Компетенция районного суда

Статья 34. Компетенция районного суда

1. Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

2. В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

3. Районный суд вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

4. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

5. Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Открыть полный текст документа

Компетенции районного суда.

В настоящее время районные суды действуют не только в качестве суда первой инстанции, рассматривающие более сложные гражданские, административные и уголовные дела но и второй инстанцией для дел, рассмотренных мировым судьей. В подсудность районных судов отнесены гражданские дела наибольшей сложности. Такие дела, как расторжение брака, взыскание алиментов, взыскание заработной платы, дела где цена иска не превышает 50000 рублей рассматриваются мировыми судьями. Подсудность гражданского дела данному районному суду определяется, как общее правило, местом жительства ( нахождением) ответчика или местом нахождения имущества юридического лица. Подсудность гражданского дела, а следовательно, и полномочия районного суда могут измениться, только если вышестоящий суд примет дело для рассмотрения в качестве суда первой инстанции.

Районным судам подсудны гражданские дела трех основных категорий: дела, связанные со спорами, возникающими из гражданских, семейных, трудовых и земельных отношений; дела особого производства. Все эти гражданские дела традиционны для районных судов.

Среди дел, которые рассматриваются районными судами в последние годы, — дела по жалобам граждан на действия и решения, нарушающие их права и свободы, в соответствии с Законом Российской Федерации « Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Закон включает в круг субъектов, чьи действия и решения могут быть обжалованы в судебном порядке, государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения и должностных лиц.

Районному суду подсудны уголовные дела, кроме дел, посудных мировому судье, вышестоящим судам и военным судам. В настоящее время на суды возложена обязанность рассмотрения таких материалов, как продление срока содержания под стражей осужденных, об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и многое другое.

Районные суду обращают к исполнению вынесенные ими приговора, которые вступили в законную силу, а также рассматривают вопросы: об условно- досрочном освобождении осужденных; об освобождении из мест лишения свободы лиц, у которых наступило психическое расстройство либо заболевших иной тяжкой болезнью; об отсрочке исполнения приговора; об изменении условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы, во время отбытия наказания; о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания; о разрешении спорных и неясных вопросов, связанных с приведением приговора в исполнение, и др.

На районные суды возложена обязанность рассматривать дела о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление в состоянии невменяемости или заболевшим психическим расстройством в ходе расследования, судебного разбирательства либо при исполнении наказания, если лицо совершило тяжкое преступление и по своему состоянию представляет общественную опасность. Районные суду также рассматривают представления психиатрических стационаров о прекращении или продлении применения принудительных мер медицинского характера.

В зависимости от количества поступающих в суд дел, числа судей их квалификации и накопленного опыта по рассмотрению отдельных категорий дел, обязанности могут распределяться с учетом таких принципов как:

территориальный, когда определенный судья рассматривает гражданские, уголовные, административные и другие дела, возникшие на определенной территории;

функциональный, когда один судья рассматривает гражданские, другой — уголовные, третий — административные дела и т.д.;

территориально — функциональный, когда каждый судья рассматривает или гражданские, или уголовные, или административные дела, возникающие на определенной территории;

персональный, когда каждый судья рассматривает гражданские дела по заявлениям или жалобам, поступившим во время личного приема населения и представителей организаций, а уголовные и административные дела — по поручению председателя суда.

Организационная работа районного суда не ограничивается слаженной работой судей по рассмотрению поступивших в суд дел, хотя это очень важно. Существенное влияние на деятельность районного суда оказывает аппарат суда, который включает помощников судей, секретарей судебного заседания, секретарей суда, главного специалиста (заведующей канцелярией), делопроизводителей, вспомогательный технический персонал.

Организация работы аппарата районного суда лежит прежде всего на председателе этого суда. Он принимает на работу в суд сотрудников. Подбор сотрудников — квалифицированных, добросовестных, культурных и вежливых — во многом определяет уровень работы суда в целом, его «лицо» в представлении граждан, которые обращаются в суд.

Существенную роль в работе районного суда играет организация приема граждан председателем суда, судьями, секретарями канцелярии. Прием организуется как в утренние, так и в вечерние часы, удобные для посещения суда различными группами населения. На доске объявлений доведены до сведения граждан приемные дни и часы, а также сообщена другая необходимая для них информация, имеются в виду образцы наиболее распространенных заявлений по различным вопросам, с которыми обращаются граждане; перечень документов по различным, чаще всего встречающимся в данной местности искам; размер и порядок оплаты различных государственных пошлин; адреса: юридической консультации, прокуратуры, нотариальной конторы, сберегательного банка, почты, данного районного суда, вышестоящего суда; номера телефонов приемной, канцелярии и др. Такие продуманные объявления освобождают персонал суда от множества возникающих у граждан вопросов и позволяют сосредоточиться на выполнении других служебных обязанностей.

В районном суде организуется справочная работа по законодательству и судебной практике. Для этого создается библиотека юридической литературы и ведется картотека по судебной практике, опубликованной в « Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации», а также берутся на учет решения, определения и постановления вышестоящего суда по категориям дел.

Председатель суда организует служебную подготовку судей, профессиональную подготовку других работников, связанных с рассмотрением и подготовкой к рассмотрению дел. Для этого организуются лекции, семинарские занятия, проводятся обсуждения результатов обобщения судебной практики, сообщения о принятии новых законодательных актов и т.п.

В канцелярии суда ведутся книги учета поступающих в суд уголовных дел, дел об административных правонарушениях, заявлений по гражданским делам, иных документов, подлежащих рассмотрению в суде. По каждой категории названных дел отдельно ведется общая для суда нумерация ( уголовные дела регистрируются под нумерацией 1. например: уголовное дело № 1-345), гражданские дела под нумерацией 2, например: гражданское дело № 2-235). административные дела под нумерацией 5 например: административное дело № 5-78 и т. д. на которые заводится статистическая карточка, отдельно по уголовным, гражданским, административным делам и регистрируется в алфавитном указателе. Здесь же организуется статистический учет рассмотренных дел. В канцелярии ведется делопроизводство по гражданским, уголовным и иным делам, организуется их хранение. За определенным работником канцелярии суда ( обычно это секретарь суда по уголовным делам) согласно приказа председателя суда возложена обязанность по учету и хранению вещественных доказательств.

Основная обязанность секретарей судебного заседания — вести протоколы по рассматриваемым делам во время судебного разбирательства. Кроме того, они обеспечивают вызов гражданских истцов, ответчиков, обвиняемых свидетелей, потерпевших, экспертов и других лиц, подлежащих вызову в суд. Эту работу выполняет тот секретарь, которому предстоит вести протокол по данному делу в судебном заседании.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона « О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» в судах введена должность администратора суда, обязанного организационно обеспечивать работу данного суда.

Районный суд

Статья 32. Создание районного суда

1. Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.

2. Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.

См. комментарий к статье 32 настоящего Федерального конституционного закона

Статья 33. Состав районного суда

1. Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

2. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

См. комментарий к статье 33 настоящего Федерального конституционного закона

Статья 34. Компетенция районного суда

1. Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

2. В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

3. Районный суд вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

4. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

5. Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

См. комментарий к статье 34 настоящего Федерального конституционного закона

Статья 35. Председатель, заместитель председателя районного суда

1. Председатель районного суда и его заместитель (заместители) назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же районного суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

3. Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи и иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

3) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

4) организует работу по повышению квалификации судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

4. Заместитель (заместители) председателя районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем районного суда.

См. комментарий к статье 35 настоящего Федерального конституционного закона

Статья 36. Замещение временно отсутствующего председателя районного суда или судей этого суда

1. В случае отсутствия председателя районного суда его полномочия осуществляет по поручению председателя районного суда один из его заместителей, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей — по поручению председателя районного суда один из судей этого суда.

2. В случае приостановления или прекращения полномочий председателя районного суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя районного суда, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей — по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей этого суда.

3. В случае, если временно отсутствует судья районного суда и невозможно его заменить судьей этого же суда, исполнение его обязанностей возлагается председателем вышестоящего суда на судью ближайшего районного суда.

См. комментарий к статье 36 настоящего Федерального конституционного закона

25. Районный суд, его полномочия, место районного суда в судебной системе России.

Районный суд является основным звеном системы федеральных судов общей компетенции (юрисдикции). Он действует на территории судебного района, которая обычно совпадает с территорией административно-территориальной единицы.

В их ведении решения по многим вопросам как досудебного производства, так и послесудебного разбирательства дел. Объем выполняемых ими судебных действий свидетельствует, что районные судысуды основного звена.

Решение об образовании районного (ему равного) суда в каждом случае принимается местной администрацией по представлению управления (отдела) судебного департамента и при участии судей субъекта РФ.

Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел.

Внутреннее устройство – структура районного суда как государственного учреждения обусловлена целями и задачами, стоящими перед ним.

При небольшом объеме работы в районный суд назначается один судья. Но в большинстве районных (им равных) судов работают несколько судей, один из которых является председателем суда.

Судьи районных (им равных) судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ с учетом законодательного (представительного) собрания соответствующего субъекта РФ. Судьи районных судов впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть избраны в том же порядке без ограничения срока их полномочий. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 65 лет.

Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя ВС РФ при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей субъектов РФ.

Для четкой, слаженной работы районного суда необходим вспомогательный аппарат, работой которого руководит председатель. Аппарат суда включает консультантов, судебных приставов, старшего секретаря (завканцелярией), секретарей судебных заседаний, архивариуса, бухгалтера, завхоза, машинистку.

Полномочия районного суда:

осуществление правосудия при разбирательстве по первой и апелляционной инстанции гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях. Рассмотрение дел в районном суде по первой инстанции осуществляется единолично или коллегиально. Рассмотрение дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично;

рассмотрение всех гражданских дел, за исключением дел, подсудных военным судам и иным специализированным судам, судам среднего звена и Верховному Суду рФ;

рассмотрение большей части уголовных дел, за исключением отнесенных к подсудности мирового судьи, судов среднего звена и ВС РФ;

контроль за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений;

обращение к исполнению вынесенных решений по гражданским делам, приговоров по уголовным делам в части, касающейся удовлетворения гражданских исков и конфискации имущества;

обращение к исполнению вынесенных приговоров, которые вступили в законную силу.

Районные суды функционируют в настоящее время как суды первой инстанции, но законодательство предусматривает возможность их работы в качестве суда второй (апелляционной) инстанции.

Компетенция районного суда

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Телефоны: (495 ) 649-41-49, 64-911-65

Компетенция районного суда

Районный (городской ) суд является основным звеном судов общей юрисдикции. Их организация предусмотрена ст.21 Федерального закона от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации», главой 2 Закона РСФСР «О судоустройстве…9raquo; от 08 июля 1981 года. Районные суды образуются и действуют в каждом районе или городе, не имеющем районного деления, кроме городов районного подчинения. В районе или городе районного значения, расположенном в этом районе, может быть образован либо один районный суд, либо два (по одному в районе и городе).
Районные суды рассматривают в качестве суда первой инстанции большинство гражданских и уголовных дел. К их подсудности относят гражданские и уголовные дела, подведомственные судам общей юрисдикции, за исключением дел, подсудных областному, краевому суду и военным судам. Компетенция районного суда
Кроме этого, районный (городской ) суд рассматривает:
а) дела об административных правонарушениях,
б) разрешает вопросы, связанные с исполнением приговора (условно -досрочное освобождение, перевод из колонии одного режима в колонию другого режима и т. д.),
в) по месту содержания подозреваемых и обвиняемых рассматривают жалобы подозреваемых, обвиняемых, их защитников, законных представителей по поводу законности и обоснованности избранной меры пресечения в виде заключения под стражу, а также продления ее действия,
г) выносит решение о производстве выемки почтово-телеграфной корреспонденции органами предварительного расследования,
д) выносит решение о прослушивании телефонных переговоров органами, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Как видим районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также является непосредственно вышестоящей (второй ) инстанцией по отношению к мировым судам, действующим на территории соответствующего судебного района.
Состав районного суда. Полномочия судей и народных заседателей. Районный суд состоит из судей и народных заседателей. В зависимости от количества уголовных, административных дел определяется число судей и народных заседателей. При небольшом объеме работы в районный суд назначается один судья. Но в большинстве районных (городских ) судов работают несколько судей, один из которых является председателем суда. Для нормальной работы каждого судьи необходимо избрать примерно 70 народных заседателей. Все судьи и народные заседатели независимы, подчиняются только закону. Народные заседатели, участвуя в рассмотрении дела, пользуются всеми правами профессионального судьи. Административные дела, часть уголовных и гражданских дел, жалобы на незаконное и необоснованное применение меры пресечения в виде заключения под стражу, вопросы, связанные с исполнением приговора, рассматриваются судьей единолично. Другая же часть уголовных и гражданских дел рассматривается составом суда, куда входят один судья и два народных заседателя.
Назначение на должность районного (городского ) судьи производиться Президентом РФ. Районные (городские ) судьи обладают правом неприкосновенности, которая распространяется и на их жилища, служебные помещения, транспортные средства, имущество.
В районных (городских ) судах, где работают несколько судей, один из них назначается председателем районного (городского ) суда, который сохраняет статус судьи, рассматривает дела, отнесенные законом к компетенции этого суда. На председателя суда возлагается ряд дополнительных обязанностей связанных с организацией работы в суде, в частности, он распределяет обязанности между судьями. При распределении обязанностей между судьями председатель учитывает их стаж работы, подготовку, наклонности.
Например, по общему правилу, распределение дел происходит по предметному или функциональному признаку. В соответствии с этим один судья специализируется на рассмотрении уголовных дел, другой — гражданских, третий — административных. Кроме этого, в некоторых случаях применяется и территориальный признак, в соответствии с котором судья рассматривает дела, возникшие на определенной территории. Данные признаки признака могут сочетаться между собой. В этом случае судья рассматривает, например, уголовные дела, возникшие только на определенной, закрепленной за ним территории. Возможна и специализация судей по категориям дел, например по делам о преступлениях несовершеннолетних. Некоторые дела с учетом их сложности, особого значения распределяются председателем суда персонально — конкретным судьям.
Кроме вышеназванного председатель суда также организует:
а) прием граждан судьями (в том числе и сам);
б) юридическую подготовку народных заседателей;
в) повышение квалификации судей;
г) изучение и обобщение судебной практики;
д) и самостоятельно подготавливает статистическую отчетность о работе суда;
е) осуществляет руководство вспомогательным. аппаратом, который состоит из консультантов, судебных исполнителей, секретарей канцелярий, секретарей судебных заседаний, делопроизводителей;
ж) подбирает сотрудников и назначает их на должность, за исключением консультантов и судебных исполнителей, которые назначаются по его представлению.
Как правило, в районном (городском ) суде имеются две канцелярии: по уголовным и гражданским делам, через которые ведется корреспонденция, регистрация, учет и хранение судебных дел, находящихся в производстве суда. Эта работа выполняется секретарями и делопроизводителями. Для хранения рассмотренных дел организуется архив.
Секретари судебных заседаний, как правило, закреплены за конкретными судьями. В их обязанность входит ведение протокола судебного заседания, и они несут ответственность за его правильность. Кроме того, секретари судебных заседаний обеспечивают и проверяют перед началом судебного заседания явку истцов, ответчиков, свидетелей, подсудимых, потерпевших.
В районном суде организуется справочная работа по законодательству и судебной практике. Эта работа, как правило, возлагается на консультантов. Консультант хранит контрольные экземпляры законов, кодексов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, следит за изменениями в законодательстве и ставит об этом в известность судей, участвует в работе по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики.
Компетенция районного судаПри районных (городских ) судах состоят судебные исполнители, которые назначаются на эту должность органами юстиции: министерствами юстиции республик, управлениями (отделами ) юстиции краев, областей. Их количество может колебаться от одного до десяти-двенадцати человек и зависит от объема выполняемой работы.
Судебный исполнитель является должностным лицом, осуществляющим исполнение решений, постановлений и определений судов по гражданским делам, а также приговоров по уголовным делам и постановлений по административным делам в часта имущественных взысканий. Кроме того, в предусмотренных законом случаях судебные исполнители исполняют решения арбитражных судов, некоторых исполнительных органов. Деятельность судебного исполнителя регламентируется Гражданско-процессуальным кодексом и Инструкцией об исполнительном производстве, утвержденной Министерством юстиции СССР 15 ноября 1985 г. В соответствии с законом судебный исполнитель действует на основании судебного решения, выданного ему судьей. Требования судебного исполнителя по исполнению судебных решений обязательны для всех учреждений, организаций, должностных лиц и граждан. В случае оказания сопротивления судебному исполнителю он составляет акт об этом и для устранения препятствий обращается к органам власти, которые обязаны оказать ему содействие. Акт предоставляется судье для привлечения к ответственности лиц, оказавших судебному исполнителю сопротивление. Судебный исполнитель вправе применять принудительные меры для исполнения судебного решения: налагать арест на имущество; организовывать его продажу; изымать определенные предметы, указанные в решении суда.
В настоящее время в связи с резким увеличением и количества выполняемых решений, и случаев их злостного неисполнения и неповиновения, работа судебных исполнителей стала малоэффективной. В связи с этим в соответствии с законами «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», принятыми в 1997 г. начата реформа деятельности по исполнению судебных актов. Некоторые функции, которые осуществляли судебные исполнители, передаются судебным приставам.
В соответствии с этим на судебных приставов-исполнителей возложено исполнительное производство.
По укрепившемуся правилу судебные приставы-исполнители производят исполнение приговоров, решений, постановлений и определений суда, при котором они состоят, а кроме того, судебных актов других судов (в том числе вышестоящих, военных, арбитражных судов и др.), исполнительных надписей нотариусов, постановлений и решений общественных организаций третейских судов, местных органов власти и управления в случаях, предусмотренных законом, а также решений других органов и организаций, наделенных юрисдикционными правами, если они не исполняются в добровольном порядке.
Работа судебных приставов-исполнителей организуется обычно по зональному принципу: за каждым из них закрепляется определенная часть обслуживаемой территории (микрорайон. несколько улиц или предприятий, учреждений, организаций). Обычно по этому же принципу организуется прием судебными приставами-исполнителями граждан. Если позволяют штатное расписание и рабочая нагрузка, прием граждан ведет дежурный судебный пристав-исполнитель в течение всего рабочего дня.
Работа судебных приставов-исполнителей организуется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве». Гражданским процессуальным кодексом и другими нормативными актами.
Судебные приставы-исполнители приступают к исполнительным действиям при получении ими соответствующих исполнительных документов. К основным исполнительным документам относятся: исполнительные листы, судебные приказы, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов, удостоверения комиссий по трудовым спорам, постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, постановления судебного пристава-исполнителя, постановления иных уполномоченных органов.

По всем возникшим вопросам рекомендуем записаться на прием к нашим специалистам по телефонам:

8 (495 ) 64 — 911 — 65 или 8 (495 ) 649 — 41 — 49 или 8 (985 ) 763 — 90 — 66

Внимание! Консультация платная.

Бесплатную консультацию Вы можете получить в разделе Юрист On-Line

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *