Инстинктивные формы поведения

Все поведение животных является «инстинктивным» в том широком смысле, в котором иногда употребляют это слово, противопоставляя инстинктивное сознательному. Сознательное поведение, которое выражается в изменении природы и регулируется на основе осмысления, осознания существенных связей, познания закономерностей, предвидения, имеется только у человека; это продукт истории, формирующийся в ходе развития общественно-трудовой практики. Все формы психики и поведения животных строятся на основе биологических форм существования, вырабатываясь в процессе приспособления к среде. По своей мотивации все они исходят из неосознанных, слепо действующих биологических потребностей. Но в «инстинктивном» в широком смысле поведении животных выделяются инстинктивные формы поведения в более специфическом смысле слова.

В инстинктивных действиях преобладает фиксированность за счет лабильности: для них характерна относительная стереотипность; различные индивидуальные акты инстинктивного поведения у различных индивидов одного и того же вида остаются в основном как бы в рамках одной общей им структуры. Так, птенцы, вылупившиеся в инкубаторе и воспитанные в вольере, никогда не видавшие, как их родители или вообще птицы того же вида строят гнезда, всегда строят гнезда в основном того же типа, что и их предки.

Под инстинктами обычно разумеют далее действия или более или менее сложные акты поведения, которые появляются сразу как бы готовыми, независимо от выучки, от индивидуального опыта, будучи наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития. Так, только что вылупившийся из яйца утенок, будучи брошен в воду, начинает плавать, цыпленок клюет зерна. Это умение не требует упражнения, выучки, личного опыта[39].

Говоря о наследственности, филогенетической закрепленности или врожденности инстинктивного действия, нужно учитывать, что каждый конкретный акт поведения включает в единстве и взаимопроникновении и наследственные, и приобретенные компоненты. Развитие форм поведения, являющихся продуктом филогенеза, у каждого индивида тоже должно быть опосредовано его онтогенезом. В некоторых случаях, как показывают новейшие, более детальные исследования об инстинкте, инстинктивные действия фиксируются лишь в процессе первых выполнений этих инстинктивных действий, затем уже сохраняя установившийся в них шаблон (опыты Л. Верлена). Таким образом, не приходится внешне противопоставлять друг другу наследственное в инстинкте и приобретенное в других формах поведения (навык). Внутри самого инстинкта имеется некоторое единство этих противоположностей с господством — в инстинкте — наследственного.

Инстинктивные действия отличаются часто большой объективной целесообразностью, т. е. приспособленностью или адекватностью по отношению к определенным, жизненно важным для организма ситуациям, совершаясь, однако, без осознания цели, без предвидения результата, чисто автоматически.

Есть немало примеров высокой целесообразности инстинкта. <. > Самка листоверта, изготовляя из листа березы воронку, в которую она потом откладывает свои яйца, предварительно разрезает этот лист, как это требуется, чтобы можно было свернуть его, — в полном соответствии с тем решением этой задачи, которое дано было знаменитым математиком и физиком X. Гюйгенсом, определившим способ построения так называемой эволюты по данной эвольвенте. Пчела строит свои соты так, как если бы она владела математическими методами для разрешения задач на максимум и минимум: на наименьшем пространстве с минимумом материала она строит соты, имеющие при данных условиях максимальную вместимость. <. > Все это «инстинкты» — действия совершаются без знания и учета их значения и последствий, — но их «целесообразность» для организма бесспорна.

Эта целесообразность инстинкта сделала его излюбленным детищем метафизической телеологии различных толков и видов, — начиная с наивных телеологических размышлений старых авторов о целесообразности инстинктивной деятельности организмов как доказательстве мудрости их творца и кончая утонченной виталистически-спиритуалистической концепцией А. Бергсона, который противопоставляет интеллекту, обращенному вовне, к материи, инстинкт как более глубокую силу, связанную с самыми истоками творческого жизненного порыва и потому превосходящую интеллект надежностью своих достижений: интеллект всегда ищет, исследует — и очень часто, если не большей частью, заблуждается; инстинкт никогда не ищет и всегда находит.

Эта же пресловутая целесообразность дала повод другим проводить в сравнительной психологии антропоморфические тенденции — приписывать животным на ранних ступенях развития человекоподобные интеллектуальные способности, объясняя инстинкт как первоначально разумные действия, наследственно закрепившиеся и автоматизировавшиеся (Д. Романее, В. Вундт).

Нетрудно, однако, убедиться в том, что эта пресловутая целесообразность инстинкта неразрывно связана и с крайней его нецелесообразностью.

Действительно, наряду с данными, говорящими о высокой целесообразности инстинкта, есть не меньше фактов, свидетельствующих о его исключительной слепоте. Так, пчела столь же старательно будет закупоривать ячейку соты, в которой проткнуто дно, как если бы все было в порядке, несмотря на полную бесцельность этой операции. Гагарка, яйцо которой во время полета за пищей было переложено на другое место, по возвращении садится с математической точностью на прежнее место, усердно греет грудью и «высиживает» площадку на скале, нимало не заботясь об яйце, находящемся в поле ее зрения (из наблюдений Г. С. Рогинского). Подобных фактов множество. Таким образом, целесообразность инстинктивного поведения носит далеко не такой абсолютный характер, как это иногда представляется.

Совершенно очевидно, что эта целесообразность по существу не что иное, как приспособленность, адаптированность к определенным условиям, жизненно важным для существования организмов данного вида. Она должна быть предметом не метафизического размышления, а научного объяснения. Это научное объяснение включает и выяснение механизмов инстинктивного действия.

Основными механизмами, посредством которых осуществляются инстинктивные действия, являются рефлексы (безусловные).

На основании этого сделана была попытка свести инстинкт к рефлексу, определив инстинктивное действие как цепной рефлекс, т. е. как цепь прилаженных друг к другу рефлексов, так что ответная часть предшествующего служит раздражителем для следующего.

Эта попытка несостоятельна по ряду причин. Прежде всего эта концепция дискуссионна в генетическом аспекте. Исследования Г. Э. Когхилла и Дж. Хэррика эмбриона одного вида саламандры дают экспериментальные основания предполагать, что рефлекс, т. е. выдифференцированная реакция отдельного нервного механизма, не является такой генетически первичной формой, из которой суммативным путем получаются сложные целостные реакции организма. Вначале имеются скорее малодифференцированные целостные реакции организма, из которых затем выделяются отдельные рефлекторные дуги; вместе с тем усложняется структура сначала более или менее аморфной целостной реакции. Генетически инстинкт, таким образом, скорее всего, не является просто суммой или цепью рефлексов.

Инстинкт не сводится к простой сумме или цепи рефлексов также и потому, что как форма поведения он не исчерпывается совокупностью механизмов, посредством которых осуществляется, а предполагает определенную «мотивацию», которой определяется или регулируется действие этих механизмов. Существенная особенность инстинктивного действия заключается в том, что источником мотивации его является определенное органическое состояние или изменение этого состояния, обусловленное физиологическими изменениями в организме (в частности, эндокринной системой, обусловливающей деятельность половых желез при половом созревании). Это органическое состояние делает особо значимыми для животного определенные раздражители и направляет его действия. С изменением этого состояния изменяется отношение животного к объектам окружения; одни раздражители утрачивают свою значимость, другие, прежде безразличные, ее приобретают (самка перестает привлекать и начинает привлекать пища и т. д.). Зависимость от органического состояния, той или иной значимости раздражителей, направленности деятельности и объединения различных реакций в целое отличает инстинктивное действие как форму поведения от простой суммы рефлексов. Ограниченность «мотивации» поведения органическими состояниями и изменениями отличает инстинктивное поведение от других, более высоких, форм поведения. <. >

Инстинктивное поведение характеризуется: 1) специфическим способом мотивации и 2) специфическими механизмами выполнения. Инстинктивное действие — это сложное действие, исходящее из органической мотивации — из биологических потребностей — и выполняемое посредством первично автоматических реакций.

Хотя инстинктивная деятельность осуществляется автоматически, посредством более или менее фиксированных механизмов, она, однако, коренным образом отличается от чисто рефлекторного действия, поскольку включает некоторую, большую или меньшую, долю лабильности.

В естественных условиях на животное действует не изолированный и искусственно выделенный внешний раздражитель, а совокупность их, составляющая единую ситуацию. Эта последняя находится во взаимосвязи с внутренним состоянием организма. Под регулирующим воздействием этого состояния, создающего известную готовность действовать в определенном направлении, и разворачивается деятельность. В процессе этой деятельности конкретная ситуация во взаимосвязи внешних и внутренних условий непрерывно меняется. Даже простое перемещение животного с одного места на другое уже изменяет для него ситуацию; вместе с тем в результате деятельности животного может измениться и его внутреннее состояние (насыщение после еды и т. п.). Таким образом, в результате действий животного изменяются условия, в которых они протекают, а изменение условий, в которых они протекают, не может не вызвать изменения и самих действий. Поведение животного не фиксировано от начала до конца. Вступление в действие тех или иных рефлексов, тех или иных сенсомоторных реакций обусловлено изменяющимися условиями, в которых протекает деятельность животного, и самой этой деятельностью. Как всякое действие живого организма, оно в процессе своего осуществления изменяет условия своего протекания и потому само изменяется. Осуществляясь посредством относительно фиксированных механизмов, инстинктивное поведение, однако, все же никак не является механическим актом. Именно в силу этого инстинктивные действия могут быть в известной мере приспособленными к ситуации и изменяться в соответствии с изменением ситуации, внешне этим сближаясь с разумными действиями.

Отличаясь от индивидуально-изменчивых форм поведения (от навыка и интеллекта), инстинкт, однако, теснейшим образом связан с ними. В поведении каждого животного, взятом в его конкретной реальности, обычно функционируют в единстве и взаимопроникновении разные формы поведения, а не один лишь изолированный инстинкт или же такой же изолированный навык и т. д. Так, клевание у цыпленка — инстинктивный механизм, готовый к моменту рождения. Но вначале цыпленок клюет и зерна, и маленькие камешки, бисер и т. п. Лишь затем он научается отличать зерна и клевать только их. Таким образом, биологически важный акт питания осуществляется посредством реакций, в которых инстинкт и навык сплетены. Здесь навык функционирует как бы внутри инстинкта. Точно так же внутри инстинкта могут функционировать элементы интеллекта.

Инстинкты имеются у живых существ на разных уровнях развития. Инстинктивные действия наблюдаются в весьма специфической форме у высших беспозвоночных, у членистоногих: в частности известно, какую большую роль инстинктивные формы поведения играют у пчел и муравьев. Яркие примеры инстинктивного поведения у позвоночных наблюдаются у птиц. Об инстинктах говорят и применительно к человеку. Инстинкты на столь различных ступенях или уровнях развития — это, очевидно, разные инстинкты. Различие в характере и уровне инстинктивного поведения связано: 1) с особенностями рецепции, с тем, как дифференцируются раздражители инстинктивных действий, — насколько дифференцированно и генерализованно воспринимаются объекты, на которые направлено инстинктивное действие, и 2) со степенью шаблонности и стереотипности инстинктивного действия. Характер рецепции и характер действия теснейшим образом взаимосвязаны.

Слепота и неразумность многих инстинктивных действий и их нецелесообразность при нестереотипных условиях объясняются прежде всего тем, что многие инстинктивные действия вызываются как бы условным раздражителем, который филогенетически закреплялся в качестве сигнала, вызывающего соответствующие действия без надлежащей дифференциации тех объектов, на которые по существу направляется инстинктивное действие.

Слепыми, «неразумными» являются инстинктивные действия, которые исходят из ощущения отдельных чувственных свойств без восприятия того предмета, на который направляется действие, и совершаются в виде реакций на отдельный сенсорный раздражитель.

Это имеет место, например, в тех случаях, когда бабочка делает попытку к совокуплению с любым предметом, от которого исходит запах самки. Совсем иное получается, когда инстинктивное действие детерминируется отчетливым, достаточно дифференцированным и генерализованным восприятием предметов и некоторых общих, в частности пространственных, свойств ситуации. В этих случаях инстинктивные действия поражают своей разумностью, т. е. адекватностью ситуации. Такие формы инстинкта встречаются у животного с развитыми внешними рецепторами, в частности у птиц, отличающихся хорошо развитым зрением. В качестве особенно яркого примера можно привести наблюдения над вороной (в опыте М. Герц). Орехи в этом опыте были покрыты на глазах у вороны небольшими горшочками. Ворона клювом сбила горшочек и достала орех, но, схватив орех, она сделала попытку захватить и горшочек, — в результате орех выпал из клюва. Тогда ворона взяла орех, засунула его в горшочек и, схватив клювом горшочек, унесла его вместе с орехом.

Как ни сложно и ни разумно в данном случае было поведение вороны, нет нужды предполагать, что здесь имело место решение задачи посредством интеллектуальной операции. Ворона принадлежит к числу животных, которые готовят себе пищу про запас, пряча ее в полые поверхности. В силу этих биологических условий у вороны должно быть хорошо развито восприятие полых поверхностей, так как с этим связан акт прятания пищи. Поэтому поведение вороны можно и в данном случае трактовать как инстинктивный акт. Однако это не исключает того, что этот акт оказывается как бы на грани действия разумного. В основе разумных инстинктивных действий, приспособленных к разным ситуациям, лежит в большинстве случаев более или менее генерализованное восприятие пространственных свойств, общих многим ситуациям. <. >

На разных ступенях развития изменяется и характер инстинкта, и его взаимоотношение с другими формами поведения. Если говорят об инстинктах у человека (пищевом, сексуальном), то это инстинкты, которые уже коренным образом отличаются от инстинктов животных. Недаром для их обозначения вводят часто и новый термин — влечение. Для перехода от инстинктов животных к влечениям потребовались коренные сдвиги в развитии — переход от биологического развития к историческому, и этим обусловлено развитие сознания.

Инстинктивные формы поведения
Главная | О нас | Обратная связь

Формы поведения животных

Инстинктивное поведение. Инстинкт и его структура.

Навык как форма поведения. Структура навыка.

Интеллектуальное поведение. Интеллект и его структура.

Мы говорили о том, что особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. Выделяют врожденные и приобретенные в процессе жизни формы поведения животных. Сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах, называются инстинктами. Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками. Интеллектуальное поведение — вершина психического развития животных.

Вы уже знаете, что психика появляется только на относительно высокой стадии развития живой материи. Развитие головного мозга у животных и возникновение у них новых, более сложных форм отражательной, психической активности совершается под влиянием определенных условий жизни, в процессе приспособления животных к окружающей среде.

Животные приспосабливаются к окружающей среде через такие формы отражательной активности, как безусловные рефлексы, инстинкты (слово «инстинкт» происходит от лат. слова, которое по-русски означает «побуждение» ), приобретенные навыки и простейшие формы рассудочной деятельности, т.е. интеллектуальное поведение .

Инстинктивное поведение. Инстинкт и его структура.

Поведение — это такая форма активности, которая регулируется субъективным образом реальности.

Биологическим признаком способности организмов создавать субъективные образы является наличие нервной системы.

Если организм обладает психикой, то лишение его чего-либо приводит к нарастанию побуждения. Поведение не реактивно, это активность, которая инициируется побуждением (нуждой). Поведение простых организмов примитивно. более сложных — сложнее. Наука, исследующая поведение, называется этологией .

В советской психологии вместо термина поведение употребляется термин деятельность. Действие как единица поведения должна представлять собой законченный акт (от побуждения до удовлетворения). В психологической литературе часто действием называют заключительный акт поведения (удовлетворение).

Инстинктивным называется поведение, все структурные элементы которого заданы генетически (определение В.С.Ивашкина). Инстинкт – это врожденная видовая форма поведения (Богословский Владимир Васильевич). Инстинктивная форма поведения является врожденной, она «дана» животному в готовом виде уже при его рождении. Инстинктивное поведение – это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных (Маклаков Анатолий Геннадьевич).

Наследственный — врожденный, генетически обусловленный.

Врожденными называются качества, которые уже имеются к моменту появления на свет.

Наследственные — это те признаки и свойства, которые имелись у предков (дальтонизм).

Генетическими называются свойства, которые имелись в геноме .

Они не обязательно могут быть врожденными. Не все генетически заданное наследственно, могут быть мутации (болезнь Дауна).

Каждый вид животных имеет присущий только ему набор инстинктов . Конечно, за время жизни особи происходит некоторое совершенствование инстинктов (не случайно поэтому во главе стаи обычно стоит опытный взрослый самец, прошедших длительный жизненный путь), но в основном они остаются неизменными на протяжении всей жизни. Инстинкт – это шаблонная форма поведения, она оказывается целесообразной при неизменности условий жизни животного. Если же условия меняются, то этого животное не замечает. Оно продолжает действовать по заложенной в генном аппарате программе.

Например, действия пчелы, тщательно заделывающей воском каждую соту с медом, кажутся весьма целесообразными. Провели такой эксперимент: прокололи соты с противоположной стороны, и мед вытек. Пчелы ток же тщательно заливали их воском.

Птицы улетают на зимовку в южные районы, где обычно для них бывают благоприятные условия. Однако некоторые зимы в этих районах оказываются суровыми, многие тысячи птиц гибнут, но не перелетают в более южные области.

Земляная оса, церцелис, поймав добычу, приносит ее к норке, и, прежде чем затащить добычу, осматривает помещение. В одном из опытов в этот момент добычу отодвинули. Оса выползла, нашла добычу, подтянула ее к выходу и опять отправилась осматривать жилье. Опыт повторяли десятки раз, и в каждом случае оса шаблонно повторяла всю цель действий, т.е. выползала, подтягивала добычу и осматривала норку.

Если у гагарки, высиживающей птенца, переложить во время ее полета за пищей яйцо несколько в сторону, она, вернувшись, садится на прежнее место и продолжает «высиживать», нисколько не заботясь о яйце, которое лежит недалеко в поле ее зрения.

Инстинктивная форма поведения оказывается целесообразной лишь при сохранении обычных условий и теряет всякую целесообразность при изменении их.

Инстинкт – жестко организованная форма поведения животных. Бобры строят плотины строго определенным образом. Каждый вид муравьев возводит свой вид муравейника. Каждый вид птиц вьет гнезда по-своему, причем это проявляется и у птиц, выведенных в инкубаторе. Последние, помещенные в искусственную обстановку, строили гнездо по шаблону, присущему данному виду птиц.

Шаблонность инстинктов проявляется и в том, что они вызываются строго определенными раздражителями. Экспериментально было установлено, что сосательные движения щенка начинаются только тогда, когда он прикасается к теплой шерсти. На теплую резиновую грелку подобная реакция отсутствует, когда же подносили к щенку нагретый кусок меха, он начинал искать сосок и производить сосательные движения.

Инстинкты – биологически полезная форма поведения, но она обеспечивает приспособление животных, сохранение вида только по отношению к постоянным и, как правило, основным условиям существования. Более полное и точное приспособление к условиям жизни обеспечивают навыки.

Специфика инстинктивного поведения как особой формы.

1. Генетическая обусловленность (врожденность) — это значит, что все компоненты: побуждения, пусковые стимулы и исполнительные операции заданы генетически. Это подтверждено в экспериментах.

2. Стереотипность инстинктивного поведения состоит в том, что инстинктивные действия животных одного и того же вида у различных особей одинаковы. (Пчелиные ячейки: геометрические параметры одинаковы)

3. Автоматизм инстинктивного поведения осуществляется без участия рассудка (земляная оса).

4. Целесообразность — означает, что инстинктивное поведение оптимально удовлетворяет нужды организма. Нельзя смешивать с целенаправленностью, которая присуща человеку (тля и муравьи).

Структурный анализ инстинктивного действия

1. Аппетенция — напряженное состояние животного, обусловленное актуальной нуждой. Инстинктивное действие не начнется, если нет аппетенции.

2. Сигналы. выполняющие функцию пускового стимула. Пусковой стимул называется эвокатор. Эвокаторы могут быть различными (закрывание света для скворчонка перед кормлением). Эвокатор ориентирует животного, давая ему информацию о том, что ситуация является подходящей для этого поведения.

3. Исполнение. представляющее собой операции, завершающие действие путем достижения результата.

Инстинктивное поведение свойственно всем организмам, обладающим психикой, в том числе и человеку. Инстинктивное поведение человека преобразовано культурой, которая привносится воспитанием, вследствие чего элементы инстинктивных действий приобретают специфические человеческие формы, от чего сущность инстинктивного поведения не изменяется.

Инстинкты, имеющие сложные строения (инстинкт строительства гнезд) реализуются при условии, если входящие в их структуру компоненты были сформированы в опыте индивида.

БСЭ Запечатление, импринтинг (англ. imprinting), в этологии (наука о поведении животных) специфическая форма научения животных; фиксация в их памяти отличительных признаков объектов некоторых врождённых поведенческих актов. Такими объектами являются родительские особи (выступающие одновременно как носители типичных признаков вида), братья и сестры (детёныши одного помёта), будущие половые партнёры (самцы или самки), пищевые объекты (в т. ч. животные-жертвы), постоянные враги (З. внешности врага происходит в сочетании с предостерегающими криками родителей), а также, возможно, характерные признаки обычного места обитания (рождения). Наиболее изученная (и заметная) форма З. «реакция следования» зрелорождающихся птенцов или детёнышей млекопитающих за родителями и друг за другом. При З. фиксация признаков объектов происходит преимущественно на ранних этапах жизни, чаще всего вскоре после рождения, и возможна лишь в течение определённого, обычно весьма ограниченного, срока — «сенсибильного» (или «критического») периода. Как правило, результат З. не поддаётся в дальнейшем изменению («необратимость» результатов З.). Термин «З.» в традиционной психологии употребляется в смысле фиксации определённой информации в памяти.

(запечатление, впечатывание: влечение жестко задано)

Это явление было обнаружено и исследовано Конрадом Лоренцем.

Лоренц — этолог, исследовал поведение птиц (лапландских гусей) Выяснял, как выведенный из яйца в инкубаторе гусенок, узнавал, кто его мать: чужая гусыня, макет или чучело. “Мамой” оказался впервые увиденный движущийся предмет, который издает звуки. Эта реакция и получила название импринтинга.

1. Связь между желаниями следовать за родителем и образ этого родителя запечатывалась с однократного предъявления.

2. Детеныши сохраняют способность к запечатлению на протяжении короткого промежутка времени (сензитивный период). Для человеческого детеныша сензитивный период — 7 месяцев; волчат — 8 дней, собак — 6 месяцев.

По Ивашкину В.С. — импринтинг — это не только реакция следования, это специфическая форма поведения, у которой генетически заданы только два компонента: побуждение и эвокатор, или побуждение и исполнительная программа, или только один компонент — побуждение, остальные находятся в опыте и через механизм импринтинга связываются с побуждением, образуя таким способом новую целостность, которая затем функционирует и воспроизводится как инстинкт.

Импринтинг свойственен и человеку.

28. Инстинктивные формы поведения

ПОВЕДЕНИЕ присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической)активностью. Термин “П.” применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (П. биологического вида, социальной группы). Первые попытки научно понять П. возникли на основе механистического детерминизма, в категориях к-рого П. трактовалась по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии(Ч. Дарвин) позволило объяснить целесообразность П. живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования П. в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологическогодетерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом к-ройИ. П. Павлов считал П.Бихевиоризм противопоставил П. сознанию, полагая, что предметом психологии является только П. к-рое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешниестимулы. В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы (см.Необихевиоризм). В советской психологии П. человека трактуется как имеющая природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленная, опосредствованнаяязыком и другими знаково-смысловыми системамидеятельность, типичной формой к-рой является труд, а атрибутом — общение. Своеобразие П. индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом к-рых он является, от групповых норм, ценностных ориентации, ролевых предписаний. Неадекватность П. (выражающаяся, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплениивербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программы П.) отрицательно сказывается намежличностных отношениях. П. изучается не только психологией, но и другими науками: биологическими, социальными, а в определенных аспектах и кибернетикой.

ИНСТИНКТ (от лат. instinctus — побуждение) — совокупность врожденных компонентовповедения ипсихики животных и человека. В понятие И. в разное время вкладывалось различное содержание; в одних случаях И. противопоставлялсясознанию, а применительно к человеку термин “И.” служил для обозначения страстей, импульсивного, необдуманного поведения, “животного начала” в человеческой психике и т. д.; в других случаях И. назывались сложныебезусловные рефлексы, нервные механизмы для координации жизненно необходимых движений и т. п. Столь расплывчатая трактовка побудила большинство современных исследователей отказаться от употребления понятия И. в качестве научного термина, сохранив, однако, термин “инстинкт ивное” как синоним понятий: “генетически фиксированное”, “наследственно закрепленное”, “врожденное” поведение, действие и т. п. (см.Инстинктивное поведение животных).

29. Когнитивный диссонанс

КОГНИТИВНАЯ КАРТА (от лат. cognitio—знание, познание) —образ знакомого пространственного окружения. К. к. создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. При этом могут формироваться К. к. различной степени общности, “масштаба” и организации (например, карта-обозрение или карта-путь в зависимости от полноты представленности пространственных отношений и присутствия выраженной точки отсчета). Для изучения К. к. в настоящее время используются разные методики: от простых зарисовок до многомерногошкалирования, позволяющего восстановить структуру образа по результатам метрических или порядковых оценок расстояний между точками карты. Эти исследования выявили тенденции к переоценке хорошо знакомых расстояний и недооценке малознакомых, к выпрямлению кривых с небольшой степенью кривизны, приближению пересечений к перпендикулярам. Искажениям может способствовать и принадлежность пунктов карты к различным таксономическим единицам. В частности, расстояние между городами, расположенными в одной стране, кажется меньше, чем расстояние между городами разных стран, даже если на самом деле они равны.

КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ — психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека. К. с. отражает степень категориальной расчлененности (дифференцированности)сознания индивида, к-рая способствует избирательной сортировке впечатлений о действительности, опосредствующей его деятельность (см.Категоризация). К. с. определяется количеством оснований классификации, которыми сознательно или неосознанно пользуется субъект при дифференциации объектов какой-либо содержательной области. Сознание человека неоднородно и в различных содержательных областях может характеризоваться различной К. с. (например, высокой К. с. в области спорта и низкой — в сфере межличностного восприятия). Операциональным критерием К. с. может выступать размерность (число независимых факторов)субъективного семантического пространства

Когда мы убеждаем себя, что сделанный нами выбор верен, мы тем самым пытаемся

Быстрая помощь студентам

Результат поиска

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.08.13. Сдан: 2013. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: поведенческого акта заключается в том, что он реализуется очень быстро и всегда безошибочно. Это существенно снижает вероятность фатальных ошибок, которые могло бы допустить животное если бы ему приходилось бы учиться избегать огня или затаиваться, когда приближается хищник. Кроме того, врожденное поведение избавляется от необходимости затрачивать время и энергию на научение.
Таким образом, инстинктивные действия отличаются часто большой объективной целесообразностью, т. е. приспособленностью или адекватностью по отношению к определенным, жизненно важным для организма ситуациям, совершаясь, однако, без осознания цели, без предвидения результата, чисто автоматически. Однако, целесообразность инстинктивного поведения носит далеко не такой абсолютный характер, как это иногда представляется. Совершенно очевидно, что эта целесообразность по существу не что иное, как приспособленность, адаптированность к определенным условиям, жизненно важным для существования организмов данного вида.

Структура инстинктивного поведения

В структуру инстинктивного поведения входят хорошо скоординированные движения, выразительные позы, психофизиологические реакции, воспроизводящиеся в строгой последовательности. К.Э. Фабри отмечает, что изучением структуры инстинктивного поведения еще более полувека тому назад занимался американский исследователь поведения животных У. Крэйг. Он показал, что инстинктивные действия состоят из отдельных фаз. Выделяют два этапа целостного поведения: поисковое (аппетентное), или подготовительное, и завершающее (консуматорное) поведение. Все промежуточные раздражители не составляют для животного самоцель и ценны лишь постольку, поскольку они приводят к восприятию ключевых раздражителей завершающего поведения. Только на завершающей фазе происходит собственно потребление животным жизненно необходимых ему элементов среды. Но сам поиск адекватных раздражителей является для животных такой же первейшей жизненной необходимостью, как и потребление элементов среды.
Поисковое поведение — наиболее пластичная изменчивая часть инстинктивного поведения, в составе которого важную роль приобретает собственный жизненный опыт, а завершающая фаза — наиболее стабильная, генетически фиксированная.
Аппетентное поведение составляют последовательные реакции особи, проявление которых зависит от опыта животных. В аппетентной ( «начальной», «поисковой») фазе инстинктивные движения у животных различны, вариабельны, их проявление во многом определяется состоянием внешней среды. Аппетентое поведение подготавливает «выплёскивание» консумматорной (заключительной) части. Поведение животного в процессе выполнения заключительной части инстинкта стереотипно и не зависит от состояния внешней среды.
Фабри К.Э. приводит убедительный пример охотничьего поведения, начинающегося у хищника с ненаправленного поиска жертвы. Хищнику, который отправляется на охоту, неизвестно, где находится его возможная добыча, поэтому первые его движения имеют характер ненаправленного поиска. В результате он попадает в сферу действия стимула, исходящего от животного-жертвы, который включает следующий этап — уточнение местонахождения животного-жертвы. Затем следует подкрадывание (или преследование), набрасывание (прыжок) и овладение добычей, ее умерщвление, иногда еще и перетаскивание туши в другое место, расчленение на отдельные куски и, наконец, захватывание кусков мяса зубами и их проглатывание. В этой цепи последовательно выполняемых действий и движений только последние два звена (собственно акт поедания) относятся к завершающей фазе описанного пищедобывательного поведения хищника, все остальные этапы составляют в своей совокупности поисковое (или подготовительное) поведение.
Роль аппетентной и консуматорн ой фаз инстинктивного поведения различна у животных разных систематических групп. У млекопитающих, животных с высокоразвитой нервной системой, большую роль в поведении играет научение, поэтому у них начальная фаза инстинктивного поведения достаточно вариабельна. Инстинкты животных, которым учиться «некогда» (к ним относятся, например, насекомые), состоят из одной завершающей фазы и стереотипны в своем проявлении. Инстинктивные действия птиц достаточно стереотипны, как полагают, с целью экономии энергии.
Однако двухфазная структура инстинктивных действий является лишь упрощенным видом общей схемы. В реальной действительности чаще всего имеют место разные осложнения и видоизменения. Инстинктивные действия весьма разнообразны. Практически никогда в одно и то же время не совершается лишь единственный инстинктивный акт, а имеет место сложное взаимодействие между несколькими одновременно происходящими действиями.

Классификация основных форм поведения

Поведение животных бесконечно разнообразно по своим формам, проявлениям и механизмам. В настоящее время накоплен большой материал, который характеризует поведение как совокупность разных форм приспособительной деятельности.
Существующие в настоящее время системы классификации поведения многообразны, так как число критериев,которые могут быть положены в ее основу, практически безгранично.
Классификация Д. Дьюсбери, частично переработанная авторами, подразделяет поведение на три основные группы — индивидуальное, репродуктивное и социальное.
Индивидуальное поведение включает разнообразные акты, направленные на выживание и жизнеобеспечение отдельной особи:

    Локомоция — перемещения животного в пространстве, необходимые для выполнения практически любых приспособительных функций.
    Манипуляционная активность — совокупность действий особи с предметом, направленная на его адекватное использование в приспособительной деятельности. Составляет необходимый компонент пищевого, гнездостроительного, исследовательского, орудийного, а также других сфер поведения животного. Представляет собой систему определенным образом интегрированных элементов разного иерархического уровня. Сложность этой системы определяется не только морфологическими особенностями эффекторов (например, развитие кисти у обезьян или превращение передних конечностей в крылья у птиц), но также и общим уровнем организации поведения и психики животного (Дерягина).
    Исследовательская активность — комплекс реакций, которые знакомят животное с окружающей средой или источником раздражения и создают основу для «индивидуального программирования поведения» (Тинберген).
    Кормовое (или пищедобывательное) поведение — сложный, иерархически организованный многоуровневый комплекс двигательных актов, направленных на отыскание, схватывание, удержание добычи и последующее манипулирование с ней. В кормовом поведении действия с наследственно обусловленной видоспецифической программой тесно переплетены с действиями, приобретенными в результате индивидуального приспособления к среде. На пищедобывательных реакциях основано большинство методик изучения высшей нервной деятельности животных.
    Поведение, направленное на поиск оптимального температурного режима, которое обеспечивает процессы терморегуляции.
    Защитное поведение, связанное с поисками убежища, избеганием опасностей, охраной детенышей.
    Гигиеническое поведение направлено на поддержание чистоты тела, а также осуществление уринации и дефекации.
    Игра — совокупность специфически ювенильных проявлений всех форм поведения взрослого животного, характерная главным образом для молодых особей (Фабри), или та форма деятельности, «в которой складывается и совершенствуется управление поведением на основе ориентировочной деятельности» (Эльконин).
    Орудийная деятельность — особая категория индивидуального поведения, когда одни предметы окружающей среды используются для воздействия на другие в качестве средств, повышающих эффективность поведения в какой-либо сфере жизнедеятельности или даже уровень всего поведения в целом (Фабри). Это, несомненно, важная категория поведения, особенно в связи с проблемой разума животных. Однако она не столь универсальна, как рассмотренные выше, потому что к использованию орудий прибегают относительно немногие животные, причем в определенных и достаточно редких ситуациях.

Репродуктивное поведение связано с образованием брачных пар, выведением потомства и его воспитанием.
Социальное поведение включает все типы взаимодействий животных в сообществе, диапазон которых очень широк. Одни животные ведут исключительно одиночный образ жизни, большинство других образует разнообразные по численности (до многих тысяч особей) и уровню сложности сообщества. Многие виды в течение года переходят от одиночного к общественному образу жизни. Такие переходы характерны для многих видов птиц, некоторых грызунов и хищных млекопитающих (волки).
Один из аспектов социальных взаимоотношений животных связан с проблемой высших когнитивных функций. Речь идет о структуре индивидуализированных сообществ, все члены которых различают друг друга «в лицо» и сложность организации которых зависит от уровня рассудочной деятельности вида (Крушинский, Гудолл).
Проявление всех форм поведения находится под влиянием суточных, сезонных и других биологических ритмов.
Наиболее часто употребляемые классификации поведения подробно рассмотрены в фундаментальном руководстве Р. Хайнда «Поведение животных»:

    По непосредственным причинам, вызывающим тот или иной поведенческий акт. Например, все виды активности, частота или интенсивность которых достоверно повышаются под действием мужского полового гормона, можно объединить и обозначить как «половое поведение самца». Подобно этому все виды взаимодействия самцов с соперниками могут быть описаны как «агонистическое поведение».
    По функциям — группировка различных форм поведения в зависимости от той роли, которую они играют в жизни животного. Этот способ позволяет выделить такие категории, как угроза, ухаживание, добывание пищи и т. д.
    По происхождению в филогенезе — широко используется этологами при рассмотрении проблем эволюции поведения, в частности эволюции собственно инстинктивных действий. В ее основе лежит тщательное сравнительное изучение поведения видов с разной степенью родства.
    По способу формирования в онтогенезе — одна из важнейших и наиболее распространенных. Учитывает особенности проявления данного поведенческого акта в процессе индивидуального развития. Согласно этой классификации поведение традиционно подразделяют на врожденное (инстинктивное) и приобретенное в результате научения. Это приближается к принятому в физиологии ВНД выделению двух видов деятельности — условнорефлекторной и безусловнорефлекторной. Врожденное поведение обеспечивает приспособление особи к условиям среды, обычно характерным для вида в целом. Приобретенное поведение — способ индивидуального приспособления особи к меняющимся условиям среды.

Практически в любом исследовании поведения возникает вопрос о том, является ли данный поведенческий акт врожденным или приобретается в процессе накопления индивидуального опыта. Для точного ответа на вопрос о соотношении врожденных и приобретенных компонентов в поведении требуется специальный анализ с применением генетических методов и депривационных экспериментов (воспитание в изоляции от действия тех или иных факторов внешней среды). Ответ в каждом конкретном случае особый, причем наибольшие трудности возникают, когда речь идет о сложных когнитивных функциях. Зачастую само деление на «врожденное» и «приобретенное» производится совершенно неправомерно. Например, во многих случаях, когда поведенческий акт сформировался без явного участия ассоциативного обучения, его относят к категории врожденных, следуя примитивной логике дихотомического подразделения. Однако это далеко не всегда верно, поскольку, во-первых, не все индивидуальные приспособительные поведенческие реакции есть результат обучения, и, во-вторых, если для появления поведенческого акта не требуется обучения, это еще не значит, что он осуществляется по готовой генетической программе. Здесь мы сталкиваемся с довольно распространенным вариантом смешения понятий. Объяснение этому дает классификация форм поведения, предложенная Л.В. Крушинским.
Она соединяет в себе два критерия:
1) способ формирования в онтогенезе;
2) принципиальные нейробиологические механизмы, лежащие в основе осуществления данного поведенческого акта.
Используя эти критерии, Л.В. Крушинский зыделил три основные категории поведенческих актов:

    Поведение, которое строится по наследственно обусловленной программе и не требует для своего развитияспециального обучения или тренировки. В целом соответствует врожденным, или инстинктивным, действиям.
    Поведение, которое формируется постепенно, по мере накопления индивидуального опыта. Это различные формы привыкания и обучения.
    Поведение в новой для животного ситуации, на основе экстренного принятия им решения, без предварительного обучения и при отсутствии соответствующей наследственной программы. К этой категории относится элементарная рассудочная деятельность (мышление) животных.

Реальное поведение животного представляет собой сложное перетлетение названных компонентов. В ряде случаев сходные по внешнему выражению действия могут различаться по их соотношению.
Индивидуальное приспособление животного к условиям среды может осуществляться двояко. Научение дает ему возможность приспособиться к постоянно действующим, несколько варьирующим, но знакомым факторам среды, тогда как благодаря различным видам мышления (или рассудочной деятельности) животное может экстренно и адекватно прореагировать на непредвиденные изменения привычных условий, что практически невозможно достичь лишь на основе навыков и привычек, приобретенных научением.
Как подчеркивает Л.В. Крушинский, особая приспособительная роль элементарной рассудочной деятельности состоит в «обеспечении адаптивной реакции уже при первой встрече с новой ситуацией».

Инстинкт и научение

Анализ инстинктивного поведения приводит к выводу, что все богатство и разнообразие полноценного психического отражения связаны с научением, накоплением индивидуального опыта. В поведении животного можно условно выделить врожденный и приобретенный компоненты: инстинкт и научение. Научение — это основанный на индивидуальном опыте процесс, приводящий к адаптивным изменениям в поведении особи. Для всех животных, за исключением самых примитивных, жизненно важны оба типа поведения.
Ранние исследователи инстинктивного поведения к проблеме инстинкта относились статически, то есть как к факту существования инстинкта в противовес существованию выученного, приобретенного в процессе индивидуального развития поведения.
Современные исследователи считают, что у высших животных и человека инстинктивное поведение и научение не существуют в поведении сами по себе, а переплетаются в единый поведенческий акт. Фабри К.Э. отмечает, что изучению проблемы инстинкта и научения посвятили свои труды Вагнер В.А. и Промптов А. Н. «Промптов был, безусловно, прав, когда подчеркивал значение слияния врожденных и приобретаемых компонентов во всех формах поведения. Вместе с тем его понимание пластичности инстинктов представляет собой шаг назад по сравнению с концепцией Вагнера, доказавшего, что врожденными являются не инстинктивные действия, а те рамки, в пределах которых эти действия могут выполняться в измененном виде в соответствии с данными условиями среды. Факты, приводимые Промптовым, лишь подтверждают это».
Нет оснований придерживаться дихотомической схемы «приобретенное или врожденное», в процессе индивидуального развития инстинктивное поведение животных формируется в сочетании и взаимодействии с процессами научения. Оно не нуждается в упражнении и сохраняется без периодического подкрепления.
Таким образом, инстинктивное поведение и научение не существуют в реальном поведении сами по себе, а только совместно, переплетаясь друг с другом в единый поведенческий акт. Однако это не означает, что инстинктивное поведение или научение представляет собой лишь условности, искусственно созданные для научного анализа. Условным является здесь лишь их разделение, сами же эти компоненты действительно существуют и функционируют как четко различимые процессы жизнедеятельности со своими специфическими качественными особенностями.

На сегодняшний день определенной концепции инстинкта не существует. Сейчас наука находится в стадии накопления данных по инстинктивному поведению.
Инстинктивное поведение животных – это совокупность сформировавшихся в процессе развития данного вида животных, наследственно закрепленных, врожденных компонентов поведения, составляющих основу их жизнедеятельности. Вся жизнедеятельность животного организма, проявляющаяся во внешней активности, зиждется на инстинктивных движениях и других инстинктивных реакциях. Они обеспечивают все жизненные функции организма, процессы обмена веществ, а тем самым существование особи и размножение. Вот почему мы говорим о примате инстинктивных движений и по отношению к нервной деятельности, сенсорике, психическому отражению, которые служат у животных лишь для осуществления этих движений, для их ориентации.
Инстинктивное поведение у животных отличается целесообразностью, устойчивостью, малой индивидуальной изменчивостью, стереотипностью и автономностью по отношению к краткосрочным изменениям в среде обитания животного. В процессе индивидуального развития инстинктивное поведение животных формируется в сочетании и взаимодействии с процессами научения. Оно не нуждается в упражнении и сохраняется без периодического подкрепления.

    Владимирова Э.Д. Инстинкт. Методическое пособие по курсам “Зоопсихология” и «Этология», 1998.
    Дарвин Ч. О происхождении видов путем естественного отбора. М. 1952.
    Лурия А.Р. Эволюционное введение в общую психологию. СПб. Питер, 2006.
    Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. М. Мир, 1988.
    Слоним А.Д. Инстинкт. Загадки врожденного поведения организмов. Ленинград: Наука, 1967.
    Сотская М.Н. «Зоопсихология и сравнительная психология». М. МГППУ, 2003.
    Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник, 3-е изд. М. Российское психологическое общество, 1999.
    Сотская М. Н. «Зоопсихология».
    Зорина З.А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: учебное пособие / З.А. Зорина, И.И. Полетаева. – М. Аспект Пресс, 2007.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

Инстинктивное поведение животных

Многие формы поведения животных не связаны с их индивидуальным опытом. Эти поведенческие реакции проявляются у животных даже тогда, когда они лишены общения с себе подобными.

Уже с работ Ч. Дарвина (1809—1882) под инстинктом начинают понимать ту часть поведения животных, которая является характерной для данного вида организмов и которая закреплена за его представителями наследственно. Однако нельзя считать, что однотипность поведения животных одного вида обусловлена только наследственными факторами, определяемыми особенностями нервной системы. В процессе индивидуальной жизни животное приобретает новые черты поведения, связанные с опытом, зависящим от условий существования животных. Так, животные, живущие в дикой природе, существенно отличаются от своих одомашненных собратьев в плане познания окружающего мира и установления связей с ним. Поэтому для более точного определения инстинкта необходимо вычленить из реального поведения животного именно те поведенческие акты, которые не связаны с условиями развития и условиями последующей жизни и наследственно запрограммированы в нервной системе. Для достижения данной цели необходимо знать основные признаки этой формы поведения животных, которые наиболее полно были представлены в работах отечественного ученого В. А. Вагнера (1849—1934).

Инстинкты передаются по наследству. Доказательством этого служат многочисленные эксперименты по изучению поведения животных, изолированных сразу же после рождения от особей своего вида. Так, в поведении выводковых птиц наблюдаются сложные формы наследуемого поведения. Птенцы австралийской кустарниковой индейки вылупляются из яиц в сорной куче на глубине 60 см и самостоятельно выбираются на поверхность через 2,5 суток уже полностью оперившимися и готовыми к самостоятельной жизни.

Другим важным свойством инстинкта является его постоянство. Фактов, доказывающих незыблемость инстинктов в течение многих лет, довольно много. Сохранились подробные описания повадок животных, сделанные несколько столетий назад, которые совершенно соответствуют повадкам данного вида животных в современных условиях.

Постулируя данный признак, можно было бы согласиться со словами знаменитого французского энтомолога Ж. Фабра (1823—1915), утверждавшего, что время ничего не прибавляет к инстинкту и ничего не отнимает от него, если бы не одно обстоятельство: инстинкты обладают некоторой долей пластичности. Речь здесь может идти не только о видовой изменчивости под воздействием условий среды, но и об индивидной. В работах Вагнера было убедительно показано, что существует некоторая базовая форма инстинкта — «шаблон инстинкта», который проявляется у всех животных, закреплен генетически и передается по наследству. Однако у каждой конкретной особи этот инстинкт может изменяться в определенных пределах. При этом меняться может структура самого инстинктивного акта, в то время как его биологические рамки остаются постоянными.

Следующим признаком инстинкта является его шаблонность, под которой понимается типический инстинкт со всеми его колебаниями. Примером этому служит поведение личинки осы скалии, высасывающей личинку жука носорога в строго определенной точке. Попытки Фабра заставить личинку питаться в другой точке ни к чему не привели: личинки голодали в поисках нужного места. Существование таких шаблонов биологически обусловлено и способствует устойчивости поведения животного при случайных воздействиях на него со стороны среды. С наследственной природой инстинкта связана и его безошибочность. Запущенный инстинктивный акт реализуется по строго определенной программе и не допускает отклонений. Указанное свойство инстинкта свидетельствует в то же время и о его ограниченности, под которой понимается свойство инстинкта действовать с удивительной целесообразностью и точностью в узкой области и совершенную неспособность справиться с самыми элементарными явлениями за пределами этих знаний.

Наконец, последним признаком инстинкта является его безличность как свойство тождественности действий всех особей данного вида, поставленных в одинаковые условия среды. Животные в этом случае действуют по принципу: «Один как все, все как один».

Указанные признаки инстинкта имеют биологическое значение. В наследственных компонентах хранится весь его видовой опыт, все то ценное, что приобрело животное для сохранения и продолжения рода.

Стереотипность и постоянство необходимы для обеспеченности, сохранности и неуклонного выполнения жизненно важных функций независимо от случайных изменений среды. Поэтому обобщенные и фиксированные программы действий не должны и не могут легко изменяться под влиянием случайных, непостоянных и не существенных внешних воздействий. В экстремальных условиях выживание обеспечивает пластичность инстинктивного поведения в виде его модификаций.

Одной из наиболее популярных концепций, раскрывающих механизмы инстинкта, является этологическая концепция, предложенная К. Лоренцем и Н. Тинбергеном, согласно которой организм представляет собой целостную активную систему, накапливающую энергию и стремящуюся ее растратить. Эта энергия животного подобна резервуару с водой, выплескивающейся в канал. Однако ее выбросу препятствует некая преграда, своеобразная «дверца», которая может быть открыта с помощью специального «ключа», в роли которого выступает внешний раздражитель, т.е. внутренние (уровень мотивации животного) и внешние (раздражитель, запускающий поведение) раздражители действуют совместно, взаимно дополняя друг друга в адаптивном поведении. «Гидравлическая модель» инстинктивного акта, предложенная этологами, ориентирована на изучение-внешних факторов поведения. Ими являются различные признаки внешних раздражителей (цвет, форма, размер и т.п.), которые, словно ключ, открывают путь инстинктивной реакции. Такие раздражители называют ключевыми стимулами или релизерами. Например, самец малиновки, охраняющий свою территорию, реагирует на красную грудь своего соперника и пытается его изгнать. Если ему вместо живой птицы подсунуть грубый муляж, но с красным пятном, его поведение будет точно таким же. Внутренними факторами инстинкта являются гормональные и нейронные механизмы мотивации поведения.

Внутренние факторы создают готовность к возникновению жизненно важных ситуаций, и животное по первому сигналу, незамедлительно может реагировать на изменения в окружающей среде. Внешние — запускают инстинктивный акт. В реальном поведении действует сложная система внешних и внутренних факторов.

Карпов А.В. Общая психология

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *