Исполнение бюджета

Исполнение бюджета

Исполнение бюджета — это действия по мобилизации и использова­нию бюджетных средств. В процессе исполнения бюджета участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица — платель­щики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Для исполнения бюджета Минфин составляет роспись доходов и расходов.

Бюджетная роспись — это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета

В ней детально расписаны расходы и доходы в соответствии с бюджетной классификацией. Исполнение бюджета по расходам осуществляется с соблюдением процедуры санкционирования, а затем финансирования.

Основными участниками исполнения бюджета являются:

Гл.распорядитель ср-в федерального бюджета- это орган испол­нительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополуча­телям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, ут­верждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходи­мости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использо­ванием бюджетополучателем бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями. В качестве распорядителей бюджетных ср-в выступают органы гос.власти, органы местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные ср-ва по подведомственным получателям.

Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функ­ций некоммерческого характера (управления, обороны, проведения социально-культурных мероприятий и др.) и финансируемая в смет­ном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Гл.распорядитель имеет след.права и полномочия:

1) определяет задания по предоставлению гос-х или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получ-ей бюдж-х ср-в

2) составляет сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений

3) составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обяз-в по подведомственным распорядителям и получ-ям бюджетных ср-в и исполняет соответствующую часть бюджета. Получателями бюдж.ср-в явл-ся бюджетные учреждения, иные орг-ции, имеющие право на получ-е бюдж.ср-в соответствии с бюджетной росписью на соответств-ий год.

4) имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов

5) осущ-ет контроль получ-ей бюджетных ср-в в части обеспечения целевого использования бюджетных ср-в, своевременного их возврата, представления отчетности,

6) осущ-ет контроль за использ-ем бюдж.ср-в распорядителями бюджетных ср-в, бюджетными учреждениями, гос-ми и муниципальными унитарными п/п, которым передана на праве хоз-го ведения или в управление собственность РФ, субъектов РФ или муниципальных образований

7) готовит и предоставляет органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным ср-вам, а также отчет о выполнении задания по предоставлению гос-х и муниципальных услуг.

Важный этап бюджетного процесса — контроль за исполнением бюджета, осуществляемый:

· Мин.фин – ведущий орган гос.фин-го контроля .

· Фед.службой по фин.мониторингу

· Фед.службой фин-бюджетного контроля

· Фед.службой по фин.рынкам

Фин.контроль – это совокупность мероприятий по организации соблюдения фин.законодат-ва и фин.дисциплины всех субъектов хозяйствования.

Главной задачей фин .контроля явл-ся содействие успешной реализации фин.политики гос-ва посредством обеспечения соблюдения фин.законодат-ва, фин.дисциплины, недопущение нецелевого использования бюджетных и внебюджетных ср-в.

В Российской Федерации контроль за исполнением бюджета осу­ществляется в форме парламентского и административного контроля.

Парламентский контроль, осуществляемый соответствующими представительными органами, предполагает:

• право соответствующих представительных органов власти на получение от органов исполнительной власти необходимых сопро­водительных материалов при утверждении бюджета; на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об ис­полнении бюджета; на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

• право создавать собственные контрольно-счетные органы (Счет­ную палату РФ, контрольно-счетные палаты представительных орга­нов власти субъектов РФ и местного самоуправления) для проведе­ния внешнего аудита бюджетов;

• право вынесения оценки деятельности исполнительных орга­нов по исполнению бюджетов.

Административный контроль осуществляется Министерством фи­нансов РФ, Казначейством РФ, финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными распорядителями бюд­жетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.

Административный контроль предполагает право:

• проводить проверки главных распорядителей и получателей бюджетных средств; получать информацию, необходимую для контроля за соблю­дением бюджетного законодательства;

• требовать устранения выявленных нарушений бюджетного за­конодательства ;

• давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, оформлять до­кументы, служащие основанием дяя наложения мер ответственности.

Казначейство РФ осуществляет контроль за операциями с бюд­жетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполно­моченных банков, других участников бюджетного «процесса.

Министерство финансов РФ проводит внутренний аудит главных Распорядителей бюджетов, распорядителей бюджетов, бюджетопо­лучателей, а также может осуществлять аудит бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в части средств, получаемых ими из федерально­го бюджета. Министерство финансов РФ организует финансовый конт­роль и аудит юридических лиц — получателей гарантий Правитель­ства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций.

Созданная для це­лей контроля Счетная палата РФ по указанию Совета Федерации и Государ­ственной Думы проводит в министерствах, ведомствах, учреждениях и на предприятиях проверки вопросов, связанных с формированием и исполнением доходной части федерального бюджета и использо­ванием бюджетных средств. Ежеквартально она представляет в Совет Федерации и Государственную Думу отчеты о ходе исполнения федерального бюджета и дает ежегодное заключение по Отчету Пра­вительства РФ об исполнении бюджета.

Заключение Счетной палаты по Отчету Правительства РФ об ис­полнении федерального бюджета включает:

• заключение по каждому разделу и подразделу функциональ­ной классификации и главному распорядителю бюджетных средств о том, сколько средств из кассовых расходов использовано по целе­вому назначению, а также указание случаев нецелевого использова­ния бюджетных средств с выявлением руководителей органов госу­дарственной власти или бюджетополучателей, принявших решение о нецелевом использовании бюджетных средств, и должностных лиц Казначейства РФ, допустивших осуществление платежа;

• заключение по каждому разделу и подразделу функциональ­ной классификации и главному распорядителю бюджетных средств сверхбюджетных ассигнований либо росписи бюджетных расходов;

• заключения по каждому случаю финансирования расходов, не предусмотренных в утвержденном федеральном бюджете либо рос­писи бюджетных расходов.

В заключение по Отчету об исполнении бюджета входит также ряд анализов, характеризующих различные стороны исполнения бюджета.

Полномочия и ф-ции субъектов бюджетного процесса

Исполнение бюджета

Исполнение бюджета — последняя, основная и наиболее ответственная стадия бюджетного процесса, выражающая претворение в жизнь главного финансового плана того или иного национально-административного или территориального образования. Его цель заключается в обеспечении достаточного финансирования государственных мероприятий, предусмотренных бюджетами, на основе своевременного и полного поступления доходов.

При исполнении бюджетов решаются следующие задачи:

  1. обеспечение аккумуляции плановых поступлений бюджетов;
  2. своевременное и полное финансирование государственных мероприятий;
  3. контроль соблюдения финансовой дисциплины;
  4. учет и отчетность об исполнении бюджетов.

Если на первых трех стадиях бюджетного процесса основную работу проводят сугубо государственные службы, то в четвертой стадии участвуют все министерства, ведомства и большое количество различных организаций, находящихся в какой-либо связи с движением государственных средств. Возглавляют работу исполнительные органы государственной власти, администрации субъектов и местных административно-территориальных образований. В своей деятельности они руководствуются конституцией государства, а также действующим законодательством по гражданским, финансовым, бюджетным, налоговым, уголовным и другим вопросам. В нем определены права, обязанности и ответственность в рамках исполнения бюджетов.

Соответственно задачам исполнение бюджетов включает:

  1. исполнение доходной и расходной частей бюджетов;
  2. контроль поступлений и расходов бюджетов;
  3. учет и отчетность об исполнении бюджетов.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения органами представительной власти и происходит согласно организационным планам, в которых определены мероприятия по поступлениям или расходам, сроки выполнения и ответственные органы (должностные лица).

В Российской Федерации действует казначейская система исполнения бюджетов. Счета федерального бюджета закрываются и открываются Федеральным казначейством. Единый счет федерального бюджета находится в Банке России. Органы местного самоуправления вправе заключать соглашения с территориальными органами Федерального казначейства об обслуживании исполнения местных бюджетов, причем территориальные органы Федерального казначейства вправе отказывать органам местного самоуправления в заключении таких соглашений. В целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета представительный орган местного самоуправления вправе создать муниципальное казначейство за счет средств местного бюджета.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы исполняются на основе принципа единства кассы. Этот принцип предусматривает начисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех запланированных расходов с единого счета бюджета.

Органы исполнительной власти обеспечивают организацию и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Они являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Исполнение бюджетов по доходам предполагает:

  • зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ;
  • возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов;
  • зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм;
  • уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;
  • перечисление Федеральным казначейством средств с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства.

Все поступления зачисляются в доходы конкретных бюджетов. Правильность исчисления и своевременность уплаты контролируется ответственными службами. Доходы, не внесенные в установленный срок или внесенные не полностью, взыскиваются в принудительном порядке. За несвоевременность уплаты и неправильное исчисление налогов применяются санкции (взыскания, пеня, штрафы).

Исполнение бюджетов по расходам и источникам финансирования дефицита осуществляется на основе сводной бюджетной росписи. Сводная бюджетная роспись составляется и ведется финансовым органом в целях организации исполнения бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита. Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат в финансовом году.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

  • принятие бюджетных обязательств;
  • подтверждение денежных обязательств;
  • санкционирование оплаты денежных обязательств;
  • подтверждение исполнения денежных обязательств.

Сначала получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Далее получатель подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты.

Санкционирование оплаты денежных обязательств происходит в форме разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия необходимых документов. Оплата денежных обязательств осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств, а обязательств по публичным нормативным обязательствам — в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

Подтверждение исполнения денежных обязательств ведется по платежным документам, подтверждающим списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы РФ, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих неденежные операции по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

Непосредственное исполнение бюджетов по расходам осуществляется на основе бюджетных росписей главных распорядителей, составленных в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвер-жденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств. Показатели бюджетной росписи по расходам доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года, где получают свое воплощение в бюджетных сметах.

Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение. Показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным до учреждения лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств.

На основании сметы орган, исполняющий бюджет, дает бюджетное обязательство, представляющее собой признанную органом, исполняющим бюджет, обязанность совершать расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающую в соответствии с законом о бюджете и сводной бюджетной росписи.

Лимит бюджетных обязательств — это объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий трех месяцев. Лимиты бюджетных обязательств для распорядителей и получателей бюджетных средств утверждаются органом, исполняющим бюджет, на основании проектов распределения, утвержденных главными распорядителями бюджетных средств. Они доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее, чем за пять дней до начала их действия.

Сводный реестр лимитов бюджетных обязательств по всем распорядителям и получателям бюджетных средств представляется уполномоченным исполнительным органом в контрольный орган, созданный законодательным органом.

Лимит бюджетных обязательств не может отличаться от объема бюджетных ассигнований в расчете на квартал. Изменение лимитов бюджетных обязательств возможно в случаях изменения бюджетных ассигнований и блокировки расходов, а также и без изменения бюджетных ассигнований, если орган, исполняющий бюджет, отсрочил исполнение предоставленных лимитов бюджетных обязательств. Орган, исполняющий бюджет, может отсрочить предоставление лимита бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств на период до трех месяцев. При этом отсроченные бюджетные обязательства не могут превышать 10% бюджетных ассигнований, установленных на квартал, в котором производится отсрочка бюджетных обязательств.

Уполномоченный исполнительный орган и распорядители бюджетных средств доводят до всех нижестоящих распорядителей и получателей изменения лимитов бюджетных обязательств не позднее, чем за пять дней до начала периода действия измененных лимитов бюджетных обязательств. Изменение лимитов бюджетных обязательств не может быть произведено после истечения половины срока их действия.

Получатели бюджетных средств имеют право принятия обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и других документов, необходимых для ее совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.

Орган, исполняющий бюджет, совершает расходование бюджетных средств после проверки соответствия составленных платежных и других документов, необходимых для совершения расходов, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Он осуществляет процедуру подтверждения исполнения бюджетных обязательств и не позднее трех дней с момента представления платежных документов совершает разрешительную надпись.

Объемы принятых и исполненных бюджетных обязательств не превышают лимиты бюджетных обязательств. Объем подтвержденных бюджетных обязательств не превышает объем принятых бюджетных обязательств. Подтвержденные бюджетные обязательства могут отличаться от принятых бюджетных обязательств только в случае отказа органа, исполняющего бюджет, подтвердить принятые бюджетные обязательства.

Орган, исполняющий бюджет, может отказаться подтвердить принятые бюджетные обязательства в следующих случаях:

  • несоответствия принятых бюджетных обязательств закону о бюджете, доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;
  • несоответствия принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
  • блокировки расходов.

Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных бюджетных обязательств.

Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях до каждого получателя бюджетных средств может быть связано с введением режима сокращения расходов бюджета, исполнения бюджета по доходам сверх сумм, утвержденных законом о бюджете, либо в силу перемещения бюджетных ассигнований главным распорядителем бюджетных средств.

Режим сокращения расходов бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10% годовых назначений, руководитель финансового органа самостоятельно принимает решение о введении режима сокращения расходов бюджета. В решении о введении такого режима указываются дата, с которой он вводится, и размеры сокращения расходов бюджета.

Уведомление распорядителей и получателей бюджетных средств о введении режима сокращения расходов бюджета производится не позднее, чем за 15 дней до даты его введения. Отмена режима сокращения расходов бюджета и изменение размеров сокращения расходов бюджета производятся органом, принявшим решение о его введении.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов более чем на 10% годовых назначений, то орган исполнительной власти направляет представительному органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.

Если проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете не принимается в установленный срок, то орган исполнительной власти имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета до принятия законодательного решения по данному вопросу.

В отдельных случаях может быть предусмотрена блокировка расходов бюджета — сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.

Блокировка расходов бюджета осуществляется также при выявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств. Блокировке могут быть подвергнуты:

  • расходы бюджета в размерах, в которых их финансирование было связано условиями, определенными законом о бюджете;
  • расходы бюджета, по которым выявлены факты нецелевого использования.

Руководитель финансового органа отменяет решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя бюджетных средств или другого получателя бюджетных средств только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло блокировку расходов.

Доходы, полученные при исполнении федерального бюджета сверх утвержденных законом о бюджете, направляются Министерством финансов РФ на замещение государственных заимствований, погашение государственного долга РФ, а также на исполнение публичных нормативных обязательств РФ в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований без внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. Сверхплановые доходы субъектов РФ (местных образований) могут использоваться финансовым органом без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) на замещение государственных (муниципальных) заимствований, погашение государственного (муниципального) долга, а также на исполнение публичных нормативных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований. Субсидии и субвенции субъектов РФ и местных образований, полученные сверх установленных законом (решением) о бюджете, направляются на увеличение расходов соответственно целям предоставления субсидий и субвенций с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись. В случае необходимости направить дополнительные доходы на другие цели либо при превышении ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10% финансирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. Внесение таких изменений и дополнений принимается по итогам исполнения бюджета за квартал или полугодие, в котором превышение было получено.

Проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете в связи с получением дополнительных доходов рассматривается законодательным органом во внеочередном порядке в течение. Если законопроект не принимается в срок, то орган исполнительной власти осуществляет равномерную индексацию расходов бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита бюджета и погашения долговых обязательств.

Объемы бюджетных ассигнований для главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств в расчете на финансовый год могут отличаться от объемов бюджетных ассигнований, утвержденных бюджетной росписью и законом о бюджете, не более чем на 10% утвержденных объемов.

Для получателя бюджетных средств в расчете на финансовый год объемы бюджетных ассигнований могут отличаться от ассигнований, утвержденных бюджетной росписью, не более чем на 15% утвержденных объемов.

При установлении встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств возможно проведение зачета денежных средств при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет.

Если в течение нормативного срока лимит бюджетных обязательств не финансируется в полном объеме, то получатель бюджетных средств имеет право на компенсацию в размере недофинансирования, означающего разницу между лимитом бюджетных обязательств, доведенных в уведомлении о лимите бюджетных обязательств до получателя бюджетных средств, и объемом средств, зачисленных на лицевой счет получателя, либо объемом средств, списанных с единого счета бюджета в пользу получателя бюджетных средств, в период действия лимита бюджетных обязательств. Компенсация в размере недофинансирования осуществляется в соответствии с судебным актом.

Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление запрещаются, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом.

Иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта, предусматривающего:

  • возмещение в размере недофинансирования, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;
  • возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий либо действия государственных органов, органов местного управления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону. Практическое исполнение бюджетов обеспечивается кассовым обслуживанием, означающим следующее:
  • учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых органам Федерального казначейства для каждого бюджета в учреждениях Центрального банка РФ;
  • управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют финансовые органы или иные уполномоченные органы;
  • кассовые выплаты из бюджета осуществляются органом Федерального казначейства на основании платежных документов, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета;
  • все операции по кассовым поступлениям и выплатам проводятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации РФ;
  • органы Федерального казначейства представляют финансовым органам информацию о кассовых операциях по исполнению бюджетов.

Все доходы и расходы бюджетов, источники финансирования дефицита бюджета, а также операции по исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету согласно единого плана счетов.

Все операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций по распределению поступлений отчетного финансового года между бюджетами бюджетной системы РФ. Последние производятся в первые пять рабочих дней текущего финансового года и отражаются в отчетности об исполнении бюджетов отчетного финансового года.

Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего года прекращают свое действие 31 декабря. До последнего рабочего дня года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета. Не использованные получателями остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями на единый счет бюджета.

Неиспользованные межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций и субсидий, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели.

Исполнение бюджета

Исполнение бюджета считается процессом достижения основных целей и задач, установленных в плановом периоде. Ни для кого не секрет, что при утверждении бюджета на следующий отчетный год составляется смета доходной и расходной части, которой необходимо придерживаться в течение всего периода.

Согласно действующим законодательным нормам, исполнение бюджета возложено на органы государственной власти соответственно каждому уровню данной системы. Министерство финансов устанавливает главные финансовые показатели, которым должен соответствовать государственный бюджет, то есть сводный баланс. Особенно данный аспект касается уровня дефицита или нехватки доходов из собственных источников для покрытия запланированных расходов. Для этого ежегодно устанавливается предельный лимит дефицита, превышение которого требует введения экстренных мер. Как правило, в таком случае вводится секвестрование – процедура, предполагающая пропорциональное сокращение расходов государства. Исключение составляют только социально защищенные статьи, например, выплаты пенсий, пособий, стипендий, поддержка важнейших социальных и экономических программ в стране.

Если говорить в фактическом плане, то непосредственное исполнение бюджета по расходам выполняется распорядителями средств, особенно финансовыми органами. Ярким примером таковых может служить Министерство финансов, способное не только провести контроль, но и корректировку установленных данных. А вот доходная часть во многом исполняется благодаря налоговой службе, являющейся главным органом по аккумулированию средств в казну государства.

Как известно, в России бюджетная система состоит из трех основных звеньев: федеральный, бюджет субъектов федерации, местные бюджеты. Объединяющим органом можно считать федеральное казначейство, так как оно все привлеченные средства размещает на отдельном счете в центральном банке, а затем уже происходит их распределение по выбранным направлениям. А управление федеральным казначейством осуществляет Министерство финансов, которое стремится реализовать главные цели и задачи. К таковым можно отнести следующие:

  • придерживаться принципа единства кассы, то есть накопление ресурсов, поступающих от разных источников, на одном счете;
  • определение величины дотаций и прочих ассигнований, предназначенных другим звеньям бюджетной системы, с последующим перечислением этих сумм на соответствующие счета;
  • составление сводной ведомости в разрезе распорядителей средств;
  • проведение работы по планированию и прогнозированию основных тенденций развития экономики в будущем, исходя их которых становится легче составлять бюджет на будущий период;
  • контроль за исполнением бюджета, что выражается в регулярном предоставлении отчетов о соответствии фактического положения дел плановым показателям.

Если говорить о документальном оформлении, то контрольная деятельность выполняется на основе бюджетной росписи. Этот документ считается некой базой, опираясь на которую можно понять, насколько четко производится исполнение бюджета. Роспись предполагает тщательное отражение доходной и расходной части по всем статьям, предусмотренным законодательством и ежегодной практикой. Среди источников доходов выделяют физические лица и юридические организации. С первых взимаются налоговые и неналоговые платежи в бюджет за счет самостоятельных выплат в определенных органах. А юридические лица, как правило, перечисляют средства в безналичной форме со своего счета в банке на счет соответствующего бюджета.

И в заключении хочется отметить, что исполнение бюджета предполагает строго целевое использование полученных субвенций или субсидий. Среди укрупненных целей выделяют содержание аппарата государственного управления, обеспечение обороны страны, поддержание отраслей народного хозяйства, имеющих первостепенное значение.

Исполнение бюджета

10 самых «фотогеничных» нарядов Вы прекрасно себя чувствуете в своем любимом свободном платье или огромном вязаном свитере и наслаждаетесь жизнью. Однако все меняется, как только вы.

Исполнение бюджета

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

Исполнение бюджета

20 фактов, которых вы не знали о фильме «Красотка» В 1990 году на экраны вышла любимая романтическая комедия, мгновенно ставшая хитом и не потерявшая своего шарма даже спустя четверть века. Фильм «Крас.

Исполнение бюджета

10 очаровательных звездных детей, которые сегодня выглядят совсем иначе Время летит, и однажды маленькие знаменитости становятся взрослыми личностями, которых уже не узнать. Миловидные мальчишки и девчонки превращаются в с.

Исполнение бюджета

Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.

Исполнение бюджета

Непростительные ошибки в фильмах, которых вы, вероятно, никогда не замечали Наверное, найдется очень мало людей, которые бы не любили смотреть фильмы. Однако даже в лучшем кино встречаются ошибки, которые могут заметить зрител.

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА это:

Смотреть что такое «ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА» в других словарях:

Исполнение бюджета — обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечение финансирования всех запланированных по бюджету расходов. Исполнение бюджета начинается после вступления в силу нормативного акта… … Большой юридический словарь

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА — завершающая стадия бюджетного процесса, на которой осуществляется формирование и использование бюджетного фонда. Осн. задача И.б. – обеспечение полного и своеврем. поступления налогов и неналоговых доходов, осуществление заимствований, а также… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

исполнение бюджета — процесс получения доходов и осуществления расходов, предусмотренных в утвержденном бюджете. В ходе исполнения бюджета могут наблюдаться отклонения от принятого варианта, в связи с чем необходимо контролировать и регулировать процесс исполнения … Словарь экономических терминов

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА — процесс получения доходов и осуществления расходов, предусмотренных в утвержденном бюджете. В ходе И. б. могут наблюдаться отклонения от принятого варианта, в связи с чем необходимо контролировать и регулировать процесс его исполнения … Энциклопедический словарь экономики и права

Исполнение Бюджета Кассовое — организация приема, хранения и выдачи бюджетных средств, ведение учета и отчетности по исполнению бюджета. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

исполнение бюджета кассовое — Организация и осуществление в процессе исполнения бюджета, приема, хранения и выдачи бюджетных средств, веление учета и отчетности. Различают казначейскую, банковскую и смешанную системы К.и.б. [http://www.lexikon.ru/dict/buh/index.html] Тематики … Справочник технического переводчика

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА, КАССОВОЕ — организация и осуществление в процессе исполнения бюджета, приема, хранения и выдачи бюджетных средств, веление учета и отчетности. Различают казначейскую, банковскую и смешанную системы К.и.б … Большой бухгалтерский словарь

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА, КАССОВОЕ — организация и осуществление, в процессе исполнения бюджета, приема, хранения и выдачи бюджетных средств, ведение учета и отчетности. Различают казначейскую, банковскую и смешанную системы К.и.б … Большой экономический словарь

Казначейское исполнение бюджета — в РФ организация исполнения и исполнение бюджета, управление счетами бюджета и бюджетными средствами органами государственной власти, являющимися кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. См. также: Федеральное казначейство… … Финансовый словарь

КАССОВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА — организация получения денежных средств в бюджет и выдачи бюджетных средств, учет наличия бюджетных средств в процессе исполнения бюджета. Райзберг Б.А. Лозовский Л.Ш. Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2 е изд. испр. М.:… … Экономический словарь

  • Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления. Книга является плодом работы многих подразделений Всемирного банка и отражает усилия, направленные на более глубокое понимание феномена коррупции. Ее первая часть посвящена коррупции в таких… Подробнее Купить за 1134 руб
  • Финансы. Учебник. В учебнике раскрываются содержание финансов, их роль в обеспечении экономического роста и реализации социальной политики. Особое внимание уделяется новому осмыслению теории и практики… Подробнее Купить за 804 руб
  • Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации. Учебное пособие. И. Г. Акперов, С. П. Головач, И. А. Коноплева. Рассматриваются вопросы организации бюджетного процесса в современных условиях развития финансово-кредитной системы Российской Федерации, казначейское исполнение доходов и расходов бюджета,… Подробнее Купить за 795 руб

Другие книги по запросу «ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА» >>

Понятие, принципы и этапы исполнения бюджета

Исполнение бюджета

Рассмотрим понятие, принципы и этапы исполнения бюджета.

Понятие исполнения бюджета

Исполнение бюджета представляет собой один из важнейших этапов бюджетного процесса мобилизации и экономного использования бюджетных средств, в процессе которого участвуют органы исполнительной власти, налоговые и финансовые органы, кредитные учреждения, налогоплательщики и получатели бюджетных средств.

В основу исполнения бюджета положены принципы.

• единства бюджетного счета (кассы), предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех расходов с единого бюджетного счета;

• обеспечение расходов в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

Исполнение бюджета начинается с момента принятия органом законодательной или представительной власти закона о бюджете. Финансовые органы на основе закона о бюджете готовят организационный план. в котором расписываются все задачи подразделений финансовых органов по обеспечению выполнения бюджета.

Кроме того, в финансовых органах на основе данных бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов. которая утверждается исполнительным органом власти.

Бюджетная роспись представляет собой документ, в котором детально отражаются показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией по срокам финансового года в плане распорядителей и получателей бюджетных средств.

Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Роспись составляется на основе балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей.

Кассовое исполнение бюджета или операции по бюджетным счетам по зачислению доходов в бюджет и по платежам из средств бюджета осуществляется органом федерального казначейства или уполномоченным банком, в котором открыт счет на получение средств из бюджета.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

• перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

• распределение средств по разделам, подразделам и статьям в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

• возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

• учет доходов бюджета и составление отчетов о доходности соответствующего бюджета.

Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Минфином России и утверждается министром в течение 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном бюджете. Утвержденная сводная роспись передается на исполнение Федерального казначейства РФ и направляется для сведения в Федеральное Собрание РФ и Счетную палату РФ.

Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов.

1. Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств.

Согласно бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения финансовый орган и главные распорядители доводят объемы бюджетных ассигнований до нижестоящих распорядителей и бюджетополучателей бюджетных средств через Федеральное казначейство (для местных бюджетов через уполномоченные банки).

2. Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями. которое представляет собой оформленное бюджетное обязательство на получение из бюджета денежных средств. На основании бюджетного обязательства бюджетополучатели приобретают право на осуществление расходов бюджетных средств в пределах установленных лимитов. По бюджетному обязательству бюджетополучатели на основании заключенных договоров осуществляют расчеты с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.

3. Подтверждение и проверка исполнения бюджетных обязательств.

Расходование бюджетных средств не может быть произведено без завершения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатели обязаны предоставить в финансовые органы документы, подтверждающие реальные бюджетные обязательства.

4. Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам.

Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств с бюджетных счетов бюджетополучателей в пользу лиц, предоставивших услуги бюджетополучателям.

Основанием для расходования средств является платежный документ и подотчетная бюджетная сумма денежных средств, списанных с бюджетных счетов бюджетополучателей. Платежный документ представляет собой кассовый бюджетный расход.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *