Информационная структура

Информационная структура современного государственного управления

Информационная структура — одна из наиболее актуальных и тех­нологически сложных проблем современного государственного управ­ления. Информационная структура, выступая каркасом системы госу­дарственного управления, влияет на состояние субъекта и объекта, реа­лизацию основных функций, выбор форм и методов связей с общест­венностью. Субъект управления— структурно-организованная соци­альная общность, выполняющая функции руководства и воздействия на объект с целью перевода его в новое состояние, — использует государ­ственную информацию как основной ресурс управленческого воздейст­вия. Объект управления— структурированная социальная общность, также использует информацию, прежде всего социальную и широко достушгую, и функционирует под направляющим воздействием субъек­та для достижения общих целей. Механизмы и технологии, обеспечи­вающие эффективное субъектно-объектное взаимодействие, включены в информационную структуру как формы и виды связей.

В прежней управленческой системе тоталитарного общества тра­диционно доминировала и преобладала информационная структура, которая складывалась под воздействием господствующей государствен­ной идеологии и характеризовалась безоговорочной верой чиновника любого ранга и гражданского населения в истинность ее положений. Одностороннее идеологическое видение действительности приводило к складыванию внутренне противоречивой системы информирования, размывающей почву целостного осмысления социально-политических процессов. Это приводило к неизбежному одностороннему отбору фак­тов и сведений аппаратом управления и возникновению фатальных ошибок. Что касается гражданского населения, то замалчивание не­угодных фактов, дезинформация и приукрашивание реальной социаль­но-экономической ситуации порождало двойственность общественного сознания, когда в мыслях было одно, на словах другое, а в реальной деятельности — третье.
——223——

Особенность современной политической ситуации состоит в том, что осуществляется переход от жестко централизованной структуры к разделению власти на несколько ветвей, от единственной государствен­ной идеологии к политическому плюрализму, от старой «человеческой» технологии устного и письменного слова к широкому использованию информационных технологий, формированию современной информа­ционной структуры государственного управления.

Государственное управление как исполнительно-распорядительная деятельность аппарата предполагает позитивную, организующую и творческую деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей. Они осуществляют на правовой основе хозяйствен­ную, социально-культурную и административно-политическую функ­ции. Эффективная реализация вышеназванных функций невозможна без разветвленной, гибкой и динамичной информационной структуры. Для того чтобы разделение власти было защищено от злоупотреблений, ошибок и дилетантизма, необходим баланс в обладании информацией и социальными знаниями. Поэтому начиная с 1993 г. Администрация Президента, Правительство и двухпалатный Парламент Российской Фе­дерации концентрируют материальные, финансовые и административ­ные ресурсы и направляют их на формирование информационной структуры государственного управления. Создание информационной инфраструктуры страны осложняется такими факторами, как географи­ческая протяженность, недостаточно развитая инфраструктура, пере­ходное состояние экономики, распад старой системы ценностей и низ­кая компьютерная грамотность населения.

Современная информационная структура России включает в себя информацию, информационные ресурсы, программные средства вычис­лительной и телекоммуникационной техники, информационные сети и системы, банки и базы данных, интеллектуальные информационные технологии, высокопрофессиональный персонал, обеспечивающий их создание и использование.
Информация, циркулирующая в аппарате власти федерального и регионального уровней, — это сложный и многообразный тип инфор­мации. Она огромна по объему, разнообразна по содержанию и характе­ризуется изменчивостью в динамике. Значительная часть ее связана с формированием и реализацией управленческих воздействий. Другая, не менее значимая, выражает взаимосвязи государственного аппарата с потребностями и интересами миллионов граждан. Все информационные потоки, включенные в управленческий коммуникационный процесс, можно разделить на три группы: 1) информация, циркулирующая внут-
——224——

ри органов государственной власти; 2) информационные потоки между органами управления разного уровня; 3) информационные потоки меж­ду органами управления и объектами управления во внешней информа­ционной среде.

Движение информации регулируется специальными управленче­скими структурами. Это могут быть структурные подразделения внутри и вне органов государственного управления. Они обеспечивают мони­торинговую деятельность, собирают информацию для разработки моде­лей и вариантов управленческих решений. К ним можно отнести ин­формационно-аналитические центры, управления по связям с общест­венностью, пресс-центры, информационно-поисковые системы, инфор­мационные агентства, комитеты по статистике, средства массовой ин­формации.

Сегодня в системе государственного управления существенно из­менилось отношение к аналитическим службам на федеральном и ре­гиональном уровнях, расширяется само понимание сути аналитической и экспертной работы. Особенно усиливается роль различных видов экс­пертизы— правовой, макроэкономической, международной, научно-технической, криминальной и др.
К аналитической деятельности большинство экспертов федераль­ных аналитических служб относят те процессы и процедуры интеллек­туальной деятельности, которые имеют признаки творчества, позво­ляющего создавать новую информацию, выявлять скрытые проблемы или их аспекты, предлагать нетрадиционные способы их решения. Все это позволяет сократить перебор управленческих решений и время при­нятия позитивных решений.

Специалисты информационно-аналитических служб в региональ­ных администрациях вкладывают в понятие’ «аналитическая деятель­ность» самое разное содержание:

  • • информатизацию управленческих процессов;
  • • освоение компьютера для машинописных работ;
  • • создание справочно-информационных систем и технологий.

Все информационно-аналитические службы регионов можно раз­делить на три класса:

Службы первого класса занимаются упорядочением информацион­ных ресурсов и создают для этого соответствующие справочные масси­вы (правовая информация, письма жителей региона, различные справки и документы по ситуации, подготовленные традиционными методами).
——225——

Службы второго класса занимаются аналитической обработкой, используя базы данных («пресса», «статистика», «реформы», создают муниципальные информационные системы).
Службы третьего класса разрабатывают аналитические и экспе­риментальные технологии, обслуживающие чрезвычайные ситуации, а также избирательные кампании.

Нормальная работа аналитических служб зависит не только от профессиональной подготовки руководителей этих подразделений, но и косвенно от управленцев высшего звена— губернаторов, мэров и их помощников, референтов, пресс-секретарей, управляющих делами, ру­ководителей .организационных отделов. Здесь возможна недооценка роли аналитических исследований на стадиях рассмотрения проблем регионов и путей их решения, односторонняя специализация аналити­ческих подразделений, аналитический мониторинг только текущих про­блем, комплектование аналитических служб специалистами только од­ного профиля (экономисты, социологи, администраторы). » ( Движение информации регулируется специальными управленче­скими структурами. Это могут быть структурные подразделения внутри и вне органов государственного управления. Они обеспечивают мони­торинговую деятельность, собирают информацию для разработки моде­лей и вариантов управленческих решений. В качестве основных элемен­тов можно назвать различные организационные структуры, которые делятся на информационно-аналитические (аналитические центры и управления), информационно-справочные (пресс-службы, информаци­онно-справочные отделы), информационно-технические (информаци­онно-поисковые системы, компьютерные службы), средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать). К ним можно отнести также управления по связям с общественностью, пресс-центры, информационные агентства, комитеты по статистике и др.

В информационном обеспечении государственной власти наи­большая значимость принадлежит информационно-аналитическим службам. Аналитическая деятельность «встроена» в процесс управле­ния. Здесь решаются организационные, технические, кадровые вопросы. Именно они выявляют и формулируют информационные потребности руководства для управления. От работы информационно-аналитических центров зависит наиболее точный и полный охват функций, закреплен­ных за органом власти или отдельным работником, учет специфики ви­дов информации, свойственной отдельным звеньям управления, уста­новление оснований и видов ответственности работников аппарата за предоставление и обработку информации.
——226——

В современной системе государственного управления существенно изменилось отношение к аналитическим службам на федеральном и региональном уровнях. Расширяется само понимание сути аналитиче­ской и экспертной работы. Особенно усиливается роль различных видов экспертизы — правовой, макроэкономической, международной, научно-технической, криминальной и др.

Специалисты для информационно-аналитических центров готовят­ся в Институте проблем управления РАН и проходят стажировку в Ана­литическом центре при Президенте РФ и Центре экономической конъ­юнктуры.

В задачи информационно-аналитических центров входит:

  • • информационно-аналитический мониторинг экономической, со­циально-политической, экологической, криминогенной ситуации в ре­гионе;
  • • анализ, диагностика, моделирование и прогнозирование управ­ленческого процесса;
  • • поиск и обнаружение проблемных областей в сфере федерально­го и регионального управления, а также методов их решения;
  • • экспертиза важнейших управленческих решений, инвестицион­ных проектов;
  • • подготовка и обоснование на основе информации альтернатив управляющих решений для лица, принимающего решение и их обосно­вание;
  • • подготовка прогнозов, аналитических обзоров и ретроспективных справок.

Рассмотреть место информационно-аналитической службы в сис­теме современного государственного управления можно на примере работы информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации. Его основная задача заключается в обеспечении эффектив­ной и аналитической поддержки работы Совета Федерации.

Верхняя палата российского парламента— Совет Федерации не принимает законов, а только одобряет или отклоняет тексты, принятые Государственной Думой. Эффективное выполнение данной функции требует организации регулярного взаимодействия органов Совета Фе­дерации с Государственной Думой, а при необходимости и с другими органами власти на всех этапах подготовки законопроектов. Таким об­разом, он выполняет функцию связующего звена между федеральной системой власти и властными органами субъектов Федерации. Палата сформирована из действующих руководителей субъектов Федерации,
——227——

т.е. из практиков, постоянно сталкивающихся в своих регионах со всем многообразием социально-экономических, политических и иных про­блем. Руководители регионов получают возможность непосредственно участвовать в формировании политики федеральных властей, а согласо­ванные с ними решения федерального уровня получают дополнитель­ную опору при реализации ее в регионах России.

Совет Федерации также участвует в программах взаимодействия с парламентами других стран и с международными организациями.

В связи с этим основной задачей аналитической деятельности ста­новится обеспечение всех функций Совета Федерации— в части фор­мирования как внутренней, так и внешней социально-экономической государственной политики.

Особенно важной является задача аналитического обеспечения членов Совета Федерации объективной и полной информацией, необхо­димой для принятия взвешенного решения с учетом интересов Россий­ской Федерации. Можно выделить следующие значимые виды инфор­мации:

  • • о положении в сфере, регулируемой законопроектом;
  • • о выдвигавшихся концепциях закона в ходе работы над ним в Го­сударственной Думе;
  • • насколько учтены позиции и интересы субъектов Федерации в окончательной редакции законопроекта;
  • • к каким последствиям, как позитивным, так и негативным, может привести его реализация.

Информационно-аналитическое управление Совета Федерации ве­дет работу по нескольким направлениям:

  • • готовит аналитические и информационные материалы для членов верхней палаты;
  • • оперативно распространяет информацию по наиболее злободнев­ным вопросам;
  • • активно участвует во всех парламентских слушаниях;
  • • организует выпуск Аналитического вестника по важнейшим про­блемам ведения Совета Федерации;
  • • разрабатывает информационно-аналитические доклады по наибо­лее важным, перспективным проблемам обеспечения подъема экономи­ки, развития федерализма, совершенствования базовых, системообразующих законов;
  • • делает заключения на законопроекты, подготовленные в порядке законодательной инициативы членами Совета Федерации
    ——228——

В частности, информационно-аналитическое управление Совета Фе­дерации участвовало в организации и информационно-аналитическом обеспечении Петербургского экономического форума, проведенного по инициативе Совета Федерации и Межпарламентской Ассамблеи госу­дарств-участников Содружества Независимых Государств. Управление разработало все необходимые информационно-аналитические материалы, тематику «круглых столов». К столетнему юбилею заседаний Всемирной парламентской ассамблеи (сентябрь 1998 г.) управлением была подготов­лена информация, которая позволила мировой общественности наиболее полно представить всю многогранную деятельность Совета Федерации и его роль в жизни России (Жиров, 3-4).

Деятельность информационно-аналитических центров тесно связа­на с пресс-службами — новым и не менее значимым для процесса госу­дарственного управления элементом информационной структуры.

Информационная структура современного государственного управления

Информационная структура является одной из наиболее актуальных и технологически сложных проблем современного государственного управления. Информационная структура, является своего рода каркасом системы государственного управления и непосредственно влияет на субъекта и объекта, реализацию основных функций, выбор форм и методов связей с общественностью. Структурно-организованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействия на объект с целью перевода его в новое состояние, использует государственную информацию, как основной ресурс управленческого воздействия называется субъектом управления. Объект управления — это структурированная социальная общность, также использует информацию, прежде всего социальную и широкодоступную, и функционирует под направляющим воздействием субъекта для достижения общих целей. В информационной структуре как формы и виды существуют механизмы и технологии, которые обеспечивают эффектное субъектно-объектное взаимодействие. В управленческой системе тоталитарного общества постоянно доминировала и преобладала информационная структура, создававшаяся под воздействием преобладающей государственной идеологией и основной чертой которой была безоговорочная вера чиновника любого ранга и гражданского населения в истинность ее положений. Из-за одностороннего идеологического понимания и виденье реальности формировало внутренне противоречивую систему информирования, которая в свою очередь размывала почву целостного осмысления социально-политических процессов, также эта система приводила и к неизбежному одностороннему

отсеиванию сведений и фактов аппаратом управления и появлению фатальных ошибок. Говоря о гражданском населении, то утаивание неугодных фактов, дезинформация и приукрашивание реальной социально-экономической ситуации порождало двойственность общественного сознания, когда в мыслях было одно, на словах другое, а в реальной деятельности — третье.

Особенностью современной политической ситуации является, то, что осуществляется своего рода переход от жестко централизованной структуры к делению власти на несколько ветвей, от одной единственной государственной идеологии к политическому плюрализму, от «человеческой» технологии устного и письменного слова к масштабному использованию информационных технологий, формированию современной информационной структуры государственного управления.[3]

В современном мире государственное управление как исполнительно-распорядительная деятельность аппарата предполагает позитивную, организующую деятельность органов законодательной, исполнительной, а также судебной властей, в свою очередь эти органы осуществляют на правовой основе хозяйственную, социально-культурную и административно-политическую функции. Эффективное выполнение вышеназванных функций невозможно представить без разветвленной, гибкой и динамичной информационной структуры. Необходим баланс в обладании информацией и социальными знаниями, для того чтобы разделение власти было защищено от злоупотреблений, ошибок и дилетантизма. В связи с этим начиная с 1993 г. Администрация Президента, Правительство и двухпалатный Парламент Российской Федерации концентрируют материальные, финансовые и административные ресурсы и направляют их на создание информационной структуры государственного управления. Формирование информационной инфраструктуры Российской Федерации осложняется такими факторами, как географическая протяженность, плохо развитая инфраструктура, переходное состояние экономики, падение старой системы ценностей и невысокая компьютерная грамотность населения.

В состав современной информационной структуры России входит информация, информационные ресурсы, программные средства вычислительной и телекоммуникационной техники, информационные сети и системы, банки и базы данных, интеллектуальные информационные технологии, высокопрофессиональный персонал, обеспечивающий их создание и использование.

Информация, располагающаяся в аппарате власти федерального и регионального уровней, — это сложный и многообразный тип информации. По объему огромна, разнообразна по содержанию а также характеризуется изменчивостью в динамике. Основная часть ее тесно связана с формированием и использованием управленческих воздействий. Другая, не менее значимая, выражает взаимосвязи государственного аппарата с потребностями и интересами миллионов граждан.

Все информационные потоки, входящие в состав управленческого коммуникационного процесса, можно разделить на три больших группы:

1) информация, которая циркулирует внутри органов государственной власти;

2) информационные потоки между органами управления разного уровня;

3) информационные потоки между органами управления и объектами управления во внешней информационной среде.

Движение информации регулируется специальными управленческими структурами. Это могут быть структурные подразделения внутри и вне органов государственного управления. Они обеспечивают мониторинговую деятельность, собирают информацию для разработки моделей и вариантов управленческих решений. К ним можно отнести информационно-аналитические центры, управления по связям с общественностью, пресс-центры, информационно-поисковые системы, информационные агентства, комитеты по статистике, средства массовой информации.

На сегодняшний день в системе государственного управления заметно изменилось отношение к аналитическим службам на федеральном и региональном уровнях, расширяется само понимание сути аналитической и экспертной работы, роль различных видов экспертизы — правовой, макроэкономической, международной, научно-технической, криминальной и становится более значимой.

К аналитической деятельности большинство экспертов федеральных аналитических служб относят те процессы и процедуры интеллектуальной деятельности, которые имеют признаки творчества, позволяющего создавать новую информацию, выявлять скрытые проблемы или их аспекты, предлагать нетрадиционные способы их решения. Все это позволяет сократить перебор управленческих решений и время принятия позитивных решений.

Информационно-аналитические службы в региональных администрациях включают в понятие «аналитическая деятельность» самое разное содержание:

· информатизацию управленческих процессов;

· освоение компьютера для машинописных работ;

· создание справочно-информационных систем и технологий.

Сами информационно-аналитические службы регионов можно разделить на три класса:

Основной задачей службы первого класса является упорядочение информационных ресурсов и создание для этого соответствующие справочные массивы (правовая информация, письма жителей региона, различные справки и документы по ситуации, подготовленные традиционными методами).

Службы второго класса, как правило, используя базы данных («пресса», «статистика», «реформы», создают муниципальные информационные системы) занимаются аналитической обработкой

Службы третьего класса в основном разрабатывают аналитические и экспериментальные технологии, обслуживающие чрезвычайные ситуации, а также избирательные кампании.

В информационном обеспечении государственной власти более значимая роль принадлежит информационно-аналитическим службам. Аналитическая деятельность, по сути «встроена» в процесс управления. Здесь решают организационные, технические, кадровые вопросы. Именно они выявляют и формируют информационные потребности руководства для решения задач государственного управления. Результаты работы информационно-аналитических центров влияют на наиболее точный и полный охват функций, закрепленных за органом власти или отдельным работником, учет специфики видов информации, свойственной отдельным звеньям управления, установление оснований и видов ответственности работников аппарата за предоставление и обработку информации.

В современной системе государственного управления существенно меняется отношение к аналитическим службам на федеральном и региональном уровнях, само понимание сути аналитической и экспертной работы расширяется. Заметно усиливается положение различных видов экспертизы — правовой, макроэкономической, международной, научно-технической, криминальной и др.

Специалисты для информационно-аналитических центров подготавливают в Институте проблем управления РАН где они проходят стажировку в Аналитическом центре при Президенте РФ и Центре экономической конъюнктуры.

Задачами информационно-аналитических центров являются:

· информационно-аналитический мониторинг экономической, социально-политической, экологической, криминогенной ситуации в регионе;

· анализ, диагностика, моделирование и прогнозирование управленческого процесса;

· поиск и обнаружение проблемных областей в сфере федерального и регионального управления, а также методов их решения;

· экспертиза важнейших управленческих решений, инвестиционных проектов;

· подготовка и обоснование на основе информации альтернатив управляющих решений для лица, принимающего решение и их обоснование;

· подготовка прогнозов, аналитических обзоров и ретроспективных справок.

Определить роль информационно-аналитической службы в системе современного государственного управления можно на примере работы информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации. Его основная задача состоит в обеспечении эффективной и аналитической поддержки работы Совета Федерации.

Верхняя палата российского парламента — Совет Федерации основная задача которой заключается не в принятии законов, а только одобрение либо отклонение текстов, принятых Государственной Думой. Эффективное выполнение данной функции нуждается в организации постоянного взаимодействия между органами Совета Федерации и Государственной Думы, а в некоторых ситуациях с другими органами власти на всех этапах подготовки законопроектов. Таким образом, он выполняет функцию связующего звена между федеральной системой власти и властными органами субъектов Федерации. Палата формируется из действующих руководителей субъектов Федерации, в большинстве своём из практиков, которые регулярно сталкиваются в своих регионах со всем многообразием социально-экономических, политических и иных проблем. У руководителей регионов появляется возможность непосредственно участвовать в формировании политики федеральных властей, а решение согласованные с ними федерального уровня получают дополнительную опору при реализации ее в регионах России.

В связи с тем что Совет Федерации также участвует в программах взаимодействия с парламентами других стран и с международными организациями основной задачей аналитической деятельности становится обеспечение всех функций Совета Федерации — в части формирования как внутренней, так и внешней социально-экономической государственной политики.

Особенно важной является задача аналитического обеспечения членов Совета Федерации объективной и полной информацией, необходимой для принятия взвешенного решения с учетом интересов Российской Федерации. Можно выделить следующие значимые виды информации:

· о положении в сфере, регулируемой законопроектом;

· о выдвигавшихся концепциях закона в ходе работы над ним в Государственной Думе;

· насколько учтены позиции и интересы субъектов Федерации в окончательной редакции законопроекта;

· к каким последствиям, как позитивным, так и негативным, может привести его реализация.

Информационно-аналитическое управление Совета Федерации ведет работу по нескольким направлениям:

· готовит аналитические и информационные материалы для членов верхней палаты;

· оперативно распространяет информацию по наиболее злободневным вопросам;

· активно участвует во всех парламентских слушаниях;

· организует выпуск Аналитического вестника по важнейшим проблемам ведения Совета Федерации;

· разрабатывает информационно-аналитические доклады по наиболее важным, перспективным проблемам обеспечения подъема экономики, развития федерализма, совершенствования базовых, системообразующих законов;

· делает заключения на законопроекты, подготовленные в порядке законодательной инициативы членами Совета Федерации

В частности, информационно-аналитическое управление Совета Федерации участвовало в организации и информационно-аналитическом обеспечении Петербургского экономического форума, проведенного по инициативе Совета Федерации и Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств. Управление разработало все необходимые информационно-аналитические материалы, тематику «круглых столов». К столетнему юбилею заседаний Всемирной парламентской ассамблеи (сентябрь 1998 г.) управлением была подготовлена информация, которая позволила мировой общественности наиболее полно представить всю многогранную деятельность Совета Федерации и его роль в жизни России (Жиров, 3-4).

Деятельность информационно-аналитических центров тесно связана с пресс-службами — новым и не менее значимым для процесса государственного управления элементом информационной структуры.

информационный технология управление общественность

Информационная структура

Прежде чем мы будем рассматривать действия посетителей на сайте, давайте вернемся к нашему примеру с книгой и посмотрим на ее страницу c оглавлением. Мы видим, что оно выполнено по следующей схеме:

Поскольку глава является подразделом части, то ее название выполнено менее крупным шрифтом, по сравнению с названием части. Название главы выполнено более крупным шрифтом, чем параграфа, поскольку последний является ее дочерним элементом. За счет такого оформления взгляд читателя движется от самой крупной надписи к самой мелкой, с постепенным уточнением информации — от общего к частному. Сначала мы видим надпись «Содержание9quot; и сразу понимаем, что на этой странице располагается информация о том, какой материал представлен в книге и на каких страницах он находится. Потом взгляд перемещается к названию части (или частей, если они видны на странице). Если название части заинтересовало нас, то взгляд переходит к просмотру названий глав для уточнения информации, которая содержится в данной части. После выбора главы взгляд перемещается к параграфу, название которого уже дает детальную информацию о материале, который в нем содержится. Это и есть динамика информационной структуры, которая задает последовательность просмотра информации. В нашем случае динамика формируется параметрами шрифта заголовков и их относительным пространственным расположением на странице. Теперь представим себе, что название глав и параграфов отображается одним и тем же размером шрифта на одинаковом расстоянии друг от друга. В этом случае будет достаточно проблематично выделить элементы по важности, понять связь между ними и найти главу, к теме которой относятся те или иные параграфы, поскольку они визуально не будут отличаться друг от друга, т.е. возникают трудности при изучении содержания, для компенсации которых читатель будет вынужден затрачивать дополнительные усилия.

Как же выглядит информационная иерархия на web-странице? Один из вариантов может быть таким:

  • Логотип
  • Название сайта
  • Слоган
  • Название страницы
  • Заголовки
  • Навигация
  • Глубиномер («Хлебные крошки»)
  • Выделенный текст
  • Простой текст
  • Строка копирайта

Приведенная выше последовательность не претендует на то, чтобы только так и определять иерархию информации. Нужно понимать то, что вся информация на странице представляет собой единую и взаимосвязанную систему, каждая составляющая которой должна выполнять возложенные на нее функции. Рассмотрим эти функции подробнее.

Логотип — «опознавательный знак» сайта. В деловом интернете это элемент связи между реальным и виртуальным представлением той или иной организации.

Название сайта необходимо для его идентификации. Прочитав название, посетитель должен понять, куда он попал, на домашнюю страницу, сайт организации или развлекательный портал.

Слоган представляет собой рекламную фразу, которая характеризует услуги или товары и служит для привлечения внимания посетителей.

Название страницы предназначено для определения текущего местоположения посетителя на сайте.

Заголовки служат для краткого описания содержания информационного блока, к которому они относятся, или используются как рекламные фразы для привлечения внимания.

Навигация предназначена для быстрого перехода от одной информации к другой. Можно было написать для перехода между страницами, но в настоящее время это не всегда так, поскольку можно получать новую информацию, оставаясь на одной и той же странице, т.е. загружать новую информацию в текущую страницу.

Глубиномер служит для быстрого доступа к любому узлу текущей ветви раздела сайта, к которой принадлежит текущая страница. Этот элемент часто используется в интернет-магазинах, в структурах типа: раздел->подраздел1-9gt;подраздел 2 ->, что позволяет быстро перемещаться от одного подраздела выбранной ветки к другому.

Выделенный текст предназначен для акцентирования внимания посетителей на нем.

Простой текст служит в качестве носителя информации.

Строка копирайта содержит вспомогательную информацию о разработчиках сайта, дате разработки и др.

Теперь скажите, можно ли в приведенной выше структуре обойтись без слогана и строки копирайта? Вполне. А без названия сайта или названия текущей страницы? Нет, хотя без названия страницы можно увидеть много сайтов, на которых остается гадать, где же я сейчас нахожусь? Отсюда становится понятно, что любая информационная структура состоит из обязательных и ключевых элементов (естественно эти элементы на рекламном плакате и web-странице будут разными), и второстепенных, которые могут присутствовать или отсутствовать на странице. Во многом это зависит от общепринятых правил и информационной архитектуры самого сайта.

На web-странице может находиться большое количество информационных элементов, поэтому для упрощения восприятия и различимости web-разработчику необходимо производить их группировку. Для этого используют два подхода: от общего к частному и от частного к общему. Первый подход служит для определения общей структуры информации, второй — для детальной проработки отдельных ветвей этой структуры.

Графически информационную структуру сайта можно представить в виде независимых вложенных информационных блоков, оформленных различным способом и размещенных на плоскости.

Мы много говорим об информационной структуре web-страницы, но что это такое? Вообще говоря, информация на web-странице — все, что посетитель видит на ней — навигационные ссылки, графика, реклама и др. (нужная или не нужная посетителю — другой вопрос). Поэтому логично предположить, что информационная структура включает в себя все эти элементы. Однако для более удобного взаимодействия с информацией производится раздельное изучение структуры связей внутри каждого информационного блока (информационная структура) и структуры связей между информационными блоками (навигационная структура).

Рассматривая информационную структуру можно выделить важные параметры информации — объем и детальность, а в визуальном плане — оформление и расположение. Мы пришли к тому, что работая с информационной структурой web-разработчик должен учитывать как смысловое, так и визуальное удобство работы с информацией. Об этом много говорит Якоб Нильсен, когда рекомендует сокращать тексты на web-страницах и оформлять их удобным для чтения посетителями образом. Поскольку обе эти составляющие влияют на удобство восприятия информации, то нас может интересовать вопрос, а что же больше доставляет неудобства посетителям — непонятный смысл или оформление? Оставив конкретные цифры для любителей исследователей мы заметим, что сначала посетитель воспринимает графическое оформление информации, а потом уже ее смысл. А это значит, что трудное для восприятия графическое оформление информации существенно снизит процент посетителей, которые дойдут до восприятия смысла информации.

Разработка грамотной информационной структуры лежит в основе успеха и популярности информационного ресурса. Данный этап планирования требует комплексной и серьезной работы многих специалистов, поскольку на нем и будет в дальнейшем основываться дизайн сайта, его продвижение, развитие и поддержка.

Copyright © 2016

Информационная инфраструктура это:

У этого термина существуют и другие значения, см. инфраструктура .

Информационная инфраструктура  — система организационных структур, подсистем, [1] обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия. [2]

Включает в себя:

  • совокупность информационных центров, подсистем, банков данных и знаний, систем связи, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации. [1]

Обеспечивает доступ потребителей к информационным ресурсам. [2]

Содержание

Глобальная информационная инфраструктура

Это информационное образование, которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран. Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи. [2]

Информационная инфраструктура в России

Президент Российской Федерации посредством документа «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» обозначил задачу перехода страны на инновационный путь развития. Но для этого нашей стране необходима информационная инфраструктура, которая на данный момент активно развивается, а потому привлекает к себе огромное внимание. В России ещё не сложилась информационная инфраструктура, которая обеспечила бы информационное сопровождение инновационного цикла от возникновения идеи до её внедрения в жизнь.

Примеры информационной инфраструктуры

В качестве примеров информационной инфраструктуры можно привести такие общеизвестные сферы нашей жизни как:

Вышеуказанные примеры являются общими для всех стран. В то же время есть примеры-результаты работы конкретных организаций:

  • Science Citation Index от фирмы Institute for Scientific Information.

Science Citation Index — это индекс цитирования, введенный в 1961 году и охвативший на тот момент информацию порядка 600 журналов. Сегодня данный индекс является одним из крупнейшим и охватывает более 16 000 источников информации.

  • STN от фирмы Thomson Scientific.

STN (Scientific and Technical Network ) — европейская база данных, содержащая более 10 млн документов по самым разным наукам: физика. биофизика. химия. технологии, медицина и др. База является одной из самых крупных в мире.

Scopus  — это библиографическая и реферативная база данных, отслеживающая публикации более 18 000 источников, выпускаемых более, чем 5 000 издательствами. Следует отметить, что база учитывает как технические, так и гуманитарные и медицинские науки, а разработчик проекта, компания Elsevier. позиционирует Scopus как наиболее полный и исчерпывающий ресурс для поиска научной информации.
В России большой вклад в развитие информационной инфраструктуры вносят компании из сферы телекоммуникационного бизнеса. Например, оператор связи «МегаФон» инвестирует в развитие сети Центров обработки данных. Этот же оператор приобрел одного из крупнейших операторов фиксированной связи, что позволит создать единую магистральную сеть протяженностью более 100 тыс. км. вместе с обширной спутниковой инфраструктурой.

Формирование информационной инфраструктуры

В зарубежном пути создания информационной инфраструктуры можно выделить два этапа:

  1. Создание ИИ на основе внутренних стандартов,
  2. Модернизация ИИ с использованием уже международных стандартов и перевод ИИ из разряда внутренней в разряд международной ИИ как одной из ячеек глобальной ИИ.

Однако опыт показал, что этот путь заключает в себе несколько проблем, которые встают по мере формирования информационной инфраструктуры страны:

  • Несовместимость большинства информационных систем, созданных различными компаниями, так как они создавались каждая по своему стандарту.
  • Длительный переход информационных систем на государственный уровень, их приведение в соответствие единым государственным стандартам
  • Несовместимость государственных стандартов между собой. Это создало проблемы при объединении информационных инфраструктур различных стран. Потребовались огромные финансовые вложения и длительное время на их унификацию. Результатом стало появление международных стандартов ИСО (ISO).

Как видно, основой всех проблем явился индивидуальный подход к формированию информационной инфраструктуры, который впоследствии заменялся всё более общими методами. Очевидно, что причиной этому было отсутствие опыта в создании подобной инфраструктуры, различия во взглядах на её функционал и конкуренция вместо совместного подхода.

Говоря о России, как о стране с ещё не сложившейся, но активно развивающейся информационной инфраструктурой, необходимо отметить, что есть реальная возможность учесть опыт зарубежных стран и сократить как финансовые, так и временные затраты на её формирование. В связи с этим оптимистичным выглядит тот факт, что в нашей стране уже внедряется система стандартизации ISO.

Взаимодействия информационной инфраструктуры и потребителей

В социально-политическом проекте «Актуальные проблемы безопасности социума» [3] взаимодействие информационной инфраструктуры и пользователей (потребителей: человека, отдельных групп людей и общества в целом) рассматривают в виде иерархии отдельных слоев [3] :

  • Слой 1. Пользовательский (потребительский) слой — слой потребителей информационного ресурса с правилами их взаимодействия с информационной структурой.
  • Слой 2. Функциональный слой с совокупностью услуг, предоставляемых пользователям (потребителям) различными поставщиками информации.
  • Слой 3. Информационный слой, в котором непосредственно содержится информационный ресурс.
  • Слой 4. Коммуникационный слой, рассматриваемый как единая информационная магистраль (информационная сеть).

Примечания

  1. 12 Система обеспечения информационной безопасности Взаимоувязанной сети связи РФ. Термины и определения (OCT 45.127-99).
  2. 123 Глоссарий.ru
  3. 12 Информационная безопасность (2-я книга социально-политического проекта «Актуальные проблемы безопасности социума»). М. «Оружие и технологии», 2009.

Категория:

  • Информационные технологии

Информационные структуры и инфраструктура

Информационными структурами принято считать учреждения и организации, профессионально производящие, обрабатывающие и «переупаковывающие» информацию разного рода, обеспечивающие ее хранение и доступ к ней пользователям. Это информационные агентства, службы, центры и институты информации, библиотеки и другие подобного рода учреждения и организации.

Наиболее упорядоченными информационными структурами являются системы научно-технической информации, существующие фактически в любой стране. Особенности построения каждой такой системы зависят от многих причин: географического положения страны, размеров ее территории, численности населения, используемых в ней языков, ее истории, уровня экономического развития, политического строя и др. Такие системы могут быть централизованными, децентрализованными и смешанного типа.

В настоящее время, когда информация все больше становится экономическим фактором, правительства всех стран принимают доступные им меры для укрепления и развития таких систем в своих странах. Эти меры составляют содержание информа­ци­он­ной политики, которая разрабатывается и осуществляется в каждой стране.

В странах, ставших политически неза­висимыми после второй мировой войны и/или не имевших исторически сложившихся научно-информационных систем, они стали создаваться по цен­тра­ли­зо­ванной схеме. Она была рекомендована ЮНЕСКО и предусматривала создание национальных центров и нахо­дя­щихся под их методическим руководством сетей специальных центров и научно-технических библиотек. Такие национальные центры были созданы в Аргентине, Бразилии, Египте, Израиле, Индии, Индонезии, Иране, Испании, Китае, Пакистане, Португалии, Турции, ЮАР, Южной Корее, Японии, в странах СЭВ и многих других странах.

Для общего руководства работой национальной информационной системы и главных направлений ее развития в большинстве стран созданы межведомственные комиссии или комитеты, которые функционируют при соответствующем органе государственной власти (парламенте, премьер-министре, министерстве или госкомитете). Такие межведомственные комиссии (комитеты) выполняют следующие основные функции:

– организуют разработку прогнозов развития информационных систем и проводят их экспертную оценку;

– определяют цели и разрабатывают основные направления государственной информационной политики;

– разрабатывают среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (10 и более лет) программы развития национальной информационной системы;

– осуществляют научную экспертизу проектов, направлен­ных на развитие национальной системы;

– организуют разработку законодательных актов и других нормативных документов, относящихся к деятельности национальной системы.

Основными средствами, которые применяются для решения задач, одобренных межведомственными комиссиями или комитетами, являются:

– прямые распоряжения органов государственного управления административно подчиненным организациям и учреждениям;

– прямые государственные заказы на выполнение конкрет­ных заданий;

– государственное субсидирование проектов, способствую­щих дости­жению поставленных комиссией (комитетом) целей.

Научно-методическое руководство национальной информационной системой (сетью) той или иной страны осуществляется либо специально созданным для этой цели национальным институтом (центром) научной и технической инфор­мации, либо национальной библиотекой.

В странах, которые имеют давно сложившиеся механизмы и традиции децентрализованного управления научными исследованиями и их информа­ционного обеспечения, они основаны на принципах координации и кооперации. Эти страны раньше других осознали большое значение научных исследований и разработок для развития экономики и культуры. Поэтому в таких странах были созданы эффективно действующие сети научно-технических библиотек, которые преимущественно и осуществляли научно-информационное обслужи­ва­ние исследователей (т. е. выполняли функции информационных центров) вплоть до начала второй мировой войны. К числу таких стран относятся США, Великобритания, Германия, Франция, Италия и скандинавские страны.

Важным средством повышения эффективности национальной системы (се­ти) информационных органов, особенно при наличии в стране частного и государственного секторов экономики, является развитие и укрепление научных обществ, научно-исследовательских ассоциаций в отраслях промышленности и профессиональных ассоциаций. Эти общества и ассоциации обеспечивают неформальное взаимодействие между частным и государственным секторами экономики, в том числе и в области информационного ее сектора. Они решают следующие основные задачи:

– выпускают научно-техническую литературу, особенно периодические издания, по своим отраслям;

– организуют научные совещания ученых и специалистов;

– создают центры и системы информационного обеспечения своих членов;

– организуют и/или проводят исследования в интересах всех своих членов;

– разрабатывают общие методические и нормативные материалы, необходимые для взаимодействия между государствен­ными и частными организациями и учреждениями;

– разрабатывают общие профессиональные требования к специалистам собственной сферы, организуют и контролируют их подготовку и повышение квалификации;

– развивают координацию и кооперацию между однотипны­ми организа­циями и учреждениями;

– информируют общественность о целях, задачах и достижениях своих членов.

В области научно-технической информации такими обществами и профессиональными ассоциациями в США являются: Американская библиотечная ассоциация (1876–. св. 47 тыс. чл.), Ассоциация специальных библиотек (1909–. 4 тыс. чл.), Ассоциация научных библиотек (1932–. ок. 120 чл.), Ассоциация медицинских библиотек (1898–. 5 тыс. чл.), Ассоциация по образованию в области библиотековедения и информатики (1915–. ок. 700 чл.) и еще не менее 30 других библиотечных ассоциаций; Библиографическое общество Америки (1904–. ок. 1,4 тыс. чл.), Американское общество по информатике (1937–. ок. 4,3 тыс. чл), Ассоциация информационной промышленности (1968–. ок. 600 чл.), Американское общество индексаторов (1968–. св. 750 чл.), Ассоциация американских издателей (1970–. св. 250 чл.), Общество научного книгоиздания (1979–. ок. 600 чл.), Американская ассоциация книготорговцев (1900–. 7,3 чл.) и мно­гие другие.

В Великобритании важнейшими обществами и профессиональными ассоциациями в области библиотечного дела и информатики являются: Библиотечная ассоциация (1877­– ), Ассоциация по информационному менеджменту (прежде Ассоциация специальных библиотек и информационных бюро, 1926–. ок. 2 тыс. чл.), Институт информационных специалистов (1958–. св. 2 тыс. чл.), Общество индексаторов (1957).

Во Франции такими организациями являются: Ассоциация французских библиотекарей, Французская ассоциация документалистов и работников специальных библиотек, Французский союз органов документации (1932– ). В Германии насчитывается несколько десятков обществ и профессиональных ассоциаций в области библиотечного дела и информатики, из которых крупнейшими являются: Объединение немецких библиотекарей (1900–. 1350 чл.), Немецкий библиотечный союз (1949–. 2,3 тыс. чл.), Объединение дипломированных библиотекарей научных библиотек (1948–, ок. 3 тыс. чл.), Объединение немецких документалистов.

В настоящее время стал модным термин инфраструктура. который неправильно употребляют в значении внутренней структуры. Понятие инфраструктуры на самом деле определяется как совокупность отраслей хозяйства, которые организационно не входят в данную отрасль, но без участия и развития которых невозможно эффектив­ное функционирование последней. Для информационной отрасли инфраструктурными отраслями можно считать издательское дело и полиграфическую промышленность, книжную торговлю, библиотечное дело, почтовую и телеграфную связь, телевидение и некоторые другие отрасли.

В информатике это понятие связано с понятиями национальной и глобальной инфраструктуры и впервые возникло в США. В речах о политике в области науки и технике 17 и 22 февраля 1993 г. президент США Б. Клинтон объявил о намерении своей администрации создать в стране Национальную информационную инфраструктуру и супермагистр­аль (Na­ti­o­nal Information Infrastructure – NII)[23].

Идея создания инфраструктуры и ее станового хребта – информационной супер­магистра­ли (information superhighway) или инфобана (Infobahn) была выдвинута в 1989 г. А. Гором, тогда еще сенатором, а затем вице-президентом США. Им же введен в обращение в 1978 г. и сам термин “информационная супермаги­страль”. Осуществление этой идеи – по замыслу ее авторов – должно было стать национальной задачей США, вдохновляю­щей и сплачивающей исследователей, инженеров, бизнесменов и других граждан этой страны, т. е. примерно такой, какой была в 60-е годы программа “Аполлон” по выполнению полетов американских астронавтов на Луну[24].

За всю 219-летнюю историю США по этой стране прокатились лишь две обновляющие экономические волны, которые радикально изменили образ жиз­ни ее населения. Первую волну породило строительство железных дорог в середине XIX века, а вторую – строительство скоростных автострад, особенно между штатами, в 50-х годах ХХ века.[25] Третью волну должно было породить строительство информационной супермагистрали, что могло бы оказать на жизнь американцев и людей всего мира не меньшее воздействие, чем в ХV веке оказало на жизнь народов Европы изобретение книго­печа­тания Гутенбергом[26].

В документе “План действий по созданию Национальной инфор­мационной инфраструктуры”, который был обнародован Белым Домом 15 сентября 1993 г. эта инфраструктура видится как “бесшовное сплетение ком­муникационных сетей, компью­теров, баз данных и устройств бытовой элек­троники, которое будет доставлять непосредственным потребителям огромные объе­мы информации. Создание национальной информационной инфра­структуры может способствовать развязыванию информационной революции, которая навсегда изменит образ жизни людей, то, как они работают и взаимодействуют друг с другом”.

В другом документе Национальная информационная инфраструктура трактуется как программа, направленная “на повышение эффективности работы правительства”, на ”сохранение Соединенными Штатами мирового лидерства в науке, технике и технологии”, на то, чтобы “все американцы получали нужную им информацию тогда, когда она нужна им, когда они хотят ее получить – и за приемлемую плату”[27].

Как следует из названия этой программы, в ней предусматривалось создание информационной инфраструктуры. Это означало разработку средств, позволяющих быстро передавать и получать информацию, организационно не входящих в существующие информационные структуры (например, как почта, которая лишь обеспечивает быструю доставку корреспонденции адресатам, но не создает и не использует ее сама). Поэтому, чтобы собственно информа­ционные структуры – центры информации, библиотеки и т. п. – могли эф­фективно пользоваться этой инфраструктурой (т. е. сверх­быстро­действующей сетью передачи данных), они должны быть переосна­щены новейшим информационным оборудованием, создавать новые виды инфор­мационной продукции, внедрять новые методы информационного обслу­живания.

Основой для создания информационной супермагистрали должна служить сначала сеть Internet, а затем – сеть NREN, которая создается с 1989 г. тоже по инициативе А. Гора. С созданием инфраструктуры тесно связывают программы оцифровки рукописных и печатных фондов библиотек и появление так называемых “виртуальных библиотек”.

Все темы данного раздела:

Курс лекций
Лекции рассчитаны на студентов высших учебных заведений. Цель курса лекций – дать студентам представление о современной ин­форматике как научной дисциплине и теоретической осно

Информатика как научная дисциплина
В современном обществе все большее место занимают различ­ные виды деятельности по передаче и распространению результатов умственной деятельности. Журналисты, редакторы, референты, доку­менталисты,

Становление информатики
Информатика возникла не сразу. Она развивалась с начала нашего столетия, и ее общие контуры были четко очерчены ее создателем Полем Отле (1868–1944). В числе ученых и специалистов, внесших существе

Предмет и объекты исследования
Предметом изучения информатики как научной дисциплины являются структура, свойства и закономерности семантической информации, процессы ее сбора, переработки, хранения, поиска, распространени

Информатика и другие науки и научные дисциплины
Информатика сложилась на стыке ряда наук и научных дисциплин, из которых основными являются: библиотеко-, библиографо-, книго-, архиво- и науковедение, документалистика, структурная лингвистика, се

Информация – знание – наука
«Информация есть информация, а не материя и не энергия», – писал Н. Винер, который ввел это понятие в науку, отказавшись от его определения, считая его сродни таким общим категориям, как

Информация и данные
Термин «информация» прочно вошел в самые различные отрасли современной науки и техники, в повседневную жизнь. Однако точное и исчерпывающее его определение остается одной из труднейших научных зада

Свойства информации
Ниже кратко характеризуются важнейшие свойства информации, которые можно условно разделить на собственные и потребительские (аксио­логи­ческие, прагматические). Собственные свойства инф

Структура информации
Общим свойством данных, содержащих семантическую информацию, является их дискретность. Этим они отличается, например, от данных, получаемых в процессе чувственного познания, которые, как и п

Особенности информации
Информация является продуктом человеческого труда. Однако в отличие от других продуктов труда она обладает рядом существенных свойств. Информация не расходуется при ее потреблении. В этом она похож

Информация научная и техническая
Быстрый рост количества информации, характеризуемый метафорой «инфор­мационный взрыв», не замедляется, как это предсказывалось некоторыми учеными на основании общих соображений, а, возмож

Наука как социальное явление
Когда говорят и пишут «наука9quot;, чаще всего имеют в виду результаты научных исследований или совокупность научных знаний. Но наука это еще и люди, получающие эти результаты и создающие это

Перспективы развития науки
Чтобы прогнозировать дальнейшее развитие науки как социаль­ного явления недостаточно экстраполировать в будущее действие выявленных тенденций. Более важным представляется анализ тех противоречий, к

Система научной коммуникации
Система научной коммуникации является высокоупорядоченной социальной системой, основанной на взаимодействии людей, функционировании социальных институтов и подчинении определенным общественным норм

Библиотечная и информационная деятельность
На рис. 5. схематически показаны основные каналы распространения научной информации от создателей к потребителям. Внешние линии на схеме обозначают личные контакты ученых, их переписку, обмен оттис

Научно-информационная деятельность
Мы не случайно рассматриваем информационную деятельность на примере ее научной разновидности, поскольку в последние десятилетия ее организации придавалось большое значение в национальном и междунар

Этапы и задачи коммуникации
В коммуникационном процессе обычно выделяют ряд этапов, которые соответствуют его основным функциям (или задачам). Они показаны на рис. 6. Прежде всего, необходимо с максимальной полнотой осуществи

Информационное обслуживание
Поскольку почти с каждого этапа коммуникационных процессов любая информация может быть доступна потребителю, а передача ему этой информации и составляет основной смысл самих этих процессов, вопросы

Перспективы развития
В заключение данной лекции хотелось бы высказать два соображения. Первое относится к необходимости различать информационную деятельность как общественную институцию от той информационной работы, ко

Потребители информации
Термин «потребитель информации» является не очень удачным переводом английского термина information user, который по отно­шению к информационным системам переводится как «поль

Эгалитарность информационного обслуживания
До сих пор мы рассматривали потребителей информации как эле­мент таких общих социальных систем, как наука, культура, производство, стремясь охарактеризовать качественный и отчасти количе­ственный а

Информационные потребности в развитии
Наиболее общие типы информационных потребностей были выявлены давно и, несмотря на интенсивные исследования последних десяти­летий в этой области, их формулировка остается почти неизменной. Творчес

Закономерности роста и старения
С развитием информатики наступил новый этап в изучении научных публикаций, поскольку основное внимание стали уделять закономерностям, характеризующим внутреннюю связь изданий с развитием науки, кол

Закон рассеяния
Еще одним важным свойством научных публикаций является их рассеяние. Закон рассеяния научных статей в журналах был открыт в 1934 г. С. Бредфордом, который в 1948 г. дал ему следующую формули

Перспективы развития
В последнее время наблюдается много признаков того, что система периодических изданий утрачивает значение основного средства распространения научной информации. Об этом свидетельствует быстрый рост

Основные виды
Основными видами информационных изданий являются: * библиографические указатели (БУ), бюллетени сигнальной информации (СИ), в которых приводятся в систематизированном виде би

Реферирование и библиографирование
Основой информационных изданий служат библиографические описания и рефераты. Методику их составления трудно излагать на лекциях, поэтому она изучается на практических занятиях. Здесь хотелось бы об

Реферативный журнал ВИНИТИ
В мире выходит свыше полутора тысяч реферативных журналов, которые продолжают служить специалистам основным средством доступа к мировой научной литературе. В нашей стране таким средством служит Реф

Зарубежные реферативные журналы
Для характеристики этого важнейшего вида информационных изданий выбраны 10 реферативных журналов, отражающих мировую литературу по естественным и техническим наукам. Applied Mechanics R

Электронная информация и базы данных
Все более важным видом источников первичной и вторичной информации стано­вятся базы данных (БД), представляющие собой в большинстве случаев электронные версии печатных изданий – газет, научн

Сети передачи и средства хранения и обработки данных
Для теледоступа к БД, находящимся в специальных службах поиска информации, кроме персонального компьютера необходи­мы соответствующие каналы и сети связи. И такие сети были созданы.

Информационные услуги
Современные информационные услуги можно разделить на три взаимодействующих области: – специальная информация, – электронные сделки, – электронная коммуникация. В

Предыстория и сущность
«Знание бывает двух видов. Мы знаем предмет по существу, или же мы знаем, где можно найти информацию о нем». В этой простой мысли давно известного высказывания английского писателя XVIII

Процедуры и понятия
Научное сообщество осознало необходимость организационного оформления информационной деятельности, которая в течение нескольких десятилетий подспудно созревала в недрах науки и техники. Большая нау

Координатное индексирование
Новая технология пришла в информационный поиск в виде метода координатного индексирования, разработанного в США в 50-е годы математическим логиком М. Таубе и работником службы химической информации

Цитирование, библиографическое сочетание, социтирование
Принцип цитирования[28] был использован Институтом научной инфор­мации США, основанным в 1958 г. Ю. Гар­филдом, для создания прин­ципиально нового вида информационного обслуживания. При поиске инфо

Рубрикаторы информационных изданий
На большинстве европейских языков рубрикатором называли пере­писчика рукописей, который в скрипториях средневековья и Возрож­дения размечал красной краской первые буквы смысловых фрагментов текста,

Разные типы информационно-поисковых языков
Информатика, заявившая о себе в середине нашего века, принесла с собой не только новую и получившую распространение терминологию («дескрипторы9quot;, «тезаурусы9quot;, «индексировани

Базы и банки данных
С самого начала в теории информационного поиска предполагалась возможность построения не только информационно-поиско­вых, но и информационно-логических систем, которые осуществляли бы автоматическу

Информационно-поисковые системы
За последние десятилетия в области информационного поиска произошли важные изменения, которые требуют принципиально новых подходов и решений. В крупных банках данных накоплено огромное количество и

Интеллектуальные информационные системы
В настоящее время зрелость информатики как науки характеризуется тем, что в ней взаимодействуют теория вычислений, алгоритми­ческих языков и архитектуры компьютеров, а также искусственный интеллект

Возникновение и развитие идеи гипертекста
Гипертекст – это форма организации текстового материала, при которой его смысловые единицы (фразы, абзацы, разделы) представлены не в линейной последовательности, а как система явно указа

Логико-смысловой граф и логика связности
Гипертекст всегда представляет собой некоторую сеть или граф, отображающие систему связей между смысловыми единицами текста. Свойства гипертекста, его функциональные возмож­ности в значительной сте

Гипертекст как развитие функций чтения и письма
Известны гипертекстовые системы, в которых на первый план выступает функция чтения. Таковы, например, учебные и справочные системы, в которых читатель сам выбирает, как ему двигаться при освоении м

Отечественные гипертекстовые системы ГИПЕРЛОГ и СЕМПРО
Системы разработаны на основе многолетних исследований М. М. Субботина, о которых говорилось выше. Они реализуют функции и процедуры, позволяющие: – формировать из элементов гипертекстовой

Системы гипермедиа как развитие гипертекста
Новые подходы к манипулированию информацией, хранящейся в ретроспективном фонде, открывают перспективы качественно иного, более эффективного использования постоянно возрастающего объема документаль

Системы машинного перевода
В современную эпоху научно-технической революции и информатизации общества возросла интенсивность общения между народами и странами. Однако этот процесс в значительной мере тормозится языковыми бар

О понятии информационной технологии
Слово «технология9quot; имеет в русском языке два значения. В соответствии с толковым словарем оно означает совокупность процессов обработки или переработки материалов в определенной отрасли,

Тенденции развития информационных технологий
Если посмотреть на процесс внедрения новой информационной технологии в информационное дело не с узко технологических позиций, а в более широком социо­ло­гическом аспекте, то нельзя абстрагироваться

Влияние информационных технологий на развитие науки
Важной тенденцией в развитии информационных технологий было названо слияние редакционно-издательской и информационной деятельности. Технически она связана с появлением настольных издательских систе

Социальные последствия новой технологии
Автоматизированные информационные системы воздействуют на общественное развитие, меняя социальный облик труда, в первую очередь, творческого. Но и сами эти системы появились в результате научно-тех

Электронные вычислительные машины
Новую информационную технологию справедливо связывают с поистине ошеломляющими успехами в развитии электроники и вы­числительной техники. Действительно, эти успехи значительно превосходят и опережа

Новые поколения компьютеров
В пятом поколении ЭВМ предполагалось применить многопроцессорную машину параллельной архитектуры. Принцип работы одного из вариантов суперкомпьютера такой архитектуры – системы потока данных – иллю

Персональный компьютер и персональные вычисления
Одна из статей о персональных компьютерах в научно-попу­лярном журнале начиналась со следующей аналогии. Если бы за последние четверть века самолетостроение развивалось в том же темпе, что и произв

О языках программирования
Когда мы по-русски говорим «компьютер9quot;, то представляем себе некоторое устройство, которое нужно запрограммировать, чтобы оно заработало. Американцы, которые, естественно, ду­мают на свое

Прикладные программы подготовки текстов
Среди профессиональных программистов бытует мнение, что пользователям-непрограммистам не следует увлекаться програм­мированием, а лучше применять уже готовые программы. Это от­части противоречит вы

Quot;Понимание» текста на естественном языке
Многие процессы информационной деятельности: поиск инфор­мации, ее отбор, аналитико-синтетическая переработка, распро­стра­нение – все это процессы, связанные с чтением, понимани­ем (из­влечением с

Новая концепция книги
Новые условия для одного из основных явлений человеческой культуры – книги – заключаются в появлении ее необычной физической формы – электронной. Во многих научных дисциплинах, связанных с создание

Сущность, особенности и разновидности электронной книги
Электронная книга определяется как совокупность данных (текст, звук, статичное и движущееся изображение) в памяти компьютера, предназначенная для восприятия человеком с помощью соответствующих п

Электронный журнал: проблемы распространения и хранения
Самым распространенным видом электронных изданий является электронный журнал, который набирает силу в результате необычайно быстрого роста числа пользователей сети Интернети особенно WWW. Теперь и

Организационные и юридические проблемы
Производство книги. Как уже было сказано, оригинал-макет, да и печатная форма большинства традиционно издаваемых книг готовятся к печати электронным способом, т. е. на компьютере. Пос

Электронная библиотека реальная и виртуальная
Во второй раз на протяжении жизни нашего поколения библиотеке как социальному институту брошен вызов. В первый раз это было в 50‑е ­– 60‑е гг. когда во всех развитых странах государств

Доводы за электронную книгу
Наличие поисковых систем.Главным достоинством любой электронной книги считается наличие в ней поисковой системы, а значит возможности анализа содержания книг, поиска нужных сведений п

Доводы против электронной книги
Неудобство чтения с экрана.Известно, что обычный человек способен читать страницу, набранную мелким шрифтом, со скоростью до 400 слов в минуту. (Люди с хорошими неврологическими связями могу

Заменит ли электронная книга бумажную?
Споры по этому вопросу занимают большую часть статей, посвященных электронным книгам. Представители корпорации «Microsoft9quot; сделали ряд смелых прогнозов, заявив, что к 2003 г. электронные

Интернет как глобальная компьютерная сеть
По-английски Internet является аббревиатурой слов INTER­connected NETworks, что означает ВЗАИМОсвязанные СЕти. Интернет представляет собой свободное сообщество независимых сетей, объединенных тольк

Научно-техническая информация
Интернет представляет собой один из основных источников доступа к публичным информационным ресурсам в области НТИ. С одной стороны, эта сеть с самого начала предназначалась именно для распространен

Политическая информация
Информация этого типа получила широкое распространение в Интернет, прежде всего, в связи с попытками использования сети в политических целях (например, в предвыборной борьбе) – сначала в качестве с

Образование
В сети широкое распространение получили различные обучающие программы для самообразования, например: * ICS Learning Systems (http://www.icslearn.com/) – сервер одной из крупнейших в мире с

Музеи, галереи и художественные выставки
* Smitsonian Institute (http://www.si.edu) – сервер, предлагающий коллекцию из 500 произведений искусства Национального музея американского искусства и портреты их авторов; * WebMuseum (ht

Бытовая информация
Примерами бытовой информации, представленной в Интернет, выступают многочисленные серверы погоды, серверы полезной информации, такой как программы телевидения, а также серверы, создаваемые коммунал

Информация по Интернет
* Meckler iWORLD (http://www.mecklerweb.com/) – страница для участников Интернет, подготовленная в связи с возникновением WWW и характеризующая развитие Интернет и WWW; * NetlnSights (htto

Идеи и методы информатики
За время становления информатики в ней выработан ряд специфических идей и методов, которые не были известны библиотеко- и библиографоведению или какой-либо другой смежной науке или научной дисципли

Поиски фундаментального закона
На рубеже 70-х и 80-х годов ХХ в. значительно возрос интерес к теоретическим аспектам информатики и, в особенности, к ее методологическим проблемам. Необходимость в решении этих проб­лем и построен

Определение и предметная область информатики
Использование термина «информатика9quot; в значении информационной технологии совместилось с уже принятым у нас более полутора десятилетий обозначением им научной дисциплины, изучающей структу

Перспективы информатики
Немаловажное значение для перспектив развития информатики имеет ее структура, в значительной мере определяющая направление проводящихся в ней научных исследований. Эта структура в разных модификаци

Словарь терминов
Значение терминов объясняется в словаре лишь в том аспекте, в котором они употреблены в данном курсе лекций. Адаптер – набор электронных цепей для связи процессора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *