Классификация морфем

7. Классификация морфем: морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Основа слова (непроизводная, производная, производящая). Порядок разбора слова по составу в начальной школе.

Морфемы, вычленяющиеся в словах русского языка, делятся на два типа: корневые и аффиксальные.

К корневым морфемам относятся только корни, например: ветер(O), лес(O), облак(о), вез(ут), теб(я), вот, до, там, мяу и т. п. К аффиксальным морфемам относятся суффиксы, префиксы, окончания, постфиксы. Примыкают к ним аффиксоиды.

Корень является смысловым ядром, носителем лексического значения слова. Аффиксальные морфемы выражают дополнительные (служебные) значения — словообразовательные или грамматические, которые как бы нанизываются на семантику корня, модифицируя или конкретизируя ее в каком-либо отношении. Ср. писать и вписать, выписать, записать, дописать, исписать, описать, пописать, понаписать, подписать, приписать, прописать, расписать, списать и др.

Корень является обязательной частью слова и выступает как его структурно и семантически организующий центр. Аффиксы присоединяются к корню, как бы нанизываются на него в определенной последовательности. Ср. мир — мир-и-ть — при-мирить — примир-ен(иj-е) — прими-рен-ец — примиренч-еск(ий) — примиренческ-и; бел(ый) — бел-и-ть -по-белить — побел-к-а; жать — вы-жать — выжим-а-ть — выжим-к-и; чист(ый) — чист-и-ть — о-чистить — очист-к-и.

Корневые морфемы чаще всего встречаются в сочетании с аффиксами. В русском языке имеются корневые слова без аффиксов. Это непроизводные неизменяемые слова: туда, везде, всюду, где, ох, увы, ага, кукареку. Что же касается аффиксов, то они употребляются только в составе слова.

Аффиксы отличаются друг от друга по месту в слове. По отношению к корню различаются префиксы (приставки) и суффиксы. Аффиксы, находящиеся перед корнем, называются префиксами. Аффиксы, находящиеся после корня, называются суффиксами. По отношению к концу слова выделяются окончания, хотя они и не всегда находятся в абсолютном конце слова. Аффиксы, находящиеся после окончания, называются постфиксами.

Словоизменительные морфемы – окончание-это изменяемая значимая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложения.

При изменении слова или образовании какой-либо его формы: числа (дом-дома), рода (красный — красное- красная), падежа (стол -столом — о столе), лица (решаю- решаешь- решает) — изменяются окончания.

Окончание выражает разные грамматические значения:

— у существительных, числительных, личных местоимений падеж и число;

— у прилагательных — падеж, число, род;

— у глагола в настоящем и будущем времени — род и число.

Окончание может быть нулевым, т.е. не выражено звуком. Оно обна­руживается при сравнении форм слова. Например: конь – коня- коню).

Среди окончаний широко распространена омонимия.

В практике иногда встречается ошибка, заключающаяся в смешении понятий «окончание» и «конец слова». Следует различать эти понятия.

«Конец слова» — термин фонетический. Любое слово имеет конец. «Окончание» — термин морфологический, это особый аффикс. Окончание имеют только изменяемые слова.

Например: бра, депо и другие неизменяемые слова учащиеся смешива­ют, выделяя в них окончание, с изменяемыми словами нора, дело, сани.

Словообразовательные морфемы — это суффиксы и приставки, они уточняют и конкретизируют лексическое значение слова, образуют слова с новым лексическим значением и присоединяются к части слова или к целому слову.

Важнейшим элементом слова, наряду с морфемами, является основа слова — часть слова, выражающая его индивидуальное лексическое значение, включающая в себя понятийно-вещественное значение корня и деривационно-модификационное значение аффиксов.

Главным критерием производности основы является наличие при ней семантически мотивирующей производящей основы, по отношению к которой она является вторичной в словообразовательном процессе.

Непроизводными являются как членимые, так и нечленимые основы, не образованные от других основ, то есть рассматриваемые на словообразо­вательном уровне как первообразные, семантически немотивированные:

Сухой, тень, трясти, учить

Производными являются как членимые, так и нечленимые основы, об­разованные от других основ (производящих) и мотивированные их значени­ем: отвезти — везти

Классификация морфем

У производного слова есть производящая основа. В теории словообра­зования большую роль играет понятие производящей основы, которую не следует смешивать с производной основой.

Производящую основу трудно отыскать в большом количестве родст­венных слов — найти именно то слово, от которого данное производное сло­во.

Производящей основой является ближайшая в структурно-семантическом плане основа, от которой непосредственно (в один словообра­зовательный прием) образуется данная производная основа. Например, для существительного учитель производящей основой является учи- (основа гла­гола учить), для существительного учительство производящей является ос­нова — учитель-. Нахождение производящей основы необходимо для опреде­ления способа анализируемого слова.

Разбор слова по составу:

1. Найди в слове окончание: а) измени его так, как это свойственно словам данной части речи; б) сравни изменения слова; в) отдели изменяющуюся часть. Это окончание. Обведи его рамочкой.

2. Найди корень: а) подбери слова, которые можно объяснить с помощью одного слова; б) сравни родственные слова, чтобы найти общий отрезок. Это и есть корень. Обозначь его дужкой.

3. Найди приставку: а) отдели часть слова перед корнем; б) образуй другие слова с этой частью; в) проверь, действительно ли этот отрезок—одна приставка (получается ли целое слово, если убрать приставку: часть слова, стоящую перед корнем); г) отдели значимую часть (или части) перед корнем. Это и есть приставка (или приставки). Обозначь приставку условным зн ч ком.

Найди суффикс: а) выясни, есть ли в слове отрезок между корнем и окончанием; б) подбери слова, имеющие отрезок с тем же значением и звуковым составом; в) проверь, действительно ли это один суффикс (можно ли образовывать слова с этим суффиксом или суффиксами). Отметь суффикс условным значком

Принципы классификации морфем

1. По характеру значения:

все морфемы по характеру своего значения делятся на два больших класса — лексические (вещественные) и грамматические. Грамматические, в свою очередь, — на деривационные и реляционные.

А. Лексические (вещественные) морфемы имеют основное вещественное значение, которое связано с отдельным понятием. За этим понятием стоит представление о каком-либо предмете, свойстве или качестве. Носителем вещественного значения является корневая морфема (или корень).

Б. Грамматические имеют грамматич. Z.

2. Классификация грамматических морфем по функции:

А. Деривационные морфемы (лат. derivatio — отведение) имеют словообразующее Z. Поэтому их основная функция — образовать новые слова с новым лексическим Z. Поэтому их еще называют словообразвательными морфемами. В русском языке к словообразовательным морфемам относят приставки, суффиксы и постфиксы.

Б. Реляционные морфемы (relatio — отношение) образуют синтаксические морфемы (в русском языке преимущественно это окончания), которые связывают слова в предложении. Реляционные морфемы выполняют роль словоизменения (или формообразования), поэтому их иногда называют словоизменительными или формоообразующими.

Реляционые морфемы служат для образования ff одного и того же слова. К ним относятся f/Оые суффиксы и приставки, и, главным образом, окончания. Поскольку русский язык — язык флективного типа, реляционное значение выражается преимущественно в окончаниях.

3. По роли и месту в составе слова:

По месту в составе слова все морфемы делятся на корневые и аффиксальные. В корне сосредоточено основное вещественное значение, аффиксы присоединяются к корню и конкретизируют его значение. Лексическое значение слова образуется из совокупности значений корня и словообразующих аффиксов. При помощи аффиксов образуются новые слова и формы слов.

Аффиксы (служебные морфемы, лат. affixum «прикрепленный») по отношению к корню распределяются на:

Классификацию см. в конце темы.

4. По количеству сем в плане содержания:

Моносемные (бежал — Z прош. вр.) и полисемные (бежала — Z ж.р. ед.ч.).

5. По характеру формального выражения:

Не все лингвисты склонны выделять нулевой суффиксы.

Причины этого следующие:

1) Традиция, в первую очередь, школьного обучения, когда перед учителем стоит задача дать минимум сведений из грамматики.

2) Достаточная сложность выявления нулевого суффикса (необходимо учитывать и формообразование, и иметь ввиду всю словообразовательную систему языка).

3) В некоторых случаях ученые идут еще дальше, утверждая, что и нулевого окончания так же не существует. Они рассуждают так: если морфема имеет план содержания и план выражения, то отсутствие какого-либо плана свидетельствует и отсутствии всей морфемы. (Например, у слова конь нет окончания, т.к. нет фонемы, указывающей на его наличие, т.е. отсутствует план выражения морфемы). Однако в этом случае остается неясным, каково же средство выражения грамматических значений ед.ч. и Им.п. которые в русском языке передаются с помощью окончаний.

Логика выделения нулевого суффикса и нулевого окончания должна быть такой. Необходимо учитывать: а) первый фактор в том случае, если перед нами стоит задача выявления формообразовательного суффикса и окончания, и б) одновременно первый и второй факторы, если мы ищем словообразовательный суффикс.

Первый фактор. Если в анализируемом слове есть значение, которое обычно в русском языке передается с помощью материально выраженной морфемы, но при этом в анализируемом слове морфема не имеет своего выражения, следовательно, слово содержит нулевую морфему.

Второй фактор. У слова д.б. однокоренное слово, более простое по смыслу.

Рассмотрим на примерах оба случая. Сначала найдем формообразовательный нулевой суффикс.

Словоформы прошедшего времени глаголов нёсØ, росØ, увлекØ, высохØ содержат нулевой суффикс, поскольку Z прош. времени всегда выражается с помощью суффикса –л- (бежал. прыгал. узнал ). Кроме того, мы можем поступить ровно так, как поступаем, чтобы найти нулевое окончание — изменять слово, в данном случае по родам: несла, росла, увлекла, высохла. Причина появления нулевого формообразовательного суффикса в этой форме восходит к падению редуцированных, вследствие чего нехарактерное для русского языка стечение согласных благополучно разрешилось выпадением одного из них (Ср. исторические: неслъ, рослъ, увлеклъ, высохлъ ). Эта же логика используется при выделении нулевого окончания .

В словоформах повелительного наклонения некоторых глаголов выделить нулевой суффикс оказывается сложнее, поскольку изменение слова не даст нам искомой величины. Для этого необходимо учесть, что в русском языке Z повелит. наклонения выражается при помощи формообразовательного суффикса –и -, который в некоторых глаголах опускается. Ср. формы с материально выраженным суффиксом: пиши, лети, учи, скачи, сократи и т.д. И группа глаголов с нулевым формообразовательным суффиксом: к ним относятся формы непродуктивных глаголов будь, лей, пей, стань и продуктивных 1, 2, 3 классов узнайØ, сохраняйØ (1 прод. класс), владейØ, худейØ (2 прод. кл.), зимуйØ, врачуйØ (3 прод. кл.). Причина утраты суффикса –и вновь историческая — переход безударного гласного в неслоговой звук (Ср. древное-рус. формы 2-3 лица повел. накл. — буди, знаи. ум±и и совр. будь, знай. умей и т.д.).

Сейчас обратимся к словообразовательному нулевому суффиксу. Например: слово тишьØ имеет словообразовательный нулевой суффикс, т.к.:

1) в отадъективных существительных (т.е. в сущ. образованных от прил.) словообразовательное значение опредмеченного признака выражается с помощью словообразовательных суффиксов, например: глухой – глухот а, слепой – слепот а, белый – белизн а и т.д.

2) имеет однокоренное тихий. О простоте Z слова тихий свидетельствует отсутствие противоречий между общим Z корня (признаковое Z) и общим частеречным Z — все прил. обозначают признак.

Кроме того, в некоторых случаях (как, напр. со словами типа безухØий, безволосØый, бледнолицØый, седовласØый ) необходимо учитывать всю словообразовательную модель и даже больше — всю словообразовательную систему в целом.

6. По происхождению: исконные и заимствованные.

Соотношение собственно русских и заимствованных морфем можно представить в виде схем:

Типы морфем по функции

Морфемы по своей функции в слове м.б. S/Оыми, f/Оыми и fпоказательными (это новый термин).

Словообразовательные морфемы образуют новые слова, т.е. слова с новым лексическим значением:

учительучи ть (лицо, которое обучает детей или взрослых)

трактористтрактор (лицо по профессии)

учитьсяучить (обучаться самостоятельно)

Глагольные приставки почти всегда образуют новое слово:

строить ® по строить (закончить) — не меняет лексическое значение

перестроить (переделать) новые слова с новым ЛZ.

f/О морфемы служат для образования ff одного и того же слова. К ним относятся не только f/О суффиксы и приставки, но, главным образом, окончания:

У сущ. — окончания

дом — дóма (Р.п.), дому (Дат.п.)

МОРФЕМА КАК ЕДИНИЦА ЯЗЫКА. КЛАССИФИКАЦИЯ МОРФЕМ

Морфемика — это раздел языкознания, изучающий систему морфем и правил их функционирования в составе слова. В задачи морфемики входит также систематизация слов по их морфемному составу, разработка принципов морфемного анализа. Термином «морфемика9quot; обозначают также морфемный строй языка, то есть совокупность и типы его морфем.

Морфема как единица языка. Понятие морфемы и сам термин ввел в научный оборот И.А. Бодуэн де Куртенэ как обобщение понятий корня, приставки, суффикса и окончания. Позднее это понятие получает развитие в работах многих лингвистов. Расширяясь и углубляясь, получая новые интерпретации, понятие морфемы становится одним из центральных в мировом языкознании.

Морфема (от греч. morphē — форма), как и фонема, является двусторонней единицей языка, в которой за определенной фонетической или графической формой (планом выражения) закреплено определенное значение, смысл (план содержания). Например, суффиксальная морфема -тель в слове учитель имеет значение ‘лицо, выполняющее действие по глаголу учить’. В определенных случаях говорят о нулевых морфемах, когда морфемы не имеют материального выражения. Например, в словах дом, город, сад, автомобиль — нулевые окончания, указывающие на форму именительного падежа единственного числа этих существительных мужского рода. В тюркских языках нулевой аффикс является показателем единственного числа для всех падежей. Ему противопоставлен постфикс -лар как показатель множественного числа, например: казахское ара- пила- именительный падеж единственного числа, ара-лар — пúлы — именительный падеж множественного числа, ара-га — пиле — дательный падеж единственного числа, ара-лар-га — пилам — дательный падеж множественного числа и т.д.

Варианты морфем называются алломорфами, а их конкретные реализации в высказывании — морфами. Те и другие тесно связаны с изменениями звукового состава морфемы. В морфах изменение звучания морфемы обусловлено ее позицией в

­ Конец страницы 91 ­

¯ Начало страницы 92 ¯

слове и в потоке речи, а также связано с индивидуальным характером речевой деятельности. Такому изменению звучания подвержен любой ее алломорф, то есть вариант морфемы, в виде которого она только и реализуется в речевой деятельности. Изменение звукового облика самого алломорфа связано как с фонетическими чередованиями звуков, так и с их морфологическими (или историческими, традиционными) чередованиями.

Так, чередования согласных звуков [к — ч, г — ж, х — ш] в корнях слов пек-упеч-ешь, бег-у — беж-ишъ, сух-ой — суш-е восходят к исторической эпохе и связаны с изменением заднеязычных в определенной позиции в отмеченные звуки. В словах лоб — лба, сон — сна, день — дня, пень — пня фонемы <о, э> чередуются с нулем, что также обусловлено историческими причинами — падением редуцированных гласных в слабой позиции. Чередования звуков могут быть вызваны их фонетической позицией в морфеме. Например, в корнях бег-, лоб- в словах бе[к] — бегу и ло[п] -л[ъ]бовой чередования звуков обусловлены действием фонетических законов в русском языке: оглушением звонкой согласной на конце слова и редуцированием гласной в безударной позиции. Таким образом, морфема <бег9gt; может быть представлена, по крайней мере, тремя алломорфами <бег — беж — бек>, а морфема <лоб9gt; четырьмя - <лоб (в слове лобный) — лб — лоп — лъб>. Каждый из этих алломорфов в произнесении их разными лицами будет воплощаться в бесчисленных оттенках комплексов звуков — морфов, сколь угодно близких к эталону — морфеме.

К единству морфема — алломорф — морф применимы те же математические понятия теории множеств, что и к единству фонема- аллофон- звук: морфема- это множество, ее алломорфы — это подмножество этого множества, а их морфы- — конкретные единицы, наполняющие эти подмножество и множество.

Выделение морфем основывается на сопоставлении слов и повторяемости каких-то частей в разных словах. Так, если сопоставить слова учитель, читатель, писатель, руководитель, то легко выделится морфема -тель; если сопоставить формы слова дом, дома, дому, домом, то выделяется корневая морфема дом- и соответствующие окончания. Общий элемент в сравниваемых словах является и носителем общего значения, а специфический — выражает лексические, как в первом случае, или грамматические,

­ Конец страницы 92 ­

¯ Начало страницы 93 ¯

как во втором примере, различия. Иногда морфемы могут совпадать в материальной форме, но выражать различные значения. Тогда говорят об омонимии морфем, например: существительные женского рода вода, рука, нога и др. в винительном падеже имеют окончание —у (воду, руку, ногу), это же формальное окончание имеют глаголы нес-у, вед-у, пиш-у и др. в 1 -ом лице единственного числа настоящего времени. Формально оба окончания совпадают, однако они выражают разные грамматические значения — это омонимичные морфемы.

Наряду с омонимией морфем, говорят об их полисемии, когда варьируется содержание морфемы при ее формальной целостности. Например, глагольный префикс по- в русском языке имеет, по крайней мере, шесть значений: 1) обозначает совершение действия в течение некоторого, чаще непродолжительного времени: побегать, поговорить, пописать; 2) выражает неопределенную длительность и повторяемость действия или состояния, протекающего с перерывами, время от времени, в ослабленной степени: побаливать, поглядывать, позвякивать, почитывать; 3) указывает на осуществление действия в несколько ослабленной степени: поотстать, помазать, попудрить; 4) обозначает усиление действием какого-либо признака, качества, состояния: повысить, понизить, пополнить; 5) характеризует распространение действия на все или многие объекты, везде или во многих местах: попрятать, побывать, повыдергать, понабросать; 6) указывает на начало движения, действия: побежать, повести, понести. Границы содержательного варьирования морфемы определяются на основе смысловой связи между ее значениями.

Морфемы могут быть свободными или связанными. К свободным относятся морфемы, встречающиеся в языке на правах автономного слова. Такие морфемы могут повторяться в таком же формальном виде в других словах. К связанным относятся морфемы, выступающие лишь в сочетаниях с другими. Например, корневая морфема труд относится к свободным морфемам, так как она является отдельным словом в качестве существительного. При этом она сохраняет такой же формальный вид в других словах — трудовой, трудный. В глаголах обуть, разуть корень -у- выступает в связанном виде, поскольку отдельно он не употребляется. К свободным чаще всего относятся только корневые мор-

­ Конец страницы 93 ­

¯ Начало страницы 94 ¯

фемы. Связанные морфемы — это обычно аффиксы и определенная часть корневых морфем.

По происхождению морфемы делятся на исконные и заимствованные. Заимствуются чаще всего корневые морфемы вместе со словами, в меньшей степени — морфемы аффиксальные. В русском языке существует определенное количество заимство-ванных суффиксов и префиксов. Так, к заимствованным относят суффиксы —изм, -ист, -ад, -аж, -ант и др. (дуализм, дуалист, клоунада, зондаж. симулянт), префиксы а-, архи-, контр-,-, экстра-, де- и др. (алогичный, архиреакционный, контригра, экстра-лингвистический, демобилизовать). Заимствованные суффиксы и префиксы приобретают способность сочетаться с исконными словами, становятся активным словообразовательным средством языка, в который они вошли в тот или иной период. Считается, что из аффиксальных морфем никогда не заимствуются окончания.

Классификация морфем. По назначению в языке иморфе-мы делятся на два основных типа: корни и аффиксы. Они противопоставляются друг другу прежде всего по характеру выражаемого значения, по месту и функции в составе слова.

Корень — это общая часть всех родственных слов, с остающаяся после устранения всех словообразовательных и словоиз-менительных элементов этих слов. Корневая морфема обычно противопоставляется морфемам аффиксальным как главная, центральная по выражению значения слова, другие морфемы подчинены ей. В составе слов корни являются носителями их лексиче-ских значений. Обычным приемом выделения корня является подбор родственных слов, то есть слов, имеющих один и т тот же корень, например: трава, травка, травушка, травяной, травянистый, где легко выделяется корень трав-. Некоторые слова, чаще всего незнаменательные, не имеют родственных слоев и состоят из одной корневой морфемы, например, а, или, но, вот и т.д.

В арабском, иврите и других семитских языках существует так называемый трехсогласный корень, состоящий из трех согласных фонем. Эти согласные несут в себе основное значение ряда слов, связанных словообразовательными отношениями, в которых трехсогласный корень разделяется вставкой гласных. Например, корень ктб в арабском языке обозначает идею письма,

­ Конец страницы 94 ­

¯ Начало страницы 95 ¯

прослойка гласных образует глагольные словоформы: катаба-он написал, кутибабыл написан, катибун — пишущий и т.д.

Являясь обязательной частью слова и повторяясь во множестве слов, корень может претерпевать различные фонетические изменения, чаще всего связанные с выражением грамматических значений и образованием новых слов. Так, в словоформах день, дня, дню, днём корень де[н’]- выступает в свободном состоянии только в первой словоформе день, в остальных он выступает в связанном виде д[н’]-, что в современном русском языке вызвано изменением слова по падежам. В словах сон, засыпать, заснуть, спать корень -сон- находится в свободном состоянии, употребляясь как существительное, тогда как при образовании глаголов он выступает в связанном состоянии: -сып-, -сн-, -сп-.

Явление чередования звуков в корне в европейской лингвистике было обнаружено впервые на материале германских языков. Немецкие романтики характеризовали его как волшебные изменения чудесного корня и объявили воплощением идеала — единство во многообразии. Наиболее древний вид чередований был обнаружен в так называемых сильных глаголах. Я. Гримм назвал это явление Ablaut (от нем. ab — от и Laut -звук). Термином «аблаут9quot; стали обозначать во всех языках чередования гласных в системе глагола и отглагольных образований. Например, в немецком языке в глагольных словоформах trinkentrankgetrunken (пить — пилвыпитый) чередуются гласные [i — а — и], представляя собой явление аблаута. В немецком языке происходит также передвижка гласных в корне слов по ряду (если гласный корня способен подвергаться перегласовке) при выражении множественного числа существительных. Это явление называют умлаут (от нем. um — пере и Laut — звук): Bruderбрат, Brüder -братья, Buchкнига, Bücher — книги, Dоrf- деревня, Dörfer — деревни и т.д.

Аффиксы (от лат. affixus — прикрепленный) как самостоятельные единицы морфемного уровня языка выделяются по совокупности их формальных и содержательных характеристик. Считается, что аффиксы как единицы сопутствующие корню не несут самостоятельных лексических значений. Их значение в слове может быть либо словообразовательным, или деривационным (от лат. derivatio — образование), либо грамматическим (по-иному —

­ Конец страницы 95 ­

¯ Начало страницы 96 ¯

реляционным, то есть выражающим грамматические отношения), либо формально-структурным, либо представлять собой различные комбинации отмеченных значений. Так, деривационным, то есть выражающим словообразовательное значение, является суффикс —ец в словах певец, купец, творец, борец, храбрец. Грамматические значения именительного падежа, единственного числа, женского рода выражает окончание в существительных вода, рука, нога, земля, стена, парта. Формально-структурную роль играют соединительные гласные -о-, -е- в словах пароход, паровоз, рукомойник, овцебык, землетрясение.

По положению относительно корня аффиксы разделяют на префиксы (от лат. praefixum — прикрепленное перед), или приставки, стоящие перед корнем, и постфиксы (от лат. postfixum -прикрепленное после), стоящие в слове или словоформе после корня. Как отмечает А.А. Реформатский, есть языки, не употребляющие префиксов (тюркские, финно-угорские) и выражающие всю грамматику постфиксами. В таких языках все слова начинаются корнем, за которым может следовать цепочка постфиксов, например: киргизское кол-дор-ум-го — моим рукам состоит из корня кол — рука, постфикса множественного числа —дор-, постфикса принадлежности первому лицу -ум-, постфикса дательного падежа -го. Некоторые языки (например, суахили — язык Центральной Африки) предпочитают префиксацию и не употребляют постфиксов. Например, глагольная форма в суахили wa-ta-si-po-ku-ja [ватасипокуджа] — если они не придут при морфемном членении распадается на корень ja [джа] — ид (идти), префикс 3-го лица множественного числа wa-, префикс будущего времени -ta-, префикс отрицания -si-, po — условность, словообразовательный глагольный префикс -ku-. Индоевропейские языки, в том числе и русский, используют и префиксы, и постфиксы. В русской грамматике иногда к постфиксам в узком смысле слова относят лишь возвратную морфему —ся(-сь), морфемы —те (едем-те), -то (какой-то), -либо (какой-либо), -нибудь (кто-нибудь), -таки (ушла-таки), -ка (зайду-ка).

Постфиксы делятся на суффиксы (от лат. suffixus — подставленный) и флексии (от лат. flexio — сгибание, переход), которые называют также окончаниями. Деление постфиксов на суффиксы и флексии основано не только на их месте в структуре

­ Конец страницы 96 ­

¯ Начало страницы 97 ¯

слова, так как не обязательно, чтобы суффикс был за корнем перед флексией. Например, в русском языке в возвратных формах глагола после флексии стоит не изменяющийся возвратный суффикс —ся: купающиеся, купающихся, купающимся, купающимися; или в немецком языке в слове Kinderchen — детки флексия множественного числа -er (Kinder) стоит перед суффиксом уменьшительности -chen. Поэтому суффиксы и флексии различают также по типу выражаемого ими значения. А.А. Реформатский полагал, что суффиксы выражают словообразовательное значение, а флексии — грамматическое, или реляционное. Однако существуют и суффиксы, которые могут выражать чисто грамматические значения, например, суффикс прошедшего времени -л- в русских глаголах: читаю, пишу, но читал, писал; суффикс -ее в сравнительной степени прилагательных (белее, светлее, чернее) и под. Окончания в некоторых словах русского языка выполняют и словообразовательную функцию, например, раб-раба, супруг-супруга, где флексия -а, наряду с выражением грамматического значения женского рода и именительного падежа, обозначает и лицо женского пола, то есть выражает словообразовательное значение.

Префиксы, по мнению А.А. Реформатского, могут выражать либо деривационное, либо грамматическое значение, либо то и другое одновременно. Например, в глаголе заходить ‘замучить ходьбой’ префикс за- меняет не только лексическое значение глагола, но и его вид: ходить — несовершенный вид, заходить в этом значении — совершенный вид. Только грамматическое значение приставки могут выражать при образовании видовых пар некоторых глаголов (делать — сделать, писать -написать), при образовании превосходной степени прилагательных (наивысший, наихудший, наилегчайший).

Кроме префиксов, суффиксов и флексий, выделяют и другие аффиксы. К ним относят интерфиксы (лат. inter- между) -аффиксы, стоящие между двумя корнями или между корнем и суффиксом и выполняющие соединительную, то есть формально-структурную функцию. Интерфиксы называют иногда прокладками. Таковы в русском языке соединительные гласные о, е (лесоруб, домострой, бурелом, кашевар), согласный [j] (шоссе — шоссейный), сочетание гласного и согласного (там — тамошний) и т.п. В немецком языке в качестве соединительной согласной

­ Конец страницы 97 ­

¯ Начало страницы 98 ¯

выступает -s-: Arbeitstag — рабочий день, Arbeitsplan — рабочий план. А.А. Реформатский относил к интерфиксам так называемые тематические гласные глаголов (играть, сидеть, косить) и их тематический йот [j], следующий за тематической гласной и служащий для образования второй основы глагола (играть — иг-pa[j]y, белеть — беле[j]у).

Еще один тип аффиксов называют инфиксами (от лат. in-fixum — прикрепленное внутри). Инфикс — это аффикс, вставляемый в середину корня, например, инфикс настоящего времени -п- в латинском fin do — раскалываю (корень fid) или тагальский инфикс -ит- в sum ulat от sulat — письмо.

Аффикс может охватывать корень одновременно с двух сторон, то есть представлять собой комбинации из префикса и постфикса, функционирующие совместно. Такие аффиксы называют конфиксами (от лат. confixum — совместно взятое), а иногда циркумфиксами (от лат. circumfixum- прикрепленное вокруг), например, в русских словах подоконник. за речн ый, в немецких словах gemacht ,gelesen и т.д.

Наконец, если аффикс разрывает корень из согласных определенными гласными, то он принадлежит к классу трансфиксов (лат. trans — через, сквозь). Это явление свойственно семитским языкам, о чем уже говорилось при характеристике морфемы. Например, в арабском языке корень ктл обозначает идею убийства, а аффиксы из гласных, прослаиваясь между согласными корня, образуют словоформы катала- убил, кутила— был убит и т.д.

Во многих языках существуют нулевые аффиксы, о чем уже говорилось выше. Нулевой аффикс — это значащее отсутствие аффикса, противопоставляемое его наличию в других формах слова или в других словах. Так, у кратких прилагательных красив, силен, умен нулевая флексия выступает показателем мужского рода и единственного числа, у существительных мужского рода и единственного числа дом, стол, город нулевое окончание указывает на именительный падеж (или винительный). Ю.С. Маслов считает, что в формах множественного числа болгары, крестьяне и подобных имеем нулевой суффикс (при единственном числе болгарин, крестьянин), как и в формах совершенного вида решу, одолею, расскажу (при несовершенном виде

­ Конец страницы 98 ­

¯ Начало страницы 99 ¯

с суффиксами -а-, -ва-, -ыва-: решаю, одолеваю, рассказываю). Как уже отмечалось, в тюркских языках нулевой аффикс является показателем единственного числа для всех падежей, во множественном числе ему противопоставляется материально выраженный аффикс -лар.

В русской грамматике иногда выделяют еще один тип аффиксов — аффиксоиды (аффикс + от греч. eidos — вид), занимающих промежуточное положение между корневыми и аффиксальными морфемами. Их также называют словоэлементами или полуаффиксами. Аффиксоиды могут выполнять функции суффиксов или префиксов, поэтому их соответственно делят на суффиксоиды и префиксоиды. Так, к суффиксоидам относят морфемы —вод (овощевод, растениевод), -вед (краевед, искусствовед), -мер (глубиномер), -рез (камнерез) и др. к префиксоидам -морфемы пол(у)- (полукруг, полумера, полудикий), горе- (горе-охотник, горе-рыболов) и др.

Морфемный анализ слова предполагает вычленение в слове или словоформе всех составляющих их морфов с установлением значений. Морфемный анализ может производиться как с точки зрения современного состояния языка, так и с этимологической точки зрения. Различие в подходах может приводить к вычленению разной морфемной структуры одного и того же слова, так как в процессе исторического развития морфемный состав слова может меняться.

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

классификация морфем это:

1)по функции, выполняемой в языке :

а) словообразующие морфемы. несущие часть лексического значения и служащие для образования новых слов;

б) формообразующие (словоизменительные ), несущие грамматическое значение и служащие для образования грамматических форм слова;

2)по роли и положению в структуре слова :

а) корень – основная, обязательная морфема в слове, несущая главную часть его лексического значения;

б) аффиксы – служебные, факультативные морфемы: постфиксы, префиксы, интерфиксы, конфиксы (циркумфиксы), трансфиксы, амбификсы;

3)по количеству фонем в плане выражения морфем:

4)по количеству сем в плане содержания морфемы:

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2010 .

Смотреть что такое «классификация морфем» в других словарях:

Классификация языков — 1) генетическая К. я. по признаку родства, т. е. общего происхождения (см. Генеалогическая классификация языков). Родство каких либо языков признаётся доказанным, если обнаружено общее происхождение значительной части морфем этих языков,… … Большая советская энциклопедия

классификация словарей — проводится по ряду оснований: по содержанию лексикографической информации выделяются: а) лингвистические словари (лексиконы), дающие справочную информацию о единицах языка в различных аспектах; б) энциклопедические словари, содержащие информацию… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Морфологическая классификация языков — классификация, основанная на сходстве и различии языковой структуры, в противоположность генеалогической классификации языков (См. Генеалогическая классификация языков). До тех пор, пока лингвистическая Типология ставила своей целью… … Большая советская энциклопедия

Типологическая классификация языков — Типологическая классификация языков направление лингвистических исследований, возникшее в начале и развившееся во 2‑й четверти 19 в. (первоначально в виде морфологической классификации языков), имеющее целью установить сходства и различия языков … Лингвистический энциклопедический словарь

генеалогическая классификация языков — (от греч. genealogia родословная). Подразделение языков на группы по их родству, основанному на общности происхождения и находящему свое выражение в общности слов или морфем. Наиболее крупные группы называются семьями. Различаются следующие семьи … Словарь лингвистических терминов

Интерфикс — Морфема наименьшая языковая единица, обладающая значением (по определению, данному американским лингвистом Леонардо Блумфилдом в 1933). Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов фонем. Содержание 1 Морфы и… … Википедия

Инфикс — Морфема наименьшая языковая единица, обладающая значением (по определению, данному американским лингвистом Леонардо Блумфилдом в 1933). Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов фонем. Содержание 1 Морфы и… … Википедия

Конфикс — Морфема наименьшая языковая единица, обладающая значением (по определению, данному американским лингвистом Леонардо Блумфилдом в 1933). Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов фонем. Содержание 1 Морфы и… … Википедия

Морф — Морфема наименьшая языковая единица, обладающая значением (по определению, данному американским лингвистом Леонардо Блумфилдом в 1933). Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов фонем. Содержание 1 Морфы и… … Википедия

Морфемы — Морфема наименьшая языковая единица, обладающая значением (по определению, данному американским лингвистом Леонардо Блумфилдом в 1933). Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов фонем. Содержание 1 Морфы и… … Википедия

Лекция «Классификация морфем и их роль в организации слова»

Цель лекции – представить классификацию морфем с учетом значения, функции, позиции в слове, особенностей сочетаемости с другими видами морфем.

1. Корневые морфемы: свободные (поливалентные свободные корни), связанные корни (унивалентные корни (унирадиксоиды)).

2. Аффиксальные морфемы:

– виды аффиксов по их позиции в слове (префиксы, суффиксы, постфиксы);

– виды аффиксов по регулярности употребления (поливалентные (регулярные)) и унивалентные аффиксы (унификсы));

– виды аффиксальных морфем по функции (словообразовательные, формообразовательные и словоизменительные аффиксы);

3. Понятие конфиксов (циркумфиксов);

4. Понятие интерфиксов.

1. Корневые морфемы: свободные (поливалентные свободные корни) и связанные корни (унивалентные корни (унирадиксоиды))

По позиции в слове противопоставляются корневые морфемы и служебные морфемы (аффиксы), различающиеся по их назначению и степени иерархической зависимости. Например, в основе слова перекачк(а) выделяются три морфемы: одна корневая – -кач– и две аффиксальные – префикс пере– и суффикс -к-. Корневая морфема является главной, обязательной частью основы слова. Служебные морфемы лишь дополняют ее. Слова без корня не бывает. Единственным исключением в этом отношении является глагол вынуть, в котором выделяется префикс вы– (ср. вы/ну/ть и вы/тащить, вы/нести и др.), суффикс -ну– (ср. вы/ну/ть и вывер/ну/ть, выдер/ну/ть и др.) и суффикс инфинитива -ть.

Корень – это морфема, являющаяся центральным элементом в морфемной структуре слова, предопределяющим его лексическое значение. Корень – это общая часть родственных по лексическому значению слов, называемых однокоренными (друг, друзья, дружный и т.п.).

Корни играют важную роль в обогащении лексики языка. В русском языке одна корневая морфема может дать жизнь огромному числу слов. Например, в словарях зафиксировано со словом ветер 90 слов, клей – 151, винт – (стержень со спиральной нарезкой) – 117, вал(ить) (заставлять падать) – 199, ви(ть) – 166, бел(ый) – 242, вод(а) – 213, бр(ать) – 390 и т.д.

Признаки корневых морфем:

1) корень – центральный и обязательный материально выраженный элемент морфемной структуры слова;

2) корень является носителем основных элементов лексического значения слова;

3) корневые морфемы обычно не закреплены за теми или иными частями речи (дерево, деревянный, деревенеть и т.п.);

4) корневые морфемы способны употребляться в свободном или связанном виде.

Большинство корневых морфем свободно сочетается со словообразующими аффиксами – суффиксами и префиксами: карман – карман-чик, карман-щик, карман-н-ый, при-карман-и-ть, вод(а) – вод-иц-а, вод-н-ый, под-вод-ник и др. Такие корни встречаются и без словообразующих аффиксов: карман, вод(а) и др. Это свободные корни. Таким образом, свободными корнями считаются такие, которые сами по себе могут составлять основу слова (сын- ٱ, пиш-у, полз-ти, строк-а, рубеж- ٱ), но могут употребляться и в сочетании со словообразовательными аффиксами (сын-ишк-а, на-пиш-у, при-полз-ти, за-рубеж-н-ый).

Связанные корни всегда используются в сочетании со словообразовательными аффиксами (обуть, разуть; прибавить, убавить, надбавить; привыкать, отвыкать, снять, поднять и т.п.), они никогда сами по себе не составляют основу слова.

В зависимости от того, с какими аффиксами связаны такие корни, они делятся на три типа:

1) корни, связанные с суффиксами (говяд-ин-а, говяж-ий и др.);

2) корни, связанные с префиксами (в-прячь, вы-прячь, за-прячь и др.);

3) корни, связанные с префиксами и суффиксами одновременно (вы-стег-ну-ть, за-стег-ну-ть, от-стег-ну-ть и др.).

Для обозначения связанных корней А.А. Реформатский ввел термин радиксоид (лат. Radix – ‘корень’ и греч. Oid – ‘подобный’). Повторяемость в ряде слов – главное свойство связанных корней (веж-ливый, не-веж-а; с-верг-нуть, от-верг-нуть). Однако некоторые из них имеют уникальный характер и встречаются только в одном слове – бужен-ин-а (ср. с тем же суффиксом в словах строган-ин-а и солон-ин-а). Подобных корней в русском языке немного. Специалисты называют их унирадиксоиды.

2. Аффиксальные морфемы

В отличие от корневых морфем аффиксальные морфемы (аффиксы) факультативны. Они не могут функционировать самостоятельно. Только в сочетании с корневыми морфами и морфемами аффиксы обретают форму выражения и реализуют свое содержание.

Аффиксальные морфы всегда выделяются в словоформах производных слов любой, как изменяемой, так и неизменяемой, части речи. Например, косарь- ٱ, о-дар-енн-ый, за-круж-и-ть, весел-о, не-котор-ый, бес-спор-н-о.

Что касается словоформ непроизводных слов, то в их структуре аффиксы можно выделить в том случае, если в речевом потоке они представляют изменяемые слова (правд-а, легк-ий) или формы слова (дела-ть, быстр-ее).

Неизменяемые непроизводные слова обычно содержат в себе только один корневой морф – там, от, здесь, алоэ, декольте, хаки, беж (не склоняются и не спрягаются).

Виды аффиксов по их позиции в слове

С точки зрения позиции в слове, местоположения по отношению к корню различаются:

1) префиксы (от лат. Рraefixus – ‘прикрепленный спереди’), называемые также приставками, которые находятся в слове перед корнем (прибегать) или другим префиксом (при-за-думаться);

2) аффиксы, занимающие в слове позицию после корня; в числе последних разграничиваются суффиксы, окончания и постфиксы.

Суффиксы (от лат. Suffixus – ‘прикрепленный’) располагаются непосредственно за корнем (изда-тель) или за другим суффиксом (издатель-ниц-а).

После корня или суффикса во многих словах устанавливаются окончания – показатели грамматических связей слова в словосочетании и предложении (нов-ые книг-и, новеньк-им книг-ам).

Постфиксы (от лат. Post – ‘после’ + fixus – ‘прикрепленный’) находятся в самом конце слова (учим-ся, высказать-ся).

Поливалентные (регулярные) и унивалентные аффиксы (унификсы)

Аффиксы, как правило, повторяются в рядах слов и словоформ – ходь-б(а), стрель-б(а), кось-б(а), паль-б(а); от-крыть, от-бить, от-мыть, от-купорить; вод-ой, трав-ой, голов-ой, газет-ой. Аффиксы, встречающиеся в разных словах и сочетающиеся с различными видами корневых и аффиксальных морфем, называются регулярными (поливалентными) (примеры см. выше). Нерегулярные аффиксы обладают ограниченной (уникальной) сочетаемостью – только с одним определенным корнем. Такие аффиксы часто называются унификсами (му– в слове мусор, -адj– в слове попадья). Унификсы – это особый вид единичных сегментов, основной признак которых – отсутствие воспроизводимой модели. Обычно унификсы занимают позицию суффиксального морфа (бел-ес-ый, мач-ех-а, опер-етт-а, стекл’-арус, почтамт), но иногда их можно встретить и в позиции префиксального морфа (кур-нос-ый, ра-дуг-а, ба-хвалиться – примеры Н.А. Янко-Триницкой).

Виды аффиксальных морфем по функции (словообразовательные формообразовательные и словоизменительные аффиксы)

Среди аффиксальных морфем выделяют аффиксы словообразовательные, словоизменительные и формообразовательные.

Словообразовательные аффиксы – аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы), каждый из которых создает новое слово-лексему. Словообразовательный суффикс в словоформах чита-тель, талант-лив-ый, бел-и-ть, черн-е-ть, зим-ова-ть, добр-от-а создает новое слово- лексему, при этом может менять или не менять частеречную принадлежность производящего слова.

Словообразовательный префикс, создавая новое слово-лексему, в отличие от суффикса, присоединяется к целому слову. При этом грамматическая принадлежность нового слова не меняется: пре-добрый, пере-читать, со-участие.

К целому слову присоединяется и словообразовательный постфикс. К постфиксам в русском языке относятся: -ся/-сь, -те, -то, -либо, -нибудь, -таки, -ка.

Одни из них выполняют только словообразовательную функцию – постфиксы -то, -либо, -нибудь, участвующие в образовании неопределенных местоимений и наречий: какой-то, кто-либо, куда-нибудь; другие могут участвовать как в слово-, так и в формообразовании.

В ряде образований постфикс -ся (-сь), выступая при словопроизводстве, участвует в образовании глаголов. Словообразующую роль выполняет постфикс -ся в словах, образованных суффиксально-постфиксальным (толп-и-ть-ся, порос-и-ть-ся, брат-а-ть-ся, петуш-и-ть-ся), префиксально-постфиксальным (рас-плакать-ся, раз-гулять-ся, в-читать-ся), перфиксально-суффиксально-постфиксальным способом (пере-свист-ыва-ть-ся, переговар-ива-ть-ся).

В структуре непроизводных глаголов (каяться, смеяться и др.) постфикс -ся выделяется лишь условно (по аналогии) и не выполняет словообразовательной функции с точки зрения синхронии. Такие глаголы не имеют семантической соотнесенности с производящей основой. Их появление в языке обычно объясняют утратой производящих невозвратных глаголов. Ср. например: «Для глагола каяться действительная форма каять известна из памятников древнерусского языка в значении «бранить», «порицать» по XIII в. в более специальном значении «исповедывать» еще в памятниках XVI в. а в поговорках и до сих пор в обоих значениях, например: «Старого не бьют, мертвого не кают» (Богородицкий, 1935, с 168).

Таким образом, словообразовательными называются морфемы, использующиеся для образования новых слов и выступающие в качестве основных словообразовательных средств в составе производных слов.

Словоизменительными (синтаксическими) называются такие грамматические морфемы, которые выражают зависимость одних слов от других в потоке речи. Иными словами, словоизменительные морфемы используются для образования синтаксических грамматических форм. К синтаксическим морфемам относятся падежные флексии, посредством которых образуются формы всех склоняемых слов; личные окончания глаголов. Словоизменительными являются такие морфемы, при помощи которых образуются грамматические формы знаменательных, грамматически изменяемых слов: гитарист- ٱ, гитарист-а. При словоизменении тождество слова не нарушается (т.е. мы имеем дело с одним и тем же словом в разных грамматических формах), в отличие от словообразования, где от одного слова образуются другие слова.

Служебные слова, междометия и модальные слова форм словоизменения не имеют, поэтому и не членятся на морфемы (от, до, насчет; ибо, а, так как; вот, только, дескать; ага! Ох. безусловно, кажется и т.д.).

Среди полнозначных слов формами словоизменения не обладают наречия (здесь, направо, по-прежнему и др.), слова категории состояния (жаль, страшно, грустно и др.), синтетический компаратив (даль-ше, красив-ее, суш-е), инфинитив (жи-ть, пе-ть, мечта-ть) и деепричастия (любу-я-сь, стуч-а, освети-в и др.).

Не имеют форм словоизменения в нормированной речи некоторые имена существительные – аббревиатуры (СМИ, РФ, МГУ и др.) – и несклоняемые слова иноязычного происхождения – существительные (бра, денди, декольте, кино) и прилагательные (хаки, беж).

Формообразующими морфемами (несинтаксическими) являются грамматические морфемы, которые в составе слова выражают дополнительные грамматические оттенки, но не влияют на взаимоотношения слов в предложении. К несинтаксическим относятся аффиксальные грамматические морфемы, посредством которых образуются видовые, залоговые формы глаголов, формы прошедшего времени и повелительного наклонения, инфинитив глагола, причастия, деепричастия (если причастия и деепричастия признаются как формы глагола), формы степеней равнения прилагательных,наречий и слов категории состояния. Например: игра-ть, ид-и,уше-л, по-выше (по– – выражает грамматическое значение формы сравнительной сте-пени), споем-те (-те – постфикс формы вежливого обращения).

Выделяется еще один функциональный тип морфем – словоформообразующие морфемы. Они одновременно выражают как словообразовательное, так и формообразующее значение, и тем самым характеризуются как синкретичные морфемы. Например, писать (несов. вид) – пере-писать (сов. вид): приставка пере– в глаголе переписать выполняет одновременно и словообразовательную функцию (значение «переделать»), и формообразующую (меняет вид глагола).

3. Понятие конфиксов (циркумфиксов)

Некоторые ученые (В.М. Марков, П.П. Шуба и др.) выделяют в русском языке еще один вид деривационных морфем – конфиксы (реже используют термин «циркумфикс»), называя их единой двуэлементной прерывистой словообразующей морфемой. В процессе словопроизводства она осложняет производящую основу одновременно в пре– и постпозиции: снег – под-снеж-ник (конфикс под…ник), дом – без-дом-н(ый) (без…н(ый)), вода – обез-вод-и(ть) (обез…и(ть)), весенний – по-весенн-ему (по…ему), левый – с-лев-а (с…а), рас-щедр-и-ть-ся (рас…и…ся), о-банкрот-и-ть-ся (о…и…ся) и т.п.

Е.А. Земская считает, что при изучении структуры русского слова выделение конфиксов как особых морфем слова нецелесообразно. Наличие прерывистых морфем не характерно для структуры русского языка. Кроме того, части конфиксов совпадают, как правило, по значению с соответствующими приставками и суффиксами, т.е. элемент со-, входящий в конфикс со…ник (сотрапезник, сопалатник), тождественен по значению приставке со– (ср. со-автор); -ник тождественен по значению суффиксу -ник (школьник). По замечанию А.Н. Тихонова, конфиксы выступают как двух– и трехаффиксальные комплексы, в которых каждая морфема отчетливо выделяется и сохраняет свою собственную семантику. На морфемном уровне налицо самостоятельность каждого элемента конфикса. Конфиксы – это морфемные сочетания, которые состоят из морфем. Но (!) конфикс – это не самостоятельная морфема. Другое дело, если мы находимся на словообразовательном уровне – тут конфиксы представляют собой единый комплекс, присоединяющийся к производящей основе или слову. На этом уровне конфиксы являются словообразовательными формантами – единицами системы словообразования.

В традиционно сложившейся терминологии конфиксальный способ словопроизводства называется суффиксально-префиксальным.

4. Понятие интерфиксов

Интерфикс (от лат. Inter – ‘между’ + fixus – ‘прикрепленный’) – межморфемная вставка, играющая в структуре слова чисто соединительную (реляционную) функцию.

Вопрос о возможности выделения в словах незначащих межморфемных, или внеморфемных, отрезков представляется одним из важных и принципиальных вопросов морфемной сегментации слова. Идея соединения в слове незначимых соединительных элементов принадлежит Н.С. Трубецкому, который называл такие элементы Verbindungsmorphemen («соединительные морфемы»). В лингвистической литературе именно такие асемантические элементы получили название интерфиксов.

Термин интерфикс был предложен А.М. Сухотиным, поддержан М.В. Пановым и принят в большинстве работ по морфемике и словообразованию. Труды Е.А. Земской, в которых интерфиксам уделяется особое внимание, способствовали активизации этого термина.

В современном языкознании вопрос об отнесении / неотнесении интерфиксов к морфемам решается, однако, неоднозначно. Так, Е.А. Земская характеризует интерфиксацию не как способ словообразования, стоящий в одном ряду с суффиксацией и префиксацией, а как одно из морфонологических средств, используемых для соединения морфов в слове. Интерфиксы (как и субморфы) не имеют значения в составе слова. Их функция чисто соединительная, строевая. Между тем и суффиксы, и приставки в составе слова значимы, несут определенную семантическую нагрузку. Когда интерфиксы ставят в один ряд с суффиксальными или префиксальными морфемами, происходит разрушение определения морфемы как наименьшего значимого элемента в составе слова. А.Н. Тихонов справедливо подчеркивает, что при допущении существования асемантических морфем, обладающих только структурной функцией, «расщепляется понятие морфемы, <…9gt; границы морфемы становятся неопределенными и расплывчатыми».

Об отсутствии значения у интерфиксов свидетельствуют случаи, когда одно и то же словообразовательное значение в одних производных словах выражается без интерфикса, а в других – с его помощью. Ср. производные с интерфиксами -й-, -в-, -л– и без них (сахар-н-ый и кофе-(й)-н-ый, твор-ец и пе-(в)-ец, убеж-ищ-е и вмести-(л)-ищ-е). Слова сахарный и кофейный относятся к одному и тому же ловообразовательному типу и обладают одним и тем же словообразовательным значением. Наличие -й– в слове кофейный и его отсутствие в слове сахарный никак не отражается на их семантике. Элемент -й– не имеет своей доли в семантике рилагательного кофейный. Носителем словообразовательного значения в указанных словах является, таким образом, не весь отрезок, расположенный после ловообразующей основы (-йн-, -вец, -лищ-, -енск-, -овск-, -инск-), а лишь тот элемент, который присутствует во всех производных словах с данным деривационным значением (-н-, -ец-, -ищ-, -ск-). Он необходим и достаточен для выражения значения суффикса.

Другой точки зрения на интерфиксы как на самостоятельные морфемы суффиксы) придерживаются А.А. Дементьев, В.А. Горпинич и др. А.А. Дементьев, например, считает, что такие суффиксы «используются как дополнительные выразители категории отношения». По его мнению, об этом говорит словообразовательная соотносительность с суффиксами притяжательных прилагательных. Исследователь полагает, что притяжательные прилагательные типа шекспиров, эйнштейнов, рентгенов (луч) и т.п. превратились в современные прилагательные шекспировский, эйнштейновский, рентгеновский и т.п. выражающие категорию отношения. При них вскоре появляются и наименования лиц типа шекспировец, йнштейновец и т.п.

В таких образованиях, как пензенский – пензенец, варненский – Варненец (Варна), уфимский – уфимец, генуэзский – генуэзец, американский – американец, неаполитанский – неаполитанец, А.А.Дементьев усматривает не интерфиксы (-ен-, -им-, -эз-, -ан-, -итан-), а обычные суффиксы, выступающие в качестве ополнительных к суффиксам –ск(ий), -ец в словах рассматриваемого типа.

Данная точка зрения не получила поддержки среди лингвистов и вряд ли может считаться верной. В.В. Лопатин в связи с этим замечает, что с семантичкой точки зрения о таких элементах в составе прилагательных можно говорить в лучшем случае как об усилителях выражения относительного значения, но не как о самостоятельных выразителях этого значения.

3. Во многих исследованиях по словообразованию интерфиксы как особый структурный элемент слова не выделяются, а они рассматриваются в структуре сложных суффиксов как формантные варианты. Так, наряду с простым суффиксом -н(ый) выделяются производные суффиксы -шн(ый), -йн(ый); вместе с суффиксом -ник – суффиксы -шник, -йник, -овник, -очник, -атник; наряду с -ит – -нит, -лит, -инит; наряду с -ец – -вец, -овец, -нец, -лец, -инец, -анец и т.д.

Наиболее распространенное проявление этой тенденции – возникновение «вторичных (или производных) суффиксов». Этот факт был впервые отмечен в работах Н.В. Крушевского, который, говоря об особых свойствах суффиксов, среди прочих отмечает их «способность сочетаться друг с другом и образовывать один сложный суффикс».

Активно поддерживают эту мысль В.В. Лопатин и И.С. Улуханов, считающие, что аффиксы варьируют свою форму до определенной степени, а интерфиксы являются частями морфов -инск– и -овск-, поскольку вместе с суффиксом -ск– выполняют одну и ту же функцию, а именно являются усилителями выражения значения.

С тех же теоретических позиций описан состав морфем в Академических грамматиках 1970 и 1980 гг. издания. Это обстоятельство, по-видимому, способствовало широкому распространению мнения, согласно которому интерфиксы входят в состав соседних с ними морфем. Интерфиксы при этом обычно включаются в состав следующих за ними морфем, если те являются словообразовательными суффиксами (ср. Америка – америк-анец, государ-ство – государств-енн-ый, Орел – орл-овск-ий, лента – лент-очн-ый, бегать – бег-отн-я). Однако если интерфиксы принимают участие в словоизменении и формообразовании, то их включают в состав предшествующих им корневых или суффиксальных морфем (ср. читать – чит-аj-у, чит-аj-эшь, чит-аj-ущий, чит-аj-эмый, чит-аj-а; разговаривать – разговар-иваj-у, разговар-иваj-эшь, разговар-иваj-ущий, разговар-иваj-а).

Вопрос о том, рассматривать интерфиксы обособленно (как строевые элементы языка) или как элемент структуры окружающих соседних морфем, представляется достаточно сложным и на сегодняшний день остается открытым. Об этом говорит наличие разных точек зрения по данному вопросу. Думается, что при анализе слов, содержащих элементы -ов-, -ин-,-в– и др. следует рассматривать наряду с ними ряд одноструктурных образований и обращать внимание на их семантику. Если анализируемые элементы регулярны и непосредственно участвуют в семантической организации словообразовательного типа, то их, видимо, разумно рассматривать в составе суффикса. Например, в словах точилка, открывалка, брызгалка, мешалка, взбивалка и под. следует выделять суффикс -лк(а), при помощи которого активно образуются наименования инструментов – орудий действия. Если же звуковые комплексы типа -ов-, -ин-, -в– и др. представлены далеко не во всех словоформах какого-либо словообразовательного типа и не влияют на его семантику, то их более уместно рассматривать как интерфиксы. Ср. кип-уч-ий, гор’-уч-ий и пе-(в)-уч-ий; са-ратов-ец, лондон-ец и ялт(ин)-ец, орл-(ов)-ец, африк-(ан)-ец.

1. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учеб.пособие.– М. 2005.

2. Богородицкий В.А. Общий курс русской грамматики. – М.-Л. 1935.

3. И.В. Евсеева. Интерфиксация как морфонологическое явление: Научно-метод. разработка по курсу современного русского языка / Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск, 2004.

4. Евсеева И.В. Функции аффиксальных морфем (словообразование, формообразование, словоизменение): Метод. разработка по курсу современного русского литературного языка / Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск, 2004.

5. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие.– М. 1984.

6. Современный русский язык: Учебник / Под ред. В.А. Белошапковой. – 3-е изд. – М. 1999.

7. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А. Леканта. – М. 2000.

8. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник / Под ред. Е.И. Дибровой. – М. 2001.

9. Скорнякова М.Ф. Морфемный и словообразовательный анализ: Учебно-справочное пособие. – М. 1981.

10. Шанский Н.М. Тихонов А.Н. Современный русский язык. Ч. 2: Учебник.-М. 1987. – С. 40.

11. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. – М. 2001.

1. Какими признаками обладают корневые морфемы?

2. Какие виды аффиксов выделяются по позиции в слове?

3. Какие виды аффиксов выделяются по функции?

4. Как в отечественной лингвистической науке решается вопрос о статусе интерфиксов?

5. Как в отечественной лингвистической науке решается вопрос о статусе конфиксов?

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *