Избирательность внимания

Внимание как психическое состояние

Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Внимание не является самостоятельным процессом отражения действительности, оно представляет собой одну из сторон психической деятельности. Внимание выражается, прежде всего, в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. Оно влияет на протекание всех психических процессов.

Физиологические основы внимания . Внимание не имеет такого специального нервного центра, как зрительные, слуховые и другие ощущения и восприятия, а также движения, которые связаны с деятельностью определенных участков коры больших полушарий головного мозга. Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Внимание обеспечивается за счет явления доминанты – наличия в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры. В результате чего и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Свойства внимания . Внимание характеризуется многими свойствами: концентрацией, избирательностью, распределением, объемом, интенсивностью, устойчивостью, отвлекаемостью.

Концентрация внимания представляет собой способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи. Концентрация может быть направлена как на внешние предметы и явления, так и на внутренние.

Избирательность внимания – это его сосредоточение на наиболее важных предметах.

Распределение внимания – это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций.

Объем внимания характеризуется количеством объектов или их эле­ментов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент.

Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.

Устойчивость внимания – это его способность задерживаться на восприятии данного объекта.

Отвлекаемостъ внимания чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

Избирательность внимания

Избирательность внимания позволяет вычленить необходимые информационные единицы из общего информационного объема. Это может использоваться при определении места фиксации взгляда, выявлении существенных смысловых блоков, поиске интересующей вас информации при просмотровом чтении. Избирательность внимания является обязательным условием в работе корректоров, редакторов, операторов и т.д. Мы предлагаем несколько несложных упражнений, которые позволят вам оценить и развить избирательность внимания. Если этого будет недостаточно, то вы можете продолжить совершенствование внимания, следуя нашим рекомендациям. При выполнении этих упражнений следует следить за двумя периметрами: скоростью и точностью.

УПРАЖНЕНИЕ 27.За 1 минуту, внимательно читая правую колонку, найдите и зачеркните слова, которые указаны в левой колонке.

1. Брак брат бриа брак бра браво брага брод бриг брал брак брань брак

2. Сено село семя серо сети сервер сила секта семя сель соль сельдь себя.

3. Крот крем край крап креп крой крот круп криз кров крик круп крат крот.

4. Обида обзор обвал обман облом обида обить обряд обилие обуза обида.

5. Плат плац плед плов плис плюс плащ плюш плач плод плуг плат плут.

6. Скутер скула скупец скобка сквозь сказка скучать скупой сукно скрип.

7. Подряд подряд подрать подрос подход подрыв подол подпись подряд.

8. Степь стенд стекло стечь стена стиль степь стоик столь страж стыть.

9. Ферзь фетиш фенол физик фауна фальшь фанера ферма фенол фикус.

10. Манка манера манка мания маркер манеж манка мангал маляр мания.

Запишите, сколько времени вы потратили на задание: ____ мин. Теперь проверьте точность выполнения задания. Вот количество слов, которое встречается в строчках:

Вернитесь к этому упражнению еще два раза через каждую неделю. Не беспокойтесь, вы не запомните слова даже после второго раза и не снизите эффективность упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 28.За 1 минуту внимательно читая слова, отметьте пары одинаковых слов (подчеркните, поставьте галочки и т.п.):

1. Алый аллея альфа аллах алло алоэ алтын алиби алеть алтарь алыча аллюр аллах алмаз.

2. Панты панк панно панна палка панк панда панна парта пат пачка панно пила порт пир

3. Пот пост поле посев пес покои плед посев порт пот полк пост порог поло поле полог поля

4. Тень тело текст тезис тесь тент тень тема темя тело тент тесто темя темп терн течь текст

5. Рок роза ролик ропот роль рога родич рот ром роль рот родео рост ропот рог род рогач.

6. Липа лиса липкий лира лист лира ликер линза лик либо лиман лига лидер лирик лиса.

7. Лоток лом локон ложа лорд лот локоть ложь лоза лось лоция лотос лопух лото лоскут.

8. Мазь мама мыть марш маг малек мал мах марля макет мангал масло манто мама мак маг

9. Луня лунка лука лук луч луза луг лузга луб лужа лук луг лупа лунь лучок лука лучник.

10. Манить манок манка манто марал маразм маска март масса массив матч массив мачеха.

Запишите, сколько времени вы потратили на задание: ___ мин.

Теперь проверьте точность выполнения задания:

Вернитесь к упражнению еще два раза через каждую неделю. Не беспокойтесь, вы не запомните слова даже после второго раза и не снизите эффективность упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 29.Читайте тексты с максимально возможной скоростью и выявляйте слова (словосочетания), которые говорят о каком-либо одном сильно отличающемся конкретном признаке или конкретной характеристике, описываемых в тексте предметом или явлений. Например, выявите признаки качества (вес, температура, цвет, шероховатость и т.п.).

УПРАЖНЕНИЕ 30.Выявите слова не относящиеся явно по смыслу к группе слов, связанных друг с другом по смыслу:

1. Лодка, каноэ, весло, киль, корабль. парус, якорь, остров, корма, борт, нос, коралл, мачта.

2. Озеро, болото, залив, водоем, пруд, воздух, заводь, океан, море, дождь, лиман, дельта.

3. Хребет, возвышенность, кряж, скала, плоскогорье, гора, холм, сопка, перевал, вершина.

4. Жилище, город, хутор, село, деревня, поселок, населенный пункт, пустыня, селение.

5. Здание, небоскреб, дом, вилла, шалаш, вигвам, иглу, коттедж, дворец, терем, барак.

6. Школа, институт, лицей, гимназия, обучение, техникум, курсы, университет, академия.

7. Сканер, принтер, дисковод, монитор, клавиатура, дискета, мышь, крыса, дисплей, диск.

8. Книга, учебник, словарь, брошюра, пособие, энциклопедия, атлас, ученик, методичка.

Теперь проверьте точность выполнения задания:

Ключ: 1 – остров, коралл; 2 – воздух, дождь, дельта; 3 – возвышенность, плоскогорье, перевал, вершина; 4 – жилище, хутор, пустыня; 5 -. ; 6 – обучение; 7 – крыса; 8 – ученик.

УПРАЖНЕНИЕ 31. Как можно быстрее и с максимальным качеством усвоения читайте тексты объемом в 0,5 – 1 тыс. знаков (ладонь, как правило, покрывает 1 – 1,5 тыс. знаков) с одновременным, но раздельным подсчитыванием в уме количества букв Ж и Ю.

Попробуйте выполнить это упражнение на следующем тексте.

Готовы? Запишите время начала чтения: ___ мин. ___ сек. запустите секундомер и приступайте к чтению:

Американский психофизиолог З.Джекобсон утверждает, что он на 10 лет раньше Шульца (И.Г. Шульц – автор аутогенной тренировки. — Прим. авт. ) разработал метод так называемой прогрессирующей (т.е. последовательной релаксации. В своих исследованиях Джекобсон установил, что различные отрицательные эмоции, приводящие к состоянию нервного напряжения, создаются напряжением отдельных мышечных групп. Сам факт мышечного расслабления (без гипноза и самовнушения) приводит к состоянию релаксации, под которым Джекобсон понимал не только уменьшение мышечной активности, но и наступление вслед за ним снижения нервно-психического напряжения.

Запишите время окончания чтения: ___ мин. ___ сек.

Итак, вы читали ___ мин. ___ сек. и насчитали ___ букв Ж и ___ букв Ю.

Теперь ответьте на вопросы:

1. Кто признается автором аутогенной тренировки?

2. К чему приводит факт мышечного расслабления?

Избирательность внимания

Проверьте свои ответы по приведенным правильным:

2. К состоянию релаксации (уменьшению мышечной активности и снижению нервно-психического напряжения).

Количество букв: Ж – 8, Ю – 1.

Если вы ошиблись в подсчете букв, то при выполнении этого упражнения на других текстах вам надо быть более внимательным к подсчету. Плохое же усвоение содержания текста говорит о том, что при выполнении этого упражнения необходимо уделять больше внимания смыслу читаемого текста. Если же вы потратили больше времени, чем при обычном чтении, то в дальнейшем вам надо себя поторапливать.

Подобного рода выводы нужно делать после каждого выполнения этого упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 32.Просматривая газетную полосу за 5 минут, воспринимая содержание всех текстов поверхностно (достаточно будет усвоить их на 30%), найдите во всей газете:

четыре четырехзначных числа, записанных словами,

два названия профессий,

Уясните, почему они употреблены в данном контексте. При этом запоминайте не числа, профессии и фамилии, а содержание текстов.

Избирательность внимания

В книге приводятся некоторые образцы упражнений. Для развития внимания их нужно выполнять в течении нескольких недель. Полный комплекс упражнений составляет отдельный сборник данного автора.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Избирательность внимания это:

Смотреть что такое «Избирательность внимания» в других словарях:

ВНИМАНИЯ СВОЙСТВА — различают следующие свойства внимания: см. Внимания избирательность, Внимания объем, Внимания переключаемость, Внимания распределение, Внимания сосредоточенность, Внимания устойчивость … Психомоторика: cловарь-справочник

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — (или селективность восприятия; англ. perceptual selectivity) свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля к. л. объектов (или их частей) и признаков. И. в. осуществляется посредством механизмов внимания непроизвольного и… … Большая психологическая энциклопедия

Внимания развитие — развитие способности ребенка сосредоточиваться на объекте своей активности и противостоять влиянию внешних и внутренних отвлекающих факторов. Начальным этапом В. р. можно считать самые ранние ориентировочные реакции новорожденного: слуховое и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ВНИМАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ — возможность успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации относящейся к осознанной цели … Психомоторика: cловарь-справочник

Защитные механизмы (defence mechanisms) — З. м. это психол. стратегии, с помощью к рых люди избегают или снижают интенсивность таких негативных состояний, как конфликт, фрустрация, тревога и стресс. Поскольку предполагается, что большинство людей мотивировано к сокращению и ослаблению… … Психологическая энциклопедия

Гипноз — (от греч. hypnоs сон), создание избирательного реагирования с помощью внушения. * * * – искусственно вызванное, похожее на сон состояние человека, имеющее повышенную чувствительность к внушению. Во второй половине ХVIII века австрийский врач Ф … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — создание новых эстетических ценностей. В широком смысле Т. х. понимаемое как Т. «по законам красоты», присуще в той или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности. В концентрированном же своем качестве оно находит выражение в … Эстетика: Словарь

внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В … Большая психологическая энциклопедия

РАДИОПРИЁМНЫЕ УСТРОЙСТВА — системы эле ктрич. цепей, узлов и блоков, предназначенные для улавливания распространяющихся в открытом пространстве радиоволн естеств. или искусств, происхождения и преобразования их к виду, обеспечивающему использование содержащейся в них… … Физическая энциклопедия

  • Обучающие диски 1 С-Паблишинг. Внимание — важный элемент сознания, его способность сосредотачиваться на определённых видах деятельности. Вниманию присущи свойства: объём, концентрация, избирательность, распределение,… Подробнее Купить за 232 руб
  • CD-ROM. Скоро в школу! Учимся быть внимательными. Внимание – важный элемент сознания, его способность сосредотачиваться на определённых видах деятельности. Вниманию присущи свойства: объём, концентрация, избирательность, распределение,… Подробнее Купить за 168 руб
  • Скоро в школу. Учимся быть внимательными. Внимание — важный элемент сознания, его способность сосредотачиваться на определенных видах деятельности. Вниманию присущи свойства: объем, концентрация, избирательность, распределение,… Подробнее Купить за 149 руб

Другие книги по запросу «Избирательность внимания» >>

/ gosyyy / общая / 37 Определение виды и функции внимания

Свойства и эксперименты.

Внимание – это направленность психики, сознания на определенный объект, имеющий для личности устойчивую или ситуативную значимость. Оно предполагает повышение функционирования сенсорики, памяти, интеллекта. Внимание может быть направлено на процессы, происходящие внутри нас и на предметы окружающего мира. Внимание обеспечивает положительную задержку активности на том или ином предмете. Установка определяет выбор тех или иных впечатлений, событий, концентрацию на них психической энергии. Таким образом, внимание – специфическая человеческая психическая деятельность, которая служит для трансформации тех или иных установок импульсивного поведения. Внимание является сквозным психическим процессом, так как никогда не выступает отдельно, а только вместе с какой-либо деятельностью, как ее сторона или характеристика. Внимание не имеет особого содержания, оно находится внутри всех процессов. Сущность внимания заключается в направленности, которая определяет селекцию информации, предполагающую произвольный и непроизвольный выбор объектов и более длительную обработку, сохраняющуюся в сознании. Сущность также заключается в сосредоточенности субъекта на объекте.

Различаются (Добрынин) три вида внимания:

-1- непроизвольное внимание как непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция;

-2- произвольное внимание, связанное с целенаправленными волевыми усилиями; и

-3- постпроизвольное внимание, когда в результате сдвига мотива на цель выполнение действия осуществляется без значительных волевых усилий.

В непроизвольном выделяют:

вынужденное – определяется видовым опытом субъектом и обусловлено внешними факторами среды;

невольное – зависит от индивидуального опыта, проявляется в минуты отдыха, может быть длительным и устойчивым при сильном интересе, привлекают его объекты, которые находятся ближе всего, более значимы и более бросаются в глаза;

привычное – обусловлено установками субъекта и намерением выполнить ту или иную деятельность, внимание к алгоритму деятельности (водитель – знаки).

волевое – проявляет себя в условиях помех, когда есть конфликт между хочу и надо;

выжидательное – проявляется во всех задачах на бдительность;

собственно произвольное – сознательное внимание, но протекающее довольно легко, с минимум усилий;

спонтанное – высшая форма развития внимания, аналогично послепроизвольному, это когда нам трудно начать что-то, но начав уже нет необходимости прилагать усилия.

(а) избирательность деятельности – отбор материала

(б) направленность деятельности

(в) активность деятельности

(г) улучшение качества любой деятельности

(д) отбор и удержание значимых воздействий

(е) регуляция и контроль деятельности – направляем энергию (интеграция, встраивание, расширение и углубление знания)

Внимание в психологии сознания и современное понимание.

1. Внимание и психология сознания.

Так внимание являлось фундаментальным свойством сознания — центрального предмета в этой школе, то вниманию было посвящено множество исследований.

В психологии сознания существовало три метафоры сознания и связанных с ним три метафоры внимания:

1. Структурная метафора сознания Вундта:

Вундт «Сознание и внимание».

Вниманием называется процесс происходящий при более ясном восприятии ограниченной по сравнению со всем полем содержаний сознания.

«Внимание определяется как состояние сознание, степень сознательности которая обеспечивает улучшение эффективности деятельности. С вниманием связано состояние интереса (аффективное переживание), а также определенный комплекс кожных и кинестетических ощущений, которые можно представить как эмпирическую реальность для разговорного термина внимание. При внезапном возникновении внимания в сознании происходит переструктурирование всех его содержаний по принципу ясности и нахождений содержаний в фокусе или на периферии. В этом смысле внимание становится тождественно сенсорной ясности. Распределение содержаний на ясные или темные является единственным и характерным признаком внимания как душевного процесса (присутствие в сознании чувств или кинестетических ощущений не является обязательным. Однако, ясность представления зависит скорее от собственной концентрации сознания на чем-то и возможности его произвольного переключения, чем от характера самого представления

Джеймс. Метафора потока. Сознание – это поток, одно из важнейших свойств потока избирательность – внимание это и есть избирательность потока сознания. Основная функция отбор, селекция.

Титченер. Метафора волны. Сознание это река, на пути течения сознания может встретиться препятствие. Внимание это волна, эффекты волны его характеризуют:

Критерии внимания изнутри:

1. ясность сознательных представлений. На гребне волны все сенсорные переживания ясные.

2. отчетливость. (все сенсорные переживания отделены друг от друга)

3. самозадержка. Фиксация сознания на каких-то впечатлениях.

Критерии описывающие внимание извне:

1. продуктивность деятельности

2. телесные сопровождения деятельности.

7. Теории внимания в когнитивной психологии. Это современный подход. Основное внимание селективности и объему внимания.

Подходы когнитивной психологии к изучению механизмов внимания.

Здесь необходимо выделить три класса теорий:

1. Внимание как селекция.

Этот подход был сосредоточен на исследовании механизмов селекция, выбора одно или другого объекта, в основном на материале перцептивного материала. Эти исследования начались с рассмотрения феномена вечеринки с коктейлем — ситуация совершения субъектом произвольного или непроизвольного перцептивного выбора. Это привело к созданию методики селективного слушания (повторения) Черри: ситуация выбора одного и игнорирования других одновременно подаваемых сообщений. Повторение состояло в задаче моментального воспроизведения релевантного (определенного задачей) сообщения, отстраиваясь от нерелевантного каналов. Это позволило создать несколько моделей селективного внимания первая из которых (модель ранней селекции) была создана Бродбентом в его работе «Восприятие и коммуникация». Функционирование внимания сравнивалось с работой электромеханического устройства — фильтра, отбирающего информацию на основе сенсорных признаков и работающего по принципу ‘все или ничего’. Он исходил из следующего: перерабатывающая, перцептивная система представляет из себя канал с ограниченной пропускной способностью (восприятие ограниченного количество информации в единицу времени). Ограниченную способность определяет нахождение определенного блока, механизма перед этим каналом, называемый фильтром, работающим согласно определенным закономерностям задачи, его настройки. Информация попадает извне в сенсорный регистр, затем в КП (здесь информация попадает и сохраняется полностью и обрабатывается параллельно), после фильтра остается часть информации, так как фильтр связан с системой долговременной памяти (хранилище условных вероятностей прошлых событий), определяющей что надо извлекать из этого информационного потока (например инструкция, настраивающая фильтр на определенный аспект информации). Таким образом внимание это есть фильтр в системе переработки информации, делающий возможным восприятие в системе с ограниченной пропускной способностью, настроенный на определенные аспекты стимуляции (физические признаки: слева-справа, громче-тише, мужской-женский). Однако возникает проблема именно физических признаков настройки (собственное имя на ‘вечеринке с коктейлем’ опознается сразу, хотя фильтр и не настроен). И здесь возникает идея настройки фильтра на семантические признаки и полемика о том, где расположен фильтр — либо до перцептивной перерабатывающей системы, либо прямо перед ответом Теория Нормана и Дойч: внимание это не фильтр и вся перцептивная система работает параллельно, а внимание — это настройка на уровне ответа. В памяти существуют центральные детекторы, активация которых служит с механизмом восприятия. Эти структуры находятся под влиянием двух потоков информации — периферической и центральной, последний поток определяется интегральной характеристикой значимости данного сообщения или объекта (pertinense) — модель уместности). А.Трейсман заняла промежуточную позицию: существует и фильтр настроенный на физические признаки и на более сложно организованные аспекты информации (фонетические, грамматические, семантические) и в зависимости от важности сигнала возможна переработка даже не из релевантного канала. Это модель ‘дерева’ — существует несколько уровней фильтрации в зависимости от сложности задачи, смысла, ожиданий — на любом уровне информация, которая ранее задерживалось могла быть пропущена. Таким образом селективные теории внимания это модели в которых важную роль играет механизм отсева одной информации и пропуска другой. Проблема состояла в месте фильтра или в уровневой организации фильтра. (Эксперименты по настройке what is hell!).

2. Внимание как умственное усилие или ресурсы.

Теории направленные на изучение силовой характеристики внимания Д Канемана * отвечали на вопрос о том, что определяет политику распределения степени внимания, энергии на разные объекты. Несколько тезисов этого подхода:

— Внимание — это трата психических сил на что-то и акт внимания соотносим с умственным усилием (активацией), который определяется не столько желаниями и сознательными интенциями субъекта, сколько объективной сложностью поставленной задачи. Эквивалентом психической затраченной энергии в физиологии является активация. (Иллюстрация этого тезиса возможна на примере закона Йорка-Додсона: там где активация высока, там эффективность деятельности или трата внимания наиболее сильна. Там где активация низка, то мало и психической энергии, например при легкой, автоматизированной работе. При максимуме активации происходит разрушение решения трудной задачи. Внимание затрачивается на сосредоточение на каком-то мотивационном аспекте и на остальное его не хватает.

— Законы распределения ресурсов психической энергии позволяют построить модель: политика распределения ресурсов внимания позволяет выбрать и осуществить специфические формы ответной активности. Ресурсы же (или активация) ограничены на каждый данный момент в зависимости от состояния субъекта (сон, возбуждение, гипервозбуждение и т.д.). Главным фактором распределения ресурсов для человека является блок оценки требований задачи к ресурсам внимания (). Это блок контроля определяющие сложность, необходимость и т.д. задачи. Здесь же существует еще один блок ‘постоянные правила’ который работает по законам непроизвольного внимания и могут вмешаться в момент решения задачи и учесть изменение ситуации и перераспределить энергию между задачами. Также на распределение энергии влияет блок действующих в данный момент интенций, работающих по принципу произвольных действий. Еще на политику влияет общее активационное состояние. При падении его ниже какого-то значения выполнение задач невозможно. На активацию в общем виде влияют всякие факторы (arousal) — Детерминанты активации. Сама активация может проявляться не только в продуктивном решении задач при распределении внимания, но и в проявлении физиологических индикаторов активации (вызванные потенциалы, альфа-волны, изменения диаметра зрачка (наиболее важный и прямо коррелирующий с процессами внимания показатель)).

— Вопрос о возможности распределения внимания на несколько задач (который в модели Бродбента нельзя распределять, а можно только быстро переключать) решается Канеманом введением гипотетического отношения затраченных и требуемых для задачи усилий (Здесь нужен график отношения между реально затрачиваемыми усилиями и объективной сложностью задачи включающим понятия пределов ресурсов и дельта-ресурсов) Таким образом распределять внимание можно при наличии достаточности ресурсов для их решения. Для проверки этого было проведено экспериментальное исследование ситуации двух задач: первичная задача (которая мотивируется: за успешное решение в течении длительного времени за каждый час прибавлялось 10-15 $ при успешном решении основной задачи). Задача состояла из легкого * (требующего мало ресурсов) и трудного (их откачивающих). (График результатов). По оси ординат откладывался процент ошибок. Вторая задача — наблюдение на экране разных объектов с инструкцией немедленной реакции на появление буквы D. По оси OX — эффективность решения обоих задач. В решении основной задачи — малый процент ошибок, по второй резкое увеличение количества ошибок при переходе от восприятия к счету. Выводы: резкое увеличение количество ошибок при переходе к трудной части основной задачи говорит о том, что все внимание испытуемого переключилось на основную задачу и ресурсов на дополнительную задачу не осталось. (# Обрыв в записи).

— В лаборатории Романова обе этих позиции рассматриваются одновременно.

— Все эти раздражители оказывают специфическое действие на нервную систему: интенсивность возбуждения, особая чувствительность НС, суммация возбуждений, последовательность возбуждения без утомления и адаптации, совпадение возбуждений.

Современное состояние изучения внимания в когнитивной психологии схоже по объему исследований с психологией сознания.

3. Внимание как перцептивное действие (Найссер).

Свойства и эксперименты.

Статические характеристики внимания: объем, устойчивость, концентрация. Динамические характеристики: селективность, интенсивность, распределение, переключение, колебания.

Объем – для определения объема пользовались тахистоскопом (изучал Вундт, например). Количество однородных предметов, которые одновременно попадают в зону ясного и четкого восприятия. Количество находящихся в поле нашего внимания объектов является подвижным и зависит от связанности содержательно.

Устойчивость – определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания. Длительность зависит от возможности вскрывать в предмете новые стороны и связи.

Концентрация – это сосредоточенность. Концентрация означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая и сознательная деятельность. Концентрация определяется повышением интенсивности сигнала при ограничении поля восприятия. Включает единство интенсивности и узости объема внимания.

Селективность – характеристика внимания, связана с особенностью функционирования доминантного очага. Говорит о способности нашего внимания выделять из окружающего сенсорного «шума» только существенную (релевантную) информацию для нас в данной ситуации, способность отсеивать нерелевантную.

Интенсивность – характеризуется высокой степенью сосредоточенности сознания на определенном объекте или стороне деятельности. Энергетическая характеристика.

Распределение – способность удерживать в поле внимания управлять как бы несколькими действиями сразу, сохраняя их в поле внимания. Распределение осуществляется быстрым переносом. Зависит от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределятся внимание.

Переключение – сознательное и осмысленное перемещение внимания с той или иной скоростью с одного объекта на другой. Перенос реализуется всегда волевым усилием.

Колебания – подвержено первичным непроизвольным колебаниям. В первую очередь, колебания сенсорной ясности.

Свойства и экспериментальные исследования

1. Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и направление на него внимания.

2. Устойчивость – большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии.

3. Объем внимания – количество объектов воспринимаемых одновременно.

4. Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий.

5. Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект.

Если поднести к уху часы, то заметите, что тиканье их то усиливается, то ослабляется и вдруг на мгновение вообще исчезает. Колебания внимания легко наблюдать и при зрительных восприятиях с помощью двойственных изображений. Что вы видите на рисунке: вазу на черном фоне или два профиля на белом? Как только человек увидит оба изображения, в силу вступают колебания внимания: изображение как бы пульсирует — вы видите то вазу, то профили.

Двойственным является и изображение усеченной пирамиды. Она кажется то выпуклой, обращенной вершиной к зрителю, то углубленной с уходящей вдаль задней стенкой. И опять-таки здесь налицо колебания внимания: стенка как бы то приближается, то удаляется от зрителя. Впрочем, колебания можно снять, если не просто рассматривать фигуру, а поставить перед собой новую, более сложную задачу. Представим себе, что перед нами изображение комнаты, которую необходимо обставить: справа поставим стол и стулья, слева на стену хорошо бы повесить картину, на пол постелить ковер, на потолок — хорошо бы люстру и т. д. Пока вы «обставляете» комнату, колебаний внимания не будет. Из этого опыта можно сделать выводы, касающиеся сохранения устойчивости внимания: необходима внешняя и внутренняя активность личности, надо ставить перед собой все новые и новые, задачи.

Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания, ставшие уже классическими. Обычно используют таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, притом каждая буква повторяется в строке одно и то же количество раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3,5,10 минут) вычеркивать заданные буквы. Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течении каждой минуты, и число пропусков. Аналогично измеряется устойчивость внимания с помощью таблиц Крепелина, состоящих из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.

Следующее свойство внимания – концентрация внимания. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности. А.А.Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Однако, как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Еще В.Вундтом было показано, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно. Исследование распределения внимания имеет большое практическое значение. Для этой цели используются так называемые таблицы Шульте. На этих таблицах изображены два ряда беспорядочно разбросанных цифр, красных и черных. Испытуемый должен в определенной последовательности называть серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда эксперимент усложняют — на красную цифру надо показывать в прямом порядке, а на черную — в обратном. Как показали исследования, у отдельных испытуемых здесь отчетливо выступают значительные индивидуальные различия. Исследователи (в частности, А. Р. Лурия) считают, что эти различия могут надежно отражать некоторые вариации силы и подвижности нервных процессов и с успехом использоваться в диагностических целях.

Следующее свойство внимания – переключение. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Переключаемость внимания определяются скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому.

С помощью таблиц Шультэ ( считать арабские и римские цифры в разных направлениях)

Легкость переключения у разных людей различна и зависит от целого ряда условий (прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них). Чем интересней деятельность, тем легче на нее переключиться и наоборот. Переключаемость относиться к числу хорошо тренируемых качеств. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Для исследования переключения внимания часто используется методика «кольца Ландольта», она является универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания людей разного возраста. Для исследования переключения внимания испытуемому дается задание: в течение первой минуты нужно находить и зачеркивать одним способом кольца одного типа (с одной ориентацией разрыва), в течение следующей минуты – кольца другого типа и так далее по очереди в течение 5 минут. При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных за каждую минуту и за 5 минут в целом. Также определяется количество ошибок.

Следующее свойство внимания – это его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые человек может охватить с достаточной легкостью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы.

Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов — это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т.п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания, с помощью прибора, называемого тахистоскопом. Обычно он состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток времени (от 10 до 50—100 мс). Число ясно воспринимаемых предметов и является показателем объема внимания. Если предъявляемые объекты достаточно просты и разбросаны по демонстрируемому полю в беспорядке, объем внимания колеблется от 5 до 7 одновременно ясно воспринимаемых объектов. Вообще-то объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но классическим показателем объема внимания у людей считается равный 5±2.

Нарушения внимания — болезненные расстройства, в разной мере наблюдающиеся при утомлении и при органических поражениях мозга, прежде всего лобных долей. Характеризуются неадекватными изменениями направленности, избирательности деятельности и координации отдельных действий. Могут проявляться в сужении объема внимания, в его неустойчивости (отвлекаемость на побочные раздражители). При поражении лобных долей мозга и связанных с ними неспецифических структур нарушения внимания могут быть модально–неспецифическими и проявляться во многих видах деятельности, при восприятии любой модальности. При поражении определенной анализаторной системы нарушения внимания могут быть модально–специфическими и проявляться в работе только одной модальностью. В частности, при поражении затылочной области коры возникают нарушения зрительного внимания, при поражении височной коры — слухового.

Исследование избирательности внимания, влияния прошлого опыта на особенности мышления, акцентуац

Список литературы. 16

В данной работе проведены исследования на уровень избирательности внимания; влияния прошлого опыта на особенности мышления; выявление типологии (акцентуации) характера. Исследования проводились методом тестирования при использовании теста – задания и теста – опросника. Все исследования проводились в группе. Количество испытуемых – 4 человека.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида, процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации.

Внимание проявляется в направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. Благодаря вниманию возможна избирательная активность психических процессов. Основные функции внимания – регулирующая и контрольная. В зависимости от уровней психической регуляции, определяемых параметрами воздействующих стимулов, наличием или отсутствием целей и волевых усилий, оно может приобретать вид произвольного, непроизвольного или послепроизвольного внимания. Внимание людей отличается силой, широтой и динамикой. К важнейшим его характеристикам относятся: избирательность, устойчивость, концентрированность, распределение и переключение. Под избирательностью внимания понимают способность к сосредоточению на наиболее важных объектах. В данной работе для диагностики избирательности внимания применяется методика Мюнстенберга.

Методика рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости. Методика применяется как в группе, так и индивидуально.

Порядок проведения тестирования. испытуемым предлагается бланк с написанными построчно буквами. Среди букв необходимо отыскать слова и подчеркнуть их. Время работы — 2 минуты.

Инструкция испытуемым. «Среди буквенного текста имеются слова – существительные в именительном падеже единственного числа. Необходимо посмотреть текст и подчеркнуть найденные слова. Работать следует быстро, так как время фиксируется»

1.Подсчитать общее количество подчеркнутых слов (N)

2.Подсчитать количество пропущенных слов (p)

3.Подсчитать количество неправильно подчеркнутых слов (r)

4.Подсчитать количество правильно подчеркнутых слов (m)

5.Вычислить коэффициент точности

избирательности внимания (A) A= ——-

6.Вычислить скорость выбора (S) S= —-

7.Проанализировать данные по группе.

2.Влияние прошлого опыта на особенности мышления.

Мышление – это психический познавательный процесс отражения сущности и отношений предметов и явлений объективного мира, который включает ряд операций, с помощью которых осуществляется решение задач, стоящих перед человеком в сложившейся ситуации.

В свое время М.Вертгеймер, представитель гештальтпсихологии полагал, что прошлый опыт отрицательно влияет на творческое продуктивное мышление, которое может расцениваться и как истинное мышление. Особенно это касается детей. Это объясняется тем, что в определенных условиях, а именно когда человек в процессе обучения и практической деятельности усваивает лишь ограниченное число способов решения различных по сложности задач, у него можно обнаружить очень нежелательное качество мышления — ригидность. Под ригидностью понимается затрудненность переключения мышления на новые способы и правила, как «вязкость» мышления вплоть до полной неспособности субъекта изменить выработанную ранее программу деятельности, тенденция к предпочтению репродуктивного, к избеганию ситуаций, в которых нужно искать новые решения. Из трех видов ригидности – когнитивной (познавательной), аффективной (эмоциональной) и мотивационной — для исследования мышления особое значение имеет когнитивная ригидность. В данной работе для исследования вышеуказанного качества мышления применяется методика А. Лачинса.

Эксперимент с помощью методики, предложенной А. Лачинсом для выявления ригидности мыслительных процессов, состоит в способе решения однотипных задач группой испытуемых. Задачи на переливание воды разными по емкости сосудами подобраны так, что часть из них может быть решена только одним способом, а часть — двумя: предыдущим и другим, более рациональным.

Порядок проведения тестирования. Испытуемым выдаются бланки с десятью арифметическими задачами каждый. Задачи в бланках одни и те же, но последовательность их перечисления разная. Важнейшим условием проведения опыта является независимое, индивидуальное и последовательное решение всеми испытуемыми предъявленных задач. Все вычисления каждый испытуемый записывает на бланке с задачами.

Инструкция испытуемым. «На предложенном бланке имеется 10 задач, для решения которых необходимо выполнить элементарные арифметические действия. Прямо на бланке следует записать последовательность арифметических действий, которые используются для решения каждой задачи. Время решения не ограничено. Решать задачи последовательно от первой до последней. Задачи нужно решать самостоятельно, подсматривать, списывать или консультироваться друг у друга запрещается».

Бланк для группы:

1. Даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 литра.

Как отмерить ровно 10 литров воды?

2. Даны три сосуда, емкость которых 37, 24 и 2 литра.

Как отмерить ровно 9 литров воды?

3. Даны три сосуда, емкость которых 39, 22 и 2 литра.

Как отмерить ровно 13 литров воды?

4. Даны три сосуда, емкость которых 38, 25 и 2 литра.

Как отмерить ровно 9 литров воды?

5. Даны три сосуда, емкость которых 29, 14 и 2 литра.

Как отмерить ровно 11 литров воды?

6. Даны три сосуда, емкость которых 28, 14 и 2 литра.

Как отмерить ровно 10 литров воды?

7. Даны три сосуда, емкость которых 27, 12 и 3 литра.

Как отмерить ровно 9 литров воды?

8. Даны три сосуда, емкость которых 30. 12 и 3 литра.

Как отмерить ровно 15 литров воды?

9. Даны три сосуда, емкость которых 28, 7 и 5 литров.

Как отмерить ровно 12 литров воды?

10. Даны три сосуда, емкость которых 26, 10 и 3 литра.

Как отмерить ровно 10 литров воды?

1. Каждый испытуемый у себя проставляет число рациональных и нерациональных решений всех задач. По условию опыта задачи 1-5 имеют только одно решение, т. е. их решение всегда рационально. Критерием же нерациональности решения задач 6-10 является использование минимального числа арифметических действий — двух, одного или никакого, т. е. немедленно следует ответ.

2. Подсчитать, сколько испытуемых пользовалось нерациональным способом решения.

3. Проанализировать данные по группе.

При соблюдении процедурных особенностей проведения опыта в ходе анализа его результатов в большинстве случаев удается показать, что у испытуемых под влиянием усвоенного способа решения задач 1 -5 с обязательным использованием всех трех сосудов вырабатывается стереотип, и они оказываются нечувствительными к изменению условий задач 6-10. При использовании этой методики большинство испытуемых (около 80 %) совершают перенос на тестовые задачи тех процедур, которые использовались при решении пяти предыдущих. В результате эти испытуемые не находят новых, рациональных способов решения, в чем и проявляется познавательная ригидность мыслительных процессов.

3.Исследование акцентуаций характера.

Характер ( от греч. сharacter – черта, признак, примета, особенность) – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.

Любая черта характера человека, являя собой некоторый устойчивый стереотип поведения, имеет разную количественную степень выраженности. «Когда количественная выраженность той или иной черты характера оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера. «Это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» — так считает один из ведущих исследователей данной проблемы А.Е. Личко. Поэтому акцентуация всегда предполагает усиление степени выраженности определенной черты характера субъекта, которая и становится акцентуированной, на фоне других особенностей и свойств его характера.

Определив вид акцентуации, можно уяснить, какие трудности социальной адаптации испытывает человек, какие побуждения в мотивационной сфере являются у него ведущими, а также прогнозировать его поведение, особенно в социально неблагополучных, осложненных ситуациях. Человек, знающий «заостренные черты» своего характера, может при желании контролировать свое поведение, вовремя подавляя те или иные нежелательные для себя и окружающих формы реагирования. В данной работе для определения типа акцентуации характера или ее отсутствие применяется методика теста – опросника на основе типологии К. Леонгарда, опросников Шмишека и Л. Горшенина. Тест – опросник содержит 60 вопросов и позволяет выявить некоторые типы акцентуации характера.

Порядок проведения тестирования: Испытуемым выдаются бланки с номерами вопросов, которые расположены в колонки по 6 шт. Напротив каждого номера вопроса ставится знак +, если ответ (да) или знак -. если ответ (нет). Вопросы зачитываются вслух по порядку.

Инструкция испытуемым: « Вам предлагаются бланки с номерами вопросов. Напротив каждого номера, прослушав соответствующий вопрос, следует поставить знак <+>, если ответ положительный или знак <->, если ответ отрицательный. Долго думать над вопросом не стоит, поскольку правильных или неправильных ответов не существует.»

Обработка результатов: Учитывается количество положительных ответов в строке. Чем их больше, тем выраженнее черты соответствующего типа характера:

1 строка — психастеник;

2 строка — демонстративный;

3 строка — застревающий;

4 строка — возбудимый;

5 строка — гипертимный;

6 строка — шкала готовности к тестированию. Чем больше баллов в 6 строке, тем надежнее результаты. Далее проанализировать данные по группе.

Группа испытуемых в составе четырех человек.

Место проведения: комната отдыха организации.

Предварительный прогноз испытуемых:

Должность – менеджер отдела аренды.

Человек спокойный, уравновешенный, дружелюбный. Предпочитает общение с близкими людьми, которые легко его понимают. Склонен к рассуждениям, самоанализу, перепроверкам. Заранее планирует свою деятельность, чувствителен к замечаниям и неудачам. Ему свойственно исполнительность, чувство долга, требовательность к себе, самокритичность.

Вывод: предположительно у него более выражен психастенический тип акцентуации характера. Учитывая род деятельности, уровень избирательности внимания может быть выше среднего. Также возможно наличие способности переключения мышления на иные способы решения задач.

Возраст – 28 лет.

Должность – главный бухгалтер.

Ей свойственна инициативность, энергичность, любовь к спорту, оптимизм, развитое чувство юмора. Весела, разговорчива, легко вступает в контакт с окружающими, самостоятельна, практична.

Вывод: предположительно у нее ярче выражен гипертимный тип акцентуации характера. Учитывая род деятельности и образование, уровень избирательности внимания может быть выше среднего. Возможно и наличие способности переключения мышления на иные способы решения задач.

3. Злотников М. А.:

Образование – среднее – специальное.

Должность – сотрудник службы безопасности.

В основном приподнятое настроение,он весел, разговорчив, легко знакомится с людьми, склонен к риску, энергичен. Предпочитает физические нагрузки, несамокритичен. Всегда чем – то занимается (жажда деятельности), оптимистичен, игнорирует наказания.

Вывод: предположительно у него более выражен гипертимный тип акцентуации характера. Учитывая род деятельности и образование, уровень избирательности внимания может быть на уровне среднего или ниже. Возможно наличие ригидности мышления.

Образование – среднее – специальное.

Должность – сотрудник службы безопасности.

Человек несговорчивый, долго помнит обиды, часто конфликтует, выражена конформность, обидчивость, упрямство. Четко определен круг врагов и друзей. Свойственна подозрительность, мстительность, задетое самолюбие.

Вывод: предположительно у него более выражен застревающий тип акцентуации характера. Учитывая род деятельности и образование, возможно наличие ригидности мышления и невысокий уровень избирательности внимания.

Показателями уровня выраженности избирательности внимания в данном исследовании являются: время выполнения задания количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов.

Согласно результатам тестирования группы способность избирательности внимания лучше развита у первых двух испытуемых: Аликина А. и Сабаевой Н. Слабее развита эта способность у Кривенцова Р. и еще меньше у Злотникова М.

Иногда причинами низкого уровня избирательности внимания могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др. Поэтому при наблюдении за ходом тестирования необходимо обращать на это внимание.

Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач.

Необходимо заметить, что всем испытуемым не сразу было понятно решение задач согласно инструкции, для чего потребовалось в качестве наглядного примера решить первую задачу.

Согласно результатам исследования у испытуемых Аликина А. Злотникова М. Кривенцова Р. Обнаружено отсутствие способности переключения мышления на новый способ решения задачи, т.е. наличие ригидности мышления. У испытуемой Сабаевой Н. в результате тестирования, обнаружено наличие вышеуказанной способности.

Исследование выраженности типа акцентуации характера.

По результатам тестирования обнаружена выраженность следующих типов акцентуации характера у испытуемых:

1.Аликин А.Л. – психастенический тип.

2.Сабаева Н.А. – гипертимный тип.

3.Злотников М.А – гипертимный тип

4.Кривенцов Р.А. – застревающий тип

Заключения по испытуемым:

1. По уровню избирательности внимания предварительный прогноз испытуемых подтвердился. У испытуемых Злотникова М. и Кривенцова Р. уровень избирательности внимания оказался ниже, чем у других двух испытуемых (Аликина А. и Сабаевой Н.).

2. При исследовании влияния прошлого опыта на решение задач у всех испытуемых, кроме Сабаевой Н. обнаружено отсутствие способности переключения мышления на иной способ решения задач. Предположения не подтвердились по испытуемому Аликину А. у которого прогнозировалось наличие данной способности.

3. Предположения по типу акцентуации характера в результате тестирования предположения подтвердились у Аликина А. Сабаевой Н. Кривенцова Р. У испытуемого Злотникова М. по результатам тестирования наиболее выраженным оказался демонстративный тип, вместо предполагаемого гипертимного. Но здесь необходимо обратить внимание на количество баллов в строке готовности к тестированию (6), то есть на искренность ответов испытуемого, которое составляет 3 балла. А это значит, что испытуемый не совсем откровенно отвечал на вопросы.

Очень высокий уровень избирательности внимания – это свидетельство феноменальной психической активности человека. В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого. Избирательность внимания поддается тренировке. Существуют упражнения, подобные данному тесту, для улучшения этой способности.

Экспериментально — психологические исследования показали, что прошлый опыт играет не только положительную роль в мышлении, обеспечивая субъектов уже знакомыми им правилами решения и способами анализа, но может оказаться и тормозом на пути решения новых задач, создавая консервативную нерациональную основу для решения

В обычных условиях наличие той или иной акцентуации не всегда заметны окружающим, она не проявляется в поведении и не препятствует социальной адаптации. Это так называемая скрытая (латентная) акцентуация, которая представляет собой обычный вариант нормы, выражена слабо или не выражена вовсе. Такая акцентуация может проявиться неожиданно под воздействием определенных стрессогенных (психогенных) факторов и лишь в определенных условиях, усиливающих степень выраженности определенной черты. Из этого следует, что каждый тип акцентуации характера имеет свое слабое место. Если психическая травма, эмоциональный стресс или просто трудная ситуация в жизни задевает эту уязвимую черту, то возникают разного рода срывы – от невротических реакций до состояния тяжелой и длительной дезадаптации. Все другие воздействия на сознание человека, не направленные на наиболее уязвимые точки характера, обычно переносятся им без осложнений, не доставляя никаких неприятностей ни ему самому, ни окружающим.

1. «Практикум по общей психологии» — учебное пособие 4-ое издание

Н.С.Глуханюк, Е.В.Дьяченко, С.Л.Семенова Москва-Воронеж 2009 г.

2. «Психологический словарь» /под редакцией В.П.Зинченко и Б.Г.Мещеряякова 2-ое издание Москва 2007 г.

3. «Психология» — учебник Р.С.Немов Москва 2007 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *