Коммуникативный барьер

Коммуникативные барьеры

Когда на пути передачи информации вдруг появляются какие–то затруднения, психологические препятствия, то говорят о коммуникативном барьере.

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие различного происхождения, которое реципиент устанавливает на пути нежелательной, утомительной или опасной информации

Коммуникативные барьеры бывают трех типов:

1. Барьеры понимания. Возникновение данного барьера может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка, например, фонетического непонимания – погрешность в процессе передачи информации, появляется в результате невыразительной быстрой речи, речи–скороговорки или речи с большим количеством звуков–паразитов. Бывают также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов.

Стилистические барьеры возникают при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля того, кто в данный момент слушает. Логические барьеры непонимания возникают в тех случаях, когда логика рассуждений говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.

2. Барьеры социально–культурного различия – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Иногда препятствием может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста.

3. Барьеры отношения – связаны с возникновением чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую информацию.

Такое препятствие также может быть разной степени прозрачности, в одном случае оно вообще не допустит информацию в сознание слушателя, в другом – исказит или обесценит ее, сделав безопасной. Б.Ф. Поршнев выделяет три различные формы коммуникативных барьеров, различающиеся, по степенью прозрачности.

Самый плотный, практически не прозрачный, барьер – избегание. Убежать от информации и ее пагубного воздействия можно как физически, так и психологически. Физическое избегание исключает контакт с самим носителем информации. Каждый взрослый человек в ходе жизни нарабатывает целый арсенал различных способов избегания контактов с нежелательными лицами. Многие из них банальны: перейти на другую сторону улицы, отвернуться к витринам, согнуться, чтобы завязать якобы развязавщийся шнурок и т.д. Известный способ «телефонного9raquo; бегства: «Извини, у меня что-то на плите горит». В кино в самый неприятный момент можно закрыть глаза, заткнуть уши. Способы старые, проверенные и во многих случаях не только по-человечески понятные, но и оправданные.

Хороший пример психологического избегания – забывание информации. Или, скажем, «уход в себя» во время слушания. Вроде бы слушал, кивал, а в итоге… ничего не услышал.

Другой барьеравторитет. Информация попадает в сознание, но по пути существенно обесценивается за счет субъективного снижения авторитетности ее источника. Она становится ненадежной, а значит, малозначимой. «Яйца курицу не учат» – одна из культурно закрепленных формул снижения авторитета и ухода от воздействия информации. Это во многом объясняет ту тщательность, с которой люди собирают все авторитетные мнения, могущие служить подтверждением их личной частной позиции (разнообразные ссылки на авторитетные источники, известная формула «есть мнение», цитирование классиков и так далее).

Наконец, третья форманепонимание. Большая часть нежелательной информации, помимо воли человека, проходит сквозь достаточно грубые фильтры избегания и авторитета. Самый тонкий, изощренный способ снизить ее неблагоприятное воздействие – исказить ее до неузнаваемости, предать ей понятный, близкий или нейтральный смысл. «Ты меня не правильно понял», — говорит «К9raquo;, обращаясь к своему слушателю. «Смотря что ты имеешь ввиду. — мог бы ответить ему «Р9raquo;, — с точки зрения твоего замысла, может быть и не правильно. А с точки зрения безопасности моего внутреннего мира, очень даже правильно».

Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением. Г.М. Андреева выделяет коммуникативные барьеры социального и психологического характера.

С одной стороны. такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание а) ситуации общения. вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но б) различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.

Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами. принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.

С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или в) вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название «некоммуникабельность9raquo;), или г) в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п.

В случае возникновения коммуникативных барьеров в ходе общения врача и пациента, можно говорить как о существовании у пациентов психологической защиты от информации о состоянии здоровья и о прогнозах в этом отношении, так и о возможных препятствиях на пути адекватного восприятия информации у врача. Так, М.Р. Битянова выделяет фонетический, семантический, стилистический, логический, социально-культурный барьер и барьеры отношений.

Фонетический барьер может возникать, когда врач и пациент говорят быстро и невыразительно или на разных языках и диалектах, имеют дефекты речи и дикции. Можно привести примеры искусственного создания такого рода барьеров, например детьми, создающими на базе общего языка свой, мало понятный взрослым (вспомните Тослу и Вислу из сказок про Мумми-тролля). Ни какие фонетические помехи не являются непреодолимым препятствием. Если реципиент заинтересован в информации, он извлечет ее из непростой беседы с сильно заикающимся человеком, и из шипящего и свистящего радиоприемника. Но в случае, если он не уверен в значимости информации или, напротив, убежден в ее опасности, фонетические искажения и несоответствия легко помогут ему создать необходимый барьер.

Семантический (смысловой) барьер связан с проблемой жаргонов, свойственных людям определенных возрастных групп, профессий или социального положения (например, язык подростков, наркоманов, моряков, хакеров, жителей удаленных местностей и т.д.). Снятие такого барьера – актуальная проблема для представителей медицинской профессии, поскольку от его преодоления зависит успешность терапевтического контакта. Поэтому у врача должны быть навыки усвоения чужих семантических систем. Особенно важно это для врача скорой медицинской помощи.

Специфика работы в службе экстренной помощи обязывает врача владеть в полной мере всеми приемами психологии общения и уметь быстро ориентироваться и налаживать контакт с пациентами, а также с родственниками, очевидцами происшествий, работниками милиции и т.д. В экстренных ситуациях правильно собранный анамнез, быстрый контакт с пациентом часто стоит человеку жизни. С другой стороны, бывает, что медработник сам провоцирует возникновение смыслового барьера у пациента, без надобности используя профессиональные термины. В дальнейшем это может привести к развитию патологических реакций вследствие неблагоприятного воздействия на психику пациента.

Возникновениестилистического барьера возможно при несоответствии речи врача ситуации общения, например, при его фамильярном поведении, когда он всех пациентов старше определенного возраста называет «бабуля9raquo; и «дедуля9raquo;, не учитывает психологических особенностей людей и их психологического состояния (изменение сознания вследствие заболевания или приема лекарственных препаратов).

Когда врач проводит психопрофилактические беседы с пациентами перед всевозможными вмешательствами, обучает их навыкам приема лекарственных препаратов, использованию аппаратуры, знакомит с различными методиками здорового образа жизни, может возникнуть барьер логического непонимания. т.е. логика рассуждений врача может быть либо слишком сложна для пациента, либо казаться ему неверной или неубедительной. Логика доказательств пациента также может быть ошибочной с точки зрения врача. Пути выхода из этих неравнозначных ситуаций, естественно, различны, о чем пойдет речь ниже.

Причиной возникновения социально-культурных барьеров может выступать восприятие пациента как лица определенной профессии, определенной национальности, пола, возраста, социального статуса. Врач должен быть готов к возникновению этого барьера, к тому, что для определенной части больных его авторитет недостаточен; особенно это актуально для молодых врачей.

В процессе общения врача и пациента могут возникать и барьеры отношений. Речь идет об отрицательных эмоциях, которые вызывает человек (причем, причину этого часто трудно осознать), о формировании к нему отрицательного отношения, которое распространяется и на передаваемую им информацию («Зачем вы слушаете эту Марию Ивановну? Разве она может что-нибудь путное сказать?»).

Рассматривая сущность психологического барьера, нельзя не заметить, что любой из них – это, прежде всего защита, которую выстраивает пациент на пути предлагаемой ему информации. Например, представим себе заядлого курильщика, почувствовавшего себя плохо и обратившегося за советом к своему другу, профессиональному медику. Друг, оценив состояние его здоровья, заявляет о необходимости бросить курить, приводя следующий аргумент: «У тебя становится жестким дыхание, и сердце пошаливает».

Если человек не хочет затрачивать усилия и расставаться с устойчивой привычкой, как он может защититься от столь неприятной и травмирующей информации? Есть несколько психологических барьеров, которые используются с этой целью. Первый путь – искажение такой информации, повышенное внимание ко всем противоречащим ей фактам: «Сегодня я чувствую себя значительно лучше, сердце спокойно – это было временное явление» или: «В этой заметке говорится о том, что курение помогает справиться со стрессом». Второй путь – снижение авторитетности источника информации: «Конечно, он врач, но уже много лет как занимается гастроэнтерологией. Много он понимает в сердечных болезнях!». Наконец, третья возможность – защита через непонимание; «Знал бы он, что такое действительно плохое дыхание! Вот у моего соседа, например! И ничего, курит».

Так каким же образом врач может стремиться к достижению взаимопонимания в беседе с пациентом? В частности, исследования Susan E. Brennan показывают, что лексический консенсус, или lexical entrainment (понятие предложено S. Brennan) достигается, если говорящий использует в беседе те паттерны, применение которых во время предыдущих встреч помогало найти общий язык, даже если в данном случае можно было выразить свою мысль гораздо проще и яснее.

В данном контексте особое значение приобретает первая встреча врача с пациентом, результат которой зависит от ее установки на достижение взаимопонимания. Именно принятый врачом при первой встрече стиль общения в дальнейшем определит конструктивность общения в целом.

Коммуникативный барьер
Главная | О нас | Обратная связь

КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ. Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адаптивной

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адаптивной информации между партнёрами по общению.

Барьеры при общении в организации :

1) Недостаточное внимание важности коммуникации – зачастую сотрудники организации не осведомлены об общем состоянии дел, а управляющие не считают нужным ставить доводить до сотрудников эту информацию, но если те, кто знают, не дают ответов на вопросы работников, тогда работники будут искать ответы там, где отсутствует достоверная информация. Вследствие этого рождаются слухи.

2) Искажение сообщений – происходит чаще всего, тогда когда информация движется сверху вниз. Как происходит искажение :

— в силу затруднений в межличностных контактах;

— может быть сознательное искажение, когда информация искажается в интересах того, кто её преподносит;

— искажение вследствие «фильтрации» — чтобы с одного уровня на другой направлялись только те сообщения, которые его касаются;

— иногда причиной искажений является желание подать только положительную информацию.

3) Информационные перегрузки – когда каналы информации перегружены менеджер не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию и отсеивая более важную от менее важной по его мнению, может произойти потеря информации.

4) Неудовлетворительная структура организации – если в организации многоуровневая система управления, происходит коррекция и фильтрация информации на каждом уровне управления.

В процессе делового общения возможно возникновение коммуникативных барьеров :

1) Барьер «авторитет» — разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. И получается, что доверие и недоверие зависят не от той информации, которую передают, а от того, кто передаёт.

Из каких факторов складывается отношение к человеку, как к авторитету?

— привлекательный внешний вид (аккуратен, расчёсан, выглажен…);

— доброжелателен (улыбка, приветливость, простота в обращении…);

— искренность. Если такому доверяют, то его аргументы не слышат, а сразу принимают выводы.

2) Барьер «избегание» — человек избегает контакта с собеседником, а если не может уклониться от контакта, то принимает усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает). Необходимо привлечь и удержать внимание:

— нестандартностью подачи информации;

— интенсивностью подачи информации;

Приёмы привлечения информации :

— приём «нейтральной фразы» — в начале беседы произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но имеющая смысл, значение, ценность для собеседника;

— приём «завлечения» — говорящий произносит нечто, что трудно воспринимается, например, говорит очень тихо или неразборчиво, а слушающему приходится прилагать усилия, чтобы услышать – концентрирует внимание;

— приём «зрительного контакта» — говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, выбирает несколько человек в аудитории и кивает им…;

— приём «изоляции» — когда отводят собеседника в сторону, уединяются, закрывают двери;

— приём «навязывания ритма» — постоянное изменение голоса, речи, то громче, то тише, то быстрее – так ликвидируется монотонность звучания;

— приём «акцентировки» — употребление фраз: «прошу обратить внимание», «важно отметить, что…», «необходимо подчеркнуть…».

3) Барьер «непонимание» — это, когда источник информации авторитетен, но информация «не доходит». Что делать?

— речь должна быть внятная, разборчивая, достаточно громкая, без скороговорки, говорить надо максимально просто, заранее договориться об одинаковом понимании ключевых слов, терминов;

— варианты перечисления можно: — простое перечисление «во-первых, во-вторых…»; ранжирование «сначала о главном, о составляющих элементах, менее существенное…»; логическая цепь «если это, то…»;

— учёт логики и жизненной позиции собеседника;

Среди коммуникативных барьеров перечисляют:

— неумение выражать свои мысли,

— плохая техника речи,

— барьер модальности (способ действия – стоит спиной к вам).

ВАРИАНТ 2 КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ

Для людей важное значение имеет конструктивное общение, но иногда оно становится деструктивным. Причина – разнообразные барьеры в общении:

— Компетентность. Собеседники могут интерпретировать одно и то же сообщение по-разному, в зависимости от уровня своей компетентности и предшествующего опыта, что приводит к вариациям в процессах кодирования и декодирования информации. Этот фактор является весьма существенным, он подрывает общность в коммуникации, общение имеет тенденции к разрушению.

У людей с разным уровнем компетентности формируются разные ценности, потребности и отношения, что может привести к неумышленному искажению получаемой информации. Несоответствие кодирования и расшифровки является распространенным барьером эффективного общения.

— Избирательное слушание. Человек имеет тенденцию к блокированию новой информации, особенно если она противоречит существующим суждениям. Так, в информации о вреде курения ее получатель (курящий человек) замечает только то, что подтверждает его суждение («Все курят и ничего»). Сообщение, которое противоречит уже сложившимся представлениям, либо игнорируется, либо искажается так, чтобы оно соответствовало собственным представлениям. Иными словами, если мы слышим только то, что мы хотим услышать, то наша реальность не будет нарушена.

— Достоверность источника. — означает доверие словам и действиям говорящего со стороны собеседника. Уровень достоверности, оцениваемый партнером, непосредственно связан с тем, как он реагирует на слова, идеи и действия говорящего. Таким образом, оценка одним человеком другого влияет на отношение к его сообщениям. Это во многом зависит от прежнего опыта общения партнеров.

— Различие статуса. Образовательные учреждения зачастую используют различные статусные символы (декан, завуч, профессор, доцент и т.д.) для подчеркивания различия статуса. Такие различия статуса могут восприниматься обучаемыми как угрозы и препятствовать неформальному общению. В результате на верхних уровнях организации практически отсутствует обратная связь, в общении с обучаемыми возникает дистанция, что способствует развитию командного стиля работы, жесткости, самоуверенности.

— Давление времени. Давление времени также может стать серьезным коммуникативным барьером. Например, из-за дефицита времени кому-то не предоставляют обещанное ранее слово, а он может неадекватно среагировать на эту ситуацию (например, обидеться).

— Перегрузка общения. Наше время часто называют «информационной» эрой или «эпохой информации». Люди не могут своевременно ответить на все сообщения, адресованные им, поэтому они их «отсеивают», и, следовательно, некоторые из сообщений никогда не прочитываются.

Изучение каждого коммуникативного барьера показывает, что чаще всего они заключены в самих людях (например, компетентность, оценочные суждения), другие — в организациях (например, фильтрование, различие статуса). Следовательно, для того чтобы улучшить общение в организации, необходимы изменения как людей, так и организационных структур.

В общении людей могут возникать и специфические коммуникативные барьеры . логический, семантический, стилистический, фонетический.

— Логический коммуникативный барьер. Возникает потому, что каждый человек видит мир, ситуацию, проблему со своей точки зрения. Основная проблема, заложенная в непонимании, связана с особенностями мышления собеседников, с их логикой. Логический коммуникативный барьер возникает чаще у партнеров с неодинаковым видом мышления. например: у одного — абстрактно-логическое, а у другого наглядно-образное, у третьего — наглядно-действенное.

Операционная мыслительная деятельность у людей также различна. широта, гибкость, быстрота, критичность, оригинальность ума у всех проявляется по-разному. Такие операции мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование используются людьми с разной степенью глубины. И пока один углубляется в развернутый анализ проблемы, другой, собрав поверхностную информацию или опираясь на интуицию, имеет готовый ответ или решение.

В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого из собеседников, они общаются на уровне или понимания, или непонимания, т.е. возникает логический барьер. Преодолеть его можно лишь одним путем: «идти от партнера», пытаясь понять, как он строил свои умозаключения и в чём состоят расхождения.

Многое в преодолении логического барьера зависит от того, насколько грамотно, ясно и лаконично излагаются мысли.

Тимченко Н.М. в книге «Тайны успеха делового общения» выделяет причины, затрудняющие передачу информации от одного партнера к другому: — неточность высказывания, витиеватость мысли;

— несовершенство перекодирования мыслей в слова;

— наличие логического противоречия в тезисе;

— наличие смысловых разрывов и скачков мысли;

— неуместное использование профессиональных терминов;

— неверное истолкование намерений собеседника;

— чрезмерное использование иностранных слов;

— неполное информирование партнера;

— быстрый темп изложения информации;

— игнорирование различных каналов восприятия;

— неадекватный язык тела, не совпадающий со словами.

— Семантический коммуникативный барьер (обозначающий). Это барьер смысловой. связанный со значением слова. Барьеры подобного рода возникают неизбежно, т.к. человек фиксирует услышанную информацию через свой личный опыт, знания, жизненные ценности, потребности, словарный запас и т.п. Индивидуальные расхождения людей часто не позволяют найти общий язык, т.к. у каждого свои исходные позиции.

Существование этого барьера определяется фактором многозначности слов языка. Любое слово имеет обычно не одно значение и в зависимости от контекста употребления может иметь несколько смыслов. Например, слово «команда» — это и распоряжение, и спортивная группа, и группа единомышленников в организации.

Следовательно, т.к. слова обозначают для разных людей не одинаковые вещи, говорящий может не добиться понимания у слушающего.

Другие причины семантических барьеров — прежде всего это ограниченный лексикон у одного из партнеров и богатый — у другого и несовпадение у собеседников лингвистического (тезаурус) словаря из-за социальных, культурных, псих-х, национальных, религиозных и других различий между людьми. Поскольку каждый человек имеет неповторимый опыт, образование, индивидуальную способность к саморазвитию, свой круг общения и пр. постольку он имеет и неповторимый тезаурус. Когда собеседник понял совсем не то, что ему сказали, или то, но не в том смысле, тогда можно зафиксировать семантический барьер, который приводит к неэффективным коммуникациям.

Однако отсюда вовсе не следует, что взаимопонимание невозможно. В этом случае необходима обратная связь, позволяющая с помощью вопросов уточнить сказанное, достичь адекватного восприятия информации.

— Стилистический коммуникативный барьер. Стиль — это отношение формы представления информации к ее содержанию: стиль подачи информации может препятствовать ее восприятию. Стиль может быть слишком тяжелым или легковесным, не соответствующим ситуации и намерениям собеседника.

Для того чтобы быть хорошо воспринимаемым, нужно чётко изложить информацию, основные доводы, аргументы, структурировать информацию так, чтобы она была взаимосвязана и одна мысль как бы вытекала из другой.

— Фонетический коммуникативный барьер. Это препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего. Незнание законов фонетики, пренебрежение ее требованиями затрудняет процесс коммуникации. Фонетический барьер непонимания возникает между людьми тогда, когда информация, которую они слышат, в силу каких-то причин ими не воспринимается.

Фонетическое непонимание может быть незначительным (например, в произношении слов) или полным. Полное непонимание возникает тогда, когда с нами говорят на непонятном нам иностранном языке. Неполное непонимание будет тогда, когда собеседник говорит очень быстро, невнятно, скороговоркой, с акцентом, шепелявя, резко повышает голос (понимание заблокировано, т.к. тон голоса имеет большое значение для понимания контекста) и т.п. и по этой причине его речь трудно воспринимается.

Большую роль играет также скорость речи. Разница между темпом речи говорящего и скоростью ее обработки слушающим бывает крайне велика. Слишком замедленная речь, «застревание» на отдельных словах, заикание — раздражают, а слишком быстрая речь затрудняет восприятие.

Т. о. необходимо как можно больше работать над собой, задумываясь над тем, как произнести слова и фразы, как грамотно расставить акценты, ударения, как выбрать необходимый темп и тембр речи.

Барьер установки. Собеседник может обладать негативной установкой по отношению к организации, представителем которой вы являетесь, или лично к вам. При наличии неприязни со стороны собеседника, следует отнестись к ней как к проявлению невежества, слабости, отсутствия культуры, простой неосведомленности. Тогда несправедливое отношение или неадекватное поведение партнера не будет вас задевать, а вскоре оно и вовсе исчезнет, так как ваши дела и поступки заставят партнера изменить свое мнение.

Барьер психологической защиты. Выстраиваемая психологическая защита — один из серьезных барьеров общения. Быть может, ваш равнодушный, неприветливый, неразговорчивый или агрессивный, взвинченный, напряженный собеседник нуждается в понимании, в том, чтобы его выслушали и поняли. Осознав, что барьер в общении с неудобным партнером вызван его желанием защититься, попробуйте изменить отношение к нему, и сложности в общении с таким человеком исчезнут.

Барьер характера. У каждого человека свой характер, но воспитанные, владеющие собой люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта или дискомфорта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента достаточно часто бывают неудобными собеседниками.

Кроме перечисленных внутренних барьеров есть – внешние барьеры – плохие внешние условия (сильные шумы, погодные аномалии, постоянные обрывы телефонной связи – всё то, что не зависит от человека).

ВАРИАНТ 3 –это для общего развития (семинар) НЕ БРАТЬ.

Каждому человеку знакома ситуация, когда слова, которые он произносит, “не доходят” до его собеседника или “доходят”, но неправильно им воспринимаются. Данная ситуация наглядно демонстрирует наличие барьеров или помех коммуникации.

Под коммуникативным барьером обычно понимают все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует её.

Учесть всю совокупность помех, шумов, мешающих осуществлению коммуникации практически невозможно – они слишком разнообразны. В каждом виде деятельности – в политике, экономике, культуре и т.д. – присутствуют собственные барьеры, обусловленные спецификой данных видов деятельности. Различные виды и уровни коммуникации (вербальная — невербальная, устная — письменная, межличностная — групповая – массовая и т.д.) также создают свои специфические барьеры. Поэтому имеют место самые разные попытки систематизации коммуникативных барьеров.

Так, в литературе по коммуникативистике принято выделять четыре типа барьеров речевой коммуникации:

Фонетические – невыразительная быстрая или медленная речь, акцент, речь с большим количеством звуков- паразитов и т. п.;

Семантические – различие в системах значений слов;

Стилистические – несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения и психологического состояния партнера по общению;

Логические – сложная, непонятная или неправильная логика рассуждений.

В качестве оснований классификации коммуникативных барьеров М.А. Василик предлагает выделить: а) среду (внешние условия) коммуникации; б) технические средства коммуникации; в) самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта. Т. о. все барьеры коммуникации можно разделить на три группы:

а) барьеры, обусловленные факторами среды, или физические барьеры коммуникации (акустические помехи, отвлекающая окружающая обстановка, температурные условия, погодные условия);

б) технические барьеры (в технической литературе они получили название “шумы”, их источником является сам канал коммуникации – например, телефон, факс);

в) “человеческие” барьеры . Среди них можно выделить психофизиологические, психологические и социокультурные барьеры коммуникации .

Психофизиологические барьеры могут возникать вследствие физиологических нарушений артикуляции (заикание, картавость), нарушений фониатрического характера, связанных с голосовым аппаратом (потеря голоса при простуде), глухоты, полной или частичной потери зрения, потери чувствительности кожи и т.п.

Психологические барьеры общения по своей природе могут быть продуктом как безличных механизмов социально-психологического взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга, так и влияния личностных индивидуальных особенностей партнеров по общению. Примером первых могут служить стереотипы восприятия партнера по общению. Примером вторых могут быть индивидуальные, прежде всего характерологические, особенности личности.

Кроме перечисленных, к наиболее распространенным формам психологического барьера относится нервное напряжение, которое может привести к скованности мысли, эмоциональному срыву, провалам в памяти, речевым аномалиям, неадекватности восприятия и реагирования на действия других людей. В качестве психологических барьеров могут выступать некоторые психические состояния (индифферентность-безчастность, апатия, депрессия) и психические свойства личности (замкнутость, излишняя застенчивость, повышенная впечатлительность, стыдливость).

Социокультурные барьеры коммуникации обусловлены следующими причинами: принадлежностью коммуникантов к различным социальным группам общества, различным языковым, этническим, расовым, возрастным и т.д. сообществам. Формируясь в определенной социальной среде, человек одновременно формируется и в специфической культурной среде. Наличие множества культур и субкультур порождает проблему межкультурного взаимодействия.

Межкультурная коммуникация характеризуется тем, что при встрече представителей разных культур каждый из них действует в соответствии со своими культурными нормами, поэтому они могут столкнуться с серьезными коммуникативными проблемами, связанными с несовпадением, а порой и конфликтом норм, ценностей, стереотипов сознания и поведения. Это несовпадение порождает культурные барьеры коммуникации.

Наиболее очевидные среди них – лингвистические и семантические . Они возникают из-за языковых различий: люди могут общаться на разных языках; они могут говорить на одном языке, но не понимать друг друга из-за различий лексиконов — богатых у одних и ограниченных у других, из-за несовпадения тезаурусов – лингвистического смыслового наполнения произносимых слов. Различаются языки не только народов, но и различных социальных групп (например, профессиональных, возрастных).

Проблема культурных барьеров коммуникации это и проблема интерпретации одного и того же текста (сообщения, информации), понимаемая как расшифровка смысла, стоящего за очевидным смыслом, раскрытие более глубоких значений, заключенных в буквальном значении. Так, Д.Б.Гудков описывает целый ряд ситуаций, сложившихся на занятиях по истории русской литературы для иностранных студентов в МГУ. Эти примеры иллюстрируют глубокие различия в восприятии одного и того же текста представителями разных культур ( своеобразный культурный шок). Их интерпретация носит оценочный характер: Емеля из сказки “По щучьему велению” в восприятии студентов из Японии – патологический бездельник, получающий награду, не совершив ничего полезного. Более того, они отметили безнравственность этой сказки и были очень удивлены, что эта сказка весьма популярна в России и родители не считают предосудительным читать ее детям. Действительно, Емеля – лодырь, но нам важны такие его черты, как находчивость, незлобливость и бескорыстность. Это не значит, что мы считаем лень положительным качеством, а японцы не ценят доброту. Просто русские и японцы выделяют разные черты данного героя, игнорируя остальные как несущественные.

В связи с содержанием вышеизложенного материала можно сделать следующие практические выводы :

— Никогда не стоит настаивать на том, что единственно правильными являются те представления, которые сложились в данной культуре; необходимо знакомить с ними представителей других культур, объясняя причины их возникновения;

— Важно иметь правильное представление о психологии и культуре людей, с которыми осуществляется общение; именно в недооценке этого кроются причины большинства коммуникативных неудач;

— Необходимо рассматривать сообщение с точки зрения получателей, фокусировать внимание на получателе сообщения, его интересах, чувствах, приоритетах;

— Нужно использовать различные средства доставки сообщения;

— Следует добиваться обратной связи и в процессе коммуникации сверять свои действия с ответной реакцией получателя.

Эти выводы можно назвать наиболее общими и значимыми факторами повышения эффективности коммуникации, поскольку они способствуют достижению целей коммуникации.

Лекция 3. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Каждый слышит лишь то, что понимает. (Иоганн Вольфганг Гёте)

Понятия и разновидности коммуникативных барьеров

Коммуникативные барьеры — препятствия, вызванные естественными, социальными и психологическими факторами, возникающими в процессе коммуникации. В современном мире в условиях человеческого взаимодействия, в разных сферах деятельности возникают трудности, или коммуникативные барьеры.

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова говорится: «Барьер – преграда, поставленная на пути; преграждение, препятствие на пути чего- либо».

В Психологическом словаре дается следующее толкование понятия «барьер»: «психическое состояние, проявляющееся как неадекватная пассивность (или активность), препятствующая выполнению тех или иных действий»; «любое препятствие, не позволяющее организму достичь цели».

Е. В. Залюбовская дает следующее определение: «Коммуникативный барьер – это абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в ситуациях общения, причинами которого являются мотивационно- операциональные, индивидуально-психологические, социально- психологические особенности общающихся».

Существует еще множество определений понятий «барьер» и «коммуникативный барьер» разных авторов. Кроме различных определений понятия, разные авторы выделяют и различные виды коммуникативных барьеров.

Классификация коммуникативных барьеров

Барьеры непонимания связаны с неэффективной вербальной коммуникацией (трудности в передаче и понимании информации). К ним относятся:

1. Семантические барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие неправильного понимания значения символов, используемых в коммуникациях.

Вступая в информационный контакт, мы используем символы: слова, жесты, интонацию.

Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами.

Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания, ибо во многих случаях вовсе не очевидно точное значение, приписываемое символу собеседником.

Руководитель, говорящий подчиненному, что его отчет представляется “адекватным”, может иметь в виду, что он полон и отвечает цели. Однако подчиненный может декодировать слово “адекватный” в том смысле, что отчет зауряден и требует значительного улучшения.

Семантические барьеры возникают при использовании многозначных слов или фраз, если говорящий не поясняет их значение.

Семантические барьеры могут создавать коммуникативные проблемы для компаний, действующих на международном рынке. Особенно сильно у разных народов различаются восприятие (смысл) жестов и интонации, но даже слова могут переводиться не однозначно.

2. Невербальные барьеры – связаны с противоречием смысла, заложенного в произносимые слова и невербальных сигналов, сопровождающих процесс коммуникации.

Хотя вербальные символы (слова) — основное средство кодирования идей, но мы также используем и невербальные символы для трансляции сообщений. При непосредственном устном общении невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усилить или изменить смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, поза, интонация – все это примеры невербальной коммуникации.

Психологи утверждают, что вербальные средства общения базируются на нашем сознании, а невербальные, по большей части, управляются подсознанием. Именно поэтому, вербальные и невербальные символы нередко противоречат друг другу (в психологии, есть такое понятие «они неконгруэнтны», т.е. не соответствуют друг другу).

3. Фонетические барьеры – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (наличие дефектов речи, невнятная речь, речь-скороговорка и др.).

4. Стилистические барьеры – это нарушения соотношения формы представления информации с ее содержанием. Стиль изложения информации может быть неуместным, слишком тяжелым или легковесным, не соответствующим ситуации и намерениям партнера. Неприятие могут вызывать и вредные вербальные привычки собеседника (использование в речи слов и звуков-паразитов: «это самое», «так сказать», «ну», «так», «как бы», «э-э», «м-м» и т.д.).

5. Логические барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие несовпадения логических действий и умозаключений партнеров по общению. Каждый человек видит коммуникативную ситуацию по-своему, со своей точки зрения. Кроме того, одни и те же слова в разных ситуациях могут иметь совершенно иной смысл.

6. Коммуникативные перегрузки связаны с трудностью или невозможностью переработать и упорядочить большой объем информации.

В настоящее время появляется все больше и больше профессий, где человек вынужден перерабатывать очень большой объем поступающей информации. Часто такие люди не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию, и вынуждены отсеивать менее значимую и оставлять только ту, которую считают важной. К сожалению, понимание важности информации для разных людей различно и не всегда верно.

Личностные барьеры связаны с психологической несовместимостью собеседников и с их негативными установками, которые создают помехи в общении. К личностным барьерам относят:

1. Индивидуальные различия в характере, темпераменте, эмоциональных состояниях. Они могут стать существенной помехой на пути эффективного обмена информацией. Например, меланхолику с повышенной тревожностью, трудно общаться с импульсивным и склонным к агрессии холериком. Человеку с мелочным и склочным характером сложно найти общее в разговоре с альтруистом.

2. Идеологические барьеры – барьеры, формирующиеся при наличии у партнеров различных стереотипов, мировоззрений, ценностных ориентаций; несовпадения социальных установок.

Воспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно или бессознательно формируют образцы поведения, установки: «Не плачь — ты мужчина», «Не пачкайся — ведь ты девочка» и др. так ребенок получает эталоны, установки «доброго — злого, красивого — безобразного, хорошего — плохого». И к тому возрасту, когда человек начинает себя осознавать, в его психике существует уже масса закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют с огромной силой на человека, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.

3. Негативный прошлый опыт общения с данным собеседником может стать причиной страха вступления в коммуникацию, нежелание испытать негативные эмоции в процессе общения.

Суть этого барьера отражена в пословице: «Обжегшись на молоке, дуешь на воду».

4. Барьеры предвзятости заключаются в том. что человек без видимых весомых причин начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку, что существенно затрудняет коммуникацию. Обычно это связано с негативным восприятием внешнего облика или манеры поведения собеседника.

5. Барьеры отрицательной установки. Часто такие барьеры порождаются другими людьми. Вам сообщили отрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вам мало что известно, поскольку нет опыта личного взаимодействия с ним.

На формирование отрицательной установки сильно влияют такие предвзятые закрепившиеся взгляды («все люди — эгоисты, все учителя — формалисты, все торговые работники — нечестные люди»), при этом данные установки будут мешать объективному пониманию поступков конкретных людей.

В беседе отрицательная установка может быть направлена на:

1) личность самого собеседника (если бы то же самое говорил кто-то другой, это бы воспринималось совсем иначе);

2) на суть беседы («не могу в это поверить», «так говорить недопустимо»);

3) на обстоятельства разговора («сейчас не время и здесь не место для подобных обсуждений»).

При наличии барьера отрицательной установки человек, вступая в коммуникацию, демонстрирует закрытость, настороженность, ждет негативных проявлений со стороны партнера, в каждой фразе собеседника ищет негативный завуалированный смысл.

6. Барьеры ожидания непонимания. человек перед коммуникацией волнуется, правильно ли его поймет партнер. Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. При этом начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения.

7. Барьеры возраста возникают между людьми разных поколений. Люди постарше осуждают молодых, противятся нововведениям в организациях. Молодые люди раздражаются, считают, что их недооценивают, ограничивают в самостоятельности, препятствуют их карьерному росту. Это проявление извечной проблемы «отцов и детей».

8. Барьеры недостаточного понимания важности общения возникают, когда собеседники по-разному оценивают степень значимости контакта. Например, один стремится к эффективному разговору, другой пытается уклониться от беседы, не давать ответы на вопросы. У первого это вызывает напряженность, недоверие, обиду.

Культурные барьеры – это коммуникативные помехи, возникающие вследствие культурных различий отправителя и получателя, незнания национальных обычаев, традиций, норм и этикета общения, системы жизненных ценностей. Культурные различия проявляются как при вербальном, так и при невербальном общении. К ним относятся:

1. Национальные барьеры возникают между представителями двух разных культур и проявляются, например, в пунктуальности, в установлении дистанции между общающимися, в манере держаться, использовании различных жестов, тона, громкости голоса, принятых в качестве нормы в различных странах.

2. Религиозные барьеры – это проявление в деловом общении религиозной неприязни, предвзятости к людям другого вероисповедания, интерпретация определенных поступков человека на основе религиозных различий.

3. Этические барьеры – результат несовпадения этических ценностей и норм собеседников. Например, один партнер следует в общении нормам морали, нравственности, порядочности, честности, а другой проявляет «нечистоплотность», лжет, манипулирует.

4. Эстетические барьеры – проявляются в несовпадении вкусов, манер, взглядов собеседников на эстетическую составляющую.

О вкусах не спорят: из-за вкусов бранятся, скандалят и ругаются (Гилберт Честертон).

Организационные барьеры – коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации: числом звеньев и ступеней управления, типом взаимосвязей между ними, распределением прав, обязанностей и ответственности в системе управления. Среди организационных коммуникативных барьеров выделяют:

1. Излишняя централизация в системе управления, которая приводит к информационной перегрузке центра и слабой информированности структурных подразделений.

2. Излишняя дифференциация подразделений, в результате которой сотрудники замыкаются в решении проблем собственного подразделения и обмен информацией между ними резко ограничивается. Это чревато узостью взглядов и несовершенством принимаемых решений. Часто излишняя дифференциация является причиной конфликтов между работниками различных структурных подразделений, т.к. они не видят общей цели и не могут наладить эффективное взаимодействие.

3. Неопределенность обязанностей и прав, которая приводит к ситуации, когда в организации никто ни за что не отвечает, а коммуникации становятся либо слишком формальными, либо конфликтными.

4. Нежелание делиться информацией. Обладание информацией – один из источников власти. Те, кто располагает эксклюзивной информацией, получают возможность использовать ее для влияния на других людей. Часто такие владельцы не хотят ею делиться, хранят ее, с тем чтобы применить в подходящий момент. Владеющие полной информацией могут передать лишь незначительную ее часть, использование которой не дает возможности принять оптимальное решение.

Социальные барьеры – это коммуникативные помехи, возникающие из- за несовпадения социальных ценностей, установок, противоборства социальных ролей:

1. Когнитивные барьеры возникают из-за разности знаний о предмете общения, различного уровня профессиональной компетенции; барьеры, вызванные неразвитостью абстрактного мышления, памяти, навыков восприятия.

2. Различия в статусе также может быть барьером на пути коммуникаций. Лицо более низкого уровня иерархии может воспринимать различия в статусе как угрозы, что мешает общению и даже прерывает его (человек боится высказать свое мнение, задать вопрос, не желая выглядеть некомпетентным).

3. Профессиональные барьеры могут возникнуть между представителями различных профессий, негативно настроенных или плохо отзывающихся о профессиональных качествах собеседника. В некоторых случаях эти барьеры проявляются как подчеркивание значимости своей профессии и занижения важности других профессий для решения тех или иных производственных задач.

4. Барьеры образования – это барьеры информационного несоответствия позиций субъектов общения, возникающие из-за разности социального опыта партнеров, из-за различия уровней образования.

Физические барьеры – объективные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций:

1. Пространственные барьеры возникают в случае неудобного расположения мебели и оргтехники в помещениях, мешающих эффективному общению; нерационального расстояния между людьми во время коммуникаций; наличия множества отвлекающих деталей в интерьере (яркие картины, фотографии, элементы декора).

2. Временные барьеры обусловлены дефицитом времени, отведенного на общение. Стремление побыстрее закончить разговор приводит к невнимательному слушанию, свертыванию обратной связи, невозможности эмпатии и глубокого понимания информации. К временным барьерам можно также отнести проблемы, которые возникают во время переговоров между партнерами, проживающими в разных часовых поясах (особенно если разница большая). В этом случае, если даже время коммуникации не ограничено, организм одного из партнеров часто борется со сном, что также не способствует сосредоточению на предмете разговора.

3. Технические барьеры вызваны временными трудностями коммуникации, связанными с неисправностью технических средств (компьютера, телефона, микрофона, помех во время селекторного совещания); а также отвлекающим шумом, временно заглушающим голос говорящего.

Многообразие коммуникативных барьеров свидетельствует, что практически каждый человек в тех или иных ситуациях делового разговора испытывает серьезные трудности. Универсальных рецептов преодоления коммуникативных барьеров не существует. Однако определенные советы по их преодолению в литературе представлены.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

В условиях человеческой коммуникации на пути получения информации появляются различные барьеры.

При этом микробарьеры связанные с внешней средой, в которой осуществляется коммуникативный процесс, оказываются в:

  • информационной перегрузке (барьером становится слишком большое количество информации);
  • разнообразии носителей (газеты, телевидение, конференции, отчеты консультантов и т.п.);
  • перегрузке информацией. что приводит к обесцениванию ее содержания;
  • умении пользоваться информацией (эксклюзивные данные позволяют использовать их для воздействия на других;
  • доступ к источникам ограниченной информации, т.е. той, которая предназначена для внутреннего пользования, расширяет властные полномочия индивидов).

Микробарьеры — это специфические коммуникативные барьеры.

Называются разные причины их возникновения:

  • особенности интеллекта тех, кто общается;
  • неодинаковое знание предмета разговора;
  • различный лексикон и тезаурус (совокупность понятий из определенной области знаний);
  • отсутствие единого понимания ситуации общения;
  • психологические особенности партнеров (например чрезвычайная откровенность или чрезвычайная интеллигентность одного из них. интуитивное восприятие мира или напористость другого);
  • социальные, политические, профессиональные, религиозные различия и т.д.

Коммуникативные барьеры возникают на межличностном уровне: в сообщении отправителя, в обмене мнениями между отправителем и получателем, в выборе носителя (электронная почта, компьютер, официальная речь т.п.). Они зависят от индивидуальных особенностей участников коммуникации, от умения собеседников перекодировать мысли в слова, слушать и концентрировать внимание.

В связи с этим выделяют такие барьеры, как: граница воображения, словарный запас отправителя информации, словарный запас получателя, его способность понимать значение слов, объем запоминания.

Барьеры, связанные с коммуникативными особенностями участников взаимодействия, имеют социальный или психологический характер. Они могут возникать через особые социально-психологические отношения, которые сложились между партнерами (антипатия, недоверие и т.п.), а также через своеобразный «фильтр» доверия или недоверия. Причем фильтр действует таким образом, что абсолютно истинная информация может стать неприемлемой, а ошибочная, наоборот, приемлемой.

С точки зрения психологии очень важно выяснить, при каких условиях тот или иной канал информации может быть заблокирован этим фильтром. Важно также выявить средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называется фасцинацией (от англ. Fascination — очарование).

Они организуются для сопровождения информации с целью уменьшения ее потерь во время восприятия реципиентом, повышение доверия к ней. Средства фасцинации играют роль дополнительного фона, усилителя информации, что отчасти способствует преодолению фильтра недоверия. Как образец фасцинации может служить музыкальное сопровождение сообщения.

Б. Поршнев выделяет три формы коммуникативных барьеров, которые различаются по степени прозрачности: избегание, авторитет, непонимание. Речь идет о том, что по своей психологической природе коммуникативный барьер является механизмом защиты от нежелательной информации. Психологическая преграда, которую реципиент устанавливает на пути нежелательной, утомительной или опасной информации, может быть разной степени прозрачности.

Практически непрозрачным барьером является избегание. Убежать от нежелательной информации и ее влияния возможно как физически (избегать не предусматривает контакт с самим носителем такой информации), так и психологически (забывание информации или «углубление в себя» во время слушания).

Второй барьер — авторитет — действует следующим образом: информация поступает в сознание, но на этом пути она существенно обесценивается через субъективное снижение авторитетности ее источника, т.е. в конечном счете, становится ненадежной и малозначимой.

Третий барьер — непонимание. тончайший способ снизить влияние информации путем ее искажения до неузнаваемости, предоставление ей нейтрального смысла.

Поскольку причины коммуникативных барьеров могут утаиваться в содержательных и формальных характеристиках самого сообщения (фонетических, стилистических, семантических), а также в логике его построения, то есть необходимость рассмотреть такие барьеры подробнее.

Логический барьер возникает тогда, когда партнеры не находят общего языка. То есть каждый человек видит мир, ситуацию, проблему, которая обсуждается, со своей точки зрения, которая может не совпадать с позицией партнера. Кроме того, одни и те же слова по той или иной ситуации могут иметь совершенно иной смысл, который есть всегда индивидуально-личностным: он зарождается в сознании того, кто говорит, но не обязательно является понятным тому, кто слушает. Более того, сама мысль порождается различными потребностями человека. Вот почему за каждой мыслью стоит мотив, который и является первичной инстанцией в порождение речи.

Поэтому прежде чем произнести мнение, человек сначала «упаковывает» его во внутреннюю речь, а затем выражает словами, вербализирует. Тот, кто слушает, расшифровывает значения слов, постигая таким образом смысл вербального сообщения.

Трудности возникают в связи с неадекватным пониманием информации. Основная проблема, которая заложена в непонимании, связанна с особенностями мышления реципиента, ведь партнер по общению понимает все по-своему, а не так, как сказал отправитель информации.

Зачастую логический барьер возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. Например, у одного – абстрактно — логическое, а у другого — наглядно-образное. Логический барьер может возникать на уровне операционной мыслительной деятельности людей. Известно, что такие операции мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, используются людьми с разной степенью глубины.

То есть пока один углубляется в развернутый анализ проблемы, другой, собрав поверхностную информацию, уже имеет готовый ответ. В зависимости от того, какие формы мышления превалируют в интеллекте каждого из партнеров, они общаются на уровне понимания или непонимания, т.е. и здесь имеет место логический барьер. Конечно, логический барьер может возникнуть каждый раз, когда партнеры различаются особенностями мыслительной деятельности и не считают нужным учитывать специфику друг друга.

Преодолеть логический барьер, как считают специалисты, можно только одним путем: «идти от партнера», то есть пытаться понять то, как он строит свои умозаключения и в чем заключаются различия.

Фонетический барьер. то есть препятствие, которое создается особенностями языка того, кто говорит, возникает тогда, когда участники коммуникативного процесса разговаривают на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженное грамматическое построение высказываний.

Этот барьер могут породить также невыразительное вещание, злоупотребление большим количеством звуков-паразитов, язык – скороговорка или очень громкий разговор. Например, специалисты в области психологии доказали, что когда человеку что то сообщать на повышенных тонах, то понимание того, кто слушает, будет заблокировано. И чем более сенситивна (чувственная) личность, тем чаще и быстрее это проявляется.

Психологически причина непонимания кроется в том, что все внимание индивида, на которого направлен поток оскорбительных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а в отношении того, кто говорит, к партнеру. И как результат возникает защитная реакция, т.е. происходит смещение внимания, который блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные партнеру, который слушает, им не осознаются. Вполне понятно, чтобы такого барьера не было, необходимо говорить четко, не очень громко, избегая говорить со скоростью.

Также психологи советуют использовать приемы личной психологической защиты. В частности, можно мысленно проанализировать особенности партнера в момент зажигательного оглашения информации: «какие у него стали большие глаза» или «как вены вздулись». Хотя эффективнее будет использовать вербальные средства и сказать, например: «Если вы будете говорить медленнее, тише и спокойнее, то я вас лучше пойму». Такая фраза дает возможность партнеру перестроиться.

Семантический барьер возникает ввиду отсутствия совпадений в системах значений партнеров по коммуникации — тезауруса, т.е. лингвистического словаря языка, с полной смысловой информацией. Другими словами, он имеет место тогда, когда партнеры пользуются одними и теми же знаками (и словами тоже) для обозначения совершенно разных вещей.

Семантический барьер — это, во-первых, проблема в жаргоне и сленге; во-вторых, он вызывается ограниченным лексиконом у одного из собеседников; в-третьих, его причинами могут быть социальные, культурные, психологические, национальные, религиозные, профессиональные, групповые и другие особенности общения.

Т. Дридзе использует название «эффект смысловых ножниц» для обозначения семантического барьера и рассматривает коммуникативные ситуации, при которых этот эффект возникает:

  • явное несоответствие между языковыми средствами, которые использует коммуникатор, и языковыми ресурсами реципиента;
  • расхождение возникает еще раньше — на этапе перевода мысли в слова;
  • взаимопониманию мешают определенные индивидуальные особенности реципиента, прежде способность оперировать языком как средством мышления.

Вместе с тем, из того, что каждый человек имеет неповторимый опыт, образование, свой круг общения, а следовательно, и неповторимый тезаурус, совсем не обязательно делать вывод, что взаимопонимание невозможно.

Чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности другого человека и использовать в разговоре с ним понятную для него лексику. При этом слова, которые имеют разное значение, следует объяснять: в каком смысле вы принимаете то или иное слово. Необходимо также помнить о том, что языковые нормы, специфика вашего языка должны изменяться в зависимости от того, к кому направлено сообщение.

Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента.

Например, партнер может не воспринять критическое замечание собеседника, потому что оно было сказано в дружественной манере. Т.е. стиль может быть неуместным, слишком трудным, не соответствовать коммуникативной ситуации и намерениям партнера.

Если коммуникатор использует речевые обороты: «Вам нужно», «Вы обязаны», «Ты должен» и подобные, у реципиента возникает явное или скрытое сопротивление. Такому стилю, который имеет принудительный характер, противостоит другая философия отношений, которую называют парадигмой возможного: «Возможно», «Желательно, чтобы вы», «можно» и др.

Психологи советуют придерживаться двух основных приемов структурирования информации (речь идет прежде всего о деловой сфере): правила рамки и правила цепи.

Сущность правила рамки заключается в том, что начало и конец (цели, намерения, перспективы, результаты и выводы) любого разговора следует четко очертать, ведь они в информационном ряду запоминаются лучше.

Правило цепи определяет «внутреннее» структурирование коммуникативного процесса. Речь идет о том, что необходимая для анализа проблемы информация должна образовывать цепь, в которой сообщения объединены по определенным признакам. Очень важным является и последовательность изложения всей информации в целом.

Итак стилистический барьер между партнерами в таких условиях порождает неправильная организация сообщения.

Считается, что сообщение воспринимается лучше, если оно построено таким образом:

  1. от внимания к интересу;
  2. от интереса к основным положениям;
  3. от основных положений до возражений и вопросов;
  4. ответы, выводы, резюмирование.

Стилистический барьер может возникнуть и при условии, что форма коммуникации и ее содержание не соответствуют друг другу. К примеру, пригласили на беседу, а вместо диалога был односторонний монолог, вызывающий у собеседника не только недовольство, но и непонимание самой информации, так как негативные эмоции, которые не позволяют эффективно слушать, мешают сосредоточиться и воспринимать услышанное.

Стилистический барьер возникает и тогда, когда информация передается научно-канцелярским стилем, понятных во время чтения и затруднения в слуховом восприятии.

Коммуникативные барьеры

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие и причины возникновения коммуникативных барьеров в процессе общения

2. Виды коммуникативных барьеров

3. Преодоление коммуникативных барьеров

Список использованной литературы

Общение есть значимый процесс в жизни каждого человека. Оно играет огромную роль, как в деловой сфере, так и в сфере межличностных отношений. В процессе общения происходит обмен информацией. Но информация не всегда доходит до получателя в своем полноценном виде. На пути ее прохождения возникают разнообразные препятствия. Они носят название коммуникативных барьеров. В основе коммуникативных барьеров лежат социально-психологические установки, разнообразные причины и явления, мешающие людям понять друг друга.

Существует довольно большое число коммуникативных барьеров, но каждый из них мешает людям понимать друг друга и делает общение неэффективным. Коммуникативные барьеры имеют негативные последствия. Они способны вызвать стрессы, отклонения в поведении, непонимание между людьми в процессе общения, которое может привести к возникновению конфликтов. Коммуникативные барьеры широко распространены в различных сферах общения, поэтому их изучение в настоящее время представляет особую актуальность для практики делового и межличностного общения. Всестороннее изучение коммуникативных барьеров, выявление причин их возникновения, условий и форм проявления позволит выявить стратегию их преодоления в самых разных сферах отношений между людьми. От того, насколько конкретная личность сможет справиться с коммуникативными барьерами в общении, зависит ее успех в профессиональной и личной жизни, авторитет в обществе и достижение поставленных целей. В связи со всем вышеизложенным проблема коммуникативных барьеров в общении и путей их преодоления представляет, прежде всего, практическую актуальность и ценность.

Цель работы — рассмотреть понятие, типологию коммуникативных барьеров и способы их преодоления в межличностном общении.

1. Рассмотреть понятие и причины возникновения коммуникативных барьеров в процессе общения,

2. Рассмотреть виды коммуникативных барьеров,

3. Выявить особенности преодоления коммуникативных барьеров.

1. Понятие и причины возникновения коммуникативных барьеров в процессе общения

Коммуникативные барьеры, возникающие в процессе общения, — это факторы, искажающие смысл информации в процессе взаимодействия между участниками общения. Коммуникативные барьеры способствуют снижению эффективности коммуникации, возникновению напряжения и отрицательных переживаний. Нередки случаи, когда именно коммуникативные барьеры приводят к возникновению конфликтных ситуаций. Коммуникативные барьеры многочисленны и имеют различные причины. По мнению Е.Н. Цукановой, существуют основные четыре группы факторов, под влиянием которых возникают коммуникативные барьеры. К ним относятся: характер межличностных отношений партнеров по совместной деятельности, индивидуально-психологические особенности партнеров, характер включенности партнеров в совместную деятельность, особенности ситуации взаимодействия. Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного общения. — М. Вагриус, 2009. С.18.

По мнению И.А. Зимней, возникновению коммуникативных барьеров содействуют: интроверсия, экстраверсия, когнитивный стиль деятельности, низкий уровень эмоциональной регуляции, акцентуализации характера. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М. Академия, 2012. С. 178. Кроме этого возникновению коммуникативных барьеров могут способствовать закрепленные ролевые позиции.

По мнению В.М. Шепеля, наиболее вероятностными причинами коммуникативных барьеров в общении являются: дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение, безразличие к воспринимаемой информации, безразличие или невосприимчивость к чужим идеям и предложениям, жесткие принципы, стереотипы и поведенческие установки, неприятие имиджа собеседника. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. — М. АСТ, 2013. С. 86.

Определенную роль в возникновении коммуникативных барьеров играет репутация собеседника. В том случае если она оставляет желать лучшего, а также авторитет конкретной личности довольно низок у лиц, с кем приходится общаться данному человеку, существует большая вероятность того, что коммуникативные барьеры непонимания и неприятия обязательно возникнут. Важную роль в процессе общения играют эмоции. В связи с ними возникают эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова несут в себе большой эмоциональный заряд, который способен вызвать у слушающих негативную реакцию.

Непонимание людьми друг друга может быть связано также с культурными, техническими или звуковыми помехами, например, в процессе общения по телефону. Существует также явление, называемое фонетическим непониманием. Оно возникает, если участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют ярко выраженные речевые дефекты, искажающие грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания способны породить быстрая и невнятная речь, наличие большого количества звуков-паразитов и т.д. Таким образом, коммуникативные барьеры представляют собой многочисленные затруднения, возникающие в процессе общения. Их причины могут носить как психологический, так и технический (фонетический) характер.

2. Виды коммуникативных барьеров

Коммуникативных барьеров и их классификаций довольно много. В своей общей группе одни подразделяются на барьеры, обусловленные факторами среды, психологические и технические барьеры. Согласно классификации М.А. Василика, коммуникативные барьеры подразделяются на:

а) барьеры, связанные со средой,

б) самим человеком как главным действующим лицом любого коммуникативного акта.

Коммуникативные барьеры подразделяются на внешние и внутренние. К внешним относятся различные факторы среды: акустические условия, шумы, отвлекающая окружающая обстановка, технические барьеры, связанные с помехами в функционировании различных средств связи.

Внутренние барьеры связаны с личностными установками, воспитанием, эстетическими критериями, религиозными принципами и т.д. Преодолеть внутренние барьеры зачастую намного сложнее, чем внешние.

Коммуникативные барьеры тесно связаны с человеческим фактором.

В процессе общения значимую роль играют психологические характеристики людей. К примеру, И.Н. Кузнецов рассматривает коммуникативные барьеры в межличностной, групповой коммуникации, выделяя социально-психологические барьеры деятельности: психологические барьеры познавательной, трудовой, управленческой, рекреативной, творческой, экономической и других видов деятельности. Кузнецов И.Н. Деловое общение. Деловой этикет. — М. Юнити, 2011. С. 95.

Психологические барьеры общения могут основываться на стереотипах восприятия партнера по общению. К наиболее распространенным видам коммуникативных барьеров относится нервное напряжение. Оно может привести к скованности в разговоре, эмоциональному срыву, неадекватности восприятия и реагирования на сообщения других людей. В роли психологических барьеров выступают некоторые психические состояния (например, апатия, депрессия), а также психические свойства личности (замкнутость, застенчивость, впечатлительность и т.д.).

В процессе общения можно говорить о существовании барьеров непонимания, социально?культурного различия и барьеров отношения. Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Непонимание возникает из-за погрешностей в самом канале передачи информации (фонетическое непонимание). Фонетическое непонимание возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, дикция одного из участников общения искажена. На восприятие информации влияют также быстрая речь, слова — паразиты, искажающие смысл сказанного. Примером может служить непонимание между жителями различных регионов страны, чья речь пестрит диалектными словами, в которой присутствует довольно сильный акцент. Все это раздражающе действует на слушающих.

Исходя из такого положения дел, в процессе общения, особенно делового, важно следить за своей речью и ее качеством.

В процессе общения может возникнуть логический барьер. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, противоречащей присущей ему манере доказательства. В психологическом плане можно говорить о существовании различных точек зрения, а, следовательно, принципах логического осмысления тех или иных явлений и процессов. Самый типичный пример логического барьера в процессе общения — это попытка объяснить оппоненту собственное видение проблемы. Различие в логике различных людей ведет к различию в восприятии ценностей мира. В качестве примера можно привести вечную проблему непонимания между «отцами» и «детьми», иными словами, проблему поколений.

Таким образом, коммуникативные барьеры в общении отличаются большим видовым разнообразием. Важно вовремя осознать их и по возможности минимизировать их последствия.

3. Преодоление коммуникативных барьеров

Коммуникативные барьеры могут и должны быть преодолены. Важным средством их преодоления является развитие коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность — знание основ и закономерностей общения, которые необходимы для построения эффективной коммуникации. Компетентность в общении обладает характеристиками как общечеловеческими, так и исторически и культурно обусловленными.

В современных условиях развитие компетентного общения предполагает выявление его основных закономерностей. При этом важно уметь, с одной стороны, выбирать оптимальную дистанцию, необходимую для каждого вида общения, с другой, — уметь вызывать к себе доверие партнера по общению, желание продолжить общение.

Иными словами, речь идет о гибкости в общении, умении настраиваться на волну собеседника, понять его стиль жизни, особенности мышления, принципы оценки окружающих явлений и событий.

Компетентность во всех видах общения заключается в достижении различных уровней адекватности партнеров: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. В процессе общения личность должна быть направлена на обретение различных психологических позиций, средств, которые помогают полноте выражения чувств и мыслей, всем граням их адекватности -перцептивной, коммуникативной, интерактивной.

Для того, чтобы свести к минимуму негативное влияние коммуникативных барьеров, важно стремиться говорить «на языке собеседника», то есть, учитывать его особенности личности, уровень культуры и образования, ценности и интересы.

В процессе коммуникации всегда важно допускать, что личная точка зрения может быть ошибочной. Поэтому важно вовремя признать свою возможную ошибку во избежание развития конфликта.

Важно помнить о месте и времени. Эффективность любого общения, а в особенности, делового, возрастает в случае выбора наиболее адекватной ситуации, обстановки, в которой это общение реализуется.

В общении важно быть открытым. Открытость означает искренность, готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.

В общении важно уметь слушать и слышать. От того, что люди не слышат и не желают слышать друга, возникает непонимание и проблемы в общении. Умение слушать зависит от многих факторов, но прежде всего, от желания понять собеседника и узнать его мнение по различным вопросам.

Большое значение в процессе преодоления межкультурных коммуникативных барьеров играет толерантность, то есть попытка понять и оценить иные точки зрения на какие-либо предметы, традиции, обычаи вопреки собственным принципам и воспитанию. Вместе с этим важно отметить, что преодолеть коммуникативные барьеры в процессе общения может помочь знание основ этикета, в том числе, международного.

Можно дать следующие рекомендации, позволяющие преодолеть коммуникативные барьеры в общении:

— необходимо уважать партнера по общению,

— необходимо овладеть навыками коммуникативной компетенции,

— важно обладать психологической гибкостью и умением «настраиваться» на необходимую волну,

— кроме перечисленных требований необходимо отгородить свое сознание от различных социальных предрассудков, что особенно важно при разрушении барьеров, возникающих в процессе межкультурной коммуникации. Маркова Е. И. Маркова И. Д. Коммуникативные барьеры в деловом общении и способы их преодоления//Наука и современность. — 2012. — №16. С. 58.

Важно отметить, что преодолеть отдельные коммуникативные барьеры бывает весьма сложно, в особенности, если они возникли между людьми, считающими себя идейными противниками. Но стремиться к преодолению всех негативных сторон в процессе общения необходимо.

Таким образом, преодолеть различные коммуникативные барьеры поможет правильный настрой и учет различных закономерностей общения, без которых его процесс может быть неэффективным.

коммуникативный барьер межличностный общение

В заключение работы важно отметить, что коммуникативные барьеры возникают довольно часто. Они во многом связаны с препятствиями, возникающими на пути понимания собеседника. К такого рода препятствиям относятся особенности культурной среды, психологический настрой, принципы и стереотипы, имидж общающихся между собой людей. Определенную, а иногда и ключевую, роль играют фонетические искажения, шумовые помехи, препятствующие правильному пониманию речи говорящего. Барьеры в общении могут быть внешними и внутренними. При этом в процессе общения могут возникать барьеры, мешающие объективно оценивать информацию, принимаемую от собеседника. Ими может послужить как банальное раздражение партнера на фоне его внешнего вида, так и субъективная неприязнь к человеку.

Коммуникативные барьеры в общении могут привести к различного рода конфликтам, которые могут иметь затяжные последствия. Для того, чтобы предотвратить возникновение коммуникативных барьеров, необходимо уметь правильно общаться, знать особенности этикета — делового, международного и т.д. Без знания этих особенностей невозможно выстроить успешное и позитивное общение. Важно быть толерантным и стремиться понять иные культурные особенности, лояльно относиться к иным взглядам и системе мировоззрения, что позволит выстроить позитивные отношения.

Важно в процессе общения сфокусировать свое внимание на той информации, которую хочет передать собеседник, оценить его чувства, реакцию на сообщения, особенности менталитета, воспитания и т.д.

Следует быть снисходительными к неумению другого человека выстраивать процесс коммуникации. Для этого необходимо уважать собеседника, стараться понять, чем вызвано поведение человека, которое нам неприятно, иметь чувство собственного достоинства, уметь контролировать себя в общении и так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер. Деловая коммуникация тогда только и конструктивна, когда есть ожидаемый результат. Таким образом, преодоление коммуникативных барьеров в общении позволит выработать эффективную стратегию общения и добиться его позитивных результатов.

Список использованной литературы

1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. — М. Новое знание, 2009. — 328с.

2. Грушевицкая Т.Г. Попков В.Д. Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. — М. Академия, 2010. — 436с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М. Академия, 2012. — 390с.

4. Кузнецов И.Н. Деловое общение. Деловой этикет. — М. Юнити, 2011. — 327с.

5. Маркова Е. И. Маркова И. Д. Коммуникативные барьеры в деловом общении и способы их преодоления//Наука и современность. — 2012. — №16. — С.54-59.

6. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. — СПб. Питер, 2011. — 286с.

7. Фалькова Е.Г. Межкультурная коммуникация в основных понятиях и определениях. — СПб: СПбГу, 2007. — 563с.

8. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. — М. АСТ, 2013. — 327с.

9. Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного общения. — М. Вагриус, 2009. — 374с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Теоретическое обоснование проблемы возникновения коммуникативных барьеров в общении. Основные подходы психологии в изучении общения. Анализ феноменов коммуникаций в деловых формах общения. Психологическое исследование коммуникативных навыков.

курсовая работа [64,5 K], добавлен 15.11.2005

Общие, перцептивные и коммуникативные барьеры в общении, их источники и предпосылки возникновения. Обратная связь как метод преодоления барьеров в деловом общении, ее использование и построение соответствующей системы. Способы совладающего поведения.

контрольная работа [40,7 K], добавлен 19.08.2015

Исследование вопросов психологических барьеров и активности личности в психологии. Определение трудностей в общении преподавателей и студентов. Обзор структуры и механизмов активности личности. Анализ особенностей возникновения психологических барьеров.

дипломная работа [729,6 K], добавлен 15.02.2013

Изучение понятия делового общения, его форм и видов. Ознакомление с понятием коммуникативных способностей. Исследование особенностей методики «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей — КОС». Анализ теста коммуникативных умений Михельсона.

курсовая работа [219,5 K], добавлен 22.04.2015

Коммуникативная функция общения. Основные каналы поступления информации при общении. Информационно-дефицитный, замещающе-искажающий, логический, эмоциональный, фонетический, семантический и стилистический барьеры. Основные приемы эффективного общения.

презентация [381,2 K], добавлен 07.02.2015

Значение вербальной и невербальной коммуникации рассказчика. Вводные фразы для реализации устного текста в качестве шутки. Роль анекдота в межличностном общении: разрядка напряженности, преодоление коммуникативных барьеров и поднятие настроения.

презентация [391,8 K], добавлен 03.01.2011

Общение как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Функции общения и их характеристика. Барьеры как факторы, мешающие общению. Возможные пути и методы преодоления барьеров общения.

контрольная работа [28,9 K], добавлен 20.10.2010

Сущность и функции общения. Причины возникновения психологических барьеров общения. Характеристика информационно-дефицитных, стилистических и логических помех коммуникации. Выявление связей между самооценкой личности и ее психологическими установками.

курсовая работа [41,9 K], добавлен 25.10.2011

Межличностное общение, его виды и функции. Особенности процесса коммуникации. Взаимосвязь содержания коммуникативных установок с уровнем удовлетворенностью отношений. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии методом опроса и кросс-табуляции.

курсовая работа [228,9 K], добавлен 17.03.2011

Сущность общения и коммуникативных способностей. Пути развития коммуникативных способностей детей и роль игрового общения в жизни дошкольников. Методы формирования игры. Экспериментальное исследование уровня коммуникативных способностей у дошкольников.

курсовая работа [57,5 K], добавлен 31.01.2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *