Виды финансовой политики

Виды финансовой политики, их характеристика

Финансовая политика государства является средством осуществления его социально-экономической политики. Она включает различные относительно самостоятельные виды политики:

1.Бюджетная политика государства основывается на Конституции РФ,

Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс.

Она выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении

расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах

покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления

государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит

социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип

построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

2. Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или

иной налоговой системы. Она включает в себя совокупность принципов,

влияющих на состояние экономики страны, а также определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов.

Одновременно устанавливаются меры конфискационной или стимулирующей направленности как налоговой системы в целом, так и отдельных налогов. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков – физических и юридических лиц. Налоговая политика направлена на создание приемлемых для государства и участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.

3. Ценовая политика государства выражается в корректировке цен и

тарифов на монопольные товары и услуги. Рост цен на товары и услуги этих отраслей (недра, земля, водные пространства, железные дороги, нефтепроводы и газопроводы) приводит к повышению цен во всех остальных секторах хозяйства. Ценовая политика является важнейшим фактором регулирования экономики. От величины тарифов на транспорт и электроэнергию, а также цен на сырье фактически зависят цены на всю совокупность товаров и услуг.

4.Таможенная политика представляет собой совокупность налоговой и

ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, она во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. В настоящее время она во многом зависит от бюджетной политики,

направленной не увеличение сбора таможенных платежей.

5.Инвестиционная политика связана с создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.

Инвестиционная политика, как часть финансовой политики государства,

реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов.

6.Кредитно-денежная политика представляет собой часть социально-

экономической политики государства, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечения стабильных темпов экономического развития.

7.Социальная политика связана с решением задач финансового

обеспечения прав граждан Росси, установленных в конституции РФ и

охватывает сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи

отдельным социальным группам населения и др.

8.Политика в области международных финансов направлена на защиту

интересов государства и содействие роста авторитета страны, участия в

деятельности международных организаций, принимая участие в формировании финансовых фондов этих организаций и в формировании совместных программ. Задачи политики в области международных финансов: интеграция

России в мировую финансовую систему; вступление в ВТО и другие

международные объединения; укрепление позиций России в МВФ и Мировом банке реконструкции и развития; повышение устойчивости курса рубля по отношению к иностранной валюте.

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает [6, с.244]:

1) рост государственных расходов;

2) снижение налогового бремени.

Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежание кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает [6, с.453]:

1) уменьшение правительственных расходов;

2) увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

Известно также, что существуют два типа финансовой политики:

· дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;

· недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

Рассмотрим следующую ситуацию. Для ослабления производственного бума необходим бюджетный излишек, то есть превышение доходной части государственного бюджета над расходной. С другой стороны, чтобы побороть спад, желателен дефицитный бюджет. Существуют два пути для достижения поставленных целей, один из которых достигается при помощи регулирования налоговых поступлений. Так, в первом случае выход в увеличении налогов, во втором же, наоборот, в их снижении.

Итак, допустим, что в стране наблюдается незначительный спад производства, а правительство не успело еще принять ответные меры. Тогда сокращение доходов граждан, а также хозяйствующих субъектов неизменно приведет к снижению налоговых поступлений, однако это и требуется для стабилизации экономики. Таким образом, правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику. Это обусловлено тем, что с увеличением доходов граждан также возрастут и налоги.

Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны.

Среди них можно выделить следующие четыре, а именно [3, с.361]:

1. Социальные выплаты, включая пособия по безработице. Действительно, налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице, резко возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию.

Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым, смягчая спад.

Другие типы пособий — такие, как благотворительные выплаты вне рамок системы социального страхования, — по характеру своего автоматического антициклического регулирования также относятся к стабилизирующему типу.

2. Актуальные для развитых капиталистических стран программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию в экономике. К сожалению, такой стабилизатор не характерен для отечественной экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами перепроизводства.

3. Эффект надежности компаний. Практика показывает, что с целью создания иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества другие подобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например повышенные прибыли с их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к стабилизации ситуации.

4. Инертность склонности к потреблению. Так, индивид, стремясь поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода.

Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

• общественные работы и другие программы, связанные с расходами;

• изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

• управление налоговым гнетом.

Кроме того, финансовая политика включает следующие направления (Приложение 1):

• политика экономического роста

Налоговая политика представляет собой систему правительственных мер по достижению стоящих перед обществом определенных задач с помощью налоговой системы страны. Налоговую политику рассматривают в широком и узком аспектах [7, с.78].

В широком она охватывает вопросы формирования государственных доходов за счет постоянных и временных источников (налогов и займов соответственно). Поскольку государство не может устанавливать слишком высокий уровень налогообложения из-за противодействия общества, оно вынуждено использовать государственные займы для покрытия своих расходов.

В узком аспекте налоговая политика охватывает деятельность государства только в сфере налогообложения — установление видов налогов, плательщиков, объектов, ставок, льгот, сроков и механизма зачислений в бюджет.

Под бюджетной политикой понимают определение государством:

• источников формирования доходов государственного бюджета;

• приоритетных направлений расходов бюджета;

• допустимых пределов разбалансированности бюджета;

• источников финансирования бюджетного дефицита;

• принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.

Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

Таможенная политика — часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Основными средствами осуществления таможенной политики являются: участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и таможенных конвенциях; применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов, таможенных формальностей; установленный режим прохождения грузов через границу; система государственных органов таможенного контроля и так далее.

Социальная политика проводит мероприятия по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др.

Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций.

Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.

Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.

Кроме того, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, выделяют политику экономического роста, политику стабилизации и политику ограничения деловой активности.

Типы и виды финансовой политики

Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Существуют следующие типы финансовой политики:

1. Классическая — авторы А. Смит и Д. Рикардо. Основное направление такой политики — это невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как регулятора хозяйственных процессов.

Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления — Министерстве финансов (Казначействе). Это было до конца 20-х гг. прошлого столетия.

2. Регулирующая финансовая политика (автор Дж. Кейнс) — это вмешательство и регулирование государством циклического развития экономики.

Наряду с традиционными задачами ставилась цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений для обеспечения полной занятости населения.

Основной инструмент вмешательства в экономику — государственные расходы. В связи с этим главным механизмом регулирования становятся налоги (налог на доходы физических лиц, обеспечивающий изъятие у экономических субъектов доходов); государственный кредит, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования.

Изменяется система управления финансами: вместо одного органа (Министерства финансов) возникает несколько специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управление государственным долгом.

3. Планово-директивная финансовая политика (авторы — В.И. Ленин, М.И. Бухарин) применяется в странах, использующих административнокомандную систему управления экономикой.

Цель директивной финансовой политики — обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Планово-директивная политика проводилась почти во всех странах бывшего социалистического лагеря.

С 1991 г. в нашей стране стала проводиться принципиально новая финансовая политика, которая базируется на использовании элементов рыночного механизма и системе государственного регулирования экономики.

Каждый тип финансовой политики включает в себя следующие виды:

1. Бюджетная политика, под которой понимают определение государством:

• источников формирования доходов государственного бюджета;

• приоритетных направлений расходов бюджета;

• допустимых пределов разбалансирования бюджета;

• источников финансирования бюджетного дефицита;

• принципов взаимоотношений между отдельными звеньями финансовой системы.

В составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность:

— политика управления государственным долгом;

— политика бюджетного федерализма.

2. Кредитно-денежная политика, под которой понимают:

— обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы;

— обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы, через регулирование деятельности банковской системы;

— управление деятельностью финансового рынка.

В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают:

— кредитная политика, а в ней, в свою очередь: процентная политика и инвестиционная политика банка.

3. Фискальная политика — это искусное изменение налогового бремени в течение всего экономического цикла. Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему фискальной политики.

Принципы фискальной политики:

а) уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщиков, т. е. его уровня доходов, поэтому налог с дохода должен быть прогрессивным;

б) налогообложение должно носить однократный характер;

в) обязательная уплата налогов. Система штрафов и санкций должна быть такой, чтобы неуплата налогов была менее выгодной, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами;

г) процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для организаций, собирающих налоги;

д) налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям;

е) налоговая система должна обеспечивать эффективное перераспределение создаваемого ВНП.

Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой системы российского государства и регулировать экономические взаимоотношения внутри федерации.

Фискальная политика государства включает в себя следующие разновидности:

Дискреционная политика, или политика, проводимая непосредственно правительством, предполагает сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

• общественные работы и другие программы, связанные с расходами;

• изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

• управление налоговым гнетом.

Элементами дискреционной финансовой политики являются:

а) политика в области государственных расходов;

б) фискальная политика.

Недискреционная финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов, означает ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, позволяющей стабилизировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

Кроме налогового стабилизатора, существуют:

• социальные выплаты, включая пособия по безработице, благотворительные выплаты вне рамок системы социального страхования;

• актуальные для развитых капиталистических стран программы помощи фермерам (в период перепроизводства закупает продукцию, стабилизирует цены и т.

• эффект надежности компаний;

• инертность, склонности к потреблению и другие.

4. Политика экономического роста — система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышения уровня занятости.

Данная стимулирующая финансовая политика включает:

— рост государственных расходов;

— снижение налогового бремени.

5. Политика стабилизации — это система мер фискальной политики и политики государственных расходов, направленных на поддержание объема производства и стабилизацию цен, снижение дефицита бюджета и управление государственным долгом. Ее цель: остановить инфляцию, снизить дефицит бюджета до 3 %; довести государственный долг до уровня У ВНП.

6. Политика ограничения деловой активности — направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем, применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.

7. Сдерживающая политика подразумевает:

— уменьшение правительственных расходов;

Таким образом, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

8. Политика в области государственных расходов, которая включает в себя: государственные программы расходов на социальные нужды; правительственные закупки и инвестиции; общественные работы с целью увеличения занятости населения.

9. Международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций (в том числе финансовых организаций).

Особенно большое значение в настоящее время приобретает финансовая политика таких международных финансовых организаций, как:

• Международный валютный фонд (МВФ);

• Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

• Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР); и других, например, Лондонский клуб кредиторов, Парижский клуб кредиторов.

Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политики, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта.

В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим.

Основная цель таможенной и валютной политики — сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

Финансовая политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые затруднения.

Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга.

Помощь не оказывается безвозмездно, а сопровождается рядом экономических или политических условий, не всегда выгодных для страны- заемщика.

Роль финансовой политики в переломные периоды жизни общества трудно переоценить, так как в первую очередь происходит радикальное перераспределение общественного богатства и перестраивается финансовая система.

Основными недостатками финансовой политики, сдерживающими экономическое и социальное развитие, являются:

• догматический (нетворческий) характер;

• отсутствие стратегических разработок;

• проведение частичных, малообоснованных мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду;

• отрыв фактического состояния дел в экономике;

• наличие большого количества убыточных и низкорентабельных предприятий:

• рост незавершенного строительства.

• нарушение сбалансированности государственного бюджета;

• остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан;

• недопоступление налоговых платежей;

• падение валютного курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам;

• большая внутренняя и внешняя задолженности страны.

Задачами финансовой политики на современном этапе являются:

1) перевод предприятий на рыночные отношения;

2) преодоления кризисного состояния финансов и оздоровление кредитно-денежной системы;

3) остановка спада производства;

4) контроль инфляционного процесса;

5) активизация инвестиционной деятельности для обеспечения структурной перестройки народного хозяйства;

6) разработка комплекса мер по социальной защите населения (индексация доходов, компенсации и т. п.).

Основными направлениями финансовой политики на современном этапе являются:

• разумная приватизация государственного сектора;

• дальнейшее развитие антимонопольной политики;

• совершенствование действующей налоговой системы;

• финансовое обеспечение конверсии;

• снижение в общем объеме производства доли отраслей тяжелой промышленности;

• упорядочение денежного обращения (прекращение необоснованного перелива денег из сферы безналичного оборота в наличный);

• развитие финансового рынка;

• ликвидация бюджетного дефицита;

• сокращение внутреннего и внешнего долга.

Основными направлениями, обеспечивающими наиболее эффективное инвестирование финансовых ресурсов, являются:

• льготное финансирование технического перевооружения предприятий, благодаря которому создаются новые машины и устройства, получает развитие компьютерное оснащение;

• финансирование затрат, связанных с профессиональной подготовкой кадров, повышением их квалификации, переориентацией работающих на новые виды производств;

• последовательная реализация программ, направленных на обеспечение сдвигов в отраслевой и территориальной структурах общественного производства, совершенствование народнохозяйственных пропорций в соответствии с современными потребностями;

• привлечение в экономику иностранных инвестиций в различных формах.

Главная задача финансовой политики в период современных преобразований состоит не только в том, чтобы обеспечить материальные преобразования, но и предотвратить социальную напряженность в обществе и максимально смягчить трудности перехода от одной системы отношений к другой.

Финансовая политика государства

2.2.Политика в области управления государственным долгом

Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации. Правительству Российской Федерации необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных развития общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

Финансовая система — совокупность сфер, звеньев финансовой системы, посредством которых в рамках той или иной социально-экономической формации осуществляется образование и использование фондов денежных средств. Финансовая система включает в себя: государственный бюджет, местные бюджеты, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий. Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовой системой. На финансовую систему возложено решение задач финансовой политики государства. Основными целями финансовой политики являются:

1) Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения.

1. Финансовая политика

1.1. Содержание и виды финансовой политики

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях (в соответствии со ст.170 Бюджетного кодекса Российской Федерации) Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Если Государственная Дума не принимает закон или принимает его с корректировками, искажающими или изменяющими основное содержание закона, и это не позволяет исполнительной ветви власти осуществлять финансовую политику в предполагаемом направлении, Правительство РФ должно либо добиться принятия нужного ему закона, либо уйти в отставку. Опыт взаимодействия Правительства РФ и Госдумы современной России свидетельствует о постоянном противостоянии, в силу чего до сих пор нет определенности ни в экономической, ни в финансовой политике.

Финансовая политика, как часть системы управления финансами, является прерогативой федеральных органов управления. На уровне субъектов Федерации возможности принятия решений ограничены, и функции органов власти субъектов Федерации в финансовой политике незначительны. Эти функции ограничиваются бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов Федерации участвуют в выработке финансовой политики государства как члены Совета Федерации, но это не расширяет их функции в принятии решений в данной области.

Финансовая политика — сознательное, целенаправленное использование государством финансовых отношений для реализации экономических и социальных задач или это совокупность по использованию государством финансов.

За рубежом финансовая политика — деятельность органов государственной власти в области государственных доходов и расходов, однако экономическое содержание финансовой политики заключается в единстве 3-х составных частей:

1) Разработка научно-обоснованной концепции развития финансовых отношений, которая должна основываться на требованиях экономических законов, состояния экономики и целевых установок развития общества.

2) Определять основные направления использования финансов на перспективу, долгосрочную, среднесрочную и краткосрочный период, исходя из поставленных основных целей.

3) Разработка необходимого комплекса мероприятий и мер, направленных на достижение поставленных целей.

Финансовая политика — это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов. Она позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления). Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:

* управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов;

* общность функций всех финансовых учреждений;

* общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления.

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:

* зависимость от конечной цели;

* макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

* соответствие интересам всех членов общества;

* использование экономических законов;

* учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.

Главной целью финансовой политики на макроуровне является — улучшение благосостояния народа страны, а на микроуровне это улучшение благосостояния собственника.

1.2. Виды финансовой политики

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на следующие виды:

— финансовая стратегия (долгосрочная перспектива);

А в зависимости от функциональных звеньев финансовая политика включает в себя: бюджетную политику, налоговую политику, страховую политику, ценовую политику, таможенную политику, политику в области социальных расходов, политику в области управления государственным долгом и т.д. В свою очередь, финансовая политика государства является лишь средством осуществления его экономической и социальной политики, т.е. выполняет вспомогательную роль. Не надо забывать и другие направления государственной политики — национальное, геополитическое, военное. Совокупность этих направлений и определяет финансовую политику, служащую основным инструментом проведения государственной политики. Финансовая политика России носит спонтанный характер и направлена на максимальную концентрацию денежных ресурсов в руках государства при постоянном сужении базы формирования доходной части бюджета.

А на микроуровне можно выделить: политика формирования и источников ресурсов и доходов, инвестиционная политика, управление оборотным капиталом, налоговое планирование, ценовая политика, управление рисками, валютная политика, кредитная политика.

Результаты финансовой политики выражаются на макроуровне в следующих показателях: объем ВВП и национального дохода, увеличение или уменьшение дохода населения, сбалансированность бюджета, объемы инвестирования, обновление основных фондов, объем государственного долга, уровень инфляции. А на микроуровне это: улучшение или ухудшение имущественного состояния компании, увеличение или уменьшение прибыли

2. Финансовая политика России на современном этапе

2.1. Бюджетная политика

Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Нельзя сводить бюджетную политику только к бюджетному процессу, хотя это наибольшая по объему и важности работа. Закон должен четко определить функции исполнительной и законодательной ветвей власти в бюджетном процессе, функции субъектов Федерации, принципы бюджетного федерализма, права и обязанности субъектов бюджетного процесса и т.п. Однако бюджетная политика этим не исчерпывается. Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью и субъектами Федерации, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в доле федерального бюджета из общей суммы консолидированного бюджета, в управлении государственным долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджета и т.п.

В демократическом государстве бюджет — законодательно утверждаемый документ, в котором находит отражение движение денежных средств, сконцентрированных в руках государства с целью выполнения своих функций. Приоритетом в бюджетной политике является именно направление денежных ресурсов на достижение целей, определяющих политику государства. Если цели требуют больше средств, чем обеспечивает национальная экономика, государство прибегает к чрезвычайным способам формирования дополнительных доходов: внутренним и внешним кредитам, продаже национальных богатств, сдаче богатств и имущества в аренду и концессиям. Чрезвычайные меры пополнения доходной части бюджета могут привести к потере экономической независимости. Учитывая это, законодательная ветвь власти устанавливает пределы заимствования. В реальной действительности эти ограничения неэффективны, поскольку у Правительства РФ есть способы их преодоления. Так, допуск на рынок государственных казначейских обязательств (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ) иностранных капиталов привел к переводу внутреннего долга в разряд внешних долгов.

2.2. Политика в области управления государственным долгом

Государственный долг — это вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики (т.е. неоплаченный государственный заказ, задолженность по заработной плате перед бюджетниками и т.д. так как практически эта задолженность представляет собой некорректно оформленный государственный долг, на который, вдобавок, не выплачиваются проценты). Отсюда и задачи по управлению государственным долгом можно ставить как в узком, так и в широком смысле слова.

Государственный долг может быть подразделен на капитальный и текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату; текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

Государственный долг подразделяется также на внутренний и внешний. В течение длительного времени в СССР разделение государственного долга на внешний и внутренний проводилось на основе того, в какой валюте номинировано обязательство: внешним долгом считалась сумма обязательств государства, номинированная в иностранной валюте, а внутренним долгом — сумма обязательств государства, номинированная в национальной валюте. Однако с повышением степени интегрированности национальной экономики в мировое хозяйство и выпуском внутренних займов, номинированных в свободно конвертируемой валюте (СКВ), разделение государственного долга на внутренний и внешний по этому принципу стало некорректным. На сегодняшний день более корректным является определение внутреннего долга как совокупности обязательств федерального правительства перед резидентами, а внешнего долга — как совокупности обязательств федерального правительства перед нерезидентами (вне зависимости от того, в чьей национальной валюте номинировано обязательство).

Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.

В управлении государственным долгом страны можно выделить следующие основные принципы:

* безусловности — обеспечение режима безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые государство, как заемщик, приняло на себя при заключении договора заимствования средств;

* единства — учет в процессе управления государственным долгом всех видов обязательств, эмитированных как сувереном, так и субъектами РФ;

* снижения рисков — размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обязательств;

* оптимальности структуры — поддержание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения;

* сохранения финансовой независимости — поддержание оптимальной структуры долговых обязательств государства между инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезидентами;

* прозрачности — соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом положении в стране для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика.

2.3. Налоговая политика

Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Более чем за 500 лет современная финансовая наука четко определилась в отношении к налогам.

* Без налогов государство не может существовать.

* Налоговые изъятия имеют твердую тенденцию к росту. При переходе оптимального налогового порога нарушается естественный воспроизводственный процесс — экономика саморазрушается.

* В период кризиса налоги должны быть установлены на минимально возможном уровне. Высокий налоговый порог приводит к утечке капитала.

* Государственное регулирование экономики необходимо. Однако при суммарной величине изъятия чистого дохода выше 30% экономический рост страны приостанавливается. Налоговые льготы должны носить открытый характер и быть равными для всех субъектов воспроизводственного процесса.

* Налоговая система не должна носить конфискационный характер.

* Суммарная величина налогов имеет устойчивую тенденцию роста только в экономической системе, в которой государство гарантирует стабильность законов и правил. Как только государство нарушает свои обязательства гаранта стабильности, капитал начинает уходить в теневую экономику или за рубеж, сужая доходную базу бюджета.

* Налоговая система должна быть простой, открытой и эффективной. Увеличение числа налогов, объектов обложения, введение многоступенчатых налогов приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов и, в конечном счете, к разрушению экономики путем ареста имущества, объявления неплательщика банкротом и т.д.

* Превалирование косвенной системы налогообложения, наиболее удобной с позиции формирования доходов бюджета, приводит к дальнейшему обнищанию основной массы населения страны, поскольку бремя таких налогов падает на конечного потребителя товаров и услуг, т.е. на 80—90% населения, имеющих доходы на уровне прожиточного минимума или даже на уровне социального выживания.

* Опасность косвенной системы налогов заключается в том, что у основной части населения изымаются накопления, что, в свою очередь, разрушает базу кредитной системы и системы вторичного финансового рынка. Опыт США, которые практически отказались от косвенных налогов, лучшее тому подтверждение.

* Косвенные налоги необходимо вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, на предметы роскоши, иногда на импортные товары и услуги и в ряде других специфических случаях.

* Основной налоговой базой должны выступать налоги на доходы и имущество. Их следует строить на принципах пропорционального налогообложения. Без резкого и принципиального изменения налоговой политики Россия не сможет восстановить свою экономику. Надо понимать, что без личной инициативы и эффективного труда всех членов общества, экономику трудно восстановить. Налоги отнимают главную мотивацию труда при рыночной экономике — труд должен приносить доход. Влияние налоговой политики на экономику страны проявляется непосредственно — высокий налоговый порог сужает инвестиционные возможности воспроизводственного процесса, уменьшает уровень потребления в обществе, что, в свою очередь, снижает базу роста производственного сектора и сектора услуг.

Ценовая политика государства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги. В монопольном владении государства сохранились недра, земля, водные пространства, железные дороги, электропередающие сети, нефте- и газопроводы. Рост цен на товары и услуги этих отраслей приводит к повышению цен во всех остальных секторах народного хозяйства. Корреляция здесь настолько очевидна, что комментарии излишни. Если к этим процессам добавить сохранившуюся за государством недвижимость в городах, цена за аренду которой устанавливается местными органами власти бесконтрольно, то ожидать в ближайшее время создания условий, благоприятствующих росту экономики, не приходится. Попытки органов власти регулировать цены на жизненно важные товары и услуги административными методами не приводят к желаемым результатам, поскольку в этом случае товары и услуги из легальной экономики уходят в теневую.

Из-за постоянного дефицита бюджета государство не может обеспечить населению те минимальные социальные гарантии, которые узаконены. Речь идет о льготных лекарствах и льготах за проезд в общественном транспорте. В реальной действительности предложение этих льготных товаров и услуг все время сокращается. Ценовая политика является важнейшим фактором регулирования экономики. От величины тарифов на транспорт и электроэнергию, а также цен на сырье фактически зависят цены на всю совокупность товаров и услуг. Эту возможность государство пока недостаточно использует для повышения потенциала отечественной экономики, делая неконкурентными отечественные товары и услуги.

2.5. Таможенная политика

Таможенную политику можно рассматривать как часть налоговой и ценовой политики, поскольку таможенные сборы и налоги оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. В то же время, таможенная политика имеет и свой специфический способ влияния на экономику страны, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны. Так, если на импорт технологического оборудования, не имеющего аналогов в стране, установить таможенный сбор в размере 20%, то это уменьшит инвестиционные возможности отечественных производителей, снизит темпы роста внутреннего производства и увеличит долю импортной продукции. Такие ставки у нас действовали до последнего времени, сдерживая развитие отечественной экономики. Объяснялось это необходимостью пополнения доходов бюджета и созданием условий для роста отечественных производителей.

Таможенная политика любой страны имеет действие бумеранга — введение ограничительных или поощрительных ставок обложения вызывает аналогичные ответные меры. Выбор направления таможенной политики должен соответствовать экономическому состоянию страны. Если мы сегодня зависим от импорта продовольствия и товаров повседневного спроса, это должно учитываться таможенными ставками. Но если эти ставки будут поощрительными, то отечественный товаропроизводитель не сможет конкурировать с западными товарами. Классическим примером стала ситуация с нашим некогда мощнейшим Птицепромом — дешевые «ножки Буша» (куриные окорочка) стали причиной его полного разорения.

В финансовой политике необходимо единство действий исходя из взаимообусловленности динамики стоимостных и натурально-вещественных потоков товаров и услуг, обеспечения основной народнохозяйственной пропорции расширенного воспроизводства — между производством, текущим потреблением и накоплением общественного продукта.

Следует изменить воспроизводственную сущность финансовой политики, которая ныне направлена на всемерное стимулирование сферы обращения в ущерб развитого производства потребительских и инвестиционных товаров. В результате, за истекшие годы произошел весьма значительный прирост количества рыночных структур в сфере коммерции, продажи и перепродажи, оказания финансовых услуг и т.д. тогда как число непосредственных производителей увеличилось в несравненно меньшей степени. Объемы коммерческих услуг возросли в десятки раз, а производство продукции из года в год весьма значительно уменьшалось при гипертрофированном повышении цен.

Дальнейшее сохранение протекционизма в финансовой политике по отношению к сфере распределения не допустимо со всех позиций. В экономическом смысле оно не дает реального выигрыша, ибо капиталы используются не на увеличение товарного наполнения рынка, а на воспроизводство все тех же финансовых структур. В социально-психологическом плане такая политика усиливает напряженность в обществе, способствую расширению слоя рантье и углублению социальных противоречий.

Реформирование финансовой политики должно затронуть всю систему регуляторов- ценностные, налоговые, кредитные, эмиссионные и другие инструменты регулирования экономики. Эти регуляторы должны реализовывать новые методы финансирования и кредитования экономики, управления структурной и инвестиционной политикой, доходом и накоплением, вовлечения финансовых средств в бюджет, организовывать их обращение не только по отраслевым и ведомственным вертикалям, но и по горизонтали между предприятиями, их ассоциациями, регионами.

Ступенчатая система экономических реформ, применяемая сейчас может дать эффективный результат лишь тогда, когда реформирование финансового механизма будет окончательно завершено. Это не означает, что отрицается целесообразность ступенчатого характера реформирования финансового механизма (налоговая реформа, кредитно-банковская реформа, создание банковской системы, реформа ценообразования), который неизбежен. Главным недостатком нынешней реформы является то, что ее мероприятия не имеют в должной мере целостного характера и проводятся достаточно медленно.

Финансовая политика должна быть органически вписана во все мероприятия структурной реформы, воспроизводственного процесса — по преобразованию экономической, социальной, материально-вещественной, организационной структур общественного производства. Ближайшие цели структурной политики — это преодоление спада производства, падения жизненного уровня наиболее активной части трудоспособного населения, восстановление инвестиционной деятельности.

Дефицит бюджета муниципального образования — 58 млн.руб. расходы бюджета — 1938 млн.руб. налоговые доходы — 1692 млн. руб. Определить неналоговые доходы бюджета при установлении отсутствия других источников доходов муниципального образования.

1938 млн.руб. — 58 млн.руб. = 1880 млн.руб.

Определение неналогового дохода

1880 млн. руб. — 1692 млн.руб. = 188 млн. руб.

1) Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под.ред.проф.Л.А. Дробозиной. — М.:Финансы, ЮНИТИ, 1997 — 479с

2) Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под ред. М.В.Романовского. — М. Юрайт, 2004.

3) Финансы: учебник / под ред. С.И.Лушина, В.А. Слепова. — М. Экономистъ, 2003.

4) Финансы: учебник / под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской, Б.М.Сабанти. — М. Юрайт — Издат, 2006.

5) Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. — М. ИНФРА- М, 2005.

Подобные документы

Элементы финансовой политики: налоговая, бюджетная, денежно-кредитная, ценовая, таможенная, социальная и инвестиционная. Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе. Совершенствование системы управления государственным имуществом.

курсовая работа [38,2 K], добавлен 13.03.2014

Экономическое содержание, сущность, задачи и цели, организация финансовой политики государства. Типы финансовой политики: классическая, регулирующая и планово-директивная. Финансовая политика на современном этапе и программа ее развития до 2023 года.

курсовая работа [74,1 K], добавлен 20.01.2010

Содержание финансовой политики. Роль государства в ее реализации. Особенности финансовой политики на разных этапах развития общества. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития, перспективы и пути ее совершенствования.

курсовая работа [51,5 K], добавлен 24.04.2017

Содержание, цели и основные типы финансовой политики государства. Цели и механизм финансовой политики, ее основные типы. Текущее положение России и перспективы в области финансовой политики. Основные задачи и направления современной налоговой политики.

курсовая работа [44,5 K], добавлен 09.06.2010

Содержание и цели проведения финансовой политики. Типы финансовой политики: классический, регулирующий, планово-директивный. Финансовая политика в России на современном этапе. Функции, задачи и структура Министерства финансов и налоговых органов.

реферат [61,3 K], добавлен 10.05.2010

Сущность финансовой политики и ее содержание, виды и типы. Исследование бюджетной, налоговой и социальной политики России на современном этапе. Перспективы и главные тенденции развития финансовой политики Российской Федерации и Республики Бурятия.

курсовая работа [136,7 K], добавлен 18.02.2015

Понятие финансовой политики, ее сущность и особенности, ресурсы и содержание. Цели финансовой политики и ее значение на современном этапе. Механизм реализации финансовой политики развития. Финансовая политика развития Самарской области на 2009-2011 гг.

курсовая работа [387,8 K], добавлен 20.02.2009

Содержание, цели и типы финансовой политики, механизм ее функционирования. Направления финансовой политики (бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможенная, денежно-кредитная). Реализация единой государственной денежно-кредитной политики.

курсовая работа [627,9 K], добавлен 08.08.2013

Финансовая политика как особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов и их рациональное распределение. Основные типы финансовой политики и ее содержание. Современные тенденции реализации финансовой политики России.

курсовая работа [46,1 K], добавлен 30.09.2010

Концептуальное обоснование понятий «финансовая политика» и «финансовая система», их содержание, структура, функционирование. Формирование финансовой системы. Централизованные и децентрализованные финансы. Значение финансовой политики, ее принципы.

курсовая работа [68,5 K], добавлен 15.09.2015

Виды финансовой политики

Финансовую политику можно классифицировать по различным критериям: территориальному, временному, в зависимости от объектов воздействия.

По территориальному критерию выделяют общегосудар­ственную (федеральную), региональную и местную финансовую политику. Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую ос­нову развития как государства в целом, так и каждого территори­ального и муниципального образования.

По временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стра­тегия включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременный характер. В настоящее время к финансовой стратегии относится проведение налоговой реформы, бюджетной реформы, политики в области управления государственным долгом РФ, пенсионной реформы, реформы образования и других отраслей социальной сферы.

Фи­нансовая тактика объединяет задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономи­ческого развития и должны быть реализованы в конкретном фи­нансовом периоде. Примером финансовой тактики являются сни­жение ставки налога на добавленную стоимость, упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти в бюджетном процессе, введение адрес­ных социальных льгот и гарантий социально незащищенным, ма­лообеспеченным слоям населения. При этом финансовые мероп­риятия тактического характера должны проводиться в рамках фи­нансовой стратегии и не могут противоречить ей во избежание возникновения отрицательных последствий их воздействия на функционирование финансовой системы и экономики в целом.

В зависимости от объектов воздействия выделяют финансо­вую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования и фи­нансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов. В составе последней можно выделить бюджетную по­литику и политику в области государственного социального стра­хования.

Бюджетная политика государстваглавная составная часть финансовой политики . поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений.

Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов. но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между: субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности. Основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию.

При выработке целей и задач социальной политики государ­ства важное место отводится разработке политики в области госу­дарственного социального страхования на принципах, соответ­ствующих рыночным условиям хозяйствования. При этом госу­дарство оценивает возможную степень участия субъектов хозяйствования в ее проведении, определяет собственные фи­нансовые возможности реализации социальных гарантий населе­нию, корректирует направления развития государственного со­циального страхования, методы мобилизации и формы расходо­вания средств государственных социальных внебюджетных фондов в соответствии с действующими условиями функциони­рования экономики. Политика в области государственного соци­ального страхования позволяет сгладить воздействие неблагоп­риятных факторов, влияющих на трудоспособность населения, стимулировать создание безопасных условий жизни и труда, до­биться улучшения состояния здоровья нации и сгладить небла­гоприятное воздействие рыночных условий хозяйствования на социально незащищенные слои населения.

Финансовая политика в сфере финансов субъектов хозяйство­вания включает разработку основных мероприятий в области го­сударственной амортизационной политики, развития приоритет­ных видов деятельности, регулирования деловой активности субъектов хозяйствования в соответствии с целями экономичес­кого развития государства, составление . читать далее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *