Информационный проект

Схема 1. Процесс создания информационного проекта

Первый этап – это выбор темы — идеи. Как правило, эта идея связана с теми проблемами, которые рассматривались в процессе изучения курса «Введение в теорию журналистики». Тема, которую студент предлагает, обговаривается с руководителем-консультантом проекта, в качестве которого может выступать как преподаватель кафедры (факультета), так и специалист-практик. Последнее требует дополнительного согласования темы и утверждения ее на кафедре. Выбор темы имеет очень большое значение для успешного завершения проектного исследования. Правильно выбрать тему – значит обеспечить наполовину успех работы. Тема проектной работы – это то главное, о чем говорится в работе. Тема должна соответствовать потребностям аудиторных групп, на которые рассчитан проект, она должна быть актуальной, обусловленной также объективными потребностями теории и практики массовой информации. Тема должна быть достаточно конкретна, чтобы студент мог ее практически сориентировать. Это достигается соотнесением содержательного компонента темы и формулировки реальных проблем информационного поля, в котором создается информационный проект. Тема должна быть достаточно сужена, чтобы отражать конкретную область исследования. Очень важно включать в название темы подзаголовки, где указывается в скобках (на материале, … на примере…).

Второй этап – подбор литературы и источников по теме информационного проекта. Этот этап можно назвать библиографическим. Он проходит в библиотеках, Книжной палате и других книгохранилищах. В процессе работы с литературой составляется мини-каталог специальной литературы, предполагающий библиографическое описание каждого первоисточника и второисточника. Завершается этот этап подбором необходимого количества книг и текстов, которые помогут вам создать информационный проект.

Третий этап – планирование работы над информационным проектом. Студент составляет план-проспект информационного проекта, в котором отражает обоснование выбора темы работы, краткую информацию о ее современном состоянии, характеристику цели и задач работы. План-проспект – это уже черновое оглавление проектной работы с реферативным раскрытием ее содержания. Итогом этого этапа служит составление окончательной структурной схемы информационного проекта. Этот этап является промежуточной формой контроля и предполагает сдачу письменного варианта проспекта информационного проекта. Проспект представляется в распечатанном виде, оформляется произвольно.

Четвертый этап – проведение маркетингового исследования проекта и работа над текстом информационного проекта. Здесь студент анализирует, обобщает и теоретически объясняет факты, полученные в результате исследования.

Композиция информационного проекта включает в себя следующие элементы:

1. Титульный лист.

3. Резюме проекта.

4. Введение, в котором обозначается актуальность темы проекта, цель и задачи проекта, основные источники проекта.

5. Описание анализа коммуникационной ситуации, с результатами исследования целевых групп и конкурирующих идей.

6. Стратегия и тактика идеи проекта: планирование образа и техническое планирование.

7. Основы информационной политики проекта (работа со СМИ).

8. Реализация проекта.

9. Заключение, в котором содержаться предполагаемые результаты информационного проекта и прогноз развития идеи.

10. Библиографический список использованной литературы.

11. Приложения (если есть).

Титульный лист является первой страницей информационного проекта и заполняется по определенным правилам. Образец титульного листа утверждается на заседании кафедры, по которой пишется данная работа. В верхнем поле указывается полное наименование организации, где выполнена работа, а также наименование факультета и отделения. Далее в среднем поле по центру указывается форма работы – ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ и дается заглавие работы без кавычек. Далее ниже по центру указывается ФИО автора или авторов проекта, номер группы и курса в именительном падеже, на следующей строке ФИО научного руководителя, ученое звание и степень. В нижнем поле по центру указывается место выполнения работы и год ее написания (Образец № 1). Титульный лист подписывается студентом и научным руководителем. Это – допуск к защите проектной работы.

Оглавление содержит все заголовки разделов информационного проекта и страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны четко повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке нельзя.

Резюме проекта содержит краткое описание работы в целом, в котором автор (ы) презентуют в вербальной форме проделанную работу, определяя наиболее ценные разделы и результаты этой работы. Резюме не должно превышать по объему 0,5 страницы.

Введение – это очень важная часть работы, по которой судят о том, насколько владеет информацией о той или иной части работы студент. В этой части должен быть отражен методологический аппарат проекта и его целевые установки. Во Введение информационного проекта должны быть включены:

обоснование актуальности темы (обоснование актуальности темы дается в первых строчках Введения и содержит формулировку идеи проекта и аргументы в пользу изучения данного вопроса в современных условиях);

цель проекта (вытекает из актуальности темы и предполагает акцент на том, чего хочет достичь автор работы);

задачи проекта (не менее трех, являются продолжением цели и конкретизируют целевые установки проекта, служат основой для выделения этапов работы над проектом);

методы исследования (концепции и теории, способы и методы, которые используются в рамках проекта);

практическая значимость проекта (предполагаемое значение работы для теории и практики массовой информации).

Описание анализа коммуникационной ситуации предполагает подробный анализ того информационного поля, в котором протекает исследование, отражаются изучаемые явления и факты, описывается методика и техника конкурирующих идей, даются характеристики целевым группам.

Стратегия и тактика идеи проекта включает в себя описание процесса планирования образа идеи информационного проекта и техническое планирование, включающее в себя процесс создания имиджа идеи, финансовые источники, коммуникационные каналы.

Основы информационной политики проекта предполагают развернутую концепцию медиапланирования, что включает основы информационной политики в отношении СМИ.

Реализация проекта как раздел информационного проекта основан на плане маркетинга проекта и включает в себя этапы продвижения идеи информационного проекта в соответствии с целевыми установками, выдвинутыми во Введении.

Заключение отражает результат проведенного исследования. Полученный результат – это решение задач, которые вы поставили во Введении. Он формулируется как выводы и наглядная демонстрация предполагаемых или реальных результатов. Заключение выполняет функцию концовки, обусловленной логикой проведенного проектного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части исследовательской информации. Выводы и демонстрация результатов должны излагаться последовательно, логично, должны быть соотнесены с целью и задачами работы, вытекать из логики исследования, быть наглядными и убедительными.

Библиографический список использованной литературы отражает самостоятельную творческую деятельность студента. В списке первоисточников должно содержаться не менее десяти наименований, столько же и в списке второисточников. Важно! Первоисточники указываются по хронологии, а второисточники — по алфавиту.

Приложение может содержать вспомогательные или дополнительные материалы, которые сопровождают вербальный вариант проекта, иллюстрируют содержание, служат большей наглядности проекта.

Язык и стиль проекта позволяют судить об общей культуре ее автора. Язык и стиль проектного исследования как часть письменной научно-публицистической речи представляет интерпретацию собственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования проектных разделов и доказательства практической значимости выдвигаемой в качестве основной проектной идеи. Основным способом изложения материала является доказательное рассуждение. Допускается использование прямого указания на автора проекта, что подчеркивает креативный характер всей работы. Стиль работы должен подчеркивать также ее презентационный характер, демонстрировать и убеждать в истинности высказываемой идеи.

Оформление информационного проекта. Объем проектной работы по спецпрактикуму «Актуальные проблемы теории и практики массовой информации» составляет 18-20 страниц компьютерного набора (Word, 14 кегль, 1,5 интервала, поля – верхнее и нижнее – 2. левое – 3, правое – 1,5, шрифт – Times New Roman, цветовое оформление – черно-белое, цветные вставки исключаются, бумага белая, формат А4). Все страницы должны быть пронумерованы. Нумерация начинается с первой страницы – титульного листа, но на нем цифра не ставится. Нумеруется вторая страница, где от центра вверху ставится цифра 2. Текст должен быть вычитан, не содержать искажений – разного рода стилистических и логических ошибок, нечетких туманных формулировок. Особо следует обратить внимание на оформление сносок и списка литературы. Все описания литературы должны соответствовать требованиям ГОСТ и содержать сведения об авторе исследования, годе и месте издания. Для более точного исполнения этих требований необходимо обратиться к правилам библиографического оформления литературы, которые находятся в специальных сборниках в научно-библиографических отделах научных библиотек.

Информационный проект помещается в папку-скоросшиватель. К распечатанному информационному проекту прилагается диск-презентация, содержащий иллюстративный материал и компьютерную программу презентации проекта.

Работа рецензируется представителями СМИ, информационных служб предприятий, организаций и институтов. Рецензенты представляют рецензии в письменном виде – по две на каждый проект.

Порядок защиты информационных проектов . Проектные работы защищаются на публичном заседании комиссии по защите проектов, в которую включаются представители кафедр факультета, специалисты-практики, журналисты, представители информационных служб. Для защитительной речи слово предоставляется автору проекта, который в течение 10 минут излагает основные позиции своей работы, презентует ее с использованием компьютерных технологий. В обсуждении проекта принимают участие как члены комиссии, так и все желающие. После ответов на вопросы начинается дискуссия, в которой принимают участие все присутствующие на защите. Завершает защиту заключительное слово автора проекта. Рекомендуется заранее подготовить защитительную речь, прорепетировать презентацию, проконсультировавшись с научным руководителем. Проектная работа оценивается дифференцированно: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Эта работа классифицируется как работа высшего уровня подготовки студента по курсу «Основы теории журналистики». Желаем успехов!

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

1. Виды проектов

В теории и практике учебного проектирования выделяют разнообразные типы (виды) проектов (рис. 1).

1. В зависимости от количества участвующих студентов они могут быть индивидуальными, парными, групповыми:

индивидуальный проект эффективен с точки зрения организации самостоятельной поисковой деятельности студента, учета его личных интересов, предоставления возможности реализовать свой творческий потенциал, потребность в достижении успеха и самоутверждения;

парные и групповые проекты обладают не меньшими развивающими возможностями, позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающихся при распределении их обязанностей, а также обучают студентов умению кооперировать свои усилия в процессе совместного решения сложных творческих задач.

2. По характеру поисковой деятельности и преобладающих методов выделяют исследовательские, творческие и информационные проекты:

исследовательские проекты по своему характеру напоминают научное исследование, подчиняются его логике и включают в себя: определение актуальности и степени разработанности проблемы, объекта и предмета, цели исследования, гипотезы, задачи, методологии и методики изучения проблемы; сбор и анализ информации, проведение эксперимента, разработку практических рекомендаций и т.д. Проекты данного вида чаще всего разрабатываются в рамках курсового и дипломного проектирования;

творческие проекты направлены на разработку новых оригинальных идей, продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме (творческий отчет, выставка, проект дизайна производственных помещений, видеофильм, печатная продукция – книга, альманах, журнал в компьютерной верстке, компьютерная программа и т.д.). Основными методами работы становятся «мозговой штурм», «синектика», метод творческой группы (лаборатории, конструкторского бюро, мастерской, редакции и т.д.);

информационные проекты направлены на сбор необходимой для учебного процесса или других заказчиков информации. Разработка проекта связана с поиском и нахождением информации в различных источниках: монографиях, журнальных статьях, газетных публикациях, электронных базах данных, с помощью социологических опросов. Результатом проекта становится отобранная, проанализированная, обобщенная, систематизированная и представленная в определенной форме информация – буклет, коллаж, публикация, страничка в Интернете и т.д.

3. В зависимости от сферы применения разрабатываемого проекта можно выделить проекты производственные (технические) и социальные. При этом они могут быть производственными и социальными одновременно, если решается проблема, имеющая значение для совершенствования социальных аспектов производства (проблемы общения, управления, улучшения бытовых условий и т.д.).

4. В соответствии с характером разрабатываемой проблемы разграничиваются теоретические и практикоориентированные проекты. Так, студенты на основе изученных в курсе истории педагогики подходов к воспитанию разрабатывают в творческих группах свои собственные концепции воспитания. Иной, практический, характер носит разработка проекта, направленного на решение определенной практической проблемы по заказу колледжа, конкретного преподавателя (методический проект). Данные виды могут успешно сочетаться в одном проекте. Например, теоретический проект, выполненный на занятиях по дисциплине «Менеджмент» и направленный на исследование и анализ организационной культуры предприятия, одновременно сопровождается подготовкой видеофильма «Специализация магазина и организационная культура торгового предприятия», который используется в качестве учебного материала по нескольким дисциплинам.

5. В зависимости от учебных дисциплин, в рамках которых разрабатывается проект, можно выделить:

монопредметные проекты. осуществляемые в рамках одной учебной дисциплины;

межпредметные проекты. реализуемые также в процессе изучения определенного курса, но на основе активного использования материалов других;

надпредметные проекты. не только не связанные с конкретной дисциплиной, но и, как правило, реализуемые вне рамок конкретной учебной дисциплины.

Межпредметные и надпредметные проекты обеспечивают активную продуктивную деятельность студентов на основе систематизации, интегрирования и комплексного использования в процессе подготовки специалиста знаний и умений, приобретаемых при изучении разных дисциплин. Именно такой характер должны носить аттестационные дипломные проекты.

Информационный проект

По продолжительности, срокам выполнения проекты могут быть:

краткосрочные. разрабатываемые на нескольких занятиях или в процессе самостоятельной работы студентов между ними;

среднесрочные – разрабатываемые от недели до месяца;

долгосрочные – разрабатываемые от одного до нескольких месяцев.

При изучении конкретной дисциплины используются, в основном, краткосрочные проекты, к долгосрочным можно отнести курсовое и дипломное проектирование.

Чаще всего учебные проекты студентов имеют комплексный характер, сочетая в себе несколько видов. Сочетание исследовательских и практикоориентированных проектов, индивидуальных и групповых форм организации работы над ними дает возможность не только освоить исследовательские умения и навыки, но и овладеть системными способами решения производственных проблем на основе кооперации своих индивидуальных проектов. (см. Приложение 1)

Проект на тему:
Информационный проект

Подписи к слайдам:

Номинация «Петербург, я тебя узнаю» н азвание проекта Информационный проект «Московский парк Победы» Автор: Радюхина Наталия Юрьевна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории, заместитель директора по УР ГБОУ СОШ № 684 « Берегиня » Участники: учащиеся 3-а класса — 22 человека, учащаяся 7 класса Федотова Ангелина, родители учащихся. Групповой проект Цель. — приобщение и углубление интереса учащихся к истории своего города Задачи. — расширение знаний учащихся о памятных страницах, датах и судьбах людей своего района; — р азвитие навыков исследовательской работы и систематизация полученной информации; — развитие умения выполнять проектную работу с применение ИКТ; — формирование творческой активности на основе применения ИКТ; — воспитание любви к малой родине Предметно-содержательная область: Информационный проект основан на интеграции предметных областей: окружающего мира, истории Санкт-Петербурга, литературного чтения, технологии, информатики и ИКТ Описание проекта: Проект позволяет расширить знания обучающихся о летописи событий района, памятных страницах, датах и судьбах людей, вовлечь учащихся в совместную исследовательскую деятельность направленную на распространение собранной информации с помощью ИКТ. Проектная деятельность организована в различных группах и состояла из нескольких этапов: подбор источников информации, их изучение, планирование деятельности направлена на создание проекта; создание макета парка Победы и макетов исторических сооружений расположенных на территории парка в различных техниках (конструирование, рисование на ПК, работа в технике бумагопластики) издание книги стихов собственного сочинения, книги-справочника «Аллея героев». В последующем возвращение к проекту и его расширение в рамках сотрудничества с другими учреждениями района. Продолжительность проекта: 2 месяца Информационные технологии: MS Word, MS PowerPoint, Internet, Microsoft Move Marker. Adobe Reader X. CD Burner XP Дополнительная информация: Фото

Актуальность и оригинальность. Идея духовности и патриотизма в России всегда порождала невиданную энергию, позволяющую решать вопросы исторической важности. Воспитание детей, любящих свой город, невозможно без знания истории Санкт – Петербурга и Московского района, в котором они живут и обучаются. Проект служит для формирования духовно-нравственного, гражданских и мировоззренческих качеств учащихся, которые проявляются в любви к своему району, историю которого они знают недостаточно. Проект направлен на формирование чувства патриотизма, уважения к историческому прошлому, необходим для сохранения исторического наследия, вовлечения в исследовательскую деятельность, развития творчества. Проект дает возможность организации реальной и виртуальной экскурсии по Московскому парку Победы для учащихся Программа проекта Этапы проекта Ожидаемые результаты. Овладение учащимися информационными и коммуникационными ОУУ, соответствующими возрастным и психологическим возможностям, как средством социализации личности ученика. Повышение общей информационной культуры учащихся. Сох ранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса, становления мотивации к деятельности Формирование у учащихся основ ИКТ компетентности, необходимыми составляющими которой являются: поиск информации; запись, фиксация информации; представление и обработка данных; создание текстов с помощью компьютера; редактирование текста; создание новых текстовых сообщений путём комбинирования имеющихся; выступление с аудиовизуальной поддержкой. Образовательная среда: Персональный компьютер учителя Мультимедийный проектор Проекционный экран Персональные компьютеры учащихся- 12 шт Фотоаппарат – 2 шт Аудиодиски Видеокамера Литературные источники

Учебно-методические материалы Учебные и информационные материалы Методические рекомендации Руководство для учащихся Рефлексия. критерии оце нки презентация результатов проектной деятельности

Об авторах проекта Радюхина Наталия Юрьевна – учитель начальных классов, заместитель директора по УР ГБОУ СОШ № 684 « Берегиня » — Почетный работник образования — лауреат городского конкурса учитель года «Учитель должен быть крылатым и обязательно с мечтой» — награждена знаком за гумманизацию школ Санкт-Петербурга УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА natarad @ inbox. ru Итоговый фильм о проекте: видеоролик как делали проект, имя файла на диске «Московский парк Победы» ГБОУ СОШ 684 и на сайте YouTube. http://www.youtube.com/watch?v=bjrLXaAzvJ8

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный проектПрезентация к информационному проекту «Заповедное дело в России». Часть 1

Данная презентация может быть с успехом использована на уроках экологии в 11 классе, на уроках биологии в 11 классе, а также на внешкольных мероприятиях экологической тематики.

Информационный проектПрезентация к информационному проекту «Заповедное дело в России». Часть 2

Данная презентация может быть с успехом использована на уроках экологии в 11 классе, на уроках биологии в 11 классе, а также на внешкольных мероприятиях экологической тематики.

К 65-летию Победы в ВОв был создан проект, в котором рассказывается о Международном суде над нацистскими преступниками против человечности. Этот проект был представлен на районном конкурсе «Лидер», гд.

Информационный проектПособие для учащихся по составлению информационного проекта «Крестовые походы»

Данный материал поможет учащимся самостоятельно разработать информационный проект по теме «Крестовые походы».

Информационный проект. Работу выполнила Джагацпанян Карина, член биологического кружка «Эрудит».Один из советов, которые дают специалисты состоит в том, что люди в помещении, где они находятся п.

Информационный проектИнформационный проект «Секреты предлога»

Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе.

Информационный проектИнформационный проект «Красная книга Троицкого района»

Данный проект – одно из мероприятий в системе экологического воспитания учащихся. Человечество давно осознало опасность потери биологического разнообразия, и создание Красных книг разного.

Информационный проект Методика разработки. Определение Информационный проект это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации. — презентация

Презентация на тему: » Информационный проект Методика разработки. Определение Информационный проект это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации.» — Транскрипт:

1 Информационный проект Методика разработки Информационный проект

2 Определение Информационный проект это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории; Могут выступать модулем исследовательских проектов. Информационный проект

3 Универсальные учебные действия Учащийся выбирает информационные источники, адекватные цели проекта, планирует информационный поиск, систематизирует информацию, критически относится к полученной информации, делает выводы. Информационный проект

4 Основные задачи Активизировать познавательную деятельность учащихся через создание ситуации для поиска материала, обработки, творческого нестандартного подхода к представлению материала; Информационный проект

5 Структура Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), методы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад реферат), презентация Информационный проект

6 Этапы работы над проектом 1. Постановка проблемы. 2. Планирование этапов проекта. 3. Поиск информации. 4. Создание информационных продуктов. 5. Презентация продуктов 6. Оформление портфолио. 7. Применение информационных продуктов. Информационный проект

7 Информационный продукт Информационные продукты в дальнейшем могут использоваться на уроках и классных часах и других формах учебной деятельности Информационный проект

8 Критерии успеха Достигнут конечный результат Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем Результат проекта использован другими коллективами Информация о проекте широко распространена Получено удовольствие от своей деятельности Информационный проект

9 Простые советы Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности. Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать. Информационный проект

Информационные и творческие проекты

  • Есина Валентина Александровна. заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель английского языка

Повышение мотивации учащихся к изучению школьных предметов широко дискутируется в отечественной профессионально-методической литературе. Одним из способов достижения этой цели является использование активных форм обучения, связанных с внедрением новых информационных технологий, более эффективным использованием старых приемов, в том числе работа с наглядными пособиями, аудио- и видеоматериалами, приемы драматизации и т.д. Большие надежды возлагаются на практику широкого применения метода проектов, использования новых информационных технологий, метода активизации резервных возможностей личности. Инновационный поиск новых средств приводит к пониманию того, что дети активнее откликаются на деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и тому подобные методы обучения.

Проектирование стало наиболее распространенным видом интеллектуальной деятельности в наше время. Учебный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Иными словами, самостоятельная работа над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление, носит характер проектной деятельности.
Метод проекта является комплексным способом формирования пяти базовых компетенций. Это – социально-политическая компетенция, или готовность к решению проблем, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социокультурная компетенция и готовность к образованию на протяжении всей жизни. В совокупности они обеспечивают готовность выпускников к адаптации и самореализации в условиях рынка труда современного информационного общества.

Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. Посредством проектной деятельности формируются знания и навыки о структуре задачи, этапах ее выполнения и осваиваются основные элементы технологических цепочек.

Проектная деятельность как элемент учебного процесса оказывается очень эффективной. Она предоставляет учащемуся максимум свобод в реализации задачи, что повышает у ребят интерес к решению задачи и способствует творческому развитию личности.
Что делает привлекательной проектную деятельность учащихся?
Во-первых, в современном мире одним из требований, предъявляемых к специалисту, является требование не просто высказать идею, свой способ решения проблемы, а изложить его в виде полностью проработанного плана (проекта) и уметь оценить его конкурентоспособность. Во-вторых, известен такой подход, как обучение через опыт, который позволяет ученикам принять участие в происходящих в мире событиях через самостоятельную деятельность. Проектная деятельность на английском языке требует активизации и совершенствования всех знаний, умений и навыков, полученных на уроках: знание и применение на практике грамматики, письменной и устной речи (развитие монологической и диалогической речи), практическое применение знаний английского языка и высокая оценка работы экспертами. В-третьих, только технология совместного проектирования, дает возможность выстраивать партнёрское взаимодействие между соавторами проекта, т.е. организует обучение в сотрудничестве. Такой метод направлен на развитие навыков делового общения в коллективе и предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, создание учащимися конечного продукта (результата) их соб­ственной творческой деятельности.

Говоря о проектной деятельности, различают несколько видов проектов, в том числе учебно-исследовательские, творческие и информационные. Учебно-исследовательские проекты успешно применяются в дисциплинах гуманитарного и естественно-научного цикла. Опыт работы в этом направлении был представлен в статье «Учебно-исследовательская проектная деятельность как форма внеклассной работы по химии. Из опыта работы», опубликованной в сборнике фестиваля «Открытый урок» 2007/2008 года.

В курсе лингвистических дисциплин чаще всего используются информационные и творческие проекты. Информационные направлены на сбор информации о каком-то объекте или явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. По структуре информационные проекты схожи с исследовательскими и являются их составной частью, модулем.

Творческие проекты подчиняются жанру конечного результата (газета, спектакль, сочинение, эссе, видеофильм, праздник и т. п.), но оформление результатов проекта требует четкой, продуманной структуры в виде сценария праздника, плана сочинения, статьи, эссе, дизайна рубрик газеты, альбома и т. п.

В основе работы над проектами лежит сотрудничество и коренным образом меняется роль учителя. На таких уроках он – консультант, «арбитр9quot; в улаживании внутри групповых конфликтов, эксперт промежуточных результатов, аналитик в отслеживании деятельности каждого из участников и степени использования изученного материала. Перед тем, как давать задание на проект, важно рассмотреть, какие этапы существуют при решении задач:

  • постановка цели;
  • описания предполагаемого результата;
  • анализ исходных данных и имеющихся ресурсов;
  • выбор исполнителей;
  • написание и оформление проекта;
  • защита проекта, обсуждение достоинств и недостатков;
  • анализ результата.

Организация проектной деятельности не укладывается в рамках классно-урочной системы и, как правило, затрагивает и внеурочную деятельность. Большую часть проектирования (сбор информации, анализа проведение исследований, экспертиза и т.д.) учащиеся выполняют вне урока.

На заключительном занятии проводится подведение итогов работы, защита и экспертиза представленных работ, определяются критерии оценки и проводится рейтинговая оценка (определяется голосованием каждого ученика).

Так, при анализе и оценке представленных проектов учащиеся предложили следующие критерии оценки:

  • практичность;
  • понятность;
  • полнота использования средств информационных технологий;
  • творческий подход;
  • защита.

При оценке собственных проектов учащиеся отмечали, что именно эта деятельность помогла им применить полученные знания в комплексе: научиться применять их самостоятельно и выбирать оптимальные средства для работы с нужной информацией, а также умение анализировать критически, оценивать свою деятельность, сотрудничать с товарищами, учителем.

В процессе применения метода были выполнены несколько информационных и творческих проектов.

Среди информационных были проекты учащихся 6 классов «Домашние любимцы» и «Моя школа», отмеченные Дипломами Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио, 2005/2006». проводимого Издательским домом «Первое сентября», в двух номинациях «Литературное творчество» и «В помощь учителю.
Презентация проектов «Экология Пущино» и «Город, в котором я живу», посвященных юбилею нашего города, проходила в виде конференции на английском языке и освещалась городским телевидением и газетой «Пущинская среда».

Творческие проекты – музыкальные спектакли на английском языке «Красная Шапочка», и «Три поросенка». Учащиеся третьих классов в ходе месячника иностранного языка в школе не только организовали выставку детских книг на английском языке, а также выбрав самую интересную из них – «Три поросенка», написали сценарий этой сказки совместно со старшеклассниками, опираясь на изученный лексический материал, используя стихи и песенки, которые содержатся в их учебнике. Материалы проектной работы «Красная Шапочка» представлены в сборнике исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио, 2006/2007».

Хорошо себя зарекомендовало создание разновозрастных групп учащихся, работающих над проектом.
Следует отметить, что у метода проектов есть ограничения. Проект любого типа – это творческая работа, к сожалению, не все дети проявляют способности к творчеству. Кроме того, для творчества в любой области надо обладать определенным набором базовых знаний, умений и навыков, сформированным понятийным аппаратом, готовностью и способностью интерпретировать информационный материал разной степени достоверности и сложности, выполнять учебные задания исследовательского характера, оформлять их в виде проектов. Следовательно, прежде, чем дать задание выполнить проектную работу на ту или иную тему, того или иного характера, учитель должен критически оценить возможности учащихся.

Практика показывает, что не все преподаватели понимают разницу между написанием реферата и информационным проектом, между постановкой спектакля и творческим проектом и т. п. Представляется правильной точка зрения, что в проектных работах важен не только конечный продукт, его форма и его демонстрация, но и рассказ о самой деятельности, о том, какие были трудности в ходе работы над проектом, какие возникали идеи, как они обсуждались, какие идеи были отвергнуты, какие были приняты и почему, как преодолевались трудности. Таким образом, дети в ходе презентации конечного продукта проекта анализируют свою деятельность, проводят рефлексию, обсуждают групповую и индивидуальную работу и личный вклад каждого участника проекта.

Эти воспитательные цели проектной деятельности позволяют выполнить задачу по усилению степени автономии учащихся, сделав их более самостоятельными и ответственными за результаты учебного труда. Введение рефлексивной составляющей в презентацию продукта проектной работы группы соответствует современным тенденциям внедрения технологии самоконтроля и взаимоконтроля, которые являются фундаментальными в технологиях адаптивной школы.

Основой проектов в курсе изучения иностранного языка могут быть следующие проблемные задания:

  • Поисково-игровые, направленные на развитие наблюдения. Различных видов мышления, творческого воображения;
  • Коммуникативно-поисковые, направленные на развитие умений вести дискуссию, умения нахождения нужной стратегии, оптимального объема языкового материала в ситуациях прямого и опосредованного общения;
  • Коммуникативно-ориентированные, направленные на формирование готовности к решению чисто коммуникативных, а также учебных, социальных, поисково-информационных задач в условиях, как соревнования, так и сотрудничества;
  • Познавательно-поисковые культуроведческие задания, направленные на интеграцию междисциплинарных знаний, формирование комплексных социокультурных знаний и умений, а также на формирование умений смысловой интерпретации первичных и вторичных авторских текстов;
  • Лингвистические поисковые задания, направленные на формирование профильных лингвистических и филологических умений.

Конечная цель проектов – это умение создавать собственную информацию в виде текстов, презентовать ее слушателям и зрителям, именовать, сохранять, классифицировать, архивировать созданную информацию, с учетом всех норм, принятых для оформления авторских работ.
Метод учебного проекта не укладывается в традиционную урочную форму взаимодействий учителя и учащихся. Тематика проектных работ должна дополнять и развивать материал уроков, а не противостоять им. Проектные работы дают возможность применить полученные на уроке академические знания на практике, опираются на них, подчеркивая тем самым, престиж и необходимость этих знаний.

Специалисты утверждают, что в разных странах растет интерес к таким формам итогового контроля, как проектное исследование. В нашей школе на протяжении ряда лет одной из форм итоговой аттестации по предметам естественно-научного цикла (химия, биология) является подготовка реферата, содержащим результаты своего собственного научного исследования по выбранной теме. Экзамен становится научно-практической конференцией единомышленников.
Что касается применения метода проектов в изучении английского языка, то данная форма чаще всего применяется для текущего и промежуточного контроля. Некоторые элективные курсы для предпрофильной подготовки и профильного обучения предусматривают выполнение проектных работ как формы итогового контроля.
Накопленный опыт позволяет сделать несколько практических выводов.

  • Метод проекта был создан как форма групповой работы и реализует свой огромный потенциал именно как групповая форма;
  • Требования, предъявляемые к проекту по объему и способам презентации проектной работы, стоит соотнести с объемом элективного курса и требованиями заданий по английскому языку в ЕГЭ, например, написание эссе на заданную тему – объем 250 слов;
  • Все рабочие материалы и конечный продукт должны быть зафиксированы на доступных носителях информации;
  • Один из рекомендуемых критериев оценки проектной работы – можно ли в дальнейшем использовать конечный продукт как наглядное пособие или дидактический материал в будущем? Кому этот конечный продукт не стыдно продемонстрировать: только одноклассникам, или другим учителям? С кем можно поделиться?
  • Настроиться на большие затраты своего времени и сил.

Если Вы правильно оценили возможности ваших учащихся, не пожалели времени, то используя метод проектов, Вы получите замечательный результат: моральное удовлетворение от своего труда, неповторимые авторские работы школьников, которыми будете гордиться и Вы и Ваши ученики.

Литература:

  1. Есина В.А. Учебно-исследовательская проектная деятельность как форма внеклассной работы по химии. Из опыта работы / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2007/2008 учебный год: Книга 1; [Руководитель проекта С. Островский]. – М. ИД «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды». – С. 198
  2. Есина В.А. Основы художественного перевода на примере произведений английских писателей и поэтов / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2007/2008 учебный год: Книга 1; [Руководитель проекта С. Островский]. – М. ИД «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды». – С. 578
  3. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. Издательский центр «Академия», 2001 – 216с.
  4. Картавых К. Моя школа. Проектная работа на английском языке / Картавых К. Орлов И. Петров А.. и др.// Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Сборник описаний работ. 2005/2006 учебный год: Книга 2; [Руководитель проекта С.Л. Островский]. – М. ИД «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды». – С. 525
  5. Копылова Е. Красная шапочка. Проектная работа на английском языке. / Копылова Е. Петрова Е. Петров А .// Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Сборник описаний работ. 2006/2007 учебный год: Книга 2; [Руководитель проекта С.Л. Островский]. – М. ИД «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды». – С. 280
  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособия для учителей и студентов педагогических вызов. М. Аркти, 2005 – 168с.
  7. Соловова Е.Н. Материалы курса «Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы»: лекции 1–4. / Е.Н. Соловова, В.Г. Апальков ; М. Педагогический университет «Первое сентября», 200. 60с
  8. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов.2007/2008 учебный год: Книга 1; [Руководитель проекта С. Островский]. – М. ИД «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды», 2008 – 640 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *