Кодексы профессиональной этики

Общая характеристика кодексов профессиональной этики

Профессиональные кодексы принимаются обычно профессиональными объединениями, либо правительствами, либо неправительственными организациями. Профессиональный кодекс часто выражает правила профессиональной ответственности, в которых рассматриваются часто встречающиеся сложные случаи, и объясняется, какое поведение в этих ситуациях следует считать этичным, а какое нет, и почему. Для члена профессионального сообщества отклонение от профессионального кодекса может быть поводом для исключения из организации. В своем Международном практическом руководстве за 2007 год Выбор и развитие эффективного кодекса поведения для организаций, Международная федерация бухгалтеров предлагает следующее рабочее определение:

Кодексы профессиональной этики

Принципы, ценности, стандарты и правила поведения, которыми руководствуются при принятии решений, для процедур и сетей организации, которые (a) обеспечивают выгоду ключевых вкладчиков, и (b) уважают права всех доверителей, чьи интересы затрагиваются действиями компании.

Кодексы профессиональной этики

Примеры профессиональных кодексов:

· Клятва Гиппократа и Кодекс Персиваля в медицине,

· Кодекс вооруженных сил США

· Кодекс Вооруженных сил Израиля

· Кодекс профессиональной этики переводчиков AIIC

Кодексы этики обычно вырабатываются в профессиональных организациях. Они перечисляют те социальные функции, ради поддержания которых существует организация, и заверяют, что данные функции будут выполняться в соответствии с высокими моральными нормами. Профессиональные кодексы этики выполняют две нравственные функции. Они служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны.

Джеймс Боумен, издатель книги «Границы этики в общественном управлении», выделяет три признака удачного кодекса этики: кодекс обеспечивает руководство поведением; его можно применить ко многим специальностям внутри профессии; он предлагает эффективные средства для того, чтобы обеспечить выполнение предписываемых норм [1, 28]. Тем не менее, большинство кодексов этики не содержат санкций.
Когда кодексы этики все же содержат принудительные стандарты, они становятся более конкретными и менее идеальными. Они больше не являются нормативными описаниями желаемого правильного поведения, а превращаются в набор четко определенных, закрепленных законодательством требований. Как только кодекс этики становится описанием требуемого поведения, невыполнение которого наказывается по закону, он тут же становится кодексом поведения.

Для профессии государственного управления в США разработаны два кодекса этики. Это кодексы, составленные Американским обществом государственного управления (ASPA) и Международной ассоциацией управления городов/округов (ICMA). В обоих из них предусмотрены меры по их соблюдению, согласно которым поощряется проверка исполнения и взаимоконтроль членов обществ, а также нарушителям правил гарантируется соответствующая процедура расследования до принятия каких-либо дисциплинарных мер. Если обвиняемый член ICMA признан виновным, ICMA исключает его из своих рядов и может провести открытую или внутреннюю проверку его поступков. Если обвиняемый член ASPA признан виновным, его исключают из общества

Кодексы профессиональной этики

Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в ХI-ХII в.в. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше. Об этом свидетельствуют вавилонские, египетские, индийские и китайские рукописи. Они содержат важные мысли и высказывания о многих качествах, необходимых истинному врачу. Но только мыслитель и врач Гиппократ в своей знаменитой «Клятве» впервые сформулировал морально-этические и нравственные нормы профессии врача.

Клятва и сегодня читается и воспринимается как вполне современный, полный нравственной силы документ. В 1969 г. на 1 Международном конгрессе по медицинской этике и деонтологии сочли возможным дополнить ее одной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь». Термин деонтология введен в 1834 г. И. Бентамом как обозначение науки о профессиональном поведении человека. Определенная внутренняя связь между деонтологией и этикой прослеживается в целях и практической реализации деонтологических норм и правил.

Кодексы этики существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе государственного управления. Они представляют собой совокупность нравственных принципов и конкретных этических норм и правил деловых взаимоотношений и общения. Кодексы этики – это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение.

Профессиональные кодексы этики служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны. Знание кодексов помогает предотвращать неэтичное поведение. Принципы этики деловых отношений – обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений. Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику той организации, в которой они принимаются.

Современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой, сформулированы американским социологом Л. Хосмером :

1. никогда не делай того, что не в долгосрочных интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными);

2. никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях – честности, открытости, умеренности и т.п.);

3. никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию);

4. никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо);

5. никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. Миллем);

6. никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме);

7. никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности);

8. всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат — ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке);

9. никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса);

10. никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

Крупные фирмы, имеющие деловые школы, школы бизнеса, внедряют для обучения студентов программы этики менеджмента, Этики деловых отношений, этики бизнеса, этики речевого воздействия. Опыт деятельности ряда известных фирм США, Франции, Японии и других стран показывает, что строгое соблюдение установленных правил и проведение соответствующей работы с персоналом обеспечивает им значительную прибыль. В США половина существующих кодексов принята до 1955 г. четыре пятых от их числа – до 1970 г. Только за последние два десятилетия в США опубликованы сотни монографий, 25 учебников по деловой этике, издаются два специализированных журнала. В качестве обязательной дисциплины этика входит в учебные планы многих университетов. В Вашингтоне с 1977 г. действует «Центр этических проблем», который помогает фирмам и организациям создавать и перерабатывать этические кодексы, поддерживать высокий нравственный уровень рабочей атмосферы, а работникам – разбираться в законах этики и безболезненно гасить нравственные конфликты. В японских компаниях разрабатываются карты этики – набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс организации для каждого ее работника. Они содержат также имя и телефон консультанта организации по этическим вопросам.

Типичный кодекс корпоративной этики обычно включает:

1. Общие положения корпоративной идеологии.
2. История возникновения и развития Компании.
3. Что ценит и ожидает Компания от своих сотрудников.
4. Обязательства Компании перед сотрудниками.
5. Протокол бизнес-норм.

5.1. Общение сотрудников.
5.2. Внешний вид сотрудников.
5.3. Этические нормы общения с Клиентами.
5.4. Поведение в публичных местах и с представителями СМИ.
5.5. Протокол совещаний.
5.6. Система коммуникативной безопасности в Компании (включая типы информации, не подлежащей разглашению).

6. Ритуалы и традиции.

6.1. Ритуал посвящения.
6.2. Этапы роста сотрудников Компании.
6.3. Поощрения и взыскания.
6.4. Тренинги, семинары, конференции.
6.5. Корпоративные праздники.

7. Заключение.
8. Приложение (основные принципы деятельности персонала Компании).

Кодексы профессиональной этики
Главная | О нас | Обратная связь

Профессиональный этический кодекс: назначение, структура, виды

Кодекс профессиональной этики содержит нравственно — этические нормы, которые регулируют профессиональную деятельность. Его основной задачей является формулирование и внедрение в профессиональную среду принципов и норм корпоративной этики, которые направлены на разрешение нравственно-этических проблем и спорных ситуаций, предотвращение злоупотреблений в различных сферах профессиональной деятельности. В настоящее время в России приняты разнообразные кодексы профессиональной этики. Данные кодексы своими предписаниями дополняют положения законодательных актов, регламентирующих деятельность юристов и других представителей наиболее важных и общественно-значимых профессий. Об этом прямо указывается в некоторых актах: «Кодекс профессиональной этики», «Этический кодекс», «Кодекс чести», «Декларация этических норм», «Хартия профессиональных принципов», «Деонтологический кодекс» и т.п. Причины принятия этических кодексов следующие. Во-первых, действующее законодательство, регламентирующее права и обязанности конкретных специалистов не может охватить своим регулированием все нюансы их профессиональной деятельности. Поэтому и возникает необходимость в дополнительном регулировании профессионального поведения. Во-вторых, поскольку правовое регулирование (как разновидность государственного вмешательства в жизнь отдельного гражданина и общества в целом) имеет свои пределы, постольку и законодатель стремится минимизировать свое вторжение в нравственно-этическую сферу общества, которая традиционно регламентируется религиозными и нравственными нормами, обычаями и традициями. В этой связи принятие этического кодекса следует рассматривать как результат упорядочивания общественных отношений внутри гражданского общества силами самого общества. Этический кодекс является дополнительным препятствием на пути различных профессиональных злоупотреблений и нарушений. Кодекс профессиональной этики представляет собой кодифицированный нормативный акт, принятый представителями юридической профессии, который содержит обязательные для исполнения нравственно-этические предписания, регламентирующие профессиональное поведение. Следует подчеркнуть, что этический кодекс – это не совокупность благих пожеланий представителей профессионального сообщества друг к другу, которые можно и не исполнять. В большинстве случаев кодекс содержит такие формально-определенно нравственным правилам, за нарушение которых наступают неблагоприятные юридические последствия. По своей юридической сути этические кодексы являются нормативными, но не правовыми актами, поскольку принимаются органами профессиональных сообществ, а не государственными законотворческими органами. Это, разумеется, нисколько не принижает их социального значения. Содержание норм этических кодексов предопределяется не только действующим национальным законодательством, нравственными принципами, господствующими в обществе и соответствующими профессиональными традициями, но и международноправовыми актами. Так, российский Кодекс профессиональной этики адвоката разработан с учетом норм Общего кодекса правил для адвокатов стран Европейского Сообщества. Кодекс профессиональной этики адвоката состоит из двух разделов. Первый раздел устанавливает принципы и нормы профессионального поведения адвоката. Второй раздел регламентирует процедурные основы дисциплинарного производства. Достоинством кодексов профессиональной этики является тот факт, что в них содержатся четкие ответы на наиболее часто встречающиеся в профессиональной деятельности сложные с нравственно-этической точки зрения вопросы. Например: «Каким образом судья должен строить свои взаимоотношения со средствами массовой информации?» В кодексах указывается, что в сложных или спорных вопросах, не урегулированных в законодательстве или кодексе профессиональной этики, лицо может обратиться за советом в соответствующий орган своего сообщества. К примеру, согласно статье 4 Кодекса профессиональной этики адвоката, если адвокат не уверен в том, как действовать в сложной этической ситуации, он имеет право обратиться в Совет соответствующей адвокатской палаты субъекта Российской Федерации за разъяснением, в котором ему не может быть отказано.

В большинстве кодексов профессиональной этики регламентируются вопросы дисциплинарной ответственности. Дисциплинарный проступок представляет собой нарушение норм этического кодекса, выразившееся в неисполнении специалистом возложенных на него обязанностей или в нарушении установленных запретов. Санкции за совершенные проступки могут быть самыми различными и варьироваться от замечания до исключения из профессионального сообщества. В Западных государствах последствия нарушения норм этических кодексов более суровые, чем в России. Дело в том, что в зарубежных странах профессиональное сообщество выдает лицензии на занятие определенной деятельностью. Соответственно лишение лицензии делает невозможным работу по специальности. Сходные последствия устанавливаются и в некоторых российских этических кодексах. Так, нарушение предписаний Кодекса судейской этики может повлечь досрочное прекращение полномочий судьи, а за неисполнение положений Кодекса профессиональной этики адвоката, помимо замечания и предупреждения, предусматривается прекращение статуса адвоката.

Под итожив данные по теме мы можем сделать выводы: Кодекс профессиональной этики является хорошо структурированным актом. В нём содержаться запрещающие нормы, предписание процедурного характера. Наличие кодексов профессиональной этики свидетельствуют о нравственной зрелости общества. Этический кодекс является важнейшим нормативным актом, регламентирующим профессиональную деятельность наравне с действующим законодательством. Его знание и соблюдение – это не только условие профессионального успеха и быстрого карьерного роста для каждого специалиста, но и настойчивое требование общества ко всем представителям социально-значимых профессий.

Лекция 8. Кодексы профессиональной этики

Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в ХI-ХII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.

Об этом свидетельствуют вавилонские, египетские, индийские и китайские рукописи. Они содержат важные мысли и высказывания о многих качествах, необходимых истинному врачу. Но только мыслитель и врач Гиппократ в своей знаменитой «Клятве» впервые сформулировал морально-этические и нравственные нормы профессии врача. Клятва и сегодня читается и воспринимается как вполне современный, полный нравственной силы документ. В 1969 г. на 1 Международном конгрессе по медицинской этике и деонтологии сочли возможным дополнить ее одной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь».

Термин деонтология введен в 1834 г. И. Бентамом как обозначение науки о профессиональном поведении человека. Определенная внутренняя связь между деонтологией и этикой прослеживается в целях и практической реализации деонтологических норм и правил.

Кодексы этики существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе государственного управления. Они представляют собой совокупность нравственных принципов и конкретных этических норм и правил деловых взаимоотношений и общения.

Кодексы этики – это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение. Профессиональные кодексы этики служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны. Знание кодексов помогает предотвращать неэтичное поведение.

Принципы этики деловых отношений – обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений. Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику той организации, в которой они принимаются.

Американская химическая компания «Проктер энд Гэмбл», основанная в 1837 г. имеет этический кодекс, который состоит из 11 разделов. В нем значительное внимание отводится клиентам, поставщикам, заказчикам, партнерам и меньшее – служащим.

Предельно конкретные правила отражены в кодексе профессиональной этики членов Российского общества оценщиков (1994 г.). Этот кодекс состоит из двух разделов: в 12 пунктах одного скрупулезно перечислены этичные действия оценщика имущества, и в 16 пунктах другого – неэтичная практика. Этичность в этом кодексе отождествляется с независимостью от клиентов и партнеров.

На смену кодексу профессиональной этики членов Российского общества оценщиков приходит кодекс профессиональной этики оценочных компаний Российской Федерации, который был утвержден в 2002 г. Советом руководителей общественных организаций оценщиков России. Он создан с целью объединения усилий всех добросовестных оценочных компаний России на пути утверждения оценки в качестве одной из ведущих отраслей экономической науки, установления высоких стандартов профессионализма, повышения авторитета российского оценочного сообщества.

Кодекс состоит из следующих разделов:

этические нормы отношений оценочных компаний с клиентами;

этические нормы отношений оценочных компаний с государством;

этические нормы взаимоотношений между оценочными компаниями;

этические нормы отношений оценочных компаний с прессой, рекламными и рейтинговыми агентствами;

подписание кодекса саморегулируемыми и общественными организациями оценщиков;

присоединение оценочных компаний к кодексу.

Из пяти разделов состоит этический кодекс компании «Кока-Кола».

Первый из них регулирует выполнение обязательств по бухгалтерским счетам и отчетам компании. Сотрудники представляют отчеты о своей деятельности руководству, а оно, в свою очередь, готовит отчеты для акционеров компании, правительственных органов и других юридических лиц.

Во втором разделе описаны потенциальные конфликты, которые могут возникнуть при столкновении интересов служащих. Кодекс запрещает служащим иметь личную заинтересованность в поставщиках компании, в делах конкурента или делах клиента компании.

Третий раздел регулирует взаимодействия компании с государственными учреждениями, официальными лицами, клиентами и поставщиками.

В четвертой части регламентируется участие служащего в деятельности политических партий и других компаний, которая не должна сказываться на качестве его работы.

Пятый раздел содержит указания по реализации правил кодекса.

Современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой, сформулированы американским социологом Л. Хосмером:

— никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными);

— никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях –

честности, открытости, умеренности и т.п.);

— никогда не делай того, что есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию);

— никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо);

— никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. Миллем);

— никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме);

— никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности);

— всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке);

— никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса);

— никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

В России принята национальная Программа «Российская деловая культура». Целью ее является помощь отечественным предпринимателям быстрее овладеть современной деловой культурой.

Российские специалисты должны следовать соответствующему кодексу этики и стандартам профессионального поведения. В настоящее время деловыми профессиональными ассоциациями принято значительное число этических кодексов.

В настоящее время растет влияние социологии на общественные процессы. От точности и объективности информации, представленной социологом, зависит успех социальных преобразований, возможность погашения социальных конфликтов, сохранения социальной стабильности. Нравственная позиция социолога-профессионала во многом зависит от степени усвоения им основ профессиональной этики, дающей моральные ориентиры профессиональной деятельности.

Профессионально этический кодекс консультантов по подбору персонала принят конференций Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП) 12.10 1996 г.

Рекомендуется вопросы по профессиональной этике включать в программу экзаменов на присвоение соответствующей квалификации, чтобы специалисты неукоснительно соблюдали положения кодекса профессиональной этики соответствующей специальности. Некоторые фирмы имеют штатных специалистов по деловой этике.

Крупные фирмы, имеющие деловые школы, школы бизнеса, внедряют для обучения студентов программы этики менеджмента, Этики деловых отношений, этики бизнеса, этики речевого воздействия.

Опыт деятельности ряда известных фирм США, Франции, Японии и других стран показывает, что строгое соблюдение установленных правил и проведение соответствующей работы с персоналом обеспечивает им значительную прибыль. В США половина существующих кодексов принята до 1955 г. четыре пятых от их числа – до 1970 г.

Только за последние два десятилетия в США опубликованы сотни монографий, 25 учебников по деловой этике, издаются два специализированных журнала. В качестве обязательной дисциплины этика входит в учебные планы многих университетов. В Вашингтоне с 1977 г. действует «Центр этических проблем», который помогает фирмам и организациям создавать и перерабатывать этические кодексы, поддерживать высокий нравственный уровень рабочей атмосферы, а работникам – разбираться в законах этики и безболезненно гасить нравственные конфликты.

В японских компаниях разрабатываются карты этики – набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс организации для каждого ее работника. Они содержат также имя и телефон консультанта организации по этическим вопросам.

1 Об этом, напр. Кавелин И. Истоки русского пессимизма // «Вестник новой литературы». – 1992, №4, С.292.

2 Лао-цзы утверждал: «Кто поднялся на цыпочки, не может [долго] стоять. Кто делает большие шаги, не может [долго] идти» (4).

3 Подтверждением этому могут служить бесчисленные сюжеты из научно-фантастических произведений, где разворачивается логика взаимоотношений вполне созвучная логике земной нравственности

КОДЕКСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
(CODES OF ETHICS)

Опубликованные утверждения о системе ценностей и нравственных устремлений людей, принадлежащих к определенной профессии, разработанные с целью предотвращения коррупции, а также для информирования общественности о нормах поведения для людей данной профессии.

Кодексы этики существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе государственного управления. Чтобы более четко определить значение термина «кодекс этики», необходимо сначала пояснить значение слов «кодекс» и «этика». «Кодекс» можно трактовать по-разному: «законы, правила, предписания, постановления, стандарты, акты». В сочетании со словом «этика» значение данного термина сужается до одного определения — «стандарт, или норма». Другими словами, кодексы этики — это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение.

«Этика» определяется как «идеалы, мораль, принципы нравственности, совести», а также как «правила и нормы, руководящие поведением людей данной профессии». Но на самом деле понятие этики гораздо шире.
Чтобы приблизить понятие этики к практике, можно представить безупречного работника как человека, которому чуждо незаконное поведение и который постоянно ставит благо руководства страной и общества выше личной выгоды. Кодексы этики требуют от всех работников этичного поведения. И прежде всего, «основной функцией кодекса этики является предотвращение, а не наказание неэтичного поведения» [5, 142-43].

Кодексы этики обычно вырабатываются в профессиональных организациях. Они перечисляют те социальные функции, ради поддержания которых существует организация, и заверяют, что данные функции будут выполняться в соответствии с высокими моральными нормами. Профессиональные кодексы этики выполняют две нравственные функции. Они служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны.

Джеймс Боумен, издатель книги «Границы этики в общественном управлении», выделяет три признака удачного кодекса этики: кодекс обеспечивает руководство поведением; его можно применить ко многим специальностям внутри профессии; он предлагает эффективные средства для того, чтобы обеспечить выполнение предписываемых норм [1, 28]. Тем не менее, большинство кодексов этики не содержат санкций.
Когда кодексы этики все же содержат принудительные стандарты, они становятся более конкретными и менее идеальными. Они больше не являются нормативными описаниями желаемого правильного поведения, а превращаются в набор четко определенных, закрепленных законодательством требований. Как только кодекс этики становится описанием требуемого поведения, невыполнение которого наказывается по закону, он тут же становится кодексом поведения.

Для профессии государственного управления в США разработаны два кодекса этики. Это кодексы, составленные Американским обществом государственного управления (ASPA) и Международной ассоциацией управления городов/округов (ICMA). В обоих из них предусмотрены меры по их соблюдению, согласно которым поощряется проверка исполнения и взаимоконтроль членов обществ, а также нарушителям правил гарантируется соответствующая процедура расследования до принятия каких-либо дисциплинарных мер. Если обвиняемый член ICMA признан виновным, ICMA исключает его из своих рядов и может провести открытую или внутреннюю проверку его поступков. Если обвиняемый член ASPA признан виновным, его исключают из общества.

Происхождение и история

Кэрол Льюис считает, что кодексы этики существовали с незапамятных времен. Она пишет, что со времен Хаммурапи, Моисея и Гиппократа законодатели и исполнители исходили из того, что «легче поступать правильно, когда знаешь, что правильно». В результате кодифицированные нормы поведения стали повсеместно применяться для разъяснения того, что понимается под приемлемым поведением» [5, 136].

Одним из старейших кодексов этики является «Афинская клятва», упоминаемая Чандлером:

  • Мы никогда не покроем позором наш город, совершив бесчестный или трусливый поступок, никогда не покинем товарищей по оружию в беде.
  • Мы будем сражаться за идеалы и святыни города все вместе и каждый в отдельности.
  • Мы будем чтить и выполнять законы города и сделаем все возможное, чтобы заставить относиться к ним с таким же уважением и благоговением тех, кто с ними не считается.
  • Мы будем непрестанно бороться, чтобы оживить в обществе чувство гражданского долга.

Таким образом, всеми этими способами мы оставим потомкам город лучше и прекраснее, чем он был передан нам [3, 134].

Кодексы этики в государственном управлении — явление XX в. Они являются частью государственного управления с того момента, как Международная ассоциация администраторов городов (ныне Международная ассоциация управления городов/округов) опубликовала первый кодекс этики в 1924 г. В 1958 г. решением Конгресса был принят кодекс поведения госслужащих на федеральном уровне, а в 1961 г. президент Кеннеди подкрепил его рядом предписаний. В 1970-х гг. Уотергейтский скандал послужил толчком к разработке новых кодексов, особенно в отношении правительств штатов и местных администраций и государственной службы. Закон об этике управления 1978 г. еще раз подчеркнул, что этичное поведение является неотъемлемой частью государственного управления [7,222].

В 1981 г. после шестилетнего обсуждения ASPA разработала систему нравственных принципов, которые наконец были включены в первый кодекс этических норм данного общества в 1984 г. Этот кодекс пересматривался в 1994 г. и теперь регулярно публикуется на задней обложке каждого номера специализированного журнала Паблик Ад-министрейшн Ревью. В 1989 г. были опубликованы пересмотренные «Нормы этичного поведения служащих исполнительной ветви власти», которые вступили в силу 3 февраля 1993 г. Этот документ содержит обеспеченный правовой санкцией кодекс поведения федеральных чиновников.

Теория, лежащая в основе кодексов этики, принадлежит к идеалистическим воззрениям, построенным на несколько наивном убеждении, что если люди будут знать, что считается неподобающим поведением в их профессиональной сфере, они не будут себя так вести. Ральф Чандлер отмечает некоторую склонность кодексов этики к «проповедничеству», расплывчатости, возвышенности и банальности [З].

По мысли Льюис, «кодексы предпочтительно увязывать с тремя целями, носящими общий характер, но в то же время реальными: поощрять высокоморальное поведение, способствовать росту общественного доверия, содействовать процессу принятия решений. Различные цели ведут к различным моделям. Законодательные кодексы обеспечивают необходимые правовые санкции, защиту и эффективные средства ограничения официальной власти, государственных полномочий и возможности должностных правонарушений. При разработке кодексов этики «полезно начать с определения реалистичных управленческих задач. В первую очередь вы должны оказать непосредственную помощь управленцам и сотрудникам вашей организации, которые следуют нормам этичного поведения» [6, 143].

Кодексы этики могут отражать как «дух демократии», так и «дух бюрократии», хотя чаще всего кажется, что они отражают именно бюрократический дух. Дух демократии предполагает ряд убеждений, согласно которым администратора, соблюдающего нормы этики, следует оценивать с помощью таких критериев, как поддержка существующего строя и его ценностей, проявление гражданственности, служение общественным интересам и содействие социальной справедливости. Кодексы, основанные на этом принципе, призывают его сторонников ценить и осуществлять на деле служение обществу. Ценностные установки бюрократической этики предполагают, что государственные чиновники — лишь исполнители, обладающие правовыми полномочиями, основанными на идее рациональности. Их основная нравственная дилемма заключается в том, как лучше следовать правилам и нормам и обеспечивать их соблюдение. В кодексах этики ASPA и ICMA представлены оба направления.

Существующая практика в США

Как профессиональные организации, так и государственные учреждения США продолжают пропагандировать кодексы нравственного поведения. В качестве примеров современной профессиональной практики в США можно привести два кодекса этики, представленные в данной статье. Их изучение поможет понять, какие ценности и нормы присущи профессии государственного служащего. Достоинство кодексов можно определить по тому, скольких сторонников они могут объединить вокруг идей морального поведения.
Практика США основана на предпосылке, что если разработан кодекс этики, люди, к которым он обращен, понимают его и поступают соответственно. Но это происходит не всегда.

Пример 1. Кодекс этики Американского общества государственного управления.

Американское общество государственного управления (ASPA) ставит своей целью развитие теории, практики и искусства государственного управления. Общество подтверждает свою ответственность за развитие духа профессионализма его членов и за повышение осознания этических принципов в государственной службе на своем примере. С этой целью мы, члены Общества, обязуемся следовать принципам:

  • Служить интересам общества.
  • Ставить интересы общества выше собственных.
  • Уважать конституцию и закон.
  • Уважать, поддерживать и изучать постановления правительства и законы, которые определяют обязанности государственных служб, работников и всех граждан.
  • Проявлять личную честность.
  • Соблюдать нормы безупречного поведения во всех видах деятельности, чтобы способствовать росту доверия к государственной службе.
  • Поддерживать организации, соблюдающие нормы этики.
  • Развивать индивидуальные способности и содействовать профессиональному росту других членов организации.
  • Стремиться к совершенствованию профессионального мастерства.

Пример 2. Кодекс этики Международной ассоциации управления городов/округов.

В цели этой ассоциации входит повышение профессионального уровня руководителей администраций городов, округов и других муниципальных служб. Для реализации этих задач каждый член Международной ассоциации управления городов/округов должен руководствоваться определенными этическими принципами:
1. Поддерживать идеи эффективного демократического местного управления, осуществляемого выборными чиновниками; считать профессиональное управление важной предпосылкой выполнения данной задачи.
2. В качестве облеченного доверием народа государственного служащего утверждать значимость и ценность услуг, оказываемых структурами управления, и осуществлять конструктивный, творческий и практический подход к делам города с чувством ответственности перед обществом.
3. Следовать высшим идеалам чести и честности во всех общественных и личных взаимоотношениях с тем, чтобы каждый член ассоциации мог заслужить уважение и доверие избранных должностных лиц, других чиновников, служащих и общественности.
4. Признавать, что основной функцией управления на местах всегда является служение интересам народа.
5. Вносить предложения по вопросам руководства избираемым должностным лицам, обеспечивая их необходимыми данными и рекомендациями по вопросам политики в качестве основ для принятия решений и постановки задач; претворять в жизнь политику избираемых должностных лиц.
6. Признавать, что избранные представители народа наделены полномочиями определять муниципальную политику; в то время как ответственность за ее исполнение лежит на кадровых чиновниках — членах ассоциации.
7. Воздерживаться от участия в выборах в законодательные органы, непосредственно регулирующие работу данной администрации, как и от участия в других видах политической деятельности, которая могла бы помешать выполнению профессиональных административных обязанностей.
8. Считать своим долгом постоянно совершенствовать собственное профессиональное мастерство, повышать компетенцию других членов ассоциации в использовании технологий управления.
9. Информировать местную общественность о деятельности муниципалитета; содействовать общению между гражданами и муниципальными чиновниками; поощрять дружелюбие и вежливость в обслуживании населения; стараться улучшить качество и имидж государственной службы.
10. Сопротивляться любому постороннему вмешательству в выполнение своих профессиональных обязанностей, помня, что все сотрудники должны содействовать проведению официальной политики без проявлений предвзятости, руководствуясь принципами морали и справедливости.
11. При рассмотрении кадровых вопросов, связанных с новыми назначениями, изменениями зарплаты, продвижениями по службе или дисциплинарными взысканиями, принимать решения справедливо и беспристрастно, учитывая заслуги работников.
12. Не искать привилегий, помнить, что самовосхваление или возвышение, а также выгоды, полученные за счет использования конфиденциальной информации или злоупотребления рабочим временем, является нечестным поведением» [4].

Как видно из примеров, существуют лишь незначительные различия между кодексами этики внутри госслужбы. Представляется, что они в равной степени являются кодексами этики и кодексами поведения, хотя некоторые штаты ссылаются на правовые нормы поведения, используя термин «законы нравственности». Как отмечает Д. Плант, «в центре обсуждения кодексов этики в государственном управлении стоит вопрос о разграничении трех возможных их толкований — как правовых систем, систем нравственности и кодифицированного способа общения» [7, 223]. Однако, несмотря на разнообразие определений понятия «кодекс этики», в отношении содержания кодексов принципиальных расхождений не существует.

Учлла Мэри Брюс (Willa Mary Bruce) Перевод Н. Ипатовой

Источник: Государственное управление. Словарь-справочник (по материалам «International Encyclopedia of Public Politic and Administration») — ООО «Издательство «Петрополис»», 2000. — 632 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *