Индусское право

Индусское право

Индусское право основано на религии индуизма (брахма^ низма) и регулирует поведение членов индусской общины 1. Его не следует смешивать с системой права Индии. Индусские об­щины, где действует индусское право, имеются не только в Индии, но и во многих других странах Юго-Восточной Азии (Пакистане, Малайзии, Сингапуре, Непале, Шри-Ланке) и Восточной Африки (Кении, Танзании, Уганде).

1 См. Крашенинникова НА. Индусское право: история и современность. М. 1982.

Глава 6. Типология систем права 469

Идеи индуизма (брахманизма) нашли свое выражение уже 8: древнеиндийских памятниках II тысячелетия до н.э. имену­емых «Ведами9quot;. В «Ведах9quot; обосновывается деление общества на четыре Варны (касты, сословия) — на варны брахманов (жре­цов), кшатриев (воинов), вайшиев (земледельцев, ремесленни­ков, торговцев) и шудр (представителей нижнего слоя общи­ны). Господствующее положение в этой иерархической касто­вой системе занимают члены двух первых варн и прежде все­го -*- брахманы.

Члены различных варн, согласно «Ведам9quot; и другим источ­никам брахманизма, должны следовать божественно предуста­новленной для их варны дхарме — закону, долгу, обычаю, правилу поведения.

Толкованием смысла дхарм, их систематизацией и состав­лением соответствующих сборников (дхармашастр) занимались различные брахманистские школы. К числу наиболее важных дхармашастр, составленных во II в. до н.э. — III в. н.э. отно­сятся «Законы Ману», «Законы Яйнавалка», «Законы Нарада». В «Законах Ману» подчеркивалось, что все, включая и царя, должны следовать советам и наставлениям брахманов в вопро­сах дхармы и следовать установленной для них дхарме. За на­рушение дхармы предусматривались не только суровые зем­ные наказания, но и загробные кары.

Все дхармашастры рассматриваются как равноценные части единого индусского права.

Важным источником индусского права (после дхарма­шастр) являются нибандхазы — сборники комментариев к дхармашастрам, составленные в XII—XVII вв.

Дхармашастры и комментарии к ним придают большое значение «хорошему обычаю», соответствующему дхарме (ее божественной истине и извечному порядку). В этом смысле обычаи являются источником позитивного индусского права. Причем каждая индусская община, каждая каста (и многочис­ленные подкасты) и даже каждая семья имеет свои обычаи. Возникающие споры решаются собранием членов касты (или подкасты) на основе ее обычаев.

В тех случаях, когда нет заранее установленных правил, индусское право рекомендует индивидам и судьям руковод­ствоваться требованиями разума, совести и справедливости.

Индусское право не признает таких источников права, &#&632; как государственное законодательство и судебная практика.

Во времена мусульманского завоевания Индии (XVI в.) применение индусского права в судебных и административных органах было запрещено. В условиях английского колониаль-

470 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права

ного правления (начиная с XVII в.) этот запрет был отменен и было предусмотрено применение «права Корана в отношении мусульман и права шастр в отношении индусов».

На дальнейшее развитие индусского права значительное влияние оказали законодательство английской администрации и нормы общего права. Так, были отменены положения индус­ского права, связанные с кастовой дискриминацией, нормы о недееспособности женщин, запрещено самосожжение вдов.

После достижения независимости (в 1947 г.) в Индии был взят курс на модернизацию как индусского права, так и наци­ональной системы права в целом. Конституция Индии 1950 г. запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежно­сти. Законом о браке 1955 г. были существенно реформированы нормы индусского права о браке и разводе. Закон о наследо­вании J956 г. закрепил право женщин в сфере наследственных отношений и включил их в круг наследников. Был изменен прежний режим семейного имущества, и многие виды имуще­ства были законодательно признаны объектами личного иму­щества. По закону 1984 г. были созданы так называемые «се­мейные суды», которые должны решать семейно-брачные спо­ры сторон независимо от их религиозной принадлежности.

Но модернизация старого права — трудный и длительный процесс. Так, до сих пор еще не принят предусмотренный в Конституции 1950 г. Гражданский кодекс Индии, который дол­жен установить единый для всех жителей страны гражданско-правовой статус.

Многие положения модернизированного индусского права, действующие в современной Индии, не распространяются на индусские общины вне Индии, где продолжают действовать нормы традиционного индусского права.

Система национального права Индии в значительной мере формировалась и развивалась под большим воздействие ем английского права, и в настоящее время она входит в пра­вовую семью общего права.

Индусское право

Индусское право применяется независимо от национальной принадлежности или местожительства ко всем индусам .

Классическое индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. Индуизм признает первенствующую роль заповедей и нравоучений для разных каст – слоев общества. Обычаи и решения каст, подкаст, общин служили разрешению споров.

По современному законодательству Индии положения индусского права распространяются па буддистов, сикхов и приверженцев других верований.

Основу индуизма составляют учения о перевоплощении души и о карме.

Индийские суды пользовались сложной системой правил, определяющих, когда смешанный брак между членами разных каст признавался действительным и каково правовое положение детей, родившихся от таких браков до принятия в 1949 г. закона о действительности индусских браков. «брак между индусами не будет признаваться недействительным … только на том основании, что стороны исповедовали разные религии или принадлежали к разным кастам, подкастам или сектам». По Конституции 1950 г. отменены все правила, регулировавшие привлечение к ответственности за нарушение понятий о кастовой принадлежности. До сих пор крайне редко заключаются браки между членами разных каст, особенно если женщина принадлежит к высшей касте.

Индусское право не имеет относительной самостоятельности и является неотъемлемой частью индуизма. Древнейшие произведения индусской литературы, часть которых можно охарактеризовать как юридические справочники- «смрити » (800-300 гг до н.э.). Затем появились дхармасутры – первые книги по вопросам права, детально разъясняющие, как члены различных каст должны вести себя. не делают четкого различия между требованиями религии, морали и права. Дхармашастры — ступень в развитии формы права, когда неписаные правовые обычаи сменяются сборниками религиозно-правовых предписаний, санкционированных государственной властью. Понятие «дхарма » охватывает правовые, религиозные и моральные феномены. Дхармашастры свидетельствуют о довольно высоком уровне развития правовой культуры в индийском обществе еще в древности.

Для эволюции индусского права характерным был не процесс секуляризации, а изменение характера связи с религиозными формами, перемена в соотношении правовых и религиозных форм. Связующим звеном между правовым и религиозным выступает государственная власть .

В индусском праве существуют две главные школы: Митакшара ( другие штаты Индии и Пакистана) и Дайябхата ( штатыБенгалия и Ассам) .

Обычаи должны рассматриваться как источник права. До колонизации индусское право опиралось на труды ученых, на смрити, комментарии и их сборники .

Слиянию индусского, мусульманского и английского общего права способствовало то, что в Индии не существовало отдельной системы религиозных судов. Все споры решались судами общего права. В области права собственности и обязательственного права традиционные нормы очень скоро заменили нормы английского общего права. Прецедентное право вступило в сложное взаимодействие с нормами индусского и мусульманского права. Сложилось нечто вроде англо-индусского права.

Индусское право сохранило свое регулирующее значение (пусть в ограниченных пределах) вплоть до настоящего времени и выступает ныне одним из важнейших компонентов правовой системы индийского общества. Основная причина «живучести» индусского права таится в тесной связи его норм с традиционными индусскими социальными институтами (в первую очередь с общинной и варно-кастовой структурами), чрезвычайно устойчивыми, способными к адаптации в самых различных социально-экономических и политических условиях.

В 1956 г. вступили в действие три закона. закон о несовершеннолетних и опекунстве, закон о наследовании, закон об усыновлении и о выплате средств на содержание членов семьи. Таким образом, к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права, судьи руководствуются прежде всего новыми законами и прецедентами .

Современное индусское право используется при рассмотрении следующих вопросов :

1) семейное право – законность детей, опекунство, усыновление, брак, семья из трех и более поколений и раздел имущества, наследование имущества умершего, включая неделимое, пережившими его родственниками;

2) семейные общественные вопросы – религиозные и благотворительные пожертвования;

3) вопросы чисто общественного характера – дамбупат, преимущественное право на покупку, клятвы, операции с беиами и передача имущества посредством завещания или другого документа;

4) кастовое право и отлучение .

Индусское право

Индусское право

Индусское право обязано применяться вне зависимости от местожительства и национальной принадлежности к каждому индусу.

Традиционное индусское право отличается глубокими нравственными и религиозными истоками. Индуизмом признаётся первенствующая роль нравоучений и заповедей для различных каст – то есть, слоёв общества. Решения и обычаи данных каст служат разрешению вопросов и споров.

По существующему сегодня законодательству Индии фактические положения индусского права должны распространяться на буддистов, сикхов и сторонников иных верований.

Общеизвестно, что в основе индуизма лежит учение о перевоплощении души и так называемой карме.

Ранее индусские суды пользовались довольно сложной системой правил, которые определяли, когда смешанный брак должен быть признан действительным, а также какое правовое положение ребёнка, который родился от такого брака до того момента, пока не был принят закон (1949 год) о действительности браков индусов. Согласно данному закону, брак не признаётся недействительным на основании, что стороны ранее исповедовали различные религии или же являлись членами разных каст, сект и подкаст.

По Конституции, принятой в 1950 году были отменены все правила, которые регулировали привлечение к ответственности за практические нарушения самих понятий о кастовой принадлежности. Но сегодняшнего дня таких браков очень мало (особенно, если женщина принадлежит к высшей касте).

При этом, само индусское право не обладает самостоятельностью и является частью индуизма. Некоторые древние произведения литературы Индии, часть из которых можно причислить к юридическим справочникам называются «смрити». После них были дхармасутры, являющиеся первыми книгами по вопросам права, которые детально разьясняли, как должны себя вести члены отдельных каст.

Таким образом, дхармашастры считаются ступенью в развитии правовой нормы, в тот период когда неписанные правовые обычаи сменялись сборниками предписаний, которые были санкционированы властью страны. Само понятие «дхарма» охватывает моральные, религиозные и правовые феномены. Дхармашастры показывают нам довольно высокий уровень развития в индийском обществе правовой культуры, которые сложились в глубокой древности.

Для развития индусского права характерным являлся не процесс секуляризации, но фактическое изменение характера связи с различными религиозными формами, а также перемена в соотношении религиозных и правовых форм. При этом, в качестве связующего звена выступала государственная власть.

В индусском праве есть две основные школы:

· Дайябхата (штаты Ассам и Бенгалия);

· Митакшара (Пакистан и Индии).

При этом, сами обычаи обязаны рассматриваться в качестве источников права. До периода колонизации индусское право опиралось на «смрити», а также иные сборники.

Слиянию английского, мусульманского и индусского общего права способствовал тот факт, что в Индии до этого не было отдельной системы религиозных судов. Каждый спор решался судами общего права. В сфере обязательственного права и права собственности были заменены нормами английского общего права. Прецедентное право соединилось в сложном взаимодействии с нормами мусульманского и индусского права, сформировав «англо-индусское» право.

Таким образом индусское право сумело сохранить своё регулирующее значение (хоть и в ограниченных пределах) до сегодняшнего дня, выступая одним из важных компонентов правовой модели Индии.

Главная причина выживания индусского права таится в его плотной связи с индусскими традиционными институтами (в первую очередь с варно-кастовой системой и общиной), а также очень устойчивыми политическими и социально-экономическими условиями общественной жизни.

В 1956 году в силу вступили три закона:

· Закон об усыновлении, а также о выплате средств на содержание.

· Закон о наследовании.

· Закон об опекунстве и несовершеннолетних.

Этим была проделана большая работа по фактической кодификации индусского права и теперь судьи руководствуются новыми прецедентами и обновлёнными законами.

Индусское современное право применяется при рассмотрении таких вопросов:

· отлучение и кастовое право;

· вопросы общего характера – передача имущества по завещанию или иному документу, операции с беимами, дамбулат;

· общественные семейные вопросы – благотворительные и религиозные пожертвования;

· семейное право – семья из нескольких поколений, а также раздел имущества; усыновление и опекунство; законность детей и пр.

6. Индусское право

Сформировавшись еще в древности и пройдя более чем двухтысячелетний длительный и сложный путь исторического развития, индусское право сохранило свое регулирующее значение вплоть до настоящего времени. Индусское право тесно связано с традиционными социальными институтами, то есть с общиной и кастовым делением общества. Все общество делится на 4 касты, каждая из которых занимает свое место в социальной иерархии, имеет свои права и обязанности. 1-ая каста: брахманы (жрецы, священнослужители); 2-ая каста: кшатрии (воины); 3-я каста: вайшии (торговцы); 4-я каста: шудры (слуги, ремесленники). В самом низу находятся бесправные группы “неприкасаемых” (чандалы). Они выполняют тяжелую и грязную работу. Переход из одной касты в другую возможен только в следующей жизни. Каждая каста не должна быть запятнана контактами с некоторыми предметами, общением с представителями низших каст.

Главная особенность индусского права – тесная связь с религией. Индусское право не имеет относительной самостоятельности и является неотъемлемой частью индуизма. Индуизм – крупнейшая в мире национальная религия. В широком смысле индуизм – это масса культов и верований, существовавших с древних времен на Индостане и в областях, испытывавших влияние традиционной культуры Индии (территории нынешнего Непала, Афганистана, Юго-Восточной Азии, Шри-Ланки). Индусское право – это право общины, исповедующей индуизм в Индии, Бирме, Пакистане, Малайзии, Сингапуре, Танзании, Уганде, Кении и др. Индусская правовая система – одна из древнейших в мире. Источником индусского права являются относящиеся ко II тыс. до н.э. веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и присловий, содержащие правила поведения. Кроме того, к индусским источникам права относятся: смрити — собрание древнеиндийских текстов, возводимых к отдельным авторитетным личностям и передаваемых от учителя к ученику. Смрити включает поздние упанишады, эпосы («Махабхарату» и «Рамаяну»), псевдоисторические сочинения о прошлом – пураны и итихасы, дхармашастры – своды законов, в их числе известные «Законы Ману» и различные дхармасутры. Индусское право всегда признавало, что обычаи, которых издавна придерживаются в определенном регионе, касте, клане или семье, должны рассматриваться как источник права. В предшествовавший британской колонизации период классическое индусское право не основывалось ни на формальных нормативах, устанавливаемых светскими правителями, ни на судебных решениях. По существу, оно опиралось на труды ученых, их комментарии и сборники. Все эти труды – это описание обычного права. Жрецы-юристы Индии, несомненно, играли важную роль в определении обычаев, заслуживающих правового признания. Индусское право претерпело существенные изменения в период английской колониальной экспансии. В области права собственности и обязательного права традиционные нормы заменили нормы общего права. Иначе обстояло дело в области семейного и наследственного права, где все тяжбы о наследовании, браке, касте и других обычаях или институтах решались в соответствии с нормами индусского права. Сложилось нечто вроде “англо-индусского права”. Тем не менее, полного вытеснения индусского права не произошло и ряд его традиционных норм и институтов продолжал действовать. В ходе борьбы за независимость обсуждался план полной кодификации индусского права, а вскоре после провозглашения независимости в 1947 г. правительство Индии представило на рассмотрение парламента проект «Индусского кодекса», который должен был охватить семейное и наследственное право. Однако в результате сопротивления консервативных сил и противодействия на местах проект не был утвержден, и правительство пошло по пути подготовки отдельных законопроектов. Такая практика удалась. Первым в 1955 году вступил в действие Закон о браке, унифицировавший брачное право индусов и приспособивший его к современному мировоззрению. В 1956 г. вступили в действие еще три закона: Закон о несовершеннолетних и опекунстве, Закон о наследовании, Закон об усыновлении и выплате средств на содержание членов семьи. Таким образом, к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права, и судьи руководствуются, прежде всего, новыми законами и прецедентами. В ст. 141 Конституции Индии устанавливается, что суды должны следовать прецедентам, созданным Верховным судом. В последующем произошли дальнейшие преобразования индусских правовых институтов, в результате чего резко сократилась сфера действия обычаев. Было разрешено усыновление сирот. Усыновленный ребенок полностью уравнивался с законнорожденным в наследственных правах. Запрещалась полигамия, узаконивался развод по суду. Было реформировано наследственное право – в сторону расширения наследственных прав женщины, в результате чего уменьшились юридические различия между правами мужчин и женщин. На основе Конституции Индии 1950 г. к настоящему времени отменены все правила об ответственности за нарушение норм кастовой принадлежности. Но многие индусы, особенно в сельской местности, все еще придерживаются традиционных правил поведения. До сих пор редки среди них браки между членами разных каст, особенно если женщина принадлежит к более высокой касте. Не часто и вдовы вторично выходят замуж, хотя в 1956 г. было отменено старое правило индусского права, согласно которому такой брак признавался недействительным, а дети от него – незаконнорожденными. Тем не менее, в стране принято говорить о “кастовых институтах” и “кастовой автономии”. Они сохраняются ст. 26 Конституции Индии: “Всякое религиозное течение или секта, если они не нарушают общественный порядок, мораль и здравоохранение, имеют право: а) основывать и содержать заведение в религиозных или благотворительных целях; б) осуществлять руководство в вопросах религии…” В соответствии с Конституцией Индии каста может налагать наказание на своих членов, нарушивших религиозные предписания. Если разногласия носят религиозный характер, то нарушители могут быть отлучены за отказ подчиниться. Следовательно, касты могут поддерживать внутреннюю дисциплину в вопросах поклонения, питания, брака и в других вопросах веры. Суд не полномочен пересматривать кастовые правила, он лишь следит за их соблюдением и правильным применением. Суд может аннулировать решение касты, если оно содержит вызов национальному правосудию.

Под «индусским правом», таким образом, понимают личное право индусов, видоизмененное законами и еще действующим (Бирма, Малайзия, Сингапур) обычаем. Индусское право применяется непосредственно и косвенно как отрасль права в Индии и Восточной Африке, где оно также видоизменено законодательством (Кения, Уганда).

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Индусское право

В настоящее время индусское право распространяется на 300— 350 млн. индусов. Подавляющее большинство их проживает в республике Индия. Большая часть остальных индусов представлена национальными меньшинствами в Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки (Танзания, Уганда, Кения). Таким образом, нормы индусского права применяются ко всем индусам, которые исповедуют сложную систему религиозных, философских и социальных взглядов, именуемую индуизмом, независимо от места их жительства.

Основу индуизма составляет учение о перевоплощении душ и кастовом делении общества. Согласно этому учению, все хорошие и плохие поступки человека, совершаемые им на земле, создают основу его будущего существования, определяемую моральными качествами истекшей жизни.

В отличие от христианства, иудаизма и мусульманства, которые обосновывают идею равенства всех людей перед богом, индуизм исходит из идеи, что люди с момента рождения разделены на социальные иерархические группы (касты), каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей, особую мораль. Члены касты подчиняются своду правил, регулирующих их поведение в общении между собой и, что еще важнее, по отношению к членам других каст. Традиционно выделяются четыре большие группы: брахманы (первоначально священнослужители), кшатрия (воины), вайшья (торговцы) и шудра (слуги и ремесленники). Переход из одной касты в другую невозможен, невзирая на служебные успехи, богатство и политическую власть. Каждая каста не должна быть запятнана контактами с некоторыми предметами, общением с представителями низших каст. Нарушение этих правил влекло за собой правовые последствия, признаваемые в судебном порядке (например, признание в определенных случаях недействительным брака между членами разных каст, определение правового положения детей от таких браков и т.д.).

На основе Конституции Индии 1950 г. к настоящему времени отменены все правила об ответственности за нарушение норм кастовой принадлежности. Но многие индусы, особенно в сельской местности, все еще придерживаются традиционных правил поведения. До сих пор редки среди них браки между членами разных каст, особенно если женщина принадлежит к более высокой касте. Не часто и вдовы вторично выходят замуж, хотя в 1956 г. было отменено старое правило индусского права, согласно которому такой брак признавался недействительным, а дети от него — незаконнорожденными.

Главная черта индусского права — тесная связь с религией. Оно является неотъемлемой частью индуизма, в состав которого наряду с правом входят также различные религиозные верования и обряды, моральные и философские ценности, предполагающие определенный образ жизни, общественный порядок, социальную организацию.

Индусская система права — одна из древнейших в мире. Веды — сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и предисловий, созданные в далекой древности, во II тысячелетии до н.э. и даже раньше, — содержат тексты, в которых отдельные строки можно истолковать как правила поведения. Правда, хотя индусы и считают веды божественным откровением и источником религии и права, их практическое влияние на духовную жизнь индусского общества было весьма незначительным.

Дальнейшее развитие права связано с дхармашастрами — обширными сводами правил поведения, приписываемых известным ученым. Особенно хорошо известны дхармашастры царя Ману (II столетие до н.э.). В них содержится относительно упорядоченная система правил, которые с определенной долей условности можно назвать юридическими.

Идея прав человека чужда индусскому праву. Его основа — комплекс обязанностей, соблюдение которых предписано для всех, кто не хочет покрыть себя позором и думает о потустороннем мире. И судебные прецеденты, и акты, устанавливаемые светскими правителями, доктрина индуизма не считает источниками права. Но одновременно она требует повиновения приказам власти. При этом даже когда имеется закон, судья не обязан применять его всегда точно. По своему усмотрению он должен всеми возможными средствами примирить власть и справедливость.

В период английской колониальной экспансии индусское право претерпело существенные изменения. Многие его институты и нормы подверглись модификациям и даже были заменены новыми решениями. Сложилось нечто вроде “англо-индусского права”. В области права собственности и обязательственного права на смену традиционным нормам очень скоро пришли нормы общего права. Тем не менее полного вытеснения индусского права не произошло, и ряд его традиционных норм и институтов продолжал действовать. Все тяжбы, касающиеся наследования, брака, касты и некоторых обычаев, решались в соответствии с нормами индусского права.

Сформировавшись еще в древности и пройдя двухтысячелетний путь развития, индусское право сохранило, хотя и в ограниченных пределах, свое регулирующее значение вплоть до настоящего времени. Основная причина “живучести” этого права таится не в его особых свойствах, а в тесной связи норм с традиционными, чрезвычайно устойчивыми индусскими социальными институтами и в первую очередь с общинной и кастовой структурами, способными к адаптации в самых различных социально-экономических и политических условиях. В сельской местности большинство индусов не воспринимают новые законы и живут так, как жили их предки, а правосудие осуществляется главным образом на основе традиционных и хорошо знакомых им институтов.

В период борьбы за независимость были выдвинуты идеи полной кодификации индусского права. После провозглашения независимости в 1947 г. правительство Индии представило на рассмотрение парламента проект кодекса, который должен был охватить семейное и наследственное право. Однако из-за противодействия консервативных сил проект не был утвержден и правительство пошло по пути подготовки отдельных законопроектов. Первым был принят в 1955 г. закон о браке, унифицировавший брачное право и приспособивший его к современным взглядам на семью.

В соответствии с традиционными нормами расторжение брака в принципе запрещалось, допускалась полигамия (хотя она и не была широко распространена среди индусов). Брак обычно заключался по указанию родителей будущих супругов, не требовалось ни согласия брачащихся, ни достижения ими определенного возраста. Вместе с тем индусское право создавало удивительно много препятствий к браку: запрещались браки между членами разных каст, между даже очень дальними родственниками. Закон о браке ослабил ограничения для вступления в брак и отменил запрет на браки между членами разных каст. Кроме того, он разрешил разводы и запретил полигамию, установил право на получение алиментов, определил минимальный брачный возраст.

В 1956 г. вступили в действие еще три закона: о несовершеннолетних и опекунстве, о наследовании, об усыновлении и выплате средств на содержание членов семьи.

В целом к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права. Судьи руководствуются в первую очередь новыми законами и прецедентами. В ст. 141 Конституции Индии устанавливается, что суды должны следовать прецедентам, созданным Верховным судом.

Ныне сфера действия старых правовых обычаев резко сократилась. Однако и сейчас индусское право активно используется при регулировании таких вопросов, как правовое положение детей, опекунство, усыновление, брак, раздел и наследование имущества. Сохранилось оно также в регулировании отношений государственного землевладения.

Все темы данного раздела:

Общая характеристика юридической науки
Достижения современного человечества, общества стали возможными благодаря способности людей правильно понимать суть естественных и социальных явлений и процессов. Накопленная челове

Предмет и объект общей теории права
Каждая конкретная наука исследует строго определенную совокупность объективных закономерностей или, иначе говоря, имеет свой предмет. Свой, не дублируемый другими науками предмет им

Метод общей теории права
Метод представляет собой совокупность правил, требований, которые обеспечивают успех в работе. Например, говорят о педагогике как системе образовательных и воспитательных средств, о

Функции общей теории права
Общая теория права как совокупность наиболее общих знаний о праве, закономерностях его возникновения и развития имеет важное познавательное и практическое значение, которое наиболее

Задачи и система курса общей теории права
Курс общей теории права как учебная дисциплина далеко не исчерпывает всего содержания одноименной отрасли научного знания. Последняя во всем богатстве ее фундаментальных теоретическ

Первобытно-общинный строй и родоплеменная организация общества
Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, того, в каких условиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной действ

Нормы при родовом строе
Общая собственность на продукты производства и социальное единство внутри родовой общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общ

Разложение первобытно-общинного строя и появление государства
Развитие общественного производства не могло остановиться на первобытном уровне. Следующий эволюционный этап связан спереходом от присваивающего хозяйства (охота, р

Завершение процесса возникновения государства
Согласно марксистско-ленинской теории коренной причиной возникновения государства явился раскол общества на противоположные классы с непримиримыми противоречиями. “Государство, — пи

Происхождение права
Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства, и процесс э

Основные признаки государства
Материалистический взгляд на государство выделяет те особые, исторически присущие этой форме общественной организации свойства, которые позволяют ему выполнять функции власти в обще

Эксплуататорское государство
Сущность государства выявляется при анализе его функций. Под функциями государства понимаются основные направления его деятельности. Эти направления делятся на внутренние, то есть о

Социальное государство
Одним из признаков современного государства является утрата им жесткой классовой организации. Различные классы постепенно растворяются в общей социальной организации гражданского об

Соотношение государства и права
Появление государства, ставшего орудием эксплуатации одной части населения другой, разрушило традиционное представление о добре и зле, закрепленное нормами морали, обычаями, традици

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА
Под формой государства понимаются организация и устройство государственной власти, отражающие особенности исторического, экономического, национального развития страны, уровень разви

Форма правления
Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди

Форма государственного устройства
Под формой государственного устройства понимаются территориальное его устройство (административно-территориальное или национально-территориальное) и характер взаимоотношений между е

Политический режим
Политическим режимом государства называется совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы осуществляют принадлежащую км власть. Иначе говоря, политически

Основные признаки
Как было показано в гл. II, происхождение юридического права[18] в истории общества обусловлено общественными потребностями перехода от первобытно-общинного строя к новой ступени ра

Основные правовые понятия
Правовая наука выработала ряд основополагающих общих правовых понятий — категорий, имеющих методологическое значение для отраслевых правовых наук, для юридической практики. В них от

Основные современные учения о сущности права
Вопросы происхождения и сущности права издавна волновали философов, политиков, правоведов. Возникали, прекращали свое существование, подвергались модификации различные учения, напра

Право н политика
Юридическое право (законодательство) возникло и развивалось вместе с государством — главным институтом (органом) политики, под которой издавна понималось искусство управления людьми

Многообразие социальных норм
Порядок отношений между членами общества определяется и регулируется не только нормами права, но и другимисоциальными нормами. Понятие “социальные нормы” выражает и

Право и мораль
Мораль (нравственность) — вид социальных норм, охватывающих своими оценками почти все сферы общественной жизни. Ряд общественных отношений, урегулированных правом, регулируется так

Право и корпоративные нормы
К корпоративным относятся нормы, содержащиеся в уставах и других документах партий, профессиональных союзов, добровольных обществ, основанных на членстве (женские, молодежные, ветер

Право и обычаи
Правилами поведения особого вида являются обычаи, обыкновения, традиции. В отличие от правовых, моральных, корпоративных норм, близких к идеологии, обычаи и другие правила связаны с

Право и религиозные нормы
Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Кора

Право и технические нормы
Проблема соотношения права и технических норм, то есть норм, определяющих правила обращения людей с орудиями и предметами труда, с техникой и с силами природы, стала особенно актуал

О соотношении права и экономики
В марксистской науке господствовало положение о первенстве, главенстве базиса над надстройкой, и юристы последовательно исходили из того, что развитие производительных сил и произво

Западная модель экономической свободы и роль права
Буржуазия шла к власти под флагом идей естественного права. Государство при подобном воззрении если и воздействует, на экономику, то только такими законами, которые соответствуют ес

Роль права в утверждении рыночных отношений
Совместимы ли движение к рынку и устремления к праву и правовому государству? Не только в обыденных представлениях, но и в некоторых научных разработках сказывается настороженное от

Понятие человека, гражданина, личности
Человеческое общество состоит из конкретных людей, находящихся в системе многообразных связей — общественных отношений, в которые они вступают в процессе производства и распределени

Социально-экономических формациях
Правовое положение личности как совокупности установленных государством прав, обязанностей и свобод не является чем-то постоянным, неизменным, вечным. Не только каждая общественно-э

Правовое положение личности в Российской Федерации
Одна из примечательных черт правового положения личности в Российской Федерации состоит в его максимально полном соответствии Всеобщей декларации прав человекаООН. Конституция Росси

Понятие правосознания и его структура
Одно из ключевых мест в механизме правового регулирования общественных отношений занимаетправовое сознание. Никакая человеческая деятельность немыслима вне сознания

Правовая культура: понятие, структура, уровень
Правовое сознание дает представление о духовных ценностях индивида и общества.Но только с субъективной стороны, с той, которая выражается в чувствах, представлениях, идеях, а не в м

Понятие и черты норм права
Правовая норма — это исходный элемент, первичная “клеточка” права. Поэтому в ней налицо многие основные признаки, присущие праву в целом: она выражает волю социальных сил, стоящих у

Соотношение нормы и статьи (пункта) нормативного акта
Внутреннее строение правовых норм, деление на составные части и связь этих частей между собой составляют их структуру. Специализация норм, различие их характера и назначения в регул

Виды норм права
Виды правовых норм чрезвычайно разнообразны. Одно из оснований классификации — это деление правовых нормпо отраслям права (нормы государственного, гражданского, уго

Понятие и виды источников права
Право как модель социальной организации для того, чтобы стать регулятором общественных отношений, должно получить внешнее выражение. В правовой доктрине формы, с помощью которых гос

Источники права в Российской Федерации
Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факт

По кругу лиц
Действие нормативных актов во времени продолжается от момента вступления их в силу до момента ее утраты. Акты вступают в силу: 1) либо с момента их принятия; 2) либо со времени, ук

Понятие системы права. Правовой институт, отрасль права
Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство и общество, находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое. Соответственно и право, отражая, о

Предмет и метод правового регулирования
Проблема расположения правовых норм по институтам и отраслям права имеет важное теоретическое и практическое значение. С ее решением создаются предпосылки для создания стройной, лог

Отрасли права Российской Федерации
Система права Российской Федерации включает одиннадцать отраслей: государственное право, административное, финансовое, земельное, гражданское, трудовое, природоохранительное, семейн

Российской Федерации
Характеристика основных отраслей права Российской Федерации, приведенная в предыдущем параграфе, раскрывает лишь одну сторону системы права — совокупность составляющих ее компоненто

Соотношения системы права, системы законодательства и системы юридических наук
Взаимосвязь отраслей права отражается в законодательстве. Например, чтобы привести отношения в области народного образования в соответствие с современными требованиями, нужно улучши

Правотворчество и формирование права
Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленной на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это процесс созда

Российской Федерации
В Российской Федерации существуют три основных формы правотворчества: принятие нормативных актов органами государства, непосредственно народом путем референдума, заключение различно

Основные стадии правотворческого процесса
Процесс создания нормативного акта складывается из отдельных стадий его подготовки, рассмотрения, утверждения и обнародования (оглашения). Характерными чертами такого процесса в Рос

Законодательная техника
Под законодательной техникой понимается система правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и

Понятие систематизации
Система действующих нормативных актов в современном цивилизованном государстве является весьма сложной вследствие как значительного числа органов, принимающих такие акты, так и множ

Учет нормативных актов
Как разновидность систематизации, учет законодательства и иных нормативных актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также

Понятие и виды инкорпорации
Систематизация нормативных правовых актов в формеинкорпорации выражается в подготовке и издании разного рода сборников (собраний) таких актов. В отличие от учета, о

Консолидация законодательства
Учет и инкорпорация нормативных правовых актов, ограниченные их внешней обработкой, не решают всех проблем, которые могут возникать в процессе систематизации нормативно-правового ма

Кодификация. Виды кодификационных актов
Отмеченный недостаток консолидации — ее неспособность менять содержание правового регулирования — в правотворчестве успешно преодолевается с помощью кодификации, то есть деятельност

Понятие правовых отношений и их основные виды
Понятие правового отношения является одним из основных в юридической науке. Понятие права как системы норм, установленных или санкционированных государством, раскрывает одну из стор

Субъекты права и участники правоотношений
Понятие субъекта права. В правовых отношениях участвуют люди и образуемые ими для своих частных и общественных целей организации: государство и его органы, предприятия, учреждения,

Юридические факты
Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются, их содержание (права и обязанности) реализуется для достижения поставленных сторонами целей. Эта динамика правов

Объекты правоотношений
Под объектом правового отношения следует понимать те материальные и духовные блага, предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы правомочной сто

Понятие законности. Ее место в жизни общества
Законность — явление многоплановое, емкое. Поэтому распространены многочисленные определения, раскрывающие тот или иной аспект законности, ту или другую ее связь с социальными проце

Гарантии законности
Под гарантиями законности понимаются взятые в системе объективно сложившиеся факторы и специально предпринимаемые меры упрочения режима точного и неуклонного воплоще

Законность и целесообразность
В разное время в том или ином государстве, в особенности в периоды ломки существующих общественных отношений, обострялась проблема соотношения законности и целесообразности. И это п

Единство законности
Проблема единства законности приобретает большую политическую остроту в связи с растущим движением во многих регионах Российской Федерации за утверждение их суверенных прав, преодол

Понятие правопорядка
Реализация требований законности в поведении людей, правомерной деятельности индивидуальных и коллективных субъектов права, по сути, означает правопорядок.Правопорядок

Понятие реализации норм права и ее основные формы
Правовые нормы существуют для того, чтобы целенаправленно воздействовать на волю и сознание людей, побуждая их вести себя так, как предписывает законодательство, регулировать общест

Правовых норм
Характер государства как аппарата властвования предопределяет возможность и необходимость деятельности по применению права. В данном случае государство в целях упорядочения обществе

Стадии процесса применения права
Исследование фактических обстоятельств дела (вещественные доказательства, документы, показания свидетелей и др.). Оно начинается с определения круга фактов, необходимых для решения

Основные требования к применению права
Законность. Это требование означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности),

Акты применения права
Деятельность правоприменительных органов завершается оформлением соответствующего акта, который фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер. По

Аналогии права
Под пробелом в праве обычно понимается полное либо частичное отсутствие правового регулирования той сферы отношений, которая объективно требует регламентации и без обязательных для

Понятие и значение толкования норм права
Под толкованием норм права понимается деятельность органов государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, направленная на установление содержания норм пр

Уяснение смысла норм права
С помощью приемов толкования исследуется норма права, интерпретатор познает ее содержание, получает полное и исчерпывающее представление о норме. Знание таких приемов способно убере

Разъяснение норм права
В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение правовых норм, можно выделить два основных его вида: официальное и неофициальное. 1. Официа

Понятие правомерного поведения
Поведение является важнейшей социальной характеристикой личности. В зависимости от формы выражения оно может быть вербальным (словесным), складывающимся из различных высказываний, с

Основные черты правомерного поведения
Правомерное поведение представляет собой социально полезную деятельность, направленную на удовлетворение государственных и правовых, общественных и личных интересов, ценностей и цел

Виды правомерного поведения
Правомерное поведение проявляется в общественной жизни весьма многообразно. Действия, соответствующие правовым предписаниям, могут быть классифицированы по многим признакам и критер

Понятие правонарушения
Правонарушение— это виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом. В этом определении содержатся основные признаки правонарушений. Вся

За их совершение
В зависимости от характера правонарушений и санкций за их совершение правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступлениями называются обществе

Правонарушений и санкций за их совершение
Понятия права, правонарушения и санкции неразрывно связаны по той причине, что одна из главных задач права — защита общества (или его господствующей либо наиболее влиятельной части)

Понятие и виды юридической ответственности
Юридической ответственностью называется применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке. Раз

Принципы юридической ответственности
Составы правонарушений и санкции за их совершение определяет законодатель. Применение санкций за правонарушения — задача правоохранительных органов. Процесс и порядок рассл

Совершенное гражданское общество — основа создания правового государства
Понятия государства и общества не тождественны. Их следует различать. Государство выделилось из общества на известной стадии его зрелости. Общество — мать государства, и со

Признаки правового государства
Правовое государство мыслится как альтернатива авторитаризму и тоталитаризму. Поэтому формирование правового государства невозможно без последовательной демократизации общества, уст

Формирование российского правового государства
Идея формирования правового государства существовала в России и до, и после октября 1917 г. Однако в силу ряда причин правовому государству не суждено было утвердиться. Назовем пять

Романо-германская (континентальная) правовая семья
История создания романо-германской (континентальной) семьи.К романо-германской семье относятся правовые системы, возникшие первоначально в континентальной Европе на основе древнери

Англосаксонская правовая семья
Правовая система Англии. Эта система развивалась автономно, и связь с европейским континентом не оказала на нее существенного влияния. Английские юристы любят подчеркивать историче

Мусульманская правовая семья
Исторические корни мусульманского права. Как система норм, выражающих в религиозной форме волю феодально-религиозной знати, санкционируемых и поддерживаемых теократическим мусульма

Обычное право Африки
Новое право молодых развивающихся государств в результате особенностей их исторического развития сочетается с мусульманским, индусским правом, а также с обычным правом, которое все

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Художник С.С. Водчиц Технический редактор О.В. Рыбина Корректоры Е.В. Авилова, М.А. Василевская, Л.И. Малютина Ориги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *