К.ясперс

Ясперс Карл. Книги онлайн

К.ясперс

Карл Теодор Ясперс (Karl Theodor Jaspers, 23 февраля 1883, Ольденбург — 26 февраля 1969, Базель) — немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма.

Основную задачу философии усматривал в раскрытии «шифров бытия» — различных выражений трансценденции (непостижимого абсолютного предела бытия и мышления). Соотнесенность экзистенции с трансценденцией прозревается человеком в так называемых пограничных ситуациях (страдание, борьба, смерть).

Книги (19)

Что такое философия и чем она ценна? Это является предметом многочисленных споров.

От философии ждут каких-то необыкновенных разъяснений или же равнодушно игнорируют ее как беспредметное мышление. Перед ней робеют, как перед выдающимся достижением каких-то совершенно уникальных людей, или презирают, как бесполезные раздумья мечтателей. Ее считают чем-то таким, что касается каждого и поэтому в основе своей должно быть простым и понятным, или чем-то столь трудным, что заниматься ею представляется совершенно безнадежным делом. Таким образом, то, что выступает под именем философии, становится поводом для самых противоположных суждений.

В книге «Духовная ситуация времени» понятие «ситуация9raquo; рассматривается в качестве одного из ключевых для анализа человеческой экзистенции.

Ситуация — это смысловая, конкретная действительность, неповторимое сочетание событий, которое задает историческую уникальность человеческой судьбы. Время, эпоха, мир — это «фактическая действительность во времени». Только философия, понимаемая Ясперсом как «духовный процесс», может изменить духовную ситуацию эпохи, решить проблемы общечеловеческих ценностей, найти пути достижения взаимопонимания различных типов обществ, народов, религий.

К.ясперс Великие философы. Будда, Конфуций, Лао-цзы, Нагарджуна

Карлу Ясперсу — философу XX в. автору известного у нас труда «Истоки истории и ее цель», принадлежит и другое, монументальное по объему (около 1000 стр.) и уникальное по замыслу произведение — труд «Великие философы».

К. Ясперс показывает, что история философии не исчерпывается историей — она по существу есть практика усвоения, и только посредством нашего понимания наследие становится современным для нас, что достигается индивидуальным усилием к установлению коммуникации.

Вниманию читателей предложены «Введение9raquo; к труду и главы, посвященные мыслителям Азии: Будде, Конфуцию, Лао-цзы, Нагарджуне.

К.ясперс Всемирная история философии. Введение

Книга «Всемирная история философии. Введение» представляет читателям творчество известного немецкого философа Карла Ясперса.

Впервые в этой книге автор предлагает проект философской истории философии, которая противостоит «нефилософской9raquo; истории, понятой как специальная историческая наука, занятая исследованием и описанием фактов, взаимодействий, зависимостей, мнений и пр. История философии, по Ясперсу, сама должна быть философией.

К.ясперс Идея университета

В книге «Идея университета» представлен опыт критического осмысления немецким философом-экзистенциалистом Карлом Ясперсом идеи университета как одной из форм, которую принимает духовная жизнь общества.

Для философов и специалистов в области образования, а также для студентов, магистрантов, аспирантов гуманитарных и социальных специальностей.

К.ясперс Истоки истории и ее цель. Выпуск 1,2

Книга Ясперса «Истоки истории и ее цель» вышла в свет в 1949 г. всего четыре года спустя после окончания второй мировой войны.

Как и несколько других работ Ясперса, изданных непосредственно после войны – «Вопрос о вине», «Ницше и христианство», «Философская вера», — это исследование является откликом на сложившуюся в послевоенной Западной Германии политическую и духовную ситуацию.

В нем, хотя и более косвенно, чем в «Вопросе о вине», затрагиваются темы вины и трагедии немецкого народа, истоков этой вины и возможностей ее искупления, возможностей возрождения Германии и Европы вообще, а главное возможностей взаимопонимания европейской и неевропейских культур, или, как говорит Ясперс, нового гуманизма.

К.ясперс Кант. Жизнь. Труды. Влияние

Это введение в теоретическую, практическую и историко-политическую философию Иммануила Канта принадлежит перу классика философии XX столетия Карла Ясперса.

Кант принадлежал к числу любимых мыслителей Ясперса, хотя это и может показаться парадоксом при стереотипном восприятии его философской позиции.

Именно поэтому книга не только дает читателю очерк философской системы и метода Канта со своеобразной точки зрения, но также наглядно поясняет некоторые стороны философствования самого Ясперса, недостаточно рельефно освещенные в его систематических работах.

К.ясперс Куда движется ФРГ? Факты. Опасности. Шансы

Один из моих друзей сказал, что эта книга представляет собой самый резкий выпад немца против Федеративной Республики. Мне кажется, что это неверно. В книге содержится критика путей, по которым идет сейчас Федеративная Республика. Я поставил перед собой задачу не отрицать все и вся, а оказать хотя бы малейшую помощь, заставив кое-кого образумиться. Поэтому в книге предлагается принципиально новая внутренняя и внешняя политика в качестве альтернативы нынешней политике.

Народ должен быть самим собой в своем государстве. Если он сдастся, пустит все на самотек и проявит безразличие, то наступит конец всяким надеждам. Но он не сдастся, пока есть люди, способные мыслить, понимать и ставить цели, пока молодежь отваживается думать независимо и пока она способна на благородные порывы.

К.ясперс Ницше и христианство

Ницше не устает разоблачать христианство, переходя от негодования к презрению, от спокойного исследования к язвительному памфлету.

С удивительной изобретательностью он меняет точки зрения, рассматривая христианские реалии со всех сторон и раздевая их донага. Он усвоил мотивы всех своих предшественников в этой борьбе и положил начало новой войне против христианства — войне небывало радикальной и до конца осознанной.

К.ясперс Ницше. Введение в понимание его философствования

Книга одного из крупнейших представителей немецкого экзистенциализма посвящена изложению творческой биографии и основных идей Фридриха Ницше. По мысли автора, нередкая противоречивость логики Ницше, афористичность и фрагментарность его формулировок при поверхностном чтении могут произвести абсурдное и невразумительное впечатление, однако именно они таят за собой определенный смысл.

Парадоксальная логика Ницше, характерный набор выразительных средств, требуя для себя пристального изучения, подводят вдумчивого читателя к пограничному опыту человеческого существования. Лишь с этой предельной позиции высветляется последний исток экзистенциальных возможностей человека.

К.ясперс Призрак толпы

В книгу «Призрак толпы» включены работы известного философа двадцатого столетия Карла Ясперса и выдающегося современного мыслителя Жана Бодрийара, посвященные проблемам существования «массового общества».

По мнению авторов, это общество построено на иллюзорных представлениях о смысле и предназначении человеческого бытия. Основополагающие принципы такого социума сами по себе являются не более чем фантомами, призраками, или, по определению Бодрийара, «симулякрами9raquo; (симуляцией) действительности.

К.ясперс Разум и экзистенция

В настоящем издании объединены три работы немецкого философа Карла Ясперса, каждая из которых по-своему служит введением в его учение.

Лекции «Разум и экзистенция» обрисовывают своеобразие «современной философской ситуации» в свете творческого деяния Киркегора и Ницше и необходимое единство «живой жизни» и рациональности сквозь призму тем духа, истины, коммуникации.

Философия Ясперса предстает как экзистенциальная метафизика жизни в ее цельном соотношении с разными аспектами «объемлющего9raquo;. Эти же проблемы – «объемлющего9raquo;, истины перед лицом авторитета и исключения, и трансрациональной действительности — служат путеводной нитью для «Философии экзистенции».

Наконец, работа «Разум и противоразум в наше время» посвящена противоположности рационального пафоса экзистенциально-сознательной философии и антирациональных идеологических формаций массового общества, о судьбе той культуры, где «разум не осуществляется». Разумное мышление и в его экзистенциальной полноте возможно лишь в индивиде, силою свободного решения осознающем себя как самость.

К.ясперс Смысл и назначение истории. Сборник

В сборник работ одного из самых ярких представителей экзистенциализма, К. Ясперса(1883–1969),включены три книги, объединенные темой судеб духовности в кризисную эпоху, противостояния человека и безличной власти, смысла, происхождения и цели человеческой истории.

Это — «Истоки истории и ее цель», «Философская вера» и «Духовная ситуация эпохи».

К.ясперс Собрание сочинений по психопатологии. Том 1

Объединенные в этой книге сочинения Карла Ясперса по психопатологии, за исключением диссертаций «Ностальгия и преступления» и сочинения «Достоверные осознания», были напечатаны сначала в «Журнале по общей неврологии и психиатрии» и доступны только в библиотеках.

К.ясперс Собрание сочинений по психопатологии. Том 2

Позитивное лежит в двух направлениях, между которыми существует некоторое противоречие. С одной стороны, существуют попытки провести принципиальные различия в широкой области иллюзий (например, галлюцинаций), найти генетические или дескриптивные отличия, в этих основных группах обнаружить более тонкие отклонения, выделить особые виды и модификации.

К.ясперс Стриндберг и Ван Гог

Предпринятая Карлом Ясперсом попытка патографического описания двух замечательных деятелей европейского искусства конца XIX века, А. Стриндберга и В. Ван Гога, — уникальный образец соединения обеих «ипостасей9raquo; (философ и психиатр.
Оставаясь высокопрофессиональным психопатологическим и психологическим анализом душевной болезни, поразившей этих великих мастеров, книга Ясперса выходит далеко за рамки узко медицинского подхода, поднимая такие принципиальные для XX века вопросы, как воздействие психических деформаций на художественное творчество, причины, по которым в наше время эстетически значимой становится продукция душевнобольных, соотношение понятий «гений9raquo; и «помешательство9raquo; и т.д.
Расширяя историко-культурный фон своего исследования, К. Ясперс привлекает для сравнительного анализа жизнь и творчество Ф. Гельдерлина и Э. Сведенборга, которые также страдали психическим недугом.

К.ясперс Философия. Книга 1. Философское ориентирование в мире

Первая книга «Философии9raquo; посвящена проблемам, возникающим в развитии и на границах научного, то есть предметного и объективирующего знания, которое только благодаря своей предметности может служить целям практического ориентирования.

«Мир9raquo; как объективная действительность и живое субъективное существование, возможность единой картины «мира9raquo;, многообразие и система мироориентирующих наук, критика отвлеченного сциентизма и идеализма, источники и способ бытования философии, ее соотношение с положительной наукой, религией и искусством, — таковы некоторые из ключевых тем этой книги.

К.ясперс Философия. Книга 2. Просветление экзистенции

Вторая книга «Философии9raquo;, высоко оцененная Н.А.Бердяевым, посвящена центральным проблемам учения о человеке.

Определяя человека как «возможную экзистенцию в существовании», и выясняя экзистенциальный смысл человеческого Я, философ не оставляет в стороне традиционных проблем: мы находим здесь обсуждение декартова «я есмь» и различных решений вопроса о свободе воли. Экзистенциальный субъект раскрывается в коммуникации с другими: Ясперс выясняет критерии экзистенциальной коммуникации и причины ее обрыва и ненаступления.

Экзистенциальный субъект историчен, действует в неповторимой ситуации своего мира: в центре рассмотрения поэтому тема «пограничной ситуации», где самость раскрывается как безусловность и приходит к самой себе: болезнь, смерть, вина, борьба. Анализируются «безусловные действия» личности в подобных ситуациях; в том числе вопрос о самоубийстве.

К.ясперс Философия. Книга 3. Метафизика

Третья книга посвящена мышлению о трансценденции.

Она не дана человеку непосредственно, но явлена в «шифрах9raquo;. Метафизика предстает как толкование этих шифров. Философ рассматривает философские, теологические и экзистенциальные пути «подступа к трансценденции»; анализирует, что может быть шифром бытия, и как возможно чтение этого шифра.

Радикальным шифром трансцендентного оказывается исчезновение, «крах9raquo; историчного существования, который также по-своему раскрывает человеку трансцендентную действительность. Эта тема экзистенциального «краха9raquo; вводит в философскую теологию Ясперса эсхатологическую проблематику.

Комментарии читателей

Ольга / 6.09.2016 Ищу книгу Ясперса «Психология мировоззрений» (1919).

Иоселиани Аза Давидовна / 15.02.2016 Молодцы! Так облегчаете работу по поиску источников, что я вам говорю «тысяча благодарности»!

Габитова Дильбар / 21.01.2015 Спасибо огромное за прекрасную подборку!

Алла / 25.06.2014 Огромное спасибо создателям сайта!Вы очень помогаете люлям!

Наталья / 8.05.2014 Большое спасибо за подборку очень помогла!

Ирина / 27.04.2010 Авторам сайта большое спасибо за подборку))

Гость / 11.02.2010 Яспер психолог-специалист, а Бердяев зажравшийся самовлюбленый багатенький нытик

Влада / 31.12.2009 Ясперс во многом очень созвучен Бердяеву. Это трезвый и честный взгляд на человека и мир. С предрассудками прошлого пора покончить, наступает новая Эпоха Откровения. Эпоха Духа.

Яросслав / 8.11.2009 Ясперс велик? Да! Ясперс философ? Наверное, нет, еще меньше он походит на христианского мыслителя. Сам же автор последний ЛИЦЕМЕР да еще с комплексом мессианства. Про творчество ничего не скажу, читать надо, особо рекомендую «Ницше9quot;.

Авторам «КУБа9quot; признателен, очень интересная и редкая подборка. Спасибо!

Елена / 12.03.2007 Ясперс — Великий Классик. Не быть психиатром без книг Ясперса, как не быть ни философом, ни ученым.

Ясперс: философия кратко

Карл Ясперс (1883–1969) – немецкий философ-экзистенциалист. Ясперс выступал против субстанциализма в понимании человека и истории. Он отказывался признать наличие в человеке некоторой неизменной природы. Выступал и против понимания мировой истории как хаотического скопления случайных событий. Он настаивал на единстве всемирно-исторического процесса. Задача философии истории, по Ясперсу, решается в поисках этого единства, смысла, структуры мировой истории.

Ясперс утверждал, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Основой этого единства может стать лишь «философская вера», черпающая свои истины из библейской религии. Только библейская религия является всеобъемлющим историческим пространством, из которого каждое вероисповедание извлекает нужное ему содержание.

«Философская вера», по Ясперсу, есть вера в «коммуникацию9raquo;. Истину, которую человек теряет в одиночестве и своеволии, можно найти, установив связь между людьми, осуществив «подлинные отношения», или «экзистенциальную коммуникацию». Вступление в подлинную коммуникацию возможно только в том случае, когда человек как бы разрывает свои социальные связи и отношения, мешающие установлению коммуникации, основанной на взаимной любви и безграничном доверии.

Таким образом, экзистенциальная коммуникация служит своеобразным заменителем религиозного общения.

Философская вера, как ее мыслит Ясперс, находится на границе между верой религиозной и научным знанием. Философская вера «хочет знать то, что познаваемо, и понять самое себя». Она есть продукт размышлений, а не откровения. Философствование любого человека имеет целью достижение истинной «коммуникации9raquo;, то есть реальной возможности быть услышанным и высказаться самому (в процессе общения «в9raquo; и «по поводу» истины). Философская вера дает ответы на все «экзистенциальные вопросы». Вопросы о бытии в целом, человеке, вопросы о мире, о душе, Боге, являясь недоступными науке, могут быть разрешены с помощью веры.

.
nitshe.ru и краткий курс философии

ЯСПЕРС Карл (1883—1969) — немецкий философ и психиатр, один из создателей экзистенциализма. Доктор медицины (1909). Доктор психологии (1913). Профессор психологии (с 1916), профессор философии (с 1922) Гейдельбергского (1916—1937, 1945—1948) и Базельского университетов (1948— 1961). (В 1937 был изгнан из университета как антинацист.) Профессиональную деятельность Ясперс начал как психиатр, что в известной степени предопределило трактовку им основных философских вопросов.

В работах «Всеобщая психопатология» (1913) и «Психология мировоззрений» (1919) Ясперс проводил идею, согласно которой психопатологические явления, как правило, отражают не столько процесс распада человеческой личности, сколько интенсивные поиски человеком собственной индивидуальности. После 1915 отошел от активных исследований в области психиатрии, посвятив ряд работ проблематике патографии, т.е. психопатологическому анализу эволюции выдающихся личностей: Стриндберг, Ван Гог, Сведенборг, Гельдерлин, Ницше и др.

Рассматривая суть этих поисков в качестве ядра подлинной философской рефлексии, Ясперс утверждал, что любая рационалистически выстроенная картина мира есть не что иное, как иносказательная интеллектуальная интерпретация скрытых душевных стремлений творчески мыслящего индивида. Бытие в этих условиях оказывается «зашифрованным» и предполагает обязательное истолкование. Задача философии у Ясперса — вскрыть то обстоятельство, что в основании всех ипостасей сознательной деятельности людей лежит неосознаваемое творчество «экзистенции» (бытия особого плана, человеческой самости, внеположенной предметному миру). Источник высшей мудрости — господствующее в мире неразумное («Разум и экзистенция», 1935).

Пограничная ситуация случая

Развивая свои представления о «пограничных ситуациях», Ясперс пришел к выводу о том, что исконный смысл и пафос бытия раскрываются человеку лишь в моменты этих кардинальнейших, жизнесоразмерных потрясений (размышления о смерти, болезнь и т.д.). Человек постоянно переживает в своей душе определенные обстоятельства, но иногда они предельно эмоционально сопрягаются с крайними потрясениями — человек сознает роль случая в своей жизни, а также то, насколько его жизнь не принадлежала ему самому, будучи несобственной.

По Ясперсу, даже «смерть как объективный факт эмпирического бытия еще не есть пограничная ситуация»: важен факт осознания такой возможности, факт ощущения хрупкости, конечности существования индивидов. Именно в эти моменты осуществляется «крушение шифра»: человек элиминирует из системы собственного мировосприятия балласт повседневных тревог («наличное бытие-в-мире»), а также совокупность так называемых идеальных интересов вкупе с научными и околонаучными представлениями о действительности («трансцендентальное бытие-в-себе»). Для человека актуализируются мир его интимного начала (происходит «озарение экзистенции») и его истинное переживание Бога (трансцендентного).

«Философия»: т. 1 — «Философская ориентация в мире», т. 2 — «Прояснение экзистенции», т. 3 — «Метафизика», 1931—1932.

«Человек как целое не объективируем. Поскольку он объективируем, он есть предмет. но и в качестве такового он никогда не есмь он сам. По отношению к нему как объекту можно действовать посредством внешних рассудочных установлений согласно правил и опыта. По отношению к нему самому, т.е. как возможной экзистенции, я могу действовать только в исторической конкретности, в которой уже никто не есть «случай», но в которой свершается судьба. Теперь уже нельзя больше спутать объективно-предметное в человеке. с ним самим как экзистенцией, открывающейся в коммуникации. »

Экзистенция (подлинное либо собственное существование человека, не обусловливаемое ничем внешним, лишь собственной его индивидуальностью), по Ясперсу, не находима в границах предметного мира, ибо она — свобода: «или человек как предмет исследования — или человек как свобода». Поскольку человек постигает себя, исходя из свободы, он, таким образом, постигает собственную трансценденцию, исчезающим явлением которой как раз он и оказывается в своей свободе. Именуя собственную философскую деятельность «философствованием», Ясперс сделал акцент на важность корректной постановки вопросов — более, нежели на вынужденный поиск ответов.

Философия у Ясперса принципиально не может выступать как наука, ограниченная рамками жестко задаваемых предмета и метода. Философия лишь удостоверяет нас в существовании бытия, а метафизика сводима к отысканию человеком смысла бытия.

Членение бытия, по схеме Ясперса, сопряжено с аналогичным строением его «философствования». «Бытие-в-мире», предметное бытие, «существование» — вещный уровень бытия.

Философствование, сопряженное с ним, есть «ориентация-в-мире». Поверхностный слой познавания человека — рассмотрение его жизни в мире; мир и причастность к нему человека суть то, что может быть зафиксировано эмпирически и рационально посредством усилий науки.

В условиях «пограничных ситуаций», безмотивной неудовлетворенности наличным существованием может проявиться («озариться», «высветлиться») «экзистенция». Философствование о ней не объективируемо по сути своей, оно принуждено воплощаться в словах, будучи ориентировано на постижение того, что скрыто за словами. Философствующее мышление у Ясперса способно принести только удовлетворение, стремясь проникнуть за горизонт явлений, научная же мысль рационалистически постигает явления, продуцируя «знания». При этом утверждал Ясперс, «. философская вера, вера мыслящего человека всегда отличается тем, что она существует только в союзе со знанием. Она хочет знать то, что познаваемо, и понять самое себя».

«Философская вера», по Ясперсу, — продукт размышлений, а не откровения; способность философствования присуща любому человеку и имеет целью достижение истинной «коммуникации», т.е. реальной возможности быть услышанным и высказаться самому (в процессе интимного и личного общения «в» и «по поводу» истины).

Общение людей — атрибут бытия человека. «Сравнение человека с животными указывает на коммуникацию как универсальное условие человеческого бытия. Она настолько составляет его всеохватывающую сущность, что все, что есть человек и что есть для человека, … обретается через коммуникацию». Экзистенция, по мнению Ясперса, «есть лишь постольку, поскольку соотносит себя с другой экзистенцией и с трансценденцией».

Сущее встречает человека тремя способами: мир, экзистенция и трансценденция, которые, в свою очередь, отображают наличие трех уровней постижения человека, все более и более глубоких. Акт коммуникации являет собой осуществленную соотнесенность одной экзистенции с другой, акт философской веры — соотнесенность экзистенции с трансценденцией. Последняя у Ясперса — конечный предел любого бытия и мышления, она столь же неумолимо существует, сколь и не может быть увидена, пребывая непознанной. Трансценденция суть нечто, лежащее за краем человеческого существования и мира и придающее им смысл и ценность: природа, мифология, поэзия, философия — шифры трансценденции, через которые она «сказывает себя».

Будучи противопоставленным трансценденции, мышление трансформируется в метафизику. По Ясперсу, «метафизика доносит до нас окружающее трансценденции. Метафизику мы понимаем как «тайнопись». Мы слышим заключенную в шифре действительность из действительности нашего существования, а не просто из рассудка, который здесь ни в коей мере не содействует раскрытию смысла».

Не может быть ни знаков, ни символов трансценденции: знак доступен непосредственно, а трансценденция — нет; символизируемое же живет лишь в символе, трансценденция же — запредельна.

Могут являться намеки, указания на трансценденцию — шифры, которые при этом к обозначаемому ими однозначно не привязаны. Путь к трансценденции есть для каждого, но в обязательном порядке он неповторим и уникален. Согласно Ясперсу, «бесконечная многозначность всех шифров, допускающая бесконечное множество толкований, обнаруживает себя во временном существовании как их сущность. Толкование шифров через другие шифры, наглядно данных — через спекулятивные, действительных — через созданные, бесконечно, как та среда, в которой экзистенция хотела бы нащупать свою трансценденцию и предварительно создать себе возможности. Система шифров невозможна, т.к. в нее они входили бы только в их конечности, а не как носители трансценденции. Бесконечная возможность толкования исключает систему возможных шифров. Система может сама быть шифром, но никогда не может осмысленно охватывать, как проект, подлинные шифры». По Ясперсу, для абсолютной свободы, утверждающей собственную уникальность и неповторимость экзистенции, эта посылка (любой шифр трансценденции в облике произведения искусства или философской концепции, могущие быть истолкованными принципиально любым образом) абсолютно необходима.

Экзистирующий человек обретает самобытное «я» именно в неизбывном праве на абсолютно свободное толкование и прочтение другого и других. Как же можно удостовериться в том, что избранная человеком версия толкования шифра трансценденции действительно ведет к ней экзистенцию? Трансценденция у Ясперса может быть обозначаема как Бог, о котором допустимо знать лишь то, что он есть.

Критерием встречи с Ним выступает момент «онемения» или «молчания»: «Интерпретация находит свою границу там, где кончается язык. Она совершается в молчании. Но эта граница сама существует только благодаря языку. В процессе языкового сообщения молчание становится своеобразным способом сказать о чем-то. Это молчание — не умалчивание о чем-то, что я знаю и о чем мог бы сказать. Это, скорее, молчание пред тем, кто мыслит вместе с тобой, молчание пред самим собой и молчание пред трансценденцией, исполненное на границе того, что может быть сказано. Это молчание — не немота безъязыкости, которая ничего не говорит, а, следовательно, и не молчит. Так обстоит дело с шифрами.

Мы слышим их словно бы из различных кругов, которые располагаются вокруг трансценденции. Или мы обращаемся к ней через их посредничество. Но шифры никогда не есть то, что мы ищем в них, или чувствуем в них, или познаем в них. Поэтому мы стремимся выйти дальше, за них, в глубину или ввысь, туда, где кончается всякий язык шифров и где происходит прикосновение к трансценденции — в знании о незнании, т.е. в этом исполненном молчании».

«Немота», «молчание», «невыразимость в слове», по мнению Ясперса, единственно мыслимые выражения чувства, обозначаемого словосочетанием «Бог есть». Мыслить же трансценденцию возможно, по Ясперсу, лишь «вмысливая» ее в сферу предметного.

Именно мера и степень коммуникативности, согласно Ясперсу, и выступает в качестве критерия совершенства той или иной философской системы. Человек отличается от прочего сущего во всех его проявлениях именно склонностью к коммуникации, посредством ее он обретает свою «самость», т.е. подлинного самого себя в себе.

Ясперс выделял три уровня социальности, три способа самоорганизации социума:

· организация на фундаменте частного интереса изолированного индивида;

· организация формально-правового порядка, где каждый рассматривается лишь в том измерении, в каком он равен всякому другому;

· органическая целостность значительной совокупности людей на национально-окрашенной либо духовной основе.

Тем самым философия предлагает ориентиры поведения человека в мире с целью приближения его к состоянию «безусловного бытия», имманентного сознанию как таковому. Достижение этого («осознания бытия», «освещения любви», «завершения покоя») и есть цель философствования, направленного на внутреннее действие, а не на изменение мира. Философствование у Я. предельно этически нагружено (в качестве базовых понятий выступают «воля к коммуникации», «свобода», «верность» и т.п.). Ясперс отвергает гносеолого-методологические искания в структуре традиционного философского творчества. «Человек» и «история» — выступили у Ясперс. в роли основополагающих измерений бытия людей («Смысл и назначение истории», 1949).

«Ситуация» у Ясперса — ключевое понятие для импликации экзистенции: уникальная и не воспроизводимая совокупность событий в каждый отдельно взятый момент реального исторического времени и отличает одну эпоху истории от другой.

Отвергая наличие объективных законов и возможность предвидения будущего с помощью науки, Ясперс формулирует четыре главных «среза», обусловивших именно наличное осуществление мирового процесса.

Первые два, по Ясперсу, — обретение людьми языка, орудий труда и огня, результировавшиеся в становлении высоких культур Индии, Египта, Месопотамии и Китая в 5—3 тысячелетиях до н.э.

Третий — «ось мирового времени» (8—2 вв. до н.э.) — духовное «основоположение» человечества, синхронно и автономно осуществившееся на всем пространстве от Греции до Китая.

Люди осознают себя, собственные возможности, подлинную ответственность; локальные истории сменяются всемирно-историческим процессом. «Завершилась мифологическая эпоха с ее самоуспокоенностью, с само-собой-понятностью. Началась борьба против мифа со стороны рациональности и рационального проясненного опыта (логоса); борьба за трансцендентного единого Бога против демонов и борьба против неистинных образов Бога из этического возмущения против них. Это общее изменение человеческого бытия можно назвать одухотворением. Человек более не замкнут в себе. Он неведом для самого себя, а потому открыт для новых безграничных возможностей» − говорит К. Ясперс.

Четвертый период — становление научно-технической цивилизации в Европе (17—20 вв.). Политико-нравственные поиски Ясперса объективировались в его исследованиях «немецкой вины» («Вопрос о вине», 1946), культурно-психической значимости «холодной войны» («Атомная бомба и будущее человечества», 1958), угрозы авторитарных тенденций в жизни ФРГ («Куда движется ФРГ?», 1967).

В целом особая роль философствования и сопряженной с ней философской веры, по мнению Ясперса, состоит в 20 в. в том, чтобы противостоять псевдорационалистическим утопиям, постулирующим возможность насильственного создания рая на земле, но на практике разрушающим культурные установления людей и ввергающих их в ужас гражданских братоубийственных конфликтов.

Другие сочинения Ясперса: «Ницше» (1936), «Декарт и философия» (1937), «Экзистенциальная философия» (1938), «Об истине» (1947), «Философская вера» (1948), «Введение в философию» (1950) и др. Между наукой и философией, по Ясперсу, недопустимо взаимное инфицирование, но их нельзя и жестко изолировать друг от друга.

Сферы философии и науки не антиномичны, хотя и не тождественны. Наука предоставляет философии потенциальные пути познания, точные результаты исследований, делая философию зрячей.

Философия придает системе наук внутренне связующий их смысл. Философия, согласно Ясперсу, разрушает постоянно культивируемый наукой догматизм и амбициозные претензии.

2. Иррационалистическая философия и ее школы………………………. 8

6. Философия экзистенциализма……………………………………………………….45

ЯСПЕРС это:

(Jaspers) Карл (1883–1969), нем. философ–экзистенциалист, психиатр, историософ. С 1916 проф. психологии, а с 1921 проф. философии в Гейдельбергском ун–те. При нацистах был уволен с кафедры. После войны преподавал в Базельском ун–те. Я. принципиально отказывался от построения законченной рациональной системы философии, называя свое учение «философствованием». Его теология является своего рода агностицизмом, не теряющим, однако, веру в реальность Запредельного. С точки зрения Я. внешний мир вещей и внутреннее духовное человеческое бытие (экзистенция) требуют совершенно различного подхода. Экзистенция осознает, «высветляет» себя в трагическом столкновении с внешним миром, к–рое открывает ей путь к вечной Запредельности (всеобъемлющему Абсолюту, Трансцендентности), и в контакте с др. экзистенциями (в «коммуникации»). Философ противопоставлял религ. вере с ее авторитетом «философскую веру», к–рая мыслит Абсолют с помощью «шифров», не претендующих на адекватную передачу запредельного опыта. В связи с этим Я. выступил против *демифологизации ПИСАНИЯ. предложенной *Бультманом, к–рый пытался перевести язык Библии на язык рациональных понятий. Согласно Я. эти понятия не могут быть приложимы к Божественной Тайне, к Запредельному. Когда речь идет об иррациональном измерении, нельзя отбрасывать *миф. «В мифологических образах говорят символы, сущность к–рых непередаваема ни на каком языке. Они доступны только в их мифологической форме, незаменимы, непереносимы. Их рациональное объяснение невозможно, оно мыслимо только в новых мифах, посредством их видоизменения». Я. утверждал, что БИБЛИЯ. наряду с античной философией, является основой европ. культуры и веры. Однако в библ. *богословии он делал ударение лишь на одной его стороне, на идее тайны. Вольно интерпретируя диалог между прор. Иеремией и Варухом, (Иер 45:3–5), Я. утверждал, что на все горестные вопрошания своего ученика пророк отвечал: Бог существует, и в этом заключается разрешение всех трагедий. Из библ. заповедей Я. выделял три главные: запрет изображений, запрет поклоняться иным

богам и повеление соблюдать этический ЗАКОН. Эти заповеди были наиболее близки Я. поскольку соответствовали его «богословскому агностицизму». Бог сокровенен и непостижим; мысль о Нем должна находиться под контролем апофатического принципа. Повиновение Ему выражается в нравств. императиве. Я. рассматривал ВЗ в контексте эпохи, к–рую он назвал «осевым временем» и к–рая ознаменовалась появлением мировых религ. — нравств. учений в Индии, Китае, Греции, Палестине и Иране (1–е тыс. до н.э.). В «осевое время» произошел «самый резкий поворот в истории». Он связан с «появлением человека такого типа, каковым он является сегодня». Справедливо подчеркивая роль «осевого времени» для мирового сознания, Я. недооценивал другую «ось истории» — христианство, к–рое представлялось ему явлением вторичным. Он не увидел принципиальной новизны и уникальности ЕВАНГЕЛИЯ. они заслонялись для него наследием дохрист. мировых учений. Тем не менее Я. признавал, что христианство является «самой великой и возвышенной формой организации человеческого духа, к–рая когда–либо существовала».

 (U. В u l t m a n n R.), Die Frage der Entmythologisierung, Munch. 1954 (англ. пер. [Bultmann R. coauth.], Myth and Christianity, N.Y. 1&58); Einfuhrung in die Philosophie, Z. 1958 (там же приведена осн. библиогр. трудов Я.); в рус. пер. Истоки истории и ее цель, М. 1978 (пер.ИНИОН).

 Г а й д е н к о П. Философия культуры Карла Я. «Вопросы лит–ры», 1972, № 9; М е н ь А.В. К проблематике «Осевого времени», «Народы Азии и Африки», 1990, № 1; Р а ш к о в с к и й Е.Б. Древневост. проблематика в истории зап. филос. мысли ХХ века: Карл Я. «Народы Азии и Африки», 1985, № 1; Совр. бурж. философия и религия, М. 1&77; Т и п с и н а А.Н. Философия религии Я. Л. 1&82; ФЭ, т.5 (с библиогр.); ФЭС, с.818; W a l l r a f f Ch. Karl Jaspers, Princeton, 1&70; проч. иностр. библиогр. см. в ОDСС, р.728.

Библиологический словарь. — М. Фонд имени Александра Меня. Н.Ф. Григоренко, М.А. Мень. 2002 .

Смотреть что такое «ЯСПЕРС» в других словарях:

ЯСПЕРС — (Jaspers) Карл (1883 1969) нем. философ, один из ярких представителей философии экзистенциализма. Будучи психиатром по образованию, широкую известность получил после опубликования своей работы «Психология мировоззрений» (1919). В 1920 1937 проф.… … Философская энциклопедия

Ясперс — Ясперс, Карл Теодор Карл Теодор Ясперс Karl Theodor Jaspers Дата рождения: 23 февраля 1883(1883 02 23) Место рождени … Википедия

ЯСПЕРС — (Jaspers) Карл (1883 1969) нем. философ экзистенциалист, психолог, культуролог. Окончив в 1901 классич. гимназию, обучался на юрид. и мед. ф тах Гейдельберг. ун та. Большую известность Я. принесли работы по психопатологии выдающихся… … Энциклопедия культурологии

ЯСПЕРС — (Jaspers) Карл (1883 1969), немецкий философ, представитель экзистенциализма; психиатр. Основную задачу философии усматривал в раскрытии шифров бытия различных выражений трансценденции (непостижимого абсолютного предела бытия и мышления).… … Современная энциклопедия

Ясперс — (Jaspers) Карл (23.2.1883, Ольденбург, 26.2.1969, Базель), немецкий философ экзистенциалист и психиатр. Медицинское образование получил в университетах Берлина, Гёттингена и Гейдельберга (1902 08). С 1908 ассистент психиатрической клиники … Большая советская энциклопедия

ЯСПЕРС — (Jaspers) Карл (1883 1969) немецкий философ, психолог, психопатолог, психиатр, специалист в области клинической психологии, философии психологии и теоретической психологии. Один из создателей экзистенциализма. Медицинское образование получил в ун … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЯСПЕРС — (Jaspers) Карл (1883 1969) нем. философ, представитель экзистенциализма, внесший большой вклад в разработку его не только философских основ, но и эстетических, культурологических представлений (Экзистенциализма эстетика). Проблемы роли иск ва,… … Эстетика: Словарь

Ясперс — прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються … Орфографічний словник української мови

Ясперс Карл — (Jaspers) Ясперс, Карл (Jaspers, Karl) (1883 1969) Немецкий философ, психиатр. С 1921 профессор в Гейдельберге. 1937 1945 отстранен нацистами от преподавательской деятельности. Афоризмы, цитаты • Самые глубокие противоречия между людьми… … Сводная энциклопедия афоризмов

ЯСПЕРС (Jaspers) Карл — (1883 1969) немецкий философ, представитель религиозного экзистенциализма, психиатр. Основную задачу философии усматривал в раскрытии шифров бытия различных выражений трансценденции (непостижимого абсолютного предела бытия и мышления).… … Большой Энциклопедический словарь

  • Ясперс, Карл Теодор. Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Карл Теодор Ясперс (Karl Theodor Jaspers; 23 февраля… Подробнее Купить за 1125 руб
  • Введение в философию. Философская автобиография. Ясперс К. Цикл радиодокладов немецкого философа К. Ясперса «Введение в философию» служит введением в основные темы его философствования и в проблематику философского познания вообще. Мышление о Боге в… Подробнее Купить за 676 руб
  • Кант: жизнь, труды, влияние. Ясперс К. … Подробнее Купить за 363 руб

Другие книги по запросу «ЯСПЕРС» >>

Карл Ясперс

К.ясперс

Что такое философия и чем она ценна? Это является предметом многочисленных споров. От философии ждут каких-то необыкновенных разъяснений или же равнодушно игнорируют ее как беспредметное мышление. Перед ней робеют, как перед выдающимся достижением каких-то совершенно уникальных людей, или презирают, как бесполезные раздумья мечтателей.

К.ясперс

Переписка двух великих немецких философов 20 в. — друзей а впоследствии политических врагов, создателей экзистенциализма. ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl) (1883-1969), немецкий философ, представитель экзистенциализма. Родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге (Германия), изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах. В 1909 получил право заниматься медицинской практикой.

К.ясперс

В своей работе Карл Ясперс рассматривает отношение Ницше к религии, его взгляды и мировоззрение.
http://fb2.traumlibrary.net

К.ясперс

Книга одного из крупнейших представителей немецкого экзистенциализма посвящена изложению творческой биографии и основных идей Фридриха Ницше. По мысли автора, нередкая противоречивость логики Ницше, афористичность и фрагментарность его формулировок при поверхностном чтении могут произвести абсурдное и невразумительное впечатление, однако именно они таят за собой определённый смысл.

К.ясперс

В сборник работ одного из самых ярких представителей экзистенциализма, Карла Ясперса (1883 — 1969), включены три книги, объединенные темой судеб духовности в кризисную эпоху, противостояния человека и безличной власти, смысла, происхождения и цели человеческой истории. Это — «Истоки истории и ее цель», «Философская вера» и «Духовная ситуация эпохи».

К.ясперс

В сборник работ одного из самых ярких представителей экзистенциализма, К. Ясперса (1883-1969), включены три книги, объединенные темой судеб духовности в кризисную эпоху, противостояния человека и безличной власти, смысла, происхождения и цели человеческой истории. Это — «Истоки истории и ее цель», «Философская вера» и «Духовная ситуация эпохи».
Рассчитана на читателей, интересующихся философией и историей культуры
http://fb2.traumlibrary.net

К.ясперс

Книга К. Ясперса — уникальное «пограничное9quot; произведение великого немецкого философа и психиатра. Это его последняя работа, которую еще с полным правом можно назвать психиатрической. Представляет собой попытку клинически достоверного описания психической болезни выдающихся деятелей культуры.

К.ясперс

Основополагающий труд немецкого философа Карла Ясперса «Философия9quot; (1932) впервые публикуется на русском языке.
Третья книга посвящена мышлению о трансценденции. Она не дана человеку непосредственно, но явлена в «шифрах9quot;. Метафизика предстает как толкование этих шифров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *