Виды финансов

Виды финансов

Финансы страны подразделяются:

I. В зависимости от того, чьи интересы ими реализуются, на:

– государственные (публичные) финансы. В свою очередь они делятся на централизованные и децентрализованные ;

– частные (негосударственные) финансы.

Центральное место в системе финансов занимают публичные финансы, к которым относятся государственные финансы и финансы муниципальных образований.

Государственные (публичные) финансы – это те денежные средства, которыми распоряжаются органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления. Эти денежные средства используются для удовлетворения общих нужд соответствующих территориальных образований: района, города, области, государства в целом. Общими нуждами являются управление, охрана общественного порядка, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, оборона и т.д.

К ним относятся:

– денежные средства бюджетов всех уровней,

– денежные средства государственных и внебюджетных фондов,

– денежные средства государственных и муниципальных предприятий.

Такое же понимание публичных финансов предлагается французским «Юридическим словарем» под редакцией Ж. Корню, в котором финансы определяются как «совокупность денежных средств, принадлежащих государству и публичным коллективам» (Vocabulaire juridique. Publie sous la direction de Gerard Cornu. 4-e ed. mis a jour. Paris. Quadrige/Puf. 2003. P. 397 — 398.).

Исторически становление государственных финансов завершилось в период формирования централизованных государств в XVIII в. (Франция, Пруссия, Россия) ростом их расходов на аппарат управления, полицию, армию. Казна в это время постепенно отделяется от личных средств монарха, а сами средства все более принимают денежную форму. В итоге складывается система государственных финансов в современном ее понимании.

Государственные (публичные) финансы включают:

– бюджеты субъектов Российской Федерации;

– фонды, образуемые посредством государственного и муниципального кредита.

В свою очередь, государственные централизованные финансы (бюджеты) подразделяются:

– на общие бюджеты;

– бюджеты внебюджетных фондов (пенсионного, медицинского, социального страхования), которые в совокупности можно было бы назвать социальным бюджетом.

В особом положении находятся государственные (публичные) децентрализованные финансы, т. е. финансы государственных и муниципальных предприятий. Хотя они принадлежат государству и муниципальным образованиям, эти предприятия, будучи хозяйствующими субъектами, сохраняют в определенной степени автономный характер и, так же как все коммерческие предприятия, подчиняются законам рынка, что приближает их финансы к финансам других (частных) коммерческих предприятий. Государственные и муниципальные предприятия располагают закрепленными за ними денежными средствами, имеют свои денежные фонды, уплачивают налоговые платежи в государственные и местные бюджеты.

Анализ государственных (публичных) централизованных и децентрализованных финансов позволяет определить достаточно распространенное в финансовой литературе понятие казны.

Казна – это часть государственного и муниципального имущества (денежных средств), не закрепленная за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

Государственную казну Российской Федерации составляют:

– средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов,

– золотой и валютный фонды РФ.

Частные (негосударственные) финансы – этоденежные средства, принадлежащие частным, кооперативным и общественным организациям, а также отдельным лицам. В отличие от государственных и муниципальных финансов, состояние и динамика которых в основном определяется решениями государственных и местных органов власти, частные финансы подчиняются законам рынка и регулируются нормами гражданского права.

В отличие от государственных (публичных) финансов, которые призваны удовлетворять общие потребности общества (образование, культура, социальное обеспечение, управление, оборона), частные финансы имеют целью получение прибыли их собственниками. Собственник продуктового магазина как индивидуальный предприниматель ведет хозяйство для получения прибыли и удовлетворения своих потребностей. Каждое частное предприятие, подобно отдельному дереву, живет своей жизнью, но в то же время, соединяясь с другими деревьями, образует лес, т.е. хозяйство страны.

Вместе с государственными и муниципальными предприятиями частные предприятия образуют систему хозяйствующих субъектов, с которыми государство вступает в финансовые (налоговые) отношения. Именно эти отношения составляют основу финансовой деятельности государства. Благодаря этой деятельности в руках государства сосредоточиваются огромные денежные средства, позволяющие ему эффективно выполнять свои функции.

II. В зависимости от формы собственности различают финансы государственных, муниципальных, частных и иных предприятий и организаций.

III. В зависимости ототраслевой направленности – финансы промышленности, торговли, транспорта и т. д.

Финансовая система РФ может быть рассмотрена не только с экономической, но и с институциональной точки зрения – это совокупность организаций и органов, обеспечивающих движение финансовых отношений. Среди них: финансовые органы, страховые компании, банки, представительные органы власти и т. д.

Понятие финансов и их функции

Финансы — экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом.

Признаки финансов.

  1. денежное отношение;
  2. распределительное отношение;
  3. безэквивалентное отношение.

Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:

  1. экономический аспект.

Финансы — экономические отношения. возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства. его территориальных подразделений, предприятий. организаций и учреждений;

  • материальный аспект.

    Финансы — денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения. Финансы — денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.

  • Денежные фонды — обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.

    Содержание финансов — денежные отношения, благодаря которым образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.

    Виды финансов.

    1. централизованные — используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. Централизованные финансы включают денежные средства, которые аккумулированы:

    а) в бюджете государства;
    б) в государственных внебюджетных фондах; в)в государственном и банковском кредитовании;
    г) в личном и имущественном государственном страховании;

  • децентрализованные — денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах.

    К децентрализованным финансам относятся денежные средства предприятий и организаций всех форм собственности. учреждений и общественных организаций, отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды;

  • местные финансы — совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов на территории муниципальных образований .
  • Функции финансов.

    1. распределительная — способствует организации сбалансированного и эффективного производства. развитию всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход ;
    2. контрольная — заключается в том, что государство, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

    Финансы как целостная экономическая категория имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности.

    Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.

    Сальникова Л.В. Финансовое право. 2005

    Финансы: понятие, признаки, виды.

    Финансы — совокупность всех фондов денежных средств в наличной и безналичной форме, находящихся в распоряжении государства, муниципальных образований и

    (граждан и организаций).

    Финансы обладают некоторыми признаками:

    1. Универсальность, всеобщий характер в условиях товарно-денежных отношений;

    2. Денежная форма;

    3. Автономизация и взаимодействие (финансовая система – «сообщающиеся сосуды»);

    4. Межотраслевой и наднациональный характер;

    5. Должны соответствовать объективным экономическим закономерностям;

    6. Распределительный характер (возникают на стадии распределения);

    7. Правовая форма, документальная фиксация.которые принимают форму финансовых ресурсов;

    На поверхности общественных процессов финансы проявляют себя посредством движения денежных средств. Финансовые операции обязательно сопровождаются, во-первых, переходом денежных средств от одного владельца к другому, во-вторых, установлением их целевой обозначенности. Следовательно, финансы отличаются от других экономических категорий тем, что являются производной от денежной формы стоимости. То есть экономической основой функционирования финансов является движение стоимости в ее денежной форме. Это обстоятельство позволяет выделить в качестве важного специфического признака финансов как экономической категории их денежный характер. Финансовые операции проявляют себя не только как движение денежной формы стоимости, но и содержат в своей основе ее распределение.

    Следовательно, в системе денежных отношений финансы ограничиваются лишь распределительным процессом. Поэтому следующим специфическим признаком финансов как экономической категории является их распределительный характер. Распределительные процессы, осуществляемые финансами, охватывают не только стоимость валового внутреннего продукта, но и распространяются на весь валовой национальный продукт, а также часть национального богатства. Особенностью финансовых операций, а, стало быть, и финансов является то обстоятельство, что движение денежных средств происходит в одностороннем порядке, то есть финансы всегда выражают одностороннее движение денежной формы стоимости, что также характеризует их специфический признак.

    Видами финансов могут являться личные доходы, предпринимательские доходы. Кроме того, виды финансов – доходная и расходная части любого бюджета.

    Личные финансы основываются на планировании человеком личного бюджета. Распространенная методика личного бюджета следующая:

    Во-первых, в доходную часть обычно входят все предполагаемые доходные финансы на определенный период. Это заработок, песни, компенсации. доход от сдачи в аренду собственности, доход от ценных бумаг. В общем все различные доходы, которые приходят к вам за определенный период времени.

    Затем составляется расходная часть и указывается также все расходы на определенный период. Это оплата жилья, коммунальных услуг, обучения, питания, медицинского страхования, какого-либо кредита или долго и т.д.

    А вот основная задача такого вида финансов, как корпоративные — финансовое обеспечение деятельности организации. Кроме того, важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции без фиксированного дивиденда.

    Виды финансов: публичные и частные финансы.

    1) особые методы формирования публичных финансов (эмиссия; налоги, сборы; санкции; госмонополии; национализация и др.);

    2) особый правовой режим расходования публичных финансов (утверждены законом в императивной форме; целевой характер; внешний контроль и ответственность);

    3) разные цели – общее благо и частные интересы (прибыль, доход, потребление);

    4) размеры (масштабы) публичных финансов выше чем частных финансов

    Производство по делу о налоговом правонарушении.

    Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика (действие или бездействие), за которое установлена ответственность в соответствии с Налоговым кодексом (ст.106, ч. I НК).

    Налоговые правонарушения выявляются в процессе налогового контроля, проводимого должностными лицами налоговых органов. Контроль осуществляется посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом.

    Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу (п. 1 ст. 103.1 Налогового кодекса РФ).

    Обращение соответствующего решения к исполнению возлагается на налоговый орган, вынесший это решение. В случае рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом в апелляционном порядке вступившее в силу соответствующее решение направляется в налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение 3 дней со дня вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 103.1 Налогового кодекса РФ).

    На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3 ст. 101.3 Налогового кодекса РФ).

    При обнаружении фактов. свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте (п. 1 ст. 101.4 Налогового кодекса РФ).

    В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение (п. 2 ст. 101.4 Налогового кодекса РФ).

    Форма акта и требования к его составлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 3 ст. 101.4 Налогового кодекса РФ).

    Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом (п. 4 ст. 101.4 Налогового кодекса РФ).

    Понятие и виды бюджета.

    Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления

    Бюджет в материальном смысле – централизованный в масштабах определенной территории денежный фонд, предназначенный для обеспечения публичных задач и функций.

    Бюджет как экономическая категория – система имущественно-организационных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, которые предназначены для осуществления публичных задач и функций.

    Также бюджет рассматривается как правовой акт (правовая категория) – основной финансовый план доходов и расходов территориального образования на текущий год, принятый представительным органом власти. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году. Признаки: законодательная форма; план доходов и расходов; смешанная природа; приоритетность; субсидиарность; срочное действие.

    БК РФ предусмотрен также консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на определенной территории.

    Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ образуют консолидированный бюджет РФ.

    Бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований представляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

    К бюджетам бюджетной системы РФ относятся:

    · федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

    · бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

    · местные бюджеты, в том числе:

    — бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

    — бюджеты городских и сельских поселений.

    1. Понятие финансов, их особенности, функции.

    Термин «финансы» произошел от латинского слова «finansia», что в переводе означает «денежный платеж». В финансах проявляется одна из сторон экономических отношений общества, их существование обусловлено товарно-денежными отношениями и деятельностью государства, которое использует механизм финансов для выполнения своих задач.

    Финансы – это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию денежных фондов и доходов государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества. Признаки финансов:

    — распределительный характер отношений

    -односторонний характер движения денежных средств

    -создание денежных фондов государства

    — единство законодательной и нормативно-правовой базы, единство денежной, кредитной и налоговых систем, унификация форм финансовой документации и отчетности

    -целевая направленность финансов

    -диверсификация источников финансирования и направления вложения средств

    Финансы выступают всегда в денежной форме, однако денежные отношения не исчерпываются финансами, они находятся в различных плоскостях. Финансы не охватывают всех денежных отношений (например, денежных отношений, возникающих в связи с куплей-продажей, оплатой труда и др. носящих главным образом эквивалентный характер). Содержанием финансовых отношений являются те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.

    Сущность финансов как экономической категории раскрывается не в их количественной стороне, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при их функционировании (т. е. в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, которые в свою очередь обусловлены процессом распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта и части национального дохода страны).

    1) распределительная — способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход;

    2) контрольная — заключается в том, что государство, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране;

    3) регулирующая функция — эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс производства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используется также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

    4) стабилизационная функция — обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию финансы должны выполнять в условиях перехода и развития рыночных отношений.

    Функциях выражают сущность финансов и их социально-экономическую роль. При посредстве финансов происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (между производственной и непроизводственной сферами, отраслями экономики, регионами, формами собственности, социальными группами), а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

    Виды финансов

    Отдельные участники рынка могут быть сгруппированы в однородные группы. Деление финансовых отношений по виду получателя (передатчика) стоимости есть их деление на виды финансов.

    Виды финансов — это финансовые отношения, сгруппированные в зависимости от видов участников рынка.

    В самой общей форме такими общепринятыми группами, или видами, участников рынка являются: государство, включая подведомственные ему бюджетные организации, коммерческие организации и иные негосударственные организации, осуществляющие ту или иную хозяйственную деятельность, а также население.

    В результате можно говорить о следующих видах финансов:

    государственные финансы — это финансы государства, или финансовые доходы и расходы государства. Финансы государства существуют в виде доходов и расходов государственных органов управления и власти, других бюджетных учреждений: государственных школ, вузов, больниц, театров, музеев и др. Государственные финансы находят свое выражение преимущественно в формировании и исполнении государственного бюджета страны;

    корпоративные финансы — это финансы коммерческих организаций, то есть организаций, которые нацелены в первую очередь на извлечение прибыли из своей деятельности. Основным источником доходов таких организации является выручка от реализации производимых ею товаров, а так же оказываемых услуг;

    общественные финансы — это финансы общественных организаций, например, благотворительных фондов, политических партий, а так же иных общественных организаций. Доходы этих организаций складываются преимущественно из членских взносов, вкладов, даров и т. п. Общественные организации не занимаются производством товаров или рыночных услуг. Их экономическая роль очень мала, а потому они обычно не являются самостоятельным объектом изучения в курсе финансов;

    личные финансы — это финансы населения. Люди обычно живут семьями, а потому личные финансы еще называют «финансами домохозяйств». Основу доходов трудоспособного населения составляют различные виды оплаты труда, выплачиваемой государственными, коммерческими и общественными организациями. Основу доходов нетрудоспособного населения пенсионного возраста — пенсии и пособия, которые выплачиваются из средств государственного бюджета и специально создаваемых для этих целей государственных или коммерческих финансовых фондов.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *