Источники образовательного права

Источники образовательного права

Источниками образовательного права являются нормативные акты и договоры, содержащие нормы, регулирующие отношения в области образования.

Правовая система законодательства об образовании согласно ч. 4 ст. 15 Конституции России состоит из:

1) общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России: Всеобщая декларация прав человека, ООН, 1948 г. (ст. 26, право на образование); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ООН 1966 г. (ст. 13); Конвенция о правах ребенка, ООН, 1989 г. (ст. 28); Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций 1959 г. Соглашение СНГ о сотрудничестве в области образования 1992 г. и т.д.

2) российского законодательства

· Конституция РФ, 1993 г. ст. 43. Право на образование.

· Федеральный закон от 29.01.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», вступившим в силу с 01.09.2013.

· Трудовой кодекс РФ от 2002 г. гл.52, Гражданский кодекс РФ от 1996 г. Кодекс об административных правонарушениях и т.д.

· Законы субъектов РФ об образовании. Они не должны противоречить законам РФ. Например, Закон Алтайского края от 02.09.2013 N 513«Об образовании в Алтайском крае» .

Подзаконные нормативные акты:

· Указы Президента РФ: от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы»; от 28.12.2006 N 1474 (ред. от 04.12.2009) «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» и т.д.

· Постановления и Распоряжения правительства: Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений», Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 N 1507-р (ред. от 05.12.2011) <О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"9gt; (вместе с "Планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы").

· Приказы Минобразования: от 22 марта 2010 г. № 200 «Об утверждении и введении в действие ФГОС по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) бакалавр)».

· Подзаконные нормативные акты субъектов РФ и т.д.

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Источники международного образовательного права

Во второй половине XX века, в рамках международного частного права сформировалась новая отрасль – международное образовательное право.

Международное образовательное право включает различные группы норм, регламентирующих однородные отношения:

— о статусе образовательных учреждений,

— положения педагогов, детей, студентов,

— признание учебных курсов и дипломов,

— стандартизации в образовании и т. д.

Развитие этой отрасли позволяет повысить качество международно-правового регулирования образовательных отношений.

Основным источником международного права по вопросам образования является нормативный договор .

Положение образовательных доктрин находят отражение в региональных договорах и соглашениях, а практика применения судебного прецедента по вопросам образования применяется только в пределах Европейского сообщества государств и производится Европейским Судом по правам человека.

В настоящее время насчитывается несколько сотен источников международного права, принятого непосредственно по вопросам образования или содержащие по указанным вопросам отдельные нормы.

К ним относятся, прежде всего документы, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций(ООН ) и ее специализированными учреждениями – Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО ) и Международной организацией труда (МОТ ), региональными международными организациями – Советом Европы и Содружеством Независимых государств. а также двусторонние соглашения государств.

Все документы ЮНЕСКО основываются на принципах и нормах, закрепленных Уставом ООН, Всеобщей декларацией прав человека, другими документами ООН, и содержат конкретные нормативные положения, регулирующие образовательные отношения в определенной относительно самостоятельной сфере образования, а также закрепляют действующие механизмы, призванные обеспечить реализацию этих положений в конкретных отношениях.

«В течение XXI века, – говорится во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века. подходы и практические меры, – мы являемся свидетелями беспрецедентного спроса на высшее образование и его широкой диверсификации наряду с все большим осознанием его решающего значения для социально-культурного и экономического развития и создания такого будущего, в котором младшие поколения должны будут овладевать новыми навыками, знанием и идеями.

Логическим продолжением Декларации является Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования и Рекомендации о борьбе с дискриминацией в области образования.

Документы Международной Организации Труда. В рамках деятельности данной организации разработаны нормативные документы по вопросам социального обеспечения работников в сфере образования, лиц, обучающихся без отрыва от производства, нормирования труда и заработной платы и другие моменты привлечения трудового процесса к образовательной деятельности. Указанные моменты находят отражение в таких источниках, как:

— Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (Женева, 26.06.1973 г..),

— Рекомендация № 146 «О минимальном возрасте для приема на работу» ,

— Рекомендация № 150 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития человеческих ресурсов» ,

— Рекомендация ЮНЕСКО / МОТ «О статусе научно-исследовательских работников» и др.

Документы, принятые по вопросам образования для стран-участниц Содружества Независимых Государств (СНГ).

Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках СНГ являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных сферах отношений. При использовании нормативных актов СНГ следует учитывать, что они не имеют прямого действия на территории стран ее участниц.

Чтобы стать общеобязательными, нормативные акты СНГ должны быть приняты компетентными государственными органами как собственный внутринациональный акт. Устав СНГ предусматривает условия и основания, по которым акты СНГ применяются напрямую, без их имплементации во внутринациональное законодательство.

Большинство актов СНГ, регулирующих отношения в области образования соответствуют принципам и нормам Всеобщей декларации прав человека и закрепляют право граждан на обязательное получение бесплатного начального и общего образования (техническое и профессиональное образование в большинстве стран является общедоступным).

Образовательное законодательство СНГ достаточно жестко ориентировано на консервативную классно-урочную систему. которая практически не учитывает интеграционные процессы, передовые подходы в обучении и воспитании граждан, развитие современных информационных технологий.

С начала образовательных реформ в странах СНГ произошел:

— отказ от коммунистической идеологии в образовании,

— запрещена деятельность организационных структур политических партий и движений,

— в ряде стран введена многоуровневая система высшего образования (бакалавр, дипломированный специалист, магистр),

— создан частный (внебюджетный) сектор, введено в законодательном порядке многоканальные системы финансирования, формы контроля за качеством образования (лицензирование, аккредитация).

В законах декларировано принципы автономии учебных заведений и академические свободы, демократизации управления образованием, диверсификация типов учебных заведений и учебных программ.

Из нормативно-правовых актов, принятых государствами-участниками СНГ по вопросам образования, наибольший интерес представляют:

— Соглашение «О сотрудничестве в сфере подготовки научных и научно-педагогических кадров и нострификации документов об их квалификации» (13.11.1992 г..),

— Соглашение «О сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ»,

— Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ,

— Соглашение «О сотрудничестве в сфере распространения знаний и образования взрослых» (17.01.1997 г.) и др..

Источники образовательного права

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГАУ ЧР СПО «Канашский педагогический колледж» Министерства образования

и молодежной политики

Реферат на тему:

Источники образовательного права

Студентка 401 группы

Под образованием в Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Образовательное право — отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм в сфере образовании. Термин «образовательное право» уже прочно вошел в язык педагогической и правовой наук, широко он используется и представителями юридической и педагогической практики.

Нормы образовательного права выражаются, закрепляются в разного рода правовых источниках. Под источниками права российские правоведы понимают письменные документы при, помощи которых правотворческие органы объективируют, закрепляют свое решение о создании норм права (изменении действующих норм, признании их утратившими силу) и доводят свою волю до всех заинтересованных лиц. В числе основных источников права признаются нормативно-правовые акты, судебные прецеденты, нормативные договоры и правовые обычаи.

В системе образовательного права действуют два вида источников: нормативно-правовой акт и нормативный договор.

Ряд российских правоведов под нормативно-правовым актом понимают правовой акт, содержащий нормы права. Однако это определение является чрезмерно широким. Далеко не всякий правовой акт, содержащий нормы права, является источником права.

Во-первых, не признаются источниками права акты органов исполнительной власти, которыми доводятся до сведения подчиненных им органов, учреждений и предприятий нормативные акты, принятые вышестоящими органами: федеральные законы, указы Президента РФ, Правительства РФ и др. Издание подобных актов широко практиковалось в бывшем СССР в связи с тем, что значительная часть нормативных постановлений Совета Министров СССР не помещалась в источниках официального опубликования, а рассылалась государственным органам в нескольких экземплярах. Получив такой акт, министерство и ведомство должны были довести его до сведения всех исполнителей, входящих в систему данного министерства, ведомства. В этих целях министр, руководитель ведомства издавали приказ, который начинался следующим образом: «Принять к сведению и неукоснительному руководству Постановление Совета Министров СССР (далее приводились его реквизиты), которым устанавливается, что. ». Затем дословно приводился текст самого постановления.

В настоящее время, когда все нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ публикуются в источниках официального опубликования, необходимость в издании подобных актов отпала. Однако Минобразования России и другие федеральные министерства по-прежнему издают правовые акты с целью доведения до подчиненных им органов, учреждений, организаций актов Президента РФ и Правительства РФ.

Акты, содержание которых составляют нормы другого источника права, являются, безусловно, правовыми, содержат нормы права, но не обладают признаками нормативно-правового акта. Это всего лишь разновидность информационных актов, которые оформляются как ведомственные, но не имеют силы ведомственного акта. В них отсутствует собственная воля центрального органа исполнительной власти, направленная не создание новых норм или изменение действующих. Содержащиеся в них нормы обладают силой, производной от издавшего их органа, т.е. имеют силу закона, указа, постановления, которая ни при каких условиях не переходит на воспроизводящие их акты других органов.

Нормативно-правовой акт- это не любая совокупность действующих норм права. Он призван выражать волю издавшего его органа в виде новых, оригинальных норм права. В нормативно-правовом акте должна содержаться одна, как минимум, оригинальная норма. Правовой акт, состоящий из норм, принятых другими правотворческими органами, не закрепляет решения правотворческого органа на создание новых норм права и не является источником права. В этом качестве может выступать только нормативно-правовой акт органа, принявшего эти нормы.

В систему нормативно-правовых актов не входят также правовые акты, принимаемые органами государственной власти с целью разъяснения действующих нормативно-правовых актов. Они не содержат новых оригинальных норм и составляют особую систему актов нормативного толкования, которые имеют общеобязательное значение, но не могут применяться самостоятельно, без акта, положения которого они разъясняют.

Источниками образовательного права выступают нормативные акты и договоры, содержащие нормы, направленные на регулирование отношений в области образования. В системе источников образовательного права особое место занимают международно-правовые акты универсального и регионального характера, а также международные договоры и соглашения. Говорят даже о международном образовательном праве как об одной из отраслей международного права, насчитывающей более 30 крупных нормативных актов. Оно включает различные институты, регламентирующие статус образовательных учреждений, положение педагогов, студентов, признание учебных курсов и дипломов и т. д.

Нормы, закрепляющие право человека на образование, содержатся в целом ряде международных актов универсального характера. Так, Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. в ст. 26 провозглашает: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека, содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами. Ст. 13Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. предусматривает признание всеми участвующими в нем государствами права на образование. Для осуществления этого права начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех. Декларируется принцип доступности среднего образование в его различных формах, включая профессионально-техническое образование, а также высшего образования. С учетом способностей каждого. Устанавливаются права родителей и иных законных представителей выбирать школы для своих детей, причем, в том числе и негосударственные, которые должны отвечать минимуму требований для образования, установленному государством. Значительное число норм, касающихся образования, содержится в Конвенции о правах ребенка, которая была утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. В ст. 28 воспроизводятся основные обязательства государств по обеспечению доступности образования, по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школы. Школьная дисциплина должна поддерживаться методами, обеспечивающими уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в самом полном объеме; на воспитание уважения к правам и свободам человека, к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, в духе уважения к окружающей природе (ст. 29). В Конвенции говорится также об обеспечении права на образование для детей беженцев; неполноценных в умственном или физическом отношении детей; детей, лишенных родительского попечения.

В 1945 г. на Лондонской конференции создана Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Это специализированная организация ООН, в которую входит более 180 государств-членов. Ее задачи — содействовать укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования средств массовой информации и т. д. Одной из главных форм деятельности ЮНЕСКО является осуществление программ, в том числе по ликвидации неграмотности, оказанию технической помощи, развитию коммуникаций, в области прав человека. Организация осуществляет мероприятия в области политики, планирования и управления образованием; подготовки кадров в области образования, а также в области научного, технического и профессионального образования. Деятельность ЮНЕСКО развивается по трем основным направлениям. Первое представляет собой нормотворческую деятельность и проведение исследований по вопросам национальной политики в области образования. Вторым направлением выступает укрепление инфраструктуры образования на национальном уровне (развитие подготовки преподавателей, использование местных ресурсов для совершенствования образовательного процесса). Третье направление — обмен информацией (путем распространения специализированных справочников, бюллетеней и т. д.). Организация разрабатывает и принимает международные конвенции и рекомендации по вопросам образования. Так, в 1998 г. на конференции в Париже была принята Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века; в 1966 г. — Рекомендация о положении учителей; в 1974 г. — Рекомендация о статусе научно-исследовательских работников; в 1960 г. — Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования и т. д. В последние годы приоритет в деятельности ЮНЕСКО отдается школьному образованию. «Отставание» ЮНЕСКО в сфере разработки политики обусловлено не только сокращением ее бюджета и численности персонала, происходящим начиная с середины 80-х годов, когда США и Великобритания вышли из ее состава (Великобритания возобновила сове членство в организации в 1997 г.), но и «отсутствием систематической оценки результатов программ ЮНЕСКО в сфере образования». Очевидно, одной из возможных причин сложившейся ситуации является усиление регионального уровня международно-правового регулирования, который приближен к национальному и в большей степени отвечает потребностям той или иной группы государств. Аналогичные оценки делаются сегодня в отношении деятельности других специализированных учреждений ООН, например, Международной организации труда. В первую очередь речь идет о приоритете европейского регулирования социальных отношений. В частности, Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» для стран-членов Евросоюза уже не выполняет роль эффективного социального норматива в связи с принятием Европейского кодекса социального обеспечения.

Тем не менее, программы ЮНЕСКО представляют значительную ценность для многих стран, в том числе для России. В 1999 г. между ЮНЕСКО и Правительством РФ было заключено Соглашение об условиях выполнения проектов, осуществляемых на территории Российской Федерации при содействии ЮНЕСКО. В Москве на основании специального соглашения был создан Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.

Право на образование закреплено и в международных актах регионального характера. Так, Европейская социальная хартия предусматривает право на профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку (ст. 9, 10). О праве на образование говорится и в Протоколе № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 2), а также в некоторых иных актах. Были приняты и специальные акты европейского права, касающиеся отдельных аспектов образования. Большинство из них касаются высшего профессионального образования, преимущественно университетского. Основной идеей в данном случае является признание университетов одним из главных источников интеллектуальной деятельности любой страны. Поскольку в сфере культуры и науки Совет Европы проводит линию на объединение усилий и действий государств региона, провозглашается свободный доступ европейской молодежи к интеллектуальным ресурсам стран-членов Совета, чтобы впоследствии это способствовало решению проблемы нехватки высококвалифицированных кадров. Так, Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций от 14 декабря 1959 г. была ратифицирована Россией и вступила в силу для нашей страны с 18 октября 1999 г.26 Она предусматривает, в частности, что академическое признание университетской квалификации, полученной за границей, позволяет ее обладателю продолжать курс обучения в университете и по его завершении сдавать экзамены, требуемые для получения следующей степени, включая докторскую, на тех же условиях, которые существуют для граждан государства, ратифицировавшего Конвенцию, в тех случаях, когда прием для прохождения такого курса обучения и допуск к экзаменам зависят от наличия аналогичной национальной университетской квалификации, а также использовать ученое звание, присвоенное иностранным университетом, с указанием его происхождения. Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты от 11 декабря 1953 г. вступившая в силу для России 17 сентября 1999 г. устанавливает, что учащимся, успешно завершившим средне школьное образование на территории одного из членов Совета Европы, должны быть предоставлены все возможности для поступления по своему выбору в университет, расположенный на территории других государств, входящих в указанную организацию. В этих целях все государства, подписавшие и ратифицировавшие данную конвенцию, взаимно признают эквивалентность дипломов, являющихся документами об образовании, необходимых для приема в аналогичные учебные заведения. Российская Федерация ратифицировала также Европейскую конвенцию об эквивалентности периодов университетского образования от 15 декабря 1956 г. которая для нее вступила в силу 17 сентября 1999 г.27. Государства, которые являются сторонами Конвенции, признают любой период обучения, в течение которого студент, изучающий современные языки, проходил курс в университете другой страны — члена Совета Европы, эквивалентным подобному периоду обучения в университете своей страны, при условии, что руководство первого вышеназванного университета выдало такому студенту свидетельство о том, что он завершил указанный период обучения удовлетворительным для руководства университета образом.

В 1962 г. для реализации Культурно конвенции в Совете Европы был создан Совет по культурному сотрудничеству. В его структуре существуют профильные комитеты (Комитет по образованию и Комитет по высшему образованию). Одни раз в три года проводится постоянная конференция по проблемам образования, которая формирует соответствующие рекомендации. гражданин образовательное право ценз

Большое внимание уделяется вопросам образования в документах Содружества Независимых Государств. В Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. устанавливается обязательность и бесплатность начального и основного общего образования. Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. предусматривает взаимное признание права граждан государств, входящих в Содружество, на получение образования на территории государства своего постоянного проживания. Заключаются и другие многосторонние и двухсторонние договоры и соглашения. Например, Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством РФ о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 24 ноября 1998 г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 27 февраля 1996 г. и др.

Внутригосударственное законодательство включает множество нормативных актов, которые являются источниками образовательного права. Это как кодифицированные, так и не кодифицированные нормативные акты. Рассмотрим структуру образовательного законодательства в трех срезах — федеративном, иерархическом и отраслевом.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, образование относится к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов. Это означает, что соответствующие отношения могут регулироваться как федеральными законами, так и законами субъектов РФ. Федеральные законы в области образования призваны разграничивать компетенцию и ответственность федеральных и региональных органов государственной власти; регулировать в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации; вводить общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ. Законы субъектов Федерации, регулирующие образовательные отношения, не могут противоречить федеральным законам или ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с ними.

В субъектах Федерации образовательное законодательство развивается быстрыми темпами. В большинстве регионов приняты законы об образовании. К сожалению, в большей части законы субъектов РФ дублируют положения Закона РФ «Об образовании». Но в содержании региональных законов встречаются нормы, направленные на реализацию и учет местных особенностей в развитии системы образования.

Очень обширным является подзаконный нормативный массив в региональном образовательном законодательстве. Он включает в себя указы глав регионов, постановления органов исполнительной власти (Правительства, администраций), а также приказы органов управления образованием. Например, Комитет по образованию мэрии Санкт-Петербурга ежегодно утверждает Инструктивно-методической письмо об организации образовательного процесса в учреждениях города в текущем учебном году, в котором подробно регламентируется начало и окончание учебного года, порядок и сроки приема в образовательные учреждения, итоговой аттестации выпускников и т. д. Комитетом утверждены также порядок формирования классов для умственно отсталых детей, порядок обеспечения детей учебной литературой, порядок оказания платных образовательных услуг и другие важные нормативные акты. Аналогичные нормативные акты принимаются и в других субъектах Федерации.

Поскольку в структуре системы образования значительное место занимают муниципальные образовательные учреждения, органы местного самоуправления также обладают некоторыми нормотворческими полномочиями в этой сфере. Они могут принимать нормативные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции (например, об организации питания детей в общеобразовательных муниципальных учреждениях, о развитии системы дополнительного образования и т. д.).

Иерархическая структура образовательного законодательства включает в себя Конституцию РФ, федеральные и субъектов Федерации законы, подзаконные нормативные акты, локальные акт.

Список использованной литературы

1. Александрова Л. Б. Образовательное право России :Становление и развитие в условиях реформ. Дис. канд. юрид. наук. 12.00.01 :Волгоград, 2005.-223 c.

Размещено на Allbest.ru

Вопрос 6. Система образовательного права

Образовательное право — система юридических норм, регулирующих правоотношения участников образовательного процесса.

Под образованием и образовательным процессом понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.

Под получением образования понимается достижение и подтверждение обучающимся определенного образовательного уровня, который удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. Оно осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Законом Российской Федерации «Об образовании» область образования в российском обществе и государстве объявляется приоритетной. Основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом. Программа эта разрабатывается на конкурсной основе. О ходе ее реализации Правительство РФ ежегодно докладывает палатам Федерального Собрания и свой доклад публикует в официальном печатном органе.

Система образовательного права Систему отрасли права образуют подотрасли (в наиболее крупных отраслях, таких, как гражданское, конституционное и др.); правовые институты, которые представляют собой группы правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений: общая и особенная части; правовые нормы. Система комплексной отрасли права в самом общем виде может быть представлена как совокупность правовых институтов и норм различной отраслевой принадлежности. Так, в систему образовательного права включаются, одновременно оставаясь в рамках основных отраслей, такие институты и субинституты, как управление системой образования (входящий в административное право), образовательные учреждения (гражданское право), трудового договора о работе в образовательном учреждении (институт трудового договора). Центральное место в системе образовательного права занимает институт, регулирующий педагогические отношения. Его можно подразделить на субинституты дошкольного, общего, начального и других видов профессионального образования, и др.

Вопрос 7 Источники образовательного права

Нормы образовательного права выражаются, закрепляются в разного рода правовых источниках. Под источниками права российские правоведы понимают письменные документы при. помощи которых правотворче-ские органы объективируют, закрепляют свое решение о создании норм права ( изменении действующих норм, признании их утратившими силу) и доводят свою волю до всех заинтересованных лиц. В числе основных ис-точников права признаются нормативно-правовые акты, судебные преце-денты, нормативные договоры и правовые обычаи.

В системе образовательного права действуют два вида источников: нормативно-правовой акт и нормативный договор.

Источники образовательного права

Источниками образовательного права являются нормативные акты и договоры, содержащие нормы регулирования отношений в области образования. [4]

При разработке собственных норм государства ориентируются не только на сложившиеся национальные образовательные традиции, но и на международные правовые акты и соглашения. По оценкам специалистов наиболее крупных из них насчитывается более тридцати.

1948 Всеобщая декларация прав человека Article 26 (Статья 26)

1989 Конвенция о правах ребенка Article 28 (Статья 28)

1960 Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (Ст.1)

Другие международные документы

Федеральное законодательство об образовании

К основным законам государства, прямо или опосредовано регулирующих отношения, возникающие на всех уровнях образования, устанавливающие нормативную основу деятельности образовательных учреждений всех уровней и типов, всех субъектов образовательного процесса, а также вопросы образовательной политики в целом и рассчитанных на длительную временную перспективу, относятся два ныне действующих закона: Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.).

Кроме базовых законов, выделяются:

— профильные, «сегментарные», т.е. регулирующие отдельные стороны функционирования системы образования (Федеральный закон от 10.04.2000 №51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»; Федеральный закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» от 16 мая 1995 г. № 74-ФЗ и др.). Несмотря на всю их важность, они все же не имеет статуса системообразующего закона;

— непрофильные законы, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере образования; эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в образовательной сфере.

Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:

Указы Президента РФ, среди которых можно выделить две основные группы: а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования (к примеру, указы Президента РФ от 24.12.1996 №1759 «О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.) и б) указы, содержащие отдельные положения, касающиеся проблематики образования (например, основы государственного управления системой образования закреплены в указах Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20.05.2004 №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).

Постановления Правительства РФ, посвященные регулированию образования (например, постановления от 05.07.2001 №505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», от 18.10.2000 №796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», от 05.04.2001 №264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации»), либо содержащие отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования (постановление Правительства РФ от 13.09.1994 №1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти»).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования. Этот исключительно многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов может быть сгруппирован следующим образом:

1) нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (до 9 марта 2004 года — Министерство образования РФ) (приказ Минобразования России от 25.03.2003 №1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» и т.д.);

2) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе: а) «профильные», т.е. принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования (совместный приказ Минюста России №31 и Минобразования России №31 от 09.02.1999 «Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах») и б) «непрофильные», в которых содержатся лишь отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (приказ Минздрава Росси от 26.07.2000 № 284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах», приказ Министра обороны РФ от 10.12.2000 № 575 «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации» и др.)

Образовательное законодательство субъектов Российской Федерации

Особое место в механизме правового регулирования финансовой деятельности в сфере образования занимает региональное и местное законодательство. Региональный уровень законодательства об образовании (законодательство субъектов РФ) также, как федеральный, характеризуется множественностью и разнообразием видов законодательных и подзаконных актов. [5]

К первой группе следует отнести так называемые общие законы субъектов Российской Федерации об образовании, в основу которых положен Закон РФ «Об образовании». Практически все республики, входящие в состав Российской Федерации, разработали на основе федерального закона и приняли свои законы, предмет регулирования которых совпадает с предметом регулирования федерального закона. Единая правовая основа этих законов объясняет и практическое единообразие в их названии — законы «Об образовании».

Вторую группу образуют законы и иные нормативно-правовые акты, принятые на уровне субъектов Российской федерации в развитие общего закона. В них в качестве самостоятельного предмета регулирования взят тот или иной круг вопросов, регулирование которых на федеральном уровне недостаточно, по мнению законодателя субъекта Российской Федерации, для успешного осуществления образовательной деятельности. В эту группу входят такие законы, как Закон Курганской области «О правовом регулировании сферы образования Курганской области», Закон Челябинской области «О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке» и другие.

Третья группа — «экономические законы». Эту группу образуют законы, в которых предметом регулирования являются вопросы финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений на территории субъекта Российской Федерации.

Четвертая группа — достаточно широк круг законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, в которых устанавливается специальное правовое регулирование трудовых, социальных и иных отношений работников образовательных учреждений.

К пятой группе можно отнести законы и правовые акты по вопросам правового и социального статуса детей и подростков, установления законодательных мер помощи отдельным категориям учащихся и студентов, а также вопросам социальной и трудовой адаптации выпускников образовательных учреждений.

Шестая группа законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации включает акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений в сферах, смежных с образовательной. Такие виды деятельности, как научная, культурно-просветительная и некоторые другие, всегда сопутствовали образовательной. Например, Закон Пермской области «О науке и научно-технической политике в Пермской области» и др.

Седьмая группа — это законы и иные нормативные

8. вопрос. Понятие и особенности законодательства в сфере образования

9. Состав законодательства в сфере образования

Законодательство в сфере образования. Правовое регулирование охватывает разнообразные взаимоотношения человека, общества и государства в сфере образования. Основополагающий документ – Конституция РФ.

Учёные характеризуют законодательство в образовательной сфере как многоуровневое. Законы делятся, во-первых, на федеральные (действующие на всей территории России), во-вторых, на законы субъектов Федерации (республики, области, края). Федеральные законы, в свою очередь, тоже делятся на два уровня. Первый – это Закон «Об образовании», служащий основой как государственной политики в области образования, так и правового статуса человека в этой области. Второй уровень – законы, нормативные акты о различных образовательных программах (например, о высшем и послевузовском профессиональном образовании).

Особое внимание вопросам правого регулирования образования уделяет Федеральное Собрание РФ. В Государственной Думе и Совете Федерации созданы специальные парламентские комитеты по науке и образованию, в состав которых входят депутаты, профессионально связанные с образованием. Эти комитеты, прежде чем принять тот или иной закон, обсуждают его проект со специалистами, а также с представителями общественности.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и напредприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

10 Понятие Система образования

Образование – это длительный процесс, в результате которого человек приобщается к знаниям о природе мироздания, людским ценностям, получает свой личный и накопленный предыдущими поколениями жизненный опыт. Отсюда и произрастает необходимость системы образования.

Образовательное право, его источники и принципы

Образование в нашей стране официально считается приоритетной сферой деятельности государства. Для правильного функционирования столь масштабного социального института необходимы эффективные инструменты регулирования и стимулирования.Источники образовательного права
Образовательное право — это совокупность юридических норм, контролирующих деятельность образовательных субъектов. Также в сфере его воздействия находится процесс воспитания молодого поколения. В частности, образовательное право действует по трем крупным направлениям:

1. Оно выступает арбитром между субъектами образовательной деятельности в вопросах признания того или иного образовательного института в международных масштабах (право человека на образование, законность международного сотрудничества учебных заведений и т.д.).

2. Регулирование отношений между учебными учреждениями и государственными органами (аттестация, аккредитация, создание, лицензирование и проведение иных необходимых процедур).

3. Образовательное право устанавливает порядок отношений между образовательными учреждениями и учащимися или их родителями. Сюда относятся правила поступления в учебные заведения, перечень направлений образовательных программ, содержание итоговых экзаменов и т.д.

Источники образовательного права — это международные и российские правовые законы, нормы и акты, регулирующие сферу образования.

Источники образовательного праваК международным источникам права относят Конвенцию о правах ребенка (ст. 28), Декларацию прав человека (ст. 26), Конвенцию по борьбе с дискриминацией в образовании (ст. 1) и иные международные соглашения.

К российским законодательным актам, регулирующим государственную политику в области образования, относят Закон РФ «Об образовании» (1992) и Федеральный закон «О вузовском и послевузовском профессиональном образовании» (1996).

Кроме двух базовых законов, существуют также:

1. Профильные «сегментарные9raquo; законы, относящиеся к определенной сфере образования.

2. Непрофильные, содержащие в себе правовые нормы и регулирующие акты. К ним
относят:

2) постановления Правительства, затрагивающие ту или иную проблему в сфере образовательной деятельности;

3) иные нормативные акты, принятые в субъектах РФ, обладающих частичной самостоятельностью. Принятые нормы не должны противоречить основным федеральным законам.

Образовательное право гарантирует получение населением качественных знаний, Источники образовательного правасоответствующих международным стандартам. Кроме того, в процессе обучения должен быть соблюден ряд требований. В связи с этим официально выделяют следующие принципы образовательного права в России:

1. Гуманистический характер образования, защита жизни и здоровья, признание права человека на свободу самореализации, развитие личности, творческих способностей.

2. Воспитание в обучающемся трудолюбия, храбрости, уважения к окружающим, любви к природе, к семье, к Родине.

3. Соблюдение единого культурного и образовательного стандарта, но вместе с тем сохранение национальных особенностей и поощрение региональных традиций.

4. Общедоступность и качественность образования, а также его адаптивность.

5. Светский характер.

6. Свобода и плюрализм.

7. Демократичность управления деятельностью образовательных учреждений, их автономность.

Источники образовательного права

Вредные привычки, которые мешают вам избавиться от жира на животе Если вы хотите стать стройнее, вам нужно узнать, какие привычки могут помешать вам добиться такой цели.

Источники образовательного права

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

Источники образовательного права

«Магические» фразы, которые могут спасти даже неловкий разговор Как гласит одно из правил ораторского искусства, нет таких ситуаций, которые нельзя было бы улучшить с помощью удачно подобранной фразы.

Источники образовательного права

Топ-10 разорившихся звезд Оказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями.

Источники образовательного права

11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели? По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.

Источники образовательного права

Неожиданно: мужья хотят, чтобы их жены делали чаще эти 17 вещей Если вы хотите, чтобы ваши отношения стали счастливее, вам стоит почаще делать вещи из этого простого списка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *