Источники информационного права

Источники информационного права

1. Как и в случае с другими отраслями, главным источником информационного права России является Конституция. в которой сформулированы общие принципы правового регулирования информации. Прежде всего это ст. 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. В то же время. не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Кроме того, перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Как видим, разрешительное начало сочетается с обзыванием и ограничениями. То же самое можно увидеть на примере других статей. В РФ признается идеологическое многообразие (ст. 13). Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Но интеллектуальная собственность охраняется законом (ст.44).

Более того, «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни… на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ст. 23). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст.24). Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст.41). Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст.42).

2. Базовым актом информационного права является ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»(2006), пришедший на смену закону «Об информации, информатизации и защите информации»(1995). Здесь дается определение информации как объекта правовых отношений, определяется общедоступная информация достаточно подробно оговаривается право на доступ к информации. Также систематизируются ситуации, ограничивающие доступ к информации, рассматриваются меры государственного регулирования в сфере информационных тех, оговаривается ответственность за нарушение информационного законодательства.

Наконец, здесь излагаются основополагающие принципы информационного права (ст.3): 1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; 2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами (то есть, если запрет специально не оговорен, то он не действует); 3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами (об информации ограниченного доступа); 4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации; 5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации; 6) достоверность информации и своевременность ее предоставления; 7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия; 8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами (то есть, принцип свободной конкуренции в этой сфере).

3. Источниками информационного права является группа законов. которые регулируют сферы деятельности, наиболее тесно связанные с производством, распространением, хранением и предоставлением информации. Прежде всего это Закон «О СМИ» (1991), в котором определяется статус учредителя СМИ и редакции, права и обязанности журналистов, процедуры их доступа к информационным ресурсам, регистрации и лицензирования СМИ и ряд других вопросов. В одном ряду с этим актом следует рассматривать закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (1995). Сюда же следует отнести и закон «О рекламе»(2006), так как это явление по преимуществу связано с деятельностью СМИ. Здесь рассматриваются общие требования к рекламе и характере ее трансляции в различных видах масс-медиа, особое внимание обращается на социальную и недобросовестную рекламу.

К этой же группе следует отнести и законы, связанные с особенностями хранения информации и предоставлением информационных услуг. Во-первых, это закон «О библиотечном деле»(1994), который регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела. Также это «Закон об архивном деле в РФ» (2004), который регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в интересах граждан, общества и государства. В настоящее время в России проектируется закон, регламентирующий использование интернета в России. Скорее всего, наиболее значимыми мерами регулирование станет противодействие социально опасной информации и контроль за соблюдением авторского права. Это особенно актуально в свете неудавшейся попытки ВГТРК взыскать 3 млн. рублей с социальной сети «Вконтакте9quot; за размещенный в ней фильм «Охота на пиранью».

В связи с этим в качестве источника информационного права необходимо отметить законодательство об авторском праве. До недавнего времени это был «Закон об авторском праве и смежных правах» (1993), однако с 2008 г. вместо него действует Ч.4 ГК РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».

4. В последнюю группу источников входят законы, связанные с конкретными видами информации ограниченного доступа. Во-первых, это закон «О государственной тайне»(1993) регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности. Во-вторых, это закон «О коммерческой тайне»(2004) регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений. В последние годы возможно создание закона о коммерческой тайне.

В дальнейшем вопросы об информации ограниченного доступа и об авторском праве будут рассматриваться отдельно.

Источники информационного права

Источники права это официальные формы закрепления и существования норм права

Это официальные формы закрепления и существования норм информационного права

1. Международные акты информационного права (договоры, хартии, декларации)

Ø Первым таким документом является Всеобщая Декларация Прав Человека 1948 года

Ø (Там изложены и закреплены главные положения. связанные с ИП)

Ø Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 (В этой конвенции содержаться положения, связанные с правом на информацию, там закреплено положение о защите личности и личных, семейных тайн).

Ø Окинавская хартия глобального информационно общества 2002 года (В этой хартии содержаться основные положения о правах и свободах человеках в глобальном информационном обществе, там содержится много положений об использовании информационных технологий)

Ø Тунисская декларация принципов информационного общества 2003 года и дополнена в 2005

§ Там закреплен принцип доступа к информации, идеям и знаниям;

§ Принцип построения информационной и телекоммуникационной инфраструктуры (инфраструктура носит глобальный характер, поэтому она должна соответствовать международным требованиям)

§ Принцип доверия и безопасности при использования информационных и телекоммуникационных технологий

§ Принцип уважения культурной самобытности (при построении глобального информационного общества многие культурные грани стираются декларация обязала страны чтобы при построении информационных систем культурная самобытность стран и народов сохранялась)

Ø Конвенция защите физических лиц и автоматизированной обработке персональных данных 1981 (конвенция о персональных данных)

Ø Конвенция об информационном и правовом сотрудничестве в области информационных услуг (Предоставление услуг связи, услуг телематического характера и услуги о предоставлении информации)

Ø Конвенция о киберпреступности 2001 года. Россия её до сих пор не подписала, потому что с помощью международного сотрудничества возможно проникновение к информации ограниченного доступа. Но в отдельных положениях РФ следует этой конвенции. Существуют отдельные соглашения между странами (РФ и США, РФ и Англия, РФ и Франция). Сотрудничество идет в части интеграции и объединения норм права, регламентирующих ответственность за киберпреступления. Сотрудничество в части объединения мер процессуального характера (доказательства). Компьютерные преступления носят международный характер. Отдельные положения конвенции уже в внедрены в УК в частности ст 242 1 Изготовление и оборот материалов порнографического характера

2. Федеральные законы информационного законодательства (Все НПА на уровне закона)

Ø Конституция – содержит фундаментальные правовые положения, конституционные принципы, определяющие права и свободы в информационной сфере, а также конституционные гарантии защиты прав в информационной сфере. Все нормы Конституции делятся на 3 группы:

· Основные 23, 24, 29, 42

· Обеспечивающие реализацию принципов и свобод, закрепленных в основных статьях 26, 28, 31, 33, 44

· Гарантирующие 41, 55 (в не сформулировано ограничение свободы), 56

Кроме того, в ст. 7 п.3 содержится запрет на злоупотребления своими правами

Нормы конституционного характера находят реализацию во многих законах. Конституционные нормы не носят декларативный характер. Закон об информации, о СМИ, о рекламе, о конфиденциальной информации (2 вида), в законе о предоставлении услуг, КоАП, УК

Ø ФЗ, подзаконные акты

Ø Законодательные акты и подзаконные акты субъектов федерации (уставы, конституции республик, все подзаконные акты исполнительных органов власти направленные на реализацию права на информацию на уровне субъекта)

Ø Нормативные акты органов местного самоуправления (носят локальный характер) Содержат в себе правовые режимы информационных систем муниципального органа

Ø Нормативные документы предприятий и организаций (локальный характер). К ним относятся приказы, инструкции, положения

Ø Постановления КС РФ. В них содержатся правовые позиции конституционного суда, разъяснения законов в виде толкования, несоответствие закону отдельных положений содержащихся в отдельный нормативных актах, которые подлежат обязательному исключению

Ø Стандарты, технические правила и условия. Это технические нормы. В информационной сфере достаточно большое количество таких видов источников. Потому что они регламентируют организацию построения, создания информационных систем. Основной закон это ФЗ о техническом регулировании.

Стандарты: национальный стандарт об информационных технология 2008 года (о методах и средствах обеспечения работы информационных технологий, безопасности, о критериях соответствия и несоответствия требованиям безопасности); о создании унифицированных систем документации 2008 года (о создании электронного документа ; Санитарные правила и нормы (САНПИН). К ним относится стандарт, посвященный гигиеническим требования персональной электронной технике (содержит стандарты эксплуатации ЭВМ в учебных заведениях, требования и основные условия компьютеров в домашних условиях)

Ø Административный и технический регламент. В этих источник содержаться нормы и правового содержания и технического. Нормы, регулирующие правоотношения между человеком и человеком. Технические регламенты, содержат нормы регулирующие отношения между человеком и техникой. Административный регламент это отношения между человеком и человеком по поводу эксплуатации техники, связанной между людьми (локальная информационная система). Административные регламенты принимаются органами исполнительной власти.

Ø Юридические, правовые обычаи. В информационной сфере очень много правовых обычаев, особенно связанных с эксплуатацией сети интернет. Также существуют обычаи документооборота

Понятие и виды источников информационного права

Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства, которое ныне активно развивается.

По уровню принятия нормативных правовых актов информационного законодательства и их действию в пространстве можно выделить федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления.

Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами Конституции РФ. федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ. постановлениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ. нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств.

Источники информационного права на уровне субъектов РФ – это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Источники информационного права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.

Структура информационного законодательства:

  • информационно-правовые нормы международных актов;
  • информационно-правовые нормы Конституции РФ;
  • нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;
  • информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.

Наличие иерархии актов обусловлено тем, что на практике реализация правовых норм федерального закона нередко требует принятия правовых актов Президента РФ. Правительства РФ, актов субъектов Федерации, иных нижестоящих по иерархии актов. Система актов дополняется актами органов местного самоуправления. как бы исполняющих предписания норм вышестоящих актов в конкретных условиях.

Такая иерархия актов выстраивается с учетом распределения предметов ведения в информационной сфере Российской Федерацией и субъектов РФ (ст. 71, 72 Конституции РФ).

Акты отрасли информационного законодательства:

Общая часть:

  • законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;
  • законодательство о гражданском обороте информации (в стадии формирования);
  • законодательство о документированной информации (об информационных ресурсах, информационных продуктах, информационных услугах );
  • законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения;
  • законодательство об информационной безопасности;

Особенная часть:

  • законодательство об интеллектуальной собственности (информационные аспекты);
  • законодательство о средствах массовой информации ;
  • законодательство о библиотечном деле;
  • законодательство об архивном фонде и архивах;
  • законодательство о государственной тайне;
  • законодательство о коммерческой тайне ;
  • законодательство о персональных данных.

Якубенко Н.О. Информационное право. 2009

15. Понятие и система источников информационного права

Источниками права официальные формы закрепления и существования правовых норм .

В зависимости от уровня система источников информационного права включает:

1.Международные акты информационного права (договоры, хартии, декларации).

2.Федеральные законы информационного законодательства.

Система информационного законодательства – совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в информационной сфере.

Информационное законодательство подразделяется на несколько групп нормативных правовых актов.

В отдельной группе выделяются:

Конституция Российской Федерации и конституционные законы;

федеральные законы базового (системообразующего) характера;

отраслевые федеральные законы, нормы которых входят в состав информационного права;

подзаконные нормативные правовые акты информационного характера.

3.Законодательные акты и подзаконные акты субъектов Российской Федерации — конституции, уставы, законы, подзаконные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

4.Нормативные акты органов местного самоуправления.

Нормативные акты органов местного самоуправления относятся к локальному уровню правового регулирования, они определяют особенности правовых режимов муниципальных информационных систем.

5.Нормативные документы предприятий и организаций.

Нормативные документы предприятий и организаций также относятся к локальному уровню правового регулирования. К ним относятся приказы и инструкции, в которых содержатся нормы, регулирующие общественные отношения по поводу обработки и использованию персональных данных, коммерческой тайны (ноу-хау), корпоративных (локальных) систем и других объектов права. Такие правоотношения возникают между работодателем и работником, а также между работниками.

6.Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

Постановления Конституционного Суда Российской Федерации относятся к источникам информационного права, поскольку в текстах таких правовых документов содержатся правовые позиции суда, адресованные законодателю и всем судам.

Понятие «информационная сфера» (как пространственная область человеческой деятельности, связанная с информацией) тесно связано с понятием «информационная среда» — конкретные действия по созданию условий для производства, поиска, передачи, хранения и использования информации.

Такими действиями могут быть, например, создание автоматизированного рабочего места пользователя, подготовка и настройка технических систем передачи информации по компьютерным сетям, подбор средств электронной подписи, выбор технических средств для защиты информации

Здесь уместно упомянуть и о среде формирования образа информации в сознании человека или области сознания человека как особой духовной части информационной сферы. Она тоже может быть предметной средой информационного права и соответственно действия, связанные с духовной областью человеческой деятельности.

7.Стандарты, технические правила и условия.

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-1-2008 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Часть 1. Введение и общая модель»

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»

Санитарные правила и нормы (САНПИН) определяют требования к безопасным условиям труда. Например, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»

8.Административные и технические регламенты.

Такие отношения возникают по поводу процесса создания информационных систем (планирования, проектирования, монтажа) и организации контроля за этим процессом, обучения специалистов и др.

административный регламент — нормативный правовой акт, устанавливающий порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) информационного взаимодействия между органами государственной власти и физическими (юридическими) лицами.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»

технический регламент – как документ, который принят в установленном законодательством Российской Федерации порядке и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации

( Федеральный закон «О техническом регулировании»)

В соответствии с п.1 ст.5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

В п. 4 совместного руководящего Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» дается разъяснение о том, что «обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, и т.п.)».

В п.2.ст. 15. Закона «Об информации» установлено положение, согласно которому регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области.

Международные акты информационного права

Всеобщая декларация прав человека.

Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод

Окинавская хартия глобального информационного общества

Декларация принципов информационного общества и Тунисская программа информационного общества

В нем определены основные принципы информационного общества :

доступ к информации. идеям и знаниям,

построения информационной и коммуникационной инфраструктуры.

координация действий органов государственного управления и частного сектора в развитии информационного общества,

доверие и безопасность при использовании информационно-коммуникационных технологий,

уважение культурной самобытности. разнообразия культур и языков, традиций и религий, стимулировать это уважение и содействовать диалогу между культурами и цивилизациями.

Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных

Конвенция «Об информационном и правовом сотрудничестве, касающемся «информационных общественных услуг»

Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации

Конвенция предусмотрела в качестве обязательных мер, которые надлежит принять на национальном уровне:

меры уголовного права (модельные нормы, позволяющие единообразно понимать компьютерную терминологию на законодательном уровне);

меры процессуального права (универсальные нормы, устанавливающие полномочия и процедуры при расследовании преступлений).

Несмотря на то, что Конвенция до сих пор не подписана Россией, отдельные ее положения начинают внедряться в российскую правовую систему. Уголовный Кодекс, например, дополнен статьей 242.1 – изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.

Конституция РФ как источник информационного права

Конституция Российской Федерации содержит фундаментальные правовые положения, содержащие конституционные принципы информационного права и определяющие свободу информации, а также конституционные гарантии правовой защиты интересов субъектов информационной сферы.

В юридической литературе авторы справедливо предлагают выделить три группы норм информационного права, закрепленных в Конституции Российской Федерации:

основные (ст.ст. 23, 24, 29, 42)

обеспечивающие (ст.ст. 26, 28, 31, 33, 44)

гарантирующие (41, 55, 56)

Кроме того, в Конституции Российской Федерации содержатся положения, закрепляющие общечеловеческие ценности. Например, в п.3 ст.17 – самоограничение собственных прав и свобод в ходе их реализации в целях уважения прав и свобод других

Механизм реализации конституционных прав в информационной сфере закреплен во множестве нормативных правовых актов.

Например, конституционное право на информацию имеет распределенный механизм его реализации в нормах законов

«Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления»,

«Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»,

«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»,

КоАП РФ, УК РФ и др.

Предмет, метод и система информационного права. Источники информационного права

Информационное право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с информацией.
Предмет информационного права — часть общественных отношений, которые связаны с созданием, оформлением, хранением и обработкой, распространением, использованием информационных ресурсов.
Информационное право представляет собой совокупность правовых норм, охраняемых государством, возникающих в информационной сфере производства, преобразования и потребления информации.
В информационном праве используется два метода правового регулирования информационных правоотношений.
Это диспозитивный — предоставляющий свободу выбора, равенство сторон, и императивный — централизованное осуществление властных полномочий, строгая субординация.
Информационное право имеет свою структуру. Как любая отрасль права, оно состоит из правовых норм, институтов и подотраслей, которые образуют его систему.
Информационно-правовые нормы регулируют обособленную группу общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.
Структура информационно-правовых норм не отличается от классического определения и представляет собой:

  • гипотезу;
  • диспозицию;
  • санкцию.

Информационно-правовые нормы по способу воздействия делятся на диспозитивные и императивные.
По содержанию информационно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.
Внутри отрасли информационного права эти нормы группируются в подотрасли и правовые институты.
Институт — это совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли (подотрасли) права.
Система информационного права существует объективно, поскольку отражает реальные общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли.
Информационное право подразделяется на две части — Общую и Особенную.
В Общей части информационного права содержатся нормы, которые устанавливают основные понятия, общие принципы, правовые формы и методы правового регулирования информационной деятельности. Дается характеристика источников информационного права. Изучается правовое регулирование отношений при осуществлении права на поиск, получение и использование информации; при самостоятельном обороте информации; при обращении документированной информации; при установлении правового режима информационных технологий и средств их обеспечения, а также информационной безопасности.
Особенная часть включает в себя отдельные институты информационного права, в которых содержатся нормы, регулирующие общественные отношения по поводу обращения открытой, общедоступной информации (институт интеллектуальной собственности применительно к информационным объектам, институт массовой информации, институты библиотечного и архивного дела) и информации ограниченного доступа (институт государственной тайны, институт коммерческой тайны, институт персональных данных).
Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм.
Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства, которое ныне активно развивается.
В связи с тем что главными особенностями информационного права являются его комплексный и международный характер, источники информационного права можно разделить:

  • на информационно-правовые нормы международных актов (например, Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.; Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, заключена в г. Минске 26.05.1995 г.; Окинавская Хартия глобального информационного общества, принята 22.07.2000 г. в г. Окинаве и др. );
  • информационно-правовые нормы Конституции РФ (например ст. 23: «. каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений»; ст. 24: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом»; ст. 29: «.каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом» и др.);
  • нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства (например, закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. № 2124-1 в ред. от 28.07.2012 г. с изм. от 01.09.2012 г.; закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. № 5485-1 в ред. от
  1. г.; федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ в ред. от 10.0.2003 г.; федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996 г. № 85-ФЗ в ред. от 29.06.2004 г.; федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ в ред. от 28.07.2012 г. и др.);

— информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.
Различают следующие классификации информационного законодательства.

  1. Законодательство, регулирующее общие положения.
  2. Управление в сфере информации и информатизации.
  3. Информационные ресурсы пользования.
  4. Информатизация, использование информационных технологий.
  5. Средства массовой информации.
  6. Реклама.
  7. Информационная безопасность.

Большинство источников информационного права — это нормативные акты других отраслей права.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *