакционностью. Реакционер — этот тот, кто стремится вернуть прошлое, тогда как консерватор заинтересован в сохранении настоящего, не исключая возможности изменений того, что созрело для изменения. В этой связи необходимо осмыслить следующую формулу консерватизма: «Одной рукой изменять то, что должно, другой сохранять то, что можно».

Сорвеменные разновидности консерватизма:

  • традиционализм;
  • либертаризм;
  • неоконсерватизм.

Либерализм — совокупность идейно-политических течений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду.

Выясняя существо и основные принципы либерализма. следует иметь в виду, что, как и консерватизм, либерализм исторически также связан с эпохой буржуазных революций XVII-XVIII веков. Но уже в качестве их идеологического обоснования и системы ценностей нового, класса — торгово-промышленной буржуазии, который шел на смену феодальной аристократии. Это обстоятельство предопределило основную идею либерализма — идею осуществления свободы личности, которая (т.е. эта свобода) представляется как универсальная, всеобщая ценность и самоценное непреходящее благо.

Консерватизм и неоконсерватизм

В основе консерватизма (от лат. conservare сохранять, охранять) лежат идеи незыблемости естественным образом сложившегося порядка вешей, естественной иерархии и привилегий определенного слоя населения, моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии, собственности.

Предпосылкой возникновения консерватизма послужила Великая французская революция 1789 г. в результате которой мир был потрясен радикализмом политического переустройства. Поэтому консерватизм отвергает любые революционные методы изменения общественного устройства.

В XX в. консерватизм вынужден был признать многие либеральные ценности и значительно терпеливее стал относиться к новаторским идеям в политике и общественной жизни. Но в его основе по-прежнему лежали идеи укрепления законности, государственной дисциплины и порядка, неприятие радикальных реформ.

Неоконсерватизм отличает стремление приспособить традиционные ценности консервативного толка к реалиям современного постиндустриального общества. Отстаивая такие духовные ценности, как семья, религия, мораль, соци&пьная стабильность, взаимная ответственность граждан и государства, уважение прав человека, неоконсерватизм находит немало своих приверженцев среди избирателей. Партии, основанные на идеях консерватизма, существуют в США (республиканская партия), Японии (ли- берально-консервативная), Англии (консервативная). И число сторонников этого идейного течения продолжает расти. Консерваторы наращивают свой политический капитал во Франции, Германии и других странах.

  • Консерватизм и неоконсерватизм Социология

    2. Идеология консерватизма и неоконсерватизма

    Термин «консерватизм», как и «либерализм» имеет иностранное происхождение. Во французском языке сonservatisme, а в латинском conservare означает охранять, сохранять. Что же охраняют и сохраняют консерваторы? «Консерватизм как политическая идеология являет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры, и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т.д.». Из самого определения консерватизма вытекает, что он мог появиться там и тогда, где и когда либерализм переставал выполнять социальный заказ. Известно, например, что Великая Французская революция 1789 г. происходила под знаменем либеральных идей. В первые постреволюционные годы французские реалии никак не работали на либерализм. Альтернативу последнему весьма активно стал предлагать Э. Берк, к которому затем присоединились Ж. де Местор, Л. де Бональд. «На основе этих фундаментальных подходов сформировались и окрепли характерные для консервативной идеологии политичес­кие ориентиры, в частности отношение к конституции как к проявлению высших принципов (которые не могут произвольно изме­няться человеком), воплощающих неписаное божественное право, убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда, понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д. И это заставляло консерваторов сомневаться в ценностях эгалитаризма, препятствовало отождествлению демократии со свободой и эффективным управлением обществом».

    Общие установки консерватизма:

    Нравственность (нравственный абсолютизм). Человек – существо несовершенное и греховное, нуждающееся в опеке и нравственных ориентирах. Люди не должны определять принципы общественного устройства и заключать «общественный договор», поскольку человеческий разум не может быть мудрее, чем обычай.

    Традиционализм. Любым абстрактным идеалам консерватизм противопоставляет исторический опыт народов, воплощенный в традициях.

    Недоверие к демократии. которая, по мнению консерваторов, ведет к разрушению моральных ценностей и торжеству посредственностей, стремящихся угодить толпе.

    Антипрогрессизм. Скептицизм по отношению к переменам, недоверие к реформам, осуждение революций.

    Политический реализм. Воздержание от любых доктринерских подходов и социальных абстракций.

    Антиэгалитаризм. Элитаризм в понимании правильного общественного устройства.

    Идеал сильного правительства. У власти же должны быть «правильные люди» – те, кто способен нести бремя власти и реализовывать свои решения.

    Осуждение вовлечения масс в политику. Политика – дело правителей, а не народа.

    Приоритет локальных ценностей. В отношениях напряженности центра и периферии симпатии консерваторов на стороне последней, поскольку провинция лучше сохраняет традиции и ценности прошлого.

    Консерватизм не мог оставаться неизменным Ему было необходимо оперативно адекватно реагировать на рост притягательности либеральных и социалистических идей. Неоконсерватизм окончательно оформился в 70-80-е ХХ в. благодаря переосмыслению положений классического консерватизма в контексте постиндустриальной стадии развития общества. Неоконсерваторы первыми заявили о том, что жёсткая ориентация на теоретическое наследие Д. Кейнса, которая была характерна для Западной Европы до начала 1970-х гг. в посткризисный период была бы контрпродуктивной. Заимствуя всё больше идей у либералов и сохраняя при этом базовые ценности консерватизма, неоконсерваторы выработали эффективную линию в отношении протестных настроений молодёжи Старого Света, беспрецедентный размах которых стал ключевым источником социальной напряжённости в ряде стран.

    Идеологический детерминизм. Идеологическое оформление консерватизма связано с признанием власти идей над людьми, а также того, что для победы на выборах нужно иметь программу действий и участвовать в идеологических дискуссиях.

    Признание демократии. Человеческая способность быть справедливым сделала демократию возможной, но человеческая склонность к несправедливости сделала демократию необходимой.

    Агностицизм. Признание амбивалентности человека, т.е. того, что человек и хорош, и плох одновременно, а его жизнь слишком сложна, чтобы однозначно судить о том, что является для него благом, а что – злом.

    Моральная значимость институтов. Культурные формы рассматриваются в неоконсерватизме как первичные по отношению к экономическим и политическим.

    Ценность промежуточных структур, отделяющих человека от государства, которые должны восстановить мораль, традиции, привести к религиозному возрождению.

    Неоконсерватизм обнажил те черты консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способными за­щитить человека на новом технологическом витке индустриаль­ной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса. Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений». Либеральная и консервативная идеологии занимают в идейном спектре общества места соответственно в центре и правее от центра. Их ключевой конкурент среди идеологий, чьё место находится левее от центра, – социалистическая идеология.

    § 2. Консерватизм и неоконсерватизм

    Понятие “консерватизм” имеет два основных значения: 1) сохранение и поддержка того, что представляется человеку ценным; 2) своекорыстная апологетика прошлого, направленная на сохранение привилегий, имевших место в прошлом.
    Классический консерватизм возник в XVIII в. в Англии в ответ на идеологию либерализма. Его основатель – Эдмунд Берк (1729–1797). Во Франции к консерваторам такого типа принадлежали Ж. де Местр и Л. де Боланд. В 1790 г. в самом начале Французской революции, еще до казни королевской семьи и развертывания якобинского террора, Берк написал “Размышления о революции во Франции”, где сформулировал главные принципы консерватизма. Рассмотрим эти принципы.
    Дух всеобщего радикального обновления, конфискация собственности, ги-бель религии, дворянства, семьи, традиций – всего этого опасался Берк и все это он нашел во Французской революции. Его поразил яростный дух парижан, который, если только это не случайность, а проявление характера, заслуживал, по его мнению, твердой господской руки, а не свободы. “Аб-страктно рассуждая, – писал Берк, – твердая власть так же хороша, как и свобода. Должен ли я сегодня поздравлять эту страну с освобождением только потому, что абстрактно свобода может быть отнесена к благу человечества. Я воздержусь от поздравлений Франции с обретенной свободой, пока не буду знать, как новая ситуация отразилась на общественных силах; управлении страной; дисциплине в армии; на сборе и справедливом распределении доходов; на морали и религии. Значение свободы для каждого отдельного человека состоит в том, что он может поступать так, как ему нравится: мы должны понять, что ему нравится, прежде чем пришлем поздравления, которые в скором времени могут обернуться соболезнованиями”1. Берк всячески превозносил английские порядки, отмечал, что завоевания свободы были наследством, полученным от праотцов (начиная с Великой хартии вольностей 1215 г.). [c.352] Почитание гражданских институтов (в том числе сохранение монархии, наследственного пэрства) основано на уважении индивидуума. Уважая своих отцов, говорил Берк, вы научитесь уважать себя и не будете говорить о французах как нации, которая родилась и пребывала в рабстве до 1789 г. Ум Отдельного человека слаб и ему лучше черпать из общего фонда, хранящего веками приобретенную мудрость нации.
    Берк внимательно изучил состав Национального собрания. Среди депутатов было несколько человек блестящих талантов, но ни один из них не имел опыта в государственном управлении. Основная масса состояла из низких, необразованных слоев, полуграмотных провинциальных адвокатов, деревенских нотариусов, технических исполнителей – из людей, не привыкших к самоуважению, не рискующих никакой завоеванной репутацией. “Можно ли сомневаться, – спрашивали отвечал Берк, – что они любой ценой, даже в ущерб государственным интересам, в которых ничего не понимают, не начнут преследовать личные выгоды, в которых разбираются слишком хорошо”2.
    Те, кто покушаются на ранги, никогда не достигают равенства. Во всех об-ществах, состоящих из разных категорий граждан, одна должна доминиро-вать. Уравнители искажают естественный порядок вещей. Желания боль-шинства и его интересы различны. Французы закладывают мину, которая взорвет все древние образцы, – права человека. Имея право на. все, люди хотят получить все. Дать свободу легко, но создать свободное государство, т.е. регулировать противоположные элементы свободы и сдерживания, развивать все науки и искусства, все добродетели – а такова цель государства, созданного по воле Бога, – такая цель достигается только многими поколениями.
    Берк отнюдь не реакционер, он сохраняет много из концепции свободы, даже либералы охотно его цитируют. Но он считает, что лучшие результаты достигаются не при революционном, а при эволюционном развитии обще-ственных институтов. Он оценивает прошлое так, будто рассматривает гале-рею с портретами предков.
    Основными принципами консерватизма, которые мы можем найти уже у Э. Берка, являются: ограниченность сферы человеческого разума в переделке мира, созданного Божественной волей, что предполагает существование высшего морального закона, которому человек обязан следовать; вытекаю-щая отсюда необходимость подчинения человека государственной власти; власть как справедливость природы; греховная природа человека, требующая обуздания его страстей; естественное неравенство людей, выводящее на существование общественных классов и групп; включенность человека в коллективные структуры, в том числе его уважение (подчинение) традициям предков. [c.353]
    Исходя из этих принципов, можно назвать и основные ценности консерва-тизма: история, жизнь, закон, порядок, дисциплина, общественная стабиль-ность, традиции, семья, нация, государство и общество, власть, иерархия, религия.
    В своем исследовании консерватизма К. Мангейм показал эволюцию консервативной мысли, выразившуюся, в частности, в ее трактовке главной ценности либерализма – свободы.

    Консерватизм счел за лучшее не отрицать свободу как ценность, а придать ей такое значение, чтобы она не угрожала одной из главных ценностей консерватизма – стабильности общества и безопасности государства. Поэтому консерватизм сосредоточился на идее равенства, глубоко скрытой в либеральной трактовке свободы, и через доказательство того, что все люди уникальны и неповторимы по своим талантам и способностям, т.е. не равны, стал трактовать свободу как способность развиваться без препятствий со стороны других в соответствии со своей личностью. А тут, как говорится, кому что Бог послал.
    Наибольшей философской глубины проработка консервативных ценностей получила в политической мысли Германии, которая стала для консерватизма той страной, какой была Франция для либерализма. Здесь уже в первой половине XIX в. консервативная критика либерализма достигла целостности и глубины. Ярким примером противоположной либерализму трактовки свободы явилась концепция Ранке и Савиньи. Они перенесли принцип свободы исключительно в частную сферу, в то время как в общественной жизни все подчинили принципу порядка и дисциплины. Ранке и Савиньи утверждали, что только государство, развиваясь по своим собственным законам, свободно. Индивид ограничен в своей свободе и может быть полезен только как член нации и государства.
    Таким образом, немецкий консерватизм XIX в. выработал иной взгляд на свободу человека, нежели тот, что разделял, в частности, Берк. Обсуждая, по сути дела, одну проблему – условия стабильности в обществе, разные теоретики консерватизма предлагают отличное друг от друга понимание места и пределов свободы человека. Наряду с проработкой концепции свободы теоретическая консервативная мысль разработала и другие идеи и теории. Так, например, теорию общества как социального организма (целое не равно сумме частей), который уникален и неповторим, вследствие чего на него нельзя переносить законы развития других обществ (таким образом консерваторы пытались остановить распространение принципов французской революции). [c.354]
    Консерватизм, так же как и либерализм, – развивающееся явление. При гос-подстве частной собственности в условиях раннего капитализма он воспри-нял либеральные идеи свободного рынка и конкуренции, а после кризиса 1929–1933 гг. и кейнсианские идеи умеренного социального реформаторства и государства благосостояния. После войны сложился и тот либерально-консервативный консенсус по поводу основных ценностей, который не позволяет рассматривать современных консерваторов как противников прогрессивных преобразований, анти демократов, противников капитализма или свободного рынка и т.д. Наоборот, когда реформистский консерватизм, возникший после Второй мировой войны, в 70–80-е гг. сменился современным типом консерватизма, то именно последний провел решительно и эффективно те преобразования, на которые не отваживались западноевропейские демократы и социалисты.
    В традиционном “лево-правом” измерении консерватизм ассоциируется с правым флангом, правее – только ультраправые, экстремистские течения ти-па фашизма. В середине 70-х гг. на позиции консерватизма перешли многие интеллектуалы, сформировалась плеяда политиков, которые взяли на воору-жение идеи консерватизма. Говоря о современном консерватизме, имеют в виду “новых правых”, неоконсерваторов, консерваторов-традиционалистов и др.
    Когда говорят о современном консерватизме на уровне партий, имеют в виду консервативную партию Великобритании, Объединение в поддержку республики (ОПР) – голлистскую партию во Франции, партии христианско-демократической направленности в европейских странах и др. Современные консерваторы, так же как и представители других идеологических течений, образуют и международные организации, в рамках которых поддерживаются связи между родственными партиями. Так, например, христианско-демократические партии объединены в ЕСХД (Европейский союз христианских демократов) и ЕФП (Европейскую народную партию). Консервативные, христианско-демократические и неколлективистские партии объединены в ЕДС (Европейский демократический союз). В Международный демократический союз наряду с европейскими демократическими партиями из ЕДС входят такие крупные партии, как Республиканская партия США, консерваторы Канады, либеральные демократы Японии и консервативная партия Австралии и Новой Зеландии. Наконец, существует и такая организация, как Христианско-демократический интернационал. В конце 70 – начале 80-х гг. во многих странах эти партии пришли к власти.
    Основной идеей неоконсерваторов, пришедших к власти в Великобритании (тэтчеризм) и США (рейганомика) стал антиэтатизм. С их точки зрения, гос-ударство в предшествующий период при власти либералов и социал-демократов оказалось “перегруженным” функциями экономического регулирования и социальной защиты, что привело к усилению бюрократизма в работе государственного аппарата, снизило роль личной инициативы и конкуренцию.

    Консерватизм и неоконсерватизм
    Главная | О нас | Обратная связь

    Консерватизм и неоконсерватизм. Определение, принципы, цели

    Либерализм и неолиберализм. Определение, принципы, цели.

    Либерализм (лат. свободный) – первая идеология, которая оформилась как современная идеология в новое время (17-18 вв) в борьбе буржуазии против феодальных порядков.

    Изначально носителем либеральных идей было 3 сословие – буржуазия. Классики либерализма: Дж. Локк, А. Смит, Ш.Л. Монтескье, Вольтер, Т. Джеферсон, И. Бентом, А. де Токвиль.

    Классическое изложение либеральной идеологии – Декларация независимости США 1786 г. и французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

    Фундаментальные принципы либеральной идеологии:

    1. Индивидуализм (возможность предоставления человеку права самому устраивать свою собственную жизнь).

    2. Свобода личности (свобода человека, а не группы, класса, нации, государства, от вторжения в его частную жизнь, от произвола властей).

    3. Права человека (в первую очередь основные).

    4. Принцип прогрессизма. Вера в прогресс.

    5. Номократия – власть закона. Эгалитаризм – равенство всех перед законом.

    6. Плюрализм мнений, взглядов и институтов.

    7. Принцип частной собственности.

    8. Принцип конкуренции.

    Для классического либерализма характерно отрицание патернализма, т.е. опеки со стороны государства над подданными. А. Смит предлагал отвести государству роль «ночного сторожа», ограничив его деятельность выполнением 3 функций: содержание ВС и полиции, обеспечение правосудия, создание и содержание общественных учреждений.

    Неолиберализм. Экономические кризисы 1929-1933 гг. и рабочие движения заставили либералов искать новые способы защиты индивидуальной свободы и пересмотреть взаимоотношения государства и общества.

    Впервые модель неолиберализма была апробирована на практике в США во времена нового курса Рузвельта в 30-е гг. 20 века. Чтобы вывести страну из экономического кризиса, была предпринята попытка введения рычагов ГУ в экономику. Такая модель, основанная на гибком сочетании государственных и негосударственных методов управления, получила название «государство всеобщего благоденствия».

    Отличительные черты неолиберализма:

    1. Отказ от невмешательства государства в экономику.

    2. Арбитраж государства. Активная социальная помощь незащищенным слоям населения.

    3. Расширение функций государства.

    В Беларуси либеральные идеи известны со времен статутов ВКЛ, где закладывались идеи правового государства, однако наибольшее развитие идеи либерализма получили в Беларуси только в конце 20 века. Современный либерализм отображает интересы среднего класса.

    Консерватизм и неоконсерватизм. Определение, принципы, цели.

    Консерватизм (лат. сохранять, охранять) возник в конце 18 века. Впервые термин употребил французский писатель де Шатобриан в журнале «Консерватор» (издавался 1818-1820 гг. выражал реакцию французской аристократии на ВФР).

    Основоположники консерватизма: Э. Бёрк, Ж. де Местр, Л. де Бональт.

    Существует точка зрения, что консерватизм возник как противопоставление либерализму. Поэтому его не считают «чистой» идеологией и рассматривают как придаток либерализма.

    1. Нравственный абсолютизм – признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей, которые должны «обуздывать несовершенно греховную природу человека».

    3. Ориентация на локальные ценности. «Общество сосредоточено, прежде всего, на локальном уровне: в семье, в общении, в местных институтах власти, поэтому социальные «мы» на местном уровне – это источник стабильности и залог укрепления государства».

    4. Политический реализм. Реформы, которые проводятся в обществе должны быть рассчитаны на реальных людей, образ жизни которых и привычки нельзя изменить без больших несчастий.

    5. Принцип анти прогрессизма.

    6. Анти эгалитаризм в социальной сфере. Недоверие к социальному равенству, обоснование иерархической структуры общества.

    7. Недоверие к демократии. Она ведет к разрушению моральных принципов и к торжеству посредственностей.

    8. Принцип элитарности и естественной аристократии. Политика – это сфера профессиональной деятельности, и заниматься политикой должны лучшие, то есть достойные люди, выходцы из различных слоев.

    9. Осуждение вовлечения масс в политику. Частные интересы более важны для человека, чем политика. Участие масс в политике должно быть ограничено и находиться под контролем.

    Неоконсерватизм. Как идеологическая доктрина окончательно оформился в 70-80-е гг. 20 века. После экономического кризиса 1973-1974 гг. именно неоконсерватизм стал действенной альтернативой социал-демократизму и либерализму. Это ознаменовалось приходом к власти консерваторов в США и ВБ. Неоконсерватизм сочетает в себе принципы классического либерализма и классического консерватизма. Из либерализма взяли принципы свободы и ответственности личности, а из консерватизма – приоритет локальных ценностей и нравственных норм.

    Представители: Д. Белл, Кристолл, Юнгер, М. Тэтчер, Р. Рейган.

    Основные признаки, установки:

    1. В мировоззренческом плане. Приоритет принципа свободы над принципом равенства.

    2. В экономическом плане. За ограничение вмешательства государства в рыночную экономику.

    3. Социальная политика. Тесно связана с экономической. Базируется на следующих принципах: а) принцип солидарности. Представление о единстве труда и капитала. Дело фирмы – общее дело каждого. б) принцип справедливости. Справедливая з/п. в) принцип субсидиарности. Государства предоставляет социальные блага бесплатно только тем, кто в них нуждается и сам не в состоянии себя обеспечить.

    4. В политической сфере. Старая консервативная традиция. Демократия должна быть вертикальной и элитарной. Демократия – «необходимое зло», т.к. человечество пока не придумало лучшего.

    5. В сфере межличностных отношений. Стремятся привить традиционные буржуазные ценности: семья, дети, здоровый образ жизни, карьера, патриотизм.

    В Беларуси консерватизм как идеология не имел условий для развития ввиду отсутствия социальной базы. Однако определенная доля консервативных идей есть в современной белорусской идеологии.

    3. Социализм. Основные направления, принципы, цели.

    Социалистическая идеология возникла в русле утопических представлений об обществе. Основана на коллективной собственности и социальном равенстве. Именно на этот идеал были ориентированы идеологи раннего (утопического) социализма Т. Мор, Кампанелла.

    Термин «социализм» (лат. общественный) введен Пьером Леру, французским мыслителем в работе «О социализме и индивидуализме».

    Основные принципы социалистических идеологий:

    1. Оптимистический взгляд на природу человека (все человеческие пороки коренятся в социальной несправедливости).

    2. Коллективизм и солидарность. Устранение эксплуатации человека человеком, помощь и сострадание обездоленным и эксплуатируемым.

    3. Верховенство общественных интересов над частными.

    4. Социальная справедливость (общественная собственность на средства производства, перераспределение доходов в пользу нуждающихся).

    Основные направления социалистической идеологии:

    1. Ортодоксальный марксизм (Маркс, Энгельс, Плеханов).

    2. Ревизионизм – социал-демократизм (Каутский и др.).

    3. Радикальный марксизм – революционный большевизм (Ленин, Р. Люксембург, К. Цеткин и др.).

    4. Анархизм (Штирнер, Прудон, Бакунин).

    Коммунистические идеи зародились в древности. Термин «коммунизм» от лат. «общий, социальный». Теоретическое обоснование коммунистических идей в трудах Платона. Впервые термин «коммунизм» был использован Э. Кабе в работе под названием «Путешествие в Икарию» 1840 г.

    Марксизм как теоретическое выражение пролетарского движения возник в 40-е гг. 19 века. Коммунистическая идеология и марксизм стали синонимами. Разработка коммунистической идеологии в современном смысле слова связано с основоположниками марксизма.

    Основные принципы классической коммунистической идеологии закреплены в Манифесте КП 1848 г. и включают: теорию общественных формаций, теорию классов и классовой борьбы, теория пролетарской революции и перехода к коммунистическому обществу.

    Социал-демократизм возник в конце 70-х гг. 19 века на почве рабочего движения, взявшего за основу идеологии марксизма. Отличительные черты социал-демократизма по сравнению с марксизмом:

    1. Отказ от классовой борьбы.

    2. Расширение социальной базы. Рабочий класс, интеллигенция, малый и средний бизнес.

    3. Признание политического плюрализма, рыночной экономики, парламентской демократии.

    1. Политическая демократия. Свобода, равенство.

    2. Экономическая демократия. Общественная собственность в рамках смешанной экономики и участие трудящихся в управлении фирмами.

    3. Социальная демократия. Повышение качества жизни, гуманизация условий труда, охрана окружающей среды и т.д.

    4. Международная демократия. Установление нового мирового порядка на принципах равноправия и учетов интересов друг друга.

    В настоящее время в Беларуси социалистические ценности продолжают развиваться в ходе реализации политики социал-демократических партий.

    Таким образом, ИБГ включает в себя элементы социалистической, консервативной и либеральной идеологий.

    8. Понятие государственной идеологии, ее элементы, уровни и функции.

    Государственная идеология – специфический тип идеологии, который обеспечивает большую или меньшую степень социального консенсуса и ощущение принадлежности к единому сообществу.

    В демократическом государстве наличие идеологии государства не ликвидирует идеологического плюрализма, различных идейно-политических течений.

    Государственная идеология несет в себе центристскую программу и охватывает все основные сферы жизнедеятельности общества.

    ИБГ – это целостная, относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей и представлений, в которых белорусский народ осознает себя, свое положение в окружающей действительности, свои потребности и интересы как единого целого, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения путем использования государственной власти.

    ИБГ – это система взглядов, соответствующих целям и особенностям белорусского пути общественного развития.

    · культурно-историческая (цивилизационная) – совокупность устоявшихся идей и представления относительно происхождения и формирования белорусского народа, особенности развития его самосознания и становления в качестве самобытной этнической общности.

    · правовая – Конституция РБ.

    · политическая – белорусская политическая система.

    · экономическая основа – белорусская экономическая модель.

    · мировоззренческая основа – белорусская идеологическая доктрина, представленная в виде национальной идеи.

    Уровни функционирования государственной идеологии:

    1. Теоретико-концептуальный. Образует научные учебные работы, содержащие концептуальный системный анализ различных сторон жизнедеятельности белорусского общества.

    2. Программно-политический. Государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности и идеалы белорусского народа и основные направления внутренней и внешней политики.

    3. Обыденно-актуализированный. Различные средства и формы выражения и пропаганды содержания государственной идеологии. Политические символы – государственная символика, исторические даты, политические ритуалы, архитектурные комплексы и сооружения, скульптурные памятники и мемориалы, памятные места, государственные знаки отличия, политическая топонимика, национальные и политические деятели, популярные книги, произведения искусства и т.д.

    9. Понятие механизма государственной идеологии и его основные элементы.

    Механизм функционирования государственной идеологии – совокупность лиц, институтов, организаций, учреждений, призванные заниматься формированием государственной идеологии, ее систематизации, нормативно-правовым закреплением, воспроизводством и распространением среди членов общества.

    Первый вариант механизма государственной идеологии был реализован в СССР. Идеологический аппарат создавался решением высших властей и фактически составлял часть системы ОГВ и управления. Орган, управляющий идеологической сферой, – ЦК КПСС. Специальный секретарь по идеологии, которому подчинялось несколько отделов: пропаганды, науки, культуры. Аналогичные подразделения существовали в союзе молодежи ВЛКСМ, армии, органов внутренних дел и государственной безопасности. Функционировала сеть идеологических учреждений (Институт марксизма-ленинизма, академия общественных наук при ЦК КПСС).

    Механизм ГИ в западных странах складывался как составная функция определенных учреждений государства и институтов гражданского общества (например, профсоюзный аппарат, политический, образовательный, религиозный, коммуникационный, культурный, семейный).

    Элементы механизма функционирования ГИ: выборы (референдумы), высшие лица государства, институты законодательной власти, Конституция, законы, другие НА, государственно-политические документы, ОИВ, ОМУиСУ, администрация трудовых коллективов, специализированные научно-исследовательские учреждения, учреждения национальной системы образования и культуры, СМИ, материальные и нематериальные проявления человеческого творчества.

    Идеологическая работа – деятельность людей (умственная, физическая, руководящая, креативная и др.) содержанием которой является производство идей, учений, теорий, концепций, доктрин, нормативно-правовое закрепление, систематизация и доведение до сознания различных категорий граждан с помощью различных средств и форм.

    Идеологи – лидеры национального движения, руководители государства, видные общественно-политические деятели.

    10. Идейный плюрализм гражданского общества и государственная идеология.

    Для гражданского общества харак­терна разветвленная социальная структура, каждая из состав­ляющих которой является носителем специфического соци­ального интереса. Этим и предопределяется идейно-политическое многообразие, присущее гражданскому обществу. С другой стороны, очевидным является и тот факт, что лю­бое политически организованное сообщество людей, т.е. на­род как главный субъект политических отношений, также является носителем особых, затрагивающих его жизненные основания как целого, интересов, которые в равной мере относятся ко всем членам сообщества. Поскольку выразите­лем и основным орудием реализации конкретных интересов данного народа является его государство, то обслуживаю­щую эти интересы совокупность идей, представлений и убеждений с полным основанием можно назвать также госу­дарственной идеологией.

    Народ Беларуси есть полноправный субъ­ект политических отношений. Он объективно является носи­телем определенных идейно-политических воззрений, в ко­торых нация осознает свою самобытность, свои интересы, свое положение в мировом сообществе, свои социально-по­литические устремления и действия. Выразителем и основ­ным инструментом реализации интересов белорусского на­рода является его государство. Основополагающие постула­ты национальной, государственной идеологии белорусов закреплены в Конституции Республики Беларусь. В числе важнейших положений государственной идеологии, кото­рые уже сегодня не оспариваются ни одной социально-поли­тической силой Беларуси, находятся, по крайней мере, сле­дующие: государственный суверенитет Беларуси; признание человека как высшей общественной ценности и цели госу­дарства; обеспечение реальных гарантий, прав и свобод граждан; унитарный характер белорусского государства; принцип верховенства права; народовластие; социально ори­ентированный характер экономики страны; справедливость, солидарность и партнерство в отношениях между различны­ми социальными силами; веротерпимость и свобода совести. Разумеется, перечень социально-политических ценностей, по которым существует широкое согласие в белорусском обществе, далеко не полон и остается открытым.

    Анализ соотношения мировоззренческо­го плюрализма и государственной идеологии в гражданском обществе подтверждает необходимость серьезного отноше­ния к формированию и развитию национально-государ­ственной идеологии Республики Беларусь как непременно­го условия эффективного функционирования белорусского общества.

    11. Понятие государственности и ее теоретико-концептуальная интерпретация.

    Понятие «государственность9quot; значительно шире и глубже понятия «государство9quot;, но, безусловно, госу­дарственность включает в качестве своего компонента государство, связана с понятием «государственная власть», но не сводится к ней, к государственным органам, государственным структурам.

    Государственность — сложнейший комплекс эле­ментов, структур, институтов публичной власти, а также компонентов неполитического характера, обу­словленных самобытностью (спецификой) социально-экономических, политических, духовно-нравственных условий жизнедеятельности конкретного народа или объединения народов на определенном этапе развития общества.

    Государственность — это свойство, качество, состояние общества на конкретном историческом этапе, ка­чественная характеристика его элементов и институ­тов, составляющая основное содержание и определен­ную черту общества. При этом на состояние общества, строй общественных отношений оказывают влияние не только государственная власть, ее структуры, но и другие институты, в том числе неполитического характера, например, экономическая, социальная, духовная, ин­формационная и другие системы, а также международная обстановка.

    Итак, во-первых. государственность представляет собой комплексное понятие, отражающее качествен­ное состояние государственно-организованного обще­ства. Такая характеристика государственности позволяет всесторонне и объективно осветить этапы и тенден­ции ее исторического развития, выявить институцио­нальную устойчивость важнейших процессов и закономерностей, прогнозировать дальнейшее движение, а в целом выработать единый взгляд на российскую госу­дарственность.

    Во-вторых. государственность обладает националь­но-духовной природой, национально-культурной ори­ентированностью, так как отражает накопленные дан­ным народом духовные и иные социальные ценности. И в этом качестве государственность обладает типологическими особенностями, соответству­ющими этнокультурной уникальности Белпруси. Это в свою очередь требует обоснованной концепции ее государственно-правового развития с учетом националь­ного своеобразия страны. Забвение или игнорирование национально-культурных аспектов способно привести к неправильному выбору пути и средств преобразова­ния российского общества, к дезорганизации его жизнедеятельности.

    В-третьих. государственность — явление конкрет­но-историческое, так как характеризует состояние об­щества на определенном этапе развития. Ю.А.Тихомиров справедливо считает, что индикаторами перемен в обществе являются не только смена власти, формы государства, его режима, иных государственно-право­вых институтов. «Меняются, — пишет он, — ценности, методы, отношения партий, процедуры и т.д. Даже в пределах определенного качественного состояния оче­видны перемены государственных состояний, дина­мизм которых нужно учитывать».

    12. Формирование белорусской этнической общности и национальной идеи.

    Каждый народ на определённой исторической ступени своего развития приходит к осознанию самого себя, как социальной целостности. На основе духовной целостности возникающей на общности экономики, социальный условий, языка, культуры и религии, у народа формируется этническая, позднее, национальное самосознание и самоназвание. Самосознание включает в себя само восприятие, само представление и само идентичность, центральным звеном самосознания является идея, представляющая собой форму постижения в мысли объективной реальности и самого субъекта.

    Национальная идея играет важнейшую созидательную роль в становлении национального самосознания народа, она становится воплощении его само бытности, она объединяет нас. Национальная идея белорусов выкристаллизовывалась на протяжении столетий по мере формирования белорусского этноса. Белорусская национальная идея начала складывалась в процессе формирования нации, которая не обладала в той период своей государственности, а входила в состав Российской империи (Северно-западный край).

    Впервые представление о белорусах как об особой нации было заявлено народниками в 1884 году в журнале «Гомон». Белорусскому народу ощутившему на себе тяжесть национального, социального гнёта, предстояло осознать себя, национальной целостности, встать на одни уровень с другими народами и обрести национальную независимость, доказать, что мы не хуже др. народов. В первые национальная идея воплотилась в начале 20-го века в стихотворении Янки Купалы «А хто там идзе?» Поэт объявил о существовании белорусов, как самобытной общности, и заявил о их праве о уважительной отношения к себе.

    Сформулированная Купалой идея самобытности белорусского народа получила дальнейшего развития в деятельности авторов газеты «Наша нива», представителей «Белорусского национального движения»: братья Луцкевичи, Купала, Колос, Богданович и т.д. Они выступали за Социально-политическое, экономическое и культурное возрождение. В начале 20-го века на передний план национально-освободительной движения появляется идея о приобретении национальной государственности.

    Огромную роль в аргументации этого аспекта национальной идеи, сыграл поэт Максим Богданович. Он отмечал общность исторических корней, русского, украинского и белорусского народа, однако единство исторических корней не даёт основание считать белорусскую культуру, ответвление русской, а это есть самобытная. Он подчёркивал самостоятельность белорусской национальности и белорусской культуры.

    Национальная белорусская идея получила реальные воплощения в приобретении государственности: БНР, БССР, РБ. Применительно к современности этот термин означает, гражданскую принадлежность человека к белорусскому государства как часть независимой стране, следовательно национальная идея сливается с идеей белорусской государственности.

    13. Государственность на белорусских землях. Белорусская национальная государственность и альтернативы ее развития.

    В обыденном сознании власть, государство и политика отождествляются. Как правило, в массовом сознании государство и власть приобретают образ символа высшего судьи, идеала национальной нравственности. Подобный синтез часто именуется термином «государственность». В современной научной литературе термин «государственность» употребляется в различных смыслах:

    а) как синоним государства вообще, государства того или иного типа (буржуазное, социалистическое и т.д.), а также для обозначения какого-либо этапа в развитии государства данного исторического типа;

    б) для обозначения системы (механизма) диктатуры определенного класса или политической организации общества;

    в) для обозначения государственного аппарата;

    г) при объединении группы каких-либо общих черт или признаков государства (например, тоталитарного, демократического государства).

    Понимание сути «государственности» в основном связано с теми или иными характеристиками государства. Но, хотя понятие «государственность» этимологически и связано с понятием «государство», но не тождественно его частичным характеристикам.

    Смысловое поле понятия «государственность» достаточно велико. Оно охватывает проблему взаимоотношения государства как политической организации общества с самим обществом как совокупностью граждан, подчиненных определенным законам общественного бытия, понимаемого в рамках существующей системы ценностей определенной эпохи определенного общества. Государственность – это способность и потребность человека осознанно вмешиваться в систему существующей государственной организации с целью ее оптимизации.

    Каждый народ в ходе своего исторического развития вырабатывает определенную систему представлений, понятий, принципов формирования своей национальной общности, форм своей государственной и экономической жизни.

    Эти идеи составляют основу построения народом своего государства.

    Систематизированную сумму выработанных народом идей и представлений об истории становления и развития своей государственности, особенностях устройства институтов государственной власти, о направлениях, целях и задачах дальнейшего развития государства можно назвать идеологией национальной государственности. Идеология белорусской государственности аккумулирует все конструктивное, полезное для Беларуси из опыта прошлого и достижений настоящего. Идеология белорусской государственности – это не только система взглядов, благодаря которым граждане нашей республики могут ориентироваться в политическом и социальном пространстве, но она призвана обосновать и обеспечить интересы белорусского народа как важнейшего субъекта политики.

    Центральным звеном самосознания народа, его духовной доминантой является идея, представляющая собой форму постижения в мысли объективной реальности и самого субъекта (индивида, группы, народа), т. е. национальная идея. Национальная идея играет важнейшую роль в становлении национального самосознания народа, она способна консолидировать народ в единую социальную целостность.

    Формирование белорусов как самобытной этнической общности начинается в эпоху раннего средневековья. С V-VI вв. на территорию Беларуси проникают славянские племена. Одним из первых крупных государственных образований славян была Киевская Русь (вторая половина IX — начало XII века). В составе Киевской Руси находились и земли кривичей, радимичей, дреговичей, населявших земли современной Беларуси. Это было не столь централизованное государство, сколь политическое объединение местных феодалов вокруг великого князя в Киеве. Наиболее значимым на территории Беларуси было Полоцкое княжество, которое и считается истоком белорусской государственности. Полоцкое княжество, как и другие государственные образования того периода на территории Беларуси было раннефеодальной монархией, во главе с князем, который осуществлял верховную власть. Ему были подчинены рада и управленческий аппарат, занимавшийся сбором дани, налогов, судопроизводством и т. д. Законодательную власть осуществляло вече.

    Среди элементов политической системы важное место отводилось церкви, которая, по сути, была идеологическим центром. Высшее духовенство принимало активное участие в государственных и хозяйственных делах.

    В этот период оформился раннефеодальный общественный строй. Жители княжеств называли себя по названию главного города земли.

    Первые государственные образования, существовавшие в раннем средневековье на территории современной Беларуси, свидетельствовали о начале формировании белорусской государственности.

    С середины XIII века начался процесс образования Великого княжества Литовского. Образование ВКЛ – результат естественного исторического процесса, который длился более ста лет. На основе анализа национального состава руководящего органа ВКЛ (в частности паны — рада) принято считать, что до середины XV века ВКЛ – государство литовско-белорусское (так в конце XIV века в Раде 81% литовцев, а в середине XVI века белорусские и украинские магнаты составляли большинство).

    ВКЛ было феодальной монархией. На ранних этапах эта монархия приближалась к абсолютизму. В более поздний период княжество – парламентская представительная монархия. Языком общегосударственных документов ВКЛ был старобелорусский. На нем велось делопроизводство, заключались государственные договоры, издавались Статуты 1529, 1566, 1588 гг.

    В Великом княжестве Литовском произошло формирования белорусской народности. Этническое самоназвание белорусов той эпохи – литвины, употреблявшееся в западной части белорусских земель, и русские, употреблявшееся в восточной части.

    На формирование идеологии белорусской государственности оказал влияние факт существования в ВКЛ этносов разных религиозных и духовно-культурных ориентаций: восточной и западной, православной и католической, протестантской, иудейской, исламской.

    Принцип религиозно-этической толерантности сыграл важнейшую роль в процессе существования ВКЛ. Он способствовал сохранению в нем гражданского мира, созданию богатой культуры, основанной на этноконфессиональном синтезе.

    Следующий этап развития идеологии белорусской государственности связан с образованием в 1569г. Речи Посполитой в результате подписания Люблинской унии. Новое государство – Речь Посполитая – по сути своей представляла федерацию (с 1569 по 1588 г.); Конфедерацию (с 1588 г. – принят третий Статут ВКЛ, расширивший его права, по 1791 г.); унитарное государство (с 1791 г. – Конституция 1791г. отменила деление страны на Корону Польскую и ВКЛ – по 1795 г.)

    Условия для развития белорусской культуры ухудшились, в 1696г. белорусский язык утратил статус официального в ВКЛ и его позиции занял польский. Шляхта ВКЛ в значительной степени впитала представление о своей принадлежности к единому народу – польской шляхте. Но параллельно закладывались тенденции к был позднему развитию идеологии «краевости». Причиной осозания своей особости следует считать федеративное строение Речи Посполитой, Проявление особости очевидно из статьи Статута ВКЛ 1588г. о монопольном праве местной шляхты на занятие государственных должностей и приобретение земли в княжестве. В ментальности жителей страны можно отметить трехуровневое национальное самосознание: наше польское дело; наше литвинское дело; моя малая родина.

    После трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) Речь Посполитая перестала существовать. Белорусские земли включались в состав Российской империи по частям в течение 20 лет. Такое включение разрывало единую этническую общность белорусской народности. Политики не рассматривали эти территории как единое целое. Здесь, после ряда изменений, было образовано 5 губерний, которые составили административно-территориальную сущность, в дальнейшем называемую Северо-Западным краем и просуществовавшую до октября 1917г. Разделы Речи Посполитой ликвидировали и ВКЛ, что, в сочетании с поддержкой, оказываемой в первые десятилетия после включения царскими властями польской культуры на белорусских землях, привело к распространению в Беларуси политико-исторической концепции «общего» польского народа как многоэтнического образования, состоявшего не только из поляков, но и из белорусов, украинцев, литовцев. Именно в этот период происходит значительная полонизация белорусской шляхты, поэтому национально-освободительные восстания 1830-1831 и 1863-1864 гг. с их идей возрождения Речи Посполитой как польского государства имели достаточно мощную поддержку в Беларуси.

    Вместе с тем уже в начале XIX века начинает оформляться идея возрождения ВКЛ и белорусского языка. Распространение научных знаний о Беларуси и белорусах развивалось профессорами Виленского университета М.Бобровским и И.Даниловичем, а также Т.Нарбутом и др.

    Распространялась идея «краевости», т.е. идеологии местного патриотизма. Наиболее заметно это проявилось в деятельности «филоматов» и «филаретов» — А.Мицкевича, Я.Чечота и др. Руководитель «Демократического товарищества» Ф.Савич выступает с обоснованием права каждого народа на национальную самостоятельность.

    Первым с национальным вопросом выступил К.Каликовский. К.Калиновский хотел, чтобы отношения между Беларусью, Литвой, Польшей и Россией строились на основе равноправия и суверенности. Он связывал национальное освобождение с социальным, т. е. с уничтожением помещичьего землевладения и самодержавия и наделения крестьян землей.

    В конце XVIII- начале XIX в. название «Беларусь» закрепилось только за восточными губерниями – Витебской и Могилевской. Минская, Гродненская, Виленская губернии назывались «Литва».

    На постепенное развитие этнического самосознания привело к тому, что к концу XIX –началу XX в. название «белорусы» закрепилось за всей территорией проживания белорусского этноса, произошло формирование белорусской нации.

    Белорусская национальная идея начала складываться в процессе формирования белорусской нации, которая не обладала в то время своей государственностью, а ее территория была окраиной Российской империи. Ее суть изложена в знаменитом стихотворении Я.Купала «А хто там iдзе…»: белорусы – отдельный этнос, национальное самоопределение и освобождение осознаются в единстве с социальным освобождением. Дальнейшую конкретизацию идея национальной самобытности белорусов находит в публикациях авторов газеты «Наша нiва». Согласно оценке Л.М.Лыча в этот период во взглядах на белорусскую национальную идею явно преобладал ее культурно-языковой аспект.

    Во втором десятилетии XX века в Беларуси на передний план в национально-возрожденческом движении выдвигается проблема осуществления национальной государственности. Огромную роль в ее аргументации сыграл М.Богданович, изложивший в публицистическом произведении «Хто мы такiя», написанном в 1915г. представление о самобытности белорусов и стремление к государственной самостоятельности Беларуси.

    Стремление к воплощению национальной идеи в жизнь привело к провозглашению в 1918г. Белорусской Народной Республики (БНР). Хотя БНР провозглашалось в этнических границах проживания белорусов, свою юрисдикцию на этой территории фактически не осуществляло, т. к. было создано на оккупированной германскими войсками территории.

    Реальная белорусская государственность была создана на советской основе в январе 1919г. в форме Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР).

    Итак, национальная белорусская идея в ХХ веке была реально воплощена. Белорусский народ завершил консолидацию в нацию, обрел государственность. БНР, БССР, Республика Беларусь – вот ступени создания белорусской государственности. На первой – декларировалась государственность, вторая – реализовала государственность в ограниченных масштабах (передав часть полномочий руководству СССР), третья – воплощение полной, общепризнанной мировым сообществом белорусской государственности.

    В сегодняшнем восприятии национальная идея сливается с идеей белорусской государственности, гражданственности.

    Ядро белорусской национальной идеи можно изложить следующим лозунгом: созидание сильной и процветающей Беларуси.

    14. Цивилизационная идентичность и социокультурная самобытность белорусской общности.

    Социокультурная самобытность каждого народа является результатом его становления, этногенеза и взаимодействия с другими окружающими его этническими общностями. Этнические общности, близкие по своей пространственной локализации и культуре образуют цивилизации.

    Термин «цивилизация» (от лат.гражданский, государственно-правовой) ввели в научный оборот просветители 18 века. К концу 20 века утвердилось понимание цивилизации как сообщества людей, локализованных в пространстве и времени, которое характеризуется специфическими формами организации общественной жизни, своеобразием материально-духовной культуры и религии.

    Существенный вклад в разработку цивилизационных концепций общественного развития внесли Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Хантингтон и др.

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *