Инфляционный налог

Механизм инфляционного налога

Инфляционный налог — это потери владельцев денежных средств в результате инфляции, суть которого состоит в том, что если в условиях инфляции субъект хочет сохранить в текущем периоде размер своих реальных кассовых остатков на оптимальном уровне, то он должен из текущего дохода обеспечить прирост своей кассы в соответствии с уровнем инфляции. Получателем инфляционного налога является эмитент денежной массы, то естьгосударство, таким образом с держателей денег взимается скрытый налог .

Когда правительство не решается увеличить прямые налоги для финансирования своих расходов, то оно через центральный банк организует печатание новых денег. Таким способом покрывается бюджетный дефицит. Когда государство печатает новые деньги, оно тем самым сокращает стоимость имеющихся в обществе запасов денег, поскольку в стране начинается рост товарных цен. Все это уменьшает стоимость старых денег, имеющихся на руках у населения.

Данное явление и принято называть инфляционным налогом, так как инфляция, образовавшаяся в результате эмиссии дополнительных денег, является налогом на наличные деньги. Величина инфляционного налога равна произведению уровня инфляции (показывающему, насколько обесцениваются деньги) на сумму денег, имеющихся в наличии у населения:

Совершенно очевидно, что реальные доходы населения уменьшатся на величину инфляционного налога. «Налог на наличные деньги» в западных странах обычно составляет не более 10% валового национального продукта. В Российской Федерации в начале экономических реформ инфляционный налог достиг очень большой величины: например, во втором квартале 1992 г. — 28% ВВП и 46% дохода домашних хозяйств, а во втором квартале 1993 г. — 20% ВВП и 25% дохода домашних хозяйств.

Кроме государства, в нашей стране на инфляции наживаются и коммерческие банки. При инфляции обычно значительно возрастает скорость обращения денег (люди стремятся быстрее тратить возросшую массу наличных). Но в России, несмотря на высокие темпы инфляции, в 1992-1993гг. скорость обращения денег была очень низкой: 4-8 оборотов в год при 24-разовой оплате труда. Это во многом объясняется тем, что коммерческие банки часто срывали сроки выплат заработной платы и иных платежей с тем, чтобы полученные ими для этих целей деньги отдавать в кредит под большие проценты. Большой выигрыш от роста цен получают у нас в стране и многочисленные промышленные и торговые монополии. Они регулярно создают искусственный дефицит (уменьшая продажу ходовых товаров и накапливая их на складах). Вызвав тем самым дополнительный спрос, они повышают цены товаров. Аналитики еще называют инфляционный налог «налогом на бедность», поскольку в первую очередь он сокращает и без того скудные доходы незащищенных слоев населения. В меньшей степени инфляционному налогу подвержены богатые и в большей степени подвержены бедные и средний класс, и именно они склонны хранить большую часть своего дохода в денежной форме. Кроме этого, бедные и средний класс, большую часть своих доходов получают в фиксированной форме, — зарплаты, пенсии и пособия, что приводит к невозможности своевременной индексации.

Некоторые экономисты прямо указывают, что инфляция является регрессивным налогом на потребление, лица с меньшими доходами, уплачивают больший инфляционный налог и обусловлено это тем, что эластичность спроса на деньги относительно дохода обычно меньше единицы.

Как уже было отмечено, причиной инфляции выступает рост денежной массы в экономике, который возникает в результате денежно-кредитной политики центрального банка страны, а также бюджетного дефицита, толкающего государство на денежную эмиссию. Правительство печатает новые деньги как альтернативу налоговых поступлений, которые оно не смогло обеспечить. Когда центральные банки печатают банкноты и эмитируют государственный кредит, они увеличивают сумму денег, циркулирующих в экономике, что обычно делается в ответ на ухудшение экономических условий. Это изменение в реальных балансах денег вызывает инфляцию. Самой очевидной ценой инфляции являются увеличение денежной массы и принуждение обладателей денег платить инфляционный налог.

Доход государства от инфляционного налога еще называют сеньораж, который используется для покрытия государственных расходов, но чем больше совершается госзакупок на дополнительно эмитированные деньги, тем сильнее обесцениваются деньги, находящиеся на руках у населения. В результате дополнительной эмиссии увеличивается количество денег, необходимое для покрытия бюджетного дефицита. Во многом на сеньораже зиждется экономическое благосостояние США, валюта которых заменила золотой запас в резервах центробанков большинства стран мира. Если ежегодный рост инфляции в Соединенных Штатах составляет 5 %, то тогда за один доллар можно купить товаров и услуг в этом году по цене 1$, но потребовалось бы 1,05$ чтобы купить те же самые товары или услуги в следующем году; это имеет такой же эффект что и 5%-ый ежегодный налог на наличные авуары, при условии, что экономический рост — 0 %, или другие уменьшающие цену факторы, такие как увеличивающая эффективность технология имеют 0%-ый рост. В случае же когда действуют также факторы сокращения цен, 5%-ый рост инфляции указывает, что инфляционный налог выше 5 %.

Правительства — почти всегда чистые должники (то есть, большую часть времени правительство должно больше денег, чем другие должны ему). Инфляция уменьшает относительное значение предыдущего заимствования, и в то же самое время она увеличивает доходы от налогов. Таким образом, из этого следует, что правительство может улучшить отношение долга к доходу путем инфляции. Однако, если правительство продолжит продавать долг, занимая деньги в обмен на долговые обязательства, то эти долговые обязательства также будут затронуты инфляцией: они потеряют в своей ценности, и поэтому они станут менее привлекательными для кредиторов, пока у правительства не появится желания выкупить долг. Еще Дж. Кейнс писал: «Правительство может жить в течение длительного времени. за счет печатания бумажных денег. Это такая форма налогообложения, ускользнуть от которой наиболее трудно. Даже самое слабое правительство в состоянии ввести его в действие в ситуации, когда оно уже не способно ни на что иное».

Кроме того следует отметить, что инфляция снижает реальную величину налоговых поступлений. Растущая денежная масса, направляемая правительством на покрытие бюджетного дефицита, усиливает инфляцию, в результате чего обесцениваются налоговые поступления и еще более усугубляется проблема бюджетного дефицита. Начисление налога, как известно, происходит раньше, чем его уплата, и поскольку не существует механизма поддержания реальной величины взимания налогов, то любое повышение темпа инфляции в течение этого периода обесценивает налоговые поступления, уменьшает налоговое бремя. Возрастающий хронический бюджетный дефицит в свою очередь подстегивает денежную эмиссию, и это ускоряет инфляцию.

Стремительно развивающаяся инфляция (гиперинфляция), с одной стороны, возникает в результате бюджетного дефицита, а с другой — его усиливает. Данное явление, как уже было отмечено выше, получило название эффекта Танзи-Оливера,который будет тем больше, чем позже платятся налоги и выше темп инфляции. Более низкие налоговые поступления еще больше увеличивают дефицит бюджета, растет государственный долг.

Таким образом, воздействие инфляции испытывают на себе все макроэкономические субъекты.

Инфляционный налог выплачивается теми, кто хранит наличные деньги.  [1]

Инфляционный налог представляет собой потери реальных доходов населения в результате инфляции, поскольку имеющиеся у людей деньги теряют свою стоимость по мере роста цен.  [2]

Рост инфляционного налога обычно сопровождается его перераспределением в пользу тех лиц, которые не стремятся получать блага на основе рыночных и социальных принципов гражданского общества.  [3]

Расчет инфляционного налога в аналитических целях позволяет установить динамику тяжести налогового бремени при не меняющейся в законодательстве налоговой ставке.  [4]

Динамика инфляционного налога. получаемого государством, выражается вышеуказанной кривой Филлипса.  [5]

Сравнение этих сумм дает величину инфляционного налога. а их соотношение — инфляционный налоговый коэффициент. Динамика таких коэффициентов позволяет судить о росте или снижении реального налогового бремени. Эти выводы способствуют выбору адекватных мер государственного регулирования экономики, в том числе налоговыми методами.  [6]

Первопричиной роста инфляции, а следовательно и инфляционного налога. является, как правило, дефицит государственного бюджета, покрываемый путем эмиссии, то есть уже упомянутого печатания денег. Это такая форма налогообложения, ускользнуть от которой наиболее трудно, — писал великий английский экономист Дж. И правительство, считал он, может жить за счет такого налога в течение длительного времени. Однако опасность состоит в том, что на определенном этапе ускоренная инфляция начинает съедать и доходы от него. Требуется еще и еще увеличивать количество денег, и это ведет к гиперинфляции — не менее разрушительному явлению в экономике, чем катастрофические землетрясения — в природе.  [7]

Вначале при инфляционном росте цен величина получаемого государством инфляционного налога возрастает, но достигнув максимальной величины, он начинает снижаться. Уменьшение доходов государства в результате инфляции означает, что она переходит в галопирующую форму и становится гиперинфляцией, когда налоги, поступая в бюджет, тут же обесцениваются. Это показывает, что инфляция как источник покрытия бюджетных дефицитов имеет пределы.  [8]

В-четвертых, это дает возможность обложить колонии еще и инфляционным налогом. то есть подпечатывать доллары и медленно обесценивать деньги, находящиеся в обороте колоний.  [9]

Совершенно очевидно, что реальные доходы населения уменьшаются на величину инфляционного налога. Одновременно налог на наличные деньги составляет существенную долю доходов государства.  [10]

Совершенно очевидно, что реальные доходы населения уменьшатся на величину инфляционного налога. Налог на наличные деньги в западных странах обычно составляет не более 10 % валового национального продукта.  [11]

Несколько смягчает дифференциацию доходов в последние годы то, что в результате финансовой стабилизации снизился инфляционный налог. который, как уже говорилось, основной тяжестью ложится как раз на наименее обеспеченные слои населения. Кстати, это опровергает распространенное мнение о том, что подавление инфляции — вещь не такая уж необходимая, ибо дается слишком дорогой социальной ценой. Как раз наоборот: именно инфляция с ее инфляционным налогом ( сеньоражем) сокращает доходы населения, особенно беднейших его слоев.  [12]

Отчасти благодаря особенностям российского кредитного рынка и рынка банковских услуг, коммерческие банки смогли беспрепятственно присваивать значительную часть инфляционного налога. который выплачивала российская экономика в условиях высокой инфляции первой половины 90 — х годов.  [13]

В России бюджетный кризис разразился в 1996 г. с началом финансовой стабилизации, когда у правительства резко сократились возможности извлекать доходы из инфляционного налога.  [14]

Поиск ренты не только давал толчок несоразмерным государственным затратам и денежной эмиссии, он непосредственно был направлен на перераспределение доходов от населения к предприятиям и банковскому сектору через инфляционный налог.  [15]

Страницы:    9ensp;9ensp;1  9ensp;9ensp;2  9ensp;9ensp;3

Поделиться ссылкой:

Сеньораж и инфляционный налог

При анализе такого явления, как инфляция, следует отме­тить ту роль, которую играет в развитии инфляционных процес­сов увеличение бюджетного дефицита. Как правило, в странах, накопивших большой бюджетный дефицит, наблюдаются высо­кие темпы инфляции. Это в первую очередь связано с инфляци­онным способом покрытия бюджетного дефицита как одним из вариантов его урегулирования. Несмотря на критику этого спо­соба покрытия бюджетного дефицита со стороны многих эконо­мистов, он остается весьма распространенным в практике эко­номической политики. С его помощью государство получает своеобразный доход, называемый сеньоражем.

Сеньораж (senioroge, SE) обычно определяют как доход, получаемый госу­дарством в результате печатания денег.

Название «сеньораж» происходит от слова «сеньор»: в эпоху Средневековья в европейских странах феодалы-сеньоры имели право чеканить монету на той территории, которая им принад­лежала.

Как известно, издержки печатания денег ничтожно малы по сравнению со стоимостью товаров и услуг, которые можно при­обрести на выпущенные банкноты. Таким образом, в руках госу­дарства оказывается рычаг пополнения доходной части бюдже­та, который в случае необходимости можно использовать доста­точно легко.

Сеньораж — доход государства. Логично возникает вопрос: кто оплачивает сеньораж? Он оплачивается населением, по­скольку оно вследствие инфляции, делающей население беднее, может приобретать меньше товаров и услуг. Таким образом, на­селение платит инфляционный налог (inflation tax, IT), ставка ко­торого равна темпу инфляции. Инфляционный налог рассчиты­вается по формуле

где С — наличные деньги в обращении;

&#&60; — темп инфляции;

D — деньги на депозитах;

i — номинальная ставка процента по депозитам.

Например, наличность составляет 1000 у.е. депозиты — 3000 у.е. темп инфляции — 10%, номинальная ставка процента по депозитам — 12%. Тогда инфляционный налог равен

IT = 1000 у.е. х 0,1 + 3000 у.е. (0,1 — 0,12) = 100 у.е. — 60 у.е. = 40 у.е.

Таким образом, та часть средств, которая хранится в налич­ном виде, обесценивается в результате инфляции в полном объе­ме. Те же средства, которые находятся на депозитах, обесцени­ваются не так быстро, так как уплачиваемый процент может час­тично или полностью компенсировать инфляционные потери.

При определенных условиях (в ситуации умеренной инфля­ции) сеньораж равен инфляционному налогу: SE = IT.

Могут ли сеньораж и инфляционный налог не совпадать?

Может ли инфляционный налог быть больше сеньоража? Да, например, в условиях галопирующей и гиперинфляции, когда ин­фляционные тенденции развиваются быстрее темпов увеличения денежной массы за счет роста скорости обращения денег.

Может ли сеньораж быть больше инфляционного налога? Да, может в условиях дефляции. Однако можно привести и более ин­тересный пример, связанный с валютными изменениями.

Рассмотрим ситуацию, в которой для простоты примем усло­вие, что инфляция равна нулю. Если при этом в стране растет спрос на национальную валюту и все экономические агенты на­чинают избавляться от иностранной валюты, государство имеет возможность получать сеньораж, обменивая национальные де­нежные единицы на иностранные. Кто в этом случае платит ин­фляционный налог? Все те страны, чья валюта обесценивается по отношению к валюте рассматриваемой страны.

Таким образом, есть ситуации, когда сеньораж и инфляци­онный налог могут не совпадать.

15.3. Инфляция и безработица: кривая Филлипса

Один из наиболее известных способов исследования инфля­ции с помощью анализа роста заработной платы предложил анг­лийский экономист О. Филлипс. Он изучил статистические дан­ные, касающиеся денежной зарплаты и безработицы в Велико­британии более чем за сто лет, и обнаружил между ними четко прослеживаемую связь, которую описал в своей работе «Соотно­шение между безработицей и степенью изменения денежной за­работной платы в Великобритании, 1862—1957», опубликован­ной в 1958 г. В этой работе было показано, что заработная плата имеет тенденцию к росту тогда, когда безработица относительно низка, и наоборот, заработная плата имеет тенденцию к сниже­нию, когда безработица высокая. Это происходит в силу того, что в условиях высокой безработицы работники менее активно требуют повышения заработной платы, а наниматели менее охот­но идут на уступки, в то время как в условиях низкой безработицы активность работников выше, а наниматели в большей степени склонны уступать их требованиям.

Полученные выводы были представлены графически (рис. 15.3). Кривая, которая получила название кривой Филлип­са, отражает альтернативу между инфляцией и безработицей.

На графике видно, что понижение уровня безработицы от U0 до U1 приводит к росту уровня цен от Р0 до Р1

Следует отметить, что кривая Филлипса — это зеркальное отражение кривой совокупного предложения. По вертикальной оси и для построения кривой Филлипса, и для построения кри­вой совокупного предложения откладывают уровень цен, по го­ризонтальной же оси для построения кривой Филлипса — безра­ботицу, а для построения кривой предложения — обратный по­казатель — занятость.

Инфляционный налог

Экономическая альтернатива инфляции и безработицы под­тверждалась на практике до начала 1970-х гг. Однако затем нача­лось одновременное сосуществование инфляции и безработи­цы — отрицательное явление, получившее название стагфляции: одновременные стагнация в производстве и инфляция в денеж­ной сфере. По сути дела, стагфляция — это другое название уже рассмотренной в данной главе инфляции предложения, или ин­фляции издержек. Явление стагфляции графически можно про­иллюстрировать двояко: либо правосторонним смещением кри­вой Филлипса (рис. 15.4, а), либо левосторонним смещением кривой совокупного предложения (рис. 15.4 а, б).

Перечислим основные причины стагфляции в США в начале 1970-х гг.:

&#&830; повышение странами ОПЕК цен на нефть;

&#&830; понижение курса доллара, т.е. рост стоимости импорта;

&#&830; либерализация цен после 1974 г.;

&#&830; дефицит в сельскохозяйственной области;

&#&830; нарастание инфляции и, как следствие, — инфляционных ожиданий.

Аналогичные причины могут вызывать стагфляцию в других странах, провоцируя рост цен и падение темпов роста произ­водства.

Учитывая возможность проявления стагфляции, можно по­ставить под сомнение «непогрешимость» кривой Филлипса. Дей­ствительно ли существует обратная связь между инфляцией и без­работицей?

При ответе на этот вопрос следует учитывать, о каком перио­де времени идет речь — краткосрочном или долгосрочном.

Инфляционный налог

В краткосрочном периоде кривая Филлипса отражает те за­кономерности, которые были рассмотрены, т.е. на ней может быть верно проиллюстрирована альтернатива между инфляцией и безработицей.

Так, если правительство ставит задачу сократить безработи­цу, эта задача может быть решена в краткосрочном периоде, но за счет осуществления стимулирующей политики, в том числе кредитно-денежной политики, т.е. за счет инфляции (рис. 15.5) происходит перемещение из точки А1 в точку В1.

Однако в долгосрочном периоде действует следующая це­почка событий, заставляющих иначе посмотреть на кривую Филлипса:

&#&830; после того как цены выросли в результате инфляции, рабо­чие начинают осознавать, что их реальные доходы падают;

&#&830; рабочие требуют увеличить заработную плату и продол­жают выдвигать эти требования до тех пор, пока номи­нальная заработная плата не достигнет такого уровня, что реальная заработная плата восстановится до исходного уровня;

&#&830; как только реальная заработная плата вернется к своему доинфляционному уровню, наниматели, для которых за­работная плата — это издержки, сокращают наем до ис­ходного уровня (перемещение из точки В1 в точку A2 ); происходит переход на новую краткосрочную кривую Филлипса;

&#&830; теперь правительство, стремясь все-таки понизить уровень безработицы, опять проводит стимулирующую политику, и вся ситуация вновь повторяется.

Инфляционный налог

Итак, безработица всегда возвращается к исходному уровню, обозначенному на графике Un , т.е. к естественному уровню без­работицы. А кривая Филлипса в долгосрочном периоде приоб­ретает вертикальный характер подобно тому, как и кривая сово­купного предложения в долгосрочном периоде становится вер­тикальной линией.

Описывая, как происходит возврат безработицы к исходному уровню, мы тем самым описали теорию адаптивных ожиданий, согласно которой люди способны, приняв во внимание проис­шедшие события, попытаться каким-то образом приспособиться к ним. Так, испытав на себе последствия инфляции, они начи­нают адаптироваться — требуют роста заработной платы.

В результате в долгосрочном периоде отсутствует альтерна­тива между инфляцией и безработицей, а все попытки прави­тельства понизить безработицу приводят лишь к «скольжению» кривой Филлипса вверх.

Есть более радикальный подход, который описывают сто­ронники теории рациональных ожиданий (ТРО): согласно этой теории работники способны не просто адаптироваться к насту­пившим событиям, но и предугадывать их на основе своего про­шлого и настоящего опыта и делать правильные выводы. Они за­ранее страхуются, т.е. осуществляют какие-либо действия, кото­рые помогут им преодолеть неблагоприятные последствия проводимых правительством мероприятий.

В уже рассмотренном случае работники не будут ждать, когда вырастут цены, а сразу, как только правительство объявит о борьбе с безработицей, осознают, что будет инфляция, тут же проиндексируют себе заработную плату, причем в полной мере, а наниматели не станут увеличивать число принимаемых на ра­боту лиц, поскольку они также осознают все происходящие со­бытия.

Графически это изображается так (см. рис. 15.5): из точки А1 перемещение происходит сразу в точку A2. а затем из точки A2 в точку A3. Экономически это означает, что политика правительст­ва из-за рациональных ожиданий экономических субъектов ока­зывается абсолютно неэффективной. Сторонники теории рацио­нальных ожиданий полагают, что правительство должно ограни­читься выработкой «правил игры» для экономических субъектов. Что касается целенаправленных мероприятий, правительство мо­жет осуществлять только один вид экономической политики — «политику сюрпризов».

Следует отметить, что и сторонники теории адаптивных ожиданий, и сторонники теории рациональных ожиданий в сво­их построениях исходят не просто из предпосылки о том, что экономические субъекты рациональны, но считают, что они мо­гут в полной мере реализовывать свои рациональные ожидания.

Гипотеза естественного уровня безработицы (гипотеза М. Фридмена) развивается в русле классической школы. Кейнсианцы противопоставляют ей свою концепцию гистерезиса, кото­рую мы рассматривали в гл. 14.

Гистерезис безработицы был характерен для экономики Ве­ликобритании в 1980-е гг. Борьба с инфляцией в период правле­ния М. Тэтчер повысила показатель безработицы с 4 до 11%, од­нако в последовавшие за этим годы безработица не вернулась к своему исходному уровню.

Тем не менее, несмотря на такие противоречивые мнения от­носительно естественного уровня и кривой Филлипса, эта кри­вая широко используется в теоретических построениях и в прак­тической сфере.

Перечислить все последствия инфляции достаточно сложно, поэтому попытаемся рассмотреть лишь наиболее общие из них.

&#&830; Инфляция порождает инфляционный налог, бремя которого несет все население страны. В результате оплаты этого на­лога сокращаются реальные сбережения, падает платеже­способный спрос, снижаются стимулы к труду.

&#&830; В условиях прогрессивной налоговой системы и открытой инфляции действует так называемый эффект инфляцион­ного налогообложения.

Эффект инфляционного налогообложения — получение государством полнительного дохода за счет перехода налогоплательщиков из одной лотовой группы в другую (подпадающую под более высокую налого ставку) в результате индексации.

Чтобы пояснить действие эффекта инфляционного налогообло­жения, приведем следующий пример. Предположим, что в стране действует прогрессивная система налогообложения. При этом все до­ходы от 10 до 15 тыс. у.е. облагаются — по ставке 10%, доходы от 15 до 20 тыс. у.е. по ставке 15%, а доходы от 20 тыс. у.е. — 20%. Есть три налогоплательщика с доходами 12, 16 и 25 тыс. у.е. соответственно. Тогда суммарный налог, который они уплачивают, равен

12 тыс. у.е. х 0,1 + 16 тыс. у.е. х 0,15 + 25 тыс. у.е х 0,2 = 1,2 тыс. у.е. + 2,4 тыс. у.е. + 5 тыс. у.е. = 8,6 тыс. у.е.

Если уровень цен вырос в 2 раза, и все население получило 100-процентную индексацию, номинальные доходы налогоплатель­щиков станут соответственно 24, 32 и 50 тыс. у.е. а суммарный на­лог, который они заплатят, станет равен:

(24 + 32 + 50) х 0,2 = 21,2.

Пример показывает, что уровень цен вырос в 2 раза, а уплачивае­мый суммарный налог повысился приблизительно в 2,5 раза.

В нашем примере налогоплательщики получили 100-про- центную компенсацию. Однако вполне может сложиться ситуа­ция, когда при частичной компенсации (т.е. при падении реаль­ных доходов!) налогоплательщик формально переходит в группу, подпадающую под более высокую налоговую ставку, так как его номинальный доход вырос до уровня следующей налоговой группы.

&#&830; В условиях инфляции действует известный эффект Танзи—Оливеры.

Эффект Танзи—Оливеры заключается в обесценивании налоговых посту­плений в бюджет в условиях высокой инфляции, если между декларирова­нием и уплатой налогов проходит определенное время, в течение которого реальные поступления обесцениваются.

Чтобы преодолеть действие эффекта Танзи—Оливеры или хотя бы сгладить его, государство применяет индексацию нало­говой шкалы, авансовые платежи или учащает налоговые плате­жи в бюджет.

&#&830; В условиях инфляции растет неопределенность при при­нятии инвестиционных решений. Поскольку рост из­держек вследствие высокой инфляции предсказать труд­но, экономические агенты начинают активно предпочи­тать спекуляцию реальному инвестированию, что отри­цательно отражается на всей национальной экономике.

&#&830; Инфляция усиливает социальную дифференциацию: при росте цен на товары первой необходимости, составляю­щие основную долю в потреблении бедных слоев населе­ния, резко сокращаются возможности потребления и бы­стрее обесцениваются их реальные доходы.

&#&830; Инфляция увеличивает трансакционные издержки, свя­занные с постоянной необходимостью пересмотра цен: приходится печатать новые каталоги, ценники и т.п. что связано как с дополнительными бухгалтерскими из­держками, так и с дополнительными затратами сил и времени. Чтобы снизить подобные издержки, переходят на жетоны, карточки, цены устанавливают в условных единицах.

&#&830; Падает значение цены как информационного сигнала: цены под воздействием инфляционных процессов и ин­фляционных ожиданий населения перестают отражать реальные потребности в том или ином благе: люди запаса­ются впрок, хотя на самом деле их реальные текущие по­требности гораздо ниже.

&#&830; Высокая инфляция ведет к обострению социально-поли­тической обстановки, поскольку обесценение доходов населения вызывает совершенно очевидное недовольство и противодействие, в том числе в форме социальных вы­ступлений.

Поскольку инфляция на протяжении всего XX в. является одной из основных макроэкономических проблем в развитых странах, актуальной становится проблема осуществления госу­дарством антиинфляционной политики.

Что такое инфляционный налог?

Инфляционный налог

Дело в том, что увеличение денежной массы, необеспеченной товарами, вызывающее рост уровня цен на 5%, приводит к обесцениванию денег у населения и снижению реального дохода на 5%. Эффект то же самый, как и при повышении налога на доходы на 5%.

Повышение реальных налогов всегда встречается населением «в штыки» и является весьма рискованным политическим шагом.

Поэтому, при форс-мажорных обстоятельствах для финансирования дефицита госбюджета правительства часто прибегают именно к эмиссии (например, во время войны или при спасении политического режима). Иногда, правительство теряет контроль над подобным способом финансирования своих расходов, что приводит к гиперинфляции (см. кризис в Зимбабве ).

Экономисты отмечают, что инфляционный налог больше всего бьет по бедным, так как, в отличие от богатых, они хранят свой доход в денежной форме (кроме того, у бедных слоев населения доход, как правило, фиксирован).

Также, инфляционный налог наносит ущерб представителям теневой экономики. Их трудно обложить обычными налогами, но от инфляции они страдают сильнее, чем те, кто работает легально. Ведь «грязные» деньги труднее перевести в другие виды активы и обезопасить от обесценивания.

Инфляционный налог

Люди склонны больше обращать внимание на номинальную стоимость денег, а не на их покупательную способность.

Инфляционный налог

Администрация Лондона, устав от огромных пробок и грязного воздуха, в 2003 году ввела специальный налог.

Инфляционный налог

При ускорении инфляции налогоплательщикам становится выгодно затягивать уплату налогов.

Инфляционный налог

Налог на тень, который считают одним из самых странных налогов, на самом деле, является довольно логичным.

Инфляционный налог

Как удалось победить гиперинфляцию в Аргентине путем привязки курса национальной валюты к американскому доллару.

Инфляционный налог

В 2009 году гиперинфляция в Зимбабве разогналась до 321 млн процентов в год.

Инфляционный налог

Как изгнание белых фермеров из Зимбабве привело страну к развалу сельского хозяйства и гиперинфляции.

Инфляционный налог и механизм его действия

Довольно часто жителям стран, возникших на месте СССР, приходится сталкиваться с проблемой, когда их накопления теряют свою ценность в связи с развитием инфляционных процессов. Они характеризуются категорией инфляционный налог. Его особенность проявляется в том, что присвоение этого налога предопределено тем эмиссионным центром, который его и вызвал. Так как сегодня эмиссионные центры создаются, контролируются и управляются государством, то и этот налог можно считать скрытым налогом, который не устанавливается как институциональное явление.

Механизм действия его таков, что инфляционный налог в большей степени влияет на беднейшие и средние слои общества, и в меньшей — на богатые. Это обусловлено тем, что первые имеют доходы, которые поступают к ним в форме заработных плат, пособий, то есть таких, которые фиксированы по величине. Иногда происходит так, что темпы нарастания инфляции просто не позволяют индексировать доходы указанных групп населения. В этом случае, многие экономисты характеризуют инфляционный налог как регрессивный, то есть такой, ставка которого становится меньше по мере роста физической величины дохода.

Природа данного налога следующая. По мере печатания новых денежных масс для какой-либо цели, например, чтобы создать видимость хороших экономических доходов в обществе, в экономической системе начинает нарастать инфляция. Ее самым проявляемым признаком выступает значительное увеличение количества денег в обороте и, по сути, такое состояние принуждает всех, кто имеет деньги, платить инфляционный налог.

Таким образом, практически все правительства в мире являются должниками, потому что они постоянно должны больше, чем должны им. Инфляция как бы сглаживает этот долг, то есть делает предыдущий долг не таким заметным и памятным как действующий в данный конкретный момент времени, но при этом доходы от поступления налогов возрастают. Вот и получается почти парадоксальная ситуация, когда правительство имеет возможность улучшить величину соотношения долга к доходу именно путем такого губительного для населения явления, как инфляция. Тем не менее, если же власть и далее будет продолжать политику заема денег и продажи долгов под какие-либо долговые обязательства и при этом продолжать эмиссию денег, эти деньги утратят совсем свою покупательную способность и уже не будут востребованы кредиторами. Следует также учитывать, что такой налог не всегда имеет природу, вызываемую эмиссией.

Еще одной особенностью инфляционного налога является то, что он не собирается специально созданными органами, формирующими налоговую систему государства. Его взимание не требует такого специального аппарата, и он поступает в бюджет непосредственно.

В других случаях иные налоги взимаются специально уполномоченными для этого органами или лицами – сборщиками налогов. Согласно действующему в РФ законодательству, таковыми являются госорганы исполнительной власти, исполкомы местного самоуправления, а также иные, уполномоченные ими органы и физические лица. Эти сборщики налогов, кроме, собственно сбора налогов, выступают еще и контролирующими инстанциями, в компетенцию которых входит и контроль над полнотой и своевременностью уплаты. Не следует путать сборщиков налогов с налоговыми агентами. Главным отличием выступает то, что сборщики удерживают налоги только из прямо оговоренных в законе.

Еще одной из своеобразных групп налогов выступают налоги банков. Их по законам РФ платят коммерческие банки, а также другие, получившие соответствующую лицензию, кредитные учреждения. Выдача таких лицензий находится в компетенции ЦБ России. Объектом налогообложения при взимании данного налога являются такие доходы банков, как проценты по ссудам, плата за предоставление кредитных ресурсов и другим операциям.

Инфляционный налог

Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.

Инфляционный налог

10 очаровательных звездных детей, которые сегодня выглядят совсем иначе Время летит, и однажды маленькие знаменитости становятся взрослыми личностями, которых уже не узнать. Миловидные мальчишки и девчонки превращаются в с.

Инфляционный налог

Время бить тревогу: 11 признаков, что ваш партнер вам изменяет Измена — это самое страшное, что может случиться в отношениях двух людей. Причем, как правило, все происходит не как в фильмах или сериалах, а гораздо.

Инфляционный налог

9 знаменитых женщин, которые влюблялись в женщин Проявление интереса не к противоположному полу не является чем-то необычным. Вы вряд ли сможете удивить или потрясти кого-то, если признаетесь в том.

Инфляционный налог

«Магические» фразы, которые могут спасти даже неловкий разговор Как гласит одно из правил ораторского искусства, нет таких ситуаций, которые нельзя было бы улучшить с помощью удачно подобранной фразы.

Инфляционный налог

Никогда не делайте этого в церкви! Если вы не уверены относительно того, правильно ведете себя в церкви или нет, то, вероятно, поступаете все же не так, как положено. Вот список ужасных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *