Источники правового регулирования

Источники правового регулирования предпринимательской деятельности

Под источниками права понимают формы выражения норм права. Источниками предпринимательского права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.

Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства, конституционные ограничения.

Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские отношения, и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд, прежде всего граждан. Некоторые его статьи регулируют не только частноправовые отношения публичного характера (например, нормы о конкуренции, национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев Гражданским кодексом РФ определяются внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения. Кодекс содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до предпринимательских договоров — все это представлено в ГК РФ. Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпринимателей и лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401) устанавливает различные основания ответственности, ст. 322 — различные нормы о солидарных обязательствах и др.).

Ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы.

а) законы, регулирующие общие состояние определенного вида рынка, например Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».

б) Законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например Федеральные законы «Об акционерных обществах» и др.;

в) законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например Федеральные законы «О связи», «О рекламе» и др.;

г) законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон «О банках и банковской деятельности и др.;

д) законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

4. Подзаконные акты. В первую очередь это указы Президента РФ. Издаваемые Президентом акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование ст.90 Конституции РФ определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст.125 Конституции РФ), например, Указ Президента РФ от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» и др.

Большой массив источников предпринимательского права — нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Мингосимущества РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и др. В некоторых сферах предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета, и отчетности, статистической отчетности, налогообложения наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

5. В практике регулирования хозяйственных отношений встречаются еще Постановления Верховного Суда РФ. Примером действующего акта такого рода может служить Постановление от 29 сентября 1994 г. № 7 «О Практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»от 06.02.2007 № 6.

Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [10].

Главные регулирующие возможности муниципальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды.

9. Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразделениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношения (Положение о филиале, представительстве). Режим коммерческой тайны в организации устанавливается локальным нормативным актом. Локальным актом является приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета.

В современной теории права выражение «источник права» чаще используется в двух значениях: в материальном и формальном. В первом значении под ним понимается сила, создающая право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения. Во втором (формальном) значении под источником права понимается форма выражения государственной воли. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы. Именно последнее значение источника права преобладает в учебной и научной литературе.

Обычно в теории и истории источников (форм) права применительно к Российской Федерации принято говорить о трех ее видах: о правовом обычае, нормативном договоре и нормативном акте. Вместе с тем не надо забывать о применении на территории Российской Федерации норм международного права и международных договоров (ст. 7 ГК).

Нормативный правовой акт основной источник права России в целом и предпринимательского в частности. Официальная доктрина не признает индивидуальные акты, которые рассчитаны на конкретный случай и обращены к отдельным лицам, в качестве источника права.

Нормативный договоркак источник предпринимательского права. Прежде всего следует отметить, что от нормативного договора необходимо отличать гражданско-правовой договор, в том числе публичный договор. Гражданско-правовой договор есть вид сделки (ст. 154 ГК), индивидуальный правовой акт. В этом качестве гражданско-правовой договор не обладает такими свойствами права, как нормативность и общеобязательность. По этой причине нельзя полностью согласиться с распространенным в литературе мнением о том, что источником права является нормативный договор. В большинстве случаев договор играет роль индивидуального регулятора общественных отношений.

Причем сказанное относится в равной степени и к публичным договорам в области гражданского права. В силу ст. 426 ГК публичный договор — это договор, заключаемый коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанность по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которую такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. По общему правилу цена товаров (работ, услуг), а также иные условия публичного договора одинаковы для всех потребителей.

Таким образом, публичный договор относится к разновидности гражданско-правового договора, хотя и содержит элементы публичного права. Поэтому вряд ли можно признать верным утверждение В. С. Нерсесянца о том, что нормативно-правовое значение (в смысле источника права) имеет так называемый публичный договор.

Положения публичного договора распространяются на неопределенное множество лиц и обязательны для сторон всех конкретных договоров, которые могут быть заключены на основе общих правил (норм) соответствующего публичного договора.

В данном случае произошло, на наш взгляд, смешение разных понятий — «публичного договора» и «публичной оферты». Именно положения (существенные условия) последней распространяются на неопределенное множество лиц, т. е. на тех, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК).

Публичный договорпредставляет собой конкретный гражданско-правовой договор, заключенный между коммерческой организацией и потребителем (например, договор банковского вклада). От публичного договора, юридическая конструкция которого очерчена ст. 426 ГК, надо отличать публично-правовой договор, используемый в конституционном (государственном), административном, финансовом, бюджетном, налоговом и других отраслях публичного права.

Нормативный характер договор приобретает при его заключении между государствами. Так, в силу ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы Российской Федерации. Более того, международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в п. 1 и 2 ст. 2 Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила договора.

И, наконец, правовой обычай как источник предпринимательского права. Правовой обычай это неоднократно и достаточно широко применяемое правило поведения, отражающее правовое содержание общественных отношений, которому придана форма позитивного права. Эти свойства правового обычая отличают его от традиций, обыкновений и заведенного порядка. Разновидностью правового обычая являются обычаи делового оборота. В Гражданском кодексе РФ (ст. 5) дано определение обычаев делового оборота в какой-либо области предпринимательской деятельности.

Обычай — это правило поведения, которое основано на длительности его применения. Близким к понятию «обычай9quot; является понятие «традиция9quot; (ч.1 ст.131 Конституции РФ).

В сфере предпринимательства правовые обычаи признаются источником права. Правовой обычай создается, таким образом, в результате сложения двух элементов: внутреннего — т.е. соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего — т.е. в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах.

В Гражданском кодексе РФ более широко используется понятие «обычное9quot; в самых различных нормах, посвященных, как правило, договорному регулированию (ст.309, п.1 ст.424, п.2 ст.469, п.2 ст.478 и т.д.).

Правовой обычай в области предпринимательской деятельности называется обычаем делового оборота.

Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (п.1 ст.5 ГК РФ). В ряде статей ГК РФ содержатся отсылки к обычаям делового оборота (ст.309, 311, 314, 315, 474, 478, 508, 848, 867, 992, 998 и т.д.).

Обычай делового оборота понимается как общее правило, не выраженное в законе, но подлежащее применению в качестве диспозитивной нормы, если, конечно, иное прямо не будет установлено законом или соглашением сторон.

Практика арбитражных судов свидетельствует о том, что при заключении внешнеэкономических контрактов их участники нередко ссылаются на общепризнанные обычаи торгового оборота.

Обыкновение — это также сложившееся правило, но, в отличие от обычая делового оборота, стороны при заключении договора непосредственно связывают друг друга необходимостью руководствоваться этим правилом.

С.Э. Жилинский рассматривает обычай делового оборота как юридическую норму, подпадающую под категорию общего регулирования, а обыкновение — как не являющееся нормой права. Обыкновение считается входящим в состав волеизъявления сторон по сделке в случае соответствия их намерениям.

Таким образом, обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе); в то время как деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такого условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.

Вывод. Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг, приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц, предприятий, организаций.

Субъектом предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров.

Для формирования предпринимательства необходимо создать определенные экономические, социальные и правовые условия.

Предпринимательство различается по видам и формам. По виду (или назначению) предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, торговую, посредническую, консультационную, финансовую и др. По формам собственности имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций).

Источниками предпринимательского права являются Конституция РФ Федеральные законы, законодательные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств РФ) и обычаи делового оборота.

Особое значение для системы источников предпринимательского права имеют судебная практика и руководящие разъяснения пленумов. Именно в судебной практике можно найти правовую опору для ограничения произвола исполнительной власти и эйфории законодателей.

ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Основным источником правового регулирования отношений, связанных с куплей-продажей, является Гражданский кодекс и прежде всего глава 30. В ГК сохранено традиционное определение договора купли-продажи, выражающее его неизменную суть: продавец обязуется передать товар в собственность покупателя, а последний обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную цену. Кодекс исходит из того, что закон не может и не должен регламентировать каждый шаг продавцов и покупателей. Условия продажи, по общему правилу, могут быть ими определены полностью самостоятельно. И здесь возможны многостраничные тексты договоров, являющиеся результатом тщательного согласования. Ясно, однако, что миллионы продаж совершаются в расчете на обычные для всех правила. Именно таковые предусмотрены в Кодексе на случай, если стороны не посчитают нужным установить для себя иные условия продажи.

В ГК кроме общих положений о договоре купли-продажи товаров излагаются также положения, регулирующие основные условия договора купли-продажи. Это такие условия договора купли-продажи, как предмет договора; обязанность продавца передать товар покупателю; количество товара; срок исполнения договора купли-продажи; ассортимент товаров; качество товара; комплектность товара и комплект товаров; тара и упаковка; цена товара; приемка и оплата товара покупателем; страхование товара.

Также в ГК расположены нормы, устанавливающие специальные правила в отношении отдельных видов договора купли-продажи: договоров розничной купли-продажи; поставки; поставки товаров для государственных нужд; контрактации; энергоснабжения; продажи недвижимости; продажи предприятия. В тексте ГК отсутствует полное определение указанных договоров; учитывая, что они представляют собой виды договора купли-продажи, в соответствующих нормах указываются лишь специфические признаки этих договоров, позволяющие их выделить в отдельные виды купли-продажи, и специальные (по отношению к общим положениям) правила, регулирующие соответствующие виды купли-продажи.

К договору купли-продажи применяются также содержащиеся в ГК общие положения о договоре, об обязательстве, о сделках (в части не урегулированной главой 30 ГК), например: правила о заключении, изменении и расторжении договора; об обеспечении исполнения обязательств; об ответственности за исполнение и ненадлежащее исполнение обязательств; об основаниях и последствиях недействительности сделок.

Нормы, содержащиеся в ГК, подлежат применению к правоотношениям, связанным с куплей-продажей, в определенной последовательности: сначала должны применяться специальные правила, регулирующие конкретные договоры (виды купли-продажи, например куплю-продажу недвижимости); при отсутствии таковых субседиарно применяются общие положения о купле-продаже; если же соответствующие правоотношения не регламентируются ни специальными правилами о конкретном договоре, ни общими положениями о купле-продаже, применяются нормы о сделках, обязательстве и договоре.

Наряду с ГК источниками правового регулирования отношений по купле-продаже являются также иные федеральные законы. В ряде случаев ГК сам указывает, какие федеральные законы подлежат применению к соответствующим правоотношениям. Например, к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними (п.3 ст.492 ГК). Прежде всего имеется в виду Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в редакции от 9 января 1996 г.). К отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются законы о поставке товаров для государственных нужд, в том числе Закон Российской Федерации «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (в редакции от 19 июня 1995 г.)[i].

В некоторых случаях, предусмотренных ГК, допускается регулирование отношений по купле-продаже указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (правовыми актами).

Одним из источников правового регулирования отношений по купле-продаже являются обычаи делового оборота. Нередко ссылки на обычаи делового оборота встречаются непосредственно в нормах ГК, регулирующих как общие положения о купле-продаже, так и отдельные ее виды. Однако и при отсутствии таких ссылок стороны договора купли-продажи могут руководствоваться обычаями делового оборота в общем порядке, а именно – в тех случаях, когда соответствующее условие договора не определено императивной нормой, соглашением сторон или диспозитивной нормой (п.5 ст.421 ГК).

§ 2. Источники правового регулирования страхования

К источникам правового регулирования страхования в Российской Федерации относятся: 1) федеральные законы; 2) постановления Правительства РФ; 3) указы Президента РФ; 4) нормативные акты Федеральной службы страхового надзора; 5) нормативные акты прочих министерств и ведомств. Регламенты, положения, стандартные правила и условия страхования, разработанные союзами и объединениями страховщиков, дополняют условия заключаемых договоров страхования.
1. К законам, содержащим общие начала правового регулирования в страховании, в настоящее время относится только Гражданский кодекс РФ. В ГК страхованию посвящена гл. 48. Эта глава содержит нормы о делении страхования на отрасли, формы и виды страхования, требования к форме и содержанию договора страхования. В ней даны определения общим страховым категориям, изложены общие права и обязанности сторон договора страхования, сформулированы требования о существенных условиях этого договора, урегулированы наиболее существенные обстоятельства, обычно возникающие при заключении и исполнении договора страхования. При наличии ряда императивных норм преобладают нормы диспозитивные, которые позволяют наполнять договоры страхования нестандартным содержанием и учитывать интересы страхователей. Императивные нормы направлены на охрану интересов сторон в договоре страхования, а также отдельных категорий граждан. Эти же нормы имеют целью защиту как общегосударственных интересов, так и интересов участников страхования от злоупотреблений.
В ст. 938 ГК предусмотрено принятие специальных законов о страховании, содержащих требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью. В ГК также предусмотрено принятие законов, посвященных взаимному страхованию (ст. 968), обязательному страхованию (п. 3 ст. 927, п. 3 ст. 935, п. 3 ст. 936, ст. 969), а также законов о специальных видах страхования (ст. 970).
К законам, специально посвященным страхованию и его отдельным видам, относятся: а) специальный закон о страховании; б) законы об обязательном страховании.
В настоящее время действует специальный Закон об организации страхового дела. Этот Закон в основном регулирует организацию системы страхования в целом. В Законе сформулированы основные страховые понятия и страховые категории, содержатся требования по обеспечению финансовой устойчивости страховщиков, определены общие начала государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела.
В настоящее время действуют шесть федеральных законов об обязательном страховании.
К законам, специально не посвященным страхованию, но содержащим отдельные нормы о страховании, относятся: законы, содержащие требования об обязательном страховании, и законы, содержащие нормы о специальных видах страхования, указанных в ст. 970 ГК.
2. Постановления Правительства РФ являются источником правового регулирования в страховании в той мере, в какой она определена федеральными законами. Эти постановления принимаются во исполнение требований законов и направлены на обеспечение функционирования системы страхования в РФ в целом. Они организуют и упорядочивают взаимодействие различных государственных и коммерческих структур, так или иначе связанных со страхованием, и большей частью направлены не на регулирование страховых правоотношений, а на организацию и постановку страхового дела.

В период с 1993 г. до настоящего времени принято более 80 постановлений Правительства РФ по вопросам страхования.
В тех случаях, когда федеральными законами о специальных видах страхования предусмотрено принятие стандартных правил страхования, обязательных для всех страховщиков, такие правила принимаются и утверждаются постановлением Правительства РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 были утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
3. Указы Президента РФ сыграли определенную роль в организации страхования в РФ в период до принятия в 1996 г. ч. 2 ГК и специальных законов, посвященных страхованию. Так, Указом Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» на территории РФ было введено обязательное личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов и экскурсантов, совершающих междугородные экскурсии по линии туристическо-экскурсионных организаций, на время поездки (полета). Формально этот Указ не считается утратившим силу и по настоящее время, поскольку отменен не был. Однако его следует считать недействующим, так как в соответствии с п. 1 ст. 935 ГК обязательное страхование вводится только федеральным законом, а на основании п. 2 той же статьи обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону.
4. Приказы, инструкции, разъяснения, сообщения и письма Росстрахнадзора являются отраслевыми нормативными актами и обязательны только для страховщиков и для их союзов и объединений. Посредством этих актов регулируется текущая страховая деятельность, в том числе по вопросам лицензирования, формирования страховых резервов, тарификации, статистической и бухгалтерской отчетности страховщиков и т.п.
5. Нормативные акты министерств и ведомств посвящены решению лишь отдельных организационно-технических вопросов страховой деятельности в той части, которая касается компетенции данного министерства или ведомства. К примеру, Центральный банк РФ выпустил ряд нормативных указаний касательно оценки устойчивости банков в целях страхования вкладов.
В Российской Федерации образовано более 70 объединений страховщиков, представляющих собой некоммерческие организации, которые действуют в целях обеспечения взаимодействия страховщиков и разработки правил их профессиональной деятельности. Их деятельность включает подготовку законопроектов по страховой тематике, принятие регламентов по деятельности созданных ими организаций, разработке стандартных правил страхования, рекомендуемых к применению страховщиками.
Разновидностью объединений страховщиков являются так называемые страховые пулы, представляющие собой форму добровольного объединения страховщиков, заключивших соглашение, по которому каждый из них принимает на себя оговоренную долю во всех рисках определенного вида. В Российской Федерации созданы несколько страховых пулов, среди которых следует выделить Российский ядерный страховой пул и Российский антитеррористический страховой пул. Разрабатываемые этими пулами правила и условия страхования являются договорно-правовой базой при заключении договоров страхования в соответствующих областях.

Понятие источников правового регулирования предпринимательской деятельности

Под источниками предпринимательского права в формальном смысле понимаются разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

К источникам предпринимательского права можно отнести:

  • правовой обычай (общепризнанные принципы и нормы международного права, обычаи делового оборота);
  • нормативные правовые акты государственных органов;
  • нормативные правовые акты организаций (корпоративное право);
  • правовой договор.

Законодательство о предпринимательской деятельности – это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы регулирования предпринимательской деятельности.

В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники предпринимательского права подразделяются на четыре большие группы:

  1. законы;
  2. акты федеральных органов государственного управления;
  3. акты государственных органов исполнительной власти ;
  4. акты исполнительных органов субъектов РФ.

Система законодательства о предпринимательстве в Российской Федерации представляет собой классификацию законодательных актов, построенную с помощью разных критериев, или оснований:
1) по юридической силе и месту в иерархии правовых нормативных актов:

  • законы;
  • подзаконные акты.

2) по сфере законодательного регулирования. установленной в ст.71-73 Конституции России, в которых они приняты:

  • федеральные законы, принимаемые в сфере ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов (ст.71-72 Конституции РФ);
  • законы субъектов Российской Федерации (ст.73 Конституции РФ).

3) по масштабу действия:

  • нормативные акты централизованного правового регулирования, осуществляемого нормотворческими органами государства;
  • акты локального регулирования (корпоративные нормы, содержащиеся в уставах и иных локальных актах хозяйственных обществ и товариществ).

Виды актов, содержащих нормы предпринимательского права

Закон – нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. По действующему законодательству различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон – нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием с соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в Конституции.

Федеральный закон – нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным законам.
Закон субъектов Российской Федерации – нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации.
К актам федеральных органов государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства.
Акты федеральных органов исполнительной власти – нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами и обязательные к применению предприятиями и гражданами. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Нормативными актами являются также акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Большое значение имеют постановления Президиума (Пленума) и письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации, комментирующие и разъясняющие применение нормативных актов. Постановления и решения судебных органов получили название «судебная практика».
Нормативно-правовые акты более низкого уровня применяются при условии, что его нормы не противоречат актам более высокого уровня и последние не содержат в себе норм, регулирующих данные гражданско-правовые общественные отношения.
Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами источниками предпринимательского права служат общепризнанные принципы и нормы международного права, такие, как, например, свобода торговли и др. а также международные договоры РФ, являющиеся составной частью правовой системы России. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.
Обычаи делового оборота применяются в области предпринимательской деятельности. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области (предпринимательской деятельности) правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Не подлежат применению лишь такие обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для предпринимателей положениям законодательства или договору.

Источники правового регулирования ВЭД

Асмачкин Владимир Эдуардович

«ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Тема №1 Международное частное право и его роль в регулировании ВЭД.

1. Понятие, предмет, система МЧП, его принципы;

2. Источники правового регулирования ВЭД:.

2.4.Судебная и арбитражная практика.

Понятие, предмет, система МЧП, его принципы.

В процессе культурного, экономического и иного сотрудничества, постоянно возникают отношения с так называемым иностранным элементом, т.е. отношения международного характера (Например, разное гражданство участников ВЭС, нахождение материальных ценностей за границей, перемещение материальных ценностей с одного государства на территорию другого).

В связи со сложностью и многообразием национальных прав разных государств по-разному могут регулироваться определенные правовые отношения.

В международной практике используются следующие возможности:

а) возможность договариваться о применении к конкретному правоотношению правовых норм одного из государств;

б) унификация гражданского законодательства — путем принятия различных международных конвенций, 2-х и многосторонних международных соглашений.

Предметом регулирования в международном частном праве являются имущественные и личные неимущественные отношения гражданско-правового характера с иностранным элементом.

Существует 3 основных группы имущественных отношений, для которых характерно наличие иностранного элемента;

имущественные отношения, субъектом которых выступает сторона, по своему характеру являющаяся иностранной (Например, иностранные юридические лица, иностранный гражданин, иностранное государство, международная организация);

имущественные отношения, когда все их участники принадлежат к одному государству, а объект, в связи с которым возникают соответствующие отношения, находится за границей (наследство);

имущественные отношения — возникновение, изменение или прекращение которых связано с юридическим фактом, имеющим место за границей (причинение вреда, заключение договора, смерть российского гражданина за границей и т.д.)

Специфика правового регулирования в области международного частного права определяется тем, что государство принимает специальное законодательство по вопросам ВЭС, нормы которого, не сливаются с нормами внутренней системы права и носят относительный характер.

Эти нормы принимаются исключительно для регулирования отношений с иностранным элементом.

Система МЧП делится на общую и особенную.

В общей части рассматриваются вопросы, которые имеют общее значение для МЧП в целом. Это источники МЧП, ряд общих положений и принципов, методы регулирования, учение о коллизионных нормах, национального режима, и т.д.

Особенная часть обычно состоит из следующих разделов:

— кредитные и расчетные отношения;

— обязательства из причинения вреда;

— авторское и патентное право;

— международный гражданский процесс.

Основными принципами МЧП являются:

принцип юридического равноправия, т.е. ни одно государство не может присвоить себе право диктовать другому государству принципы, на которых оно должно регулировать свою систему собственности внутри экономической жизни и управления;

принцип благоприятствования, т.е. иностранцам создаются равные условия на равных с гражданами и юридическими лицами государства;

принцип национального режима, т.е. государство, предоставляет иностранцам такой же режим, как и своим гражданам;

принцип взаимности, т.е. гражданам и юридическим лицам иностранного государства предоставляются такие же права, какими будут пользоваться граждане и юридические лица в иностранном государстве;

принцип реторсии, т.е. ответные ограниченные меры на безосновательные ущемляющие и дискриминирующие интересы граждан.

МЧП – представляет собой совокупность норм, регулирующие имущественные и неимущественные гражданско-правовые отношения, имеющие международный характер.

Источники правового регулирования ВЭД.

Источники МЧП, как и правовое регулирование ВЭД, имеют определенную специфику. Это связано с тем, что большое значение придается тем нормам и правилам, которые определены в международных договорах и соглашениях.

Основной особенностью источников является их двойственный характер. С одной стороны, это международные договоры и соглашения, с другой стороны -национальное законодательство и судебная практика отдельных государств и применение в них обычаев в области торговли и мореплавания.

Роль источников МЧП оказывает существенное значение на правотворческую деятельность государств.

Большое число заключаемых международных конвенций привело к тому, что в ряде областей ВЭД основным источником становится договор.

Для МЧП характерны следующие основные виды источников:

— судебная и арбитражная практика

Внутригосударственное законодательство в области ВЭД действует в пределах каждого отдельно взятого государства и является результатом правотворческой функции государственных органов.

В России принята незначительная часть законов по вопросам МЧП.

Имеется лишь многочисленная часть подзаконных нормативных актов, в которых содержатся отдельные нормы в области МЧП.

Важным источником МЧП в РФ является Конституция РФ, в которой имеются определенные положения, посвященные внешней политики государства.

Ряд положений конституции РФ касается международного права и международных договоров (о добросовестном выполнении взятых на себя обязательств, о международных нормах относящихся к правам человека и т.д.).

Кроме конституции к источникам МЧП относится;

— закон «О гражданстве в РФ»;

— закон «Об иностранных инвестициях РФ»;

— закон «О валютном регулировании»;

— постановления правительства по вопросам регулирования ВЭД.

Отдельные нормы содержатся в ряде законов общего характера. Это закон «О залоге», «Патентный закон», закон «О товарных знаках», знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» и др.

Международные договора являются результатом соглашения 2-х различных государств, принимающих участие в их заключении.

Они представляют собой соглашения государств, относительно содержания договорных норм, текста договора и относительно признания таких норм в качестве юридически обязательных для государств участников договоров.

По своему существу международные договоры регулируют правоотношения с участниками, юридическими и физическими лицами, но при этом обязательства по договору возлагаются непосредственно на государства, заключающие договор.

Они несут ответственность за приведение своего внутреннего права в соответствии со своими международными обязательствами.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены национальным законом страны, то применяются правила международного договора.

В некоторых случаях вместе с международным договором необходимо применять соответствующий нормативный внутригосударственный акт, принятый для осуществления положений международного договора.

Наиболее важными источниками являются международные торговые договора, которые устанавливают общий режим, применяемый в торговле РФ соответствующий иностранным государством; определяет положение юридических лиц и граждан, в котором содержатся правила по вопросам торгового арбитража.

Наиболее существенными соглашениями и международными договорами являются:

Конвенция ООН «О международных договорах купли-продажи.»(1&80г);

Конвенция «Об исковой давности в международных договорах купли-продажи товаров» (ООН 1&74г);

Конвенция «О представительстве международных купли-продажи товаров»;

Конвенция «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» (1&54г);

Европейская конвенция «О внешнем торговом арбитраже» и др.;

Международные обычаи отличаются от международных договоров тем, что носят негласный характер.

Нормативное содержание обычая формируется в практической деятельности на протяжении определенного периода времени и выступает как доказательство всеобщей практики.

В национальном гражданском праве, как и в международном частном праве, наряду с нормами права, т. е. правилами, издаваемыми государством, широкое распространение имеют обычаи.

Обычаи — это правила, которые сложились давно, систематически применяются, хотя, возможно, нигде и не зафиксированы. Обычаи, в основе которых лежат принципы суверенитета и равенства государств, обязательны для всех государств. Что же касается других обычаев, то они обязательны для того или иного государств, в случае если они государством в какой-то форме признаны. Все эти обычаи носят международно-правовой характер. Но есть еще торговые обычаи, которые широко применяются странами в международной торговле и в области торгового мореплавания. Применение обычаев во внешнеэкономических связях осуществляется в тех случаях, когда это обусловлено в договоре, когда к обычаям отсылает норма права, подлежащая применению к соответствующему правоотношению, а также когда применение обычая основывается на положениях международного договора, действующего в отношениях между государствами, к которым принадлежат стороны правоотношения. Применяются торговые обычаи и в случаях, когда обращение к ним вытекает из характера условия контракта, например, условия, обозначенного такими распространенными в международной торговле терминами, как «франко», «фоб», «сиф» и т. д. (см. «Инкотермс»).

Применение обычая как регулятора имущественных отношений объясняется, прежде всего, тем, что в процессе экономических отношений складывается определенная коммерческая этика. Она не всегда требует узаконения, но всеми признается в качестве необходимых правил. Обычаи, далее, устанавливают принимаемые в данный период требования к общепринятому качеству товаров, работ, услуг, к таре и упаковке, обеспечивающим сохранность товара и т. д. Обычаи формируют правила поведения участников правоотношений, вытекающие из местных, часто неповторимых условий, например, обычаи морских портов.

Венская конвенция о договорах международной купли-продажи в ст. 9 предусматривает, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились. При отсутствии договоренности об ином считается, что стороны подразумевали применение к их договору или его заключению обычая, о котором они знали или должны были знать и который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах Данного рода в соответствующей области торговли.

Кодекс торгового мореплавания РФ отсылает к обычаям Росийских морских портов. Такие обычаи, как отмечалось выше, учитывают естественные факторы порта и сложившиеся в нем правила этики мореходства. Эти обычаи содержатся в изданных Торгово-промышленной Палатой РФ сборниках Свода обычаев соответствующего порта.

Торговые палаты различных стран составляют своды и других торговых обычаев.

На основе информации национальных торговых палат Международная торговая палата опубликовала в 1923, 1929 и 1953 гг. сборник торговых обычаев 12 стран Европы и 5 других стран под названием «Торговые термины».

Этот сборник следует отличать от Международных правил по толкованию торговых терминов — «Инкотермс», последняя редакция которого опубликована в 1980 г. Эти правила носят факультативный характер, т. е. применяются при наличии отсылки к нему в контракте. «Инкотермс» позволяет экономить на содержании самих контрактов, поскольку стороны в своих контрактах не расшифровывают сами торговые термины, а отсылают к ним, как к общепринятым, что устраняет также споры между сторонами по толкованиям соответствующих терминов.

От международных обычаев следует отличать обыкновения, именуемые «узансами» (мы всегда делает так), в том числе обыкновения международного торгового оборота или «практику международной торговли». К ним относятся, например, термины, общераспространенные в какой-либо отрасли международной торговли или в международном банковском обороте. Обыкновения не являются правовыми нормами, т.е. источниками права, но они принимаются во внимание при толковании юридических сделок. Обыкновения считаются входящими в состав волеизъявления участников.

Судебная и арбитражная практика.

Основное значение судебной и арбитражной практики состоит в том, что как решение по конкретным делам, так и разъяснение высших арбитражных судов различных государств оказывают помощь в единообразии, по применению действующего законодательства, в т.ч. и участников ВЭД.

Различные разъяснения верховных судов помогают правильному пониманию применению норм международного и национального права, помогают правильно разрешать возникшие имущественные споры.

Судебная и арбитражная практика по российской доктрине не является источником права, т.е. применяется лишь судебный прецедент, когда решение суда по одному делу является обязательным при рассмотрении аналогичных дел.

Относятся к особой группе источников права, регулирующих ВЭД. Они применяются в тех случаях, когда национальное законодательство стран, организации которых вступают во внешнеэкономические отношения, по-разному регулируют то, или иное правовое отношение.

В коллизионных нормах указывается право какого государства должно быть применено к решению конкретного спора.

Особенностью коллизионных норм является то, что они формируются обычно в виде абстрактного правила, указывающего не на содержание права конкретного государства, а только лишь на сам принцип, которым будет определяться соответствующие нормы.

При разрешении дел в суде, судья должен выбрать законодательство, руководствуясь соответствующим указаниям права своей страны, т.е. найти в отечественном праве указания на то, право какой страны подлежит применению при конкретном составе (отечественном или иностранном).

В некоторых случаях, несмотря на наличие иностранного элемента в составе дела, судья должен будет руководствоваться только собственным законодательством страны.

В соответствии с основами Гражданского законодательства, права и обязанности по внешне экономическим сделкам определяются по праву страны избранному сторонами при совершении сделки, либо в силу последующих соглашений.

В том случае если стороны не договорились о подлежащем применении права, применяется право той стороны, где учреждена, имеет место жительства, или основное место деятельности сторона являющиеся:

подавцом – в договоре купли-продажи;

займодателем — в договоре имущественного найма;

лицензиаром – в лицензионном договоре о пользовании исключительным правом;

хранителем – в договоре хранения;

комиссионером – в договоре комиссии;

поверенным – в договоре поручения;

перевозчиком – договор перевозки;

экспедитором – в договоре транспортной экспедиции;

страховщиком – в договоре страхования;

кредитором – в кредитном договоре;

дарителем – в договоре дарения;

поручителем – в договоре поручения;

залогодателем – в договоре о залоге.

Кроме того, договором о производственном сотрудничестве, монтажных и иных работ по капитальному строительству применяется право той страны, где такая деятельность осуществляется или учреждается совместное предприятие или создаются предусмотренные договором результаты.

Коллизионные нормы подчинены действию международных договоров, т.е. если договором в котором принимает участие наше государство установлены иные правила, чем те которые содержатся в российском законодательстве, то применяются правила международных договоров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *